1 признаками административного правонарушения являются. Состав административного правонарушения. Субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона состава административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение обладает следующими признаками:

  • общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства;
  • противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права;
  • виновность – деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности;
  • наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:

  1. объект административного правонарушения;
  2. объективная сторона административного правонарушения;
  3. субъект административного правонарушения;
  4. субъективная сторона административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения – физическими или .

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Административные правонарушения: Видео

В литературе выделяют три основания административной ответственности:

1) нормативное (нормативный акт, предусматривающий состав правонарушения);

2) фактическое (сам факт правонарушения);

3) процессуальное (акт полномочного органа или должностного лица).

Одной из отличительных черт каждого из существующих видов юридической ответственности является наличие самостоятельного фактического основания применения санкций. Уголовная ответственность применяется за преступление, административная – за административное правонарушение, дисциплинарная – за дисциплинарный проступок, хотя суще­ствуют исключения: так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. Они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение.

Понятие административного правонарушения. Ст. 2.1. КоАП: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Это понятие охватывает собой следующие признаки административного правонарушения: 1) это деяние, то есть действие или бездействие, а не мысли, желания и иные проявления психической деятельности; 2) деяние антиобщественно, оно носит общественно вредный характер; 3) противоправность; 4) виновность; 5) установленная законодательством возможность применения административных наказаний (административная наказуемость) .

Ключевым в характеристике данных признаков является понятие деяния: действие или бездействие , а не мысли, желания или иные проявления психической деятельности. Это действие или бездействие при наличии определенных признаков рассматривается законом как наруше­ние установленных правил поведения граждан в определенной сфере общественной жизни. Действие – активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета, например, нарушение правил дорожного движения, рыболовства, охоты, санитарных правил, правил поведения в общественных местах и т.п. Бездействие – пассивное невыполнение обязанности, например, невыполнение правил пожарной безопасности, правил охраны водных ресурсов и т.п.

Противоправность является обязательным признаком административного правонарушения. Она заключается в совершении деяния, нарушающего норму права. Гражданин, совершающий противоправное действие, нарушает свою конституционную обязанность, так как ст. 15 Конституции РФ предписывает всем гражданам соблюдать Конституцию и законы, из чего также следует, что выполнение этой обязанности обусловливает необходимость соблюдения всех правил, принятых в установленном законом порядке.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Отсутствие вины исключает и признание деяния
административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности (например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов). Вина является всегда одной из
важных частей состава административного правонарушения.

Наказуемость – общее свойство правонарушения. Таким образом, возможность применения административных взысканий является общим свойством административного правонарушения. Уполномоченные государственные органы и должностные лица вправе освободить лицо от ответственности в случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия, а при малозначительности деяния ограничиться устным замечанием.

Реализация административных санкций не обязательно сопутствует административному правонарушению, но возможность их применения является его обязательным свойством. Например, военнослужащие призванные на сборы военнообязанные, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам, на основании которых на виновных налагаются дисциплинарные взыскания, но это не преобразует административные деликты в дисциплинарные.

Отличие административного правонарушения от преступлениия:.

Административное правонарушение не несет общественной опасности, этим отличается от преступления. Ученые полагают, что качественное различие между преступлениями и правонарушениями заключается в том, что преступления являются общественно опасными деяниями, а правонарушения – нет (так считают: Ю.С. Адушкин, В.М. Манохин и др.). Они являются вредоносными или общественно вредными ;

Правонарушения менее общ ественно опасны , чем преступления. Этого мнения придерживаются А.Е. Лунев, Б.С. Никифоров, и ряд других ученых. Д.Н. Бахрах полагает, что некоторые правонарушения общественно опасны, остальные вредоносны. В УК РФ выделено несколько степеней общественной опасности, в КоАП РФ этого термина нет.

В практике встречается немало сложностей, связанных с квалификацией ряда административных правонарушений и их соотношения с преступлениями. Критерии: характер последствий (менее тяжкие повреждения в результате ДТП и тяжкие последствия), размер причиненного ущерба (например, мелкое хищение до 100 руб. – административное правонарушение, более 100 руб. – хищение), способ причинения вреда (ст.20.1 КоАП РФ - мелкое хулиганство – нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества; уголовно наказуемое хулиганство - грубое нарушение общественного порядка, совершенное с применением оружия).

Состав административного правонарушения

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава . При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста, поэтому если правонарушение совершено лицом, не достигшим 16-летнего возраста, то в его действии не будет состава административного правонарушения, так как он не является субъектом данного правонарушения.

Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. Учение о составе правонарушения, как и составе преступления, имеет большое значение. Во-первых, оно способствует выявлению наиболее существенных признаков антиобщественных деяний, разграничению их и установлению справедливых санкций. Во-вторых, оно помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать меры воздействия. В-третьих, позволяет понять закон.

Всякое деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов (т.е., это система). В нем различают объект деятельности, ее внешнее проявление, субъект действий и его психическое отношение к деянию. В административном правонарушении также имеются четыре элемента (стороны): объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Из такого свойства как органичность (системность) вытекает важное следствие: если в деянии нет хотя бы одного из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и этого состава, то есть оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона, на основе нормы права, закрепляющей данный состав.

Наряду с признаками простых составов существуют квалифицирую щи е, то есть деяние должно быть квалифицировано по статье, предусматривающей более суровое наказание (например, при повторности, наличии вредных последствий, или совершении деяния должностным лицом). Например, мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти – ч.2 ст. 20.1 КоАП РФ.

По особенности конструкции различают материальные и формальные виды составов. Материальные составы, в которых содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий и описывается действие, обязательно влекущее такие последствия. Формальные - составы, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, нарушение правил пожарной безопасности и т.п.). Большинство составов в административном праве – формальные.

В зависимости от степени обобщения признаков составы правонарушений подразделяются на обобщенные и казуистичные , то есть состав охватывает сравнительно узкую группу деяний (например, ответственность за невыполнение или нарушение коллективного договора, соглашения; ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений; повреждение линий связи, электросетей и т.п.). В качестве примера обобщенного состава можно назвать такой состав, как мелкое хулиганство.

Рассмотрим подробнее элементы состава административного право нарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные правовыми нормами и охраняемые административными санкциями. Когда речь идет об объекте как элементе состава, то имеются в виду те признаки, которые названы в соответствующих нормах. Во многих случаях в статьях Особенной части КоАП РФ прямо указаны признаки охраняемого объекта, но чаще они закреплены в названии глав Особенной части или их можно вывести логически из содержания статьи.

В зависимости от степени обобщений различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты правонарушений.

Общий объект: 1) общественные отношения регулируются различными отраслями права; 2) охраняются административными наказаниями; 3) носят публичный характер.

Родовым объектом проступка признается однородная группа общественных отношений, составляющая неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Например, в зависимости от того, какой отраслью права они регулируются. Следовательно, можно говорить об административных, земельных, трудовых, гражданских, финансовых, экологических и других правоотношениях как родовых объектах административных правонарушений.

Видовой объект - разновидность родового, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда правонарушений. Например, родовой объект – охрана окружающей природной среды и природопользование, видовой – недра, животный мир, леса, воды, земли т.п.

Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения, которым причиняется вред – например, нарушение правил разгрузки и погрузки судов в конкретном порту на конкретном судне.

Объективная сторона состава правонарушения – это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих внешнюю сторону административного правонарушения. Объективная сторона административного правонарушения проявляется в действии или бездействии, влекущем возникновение административного деликта. Противоправное деяние может быть простым и сложным, последнее может быть представлено совокупностью действий, растянутых во времени, либо совершается группой, содержание объективной стороны может включать характер действия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение. Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородных правонарушений, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административные правонарушения.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия (проживание по недействительному паспорту или без регистрации).

Субъективная сторона (вина).

Выделяются две формы вины – умысел и неосторожность, которые определяются классическим образом.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В литературе отмечается, что это не форма вины юридического лица, а способ установления виновности.

Виновность не есть нечто внешнее по отношению к проступку. Это его атрибутное свойство, существенный признак, обязательное условие наступления ответственности. Если в действиях лица вины не установлено, если вредные последствия явились результатом случайного стечения обстоятельств, значит, нет вины, нет субъективной стороны, нет правонарушения, и не может быть ответственности.

Субъективная реакция лица в отношении совершаемого правонарушения имеет важное значение при определении обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. К фактам, смягчающим ответственность, относится, прежде всего, чистосердечное раскаяние. В этом случае гражданин осознает противоправный характер правонарушения и критически относится к общественно-опасным последствиям проступка.

Наряду с такими обязательными признаками субъективной стороны, как умысел и неосторожность, существуют факультативные. Последними признаются мотив и цель. В одних составах они указаны, в других - нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается админи­стративным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, прямо указанных в законе (например, заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой помощи).

Субъект правонарушения.

Субъектами административных правонарушений признаются вменяемые физиче ские лица , достигшие 16 лет, и юридические лица. КоАП РФ определяет четыре группы физических лиц: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица. Понятие должностного лица совпадает с понятием в уголовном праве и дается в ст. 2.4 КоАП РФ.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Особый порядок привлечения к ответственности установлен для судей, прокуроров, депутатов, иностранцев с дипломатическим иммунитетом.

Особый субъект – военнослужащие и приравненные к ним лица.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Служащие правоохранительной службы несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами о службе. За отдельные правонарушения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Специальный субъект – лицо, указанное в норме КоАП РФ. Например, родители (несут ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей), водители транспортных средств (по новым нормам – и владельцы транспортных средств), должностные лица.

Ответственность наступает с 16 лет. Дела лиц от 16 до 18 лет рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних защите их прав. При малозначительности комиссии могут освободить от административной ответственности и ограничиться мерами воздействия, предусмотренными законами о системе профилактики несовершеннолетних.

Административная ответственность юридических лиц. Ст. 10 КоАП РФ закрепляет административную ответственность юридических лиц. Принципы применения ответственности:

1)если прямо установлена ответственность в статьях раздела 2 КоАП РФ или законах субъектов РФ;

2) если специально не указано в разделах 1, 3, 4, 5, что норма применяется только к юридическому или физическому лицу, то применяется и к юридическому лицу, насколько это применимо.

Юридические лица – понятие более узкое, чем организации, поскольку филиалы, представительства, общественные объединения, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не являются юридическими лицами. Существует ряд проблем на практике, т.к. перечисленные организации могут быть субъектами правонарушения, но не будут субъектами административной ответственности. Административное приостановление деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений как наказание применяется к юридическим лицам.

В основе Кодекса лежат две прямо противоположные концепции, что вызовет серьезные проблемы при применении норм на практике. Речь идет, в частности, о «столкновении» уголовно-правовой концепции публично-правового деликта, лежащего в основе преступления и административного правонарушения (как предшествующего преступлению по вредоносности) и гражданско-правовой теории юридического лица как объединения людей для управления совместным имуществом или достижения иного частноправового интереса.

Эти проблемы состоят в следующем:

1) проблема вины , установление которой как элемента состава правонарушения обязательно. Ст. 1.5. устанавливает презумпцию невиновности, а ст. 2.1. определяет, что юридическое лицо признается виновным, если оно не приняло все зависящие от него меры, чтобы соблюдать установленные нормы и правила, хотя у него такая возможность была; то есть, вина понимается как гражданско-правовая конструкция «социальной безупречности поведения». (Д.Н. Бахрах посчитал это объективным вменением);

2) соотношение вины юридических лиц и должностных лиц. Ответственность одного не исключает ответственности другого, но ведь правонарушение юридического лица не может быть совершено иначе, как действиями физических, чаще всего, должностных лиц. Возникает вопрос о правовой природе этого явления;

3) правопреемство в отношении административного наказания выглядит достаточно необычно.

Лишение специального права применяется только к физическим лицам, таким образом, решен вопрос о правовой природе лишения (аннулирования) лицензии – это мера восстановительная, применяемая в судебном порядке. До этого в литературе велись споры.

Индивидуальные предприниматели несут ответственность по-разному: иногда как должностные лица, иногда как юридические лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение

(проступок) - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Административ­ная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения не влекут за собой уголов­ной ответственности.

Признаки административного правонарушения образуют:

Деяние, выраженное в форме действия, то есть активного невыпол­нения правового предписания (например, потребление наркотиче­ских средств или психотропных веществ без назначения врача - ст. 6.9 КоАП РФ), или бездействия, то есть пассивного поведения, выражающегося в несовершении лицом тех действий, которые оно должно и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации об объеме производ­ства и оборота этилового спирта - ст. 15.5 КоАП РФ);

Общественная опасность, выражающаяся в причинении админи­стративным правонарушением ущерба каким-либо законным интересам (при этом степень общественной опасности разграни­чивает составы административного правонарушения и преступ­ления);

Противоправность, состоящая в том, что определенное лицо со­вершает действия, запрещенные нормой права (причем не только административного, но и других отраслей, охраняемых от наруше­ния мерами административной ответственности), или не соверша­ет действий, предписанных нормой права;

Виновность (умышленная или неосторожная), характеризующая проявление воли и разума неправомерно действующего (бездей­ствующего) лица;

Наказуемость, означающая, что конкретное действие или бездей­ствие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Состав административного правонарушения образует единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное общественно опасное деяние как админи­стративное правонарушение.

Состав административного правонарушения образуют четыре эле­мента (признака): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект административного правонарушения - это регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, среди которых выделяют:

Родовой объект (например, здоровье и санитарно-эпидемиоло­гическое благополучие населения, общественная безопасность, отношения в сфере экономики и т. д.);

Видовой объект, то есть непосредственный объект посягательства (например, здоровье граждан при незаконном занятии фармацев­тической деятельностью).

Объективная сторона административного правонарушения - это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношени­ям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения право­нарушения. Кроме того, объективная сторона характеризуется такими квалифицирующими признаками, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, про­должаемый и длящийся характер правонарушения. Анализ всей сово­купности признаков объективной стороны имеет важное значение для квалификации административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является тот, кто совершил данное правонарушение, - физическое или юридическое лицо. Применительно к субъекту - физическому лицу КоАП РФ раз­личает:

Общий субъект - вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ;

Специальный субъект - должностные лица; родители несовершен­нолетних детей; иностранные граждане, не пользующиеся дипло­матическим иммунитетом; лица без гражданства;

Особый субъект - военнослужащие и иные лица, на которых рас­пространяется действие дисциплинарных уставов.

Субъективная сторона административного правонарушения вы­ражается в вине, которая имеет две формы: умысел и неосторож­ность.

Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный ха­рактер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему без­различно (косвенный умысел).

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслие, когда лицо предвидит возможность наступления противоправного результа­та, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить; и небрежность, когда лицо не предвидит возможность наступления противоправных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать от казуса, то есть не­виновного причинения вреда, когда лицо не должно и не могло пред­видеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий (казусы, например, нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях). При казусе административная ответственность лица не наступает.

Наряду с умыслом и неосторожностью субъективную сторону адми­нистративного правонарушения образуют мотив и цель правонаруше­ния. Они учитываются правоприменителем при определении вида и размера административного взыскания, налагаемого на виновное лицо.

Еще по теме Понятие, признаки и состав административного правонарушения:

  1. 2. Понятие, признаки и состав административного правонарушения
  2. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав, отличительные особенности от других противоправных деяний.

Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности, от нередко схожих с ним преступлений. В этой связи следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой абстракции, некой теоретической конструкции) от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение. Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, ‑ административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождавшим ребенка (ч. 4 ст.11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), данное действие, тем не менее, в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения ‑ субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

· объект;

· объективная сторона;

· субъект;

· субъективная сторона.

Объект административного правонарушения – это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.


К административным правонарушениям помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; дорожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Однако охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения ‑ это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия .

Так, например, нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения выражается в разных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Вредными последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, помехи другим участникам движения, аварийной ситуации, совершение дорожно-транспортного происшествия.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий третьей составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате него вредными последствиями . Установить такую причинно-следственную связь ‑ значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили ли они действительно в результате противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние повлияло на величину этих последствий и др. Однако в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет нужды: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, а проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно-следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом . Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) будет административным правонарушением с формальным составом. Еще один пример административного правонарушения с формальным составом ‑ превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с так называемым материальным составом , который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи – за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

В правонарушениях с материальным составом причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями зачастую далеко не очевидна и требует доказательства. Например, факт наезда водителем, превысившим на 15 км/ч допустимую скорость дорожного движения, на пешехода, в результате чего последнему были причинены легкие телесные повреждения, сам по себе не означает наличия состава проступка, сформулированного в ст. 12.24 КоАП РФ. Здесь в обязательном порядке требуется доказать причинно-следственную связь между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями.

Должно быть выяснено (как правило, путем производства судебной автотехнической экспертизы), мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленной скорости движения? Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует, что наезд на пешехода стал следствием нарушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный ответ означает, что наезд не явился следствием превышения скорости движения, ибо в сложившейся ситуации он из-за неправомерного поведения самого пешехода был неминуем даже при движении с разрешенной скоростью. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем предусмотрена ст. 12.24 КоАП РФ, ‑ ответственность за превышение установленной скорости движения по ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, как время , место , способ , характер совершения деяния, его повторность , неоднократность , злостность , систематичность .

Например, в соответствии со ст. 3.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» установлена ответственность за громкую речь, крики, пение и т.д. в период с 22 часов вечера до 6 часов утра. Естественно, что подобные деяния, совершенные в иное время, не будут содержать состава этого правонарушения.

Часть 1 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за распитие пива и напитков, изготовляемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Распитие таких напитков в иных местах, например, у себя дома, в личном или служебном автомобиле не будет содержать состава этого правонарушения.

Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) определяется как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества. В данном случае законодатель, прежде всего, подчеркивает демонстративный характер совершения деяния – выражение явного неуважения к обществу. Действия, нарушающие общественный порядок, но не имеющие подобного характера, не будут содержать состава мелкого хулиганства. И, безусловно, для наличия состава этого правонарушения важно, чтобы соответствующие действия осуществлялись в указанных местах. Например, нецензурная брань может только тогда образовать состав мелкого хулиганства, когда она происходит в общественных местах.

Повторность предусмотрена многими статьями законодательных актов, устанавливающих административную ответственность, и означает совершение, как правило, в течение года одним и тем же лицом однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Например, ч.1 ст. 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных районов и городских округов, а ч.2 этой же статьи – повышенная ответственность за те же действия, совершенные повторно в течение года. Другой пример: санкция в виде дисквалификации применяется к должностному лицу, нарушившему законодательство о труде и об охране труда, только в том случае, если оно ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ).

Неоднократностью признается совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое повторяется в течение года несколько раз. Например, ст. 15 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности установлена административная ответственность за систематическую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией или инфекциями, передающимися преимущественно половым путем, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязательных медицинских обследований и лечебно-профилактических мероприятий.

Однако эти признаки состава административного правонарушения (время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность) присущи далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными признаками состава административного правонарушения, т.е. необязательными признаками. В отличие от них противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между деянием и наступившими в результате его вредными последствиями являются обязательными признаками состава административного правонарушения.

Субъект административного правонарушения ‑ физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

В законодательстве различаются также общие субъекты ‑ любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты ‑ должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других ‑ ограничение применения мер административной ответственности.

Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 Кодекса военнослужащие (особые субъекты) в большинстве случаев не несут административной ответственности на общих основаниях.

В любом случае о наличии состава правонарушения речь может идти только тогда, когда лицо, совершившее противоправное деяние, является именно тем субъектом, которому за это деяние статьями КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Например, по ч.1 ст. 12.31 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, административное наказание может быть назначено только должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Указанное должностное лицо является субъектом данного правонарушения (специальным субъектом), только его действия образуют состав этого правонарушения. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, осуществленный лицом, не отвечающим за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не может образовать состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31 КоАП РФ. Соответственно такое лицо не может нести ответственности, предусмотренной этой статьей.

В свою очередь, по ч.1 и 2 ст. 12.1 КоАП РФ за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, административное наказание может быть назначено только водителю, управляющему этим транспортным средством. Водитель является субъектом данного правонарушения (специальным субъектом), только его действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 12.1 Кодекса.

Субъективная сторона административного правонарушения ‑ это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения, возможные формы которой рассмотрены выше. В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности (допустим, не заметил данного знака), в любом случае он подлежит ответственности (ст. 12.16 КоАП РФ). Также не важно, умышленно или по неосторожности произошло несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (ч.1 ст. 14.25 КоАП РФ). Это никак не влияет на квалификацию соответствующего правонарушения, совершенного должностным лицом.

В ряде случаев, хотя форма вины не установлена законодателем прямо, она косвенно ясна из самого характера деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, а ч. 1 ст. 12.8 этого Кодекса – за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Понятно, что такие действия могут быть только умышленными.

Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ вводит ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы). В соответствии со ст. 7.26 этого Кодекса установлена ответственность за утрату материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем.

В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив . Цель – это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив есть то побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения.

Например, ч.2 ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность, в частности, за приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду. Отсутствие при приобретении указанных атрибутики или символики цели их сбыта исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения по данной статье. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ вводит ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов. Если указанные действия осуществлялись с целью сбыта наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов., возможность квалификации деяния по данной статьей исключается.

Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...