Понятие правопреемства. основания возникновения вопроса о правопреемстве. виды и объекты правопреемства. особенности правопреемства в связи с распадом ссср. Международное правопреемство Что такое правопреемство в международном праве

39. Понятие правопреемства в международном праве. Основания правопреемства. Виды и формы правопреемства государств

40. Правопреемство государств в отношении международных договоров

41. Международно-правовое регулирование правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов

42. Правопреемство Украины в связи с распадом СССР

38. Институт правопреемства государств в международном праве. Источники института правопреемства

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

При правопреемстве различают: государство-предшественника (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемника (государство, сменившее предшественника).

Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизации, объединение или разделение государств, передача части территории второму государству.

В рамках ООН были приняты две конвенции - Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, от государственных архивов и от государственных долгов 1983 г ., но они набрали незначительное количество ратификаций (Украина их ратифицировала). Советом Европы разработано Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г., статьи 18-20 которые посвящены правопреемственности государств.

Вопросы международного правопреемства возникает в случае объединения нескольких государств в новое, единое государство, разделения одного государства на несколько новых государств, отделение от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства (или государств), при вхождении одного (или нескольких государств) к составу второго государства, вследствие деколонизации и в других случаях.

Объектами международного правопреемства могут выступать международные договоры, государственная собственность, государственные долги, гражданство, членство в международных организациях и многое другое.

39. Понятие правопреемства в международном праве. Основания правопреемства. Виды и формы правопреемства государств

Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права (правопредшественника) к другому (правопреемнику) в результате возникновения или прекращения существования государства или изменения его территории.

Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права. Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-преемник обязано выплачивать долги другим.

Правопреемство возникает :

  • при распаде федерации;
  • при других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого);
  • при социальных революциях;
  • при распаде колониальной системы.

Объектами правопреемства могут быть:

  1. территория;
  2. договоры;
  3. государственная собственность;
  4. государственные архивы;
  5. государственные долги;
  6. членство в международных организациях.

Основаниями правопреемства государств являются: социальные революции, деколонизация, объединение государств, передел государства, отделение от государства части территории и передача части территории одного государства другому.

Объектами действия норм правопреемства могут быть: государственная территория, государственная собственность в стране и за рубежом, международные соглашения, участником которых был субъект международного права, прекратил существование или изменил статус, государственные долги, государственные архивы, государственные границы, членство государств в международных организациях.

Существуют следующие формы правопреемства :

- Полное - универсальное - когда к правопреемнику переходят все права и обязанности правопредшественника (например, Украина является полным правопреемником УССР);

- Неполное (частичное) - когда к правопреемнику переходит часть прав и обязанностей или только права или обязанности (например, Украина является частичным правопреемником СССР по вопросам ядерного оружия);

- Отсутствие правопреемства (tabula rasa - чистая доска) - когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе не связывает себя его обязательствам по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан - Индия объявила о принятии на себя всех долгов, принадлежащих территории Пакистана, хотя обсудила возможность следующих регрессных требований в Пакистан).

Учитывая, что основными субъектами международного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух «универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 / далее: Венская конвенция 1978 / (Украина присоединилась к данной конвенции. 17 сентября 1992) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 / далее: Венская конвенция 1983 / (Украина присоединилась к данной конвенции 17 ноября 1992). Эти конвенции пока не вступили в силу, поэтому их нормы применяются в качестве международных обычаев

Виды:

  • правопреемство международных договоров;
  • правопреемство государственной собственности;
  • правопреемство государственных архивов;
  • правопреемство государственных долгов.

40. Правопреемство государств в отношении международных договоров

Правопреемство государств относительно международных договоров Венская конвенция 1978 регулирует правопреемство только относительно договоров, заключенных в письменной форме, и только между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и другими субъектами международного права действуют обычные нормы.

Конвенция закрепляет следующие правила правопреемства относительно договоров:

а) в случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa чистой доски »): новое государство не связано с договорами, заключенными бывшими государствами-метрополиями;

б) новое независимое государство не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта правопреемства;

в) новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если к моменту правопреемства государство-предшественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора).

Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении данной территории:

а) договоры государства-предшественника утрачивают силу;

б) договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями.

Двусторонний договор, находящийся в силе, в отношении территории - объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилась об этом с контрагентом или это следует из ее поведения.

При объединении двух или нескольких государств, права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитария договора и / или его участникам.

41. Международно-правовое регулирование правопреемства государств в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов

Венской конвенцией 1983 установлены правила правопреемства в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.

Согласно Конвенции государственная собственность - это имущество, а также права и интересы, что на момент правопреемства принадлежали согласно внутреннему законодательству государства-предшественника, этому государству.

Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе ее деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему законодательству, и такие, которые хранятся под ее контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следующие правила:

а) При передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:

  • все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;
  • часть архивов, касающихся соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;

б) При создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику переходят:

  • недвижимое имущество, находящееся на его территории, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественику и находится за рубежом. К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;
  • архивы, принадлежащих ее территории, а также часть других архивов, необходимых для нормального управления.

Государственные долги к правопреемнику не переходят.

в) При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги.

г) При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

  • недвижимое имущество, находящееся на данной территории, а также все связанное с ней движимое имущество и часть другого движимого имущества (в справедливой доли);
  • часть архивов, касающихся данной территории, а также другие архивы, необходимые для управления ею;
  • государственный долг (в справедливой доли).

д) При разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:

  • недвижимое имущество, находящееся на их территории, а также движимая собственность, принадлежащая ей;
  • часть архивов, касающихся данной территории, а также другие архивы, имеющие непосредственное отношение к ней;
  • государственный долг (в справедливой доли).

42. Правопреемство Украины в связи с распадом СССР

Вопрос о правопреемстве в отношении договоров Союза ССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР выступает в качестве одного из важнейших последствий прекращения существования Советского Союза.

Украина в лице своих высших органов власти определила правопреемство в тех случаях, когда в силу международного права это подлежит разрешению односторонним волеизъявлением, а в других случаях - путем заключения соответствующих международных соглашений.

Односторонним волеизъявлением установлена непрерывность государства Украина, ее территориальная преемственность в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года. Этот документ закрепляет существование Украины как суверенного национального государства в существующих границах, деятельность его высшего представительного органа, который имеет исключительное право выступать от имени всего народа - Верховной Рады УССР, на основе верховенства Конституции. Здесь же провозглашались установки украинского гражданства, территориальное верховенство республики на всей ее территории, экономическая самостоятельность и право осуществления внешних сношений.

В Декларации объявлялось правопреемство на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности в общесоюзных алмазном и валютном фондах и золотом запасе, созданный благодаря усилиям народа Республики.

Дальнейшее развитие эта тенденция получила в Законе Украины от 12 сентября 1991 «О правопреемстве». Согласно этому Закону:

  • с момента провозглашения независимости Украины высшим органом государственной власти в Украине была ее Верховная Рада;
  • до принятия новой Конституции Украины действовала Конституция УССР;
  • законы и другие акты УССР действовали на территории Украины при условии, если они не противоречили законам Украины, принятым после провозглашения независимости Украины
  • органы государства, сформированные на основе Конституции СССР, действовавших до создания органов государства на основе Конституции Украины;
  • государственной границей Украины был ее государственную границу в составе СССР по состоянию на 16 июля 1990;
  • Украина подтверждала свои обязательства по международным договорам, которые были ратифицированы УССР до провозглашения независимости Украины, и провозглашала себя правопреемником прав и обязанностей по договорам СССР, не противоречащие Конституции Украины и интересам Республики;
  • Украина не несла ответственности по кредитным договорам СССР, были подписаны после 1 июля 1991 без согласия Украины;
  • все граждане СССР, постоянно проживающие на момент провозглашения независимости Украина на ее территории, становились гражданами Украины.

При заключении международных договоров по различным аспектам правопреемства Украина выходила из своих национальных интересов.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 содержит гарантии государств-участников СНГ по выполнению международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Время каждое государство СНГ должно право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 года о участие государств-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 года, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 государства-правопреемника СССР, в том числе и Украина, подтвердили свое участие в этих договорах по их территорий и с учетом их национальных интересов.

Каждое из государств СНГ, в том числе и Украина, согласились с тем, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией, самостоятельно вступали (кроме Украины и Белоруссии) в ООН, становились участниками различных международных договоров.

Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросам правопреемства в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес 1992 года Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 года была создана комиссия по правопреемстве в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР (например, Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 года, Соглашение глав государств-участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 года, Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 года, Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 года и др..). Украина является участницей большинства из этих договоров.

Так, 6 июля 1992 года между Украиной, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом. Предметом соглашения была вся движимая и недвижимая собственность и инвестиции за пределами территории СССР, находившейся во владении, пользовании и распоряжении СССР, его органов или других структур, под его контролем или юрисдикцией. Под собственностью, в частности, понималась: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнение работ по международным соглашениям СССР и др.. Эта собственность делилась в процентах - от 0,70 (для Туркменистана) до 61,34 (для Российской Федерации). Украина получила 16,37%. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77% и настоящим Соглашением не рассматривалась.

В этот же день 1992 года между теми же субъектами с участием Украины было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР. Общим принципом этого соглашения стало провозглашение целостности архивных фондов бывшей Российской империи и Союза ССР. Соглашением предусматривался переход под юрисдикцию государств-участников СНГ государственных архивов и архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящиеся на их территории. Стороны настоящего Соглашения имеют право на возвращение тех фондов, образовавшихся на их территории и в разное время оказались за их пределами. Кроме того, предусмотрена возможность использования государствами-участниками на основе заключения специальных двусторонних соглашений архивов, находящихся в распоряжении любого участника, путем доступа к ним или получения копий.

В 1992-1994 годах были заключены двусторонние соглашения между Украиной, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Российской Федерацией, Таджикистаном, Узбекистаном - с другой, об урегулировании вопросов правопреемства относительно внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР.

Правопреемство в международном праве

Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами МП, прежде всего государствами, заключенных ими международных договоров, международных обязательств в отношении территории, собственности, членства в международных организациях и т.д.

Правопреемство государств означает смену одного государств другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При рассмотрении пограничного спора между Сальвадором и Гондурасом в 1992 г. Международный Суд ООН определил правопреемство государств как "один из способов, при котором территориальный суверенитет переходит от одного государства к другому".

При правопреемстве различают: государство-предшественника (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемника (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или разделение государств, передача части территории другому государству.

Долгое время основу института правопреемства составляли обычные нормы МП. Однако в конце 70-х - начале

80-х гг. XX в. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23 августа 1978 г.) и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (Вена, 8 апреля 1983 г.). Указанные Конвенции в силу не вступили, и Российская Федерация в них не участвует. Вместе с тем правила поведения, зафиксированные в Конвенциях, применяются в качестве международных обычаев.

Помимо вышеназванных, вопросы правопреемства регулируются также соглашениями соответствующих государств (Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства (1990 г.), Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Молдова об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР (1993 г.), Соглашение по вопросам правопреемства бывших югославских республик (2001 г.) и др.).

Институт правопреемства в МП - межотраслевой: его нормы содержатся и в праве международной правосубъектности, и в праве международных договоров и других источников международного права, праве международных организаций, международном экономическом праве и пр.

Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях.

Правопреемство государств в отношении международных договоров

Нужно учитывать, что Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных в письменной форме, и лишь между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и иными субъектами МП действуют обычные нормы МП.

Каковы же правила правопреемства в отношении договоров?

1. В случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa (лат. - чистая доска): повое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями.

Новое независимое государство не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта правопреемства.

Новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства государство-предшественник подписало договор под условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора).

  • 2. Если часть территории государства становится частью территории другого государства, в отношении этой территории:
    • а) договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства; и
    • б) договоры государства-преемника приобретают силу в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, с момента правопреемства государств, за исключением тех случаев, когда из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора к данной территории было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия.

Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории - объекта правопреемства считается действующим и для государства-преемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения.

3. При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве договаривающегося государства многостороннего договора, который не вступил в силу, если в момент правопреемства государств государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государства.

Новое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника многостороннего договора, который вступил в силу после момента правопреемства государств, если в момент правопреемства государств государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.

Если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора.

Когда из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что участие в этом договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этого договора только при наличии такого согласия.

  • 4. При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.
  • 5. Двусторонний договор, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда: а) они явственно об этом договорились; или б) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

Договор, считающийся находящимся в силе, применяется во взаимоотношениях между новым независимым государством и другим государством-участником с момента правопреемства государств, если иное намерение не вытекает из их соглашения или не установлено иным образом.

Особое положение занимают договоры о режиме границ. Как известно, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. установила, что коренное изменение обстоятельств не дает права ссылаться на него для прекращения договора о границе. Правопреемство не затрагивает установленных договором границ или их режима. Правопреемство не затрагивает также обязательств относительно пользования территорией иностранного государства (И. И. Лукашук).

О правопреемстве в отношении договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и (или) его участникам.

Если уведомление о правопреемстве не подписано главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, то представителю государства, передающему это уведомление, может быть предложено представить полномочия.

Если договором не предусматривается иное, уведомление о правопреемстве:

  • а) препровождается новым государством депозитарию или, если нет депозитария, участникам или договаривающимся государствам;
  • б) считается сделанным новым государством с момента получения его депозитарием или, если пет депозитария, с момента получения его всеми участниками всеми договаривающимися государствами.

Уведомление о правопреемстве считается полученным государством, которому оно предназначено, на момент извещения его об этом депозитарием.

Под международным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного субъекта меж­дународного права (правопредшественника) к друго­му (правопреемнику) вследствие возникновения или прекращения существования государства либо измене­ния его территории.

Правопреемство считается одним из древнейших ин­ститутов международного права. Гуго Греции в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полно­го правопреемства. Эмерик де Ваттель в книге «Право народов» отмечал, что государство-правопреемник обя­зано выплачивать долги другим государствам.

Правопреемство возникает:

При распаде федерации;

При других территориальных изменениях (распа­де государства на два и более государств, слиянии госу­дарств или вхождении территории одного государства в состав другого);

При социальных революциях;


При распаде колониальной системы. Объектами правопреемства могут быть:

Территория;

Договоры;

Государственная собственность;

Государственные архивы;

Государственные долги;

Членство в международных организациях. Существуют следующие виды правопреемства:

- полное - универсальное - когда к правопреем­нику переходят все права и обязанности правопредше­ственника (например, Украина является полным пра­вопреемником УССР);

- неполное (частичное) - когда к правопреемни­ку переходит часть прав и обязанностей либо только права или обязанности (например, Украина является час­тичным правопреемником СССР по вопросу ядерного оружия);

- отсутствие правопреемства (tabula rasa - чис­тая доска) - когда новый субъект международного пра­ва отказывается от всех прав и обязанностей правопред­шественника, в том числе не связывает себя его обяза­тельствами по международным договорам (после разделения английским правительством в 1947 года Индии на 2 доминиона - Индийский Союз и Пакистан, Индия объявила о принятии на себя всех долгов, отно­сящихся к территории Пакистана, хотя оговорила воз­можность последующих регрессных требований к Па­кистану).

Учитывая то, что основными.субъектами международ­ного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве. В настоя­щее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Вен­ской конвенции о правопреемстве государств в отноше­нии договоров от 23 августа 1978 года /далее: Венская конвенция 1978 года/ (Украина присоединилась к дан­ной конвенции 17 сентября 1992 года) и Венской кон­венции о правопреемстве государств в отношении госу-


дарственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года /далее: Венская конвенция 1983 года/ (Украина присоедини­лась к данной конвенции 17 ноября 1992 года). Эти кон­венции в силу пока не вступили, поэтому их нормы при­меняются в качестве международных обычаев.

2. Правопреемство государств в отношении международных

договоров.
Венская конвенция 1978 года регулирует правопре­
емство только в отношении договоров, которые заклю­
чены в письменной форме, и только лишь между госу­
дарствами. В отношении устных договоров и договоров
между государствами и иными субъектами междуна­
родного права действуют обычные нормы.

Конвенция закрепляет следующие правила правопре­емства в отношении договоров:

а) в случае создания в результате деколонизации но­вого независимого государства действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое государство не связано с договорами, заключенными бывшими державами-мет­рополиями;



б) новое независимое государство не обязано сохра­нять какой-либо договор или становиться его участни­ком только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории - объекта

правопреемства;

в) новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для терри­тории правопреемства, путем уведомления о правопреем­стве. Если до момента правопреемства государство-пред­шественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждния, правопреемник может стать участников договора, ратифицировав, приняв или утвер­див его (кроме случаев несовместимости участия право­преемника с объектами и целями, договора).


Если часть территории государства становится ча­стью территории другого государства, в отношении этой

территории:

а) договоры, государства-предшественника утрачива- .

б) договоры государства-правопреемника приобрета­ют силу, кроме случаев, когда применение этих догово­ров было бы несовместимым с их объектами и целями. Находящийся в силе двусторонний договор в отно­шении территории - объекта правопреемства считает­ся действующим и для государства-правопреемника, ес­ли новое государство договорилось об этом с контраген­том или это следует из его поведения.

При объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к пра­вопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора.

При отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.

О правопреемстве договоров делаются письменные уве­домления депозитарию договора и/или его участникам.

3. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов

Венской конвенцией 1983 года установлены прави­ла правопреемства в отношении государственной собст­венности, государственных архивов и государственных

Согласно Конвенции государственная собствен­ность - это имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, со­гласно внутреннему праву государства-предшественни­ка, этому государству.


Государственные архивы представляют собой сово­купность документов любых давности и рода, произве­денных или приобретенных государством-предшествен­ником в ходе его деятельности, принадлежащих госу­дарству на момент правопреемства согласно его внут­реннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Под государственным долгом понимается любое фи­нансовое обязательство государства в отношении дру­гого государства, международной организации или лю­бого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход собственности, архивов и долгов при право­преемстве регулируется соглашениями между государ­ством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений действуют следую­щие правила:

а) При передаче части территории государства дру­гому государству к правопреемнику переходят:

Все недвижимое имущество, находящееся на соот­ветствующей территории, а также движимое имущест­во, связанное с деятельностью государства на данной тер­ритории;

Часть архивов, которая относится к соответствую­щей территории и необходима для ее нормального

управления;

б) При создании нового независимого государства на территории государства предшественника к государст­ву-правопреемнику переходят:

Находящееся на его территории недвижимое иму­щество, а также недвижимость, принадлежащая госу­дарству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имуще­ство, находящееся на территории государства-предше­ственника;

Архивы, принадлежащие его территории, а также | часть иных архивов, необходимых для нормального f управления.


Государственные долги к правопреемнику не пере­ходят.

в) При объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность госу­дарств-предшественников, их архивы и долги.

г) При отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:

Находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое иму­щество и часть иного движимого имущества (в справд-ливой доле);

Относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для управления ею;

Государственный долг (в справедливой доле).

д) При разделении государства, когда части террито­рии образуют два или несколько государств-правопре­емников, к-правопреемникам переходят:

Находящееся на их территории недвижимое иму­щество, а также относящаяся к ней движимая собст­венность;

Относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное от­ношение к ней;

Государственный долг (в справедливой доле).

4. Правопреемство Украины в связи с прекращением существования СССР

Вопрос о правопреемстве в отношении договоров Сою­за ССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР выступает в качестве одного из важнейших последствий прекраще­ния существования Советского Союза.

Украина в лице своих высших органов власти опре­делила правопреемство в тех случаях, когда в силу ме­ждународного права это подлежит разрешению одно­сторонним волеизъявлением, а в иных случаях - пу-


тем заключения соответствующих международных со­глашений.

Односторонним волеизъявлением установлена непре­рывность государства Украины, его территориальное вос-преемство в Декларации о государственном суверени­тете Украины от 16 июля 1990 года. Этот документ за­крепляет существование Украины как суверенной национальной державы в существующих границах, дея­тельность ее высшего представительного органа, имею­щего исключительное право выступать от имени всего народа - Верховной Рады УССР, на основе верховенст­ва Конституции. Здесь же провозглашались установле­ние украинского гражданства, территориальное верхо­венство республики на всей ее территории, экономиче­ская самостоятельность и право осуществления внешних

сношений.

В Декларации объявлялось правопреемство на свою долю в общесоюзном богатстве, в частности в общесо­юзных алмазном и валютных фондах и золотом запа­се, которая создана благодаря усилиям народа Респуб­лики.

Дальнейшее развитие эта тенденция получила в За­коне Украины от 12 сентября 1991 г. «О правопреемст­ве». В соответствии с этим Законом:

С момента провозглашения независимости Украи­ны высшим органом государственной власти в Украи­не являлся ее Верховный Совет;

До принятия новой Конституции Украины дейст­вовала Конституция УССР;

Законы и другие акты УССР действовали на тер­ритории Украины при условии, если они не противоре­чили законам Украины, принятым после провозглаше­ния независимости Украины;

Органы государства, сформированные на основе Конституции УССР, действовали до создания органов государства на основе Конституции Украины;

Государственной границей Украины являлась ее
государственная граница в составе СССР по состоянию
на 16 июля 1990 года; v


Украина подтверждала свои обязательства по ме­ждународным договорам, которые были ратифициро­ваны УССР до провозглашения независимости Украи­ны и провозглашала себя правопреемником прав и обя­занностей по договорам СССР, которые не противоречат Конституции Украины и интересам Республики;

Украина не несла ответственности по кредитным договорам СССР, которые были подписаны после 1 ию­ля 1991 года без согласия Украины;

Все граждане СССР, которые постоянно проживали на момент провозглашения независимости Украины на ее территории, становились гражданами Украины.

При заключении международных договоров по раз­личным аспектам правопреемства Украина исходила из своих национальных интересов.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года содержит гарантии государств-участников СНГ по выполнению междуна­родных обязательств, вытекающих из договоров и со­глашений бывшего СССР. Вместе с тем каждое госу­дарство СНГ имело право подтвердить действие для се­бя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 года об участии государств-участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 года, в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обо­роны 1972 года государства-правопреемники СССР, в том числе и Украина, подтвердили свое участие в этих дого­ворах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.

Каждое из государств СНГ, в том числе и Украина, со­гласившись с тем, чтобы членство СССР в ООН было про­должено Российской Федерацией, самостоятельно вступа­ли (кроме Украины и Белоруссии), в ООН, становились Участниками различных международных договорив.

Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопре­емства в отношении договоров бывшего СССР, пред­ставляющих взаимный интерес 1992 года, Советом глав


государств СНГ 20 марта 1992 года была создана ко­миссия по правопреемству в отношении договоров, пред­ставляющих взаимный интерес, государственной собст­венности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рам­ках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР (на­пример, Договор о правопреемстве в отношении бывше­го государственного долга и активов Союза ССР 1991 года, Соглашение глав государств-участников СНГ о соб­ственности бывшего Союза ССР 1991 года, Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 года, Декларация глав государств-уча­стников СНГ о международных обязательствах в облас­ти прав человека и основных свобод 1993 года и др.). Украина является участником большинства из этих до­говоров.

Так, 6 июля 1992 года между Украиной, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Рос­сийской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном было подписано Соглашение о распре­делении всей собственности бывшего Союза ССР за ру­бежом. Предметом соглашения являлась вся движи­мая и недвижимая собственность и инвестиции за пре­делами территории СССР, которая находилась во владении, пользовании и распоряжении СССР, его орга­нов или иных структур, под его контролем или юрис­дикцией. Под собственностью, в частности, понималась: недвижимость, используемая дипломатическими и кон­сульскими представительствами СССР; инфраструкту­ры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; собственность СССР и прибыль от деятельности юриди­ческих лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; при­быль от выполнения работ по международным согла* шениям СССР и др. Эта собственность делилась в про^ центах - от 0,70 (для Туркменистана) до 61,34 (для 1 Российской Федерации). Украина получила 16,37 %. Со­вокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии соста­вила 4,77 % и этим соглашением не рассматривалась.


В этот же день 1992 года между теми же субъектами с участием Украины было подписано Соглашение о пра­вопреемстве в отношении государственных архивов быв­шего Союза ССР. Общим принципом этого соглашения явилось провозглашение целостности архивных фондов бывшей Российской империи и Союза ССР. Соглашени­ем предусматривался переход под юрисдикцию госу­дарств-участников СНГ государственных архивов и дру-,гих архивов союзного уровня, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящие­ся на их территории. Стороны данного Соглашения име­ют право на возвращение тех фондов, которые образо­вались на их территории и в разное время оказались за их пределами. Кроме того, предусмотрена возможность использования государствами-участниками на основе за­ключения специальных двусторонних соглашений архи­вов, находящихся в распоряжении любого участника пу­тем доступа к ним либо получения копий.

В 1992-1994 годах были заключены двусторонние соглашения между Украиной, с одной стороны, и Азер­байджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдави­ей, Российской Федерацией, Таджикистаном, Узбекиста­ном - с другой, об урегулировании вопросов правопре­емства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР.

Литература:

1. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся госу­дарств. - М., 1983.

2. Признание в современном международном праве /Под ред. Д.И. Фельдмана. - М., 1975.

3. Суверещтет Украши i м!жнародне право /В1дп. ред. В.Н. Денисов, B.I. бвштов. - К., 1995.

4. Тункин Г.И. Международная правосубъектность (неко­торые вопросы теории). - М., 1971.

5. Черкес М.Е. Международное право: Учебное пособие. - Одесса, 1998.

6. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 т. - Т.1. Современные теоретические проблемы. - М., 1999.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство - сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.- Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в статьях «Употребление терминов» правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории». В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника; 2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства. Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государственные архивы; долги.

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом.

Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия, захват чужой территории.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17).

Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреемства, если в момент его правопреемства государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства. Согласно п. 1 ст. 19 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров, «если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора». Подписание государством-предшественником договора, если иное намерение не вытекает из положений договора или не установлено иным образом, рассматривается как выражение его намерения распространить этот договор на всю территорию, за международные отношения которой государство-предшественник несло ответственность. Когда же из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении нового независимого государства явилось бы несовместимым с объектом и целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то данное государство в таком многостороннем договоре участвовать не может. Кроме того, если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, «новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этого договора только при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19). Следует также иметь в виду, что когда договор не считается находящимся в силе в отношении какого-либо государства на основании Венской конвенции о правопреемстве государств 1978 г., то это обстоятельство ни в коей мере не затрагивает обязанности данного государства выполнять любое записанное в договоре обязательство, которое имеет для него силу в соответствии с международным правом независимо от договора.

Государства, возникшие в результате освобождения их народов от колониальной зависимости, как правило, подтверждали участие в многосторонних договорах, которые были связаны с укреплением мира, поддержанием добрососедских отношений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из московского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей ответственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. присоединился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые государства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отношении которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров устанавливает также условия преемства обязательств по двусторонним соглашениям. Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между.новым независимым государством и другим государством-участником, если: а) они явственно договорились об этом; Ь) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность (ст. 24).

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника. Исключение cоставляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином или из договора явствует либо иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31).

Когда же часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, презюмируется следующее решение: а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника; б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника (ст. 34).

Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику. Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику. Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе: а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится; б) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях; в) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; г) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях (ст. 18).

Когда часть территории государства передается им другому государству, переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. Если же соглашение отсутствует, то недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая собственность также переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, ставшей объектом правопреемства (ст. 14).

Государственные архивы являются частью государственного имущества. В связи с этим правила правопреемства в отношении государственных архивов во многом близки правилам, установленным для правопреемства государственной собственности как таковой. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству. Та часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией - объекта правопреемства - должна находиться на этой территории, переходит к новому независимому государству (ст. 28).

Когда государство разделяется и прекращает свое существование и на бывшей его территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не договорились иначе, часть государственных архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).

Однако проблема целостности архивных фондов, исключительная важность содержащейся в них информации порождают определенную специфику этого вопроса. Поэтому Венская конвенция 1983 г., касаясь разделения государства, устанавливает при решении вопроса принцип справедливости и учета всех соответствующих обстоятельств. Подробнейший подход определен при правопреемстве нового независимого государства. В частности, в определенных Конвенцией случаях он предусматривает возможность заключения соглашений между новым независимым государством и государством-предшественником по поводу перехода или надлежащего воспроизведения частей государственных архивов последнего «таким образом, чтобы каждое из этих государств могло самым широким и справедливым, насколько это возможно, образом извлекать пользу из этих частей государственных архивов государства-предшественника» (ст. 28). Соглашения подобного рода не должны наносить ущерб правам народов государств-участников на развитие, на информацию об их истории и на их культурное достояние. При этом государство-предшественник обязано предоставить новому независимому государству достоверные архивные сведения, которые касаются титулов на территорию или границы последнего или необходимы для выяснения смысла определенных документов государства-предшественника, переходящих к новому независимому государству. Государство-предшественник обязано также сотрудничать с государством-преемником в деле возвращения ему любых архивов, принадлежащих территории - объекту правопреемства - и рассеявшихся в период зависимости.

Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств само по себе не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому она однозначно исходит из того, что, когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству преемнику. В остальных случаях, т. е. при передаче части территории государства, отделении части или частей его территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник либо государства прежнего субъекта) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение, заключенное новым независимым государством, не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и осуществление этого соглашения не должно подрывать основ экономического благосостояния данного государства. Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Когда преемник возникает как новое независимое государство в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части или частей территории другого государства либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст. 37- 38, 40-41).

2. Право убежища в международном гуманитарном праве. Виды убежища

Под правом убежища понимается юридически закрепленная возможность получения лицом разрешения на проживание в предоставляющем убежище государстве. Обычно использование такой возможности вызвано преследованием лица по политическим, религиозным и иным мотивам в государстве, гражданином которого это лицо является или на территории которого постоянно проживает. Законодательство РФ признает право убежища за иностранными гражданами и лицами без гражданства.

В международном праве нет специальных правил применительно к предоставлению убежища и пользованию им. Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит такого рода нормы. Можно отметить положение Всеобщей декларации прав человека, не являющейся, однако, нормативным актом. Согласно ст. 14, «каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем». Но это право не признается и не может быть использовано при совершении лицом неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Подобный подход проявлен и в Декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации.

Поскольку основанием для обращения лица и предоставления ему убежища считается преследование за деятельность политического или подобного характера (в соответствии с упомянутой декларацией ООН государство, представляющее убежище, само формирует его основания), во многих государствах принят термин «политическое убежище». Российская Федерация, как сказано в ч. 1 ст. 63 Конституции, «предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

Понятие территориального убежища ориентировано на использование лицом территории другого государства с учетом его законодательства.

В рамках локального регулирования (Конвенция об убежище 1928 г., принятая на конференции американских государств) допускается, хотя и с определенными условиями, убежище, предоставляемое «политическим правонарушителям» в дипломатических или консульских представительствах и на военных кораблях, но лишь на ограниченное время с последующим выездом с территории преследующего государства. Такая практика именуется дипломатическим убежищем.

Однако общий принцип дипломатического и консульского права сформулирован в конвенциях о дипломатических сношениях и консульских сношениях следующим образом: помещения представительств не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями (соответственно ч. 3 ст. 41 и ч. 2 ст. 55).

Лица, получившие убежище в каком-либо государстве, имеют на его территории статус иностранных граждан, если, конечно, им не предоставлено гражданство этого государства. В Российской Федерации получение убежища на ее территории считается обстоятельством, облегчающим прием в гражданство РФ (ч. 3 ст. 19 Закона о гражданстве).

Но независимо от статуса, лица, получившие убежище, пользуются правовой защитой предоставившего им убежище государства. На этой основе в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г., ссылка на общепризнанные принципы и нормы сопровождается словами: «с учетом государственных интересов Российской Федерации». Российская Федерация предоставляет такое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Поэтому в случае преследования лица за действия, признаваемые в Российской Федерации преступлением или противоречащие целям и принципам ООН, политическое убежище не предоставляется.

3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО): цели, компетенция и органы

Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO - International Civil Aviation Organization) - учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.

Международная организация гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.

Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации - воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учетом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов - идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.

В 1992 году (Резолюция A29-1) ИКАО объявила 7 декабря Днём гражданской авиации. В дальнейшем это решение поддержала ООН.

Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации (также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы. Она имеет также обозначение ICAO Doc 7300/9.

Конвенция состоит из 18 Глав (Annexes), которые перечисляются в основной статье - Чикагская конвенция.

И у ИКАО, и у ИАТА есть собственная система кодов для аэропортов и авиакомпаний. ИКАО использует четырехбуквенные коды аэропортов и трехбуквенные коды авиакомпаний. В США коды ИКАО обычно отличаются от кодов ИАТА только префиксом K (например, LAX = KLAX). В Канаде, аналогично, к коды ИАТА добавляется префикс C для образования кода ИКАО. Во всем остальном мире коды ИКАО и ИАТА не связаны между собой, поскольку коды ИАТА основаны на фонетическом сходстве, а коды ИКАО привязаны к месту (location-based).

ИКАО также отвечает за выдачу цифробуквенных кодов типов самолетов, которые состоят из 2-4 знаков. Эти коды обычно используются в планах полетов.

ИКАО также предоставляет телефонные позывные для самолетов по всему миру. Они состоят из трехбуквенного кода авиакомпании и позывного, состоящего из одного или двух слов. Обычно, но не всегда, позывные соответствуют названия авиакомпании. Например, код для Aer Lingus - EIN, а позывной - Shamrock, для Japan Airlines International код - JAL, позывной - Japan Air. Таким образом, рейс компании Aer Lingus под номером 111 будет закодирован «EIN111», а произнесен по радиосвязи как «Shamrock Сто одиннадцать», рейс под тем же номером компании Japan Airlines будет закодирован как «JAL111» и произнесен «Japan Air Сто одиннадцать». ИКАО отвечает за стандарты для регистрации самолетов, включающие цифробуквенные коды, обозначающие страну регистрации.

Высшим органом является Ассамблея с представительством всех членов ИКАО. Собирается не реже раза в три года. Совет является постоянным органом ИКАО, подотчетный Ассамблее, управляемый Президентом, который избирается Ассамблеей на три года. В Совете представлены 33 государства.

Подразделы:

Аэронавигационная комиссия;

Авиатранспортный комитет;

Юридический комитет;

Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;

Финансовый комитет;

Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;

Комитет по кадрам;

Комитет по техническому сотрудничеству;

Секретариат.

Региональные бюро

Европа и Северная Атлантика (Париж);

Африканское (Дакар);

Ближневосточное (Каир);

Южно-американское (Лима);

Азиатско-тихоокеанское (Бангкок);

Северной Америки и Карибского бассейна (Мехико);

Восточно-африканское (Найроби).

Список литературы

    Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах. М., 2007.

    Венская конвенция о праве международных договоров от 1969 г.: Вступила в силу 27.01.1980 // СССР присоединился к Конвенции с оговорками и заявлением (Указ Президиума ВС СССР от 04.04.1986 N 4407-XI). Грамота о присоединении сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 29.04.1986. Конвенция вступила в силу для СССР 29.05.1986.

И обязанностей от одного государства к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

Объектами правопреемства государств являются государственная территория (границы), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции. В этом случае к государству преемнику полностью переходит территория государства-предшественника, а также государственная собственность игосударственные архивы. Венская конвенция 1983 г . устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересыкредиторов государства. По общему правилу в случае социальной революции государство-преемник наследует долги государства-предшественника.

Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях.

Возникновение нового государства в результате деколонизации. В соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa («чистой доски»), по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии . Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы - это часть государственной собственности,правила их правопреемства аналогичны правопреемству государственной собственности. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Бывшаяметрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения.

Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии.

Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственная собственность и государственные архивы переходят новому государству. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику. Вопросы участия в международных договорах и членства в международных организациях решаются односторонним волеизъявлением нового государства.


Правопреемство при частичных изменениях государственной территории. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которомуона перешла (то же самое относится к членству в международных организациях). Государственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается наоснове взаимной договоренности государств. Судьба государственной собственности и архивов передаваемой территории решается по взаимнойдоговоренности между двумя государствами.

Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств. Венская конвенция 1978 г. содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и длянового государства, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что «материнское» государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъектмеждународного права. Государственная собственность (идвижимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части) поступает в распоряжение нового государства.

Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. Государственный долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...