Право на публичное исполнение. Исключительные (имущественные) права Право на импорт произведения

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..... …3

  1. Понятие исключительного права и возможности автора или иного обладателя исключительного права по использованию произведения……………………………………………… ……………6
  2. Распоряжение исключительным правом на произведение…………14
  3. Отчуждение исключительного права или предоставление права использования произведения на основании договора авторского заказа……………………………………………………………… ...…18
  4. Защита права интеллектуальной собственности…………………….20

Заключение…………………………………………………… …………….……25

Основные нормативные акты, литература…………………………………….26

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обуславливается тем, что в связи с принятием четвертой части Гражданского кодекса РФ, вопросы, связанные с регулированием отношений, возникающих в сфере использования результатов интеллектуальной собственности, являются достаточно актуальными.

В структуре гражданско- правового категориального аппарата результаты интеллектуальной деятельности позиционируются в качестве одной из разновидностей объектов гражданских прав. Как и в отношении большинства иных объектов, перечисленных в ст. 128 ГК РФ, легальная дефиниция категории "результаты интеллектуальной деятельности" отсутствует, а определения, сложившиеся по ее поводу в правовой литературе, отличаются значительным разнообразием. Так, под результатами интеллектуальной деятельности предлагается понимать: определенные нематериальные результаты человеческого труда творческого характера; произведения интеллектуального труда, представляющие собой созданную в результате такого труда индивидуально-определенную и зафиксированную на материальных носителях или посредством материальных носителей документированную информацию; систему образов и понятий; идеальные продукты, выраженные в объективной форме.

Основополагающим универсальным признаком рассматриваемого объекта является его легитимность, означающая, что объектами гражданских прав могут выступать только те виды результатов интеллектуальной деятельности, которые прямо обозначены в законе.

Разработанность темы.

Отношения, возникающие в сфере использования результатов интеллектуальной собственности исследованы в работах Л.А. Алехиной, А.С. Аникина, М.А. Астаховой, М.В. Волынкиной, Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко, А.В. Захарьина и др.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности, как объекта гражданских правоотношений.

Предметом курсовой работы является правовое регулирование института права на результат интеллектуальной деятельности в РФ.

Целью курсовой работы является комплексная характеристика института права на результат интеллектуальной деятельности, определение конкретных проблем в данной области.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

Анализ правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной деятельности в действующем законодательстве РФ;

Определение понятия и видов, интеллектуальных прав;

Уточнение места права на результат интеллектуальной деятельности в системе интеллектуального права России;

Исследование аспектов использования и распоряжения результатом интеллектуальной деятельности;

Рассмотрение вопросов защиты права на результат интеллектуальной деятельности.

Методологическая основа курсовой работы включает методы познания, применяемые в юридической науке.

Практическая значимость курсовой работы. Сделанные в курсовой работе теоретические выводы, касаются гражданско-правового уровня охраны объектов интеллектуальной собственности, управления результатами интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности, использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

  1. Понятие исключительного права и возможности автора или иного обладателя исключительного права по использованию произведения

Исключительное право. Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Он может распоряжаться исключительным правом на произведение путем его отчуждения или предоставления права использования произведения. Особенностью исключительного права автора является то, что, несмотря на имущественный характер, на него не может быть обращено взыскание. Однако права требования автора к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионным договорам, а также доходы, полученные от использования произведения, могут быть объектом взыскания по долгам автора. Обладатель исключительного права для оповещения о своем праве может использовать знак охраны авторского права (ст. 1271 ГК РФ), который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения (например, © Чаусская О. А., 2009) 1 .

В пункте 2 ст. 1270 ГК РФ приводится примерный перечень возможностей автора или иного обладателя исключительного права по использованию произведения.

1. Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовления в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. Именно возможность воспроизведения результатов интеллектуальной деятельности третьими лицами вызвала необходимость правовой защиты интересов авторов. Воспроизведение возможно в отношении как обнародованного, так и необнародованного произведения. Частным случаем воспроизведения выступает опубликование, которое представляет собой также один из способов обнародования произведения. В отличие от обнародования, которое возможно единожды, произведение может быть опубликовано неоднократно. Право автора произведения изобразительного искусства на воспроизведение обеспечивается установлением права доступа (ст. 1292 ГК РФ). В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства (картины, скульптуры и т. п.) автор может требовать от собственника предоставления ему доступа к оригиналу произведения с целью его воспроизведения (изготовления копии). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

2. Право на воспроизведение является предпосылкой следующего права автора - права на распространение , которое предполагает распространение экземпляров произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.

Если же оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации посредством их продажи или иного отчуждения, дальнейшее их распространение осуществляется без согласия правообладателя и по общему правилу без выплаты ему вознаграждения (ст. 1272 ГК РФ). Исключение установлено в отношении произведений изобразительного искусства.

3. В соответствии с ГК РФ право на распространение не включает в себя прокат оригинала или экземпляра произведения , который представляет собой самостоятельное правомочие обладателя исключительного права.

4. Право на импорт означает возможность ввоза экземпляров произведения, изготовленных на территории другого государства, в целях распространения. Если такие экземпляры ввозятся третьими лицами не в целях распространения (например, для личного использования), то такие действия не будут нарушением исключительного права.

5. Право на публичный показ распространяется на произведения изобразительного искусства, аудиовизуальные и т. п. произведения. Под показом понимается любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности.

6. Правом на публичное исполнение автор обладает в отношении музыкальных, драматических, хореографических, сценарных произведений, пантомим и тому подобных произведений. Под исполнением понимается представление произведений в живом исполнении (посредством игры, декламации, пения, танца) или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Показ или исполнение являются публичными, если они производятся в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с демонстрацией, представлением или показом произведения (например, на выставке) 2 .

7. Право на сообщение в эфир предполагает сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению (за исключением сообщения по кабелю). При этом не имеет значения, было ли его фактическое восприятие публикой.

8. Право на сообщение по кабелю это право сообщать произведение для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Данное право отличается от предыдущего тем, что произведение доводится до сведения лиц, которые подсоединены к соответствующему кабелю, посредством которого осуществляется сообщение.

9. Право на доведение до всеобщего сведения предоставляет возможность сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему из любого места и в любое время по собственному выбору (например, размещение в сети Интернет).

10. Право на перевод или другую переработку произведения , т. е. создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Если автор разрешает осуществить перевод или иную переработку другому лицу, то оно приобретает самостоятельное авторское право на результат своей деятельности, который относится к производным произведениям.

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Автор произведения изобразительного искусства обладает правом следования, т. е. правом на получение вознаграждения в случае публичной перепродажи оригинала произведения, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, в виде процентных отчислений от цены перепродажи (ст. 1293 ГК РФ). Максимальная ставка установлена в размере 5% от перепродажной цены (при цене перепродажи до 100 тыс. руб. включительно) 3 . Если произведение создано в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), то автор по общему правилу приобретает лишь личные неимущественные права. Исключительное право на служебное произведение принадлежат работодателю, если в трудовом или ином договоре между ними не предусмотрено иное. В случае использования произведения работодателем или иным лицом работник имеет право на вознаграждение (ст. 1295 ГК РФ).

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. Использование произведения другими лицами допускается только с согласия автора (иного правообладателя) и с выплатой ему вознаграждения, размер и порядок исчисления которого определяются в договоре.

Вместе с тем установлены случаи, когда допускается использование произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения либо без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения. Такое использование представляет собой ограничение прав автора и допускается только в том случае, если оно не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения допускается:

1) воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением воспроизведения баз данных или существенных частей из них; программ для ЭВМ; произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (ст. 1273 ГК РФ);

2) предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создания копий этих произведений в цифровой форме (п. 2 ст. 1274 ГК РФ);

3) с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, цитирование в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати; воспроизведение произведения без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения; и др. (п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

4) с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов; отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, или коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений: библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях или образовательными учреждениями для аудиторных занятий (ст. 1275 ГК РФ);

5) передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого использования или когда изображение произведения используется для коммерческих целей (ст. 1276 ГК РФ);

6) публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний (ст. 1277 ГК РФ);

7) воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК РФ);

8) воспроизведение в иных случаях, предусмотренных законом. Срок действия исключительного права на произведение. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти 4 .

В тех случаях, когда личность автора неизвестна (произведение обнародовано под псевдонимом или без указания имени), авторское право действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска. Исчисление указанных сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Кроме того, установлены льготные правила исчисления сроков действия авторского права: если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации; если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года.

По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние и могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения, однако при этом должны соблюдаться право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения.

  1. Распоряжение исключительным правом на произведение

Автор произведения или иной правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на произведение любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права.

1. Правообладатель может передать исключительное право другому лицу, заключив договор об отчуждении исключительного права. Договор об отчуждении исключительного права на произведение это соглашение, в силу которого автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ). Данный договор может быть как консенсуальным, так и реальным. По общему правилу, он является возмездным (приобретатель обязуется уплатить правообладателю вознаграждение) и взаимным. Однако стороны могут договориться о передаче исключительного права без выплаты вознаграждения, в этом случае договор будет безвозмездным и односторонне обязывающим.

Для возмездного договора размер вознаграждения является существенным условием. Если приобретатель обязан выплатить правообладателю вознаграждение, но сторонами не определен его размер, то договор считается незаключенным. Договор должен совершаться в письменной форме, несоблюдение которой влечет его недействительность (ст. 1234 ГК РФ).

Правообладатель после передачи исключительного права другому лицу не вправе использовать произведение без согласия приобретателя. Если по заявлению правообладателя программа для ЭВМ или база данных была зарегистрирована в Роспатенте, то договор об отчуждении исключительного права на данный объект также подлежит регистрации в Роспатенте 5 .

2. Правообладатель может предоставить другому лицу право использования произведения в соответствии с лицензионным договором, не отчуждая исключительного права. Лицензионный договор это соглашение, в силу которого одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (ст. 1286 ГК РФ). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Данный договор может быть как консенсуальным, так и реальным. По общему правилу, он является возмездным и взаимным, в этом случае размер вознаграждения признается существенным условием, которое стороны должны обязательно согласовать. Если в договоре предусмотрено, что вознаграждение не выплачивается, он является безвозмездным и односторонним. В отличие от договора об отчуждении исключительного права, обладателем исключительного права остается лицензиар, а лицензиат в течение определенного срока может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором (например, публиковать литературное произведение). Договор об отчуждении исключительного права можно сравнить с договором купли-продажи или дарения, а лицензионный договор - с договором аренды или безвозмездного пользования. Согласно п. 3 ст. 1233 ГК РФ договор, в котором прямо не указано, что исключительное право передается в полном объеме, считается лицензионным договором. Исключением является случай, когда произведение специально создавалось автором для включения в сложный объект. Договор, по которому лицо, организовавшее создание сложного объекта (например, кинофильма), приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности (например, музыки, специально написанной композитором для кинофильма), считается договором об отчуждении исключительного права. Лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме. В устной форме может заключаться договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании. При продаже экземпляров программы для ЭВМ или базы данных и предоставлении массовым пользователям доступа к ним предусмотрен особый порядок заключения договора: посредством присоединения каждого пользователя к условиям договора, которые изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования программы или базы данных в соответствии с изложенными условиями означает согласие пользователя на заключение договора.

В лицензионном договоре должны быть определены произведение, право использования которого предоставляется по договору, а также способы использования произведения (конкретные правомочия, входящие в содержание исключительного права, передаваемые по данному договору). Право использования произведения, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату. Использование произведения способом, не предусмотренным лицензионным договором, либо по прекращении действия такого договора, либо иным образом за пределами прав, предоставленных лицензиату по договору, является неправомерным и влечет ответственность лицензиата за нарушение исключительного права лицензиара (например, лицензионным договором лицензиату предоставлены права на воспроизведение и распространение литературного произведения; поскольку в договоре не предусмотрено право на доведение произведения до всеобщего сведения, размещение его в интернете будет неправомерным).

В возмездном лицензионном договоре должен быть согласован размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. Вознаграждение может выплачиваться в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. В целях защиты интересов авторов Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений. В лицензионном договоре также определяются срок и территория, на которые передается право использования произведения, при этом срок лицензионного договора не может превышать срок действия исключительного права. При отсутствии в договоре условия о территории, лицензиат может осуществлять использование произведения на всей территории Российской Федерации; при отсутствии условия о сроке договор считается заключенным на 5 лет 6 .

Лицензионный договор может быть заключен, во-первых, с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия); во-вторых, без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия). Лицензия предполагается простой (неисключительной), если договором не предусмотрено иное. Причем стороны могут в отношении одного способа использования произведения предусмотреть сохранение права выдачи лицензий другим лицам, а в отношении другого способа - исключить возможность аналогичного использования произведения другими лицами (ст. 1236 ГК РФ). Предоставление лицензии не лишает лицензиара возможности отчуждения исключительного права. В случае перехода исключительного права к новому правообладателю (в порядке универсального или сингулярного правопреемства) лицензионный договор сохраняет силу, новый правообладатель занимает место лицензиара, он не вправе требовать изменения или расторжения договора иначе, чем по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Особой разновидностью является издательский лицензионный договор - договор, заключенный автором или иным правообладателем с издателем, т. е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение. Лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре, а при его отсутствии - в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования.

При неисполнении издателем этой обязанности лицензиар вправе расторгнуть договор и потребовать выплаты согласованного вознаграждения в полном размере (ст. 1287 ГК РФ).

  1. Отчуждение исключительного права или предоставление права использования произведения на основании договора авторского заказа

Отличие данного договора от ранее рассмотренных состоит в том, что автор распоряжается исключительным правом на произведение, которое будет создано в будущем по заказу другой стороны. Цель данного договора - создание автором произведения, отвечающего требованиям, предъявляемым заказчиком. Договор авторского заказа это соглашение, в силу которого одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе илив иной форме (ст. 1288 ГК РФ). Это консенсуальный договор, который может быть возмездным или безвозмездным (договор предполагается возмездным, если в нем не установлено иное). Он всегда носит срочный характер, причем срок признается существенным условием. Если договор не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, он не считается заключенным.

Основной обязанностью автора по договору авторского заказа является создание произведения, предусмотренного договором, и передача его заказчику в установленный срок. При наличии уважительных причин пропуска срока автор может потребовать предоставления ему для завершения создания произведения дополнительного льготного срока. Продолжительность льготного срока составляет одну четвертую часть первоначального срока, установленного для исполнения договора. Однако если договор заключен с условием его исполнения к строго определенному сроку (из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения заказчик утрачивает интерес к договору), то при наличии просрочки со стороны автора заказчик вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании предусмотренного договором срока его исполнения (например, предметом договора является создание сценария проведения в назначенный день какого-либо торжества). В остальных случаях заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа только по истечении дополнительного льготного срока 7 . Созданное произведение науки, литературы или искусства передается, как правило, на материальном носителе (например, рукопись, картина, статуя), на который заказчик приобретает право собственности, если соглашением не предусмотрена передача его во временное пользование заказчика.

На произведение как систему идей, мыслей и образов заказчику может быть передано исключительное право (в этом случае к договору применяются правила о договоре об отчуждении исключительного права) или право использования на условиях исключительной или простой лицензии (применяются правила о лицензионном договоре).
и т.д.................

Исключительное право на произведение (право использования произведения)

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат права, указанные на рис. 4.1.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения (ч. 2 ст. 1255 ГК РФ). В силу правил ч. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным регулятором творческого труда автора.

Указанная норма детализируется и в других статьях ГК РФ, в зависимости от создаваемого объекта. Так, исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали создание такого произведения, принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию.

Закон закрепляет таких лиц. В частности, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное (ст. 1296 ГК РФ).

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда исключительное право на произведение принадлежит супругам. В частности, об исключительном праве указано в ст. 36 СК РФ, где закреплено специальное правило для исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные одним из супругов. Указанные права принадлежат автору соответствующего результата, т.е. тому супругу, чьим трудом он создан. Такое исключительное право является личным имуществом и не подлежит разделу. Согласие второго супруга на распоряжение исключительным правом не требуется.

Однако исключительное право может быть признано и совместной собственностью супругов. В частности, это касается ситуации, когда супруги приобретают исключительное право на произведение на совместно нажитые средства.

Кроме того, доходы, получаемые от использования исключительного права, являются совместными даже в том случае, когда исключительное право принадлежит только одному из супругов.

Исключительное право иначе именуется правом использования произведения. В связи с этим целесообразно определить способы такого использования. Законодатель такие способы закрепил в ст. 1270 ГК РФ (рис. 4.2).

Воспроизведение, т.е. изготовление одного экземпляра произведения или более либо его части в любой материальной форме, не является нарушением исключительных прав на воспроизведение только в том случае, если в момент изготовления такого экземпляра само произведение используется правомерно.

Нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра либо при неправомерном доведении до всеобщего сведения (в том числе при неправомерном размещении в сети Интернет).

Рис. 4.2.

Бернская конвенция закрепила за авторами в первые годы своего существования именно исключительное право авторов на воспроизведение (reproduction, Vetfilfaltigung), а впоследствии - новые виды исключительных полномочий, относившихся поначалу к разряду воспроизводства. Согласно Бернской конвенции "авторы литературных и художественных произведений, охраняемых данной Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме. Законодательством стран Союза может разрешаться воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Любая звуковая или визуальная запись признается воспроизведением для целей настоящей Конвенции" (ст. 9).

В силу подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, т.е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо другом месте одновременно с представлением или показом произведения. При решении вопроса о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т.е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.

Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать соответствующее вознаграждение.

Публичное исполнение следует отличать от таких самостоятельных способов использования произведения, как сообщение в эфир или по кабелю.

Под сообщением в эфир или сообщением по кабелю, т.е. сообщением произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению, следует понимать как прямую трансляцию произведения из места его показа или исполнения, так и неоднократное сообщение произведения для всеобщего сведения. Сообщение произведения в эфир или по кабелю производится теле- или радиокомпанией в соответствии с условиями заключенного между ней и правообладателем (в том числе наследником) или организацией по управлению правами па коллективной основе лицензионного договора. При этом право использования произведения, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Исходя из ст. 1272 ГК РФ, а также подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, согласно которому самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя, является импорт оригинала или экземпляров произведений в целях распространения, в их взаимосвязи принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории РФ.

В п. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 подчеркивается, что ни подп. 4 п. 2 ст. 1270, ни ст. 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

Еще одной разновидностью использования произведения является размещение персонажей на различных товарах. Такой вид использования довольно часто является предметом судебного разбирательства.

Судебная практика

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как указал истец, 14.11.2013 в магазине, расположенном вблизи дома но адресу: г. Рязань, ул. Новаторов, д. 3, по договору розничной купли-продажи были приобретены товары шорты и варежки "Маша и Медведь", содержащие изображения, сходные до степени смешения с персонажами мультипликационного сериала "Маша и Медведь", а именно персонажами "Маша", "Медведь".

Заключение договора купли-продажи подтверждается товарным чеком № А0016824 от 14.11.2013, на котором имеются реквизиты индивидуального предпринимателя г-на III., в том числе оттиск круглой печати предпринимателя. Оригинал чека представлен истцом в материалы дела. Сумма покупки составила 250 руб. Факт реализации товара подтверждается видеозаписью, на которой виден как факт приобретения товара, так и выдачи кассового чека от 14.11.2013, просмотр которой осуществлен судом.

Исключительное право на использование персонажей "Маша" и "Медведь" принадлежит ООО "Маша и Медведь" на основании договоров об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение № 010601-МиМ от 08.06.2010 (серии 1-8) и Ml-1007/19 от 12.11.2010 (серии 9-12), заключенных с ООО Студия "А".

Исключительные права на персонажи указанного выше мультипликационного сериала, в том числе упомянутых персонажей "Маша" и "Медведь", переданы правообладателем в доверительное управление Некоммерческому партнерству "Э" на основании договора № Э1-МиМ от 23.03.2012.

Правообладатель может но своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Из материалов дела усматривается, что ООО "Маша и Медведь" не передавало ответчику право на использование персонажей мультипликационного сериала с одноименным названием (доказательств обратного арбитражному суду не представлено), из чего следует, что ответчик нарушил исключительное право автора произведения.

В соответствии со ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250,1252,1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Согласно разъяснениям, данным в п. 43.3 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29, рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного подп. 2 ст. 1301, подп. 2 ст. 1311, подп. 1 п. 4 ст. 1515 или подп. 1 п. 2 ст. 1537 ГК РФ. Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

Разрешая данный спор с учетом указанных разъяснений, арбитражный суд принимает во внимание, что истцом не предоставлено доказательств, указывающих на длительность совершенного ответчиком нарушения авторского нрава, в том числе неоднократности совершения нарушений в отношении рассматриваемого объекта авторского права, а также на причинение каких-либо крупных (реальных) убытков правообладателя в связи с указанным нарушением (в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения авторского права посредством реализации продукции стоимостью 250 руб.).

С учетом изложенного, суд считает соразмерной допущенному нарушению денежную компенсацию в размере 20 000 руб., так как компенсация в данной сумме соразмерна возможным убыткам правообладателя, вызванным распространением продукции с изображением персонажа мультипликационного произведения "Маша и Медведь", торговля которым уменьшает покупательский спрос на лицензионную продукцию .

Прицеленное судебное решение демонстрирует самостоятельность персонажей "Маша" и "Медведь" даже в случае их размещения в составе аудиовизуального произведения. И их использование, в данном случае путем размещения на товарах, должно быть осуществлено с согласия правообладателя.

В некоторых случаях закон предусматривает исключения из этого правила, оставляя возможность для свободного использования исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности.

При этом свободное использование авторских произведений в обороте выступает как ограничение исключительных прав и может осуществляться либо в целях личного, некоммерческого использования авторских произведений, либо в общественных целях (научных, социально-культурных, учебных, информационных, политико-правовых).

Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу ст. 1273 ГК РФ понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина.

В п. 34 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 даются разъяснения правил, регулирующих свободное воспроизведение произведения, осуществляемое в личных целях (ст. 1273 ГК РФ). Подобное воспроизведение разрешается законом без необходимости получения согласия от автора или иного правообладателя на безвозмездной основе.

При этом должны соблюдаться цели некоммерческого, личного использования для собственных нужд или потребностей обычного круга семьи данного гражданина. Понятие "обычный круг семьи" может включать родственников, друзей, но в каждом случае будет определяться судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Полагаем, что толкование необходимо осуществлять расширительно с тем, чтобы избежать неравного положения граждан . Свободное воспроизведение разрешается законом в отношении правомерно обнародованного произведения.

В силу п. 4 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры.

Карикатуры, как и пародии должны быть узнаваемы и ассоциироваться с первоначальным произведением. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ.

Пародии и карикатуры, как и следует из названия ст. 1274 ГК РФ, должны быть использованы в информационных, научных, учебных или культурных целях. В иных случаях использование пародий и карикатур может вторгаться в сферу коммерческого использования авторских произведений, например, использования в рекламных целях или распространения как самостоятельного объекта авторского права.

Право па распространение (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) и право на импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения (подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) анализируются в п. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29. В Постановлении справедливо делаются акценты на то, что для применения нормы об исчерпании исключительных прав необходимо соблюсти ряд условий. К ним закон относит условие о правомерном введении произведения в имущественный оборот на территории России либо самим правообладателем, либо другими лицами, которые осуществляли действия с согласия правообладателя (на практике преимущественным образом по лицензионному договору). Логично, что на контрафактные произведения данные правила не распространяются (исчерпания не происходит), и правообладатель может прибегнуть к соответствующим мерам защиты своих исключительных нрав (п. 4 ст. 1252 ГК РФ). Для правообладателя не имеет значения, каким способом изготавливались данные копии произведения за рубежом .

В абз. 2 н. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 содержится разъяснение, направленное на установление соотношения права на импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения с принципом исчерпания исключительных прав.

Как следует из текста постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29, право на импорт в целях распространения выступает как самостоятельное имущественное правомочие. Вместе с тем дается разъяснение, что норма об исчерпании не применяется в отношении оригинала или экземпляров произведений, которые были введены в оборот за рубежом, что следует из содержания ст. 1272 ГК РФ.

При этом не каждая деятельность может быть признана распространением произведения.

Судебная практика

Так, например, суд пришел к выводу, что требование издательства о взыскании с общества компенсации за нарушение исключительных авторских нрав издательства на произведение не подлежало удовлетворению, в частности потому, что общество только осуществляло функции по доставке товаров согласно агентскому договору и не являлось распространителем спорной книжной продукции применительно к подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГКРФ .

Исключительные права при распространении произведений имеют ограничения в силу исчерпания авторских прав. Данное правило позволяет ограничить контроль со стороны правообладателя за перепродажами авторских произведений, правомерно введенных в торговый оборот.

Распоряжение исключительным правом. Согласно п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом.

В случае внесения исключительного права в качестве вклада в уставный (складочный) капитал помимо указания на то в учредительном договоре необходимо заключение отдельного договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой ГК РФ. В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1232 ГК РФ, такой договор подлежит государственной регистрации.

Статьями 336, 1233 ГК РФ допускается распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации путем залога, с особенностями, предусмотренными частью четвертой ГК РФ.

Такие особенности установлены ст. 1232 ГК РФ, определяющей случаи, когда залог исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации подлежит государственной регистрации, а также п. 5 ст. 1233 ГК РФ, в силу которого в случае заключения договора о залоге исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации залогодатель вправе в течение срока действия этого договора использовать такой результат интеллектуальной деятельности или такое средство индивидуализации и распоряжаться исключительным правом на такой результат или на такое средство без согласия залогодателя, если договором не предусмотрено иное.

Не могут выступать в качестве предмета залога личные неимущественные права, имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации могут выступать в качестве предмета залога при условии, что допустимо их отчуждение от правообладателя. Так, не могут быть предметом залога право следования на произведения изобразительного искусства, авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений.

Предмет договора о залоге исключительного права (ст. 336, 339 ГК РФ) определяется применительно к п. 6 ст. 1235 ГК РФ путем указания на результат интеллектуальной деятельности, право использования которого передается в залог, со ссылкой в соответствующих случаях на номер и дату выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат (патент, свидетельство).

Также в договоре о залоге должно быть определено: заложено ли исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме (применительно к п. 1 ст. 1234 ГК РФ) или право использования такого результата в предусмотренных договором пределах (применительно к п. 1 ст. 1235 ГК РФ). В последнем случае договор о залоге должен предусматривать и обстоятельства, приведенные в подп. 2 п. 6 ст. 1235 и ст. 1236 ГК РФ.

Обращение взыскания па заложенное исключительное право осуществляется в соответствии со ст. 349 ГК РФ.

Обращение взыскания на заложенное исключительное право возможно по правилам п. 2 ст. 349 ГК РФ как в судебном, так и во внесудебном порядке на основании письменного соглашения залогодателя и залогодержателя.

С 1 октября 2014 г. стало возможным договорное регулирование распоряжения исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности (абз. 2 п. 3 ст. 1229 ГК РФ в ред. Федерального закона от 12.03.2014 № 35-ФЗ).

Действие исключительного права на произведение на территории РФ

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения:

  • а) обнародованные на территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на ее территории, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • б) обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами ее территории, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
  • в) обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами ее территории, и признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории России оно было опубликовано на ее территории.

Срок действия исключительных прав (ст. 1281 ГК РФ). Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, - срок действия исключительного права истекает через 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом сто правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни автора и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, начиная с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

По истечении установленного законом срока действия исключительного права объект авторского права переходит в общественное достояние.

  • Арбитражный суд Московской области. Дело № A41-21593/14. URL: http: //asmo.arbitr.ru.
  • Гаврилов Э. П.

Самостоятельным способом использования произведения является его распространение. Под распространением, понятие которого в ранее действовавшем законодательстве не раскрывалось, большинство ученых понимало запуск в гражданский оборот тех материальных носителей произведения, которые размножены на основе принадлежащего автору права на воспроизведение1. В таком понимании право на распространение действовало только в отношении произведений, зафиксированных на материальных носителях. По мнению Э.П. Гаврилова, объектом распространения могли быть не только размноженные копии произведения, но и сам его оригинал, что, подтверждал ссылкой на законодательство тех стран, которым было известно так называемое право следования. Некоторые специалисты включали в понятие распространения и такие способы использования произведений, которые вообще не связаны с воспроизведением их материальных носителей, например публичное исполнение или публичный показ произведения изобразительного искусства, что явно не согласовывалось с законодательством. Закон "Об авторских и смежных правах" определяет рассматриваемое право очень скупо, указывая лишь на то, что автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д. Но, опираясь даже на эту формулировку, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего, закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе. Это следует хотя бы из того, что продать и сдать в прокат можно лишь сам материальный носитель, на котором зафиксировано произведение, а не само произведение как таковое. Поэтому публичное исполнение, публичный показ, передача в эфир и иные аналогичные способы использования произведения распространением не являются. Далее, распространение предполагает наличие копий произведения, которые и пускаются в гражданский оборот. В самом деле, в законе говорится о продаже, сдаче в прокат и т. п. экземпляров произведения, т.е. копий, изготовленных в любой материальной форме. Если произведение не размножено, а существует только в оригинале, оно не может быть распространено. Поэтому, даже после закрепления в авторском законодательстве права следования нельзя согласиться с тем, что объектом распространения может быть сам уникальный материальный носитель произведения. Наконец, право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумные потребности публики. Распространением будут признаны продажа, сдача в прокат или введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий произведения. Этим оно отличается от опубликования произведения. Например, при рассылке автореферата диссертации происходит распространение произведения, однако это не считается опубликованием. Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения произведения, называя лишь наиболее типичные из них -- продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в прокат (внаем) -- это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Однако получение платы за передачу копии произведения в собственность или во временное пользование не является обязательным признаком распространения. Экземпляры произведения могут передаваться третьим лицам и бесплатно. Типичным примером такого распространения является деятельность библиотек. Новый Закон подчеркивает, что если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Иными словами, согласие автора требуется лишь на первую продажу экземпляров произведения; в последующем же они циркулируют в гражданском обороте свободно, не нарушая авторских прав. Данное правило выражает широко известный принцип, который в патентном праве именуется принципом исчерпания прав. Собственник экземпляра произведения может свободно продать его, обменять, подарить, передать во временное безвозмездное пользование и т.п. Однако закон запрещает ему без согласия автора распространять произведение путем сдачи его в прокат, так как данное право по прямому указанию закона сохраняется за автором, независимо от права собственности на экземпляры произведения. Право на распространение тесно связано с правом на воспроизведение, поскольку распространяться может лишь то, что предварительно воспроизведено, а воспроизведение обычно осуществляется в целях распространения. В тех случаях, когда автор предоставляет кому-либо право на воспроизведение своего труда, предполагается, что он разрешает и распространение произведения. Однако, несмотря на близость и взаимозависимость рассматриваемых правомочий, каждое из них выступает как самостоятельный способ использования произведения. Правомочия по воспроизведению и распространению могут принадлежать разным лицам, осуществляться независимо друг от друга по месту и времени и нарушаться самостоятельно. Необходимость четкого разграничения указанных правомочий наглядно видна из следующего примера. Переводчицей были переведены на русский язык два произведения югославского писателя. Эти переводы были изданы в СССР, один в 1964 г., второй в 1968 г., за что переводчица получила вознаграждение. Затем в 1976 г. по заказу советского объединения "Союзкнига" эти произведения в том же переводе были изданы одним из югославских издательств, завезены в СССР и реализованы "Союзкнигой". Вначале переводчица обратилась к югославскому издательству с просьбой выплатить ей вознаграждение, на что последнее ответило, что переводчица не является гражданкой Югославии, и ее переводы впервые были опубликованы за пределами Югославии. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. также не распространяется на данные произведения, поскольку они были опубликованы до 27 мая 1973 г., т.е. до даты, когда СССР присоединился к данной Конвенции. Тогда переводчица обратилась с иском к "Союзкниге", который был судом удовлетворен. Вынося такое решение, суд совершенно справедливо исходил из того, что "Союзкнигой" нарушено принадлежащее автору исключительное право на распространение произведения. Наряду с правом на распространение Закон "Об авторском праве и смежных правах" особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт). В данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей. Основанием для специального выделения права на импорт является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав. Речь идет, разумеется, лишь о произведениях, зафиксированных на материальных носителях и воспроизведенных хотя бы в нескольких копиях. Рассматриваемое право неразрывно связано с правом на распространение и в известной мере является его детализацией. Право контроля над импортом экземпляров произведения предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять принадлежащее ему право на распространение. Обладая правом на импорт, автор может пресечь нарушение своего права на распространение уже на стадии подготовки нарушения. Если же ввоз экземпляров произведения не имеет цели их последующего распространения на территории, на которой произведение пользуется правовой охраной, то автор не может запретить их импорт. Например, он не может воспрепятствовать ввозу на территорию, на которой его авторские права на произведение пользуются правовой охраной, экземпляров, изготовленных вне этой территории, если целью ввоза являются участие в выставке, удовлетворение личных потребностей и т.п.

Статья 1270. Исключительное право на произведение.


Статья 1270 Исключительное право на произведение

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Право на импорт.

В целях распространения произведения автор вправе импортировать его экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (Ст. 16, п.2 Закона). При этом под импортом понимается пересечением товаром (экземплярами произведения) государственной границы Российской Федерации; его последующее растаможивание значения не имеет.

Объектом данного права могут быть только произведения, зафиксированные на материальном носителе. Право импорта, не распространяется, в частности, на прием зарубежных радио- и телепрограмм.

Право импорта тесно связано с правомочием автора на распространение произведения и в значительной мере является его конкретизацией. Осуществляя контроль за импортом своего произведения автор может пресечь нарушение права на распространение уже на стадии его подготовки 2 . Он, однако, не вправе запретить импорт экземпляров, не предназначенных для дальнейшего распространения (например, ввоз с целью удовлетворения личных потребностей).

Право на публичный показ

Под показом произведения понимается демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности (ст.4 Закона).

В прежнем советском законодательстве данное правомочие распространялось только на неопубликованные произведения (ст. 476, 513 ГК РСФСР 1964 г.). Вопрос о том, может ли право публичного показа быть практически реализовано в отношении обнародованных произведений является спорным и в настоящее время. С одной стороны ныне действующий закон не связывает его осуществление с первым доведением произведения до сведения публики.

Другой характерной чертой рассматриваемого права является признак публичности, означающий, что показ произведения должен происходить в месте, открытом для посещения. Демонстрация произведения узкому кругу специалистов, близким друзьям или членам семьи не является публичным показом.

Осуществление данного права может происходить как путем непосредственного контакта публики с произведением, так и при помощи технических средств (например, проекция изображения, показ телефильма).

Право на публичное исполнение.

Исключительное право автора на публичное исполнение созданного им произведения впервые признается российским законодательством. Прежде исполнение выпущенных в свет произведений допускалось без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения (п. 1. ст. 495 ГК РСФСР 1964 г.). Таким образом, разрешение автора требовалось только в отношении исполнения неопубликованных произведений. Если же произведение уже было однажды исполнено (или опубликовано иным способом), то его дальнейшее исполнение производилось без согласия автора. Согласно ст.4 Закона исполнением произведения признано его представление посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). При практическом осуществлении данного правомочия большое значение имеют нормы подзаконного акта - Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (утверждено постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994г.) 1 . Предусмотренные им ставки являются минимальными и применяются, если иное не определено в договоре между пользователем и автором, а размер вознаграждения не подлежит спору между заинтересованными сторонами.

Объектом права на публичное исполнение являются музыкальные, эстрадные драматические, музыкально-драматические, хореографические, литературные произведения, произведения шоу-искусства, пантомимы и сценографии.

В отличие от рассмотренного выше правомочия на публичный показ, для публичного исполнения характерно наличие исполнителя как связующего звена между автором произведения и публикой, тогда как в первом случае осуществляется непосредственный контакт со зрителями. В качестве исполнителя может выступать артист шоу-программы, пианист, певец, актер, танцор и т.д. При этом исполнение может быть доступно как для слухового, так и для визуального восприятия.

Вместе с тем публичное исполнение допускает лишь однократное восприятие произведения аудиторией. Если произведение изобразительного искусства может неоднократно восприниматься публикой, то для повторного восприятия публично исполненного произведения требуется его повторное исполнение.

В качестве иных различий указывают на то, что право на публичный показ может быть осуществлено лишь в отношении произведений, зафиксированных на каком-либо материальном носителе; исполняться же могут и выраженные в устной форме произведения 2 .

Общей чертой, характерной для обоих правомочий является признак публичности. Так, например, музицирование в кругу близких друзей или исполнение произведения во время прослушивания не составляет публичного исполнения.

Осуществление данного права не ставится в зависимость от наличия непосредственного контакта с аудиторией. Например, возможно исполнение произведения в механической записи на танцевальной площадке, а также во время проведения во время проведения какой-либо церемонии или мероприятия (шоу-концерта,презентации, выставки, и т.д.).



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...