Местные налоги и сборы. Какие налоги платят организации

Местное налогообложение: история формирования

Появление местного налогообложения в РФ приурочено еще к созданию первых местных самоуправлений (земств). Земские повинности (налоги) внедрялись постепенно. При этом в начале 19 столетия они взимались с населения без каких-либо особых правил, а их объемы устанавливались муниципалитетом (местной властью).

Первым актом, в котором упорядочивалось местное налогообложение, был Указ императора Александра 1 мая 1805 года. В основу этого документа легло прошлое Положение о земских повинностях. Разница была лишь в том, что теперь появлялись временные и ежегодные взносы. Кроме этого, было принято решение о разделении на добровольные обязательные налоги.

В дальнейшем с 1808 по 1816 года в системе земских повинностей было множество изменений, которые касались натуральных и финансовых повинностей. В частности, они были разделены на две формы - частичные и общие.

В 19 веке действовала в России и другая форма земских повинностей - натуральная. В этом случае выплаты производились не деньгами, а личной работой с учетом поставленных муниципалитетом и правительством задач. Одной из главных была дорожная повинность, исполнение которой учитывалось в качестве местного налогообложения. Подобный вид налогов являлся обязательным для обычных людей (мещан и крестьян). Что касается купцов и других почетных граждан, то они от подобных работ освобождались.

В 1851 году на территории России начинают действовать новые законы в отношении земской повинности. С этого года все они были разделены на государственные (общие) и местные. Первые направлялись на покрытие нужд населения империи в целом, а вторые - на губернии (группы областей).

После отмены крепостного права в 1864 год была проведена земская реформа, которая подразумевало упорядочение местных налогов. При этом в части земских повинностей остались только местные налоги, не входящую в общую финансовую систему страны и не подчиняющиеся общему управлению. Также с 1864 года был увеличен список земских повинностей, разделяемых на две категории - обязательных и необязательных. К первой относились удержание закладов и мировых судей, военные повинности и так далее. Также увеличился объем губернских налогов (повинностей), к примеру, удержание на медицинские заклады, опекунские органы и так далее.

Сразу по завершении Октябрьской революции в 1917 году старая форма земского самоуправления перестала действовать. На ее место пришла другая - местные советы. К середине 1918 года были созданы Временные правила, касающиеся регулирования земского налогообложения. На тот период они имели наиболее простую форму по причине неразвитости местного аппарата. Так, существовали только поголовные налоги, сборы со скота и жилых зданий (помещений) вне города.

В 1923 году список внешних налогов был уточнен и в нем появилось пять новых надбавок к государственным налогам и еще 20 самостоятельных сборов и налогов. Уже в 1926 году появляется Положение о местных финансах (в нем предусматривалось четыре основных налога). При этом местные власти получали право вводить дополнительные налоги на основании законов (всего их было 14).

В 1930-1932 года была организована мощная реформа, которая подразумевала упразднение многих несущественных моментов. Так, список местных налогов был сокращен до двух - налога на строения и земельную ренту. В 1942 году к ним был подключен и колхозный сбор.

В дальнейшем перечень налогов долго время не менялся до 80-х годов 20-го века. Так, в 1981 году возникло три вида местных налога - на землю, на транспорт и на имущество. В ряде стран СССР появился и единоличный сбор на колхозных рынках. Таким образом, в течение более чем полсотни лет в стране действовало всего четыре налога, которые не имели какого-то особого фискального значения. Их удельный вес в общей группе доходов составлял лишь пару процентов.

Местное налогообложение: виды и особенности

Местное налогообложение на территории РФ и в других странах имеет некоторые отличия.

Так, за рубежом можно выделить четыре основные группы налогов :

1. Личные (собственные) местные налоги . Они устанавливаются муниципалитетом и действуют лишь на определенной территории (как правило, местного союза). К таким налогам относятся прямые и косвенные налоги. К примеру, к ним причисляются налоги на и организации (фирмы, компании), налоги на землю, налоги на покупки и профессии, местные акцизы и так далее. Наибольшую роль играет имущественное налогообложение и налоги на прибыль (для компаний и частных лиц).

2. Надбавки к налогам государственного уровня в пользу муниципалитета. К этой группе относятся отчисления от общих для государства налогов, остающихся в местных бюджетах. Максимальный размер отчислений и надбавок, как правило, регулируют центральные органы власти.

3. Группа налогов, которые берутся в форме выплат за услуги. Они взимаются муниципалитетом за определенные услуги, предоставленные населению (канализация, газ, водопровод, электроэнергия, связь, организация автомобильных стоянок и так далее).

4. Группа налогов, отображающих особенности политики местной власти . К примеру, к таковым можно отнести экологические налоги. Особого фискального значения они не имеют, но оказывают существенное действие на охрану окружающей среды и возможность применения естественных ресурсов (в ограниченной форме).

Что касается Российской Федерации на данном этапе, то в стране (согласно норм, прописанных в статье 12) местные налоги - это те, которые установлены правовыми актами муниципалитета и Налоговым кодексом РФ. Такие налоги обязательны к выплате на территории определенных регионов.

В России с учетом статьи 15 Налогового кодекса есть два местных налога. Первый вид - это налог, который начисляется на имущество граждан (физических лиц). Второй - налог на землю (земельных налог).


Муниципальные органы власти (местное самоуправление) не могут устанавливать те виды налогов, которые не предусмотрены на законодательном уровне (Федеральным законодательством). В наиболее крупных городах, к примеру, Санкт-Петербурге или Москве налоги должны быть установлены и введены действием субъектов Федерации. При этом местные налоги всегда наполняют местные бюджеты.

Если брать долю местных налогов в общем консолидированном бюджете страны, то она несущественна и составляет до 2%. При этом средства, полученные от местного налогообложения - это всего часть доходов муниципалитета. Основным источником являются выплаты региональных и федеральных налогов.

На территории России есть 83 разных муниципальных формирования. Практически у всех них есть одинаковая проблема - прямая зависимость от центрального аппарата, а именно федеральной власти. В большинстве случаев регионам недостаточно личных средств для покрытия текущих расходов. Как следствие, местные власти могут не справляться со своими обязательствами. При достаточном обеспечении в плане финансов может гарантировать успешное решение многих вопросов.

В дальнейшем на законодательном уровне планируется убрать два вида налога (на имущество и на землю), заменив их одним - на недвижимость. Но пока данный процесс в зависшем состоянии по причине недостаточной развитости отрасли недвижимости.

Налог, который накладывается на имущество для граждан (физических лиц), регулируется на законодательном уровне. Плательщиками налогов являются все граждане, не относящиеся к юрлицам и имеющие во владении объекты налогообложения - гаражи, дачи, квартиры, дома и другие сооружения. Сюда же можно отнести механизмы, самоходные машины, пневмоходы и прочую технику.

Налоговые поборы с первой категории берутся с учетом стоимости объектов и обычно не превышают 0.1%. Что касается транспортного налога, то он зависит от мощности автомобиля. Вычисление размера налогов производят налоговые органы власти. Выплаты гражданами должны производиться в два периода - до 15 сентября и до 15 ноября.

Если постройка или транспортное средство новое, то налог должен быть выплачен в более ранее сроки - с начала года, который следует за годом покупки имущества. Если у автомобиля есть несколько хозяев, то налог платит тот человек, на которого произведена регистрация ТС.


За недвижимое имущество (сооружения, строения, помещения), которые перешли во по наследству, налог берется с наследников в момент вступления закона в силу. Если объект, который подлежит налогообложению, физически уничтожен, то налог можно не выплачивать с месяца, когда произошло событие.

Начинающие индивидуальные предприниматели не всегда знают, какие налоги, с чего и сколько нужно заплатить, чтобы не иметь проблем с законом. Чтобы разобраться в налоговом законодательстве потребуется время. Наши советы помогут вам не потеряться в дебрях законов.

Одной из наиболее популярных форм собственности является Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Такая популярность объясняется рядом преимуществ, одним из которых является возможность данным юридическим лицом выбрать тип используемой системы налогообложения.

От выбора системы зависит определение налогооблагаемой базы, самих налогов, процентных ставок, и как результат – сумма налоговых отчислений.

В налоговом законодательстве РФ различают 4 системы налогообложения.

  • Упрощённая система или УСНО;
  • Традиционная система или ОСНО;
  • Единый сельскохозяйственный налог ();
  • Единый налог на вменённый доход или .

Упрощенная система налогообложения

Данная система рекомендуется к использованию фирмами, которые только начинают свою деятельность и не могут заранее спрогнозировать поступление доходов. Для того, чтобы перейти на УСНО, юридическое лицо еще в процессе регистрации должно осведомить регистрирующий орган о своем желании путем предоставления заявления.

Разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения фирмам и прочим организациям, чья численность сотрудников не превышает 100 человек, при условии, что доходы от деятельности составляют менее 20 млн.рублей. К числу налогов, которые при УСНО не платятся, относятся налог на прибыль, на имущество, единый социальный налог.

Данная система предусматривает уплату так называемого – единого налога, плюс страховых взносов, и других налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством.

При упрощенной системе юридическому лицу предоставляется возможность самостоятельно определять одну из двух баз (объектов) налогообложения. Наиболее практичный вариант - это выбор чистых доходов в качестве объекта налогообложения.

Чуть сложнее в области подсчета налога придется тем организациям, которые желают платить налог за доходы с вычетом расходов. Затруднение в этом случае основывается на том, что согласно законодательству не все расходы можно вычесть из налогооблагаемой базы. К примеру, сюда не будут относиться затраты на восстановление личного автомобиля руководителя за счет доходов фирмы.

После определения налогооблагаемой базы производятся расчеты суммы налога, необходимого к уплате в бюджет. В первом случае процентная ставка налога будет составлять 6%, во втором случае – 15%. Для ООО, чьи расходы составляют значительную сумму, будет выгоднее платить налог в 15%. Если же расходы незначительны, то лучше выбирать в качестве базы доходы организации без всяких вычетов.

Покажем на примере, как рассчитывается сумма налога, уплачиваемого в бюджет, по ставке 6%.

Итак, за прошедший месяц показатели деятельности Общества с ограниченной ответственностью, были отражены в балансе в следующих цифрах:

  • выручка - 500 000 рублей;
  • выплаченная заработная плата – 70 000 рублей;
  • расходы организации (переменные + постоянные) – 90 000 рублей.

Согласно произведенным бухгалтерским расчетам организация заплатила в бюджет следующие суммы налогов:

  • НДФЛ (рассчитывается от заработной платы, ставка 13%) – 70 000 × 0,13 = 9 100 рублей
  • Взнос в пенсионный фонд (ставка 14%) – 70 000 × 0,14 = 9 800 рублей
  • Взнос в фонд СС (социальное страхование, ставка 0,2%) - 70 000 × 0,002 = 140 рублей
  • Единый налог (ставка 6%) – 500 000 × 0,06 = 30 000 рублей.
  • Юридическим лицам, выбравшим упрощенную систему налогообложения, разрешается вычитать из единого налога сумму взносов в пенсионный фонд, с условием, что она не превышает ½ общего размера ЕН: 30 000 − 9 800 = 20 200 рублей.

Подсчитав сумму всех уплаченных налогов за отчетный месяц, получим: 9100+9800+140+20200 = 39 240 рублей.

Прибыль организации будет составлять разницу полученных доходов и всех расходов, включая налоговые взносы и сборы: 500 000 − 90 000 − 39 240 − (70 000 − 9 100) = 309 860 рублей.

Уже на основании высчитанной прибыли можно начислить и произвести оплату дивидендов акционерам, заплатив при этом НДФЛ (9%). Если вся прибыль будет распределена между акционерами в виде дивидендов, то размер НДФЛ составит в этом случае 309 860 × 0,09 = 27 887,4 рублей.

При распределении заработной платы и дивидендов можно уследить один очень важный момент: выгоднее назначить более высокие дивиденды, чем устанавливать высокий оклад, так как в первом случае ставка НДФЛ составляет лишь 9%, в то время как при заработной плате – 13%. Разница и будет составлять выгоду.

Традиционная система или ОСНО

Традиционная система является более сложной при расчете налогооблагаемой базы и налогов по сравнению с упрощенной системой.

Да и сам бухгалтерский учет затруднен, поэтому бухгалтер, работающий с такой системой, должен быть опытным и компетентным. К тому же, при ведении бухгалтерского учета не обойтись без специального программного обеспечения (1С Бухгалтерия и т. д.), значительно облегчающего трудозатраты бухгалтера.

Система ОСНО, как правило, применяется на тех предприятиях, которые уже развиты, имеют постоянные доходы и расходы, сравнительно большой годовой денежный оборот.

Такие предприятия должны уплачивать в бюджет следующие виды налогов:

  • НДС – 18%;
  • Налог на прибыль – 20%;
  • Налог на имущество – 2,2%;
  • ЕСН, высчитываемей из начисляемых вознаграждений физическим лицам 26%.

Недостатком данной системы налогообложения является то, что юридическим лицам, которые ее применяют, довольно затруднительно вести бизнес с организациями, работающими с упрощенной системой.

Единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН

ЕСХН – специфическая система налогообложения, которой в обязательном порядке пользуются сельскохозяйственные товаропроизводители. ЕСХН представляет собой замену таких налогов, как НДС, налог на прибыль и имущество организации, ЕСН.

Единый налог на вменённый доход или ЕНВД

Данной системе налогообложению подвергаются отдельные виды предпринимательской деятельности, а не предприниматели или юридические лица.

Налог рассчитывается не с фактически полученного дохода, а с так называемо – вмененного, то есть предполагаемого чиновниками к получению организацией. По сути – это государственный оброк, поэтому желающих работать с такой системой намного меньше.

Задаваясь вопросом о том, какие налоги платят фирмы в России, следует отметить, что такая обязанность установлена в законодательном порядке. Налог – необходимая плата, взыскиваемая органами государственной власти с юридических и физических лиц. Средства поступают в государственный бюджет. На сегодняшний день в России можно выделить 3 вида налогов и сборов. Это федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, Налоговый кодекс РФ устанавливает и специальные налоговые режимы.

Виды налогов, которые платят фирмы в РФ

Итак, 1-ый вид – это федеральные налоги, которые вводят федеральные власти ( от этого должна улучшиться). Такие средства взимаются на территории всего государства. Около ¾ бюджета РФ состоит именно из федеральных налогов. К ним относят:
1) НДС, или налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) единый социальный налог;
4) налог на доходы физических лиц;
5) налог на прибыль юридических лиц;
6) водный налог;
7) государственные пошлины;
8) таможенные пошлины и сборы;
9) взносы во внебюджетные государственные фонды;
10) сбор за использование объектов животного мира;
11) сбор за использование объектов биологических водных ресурсов;
12) налог на добычу полезных ископаемых.

Взносы во внебюджетные государственные фонды бывают 2-х видов – взносы на пенсионное страхование и взносы на страхование от несчастных случаев. Что касается таможенных пошлин, фирма уплачивает их при вывозе или ввозе товаров.

Ну а какие налоги платят фирмы в региональном масштабе? Такие налоги имеют право вводить власти Москвы и Санкт-Петербурга, областей, республик, краёв и автономных округов – главное, чтобы они не противоречили федеральному законодательству. К ним относят:
1) транспортный налог;
2) налоги на имущество юридических лиц;
3) налог на игорный бизнес;
4) дорожный налог;
5) лицензионные региональные сборы.

Правила взимания таких налогов также определяют федеральные власти.

Местные налоги вводят власти районов и городов, то есть органы местного самоуправления. Как и региональные налоги, они не могут противоречить федеральному законодательству. Чаще всего к местным налогам относят:
1) земельный налог;
2) налог на рекламу;
3) лицензионные местные сборы.

Специальные налоговые режимы для фирм в РФ

Как уже было упомянуто, такие режимы устанавливает Налоговый кодекс РФ (и иметь не нужно). По сути, они предусматривают порядок уплаты и исчисления налогов и сборов, включая замену нескольких налогов одним. К таким режимам можно отнести упрощённую систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товарных производителей, а также систему в виде единого налога для отдельных видов деятельности на вменённый доход.

При открытии фирмы возникает вопрос, – какие налоги должна платить организация и как выбрать ту или иную систему налогообложения?

Общество с ограниченной ответственностью является наиболее частой формой, которую используют бизнесмены при создании собственной компании. Это объясняется тем, что предоставляется возможность лицу выбирать тип формы налогообложения. От этого выбора будет зависеть процентная ставка налогов и сумма налоговых отчислений.

В действующем налоговом кодексе выделяют четыре системы налогообложения:

  • Упрощенная или УСНО;
  • Единый налог сельскохозяйственный или ЕСХН;
  • Традиционный или ОСНО;
  • Единственный налог на доход или ЕНВД.

Итак, рассмотрим каждую систему налогообложения по порядку.

Упрощенная система налогообложения (УСНО) рекомендуется фирмам, которые только начинают свою предпринимательскую деятельность, поскольку им трудно рассчитать поступления доходной части. Чтобы перейти на эту систему налогообложения нужно проинформировать государственный орган путем подачи заявления. Разрешаются такие переходы предприятиям, в которых численность работников не более ста человек и доходы составляют не менее 19 млн. рублей. При такой системе не уплачиваются налог на добавленную стоимость, на прибыль и единый социальный налог. Эта система предусматривает оплату единого налога и страховой взнос, НДФЛ и другие сборы и налоги. Упрощенная система предоставляет возможность выбрать одну из двух объектов налогообложения. Практичным вариантом является выбор чистого налогооблагаемого дохода. Тем организациям, которые хотят платить налог на прибыль за вычетом расходов будет сложнее подсчитать конечную суму. Поскольку не все расходы можно вычесть из налоговой базы. Как примером в этот налог не будет входить восстановление автомобиля руководителя фирмы за счет доходной части организации.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) . Он относится к специфической форме налогообложения, обычно им пользуются сельскохозяйственные общества. Он является заменой налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с имущества.

Традиционная система налогообложения (ОСНО) . Эта форма является наиболее сложной при расчетах. Для работы такой системы на фирме должен быть опытный бухгалтер. На помощь придет специальное программное обеспечение, оно значительно облегчит работу бухгалтера. ОСНО используется на предприятиях, которые уже имеют постоянные доходы и большие годовые денежные обороты. Эти предприятия уплачивают в бюджет следующие налоги:

  • на прибыль – 21%,
  • налог на имущество – 1,9%,
  • НДС – 18%,
  • ЕСН – 26%.

Юридическим лицам, которые находятся на ОСНО, тяжело вести бизнес с фирмами, которые работают по упрощенной форме, что считается большим недостатком этой системы.

Единый налог на доход (ЕНВД) . Данная система налогообложения подлежит отдельным формам предпринимательской работы. ЕНВД рассчитывается с вмененного дохода, т.е. предполагаемого органами власти для получения организацией. Желающих работать с такой системой налогообложения очень мало.

Надеюсь, что данная статья ответила на Ваш вопрос, – какие налоги платит предприятие?

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

Группа налогов, уплачиваемых организациями, многочисленна. Между тем не все входящие в нее налоги имеют одинаковое значение как для самих налогоплательщиков, так и для бюджета. Наиболее важны налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги - источники дорожных фондов, налог на имущество. Для предприятий, производящих и продающих алкогольную продукцию, велико значение сборов за выдачу лицензий и за право производства и оборота такой продукции; для добывающих отраслей важен размер отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

11.2.1. Налог на прибыль

Как и подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль является прямым, личным налогом, основанным на принципе резидентства. Резидентами, уплачивающими налог с прибыли, полученной как в России, так и за рубежом, являются юридические лица, зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Иностранные юридические лица уплачивают в России налог на прибыль, полученную от деятельности через постоянное представительство, а также налог на доходы, полученные из источников на территории Российской Федерации.

Филиалы или иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на прибыль по месту своего нахождения.

Не являются плательщиками налога на прибыль малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, для которых предусмотрена уплата единого налога на вмененный доход.

Валовая (балансовая) прибыль предприятия, выступающая основой для определения налогооблагаемой прибыли, является результатом сложения сумм прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от реализации иного имущества, принадлежащего налогоплательщику, и прибыли от внереализационных операций, т.е. непроизводственной (неосновной)деятельности.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой и затратами на производство и реализацию этой продукции.

Закон о налоге на прибыль предусматривает два способа определения выручки. Основной состоит в том, что выручка равна сумме средств, полученной от реализации продукции (работ, услуг), уменьшенной на величину косвенных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных пошлин). Дополнительный способ применяется в нескольких случаях: когда сделка заключена между взаимозависимыми лицами; если имели место бартерные операции; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении цены сделки более чем на 20% от обычного уровня цен. В этих случаях налоговый орган вправе определить сумму выручки на основе рыночных цен на реализованную продукцию (работу, услугу) с соблюдением ряда правил1.

Перечень затрат, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, до принятия специального федерального закона устанавливается Правительством РФ2.

В себестоимость продукции включаются материальные затраты (приобретение сырья и материалов, ремонт оборудования), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления на восстановление основных производственных фондов, прочие затраты, связанные с производством и реализацией.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества, принадлежащего налогоплательщику, определяется как разница между ценой продажи имущества и его первоначальной или остаточной (балансовой) стоимостью. Для целей налогообложения остаточная стоимость пересчитывается с использованием специального индекса инфляции.

Некоторые особенности предусмотрены законодателем при определении прибыли от продажи ценных бумаг различных видов, принадлежащих предприятиям, не являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Прибыль от внереализационных операций определяется как разница между доходами от таких операций и понесенными в связи с ними расходами. К внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от долевого участия в других предприятиях; доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям, другим ценным бумагам; прибыль, полученная инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции; другие подобные доходы.

Закон о налоге на прибыль не устанавливает метода учета налоговой базы. Предприятия могут самостоятельно избрать либо кассовый, либо накопительный метод учета.

Налог на прибыль является шедулярным налогом. Выделяются следующие виды прибыли (доходов), которые облагаются налогом по разным ставкам:

Прибыль от основной (производственной) деятельности;

Доходы от участия в других предприятиях;

Доходы (дивиденды, проценты) по ценным бумагам;

Доходы от видеопоказа, видеопроката и связанной с ними деятельности.

В дополнительные шедулы может быть выделена прибыль от видов деятельности, облагаемых повышенным налогом по решению субъекта Федерации:

Прибыль от посреднических операций и сделок;

Прибыль от страховой деятельности;

Прибыль от отдельных банковских операций и сделок. Федеральное законодательство в отношении прибыли от основной (производственной), банковской, страховой и посреднической деятельности использует принцип «разные ставки с ограничением верхнего предела». В 2000 году ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, составляет 11%. Органы государственной власти субъектов Федерации вправе дополнительно устанавливать ставку налога, которая, однако, не может превышать для основной массы налогоплательщиков 19% и 27% -для определенных видов деятельности1.

В отношении иных шедул ставки полностью определяются федеральным законодательством. В части прибыли, полученной инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции, применяется особая процедура налогообложения, отличающаяся от уплаты налога на прибыль по другим видам деятельности. При этом применяется действующая ставка налога на прибыль по основной деятельности.

Закон о налоге на прибыль устанавливает довольно много льгот. Органы государственной власти субъектов Федерации имеют право предоставлять дополнительные льготы в пределах сумм налога, зачисляемых в их бюджеты.

Льготы могут быть предоставлены как всем субъектам налогообложения (общие льготы), так и отдельным категориям налогоплательщиков (специальные льготы). Размер большинства льгот ограничен прямо или косвенно. За небольшим исключением сумма льгот (скидок) не может уменьшать сумму налога более чем на 50%.

Ставки налога на прибыль, а также состав налоговых льгот могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

Плательщик определяет сумму налога самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета и отчетности. Налог рассчитывается, как правило, ежеквартально. В течение отчетного периода вносятся ежемесячные авансовые платежи, размер которых определяется методом «от достигнутого» либо на основе предполагаемой прибыли.

Налоговым периодом считается год. В течение этого периода на-логооблагаемая прибыль и подлежащая уплате сумма налога исчисляются нарастающим итогом.

11.2.2. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).

Система взимания НДС, используемая в России, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости производственных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным методом1.

Налогоплательщик выписывает покупателю товара (работы, услуги) специальный (по установленной форме) счет-фактуру, увеличивая цену товара (работы, услуги) на сумму налога, которая указывается отдельно. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при приобретении необходимых для производственных нужд товаров (работ, услуг) и выделенного в счете-фактуре поставщика. Разница вносится в бюджет.

Таким образом, продавец товара не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой НДС, при покупке сырья и материалов, так как покупатель его товара компенсирует эти затраты. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный потребитель, поэтому НДС относят к налогам на потребление.

Добавленная стоимость не является объектом налогообложения. Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров (работ, услуг). Иными словами, передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной и безвозмездной основе являются обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика заплатить налог, т.е. объектом налогообложения.

Другим объектом НДС является импорт товаров. Налог взимается таможенными органами на основе таможенной стоимости товара.

Закон устанавливает две ставки налога: стандартную и пониженную. Пониженная ставка применяется при налогообложении основных продовольственных товаров и товаров детского ассортимента по перечню, установленному законом1.

Ряд товаров и услуг полностью освобожден от налогообложения. Большая часть из льготируемых услуг носит социальную направленность: ритуальные и медицинские услуги, квартирная плата, услуги городского пассажирского транспорта и др.

При экспорте товаров и услуг НДС не взимается. В противном случае возникало бы двойное налогообложение, поскольку НДС взимался бы и в стране-экспортере, и в стране-импортере. Освобождены от НДС и услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров, транзиту иностранных грузов"через территорию Российской Федерации.

В соответствии со сложившейся международной практикой не облагаются НДС товары и услуги, потребляемые иностранными дипломатическими представительствами, персоналом этих учреждений и членами семей персонала. Льгота предоставляется только на условиях взаимности: в случаях, если национальным законодательством аккредитующего государства установлена аналогичная льгота в отношении российских дипломатических и приравненных к ним представительств.

Налог, уплаченный в связи с приобретением товаров (работ, услуг), необходимых для производства необлагаемых товаров или оказания необлагаемых услуг, либо компенсируется налогоплательщику из бюджета, либо включается в себестоимость продукции.

Сроки составления и представления в налоговый орган расчетов НДС, а также его уплаты зависят в основном от масштаба деятельности налогоплательщика. При больших оборотах налог уплачивается чаще, при незначительных - реже. В течение отчетного периода вносятся авансовые платежи, которые рассчитываются на основе налога, уплаченного за предыдущий период. Стандартный налоговый период - один месяц.

11.2.3. Акцизы

В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз производителем подакцизного товара и фактически перекладываются на потребителя. Поэтому косвенные налоги, в том числе акцизы, носят регрессивный характер. С целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно включают предметы роскоши (ювелирные изделия, меха, легковые автомобили и т.п.) и товары, пользующиеся повышенным спросом, но не дорогие в производстве (спиртные и табачные изделия, бензин и т.п.).

Акциз препятствует образованию сверхвысокой прибыли. С этой же целью акцизами облагаются компании, добывающие минеральное сырье. Перечни подакцизных товаров и ставок акцизов, в том числе по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, едины на всей территории Российской Федерации и установлены законом1. Ставки акцизов по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ.

Действующие ставки акцизов разделяются на специфические, устанавливаемые в твердых суммах, и адвалорные (процентные). Так, для ювелирных изделий и легковых автомобилей применяются адвалорные ставки, а для алкогольной и табачной продукции - специфические.

Объектами акцизов являются факты реализации произведенной налогоплательщиком продукции (в том числе и из давальческого сырья), а также импорт подакцизных товаров. В Законе "Об акцизах" установлен накопительный метод учета налоговой базы: моментом реализации подакцизных товаров, за исключением природного газа, является день их отгрузки. Моментом реализации природного газа считается день поступления денежных средств за газ на банковский счет или в кассу. Сумму акциза плательщики определяют самостоятельно. При этом сумма акциза, как и НДС, в счетах-фактурах выделяется отдельной строкой.

Существенные различия имеет порядок определения налоговой базы при импорте подакцизных товаров и при их реализации на территории Российской Федерации. При импорте товаров ставки применяются к таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. Например, при ставке 90% и таможенной стоимости 1 тыс. руб. сумма налога составит 900 руб. Во внутреннем обороте расчеты более сложны. Ставка применяется к отпускной цене, включающей акциз, либо к объему реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. Если затраты на изготовление товара и планируемая прибыль в сумме равны 1 тыс. руб., а ставка акциза - те же 90%, то товар должен быть продан за 10 тыс. руб. В стоимости товара акциз составит 9 тыс. руб. Если предприятие реализует 1 тыс. литров алкогольной продукции, а специфическая ставка акциза составляет 60 руб. за литр, то сумма акциза составит 60 тыс. руб.

В целях расширения экспорта готовой продукции и недопущения двойного налогообложения акциз не взимается либо возвращается (возмещается) из бюджета в случае поставок большинства подакцизных товаров за пределы государств - участников СНГ. Не освобождаются от акцизов поставки на экспорт минерального сырья.

Сроки уплаты налога и представления отчетности определяются в зависимости от величины оборота по реализации соответствующего товара и вида производимой продукции. Наиболее часто уплачивают акциз производители этилового спирта и ликеро-водочных изделий.

В качестве особой меры контроля за своевременным и полным внесением акцизов в бюджет применяется обязательная маркировка специальными марками акцизного сбора алкогольной продукции, табака и табачных изделий, как производимых на территории Российской Федерации, так и ввозимых на ее таможенную территорию.

В Российской Федерации акцизы отнесены к федеральным налогам, но они ежегодно распределяются в порядке межбюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. В региональные бюджеты может зачисляться от 50 до 100% сумм акцизов, собранных на их территории1.

11.2.4. Налог на имущество предприятий

Цель введения налога - стимулировать производительное использование имущества предприятий, сократить неиспользуемые запасы сырья и материалов.

Налог начисляется на имущество предприятий (в том числе на основные средства, производственные запасы, долговременные вложения, текущие вложения в какой-либо вид имущества), находящееся на его балансе, за исключением денежных средств на счетах и имущества, освобожденного от налогообложения по льготе.

Среднегодовая стоимость облагаемого имущества в целях налогообложения определяется путем сложения стоимостей имущества на начало каждого месяца и деления полученного результата на число месяцев.

Льготы предоставляются в двух формах. Одна форма направлена на освобождение от налогообложения всего имущества некоторых категорий налогоплательщиков, например, предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, специализированных протезно-ортопедических предприятий, религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ и др. Другая форма предполагает вычет из среднегодовой стоимости имущества организаций балансовой стоимости некоторых его видов: земли, объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия установлен на федеральном уровне и не может превышать в настоящее время 2%. Конкретная ставка устанавливается представительными органами власти субъектов Федерации. Устанавливать индивидуальные ставки налога для отдельных предприятий не разрешается1.

При отсутствии решения законодательного органа субъекта Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество применяется максимальная ставка.

Налог исчисляется нарастающим итогом, вносится в бюджет поквартально и в конце года проводится его перерасчет.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...