В чем суть диспозитивной нормы права. Диспозитивные нормы права

Аналогия закона и права

1. Важнейшей чертой метода гражданского права является диспозитивность нормативно-правового регулирования, выражающаяся в том, что устанавливаемые гражданским законодательством правовые нормы зачастую представляют субъектам широкую свободу в определении и осуществлении их имущественных прав и содержат большое число диспозитивных правил.

Диспозитивная норма – это норма, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (ст.391 ГК). Сторонам предоставлено право определять характер взаимоотношений между ними полностью или в определенной мере по собственному усмотрению, а также предоставлена достаточно широкая возможность выбора между несколькими вариантами поведения, но в пределах, установленных законом. В диспозитивной норме проявляется принцип, когда свобода каждого ограничивается аналогичной свободой других лиц.

О диспозитивном характере правовых норм свидетельствуют содержащиеся в них оговорки типа «если иное не предусмотрено договором». Примерами диспозитивных норм, т.е. норм, которые, устанавливая правило, дозволяют сторонам гражданского правоотношения по своему усмотрению в договоре изменять его, в частности, являются: ст.211, ст.212, п.1,2 ст.221, п.1 ст.224, п.1 ст.238, ст.251, п.1 ст.254, п.2 ст.257, ст.455, п.2 ст.713 и т.д.

Так, ст.259 ГК предусматривает, что имущество, нажитое супругами во время брака, находится в их совместной собственности, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Это диспозитивная норма, так как содержащееся в ней правило может быть изменено договором между супругами. В частности, они могут определить в договоре, что имущество, нажитое ми во время брака, будет находиться в раздельной собственности.

2. Императивные нормы гражданского права точно определяют права и обязанности субъектов; в них содержатся правила, которым субъекты правоотношения обязаны неукоснительно следовать, не имея возможности изменять их в соглашении. Об императивном характере гражданско-правовых норм свидетельствует формулировка текста, она содержит выражение долженствования в категоричной форме либо категорический запрет. В частности, на императивный характер нормы указывают запреты типа «не допускается», «не могут», «недействительна» и др.

Так, императивный характер имеет норма ст.21 ГК, в соответствии с которой «никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом». В данном случае законодатель прямо указывает на императивный характер правовой нормы, особо обращая внимание на недопустимость соглашения сторон по вопросу ограничения правоспособности и дееспособности граждан. Императивными являются нормы п.3 ст.163, п.1 ст.166, ст.199, ст.550, п.2 ст.603, ст.638, ст.1040 ГК и др.

Существует значительное количество правовых норм, которые содержат определения правовых понятий , а также нормы отсылочного характера (бланкетные).

Так, в ст.19 ГК определено понятие места жительства гражданина, которым признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст.390 ГК договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Нормы-понятия содержатся в ст.3, ст.11, ст.63, ст.424, ст.476, ст.554, ст.643 и др. К нормам отсылочного характера (бланкетным) можно отнести п.1 ст.218; ч.2 п.1 ст.578; п.2 ст.578; ст.642; п.4 ст.772 и др.

В литературе отмечалось, что нормы, содержащие определения правовых понятий, отсылочные нормы не могут быть причислены ни к императивным, ни к диспозитивным. По нашему мнению, указанные нормы являются императивными, поскольку стороны в договоре не могут установить иные положения; они являются обязательными для сторон правилами, установленными законодательством.

3. В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда очевидно, что спорное отношение требует правового разрешения, однако, это не предусмотрено конкретной нормой права. Возникает ситуация, когда правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве. Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-за упущений при разработке закона. Очевидно, что до устранения обнаруженного пробела отношения не могут оставаться неурегулированными. В таких случаях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права .

Аналогия закона и аналогия права ранее предусматривались гражданско-процессуальным законодательством. ГК 1998 года трансформировал это правило в норму материального права, установив универсальность его применения всеми участниками правоотношений и всеми правоприменительными органами.

Так, ст.5 ГК устанавливает, что в случаях, когда предусмотренные ст.1 ГК отношения прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона).

Аналогия закона может применяться при наличии следующих условий:

1) общественное отношение, которое требует урегулирования, по своим признакам входит в предмет гражданского права, т.е. является имущественным, либо личным неимущественным; 2) общественное отношение не урегулировано нормой гражданского права или соглашением сторон; 3) имеется гражданско-правовая норма, регулирующая сходное общественное отношение, и это не противоречит существу подлежащих урегулированию отношений. Для применения аналогии закона необходимо наличие указанных условий в совокупности.

С развитием и существенным обновлением гражданского законодательства сфера применения аналогии закона сужается, поскольку препятствием для применения аналогии закона, как уже было сказано, является наличие нормы гражданского права, регулирующей общественное отношение, либо соглашения сторон.

В ряде случаев в самом законе предусматривается распространение норм, регулирующих определенные отношения, на другие отношения, упоминаемые в нем. Так, в соответствии со ст.538 ГК Республики Беларусь к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам главы 31 и существу мены.

В этом случае речь не идет об аналогии закона, речь идет о правовом регулировании отношений, предусмотренных ГК, путем прямого распространения на них некоторых норм, относящихся к сходным отношениям, урегулированным в кодексе. Такой прием использован законодателем с целью недопущения повторений в правовом регулировании при наличии в обоих отношениях совпадающих моментов, требующих единообразного правового регулирования.

Также не следует смешивать аналогию закона с расширительным толкованием. Последнее предполагает наличие нормы, охватывающей по смыслу случай, прямо не оговоренный в тексте нормы.

4. При невозможности использования в указанных случаях аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из основных начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права ) (п.2 ст.5 ГК).

Применение аналогии права обоснованно при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона. Общие начала гражданского законодательства, т.е. принципы гражданского права, сформулированы в ст.2 ГК. Под «смыслом гражданского законодательства» обычно понимают его характерные черты, закрепленные в предмете гражданского права.

Не допускается применение по аналогии норм , ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность. Использование аналогии закона и аналогии права возможно не только правоохранительными органами, в частности, судами, но и иными субъектами правоприменения, что существенно расширяет круг их гражданских прав. В любом случае применения нормы законодательства по аналогии правоприменительный орган обязан это обосновать.

§ 4. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

1. Основные положения о действии гражданского законодательства во времени закреплены в ст.4 ГК и в ст.66-67 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Так, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и к отношениям, существовавшим до введения их в действие, в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие. Иное может быть предусмотрено Конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами (ГК, декретами и указами Президента Республики Беларусь, законами). В соответствии со ст.67 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах» возможно придание обратной силы нормативному акту, если он смягчает или отменяет ответственность гражданина, либо иным образом улучшает положение лиц, либо когда в самом нормативном акте прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Так, действие статей 938 и 939 ГК распространяется также на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 июля 1999 года, но не ранее 1 июля 1996 года и причиненный вред остался невозмещенным (ст.1149 ГК). Общее правило ч.1 ст.4 ГК не распространяется на отношения сторон по договору, который должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством. Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством (п.2 ст.392 ГК). Таким образом, любой акт законодательства в отношении условий договора может иметь обратную силу.

ГК 1998 г. применяется к отношениям, возникшим после 1 июля 1999 г. По гражданским правоотношениям, возникшим до 1 июля 1999 г., Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу. По гражданским правоотношениям, возникшим до 1 июля 1999 г., но не урегулированным действовавшим в тот момент законодательством, применяются правила ГК 1998 г. (ст.1139 ГК).

2. Общее правило о действии гражданского законодательства в пространстве состоит в том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу. Так, акты местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь, действуют на территории соответствующих административно-территориальных образований. Законодательные акты, иные акты гражданского законодательства, за исключением актов местных органов, действуют на всей территории Республики Беларусь. Однако орган, издавший гражданско-правовой нормативный акт, может ограничить территорию действия данного акта. Например, действие нормативного акта может быть ограничено территориями, загрязненными радионуклидами, районами свободных экономических зон и т.д. Кроме того, законодательство Республики Беларусь в отдельных случаях может применяться на территории другого государства. Так, участники внешнеторговой сделки могут в соглашении определить положение о рассмотрении возникших между ними споров по правилам материального права страны истца, т.е. по гражданскому законодательству другой – для одной из сторон – страны.

3. Правило о действии гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. Если действие гражданско-правового нормативного акта ограничивается определенной территорией, то акт действует только в отношении лиц, которые находятся на данной территории. В ряде случаев в самом акте гражданского законодательства ограничивается круг субъектов, на которых он распространяется. Примером может служить Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей».

§ 5. Толкование гражданско-правовых норм

1. Толкование гражданско-правовой нормы – важный этап правоприменения. Прежде чем применить конкретную нормы права, необходимо уяснить ее подлинный смысл, а в некоторых случаях и разъяснить. Уяснение содержания (смысла) гражданско-правовой нормы путем устранения обнаруженных в ней неясностей и достигается в процессе толкования. Причины неясностей могут быть как объективными, так и субъективными: сложность специфической терминологии, юридических конструкций, система отсылочных норм, абстрактный характер нормы и т.п.

В зависимости от субъекта толкования и юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами. Так, в соответствии со ст.70 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.

Официальное толкование ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение. Аутентическое толкование имеет место тогда, когда смысл правовой нормы разъясняется тем же органом, который принял правовой акт. Казуальное толкование также является официальным, однако не имеет общеобязательного значения, сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него.

Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, не являющееся юридически значимым. Оно может быть профессиональным, обыденным, доктринальным. В частности, научное (доктринальное) толкование имеет место в том случае, когда смысл правовой нормы разъясняется учеными в литературных источниках, комментариях к законам и кодексам, на конференциях и т.д. Научное толкование не является общеобязательным, но его значение велико, так как доктринальное толкование оказывает влияние на уяснение смысла нормативных правовых актов теми органами (должностными лицами), толкование которых имеет обязательную силу.

2. Выделяют основные способы толкования: грамматический, логический, систематический, исторический .

Грамматический (филологический, языковой) способ толкования представляет собой уяснение смысла гражданско-правовой нормы на основе анализа текста нормативно-правового акта с учетом правил грамматики, выявления терминологического смысла отдельных слов. Так, согласно ст.203 ГК в качестве оснований приостановления течения срока исковой давности выступает непреодолимая сила – чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Законодатель в данном случае использует соединительный союз «и», то есть признание конкретного юридического факта фактом действия непреодолимой силы зависит от того, характеризуется ли он как чрезвычайное, так одновременно и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

При логическом способе толкования смысл норм гражданского законодательства выявляется с учетом положений формальной логики. Так, в соответствии со ст.521 ГК договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Возникает вопрос, необходимо ли нотариальное удостоверение договора продажи дома? Прямого ответа ст. ст. 521, 522 ГК, а также нормы о форме сделок (ст.ст.159–166 ГК) не содержат. Для ответа на поставленный вопрос необходимо прибегнуть к соответствующим логическим рассуждением. Статья 1147 ГК предусматривает, что до вступления в силу акта законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для договоров, предусмотренных ст.ст.522; 531; п.3 ст.545 ГК, сохраняют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении таких договоров, установленные законодательством, действовавшим до вступления в силу ГК 1998 г. Следует отметить, что согласно ст.235 Гражданского кодекса Республики Беларусь, утвержденного Законом БССР от 11 июня 1964 г., с изменениями и дополнениями от 3 марта 1994 г., сделка купли-продажи дома должна была быть нотариально удостоверенной. В настоящее время в связи с вступлением в силу законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним данная императивная норма фактически утратила свое значение.

При систематическом толковании смысл нормы устанавливается посредством ее сопоставления с другими нормами; выявления общего и особенного в отдельных нормах по одному и тому же вопросу. Наиболее четко этот способ проявляется при сопоставлении норм общей и особенной части гражданского права.

Например, возмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки за его неисполнение по общему правилу п.2 ст.367 ГК освобождает должника от исполнения обязательства в натуре. Однако при решении вопроса об ответственности продавца в случае неисполнения им обязательства по договору розничной купли-продажи следует руководствоваться специальной нормой ст.475 ГК, в которой содержится императив, в силу которого возмещение убытков и уплата неустойки не освобождает продавца от исполнения обязательства в натуре.

Историческое (историко-политическое) толкование преследует цель установить смысл норм права исходя из условий их возникновения. С помощью этого способа толкования выясняются исторические условия издания нормативного акта, социально-политические цели, которые преследовал законодатель. Данный способ помогает выявить такие правовые нормы, которые хотя формально, и не отменены, но фактически уже не действуют; то есть общественные отношения, которые норма регулировала, утратили свое значение либо значительно изменились. В примере, который был проанализирован ранее и касался ответа на вопрос об обязательности нотариального удостоверения сделки купли-продажи дома, в частности, также использовано историческое толкование.

3. В зависимости от результата толкования нормы различают буквальное, ограничительное и расширительное (распространительное) толкование.

Буквальное толкование – наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы и ее действительный смысл идентичны. В отдельных случаях такое совпадение отсутствует, тогда как исключение могут применяться расширительное и ограничительное толкование.

При расширительном – смысл и содержание нормы шире, чем ее словесное выражение. Так, в соответствии со ст.154 ГК сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Однако участником сделок может быть и государство, что следует из п.1 ст.124 ГК, в соответствии с которым: «Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами». Таким образом, систематическое толкование приводит в данном случае к расширительному пониманию ст.154 ГК.

Расширительное толкование не допускается, если речь идет об исключении из общего правила, а также тогда, когда в гражданско-правовой норме дается исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых она применяется. В ряде случаев словесная формулировка правовой нормы оказывается шире ее подлинного смысла. В этом случае используется ограничительное толкование.

Например, п.3 ст.226 ГК регламентирует порядок приема на учет бесхозяйных недвижимых вещей, условия признания права коммунальной собственности на эти вещи. И хотя в соответствии с п.1 ст.130 ГК к недвижимым вещам относятся, в том числе, и земельные участки, норма п.3 ст.226 ГК неприменима к земле, так как земля не может находиться в коммунальной собственности в соответствии с земельным законодательством. Прекращение права собственности на землю в случае добровольного отказа от нее, а также в случаях ее не использования (нерационального использования) регулируется земельным законодательством.

Использование различных способов толкования норм гражданского законодательства способствует точному установлению смысла правовой нормы и более эффективному ее применению на практике.

§ 6. Значение судебной практики в применении и совершенствовании гражданского законодательства. Обычай как источник гражданского права. Взаимодействие гражданского законодательства и моральных принципов в практике применения норм гражданского права

1. В широком смысле в понятие судебной практики входят единообразные решения и определения судов общей компетенции и хозяйственных судов, вынесенные при разрешении по существу конкретных гражданских дел, а также постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судья при рассмотрении дела, по которому сложилась судебная практика, может вынести иное решение, если придет к выводу, что сложившаяся практика не соответствует закону. В таком понимании судебная практика не является источником гражданского права.

Вместе с тем судебная практика имеет большое значение для выработки единообразного понимания и применения гражданского законодательства судебными органами, без чего невозможно обеспечить правопорядок в обществе.

С одной стороны, судебная практика тесно взаимодействует с наукой гражданского права. Она воспринимает теории, идеи, вырабатываемые наукой. С другой стороны, практика является исходной базой для совершенствования гражданского законодательства. В частности, положение о продлении сроков исковой давности, пропущенных по уважительным причинам, сложилось на практике, и только потом было закреплено в гражданском законодательстве. Положения ст.970 ГК о способе и размерах компенсации морального вреда были внесены в ГК после обобщения судебной практики рассмотрения подобной категории дел в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1996 г. «О применении законодательства, регулирующего материальное возмещение морального вреда» и т.д.

Применение гражданско-правовых норм к разрешению конкретных споров в судебной практике дает возможность судить о полноте и эффективности действующих норм права, обнаруживать пробелы и ставить вопрос об их устранении. Подобные обобщения судебной практики содержатся в постановлениях высших судебных инстанций. Так, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь и Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассматривают материалы изучения и обобщения практики разрешения споров, судебной статистики и дают судам в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел.

В теории права высказана точка зрения об актах толкования высших судебных инстанций, как об интерпретационных актах . Следует отметить, что данные акты являются правовыми. Они издаются компетентными государственными органами (высшими судебными инстанциями), имеют обязательный характер, формально закреплены. В этом состоит их сходство с иными правовыми актами (нормативными и правоприменительными). Но имеются и различия. Так, нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. Не имея норм права, интерпретационный акт неотделим от толкуемого нормативного акта. Соответственно, при утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпетационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.

Эти предписания общего характера, содержащиеся в актах официального толкования, считают правоположениями. Суды при решении конкретных вопросов должны учитывать содержание правоположений, однако, правоположения не могут составлять основу правоприменительных решений. Правотворческие органы в свою очередь должны следить за правоприменительной практикой и оперативно вносить изменения в действующее законодательство, базируясь на сформировавшихся правоположениях.

Гражданское законодательство и судебная практика в процессе взаимодействия динамично развиваются и обогащают друг друга. Поэтому при изучении гражданского права необходимо не только учитывать содержание и тенденции развития законодательства, но и судебной практики.

2. Одним из источников гражданского и торгового права во многих странах, играющим второстепенную роль по сравнению с другими источниками, является обычай . В качестве основных признаков, которыми, как правило, характеризуется обычай, указываются следующие: продолжительность существования, постоянство соблюдения, определенность, непротиворечие публичному порядку и законодательству. По очередности применения обычаи стоят после гражданского законодательства и договоров. Они применяются при обнаружении в гражданском законодательстве пробела, который не восполняется соглашением сторон.

В Республике Беларусь обычай признается источником права в области регулирования гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Так, в соответствии со ст.1093 ГК право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, ГК, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев.

Такого рода обычаи распространены в сфере международной торговли. Они применяются при условии, что эти правила известны сторонам и нашли отражение в сделке в виде прямой отсылки. Многие из них, наиболее употребительные в той или иной отрасли торговли, нашли отражение в ряде документов различных международных организаций, например, в международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс» 1980, 1990 и 2000 гг..

Что касается гражданско-правовых отношений, не осложненных иностранным элементом, то сфера применения обычая, обыкновения весьма ограничена в Республике Беларусь. В ГК содержатся отдельные упоминания об учете местных обычаев при обращении в собственность общедоступных для сбора вещей (ст.222 ГК), о необходимости соблюдать «обычно предъявляемые требования» при исполнении обязательств (ст.290, 293 ГК) и т.д.

Иной подход закреплен в ГК Российской Федерации, где обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений, выделены в числе источников гражданского права и освещен порядок их применения (см., например, ст.ст.5, 6, 309, 311, 314, 315, 421, 427 ГК Российской Федерации).

3. Правила морали и нравственности сами по себе не являются источниками гражданского права. Вместе с тем, будучи видами социальных норм, право и мораль тесно взаимодействуют. Моральные нормы и принципы опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира. В современном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство, справедливость и т.д.), которые закреплены как нравственные принципы и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека.

Значительное влияние моральные принципы оказывают на формирование гражданского законодательства, а также на практику его применения. Так, к основным началам гражданского законодательства относится положение о презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений (ст.2 ГК).

В последующих статьях ГК законодатель последовательно проводит эту идею. Например, п.4 ст.9 ГК устанавливает презумпцию разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений при осуществлении защиты гражданских прав. Подобные формулировки о необходимости соблюдения принципов «добросовестности», «разумности и справедливости», «гуманного отношения», «обычно предъявляемых требований» присутствуют во многих статьях ГК (ст.ст. 49, 221, 242, 290, 970 и т.п.).

Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки фактов, а с другой – нарушение моральных принципов является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий. Доказывать недобросовестность или неразумность действий должен тот, кто с таким поведением связывает правовые последствия. Так, при предъявлении требований к лицу, которое в силу закона или учредительных документов выступает от имени юридического лица, предъявившие их учредители должны доказать, что убытки вызваны недобросовестными или неразумными действиями этого лица (ст.49 ГК).

  • Билет №45. Противопожарных инструктаж и обучение. Противопожарные нормы, ответственность. Пожаробезопасность и системы ее обеспечения.
  • Ведущие отрасли мусульманского права. Современное мусульманское право

  • Каждая научная сфера имеет свою методологию. Юридические дисциплины содержат в себе императивные и диспозитивные нормы права. В этой статье речь пойдет именно про диспозитивный метод.

    Общая методология

    Методологию можно охарактеризовать как учение о научном методе. Данная отрасль входит в состав гносеологии, раздела общей теории познания. Методология представляет собой совокупность различных подходов и принципов, на которые должен опираться ученый при получении и разработке знаний в рамках одной дисциплины. Например, юридические науки руководствуются методологией, состоящей из общенаучных, частнонаучных и специальнонаучных методов. Методы общенаучной группы включают в себя понятия анализа и синтеза, дедукции и индукции. Частнонаучные виды методов представляют собой применение различных научных областей к одной конкретной дисциплине. Это может быть, например, прогнозирование, логика, синтаксический языковой анализ и многое другое, что можно применить, предположим, к теории государства и права. Наконец, специальнонаучные методы представляют собой виды работ с конкретными положениями или нормами той или иной научной дисциплины. В конституционном праве это может быть работа с положениями основного закона страны, в уголовном праве - разбор статей Уголовного кодекса и т. д. А какое место в этой системе занимает диспозитивная норма права? Это отдельная классификация либо подвид представленной системы? Ответ получить не так уж и просто, ведь споры ведутся до сих пор. Но попытаться все-таки можно.

    Признаки норм

    Правило может именоваться официальной формой проявления права лишь в том случае, когда оно соответствует ряду признаков. Диспозитивные нормы права - это как раз такой случай.

    О каких особенностях юридического явления здесь идет речь? Стоит выделить:

    • Все общие поведенческие правила официального характера, типичные и однородные. Определить единый адресат их действия не представляется возможным.
    • Юридические нормы общеобязательны.
    • Правовая норма обязательно содержит в себе гипотезу, диспозицию и санкцию.
    • Правовые нормы фиксируются в нормативных государственных актах - законах, конституциях, указах и постановлениях.
    • Правила поведения максимально конкретизированы.

    Как правила поведения, так и метод - это исходные элементы от понятия диспозитивности, понятия очень многогранного и широкого. Прежде чем перейти к его характеристике, стоит разобраться с другим, не менее важным методом.

    Императивный метод

    Представленная выше классификация, состоящая из методов различных научных сфер, может касаться лишь предмета той или иной дисциплины. Большинство специалистов придерживаются специфической точки зрения, согласно которой опора методологии лишь на предмет является нецелесообразной. Именно поэтому было выделено два особенных юридических состояния, именуемых субъективной гетерономией и автономией.

    В первом случае речь идет о властно-подчиненных отношениях, жестких и строго централизованных. Регулирует их, соответственно, императивный метод. В качестве примера здесь можно привести статью 58 российской Конституции, согласно которой каждый гражданин Российской Федерации обязан бережно относиться к окружающей природе и соблюдать экологическую политику государства. Это яркий пример типичного императивного метода правового регулирования. Выстраиваются властные отношения, присутствуют гипотеза и диспозиция. А что представляет собой автономия?

    Диспозитивный метод: общая характеристика

    В чем суть диспозитивной нормы права? Согласно понятию субъективной автономии, что является типичным примером юридического состояния, диспозитивной нормой регулируются свободные и равные отношения субъектов.

    По сути, диспозитивный метод устанавливает лишь примерный сценарий деятельности тех или иных граждан. В отличие от жестких императивных отношений, основой которых являются подчинение и власть, метод диспозитивного типа закрепляет лишь общие тенденции в конкретных правоотношениях. Самый простой пример можно найти, конечно же, в конституционном праве. Можно вспомнить статью 104, что закрепляет право законодательной инициативы. Правотворчество не является обязанностью субъектов, которых описывает основной закон государства. Это, скорее, право или возможность.

    Если же говорить совсем кратко, то диспозитивные нормы права - это регуляторы прав, а императивные - регуляторы обязанностей. Но так ли здесь все просто? Конечно же, нет. Закон закрепляет целый ряд особенностей, о которых будет рассказано далее.

    Юристы выделяют в императивных и диспозитивных методах правового регулирования пять основных компонентов. Согласно Л. С. Явичу, а также С. С. Алексееву, первым компонентом является порядок установления правомочий и обязанностей субъективного типа. Второй элемент - это взаимоотношения между субъектами. Третьим компонентом является степень определенности имеющихся прав, степень свободы действий в правоотношениях. Наличие или отсутствие конкретных связей между обязанностями или правами является четвертым компонентом, а гарантии обеспечения этих связей - последним элементом, что составляет оба вида методов.

    Есть и другие мнения. Например, некоторые специалисты приводят иную классификацию, согласно которой в содержание обоих методов входят общее положение субъектов, наличие связей между ними, основания возникновения, прекращения или изменения этих норм, а также юридические санкции.

    Проблематика диспозитивности

    Диспозитивная норма права - это категория, расшифровать которую можно разными способами. Ученые и специалисты характеризовали этот термин совершенно по-разному. Именно поэтому на сегодняшний день существуют три основных взгляда на проблему диспозитивности.

    Первая точка зрения заключается в том, что представленное понятие характеризует один из правовых методов. Применяется он для координирования определенного правоотношения в рамках отдельной юридической отрасли. Диспозитивный метод содержит такое важное для любой ситуации явление, как свобода. Как уже было сказано выше, диаметрально противоположным понятием является императивный метод, более жесткий и строгий.

    Вторая точка зрения характеризует диспозитивную норму как правило поведения, применяемое в случаях, когда стороны правоотношений не установили принципы своей деятельности. Так, конкретные нормы могут подлежать отмене по общему решению субъектов.

    Третья точка зрения рассматривает диспозитивную норму как принцип, присущий гражданской правовой отрасли. Это реальная, ничем не ограниченная возможность субъектов распоряжаться своими правами и свободами, защищать их от посягательств и т. д. Пример диспозитивной нормы гражданского права - статья 211 ГК РФ, повествующая о риске случайной гибели собственности.

    Диспозитивность, таким образом, является реальной возможностью самостоятельно устанавливать собственный правовой режим.

    Диспозитивный метод: особенности использования

    Разобравшись с точками зрения на диспозитивную норму, стоит обратить внимание на диспозитивный метод. Что является методом правового регулирования? Это всегда совокупность приемов, способов и конкретных средств, с помощью которых общество может что-то регулировать и направлять. Явление диспозитивности играет довольно важную роль. Диспозитивный метод представляет собой условные рамки, которые общество обязано соблюдать.

    Субъекты сами определяют правила поведения, приемлемые в тех или иных правовых отношениях. Если же какие-то вопросы не урегулированы, то на первый план встают заранее установленные правовые нормы. Важно отметить, что для диспозитивного метода характерно равенство субъектов.

    Диспозитивные правила

    Стороны имеют право отказаться от выполнения правил и создать собственные поведенческие нормы. Диспозитивная же норма вырисовывает лишь примерный сценарий деятельности сторон, какие-то общие тенденции. Означает ли это, что стороны обладают безграничной волей в своих действиях? Конечно, нет. Безусловно, стороны могут выбирать права, но отходить от диспозитивных норм трудового права, административного, уголовного или любого другого они не могут. Установленные законодательством рамки нерушимы.

    Простой пример диспозитивной нормы права: любой гражданин имеет право обратиться в суд за защитой своих интересов. Однако гражданин не обязан этого делать. При этом если иск все же был подан, придется придерживаться тех строгих правил, что закрепляют соответствующие судебные органы.

    Явление диспозитивности в юридических отраслях

    Как известно, сфера права невероятно объемная и разветвленная. Применение диспозитивных норм в разных юридических отраслях является отнюдь не редким явлением. Самая распространенная для диспозитивности область - это гражданское право. Объяснить это очень просто. Так, можно выделить идею равенства сторон, закрепленную именно в представленной отрасли, наличие различных правоотношений - договорных, наследственных, обязательственных и т. д.

    Диспозитивные нормы административного права также являются распространенным явлением, но не настолько, как в гражданском или конституционном праве. Объясняется это наличием почти в каждой административной норме санкции, которая препятствует установлению диспозитивности. Однако пример привести все-таки можно. Распорядительная деятельность государственных органов по отысканию наиболее полезного решения также содержит в себе элемент свободы. Возможно это благодаря диспозитивным нормам.

    Юридические нормы гражданских отношений регулируются соответствующими разделами договорных соглашений. В случае невыполнения обязательств сторонами, проблемы решаются в хозяйственных спорах. В обоих случаях предусмотрены типичные варианты развития событий в соответствии со сценарием, отвечающим интересам руководящего состава субъекта предпринимательской деятельности. Следует учесть, что основной чертой гражданского права является элемент диспозитивности, выраженный в порядке регулирования взаимоотношений в процессе сотрудничества в соответствии с условиями договора. Это выражается в комплексном сочетании предоставления свободы выбора права и в законодательно ограниченном количестве правил его реализации.

    Регулирование правовых отношений

    Все юридические действия должны осуществляться в рамках законодательно регулируемых обстоятельств. Без применения правовых норм невозможно компетентно решить ни один аспект жизнедеятельности.

    Императивная и диспозитивная нормы

    К примеру, в Уголовном кодексе предусмотрен ряд правил, необходимых для осуществления процедуры наказания за каждое правонарушение. Они объединены в разделы, в соответствии с отнесением к конкретному виду проступка. Каждый из них регламентирует нормы поведения лиц в зависимости от отнесения их к той или иной группе действий, позволяющей определить способ организации деятельности, а также вид взаимоотношений с её участниками.

    Регулирование договорных взаимоотношений

    Законодательному влиянию подвержены все граждане Российской Федерации, а также субъекты предпринимательской деятельности. В процессе взаимоотношений возможно применение индивидуального правового акта, определяемого арбитражем или договорными отношениями. В такой ситуации реализация права относится к одному участнику мероприятия. Она может быть представлена в виде обязательства, действия полномочия.

    В большинстве случаев, требования правил касаются обоих участников мероприятия, направленного на реализацию деятельности одной из сторон соглашения с целью урегулирования отношений. Для представителей этой стороны документально и законодательно устанавливают обязательное поведение, а для другой – возможные действия.

    Методы правового регулирования

    Диспозитивная характеристика

    Диспозитивная норма права - это общепризнанный порядок поведения, установленный соглашением сторон.

    Он определяет широкую свободу действий, касающихся реализации имущественных прав в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Стороны самостоятельно определяют характер взаимоотношений. При этом им предоставляется возможность выбора между определёнными моделями поведения, при условии соблюдения законодательных требований.

    Что такое императивная и диспозитивная нормы

    К диспозитивным относятся правовые нормы, в которых проявляется принцип ограничения свободы действий для всех участников договорного соглашения. В процессе реализации определённого договором мероприятия, деятельность субъектов ограничивается их свободой права.

    Диспозитивный характер отношений участников договора подразумевает отражение законодательных особенностей в документации, с учётом нюансов сложившейся ситуации. Она может требовать внесения некоторых изменений, являющихся важными для реализации мероприятия, в случае если его аспекты не отражены в полном объёме в нормах права.

    Применение метода не только гарантирует расширение спектра возможностей для каждого участника сделки, но и предоставляет возможность альтернативного изменения условия взаимоотношений, если это будет необходимо.

    Пример диспозитивной нормы чётко прослеживается в документации регулирующего характера. Элемент отношений может быть применим при оформлении сделок, договорных отношений и Уставных документов юридических лиц. Его признаком является наличие в документации стандартной оговорки «если иное не предусмотрено договором».

    Читайте также: Как рассчитать упущенную выгоду для суда

    Императивные нормы устанавливают, идентифицируют и регулируют обязанности и права субъектов, которые должны их беспрекословно выполнять.

    Внести изменения в соглашение, оформленное в императивном стиле невозможно. Специфический характер гражданско-правовых отношений можно идентифицировать по категоричной текстовой части документа, выражающей элементы запрета. Для неё характерны фразы: «недействительность», «не могут», «недопустимо».

    Что регулирует императивная норма права

    Применение императивности в отношениях устанавливает юридические обязанности сторон, а также формирует возможности реализации их прав. Она способствует выявлению и исследованию специфики законодательных норм и их закономерностей в общей системе взаимоотношений.

    Придание нотки императивности отношениям между субъектами может проводиться с учётом различных признаков:

    • специфических, касающихся индивидуальных характеристик;
    • общих, являющихся стандартными, которые можно применить к любой ситуации;
    • постоянных и временных;
    • определяющих характер внешних отношений или с применением конкретизированных толкований обстоятельств мероприятия;
    • определяющих метод регулирования, который может быть изложен в виде запретов, предписаний или обязательств;
    • по методу воздействия, предполагающему регулировку отношений и обеспечение их сохранности от влияния негативных факторов;
    • факта присутствия материально обязывающего порядка поведения;
    • определяющих общее или направленное на определённую группу лиц действие.

    Коллизионные нормы

    Коллизионные нормы применяются для определения приоритета использования законодательных параметров конкретного государства из общего перечня международных субъектов, участвующих в мероприятии. Их использование актуально только в ситуациях, когда можно применить такие материально-правовые нормы, которые решат возникшую проблему.

    Что такое коллизионная норма

    Коллизионное право применимо к договорным соглашениям между субъектами в условиях международного сообщения при условии, если на регулирование отношений может претендовать законодательный порядок нескольких государств. Правовые коллизионные нормы решают эту проблему за счёт подчинения всех участвующих в мероприятии государств законодательным правоотношениям конкретной страны.

    Практическое применение коллизионного права

    В коллизионные нормы включены два элемента, способствующие решению возникшей проблемы международного значения:

    • конкретизирующие отношения, к которым её можно применить;
    • указывающие на право, элементы которого подлежат применению, с учетом требований законодательства международного значения или конкретного государства.

    Императивные нормы это - требования, документально отражённые в договорном соглашении, в категоричной форме, содержание которой не подлежит изменению по инициативе участников мероприятия. Под императивной коллизионной нормой понимается норма, от которой отказаться невозможно в процессе реализации субъектами договорных обязательств.

    Нотки диспозитивности придают автономность решениям участникам международных сделок. Относительно императивный характер отношений определяет порядок, от правил выполнения которого можно отказаться, при наличии оговорённых в договоре условий.

    Односторонние нормы определяют границы использования собственного права. Двухсторонние отношения учитывают порядок применения законодательных правил, имеющих национальное и международное значение. За основу формирования правил взаимоотношений коллизионного характера между участниками соглашения могут быть взяты не государственные законодательные нормы, а положения международного договора, унифицирующего решение конкретного вопроса.

    Нюансы и особенности применения

    В реальности договорные отношения часто требуют соответствующего правового разрешения. Однако законодательство не предусматривает порядок и правила применения императивных и диспозитивных норм, что обеспечивает правовые нестыковки. Для их урегулирования применяются специальные приёмы по аналогии закона и права. До 1998 года эти элементы были предусмотрены в законодательстве, однако, после этого периода оно было пересмотрено и правовые нормы стали ориентироваться на материальное право. На сегодняшний день используется правило, отвечающее за регулирование идентичных отношений.

    Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

    Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами.

    Диспозитивный метод правового регулирования может выполнять дополнительно функции поощрения или рекомендации.

    Способ поощрения предполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т. п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели.

    Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному, но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот метод, содержатся слова: «вправе», «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т. п. Реальное воздействие рекомендательного метода зависит от авторитета их источника, автора.

    Предмет и метод правового регулирования позволяют дифференцировать большинство правовых норм по отраслям и институтам права.

    В юриспруденции используются два родственных, но не однозначных понятия: «система права» и «система законодательства».

    Система законодательства отображается в составе, соотношении и внутренней структуре нормативных правовых актов – законов, указов и других. Система права показывает «деление» самого права, юридических норм, а система законодательства – его внешней формы – нормативных актов.

    Соотношение системы права и системы законодательства может быть охарактеризовано как связь внешней и внутренней форм. В силу единства этих форм в праве основные подразделения структуры законодательства его отрасли – это в то же время и отрасли права.

    Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами. Самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – статья нормативного правового акта.

    Существенным отличием является также то, что нормативный правовой акт является элементом системы законодательства, но может включать в себя нормы различных отраслей права, например избирательные законы, акты о защите прав потребителей носят межотраслевой характер.

    Система законодательства имеет свое внутреннее строение. Она включает в себя отраслевое, внутриотраслевое и комплексное законодательство.

    Система права – понятие абстрактное, т. е. отражает сложившиеся закономерности общественной жизни и их правового регулирования. Каждая вновь созданная норма права органически входит в соответствующую отрасль права. В формировании системы законодательства преобладает субъективный фактор – воля законодателя. Правотворческий орган вправе по своему усмотрению определить предмет закона, его название, особенности содержания.

    Законодательство – это совокупность нормативных правовых актов.

    Предмет и метод правового регулирования

    Согласно широкому подходу законодательство включает все виды нормативных правовых актов. Согласно узкому подходу – законодательство – это совокупность актов высшей юридической силы – законов. Квалифицирующим признаком законодательства в узком смысле является его принятие представительным органом государственной власти в законодательной процедуре. Понятие законодательства имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл – совокупность всех источников и форм права.

    Термин «законодательство» можно рассматривать также с точки зрения формального и материального подхода. Так, законодательством в формальном смысле называются акты, которые по общему правилу принимает законодатель. В материальном смысле законодательство составляют все правовые акты государственной власти.

    В современном законотворчестве используют в равной степени как узкий, так и широкий подход к определению данного термина. Статьей 1.1. КоАП РФ установлен широкий подход, в соответствии с которым законодательство об административных правонарушениях состоит из кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Лесной кодекс Российской Федерации понимает под законодательством кодекс, другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 3 дает очень широкое понимание термина «законодательство» – кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

    В ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено узкое понимание гражданского законодательства.

    Употребление узкого подхода к определению термина «законодательство» более точно соответствует природе и сущности правовой государственности, так как оно существенно усложняет подзаконное правотворчество и ставит его под контроль представительной власти. Конституция РФ установила, что подзаконные акты должны приниматься на основании и в соответствии с законами. Именно такой подход нашел отражение в Гражданском кодексе РФ: «На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы гражданского права». Наиболее точно сформулированы в Гражданском кодексе РФ пределы подзаконного правотворчества: «Органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в соответствии с узким пониманием термина «законодательство» подзаконное правотворчество разрешается законом, который, естественно, принимается раньше подзаконного нормативного правового акта. Такая модель последовательного принятия и зависимости подзаконного акта от закона служит гарантией прав и свобод человека и гражданина.

    Система права делится на две сферы: частную и публичную. Деление права на публичное и частное восходит еще к античной древности. Одним из авторов данного учения справедливо считают Ульпиана. Так, например, он считал, что публичное право относится к положению Римского государства. Он полагал, что для частного права наибольший интерес представляют потребности отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения. Для публичного права приоритет имеют государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, регулирование отношений, обладающих ярко выраженным общественным значением.

    Для отечественного права в целом не было характерно четкое деление на частное и публичное право, кроме того, в начале XX века марксистсколенинская доктрина отказала частному праву в существовании вообще. Это предопределялось решающей ролью государства во всех без исключения отношениях.

    Реформа правовой системы в 90х годах XX века, ориентированная на рыночные экономические отношения, обусловила новый виток в проблеме соотношения частного и публичного в отраслях права. Современная юридическая доктрина строится на разделении права на частное и публичное.

    Разделение публичного и частного права в современной теории осуществляется по нескольким критериям. Один из них: сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное – интересы индивида.

    В качестве критерия может использоваться также способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право защищается по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.

    Публичное право обладает следующими специфическими признаками:

    Иерархические отношения субъектов, основанные на властном и, соответственно, подчиняемом их положении друг по отношению к другу;

    Императивное правовое регулирование при помощи обязывающих либо запрещающих правовых норм;

    Значительные санкции за правонарушения в государственной сфере;

    Нормативноориентированное воздействие.

    Публичное право регулирует: устройство и функционирование государства, его институтов; институты гражданского общества; механизм и уровни самоуправления; основы правовой системы, правотворчества и правоприменения; принципы, нормы и институты межгосударственных отношений и международных организаций.

    К отраслям публичного права относятся: конституционное, финансовое, административнопроцессуальное, уголовное, уголовнопроцессуальное, уголовноисполнительное, международное гуманитарное право.

    lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

    Диспозитивный метод гражданско-правового регулирования

    Право, являясь одним из социальных регуляторов, регулирует общественные отношения путем установления в нормативном порядке общеобязательных правил поведения, которые адресуются участникам общественных отношений. Содержащиеся в них права и обязанности могут устанавливаться разными способами.

    Метод правового регулирования в науке определяется как «способ воздействия юридических норм на общественные отношения». Он отвечает на вопрос «как право регулирует определенную область общественных отношений» в отличие от предмета правового регулирования, который отвечает на вопрос «что регулируется правом».

    Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации. Фактически в чистом виде эти методы не существуют и «… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства», и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».

    Именно метод правового регулирования М.И.Брагинский считал единственным критерием разграничения частного (гражданского, в которое он включал семейное, трудовое право) и публичного права, т.к. предмет в виде, например, имущественных отношений может быть одним и тем же и у частного, и у публичного права.

    Однако категория метода представляет ценность не только при изучении системы права – отмечает В.Ф.Яковлев. Метод выступает обобщающей категорией, «в единстве отражающей характерные юридические особенности той или иной отрасли права».

    Метод правового регулирования гражданских отношений называют методом гражданско-правового регулирования, диспозитивным методом, методом децентрализации.

    Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия. Так, В.П.Грибанов под методом правового регулирования общественных отношений понимает «совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения». В литературе справедливо подчеркивалось, что метод – это «устойчивое сочетание форм, приемов, способов, применяемых государством для регулирования общественных отношений определенного вида». Е.А.Суханов определяет метод правового регулирования как «комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет». Это можно обосновать словами С.С.Алексеева: «метод правового регулирования не может быть сведен к какой-либо одной изолированно рассматриваемой черте права».

    В юридической литературе преобладает понимание, что каждому отраслевому методу правового регулирования присущи определенные признаки (элементы). К ним относят: 1) характер правового положения участников регулируемых отношений; 2) особенность возникновения правовых связей между участниками; 3) специфика разрешения конфликтов между ними; 4) особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей, которые используются в данной отрасли.

    В гражданском праве эти признаки метода гражданско-правового регулирования Е.А.Суханов представляет как 1) юридическое равенство; 2) договор как наиболее распространенная форма возникновения прав и обязанностей; 3) судебный порядок защиты гражданских прав; 4) имущественный характер ответственности, который носит компенсационный характер.

    Механизм правового регулирования и его методы (императивный и диспозитивный)

    В отношении судебного порядка можно согласиться с А.В.Дзерой, что его нельзя признать присущим исключительно гражданско-правовому методу, т.к. на современном этапе Конституцией закреплен судебный способ защиты нарушенных прав.

    В.А.Белов называет следующие свойства (характеристики) метода гражданско-правового регулирования: 1) юридическое равенство участников регулируемых отношений; 2) неприкосновенность права собственности и иных субъективных частных прав; 3) свобода договора и вообще определения мотивов реализации своих субъективных прав и правоспособности; 4) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; 5) беспрепятственное осуществление субъективных прав; 6) обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, в частности – посредством их судебной защиты. Именно перечисленные свойства предопределяют название метода гражданско-правового регулирования – диспозитивный, координационный или частно-правовой.

    Именно такие черты (элементы, признаки) гражданско-правового метода как юридическое равенство, свободное волеизъявление, имущественная самостоятельность отражены в ст.1 ГК Украины при определении предмета гражданского права.

    В то же время в литературе высказана и иная точка зрения. Н.Д.Егоров не согласен с понятием метода как совокупности приемов, способов правового воздействия. По его мнению «как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, так невозможно привести и все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве. Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей российского права. Метод как критерий, индивидуализирующий гражданско-правовую отрасль в системе российского права, должен характеризоваться только одной чертой, но такой, которая присуща любой норме гражданского права. В качестве такой черты и выступает юридическое равенство сторон». Соответственно и метод гражданско-правового регулирования назван методом юридического равенства сторон.

    Критикуя позицию Н.Д.Егорова, Е.А.Суханова отмечает, что такой подход «упрощает и обедняет содержание данной категории». Такая оценка поддержана и А.В.Дзерой, который также отмечает: «необходимо учитывать очевидно все фундаментальные черты, присущие отраслевому методу регулирования».

    Похожая информация:

    Поиск на сайте:

    Введение

    Принцип диспозитивности (от лат. Dispono — распоряжаюсь) является общепризнанным в процессуальной науке принципом гражданского судопроизводства, поскольку он определяет механизм возникновения, развития и окончания дела под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Поэтому процессуалисты с давних времен называют его движущим началом гражданского процесса. Принцип диспозитивности также имеет закрепление в Конституции Российской Федерации, а точнее в статьях 45 — 46, где прописано право граждан на обращение в суд за судебной защитой.

    Каждое субъективное право предполагает самостоятельное распоряжение таковым и законом так же устанавливается его защита. Проявляют граждане право на судебную защиту например при посягательстве на их здоровье и жизнь, достоинство и честь, имущество и личную свободу. При осуществлении защиты нарушенного либо оспариваемого права участники процесса должны быть обеспечены беспрепятственным пользованием предоставленными законными и правовыми возможностями. Осуществление этого права, прежде всего, возлагается на самого гражданина, т.е. который самостоятельно осуществляет его. Сама возможность свободного распоряжения своими субъективными материальными и процессуальными правами является принципом диспозитивности, который занимает наиболее существенное и значимое место в системе основных идей и начал гражданского процессуального права.

    Говоря о том, что гражданский процесс является судебным производством частноправового характера, в большей части находящегося в зависимости от воли сторон участвующих в нем, процесс восстановления изначальных частноправовых процессуальных принципов и общепризнанных стандартов начался только в конце 80-х и начале 90-х годов, с началом введения демократических преобразований в сфере экономики и политики в СССР.

    Диспозитивный метод

    По итогам этих преобразований анализ действия принципа диспозитивности и его применение и в сфере гражданского судопроизводства заметно расширилось.

    Следует отметить, что научные деятели этот принцип относят к еще началам гражданского судопроизводства еще в начале ХХ века, но уже в те времена гражданские процессуалисты понимали, что полная свобода распоряжения процессуальными правами в большинстве случаев будет нарушать права других лиц, участвующих в деле. Поэтому была определена позиция так называемая золотая середина, в соответствии с которой право свободного распоряжения сторон в процессе строго очерчено определенными границами, внутри которых свобода реализации этого права абсолютна.

    Актуальность этой темы проявляется в том, что перед государством остро стоит проблема закрепления, и проработки принципа диспозитивности, так как все-таки он пронизывает все гражданское судопроизводство. Причем определение содержания и характера принципа диспозитивности дает основание для разграничения его с принципом состязательности и как результат этого, разрешение вопроса о необходимости установления истины по делу и выяснение роли суда в гражданском судопроизводстве.

    Целью данной курсовой является анализ принципа диспозитивности и теоретическое изучение его в механизме гражданского процессуального регулирования.

    Глава 1. Взаимосвязь принципа диспозитивности гражданского и гражданско-процессуального права

    Принцип диспозитивности находит свое развитие в многочисленных нормах как процессуального, так и материального права.

    Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. Так, гражданским правом провозглашено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они обладают свободой в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых условий договора не противоречащих законодательству (ст. 1 ГК РФ).

    Раскрывая эти положения можно сказать, что они в большинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.п. При этом если гражданин отказывается от осуществления или защиты своего права это обычно не ведет к его обязательной утрате (п. 2 ст. 9 ГК РФ). Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов гражданского оборота в достижении своих целей. Ее оборотной стороной является отсутствие по общему правилу, чьей бы то ни было особой, в том числе государственной, поддержки в реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных последствий своих действий (как это должно происходить, например, с «обманутыми вкладчиками», проигравшими в лотерею или в рулетку и т. п.).К числу задач государства в частных отношениях входит – установка для их участников четких и непротиворечивых «правил игры», которые исключают заведомую недобросовестность отдельных лиц, а использование этих правил в соответствии с принципом диспозитивности всецело является делом самих участников. Исключением здесь являются случаи выступления в гражданских правоотношениях опекунов и попечителей, несовершеннолетних или больных и престарелых граждан, задачей которых как раз и является помощь подопечным в осуществлении и защите их прав и интересов.

    Принцип диспозитивности обеспечивает лицам, участвующим в деле, свободное распоряжение своими материальными и процессуальными правами, связанными с возникновением, движением (переходом из одной стадии в другую) и окончанием процесса по делу.

    Диспозитивность гражданского процесса предопределяется наличием одноименного принципа в регулятивных (материальных) правоотношениях, являющихся объектом судебного рассмотрения и разрешения. Причем, расширение принципа диспозитивности, наполнение его новым содержанием связано в первую очередь именно с изменениями в материальном (гражданском) праве.

    Изменения, происходящие в социально — экономической, общественно-политической жизни общества и соответствующем преобразовании роли государства в правовом регулировании общественных отношений, составляющих предмет гражданского права, требуют вносить какие либо новые положения в принцип диспозитивности гражданско-процессуального права. Можно привести пример одного из изменений повлиявшего на жизнь общества. В 1991 году были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в соответствии с которыми субъекты гражданских правоотношений получили значительно более широкие, чем ранее, возможности распоряжаться своими правами, а контроль государства, в том числе и одного из его органов — суда, за осуществлением гражданских прав был ослаблен.

    Важнейшим для определения нового содержания принципа диспозитивности явилось положение ст. 5 названных Основ: "Граждане и юридические лица по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им гражданскими правами, в том числе правом на их защиту ". Аналогичная норма была включена в 1994 году в ст. 9 ГК РФ.

    Принципиальные изменения в материальном праве повлекли необходимость соответствующих изменений в праве процессуальном.

    Гражданское право, а также семейное, трудовое, посредством правоотношений, складывающихся в результате воздействия указанных отраслей на общественные отношения, косвенным образом влияют на метод гражданского процессуального права. Указанное влияние происходит благодаря тому, что правоотношения, складывающиеся в результате воздействия отраслей материального права (гражданское, трудовое, семейное) являются предметом косвенного регулирования гражданского процессуального права.

    Истоком диапозитивной черты метода гражданского процессуального права, следовательно, и принципа диспозитивности как его концентрированного выражения, являются общественные отношения, составляющие предмет гражданского, семейного, трудового, сельскохозяйственного права и методы их правового регулирования

    Глава 2. Действие принципа диспозитивности в гражданском процессе

    Принцип диспозитивности проявляется и находит свое нормативное закрепление применительно ко всем стадиям гражданского судопроизводства и применительно ко всем видам производства.

    По общему правилу, возникновение гражданского процесса (возбуждение гражданского дела) возможно только ро заявлению заинтересованного лица, т.е. лица, обратившегося в суд за защитой СВОИХ прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ГПК).

    Данное правило реализует положения, закрепленные в конституционном праве (ст. 46 Конституции РФ) и в гражданском праве (ст. 9 ГК РФ), согласно которым реализация права на судебную защиту и осуществление гражданских прав зависит от собственного усмотрения гражданина или организации.

    Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ГПК РФ или другими федеральными законами, когда гражданский процесс может быть начат (возбуждено гражданское дело) по заявлению лица, выступающего от своего имени, но в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица либо неопределенного крута лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК).

    Эти исключения имеют целью, во-первых, защиту прав, свобод и законных интересов отдельных лиц, которые по объективным, уважительным причинам не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Установление таких исключений в полной мере вытекает из закрепленного в ст. 7 Конституции РФ положения о том, что Российская Федерация является социальным государством.

    Следовательно, к лицам, в защиту прав, свобод и законных интересов которых допустимо возбуждение гражданских дел по заявлениям других лиц, могут быть отнесены только граждане, которые, как указано в ч. 1 ст. 45 ГПК, по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.

    Диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода, то есть собственное усмотрение в реализации ими своих целей и задач.

    Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

    Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможности альтернативного поведения субъекта земельных отношений, когда субъекту предоставляется возможность самому выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государства, только облегчают выбор того или иного решения.

    Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных правомочий субъект земельного отношения принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом.

    Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных отношений по тому или иному кругу правомочий.

    Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений предполагает автономию воли, альтернативные варианты поведения субъектов земельных правоотношений и, как следствие, различные итоги этих правоотношений. Метод характеризуется юридическим равенством сторон, их паритетным положением в правоотношении. В классификации методов отражается заимствование их из других отраслей права, но необходимо учитывать специфику правового регулирования земельного права.

    Метод правового регулирования земельного права как отрасли следует отличать от метода науки земельного права и метода учебной дисциплины.

    Особенности земельных отношений находят свое отраже­ние в специфическом сочетании методов правового регулиро­вания данной сферы общественных отношений, которые при­меняются в земельном законодательстве. Метод правового ре­гулирования представляет собой способ воздействия на участ­ников (субъектов) общественных отношений. Задача правово­го регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответст­вующее поведение участников общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официаль­ном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепля­ющей модели поведения участников общественных отноше­ний.

    Такие модели поведения выражаются в правовых нормах в виде прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Права субъектов представляют собой возможность совершать или не совершать какие-либо действия по усмотрению субъе­кта отношения. Обязанности субъектов земельных отношений могут быть двоякого рода: обязанность совершать определен­ное действие или не совершать его (запрет).

    Примером того, как закрепляются права субъектов земель­ных отношений, является ст. 40 ЗК РФ, определившая права собственников земельных участков использовать в установ­ленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земель-

    1 Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенден­

    ции развития. С.24.

    18 Земельное право современной России

    ном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы; возво­дить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым на­значением земельного участка и его разрешенным использова­нием с соблюдением требований градостроительных регламен­тов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и т.д.

    В качестве примера обязанности совершать определенное действие можно назвать положения ст. 42 ЗК РФ, предусмат­ривающие следующие обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезиче­ские и другие специальные знаки, установленные на земель­ных участках в соответствии с законодательством, и др.

    Примером обязанностей в виде запрета могут служить следующие обязанности: не допускать загрязнения, захламле­ния, деградации и ухудшения плодородия почв на землях со­ответствующих категорий и т.д.

    Регулирование земельных отношений путем установления определенного сочетания прав и обязанностей возможно лишь при добровольном исполнении земельно-правовых норм. В случае их нарушения применяются методы государственного принуждения с тем, чтобы привести земельные отношения в соответствие с моделью поведения, закрепленной в норме права. Государственное принуждение к соблюдению норм зе­мельного законодательства выражается в привлечении к ответ­ственности правонарушителей либо в принудительном приве­дении общественных отношений в состояние, соответствую­щее требованиям права. Например, согласно ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

    Земельное законодательство устанавливает также опреде­ленную иерархию соотношения прав и обязанностей субъек­тов земельных отношений. Это соотношение находит свое вы-

    Глава 1. Понятие земельного права 19

    ражен не в определении сфер применения таких классических методов правового регулирования, как императивный и дис-позитивный методы.

    В сфере организации использования и охраны земель отношения в подавляющем числе случаев строятся по схеме: управомоченный орган государственной власти - обязанный собственник или лицо, использующее земельный участок на ином основании.

    Методы регулирования земельных отношений

    В сфере регулирования организационных зе­мельных отношений преимущественно применяется импера­тивный метод, т.е. метод власти и подчинения. Например, для ведения государственного земельного кадастра собственники земли и иные лица, использующие землю, обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

    В процессе государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе (а собственники зе­мли и другие лица соответственно обязаны содействовать осу­ществлению этих прав) беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать юридическим лицам и гражданам обязатель­ные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства и т.д.

    Иная картина наблюдается в области регулирования взаи­моотношений собственников земельных участков между собой по поводу использования земли. Все собственники земли, ис­пользующие землю в тех или иных целях, равны между собой. Они обладают равными и всеми необходимыми правами по обеспечению рационального использования земли. В этой сфере земельных отношений доминирует диспозитивный ме­тод регулирования. Сущность этого метода состоит в том, что собственник вправе распоряжаться своим земельным участ­ком: продать его, подарить, сдать в аренду или заложить. Соб­ственники земли имеют возможность сами в определенных пределах урегулировать взаимоотношения друг с другом: на­пример, путем установления сервитутов, т.е. применяя методы частно-правового регулирования земельных отношений.

    ⇐ Предыдущая123

    Слово диспозитивный

    Слово диспозитивный английскими буквами(транслитом) — dispozitivnyi

    Слово диспозитивный состоит из 13 букв: в д з и и и й н о п с т ы

    Значения слова диспозитивный. Что такое диспозитивный?

    Диспозитивный метод

    ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает сторонам отношения урегулировать собственные действия по своему усмотрению.

    Диспозитивный метод правового регулирования

    Диспозитивный метод правового регулирования — способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений…

    ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА

    ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА (от поздне-лат. dispositivus — распоряжающийся) — нормы права, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.

    Словарь экономики и права. — 2005

    Диспозитивная норма

    Диспозитивная норма Правило, которое применяется, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Так, ст.

    Два основных вида методов правового регулирования:

    421 ГК РФ устанавливает, что в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку…

    Джаарбеков С. Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Диспозитивные нормы

    ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ - нормы, которые указывают определенный вариант поведения, но при этом предусматривают самостоятельность адресатов этих норм, позволяя им урегулировать отношения по собственному усмотрению.

    Элементарные начала общей теории права. - 2003

    Диспозитивная норма (восполнительная), норма права, предоставляющая сторонам регулируемого ею правоотношения известную самостоятельность в определении их взаимных прав и обязанностей.

    БСЭ. - 1969-1978

    Норма Права Диспозитивная

    НОРМЫ ПРАВА ДИСПОЗИТИВНЫЕ -нормы, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них.

    Словарь юридических терминов. — 2000

    Норма Права Диспозитивная - норма, определяющая условия договора и применяемая в случаях, когда соглашением сторон, заключающих договор, не установлено иное.

    Словарь бизнес терминов. — 2001

    Русский язык

    Диспозити́вный.

    Орфографический словарь. - 2004

    Диспозит/и́вн/ый.

    Морфемно-орфографический словарь. - 2002

    Между компаниями заключен договор аренды на неопределенный срок. Допустимо ли включить в него условие о том, что арендатор не вправе немотивированно отказаться от договора во внесудебном порядке, а может потребовать расторжения договора только в судебном порядке и лишь при наличии существенных нарушений обязательств со стороны арендодателя?

    Основная задача.

    Диспозитивная норма как одна из основных правовых норм

    В буквальном значении это – возможность выбора. Относительно юриспруденции данное слово определяется как некая возможность выбрать те или иные процессуальные средства защиты. Это могут быть:

    Таким образом, диспозитивность – общеправовая категория, которая широко применяется во всех отраслях частного и публичного права. А диспозитивная норма – это юридическая свобода или возможность гражданина осуществлять личные, субъективные права, разумеется, в рамках закона.

    Не следует рассматривать диспозитивность и диспозитивные нормы как одно целое.

    Диспозитивные и императивные нормы гражданского права

    Элементы нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция; соотношения нормы права и статьи закона. Принципы гражданского права. Особенности процесса составления и исполнения завещательного распоряжения, требования к свидетелям, обязанности исполнителя.

    Императивные и диспозитивные нормы права. Применение гражданского законодательства по аналогии. Понятие, особенности, структура и виды гражданских правоотношений.

    Диспозитивные нормы

    предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах за-конных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они этого не сделают, предписывается определенный обязательный вариант поведения.

    Императивные и диспозитивные нормы права

    Норма права это - правило, которое установлено государством,частица права не являющаяся содержанием и формой права в целом. Норма права имеет собственное содержание и форму. Каждая норма права является частичкой системы и подразумевает внутреннюю структуру.

    права нацелена на обязательное, установленное государством выполнение правил, показывающие материальные требования жизни общества и его интересы, действующие на общественные отношения с целью их регулирования.

    Существует три вида регулирующих права: императивные, диспозитивные, факультативные.

    Императивные и диспозитивные нормы

    Важнейшим направлением в процессе реформирования государственно-правовой сферы российского общества считается курс на образование структуры, которая была бы способна обеспечивать верховенство закона во всех областях социальной жизни, укреплять гарантии политических, гражданских, экономических и прочих свобод и населения. Для этого предпринимаются разные шаги. Одним из них является разделение юридических актов на диспозитивные и императивные.

    Императивные нормы

    1. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным), действующим в момент его заключения.

    Императивный и диспозитивный методы правового

    Но по сути своей эти нормы диаметрально,полярно противоположны.Императивный метод построен на отношениях субординации.подчинения одних субъектов права другим.(это административное.уголовное,уголовно-исполнительное право) .Диспозитивный предполагает равенство сторон правоотношей(присущ гражданскому законодательству,трудовому,семейному.) Еще одно отличие:императивные нормы-для публичного,а диспозитивные-для частного.

    Например.УК-это императивные нормы, ГК(гражанский кодекс)-это свод (в большинстве своем) диспозитивных.Так,ст.

    Новости для юриста

    Рассматриваемый проект постановления Пленума ВАС РФ о свободе договора и ее пределах в случае принятия может существенным образом изменить систему учета и предотвращения правовых рисков при применении договорного права и при подготовке различных договорных условий и конструкций. Одобрение данного проекта потребует также пересмотра правовой оценки уже выработанных в договорной практике правовых конструкций.

    Нормы права императивные

    НОРМЫ ПРАВА ИМПЕРАТИВНЫЕ ПРАВА ИМПЕРАТИВНЫЕ (категорические) — нормы. содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером может служить трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией.



    Последние материалы раздела:

    Промокоды летуаль и купоны на скидку
    Промокоды летуаль и купоны на скидку

    Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

    Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
    Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

    DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

    DHL Global Mail курьерская компания
    DHL Global Mail курьерская компания

    Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...