Право муниципальной собственности на землю. Муниципальная собственность на землю: понятие, закон

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

Под предоставлением следует понимать первичное выделение новых земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, лицам, которые не обладали правами на данный земельный участок. Этим предоставление отличается от переоформления, которое заключается в изменении существующих прав на земельный участок.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной , в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе устанавливать случаи, при которых могут передаваться бесплатно земельные участки из фонда перераспределения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 10 ФЗ «Об обороте сельскохозяйственных земель»).

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

  • изъятия земельных участков из оборота;
  • установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
  • резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с ст. 28 ЗК РФ земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК РФ.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Реализация права на бесплатное приобретение земельного участка: Видео

Вам понадобится

  • - заявление;
  • - квитанция об оплате;
  • - постановление;
  • - кадастровые документы;
  • - паспорт;
  • - документы о вводе дома в эксплуатацию (если выкупаете участок, полученный в ходе аукционных торгов).

Инструкция

Если правом бесплатной приватизации вы уже однажды воспользовались, то при передаче земельного участка в собственность вам придется за него заплатить.

Чтобы выкупить муниципальный земельный участок, обратитесь с заявлением в местные органы исполнительной власти. Предъявите свой паспорт. При покупке участка, находящегося в аренде вы должны предъявить договор аренды, кадастровые выписки на земельный участок и ксерокопии всех документов.

В течение 1 месяца администрация вынесет постановление о передаче земельного участка из аренды в собственность. В документе будет указана сумма, за которую вам предоставили участок.

Заплатите указанную сумму в ближайшем отделении банка, принимающего платежи от населения, предъявите ксерокопию и оригинал квитанции уполномоченному представителю органов местного самоуправления.

Обратитесь в ФУГРЦ. Заполните заявление, предъявите все полученные документы и их ксерокопии. Через 30 дней вы станете собственником выкупленной муниципальной собственности.

Если вы ни разу не воспользовались правом бесплатной приватизации муниципальной земли, то предъявите справку в органы местного самоуправления, паспорт и заявление, а также кадастровые выписки на участок. На основании предъявленных документов вам выдадут постановление о передаче земельного участка в собственность бесплатно.

Если вы выкупаете земельный участок, полученный в ходе аукционных торгов, то вам его передадут за 2,5% от кадастровой стоимости. Для этого вы должны предъявить все документы о вводе построенного дома в эксплуатацию, паспорт, договор аренды, который вы оформили после участия в аукционных торгах.

На основании данных документов вы получите постановление с указанной стоимостью земельного участка, которую вам необходимо оплатить и предъявить квитанцию и ксерокопию об оплате.

Источники:

  • приватизация муниципальной земли
  • Как дешево получить землю

Землю , находящуюся в государственной или муниципальной собственности, можно купить у исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления (муниципальных). Обычно землю, находящуюся в муниципальной собственности, предоставляет администрация города или поселка, за определенными исключениями (например, в Москве землю предоставляет Департамент земельных ресурсов - ДЗР).

Инструкция

Земельные участки из , находящихся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам за плату. Администрация не вправе отказать в за исключением определенных случаев - изъятия участков из оборота, запрета на приватизацию и резервирования для муниципальных нужд. Землю у администрации можно для строительства и в иных целях.

Предоставление земли для строительства может осуществляться с предварительным согласованием места размещения объекта строительства или без такового. В последнем случае предоставление земли возможно только через торги. Осуществляется оно следующим образом: проводятся работы по формированию участка, определяется его вид разрешенного использования, то, как он будет подключен к сетям инженерно-технического обеспечения, проводятся торги, оформляется протокол и договор купли-продажи , регистрируется право собственности.

Купить , предварительно согласовав место размещения объекта строительства, можно следующим образом:1. Проводится выбор участка - подается соответствующее заявление в администрацию.2. Администрация информирует население и заинтересованных лиц о том, что собирается выбранный участок для указанных целей.3. Оформляется акт о выборе земельного участка для строительства.4. Принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства.5. Проводятся кадастровые работы, осуществляется постановка на кадастровый учет.6. Принимается решение о предоставлении земельного участка.7. Заключается договор купли-продажи земельного участка с администрацией.8. Право собственности на земельный участок регистрируется в органах Федеральной Регистрационной Службы - ФРС.

Физические и юридические лица вправе купить земельный участок и не для строительства. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в администрацию. В нем нужно указать цель предоставления земельного участка, его размеры и . Администрация утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка. Заявитель проводит кадастровые работы и ставит участок на кадастровый учет. Администрация в течение двух недель обязана принять решение о продаже данного земельного участка заявителю. После этого заключается договор купли-продажи и регистрируется право собственности.

Обратите внимание

Как оформить купленную землю в собственность. Покупка земли составляет помимо огромных денежных затрат и бумажную волокиту, которая очень утомляет и процесс которой может растянуться на долгие месяцы, а то и годы. Чтобы понять, как купить землю, для начала следует выяснить, к какой категории земель относится подходящий участок, проверить, возможно ли в принципе изменение его категории...

Полезный совет

Так как купля-продажа земельных участков занимает львиную долю всех сделок с землей, остановимся на ней подробнее. Нужно просто купить у нормального девелопера, который сделал уже не один проект, инвестиционный контракт (или участок без подряда в централизованно застраиваемом поселке) с понятными сроками начала и окончания строительства - так же, как покупают квартиру в новостройке, на ранней стадии, - подождать...

Источники:

  • как купить земельный участок

При покупке земли она переходит в собственность ее покупателя. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность физических и юридических лиц - с некоторыми исключениями. Землю можно приобрести путем приватизации земельного участка с расположенным на нем собственным зданием или строением, купить землю у государства для строительства или в иных целях.

Инструкция

Физические и юридические лица вправе за плату , за исключением земельных , изъятых или ограниченных в обороте, зарезервированных для государственных нужд или имеющих запрет на приватизацию. Продавцами выступают государственные и муниципальные органы, обладающие правом предоставления земельных участков в собственность.

Физические и юридические лица, имеющие в собственности здание или строение, вправе приватизировать для его эксплуатации. Для этого необходимо собрать документы на это здание и строение и земельный , написать заявление на приватизацию и подать все это в уполномоченный государственный или муниципальный орган. К необходимым документам на приватизацию относятся документы, удостоверяющие личность гражданина или учредительные документы юридического лица, документы о правах , документы о правах на здание, кадастровый паспорт (если участок поставлен на кадастровый учет). В некоторых случаях могут понадобиться иные документы. Приватизация - процедура достаточно короткая: решение о предоставлении земельного участка в собственность принимается в течение 14 дней. Потом остается только зарегистрировать переход права в Росреестре. С приватизацией стоит поторопиться до наступления 2012 года, поскольку в дальнейшем цены на приобретение участков таким образом могут возрасти. Пока же ни довольно гуманны: 20% от участка, расположенного в городе с населением свыше 3 млн. человек 2,5% от кадастровой стоимости участка в любой иной местности.

Земля для строительства предоставляется без предварительного согласования места размещения объекта строительства, на торгах, аукционе или конкурсе. Перед организацией торгов проводятся работы по формированию земельного участка, осуществляется его кадастровый учет и устанавливается разрешенное использование. После этого определяются технические условия подключения будущих объектов строительства к инженерным коммуникациям. Принимается решение о проведении торгов, конкурса или аукциона. После их проведения составляется протокол проведения торгов, конкурса или аукциона, который является основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка и государственной регистрации права собственности покупателя на него.

Купить можно и в целях, не связанных со строительством. Для этого необходимо подать заявление в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка в собственность. В заявлении указываются также цель использования участка, его предполагаемые размеры и месторасположение. Уполномоченный орган выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане. После этого заявитель проводит кадастровые работы и ставит участок на государственный кадастровый учет. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, после чего заключается договор купли-продажи и регистрируется переход права собственности.

Видео по теме

Землю, не оформленную в частную собственность, может выкупить любой человек. Если вы не хотите столкнуться с неприятной необходимостью платить арендную плату за право проживания тому, кто выкупит участок под вашим домом, стоит приватизировать землю самому.

Вам понадобится

Инструкция

Собственник жилого дома, построенного на участке земли, относящемся к муниципальной или государственной собственности, имеет приоритетное право приватизировать данный земельный участок. Процедура в целом проста, однако требует детального и грамотного оформления всей необходимой документации и крайне внимательного подхода во избежание дальнейших сложностей.

Обратитесь в органы местного самоуправления. Именно там принимается решение о выделении участка в собственность. Для обращения в администрацию необходимо подготовить пакет документов. К их числу относятся: документы, подтверждающие право пользования спорным участком земли, например, договор аренды, либо решение местных властей о выделении земли в пользование, кадастровый план участка, справка о его нормативной стоимости, которую можно получить в местном земельном комитете, технический паспорт на жилой дом, который построен на спорном участке.

Документы должны быть оформлены предельно точно и аккуратно, в противном случае, есть вероятность вместо получения участка в собственность потерять и право пользования им. В течение 2 недель администрацией будет принято решение о передаче участка. Если же в безвозмездной передаче будет отказано, администрация предложит вам приобрести землю. Для этого создается проект договора купли/продажи, который будет вам направлен вместе с отказом в безвозмездном выделении земли.

При надлежащем оформлении документов и соблюдении процедуры приватизации, решение чаще всего является положительным. Однако обратите внимание, что земля не подлежит передаче в частную собственность, если участок принадлежит к категории изъятых из оборота земель или земель, ограниченных в обороте, например, заповедников, существует запрет на приватизацию или участок зарезервирован под государственные нужды.

Покупка земельного участка в Москве и Подмосковье – выгодное вложение капитала, потому что при любых изменениях рынка земля все равно будет в цене. Как оформить право собственности на земельный участок?

Инструкция

Чтобы оформить в окончательную , необходимо подтвердить, что вы являетесь владельцем объекта , на ней построенного. То есть вы берете участок в , получаете разрешение на или покупаете здание, а потом начинаете оформлять в собственность землю . Первый шаг – подайте заявление в органы местного самоуправления города Москвы или выбранного подмосковного поселка.

Соберите пакет документов, подтверждающих, что вы являетесь собственником недвижимого объекта на выбранном участке : свидетельство о государственной регистрации, технический паспорт здания, справку из БТИ. После подтверждения вашего права на

Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из или регионального фонда;
  • муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Земельные наделы, необходимые муниципалитету в социальных целях (например, для предоставления в пользование малоимущим, и т.д.), предоставляются по решению региональных властей безвозмездно.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).

Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Объекты и субъекты

Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных ).

Субъекты муниципальной собственности – это должностные лица и организации, осуществляющие непосредственное управление и распоряжение землями данного муниципального образования.

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

В муниципальном владении могут находиться любые участки, расположенные внутри границ данного муниципалитета.

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Виды муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

Доступ на такие земли регламентируется отдельными подзаконными актами.

К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:

  • Дороги;
  • Скверы и парки;
  • Земли общего пользования.

В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или , так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.

Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).

К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.

Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или частным физическим и/или юридическим лицам.

Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их .

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Формирование права муниципальной собственности в результате разграничения может осуществляться как путём принятия федеральных законов, так и постановлениями региональных органов власти.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

Разграничение возможно только для земель, которые отображены на государственной кадастровой карте.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.

В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка иди товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При организации, с которой заключен комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Таким субъектом в большинстве случаев выступает земельный или архитектурно-градостроительный комитет местной администрации.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.

Установление цены

Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:

  • Путём проведения ;
  • Путём фиксации цены на основе ;
  • Без образования цены (бесплатно).

В случае определения цены без проведения аукционных торгов цена определяется местными органами власти в фиксированном размере и не может быть выше кадастровой стоимости образуемых наделов (пп. 2,3 ст. 39.4 ЗК РФ).

Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:

  • По указу Президента РФ;
  • Для возведения объектов социального или культурного назначения;
  • Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
  • Для комплексного освоения территории;
  • Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
  • Для строительства линейных инженерных объектов;
  • Для садоводства и огородничества;
  • Для крестьянских хозяйств;
  • Для объектов долгостроя.

Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.

Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.

В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.

Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.

Муниципальные власти могут расширять список нуждающихся лиц, имеющих право на пользование образованным земельным участком, но не сужать такой список.

Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.

Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.

Считается самой полной по содержанию юридической категорией. Согласно ГК, законный обладатель имущества может им распоряжаться, владеть и пользоваться.

Общая характеристика категории

Отношения, возникающие в связи с распоряжением, владением, пользованием землей, регламентируются гражданскими нормами и положениями ЗК. При этом понятия, используемые в ГК, считаются основополагающими. Земельное законодательство воспринимает институт собственности, оно не может исключить ни одно положение, относящееся к правам законного обладателя.

Особенности объекта

Земля считается специфической правовой категорией. Из понимания этого факта следуют положения гражданского законодательства о возможностях и особенностях регулирования отношений, касающихся этого объекта. По ст. 209 ГК (п. 3), пользование, распоряжение, а также владение землей является свободным, если это не наносит вред природе, не ущемляет интересы иных лиц.

Госсобственность

Положения, регламентирующие ее, предусматриваются ГК. Существующее законодательство признает, что землей, а также прочими природными ресурсами, которые не находятся в собственности граждан, муниципалитетов, организаций, владеет, пользуется и распоряжается государство. Это положение закреплено в 214 статье ГК (п. 2). Сравнительно недавно на недра, водные объекты, землю, животный мир, лес распространялась исключительно государственная собственность. Считалось, что в стране никто, кроме власти, не может быть законным их обладателем. Исключительное право собственности государства означало также, что не могло существовать никому не принадлежащих объектов, то есть бесхозных. В настоящее время действуют иные правила и нормы.

Разграничение владения

Земли, которые принадлежат РФ, являются федеральной собственностью. Между тем существуют территории, которыми владеют исключительно регионы. В этом случае говорят о госсобственности субъекта РФ. В 16 статье ЗК предусмотрено, что вопрос, касающийся разграничения публичного владения, разрешается непосредственно Кодексом и прочими нормативными документами. В соответствии со ст. 17 (п. 1), к федеральной собственности относят следующие участки:

  1. Признанные таковыми ФЗ. Категории таких наделов определяются в п. 1 закона, вводящего в действие ЗК.
  2. Право на которые у РФ возникло вследствие разграничения госсобственности на землю.
  3. Приобретенные Россией в соответствии с основаниями, установленными в ГК.

В составе госсобственности регионов присутствуют такие участки:

  1. Признанные таковыми в соответствии с ФЗ. Их перечень определен в п. 2 ст. 3 указанного выше закона.
  2. Право на которые возникло у субъектов в процессе разграничения госсобственности.
  3. Приобретенные по основаниям, установленным в Гражданском кодексе.

Муниципальная собственность на землю

РФ - государство, в котором строго разграничена компетенция федеральной, региональной и местной властей. В законе предусматриваются вопросы, которые относятся и к совместному ведению. Однако что касается владения, распоряжения, пользования имущества, принадлежащего субъектам каждого уровня, здесь проводятся четкие границы и действуют особые правила.

Муниципальная земельная собственность возникает в момент ее регистрации уполномоченными органами. В качестве основания для проведения данной процедуры выступают акты Правительства. Ими утверждаются специальные перечни, в которые включаются . Последние возникают при разграничении территорий. Кроме этого, муниципальная собственность на землю возникает на основании вступивших в действие ряда судебных решений. В частности, речь идет о постановлениях, принятых по спорам, касающимся разграничения территорий.

Категории объектов

Действующим законодательством предусматривается муниципальная собственность на землю :

  1. Признанную таковой в соответствии с ФЗ, а также принятыми на их основании региональными нормативными актами.
  2. Право на которую возникло в процессе разграничения гособственности.
  3. Приобретенную по основаниям, установленным в ГК.

Дополнительно

В нормативных актах предусматриваются и другие категории наделов, владение, пользование, распоряжение которыми может осуществлять МО. В частности, возникает в отношении не предоставленных частным лицам наделов до разграничения территорий. Для обеспечения развития МО ему могут передаваться площади, которые принадлежат Российской Федерации или ее региону, в том числе расположенные за пределами административной единицы.

Специфика территории

Пределы МО определяются по федеральным и региональным законам. При этом учитываются исторические и прочие местные традиции. В территорию МО может включаться сельское или городское поселение . В границах административной единицы могут присутствовать площади, необходимые для развития населенных пунктов, рекреационные зоны. Кроме этого, в территорию включаются земельные К ним, в числе прочего, относят лесные массивы, луга и прочее. Городское поселение может в соответствии с законом получить безвозмездно дополнительные территории.

Важный момент

В при разграничении территорий не возникает. Для них устанавливаются специальные правила. Особенности обуславливаются тем, что города федерального значения считаются самостоятельными субъектами Российской Федерации. Соответственно, для них действуют региональные правила. Право муниципальной собственности в этих субъектах возникает в процессе передачи наделов административным единицам, расположенным в их пределах, в соответствии с местными законами.

Дополнительно

Муниципальная собственность на землю возникает по отношению к территориям, которые признаны закрепленными за МО на основании не только федерального, но и регионального законодательства. Что касается оснований приобретения соответствующих юридических возможностей, то стоит сказать, что они распространяются и на бесхозяйные объекты, от которых законные обладатели отказались.

Реализация полномочий

От имени муниципалитета осуществляют местные органы управления. В установленных законодательством случаях уполномоченными могут стать и иные лица. К примеру, по поручению муниципалитета право собственности может реализовывать какое-либо учреждение. Территории, которые принадлежат МО, могут передаваться организациям, гражданам, местным органам, некоммерческим структурам, унитарным предприятиям.

Частное владение

В законодательстве официально закрепляется и признается не только государственная и муниципальная собственность на землю. В качестве еще одной категории субъектов, имеющих возможность осуществлять владение, пользование, распоряжение наделами, выступают юрлица и граждане. В нормах установлены основания, по которым возникает частная собственность. Все юрлица и граждане обладают равным доступом к приобретению территорий. В находящихся в собственности этих субъектов, в содержании правомочий, которыми они наделяются, отличий нет. Частное владение, распоряжение, пользование могут осуществлять иностранные организации и граждане, а также лица, не имеющие гражданства.

Ключевые условия

Для предоставления участка в собственность он не должен иметь никаких ограничений или обременений. Кроме этого, территория не должна быть изъята из оборота. Такие земли, в соответствии с 27 статьей ЗК (в.2), не могут являться объектами сделок, предусмотренных в гражданских нормах. В индивидуальное владение, распоряжение, пользование также не предоставляются территории, ограниченные в обороте. Исключение могут составлять случаи, установленные законодательством. Категории изъятых и ограниченных в обороте территорий присутствует в статье 27 ЗК (п. 4 и 5).

Для получения надела в собственность он должен быть переведен в категорию, в отношении которой действуют общие правила получения прав. Некоторые наделы могут находиться в распоряжении, пользовании или владении организаций или граждан с соблюдением определенного юридического режима. Право собственности может реализовываться субъектами самостоятельно, а также совместно с иными лицами.

Заключение

В настоящее время отечественное законодательство четко регулирует права собственников земли. Территории, которыми распоряжаются, владеют, пользуются субъекты, относятся к категории недвижимого имущества. Совершение любых сделок с ними подлежит регистрации. В качестве документа, подтверждающего право собственности, выступает свидетельство. Оно выдается после внесения соответствующих сведений об объекте в единый реестр.

Земли государственной и муниципальной собственности могут быть не только переданы во временное пользование, но и проданы. Варианты реализации наделов обозначены в . Порядок продажи земельного участка предполагает проведение торгов в виде аукциона, кроме некоторых других ситуаций, в частности:

  • если участок образован из земли, ранее оформленной в аренду для освоения территории;
  • если участок образован из земли, переданной некоммерческим организациям для дальнейшей застройки, например, кооперативам или садовым обществам;
  • если участки образованы из земель, переданных некоммерческой организации в рамках ИЖС;
  • если участок образован из земли, переданной юр. лицу для ведения дачного хозяйства и являющейся территорией общего пользования;
  • если на участке имеются постройки;
  • земли оформлены для нужд граждан в порядке бессрочного постоянного использования;
  • земли продаются крестьянско-фермерскому хозяйству в установленных законом случаях;
  • земли реализуются для организации ЛПХ

Каждый из видов земель продается в порядке, установленном российским законодательством. Сделки купли-продажи обязательно проходят процедуру регистрации в Росреестре.

Торги, как форма продажи земель государственной и муниципальной собственности

Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности осуществляется путем в виде аукциона. Благодаря использованию этого варианта, земли могут быть проданы по более высокой цене, а также отпадает необходимость в выборе покупателя.

Торги проводятся в следующем порядке, установленном

  1. Организатор назначает место и время прохождения процедуры, а также разъясняет порядок предоставления заявок на участие в торгах. Извещение помещается на электронном ресурсе организатора, а также в прессе, не менее чем за 30 дней до начала процедуры.
  2. Граждане, желающие принять участие, не позднее 5 дней до начала конкурса подают заявку (посмотреть и скачать можно здесь: ). Каждый претендент имеет право на подачу одного заявления.
  3. Проводятся торги, ведется обязательный протокол. В документе фиксируется окончательная цена.
  4. После выявления победителя происходят расчеты, и составляется договор купли-продажи.
  5. Право на землю официально ставится на учет в назначенном законом порядке.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности производится лишь в отношении тех наделов, которые описаны в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Заключение договора купли-продажи

Купчая оформляется в письменном виде на типовом бланке. Участниками данной сделки выступают распорядители надела – администрация, федеральный орган, а также граждане или организации. Первые являются продавцами, а вторые покупателями. Каждый из участников должен быть дееспособным, а также подтвердить свои полномочия соответствующими документами.

В договоре обязательно должна присутствовать следующая информация:

  • место и дата осуществления сделки;
  • реквизиты сторон;
  • права и обязанности сторон;
  • сведения об объекте сделки, включая технические параметры участка;
  • порядок выполнения расчетов по сделке;
  • расчет стоимости участка;
  • условия опротестования сделки;
  • подписи сторон.

Обязательным условием для вступления данного соглашения в законную силу является его регистрация в Росреестре. Для этого покупатель обязан обратиться в данный орган и подать пакет необходимых документов.

Постановка на учет осуществляется не позднее десяти дней и помимо договора купли-продажи могут потребоваться дополнительные документы.

Список документов

В качестве документов для оформления договора купли-продажи (посмотреть и скачать можно здесь: ) могут выступать следующие бумаги:

  • паспорт покупателя и документы продавца;
  • технические бумаги на землю;
  • документы, являющаяся основанием для проведения сделки;
  • бумаги, подтверждающие отсутствие обременений;
  • финансовые документы, указывающие на оплату всех необходимых сумм.

Могут потребоваться дополнительные документы во время официальной регистрации сделки в Росреестре.

Цена продажи земельного участка

Пример по продаже земли государственной и муниципальной собственности

Игорь Анисимов обратился в администрацию своего региона с просьбой продать ему земельный участок, поскольку на территории располагается его ЛПХ.

Через некоторое время мужчина получил отказ, аргументированный тем, что муниципалитет будет проводить , и он может его выкупить исключительно в рамках прохождения этой процедуры.

Анисимов пояснил, что имеет право на покупку земли без проведения аукциона, поскольку там находится его ферма, однако, ничего не вышло. Через некоторое время чиновники назначили аукцион.

Поскольку у Игоря не было достаточно средств, чтобы выкупить землю по аукционной цене, да и в торгах участие планировали принимать несколько человек, мужчина обратился к юристу и с его помощью было составлено исковое заявление о признании действий администрации противоправными. В результате судебного заседания было вынесено решение об отмене аукциона и передаче земли по кадастровой стоимости Анисимову.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Реализация земель, принадлежащих муниципалитету или государству, происходит согласно установленному законом порядку.
  2. Участки могут быть проданы в стандартном порядке – путем оформления купчей и ее дальнейшей регистрации, а могут быть реализованы на торгах.
  3. Торги проходят в форме аукциона, что позволяется реализовать земли по достаточно высокой цене, а также исключить сложности при выборе покупателя.
  4. Процесс торгов также определен земельным законодательством и содержит ряд обязательных действий.
  5. Организаторы обязаны опубликовать извещение о проведении аукциона за 30 дней до его начала.
  6. Потенциальные участники подают заявку и вносят задаток. Если заявка одна, то конкурс все равно считается состоявшимся. Заявление на участие подается не позднее чем за 5 дней до начала аукциона.
  7. Во время торгов обязательно ведется протокол и по итогам конкурса составляется договор.
  8. Сделка обязательно проходит регистрацию в Росреестре и только тогда вступает в законную силу. Для постановки на учет требуется не только договор купли-продажи , но и пакет обязательных документов на землю.
  9. В договоре купли-продажи указываются все существенные условия, включая подробное описание земельного участка и его цену.
  10. Цена зависит от того, каким образом реализуется участок. Если продажа осуществляется на торгах, то стоимость определяется в процессе проведения аукциона. В том случае, когда надел реализуется без торгов, цена устанавливается не выше кадастровой стоимости.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по продаже земли государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Добрый день, меня зовут Татьяна, и я столкнулась с небольшой сложностью. Дело в том, что я узнала, что скоро администрация будет продавать наделы под ИЖС. Я решила приобрести площадь и отправилась подавать заявку на участие в аукционе.

Во-первых, выяснилось, что стоимость земель была гораздо выше кадастровой, хотя это противоречило нормам закона, и, во-вторых, мне отказали в заключении договора купли-продажи , потому что моя заявка на конкретный участок была единственной.

Подскажите, законны такие действия, и как опротестовать высокую стоимость земли?

Ответ: Здравствуйте, Татьяна. Прежде всего, вы заблуждаетесь относительно стоимости. Согласно ст. 39.4 ЗК РФ , земли продаются по цене, не превышающей кадастровый показатель только в том случае, если не проводится аукцион. Если имеют место торги, то цена будет установлена на том уровне, который заявил выигравший покупатель.

Что касается отказа по причине единственной заявки, то такие действия неправомерны. В данном случае выкупная стоимость определяется по уровню данной заявки и это не может стать причиной отказа.

Сейчас вам следует обратиться в суд и попытаться оспорить действия организаторов торгов. Если судья примет решение в вашу пользу, то вы сможете купить землю.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...