Прекращение действия международного договора. Международные договоры Порядок прекращения действия международного договора

Действие международного договора прекращается толь­ко в соответствии с нормами международного права.

Прекращение договора или выход из него участника могут иметь место:

а) в соответствии с положениями договора;

б) в любое время с согласия всех участников по кон­
сультации с прочими договаривающимися государствами
(ст. 54 Венской конвенции о праве международных догово­
ров 1969 г.).

Наиболее распространенными основаниями прекраще­ния действия договора являются истечение срока его ис­полнения. Многие договоры предусматривают возможность денонсации.

Денонсация означает правомерное одностороннее пре­кращение договора на условиях, в нем предусмотренных. Договор, не содержащий таких условий, денонсирован бытьне может, за исключением случаев, когда установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации, или когда характер договора подразумевает право денонса­ции. В последнем случае уведомление о намерении денонси­ровать договор направляется не менее чем за 12 месяцев. Аннулирование - это одностороннее правомерное прекра­щение действия договора на условиях, в нем не предусмот­ренных. Основанием могут являться:

Нарушение договора другими участниками;

Невозможность исполнения;

Коренное изменение обстоятельств;

Создание новой императивной нормы.
Основанием для аннулирования может быть не всякое,

а лишь существенное нарушение договора. Невозможность исполнения понимается лишь как исчезновение объекта, необходимого для выполнения договора.

Прекращение договора освобождает участников от обя­занности выполнять его постановления, но не влияет на их права и обязанности, возникшие в результате выпол­нения договора.

Приостановление действия договора есть временное пре­кращение его действия.

Оно возможно в соответствии с постановлениями дого­вора, с согласия всех участников по консультации с прочи­ми договаривающимися государствами, на основе общих норм международного права. В последнем случае основанием могут служить существенное нарушение договора и времен­ная невозможность его выполнения. Кроме того, два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о приостановлении его действия только между собой. Такое приостановление допустимо, если оно не окажет влияния на пользование вытекающими из договора правами другими участниками, не противоречит целям и принципам договора. Приостановление действия договора"временно освобождает участников от обязанности выполнять его постановления, но не влияет на их права и обязанности, возникшие в результате выполнения дого­вора. Участники должны воздерживаться от действий, кото­рые бы сделали возобновление договора невозможным

32.Понятие международного спора.

Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.

Международные споры классифицируются по различ­ным основаниям: по объекту или предмету спора, по сте­пени опасности для международного мира и безопасности, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).

Устав ООН предусматривает определенные процедуры урегулирования следующих разновидностей международных споров:

Спор, продолжение которого могло бы угрожать поддер­
жанию международного мира и безопасности (ст. 33 Устава);

«любой спор», т. е. спор, который может и не представ­
лять прямой угрозы поддержанию международного мира
и безопасности (ст. 38 Устава);

«местные споры» - (пп. 2 и 3 ст. 52 Устава);

Споры юридического характера (п. 3 ст. 36 Устава).

33.Международно-правовые средства разрешения споров

Мирные способы урегулирования международных споров -

это международно-правовые способы и средства урегули­рования разногласий между субъектами международного права в соответствии с основными принципами междуна­родного права, без применения принуждения в какой-либо форме, в целях поддержания и упрочения мира, развития мирных отношений.

Современное международное право включает в себя как обычные, так и договорные нормы, которые определяют средства, способы и процедуру мирного урегулирования международных споров. Средства и способы мирного урегулирования международных споров существовали до утверж­дения принципа мирного урегулирования споров между государствами. К таким способам прежде всего относятся «добрые услуги», посредничество, переговоры, арбитраж, но эти средства не имели эффективного воздействия на спо­рящие стороны, т. к. обращение к ним зависело от доброй воли государств - участников спора, а не составляло их обя­занность с точки зрения международного права.

Все эти способы не имели должного значения и пото­му, что существовало признание правомерности войны как способа разрешения международных споров. Конвенции 1899 и 1907 гг. хотя и установили процедуру мирного урегу­лирования споров, но обращение к ней государств имело факультативный характер. Гаагские конвенции не запре­щали войну как средство решения международных споров. И только после Второй мировой войны принцип мирного урегулирования международных споров нашел отражение в Уставе ООН и приобрел официальный статус.

К мирным средствам урегулирования международных спо­ров п. 1 ст. 33 Устава ООН относит:

Переговоры;

Обследования;

Посредничество;

Примирение, арбитраж;

Судебное разбирательство;

Обращение к региональным органам или соглашениям.

Устав также оставляет за сторонами - участницами спо­ра право выбрать любой другой мирный способ разреше­ния спора. Мирные средства урегулирования международ­ных споров, перечисленные в ст. 33 Устава, не являются исчерпывающими.

Особое значение в деле мирного урегулирования между­народных споров имеют переговоры, т. е. двустороннее об­суждение спорных проблем (многосторонние встречи име­нуются конференциями и совещаниями). Их первоочеред­ность признана во многих международно-правовых актах (Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг., Декларации о принци­пах международного права ООН 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе 1975 г.). Они могут вестись как на официальном уровне, вплоть до глав государств, так и неофициально.

Переговоры являются главным и самым гибким сред­ством решения международных споров. Переговоры применяются на международных конференциях при участии третьей стороны («добрые услуги», посредничество). Ис­пользование консультационных органов (согласительных и следственных комиссий), судебное разбирательство -Международный и третейский суд - также невозможно без непосредственных переговоров. Одной из разновидно­стей переговоров являются взаимные консультации. Если проведение консультаций предусмотрено международны­ми договорами, то в этом случае они обязательны для стран - участниц договора.

«Добрые услуги» оказывает третье, не участвующее в спо­ре, государство. Задача «добрых услуг» состоит в том, чтобы склонить спорящие стороны к непосредственным перегово­рам или другим мирным способам урегулирования спора. Государство, которое оказывает такие услуги, не должно предлагать условий решения спора. «Добрые услуги» могут оказываться несколькими государствами, а также междуна­родными организациями. Государства - участники спора вправе отклонить предложения третьих государств об оказа­нии «добрых услуг».

Посредничество как способ мирного урегулирования спора характеризуется тем, что посредник принимает активное участие в разрешении спора, предлагая пути решения конф­ликта, участвуя в переговорах. В отличие от «добрых услуг» назначение посредника происходит с согласия обеих сто­рон спора. Советы посредника не являются обязательными для стран - участниц спора.

Выделяют также:

испрашиваемое посредничество: осуществляется по прось­бе спорящих сторон;

предлагаемое посредничество: проводится по просьбе третьей стороны.

Посредничество, как и оказание «добрых услуг», может быть коллективным, а также осуществляться международ­ными организациями. В истории международных отношений бывали случаи, когда «добрые услуги» перерастали в посред­ничество (участие Советского Союза сначала как оказываю­щего «добрые услуги», а потом как посредника при разреше­нии спора между Индией и Пакистаном в 1965-1966 гг.).

Существенную роль в мирном урегулировании споров играют следственные и согласительные комиссии. Статья 33 Устава ООН определяет задачу следственных комиссий -установить факты, относящиеся к предмету спора, выявитьфактические данные. Задача согласительных комиссий го­раздо шире - подготовка проекта мирного соглашения, примирение сторон. Комиссии создаются из граждан госу­дарств - участников спора на паритетных началах, хотя в них могут входить и граждане государств, которые не уча­ствуют в споре.

Следствие производится в состязательном порядке. Сто­роны представляют все документы, списки свидетелей и экс­пертов, которые могут способствовать установлению ис­тины. Стороны обязаны всесторонне помогать следственной комиссии. Совещания комиссии проходят при закрытых дверях и остаются секретными. Работа следственной комис­сии завершается составлением доклада, который зачиты­вается на открытом заседании. За сторонами остается сво­бода использования по своему усмотрению сделанных ко­миссией выводов.

Согласительные комиссии рассматривают дела по заяв­лению либо обоих спорящих государств, либо одного из них. В заявлении указываются предмет спора, а также прось­ба к комиссии предпринять все необходимые меры для разрешения спора. Спорящие государства рекомендуют по два члена комиссии, причем один из них должен быть гражданином этого государства, а второй - представите­лем третьего государства. Эти четыре члена комиссии на совместном заседании выбирают пятого члена из числа гра­ждан третьего государства, который в дальнейшем будет главой этой комиссии.

Следующим средством мирного разрешения международ­ных споров является обращение в Меледународный Суд (ООН, Экономический суд СНГ, Европейский суд по нравам челове­ка, Суд ЕС и др.).

В частности, Уставом Содружества Независимых Госу­дарств был создан Экономический суд СНГ (1993 г.), кото­рый призван был разрешать экономические, а также дру­гие споры, которые будут отнесены к его ведению госу­дарствами-членами. Суд вправе толковать соглашения и акты Содружества по экономическим вопросам. Высшим коллегиальным органом является Пленум. Он рассматривает жалобы на решения Экономического суда, а также вносит на рассмотрение государств-участников предложения об устранении коллизий в законодательстве. Решения Плену­ма являются окончательными Международный арбитраж - особая процедура рассмот­рения международных споров, которая предусматривает согласие обеих сторон и определение ими процедуры рас­смотрения спора, назначение арбитра. Решения являются обязательными. Например, Постоянная палата третейско­го суда может рассматривать любые споры между государ­ствами.

34.Процедура разрешения споров в ООН.

Согласно Уставу ООН все государства разрешают свои между­народные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. В этих целях Устав ООН закрепляет основные средства и необходимые рамки для мирного разрешения международных споров, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

С момента создания Организация Объединенных Наций игра­ет ведущую роль в международно-правовой системе мирного раз- . решения международных споров и поддержании международного мира и безопасности. Мирное разрешение споров в ООН осуще­ствляется в основном четырьмя главными органами: Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Международным судом и Секретариатом.

Устав ООН возлагает на Генеральную Ассамблею важную роль в области мирного разрешения споров, и она в целом эффективно осуществляет свои функции в этой области. Генеральная Ассамб­лея может обсуждать любую ситуацию независимо от ее происхо­ждения, которая, по мнению Ассамблеи, может нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, и рекомендовать меры для ее мирного улаживания (ст. 12 Устава). Государства - члены ООН, когда они сочтут это уместным, могут довести до сведения Генеральной Ассамблеи информацию о лю­бом споре или ситуации, которая может привести к международ­ным трениям или вызвать спор. Генеральная Ассамблея может быть форумом для консультаций с целью содействия скорейшему разрешению спора или учредить соответствующие вспомогатель­ные органы.

Центральная роль в системе органов, занимающихся пробле-мами мирного разрешения споров, принадлежит Совету Безопас­ности. Согласно ст. 33 (2) Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при по­мощи средств, перечисленных в Уставе ООН (переговоры, обсле­дование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разби­рательство, обращение к региональным органам или соглашениям и т. д.). Он уполномочен расследовать любой спор или любую си­туацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Более того, Совет Безопасности уполномо­чивается в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или в ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. При этом он принимает во внимание любую процедуру для разрешения спора, которая уже выбрана сторонами. Давая рекомендации по выбору процедуры или метода урегулирования спора, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда.

Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в п. 1 ст. 33 Устава ООН средств, они передают его в Совет Безо­пасности. В случае если Совет Безопасности найдет, что продол­жение данного спора в действительности могло бы угрожать под­держанию международного мира и безопасности, он либо реко­мендует сторонам прибегнуть к надлежащей процедуре или методам урегулирования такого спора, либо рекомендует такие ус­ловия разрешения спора, какие он найдет подходящими.

Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 нояб­ря 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разреше­нии международных споров. В ней признается необходимым по­вышение эффективности ООН в мирном разрешении междуна­родных споров и поддержании международного мира и безопасности согласно принципам справедливости и междуна­родного права.

Согласно этой Декларации государствам - членам ООН сле­дует укреплять центральную роль Совета Безопасности, с тем что­бы юн мог в полной мере и эффективно.выполнять свои обязанно­сти в соответствии с Уставом ООН в области разрешения споров или любой ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. С этой це­лью государствам следует:

а) полностью сознавать свою обязанность передавать в Совет Безопасности такой спор, сторонами в котором они являются, если они не решили его при помощи средств, указанных в ст. 33 Устава; б) более широко использовать возможность доведения до све­
дения Совета Безопасности о любом споре или любой ситуации,
которая может привести к международным трениям или вызвать
спор;

в) поощрять Совет Безопасности более широко использовать
возможности, предусматриваемые Уставом, с целью рассмотрения
споров или ситуаций, продолжение которых могло бы угрожать
поддержанию международного мира и безопасности;

г) рассматривать вопрос о более широком использовании воз­
можностей Совета Безопасности для расследования фактов в со­
ответствии с Уставом;

д) поощрять Совет Безопасности в качестве средства содейст­
вия мирному разрешению споров шире использовать вспомога­
тельные органы, учрежденные им в осуществление его функций
по Уставу ООН;

е) учитывать, что Совет Безопасности уполномочивается на
любой стадии спора, имеющего характер, указанный в ст. 33 Уста­
ва, или в ситуации подобного же характера рекомендовать надле­
жащую процедуру или методы урегулирования;

ж) поощрять Совет Безопасности действовать без промедления
в соответствии со своими функциями и полномочиями, особенно
в случаях, когда международные споры перерастают в вооруженные
конфликты.

Международный суд является главным судебным органом ООН (подробнее см. § 2 настоящей главы). Манильская декларация ре­комендует государствам:

а) рассмотреть возможность включения в договоры, когда это
уместно, положений, предусматривающих передачу в Междуна­
родный суд споров, которые могут возникнуть при толковании
или применении таких договоров;

б) изучить возможность, в порядке свободного осуществления
своего суверенитета, признания юрисдикции Международного
суда обязательной в соответствии со ст. 36 его Статута;

в) рассмотреть возможность определения дел, для решения
которых может быть использован Международный суд.

Важная роль в урегулировании споров и конфликтных ситуа­ций принадлежит Генеральному секретарю ООН. Согласно ст. 99 Устава ООН он имеет право доводить до сведения Совета Безо­пасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угро­жать поддержанию международного мира и безопасности. Гене­ральный секретарь по поручению Совета Безопасности или Гене­ральной Ассамблеи осуществляет посреднические полномочия или оказывает добрые услуги государствам - участникам спора. Как правило, он подписывает соглашения с государствами по уре­гулированию конфликта. Например, в марте 1998 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан подписал соглашение между ООН и Правительством Ирака о допуске международных наблюдателей ООН для инспектирования военных объектов с целью выявления в них оружия массового поражения. Эта акция помогла ликвиди­ровать возможный вооруженный конфликт между Ираком и США. Однако в марте 2003 г. США совершили вооруженное на­падение на Ирак.

В Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуа­ций, которые могут угрожать международному миру и безопас­ности, и о роли ООН в этой области, одобренной Генеральной Ас­самблеей ООН 5 декабря 1988 г., уделяется значительное внима­ние роли Генерального секретаря в разрешении споров и конфликтных ситуаций. В частности, в этом документе отмеча­ется, что Генеральному секретарю, если к нему обратились госу­дарство или государства, непосредственно затронутые спором или ситуацией, следует в ответ незамедлительно призвать эти государ­ства искать пути решения или урегулирования мирными средства­ми по своему выбору в соответствии с Уставом ООН и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

Ему следует рассматривать возможность обращения к государ­ствам, непосредственно затронутым спором или ситуацией, с тем чтобы не допустить их перерастания в угрозу для поддержания ме­ждународного мира и безопасности. Генеральному секретарю сле­дует, когда это целесообразно, рассматривать возможность полно­го использования возможностей по установлению фактов, вклю­чая направление представителя или миссий по установлению фактов с согласия принимающего государства в районы, в кото­рых существует спор или ситуация. Генеральному секретарю сле­дует поощрять, когда это целесообразно, усилия, предпринимае­мые на региональном уровне для предотвращения или устранения спора или ситуации в соответствующем регионе.

35.Разрешение споров в рамках ОБСЕ.

Приверженность государств - участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) урегулированию споров между ними мирными средствами является одним из крае­угольных камней деятельности ОБСЕ. Эта приверженность под­тверждается в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г., в Парижской хартии для новой Европы 1990 г.

В соответствии с Хельсинкским Заключительным актом все десять принципов Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, будут применяться одинаково и неукоснительно при интерпретации каждого из них с учетом других.

В Итоговом документе Венской встречи государства-участни­ки подтвердили свою приверженность принципу мирного урегу­лирования споров, будучи убеждены в том, что он является суще­ственным дополнением к обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения, причем оба эти фактора яв­ляются существенными для поддержания и укрепления мира и безопасности.

В Парижской хартии для новой Европы государства-участники торжественно провозгласили свою полную приверженность десяти принципам, закрепленным в Хельсинкском Заключительном акте с целью поддержания и укрепления демократии, мира и единства в Европе.

Для осуществления принципа, согласно которому все споры должны решаться исключительно мирными средствами, требуют­ся соответствующие процедуры урегулирования споров. Такие процедуры в рамках ОБСЕ разработаны и закреплены, в частно­сти, в следующих документах: Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию спо­ров (Валлетта, 8 февраля 1991 г.); Результаты Совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров (Женева, 12-23 октября 1992 г.). В случае возникновения спора участники ОБСЕ обраща­ют особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития любого спора между ними, которое будет представлять угрозу ме­ждународному миру и безопасности. Они предпринимают соот­ветствующие шаги для надлежащего доведения своих споров до урегулирования. В этих целях государства-участники: а) рассмат­ривают споры на раннем этапе; б) воздерживаются в течение спо­ра от любых действий, которые могут ухудшить положение и сде­лать более трудным мирное урегулирование спора или воспрепят­ствовать ему; в) стремятся, используя все соответствующие средства, достичь договоренностей, позволяющих сохранить меж­ду ними добрые отношения, в том числе принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре. В целях согласования соответствующей процедуры урегу­лирования спора заинтересованные государства - участники ОБСЕ, в частности, консультируются друг с другом на как можно более раннем этапе. В случае невозможности урегулирования спо­ра между собой государства - члены ОБСЕ прилагают усилия к тому, чтобы согласовать процедуру урегулирования, соответст­вующую характеру и особенностям конкретного спора. Если спор подлежит передаче на согласованную сторонами процедуру урегу­лирования спора, то государства разрешают данный спор посред­ством этой процедурыГосударства - члены ОБСЕ впервые в практике разрешения споров на региональном уровне приняли на себя более твердые обязательства, чем они установлены общими нормами междуна­родного права. В частности, они прилагают усилия к включению в свои будущие договоры положений, предусматривающих урегу­лирование споров, которые возникают в связи с толкованием или применением этих договоров, и к рассмотрению возможности вы­полнения третьей стороной соответствующей роли обязательного или необязательного характера. Государства взяли обязательство воздерживаться, насколько это возможно, от оговорок к процеду­рам урегулирования спора. Государства рассматривают возмож­ность принятия обязательной юрисдикции Международного суда посредством либо договора, либо одностороннего заявления в со­ответствии с п. 2 ст. 36 Статута Суда и сведения к минимуму, где это возможно, любых оговорок в связи с таким заявлением. Члены ОБСЕ рассматривают возможность на основе специального согла­шения передачи в Международный суд или в Арбитраж, используя в случае необходимости Постоянную палату третейского суда, та­ких споров, которые подпадают под разрешение посредством по­добных процедур. Наконец, государства рассматривают возмож­ность признания юрисдикции международных органов по мирно­му урегулированию споров или контрольных механизмов, созданных в соответствии с многосторонними договорами, касаю­щимися среди прочего защиты прав человека, или снятия сущест­вующих оговорок (если они имеются) в отношении подобных ме­ханизмов.

Участники Совещания стран СБСЕ в октябре 1992 г. одобрили изменения к Валлеттским положениям о процедуре СБСЕ по мир­ному урегулированию споров и Конвенцию по примирению и ар­битражу в рамках СБСЕ.

Согласно этим документам механизм ОБСЕ по урегулирова­нию споров состоит из одного или более членов, выбираемых при общем согласии сторон в споре из списка квалифицированных кандидатов, который ведется назначающим институтом. В список включаются до четырех фамилий лиц, назначаемых каждым госу­дарством-участником, изъявившим желание стать участником ме­ханизма. Ни один из членов механизма не может быть граждани­ном какого-либо вовлеченного в спор государства или постоянно проживать на его территории. По соглашению между сторонами в число членов могут включаться лица, чьи фамилии не значатся в списке.

Если стороны в споре не достигли соглашения о составе меха­низма в течение двух месяцев со времени первоначального обра­щения одной из сторон с просьбой о создании механизма, старшее должностное лицо назначающего института в консультации со сторонами в споре выбирает из списка семь человек.

Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ от 23 октября 1992 г. регламентирует создание Суда, Примиритель­ной комиссии и Арбитражного трибунала.

Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу создается для урегули­рования путем примирения и в соответствующих случаях арбитра­жа споров, переданных ему на рассмотрение государствами - чле­нами ОБСЕ. Решения Суда принимаются большинством голосов членов, участвующих в голосовании. Местом пребывания Суда яв­ляется Женева. Расходы Суда покрываются государствами - уча­стниками Конвенции 1992 г. Стороны в споре и любая вступив­шая в дело сторона несут свои собственные судебные издержки.

Любое государство - участник Конвенции 1992 г. может пере­дать на рассмотрение Примирительной комиссии любой спор с дру­гим государством-участником, который не был урегулирован в ра­зумный период времени путем переговоров. Любое государство - участник Конвенции 1992 г. может подать Секретарю ОБСЕ заяв­ление с просьбой о создании Примирительной комиссии для спо­ра между ним и другим государством-участником или нескольки­ми государствами-участниками. Просьба о создании Примири­тельной комиссии может быть также представлена по соглашению между двумя или несколькими государствами-участниками либо между одним или несколькими государствами - участниками Конвенции и одним или несколькими другими государствами - участниками ОБСЕ. Такое соглашение доводится до сведения сек­ретаря ОБСЕ.

Каждая сторона в споре назначает из списка мировых посред­ников одного посредника в состав Примирительной комиссии. Президиум Суда назначает еще трех мировых посредников.

Примирительное разбирательство осуществляется конфиден­циально, и все стороны в споре имеют право быть заслушанными. Если в ходе разбирательства стороны в споре придут с помощью Примирительной комиссии к взаимоприемлемому урегулирова­нию, то они включают условия этого урегулирования в резюме выводов. С подписанием этого документа разбирательство завер­шается. В случае, когда Примирительная комиссия считает, что изучены все аспекты спора и все возможности поиска решения, она составляет заключительный доклад. В нем излагаются предло­жения Комиссии по мирному урегулированию споров (см. о ней далее).

Просьба о создании Арбитражного трибунала может быть пред­ставлена в любой момент по соглашению между двумя или не­сколькими государствами - участниками Конвенции 1992 г. или между одним или несколькими государствами - участникамиэтой Конвенции и одним или несколькими другими государства­ми - участниками ОБСЕ.

Арбитражный трибунал обладает по отношению к сторонам в споре полномочиями по установлению фактов и проведению расследований, необходимыми ему для выполнения своих задач. Слушание в Трибунале проходят т сатега, если Трибунал не при­нимает иное решение по просьбе сторон в споре.

Функции Арбитражного трибунала состоят в том, чтобы ре­шать переданные ему споры в соответствии с международным правом. Данное положение не ограничивает права Трибунала раз­решать дело ех ае§ио е1 Ьопо при согласии на это сторон в споре.

Решение Арбитражного трибунала является окончательным и обжалованию не подлежит. Вместе с тем стороны в споре или одна из сторон могут обратиться в Трибунал с просьбой дать тол­кование своего решения в том, что касается его смысла или сферы применения. При получении замечаний сторон в споре Трибунал в кратчайшие сроки дает свое толкование по вынесенному им ре­шению.

Спор между двумя государствами - участниками ОБСЕ может быть передан на рассмотрение Комиссии по примирению, если об этом договорятся стороны в споре. Они назначают одного миро­вого посредника из списка, который ведется для целей Валлетт-ской процедуры мирного урегулирования споров (Валлеттский список). Комиссия стремится прояснить спорные вопросы между сторонами и попытаться достичь разрешения спора на взаимопри­емлемых условиях. Если Комиссия сочтет, что это может облег­чить достижение дружественного урегулирования спора, она мо­жет предложить возможные условия урегулирования и установить срок, в который стороны должны проинформировать Комиссию о том, согласны ли они с такими рекомендациями. Если обе сто­роны не уведомят о таком согласии в срок, секретарь Комиссии направляет доклад Комиссии Комитету старших должностных лиц ОБСЕ.

Совет министров или Комитет старших должностных лиц мо­гут предписать двум любым государствам-участникам прибегнуть к процедуре примирения (так называемое директивное примире­ние) и передать спор на рассмотрение Примирительной комиссии

36.Понятие международно-правовой ответственности.

Международно-правовая ответственность - это сово­купность правовых отношений, возникающих в современ­ном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъек­том международного права, или в связи с ущербом, при­чиненным одним государством другим в результате право­мерной деятельности.

В одних случаях эти правоотношения могут касаться не­посредственно только государства-правонарушителя и по­страдавшего государства, в других - могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества. В науке меж­дународного права под международно-правовой ответствен­ностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в резуль­тате нарушения им международного обязательства. Комиссия международного права ООН определила содержание международной ответственности как «те последствия, ко­торые то или иное международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам международного права в раз­личных случаях, например, последствия деяния в плане возмещения ущерба и ответных санкций».

1. Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации принимает, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, согласие на обязательность которых для Российской Федерации давалось Правительством Российской Федерации.

3. Государственная Дума рассматривает предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях Государственной Думы принимает соответствующие решения.

Принятые Государственной Думой федеральные законы о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации подлежат в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Принятый Федеральным Собранием Российской Федерации федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международного договора Российской Федерации направляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

4. Действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской Федерации в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.

В случае отклонения Государственной Думой проекта федерального закона о приостановлении действия международного договора Российской Федерации действие договора подлежит незамедлительному возобновлению.

5. Прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации межведомственного характера производятся федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями, от имени которых заключены такие договоры, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и с разрешения Правительства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Правительство Российской Федерации принимает решения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации межведомственного характера, если соответствующие вопросы имеют важное значение для государственных интересов Российской Федерации.

Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязанности.

Однако приобретенные по договору права, обязательства или юридическое положение его участников, возникшее в результате выполнения договора, сохраняются и после его прекращения, если, конечно, эти права или положение не были отменены впоследствии другими договорами или новой императивной нормой международного права (jus cogens).

Исполнение договора также является основанием его прекращения.

Последующий договор может отменить предшествующий, если они заключены по одному и тому же вопросу, а также в том случае, когда оба договора несовместимы друг с другом, либо участники намерены регулировать свои отношения этим последующим договором.

Если произошло существенное нарушение двустороннего договора одним из его участников, другой участник имеет право прекратить или приостановить действие этого договора. Существенное нарушение многостороннего договора одним из его участников дает право другим участникам приостановить действие договора в отношениях с государством, нарушившим договор, либо со всеми участниками.

Государство может также прекратить действие договора, если произошло коренное изменение обстоятельств (клаузула rebus sic stantibus) . На коренные изменения обстоятельств можно ссылаться, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное основание соглашения участников и когда изменение обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств. Однако клаузула о неизменности обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, а также в случаях, когда коренное изменение обстоятельств произошло в результате нарушения своих обязательств государством, которое ссылается на эту клаузулу.

Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируется в договоре.

Срочные договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока. Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

Если такое прекращение касается какого - либо участника многостороннего договора, то говорят о его выходе из договора . В отношениях между остальными участниками договор остается в силе. Однако в некоторых многосторонних договорах предусмотрен минимум их участников, отсутствие которого ведет к полному прекращению договора. Например, в Конвенции о борьбе с геноцидом 1948 г. этот минимум составляет 16 государств (ст. XV). Все способы прекращения международных договоров можно разделить на волевые (расторжение) и автоматические.

К волевым относятся отмена, денонсация, новация н аннулирование.

Договор может быть отменен в любое время по общему соглашению его участников. Яркий последний пример, 1 июля1991 г. государства - участники Организации Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1955 г. подписали протокол о прекращении действия этого Договора и протокола о его пролонгации, тем самым прекратил своё существование военно - политический союз, противостоящий НАТО, которое продолжает успешно действовать.

Денонсация - это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором. Под денонсацией понимается прекращение государством действия договора на предусмотренных в нем условиях. Таким образом, в основе денонсации тоже лежит соглашение сторон договора.

В частности, в договоре могут определяться: а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации (например, по истечении определенного периода после вступления в силу); б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т.д.); в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы государства); г) форма и содержание уведомления о денонсации.

Иногда право государств на денонсацию ограничивается. По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. денонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.

Практика даёт бесчисленное разнообразие случаев применения и использования права прекращения и приостановки международных договоров. Последний пример: в июле 2000 г. Конституционный суд Украины признал принятый Верховной Радой Закон "О ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств" не соответствующим Конституции Украины. Это первый случай в истории этой страны признания неконституционности закона о ратификации международного договора. Тем самым на Украине был создан механизм внепарламентской денонсации международных договоров. Дополнительную пикантность придаёт тот факт, что подписание и ратификация этой Хартии - одно из условий пребывания Украины в авторитетнейшей региональной международной организации - Совете Европы.

Международный договор может прекратиться вследствие заключения его участниками нового договора по тому же вопросу из - за пересмотра или ревизии прежнего договора (новация). Пересмотр должен осуществляться в соответствии с процедурой, установленной в договоре, которая обычно предусматривает срок возможного пересмотра, число государств, необходимое для пересмотра, и т.д. Эта процедура должна строго соблюдаться.

Два или несколько участников многостороннего договора могут заключить между собой соглашение об изменении отдельных положений договора в своих взаимоотношениях, если это не противоречит его целям и принципам и не сказывается на правах и законных интересах других участников данного договора, который сохраняет свою силу.

Аннулирование - это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться, как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).

Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства - основания аннулирования договора: 1) существенное нарушение договора другими участниками; 2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.

Аннулирован при наличии указанных "чрезвычайных" обстоятельств может быть любой договор, в том числе тот, в котором определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств, истечение срока, денонсация и т.д.). Конкретные договоры в отличие от денонсации не устанавливают порядок аннулирования, если даже возможность аннулирования договоров допускается.

Например, п. 2 ст. 19 Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. посвящен денонсации. В нем говорится, что каждое государство имеет право выйти из договора, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства поставят под угрозу его высшие интересы. "Государство - участник, намеревающееся выйти из договора, уведомляет депозитария и все другие государства - участники о своем решении поступить таким образом. Такое уведомление дается по меньшей мере за 150 дней до предполагаемого выхода из настоящего договора. Оно включает заявление об исключительных обстоятельствах, которые это государство - участник рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы". В соответствии с п. 3 ст. 19 каждое государство - участник имеет право выйти из договора, если другое государство - участник выйдет по количеству вооружений за пределы ограничений, предусмотренных договором, в пропорциях, представляющих угрозу балансу сил в районе применения договора.

Процедура прекращения договора в связи с существенным его нарушением предусмотрена в Венской конвенции о праве международных договоров. Потерпевшее от нарушения государство обязано уведомить государство - нарушителя о своем намерении прекратить договор. Если в течение трех месяцев не будет высказано возражений, то двусторонний договор прекращается (ст. 65). Если последует возражение со стороны других государств, то участники договора должны добиваться урегулирования с помощью средств, предназначенных для мирного разрешения споров (переговоры, добрые услуги, посредничество и др.). Многосторонний договор прекращает свое действие, если существенное нарушение одним государством коренным образом меняет положение других (ст. 60). Это относится к договорам, которые по самой своей природе зависят от одновременного их выполнения всеми договаривающимися сторонами. В других случаях международный договор не прекращается, а лишь приостанавливает свое действие в отношениях между государством, существенно его нарушившим, и потерпевшим государством.

Возникновение войны приводит к прекращению большинства двусторонних договоров между воюющими. Многосторонние договоры, как правило, приостанавливаются. Продолжают действовать договоры (многосторонние и двусторонние), заключенные специально на случай войны, например, конвенции о режиме военнопленных, раненых и больных, защите гражданского населения. Некоторые из прекращенных или приостановленных войной договоров после войны могут возобновлять свое действие автоматически или восстанавливаться соглашением сторон в мирных договорах либо специально.

Что касается разрыва дипломатических и консульских отношений между участниками договора, то он не влияет на правовые отношения, установленные этим договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для его выполнения.

Территориальные изменения влияют на действие международных договоров в соответствии с правилами правопреемства и подвижности договорных границ

Приостановление означает временный перерыв в действии и применении международного договора. В этот период его участники освобождаются в отношениях между собой от обязательства выполнять договор. В остальном приостановление не влияет на правовые взаимоотношения участников, определенные договором. В частности, в период приостановления договора они должны воздерживаться от действий, которые могли бы помешать восстановлению действия договора.

Встречаются, хотя и редко, так называемые "забытые" или "угасшие" договоры. Формально они не прекращены, а фактически давно не применяются. Однако не исключено, что любая сторона в любой момент может "вспомнить" о них и снова применять. Так произошло, например, с англо - португальским Договором о торгово - политическом союзе 1353 г. Заключенный на 50 лет, он после их истечения неоднократно продлевался на неопределенный срок. Формально этот Договор никогда не был расторгнут. Во время Второй мировой войны, т.е. почти через 600 лет, Англия, ссылаясь на него, получила право на проведение военно - морских и воздушных операций на португальских Азорских островах. Есть и другие примеры такого же рода. В 1953 г. Международный Суд ООН, рассматривая англо - французский спор о принадлежности некоторых островов в проливе Ла - Манша, ссылался на договоры, заключенные между Англией и Францией в 1259, 1360 и 1420 годах!

Международное право не знает давности погашения договоров. При сомнении в действии международного договора вопрос в каждом отдельном случае должен решаться соглашением сторон или их правопреемников.

Российский Закон о международных договорах 1995 г. содержит положения, касающиеся порядка прекращения и приостановления действия договоров (ст. 35 - 40). Закон, например, предусматривает, что прекращение и приостановление действия международного договора осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права тем органом, который принимал решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации. Если решение о согласии на обязательность договора принималось в форме федерального закона, то и прекращение либо приостановление действия договора также осуществляется в форме федерального закона. В частности, Конституция РФ предусматривает, что федеральные законы о денонсации подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Прекращение действия договора означает, что договор утрачивает с определенной даты свою юридическую силу. Прекращение может иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время по инициативе и с согласия его участников.

Основаниями, предусмотренными в самом договоре, являются: истечение срока действия договора; исполнение договора; денонсация договора; наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора ниже установленного договором).

Основаниями, вызванными действиями участников договора, являются : согласие участников на прекращение договора; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования объекта или субъекта договора; заключение нового договора по данному объекту, возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.

Способами прекращения действия договора являются денонсация и аннулирование.
Денонсация договора - это правомерный односторонний отказ государства от договора, сделанный на условиях и в сроки, предусмотренные в самом договоре . Правовые отношения и последствия действия договора для участников, возникшие до момента денонсации, признаются законными. Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и выражение согласия на его обязательность договора, включая ратификацию.
Аннулирование договора означает одностороннее расторжение договора одним из участников, которое осуществлено в противоречии с положениями самого договора. Такое расторжение часто бывает внезапным или осуществляется в сжатые сроки, что создает для других участников определенные сложности и проблемы.

Аннулирование договора может быть правомерным и противоправным.

Правомерным аннулирование является тогда, когда является вынужденной мерой для данного государства. Например, договор изначально был для этого государства неравноправным, при его заключении были нарушены основные принципы международного права, государство было введено в заблуждение относительно цели и результатов действия договора и т.д. это может быть и реакция данного государства на противоправные действия других участников договора, которые своими действиями или бездействием лишают смысла участие этого государства в договоре.

Противоправным аннулирование является в том случае, когда является результатом внутригосударственных событий или изменением внешнеполитических позиций.

Венская конвенция о праве международных договоров // Действующее международное право в 3-х томах. Т.1. М., 1996. С. 344

Можно проиллюстрировать договорную практику государств на примере российского законодательства и практики. Федеральный закон о международных договорах 1995 г. в п. 2 статьи 3 закрепляет следующую классификацию международных договоров России с иностранными государствами и с международными организациями:

а). межгосударственные договоры - заключаются от имени Российской Федерации;

Примеры:

- Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (Керчь, 24 декабря 2003 г.) начинается со слов:

...»

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Москва, 24 мая 2002 г.) начинается со слов:

«Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами …»

Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.) начинается со слов:

«Государства - участники настоящей Конвенции (далее - Стороны),

…договорились о нижеследующем ...»

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.), начинается со слов:

и Королевство Бельгия, Королевство Дании, Федеративная Республика Германия, Греческая Республика, Королевство Испания, Французская Республика, Ирландия, Итальянская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Королевство Нидерландов, Португальская Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Договаривающиеся стороны Договора, учреждающего Европейское сообщество, Договора, учреждающего Европейское объединение угля и стали, и Договора, учреждающего Европейское сообщество по атомной энергии, далее именуемые "государства-члены",

и Европейское сообщество, Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии, далее именуемые "Сообщество", с другой стороны,

…договорились о нижеследующем ...»

Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающий присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к Европейскому союзу (Люксембург, 27 апреля 2004 г.)

Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27 мая 1997 г.) начинается со слов:

«Российская Федерация, с одной стороны, и Организация Североатлантического договора и ее государства-члены, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Россия и НАТО, … будут совместно строить прочный и всеобъемлющий мир в Евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основывающейся на сотрудничестве ».

б). межправительственные договоры - заключаются от имени Правительства Российской Федерации;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о транзите нефти по территории Украины (Сочи, 18 августа 2004 г.) начинается со слов:

Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Украины, далее именуемые Сторонами,

…договорились о нижеследующем ...»

Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений (София, 8 июня 1993 г.) начинается со слов:

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Болгарии, именуемые в дальнейшем "Договаривающиеся Стороны",

…договорились о нижеследующем ...»

Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об аренде объектов и боевых полей 929 Государственного летно-испытательного центра Российской Федерации, расположенных на территории Республики Казахстан (Москва, 18 октября 1996 г.) начинается со слов:

«Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Казахстан, именуемые в дальнейшем соответственно Арендатором и Арендодателем или Сторонами,

…договорились о нижеследующем ...»

Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом, устанавливающее систему двойного контроля без количественных ограничений в отношении экспорта некоторых изделий из стали из Российской Федерации в Европейское сообщество (Москва, 30 июля 2003 г.)

- Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком, регулирующее деятельность Банка в Российской Федерации (Москва, 6 декабря 2002 г.), начинается со слов:

«Совершено между Российской Федерацией, представленной Министерством финансов Российской Федерации, и представленном Первым заместителем Министра финансов Российской Федерации…, нижеименуемой "Российская Федерация", с одной стороны, и

Европейским инвестиционным банком, представленным… Президентом,

нижеименуемым "Банк", с другой стороны,

…договорились о следующем …»

- См. также : Акт Международной конференции по Вьетнаму (Париж, 2 марта 1973 г.) начинается со слов:

«Правительство Союза Советских Социалистических Республик, Правительство Канады, Правительство Китайской Народной Республики, Правительство Соединенных Штатов Америки, Правительство Французской Республики, Временное революционное правительство Республики Южный Вьетнам, Правительство Венгерской Народной Республики, Правительство Республики Индонезии, Правительство Польской Народной Республики, Правительство Демократической республики Вьетнам, Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительство Республики Вьетнам, в присутствии Генерального секретаря Организации Объединенных Наций,

имея в виду… гарантировать прекращение войны, поддержание мира во Вьетнаме,

…согласились о следующих положениях и обязуются уважать и выполнять их …»

в). договоры межведомственного характера - заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти.

Соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации и Комитетом по морским делам при Правительстве Турецкой Республики о взаимном признании дипломов членов экипажей морских судов (Москва, 25 февраля 2004 г.) начинается со слов:

«Министерство транспорта Российской Федерации и Комитет по морским делам при Правительстве Турецкой Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами,

»

Соглашение между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины о регулировании поставок в Российскую Федерацию оцинкованного проката, страной происхождения которого является Украина (Киев, 23 января 2004 г.), начинается со слов:

«Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, которые в дальнейшем именуются "Сторонами",

…желая обеспечить стабильность и предсказуемость взаимной торговли, согласились о нижеследующем… »

Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью (Рига, 26 апреля 1996 г.) начинается со слов:

«Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство внутренних дел Латвийской Республики, далее именуемые "Сторонами",

…принимая во внимание Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный в Риге 3 февраля 1993 года, и Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики, подписанное в Риге 28 августа 1992 года,

…согласились о нижеследующем… »

Совместное заявление Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов по двусторонним договорным отношениям (Гаага, 1 октября 1997 г.)

«Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Королевства Нидерландов, действуя по поручению своих правительств,

отмечают с удовлетворением, что во взаимных интересах обоих государств договоры, заключенные между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Нидерландов, перечисленные в приложении, продолжают оставаться в силе в отношениях между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов,

согласились в случае необходимости как можно скорее провести практические корректировки для выполнения этих двусторонних договоров,

Соглашение в форме обмена письмами между первым заместителем Министра внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и заместителем Министра внешней торговли и экономического сотрудничества КНР о продлении срока действия Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о торгово-экономическом сотрудничестве в 1997 году (Москва, 16 февраля 1998 г.)

Договоренность (между Министерством иностранных дел РФ и Государственным департаментом США ) в форме обмена письмами о деактивации некоторых стратегических носителей ядерного оружия от 26 сентября 1997 г.

Венская конвенция о праве международных договоров

Статья 65
Процедура, которой следует придерживаться в отношении
недействительности договора, прекращения договора, выхода из него
или приостановления его действия

1. Участник, который в соответствии с положениями настоящей Конвенции ссылается на порок в своем согласии на обязательность для него договора или на основание для оспаривания действительности договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, должен уведомить других участников о своем требовании. В уведомлении должны быть указаны меры, которые предполагается принять в отношении договора, а также их обоснования.

2. Если по истечении определенного периода, который, за исключением случаев особой срочности, должен составлять не менее трех месяцев с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право в порядке, установленном статьей 67, осуществить предусмотренные им меры.

3. Если, однако, последует возражение со стороны любого другого участника, то участники должны добиваться урегулирования с помощью средств, указанных в статье 33 Устава Организации Объединенных Наций.

4. Ничто в предыдущих пунктах не затрагивает прав или обязательств участников в рамках любых действующих положений, являющихся обязательными для участников в отношении урегулирования споров.

5. Без ущерба для статьи 45 то обстоятельство, что государство не направило ранее уведомления, предписанного в пункте 1, не мешает ему направить такое уведомление в ответ другому участнику, требующему выполнения договора или заявляющему об его нарушении.

Статья 66
Процедура судебного разбирательства, арбитража и примирения

См. оговорку СССР, сделанную при подписании настоящей Конвенции

Если в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, не было достигнуто никакого решения в соответствии с пунктом 3 статьи 65, то применяется следующая процедура:

a) любая из сторон в споре о применении или толковании статей 53 или 64 может передать его путем письменного заявления на решение Международного Суда, если только стороны не договорятся с общего согласия передать этот спор на арбитраж; b) любая из сторон в споре о применении или толковании любой другой статьи части V Конвенции может начать процедуру, указанную в Приложении к настоящей Конвенции, обратившись с соответствующей просьбой к Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 67
Документы об объявлении договора недействительным, о прекращении
договора, о выходе из него или о приостановлении его действия

1. Уведомление, упоминаемое в пункте 1 статьи 65, должно делаться в письменной форме.

2. Любой акт, имеющий целью объявление договора недействительным или прекращение договора, выход из него или приостановление его действия в соответствии с его положениями или положениями пунктов 2 или 3 статьи 65, оформляется в виде документа, препровождаемого другим участникам. Если такой документ не подписан главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, представителю государства, передающему этот документ может быть предложено представить полномочия.

Статья 68
Отзыв уведомлений и документов, предусмотренных статьями 65 и 67

Уведомление или документ, предусмотренные статьями 65 и 67, могут быть отозваны в любой время до вступления их в силу.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. исходят из презумпции действительности международных договоров, поскольку действительность договора или согласие участника на обязательность для него договора может оспариваться лишь на основе международного права. Только действительный договор создает права и обязанности, которые в нем предусматриваются.

В литературе принято различать прекращение и приостановление действия договора. Прекращение действия означает утрату договором с определенной даты юридической силы. Под приостановлением понимается временное прекращение действия договора.

Можно выделить внутренние и внешние основания прекращения действия договоров. Ко внутренним основаниям, предусмотренным в самом договоре, относятся:

1) истечение срока действия договора;

2) исполнение договора;

3) денонсация договора;

4) наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора, в результате которого оно становится меньше числа, установленного договором).

Внешние основания прекращения договоров, не предусмотренные договором, следующие: согласие на прекращение договора его участников; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования субъекта договора; возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.

Денонсация - это правомерный односторонний отказ государства от договора. Правовые отношения, возникшие до момента денонсации, признаются законными. Право государства на денонсацию может быть предусмотрено в самом договоре либо быть "подразумеваемым" (т.е. вытекать из общей правосубъектности государств). Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и согласие на его обязательность (ратификация).

Аннулирование договора означает признание его недействующим, ничтожным с момента заключения.

Каковы же основания и последствия недействительности договоров? В международном праве действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридической силы.

Прекращение международного договора означает, что он утрачивает свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестает порождать для них права и обязательства. Прекращение международного договора само по себе не противоречит принципу их добросовестного выполнения.

Правомерное прекращение международного договора основывается на положениях самого договора и нормах международного права. Неправомерное прекращение международного договора представляет собой международный деликт и влечет международно-правовую ответственность.

В теории международного права действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридической силы.

В зависимости от последствий различают абсолютную и относительную недействительность договоров.

Абсолютная недействительность (т.е. недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обманные действия другого государства; подкуп представителя государства; принуждение представителя государства; принуждение государства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.

При относительной недействительности (т.е. недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.

Основаниями относительной недействительности являются:

1) нарушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения);

2) превышение представителем государства правомочий на выражение согласия на обязательность договора;

3) ошибка, которая касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора, если они представляли существенную основу для согласия на обязательность. Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.

В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. прекращение договора или выход из него могут иметь место:

2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями;

3) в случае сокращения числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу;

4) в порядке денонсации договора или выхода из договора, не содержащего положений о его прекращении, денонсации или выходе из него.

От прекращения международного договора следует отличать приостановление действия международного договора. Последнее представляет собой перерыв в действии договора на какой-то период времени. Приостановление действия международного договора возможно в соответствии с положениями самого договора и нормами международного права.

В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. приостановление действия договора в отношении всех участников или в отношении какого-либо отдельного участника возможно:

1) в соответствии с положениями договора или

2) в любое время с согласия всех участников по консультации с договаривающимися государствами и договаривающимися организациями.

Также возможно приостановление действия многостороннего договора по соглашению только между некоторыми участниками, если возможность такого приостановления предусматривается договором или указанное приостановление не запрещается договором и не влияет ни на пользование другими участниками своими правами, вытекающими из данного договора, ни на выполнение ими своих обязательств, а также не является несовместимым с объектом и целями договора.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. устанавливает следующие основания прекращения международного договора или приостановления его действия:

1) существенное нарушение как двустороннего договора, так и многостороннего договора одним из его участников. В первом случае другой участник имеет право ссылаться на это нарушение как на основание для прекращения договора или приостановления его действия в целом или в части. Во втором - другие участники договора, согласно соглашению, достигнутому единогласно, имеют право приостановить действие договора в целом или в части или прекратить его. Под существенным нарушением договора следует понимать:

a) такой отказ от договора, который не допускается настоящей Конвенцией, или

b) нарушение положения, имеющего существенное значение для осуществления объекта и целей договора;

2) последующая невозможность выполнения, означающая, что участник договора вправе ссылаться на невозможность выполнения договора как на основание для прекращения договора или выхода из него, если эта невозможность является следствием безвозвратного исчезновения или уничтожения объекта, необходимого для выполнения договора. Если такая невозможность является временной, на нее можно ссылаться как на основание лишь для приостановления действия договора. Тем не менее участник не вправе ссылаться на невозможность выполнения как на основание для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, если эта невозможность является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора;

3) коренное изменение обстоятельств, т.е. такое изменение, которое произошло в отношении обстоятельств, существовавших при заключении договора, и которое не предвиделось участниками. Нельзя ссылаться на коренное изменение обстоятельств как на основание для прекращения договора или выхода из него, за исключением тех случаев, когда:

a) наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора, и

b) последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. Причем на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из договора между двумя или более государствами и одной или несколькими международными организациями, если договор устанавливает границу. Также на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, если такое коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом нарушения этим участником либо обязательств по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора;

4) разрыв дипломатических или консульских отношений между государствами - участниками договора между двумя или более государствами и одной или несколькими международными организациями по общему правилу не влияет на правовые отношения, установленные между этими государствами договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договора;

5) возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens), последствием чего может быть прекращение любого существующего договора, который оказывается в противоречии с этой нормой.

Прекращение договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что многие договоры влекут за собой определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено конкретным международным договором или законом, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридическое положение участников сохраняют свою силу.

С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы государства. Если государство денонсирует многосторонний договор, то он прекращает свое действие для него в соответствии с договорными постановлениями о денонсации. Между остальными участниками международный договор продолжает действовать вплоть до момента его прекращения или приостановления действия договора.

В самом договоре или в другом соглашении участников могут быть установлены и несколько иные по сравнению с общими последствия прекращения. В торговые договоры часто включаются статьи, согласно которым положения прекратившего действие договора сохраняют свою силу в отношении совершенных в период его действия сделок физических и юридических лиц.

Таким образом, положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении данной страны.

От прекращения международного договора следует отличать приостановление, т.е. временное прекращение действия договора, которое допускается при наличии соответствующих положений в договоре или по соглашению участников. Независимо от наличия этих моментов действие договора может быть приостановлено участником в случае существенного нарушения договора другим участником. В отличие от прекращения, приостановление договора может иметь место в отношении одного из участников многостороннего договора при сохранении его в полной силе между остальными.

Принято считать, что на время приостановления действия договора участники не могут пользоваться вытекающими из него правами и не обязаны выполнять соответствующие обязательства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении государства. В остальном установленные договором правовые отношения сохраняют свою силу. По общему правилу нормы приостановленного договора не исключаются из национальной правовой системы, но приостанавливают свое действие и не подлежат применению. Возможно и частичное приостановление международного договора в зависимости от пожеланий его сторон.

Приостановление, как это указывается в литературе, не должно использоваться для прекращения договора. Поэтому в период приостановления действия договора органы государственной власти обязаны не совершать действий, способных помешать возобновлению действия договора, иначе это, безусловно, способно повлиять на добросовестность выполнения взятого на себя государством международного обязательства.

Что касается влияния войны на заключенные или находящиеся в процессе заключения международные договоры, то в международном праве практически отсутствуют договорные нормы, регламентирующие порядок действия международных договоров в период вооруженных конфликтов. Эти вопросы традиционно регулируются обычными нормами.

С началом военных действий, как правило, между воюющими государствами прекращаются двусторонние мирные договоры и договоры о ненападении, соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, о торговле и т.д. Приостанавливается также действие большинства положений конвенций о дипломатических и консульских сношениях (нормы о привилегиях и иммунитетах представительств и их сотрудников остаются в силе), транспортном сообщении и связи, правовой помощи и др. В то же время вступают в действие и применяются до окончания состояния войны соглашения о защите индивида в период вооруженных конфликтов, о запрещении определенных средств и методов ведения войны, о мерах коллективной безопасности и т.п.

После окончания войны восстанавливается действие между участниками конфликта многосторонних договоров, а двусторонние, как правило, пересматриваются и в большинстве случаев перезаключаются.

Обеспечение выполнения международно-правовых норм, в том числе договорных, осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных организаций и т.д.

Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств выполнять заключенный договор. Международные организации играют значительную роль в обеспечении выполнения договоров, поскольку их органы, согласно уставам, часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств.

Обеспечению выполнения договоров содействует также существование института международной ответственности за правонарушения.

В Российской Федерации в соответствии со ст. 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" уполномоченными лицами, занимающимися обеспечением исполнения договоров, являются Президент РФ как глава государства и Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть РФ. Они принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации.

Принимаемые для обеспечения компетентными органами меры могут включать в себя: создание предусматриваемых договорами органов и организаций, выделение необходимых финансовых и материальных ресурсов; производство определенных работ; осуществление иных действий.

Президент, в соответствии с Конституцией РФ, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке им принимаются меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Из этих и иных конституционных положений исходят акты Президента, направленные на обеспечение выполнения международных обязательств. Так, для вступления РФ в одну из крупнейших региональных международных организаций - Совет Европы потребовалось провести ряд первоочередных мероприятий, предусмотренных распоряжением Президента РФ от 13 февраля 1996 г. № 66-рп, которые включили в себя, в частности, подписание Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейской конвенции о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г., Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., а также поручение Правительству принять необходимые меры по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, включая финансовые, связанных с ее членством в Совете Европы.

У федеральных органов исполнительной власти страны также существуют обязанности по обеспечению выполнения обязательств этой страны. Так, выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление прав Российской Федерации, вытекающих из таких договоров, а также наблюдение за выполнением другими участниками договоров их обязательств обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти РФ, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами.

Обязанности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению выполнения международных договоров регламентируются положениями об этих органах и иными актами законодательства РФ.

Что касается субъектов РФ, то Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают выполнение международных договоров в пределах своих полномочий. Конституцией РФ (п. «о» ч. 1 ст. 72) выполнение международных договоров отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Принимаемые в связи с этим нормативные правовые акты субъектов РФ должны отвечать требованиям ст. 76 Конституции РФ, определяющей механизм взаимодействия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения.

Общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ осуществляет Министерство иностранных дел России, являющееся федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

Предыдущая


Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...