Институт предоставления убежища в рф. Институт политического убежища в России. Беженцы: понятие и правовое положение

Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения — одно из древнейших прав человека (достаточно вспомнить высылки государственных и общественных деятелей из древних Афин (остракизм) находивших убежище в других греческих государствах — полисах).

(часть первая статьи 14): “Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем”.

Право на политическое убежище имеет различные ограничения:


“Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций” (часть вторая статьи 14 Всеобщей декларации прав человека). Иначе говоря, политическое убежище не должно предоставляться лицам, совершившим террористические акты, выступления расистского характера, действия, подрывающие общественный порядок, несущие угрозу здоровью или нравственности населения и т.д.

Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.

Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г.Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации.

Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.


В международном праве под политическим убежищем принято понимать

В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает

дипломатическое убежище ).

Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г . убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.


Из этого следует, что индивид может просить Российскую Федерацию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

Россия в праве в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статус лиц, получивших такое убежище (см. Законы РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”).

Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также пере­дача осужденных для отбывания наказания в других государствах.
о возможно на основе федерального закона или международного договора России. В этих договорах определен круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нор­мы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

studfiles.net

Политическое убежище - институт современного международного и внутригосударственного права - возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и инымоснованиям подобного рода.
Становление института права убежища было непростым и долгим.
Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 г., принявшим резолюцию "Убежища в международном публичном праве".
ней право убежища было определено следующим образом: "Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком - либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое его ищет".
Дальнейшее рассмотрение вопросов право убежища шло в рамках ООН. Так эти вопросы были включены во Всеобщую Декларацию о территориальном убежище 1967 г.
Статья 14 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Право убежища закреплено в статье 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.: "Убежище, предоставленное каким - либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основания ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включающая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве".

В международной практике государств известны две формы убежища : территориальное и дипломатическое.
Убежище территориальное - предоставление государством какому - либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств.
r /> Убежище дипломатическое - предоставление какому - либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле. Нужно отметить, что такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки.
Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища. Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государств как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях, военных баз и прочие. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем. Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст.41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что "помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права". Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, преступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания.
r /> Признанно, что право убежища является институтом , основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политических характер . Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.
Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.
По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод. Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:

· высылка является административно - правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;

· высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;


· высылка производится по инициативе государства, на территории которого находится лицо, а выдача - лишь при условии наличия требования о выдаче.

Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства , а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства. Такая просьба представляет собой попытку выйти из под юрисдикции своего государства противоправным способом.
В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.
Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено :

· лицам, совершившим международное преступление (военным преступникам и др.);

· уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно- правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);


· уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;

· лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежище обязано выдать его.

В РФ – ст. 63 Конституции говорит об убежище. Согласно ст. 89 Конституции Президент решает вопрос о предоставлении политического убежища.

studopedia.ru

Ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21.07.1997 с изм.


Причем преследование должно быть направлено против самого лица!

Отказ (п.5 Положения)

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";

лицо представило заведомо ложные сведения;

лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Утрата (п. 6 Положения)

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лишение (п. 7 Положения)

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Порядок рассмотрения вопросов политического убежища (п.п. 8-17)

Ходатайство гражданина à ТО ФМС à ФМС à МИД, МВД, ФСБ à ФМС à Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ à Президент РФ.

1. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу. На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая наряду с его документом, удостоверяющим личность, является подтверждением законного пребывания на территории Российской Федерации. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

2. Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

3. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств в Федеральной миграционной службе, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

4. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

5. Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

6. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

7. Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев в РФ и соотечественников за рубежом

megalektsii.ru

Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): «Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем».

Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

Право на политическое убежище имеет различные ограничения. Оно не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Часть 1 статьи 63 Конституции РФ также предусматривает предоставление в Российской Федерации политического убежища. Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации».

Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанцией, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД РФ , а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, — Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в России, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

В международном праве под предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

В свою очередь, преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище ). Применительно ко второму случаю следует иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

Из этого следует, что индивид может просить Россию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

Россия вправе в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статуса лицам, получившим такое убежище.

Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся, в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором РФ.

Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключений МИД, МВД, ФСБ.

cyberpedia.su

Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения — одно из древнейших прав человека.

Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14)˸ ʼʼКаждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищемʼʼ.

Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

Право на политическое убежище имеет различные ограничения. Оно не должна быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Часть 1 статьи 63 Конституции РФ также предусматривает предоставление в России политического убежища. Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в России и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 ʼʼОб утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Россииʼʼ.

Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента России. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанцией, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России , а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, — Комиссия по вопросам гражданства при Президенте России. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в России, а также членам ᴇᴦο семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

referatwork.ru

Наряду со статусом беженца, временным убежищем иностранные граждане и лица без гражданства, приезжающие в Российскую Федерацию, могут получить политическое убежище.

Политическое убежище – это право въезда и пребывания, предоставляемое государством иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые обратились с соответствующей просьбой к данному государству.

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется в соответствии с указом президента РФ №746 от 21 июля 1997 года, в котором утверждено Положение. В данном Положении сказано, что политическое убежище в России предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от реальной угрозы или преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащими демократическим принципам, признанным мировым сообществом, а также нормам международного права.

Ходатайство о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы ФМС России. Иностранные лица, а также лица без гражданства, которые желают получить политическое убежище в России, обязаны в течение 7 дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, которые не позволяют им вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства. Обращаться необходимо лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания. Ходатайство подается в письменном виде.

Документы, необходимые для получения политического убежища

— паспорт иностранного гражданина или иной документ, удостоверяющий личность (однако не предоставление документов, удостоверяющих личность, не может служить основанием для отказа в приеме ходатайства);

— две личные фотографии в черно – белом или цветном исполнении размером 35 х 45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора (головной убор допускается, если он не скрывает овал лица, тем гражданам, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головного убора);

— ходатайство о предоставлении политического убежища.

Ходатайство заполняется на русском языке. Если заявитель не может заполнить ходатайство самостоятельно, то оно заполняется ответственным сотрудником территориального органа ФМС. Подпись заявителя в ходатайстве заверяется уполномоченным на это сотрудником территориального органа ФМС России. После заполнения ходатайства с заявителем проводится опрос и заполняется анкета, являющейся составной частью ходатайства. Если необходимо, то с заявителем могут быть проведены дополнительные индивидуальные собеседования.

После подачи ходатайства заявитель в обязательном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию в установленном порядке.

Порядок действий при получении политического убежища

В течение 7 дней с момента прибытия на территорию РФ, либо с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного проживания, иностранные граждане и лица без гражданства должны обратиться лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания с ходатайством.

Заявитель вправе приложить любые документы в обоснование своего ходатайства.

Сотрудник территориального органа ФМС, ответственный за прием ходатайства, принимает документы, делает ксерокопии документов, удостоверяющих личность заявителя, проверяет тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в документе. После этого сотрудник ФМС проводит опрос заявителя и заполняет анкету. После заполнения анкеты и небольшого перерыва с заявителем проводится индивидуальное собеседование.

Ходатайство, опросные листы, анкета и другие документы формируются в личное дело заявителя. Личному делу присваивается номер.

В случае принятия ходатайства к рассмотрению выдается справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ в связи с рассмотрением ходатайства данного лица о предоставлении политического убежища.

Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории России.

Если имеются достаточные основания для рассмотрения ходатайства, то его направляют в ФМС России. Днем принятия ходатайства к рассмотрению считается день поступления в ФМС России всех необходимых документов.

После получения заключений МИД России и ФСБ России ФМС России направляет ходатайство и все необходимые документы со своими заключениями в Комиссию по вопросам получения гражданства при Президенте РФ. Срок рассмотрения ходатайства в ФСБ России, в ФМС России и в МИД России не должен превышать 1 месяца в каждом органе.

В случае подписания Президентом РФ Указа о предоставлении лицу политического убежища ФМС России в течение 7 дней со дня издания такого Указа уведомляет лицо через территориальные органы о принятии решения.

Предоставление политического убежища также распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии того, что они согласны с ходатайством. Согласие детей в возрасте до 14 лет не требуется.

Лицу, которое получило политическое убежище, а также членам его семьи территориальный орган ФМС России по месту обращения с ходатайством выдает Свидетельство о предоставлении политического убежища. Затем территориальный орган ФМС России оформляет лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи вид на жительство.

Если Президент РФ отклоняет ходатайство, территориальный орган ФМС России вручает, либо направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории страны регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан, а также лиц без гражданства на территории России.

Кому не может быть предоставлено политическое убежище

1. Лицу, которое преследуется в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного пребывания за действия, признаваемые в Российской Федерации преступлением.

2. Лицу, привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу.

3. Прибывшему из третьей страны, где ему преследование не грозило.

4. Прибывшему из страны, с которой Россия имеет соглашении о безвизовом пересечении границы.

5. Лицо предоставило заведомо ложные сведения о себе.

6. Лицо прибыло из страны, в которой имеются развитые и устоявшиеся институты в области защиты прав человека.

7. Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

8. Причины, по которым лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного пребывания, носят экономический характер, либо причинами является голод, эпидемия, чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера.

Лишение политического убежища

Право на политическое убежище утрачивается:

— если лицо вернулось в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

— лицо выехало на жительство в третью страну;

— лицо добровольно отказалось от политического убежища;

— лицо приобрело гражданство РФ или гражданство другой страны.

Политическое убежище утрачивается по решению Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению ФМС России на основании заключений ФСБ России и МИД России.

Причинами лишения лица политического убежища также могут быть:

— государственная безопасность;

— деятельность лица, противоречащая целям и принципам ООН;

— совершение лицом преступления.

Все необходимые документы для получения политического убежища вы можете скачать на нашем сайте. (Документы для политического убежища)

Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения - одно из древнейших прав человека (достаточно вспомнить высылки государственных и общественных деятелей из древних Афин (остракизм) находивших убежище в других греческих государствах - полисах).

Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): “Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем”.

Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

Право на политическое убежище имеет различные ограничения:

“Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций” (часть вторая статьи 14 Всеобщей декларации прав человека). Иначе говоря, политическое убежище не должно предоставляться лицам, совершившим террористические акты, выступления расистского характера, действия, подрывающие общественный порядок, несущие угрозу здоровью или нравственности населения и т.д.

Часть 1 статьи 63 Конституции РФ предусматривает предоставление в России политического убежища.

Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г. Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации.

Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России , а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, - Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище ).

Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г . убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

Из этого следует, что индивид может просить Российскую Федерацию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

Россия в праве в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статус лиц, получивших такое убежище (см. Законы РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”).

Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также пере­дача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора России. В этих договорах определен круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нор­мы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации и порядок его реализации.

Определения права убежища содержатся и в работах советских авторов. Они существенно отличаются от определений буржуазных юристов (следует отметить, что это отличие относится и к характеру исследования института в целом). В работах советских авторов (например, в диссертации Е. А. Шибаевой) подчеркивается все более проявляющаяся тенденция к предоставлению убежища прогрессивным политическим эмигрантам, говорится о необходимости предоставлять им основные права и свободы человека, не высылать и не выдавать их.

В ряде работ советских авторов право убежища рассматривается в связи с исследованием других проблем. Так, например, М. Д. Шаргородский пишет: «Право убежища-- это право государства предоставить лицу, преследуемому в другом государстве за совершение преступления, право проживания на своей территории без привлечения его к уголовной ответственности». Из определения М. Д. Шаргородского вытекает, что убежище предоставляется лишь тем лицам, которые совершили преступление в другом государстве. Это очень сужает понятие права убежища. Если исходить из данного определения, то убежищем не могут пользоваться лица, которые не совершили никакого преступления, а ищут его из-за своих политических убеждений или из-за невозможности проживания на родине, если там проводится, к примеру, политика расового террора (Южно-Африканская Республика) и т. д.

Точка зрения М. Д. Шаргородского характерна для юристов-криминалистов, которые в конечном итоге отождествляют право убежища с невыдачей преступников. Однако, если рассматривать право убежища даже с этих позиций, определение, безусловно, должно содержать указание на то, что государства не должны предоставлять убежище тем лицам, в отношении которых имеются запрещения в международном праве.

Наибольший интерес, естественно, представляют те работы, которые специально посвящены исследованию института права убежища. Н. А. Ушаков в своей кандидатской диссертации определяет право убежища как «предоставление политическому эмигранту права безопасного проживания в иностранном государстве при гарантии ему демократических прав человека и основных свобод со стороны государства-убежища». Это определение следует признать одним из наиболее удачных в советской международно-правовой литературе. В нем отражен целый ряд основных черт института права убежища: предоставление его только политическим эмигрантам, право безопасности проживания эмигрантов (т. е. невыдача и невысылка их), предоставление им демократических прав человека и основных свобод. Вместе с тем, на наш взгляд, в приведенное определение следует внести некоторые уточнения.

Институтом международного права на сессии 1950 г. в Бате было принято следующее определение: «Убежище - защита, которую государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его органов, лицу, прибывающему в поисках ее». Среди достоинств этого определения можно выделить то, что согласно ему государство гарантирует защиту преследуемому лицу.

В соответствии с нормами, закрепленными в международных документах, можно выделить следующие основные черты права убежища:

  • 1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других станах и пользоваться этим убежищем. Положение лиц, получивших убежище, должно являться без ущерба для суверенитета государств и принципов и целей ООН предметом заботы международного сообщества.
  • 2. Каждое государство имеет право предоставлять преследуемым лицам убежище на своей территории на основании государственного суверенитета.
  • 3. Государство само оценивает основания для предоставления убежища.
  • 4. Убежище не может быть предоставлено в случае преследования за совершение неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.

Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В современном международном праве сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища, хотя в Латинской Америке оно признается. Ушаков Н. А. Право убежища. - М., 1950.

Право иностранцев искать в другом государстве убежище от преследования за политическую деятельность и убеждения ("право убежища") восходит ко времени Великой французской революции, провозгласившей в Конституции 1793 г. предоставление "убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы". За прошедшее с тех пор время право убежища было закреплено в конституциях большинства демократических государств и в XX столетии стало одним из общепризнанных положений международного права.

Основными законодательными актами, регламентирующими порядок реализации иностранцами и лицами без гражданства права на получение политического убежище в Российской Федерации, являются:

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища";

Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации".

Указ Президента РФ от 26 июля 1995 года № 763 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в РФ»

Постановления Правительства от 9.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 679 «Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами»

Отдельные нормы, затрагивающие реализацию права на политическое убежище содержатся в:

Законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации";

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определяет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составную частью правовой системы нашего государства. Статьей 63 Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

На основе этого можно также сказать, что правовой механизм предоставления политического убежища в Российской Федерации опирается на такие международные правовые акты, как:

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);

Женевская конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ООН от 14 декабря 1950 г.);

Декларация о территориальном убежище, принятая резолюцией 2312 (ХХII) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1967 г.;

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.).

Важным аспектом обеспечения в Российской Федерации права иностранцев и апатридов на получение политического убежища является статья 64 Конституции РФ, которой закреплено, что положения главы 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина" составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Положения статьи 63 Конституции РФ полностью соответствуют ст. 14 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года), провозглашающей право каждого человека искать убежище от преследования в других странах, и Декларации о территориальном убежище (принята 14 декабря 1967 года Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций), которая в свою очередь исходит из того, что предоставление любым государством убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружественный акт.

Сформулированные и признанные государствами договоренности в сфере предоставления убежища не являются общепризнанными принципами и нормами международного права. Положения Декларации о территориальном убежище по своей юридической природе носят рекомендательный характер. Поэтому Декларация подчеркивает, что предоставление убежища является актом осуществления государственного суверенитета. В соответствии с этим просьба иностранного гражданина или лица без гражданства, поданная в порядке, установленном российскими нормативными актами, не обязывает уполномоченные государственные органы автоматически удовлетворять подобные обращения. Россия вправе определять перечень лиц и условия, на которых она предоставляет или не предоставляет убежище, сообразуясь, однако, с действующими нормами международного права.

Таким образом, суверенитет Российской Федерации в вопросах предоставления убежища позволяет реализовать данное право иностранцам и лицам без гражданства только в случаях, когда это соответствует государственным интересам России. Данная норма закреплена в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Политическое убежище -- институт современного международного и внутригосударственного права -- возможность иностранца (лица без гражданства) неопределенно долгое время оставаться на территории данного государства и пользоваться защитой последнего в отношении как себя лично, так и для членов своей семьи, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по политическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. убежище иностранец защита

Становление института права убежища было непростым и долгим.

Одна из первых попыток унификации норм об убежище была предпринята Институтом международного права в 1950 г., принявшим резолюцию "Убежища в международном публичном праве". В ней право убежища было определено следующим образом: "Убежище означает покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком -- либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое его ищет".

Дальнейшее рассмотрение вопросов право убежища шло в рамках Организации Объединенных Наций. Так эти вопросы были включены во Всеобщую Декларацию о территориальном убежище 1967 г.

Статья 14 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Право убежища закреплено в статье 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.: "Убежище, предоставленное каким -- либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основания ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включающая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на представляющем убежище государстве".

Декларация 1967 г. закрепляет также следующие положения:

  • · не применять к лицу, ищущему убежище, такие меры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежище, высылку или принудительное возвращение в какую -- либо страну, где лицо может подвергнуться преследованию. Этот принцип может не применяться по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения;
  • · лица, получившие убежище на территории иностранного государства, пользуются широкими правами. Их правовой статус, как правило, приравнивается к статусу апатридов, однако, они не могут заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

В международной практике государств известны две формы убежища: территориальное и дипломатическое.

Убежище территориальное -- предоставление государством какому -- либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Право территориального убежища признается большинством государств мира и не рассматривается как нарушение суверенных прав других государств.

Убежище дипломатическое -- предоставление какому -- либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле.

Нужно отметить, что такое убежище признается лишь в некоторых странах Латинской Америки.

Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища. Однако в практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государств как таковой, но и в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях, военных баз и прочие. Именно такие случаи именуются дипломатическим убежищем. Правомерность предоставления его, в частности, в дипломатических резиденциях объясняется их иммунитетом. Однако это противоречит п. 3 ст.41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которая установила, что "помещения представительств не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительств, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права". Если дипломатические представительства, которым адресована вышеуказанная норма, преступают запрет, то в данном случае речь идет о злоупотреблении дипломатическим иммунитетом, о вмешательстве во внутренние дела государства пребывания.

Признанно, что право убежища является институтом, основанным на государственном суверенитете, и носит исключительно политических характер. Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.

Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.

По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод. Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:

  • · высылка является административно -- правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;
  • · высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;
  • · высылка производится по инициативе государства, на территории которого находится лицо, а выдача -- лишь при условии наличия требования о выдаче.

Следует подчеркнуть, что право убежища как международно-правовой институт является правом государства, а не правом того или иного физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства, Такая просьба представляет собой попытку выйти из под юрисдикции своего государства противоправным способом.

В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.

Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено:

  • · лицам, совершившим международное преступление (военным преступникам и др.);
  • · уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно- правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);
  • · уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;
  • · лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.

В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежище обязано выдать его.

Предоставление убежища в РФ

Во внутригосударственном праве право политического убежища -- особое личное право, которое конституции и законы демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Предоставление политического убежища является суверенным правом РФ как субъекта международного права. Принятие решений о предоставлении политического убежища -- прерогатива Президента, который реализует свои конституционное полномочие от имени Российского государства с учетом государственных интересов России на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией. Этим вопросам посвящена ст. 63 и ст. 89 Конституции РФ.

Статья 63 Конституции РФ гласит:

  • · РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  • · В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в РФ преступлениями.

Статья 89. Президент РФ:

· Решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.

РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища и защиты от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно -- политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанными мировым сообществом, нормами международного права.

Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. акцентирует внимание на том, что предоставление убежища должно соответствовать государственным интересам России, не принижая при этом значения упоминаемых общепризнанных принципов и норм международного права, к которым отсылает конституционный текст. Однако сформулированные и признанные государствами договоренности в сфере предоставления политического убежища не носят характера общепризнанных принципов и норм международного права хотя бы потому, что положения Декларации о территориальном убежище по своей юридической природе являются рекомендательными.

В соответствии с названным положением РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые ищут убежища и защиты, т.е. политически преследуемым лицам, под которыми Женевская Конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (v) ГА ООН от 14 декабря 1950 г.) понимает каждого, кто по причине своей расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию с угрозой для жизни или ограничению личной свободы либо достаточными основаниями опасается такого преследования.

Российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту не просто за политическую деятельность и убеждения, а что очень важно -- за деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права.

Преследование по политическим мотивам, согласно российским правилам должно быть направлено непосредственно против лица, которое обращается с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ.

Порядок предоставления РФ политического убежища и процедура рассмотрения ходатайств по этим вопросам установлены Положением, утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г. № 746.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение 7-и дней по прибытию на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое затем направляется в Федеральную миграционную службу России.

Федеральная миграционная служба России рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключение Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища РФ.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит своипредложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств во всех перечисленных выше органах не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

Указ Президента РФ о предоставлении РФ политического убежища лица вступает в силу со дня его подписания.

Федеральная миграционная служба России в 7-дневный срок со дня издания указа Президента РФ уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласия детей, не достигших 14 лет, не требуется.

Положением регулируется также порядок лишения РФ политического убежища на основе указа Президента по соображениям национальной безопасности, а также в случае занятия деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если лицо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу приговор.

Таким образом, в международном праве право политического убежища регулируется в основном обычаями международно-правовыми, а также Декларацией "О территориальном убежище", принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1967 г. Во внутригосударственном праве право политического убежища -- особое личное право, которое Конституция и законы демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В ст. 4 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. закреплено, что «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах». В РФ данный вопрос регулируется Положением о порядке предоставления РФ политического убежища.

Политическое убежище не предоставляется (отказ), если лицо:

1. Преследуется за деяние, признаваемое в РФ преступлением или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;

2. Привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

3. Прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

4. Прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

5. Прибыло из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с ФЗ «О беженцах»;

6. Предоставило заведомо ложные сведения;

7. Имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо утрачивает право на политическое убежище (лишение) в случаях:

1. Возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

2. Выезда на жительства в третью страну;

3. Добровольного отказа от политического убежища;

4. Приобретения гражданства РФ или другой страны.

Лицо может быть лишено (лишение) политического убежища:

1. По соображениям государственной безопасности;

2. Если оно занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН;

3. Если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший законную силу приговор суда.

Порядок получения политического убежища в РФ

Стадии:

1. Лицо, желающее получить политическое убежище, обязано обратиться в орган внутренних дел (в течение 7 дней). На период рассмотрения ходатайства лицу выдаётся справка установленного образца, которая наряду с его документом, удостоверяющим личность, является подтверждением законного пребывания на территории РФ;

2. МВД РФ рассматривает ходатайства, запрашивает заключения МИДа, ФСБ РФ, и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища РФ;

3. Комиссия рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения Президенту РФ для принятия им решения;

4. Президент РФ издаёт Указ о предоставлении политического убежища РФ, который вступает в силу со дня его подписания;



5. МВД РФ через свои территориальные органы уведомляет лицо о принятом решении;

6. Лицу, которому предоставлено политическое убежище, а также его семье выдается свидетельство установленного образца с видом на жительство.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания ИГ и ЛБГ на территории РФ.

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, юридическая природа, виды. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. Ленитимные основания ограничений прав и свобод человека т гражданина

Конституция РФ закрепляет широкий круг прав, свобод и обязанностей, которыми обладает человек как таковой и которые он имеет как гражданин государства. Эти права, свободы и обязанности являются основными с точки зрения их содержания, важности как для конкретного лица, так и для государства.

Основными они являются и по форме юридического закрепления (в Конституции). Причем эта форма обусловлена именно их содержанием. Следовательно, данные права, свободы и обязанности являются конституционными не потому, что они закреплены в Конституции РФ, а наоборот, они закреплены в Конституции РФ, так как являются основными.

По своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. В тоже время, термин «свобода» подчеркивает более широкие возможности выбора, без очерчивания конкретного его результата. Термин «право» определяет конкретные действия индивида.

Права человека – права и свободы любого (каждого) индивида независимо от гражданства.

Права гражданина – права и свободы гражданина данного государства.

Основное право – это установленная Конституцией и гарантированная государством возможность самостоятельно определять и избирать вид и меру своего поведения.



Основная свобода – это разновидность основных прав, представляющая собой меру возможного и юридически дозволенного поведения людей в обществе.

Основная обязанность – это установленная Конституция в интересах всех членов общества необходимость, предписывающая каждому индивиду определённый вид, меру своего поведения и ответственность за ненадлежащее поведение.

Юридическая природа (признаки) КПСО:

1. Выражают соотношения и связи личности с государством;

2. Не приобретаются и не отчуждаются, а принадлежат индивиду либо в силу факта его рождения.

3. Постоянная реализация КПСО не уменьшает их содержания.

5. КПСО являются юридической базой для прав, свобод и обязанностей, приобретаемых в конкретных правоотношениях.

6. Конституционные права и свободы являются непосредственно действующими.

Конституционные права и свободы как КПИ – это совокупность КПН, регулирующих основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, составляющих КПИ КПСО.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...