Статистическое наблюдение. Единицы наблюдения и единицы совокупности. Измерители преступности в уголовной статистике. Программа статистического наблюдения В государственную отчетность гибдд включаются

1. Уголовная статистика - это система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к изучению уголовно-правовых и криминологических явлений в целях выявления их закономерностей и разработки мер, противодействующих преступности.

2. Задачами уголовной статистики являются:

  • цифровая характеристика состояния и динамики преступности в абсолютных и относительных показателях, а также оценка практики борьбы с преступностью;
  • получение достоверной информации о регистрации преступлений и мер борьбы с ними;
  • определение тенденций изменения преступности и ее рецидива;
  • выявление плюсов и минусов в борьбе с преступностью.

3. К методам уголовной статистики относятся: статистическое наблюдение, сводка и группировки собранного материала, вычисление обобщенных показателей, качественный анализ общественных явлений.

4. Статистическое наблюдение - это организованный сбор информации о массовых социальных процессах и явлениях, имеющих отношение к криминологическому исследованию.

Статистическая информация о преступности зависит от того, что и как учитывается. Отсюда главная задача статистического наблюдения в области преступности - регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, выступающих в качестве единиц ее совокупности в соответствующих документах учета.

5. Статистическая сводка представляет собой научную обработку материалов статистического наблюдения, сведение отдельных единиц в различные совокупности в целях получения обобщенной характеристики изучаемого явления по ряду существенных для него признаков.

Статистическая группировка - это распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным существенным для данного исследования признакам.
Основная задача группировок в криминологическом исследовании - дать наиболее полную и всестороннюю количественную характеристику преступности, личности преступников, жертв преступлений, причин и условий преступлений и реакции общества на них.

В зависимости от задач исследования различают три вида группировок: типологические, вариационные и аналитические.

Типологические группировки - это расчленение изучаемых явлений на однородные группы, типы по существенному признаку (например, полу, наличию судимости).

Вариационные группировки - это распределение типически однородных групп по количественным признакам, которые могут изменяться. С их помощью изучают состав преступников по возрасту, образованию, числу судимостей, по срокам лишения свободы и другим количественным признакам.

Аналитические группировки - это распределение по зависимости, взаимосвязи между двумя или несколькими разнородными группами.

6. Следующий этап обработки статистического материала - получение обобщающих характеристик. Они могут быть выражены:

  • в абсолютных (суммарных) величинах;
  • в относительных величинах, например отношение части к целому;
  • в средних величинах, когда обобщенную характеристику совокупности изучаемого явления относят к какому-либо количественному признаку.

Измерение преступности предполагает определение

Ø объема,

Ø изменение во времени и по территории

на основе информации, отражающей вышеперечисленные проявления преступности. Результат измерений – оценка количественных и качественных показателей.

Соответственно измерение, ведущее к оценке, основано на качественно-количественных показателях. В деятельности правоохр органов эта оценка основана на офиц статистике, в кот закрепляется ряд показателей. Однако за этими пределами остается криминологическая информация, кот характеризует уровень латентности, география преступности, состояние ее организованности, цена преступности (в офиц статистике выражается частично, в виде мат ущерба, причиняемого преступностью, в виде количества причиненных смертей и количества причиненного вреда здоровью, имущественного ущерба), при этом не учитывается деление на первичные и вторичные жертвы (родственники, близкие). \ => для измерения преступности кроме офиц статистики нужно пользоваться данными криминологических исследований.

Показатели преступности

Их можно разделить на количественные и качественные.

К количественным относят:

1. число совершения преступлений: общее (число всех выявленных), по группам, отд преступлений. Под состоянием преступности понимают число преступлений, совершённых на определённой территории за определённый период времени (только зарегистрированные преступления ). Это только количественная характеристика преступности, своеобразная «фотография». Она не позволяет увидеть ничего, кроме чисел.

2. число лиц, совершивших преступление с тем же дроблением (всем, роды, отд преступление) + по полу, возрасту и пр.

3. Число потерпевших. Общее число пострадавших.

4. Мат ущерб в рублях в отношении имущественных и экономических преступлений.

5. коэффициент преступности. Абсолютный уровень преступности выражается в общем числе всех зарегистрированных или выявленных. Относительный же уровень выражается в коэффициентах: общем и дифференцированном. Общий коэффициент преступности показывает число совершенных преступлений на относительную долю населения. Дифференцированный же показывает число зарегистрированных конкретных групп или видов преступности на относительную долю нас. Общий рассчитывается, например, по формуле: К n = E n х 100.000 населения \ H. Дифференцированный коэффициент: K n диф = E nk x 100.000 \ H. Дифференцированный коэффициент может применяться и к отд группе нас, и к отд группе преступлений, и отд преступлению. При женской и несовершеннолетних указывать именно их, а не все население. Кроме того, рассчитывается коэффициент преступной активности : количество выявленных преступников на относит долю населения.



Качественные (количественно-качественные) показатели:

1. структура преступности . Количественно-качественный показатель, показывает отношение отд вида или отдельной группы преступлений ко всей преступности. Структура преступности выражается соотношением удельного веса одного преступления или группы к другому преступлению или группе или всему массиву преступности. C n = Y 1: Y 2 … Y n . Удельный вес Y 1 = E k: E n x 100%.

2. динамика преступности. Динамика – изменение, оказывает рост или снижение. Под динамикой понимается изменение уровня преступности или ее структуры во времени, за определенный промежуток времени. Динамику характеризует: абсолютный рост, темп роста и темп прироста. Абсолютный рост А р = Е п тек – Е п пер. Темп роста Т р = Е п т: Е п пер х 100%. Темп при роста : Т пр = Т р -100%.

3. характер преступности . Это вид преступления или группа, имеющих наибольшую распространенность или наибольшую общественную опасность в определенный период развития общества (а не год разницы).

Офиц показатели подразделяются на неск видов. Мы будем пользоваться статистикой МВД, а не органов прокуратуры (а вернее СКП). Второй вид офиц статистики – суд статистика, третий – соц статистика (морально-нравственная какая-то). Суд статистика меньше правоохранительной, ибо отражает не количество преступлений, а количество приговоров, не количество лиц, выявленных при совершении преступлений, а количество осужденных.

Цена преступности

Цена преступности все отрицательные последствия , кот возникают в обществе в силу того, что в нем существует преступность . Цена преступности может быть выражена через соотношение между собой категорий разл тяжести.

Мы не знаем всех соц последствий преступности, эффективности борьбы с ней и причинах ее развития. Возможно, цену преступности можно приравнять к годовому бюджету страны. Эта цена складывается из двух групп потерь:

1. социально-экономические: прямой и косвенный ущерб, причиненный преступностью, упущенная выгода, законодательная деятельность, расходы на содержание правоохранит органов, оплата процесс деятельности, содержание судимого населения.

2. социально-психологические: чувство страха, неуверенности граждан перед преступностью, недоверие граждан к возможностям государства обеспечить охрану их конституционных прав и свобод, недоверие к правоохранит системе, нежелание сотрудничать с правоохранительными органами.

Латентная преступность и методы ее измерения

Это неучтенная преступность, кот не вошла в офиц уг статистику по объективным или субъективным причинам. Объективно латентная преступность охватывает ту часть преступности, кот не учтена по объективными причинам, не зависящим от воли лиц, ответственным за регистрацию. Субъективно латентная не отражается по причинам, зависящим от воли должностного лица или др лиц, вовлеченных в преступление.

На ряду с латентной выделяется фактическая, то есть вся реально существующая преступность. О ней не свидетельствует реальная статистика, о ней можно говорить лишь приблизительно.

1. незаявленные преступления. В правоохр органы не поступило информации. Латентная в узком смысле.

2. неучтенные преступления. Стали известны правоохр органам, но не получили юр оценки => скрыты от регистрации.

3. неустановленные преступления. Получили огласку, зарегистрированы, но не получили правильной юр оценки в силу допущенной ошибки правоприменителя (неверная квалификация ) или в силу того, что потеряли юр оценку вследствие неустановленного состава преступления.

С 1 янв 2006 в РФ действует система учета совершения преступлений и правонарушений, Типовое положение о регистрации преступлений и правонарушений, Положение о едином порядке регистрации, инструкция О порядке заполнения учетных документов, 8 форм статистических карточек на каждое уг дело.

Основные методы изучения и измерения латентной преступности.

1. наиболее распространенным является метод виктимологического опроса населения, то есть опрос потенциальных или реальных жертв, пострадавших от разл преступлений.

2. Сопоставление статистических данных о криминальных явлениях в офиц отчетах разл ведомств : МВД (количество убийств и покушений на убийство) и органов здравоохранения , статистика органов по поводу без вести пропавших лицах .

3. метод экспертных оценок . Субъективен , лает возможность оценить количество криминальных явлений с точки зрения экспертов.

4. метод наблюдения . Социологический метод, тут же имеет ограниченное применение: количество убийств визуально не посозерцаешь, в вот хищения на производстве – вполне.

Причины преступности

Разл факторы , кот имеют связь с совершением преступления и обычно предшествуют ему. Эти факторы влияют на преступность в целом (в регионе, а не в отношении отд вида преступления – это уже механизм совершения конкретного преступления).

Концепция причинности общефилософская, преступность детерминирована обществом , то есть основной причиной существования преступности является общество в целом.

Причинность и детерминация – близкие понятия, ибо причинность – уровень детерминации. Причины и факторы – это одно и то же.

В философии утверждается, что:

1. причины представляют собой объективное явление, то есть она не зависит от воли человека и группы людей (например, законодателей).

2. Причины характеризуется динамичностью , то есть конкретный фактор, кот называется причиной, изменчив : сегодня этот фактор является причиной, а завтра может утратить свое значение.

3. причинность системна . На уровне общества в целом изменения детерминированы совокупностью факторов, кот представляют собой систему, в кот нек факторы порождают соц явления – причины. Другая же группа становится следствиями.

Для УП, причинная связь – жесткая зависимость между фактором, кот характеризует поведение человека (противоправным деянием) и результатом, кот выражается в общественно-опасном последствии (конкретное поведение). В криминологии же отказались от возможности одного фактора как причины , они всегда совокупны в своей системности.

Итак, причина – явление, кот предшествует другому явлению, порожденному причиной – следствию. Причина преступности – совокупность разл факторов, кот формируется в обществе, но реализуются через поведение конкретных людей => классификации:

a. объективные

b. субъективные

2. по пространственной локализации,

a. внутренние

b. внешние

a. основные

b. дополнительные

b. временные

5. по характеру

b. специальные.

Причинный комплекс – ограниченная совокупность факторов, кот в данном месте и в данное время оказывают наиболее существенное влияние на состояние преступности, путем воздействия на которые, преступностью можно управлять : сокращать ее уровень, менять ее характер.

Три уровня причинного комплекса:

1. влияют на состояние преступности в целом

2. отд виды преступности (преступность несовершеннолетних)

3. причины конкретных преступлений.

Две самостоятельные группы факторов:

a. собственно причины

b. условия, способствующие преступности

Различие состоит в силе влияния. Причины – факторы, кот непосредственно порождают преступность, условия – факторы, кот не порождают преступность, но облегчают действие ее причин.

Криминологические теории о причинах преступности

Одной из первых теорий на заданную тему – теория факторов преступности. С ее точки зрения, причины преступности не сводятся к конкретному явлению или локальному количеству явлений. Существует много факторов, кот имеют связь с совершением преступления => все они – причины. Всего таких факторов ок 240, это и биологические, и психические явления, соц условия, географические и климатические, космические факторы. Многофакторный подход зародился в XIX веке. Положительным достижением является выделение на уровне причин такого фактора как эмоциональное отношение между близкими людьми. Положительные отношения – антикриминогенный фактор, внутрисемейное насилие обратно. В то же время этот подход нивелирует значение отд факторов: космос на ряду с психологией. Да и собственной теоретической базы концепция не имеет. Она опиралась на предшественников и путем их использования (эклектика) пыталась пролить свет на причины преступности.

Все криминологические теории можно разделит на теорию причин преступности и теорию причин преступности, хотя все они будут смешаны. А так вообще все делиться на биологически, социальные и смешанные причины.

1. Биологические причины. Объяснение преступности через негативные особенности человека. Антропологическая теория, эндокринная, генно-хромосомная теория (наличие у человека преступного гена или хромосомной аномалии).

2. социальные причины. С Платона и утопистов. Эмиль Дюркгейм и теория социальной дезорганизации , кот исходила из того, что причиной преступности является аномия, кот усиливается во время резких кризисных явлений в обществе и влечет за собой обострение между коллективными и индивидуальными нормами поведения, разрешающееся увеличением количества противоправного поведения. Теория конфликта культур (теория стратификации) объясняло все противоречием культурных норм общества в целом и отд соц групп.

3. смешанные теории . Теория стигматизации (клеймения), склонность к правонарушению формируется в результате чрезмерной негативной реакции на шалость, что клеймиться как правонарушение, что с точки зрения психологии требует желания извлечь из этого статуса удовольствие. Теория дифференциальных связей тут же.

В нашей стране биологические теории не получили значительного влияния. Наиболее значимы у нас:

1. теория криминогенной психологии (профессор Кузнецова) . В 70-е годы XX века. Согласно этой теории причиной преступности является чуждая обществу социальная и правовая психология общности и личности . Наиболее значимые причины – корыстолюбие, стяжательство, жестокость, национализм, пренебрежение к правилам безопасности и публ стабильности, легкомыслии, правовой нигилизм. Все это формирует криминогенную психологию, состоящей из социально-экономической психологии, полит психологии, бытовой психологии и дефектность правовой психологии.

2. теория соц противоречий . Наиб признаваема криминологами в нашей стране. Кудрявцев . Причина правонарушения (не только преступности) – рассогласование внутри систем общества, класса, коллектива и малой соц группы, а так же противоречия между этими системами. Эти противоречия пытались найти через исследования разл сфер общественной жизни. Это созвучно с теорий соц дезорганизации.

3. теория согласования соц статусов. Профессор Спиридонов . Соц явления, влияющие на правонарушения, образуют особый механизм взаимодействия, в кот проявляются противоречия между потребностями индивида и соц возможностями их удовлетворения . Корнями это уходит в теорию аномии. Возможности удовлетворения потребностей человека или соц групп зависят от положения человека или группы в структуре группы, т.е. соц возможности зависят от соц статуса . В совр обществе человек имеет разные соц статусы, в идеале они должны соответствовать друг другу. Однако в реальной жизни они зачастую не совпадают, что ведет к совершению правонарушений. Это неизбежно => в обществе всегда существует уровень правонарушений, кот невозможно искоренить, но можно удерживать на определенным уровне.

В общем, причины преступности – соц противоречия в разл сферах жизни людей , кот выражается в факторах экономического, политического, культурного и бытового характера и влияют на массовое рассогласование номинального статуса человека с его фактическим положение в обществе.

Совр причины преступности в РФ

1. Социально-экономическая сфера.

Резкая имущественная дифференциация россиян, кот характеризуется несправедливостью, так как она, как правило, не обусловлена честным трудом. Количественно это проявляется в абсолютном экономическом неравенстве людей. Качественно же сие выражается в соотношении богатства 10% самых богатых и бедных.

Чрезмерный уровень безработицы . Происходит рассогласование профессионального статуса с выполняемой работой.

Диспропорция развития основных экономических отраслей в РФ. В основном позитивно развивается сфера обслуживания, а мат производство загибается. Это ведет к дифференциации по уровню з\п людей в разл сферах.

2. соц-полит сфера

Чрезмерное появление большого числа полит партий , движений, количество кот значительно превосходит количество соц групп в структуре российского общества. Партии и движения пытаются отразить экон ожидании нас при дефиците электората , начинается конкуренция в борьбе за голоса => увеличение противоречий между соц группами.

Обострение межнациональных отношений. В условиях прежней соц-полит системы эти противоречия тоже существовали, но их сглаживанию способствовали экономические ресурсы на фед уровне.

Обострение отношений между мигрантами и местным населением.

Личность преступника

ВВЕДЕНИЕ

Изучение статистической науки играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов – как практиков, так и научных работников. Статистика имеет огромное значение: криминологическое, уголовно-правовое, пенитенциарное, криминалистическое, административно-правовое. Соответствующие ее показатели нужны специалистам административного, уголовного, гражданского и других отраслей права. Соответственно специалист в области юридических наук должен овладеть основными вопросами теории статистики, т.е. статистической методологией как совокупностью приемов и методов, в определенной мере инвариантных к конкретному содержанию используемых статистических данных: о ее предмете и методе, законе больших чисел, статистическом наблюдении, группировка, обобщающих показателях и статистическом анализе.

В настоящее время термин "статистика" употребляется в различных значениях. Под статистикой понимаются итоговые показатели, которые в количественном выражении характеризуют различные стороны общественной жизни производство, распределение, перераспределение созданного продукта, отношения собственности, культуру, воспроизводство населения, благосостояние населения, инфляционные процессы и т.д. К статистике относится также практическая деятельность по сбору и обобщению соответствующих данных. С научно теоретической точки зрения в современном понимании статистикой является наука, которая разрабатывает приемы и методы сбора и обработки информации о каких-либо массовых явлениях или процессах, происходящих в общественной жизни.

Правовая статистика – система концепций и методов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.

Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать необходимые сведения, то есть статистические данные. Статистические данные – это совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки). Формирование информационной базы (статистических данных) с помощью статистического исследования социальных явлений и процессов – сложный многоступенчатый процесс. В данном процессе выделяются следующие этапы:

  • Статистическое наблюдение;
  • Сводка и группировка собранного материала;
  • Обработка и анализ сводных статистических данных.

В данном реферате рассматривается первоначальный этап статистического исследования - статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение – это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями. Сформированный в процессе наблюдения данные – исходный статистический материал для решения последующих задач статистического исследования. От качества проведения статистического наблюдения зависят окончательные данные, которые характеризуют изучаемые явления. Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, соответствующими подразделений правоохранительных органов (например, в МВД России – ГИЦ – ЗИЦ – ИЦ- учетно-регистрационные подразделения территориальных органов внутренних дел), научно-исследовательскими институтами и т.д.

1. Определение и этапы статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение – это планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.

Статистическое наблюдение должно отвечать следующим основным требованиям:

  • наблюдаемые факты должны иметь научно-практическую ценность, выражать важные явления и процессы социально-экономической, правовой жизни общества;
  • непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, учитывая постоянное изменение, движение, развитие явлений и процессов общественной жизни;
  • обеспечение соответствия (адекватности) статистических данных исследуемому явлению или процессу путем тщательной и всесторонней проверки (контроля) их качества;
  • создание наилучших условий для получения объективных материалов, что обеспечивается теоретическим обоснованием и научной организацией статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение включает следующие этапы:

  1. Подготовительный этап включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов;
  2. Разработка программы статистического наблюдения включает определение существенных статистических признаков, для характеристики объекта, исходя из цели исследования;
  3. Разработка инструментария включает выбор форм документов первичного учета содержащих программу и результаты статистического наблюдения.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов статистического наблюдения.

2. Подготовительный этап статистического наблюдения

Согласно вышеизложенного, подготовительный этап представляет собой разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов.

Программно-методологические вопросы.

К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.

Цель статистического наблюдения – это получение достоверной информации об исследуемом явлении и процессе для выявления закономерностей их развития. Исходя из общего определения цели статистического наблюдения, можно вывести понятие главной цели статистического наблюдения для правоохранительных органов.

Цель наблюдения должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто, так как неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или недополученные данные для анализа.

Главная цель статистического наблюдения для правоохранительных органов – это регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания – суть статистического наблюдения преступности, основной содержание уголовно-правовой статистики.

После установления цели наблюдения необходимо четко определить, что именно подлежит исследованию, то есть определить объект наблюдения.

Объект статистического наблюдения – это совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, подлежащих исследованию. Для четкого определения наблюдаемой совокупности необходимо указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов. Например, при учете лиц, совершивших преступления, регистрации подлежат только субъекты именно преступления, а не лица, совершившие административные или другие правонарушения.

На основе вышеизложенного определим объекты статистического наблюдения по трем основным отраслям правовой статистики.

Объект уголовно-правовой статистики .

Основная цель уголовно-правовой статистики – это предоставление исчерпывающей информации о количественной стороне преступности и определение характера действия соответствующих государственных мер социального контроля над ней. Таким образом, можно четко определить три объекта наблюдения уголовно-правовой статистики:

  1. преступление как предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст.2, 14 УК);
  2. преступник как вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК);
  3. наказание как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст.43, 44 УК).

Необходимо заметить, что объекты уголовно-правовой статистики отражают специфические особенности каждой стадии уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, вынесение приговора и т.д.). Количественно-качественные характеристики данных объектов уголовно-правовой статистики позволяют определить приоритетные направления контроля над ними и их место, соответствующее значению в криминологической характеристике структуры современной преступности.

Объект гражданско-правовой статистики .

Гражданско-правовая статистика учитывает гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подтверждены в порядке нотариального производства. Гражданско-правовая статистика призвана дать исчерпывающую количественную характеристику указанным правоотношениям – их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Из всего вышеизложенного можно определить следующие объекты гражданско-правовой статистики:

  1. спор о праве гражданском (гражданское, арбитражное дело);
  2. стороны в гражданском, арбитражном процессе (истец и ответчик);
  3. судебное решение.

Одним из постоянных объектов статистического наблюдения данной отрасли правовой статистики являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности суммы, полученные от удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.

Объект административно-правовой статистики .

Административно-правовая статистика учитывает количественную сторону административных правоотношений и характеризует соответствующие мероприятия по борьбе с ними. Исходя из данного определения, можно выделить следующие объекты административно-правовой статистики:

  1. административные правонарушения (проступки) – противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или закона субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП);
  2. лица, совершившие административные правонарушения , достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП);
  3. меры административной ответственности – административные наказания, - применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.9 КоАП).

Полное предоставление об объекте статистического наблюдения можно получить использую такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения – это неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которой регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения – это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.д. Применительно к правовой статистике такими единицами выступают преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Отчетная единица – это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о признаках, характеризующих единицы наблюдения. Например, в уголовно-правовой статистике такими источниками являются отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, исправительная колония и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления. По теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях и субъектах (т.е. лиц их совершивших). Отсюда, зарегистрированная преступность – это данные о выявленных и официально взятых на учет фактах преступлений и лицах, их совершивших.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Применительно к правовой статистике местами проведения наблюдения будут являться все правоохранительные органы РФ, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, - по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.

Организационные вопросы подготовительного этапа статистического наблюдения.

Организационные вопросы подготовительного этапа статистического наблюдения – это выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного учета и форма статистической отчетности, установление сроков предоставления материалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения. Правильное и своевременное решение данных вопросов обуславливает успех любого статистического наблюдения.

Рассмотрим основные понятия и сущность данных вопросов.

Формы статистического наблюдения . Различают следующие организационные формы статистического наблюдения:

  • статистическая отчетность;
  • специально организованное наблюдение;
  • регистры и мониторинг.

Статистическая отчетность.

Главным источником статистической информации является отчетность.

Отчетность – это официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период. Отчетность основана на первичном учете и является результатом его обобщения. Первичный учет – это регистрация различных фактов, событий, производимая по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Различают общегосударственную и внутриведомственную отчетность. Общегосударственная отчетность обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности и предоставляется в органы государственной статистики.

Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд.

По способам предоставления сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой.

Все формы статистической отчетности утверждаются Росстатом.

В правовой статистике наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России. Например, в целях совершенствования показателей статистического учета, в связи с изменением законодательства и необходимостью анализа практики его применения, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ с 1 июля 2006 г был введен и утвержден табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцы форм и статистическую карточку на подсудимого.

Генеральная прокуратура Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. . В этих целях используются формы статистической отчетности

Постановление Госкомстата РФ от 11 июня 1997 г. N 39 "Об утверждении формы ведомственной государственной статистической отчетности о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении";

Постановление Госкомстата РФ от 26 марта 1997 г. N 20 "Об утверждении формы ведомственной государственной статистической отчетности о следственной работе";

Постановление Федеральной службы государственной статистики от 31 марта 2006 г. N 12 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдении за деятельностью следственных органов и органов дознания";

Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28 июня 2006 г. N 24 "Об утверждении статистического инструментария для организации Генеральной прокуратурой Российской Федерации статистического наблюдения за работой прокурора" и другие.

Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством управления социальными процессами лишь при соблюдении следующих общих требований к отчетности:

  • отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными;
  • данные отчетности должны быть сопоставимы, то есть, единообразны по своим качественным признакам и отрезкам времени.

Следующая форма статистического наблюдения – специально организованное статистическое наблюдение . Данная форма наблюдения применяется при необходимости получения показателей, не охваченные официальной статистической отчетностью. Наиболее простым примером данного наблюдения является перепись. Перепись – это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны переписи населения.

В правовой статистике данная форма наблюдения используется редко. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить участие сотрудников правоохранительных органов в правовой пропаганде, работу по повышению их квалификации. В этих целях соответствующими подразделениями органами внутренних проводятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования).

Регистровая форма наблюдения – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий. В правовой статистике данная форма наблюдения не применяется.

В настоящее время получило распространение специально организованное систематическое наблюдение за состоянием явлений и процессов, объектов совокупности, то есть мониторинг . Мониторинг используется для характеристики и слежения за социальными индикаторами, позволяющими исследовать, например, качество жизни, ее уровень и т.д. Так, в целях принятия мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ была образована Федеральная служба по финансовому мониторингу. Одной из функций данной службы является осуществление сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Виды статистического наблюдения .

Статистическое наблюдение по времени регистрации фактов подразделяется на:

? текущее наблюдение – наблюдение, которое проводится, когда необходимо зарегистрировать все единицы совокупности, случаи, факты и т.п. по мере их возникновения и с целью изучения динамики какого-либо явления;

? периодическое наблюдение – наблюдение, которое проводится через определенные промежутки или периоды времени. Например, перепись населения.

? единовременное наблюдение – наблюдение, которое производится по мере возникновения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого показателями текущей статистики.

По полноте охвата единиц исследуемой совокупности статистическое наблюдение бывает следующих видов:

? сплошное наблюдение – это полный учет всех единиц совокупности. Основные недостатки данного вида наблюдения: не обеспечение полного охвата всех без исключения единиц совокупности и большие расходы на его проведение;

? несплошное наблюдение - это наблюдение, при котором регистрации подлежит только часть единиц изучаемой совокупности. В свою очередь, несплошное наблюдение можно подразделить на способы основного массива, выборочный и монографический. Несплошное наблюдение по способу основного массива основывается на регистрации и изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности. Например, при изучении криминальной ситуации в области для статистического наблюдения отбираются районы, занимающие преобладающее значение по основным показателям (территории, совершенным преступлениям и т.п.). Монографический способ несплошного наблюдения применяется для глубоко изучения единичных, но типичных в криминологическом отношении объектов. Оно проводится в основном с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии какого-либо явления. Выборочный способ несплошного наблюдения заключается в исследовании доступной наблюдению либо специально отобранной части (выборки) совокупности, в основном из-за того, что не всегда можно изучить всю совокупность в целом.

Способы статистического наблюдения.

Непосредственное получение статистической информации проводятся разнообразными способами.

Непосредственное наблюдение – это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. К таким фактам можно отнести взвешивание, замер, подсчет и т.п. В процессе применения данного наблюдения появляется возможность существенно расширить программу наблюдения за счет новых ранее не предполагавшихся с точки зрения обстоятельств. Объектами такого наблюдения могут быть:

Результаты действия (бездействия) правонарушителей, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;

Высказывания, реакции, суждения правонарушителей или лиц из контрольной группы;

Поведение правонарушителей в условиях конкретной ситуации;

По положению наблюдателя, его участию в исследуемой ситуации наблюдение бывает полным, включенным и наблюдением-участием.

Полное наблюдение – это наблюдение, где исследователь изучает значимые явления пассивно, как бы со стороны.

Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных явлений и процессов изнутри путем непосредственного восприятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Исследователь как бы смешивается с группой, становится одним из ее членов. Основным недостатком данного наблюдения является то, что для внедрения в какую-либо группу перед исследователем может встать нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или, например, противоправных действиях, что недопустимо.

При наблюдении – участии наблюдатель позитивно участвует в изучаемых им процессах и явлениях, то есть непосредственно являющиеся активными членами изучаемой группы, событий повседневной жизни. Например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской работы.

В зависимости от источника статистической информации различают два способа наблюдения:

Документальный способ основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, в основном носящие учетный характер. На документах базируется отчетность.

Способ опроса, где источником информации являются сами опрашиваемые лица. Данный способ основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом.

В зависимости от того, с какой точность надо провести наблюдение, возможность практического применения того или иного способа, материальных возможностей можно выделить следующие способы опроса:

? Очный опрос – это способ сбора информации, основанный на непосредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Например, данный способ опроса можно применить к лицам ближайшего окружения преступника. На достоверность информации полученной в ходе данного сбора информации влияет ряд обстоятельств: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения респондента о предстоящем вопросе.

? Интервью - это способ сбора информации, основанный на посредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Различают свободное и направленное (программируемое) интервью.

? Анкетный опрос - одни из эффективных и широко применяемых в правовых исследованиях методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц, уровнях понимания ими проблем правосознания и т.п. Основными преимуществами данного опроса по отношению к очному опросу является, то что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах охватить представительскую группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений и т.п.

С точки зрения цели получения данных могут использоваться следующие способы собирания данных.

Экспедиционный (устный) способ основан на проведении опроса в виде заполнения формуляров (анкет, переписные листы и т.п.) специально подготовленными регистраторами, которые одновременно контролируют правильность получаемых ответов.

Корреспондентский способ заключается в предоставлении исследователю информации добровольными корреспондентами на специально разработанном бланке.

Явочный способ предусматривает предоставление данных в органы, ведущие наблюдение в явочном порядке, например, при регистрации браков, разводов, налоговых деклараций и т.п.

Не менее важное место в организации проведения статистического наблюдения занимает подготовка кадров, их инструктаж по вопросам заполнения статистических документов, соблюдения сроков и ответственности за качество работы.

Размножение документации самого наблюдения, рекомендации по заполнению статистических отчетов, их рассылка на места также относятся к организационным вопросам.

3. Разработка программы статистического наблюдения как второй этап статистического наблюдения.

Особо важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения .

Программа наблюдения – научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В данную программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного субъекта. Содержание программы определяется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистического исследования. Соответственно, составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков.

Например, научная основа программы наблюдения уголовно-правовой статистики – это теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и законодательно предусмотренных мер государственных органов по социально-правовому контролю над ней. Законодательным основанием программ наблюдения являются действующие на территории РФ уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство и иные нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих контроль над преступностью.

Исходя из вышеизложенного, можно составить основные программы наблюдения двух из основных отраслей правовой статистики.

Программа наблюдения уголовно-правовой статистики:

  1. состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника;
  2. систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности;
  3. деятельность органов прокуратуры;
  4. деятельность органов МВД России;
  5. деятельность судебных органов;
  6. деятельность учреждений ФСИН;
  7. деятельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения гражданско-правовой статистики:

  1. состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате, структуру и динамику этих отношений, причины способствующие нарушению гражданского законодательства, состав сторон (истцов и ответчиков);
  2. деятельность судов, арбитража и нотариата

Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупностей.

4. Разработка инструментария – третий этап статистического наблюдения.

Следующий этап статистического наблюдения – это разработка инструментария , то есть выбор формы документов первичного учета информации, содержащих программу и результаты статистического наблюдения.

Инструментарий статистического наблюдения составляют формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению.

Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может быть представлен в разных формах: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и др. различают две системы формуляров:

  • Индивидуальная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков.
  • Списочная система, в которой каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации сведений о нескольких единицах наблюдения.

К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д.

Применительно к правовой статистике, по показателям, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, отражается характеристика признаков объектов наблюдения данной статистики. Однако существуют и определенные статистические инструментарии для организаций статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, утвержденный Росстатом.

В настоящее время получают распространение технические носители информации, то есть совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ. Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую современной техникой, переносятся на машинные носители.

Заключение

Статистика преступности свидетельствует, что на протяжении последних лет в России сохраняется сложная криминогенная ситуация, характеризующаяся интенсивной криминализацией общества. Для снижения роста преступности необходимо привлекать все резервы эффективного социально-правового контроля над преступностью. Существенный потенциал в этом направлении содержит правовая статистика.

Согласно Указа Президента от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений.

Для проведения данных мероприятий необходимо овладеть знаниями общих основ статистики и общими навыками проведения статистического исследования. Формирование информационной базы статистического исследования в правовой статистике сложный, многоступенчатый процесс. Одним из первоначальных этапов статистического исследования является статистическое наблюдение. Статистическое наблюдение – это основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер контроля над правонарушениями.

В настоящее время ГИАЦ МВД России и ИЦ являются держателями межведомственных статистических баз данных, представляющих собой государственные информационные ресурсы, отражающие состояние правонарушений и результаты борьбы с ними. Анализ статистических баз данных позволяет информировать руководство страны, принимать управленческие решения центральным аппаратам в министерствах и ведомствах, использовать его в работе по совершенствованию законодательства.

Таким образом, без использования данных и знания теории правовой статистики немыслимо совершенствование правоохранительных органов любого государства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 588 с.
  2. Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика; 2006 ; МГИУ
  3. Правовая статистика; Казанцев С.Я. , Лебедева С.Я.; 2007 ; Юнити;
  4. Общая теория статистики / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.; Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Байтной. - М.: Финансы и статистика, 1994.
  5. Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ»

Статистическое наблюдение в правовой статистике – начальный этап статистического изучения любого правового или юридически значимого явления, и его конечные результаты непосредсвенно зависят от его правильной научной организации.

К программно-методологическим вопросам организации статистического наблюдения в правовой статистике относятся:

− определение цели и задач наблюдения;

− установление объекта и единицы наблюдения;

− составление программы наблюдения;

− выбор вида и способа наблюдения.

1. Цели статистического наблюдения в правовой статистике могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, например, при изучении преступности целью может быть поставлено отслеживание уровня учтенной преступности. На уровне республик, городов и т.д. могут возникнуть свои специфические потребности в исследовании тех или иных правовых явлений, сведения о которых (например, более детальные сведения о преступности или судимости) собираются помимо общегосударственных форм учета и отчетности.

Главной целью любого статистического наблюдения является получение достоверной информации об изучаемых явлениях и процессах с целью выявления закономерностей и тенденций их развития. Основной практической целью статистического наблюдения в сфере правоохранительных органов является регистрация и учет каждого выявленного преступления и лиц, его совершивших, в соответствующих документах первичного учета. Для получения полных и необходимых для анализа данных цель наблюдения должна быть

сформулирована ясно и четко. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в ходе статистического наблюдения.

Задачи статистического наблюдения вытекают из задач статистического исследования (в зависимости от реальных социально-правовых потребностей правоохранительных органов или государства) и могут быть самыми разными. При определении цели и задач статистического наблюдения необходимо также учитывать практические возможности тех организаций, на которые возлагается статистическое наблюдение правовых или юридически значимых явлений.

2. В зависимости от цели статистического наблюдения выбирается объект наблюдения.Объект статистического наблюдения в правовой статистике– совокупность социально-правовых явлений и процессов, фактов или событий, которые подлежат наблюдению. Если, например, целью исследования поставлено отслеживание уровня учтенной преступности, то в качестве объекта наблюдения могут выступать лица, совершившие преступление.

Определение объекта статистического наблюдения в правовой статистике связано с определением границ. Следует четко установить пространственные (территория наблюдения: район, город и т.д.), временные (период наблюдения: месяц, год и т.д.) и количественные пределы объекта наблюдения; указать существенные признаки объекта наблюдения , отличающие его от других объектов (например, при изучении преступности учету подлежат только лица, совершившие именно преступление, а не административные или иные правонарушения).


Конкретными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступление, лицо, совершившее преступление, и наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: спор о гражданском праве (гражданское дело), стороны в гражданском процессе (истец и ответчик), судебное решение.

Объектами административно-правовой статистики являются: административные правонарушения (проступки), лица, совершившие административные правонарушения, меры административной ответственности (административные взыскания).

Любой объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов, поэтому, определяя объект наблюдения, необходимо решить вопрос о единице наблюдения.

Единица наблюдения в правовой статистике – первичный элемент объекта статистического наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носителем юридически значимых признаков,

регистрируемых при наблюдении. В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление, лицо, совершившее преступление, гражданское дело, истец и т.д.

Единицу наблюдения не следует отождествлять с отчетной единицей.

Отчетная единица – это источник, откуда поступает первичная статистическая информация. Применительно к уголовно-правовой статистике такими источниками выступают отделения милиции, районная (городская) прокуратура, районный суд, учреждения исполнения наказаний и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые правовой статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности органов уголовной юстиции для измерения

преступности используются три единицы: уголовное дело (следственное или судебное производство), преступление (по видам), субъект преступления (по лицам: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный). Следует учитывать, что субъекты преступлений могут быть несопоставимы на разных стадиях уголовного правосудия: не каждый подозреваемый становится обвиняемым, не каждый обвиняемый становится подсудимым и т.д.

Важное требование статистического наблюдения в правовой

статистике – сопоставимость единиц измерения. Важно разграничивать преступность, измеренную в уголовных делах, преступлениях и лицах. Число зарегистрированных преступлений, как правило, превышает число лиц, совершивших преступления, так как в процессе следственной и оперативной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших преступления, а статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, оказались неустановленными. В одном уголовном деле могут быть объединены несколько преступлений, одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно и то же лицо может совершить несколько преступлений.

3. Программа статистического наблюдения разрабатывается исходя из содержания объекта, цели и задач статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения составляется при организации любого статистико-правового исследования.

Программа статистического наблюдения − перечень признаков, подлежащих регистрации в процессе проведения наблюдения. Другими словами, программа – это перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения. Содержание программы зависит от целей и специфики объекта исследования. Например, при изучении

личности преступника программа наблюдения должна содержать вопросы о социально-демографических данных преступников. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение достоверности данных – залог успешно проведенного статистического исследования.

В программу наблюдения нежелательно включать лишние вопросы (ответы на которые не требуются для решения задач конкретного исследования), двусмысленные вопросы или вопросы, которые могут вызвать недоверие у обследуемых субъектов (например, вопросы о социально-демографических данных при анонимном опросе о судимости могут насторожить респондента). Вопросы должны быть точными и отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление.

Основной инструмент наблюдения – статистический формуляр (бланк, анкета, переписной лист и т.д.), в котором отражаются вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них. Выделяют два вида формуляров: индивидуальный (карточный) и списочный .

Индивидуальный формуляр предназначен для регистрации признаков одной единицы наблюдения. Примером индивидуального формуляра может служить статистическая карточка первичного учета на выявленное преступление (по форме № 1), заполняемая прокурором, следователем или дознавателем сразу после возбуждения уголовного дела.

В списочном формуляре регистрируются данные нескольких единиц наблюдения, как например, в списке судебных дел, назначенных к слушанию, где в каждой строке указывается отдельное дело. К списочным формулярам можно отнести журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, в который органами внутренних дел заносятся данные статистических карточек первичного учета.

Статистический формуляр должен быть удобным для заполнения, чтения, шифровки и, в настоящее время, для машинной обработки. К статистическим формулярам составляется подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения и даются разъяснения по заполнению формуляра. Статистический

формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения .

В том числе

Номера тем (по тематическому плану)

Время на СР (по тематическому плану), часы.

Номера тем (по тематическому плану)

Время на СР (по тематическому плану), часы.

Конспектирование учебной литературы.

Всего

6.4 Контроль за СРС.

Контроль осуществляется преподавателем в течение всего семестра с выставлением оценки в журнале учебных занятий.

Контроль завершается перед аттестацией учебной работы студента по дисциплине (перед зачетом или экзаменом).

Способы контроля:

Выборочный устный опрос перед началом ПЗ/ СЗ;

Выборочная проверка конспектов, тезисов, рефератов и докладов;

Проверка выполнения задач и тестов.

Итоговая оценка за СРС « хорошо» и выше выставляется в журнал учебных занятий и учитывается преподавателем при аттестации студентов в период зачетно - экзаменационной сессии при оценке СРС ниже «хорошо» , студенту предоставляется право выбора экзаменационного вопроса из предложенных преподавателем, для выставление оценки «зачет» по предмету.

Раздел VII . Итоговый контроль.

7.1 Для студентов очно-заочной и заочной форм обучения

По курсу правовая статистика формой итогового контроля знаний студентов очно-заочной и заочной формы обучения являются зачет в виде выполнения тестовых заданий. Цель тестовых вопросов выявить знания студентов по курсу правовая статистика. При проведении зачета номер варианта выбирается студентом под руководством преподавателя, как правило, по последнему номеру зачётной книжки. Тестирование проводится в течение 5-10 минут в ходе проведения семинарского зачетного занятия.


Вариант №1.

2. В настоящее время термин статистика имеет следующее значение

а) Собирание сведений о различных общественных явлениях.

б) Методология общественных наук.

в) Особая отрасль науки.

3. Правовая статистика включает следующие отрасли:

а) Статистику социальных отклонений

б) Моральную статистику

в) Уголовно-правовую статистику

4. Работник, для которого сбор статистических данных является родом профессиональной деятельности именуется:

а) Статистом

б) Статистиком

в) Сборщиком данных

г) Информатор.

5. Укажите этапы всякой законченной статистической работы:

а) Подготовительная работа

б) Статистическое наблюдение

в) Сводка и группировка собранного материала

Вариант № 2 .

1. Укажите первый этап статистического исследования:

а) Сводка и группировка собранных данных

в) Статистическое наблюдение.

г) Пилотажное обследование.

д) Мониторинг

2. Укажите основные разделы уголовно-правовой статистики в соответствии со стадиями уголовного процесса :

а) Статистика исполнения приговоров

б) Статистика предварительного расследования

г) Судебная статистика

д) Уголовно-процессуальная статистика.

3. Укажите основные разделы гражданско-правовой статистики в соответствии со стадиями гражданского процесса:

а) Статистика искового производства

б) Статистика гражданского судопроизводства

в) Статистика исполнения судебных решений

г) Все правоотношения нерегулируемые ГК РФ.

4. Укажите конкретные виды статистического наблюдения в зависимости от полноты охвата единиц совокупности:

а) Сплошное

б) Монографическое

в) Несплошное

г) Анкетное.

5. Укажите виды статистического наблюдения в зависимости от учета фактов во времени

а) Периодическое

б) Единовременное

в) Текущее

Вариант № 3.

1. Укажите конкретный объект регистрации уголовно- правовой статистики.

а) Преступление

б) Аморальное явление

в) Наказание.

2. Укажите объект гражданско-правовой статистики:

а) Спор о праве гражданском

б) Стороны в гражданском процессе

в) Судебное решение.

3. Укажите объект административно - правовой статистики:

а) Административное правонарушение

б) Административное решение

в) Назначенное наказание.

4. Укажите виды выборки в зависимости от способа её формирования:

а) Сплошная

б) Собственно случайная

в) Систематическая

Вариант № 4.

1. Укажите факторы, определяющие уровень латентной преступности:

а) Уголовно-правовая квалификация совершенного преступления

б) Особенность учёта преступлений

в) Процессы криминализации и декриминализации деяний.

2. Укажите правоотношения, учитываемые гражданско-правовой статистикой:

а) Все правонарушения, регулируемые ГК РФ.

б) Правоотношения, ставшие предметом спора, разрешаемого судом.

в) Административно – правовые правоотношения

3. Укажите на основе каких материалов заполняются документы единого учёта преступлений:


а) Материалов криминологического учёта преступлений

б) Материалов уголовного дела

в) Материалов опроса населения об отношении к преступности.

4. Укажите на какие категории подразделяются обобщающие показатели:

а) Вероятные

б) Абсолютные величины

в) Относительные величины

г) Средние величины

5. Динамические ряды в аналитической работе право-охранительных органов могут быть разделены на три основные группы:

а) Одномоментные ряды

б) Моментные ряды

в) Интервальные ряды

Вариант № 5.

1. Укажите форму наблюдения, при которой нижестоящее звено (суд, прокуратура, милиция) по единым утверждённым формам и в сроки должен представить вышестоящему органу соответствующие документально обоснованные сведения:

а) Перепись

б) Оперативный учёт

в) Отчётность

2. Укажите основной источник информации для заполнения статистической карточки на подсудимого:

а) Протокол судебного заседания

б) Свидетельские показания

в) Приговор и обвинительное заключение

3. Укажите, кто из перечисленных ниже деятелей является основоположником русской уголовно-правовой статистики:

4. Укажите виды статистических таблиц:

а) Описательные таблицы

б) Простые таблицы

в) Сложные или групповые

г) Комбинированные

5. Укажите, как называется операция по подсчету, подытоживанию результатов статистической регистрации и записи этих сведений в таблицы:

а) Табулирование

б) Группировка

в) Сортировка

г) Сводка

Вариант № 6.

1. Система учёта преступлений основывается на их регистрации:

а) По моменту утверждения прокурором обвинительного заключения

б) По моменту возбуждения уголовного дела

в) По моменту вынесения судом обвинительного приговора

2. Укажите, на основе каких документов(носителей информации) осуществляется формирование статистической отчетности о преступности:

а) Заявление граждан о совершенном в отношении их преступлении

б) Статистических карточек первичного учёта

в) Документов оперативного учёта

3. Укажите, какой орган в соответствии с нормативным актом об их едином учёте преступлений осуществляет их регистрацию:

а) Районные суды

б) Органы внутренних дел

в) Органы прокуратуры.

4. Укажите математическую основу закона больших чисел6

а) Теория выборки

б) Теория статистических показателей

в) Теория вероятностей

г) Теория относительности.

в) Регистрация всех административных правонарушений.

3. Статистика прокурорского надзора:

а) Подвид административно-правовой статистики

б) Самостоятельный вид статистики

в) Отчёт о работе прокуратуры за год.

4. Система учета преступлений основывается на их регистрации:

а) По моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.

б) По моменту вынесения судом обвинительного заключения

в) По моменту возбуждения уголовного дела.

5. Укажите на основе, каких документов (носителя информации) осуществляется формирование статистической отчетности о преступности.

а) Статистических карточек первичного учета.

в) Заявлений граждан о совершенном в отношении их преступление.

Вариант № 10.

1. Укажите в форме каких закономерностей проявляются закономерности преступности:

а) Постоянных закономерностей

б) Динамических закономерностях

в) Статистических закономерностях

2. Укажите, в каких единицах учёта измеряется объём работы следователя:

а) Числом проведённых следственных действий

б) Числом раскрытых преступлений

в) Числом оконченных расследованием уголовных дел.

3. Укажите результаты работы органов юстиции

а) Результаты работы следователей

б) Основные показатели судебных органов

в) Статистические показатели деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.

4. Укажите количественные группировочные признаки среды перечисленных ниже показателей правовой статистики:

а) Размер штрафа

б) Сроки лишения свободы.

в) Сроки рассмотрения судами уголовных дел.

5. Система учета лиц, совершивших преступления, основывается на их регистрации:

а) По моменту избрания меры пресечения.

б) По моменту возбуждения уголовного дела.

в) По моменту утверждения прокурором обвинительного заключения

г) По моменту вступления обвинительного приговора в законную силу.

7.2 Для студентов очной формы обучения

Зачёт по курсу «Правовая статистика» для студентов очной формы обучения проводится в устной форме путём ответа на вопросы билета.

На «зачтено» оценивается ответ, если вопрос раскрыт неполно, либо при ответе допущены ошибки, не являющиеся грубыми, либо упущены существенные детали. «Незачтено» – если ответ неправильный, либо допущена грубая ошибка, либо в ответе не названа или не охарактеризована большая часть признаков.

Отсутствие ответа на вопрос оценивается как неудовлетворительный ответ.

При сдаче зачёта преподавателем задаются уточняющие вопросы по теме ответа. При наличии чёткого расширенного ответа объективность действий преподавателя возрастает.

7.3 Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету.

1. Понятие статистики и что она изучает.

2. Общая теория статистики и ее отдельные отрасли.

3. Сущность и значение закона больших чисел для статистики.

4. Методы статистики и их специфические особенности.

5. Значение статистики как науки, изучающей общественные явления.

6. Организация статистики в Российской Федерации

7. Понятие правовой статистики как отрасли социальной статистики.

8. Предмет и задачи правовой статистики.

9. Основные отрасли правовой статистики и их специфические особенности.

10. Значение и роль правовой статистики в изучении преступности.

11. Значение и роль правовой статистики в руководстве и контроле за детальностью правоохранительных органов , суда и органов юстиции

12. Понятие статистического наблюдения, задачи и цели его проведения.

13. Объекты статистического наблюдения отраслей правовой статистики.

14. Сущность проблемы единого учета преступлений и документы первичного учета в правоохранительных органах, судах и органах юстиции.

15. Точность данных статистического наблюдения и виды ошибок наблюдения.

16. Общие и специфические этапы выборочного наблюдения.

17. Виды статистических группировок и задачи, решаемые ими в правовой статистике.

18. Научные основы правильного выбора группировочных признаков в уголовно - правовой статистике.

19. Классификация в статистике и признаки, по которым классифицируются объекты правовой статистики.

20. Понятие статистических таблиц, виды и функции статистических таблиц.

21. Значение статистических таблиц в аналитической работе по изучению правонарушений.

22. Цель и задачи построения графиков в правовой статистике.

23. Виды графиков, основные элементы графиков и их значение в аналитической работе по изучению правонарушений.

24. Общие правила чтения таблиц и графиков.

25. Понятие, формы выражения и виды статистических показателей.

26. Роль показателей в реализации статистических методов изучения правонарушений.

27. Абсолютные величины и их значение в изучении объектов правовой статистики.

28. Виды обобщающих показателей и их значение в правовой статистике.

29. Виды относительных величин и особенности их использования в правовой статистике.

30. Коэффициенты преступности, их разновидности, особенности вычисления и значение в познании преступности.

31. Сущность и значение средних величин в правовой статистике.

32. Виды средних величин и техника их вычисления.

33. Роль индексного метода анализа социально-правовых явлений.

34. Понятие и классификация рядов динамики.

35. Цель и приемы исследования рядов динамики правонарушений.

36. Условия построения и исследования рядов динамики правонарушений.

1.Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике. Постановление Правительства РФ от 01.01.2001г. СЗ РФ 1994г.

4.Уголовный кодекс РФ-1997г. с изм. и доп. на 1 декабря 2009года

8.2 Основная литература

6.Лунеев статистика: Учеб. - М.: Юристь, 2007г.

7.Савюк статистика: Учеб. - М.: Юристъ, 2009г.

8., Румянцев теория статистики: Учеб. - М.: Финансы и статистика, 2006г.

9.Бурлаков. Учеб.2006г.

10.Долгова. Учеб.2006г.

11. «Социология преступности». Учеб.1996г.

12., «Зарубежная и российская криминология сегодня». Правоведения 2004г.

13. «Уголовное право и социология» 1999г.

14.Утевский исследования и криминология. Вопросы философии. 1964г. №2.

15.Криминогенная ситуация в Росси на рубеже XXI века под общей редакцией д. ю.н. проф. . 2002г.

16.Преступность, статистика, закон. Криминологическая ассоциация. 2007г.

17.Преступность и культура, криминологическая ассоциация 1999г.

18.Теория статистики. Учеб. По редакцией проф. . 2002г.

8.3 Дополнительная литература

19.Правовая статистика. Нормативный материал / Под. ред. . - Свердловск, 1989.

20.Остроумов судебная статистика: Учеб. - М.: Юрид. лит., 1976.

21.Правовая статистика / Под ред. . - М.: Юрид. лит., 1980.

22.Правовая статистика / Под ред. . - М.:ЮрЩ1. лит., 1986.

23.Общая теория статистики / Под ред. , . - М.: Финансы и статистика 1996 г.

24.Аналитический вестник аппарата Совета Федерации Федерального собрания РФ №18 2006г. «Состояние преступности в Росси за 2008г.»

25.Статистический сборник «Состояние преступности в России за 2008г.»

26.Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации проверке сообщений о преступлениях, утвержденных 29.12.2005г. приказом Генпрокурора РФ МВД, МЧС, Минюст, ФСБ, ФСКН, №39/1070/1021/253/780/353/399/

27.О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры РФ. Приказ №12 от 01.01.2001г.

8.4 Интернет-ресурс

28. Консультант Плюс: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов.

E-mail: *****@***ru

29. www. ***** МВД РФ

30. ***** генеральная прокуратура РФ

31. www. ***** Верховный суд РФ

32. www. ***** ГМЦ Росстата

33. http: // ru. wikipedia. org/ wik / D.

Раздел IX Глоссарий

Автокорреляция – влияние предшествующих уровней временного ряда на последующие уровни.

Вариация – колеблемость, изменчивость значений признака у отдельных единиц статистической совокупности.

Вариант признака – возможное значение признака у единицы статистической совокупности.

Динамика – развитие, изменение социально-экономических, технических и других объектов или явлений, а также характеризующих их показателей во времени.

Единица совокупности – индивидуальный составной элемент статистической совокупности, являющийся носителем изучаемых признаков.

Исследование статистическое – процесс познания социально - экономических, технических, биологических и прочих объектов и явлений посредством системы статистических методов.

Корреляция - зависимость между случайными величинами, не имеющая строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.

Наблюдение статистическое – планомерный, организационно подготовленный сбор данных об изучаемых явлениях и процессах путем регистрации по специально разработанной программе их существенных признаков.

Объем признака – суммарное значение признака по всем единицам совокупности.

Объем совокупности – число единиц в совокупности.

Признак – объективная характеристика единицы статистической совокупности, которая может быть определена или измерена.

Признак альтернативный – признак, имеющий только два варианта значения.

Признак атрибутивный – признак, имеющий более двух вариантов. Которые при этом выражаются в виде понятий или наименований.

Признак количественный – признак, отдельные варианты которого имеют количественное выражение. Позволяющие оценить их уровни и пропорции между ними.

Признак порядковый – признак, имеющий несколько ранжированных качественных вариантов.

Показатель – обобщающая статистическая характеристика изучаемого объекта или явления в конкретных условиях места и времени.

Совокупность статистическая – множество подвергающихся статистическому исследованию объектов и явлений, объединенных общими признаками, из которых один или несколько не варьируют.

Совокупность генеральная – вся совокупность фактически существующих единиц, из которых тем или иным способом формируется совокупность выборочная.

Совокупность выборочная – совокупность единиц, отобранных по определенным правилам из генеральной совокупности для статистического наблюдения.

Совокупность однородная – статистическая совокупность, единицы которой сходны между собой по существенным для данного исследования признакам или относятся к одному и тому же типу.

Тенденция – основное направление изменения временного ряда, сохраняющееся на определенном временном интервале.

Раздел X . Набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий

Схема 1.

Схема 2



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...