Особенности возникновения, изменения, прекращения и функционирования финансовых правоотношений. Возникновение финансовых правоотношений Основания изменения прекращения финансовых правоотношений
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных условий или юридических фактов.
Под юридическим фактом понимают конкретное жизненное обстоятельство (действие, событие, ситуацию), в результате которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.
Юридические факты делятся на действия (такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения) и события (такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения).
В свою очередь действия подразделяются на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (противоправные).
Под юридическими актами понимают действия, совершенные с намерением породить юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер.
Юридические поступки, в отличие от юридических актов, представляют собой действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, однако в силу определенных обстоятельств обусловившие наступление этих последствий. Причем это происходит независимо от воли, желания и намерений этих лиц.
События же, в отличие от действий, не зависят от воли человека, но при этом влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами – событиями могут быть, например, рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии, наводнения.
При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет).
Наконец, возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений, как было отмечено ранее, может быть связано с событиями. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций пострадавшим субъектам РФ из федерального бюджета.
Субъекты ФП
Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В то же время субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства – он становится субъектом (участником) правоотношения.
Круг субъектов российского права состоит из трех основных групп:
Государство и его территориальные подразделения.
Коллективные субъекты.
Так, в первую группу входят:
2) субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа);
3) муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения);
4) административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО)).
Вторую группу субъектов финансового права образуют коллективные субъекты (государственные, муниципальные и общественные организации), к числу которых относятся:
1) государственные органы представительной и исполнительной власти;
2) органы местного самоуправления;
3) предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.
Третью группу субъектов финансового права образуют индивидуальные субъекты, или физические лица. Речь идет о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства.
Защита прав субъектов финансовых правоотношений
Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям.
Административный порядок защиты везде проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей - бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налогового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ).
В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд.
В Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.
Судебный порядок применяется при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).
Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб - возмещению.
25. Финансовый контроль: понятие, значение. Государственная финансовая дисциплина
Финансовый контроль - это контроль соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:
1) соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;
2) экономическая эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет).
Виды финансового контроля
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.
Так, в зависимости от времени проведения контроль может быть:
Предварительным (проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов);
Текущим (осуществляется в процессе совершения денежных операций);
Последующим (проводится после совершения финансовых операций).
В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений контроль подразделяют на:
Обязательный (проводится в силу требований законодательства, либо по решению компетентных государственных органов);
Инициативный (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль), либо посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации).
В зависимости от особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют:
Государственный,
Муниципальный,
Общественный
Аудиторский финансовый контроль.
В зависимости от содержания финансовый контроль делится на:
Бюджетный,
Налоговый,
Страховой,
Валютный,
На рынке ценных бумаг.
Отношения в сфере финансовой деятельности государства являются предметом регулирования финансового права. Будучи урегулированы нормами финансового права, отношения в сфере финансовой деятельности государства приобретают характер финансовых правоотношений.
Вне правовых отношений финансовая деятельность государства и муниципальных образований неосуществима. Этот посыл подтверждается тем, что только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.
Имея несомненное сходство с другими правоотношениями, финансовые четко выделяются из общей массы благодаря своим отличительным чертам, основная из которых проявляется в том, что финансовые отношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных, муниципальных, иных публичных денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которая, в свою очередь, так или иначе связана с нормотворчеством.
Итак, финансовые правоотношения обладают всеми общими признаками данной группы правовых отношений.
Во-первых, возникают и развиваются в рамках финансовой деятельности государства.
Во-вторых, правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем характеризуется как публично-правовое отношение.
В-третьих, является властеотношением, в котором одной из сторон всегда выступает государство в лице его компетентных органов.
В-четвертых, финансово-правовое отношение всегда по своей сути экономическое отношение.
В-пятых, финансовые правоотношения всегда имущественные. И здесь опять-таки подчеркивается неоднородность финансовых правоотношений, среди которых выделяются так называемые организационные или процессуальные (процедурные) правоотношения, не опосредующие процесс перехода денежных средств от одних субъектов к другим.
Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:
- - погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
- - выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
- - использование выданных бюджетных ассигнований;
- - осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
- - прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.
Проблемы уяснения организационной характеристики финансовых отношений в современных условиях приобретают все большую значимость в науке финансового права.
С.В. Запольский: «Важное… место занимают в предмете финансового права денежные, но не имущественные (неденежные) финансовые отношения. Речь идет о налоговом процессе, бухгалтерском учете, финансовом контроле, валютном регулировании. Если исходить из традиционного понимания предмета финансового права («фондовой теории»), то данным институтам места в системе финансового права действительно не находится… Неимущественные и неденежные правоотношения должны рассматриваться как входящие в предмет финансового права вследствие их неотъемлемости от механизма правового регулирования имущественных денежных отношений».
Пожалуй, что традиционно объединяет многих финансоведов - это указание на организационную составляющую общественных отношений, входящих в предмет финансово-правового регулирования.
Традиция раскрывать общественные отношения, охватываемые предметом финансово-правового регулирования через организационные характеристики, так называемый организационный элемент финансовых отношений, сложился еще в советский период.
В частности, М.И. Пискотин исходил из того, что все финансовые, в том числе бюджетные, правоотношения есть сугубо организационные, подчеркивая тем самым их властную управленческую природу.
Ряд исследователей изучали природу финансовых отношений через динамику имущественной и организационной характеристик этих отношений.
Например, Р.О. Халфина называла характерной чертой финансовых отношений наличие как имущественного, так и организационного элементов. При этом она подчеркивала, что соотношение этих элементов в различных отношениях не всегда одинаково. В некоторых налоговых отношениях организационный элемент настолько доминирует, что фактически вытесняет имущественный.
Немалое влияние на формирование воззрений по поводу проблематики организационной составляющей в предмете отечественного финансового права сыграла цивилистическая полемика относительно дифференциации имущественных и организационных отношений. Наибольший вклад в развитие концепции по разграничению имущественных и организационных отношений внес С.Н. Братусь.
Он определял финансовые отношения как властно-организационные и вместе с тем имущественные. С.Н. Братусь достаточно убедительно доказывал, что организационная деятельность государства - это не метод правового регулирования, а особый вид общественных отношений, существующих и складывающихся наряду с целым комплексом иных социальных связей.
Все эти подходы в целом восприняты наукой финансового права и в современный период. В этом ключе представляет большой интерес точка зрения Е.Ю. Грачевой: «…организационные финансовые отношения есть такого рода общественные связи, которые возникают в процессе управления финансами с целью упорядочения и координации совместной деятельности людей по аккумуляции, распределению, перераспределению и использованию денежных фондов для достижения целей и задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями на данном этапе развития общества». Д.В. Винницкий определяет организационные отношения как «общественные связи, возникающие между индивидуумами, их объединениями и публично-территориальными образованиями, направленные на согласование публичных и частных интересов и возникающие в связи с решением общественных (публичных) задач (то есть задач, имеющих значение для неограниченного круга лиц)». Подобные трактовки понятий организационного отношения и финансового организационного отношения вносят немалый вклад в развитие науки финансового права.
Несколько иной подход к определению организационных отношений в рамках предмета финансового права имеет Э.Д. Соколова. «Предметом финансового права, - пишет Э.Д. Соколова, - являются денежные, а также организационные и иные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих государство и муниципальные образования финансовыми средствами, необходимыми для выполнения их целей и задач». При этом автором высказано мнение о вхождении в предмет финансового права и тех общественных отношений, которые возникают в процессе создания фондов денежных средств хозяйствующих субъектов, действующих на праве частной собственности. Она отмечает невозможность «использования понятий «управление», «управленческие отношения» для характеристики финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку ее осуществляют не только органы исполнительной власти, но и законодательной и судебной власти. При осуществлении финансовой деятельности… возникают не управленческие, а организационные отношения, без которых… ни налог, ни пошлина сами по себе не поступают в соответствующие фонды».
Не во всем можно согласиться с Э.Д. Соколовой. Конструкция организационных отношений не есть исключительная характеристика сферы деятельности органов исполнительной власти. Так, скажем, ключевым участником процесса по принятию закона о публичном бюджете является законотворческий орган. Поэтому «разводить» организационные и управленческие отношения по субъектному составу вряд ли имеет смысл.
Пожалуй, наиболее важное значение организационной характеристики общественных отношений, охватываемых предметом финансового права, придает Е.М. Ашмарина. Она исходит из того, что предметом финансового права охватываются организационные финансовые отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.
Указанный финансовед акцентирует внимание на том, что «финансовую деятельность следует охарактеризовать как организационную деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов, а также по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития».
Е.М. Ашмарина утверждает: «Учитывая то, что содержание категории «финансовая деятельность государства» с учетом современных реалий объективно требует расширения, следует обратить внимание на то, что это влечет за собой увеличение круга организационных финансовых общественных отношений, подлежащих урегулированию нормами финансового права» и выделяет три группы организационных общественных финансовых отношений:
- - «отношения по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов, непосредственно обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития;
- - отношения по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных государственных и муниципальных денежных фондов, способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития;
- - отношения по созданию оптимальных условий, побуждающих в нужном для государства направлении к образованию, распределению и использованию децентрализованных частных денежных фондов, способствующих обеспечению бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития». «Эти отношения, - пишет автор, - складываются в процессе финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер».
Читайте также:
|
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:
1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
3) использование выданных бюджетных ассигнований;
4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.
Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований;
при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.
Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение финансовых ресурсов.
Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.
В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.
В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.
В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия
(бездействие) или события.
Действия - это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между
этими же участниками на основе новых планов.
На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты определенной суммы налога, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.
При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).
События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
Вопрос №13. Субъекты, объекты и содержание финансовых правоотношений.
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права.
Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.
А субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.* Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.
Субъекты российского права подразделяются на:
а) государство и его территориальные подразделения;
б) коллективные субъекты;
в) индивидуальные субъекты.
В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:
Российская Федерация; субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа; муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории; административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования; административно-территориальные образования особого режима.*
Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправления, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях.
В их круг входят: органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти - как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции - министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.
Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).
Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли и действуют на праве хозяйственного ведения. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается возможность стать субъектом финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость).
Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления.* Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличаются спецификой, обусловленной наличием у государственных органов полномочий по управлению их финансовой деятельностью, определенным ограничением их самостоятельности.
Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.Среди физических лиц - субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).
Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ - они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов. Оно основано на положениях Конституции России (ч. 1 ст. 32).
Объекты правоотношения – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения.
Виды объектов:
предметы материального мира (вещи, деньги, ценные бумаги, земля);
личные нематериальные блага (жизнь, здоровье, деловая репутация);
продукты духовного творчества людей (проза, музыка и другие произведения);
поведение субъекта и его результат.
Субъективное право – это мера возможного поведения, которому лицо следует в своих интересах.
Субъективное право включает в себя 3 полномочия:
полномочия на свои собственные действия;
полномочия требовать от обязанных лиц исполнение их обязанностей;
полномочия обратиться за защитой своего нарушенного права.
Юридическая обязанность – это мера должного поведения, которому обязанное лицо следует в интересах уполномоченного.
Юридическая обязанность включает в себя следующие обязательства:
обязательства на совершение действий (активная обязанность);
обязательство воздержаться от совершения каких-либо действий (пассивная обязанность);
обязательства нести юридическую ответственность за невыполнение своих обязанностей (негативная обязанность).
Финансово-правовые нормы — Содержание, виды, структура финансово-правовых норм
Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:
- содержание финансово-правовых норм;
- характер установления в них предписаний;
- меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;
- способы защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Виды финансово-правовых норм
В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.
Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.
Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.
Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.
В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.
Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в и , т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).
Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.
Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.
Финансовые правоотношения. Понятие, содержание, субъекты
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что:
- они возникают в процессе ;
- один из субъектов в этих правоотношениях — всегда управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;
- они всегда возникают по поводу , денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.
Субъекты финансового правоотношения
Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».
Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.
Классификация финансовых правоотношений
Финансовые правоотношения можно классифицировать:
1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:- бюджетные правоотношения;
- неналоговые правоотношения;
- финансовые правоотношения в области ;
- правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
- финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
- финансовые правоотношения, возникающие в области и расчетов;
- валютные правоотношения;
- органами государственной власти;
- органами государственной власти и управления общей компетенции;
- вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
- предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
- финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
- финансовыми органами и гражданами;
- самими финансово-кредитными органами.
Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений
Они происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т. е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства — закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:
- погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
- выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
- использование выданных бюджетных ассигнований;
- осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
- прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.
Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений
Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.
Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.
Судебный порядок защиты
В главе 2 о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.
Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).
Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права занимает Конституционный суд РФ.
Методы защиты финансовых правоотношений
Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов . В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).