Условия приема на работу иностранных граждан. Требования к документам иностранных граждан, лиц без гражданства, представляемых на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Патент: срок действия, продление

С 01.01.2015 вступают в силу изменения действующего законодательства, регулирующие порядок проживания и трудоустройства в России иностранных граждан .

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы

Согласно статье 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание .

Согласно статье 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется следующим образом:

    в отношении иностранного гражданина, имеющего визу на въезд в Российскую Федерацию, - равен сроку действия выданной ему визы;

    в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - не может превышать 90 суток;

  • в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и членов его семьи - равен сроку действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ.

По истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.

При въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан получить и заполнить миграционную карту, которая подтверждает его право на временное пребывание в Российской Федерации (в случае прибытия в РФ в порядке, не требующем получения визы), а также служит для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

миграционная карта - это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства .

Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 "О миграционной карте".

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта является одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации. Миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу .

Виза - это выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза содержит следующие сведения:

    дату выдачи визы;

    разрешенный срок пребывания в Российской Федерации;

    номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа;

    срок действия визы; цель поездки;

    данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице);

    кратность визы.

Виза может выдаваться дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, его представительством на территории Российской Федерации, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная виза либо виза временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

При наличии визы иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, ограничен (90 суток), однако федеральным и региональным законодательством могут предусматриваться исключения.

Чтобы привлечь к труду временно пребывающего в России иностранца, который приехал на основании визы , работодателю нужно выполнить ряд последовательных действий:

    предварительно договориться с потенциальным иностранным работником, оформить с ним проект трудового договора ;

    получить разрешение на привлечение и использование иностранного работника;

    подать в территориальный орган ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ иностранного работника;

    получить для временно пребывающего иностранца разрешение на работу в России ;

    уведомить налоговый орган в течение 10 дней по месту своего учета (с 01.01.2015 требование утратило силу на основании Закона № 357-ФЗ).

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы

Для приема на работу безвизового иностранца работодателю не нужно в обязательном порядке получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформлять для них приглашение на въезд в РФ.

Такой иностранец должен иметь , которое он может получить самостоятельно или через работодателя. Если разрешение на работу получает работодатель, то он и должен подать в территориальный орган ФМС России документы, необходимые для выдачи иностранцу разрешения на работу.

После получения разрешение на работу работодатель может заключить с ним трудовой договор (если такой договор не был заключен до получения разрешения на работу) и допустить его к работе.

В течение трех дней с момента приема на работу каждого безвизового иностранного работника необходимо уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения обо всех случаях:

    заключения с иностранными гражданами трудовых договоров;

    допуска к фактической работе без оформления какого-либо договора;

    предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

29 мая 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация заключили Договор о Евразийском экономическом союзе. Договором установлено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства, поэтому иностранным работникам - гражданам Белорусии и Казахстана не требуется иметь разрешение на работу, а работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС, службы занятости и налоговые органы о заключении и расторжении трудового договора.

Вопрос о необходимости уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранной рабочей силы является спорным. Споры о правомерности подобных действий рассматривались в Высшем Арбитражном Суде РФ и Верховном Суде РФ. Так как выводы высших судебных инстанций противоположные, рекомендую направлять уведомление в ФМС, службу занятости и налоговый орган в отношении каждого иностранного работника.

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным гражданином, временно пребывающим в России

миграционная карта и виза (для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке);

разрешение на работу или патент ;

трудовая книжка (российского образца);

полис добровольного медицинского страхования;

документ об образовании и (или) о квалификации, который должен быть легализован путем консульской легализации или проставлением апостиля и переведен на русский язык, а перевод заверен российским нотариусом или посольством (консульством) России.

Привлечение работников-иностранцев, временно проживающих в РФ

Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постановлением Правительства РФ № 732 от 05.09.2011 иностранцу, въезжающему в РФ по приглашению для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, и членам его семьи будет выдаваться многократная обыкновенная рабочая виза на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 3 года

Следующей особенностью оформления на работу иностранного высококвалифицированного специалиста является требование о том, что и иностранный высококвалифицированный специалист, и члены его семьи , въезжающие на территорию РФ, должны иметь полис медицинского страхования , а на весь период работы такую гарантию должен обеспечить работодатель, что в обязательном порядке должно быть указано в трудовом (гражданско-правовом) договоре.

Если работодатель (заказчик) по своей вине не выполнит своих обязательств, установленных Законом № 115-РФ и договором с иностранным специалистом, то такой работодатель повторно привлекать высококвалифицированных работников сможет только спустя два года начиная со дня, когда об указанных нарушениях стало известно ФМС России.

При трудоустройстве высококвалифицированного специалиста работодатель обязан сообщить территориальному органу ФМС России в 30-дневный срок сведения о постановке специалиста на учет в налоговом органе, а также обязан ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, подавать уведомления в территориальные органы ФМС России:

    об исполнении обязательств по выплате им заработной платы;

    о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года;

    расторжении трудового (гражданско-правового) договора.

О привлечении и использовании высококвалифицированного иностранного специалиста работодатель обязан сообщить и в налоговую инспекцию по месту своего учета.

В какой налоговый орган обращаться:

Особенности привлечения работников-иностранцев - граждан республики Беларусь, республики Казахстан и переселенцев

При трудоустройстве в России граждан Республики Беларусь (а с 26.07.2011 - и граждан Республики Казахстан; с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии) требования о получении различных разрешений, об обязательном уведомлении органов власти и соблюдении ограничений по использованию его в отдельных видах деятельности не действуют.

Законодательство предусматривает особенности привлечения на работу в РФ граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан (с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии), согласно которым гражданам этих стран:

    для трудоустройства не нужно иметь разрешение на работу в России;

    работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование таких иностранных работников;

    на них не распространяются установленные в России квоты;

    они вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории России;

    о приеме на работу таких иностранцев от работодателя не требуется уведомлять налоговый орган, территориальный орган ФМС России и орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения;

    предоставляется освобождение работнику и членам его семьи от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию России;

    срок временного пребывания такого работника и членов его семьи определяется равным сроку действия трудового договора;

    предоставляется право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (в том числе с другим работодателем) в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию России;

    не нужно информировать о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с такими работниками и предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

В отношении доходов таких лиц налоговая ставка устанавливается в размере 13 % вне зависимости от того, сколько времени такое лицо находится в России на дату выплаты дохода .

Для своих работников работодатель является , т.е. лицом, который обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц - работников с выплачиваемых каждому работнику доходов.
Поэтому работодатель обязан на дату выплаты дохода определять статус каждого иностранного работника.

И, наконец, есть еще один нюанс, указанный в статье 7 Налогового кодекса РФ, который заключается в том, что если с государством, гражданином которого является иностранный работник, Россия заключила международный договор о налогообложении доходов физических лиц, то доходы такого работника будут облагаться в соответствии с правилами этого договора.

Правила перерасчета НДФЛ при смене статуса налогового резидента и налогового нерезидента России

Если в течение работы иностранца его налоговый статус не менялся, то исчислять и удерживать достаточно просто - по одной из указанных выше ставок (в зависимости от налогового статуса работника). Сложнее дело обстоит в случае, когда в течение налогового периода статус работника изменился - ведь в этом случае получается, что с его доходов НДФЛ удержали больше, чем положено.

Иностранный работник приобретает статус налогового резидента РФ, только если пробудет на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, поэтому его нужно определять на каждую дату выплаты налогоплательщику дохода.

Как правило, в процессе работы по найму статус иностранного работника меняется с налогового нерезидента (работодатель удерживал с доходов такого работника НДФЛ по ставке - 30%) на налогового резидента РФ (работодатель удерживал с доходов такого работника НДФЛ по ставке - 13%). Разница между НДФЛ, удержанным по ставке 30%, и налогом, который пересчитан работодателем по ставке 13%, является излишне удержанной суммой налога и подлежит возврату налогоплательщику.

С 01.01.2011 действуют правила, согласно которым иностранный работник , налоговый статус которого изменился, в связи с чем имело место излишнее удержание НДФЛ вправе обратиться по окончании налогового периода в налоговую инспекцию по месту жительства (пребывания) для возврата излишне уплаченного налога.

Особенности налогообложения доходов иностранных работников - высококвалифицированных специалистов

Административная ответственность работодателя

За нарушение правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан работодатель и его должностные лица несут следующую административную ответственность:

Сущность административного правонарушения

Наказание за административное правонарушение

Привлечение на работу в РФ иностранного гражданина, временно пребывающего или временно проживающего в РФ, если у него нет
разрешения на работу
либо патента (в том числе - и когда трудовой договор не оформлен, но иностранный работник фактически допущен к работе)

Внимание (!) : разрешение на работу для временно проживающих в России иностранных граждан не требуется с момента вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Штраф (за каждое правонарушение):
- на граждан - от 2 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц от 25 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 250 000 до 800 000 рублей,

Привлечение на работу в РФ иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ на основании визы, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 25 000 до 50 000 рублей;
250 000 до 800 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неуведомление о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина:
- территориального органа ФМС России;
- органа власти субъекта РФ по вопросами занятости населения ;
- налогового органа

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 35 000 до 40 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 400 000 до 800 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Несоблюдение работодателем (заказчиком работ (услуг)) установленных в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 45 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 800 000 до 1 000 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

5

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и статьи 18.9 и 28.3 КоАП" уточнена административная ответственность за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства

Важно помнить, что своевременное и правильное офомление всей разрешительной документации и уведомление ФМС, налоговой инспекции и службы занятости позволит избежать больших штрафов и других претензий гос. органов.

Поэтому собираясь подавать принимать на работу работника - иностранного специалиста, лучше обратиться к квалифицированным специалистам , которые помогут определить - какие документы надо оформить, по каким формам, какие гос. органы и в какие сроки необходимо уведомить, если организацию или должностных лиц привлекают к административной ответственности - оценят законность и обоснованность действий гос. органов.

Прием иностранных граждан на работу российскими нанимателями является законным, если иностранцы находятся на территории РФ легально. Процесс оформления, однако, сопровождается рядом сложностей. Некоторые работодатели, не желая соблюдать формальности, уклоняются от исполнения требований законодательства. В результате создаются условия для нелегалов, стремящихся получить доступную, но низкооплачиваемую работу.

Необходимо знать, что такие недобросовестные действия влекут негативные последствия для бизнеса. На руководителей и лиц, ответственных за прием иностранных граждан на работу , могут быть наложены крупные штрафы.

Нормативная база

Увеличение потока мигрантов, необходимость четкой регламентации процедур, связанных с принятием на работу и увольнением иностранцев обусловили принятие Закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ " 115-ФЗ. В нормативном акте освещены ключевые вопросы, касающиеся пребывания иностранцев в стране, порядок устройства их на работу на отечественные предприятия и увольнения с них.

До недавнего времени учет въезжающих и выезжающих мигрантов осуществляла ФМС. При приеме на работу иностранных граждан наниматель уведомлял о заключении трудового договора. В настоящее время функции службы переданы МВД.

Статус мигранта

При приеме на работу иностранного гражданина необходимо определить, к какой категории он относится. От этого будут зависеть дальнейшие действия нанимателя. Существует три категории иностранцев:

  • Проживающие постоянно в России с видом на жительство.
  • Получившие разрешение на временное пребывание и работу.
  • Имеющие визу и работающие по миграционной карте.

Фактически иностранцы разделяются на постоянно и временно проживающих лиц на территории России.

В соответствии с Законом "О правовом положении иностранных граждан в РФ ", наниматель должен уведомить МВД о заключении контракта с мигрантом. Это требование установлено в 13 статье нормативного акта. Правило распространяется на прием иностранца любой приведенной выше категории.

Пошаговая инструкция приема на работу иностранных граждан с временным разрешением

Устройство их на работу оформляется по тем же правилам, что и прием мигрантов, имеющих вид на жительство и живущие в стране постоянно. Закон, однако, предусматривает обязанность этих лиц подтверждать статус временно проживающего.

Порядок устройства на работу будет зависеть от отсутствия/наличия визы. Если у иностранца она есть или в будущем предполагается ее оформление, наниматель должен:

  1. Обратиться в территориальное подразделение службы занятости с заявлением о привлечении иностранного гражданина к работе. Его заявка будет рассмотрена, вынесено решение о ее удовлетворении или об отказе в этом.
  2. Подать заявление в территориальное подразделение МВД. Этот орган осуществляет выдачу разрешений на работу мигрантов в России.
  3. Уплатить госпошлину за каждого наемного работника. Она составляет 10 тыс. р./чел.
  4. Подать заявление о выдаче приглашения на въезд в Россию. Для этого нужно обратиться в территориальное подразделение МВД. Оформление приглашения займет 20 дн. При получении документа наниматель должен уплатить госпошлину (800 р.).
  5. Сформировать пакет документов. В него входят, как правило, фотографии мигранта, копия его паспорта, заявление нанимателя.
  6. Получить разрешение на работу иностранца в территориальном подразделении МВД. При этом нужно заплатить госпошлину 3,5 тыс. р.

Приглашение необходимо отправить иностранцу. После его въезда на территорию РФ в течение трех дней в МВД направляется уведомление о приеме на работу иностранного гражданина , с которым заключается договор.

Особенности оформления лиц, не имеющих визы

С 2015 года этим гражданам необходимо получить патент на работу. В Москве поток мигрантов особенно большой, поэтому процесс оформления документа жестко контролируется. Патент необходим иностранцам:

  • Достигшим совершеннолетия.
  • Приехавшим в РФ для работы по найму.
  • Гражданам, проживающим в странах, с которыми предусмотрен безвизовый режим.
  • Лица, временно находящиеся в РФ.

Исключения

На законодательном уровне закреплен перечень категорий граждан, которым не требуется получение патента. К ним относят:

  1. Участников и их родственников.
  2. Представителей дипмиссий, консульств, международных организаций.
  3. Сотрудников предприятий, зарегистрированных в другой стране, осуществляющих сервисное, послегарантийное, гарантийное обслуживание, монтаж техники, поставляемой в РФ.
  4. Аккредитованных журналистов.
  5. Студентов высших и профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих трудовую деятельность в каникулы и другое свободное от учебы время.
  6. Научных сотрудников, преподавателей, приглашенных в Россию. Исключение составляют педагоги духовных учреждений.
  7. Медработников, приглашенных в РФ для участия в международных проектах по здравоохранению.
  8. Иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца.
  9. Казахов и белорусов.

Документы

Чтобы получить патент на работу в Москве или в ином другом регионе, иностранец должен предоставить в территориальное подразделение МВД (по адресу своего пребывания):

  1. Два экземпляра заявления.
  2. Паспорт, бланк которого признается в России. С 1 янв. 2016 г., например, гражданам Узбекистана нужно предъявлять документ нового образца.
  3. Миграционную карту. В этом документе в графе "Цель визита" должно стоять "работа". Если по какой-то причине миграционная карта отсутствует (утеряна, к примеру), контрольный орган проверяет информацию самостоятельно по информационной базе.
  4. Медполис либо договор с организацией, предоставляющей платные медуслуги. Соглашение оформляется на весь период работы и действует в регионе, в котором иностранец планирует работать.
  5. подтверждающий отсутствие у заявителя наркозависимости, ВИЧ и других опасных заболеваний.
  6. Документ, удостоверяющий прохождение курсов обучения русскому языку, основам отечественного права и российской истории.
  7. Регистрационный талон по адресу временного пребывания.

В ряде случаев в патент могут вноситься сведения о профессии или видах деятельности иностранца. Если такая информация присутствует, то работать по другой специальности лицо не может.

Подать указанные документы гражданин должен в 30-дневный срок. Если этот период пропущен, лицу придется заплатить административный штраф (10-15 тыс. руб.). прилагается к документам.

Патент на работу для иностранных граждан: цена

Если контрольным органом было принято положительное решение по заявлению, иностранец должен прийти лично в территориальное подразделение МВД с паспортом и квитанцией об оплате аванса по НДФЛ, предусмотренного ст. 227.1 НК.

Стоимость патента различна в разных регионах страны. Размер авансового платежа за месяц формируется из:

  1. Базовой стоимости, определенной п. 2 ст. 227.1 НК. Она составляет 1200 руб.
  2. Федерального коэффициента-дефлятора. Он устанавливается по приказу Минэкономразвития.
  3. Регионального коэффициента. Этот показатель устанавливают уполномоченные органы субъектов РФ. Если коэффициент не определен, его значение принимается за единицу.

В 2016 г. за патент в Москве нужно было заплатить 4200 руб.:

1200 х 1,514 х 2,3118 = 4200.

Лица, приравненные к гражданам России

Для лиц, приехавших из Беларуси, Казахстана и Армении, предусмотрены льготы. В отношении них не действуют ограничения, установленные для других иностранных граждан. Прием на работу производится по общим правилам, распространяющимся на российских граждан.

Кроме того, льготное оформление предусматривается для лиц, имеющих вид на жительство. Процедура занимает 7 дней с даты пересечения границы.

Документы, предъявляемые иностранным гражданином при приеме на работу , следующие:

  • Паспорт заявителя.
  • Трудовая книжка. Если она отсутствует, ее оформляет отдел кадров по месту работы.
  • Медполис.
  • Документы об образовании.
  • Вид на жительство. Граждане Армении, Казахстана и Белоруссии этот документ не предъявляют.

Важный момент

При трудоустройстве иностранца с ним заключается контракт в обязательном порядке. В договор вносятся сведения, перечень которых предусмотрен в 57 статье ТК.

Если лицо проживает на территории РФ временно, в контракт включается информация по визе/патенту. Кроме того, определяются правила и условия оказания медпомощи.

Если лицо проживает постоянно в стране, указывается информация о виде на жительство. Также в договор включаются сведения о компенсации затрат на переезд иностранного работника и его родственников, а также его возвращение на родину.

Общие правила трудоустройства

Они установлены в статье 65 ТК РФ . В норме закреплен общий перечень документов, предъявляемых нанимателю лицом, поступающим на работу. Для иностранцев , разумеется, действуют исключения. К примеру, мигрантам не нужно предъявлять документы о воинском учете.

В общий перечень документов, согласно статье 65 ТК РФ , включены:

  1. Паспорт.
  2. Трудовая книжка.
  3. Страховое свидетельство.
  4. Документ о квалификации, наличии спец. знаний, об образовании, если работа требует специальной подготовки или знаний.
  5. Справка об отсутствии судимости/уголовного преследования или о прекращении уголовного производства по реабилитирующим обстоятельствам. Этот документ выдается в форме и в порядке, определенном МВД.
  6. Справка об отсутствии административного наказания за употребления психотропных/наркотических соединений без назначения.

Перечень может сокращаться или увеличиваться в зависимости от специфики работы. Для иностранцев , постоянно проживающих в России, но не имеющих трудовой книжки, действует тот же порядок, что и для россиян. При устройстве на работу впервые кадровая служба предприятия самостоятельно оформляет трудовую книжку и страховое свидетельство.

Извещение органа МВД

В соответствии с требованиями ФЗ № 115, в обязательном порядке осуществляется уведомление о приеме на работу иностранного гражданина и его увольнении и самим нанимателем, и мигрантом.

Работодатель направляет извещение о расторжении контракта, если:

  1. Квалификация мигранта не подходит для выполнения работы.
  2. Иностранец пропал, сбежал.
  3. Закончился период действия контракта или срок, на который было выдано разрешение.
  4. Мигрант увольняется с работы по собственному желанию.

На каждого работника заполняется отдельный бланк. При приеме на работу иностранный гражданин , получивший патент, должен направить извещение в территориальное подразделение МВД в двухмесячный срок с даты выдачи разрешения. К нему прилагается копия контракта с нанимателем.

Работодатель обязан известить контрольный орган о приеме/увольнении мигрантов, стоящих на миграционном учете по месту пребывания /проживания, в том числе:

  • Визовых с разрешением на трудовую деятельность.
  • С видом на жительство.
  • Беженцев.
  • С разрешением на временное проживание.
  • Безвизовых с патентом, в том числе из ЕАЭС.

Нюансы

Бланк уведомления необходимо заполнять внимательно. Если в нем будут допущены ошибки, контрольный орган не примет документы, а на предприятие будет наложен штраф.

Предоставить уведомление можно лично либо отправить заказным письмом с описью и извещением о вручении. Госорган после проверки сведений передает заявителю отрывной талон с печатью.

Уведомления направляются в трехдневный срок с даты заключения/расторжения договора.

В соответствии с изменениями в законодательстве, с 2015 г. извещать налоговую инспекцию и службу занятости о трудоустройстве/увольнении мигрантов не нужно.

Типовая форма извещения утверждена в Приложении № 19 к Приказу ФМС от 28.06.2010 (в ред. от 12.03.2015).

Бланк можно заполнить и от руки, и на компьютере. Все слова должны быть на русском языке. Писать необходимо разборчиво. Бланки с исправлениями, сокращениями, зачеркиваниями не принимаются.

В уведомлении должны присутствовать следующие данные о нанимателе:

  • Полное наименование и форма собственности организации или Ф. И. О. физлица-предпринимателя.
  • Статус работодателя. Это может быть ИП, юрлица, нотариус/адвокат, занимающийся частной практикой.
  • Номер по ЕГРЮЛ.
  • Код деятельности по ОКВЭД.
  • ИНН (при наличии) или КПП.
  • Адрес, контактные сведения (телефон, эл. адрес).

О мигранте должны указываться следующие сведения:

  • Ф. И. О., место и дата рождения, гражданство.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность.
  • Дата выдачи и номер миграционной карты.
  • Номер патента.
  • Адрес регистрации, дата
  • Специальность, профессия и иная информация о рабочей деятельности.
  • Род договора (трудовой, гражданско-правовой), его реквизиты.

Взносы

Страховые отчисления рассчитываются в процентах к окладу в соответствии со статусом трудоустроенного мигранта. Взносы перечисляются в ПФР, ВСС и ФФОМС.

В страховой фонд с временно проживающих мигрантов вносится 1,8 % от оклада. Отчисления в ПФР производятся в соответствии с установленными тарифами.

Граждане Казахстана, Армении, Беларуси выплачивают суммы по ставкам, определенным для конкретного предприятия.

НДФЛ устанавливается исходя из статуса трудоустроенного мигранта:

  • 13 % выплачивают резиденты, которые находятся в РФ больше 183 дн.;
  • 30 % - нерезиденты, находящиеся в России меньше 183 дн.;
  • 13 % - граждане Казахстана, Белоруссии, Армении.

Последние осуществляют перечисления с первого дня работы.

Патент: срок действия, продление

Разрешение на работу выдается в 10-дневный срок с даты подачи необходимого пакета документов. Патент действителен в течение 1-12 мес. Трудовая деятельность по нему может осуществляться в конкретном регионе РФ.

Патент, оформленный на 1 мес., можно продлить не больше 11 раз. При этом общий срок его действия не должен превышать 1 г. В качестве основания для продления выступает отчисление аванса по НДФЛ. Патент будет продлен автоматически на срок, за который внесена сумма. В этом случае обращаться с заявлением в контрольный орган нет необходимости.

Действующий патент можно переоформить однократно на срок, не более года. Он также может выдаваться на 1-12 мес.

Если мигранту отказано в переоформлении, повторно подать заявление он вправе только через год.

Санкции за трудовую деятельность без патента

Мигрантам, нарушившим требования законодательства, может вменяться штраф 2-5 тыс. р. Кроме того, нормативными актами предусмотрена возможность выдворения иностранца с территории России. Соответствующие положения закрепляют части 1 и 2 ст. 18.10 КоАП.

Необходимо помнить, что за нарушения миграционного законодательства ответственность несет и наниматель. Физлицам может вменяться штраф 205 тыс., должностным лицам - 25-50, руководителям - 250-800 тыс. руб.

В соответствии с положениями ст. 18.15 КоАП, исполнительные органы могут приостановить работу предприятия, принявшего в штат мигранта, не имеющего патента, на период от 14-ти до 90 дней. Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст. 2.4 КоАП, как и должностные лица.

Санкции за несвоевременное извещение о принятии/увольнении мигрантов

Меры ответственности предусматриваются в ст. 18.15. Если наниматель не подал уведомление, нарушил сроки его направления, неверно заполнил бланк извещения, ему может грозить штраф:

  • 5-7 тыс. руб. - для физлиц;
  • 35-70 тыс. руб. - для должностных лиц;
  • 400 тыс. руб. - 1 млн руб. - для организаций.

Кроме того, как и в предыдущем случае, предусмотрено приостановление деятельности хозяйствующего субъекта на 14-90 дн.

Заключение

С 2016 г. надзор за приемом мигрантов на работу на отечественные предприятия существенно ужесточился. Контрольные меры направлены на сокращение потоков нелегальных работников.

Из-за того, что мигранты готовы выполнять любую доступную работу, а наниматели, в свою очередь, стремятся сократить расходы на персонал, внутренний рынок труда дестабилизируется. Многие квалифицированные отечественные специалисты не могут найти хорошо оплачиваемую работу. Повышается уровень безработицы. После ужесточения контроля, как показывает статистика, ситуация стала меняться в лучшую сторону. Потоки нелегалов существенно сократились.

В целом предписания законодательства выполнить не так сложно. В ФЗ № 115 требования сформулированы достаточно четко. Нанимателям, стремящимся избежать расходов и нарушающим требования нормативных актов, нужно хорошо подумать. Ведь на предприятие может быть наложен довольно крупный штраф или вовсе его деятельность будет приостановлена. Размер денежных взысканий по КоАП намного выше, чем сумма всех пошлин, определенных законом. Грубые или неоднократные нарушения законодательства могут повлечь и уголовное наказание.

Следует помнить, что контроль трудоустройства мигрантов осуществляет не только МВД, но и служба занятости и ИФНС.


О том, какие документы потребуются для совершения сделки по приобретению недвижимости, и как правильно представить эти документы в регистрирующий орган, и пойдет речь в данном материале.

Прежде всего, иностранным гражданам, лицам без гражданства следует знать, что содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, их осуществление и защита, а также форма сделки в отношении недвижимого имущества определяются по праву страны, где это имущество находится. Следовательно, сделки с недвижимостью на территории Российской Федерации совершаются в соответствии с российским законодательством, а государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится в порядке, установленным Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), а также в соответствии с Методическими рекомендациями «Об особенностях государственной регистрации прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на недвижимое имущество и сделок с ним», утверждёнными Приказом Федеральной регистрационной службы № 82 от 16.05.2007.

Важным условием для совершения сделки является легальное нахождение иностранного гражданина, лица без гражданства на территории РФ. Правовое положение иностранных граждан, находящихся на территории РФ, определено в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ), согласно которому законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ. Поэтому при обращении в регистрирующий орган иностранный гражданин, лицо без гражданства должен представить документ, подтверждающий законность его нахождения в Российской Федерации вид на жительство или разрешение на временное пребывание, либо виза или миграционная карта).

В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации физическое лицо вместе с заявлением о государственной регистрации прав предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина (национальный паспорт или национальный заграничный паспорт) либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. К таким документам в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона № 115-ФЗ относятся:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

В этой связи, необходимо заметить, что документом, удостоверяющим личность несовершеннолетнего (малолетнего) иностранного гражданина, будет являться его свидетельство о рождении, а не заграничный паспорт, который является документом для въезда в Россию.

Так как государственная регистрация прав осуществляется на русском языке, то все документы, составленные на иностранном языке (в том числе и паспорт), должны быть переведены на русский язык. Если документ составлен на нескольких языках, то представляется перевод с одного языка по выбору заявителя. Верность перевода и подлинность подписи переводчика свидетельствуются нотариусами, занимающимися частной практикой, государственными нотариусами, а также консульскими учреждениями Российской Федерации. Представленные на регистрацию прав документы или их копии, содержащие в себе более одного листа, должны быть сшиты, листы пронумерованы и скреплены печатью в установленном порядке.

Если иностранный гражданин не имеет возможности заключить сделку самостоятельно, то он может выдать доверенность другому лицу. Такая доверенность должна быть нотариально удостоверена. При этом, если доверенность удостоверяется нотариусом по месту проживания иностранного гражданина, то она должна быть легализована, так как в соответствии с нормами международного права все иностранные документы принимаются к рассмотрению при наличии их легализации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или положениями международных договоров, отменяющих или упрощающих процедуру легализации.

Легализация документов производится в той стране, где они были выданы, изданы или оформлены и осуществляется двумя способами – это консульская легализация либо удостоверение апостилем.

Консульская легализация доверенности либо иного документа, выданного организациями и учреждениями иностранных государств, потребуется иностранному гражданину, если его страна не входит в состав стран-участниц Гаагской конвенции (Конвенция отменяет требование легализации иностранных документов, подписана в Гааге 5 октября 1961 года). Для консульской легализации, документ сначала заверяется в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе той страны, в которой он был издан, затем документ должен быть переведен на русский язык, а сам перевод заверен местным нотариусом. После этого такой документ передается в консульство Российской Федерации в этой стране. Следует помнить, что легализация будет считаться действительной только на территории России.

Официальные документы и акты, выданные организациями и учреждениями иностранных государств-участников Гаагской конвенции, принимаются к рассмотрению при наличии на них апостиля. Апостиль представляет собой штамп, проставляемый на официальный правовой документ в стране его происхождения на основании Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, удостоверяющий подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ. Этот штамп ставится по заявлению гражданина данной страны на документ или его оборотную сторону в уполномоченном органе его страны. Удостоверенный апостилем документ, действителен в любой стране, подписавшей Гаагскую конвенцию.

Хотелось бы заметить, что такие документы, как паспорт, свидетельство о рождении и прочие документы, удостоверяющие личность согласно законам страны их происхождения не требуют легализации. Данные документы необходимо представить в подлиннике плюс перевод на русский язык, с заверением нотариусом подписи российского переводчика.

Кроме того, легализации не подлежат документы, если иностранный гражданин приехал из страны СНГ, подписавшей Минскую Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.). Но хотелось бы обратить внимание данных граждан, что все представляемые в регистрирующий орган документы должны быть изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью.

На практике, однако, возникают ситуации (особенно это касается документов из Казахстана), когда представляется документ (доверенность, согласие супруга на сделку), выполненный на русском языке и удостоверенный частным нотариусом, но не скрепленный гербовой печатью той страны, откуда прибыл иностранный гражданин. В данном случае такой документ подлежит легализации (через удостоверение апостилем).

Как уже указывалось выше документы, необходимые для проведения государственной регистрации, должны быть составлены на русском языке. Данное требование относится и к договорам (купли-продажи, дарения, мены и т.д.). Весь текст договора, в том числе данные об иностранном гражданине – его фамилия, имя, отчество (если есть), адрес проживания, сведения о документе, удостоверяющим его личность, должны быть написаны на русском языке, использование любого другого (иностранного) языка не допускается.

Ответственность работодателя за подлинность представляемых иностранными работниками документов всегда вызывала массу вопросов. Речь идет, как правило об иностранцах из так называемого Ближнего зарубежья, которым для работы в России требуется получать патенты, а также, как ни странно о тех, кто получил разрешение на временное проживание в Российской Федерации (поскольку часто подделываются штамп «разрешено временное проживание» и штамп о регистрации по месту жительства, проставляемые в паспорт иностранца).

В случае выявления органами государственного контроля на территории работодателя N-ного количества иностранцев с поддельными патентами у проверяющих возникает естественное желание привлечь работодателя к ответственности за допуск к работе иностранцев при отсутствии у них «разрешительных документов, выданных в установленном законе порядке» (часть 1 статьи 18.15 КоАП РФ).

Несмотря на то, что действующее законодательство как в сфере труда, так и в сфере миграции не возлагает на организацию обязанности по проверке документов, представляемых работником при трудоустройстве, на их подлинность, все же многие возлагают на своих сотрудников обязанность по первичной проверке документов.

Представляю некоторые из документов первичного документооборота, которые призваны доказать, что при трудоустройстве работников-иностранцев работодатель предпринимал все возможные меры для недопущения правонарушения и исключить привлечение к административной ответственности. Вместе с тем, обязательными при ведении документооборота, они, конечно же, не являются.

Первым из таких документов является расписка, которая отбирается у каждого иностранца, принимаемого на работу.

Генеральному директору ООО «Рога и Копыта»

от________________________________


Расписка ​

Я, ________________________(Ф.И.О. дата рождения) при трудоустройстве в ООО «Рога и копыта»

представил следующие документы на мое имя:

Паспорт серии _____________ № ___________________ выданный ____________________

Патент серии _____________ № ___________________ выданный _____________________

Договор (полис) ДМС (ОМС) _____________ № ___________________ выданный __________

Подлинность представленных документов гарантирую.

«___» __________201_____

Подпись ________________

Дополнительно приказом по организации назначается сотрудник, ответственный за прием на работу и ведение кадрового документооборота иностранных работников. Приказом на такого сотрудника возлагается обязанность по проверке документов, представляемых при трудоустройстве, но не на подлинность (для проверки документов на подлинность у сотрудника отсутствуют необходимые навыки, полномочия и техническое оснащение), а на соответствие установленным законом требованиям к форме таких документов. В ряде случае такой приказ позволяет переложить ответственность с юридического лица на должностное.​

Генеральному директору

_________________(название организации)

от__________________________(должность)

______________________________(Ф.И.О.)

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА​

Довожу до Вашего сведения, что «____» ______201__г. в службу персонала/отдел кадров (название организации) по вопросу трудоустройства обратился иностранный(ая) гражданин(нка) __________________________(Ф.И.О.), 19___г.р., который(ая) предъявил(а) патент серии __ № ______________, выданный __________________ (наименование органа, выдавшего патент) «___» ________201__г. (дата выдачи) сроком действия до «___» _______ 201__г.

В соответствии с Приказом Генерального директора от«___» _______ 201__г. № _____ мной представленный _____________________ (Ф.И.О.) патент был визуально проверен на предмет наличия несоответствий и расхождений форме патента, утвержденной Приложением к приказу ФМС России от 08.12.2014 N 638"Об утверждении формы бланка патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы"

В ходе визуальной проверки каких-либо разночтений и несоответствий не выявлено.

С гражданином ________________ (Ф.И.О.)

«___» _______ 201__г. заключен трудовой договор № ______

«___»_______ 201__г.

Должность ________________

(Ф.И.О)___________________

Подпись__________________

Оба указанные выше документа оформляются при приеме работника на работу и помещаются, например, в личное его дело. Их предназначение – быть предъявленными в ходе проведения проверки при возникновении вопросов у сотрудников полиции к документам иностранных работников.

При трудоустройстве иностранцев, в паспорте которых проставлена отметка «Разрешено временное проживание» (так называемые РВПшники – получившие статус временно проживающих в России) внимание следует уделять форме проставленного штампа «Разрешено временное проживание» и штампа о регистрации по месту жительства . Очень часто жулики "прокалываются" на том, что штамп о регистрации по месту жительства проставляют по форме, утвержденной для граждан России , которая визуально отличаются от той, что проставляется для иностранных граждан.

Чтобы быть наверняка уверенным в том, что статус РВП получен иностранцем на законных основаниях, следует попросить его предъявить уведомление о разрешении временного проживания в России . Такое уведомление направляется иностранцу по результатам рассмотрения его заявления и является основанием для проставления в его паспорте отметки «Разрешено временное проживание».

Утверждена Приложением N 2 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 29.08.2013 г. N 364;



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...