Роль права в жизни человека сообщение. Понятие права. Его социальное назначение. Взаимосвязь права и государства. Структура правового отношения

«Роль права в жизни человека, общества, государства»

1 Ожидаемые результаты

Предметные:

В результате занятия обучающиеся

усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

смогут приводить примеры действия правовых норм;

поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Метапредметные:

В результате изучения темы обучающиеся

приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

Личностные:

В результате изучения темы учащиеся

осознают ценность права;

смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

смогут соотносить свои поступки с нормами права.

2 Место темы в системе учебных занятий

С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

3 Оборудование и материалы

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

Норма права. Закон.

Система законодательства.

Право и закон.

5 Опорные знания

Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

6 Организация учебной деятельности

Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Варианты организации работы:

Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

Ход урока

Мотивационный блок.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

Проблемный блок.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учитель подводит обучающихся к выводам:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Информационно-аналитический блок.

Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

Проводится работа со схемой «Норма права».

По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

«Закон не всегда является правом»

«Государство может принять несправедливый закон»

«Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

Всякое человеческое общество, будь то небольшая группа людей или целое государство, нуждается в четкой организации деятельности. Еще в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка и разрушительную силу беспорядка, безвластия. Регуляторами общественной жизни в то время являлись обычаи, родоплеменные традиции, нормы морали и религиозные табу, сформировавшиеся в результате накапливаемого жизненного опыта, совместной деятельности. Эти нормы поведения передавались из уст в уста, от одного поколения к другому; в современной науке они называются «обычное право», т. е. целая система родоплеменных обычаев. Нарушение подобных норм каралось весьма сурово, вплоть до изгнания из рода.

С усложнением экономической жизни и социальной структуры общества появляется государство. Человечество не смогло обойтись без государства как инструмента управления обществом. Одних обычаев и традиций оказалось недостаточно для регулирования социальных и экономических отношений в обществе, необходима была более действенная, оперативная сила, каковой и явилось право.

Мудрость, здравый смысл, стремление к порядку привели к созданию норм права (общеобязательных правил поведения), зафиксированных письменно. Например, Салическая Правда у франков и Русская Правда у восточных славян возникли в период становления раннефеодальных государств у этих народов и закрепили прежде всего в письменной форме нормы обычного права, а также отразили в себе процессы социального и имущественного расслоения, процесс формирования государства.

П р а в о – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Слово «право» имеет еще одно значение – личная возможность действовать, вступать в определенные отношения с другими людьми. Например, право на труд, на социальное обеспечение, право на образование, право на свободу слова и т. д.

Право как система норм характеризуется следующими признаками:

1) общеобязательность – требования права обязательны для исполнения всеми, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);

4) многократность применения – нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Значение права в жизни человека и общества огромно. Являясь универсальным регулятором общественных отношений, оно закрепляет основы существующего строя.

Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

Право побуждает людей совершать активные положительные действия и способствует, таким образом, развитию общества.

Право является критерием правомерного и неправомерного поведения людей и является основанием для применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности.

Право неразрывно связано с государством, только в результате его активной деятельности, нормы права становятся общеобязательными и формально определенными. Право как система норм поведения постоянно совершенствуется в соответствии с особенностями эпохи и, как показывает исторический опыт, становится гуманнее, демократичнее

Слово «норма» (от лат. norma) означает меру, правило, образец, стандарт. Социальные нормы устанавливают правила поведения людей в обществе, границы их дозволенного и запрещенного поведения. В процессе развития общества возникли и действуют различные социальные нормы - морали, религии, права, этики, политики, обычаи (традиции), корпоративные нормы и т.д. В условиях государственно-организованного общества основным социальным регулятором общественных отношений становится право.

Обычаи представляют собой правила поведения, которые сложились стихийно, естественным путем в процессе развития общества и укоренились в сознании людей в результате их многократного повторения в течение длительного времени. Это неписаные правила, которые передаются от поколения к поколению и соблюдаются в силу привычки. Например, русские обычаи «играть» свадьбу, печь блины на масленицу и др. Разновидностью обычаев являются традиции. К нормам обычаев относятся также обряды и деловые обыкновения.

Нормы морали, как и обычаи, возникают естественным путем и выражают представления людей о добре и зле, справедливости и порядочности, долге и чести и т.п. Они «живут» в сознании людей и обеспечиваются внутренним убеждением человека и силой общественного мнения.

Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) - это правила поведения, которые устанавливаются общественными объединениями и обеспечиваются ими. Такие нормы выражают интересы членов какой-либо организации и распространяют свое действие на них. Корпоративные нормы закрепляются в учредительных документах организации, например, в уставе политической партии.

Религиозные нормы представляют собой правила поведения людей в обществе с позиций требований веры и церкви. Они поддерживаются благодаря своему многократному повторению и обеспечиваются страхом «божьей кары», ожидающей грешников. Религиозные нормы содержатся в священных книгах религий - Библии, Коране и т.д.

Нормы права - это общеобязательные правила поведения людей, которые устанавливаются правотворческими органами государства и регламентируют общественно значимое поведение людей. Норма права устанавливает типовую модель, стандарт должного поведения людей. Посредством правовых норм обеспечиваются наиболее важные социальные ценности общества и государства - жизнь и свобода человека, отношения собственности, конституционный строй и др. Нормы права имеют писаный характер и закрепляются в официальных юридических актах государства - законах, указах, постановлениях и т.д. Исполнение правовых норм обеспечивается возможностью государственного принуждения. В процессе социального регулирования общественных отношений нормы права наиболее тесным образом взаимодействуют с нормами морали.

2. Право и его признаки

Понятие «право» является многозначным. Во-первых, данным понятием обозначается государственный институт охраны высших ценностей общества и государства. Во-вторых, право выступает как социальный инструмент, устанавливающий определенные общественные идеалы и в первую очередь справедливость. В-третьих, право рассматривается как система прав и свобод человека и гражданина. В специальном юридическом смысле принято разграничивать объективное и субъективное право.

Объективное право можно определить как исторически сложившуюся систему общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, находящихся под его Защитой правил поведения, которые регулируют общественные отношения с учетом экономических, политических и духовных устоев. Объективность права следует понимать в аспекте его независимости от воли и сознания людей.

Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту (человеку или организации) и определяющее его возможное поведение в границах объективного права. Иначе говоря, субъективное право выступает как форма реализации объективного права, когда определенные лица вступают в правовые отношения и наделяются по отношению друг к другу взаимными юридическими правами и обязанностями.

Право характеризуется рядом признаков, которые позволяют отграничить его от неправовых социальных норм.

Нормативность - есть результат закрепления устойчивых, повторяющихся социально-полезных отношений людей.

Общеобязательность для всех членов общества, всех лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства; находящихся на территории государства.

Волевая природа права - в праве отражается государственная воля господствующих социальных сил и воплощается в нормах права, установленных государством.

Взаимосвязь права с государством - государство участвует и в правообразовании, и в охране права.

Формальная определенность - юридические нормы обязательно выражаются в письменной форме; четко фиксируют права и обязанности участников правоотношений, исключают их различные трактования.

Системный характер - право представляет собой определенную целостность, единую логически обоснованную систему юридических норм.

Социальная природа права - право выступает средством социального компромисса в обществе, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мерой социальной свободы индивида.

3. Норма права

Норма права представляет собой особую разновидность социальных норм. Это первичная клеточка права, исходный структурный элемент его системы.

Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных нрав субъектов. С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия. Правовая норма, иначе говоря, действует посредством предоставления субъектам права юридических прав и возложения на них юридических обязанностей.

Правовой норме присущи многократность применения и длительность действия. Данное свойство нормы проявляется в том, что она регулирует повторяющиеся общественные отношения. В этом состоит его основное назначение. Любая правовая норма потенциально рассчитана на неограниченное число однотипных случаев. Она вступает в действие всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная данной нормой.

Следует уточнить и такой признак нормы нрава, как общеобязательность. Здесь надо учитывать, что многие нормы обращены только к определенным видам лиц: несовершеннолетним, военнослужащим, должностным лицам, лицам с неполной трудоспособностью и т.д. Обязательность нормы, следовательно, проявляется в том, что она должна быть выполнена каждым, кто оказался в условиях, предусмотренных нормой.

4. Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт - это изданный в установленном порядке акт, содержащий правовые нормы. Нормативно-правовые акты могут быть приняты также референдумом и в порядке делегированного законодательства. Они являются основными и наиболее совершенными источниками права.

Каждый нормативно-правовой акт имеет специфические структуру, содержание, форму, способы изложения юридических норм, символы и реквизиты (наименование, дату издания, разделы, главы, статьи, пункты и т.д.). Наименование нормативного акта показывает, какой орган издал данный акт и, следовательно, какова его юридическая сила. Нормативно-правовые акты издаются в строгом соответствии с компетенцией конкретных органов, Это обусловливает законность самой правотворческой деятельности. Нормативному акту присуща определенность формулирования юридических норм. Нормативные акты характеризируются общеобязательностью, что является следствием общеобязательности содержащихся в них норм права. Нормативные акты обладают общеизвестностью. Они должны быть доведены до сведения всех субъектов, которым они адресованы. Это обеспечивается установлением особого порядка их опубликования.

Все нормативные акты: находятся в строгой соподчиненности. При их расхождении приоритет имеет акт, обладающий повышенной юридической силой. Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон является родовым по отношению к конкретным разновидностям законов, действующих в РФ.

Законы принимаются соответствующими представительными органами государственной власти. Кроме этого законы могут быть приняты непосредственно самим народом в ходе референдума.

В РФ действуют следующие виды законов:

Конституция РФ - это основной закон, закрепляющий, конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, систему федеральных органов государственной власти и основы местного самоуправления. Все нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы - в системе источников российского права следуют за Конституцией РФ. Помимо формальных признаков конституционные законы характеризуются тем, что они имеют одинаковый с Конституцией РФ предмет регулирования и непосредственно развивают и детализируют ее положения.

Федеральные законы - принимаются по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов. Они не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Законы субъектов РФ - принимаются в соответствии с федеральными законами по вопросам совместной компетенции РФ и ее субъектов, а также по вопросам собственной компетенции субъектов РФ.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его компетенции, действует нормативный акт субъекта Федерации. Данное положение не противоречит принципу верховенства федерального закона. Оно в полной мере соответствует конституционным полномочиям субъектов РФ на осуществление собственного правового регулирования в условиях федеративного государства.

Подзаконные акты представляют собой нормативно-правовые акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, которые основаны на законе, не могут ему противоречить и издаются во исполнение закона. По сравнению с законами они обладают меньшей юридической силой. Подзаконные нормативные акты чрезвычайно многообразны и образуют сложную соподчиненную систему. С учетом их иерархии можно выделить следующие виды подзаконных актов:

Постановления палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы).

Указы Президента РФ - подлежат исполнению на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ. Они распространяются на территорию всей страны, обычно регулируют вопросы государственного, хозяйственного и культурного строительства.

Нормативные акты центральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и др.). Они регулируют, как правило, внутриведомственные отношения.

Нормативные акты органов местного самоуправления. Они действуют на территории, на которую распространяется деятельность муниципального органа.

Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, распространяются только на членов данной организации.

На уровне субъектов РФ в систему подзаконных входят: нормативные акты президентов, постановления правительств, а также нормативные акты иных органов исполнительной власти соответствующих субъектов.

5. Система российского права

Система права - это внутренняя структура права. Она выражает единство и взаимосвязь юридических норм и одновременно их разделение на самостоятельные части. Система права показывает, из каких элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Структурным элементом системы права являются отрасли, институты и нормы.

Норма права образует первичный элемент системы права. Из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы - институты и отрасли права.

Отрасли права подразделяются на правовые институты. Правовой институт является первичным самостоятельным структурным подразделением отрасли. Правовые нормы образуют отрасль не прямо, а только через соответствующие институты. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, а правовой институт - определенный вид общественных отношений внутри данного рода. Например, в государственном (конституционном) праве можно выделить институт гражданства как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные с приобретением, осуществлением, изменением или утратой лицом статуса гражданина государства и т.д.

Правовые институты включают в себя совокупность правовых норм.

6. Основные отрасли права

Государственное (конституционное) право - это ведущая отрасль российского права. Она объединяет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, в которых выражаются главные интересы общества и государства. Государственно-правовые нормы закрепляют, прежде всего основные принципы, определяющие устройство государства. В них устанавливаются основы взаимоотношений государства и личности. Государственное право регулирует отношения между РФ: в целом и ее субъектами, закрепляет систему государственной власти и местного самоуправления. В качестве метода регулирования используется главным образом учредительно-закрепительный метод в сочетании с общим регулированием.

Административное право охватывает совокупность правовых норм, регламентирующих отношения в сфёре государственного управления, обеспечивает юридическое оформление таких управленческих отношений. Оно устанавливает правовой статус органов государственного управления, их компетенцию, права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере государственного управления и т.п. Основным методом правового регулирования является метод власти и подчинения.

Финансовое право регулирует отношения, связанные с финансовой и бюджетной деятельностью государства. В процессе этих отношений происходит составление и утверждение государственного бюджета, его исполнение, порядок установления и взимания налогов с населения, предприятий и организаций и др.

Гражданское право является наиболее обширной отраслью российского права, определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности, в том числе и интеллектуальной, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Гражданским законодательством защищаются неотчуждаемые права и свободы человека. Метод регулирования представлен методом автономии, юридического равенства сторон.

Трудовое право регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности человека, в основе которой лежит трудовой найм. Нормами данной отрасли устанавливаются порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, дисциплина и охрана труда и др.

Семейное право - это отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с браком и членством в семье. Семейно-правовые нормы предусматривают порядок и условия заключения брака, его прекращения, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.

Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно-опасные деяния являются преступлениями, и какие наказания необходимо применять к лицам, виновным в их совершении. Единственным источником уголовного права является уголовный закон.

Никакие иные правовые акты не могут устанавливать нормы уголовного права.

Среди отраслей процессуального права следует особо выделить, во-первых, уголовно-процессуальное право. Оно объединяет совокупность правовых норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов в процессе расследования и рассмотрения в суде уголовных дел. Во-вторых, гражданско-процессуальное право. Его нормы регулируют порядок судебного разбирательства и других процессуальных действий по гражданским делам.

7. Публичное и частное право

В юридической науке существует деление системы права на публичное и частное. В современных условиях в связи с формированием в РФ гражданского общества и рыночной экономики развитию частного права придается важное значение.

Основной смысл разграничения частного и публичного права состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу имущественных и иных интересов граждан и их объединений. Частное право предполагает децентрализацию юридического регулирования. Здесь все отношения строятся на основе равенства и свобод участников правовых отношений. Частное право охватывает те отрасли права, нормы которых регулируют сферу частных дел и интересов личности. Это, к примеру, гражданское, семейное, трудовое право. Публичное право включает отрасли, регламентирующие отношения государства, его органов с гражданами и иными организациями. Его нормы связаны с общими интересами всех членов общества. К отраслям публичного права относятся конституционное, административное, уголовное и иные отрасли права.

Возникновение правовых отношений является главным результатом правового регулирования. Именно в правоотношении, абстрактное содержание юридической нормы применяется к конкретной ситуации. В ней конкретные лица взаимосвязаны конкретными правами и обязанностями, в общей форме закрепленными нормами права. Такие права и обязанности сторон правоотношения называются субъективными (индивидуальными). Они обеспечивают особую - юридическую взаимосвязь участников правоотношения, которые строят свое поведение в соответствии с данными правами и обязанностями.

Однако для возникновения правоотношений недостаточно наличия одних только норм права. Требуются определенные фактические обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Такие фактические обстоятельства признаются юридическими фактами. С одной стороны, они представляют собой факты реальной действительности, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, явления материального мира. С другой стороны, это факты, предусмотренные нормами права. Именно они определяют, каким явлениям материального мира придается юридическое значение.

Юридические факты закрепляются в гипотезах правовых норм. Среди различных видов юридических фактов особое значение имеет их разграничение по волевому признаку. В этой точки зрения юридические факты подразделяются на две группы - юридические события (не зависят от воли людей) и юридические действия (волевые акты человеческого поведения). Действия делятся на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (преступления и проступки).

Значение юридических фактов в правовом регулировании выражается в том, что они соединяют правовые нормы с реальными общественными отношениями. Именно благодаря им реализуется норма права, возникает (изменяется, прекращается) правоотношение.

Правоотношения характеризуются определенными признаками. Во-первых, они являются интеллектуальными и волевыми отношениями. В отличие от производственных отношений, которые складываются объективно, правоотношения всегда носят сознательно-волевой характер. В них воплощаются осознанность поведения и воля участников правоотношений, а также воля государства, выраженная в нормах права.

Во-вторых, правоотношение неразрывно связано с нормами права. Общественные отношения становятся правовыми только в том случае, если из всех видов социальных норм на, них воздействуют именно нормы права. Поэтому правоотношения представляют собой форму реализации юридических норм. Вне правоотношения они реализоваться не могут.

В-третьих, участники правоотношения наделены взаимными субъективными правами и обязанностями, которые неразрывно связаны. Субъективным правом можно обладать только по отношению к какому-либо обязанному лицу. Равным образом и юридическую обязанность можно нести только перед каким-либо управомоченным лицом. Следовательно, в правоотношении всегда имеются две стороны - управомоченная как носитель определенного субъективного права и обязанность как носитель соответствующей юридической обязанности.

В-четвертых, правовые отношения являются элементом правопорядка в обществе. Они охраняются (гарантируются) государством. Как правило, правоотношение реализуется в добровольных действиях участвующих в нем лиц. Но в целях обеспечения выполнения его участниками принятых на себя юридических обязанностей всегда существует возможность применения государственного принуждения.

Таким образом, правоотношение представляет собой урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого наделены взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

8. Структура правового отношения

Правоотношение складывается из определенных элементов. Их совокупность образует его структуру. В нее входят субъекты, содержание и объект правоотношения.

Субъектами правоотношений признаются лица, которые могут быть их участниками.

Участником правоотношения может быть только человек или общность людей. В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов. Субъекты (участники) правоотношений могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным субъектам относятся физические лица. Среди них: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и лица с двойным гражданством. Коллективные субъекты представлены различными организациями как объединениями людей. В их числе: государство в целом, государственные органы и учреждения, разнообразные общественные объединения, юридические лица и т.д.

Для участия в правовых отношениях каждый субъект наделяется государством особым юридическим свойством - правосубъектностью, т.е. способностью быть участником правоотношения. Правосубъектность не зависит от воли и желания физического лица или организации. Ее содержание, а также возникновение, изменение или прекращение устанавливаются государством. В составе правосубъектности принято выделять правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность представляет собой способность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Сама по себе правоспособность никакого реального блага не дает. Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность (способность) иметь их.

Правоспособность организаций возникает с момента их образования, т.е. со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Она является специальной и определяется целями и задачами их деятельности.

Дееспособность - это установленная законом способность субъекта непосредственно своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Дееспособность физических лиц неразрывно связана с их интеллектуальной и волевой зрелостью. Поэтому у граждан она возникает с момента достижения ими определенного возраста. Согласно ст.60 Конституции РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцати лет. Но в отдельных отраслях российского права с учетом специфики предмета и метода правового регулирования вопрос о моменте наступления дееспособности физических лиц решается иначе.

Дееспособность юридических лиц возникает одновременно с правоспособностью и прекращается с момента завершения ликвидации юридического лица. По общему правилу она осуществляется через органы юридического лица.

Дееспособность - это предусмотренная законом способность субъекта лично нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Например, в уголовном праве ответственность наступает с 16 лет, а за некоторые преступления (убийство, кража, разбой и др.) - с 14 лет.

Субъективное право представляет собой вид и меру возможного поведения участника правоотношения, обеспеченную государством. Характерной чертой данного права является возможность пользоваться им по собственному усмотрению. Только от лица зависит, как распорядиться принадлежащим ему правом. Исключение составляют случаи, когда оно одновременно является и юридической обязанностью лица. Например, право родителей на воспитание своих несовершеннолетних детей является и их юридической обязанностью.

Юридическая обязанность проявляется в двух аспектах. Во-первых, в обязанности совершить определенные действия в интересах управомоченного лица. Во-вторых, в обязанности воздерживаться от действий, нарушающих права управомоченного лица.

Под объектом правоотношения понимается все то, на что направлены субъективные права и обязанности его субъектов. Объектами правоотношений являются материальные либо нематериальные блага, способные удовлетворять интересы (потребности) участников правоотношений. Среди них, во-первых, материальные предметы (вещи, деньги, ценные бумаги и иное имущество). Во-вторых, продукты творческой деятельности. В-третьих, действия (воздержание от действий) обязанных лиц. В-четвертых, личные нематериальные блага (честь, достоинство, деловая репутация, личная неприкосновенность и др.).

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Право - такая же великая общечеловеческая ценность, как и мораль. Мораль и право неразрывно взаимосвязаны. Они воздействуют на наше поведение, регулируют его почти с одинаковой силой. Они определяют меру свободы нашего поведения, но такой свободы, которая не идет в ущерб окружающим.

Право связано с юридическими законами и с государством. О государстве вообще вы уже довольно много знаете из истории, а также из первой части данного курса.

Важным достижением мировой цивилизации ученые считают правовое государство. Если определить очень коротко, то правовое государство - это такое государство, которое главной своей задачей ставит защиту прав и свобод человека, его жизни и благосостояния. Думается, что государств, в полной мере решивших эту задачу, нет еще нигде в мире, это скорее идеал.

Но некоторые демократически развитые государства добились ощутимых успехов в защите своих граждан.

Россия, встав на демократический путь развития, также поставила цель создать правовое государство. Правовое государство признает за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

Гражданин и государство . С понятиями «личность», «гражданин», «право», «государство» вы уже знакомы.

Все эти понятия взаимосвязаны. Каждый человек, развиваясь, осваивая культуру, осознавая сущность и значение моральных требований, руководствуясь ими, становится личностью. У каждого человека есть права и обязанности по отношению к семье, окружающим людям, коллективу, обществу, государству. Для характеристики личности с точки зрения ее прав, свобод и обязанностей употребляют понятие «гражданин». Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое старинное словосочетание - «гражданин Отечества».

Когда в нашем Отечестве на свет появляется человек, он сразу получает гражданство - по праву рождения, так сказано в специальном законе о гражданстве.

Гражданством называют правовую связь человека с государством. Это значит, что и у вас лично, и у государства, в котором вы живете, есть взаимные права и взаимные обязанности. Вы имеете возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в специальных государственных правовых документах (Конституции - основном законе страны, других законах), например правом на образование, на участие в культурной жизни и т. д. Вместе с тем есть у вас и обязанности: вы обязаны соблюдать законы, установленные государством, и уважать права других людей. Вы обязаны платить налоги и охранять природу. И конечно, вашим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества. Но и государство должно подчиняться законам, действовать в рамках своих законных прав, а также нести ответственность перед гражданином: ведь права и обязанности, ответственность, как мы отметили выше, взаимны.

Потребность в порядке и справедливости . Давно, очень давно поняли люди громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом, гибнут люди, гибнет природа, скитаются по земле бездомные беженцы, разорение и запустение надвигаются туда, где еще недавно цвела мирная жизнь... И ведь это не только события древней истории. Достаточно внимательно присмотреться к современным событиям, в том числе на территории государств, входивших в состав СССР.

Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли - помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились общеобязательные правила (нормы права), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего согласия, гражданского мира, диалога, договоренности. Право соединило в себе несколько смысловых значений. Одно связано с понятием «править», «управлять», «регулировать» (отношения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве: устанавливается правильный, единый, равный для всех порядок. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью права порядок, то на него находят «управу», т. е. заставляют считаться с установленными нормами.

Другое связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентирует людей на правду, справедливость. Не случайно многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались - «Правда» («Русская Правда», «Салическая Правда»).

Есть и третье смысловое значение, но о нем - позже.

Норма права. Закон . Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает, или, говоря точным языком юристов, закрепляет, ее в официальном письменном документе. Такие документы называют нормативными (или правовыми) актами, это может быть конституция, закон или подзаконные акты - указы, постановления и т. д. Поэтому и нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта.

Чтобы было понятнее, поясним, что закон - это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила законов объясняется тем, что их принимает высшая законодательная власть - парламент (в России он называется Федеральное Собрание) или же непосредственно народ страны - путем референдума (прямого голосования избирателей). Законы подразделяют на основной (конституция) и обыкновенные. А подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы и инструкции и т.д.). Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

Теперь вам понято, почему ведущую роль среди нормативных актов играют нормы закона - конституционные нормы (основного закона) и нормы обыкновенных законов.

В чем же основной смысл правовой нормы? Главное ее предназначение - регулировать общественные отношения, поведение людей (в форме дозволения, предписания или запрета). Каждая норма содержит четко установленную меру (объем) определенных прав и обязанностей. Этим она и осуществляет свою функцию регулирования: изучишь текст нормы - узнаешь свои возможности и обязанности. Если норма принята государством, ее требования обязаны соблюдать все - и отдельные лица, и организации. Она становится общеобязательной. Государство же строго следит за ее исполнением, а в случае необходимости может и заставить соблюдать.

Таким образом, норма права есть охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

Сравнивая норму права с другими известными вам социальными нормами (обычаем, моралью), вы без особых усилий назовете ее отличительные особенности - закрепленность в законе (или других нормативных актах); общеобязательность; обеспеченность силой государства.

Система права, отрасли права . Нормы права регулируют все важнейшие сферы жизни общества. Всю совокупность норм права данной страны называют системой права. Она подразделяется на отдельные большие группы прав - отрасли права.

Каждая отрасль права представляет собой совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений. Поясним: например, трудовое право - это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право - отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д.

В России система права охватывает около 30 отраслей. Важнейшие из них - конституционная отрасль права (она регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека); гражданское право (регулирует главным образом сферу имущественных отношений); административное право (его нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления).

Существует и другое деление системы права: на частное и публичное. Под частным правом понимают всю совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей. А публичное право представляет собой совокупность отраслей, защищающих общий (публичный) интерес, благо всего государства. Понятно, что разграничение права на частное и публичное достаточно условно, поскольку частный и публичный интересы взаимосвязаны. На последующих уроках мы вернемся к этим видам права.

Итак, право - особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создается законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте. Установленное государством право принято называть позитивным, т. е. положительным, реально существующим, действующим правом. Но право, конечно, нельзя свести к отдельному закону, норме. Право - это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).

Мера свободы . Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе?

Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей.

Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера - это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер и т. д. Право точно указывает, сколько свободы дано человеку.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие люди, естественно, должны уважать ваши права). Право и только право способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него правовые, юридические, возможности: что ему можно делать, как следует поступать в обществе, что для него допустимо, осуществимо, от чего он должен быть защищен и т. д. Все это четко указано в нормах права, например в статьях Всеобщей декларации прав человека. Нарушение прав человека, ограничение его правовых возможностей - это нарушение его свободы. Вместе с тем право четко определяет юридические обязанности гражданина, запреты, ответственность. Взаимосвязь прав, свобод и обязанностей великолепно выразил И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права. Вот его примерный смысл: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.

Все наши права (т.е. мера наших правовых возможностей, мера свободы) точно определены и записаны в правовых документах, прежде всего в документах, принятых ООН,- Всеобщей декларации прав человека, Международной хартии прав человека, а также в Конституции Российской Федерации и других юридических документах, касающихся прав человека.

Естественное право . А теперь - о третьем смысловом значении права. С древнейших времен многие мыслители утверждали, что есть такое право, которое никем не создается и не «даруется» - ни государством, ни монархом, ни церковью. Оно существует объективно, естественно, из самой природы человека, общества, окружающего мира. Его так и называют - естественное право. Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека - это неотъемлемое, прирожденное право людей. Оно включает, например, право на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу, право на собственность и др. Государство таких прав не создает. Не может же оно издать закон, в котором с такого-то числа разрешит людям жить... Но государство может включить нормы естественного права в свои законы. И этим подчеркнет, что признает такие нормы, гарантирует их соблюдение и защиту.

Естественное право не всегда бывает закреплено в законах той или иной страны. В таком случае (для этих стран) естественное право существует в виде образца, правового идеала, к которому следует стремиться.

В наши дни естественное право наиболее полно представлено в тех документах ООН, о которых мы сказали выше. Когда страна подписывает эти документы и включает их положения в свое национальное законодательство (прежде всего конституцию), естественное право из образца, идеала становится реально действующим юридическим документом, требования которого должны соблюдать все. Так встречаются позитивное и естественное право. К теме естественного права мы еще вернемся.

Право и закон . Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?

Строго говоря, над этим вопросом человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон - это всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.

Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон - закон, не опирающийся на право. Право же - это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом, превращается в свою противоположность - произвол.

Несправедливый закон нельзя отнести к праву. Его так и называют - неправовой закон, а в народе говорят - «дикий», «драконовский». Граждане, если они способны защитить свои права, должны добиваться отмены такого закона и принятия другого, правового, справедливого.

В правовом государстве все законы должны быть правовыми.

    Основные понятия

  • Гражданин, гражданство, государство, социальные нормы.

    Термины

  • Право, правовой (нормативный) акт, нормы права, система права, частное и публичное право.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные назначения права в обществе?
  2. В чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?
  3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?
  4. Чем вы объясните потребность общества в четкой упорядоченности деятельности людей?
  5. Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их сходство и различие?

Задания

  1. В статье 59, части 1 Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Объясните, как вы понимаете, почему рядом со словом «обязанность» стоит слово «долг», причем слово «долг» стоит первым. Почему слово «Отечество» написано с большой буквы? Как вы понимаете смысл слов «защита Отечества»?
  2. Гражданство как правовая связь гражданина и государства предусматривает взаимные права и взаимные обязанности гражданина перед государством и государства перед гражданином.

    Подумайте, в чем состоят основные обязанности гражданина перед государством и в чем основные обязанности государства перед гражданином. Объясните.

  3. Количество правовых норм (правил) велико. Их принято объединять в большие группы - группировать по отраслям права, как говорят юристы. Отраслей права тоже получается много. Судите сами: есть гражданское право - совокупность норм, определяющих личные права граждан; есть государственное право - собрание норм, регулирующим государственную жизнь; есть трудовое право - оно регулирует трудовые отношения; есть семейное, административное право и т. д. - по самому названию можно судить, какие стороны общественной жизни регулируют эти отрасли права.

    Объясните, почему существует множество отраслей права. Как вы оцениваете необходимость иметь их в одной стране в таком количестве?

  4. Наука утверждает, что право характеризуется своим демократическим и гуманистическим содержанием, имеет общечеловеческую ценность. Уточните, как вы понимаете это утверждение. Что значит демократическое и гуманистическое содержание? В чем состоит общечеловеческая ценность права?
  5. Есть разные позиции по вопросу о том, существует ли различие между правом и законом. Раскройте эти позиции и выскажите ваше отношение к ним. Как вы полагаете, почему важно разобраться в этом вопросе?
  6. Подумайте, в чем И. Кант видит абсолютно обязательное требование права, т. е. его суть.

В жизни любого государства, общества и каждого человека важную роль отыгрывает такое явление, как право. Без этой системы ни одно общество не смогло бы существовать мирно и упорядоченно, и ни одно государство не смогло бы развиваться.

Роль права в жизни общества и человека

Системой общеобязательных правил, установленных и охраняемых государством, называют правом. Именно эта система правил выражает индивидуальные и общие интересы всех граждан государства.

Право выступает в роли регулятора общественных отношений, оно защищает права граждан и государства. Именно по этой причине невозможно представить существование и функционирование страны без системы права, так как в обратном случае общественные отношения не будут упорядочены должным образом.

Демократические государства, которыми и являются большинство современных развитых стран, не имеют возможности осуществлять какой-либо вид деятельности вне системы общеобязательных правил. В обязанности права входит регулирование внутренних взаимоотношений в государственном механизме и оформление структуры государства.

Также при помощи права закрепляют форму государственного устройства, политический режим и форму правления определенного государства. Право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые и представляют государственные органы.

Правом определяется, как должен быть организован госаппарат и общеобязательные права и обязанности граждан конкретного государства.

Посредством права осуществляется государственная правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет потребность в регламентации (юридического характера) определенных отношений. Таким образом, при помощи правотворческой деятельности государства создаются законы, указы и иные рациональные юридические формы.

С другой стороны, именно право регламентирует государственную деятельность - придает ей юридическую форму и вводит ее в рамки юридических требований.

Это означает, что посредством права закрепляются интересы наций и тех народностей, которые населяют многонациональное федеративное государство.

И внешние, и внутренние функции государство реализовывает при помощи права. И во многом успешность реализации той или функции государства зависит от того, насколько она полномерно закреплена правом.

Право же осуществляет свои функции с двух сторон: и со стороны граждан, и со стороны государства. На государство право воздействует при взаимоотношениях с населением, а само государство осуществляет воздействие через правовую систему (в пределах правовых требований). И именно правом определены пределы вмешательства государства в жизнь граждан.

Гражданин и гражданство

Гражданин – это лицо, которое связанно с определенным государством политико-правовой связью. Правовое положение гражданина определенного государства намного выше, нежели лиц без гражданства и иностранцев, так как они обладают большим объемом прав и свобод.

Государство – это институт политической системы, главной функцией которого является организация и контроль совместных действий и отношений лиц, которые проживают на территории страны, а также защита их прав и свобод.

Гражданин и государство связаны между собой стабильной политической и правовой связью.

Гражданство – это устойчивая политическая и правовая связь государства и человека. Она выражается в существовании взаимных прав и обязанностей.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...