Статус беженца оформление на работу. Прием на работу гражданина украины с свидетельством о предоставлении временного убежища. Обязательное медицинское страхование

В связи со сложной ситуацией на Украине и увеличивающимся количеством людей, которые пытаются найти убежище в России, возникает масса вопросов. Кто такие беженцы? На каком основании они могут находиться в пределах России? Какими правами и обязанностями они обладают? И наконец, смогут ли они найти работу, и как потенциальным работодателям принимать их на работу? Мы постараемся подробно рассмотреть каждый из этих вопросов, но больше внимания уделим именно вопросу трудоустройства беженцев.

Беженец - это гражданин иностранного государства, либо лицо без гражданства, который ищет убежище, потому что гражданин подвергся преследованию по национальной, расовой принадлежности или вероисповедания и иным причинам.
Правительство России издало постановление, в котором урегулировало вопросы предоставления временного убежища гражданам Украины (постановление от 22.07.2014 г. № 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке"). Новый порядок сократил время и упростил саму процедуру рассмотрения документов для предоставления временного убежища.
Людям, которые приехали из Украины, дается временное убежище по личному заявлению. Делается это только в том случае, если есть причины для признания его переселенцем, либо из гуманных побуждений. Заявитель обязан пройти некоторые этапы идентификации личности. В частности, это дактилоскопия и фотосъемка. Также в десятидневный срок с момента прибытия нужно пройти медосмотр.
Далее беженец может прийти в орган ФМС, либо Многофункциональный центр для предоставления госуслуги с заявлением на выплату денежной помощи и направления в Центр временного содержания. В таких Центрах беженцы находятся для соблюдения санитарно-карантинных правил.
Как правило, убежище предоставляют на 3 месяца. Те, кто решил остаться в России на более длительный срок, проходят более сложную процедуру, для получения статуса беженца и соответствующего удостоверения.
Удостоверение беженца будет для гражданина Украины основным документом, удостоверяющим личность. С этим документом он может пойти в органы занятости населения или искать работу самостоятельно. Чтобы получить удостоверение беженца, иностранцу нужно пройти процедуру признания его беженцем. Эту процедуру можно разделить на несколько этапов:
- Гражданин обратиться с ходатайством, представленные им документы будут предварительно рассмотрены;
- Будет принято решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства. С таким свидетельством гражданин будет ожидать принятие основного решения о присвоении статуса;
- Физлицо либо получит удостоверение беженца, либо отказ в присвоении статуса беженца. Всё это он узнает лично.
В целом, этапы получения удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища можно увидеть в нижеприведенной таблице:

Устройство на работу
При устройстве на работу иностранцу, который получил статус беженца или временное убежище, нужно предоставить документ, удостоверяющий личность, а так же документы об образовании и трудовую книжку. Документом, удостоверяющим личность, будет свидетельство о предоставлении убежища (как мы сказали ранее) либо удостоверение беженца, так как свой паспорт они оставляют в ФМС, где получали статус беженца.
Остановимся подробнее на заполнении трудовой книжки. В пределах нашей страны действительны трудовые книжки установленного образца. Трудовые книжки иностранного государства российскими компаниями не ведутся. Если у сотрудника есть трудовая книжка, оформленная ранее (по образцам 1938, 1973, 2003 годов), в компании могут ее принять. Если у сотрудника нет такой трудовой книжки, или у него трудовая книжка иностранного государства, ему нужно оформить новую трудовую книжку.
Не стоит забывать об обязательном пенсионном страховании. Все работники подлежат обязательному пенсионному страхованию. Но будет ли распространено это требование законодательства на беженцев? Обязательному пенсионному страхованию подлежат следующие застрахованные лица (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ): граждане России, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории России иностранные граждане или лица без гражданства.
На иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, компания так же уплачивает страховые взносы (ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). Если у работника не было страхового стажа (т.е. он устроился на работу впервые), в фирме должны ему оформить свидетельство обязательного пенсионного страхования (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Работник-беженец должен предъявить документ, подтверждающий получение образования. Надо отметить, что документ об иностранном образовании, представляемый при трудоустройстве должен быть легализован, то есть, проставлен апостиль и переведен на русский язык.
В легализации образовательных документов нет необходимости, если есть договор между двумя или несколькими государствами, который отменяет или делает проще эту процедуру. В случае трудоустройства беженца из Украины процедура легализации не применяется. Украина является участницей Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22.01.1993 в Минске. В данном случае необходим лишь перевод документов, заверенный нотариусами, или консульскими учреждениями РФ.
Необходимо также знать, что на Работников-беженцев, имеющих (имевших) судимость, как и на граждан России, распространяются ограничения по приему на работу с несовершеннолетними (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социальной защиты, детско-юношеского спорта, искусства и культуры). Для подтверждения факта отсутствия судимости, необходимо обратиться в ФКУ "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" за получением справки о наличии (отсутствии) судимости. Срок выдачи такой справки составляет 30 дней. Данная справка должна быть представлена Работником при трудоустройстве.
Документы воинского учета беженцами, не предъявляются, так как иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу.

Документы при трудоустройстве:

Как мы видим, различия в предоставлении документов незначительны, так же как и сама процедура оформления приема на работу беженцев.
На сегодняшний день, для многих беженцев очень остро стоит проблема трудоустройства на территории России. В общем, процедура приема таких соискателей достаточно проста и не займет у работодателя много времени и ресурсов. Поэтому, российским работодателям не стоит бояться принимать к себе на работу новых работников-беженцев.

Нестабильная ситуация в собственном государстве побуждает многих иностранцев бросать дом и искать крышу над головой в чужой стране. Такие люди становятся самой незащищенной частью населения, поскольку у них нет практически ничего, что нужно для нормальной жизни, и обеспечить их всем необходимым становится задачей принимающего государства.

Приезжая в Россию, иностранцы могут выбрать один из вариантов легализации своего нахождения в стране:

  • Получить временное убежище в России и пользоваться всеми социальными правами наравне с россиянами.
  • Стать обладателем статуса беженца, который выдается на 3 года и позволяет пользоваться многими льготами, включая получение материальной помощи и пенсии.
  • Получить политическое убежище.
  • в течение 3 месяцев - именно столько могут оставаться в России иностранцы.
  • Подать заявление на , а в дальнейшем стать обладателем .
  • Присоединиться к программе переселения и в последствии вступить в .
  • Получить или , позволяющие легально трудоустроиться в РФ.

Подробно остановимся на первых трех вариантах. Об остальных информация доступна в соответствующих материалах.

Временное убежище

Этот статус впервые введен еще в 1993 году и его появление никак не связано с событиями на Украине, вопреки распространенному мнению. Раньше правом на получение этого статуса пользовались гораздо меньше иностранцев, это были преимущественно вынужденные переселенцы из зон боевых действий различных стран.

Временное убежище (ВУ) - право иностранцев на временное нахождение в России, которое можно получить в двух случаях:

  1. Иностранец имеет основания для получения статуса беженца, но предпочитает ходатайствовать о предоставлении ВУ.
  2. У иностранца отсутствует право на получение статуса беженца, но его депортация за пределы РФ по гуманным причинам не производится. Такими причинами считаются:
    • тяжелое состояние здоровья заявителя и невозможность оказания помощи в стране его проживания. Стоит иметь в виду, что поводом для предоставления ВУ является не наличие у заявителя тяжелой формы какого-либо заболевания, а именно невозможность получить медицинскую помощь в своей стране.
    • в стране проживания заявителя существует реальная угроза для его жизни: военные конфликты, голод, эпидемии.

Например, к гуманным побуждениям можно отнести предоставление ВУ всем, кто уклоняется от мобилизации, не желая сражаться на стороне ВС Украины.

Чтобы получить убежище, иностранец должен обратиться в ФМС (переименована в ГУВМ МВД) и предоставить документы:

  1. Заполненное заявление о предоставлении ВУ (шаблон заполнения можно или найти на сайте gosuslugi.ru ). Указываются все члены семьи, прибывшие вместе с заявителем.
  2. Национальный паспорт.
  3. Дактилоскопическая карта.
  4. Документ, подтверждающий родственные связи (при въезде в РФ с семьей).
  5. 4 стандартные фотографии.

На время рассмотрения заявления выдается справка, которая подтверждает права иностранца и его семьи на нахождение в РФ. Само заявление рассматривается не дольше 3 месяцев. После подачи документов в течение 10 дней иностранец и члены его семьи обязаны пройти медицинское освидетельствование, по результатам которого выдается сертификат (2 экземпляра). Один экземпляр остается в медицинском учреждении, второй - передается на руки иностранцу. Сертификат действует один год со дня выдачи.

По результатам проверки ФМС выносит заключение. При положительном решении иностранец получает свидетельство о предоставлении временного убежища, которое становится его удостоверением личности в РФ. Этот документ можно предъявлять при устройстве на работу или, например, в ЗАГС для регистрации брака.

Национальный паспорт иностранца передается на хранение органам ФМС. Именно этот факт вызывает наибольшие сложности и заставляет некоторых иностранцев отказываться от получения статуса. Ведь выезд из РФ становится невозможным, более того, если иностранец все-таки пересечет границу РФ хотя бы на один день, он лишится права на ВУ - таковы миграционные правила.

Трудоустройство

Иностранец, получивший ВУ, вправе трудоустроиться в РФ без получения разрешения на работу и патента. Вместо паспорта предъявляется выданное свидетельство о ВУ, трудовая книжка, диплом об образовании, СНИЛС, ИНН. При приеме на работу в компании, деятельность которых связана со сферой образования, воспитания и развития детей, организации их отдыха, оздоровления и лечения, будущий сотрудник должен предоставить справку об отсутствии судимости. За этим документом следует обращаться в органы внутренних дел.

Права иностранцев, получивших ВУ

На иностранцев и членов их семей, получивших ВУ, распространяются права, установленные ФЗ «О беженцах» (base.garant.ru/10105682/ ), кроме предоставления единовременного пособия:

  • Иностранец, получивший ВУ, имеет право на получение услуг переводчика;
  • Вправе рассчитывать на помощь в приобретении проездных билетов и компенсацию провоза багажа;
  • Пользоваться бесплатными медуслугами по полису обязательного медицинского страхования;
  • Проходить обучение в образовательных учреждениях;
  • Рассчитывать на содействие в профессиональном обучении или трудоустройстве.

Существует и материальная помощь, но ее размер устанавливается индивидуально каждым регионом. Так, к примеру,в Хабаровском крае, эта сумма составляет 5000 рублей на каждого члена семьи. Для получения материальной помощи иностранцы должны обратиться с соответствующим прошением в органы социальной защиты.

В целом, иностранцы имеют социальные гарантии наравне с россиянами: на легальных основаниях они становятся обладателями медицинских полисов и могут посещать поликлиники, получают возможность устраивать детей в детские сады и школы, а также трудиться в российских компаниях без оформления дополнительных документов.

Срок предоставления ВУ и его продление

ВУ предоставляется на один год. В дальнейшем этот срок может продлеваться еще на 12 месяцев до тех пор, пока сохраняется причина предоставления ВУ. К примеру, украинцы, получившие этот статус, должны будут покинуть пределы РФ после окончания войны в их стране.

Для продления ВУ подается письменное заявление в ФМС не позже чем за 1 месяц до окончания срока действия уже выданного свидетельства.

Утрата и лишение права на ВУ

  1. Если иностранец хотя бы на один день покинет пределы России, то он лишится права на ВУ. По возвращению в РФ всю процедуру придется начинать сначала.
  2. Права на ВУ утрачивается иностранцами, получившими РВП в РФ или гражданство другой страны.
  3. Право на ВУ теряется после устранения обстоятельств, которые послужили поводом для предоставления ВУ.

Иностранец лишается права на ВУ, если совершит в РФ преступление, за которое будет осужден. Также ему придется покинуть пределы России, если он сообщил недостоверную информацию и предоставил фальшивые документы.

Предоставление ВУ гражданам Украины

В связи со сложной политической ситуацией на Украине, прошения граждан этой страны рассматривается по упрощенному порядку - в течение 3 дней. Для лиц из других стран этот срок составляет 3 месяца. Украинцы подают письменное заявление установленной формы, куда вписывают прибывших в ними родственников. Подле подачи заявления проходят дактилоскопию. Также органы ФМС обязаны направить заявителя на медосвидетельствование, по результатам которого выдается сертификат. Этот документ в дальнейшем заявитель передает в ФМС.

После принятия положительного решения в течение одного рабочего дня выдается свидетельство о предоставлении ВУ.

Что касается именно граждан Украины, то с августа 2015 года отменен льготный период пребывания украинцев в РФ. Раньше украинцы могли оставаться в РФ в течение 90 дней, причем каждый 3 месяца этот срок продлевался. Сейчас у граждан Украины есть всего 90 дней, чтобы легализовать свое нахождение в России. Это значит, что в течение указанного времени необходимо подать прошение на предоставление ВУ, если был выбран именно это вариант.

Статус беженца

Беженец - индивидуальный миграционный статус, присваиваемый иностранцу, который подвергается личным преследованиям и не может оставаться в своей стране. Распространено ошибочное представление, что беженцы - это люди, которые бегут от войны. Но эта категория граждан юридически не является беженцами, так как в данном случае отсутствует личностное преследование.

Поводом для получения статуса может стать и тот факт, что украинец принимал участие в военных действиях, сражаясь на стороне ополчения, и в данный момент существует угроза его личного преследования со стороны украинских властей. И напротив, как в случае с временным убежищем для украинцев: имеется угроза жизни иностранца, но отсутствуют факты именно личного преследования. Это, к примеру, все украинцы, которые в массовом порядке выезжают с территории своей страны. Угроза жизни есть - но отсутствуют личные преследования. Такие лица не смогут получить статус беженца, но вправе ходатайствовать о предоставлении ВУ (описано выше).

Чтобы оформить статус беженца, иностранец должен обратиться в ФМС и предоставить документы:

  • Прошение о признании беженцем, где указывается причина, по которой заявителю пришлось покинуть свою страну, и прикладываются документы, подтверждающие этот факт;
  • Стандартная фотография;
  • Национальный паспорт;
  • Опросный лист (заполняется при личном собеседовании с сотрудником ФМС);
  • Анкета;
  • Дактилоскопическая карта.

Если выносится положительное решение по ходатайству, то иностранцу присваивается статус беженца, который действует три года, и выдается удостоверение беженца. Национальный паспорт остается на хранении в ФМС.

Беженцы вправе рассчитывать на единовременное пособие и ряд социальный гарантий:

  1. Получение места в детском саду и школах вне очереди;
  2. Право на получение бесплатных медуслуг по полису обязательного медицинского страхования;
  3. Возможность трудоустройства без получения дополнительных разрешительных документов.

Видео: статус беженца или ВУ для украинцев?

Политическое убежище

Политическое убежище (ПУ) дает право иностранцам на проживание в России. Такого рода право могут получить лица, которые ищут спасения от реальной угрозы их жизни и здоровью за общественно-политическую деятельность в своей стране.

Для получения статуса иностранцы должны обратиться в ФМС и предоставить:

  • Ходатайство о предоставлении ПУ (шаблон заполнения можно скачать );
  • Две стандартные фотографии;
  • Национальный паспорт.

Ходатайство подается лично иностранцем в течение 7 дней после въезда в РФ или после наступления обстоятельств, не позволяющих ему вернуться на родину. Заявитель вправе предоставить любые документы, подтверждающие обоснованность его ходатайства.

После приема документов с иностранцем проводится индивидуальное собеседование и заполняется анкета, в которой излагаются обстоятельства, свидетельствующие о необходимости предоставления ПУ, а также биографические данные заявителя. После подачи документов заявитель в обязательном порядке проходит процедуру дактилоскопии.

После приема ходатайства заявитель получает справку, которая становится основным документом, подтверждающим законность нахождения иностранца в РФ.

Ходатайство рассматривается не дольше одного месяца. В случае подписания Президентом РФ прошения заявитель получает свидетельство о предоставлении политического убежища и ему в установленном порядке оформляется ВНЖ.

  1. Иностранцам прибывшим из стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим;
  2. Лицам с судимостью;
  3. Иностранцам, прибывших из третьей страны или имеющих гражданство третьей страны, где они не подвергаются преследованиям;
  4. Иностранцам, сообщившие ложные сведения.

Право на ПУ будет утрачено, если иностранец покинет Россию, получит российский паспорт или подданство другой страны.

Видео: репортаж о получении временного убежища в России

(Пока оценок нет)

Ниже читатели НужнаВиза.ру делятся своим опытом оформления. Поделитесь и своим!

Нажимая кнопку «Добавить комментарий», я соглашаюсь с сайта.

    Анатолий Сказал(а):

    подал документы на ВУ.дали СПРАВКУ.на работу по ней устроится не могу.патент взять тоже не имею права,т.к. в миграционной карте указана цель визита-частный. ВОПРОС: ЗА ЧТО 3 МЕСЯЦА ЖИТЬ???

    Мария Сказал(а):

    Всем привет.Читаю ваши коменты и в шоке…Мы с семьей приехали в 14 году,сразу сделали рвп,благо проблем с регистрацией не было,от бабушки осталась квартира в г.Оренбурге.Пришли в январе 17 года сдавать документы на внж,нам сказали,что уже времени не хватает,нужно ровно за 6 месяцев,до окончания рвп,а у нас не хватало 9 дней…но не переживайте мы обязательно что нибудь придумаем,это нам сказала начальник отдела фмс по мигрантам-милейшая женщина,спасибо ей огромное.Она говорит,что у них есть негласный приказ,украинцев(речь идет о Донецкой и Луганской об)нельзя даже предлогать выезжать за пределы РФ.Через месяц позвонили сказали придти,предложили сдать документы на ву,что мы и сделали,кстати все сделали за два дня,ждали медицину дольше 10 дней.Сказали что ву будет через 3 месяца,я спрасила,может ли быть такое,что нам откажут,инспектор сказала что нет,украинцам не отказываем-вы же наши….через 5 недель позвонили,пригласили получить ву.Регистрацию с рвп перенесли там же в фмсв паспорт ву.Так что все быстро,без проблем,криков и очередей.Все милые,добрые и отзывчивые,и все нам повторяют-ВЫ НАШИ….

    Инна Сказал(а):

    Живу в Брянской обл. Временное убежище оканчивается 05.07.2017г (3 года как я в РФ,с малолетней дочкой,она пошла здесь в школу)работу официально так и не нашла,как быть с РВП,если документы не принимают без трудоустройства? Я сама родилась и окончила школу в РФ (Брянской обл),хочу РВП оформить не получается,помогите,кто столкнулся с такой же проблемой!

    Юра Сказал(а):

    Деньги-то деньгами так знать бы кому и куда.. ведь деньги есть а тебе гоняют как мальчика, ведь тоже предложили выехать из страны а дома украинские войска, есть вероятность что не вернусь, да и съездить это как ведь живу в Магадане а это 10500 км в одну сторону а это финансы и время и никому нет дела до тебя в ФМС никто ничего не объясняет а что бы попасть в кабинет надо пару дней от сидеть в очереди с братским народом Узбекистана вот так вот начал суетится еще до нового года потом руки опустил и все ужасно устал от этих документов а еще надо жить работать и уведомить о своих доходах только когда всем этим заниматься 🙂

    Катя Сказал(а):

    Подскажите, в каком регионе в 2017 году все еще можно получить временное убежище? Хотела ехать в Краснодар к дальним родственникам, но там, я так понимаю, уже не дают ВУ(

Эта небольшая статья поможет руководителю сориентироваться в перечне необходимых документов, которые желательно бы получить при приёме на работу беженца с Украины.

Прежде всего следует помнить, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Более того, лицо, признанное беженцем, имеет право на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ в соответствии с федеральным законом о беженцах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ (п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах»).

Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (абз. 5, 6 ст. 11 ТК РФ).

Статус беженца автоматически не присваивается, для его получения человек, имеющий украинское гражданство, должен подать ходатайство в территориальный орган ФМС России.

Пока будет рассматриваться данное ходатайство, человеку выдаётся свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу. Форма свидетельства содержится в приложении № 2 к приказу ФМС России от 05.04.11 № 87.

После того как человек получит статус беженца, ему выдаётся удостоверение по форме, утверждённой постановлением Правительства РФ от 10.05.11 № 356.

Таким образом, российский работодатель вправе принять на работу не только человека, который уже получил удостоверение беженца, но и человека, имеющего лишь временное свидетельство.

Требовать паспорт не стоит: украинские паспорта сдаются беженцами на хранение в территориальные органы ФМС России, т. е. у них их просто нет.

Нельзя требовать и разрешения на работу. Удостоверение беженца по сути и является разрешением на работу (подп. 9 ч. 1 ст. 8 закона № 4528-1). Иностранные граждане, признанные беженцами, а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации, до утраты ими соответствующих статусов имеют право осуществлять трудовую деятельность без разрешений на работу (ст. 13 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

При приёме на работу, которая требует специальных знаний и навыков, работодатель вправе и обязан потребовать дополнительные документы, например об образовании и (или) об отсутствии судимости (для преподавателей, воспитателей в детском саду), но, как мы помним, это требование общее для всех работников, как для российских, так и для беженцев.

Перечень документов, подлежащих предъявлению работодателю при поступлении на работу, установлен статьёй 65 ТК РФ. Он включает в себя, в частности:

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Так, статьёй 351.1 ТК РФ определено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Таким образом, украинские граждане при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, обязаны предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдаётся органами внутренних дел как по заявлениям граждан России, так и по заявлениям иностранных граждан и лиц без гражданства (Административный регламент МВД, утв. приказом МВД России от 07.11.11 № 1121).

Что до украинских дипломов и вообще до документов об образовании, то они признаются на территории России (ч. 2 и 3 ст. 107 Федерального закона «Об образовании»). Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

По-прежнему действуют российско-украинские договоры, такие как:

Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 г.);
Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных званиях (Москва, 26 мая 2000 г.);
Протокол между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и учёных званиях от 26 мая 2000 г. (Киев, 28 января 2003 г.).

В данных документах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученного в иностранном государстве.

Следует помнить, что в некоторых сферах работа иностранцев исключена в принципе, например на территориях:

закрытых административно-территориальных образований;
с регламентированным посещением для иностранных граждан;
на которых введено чрезвычайное или военное положение;
на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;
закрытых военных городков;
в пределах которых (на которых) введён правовой режим контртеррористической операции, -

а также в зонах экологического бедствия, в приграничной зоне, на объектах и в организациях Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских формирований, на объектах, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Нужно ли работодателю известить ФМС или других органы о найме украинских беженцев?

Извещать службу занятости и территориальное отделение ФМС России о заключении и расторжении с ними трудовых отношений не нужно (п. 9 ст. 13.1 закона № 115-ФЗ).

Несколько слов об уплате НДФЛ и страховых взносов в случае заключения трудового договора с украинским беженцем. НДФЛ с его зарплаты должен уплачиваться по ставке 30 % до тех пор, пока физическое лицо не станет резидентом Россииской Федерации (т. е. когда срок его пребывания в России превысит 183 дня в течение 12 последующих месяцев). Когда этот срок будет превышен, то весь доход, включаемый в налоговую базу по НДФЛ за данный календарный год, облагается по ставке 13 %. В связи с чем осуществляется перерасчёт исчисленной и удержанной суммы налога. Возврат излишне удержанной суммы НДФЛ осуществляется в соответствии со статьей 231 НК РФ.

На выплаты беженцам, уже получившим удостоверения, взносы в ПФР, ФСС России и ФФОМС начисляются на общих основаниях. Если же человек только подал заявление на получение статуса беженца, то взносы следует начислять как для временно пребывающих иностранцев, т. е. без уплаты в ФСС России и ФФОМС, и взносы в ПФР по тарифу 22 % в пределах 624 000 руб. и тарифу 10 % с сумм превышения.

В случае если организация-работодатель имеет право на применение пониженных страховых тарифов, то взносы на обязательное пенсионное страхование следует начислять по тарифу, установленному по страхователям в целом. Так, для организации на «упрощёнке», основным видом деятельности которой является вид, указанный в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», тариф в 2014 году составляет 20 % в пределах 624 000 руб., суммы же превышения взносами не облагаются.

Российский работодатель вправе принять на работу не только человека, который уже получил удостоверение беженца, но и человека, имеющего лишь временное свидетельство.

Справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдаётся органами внутренних дел как по заявлениям граждан России, так и по заявлениям иностранных граждан и лиц без гражданства.

Извещать службу занятости и территориальное отделение ФМС России о заключении и расторжении с беженцами трудовых отношений не нужно (п. 9 ст. 13.1 закона № 115-ФЗ).

Ксения РАМАЗАНОВА, юрист Правовой компании «Фемида»

Вопрос по иностранцам. Планируется прием на работу гражданина Украины со свидетельством о предоставлении временного убежища. Каковы наши действия? Заключаем срочный договор (по дату действия свидетельства - есть ли такие основания для заключения срочного ТД) или на неопределенный срок? И по какому основанию увольнять, если истек срок свидетельства о временном убежище.

Ответ

Ответ на вопрос:

Помимо этого территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России также необходимо уведомлять о прекращении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранцами. уведомления утверждена .

Если у работника не будет продлено свидетельство о предоставлении временного убежища, и до окончания срока действия свидетельства иностранец не изменит свой статус (не оформит разрешение на временное проживание, гражданство и т.п.), то его нужно будет уволить по п. 9 части 1 ст. 83 ТК РФ в связи с окончанием срока действии свидетельства о предоставлении временного убежища.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация : Как принять на работу сотрудника-иностранца, который получил временное убежище на территории России

Внимание: статус иностранца, получившего временное убежище, не препятствует установлению бессрочного характера трудовых отношений. Поэтому если отсутствуют для оформления срочного трудового договора, то с такими сотрудниками следует оформить бессрочный трудовой договор.

Если в дальнейшем сотрудник утратит статус лица, получившего временное убежище, при этом получит гражданство другой страны и для продолжения его трудовых отношений на территории России потребуется оформление дополнительных разрешений для самого сотрудника или работодателя, то трудовой договор с ним в связи с истечением срока действия специального права.

Это следует из совокупности положений статьи 11, статей и , части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, Порядка, утвержденного , статьи 12 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1.

Законодательство обязывает работодателей территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России о заключении или прекращении трудового договора с сотрудниками-иностранцами. При этом не установлены исключения для иностранцев в зависимости от их статуса. Поэтому работодатель должен уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о приеме на работу любого иностранца, в том числе получившего временное убежище. Такой вывод следует из положений статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.Самые важные изменения этой весны!Пять вредных привычек кадровиков. Узнайте, чем грешите вы
Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.


  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

    Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

    Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

    Правовой статус

    Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

    Привлечение к труду иностранных граждан

    Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

    Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

    • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
    • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
    • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
    • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

    Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

    Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

    Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

    «Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

    Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

    «Постоянное проживание» – вид на жительство.

    Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

    «Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

    Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

    «Беженец» – удостоверение беженца.

    Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

    «Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

    Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

    Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

    Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

    Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

    Например:

    • в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут занимать только граждане РФ;
    • некоторые ограничения по возможности установления трудовых отношений содержатся в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
    • предприятиям розничной торговли и спортивным организациям необходимо соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

    Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

    Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

    Признание документов об образовании иностранного гражданина

    Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

    В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

    • подпадающая под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации2;
    • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

    В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

    • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
    • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
    • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

    В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

    Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

    В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
    • Действительны ли советские трудовые книжки?

      Да, действительны.

      В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).

    • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
    • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
    • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Заметим, что военнообязанными или подлежащими призыву на военную службу рассматриваемая в данной статье категория лиц, скорее всего, не является, поскольку эти лица чаще всего не являются гражданами РФ3;
    • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

    Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

    1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
    2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
    3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
    4. Разрешение на временное проживание.
    5. Вид на жительство.
    6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
    7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации4 (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
    8. Удостоверение беженца.

    Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

    Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

    Да, является.

    Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.

    Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

      • не ограничен в сроке действия;
      • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

    Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

    У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года3.

    Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

    В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

    • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
    • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.

    Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

    Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

    За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

    Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

    Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил5 правовой статус «беженец» или «временное убежище».

    Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

    Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

    Дополнение

    Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

    С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

    Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

    1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

    Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

    Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

    Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

    2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

    3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 3271 ТК РФ).

    4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 3272 ТК РФ).

    Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

    Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 3272 ТК РФ.

    Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

    Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

    Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

    Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

    6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3275 ТК РФ).

    В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3276 ТК РФ).

    Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

    В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

    Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

    1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
    Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

    2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

    3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

    4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

    5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).

    Дмитрий Хоруженко - эксперт журнала «Кадровик»

    • Кадровое делопроизводство и Трудовое право


    Последние материалы раздела:

    Промокоды летуаль и купоны на скидку
    Промокоды летуаль и купоны на скидку

    Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

    Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
    Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

    DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

    DHL Global Mail курьерская компания
    DHL Global Mail курьерская компания

    Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...