Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда. Эксплуатация детского труда: законодательство, особенности и требования Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда

Подростки (несовершеннолетние граждане от 14 до 18 лет) - это особая социальная группа. Ограничения применения труда подростков направлены, в первую очередь, на предупреждение отрицательного влияния производственных факторов на развитие, состояние здоровья, моральное и психическое состояние несовершеннолетнего. Специальные ограничения и льготы касаются возрастного ценза приема на работу, введения сокращенной продолжительности рабочей недели, запрета труда в ночных сменах, установления пригодности к определенному виду деятельности на основе обязательного медицинского обследования, как предварительного (при поступлении), так и периодического.

Прием на работу несовершеннолетнего

Работодатель обязан заключить трудовой договор с несовершеннолетним, так же как и с любым работником. Но при заключении трудового договора с несовершеннолетним работником есть свои нюансы.

Статья 63 ТК РФ позволяет заключать договор лишь с лицами, достигшими 16 лет. С теми, кто моложе, подписать трудовой договор можно лишь при условии, что они уже закончили обучение в школе.

Не запрещено заключать договор и с лицами, 15-летнего и даже 14-летнего возраста, но обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются:

1) согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства;

2) работа не должна мешать учебе;

3) работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка.

Если договор заключается впервые, то организация обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования (ст. 65 ТК РФ). Закон фактически исключает возможность поступления несовершеннолетнего работника на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, которые должны быть подтверждены документом об образовании.

Статья 70 ТК РФ указывает на то, что организация не имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок.

Прежде чем начать работать в организации, несовершеннолетний обязан пройти предварительный медицинский осмотр (обследование) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, обязательный ежегодный медицинский осмотр (обследование) (ст. 266 ТК РФ). Указанные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя, причем в соответствии со статьей 185 ТК РФ на время ежегодных осмотров за ним сохраняется его средний заработок.

Продолжительность рабочего времени

Сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ), устанавливается:

1) для работников до16 лет - не более 24 часов в неделю;

2) для работников от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю;

3) для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении - не более 12 часов (буквально, не может превышать половины нормы, установленной частью первой статьи 92 ТК РФ);

4) для работников от 16 до 18 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении - не более 18 часов.

Кроме того, статья 94 ТК РФ устанавливает для несовершеннолетних еще и максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены):

1) для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - не более 5 часов;

2) для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 7 часов;

3) для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - не более 2,5 часа;

4) для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 4 часов.

Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет

Согласно ст. 265 ТК РФ несовершеннолетние не могут быть заняты на:

1) подземных работах;

2) работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (например, в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, а также в перевозке, производстве и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами);

3) тяжелых работах;

4) работах с вредными или опасными условиями труда.

В соответствии с формулировкой части третьей статьи 265 ТК РФ перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (сегодня продолжает свое действие постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 (в ред. постановления Правительства РФ от 20.06.2001 г. № 473), утверждающее Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещено использовать труд лиц моложе 18 лет).

Кроме того, ст. 268 ТК РФ запрещает:

1) привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам;

2) вызывать в ночную смену;

3) отправлять в служебные командировки;

4) выходные и нерабочие праздничные дни.

Также ст. 282 ТК РФ запрещает организациям принимать несовершеннолетнего на работу по совместительству, либо привлекать его к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет

Статья 271 ТК РФ устанавливает следующую оплату труда работников в возрасте до 18 лет:

При повременной оплате труда заработная плата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы.

Работодатель вправе за счет собственных средств производить доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. При сдельной работе - труд оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность ежедневной работы.

Для работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время - оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Отпуска несовершеннолетних работников

В статье 267 ТК РФ определено, что работникам, которым еще нет 18 лет, должны предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 31 календарного дня в удобное для них время.

Оплачиваемый отпуск может предоставляться работникам в возрасте до 18 лет и до истечения 6 месяцев непрерывной работы по их заявлению (ст. 122 ТК РФ).

Также ст. 116 ТК РФ предусматривает возможность предоставления несовершеннолетним работникам дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами.

Работникам в возрасте до 18 лет статьей 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, а статьей 125 не допускается их отзыв из отпуска. Кроме того, работникам в возрасте до 18 лет не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении) (ст. 126 ТК РФ).

Увольнение несовершеннолетнего работника

Несовершеннолетний работник может быть уволен по тем же причинам, что и любой другой сотрудник организации. Но следует учитывать, что прежде чем уволить несовершеннолетнего работника работодатель должен получить согласие территориальной государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Если же несовершеннолетний увольняется по собственному желанию, то организация также должна сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних. Сделать это надо в трехдневный срок с момента подачи заявления. Таково требование ст. 11 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. № бн «Об утверждении Положения по делам несовершеннолетних».

Согласно Федеральному Закону № 159 от 4 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» работникам и лицам из числа данных категорий, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством в данной или другой организациях.

Если несовершеннолетний работник является членом профсоюза, то работодателю при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с ним приходится учитывать мотивированное мнение органа первичной профсоюзной организации в следующих случаях:

Сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

Неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Материальная ответственность несовершеннолетнего

Полная материальная ответственность на несовершеннолетнего возлагается с учетом ограничения, установленного законодательством РФ. Именно данное ограничение не допускает заключения с несовершеннолетним работником договора о полной материальной ответственности.

Часть 3 ст. 242 ТК РФ устанавливает полную материальную ответственность работника в возрасте до 18 лет только в следующих случаях:

1) умышленное причинение ущерба;

2) причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

3) причинение ущерба в результате совершения преступления или административного проступка.

День защиты детей ежегодно отмечается 1 июня начиная с 1950-ого года. Его основная цель - привлечь внимание к проблемам детства, которое далеко не у всех в мире бывает безоблачным и счастливым. Весьма жестокое выражение «проще, чем отнять конфету у ребёнка» хорошо описывает ситуацию с правами несовершеннолетних. Лишить ребёнка чего-то или, напротив, навязать ему обязанности не по возрасту - легко, ведь дети не могут отстаивать свои интересы перед взрослыми. И дело не только в недостатке жизненного опыта и физической слабости, но и в том, что критическому мышлению и навыкам противостояния насилию дети могут научиться только у взрослых. Конечно, если взрослые ставят цель защитить их, а не использовать в своих интересах.

Эксплуатацией называют присвоение результатов труда другого человека. То есть, ситуацию, когда в обмен на свою работу человек не получает ничего или получает куда меньше, чем заслуживает.

Такое поведение незаконно и несправедливо по отношению к людям любого возраста, однако в случае с детьми приобретает особую значимость. Наиболее социально незащищённые члены общества не могут за себя постоять, не знают, куда обратиться за помощью, и легко становятся жертвами манипуляций и запугивания. Работа не по возрасту, особенно во вредных условиях, ставит под угрозу здоровье детей, лишает их возможности гармонично развиваться и получать образование.

Документы, закрепляющие недопустимость эксплуатации

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята международная Конвенция по правам детей , которая предусматривает, в частности, защиту ребёнка от эксплуатации. Кроме того, в документе сказано, что каждый ребёнок должен быть защищён от выполнения работы, которая «может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию».

Государства, участвующие в Конвенции, в том числе и Россия, принимают меры, направленные на соблюдение этих положений. Такими мерами могут установление минимального возраста при приёме на работу и регулирование условий труда и длительности рабочего дня для несовершеннолетних.

Главный российский документ о правах ребёнка - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» . Там, в частности, упоминается, что ребёнок должен быть защищен «от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Детский труд в истории

Само собой, угнетение детей и навязывание им «недетских» занятий изобрели не сегодня. Напротив, за последние 50 лет ситуация в этой сфере значительно улучшилась. Частичным извинением нашим предкам, которые позволяли детям работать в шахтах или командовать армиями, может послужить совершенно . Чтобы понять это, достаточно взглянуть на классические парадные портреты , где у малышей не только одежда как у взрослых, но и взрослые лица.

Ребёнок был «маленьким взрослым», а осознанность и разумность считались лучшими детскими достоинствами.

Дети из бедных семей начинали работать рано: им приходилось помогать родителям в ремесленных мастерских, убирать богатые дома, продавать товары с лотков, чистить ботинки. В этой статье мы уже , с какими трудностями сталкивались небогатые юные жители крупных городов.

Сиротам и вовсе не на кого было положиться. Типичная «карьера» уличного мальчика описана в «Оливере Твисте» - щипание пакли в приюте, работа в конторе гробовщика, воровство с шайкой карманников. Диккенс даровал своему герою чудесное спасение, как это часто бывало с героями романов о «детях сложной судьбы». Однако реальным Оливерам Твистам, Козеттам и Леди Джейн (героиня детской книги «Леди Джейн или голубая цапля» Сесилии Джемисон) везло, как правило, куда меньше.

Не сильно легче было и детям из деревень, которые помогали родителям на подённых работах (сбор урожая, строительство, заготовка леса), занимались домашним трудом, нянчили младших сестёр и братьев.

О тяжёлых условиях труда детей писал историк Генри Джиббингс, автор книги «Промышленная история Англии». Вклад в изучение истории детства внёс в 60-е годы XX века историк Филипп Арьес . По его представлению, то, каким было отношение к детству при «старом порядке» и то, как оно изменилось впоследствии, - важный ключ для понимания исторических процессов и развития гуманизма. А специалист по психоистории Ллойд деМос сделал большой вклад в представление о том, как воспитание влияет на формирование личности, и описал несколько моделей отношения к детям, каждая из которых соответствует своей исторической парадигме.

Эксплуатация детей сегодня

Трудовая эксплуатация

По данным Международной организации труда , в развивающихся странах на сегодняшний день работают 250 миллионов детей от 5 до 14 лет. По большей части это жители Азии, далее, по убыванию, Африки и Латинской Америки. Дети до сих пор вносят существенный вклад в экономику этих стран. С одной стороны, нарушаются международные соглашения о приемлемых для несовершеннолетних нормах труда. С другой стороны, выполнение запрета на труд будет означать ухудшение условий жизни и голод для многих из этих детей. В связи с этим ситуация остаётся сложной, а изменения идут медленно.

В Индии количество работающих детей существенно снизилось в промежуток с 1993 по 2005 год, однако множество несовершеннолетних и малолетних работают до сих пор. Преимущественно речь идёт о сельских районах. Кроме того, дети по сей день заняты в промышленности. Законодательство, существующее с 1986 года, позволяло детям работать на неопасном производстве. В 2013 году в Индии был принят закон, запрещающий детям до 14 лет работать, будь то опасная или неопасная промышленность. Тем не менее, суд постановил, что дети могут работать вместе со своей семьёй или в семейном деле, чтобы изучать основы профессии и мастерства. На практике это означает, что множество детей всё еще трудятся в качестве домашней и гостиничной прислуги, работают официантами и поварами, мастерят различные вещи и занимаются их продажей.

Согласно докладу ЮНИСЕФ от 1990 года, качество школ в сельских районах Индии оставляет желать лучшего. 50% государственных финансируемых начальных школ не имеют своего здания, 40% не имеют доски, и лишь в немногих есть книги и учебные пособия. У детей часто не хватает времени на учёбу, а школьному образованию нечем их привлечь. Между тем, детский труд - одна из причин бедности. Ведь, не получив образование, труднее найти работу с достойной зарплатой.

На примере Индии можно судить об основных социальных обстоятельствах, из-за которых существует детский труд: недостатки экономики, дешевизна и востребованность рабочего труда, низкое качество школьного образования, авторитет традиционного уклада.

На территории бывшего Советского Союза особенную обеспокоенность у мировых экспертов вызывает Узбекистан, где дети традиционно заняты в сборе урожая хлопка, который отвлекает их от учёбы осенью и весной. Впрочем, в начале 2017 года Международная организация труда сообщила о реформах, проведённых правительством государства, и заявила, что практика организованного детского труда в Узбекистане запрещена.

Сексуальная эксплуатация

К сексуальной эксплуатации относится принуждение к занятиям проституцией и к съёмкам в порнографии. О декриминализации проституции идут дискуссии, однако в случае с детьми разночтений быть не должно - любая форма их вовлечения в секс-работу неприемлема. Тем не менее, по данным ООН , ежегодно более миллиона детей задействовано в проституции. Также на сайте ООН рассказывается о современных формах рабства, в том числе сексуального.

Там можно прочитать историю девочки по имени Анита Хадка : в 12 лет она попала в бомбейский бордель, став жертвой торговцев людьми. Таких детей в мире множество.

Кроме того, в ряде стран существует практика ранних браков, когда девочки ещё социально, эмоционально и физически не готовы к вступлению в брак - решения за них принимают их семьи. В принудительные браки, продажу и наследование жён вовлечены и взрослые девушки, и девочки. «Причиной детских браков является неравное гендерное положение и соотношение сил, которые могут привести к пожизненному подчинению девочек и женщин», - отмечает заместитель Верховного комиссара ООН по правам человека Флавия Пансиери.

Медийная эксплуатация

Иногда эксплуатацию легко изобличить - например, если ребёнок занимается тяжёлым и опасным физическим трудом за еду. В других случаях всё не так очевидно - например, когда родители принуждают ребёнка к слишком жёстким спортивным тренировкам, водят по кастингам или часами снимают для Youtube. Иногда такими родителями руководят их собственные амбиции, а также желание заработать с помощью ребёнка, пусть даже в ущерб его настоящим интересам. При этом для остальных взрослых ребёнок становится предметом развлечения.

Конкурсам красоты для малышей было посвящено шоу Toddlers & Tiaras , отменённое совсем недавно. Подобные зрелища не только грешат против хорошего вкуса, но и могут серьёзно повредить ребёнку. Часами неподвижно сидеть в кресле, пока тебе делают причёску, носить неудобную одежду и много раз повторять одни и те же действия - трудные задачи для маленького человека. Усталость, утомление, возможные раздражения от косметики, нарушение режима питания - факторы физического вреда. Кроме того, существует вред моральный. Неуместная сексуализация детских образов, повышенное внимание к внешности девочек, объективация - плодородная почва для нарушений гармоничного развития личности и создания у ребёнка нездоровых представлений о себе.

В конце XV века случилась известная многим трагедия с «золотым мальчиком» . Сыну пекаря предстояло участвовать в шествии при дворе миланского герцога и олицетворять пришествие Золотого века - с этой целью его тело полностью покрыли золотой краской. В результате ребёнок скончался, поскольку нормальная терморегуляция была нарушена в течение долгого времени. Нечто близкое по духу происходит и сегодня с детьми, которых принуждают приносить здоровье в жертву популярности.

Интерес детей к взрослым занятиям - естественное явление. Однако подражательные практики хороши, когда идут на пользу самим детям, развивают любознательность, имеют игровой характер и не вредят здоровью, моральному состоянию и жизни. Ситуации, когда дети служат корыстным интересам взрослых, должны пресекаться. Привлечь внимание общественных организаций к проблеме может каждый, кто имеет дело с детьми и замечает, когда происходит что-то неладное.

На сайте ООН можно познакомиться с книгой «Наше право на защиту от насилия» - она ориентирована на тех, кто работает с подростками. Там приведены примеры опросников, которые позволяют выявить случаи насилия и разобраться, не нарушаются ли права несовершеннолетних; предлагаются идеи для ролевых игр , помогающих детям отказаться от работы, которую им не следует выполнять, и планы бесед, посвящённых выявлению насилия в отношении детей.

В 2002 году Международная организация труда (МОТ) объявила 12 июня Всемирным днем борьбы с эксплуатацией детского труда (The World Day Against Child Labour).

Это решение было принято, чтобы привлечь внимание общества к развернувшемуся во всех странах движению за запрещение детского труда, в особенности его наихудших форм: рабства и принудительных работ, работ в опасных условиях, вовлечения детей в торговлю наркотиками и занятия проституцией, участие в вооруженных конфликтах.

Борьба с эксплуатацией детского труда является одной из приоритетных задач Международной программы по искоренению детского труда (International Programme on the Elimination of Child Labour, ИПЕК). Эта организация руководствуется принципами, закрепленными Конвенциями МОТ "О минимальном возрасте для приема на работу" (1973) и "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" (1999).

ИПЕК была организована в 1992 году с целью координации деятельности МОТ по борьбе с детским трудом, которая до этого, в основном, была направлена на разработку международных норм и контроль за их соблюдением.

ИПЕК работает в нескольких направлениях: внедряет в различных странах программы, направленные на осуществление реформ и принятие конкретных мер по искоренению детского труда; проводит международные и национальные кампании, направленные на изменение общественного мнения и на убеждение в необходимости ратификации и выполнения Конвенций МОТ; проводит углубленные исследования, правовые экспертизы, разработку стратегий и оценку программ, проводимых в данной сфере на региональном и международном уровнях.

Благодаря усилиям МОТ и ИПЕК общее число детей, вынужденных работать, с 2000 года (с 246 миллионов), почти вполовину сократилось число детей, вовлеченных в опасные и криминальные виды труда. На 40% снизилось распространение детского труда среди девочек, на 25% — среди мальчиков.

К 2016 году государства‑члены МОТ поставили своей целью полную ликвидацию наихудших форм детского труда.

На III конференции по борьбе с эксплуатацией детского труда, прошедшей в октябре 2013 года в Бразилии, МОТ призвала страны к проведению законодательных и политических реформ с тем, чтобы искоренить труд детей — домашних работников, обеспечить достойные условия труда подросткам, которые достигли установленного национальным законодательством возраста приема на работу; ратифицировать Конвенцию о достойном труде домашних работников (2011); сформировать Всемирное движение против детского труда и наращивать потенциал объединений домашних работников в решении вопросов детского труда.

Международное сообщество также приняло декларацию , в которой подчеркивается необходимость бесплатного, обязательного и качественного образования, а также доступность институтов социальной защиты для всех детей (в соответствии с Рекомендацией № 202 МОТ).

Одними из важнейших шагов в этой области станет устранение препятствий к получению образования девочками; предоставление возможности наверстать упущенные знания детям, ранее не имевшим возможности получать школьное образование; устранение нехватки учителей по всему миру; обеспечение подготовленного и профессионального учительского состава; принятие мер для устранения нищеты.

Каждый год Всемирный день борьбы с эксплуатацией детского труда имеет свою тему. В 2014 году в свете принятых в Бразилии решений он пройдет под девизом "Расширенная социальная защита: долой детский труд!" (Extend social protection: combat child labour!).

СССР присоединился к Конвенции "О минимальном возрасте для приема на работу" в 1979 году, в 2003 году Россия ратифицировала Конвенцию "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста 16 лет . С согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет.

Гражданам России, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, запрещается выполнять любые работы с вредными или опасными условиями труда, подземные работы и работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. В частности, несовершеннолетним запрещено работать в сфере игорного бизнеса, ночных кабаре и клубах, на производстве и в торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сочинение.

Детский труд. Плохо или хорошо.

школа-гимназия № 63

ученица 10 «Б» класса

АкбергеноваДайана

руководитель: Зайдильдинова А.Ж

АСТАНА 2016

Прежде всего, необходимо уточнить, что не входит в понятие «детский труд». Выполнение детьми и подростками работ, которые не влияют на их здоровье и развитие, а также не препятствуют получению образования, обычно считается положительным явлением.

К таким видам работ относятся помощь ребенка родителям по дому или в семейном деле, зарабатывание карманных денег после школы или во время школьных каникул. Все это способствует развитию ребенка и благосостоянию семьи, помогает ребенку получить навыки и опыт, которые потребуются в будущем для того, чтобы стать полноценным членом общества.

Эти виды деятельности не входят в понятие «детский труд». Под детским трудом понимаются виды работ и деятельности, которые
сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям; и
лишают детей возможности учиться в школе из-за того, что:
они не имеют возможности ходить в школу;
они вынуждены совмещать обучение в школе с тяжелым и продолжительным трудом.

Детский труд – это отрыв детей их от семей, создание угрозы их жизни и здоровью, и вынуждение вести самостоятельную жизнь на улицах больших городов, причем зачастую с самого раннего возраста.

«Детский труд» – это работа, которая лишает детей детства, человеческого достоинства, возможности развить свой потенциал и наносящая вред их развитию.

Конечно, невозможно дать точное определение понятию «детский труд», которое было бы пригодным по отношению к любой ситуации и любому государству. Как провести грань между «допустимыми» формами труда, выполняемого детьми, и «детским трудом»? Существует ли зависимость между отнесением того или иного вида работ к «детскому труду» и возрастом ребенка, выполняющего эту работу, условиями, в которых она выполняется, и целями, преследуемых каждым конкретным государством?

Это вопрос будущего любой нации.
Очень важно обеспечить детям достойное детство и помочь им получить в будущем достойную работу, то есть такую работу, которая приносит пользу обществу и помогает человеку поддерживать достойное существование. Привлечение детей к работе, которая разрушает их чувство собственного достоинства, пагубно влияет на их здоровье, нравственность и лишает их возможности получить образование, серьезно подрывает экономическую жизнеспособность общества и долгосрочные перспективы его развития.
Детский труд необходимо рассматривать не только как причину, но и как следствие нищеты и низкого уровня развития. Дети, вовлеченные в наихудшие формы детского труда и не получившие даже базового образования, скорее всего, превратятся в неграмотных, физически и интеллектуально ограниченных взрослых людей, у которых нет практически никакой возможности выбраться из плена нищеты, в которой они были рождены, и которые не могут способствовать развитию общества в целом. Так же, как и у них самих, и у их детей будет очень мало шансов на дальнейшее развитие.

КГУ «Школа-гимназия № 63» акимата города Астаны

Сочинение.

Мы против эксплуатации детского труда


Школа-гимназия № 63

ученица 8 «Б» класса

ДоскееваАкжан
руководитель:Тумина О.Е.

АСТАНА 2016

Проблема детской эксплуатации существует во всем мире.

У нас, в Казахстане, случаи детского труда не встречаются. Лично я об этом не слышала. Я думаю, что за этим строго следят правоохранительные органы.

Причин эксплуатации детского труда много: дети вынуждены сами работать, так как родители по определенным причинам не в силах их обеспечить в материальном плане; работодатель не хочет переплачивать своим сотрудникам: оплата детского труда требует гораздо меньше денежных средств, чем взрослого. На мой взгляд, люди, которые эксплуатируют людей, неадекватны. Их психологическое здоровье отклонено от нормы, потому что они переступают через неписаные законы человеческой совести.

Думая над вопросом об эксплуатации детского труда в современном мире, я стала размышлять о том, чем отличается помощь родителям от эксплуатации. В моем понимании, эксплуатация – это труд, который производится детьми под давлением взрослых, труд, который не оплачивается или оплачивается в неполном объеме. Помощь родителям основана на добровольных началах: ребенок, основываясь на своем личном желании, помогает родителям. Мы обязаны помогать нашим родителям, потому что они дают нам все, в чем мы нуждаемся.

Во избежание эксплуатации детского труда взрослые и дети обязаны предотвращать все случаи порабощения детей, доводить информацию об этом в соответствующие органы, проводить профилактические беседы с детьми и их родителями.

КГУ «Школа-гимназия № 63» акимата города Астаны

Классный час по правам ребенка

«НЕТ!» ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕТСКОГО ТРУДА!

Уалиева Г.И.

АСТАНА 2015-2016

Что означает слово «труд»? Когда и в связи с чем он появился? Какие особенности характеризуют « детский труд »? и что означает понятие « эксплуатация труда »? С таких вопросов начался классный час «Нет!» эксплуатации детского труда!» во 2 «В» классе школы-гимназии. Он проходил в рамках международной акции «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда ».

Проблема детского труда существует во всем мире: и в промышленно развитых странах и в развивающихся. Международный опыт показывает, что детский труд может нанести серьезный, иногда непоправимый вред психическому и физическому развитию ребенка.. В детский труд вовлекаются в основном дети из социально уязвимых групп населения. Эти дети вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-то дохода. Кроме того, эти дети имеют ограниченный доступ к образованию, здравоохранению, что в конечном итоге сказывается на их здоровье, социальной адаптации.

По данным независимых экспертов, сегодня в мире разнообразными формами труда охвачено 132 млн детей от 5 до 14 лет. Неслучайно Международная организация труда (МОН) учредила Всемирный день борьбы с детским трудом. К решению проблем эксплуатации детского труда сегодня привлечены работодатели, профсоюзы, НПО и другие институты гражданского общества. Казахстан не обходит стороной острые вопросы, а активно ищет их решение. Не остались в стороне и гимназисты.

Пять групп, состоящих из ребят 2 «В» класса, в интерактивном режиме изучали данную проблему. Каждая из них готовила страничку для Памятки детям о детском труде. Что значит труд, эксплуатация, что относится к наихудшим формам детского труда, кого относят к понятию «ребенок» - эти и другие понятия и их значения нашли свое отражение на первой страничке Памятки.

Вторая групп класса изучили основные международные и национальные документы в области охраны права детей на труд. Они выяснили, с какого возраста закон разрешает детям работать, какой должна быть оплата труда детей до 18 лет, какие виды работ им разрешено выполнять, в чем особенности труда и отдыха несовершеннолетних.

Третья группа занимались выяснением причин, вынуждающих детей трудиться, часто в ущерб учебе и тем, почему детский труд существует, несмотря на предпринимаемые государством меры.

Где применяется детский труд, в каких формах и вред, который он наносит физическому, психоэмоциональному состоянию детей, влияние ДТ на социальную адаптацию- круг вопросов, которым занимались четвертая группа.

Самым пожалуй сложным, было задание для последней группы. Нужно было взглянуть на детский труд глазами школы, семьи, самого ребенка и выдвинуть предложения по возможному решению проблемы. С чем они успешно справились.

Затем ребята познакомили класс и гостей с выполненным заданием, ответили на вопросы присутствующих.

На классном часу присутствовала заместитель директора по воспитательной работе Тумина О.Е.. Она подвела итоги встрече, поблагодарила ребят за активную работу.

Сценарий классного часа на тему

«Нет» эксплуатации детского труда!»

Задачи:

    Сформировать понятие « детский труд и его наихудшие формы»

    Развивать умения работы в команде, коллективного творческого труда, анализа первоисточника.

Ключевые понятия: детский труд, наихудшие формы детского труда, эксплуатация

Оборудование: литература, листы бумаги, маркеры, фломастеры, проектная доска, демострационные доски

1. Организационный момент. Введение в замысел.

А)Эмоциональный настрой на работу

Б) Беседа по вопросам:
- Труд. Это слово вы слышите с ранних лет. Что оно означает?

Когда и в связи с чем появился труд?

Эксперты выделяют понятие « детский труд » и « эксплуатация детского труда ». Что означают данные понятия?

В чем особенность детского труда?

Учитель: На сегодня согласно международной статистике более 132 млн детей от 5 до 14 лет охвачены разнообразными формами труда. (на проектной доске демонстрируются слайды, иллюстрирующие детский труд). Чаще всего детский труд используется в сельском хозяйстве и в мегаполисах, где не требуется квалифицированных специалистов. Причины использования детского труда различны. Отношение к данному явлению неоднозначно. Но все-таки развитые государства стремятся к искоренению такого явления, как детский труд.

В связи с этим Международная Организация Труда (МОТ) с 2002 года проводит Всемирный день борьбы с детским трудом. Его цель привлечение внимания к проблемам детского труда. К этому движению подключились представители правительств, организаций работодателей и профсоюзов, представители НПО и других институтов гражданского общества. А тема нашей встречи «Нет» эксплуатации детского труда ».(название кл. часа на проектной доске)

Работа будет строиться в группах. Каждой группе дано индивидуальное задание. Для работы на столах имеются тексты законов международных и РК, справочники, словари, СМИ. Ответ должен поместиться на листе бумаги. С выполненным заданием вы должны будете познакомить класс. В результате у нас должна получиться Памятка для детей и взрослых о детском труде (демонстрируются образцы). Я заготовила титульный лист, а вы наполните ее содержанием.(титульный лист демонстрируется на проектной доске)

Задание 1 группе

1.Найти в источниках и дать определения следующим терминам:

    Труд (Трудовой кодекс, стр 21)

    Детский труд (ксерокопия статьи о дтстр 1)

    Наихудшие формы детского труда (там же)

    Ребенок (Закон «О правах ребенка в РК». Ст1)

    Закон (энциклопедический словарь.Стр 451)

    Детская эксплуатация (энциклопедический словарь.Стр 1559 или « Детский труд » стр 406)

    МОТ (« Детский труд » стр 410)

    НПО (« Детский труд » стр 410)

    Права ребенка («Гражданственность», стр 70)

    Детский трафик(«Торговля людьми в современном мире, с 32)

2. Используя полученную информацию, оформите страницу «Тезаурус» для памятки

Участники групп отчитываются о выполнении заданий. Из листов с выполненными заданиями формируется Памятка.
Заключительное слово учителя : Проблема детского труда существует во всем мире. Детский труд, его наихудшие формы наносят непоправимый вред здоровью детей, их нравственному состоянию, психоэмоциональному развитию. На уровне государства ратифицированы международные документы, направленные на решение данной проблемы. На их основе построено национальное законодательство в искоренении детского труда. Решить эту проблему одномоментно и одними запретами невозможно. Необходимо, чтобы объединили свои усилия местные органы власти, неправительственные организации, департамент по защите прав детей, школы. Мы сегодня замечательно поработали и внесли свой вклад в эту работу, составив памятку «Нет» детскому труду!.

Литература:

1.Коституция РК

2. Закон РК «Оправах ребенка в РК»

3.Конвенция о правах ребенка

4Торговля людьми в современном мире, руководство для преподавателей школ. Вузов, Петропавловск, 2007

5.Ахметова Л, Баранова Д. Детский труд в Казахстане, Алматы. 2008

6. Ахметова Л, Ахметов С..Баранова Д. Наихудшие формы детского труда в РК, Алматы, 2008

7. Детский труд в табаководческой и хлопководческой отраслях сельского хозяйства Казахстана

Универсальных мер по решению проблемы детского труда не существует. Более того, следует отметить, что программы по борь­бе с наихудшими формами детского труда в основном содержат элементы, необходимые для борьбы со всеми формами детского труда. Первостепенное внимание следует уделять детям, подвер­гающимся наибольшему риску, а также реабилитации тех детей, которые страдают от наиболее тяжелых и опасных форм эксплуа­тации.

Для достижения этих целей необходимо действовать в пяти ос­новных направлениях:

привлечение общественного мнения;

законодательная деятельность;

исполнительная деятельность;

образование;

оказание поддержки детям и их семьям.

Для успешной борьбы с детским трудом необходимо в первую очередь изменить отношение самого общества к этой проблеме. .

Привлечение общественного мнения к этой проблеме играет ог­ромную роль. Все, кто имеет отношение к данному вопросу, на­чиная с самих детей и их родителей, а также политики, полити­ческие партии, местные власти, работодатели, профсоюзы и ра­ботники сферы образования прежде всего должны признать существование такой проблемы, как использование детского тру­да. Зачастую ее рассматривают лишь в качестве источника дохода малоимущих семей или же в качестве средства обучения навыкам самостоятельного труда.

Даже если людей удастся убедить в том, что дети не должны взрослеть раньше времени или бросать учебу ради работы, им при­дется доказать еще и то, что действительно существует ачьтернати-ва такому труду. Для малоимущих семей любые аргументы о пользе образования для их детей неизбежно звучат как нечто гипотети­ческое, поскольку они никак не согласуются с необходимостью изо дня в день бороться за выживание.

Невозможно обойтись без законодательных мер в искоренении наихудших форм детского труда. Любая законодательная програм­ма по искоренению наихудших форм детского труда должна ос­новываться на:

четком юридическом определении минимального возраста для приема на работу, не достигнув которого ребенка запрещено на­нимать для выполнения какого-либо вида трудовой деятельности;

четком определении риска, которому запрещено подвергать детей, не достигших 18-летнего возраста;

законах, запрещающих неприемлемые формы труда, такие как долговая кабала и принудительный труд; продажа детей и торговля ими; использование, вербовка детей для занятия проститу­цией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;

законах, предусматривающих наказание за осуществление такой деятельности, пособничество при ее осуществлении или по­пустительство.

Необходимо, чтобы существующие законы либо затрагивали все аспекты данной проблемы, либо допускали внесение попра­вок. Но прежде всего важно предусмотреть санкции против на­рушителей, использующих недопустимые формы эксплуатации детей. Эти санкции должны быть достаточно суровы, для того чтобы предотвратить подобные действия и в то же время предо­ставить возможность получения жертвами соответствующей ком­пенсации и защиты.

Проблема серьезно усложняется тем, что во многих государ­ствах трудовые законодательства, включая законы о минималь­ном возрасте для приема на работу, никак не затрагивают некото­рые сферы трудовой деятельности, такие как сельское хозяйство, бытовое обслуживание и деятельность небольших негосударствен­ных предприятий. Данные сферы относятся как раз к тем отрас­лям, где работает большинство детей и где они подвергаются по­тенциальной опасности, а иногда и жестокому обращению. Даже в тех случаях, когда законодательство затрагивает эти отрасли, со­блюдение законов на практике чрезвычайно усложняется.

Тесное сотрудничество и партнерство между официальными исполнительными и правоохранительными органами и другими государственными и негосударственными организациями, вклю­чая коммерческие организации, профсоюзы, социальные служ­бы, местные органы управления, помогут достичь хороших ре­зультатов.

Очевидной альтернативой детскому труду является образо­вание, как и определено международными стандартами труда о минимальном возрасте для приема на работу. Должное соблю­дение законов и нормативов, предписывающих обязательное посещение школ всеми детьми, не достигшими минимального возраста, позволяющего начать трудовую деятельность, вносит значительный вклад в дело искоренения многих наихудших форм детского труда. Регулярное посещение школ могло бы сделать принудительный труд и многие другие формы эксплуатации де­тей абсолютно невозможными. Оно также исключило бы воз­можность работы детей на предприятиях, во многих опасных про­мышленных отраслях и на местах, требующих полной занятости. Помимо этих очевидных преимуществ качественное образова­ние в дальнейшем может дать как детям, так и обществу в целом множество положительных результатов. В свое время оно, воз­можно, позволит навсегда покончить со всеми формами дет­ского труда.

Для достижения желаемых результатов необходимо оказание поддержки детям и их семьям. Дети, которые подверглись наиболее неприемлемым формам эксплуатации, нуждаются в реабилита­ции прежде, чем будут способны извлечь пользу из получения регулярного образования, а именно им должны быть предостав­лены медицинская помощь и психологическая поддержка, а так­же создано безопасное окружение, а иногда правовая поддержка и защита правоохранительных органов. В некоторых случаях воз­можность получения образования такими детьми должна быть подкреплена материально, включая предоставление различных субсидий, например стипендий, бесплатного питания, учебных пособий и медицинского обслуживания или предоставление дет­ской одежды, а также обучающих программ или иных источни­ков дохода их родителям. Такие программы должны быть ориен­тированы как на необходимость повышения уровня дохода для взрослых, так и на образование для детей, с тем чтобы предотв­ратить найм детей на работу наряду со взрослыми или вместо взрослых.

Важно понять, кто из детей подвергается наибольшей опасно­сти быть вовлеченным в неприемлемые формы детского труда, и * мотивировать этих детей остаться в школе, пока не стало слиш­ком поздно. Профилактические меры включают программы мо­тивации детей (и их родителей) начиная с раннего возраста, ори­ентированные на повышение осознания пользы образования и разъяснение им их прав, а также опасностей, связанных с ран­ним началом трудовой деятельности.

Необходим контроль в областях, на рабочих местах и в про­мышленных сферах, где ранее применялся детский труд и исполь­зование его прекратилось, так как крайне важно, чтобы новые дети не заняли место тех, кто здесь когда-то работал. Для достижения этой цели необходимо активное участие работодателей, руково­дителей, подрядных и субподрядных организаций, а также проф­союзов, местных властей и общин в создании механизмов по мо­ниторингу рабочих мест и ситуации в сообществах.

Анализ мнений детей о своем жизненном обустройстве позволя­ет сделать вывод о том, что ребенку сейчас очень легко оказаться на улице и вовлечься в уличный труд, но значительно сложнее потом его увести оттуда. Дети, вкусившие уличной жизни, трудно поддаются обратной адаптации. Поэтому решение проблемы улич­ных детей надо сосредоточить на профилактической работе с деть­ми группы риска и их семьями, на создании условий, изначально препятствующих вовлечению детей в подобный образ жизни.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...