Организация подпадающая под 223 фз. Какие способы закупок можно применять? Новый реестр недобросовестных поставщиков

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Подскажите как работать по 223-ФЗ

Ответ

Для того чтобы покупать товары, работы, услуги в соответствии с Законом № 223-ФЗ, назначьте ответственных сотрудников, а также разработайте и разместите в ЕИС:

  • Положение о закупке;
  • план закупок товаров (приобретения работ, услуг).

Ответственные сотрудники.

Ответственным за закупки назначьте любого сотрудника или нескольких. К тому же вы можете ввести в штатное расписание отдельную должность или создать специальную службу. Например, контрактного управляющего как по Закону № 44-ФЗ. Специальных требований к тому, как организовать работу, не содержит.

Размещение информации.

Положение о закупке, план закупок, другие сведения, касающиеся закупок, а также вносимые в них изменения размещайте в (ч. , ст. 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

При закупке товаров (работ, услуг) заказчик должен разместить в ЕИС следующую информацию:

  • извещение о закупке, а также изменения в него;
  • документацию о закупке, а также изменения в нее;
  • проект договора, который будет неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • разъяснения документации о закупке;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки. Протоколы размещайте в ЕИС не позднее чем через три дня со дня их подписания ();
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров;
  • дополнительную информацию, предусмотренную Положением о закупке.

Информацию о закупке разместите в ЕИС, даже если она содержит коммерческую тайну учреждения. Такой случай не включен в перечень случаев, когда публиковать информацию не нужно.

Удалить размещенную в ЕИС информацию можно только на основании предписания органа исполнительной власти или по решению суда ( положения, утвержденного ).

Не нужно размещать в ЕИС:

  • сведения о закупках, которые составляют гостайну (если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора);
  • сведения о закупках, которые не относятся к гостайне, но в отношении которых принято специальное решение Правительства РФ.

Кроме того, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупках товаров (работ, услуг):

  • стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.;
  • стоимость которых не превышает 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год превышает 5 млрд руб.

Решение размещать сведения об этих договорах или нет закрепите в положении о закупках.

Ситуация: какие дни - календарные или рабочие - нужно учитывать при определении даты, не ранее и не позднее которой заказчик должен размещать в ЕИС информацию о закупке товаров (работ, услуг). Автономное учреждение работает по Закону № 223-ФЗ

Течение срока определяйте в календарных днях.

Такой вывод можно сделать на основании Гражданского кодекса РФ. При этом начало срока приходится на следующий день после наступления события, которым определено его начало (). Если последний день срока приходится на нерабочий (выходной) день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день ().

Внимание: в Законе № 223-ФЗ нет ограничений для закупок у единственного поставщика, а также у аффилированных лиц без проведения конкурентных процедур. Случаи и порядок таких закупок заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке. Но злоупотреблять ими не стоит. Это может привести к недобросовестной конкуренции и привлечь внимание контролирующих органов. Об этом предупредили специалисты Минэкономразвития России в письмах , .

Положение утверждает наблюдательный совет автономного учреждения. Сделать это надо один раз, то есть ежегодно утверждать новое положение о закупке не нужно.

Такие правила установлены частями , статьи 2, статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России , .

Совет: при подготовке Положения о закупках руководствуйтесь примерными (типовыми) положениями о закупках, разработанными госорганами. Ознакомиться с текстами таких положений можно в таблице.

Положение о закупке разместите в ЕИС в течение 15 дней со дня его утверждения ()».*

«Ежегодно утверждать и размещать в ЕИС новое Положение о закупке не нужно. Такого требования в законодательстве нет. Срок, на который распространяется положение, законодательством также не ограничен. Разместить новое положение нужно только при внесении в него изменений (). Если изменений нет, то и заново утверждать и размещать его не нужно.

Если в учреждении решили скорректировать закупочную деятельность, то Положение о закупке тоже измените. Его новую редакцию разместите в ЕИС в течение 15 дней. А вместе с ней - документ с перечнем внесенных изменений.

План закупок.

Заказчики проводят закупки товаров (работ, услуг) и заключают контракты по планам закупок ().

Формировать нужно два плана: годовой и долгосрочный - для инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств (ч. , ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ). Составляйте их по , утвержденным . Этим же постановлением утверждена и форма плана закупок.*

Важно: для плана закупок на 2016 год коды ОКВЭД и ОКПД берите из новых классификаторов - и ( Требований, утвержденных , ).

Кстати, если стоимость товаров (работ, услуг) не больше 100 000 руб. (500 000 руб. - у заказчиков с годовой выручкой не больше 5 млрд руб.), то в плане закупок их можно не отражать (). Ведь сведения о таких закупках публиковать не нужно. А если все закупки вы запланировали в малых объемах (до 100 000 руб. или 500 000 руб.), опубликуйте пустой план.

Долгосрочный план нужно размещать на период от пяти до семи лет. Этот план формируйте только по закупкам:

  • инновационной и высокотехнологичной продукции. Подробнее о закупках такой продукции см. здесь;
  • лекарственных средств.

2. Даже если вы не планируете закупку инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств, пустой долгосрочный план все равно нужно разместить в ЕИС ().

3. Ваше учреждение могут включить в инновационной и высокотехнологичной продукции. Тогда в долгосрочном плане укажите и ту продукцию, которую закупаете у в годовом объеме (). Годовой объем определяйте по правилам, утвержденным .

Размещение плана в ЕИС.

План закупки, а также изменения в него разместите в ЕИС в течение 10 календарных дней с даты утверждения, но не позднее 31 декабря текущего календарного года. Полный порядок размещения плана закупок в ЕИС установлен Положения, утвержденного .

Пример составления плана закупки товаров (работ, услуг).

В ГАУ «Альфа» объем средств, доведенный учредителем на 2016 год, составил 10 200 000 руб.

Сумма средств, запланированная по статьям зарплаты и налогов, составила 4 719 200 руб.

Исходя из полученных данных ответственный сотрудник А.С. Глебова рассчитала сумму средств, которые будут включены в план закупки и проведены в 2016 году:

10 200 000 руб. - 4 719 200 руб. = 5 480 800 руб.

Оставшиеся денежные средства Глебова распределила в соответствии с нуждами учреждения и составила план закупок товаров (работ, услуг).

Руководитель «Альфы» план утвердил, а затем Глебова разместила его в ЕИС.

Изменение плана.

Корректировать план закупок можно:

  • если изменилась потребность в товарах (работах, услугах), в сроках их приобретения, в способах закупки и срока исполнения договора;
  • если цена планируемых к приобретению товаров (работ, услуг) изменилась более чем на 10 процентов;
  • в других случаях, которые предусмотрены в положении о закупке.

Внимание: изменения в план закупок вносите до размещения извещения. Это позволит заинтересованным лицам своевременно ознакомиться с потребностями заказчика и подготовить качественную заявку. Такие рекомендации приведены в

«Участники закупок.

Участвовать в закупках могут любые:

  • организация или несколько организаций, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе учрежденные заказчиком, то есть аффилированные лица;
  • граждане (в т. ч. предприниматели).

Важно! В закупках не могут принимать участие сотрудники учреждения-заказчика (). Но нужно различать личное участие сотрудника и если участвует организация, которой он руководит. Так, если сотрудник является директором организации, то отказать ей в участии в закупке нельзя. Аналогичного мнения придерживаются и суды (см., например, ).

Любой участник должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в Положении о закупке. Например, заказчик может установить требование об отсутствии претендента на заключение договора в реестре недобросовестных поставщиков. Об этом сказано в частях , статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Имейте в виду, что сведения из реестра недобросовестных поставщиков бесплатно доступны для ознакомления в ЕИС ( , п. , Правил, утвержденных ).

Внимание: если заказчик нарушает порядок проведения закупок, предусмотренный , участник закупок вправе обжаловать его действия (бездействие) в судебном порядке или в ФАС России.

Основанием для подачи жалобы в ФАС России является следующее.

1. Неразмещение (несвоевременное размещение) в ЕИС:

  • Положения о закупке;
  • изменений, вносимых в Положение о закупке;
  • информации о закупке, которую надо размещать в ЕИС.

2. Предъявление к поставщику (подрядчику, исполнителю) требований о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.

3. Проведение заказчиками закупки товаров (приобретения работ, услуг) при отсутствии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке и без применения положений .

4. Неразмещение или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП).

Участие субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правительство РФ установило закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) - . Годовой объем закупок у МСП - не меньше 18 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров учреждения. Когда рассчитываете годовой объем закупок у МСП, учитывайте только те закупки, информация о которых опубликована в ЕИС ().

Все заказчики должны прописывать в Положении о закупке перечень товаров, работ или услуг, которые они планируют закупать у МСП. Это поможет своевременно уведомить потенциальных поставщиков о потребностях заказчика и возможности поучаствовать в закупке на льготных условиях. Об этом сказано в .

Однако закупать у МСП по этим правилам должны не все. Обязательно должны учитывать эти особенности только те учреждения, у которых суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) и от прочих доходов за предшествующий год больше 2 млрд руб. На остальные учреждения действие этого постановления не распространяется.

Участники закупки из состава МСП должны указать на свою принадлежность к данным категориям. Для этого они прикладывают к заявке на участие сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в реестре сведений об участнике еще нет, только встал на учет в налоговую, то он подает декларацию. Другие документы заказчик требовать не вправе.

Форма закупок.

Закупки можно проводить с заключением договоров как на бумаге, так и в электронной форме. Кроме того, Правительство РФ вправе установить перечень товаров (работ, услуг), закупка которых возможна только в электронной форме (). Такой перечень утвержден .

Кстати, ФАС России рекомендует расширять число электронных закупок, помимо указанных в перечне. Это нужно, чтобы снизить коррупцию и обеспечить прозрачность и открытость закупочной деятельности. Об этом сказано в . Проводить такие закупки нужно на площадках, которые отобраны в соответствии с . Они полностью соответствуют требованиям . Такие разъяснения даны в письмах , .

При этом не проводите в электронной форме закупку товаров (работ, услуг), которые включены в , если:

В извещении о закупке должны быть указаны, в частности, такие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый электронный аукцион или другой, который предусмотрен Положением о закупках);
  • наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке;
  • размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (если такая плата установлена заказчиком), за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и точную дату, когда будут рассмотрены предложения участников закупки и подведены итоги закупки. Указывать период вместо точной даты нельзя. То есть неправильно писать в извещении и документации: «рассмотрение заявок не позднее… », «рассмотрение заявок в течение…». Об этом сказано в , .

Для проведения конкурса (аукциона, закупки другим способом) заказчик должен опубликовать извещение об этом в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) (). Одновременно с извещением разместите в ЕИС в электронном виде:

  • документацию о закупке;
  • проект договора.

Порядок размещения в ЕИС извещения, документации о закупке, проекта договора, а также вносимых в них изменений установлен положения, утвержденного .

Документация о закупке.

В документации о закупке укажите сведения, которые установлены в Положении о закупке. В том числе:

  • требования к безопасности, качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы или услуги. Возьмите их из техрегламентов, стандартов, других законодательных актов о техническом регулировании. Если это невозможно, то обоснуйте необходимость других показателей;
  • требования к участникам и документы, которыми участники могут подтвердить, что соответствуют им. Если для проверки соответствия вам нужны , то можете это требование тоже включить в документацию ().
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), в том числе и ее обоснование ();
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, приведен в статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Помимо этого заказчик вправе потребовать от участников представить другие сведения, если они предусмотрены Положением о закупке. В частности, справку об отсутствии задолженности по налогам. При этом участник вправе подать такую справку как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа с применением усиленной квалификационной подписи. Об этом сказано в .

Стоит отметить, что если в документации о закупке не указаны какие-либо требования к участникам, товарам (работам, услугам) или условиям договора, то и предъявлять их нельзя. Кроме того, нельзя проводить оценку и сопоставление заявок на участие по критериям и в порядке, которые не установлены в документации. При этом исчерпывающий перечень критериев, по которым нужно оценивать и сопоставлять заявки, не утвержден. А значит, заказчики сами выбирают их для оценки в зависимости от потребностей каждой закупки и прописывают в документации.*

Порядок сопоставления и оценки заявок может включать:
- вес каждого критерия в совокупности критериев оценки;
- оценку в баллах, которые получают участники закупки по каждому критерию;
- алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке;
- другие условия, при которых заявка участника будет признана лучшей.

Внимание: за отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок предусмотрена административная ответственность.

Изменение извещения и документации.

Изменения в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации разместите в ЕИС не позднее чем в течение трех дней с даты решения о таких изменениях, представления указанных разъяснений ().

Победитель закупок.

По результатам закупки победителем конкурса (аукциона), то есть потенциальным поставщиком (исполнителем), с которым может быть заключен договор, признают:

  • в конкурсе - участника, предложившего лучшие условия исполнения договора (в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации);
  • в аукционе - участника, предложившего наиболее низкую цену договора. При этом может возникнуть ситуация, когда цена аукциона снижена до нуля. В этом случае аукцион проводится на право заключить договор и победителем аукциона признают участника, предложившего наиболее высокую цену договора.

При закупках другими способами (помимо конкурса и аукциона) победителя определяйте в соответствии с порядком проведения таких закупок.

Внимание: если в Положении о закупке вы предусмотрели размещение вышеуказанных сведений, но не сделали этого, вам грозит штраф ( , ).

Закупка не состоялась.

Случаи признания закупки несостоявшейся не установлены. Поэтому пропишите их в своем Положении о закупке. Также в положении установите и порядок действий заказчика в этих случаях. Это следует из статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Обычно закупку признают таковой, если:

  • не подано ни одной заявки на участие либо все заявки в ходе рассмотрения отклонены;
  • подана только одна заявка либо только одна заявка признана соответствующей требованиям извещения и документации о закупке.

Кстати, такие варианты признания закупок несостоявшимися установлены и в Законе о контрактной системе (см., например, положения для электронного аукциона, запроса котировок, конкурса). И в своем положении о закупке вы можете установить аналогичный порядок.

То, что закупка не состоялась, отразите в протоколе. В нем укажите причины и ссылки на конкретные пункты положения о закупке. Протокол разместите в ЕИС не позднее чем через три дня с даты подписания.

Далее в зависимости от причины, по которой закупка не состоялась, действия заказчика могут быть различны. Так, если есть только одна заявка, можно заключить контракт с единственным участником, а если заявок вовсе нет, провести закупку повторно либо назначить новую. Причем вы можете предусмотреть и другие варианты развития событий. Но помните, что все это надо четко прописать в положении, так как именно оно будет вашим аргументом перед контрольными органами.

Реестр договоров

Обо всех заключенных договорах заказчик должен подать сведения в реестр (). Этот реестр ведет Казначейство России в электронном виде и размещает его в ЕИС. Правила ведения реестра и порядок подачи сведений утверждены .

В реестр подавайте следующую информацию:

  • наименование заказчика;
  • сведения о способе закупки;
  • дата подведения итогов закупки;
  • дата заключения договора и его номер;
  • сведения о поставщике;
  • об исполнении договора, в том числе его оплате.

Полный перечень сведений приведен в Правил, утвержденных . Причем заказчики самостоятельно решают, когда вносить информацию об исполнении договора в реестр. Например, после каждого факта исполнения договора (т. е. каждой приемки товаров, работ, услуг или каждой оплаты) или когда все обязательства по договору выполнены. Регламент включения в реестр информации установите в Положении о закупке.*

  • копию договора, которая подписана усиленной ЭЦП ;
  • документы об исполнении и оплате договора;
  • документы об изменении или расторжении договора.

Эти документы формируйте для реестра в виде:

  • электронной копии бумажного документа, созданной путем его сканирования (в формате сканированной копии документа, Word, Adobe Acrobat или в других общеиспользуемых форматах);
  • копии электронного документа.

Причем максимальный размер файла не должен превышать 50 Мб. Файлы большего объема предварительно заархивируйте или разбейте на несколько документов.

Система «Электронный бюджет» размещена на сайте www.budget.gov.ru . заполнения экранных форм и подачи документов утвержден .

Подавайте сведения о договорах для реестра в такие сроки:

  • в течение трех рабочих дней с даты заключения договора (договора с субподрядчиком);
  • в течение 10 календарных дней с даты внесения изменений в договор, его исполнения или расторжения.
  • Помимо включения информации о закупке в реестр договоров, заказчик должен ежемесячно размещать в ЕИС сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных за истекший месяц, по результатам закупок:

    • товаров (приобретения работ, услуг) на общих основаниях;
    • у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе на сумму до 100 000 руб. (500 000 руб.);
    • сведения о которых составляют гостайну;
    • сведения о которых не размещались в ЕИС по решению Правительства РФ;
    • у СМиСП.

    Делать это нужно не позднее 10-го числа каждого месяца.

    Ответственность.

    За нарушение порядка проведения закупок, установленного положениями , предусмотрена административная ответственность.

    В частности, проверяющие могут наказать за ограничение конкуренции. Так, нарушением будет:

    • координация заказчиком деятельности участников закупки, в том числе заключение соглашений между ними, которые могут привести к ограничению конкуренции;
    • создание участнику преимущественных условий участия в закупке, в том числе путем доступа к информации;
    • нарушение порядка определения победителя;
    • , статьи 17 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ и подтверждено в ».*

      Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

По 223-ФЗ закупки проводят отдельные виды юридических лиц. Этот закон не так жестко регламентирует закупочные процедуры, как 44-ФЗ. Заказчиками дана свобода в определении условий проведения торгов, возможных видов закупок, разработке собственного положения. Разберем основные моменты 223-ФЗ.

Закупки по 223-ФЗ: основные моменты

Назовем всех возможных заказчиков по 223-ФЗ простым языком:

  • госкорпорации, субъекты естественных монополий с долей госучастия более 50%;
  • дочерние общества, более половины уставного капитала которых принадлежит перечисленным выше компаниям;
  • бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы, закупающие товары, работы и услуги за счет грантов, своих доходов или привлекающие для исполнения контракта третьих лиц.

223-ФЗ не такой сложный закон для начинающих, как 44-ФЗ. Вот отличия Закона о закупках отдельными видами юрлиц:

  • заказчик сам разрабатывает положение о закупках и проводит торги по своим правилам;
  • заниматься закупочной деятельностью в организации может кто угодно, не обязательно;
  • можно пользоваться больше чем 170 электронными торговыми площадками.

Проведение закупок по 223-ФЗ для чайников

Рассмотрим порядок закупок по 223-ФЗ для начинающих:

① получение электронной цифровой подписи;

② регистрация на портале госуслуг;

③ регистрация на официальном сайте госзакупок ;

④ разработка положения о закупках;

⑤ составление плана закупок;

⑥ настройка личного кабинета в ЕИС;

⑦ прохождения обучения закупкам по 223-ФЗ для чайников (необязательный этап).

  • способы закупки;
  • порядок проведения торгов;
  • критерии отбора заявок;
  • все сроки;
  • порядок заключения договоров;
  • порядок приемки и оплаты;
  • меры ответственности сторон;
  • порядок разрешения споров.

Заказчики могут указывать в своем положении любые способы проведения закупки. Но стоит помнить, что некоторые товары, работы и услуги необходимо закупать только в электронной форме.

В отличие от Закона о контрактной системе заказчикам по 223-ФЗ можно не размещать в ЕИС большее количество информации. Это данные о договорах:

  • которые связаны с гостайной;
  • цена которых менее 100 тыс. руб.;
  • предмет которых входит в специальный перечень .

С 2018 года заказчикам по 223-ФЗ разрешили не публиковать в ЕИС сведения о договорах на закупку ряда финансовых услуг и о переходе прав на недвижимость. Это привлечение денег от физлиц, предоставление кредитных средств, выдача банковских гарантий и т.д.

223-ФЗ для чайников: таблица сроков

Также в 2018 году действуют минимальные сроки на подачу участниками заявок. Они зависят от вида закупки и состава участников.

Процедура

До конца срока на подачу заявок или до запроса предложений

Конкурс и аукцион

Всем и МСП при начальной цене выше 30 млн руб.

МСП при начальной цене не выше 30 млн руб.

Запрос котировок

5 рабочих дней

МСП, при этом НМЦД не должна быть выше 7 млн руб.

4 рабочих дня

Запрос предложений

7 рабочих дней

МСП, при этом НМЦД не должна быть выше 15 млн руб.

5 рабочих дней

Закупки по 223-ФЗ для чайников в 2019 году

Расскажем о некоторых нововведениях с 2018 года в 223-ФЗ простым языком. Одно из них - возможность учредителей бюджетных и автономных учреждений, собственников имущества унитарных предприятий утвердить типовое положение, которое может распространяться на все дочерние организации. Решение о присоединении материнская компания публикует в ЕИС в течение 15 дней с того момента, как документ приняли.

Основа 223-ФЗ - это разработка положения, по которому проводятся закупочные процедуры. Если заказчик не разместил свое положение и не присоединился ни к чьему документу, он лишается права работать по 223-ФЗ. В этом случае на него будут распространяться положения 44-ФЗ.

Заказчику придется:

  • обосновывать цену договора;
  • выбирать способ закупки из имеющихся;
  • создавать закупочную комиссию;
  • устанавливать обязательные требования участникам, оценивать заявки по установленному регламенту.

Для проведения закупок по 223-ФЗ в следующем году необходимо предусмотреть в положении конкурентные и неконкурентные закупки. Отдельно придется прописать список случаев, когда возможна закупка у единственного поставщика.

Чтобы в следующем году работать по Закону № 223-ФЗ, ГУП и МУП должны до 31 декабря разместить в ЕИС обновленное положение о закупке. Не думайте, что сможете достать из ящика старое положение, исправить дату и утвердить. За это время изменились и Закон № 223-ФЗ, и требования к положению о закупке. , чтобы в 2019 году работать по Закону № 223-ФЗ было удобнее, чем раньше.

Сверьте свое положение с экспертом и исправьте ошибки до того, как их найдет контролер. В противном случае вас обвинят в том, что ваше положение о закупке не соответствует требованиям закона. А это напрямую отразится на закупочной деятельности. Изменить пункты положения быстро не получится, потому что все изменения нужно сформулировать и согласовать. .

Для начинающих заказчиков по 223-ФЗ будет полезно узнать, что в 2018 году нельзя требовать обеспечение заявки при цене договора менее 5 млн руб.

Некоторые основные моменты 223-ФЗ переняли из Закона о контрактной системе. Заказчиков обязали разрабатывать закупочную документацию всегда (исключением являются только запросы котировок). Смотрите полный список закупочных документов, которые должны быть в бюджетном учреждении по Закону № 223-ФЗ в обязательном порядке, и документы, которые помогут вам избежать конфликтной ситуации. В первом столбце мы указали название документа, во втором - его форму, а в третьем - обязательство по размещению и сроки.

Также будут действовать требования 44-ФЗ, касающиеся описания объекта закупки. С нового года поменяли правила описания объекта закупки. Из закона убрали спорную формулировку о том, что описание должно быть объективным. Но это не значит, что ошибок в документации стало меньше. , какие ошибки в работе со стандартами станут поводом для предписания.

Нельзя указывать товарный знак и страну происхождения, при этом нужно прописывать подробные характеристики продукции. Новшества касаются также проведения конкурентных закупок. Для этого заказчику придется создать комиссию. Отменить процедуру можно будет только до конца срока подачи заявок. После окончания этого периода отмена возможна лишь из-за форс-мажора. Договоры нужно заключать не раньше 10 дней с момента размещения итогового протокола, но не позже 20 дней с этой даты.

Хорошей новостью для начинающих заказчиков по 223-ФЗ стало изменение списка отчетов . В частности, больше не нужно будет ежемесячно отчитываться о договорах, которые заключили с малым и средним бизнесом.

Закупки по правилам Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Сафохина Е.С.)

Дата размещения статьи: 15.04.2016

Ряд организаций в Российской Федерации осуществляют торги по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Так, на сайте zakupki.gov.ru можно найти информацию о торгах не только по Закону N 44-ФЗ, но и по Закону N 223-ФЗ.

Рассмотрим особенности осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также отличия этого способа от закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Действие Закона N 223-ФЗ распространяется на следующие категории заказчиков:

Государственные корпорации;

Государственные компании;

Субъекты естественных монополий;

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;

Государственные унитарные предприятия;

Муниципальные унитарные предприятия;

Автономные учреждения;

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам;

Бюджетные учреждения.

Необходимо отметить, что бюджетные учреждения осуществляют закупки на средства субсидии на выполнение государственного задания по правилам Закона N 44-ФЗ. Однако согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения могут использовать "двойной" режим закупок: закупки, осуществляемые за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, могут быть проведены в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Итак, Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы организации закупок. Одно из главных его требований состоит в том, что заказчик должен принять и разместить на сайте zakupki.gov.ru положение о закупке, утвержденное для организации в установленном порядке (далее - Положение). Положение - это основной документ, который регламентирует порядок осуществления закупки: он должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Учитывая огромную роль данного документа, еще до подачи заявки нужно изучить Положение того заказчика, в торгах которого поставщик хочет принять участие.

Не существует единых требований к разработке Положения. Каждая организация составляет его самостоятельно с учетом особенности своей деятельности. В то же время согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ не всегда руководитель данной организации сам утверждает его. Некоторые заказчики составляют Положение подобно нормам Закона N 44-ФЗ, в то время как другие используют все возможности, предоставленные Законом N 223-ФЗ.

В системе закупок по Закону N 223-ФЗ можно выделить несколько особенностей по сравнению с Законом N 44-ФЗ.

В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации основными процедурами являются аукцион и конкурс. Их исключение из Положения недопустимо. Помимо данных процедур заказчик имеет право осуществлять закупки любыми иными способами: запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и т.д.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Это основное правило прямо прописано в Законе N 223-ФЗ.

Согласно Закону N 44-ФЗ (ст. 33) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя. При осуществлении закупок по правилам Закона N 223-ФЗ заказчик имеет право закупать конкретный определенный товар с указанием его марки и модели. Такие закупки не являются нарушением, если не подпадают под действие антимонопольного законодательства.

В Законе N 223-ФЗ существует свой Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме". Он распространяется на любой способ осуществления закупки помимо аукциона. При этом иных требований к проведению процедур в электронной форме Закон N 223-ФЗ не содержит. Так, Закон не запрещает проводить электронные закупки с использованием собственных программно-аппаратных средств заказчика.

В Положении может быть расширен перечень оснований осуществления закупок у единственного поставщика. Законодатель допускает два случая закупки у единственного поставщика: небольшая сумма закупки и закупка при наличии определенных обстоятельств. Исходя из смысла п. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ "малая закупка" - эта закупка на сумму, не превышающая 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика составляет более 5 млн руб.). К определенным обстоятельствам заказчик может отнести те положения, которые важны организации. Например, закупка услуг по обслуживанию автотранспорта или услуг страхования и т.д. Таким образом, заказчик имеет право значительно расширить перечень оснований закупки у единственного поставщика по сравнению со ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в конкурсе по правилам Закона N 44-ФЗ. Согласно указанному Постановлению основные критерии - стоимостные. Закон N 223-ФЗ не регламентирует порядок оценки заявок и таким образом предоставляет свободу заказчикам установить свои правила. В том числе заказчик и вовсе может не учитывать стоимостные критерии при оценки заявок.

При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков. Подобные реестры ведутся как в соответствии с Законом N 223-ФЗ, так и в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В извещении заказчик может указать как оба реестра, так и один из них.

Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2015 г. N Д28и-2884 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" сумма, предусмотренная контрактом, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должна быть уплачена победителю закупки в установленном контрактом размере независимо от применения исполнителем упрощенной системы налогообложения или уплаты исполнителем НДС.

В то же время согласно Положению конкретного заказчика может быть предусмотрено, что начальная цена контракта формируется без учета НДС, и, как следствие, предложения поставщика подается без учета НДС. А при заключении контракта цена может быть скорректирована в зависимости от налогового режима победителя.

Закон N 223-ФЗ предусматривает, что по результатам проведения закупки заказчик может заключить договоры с несколькими поставщиками, тем самым разделить запланированный объем ТЗ "зонтичная закупка".

Итак, с одной стороны, Закон N 223-ФЗ предоставляет большие возможности заказчику для осуществления закупок. Однако, с другой стороны, ФАС все чаще фиксирует случаи нарушения заказчиком собственного Положения. Положение о закупке обязательно для исполнения как заказчиком, так и поставщиком.

Руководители многих бюджетных организаций предпочли бы осуществлять закупки по 223-ФЗ, а не выполнять многочисленные требования 44-ФЗ. Для работы по 223-ФЗ необходимо соблюдение ряда условий. Рассмотрим подробнее, какие условия необходимо соблюсти, чтобы можно было осуществлять закупки по более «мягкому» закону.

Кто может работать по 223-ФЗ?

Среди прочего списка организаций, которые могут закупаться в соответствии с 223-ФЗ, закон выделяет бюджетные и автономные учреждения .

Какие средства можно тратить на закупку?

Согласно 223-ФЗ, бюджетные учреждения могут расходовать на закупку товаров, услуг или работ лишь денежные средства, полученные из определенного вида источника:

1. Гранты, которые бесплатно предоставлены:

2. Средства, полученные от предпринимательской деятельности в рамках уставных целей (например, средства от предоставления платных образовательных услуг).

Кроме того, можно работать по данному закону и в случае, когда бюджетное учреждение, как исполнитель по контракту, привлекает иных лиц для исполнения своих обязанностей по контракту.

Автономные учреждения могут расходовать бюджетные субсидии по 223-ФЗ за исключением средств, которые выделены для капитальных вложений в объекты капитального строительства, принадлежащие государству или муниципалитету, а также для покупки недвижимости в собственность государства или муниципалитета. В указанном случае необходимо работать по 44-ФЗ.

Какие документы нужны?

Главным условием для работы по 223-ФЗ для бюджетных учреждений является наличие утвержденного Положения о закупках. Типовое положение разработано и утверждено Минобрнауки 17.01.2014. Данное положение регламентирует деятельность по закупке учреждений и должно содержать:

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки;
  • порядок заключения и исполнения договора;
  • иные положения, которые связаны с обеспечением закупок.

Данный документ должен быть утвержден в бюджетном учреждении его учредителем, а в автономном учреждении - наблюдательным советом. Положение о закупках должно быть размещено в ЕИС, но пока она не заработала - такой документ необходимо размещать на сайте госзакупок: http://www.zakupki.gov.ru/223 .

Бюджетные учреждения для того, чтобы начать работать по 223-ФЗ, должны были разместить утвержденное положение о закупках до 01.04.2014 года. Те учреждения, которые не успели этого сделать, вынуждены будут до конца 2014 года расходовать все средства с учетом требований 44-ФЗ. Следует учесть, что положение должно быть размещено на сайте в течение 15 дней с момента утверждения.

Кроме того, необходимо оформить план закупок , который также должен быть размещен на сайте госзакупок. Форма такого плана утверждена Правительством РФ в Постановление от 17.09.2012 г. № 932.

Для работы по 223-ФЗ потребуется:

  • получить усиленную электронную подпись;
  • зарегистрировать личный кабинет на сайте госзакупок: http://www.zakupki.gov.ru/223 ;
  • разместить на сайте положение о закупках и план закупок;
  • размещать заказы по правилам, которые установлены в утвержденном положении о закупках.

Более подробно с шагами, которые необходимо предпринять для регистрации на сайте, можно ознакомиться в дорожной карте, размещенной на сайте госзакупок.

Как автоматизировать работу по 223-ФЗ?

Для этого удобно использовать бесплатную версию программы "Эконом-Эксперт". Скачать программу можно

Как начать работать по 223-ФЗ?

Руководители многих бюджетных организаций предпочли бы осуществлять закупки по 223-ФЗ, а не выполнять многочисленные требования 44-ФЗ. Для работы по 223-ФЗ необходимо соблюдение ряда условий. Рассмотрим подробнее, какие условия необходимо соблюсти, чтобы можно было осуществлять закупки по более «мягкому» закону.

Кто может работать по 223-ФЗ?

Среди прочего списка организаций, которые могут закупаться в соответствии с 223-ФЗ, закон выделяет бюджетные и автономные учреждения.

Какие средства можно тратить на закупку?

Согласно 223-ФЗ, бюджетные учреждения могут расходовать на закупку товаров, услуг или работ лишь денежные средства, полученные из определенного вида источника:

1. Гранты, которые бесплатно предоставлены: физическими и юридическими лицами (в том числе и иностранными); международными организациями; из бюджета (на конкурсной основе).

2. Средства, полученные от предпринимательской деятельности в рамках уставных целей (например, средства от предоставления платных образовательных услуг). Кроме того, можно работать по данному закону и в случае, когда бюджетное учреждение, как исполнитель по контракту, привлекает иных лиц для исполнения своих обязанностей по контракту.

Автономные учреждения могут расходовать бюджетные субсидии по 223-ФЗ за исключением средств, которые выделены для капитальных вложений в объекты капитального строительства, принадлежащие государству или муниципалитету, а также для покупки недвижимости в собственность государства или муниципалитета. В указанном случае необходимо работать по 44-ФЗ.

Какие документы нужны?

Главным условием для работы по 223-ФЗ для бюджетных учреждений является наличие утвержденного Положения о закупках. Типовое положение разработано и утверждено Минобрнауки 17.01.2014. Данное положение регламентирует деятельность по закупке учреждений и должно содержать:

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки;
  • порядок заключения и исполнения договора;
  • иные положения, которые связаны с обеспечением закупок.

Данный документ должен быть утвержден в бюджетном учреждении его учредителем, а в автономном учреждении - наблюдательным советом. Положение о закупках должно быть размещено в ЕИС, но пока она не заработала - такой документ необходимо размещать на сайте госзакупок: http://www.zakupki.gov.ru/223 . Положение о закупках.doc

Бюджетные учреждения для того, чтобы начать работать по 223-ФЗ, должны были разместить утвержденное положение о закупках до 01.04.2014 года. Те учреждения, которые не успели этого сделать, вынуждены будут до конца 2014 года расходовать все средства с учетом требований 44-ФЗ. Следует учесть, что положение должно быть размещено на сайте в течение 15 дней с момента утверждения.

Кроме того, необходимо оформить план закупок, который также должен быть размещен на сайте госзакупок. Форма такого плана утверждена Правительством РФ в Постановление от 17.09.2012 г. № 932. План закупок.xlsx

Для работы по 223-ФЗ потребуется:

  • получить усиленную электронную подпись;
  • зарегистрировать личный кабинет на сайте госзакупок: http://www.zakupki.gov.ru/223 ;
  • разместить на сайте положение о закупках и план закупок;
  • размещать заказы по правилам, которые установлены в утвержденном положении о закупках.

Более подробно с шагами, которые необходимо предпринять для регистрации на сайте, можно ознакомиться в дорожной карте, размещенной на сайте госзакупок.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...