О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности. Закон о сро пожарной безопасности Сро в пожарной безопасности необходимо или нет
Лицензии МЧС – это специальные документы, которые обязаны получать все компании, работающие в сфере пожарной безопасности. Без них невозможно заниматься любой деятельностью, которая связана с пожаротушением, монтажом или обслуживанием технических систем и средств защиты, а также вступить в СРО МЧС. Действующим законодательством предусмотрена строгая ответственность за предоставление определенных услуг без такого документа. Поэтому, если Ваша компания настроена на активное развитие, рекомендуется получить все необходимые разрешения для работы и вступления в СРО. Благодаря опыту, тесному взаимодействию с госструктурами, осуществляющими лицензирование, и профессионализму специалисты «Альянс Консалтинг» помогут осуществить получение лицензии МЧС в Москве в короткие сроки.
Лицензия МЧС на деятельность в области пожарной безопасности
Такой тип документа выдается специализированным службам диспетчеризации и предприятиям, чья деятельность включает необходимость быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации. Из-за высокой стоимости оборудования, обучения персонала и содержания соответствующих подразделений выдача лицензии на пожарную деятельность осуществляется редко. Основные заказчики такого разрешения – крупные промышленные предприятия разных классов опасности, которые по закону обязаны иметь соответствующую службу.
Наличие данной лицензии дает возможность выполнять следующие работы:
- разработку и ведение деятельности по предотвращению возникновения пожаров;
- проектирование, ремонт и обслуживание средств пожарной безопасности, монтаж которых осуществляется в сооружениях (сигнализаций и проч.);
- экспертизу технических и организационных решений по обеспечению защиты объекта;
- обучение мерам безопасности сотрудников различных организаций, должностных лиц, учащихся и гражданского населения;
- проведение уроков в рамках программ обучения пожарно-технического минимума;
- повышение квалификации персонала компаний, которые желают получить лицензию МЧС, вступить в СРО и предоставлять соответствующие услуги;
- осуществление ведомственного контроля на объектах и т. д.
Стоимость пожарной лицензии МЧС
Лицензия МЧС на работу со средствами обеспечения пожарной безопасности
Такие документы (в том числе лицензия МЧС на монтаж пожарной сигнализации и проч.) выдаются компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые ведут деятельность по техническому оснащению и обслуживанию жилых зданий, промышленных объектов и иных сооружений, нуждающихся в противопожарной защите. Наличие лицензии предоставляет возможность осуществлять деятельность по работе с оборудованием, материалами и иными средствами обеспечения пожарной безопасности. Оформление документа данного типа позволяет:
- Осуществлять пусконаладочные работы, деятельность по монтажу, диспетчеризации, техническому обслуживанию и ремонту различного оборудования:
- систем пожаротушения и их отдельных компонентов;
- элементов пожарной сигнализации;
- сетей противопожарного водоснабжения;
- фотолюминесцентных эвакуационных систем;
- оборудования для дымоудаления и противодымной вентиляции;
- средств оповещения и эвакуации в случае пожара;
- противопожарных занавесов и завес;
- первичных средств тушения пожара.
- вести деятельность по обустройству, обслуживанию и ремонту заполнений проемов в отдельных противопожарных преградах.
- Устройство (монтаж, кладку), теплоизоляции, очистку и ремонт каминов, печей, других установок, генерирующих тепло, дымоходов.
- Проведение работ по огнезащите различных материалов, конструкций и изделий.
Основания для получения разрешения
Деятельность по выдаче лицензий МЧС осуществляется региональными отделениями ГУ МЧС РФ, то есть местными представительствами Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России. Начать оформление документа могут и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, которые планируют вступить в СРО и предоставлять услуги или выполнять работы в сфере пожарной безопасности. Даже если провести монтаж сигнализации или иного оборудования без лицензии, такой монтаж будет считаться незаконным. В связи с этим специальные разрешения нужны и тем компаниям, которые планируют монтаж систем пожарной безопасности своими силами. Чтобы успешно пройти лицензирование МЧС и вступить в СРО, заявителю нужно соответствовать основным требованиям. В частности, компания должна иметь:
- квалифицированных специалистов. Сотрудники, которые будут привлекаться для выполнения работ, в частности монтажа и обслуживания соответствующих систем для защиты от пожара, должны обладать профильным техническим образованием (средним специальным, высшим). Для получения лицензии хорошо подойдут специалисты по АСУ, радиотехники, инженеры, механики, системотехники, электрики, связисты и другой персонал с техническим образованием;
- специализированную материально-техническую базу. Компания, претендующая на оформление лицензии, должна располагать инструментарием и оборудованием, необходимым для безопасного и качественного проведения запланированных работ (монтажа, ремонта и т. д.). Как правило, базовый комплект технического оснащения включает в себя следующие приборы: манометры, ультразвуковые дефектоскопы, установочные компрессы, измерители электричества, сгибатели труб, инструмент для просверливания проемов (R до 59 мм), определитель амплитуды колебаний тока, строительные инструменты (включая перфоратор).
Сроки получения и действия лицензии МЧС
Разрешения от ГУ МЧС РФ, согласно п. 4 ст. 9 федерального закона № 99-ФЗ, являются бессрочными и действуют на всей территории РФ. Лицензии, полученные до 03.11.2011, остаются действительными до окончания своего 5-летнего срока. По истечении отведенного периода их нужно просто переоформить. В среднем получение или обновление имеющейся лицензии занимает 2 месяца и более. Сроки зависят от соответствия компании требованиям, порядка взаимодействия с государственными службами и многих других факторов.
Порядок оформления разрешений
Лицензирование проходит в несколько этапов, предполагающих тесное сотрудничество с государственными структурами. Сложность определяется готовностью компании к проверке и наличием лицензий в прошлом. Процедура получения лицензии с нуля выглядит так:
- Передача в местный орган заявления и пакета документов.
- Проверка сотрудников на наличие профильного технического образования.
- Повышение квалификации персонала на специальных курсах (в отдельных случаях).
- Проверка имеющейся материально-технической базы.
- Принятие положительного решения о лицензировании и выдача документа.
Переоформление лицензии, у которой вышел срок действия, проходит проще и быстрее. Для этого нужно подать в ГУ МЧС РФ оригинал имеющейся лицензии, квитанции об уплате госпошлины и заявление установленного образца.
Пакет необходимых документов
Для юридических лиц потребуются копии:
- свидетельства о госрегистрации компании (ОГРН);
- устава организации;
- бумажной выписки из ЕГРЮЛ;
- договора аренды или субаренды офиса.
- информационное письмо (банковские реквизиты, адрес, телефон компании).
- данные на руководителей и сотрудников инженерно-технического отдела (заверенные копии трудовых книжек и дипломов).
- квитанция об уплате госпошлины за лицензирование.
Для индивидуальных предпринимателей потребуются копии:
- паспорта гражданина РФ;
- справки о госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН);
- ИНН (для подтверждения постановки на налоговый учет);
- бумажной выписки из ЕГРИП.
- информационное письмо с адресом, контактным телефоном, банковскими реквизитами;
- данные о привлекаемых к работам сотрудниках (заверенные копии дипломов и трудовых книжек);
- подтверждение уплаты госпошлины за лицензирование.
Преимущества сотрудничества с «Альянс Консалтинг»
Наша компания предлагает комплексные решения по получению лицензий в сфере пожарной безопасности. Мы оказываем профессиональную помощь при вступлении в СРО, оформлении патентов и иных разрешительных документов. Сотрудничество с нами имеет несколько преимуществ.
- Комплексное обслуживание. Наши специалисты берут на себя всю деятельность, связанную с подготовкой документов, их передачей в лицензирующий орган, согласованием всех деталей и взаимодействием с госструктурами. Участие клиента в получении лицензии МЧС под ключ сводится к минимуму.
- Гарантия качества. Многолетний опыт, высокая квалификация персонала и ответственный подход к делу исключают возникновение каких-либо ошибок в процессе получения лицензии. Заказчик получает комплексную консультационную и юридическую поддержку, достойный уровень обслуживания, а также гарантированно подлинные документы.
- Оперативность. Мы давно и успешно сотрудничаем с разрешительными органами и другими государственными организациями. Это повышает вероятность положительного решения о выдаче лицензии и сокращает сроки прохождения процедуры.
- Индивидуальный подход. В рамках обслуживания мы проводим полный анализ деятельности предприятия, что позволяет точно определить соответствие заявителя требованиям для получения пожарной лицензии и выработать рекомендации по устранению недочетов.
- Умеренные расценки. Наши цены на лицензии МЧС прозрачны и экономически обоснованы. Оформив такой документ, Вы обеспечите своей компании отличные перспективы для дальнейшей деятельности и развития и вернете затраты в короткие сроки.
Больше информации об отдельных видах лицензий, условиях их оформления и других наших услугах Вы можете узнать в офисе компании «Альянс Консалтинг». Также Вы можете уже сейчас подать заявку на обслуживание и оформление разрешительной документации. Для этого заполните специальную онлайн-форму или отправьте запрос на . Для быстрой связи с нашим специалистом рекомендуем воспользоваться контактным телефоном.
Есть ли необходимость вступать в СРО строителей и получать допуски к работам, если организация занимается преимущественно ремонтом и обслуживанием средств обеспечения пожарной безопасности? Нужен ли допуск СРО на монтаж систем пожарной сигнализации, систем дымоудаления и вентиляции, иных систем обеспечения пожарной безопасности зданий?
В каких случаях допуски СРО необходимы, а в каких достаточно иметь лицензию МЧС на осуществление указанной деятельности?
Ответ :
Федеральным законом N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Конкретизированный перечень «пожарных» работ приведен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, которым утвержден «Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». В перечень вошли следующие виды работ:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт (включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ):
- систем пожаротушения и их элементов;
- систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов;
- систем противопожарного водоснабжения и их элементов;
- систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции;
- систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов;
- противопожарных занавесов и завес;
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт
- заполнений проемов в противопожарных преградах
- первичных средств пожаротушения
- фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
3. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов
4. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
Вместе с тем, Раздел III Перечня работ , утвержденного Приказом Минрегиона № 624 также включает в себя ряд видов работ, направленных на снижение риска возникновения пожара, монтаж оборудования для ликвидации пожара и иные виды работ, противопожарной направленности: пункты 9.3, 10.1, 10.3, 12.1, 12.2, 12.3, 12.12, 15.1, 15.4, 15.6, 20.1, 20.12, 20.13, 23.6, 24.5, 24.6, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12, 24.14, 24.29, 31.5.
В своем заключении от 29.06.2012г. «Об экспертизе приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624», Минэкономразвития РФ указывало на то, что Перечень работ (подлежащих лицензированию МЧС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 и Перечень работ, утвержденный Приказом Минрегиона № 624 (на выполнение которых необходим допуск СРО), частично дублируются и на участников строительного рынка ложиться бремя несения финансовых затрат как на вступление в строительную СРО, так и на получение лицензии МЧС, что вряд ли приводит к позитивным результатам в плане развития строительной отрасли. В частности, в упомянутом заключении указывалось на то, что «входящие в перечень постановления N 1225 виды работ совпадают с видами работ утвержденного приказом N 624 Перечня не буквально: как правило, "пожарный" вид работ является частным случаем вида работ, указанного в Перечне.
Таким образом, в соответствии с постановлением N 1225 перечисленные виды работ Перечня полностью или частично (в части обеспечения пожарной безопасности) подлежат лицензированию МЧС России. В соответствии с приказом N 624 для выполнения данных видов работ необходимо свидетельство о допуске от СРО.
В сложившейся ситуации организации, выполняющие данные виды работ, вынуждены получать и лицензию МЧС, и допуск СРО, что ведет к необоснованным финансовым затратам».
Данный вопрос являлся предметом спора в Верховном Суде РФ, который отверг доводы заявителя о том, что виды работ, перечисленные в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона № 624, полностью или частично совпадают с видами работ, указанными в приложении к Положению о лицензировании.
Позиция Верховного Суда РФ
Верховный Суд РФ указал, что Перечень работ , и в частности, его раздел III содержит виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на объекте незавершенного строительства, тогда как деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащая лицензированию, осуществляется на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. (из решения Верховного Суда РФ от 09.04.2013 N ГКПИ13-7)
Таким образом, для выполнения работ по монтажу систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и иных видов работ противопожарной направленности требуется как лицензия МЧС, так и свидетельство о допуске СРО к соответствующим работам только при осуществлении строительства, реконструкции или капитального ремонта здания и сооружения.
Деятельность, касающаяся эксплуатации объектов и осуществления текущего ремонта зданий и сооружений (в том числе объектов капитального строительства), законодательством о градостроительной деятельности не регулируется.
То есть если речь идет об объекте, сданном в эксплуатацию, то на выполнение работ, связанных с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и прочих систем и их элементов, требуется только лицензия МЧС, вступать в СРО и получать свидетельство о допуске к работам нет необходимости.
Кроме того, следует также напомнить, что допуски СРО на выполнение указанных выше работ не требуются и в том случае, если данные работы (в том числе по монтажу систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и т.д.) выполняются на объектах:
- для которых не требуется выдача разрешения на строительство;
- индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);
и других, указанных в п. 2 Приказа Минрегиона N 624.
Рекомендуем также по теме : "нужна ли лицензия на монтаж пожарной сигнализации "? "нужна ли лицензия на проектирование пожарной сигнализации, систем пожаротушения "? "
Проект N 305620-5
Вносится депутатами Государственной Думы
В.А. Востротиным, М.И. Гришанковым,
Г.В. Гудковым, В.И. Колесникомым,
А.Д. Куликовым, В.С. Плескачевским,
А.М. Розуваном
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649, 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33,ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30 ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635) следующие изменения:
1) дополнить частью второй следующего содержания:
"Саморегулируемые организации в области пожарной безопасности (далее - саморегулируемые организации) - некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом в целях организации выполнения, входящими в состав указанных организаций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей работ и услуг в области пожарной безопасности.";
2) часть первую статьи 24 дополнить абзацами следующего содержания:
"независимая оценка пожарного риска;
расчет по оценке пожарного риска.";
3) дополнить главой V_1 следующего содержания:
"ГЛАВА V_1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 39_1. Деятельность, основные цели, функции, права и обязанности саморегулируемой организации
Деятельность, основные цели, функции, права и обязанности саморегулируемой организации осуществляются в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и настоящей главой.
Основные цели, содержание деятельности саморегулируемых организаций направлены на:
предупреждение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных, объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее - вред) при выполнении и оказании услуг в области пожарной безопасности членами саморегулируемых организаций;
повышение качества выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности членами саморегулируемых организаций.
Статья 39_2. Приобретение статуса саморегулируемой организации
Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения пожарной безопасности по одному или нескольким видам работ, услуг определенных частью второй настоящей статьи и внесенная в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Виды работ и услуг в области пожарной безопасности по профилактике пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе, производству и проведению испытаний пожарно-технической продукции, выполнению проектных и изыскательских работ, проведению научно-технического консультирования и экспертизы, испытанию веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность, обучению населения мерам пожарной безопасности, огнезащитным и трубо-печным работам, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем и средств противопожарной защиты, ремонту и обслуживанию пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановлению качества огнетушащих средств, независимой оценке пожарного риска, расчетам по оценке пожарного риска должны выполняться только юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, являющимися членами саморегулируемой организации, и имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ и услуг.
Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляются без вступления подразделений федеральной противопожарной службы в саморегулируемую организацию в области пожарной безопасности.
Внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций осуществляется федеральным ом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями), в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", и статьей 39_3 настоящего Федерального закона.
Статья 39_3. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих виды работ и услуг в области пожарной безопасности указанные в части второй статьи 39_2 настоящего Федерального закона, при условии ее соответствия следующим требованиям:
объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;
наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации. При этом обязательное страхование ее членами ответственности за выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
наличие документов, предусмотренных настоящего Федерального закона.
При определении числа членов некоммерческой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо.
При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответственно выполняющие виды работ и услуг в области пожарной безопасности.
Статья 39_4. Документы саморегулируемой организации
Саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:
стандарты саморегулируемой организаций - документы, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами в области пожарной безопасности требования к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности, к результатам выполнения указанных работ и оказанию услуг, системе контроля за выполнением указанных работ и оказанием услуг;
требования к выдаче свидетельств о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности;
правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Документы саморегулируемой организации не должны:
противоречить требованиям установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, нормативными документами Российской Федерации;
устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;
привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.
Статья 39_5. Допуск к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности
Допуск к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности (далее - свидетельство о допуске). Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Срок действия свидетельства о допуске - 5 лет.
При отсутствии в период срока действия свидетельства о допуске нарушений стандартов и правил саморегулируемой организации со стороны члена саморегулиремой организации, по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулироуемой организации, принятому на основании заявления члена саморегулируемой организации, свидетельство о допуске продлевается на установленный настоящим Федеральным законом срок.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы или оказывать услуги при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ и услуг.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ.
Минимально необходимые требования к выдаче свидетельства о допуске:
наличие у работников юридического лица, у работников индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности. При этом не менее трех работников должны иметь высшее профессиональное образование или не менее пяти работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее трех лет для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее пяти лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;
наличие у индивидуального предпринимателя, руководителя организации высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, а так же стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
повышение квалификации индивидуальных предпринимателей, руководителей организаций не менее одного раза в 5 лет.
Действие свидетельства о допуске к работам прекращается:
по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, принятому на основании заявления члена саморегулируемой организации;
по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации при установлении факта наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к такому же виду работ;
по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае неустранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок выявленных нарушений в соответствии с 10 Федерального закона "О саморегулируемых организациях";
по решению суда;
в случае прекращения членства в саморегулируемой организации.
Статья 39_6. Административная ответственность за нарушение требований при выполнении работ и услуг в области пожарной безопасности, которые оказывают влияние на пожарную безопасность объектов защиты
Административную ответственность за нарушение требований при выполнении работ и услуг в области пожарной безопасности без свидетельства о допуске, если такое свидетельство является обязательным и нарушение минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске несут юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; N 50, ст. 4925; 2003, N 2, ст. 169; N 11, ст. 956; 2005, N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 11; N 31, ст. 3455; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 7, 15; N 30, ст. 3748, 3749, 3750; N 45, ст. 5427; N 46, ст. 5554; N 50, ст. 6247; 2008, N 18, ст. 1944; N 29, ст. 3413; N 30, ст. 3604; N 52, ст. 6227; 2009, N 1, ст. 15, 17; N 29, ст. 3614) следующие изменения:
1) подпункт 39 пункта 1 статьи 17 признать утратившими силу;
2) дополнить пунктом 6_2 следующего содержания:
"6_2. С 1 января 2011 года прекращается лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Статья 3
Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 27, ст. 2719; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 26, ст. 3089; 2009, N 29, ст. 3635) следующие изменения:
1) дополнить статьей 9.5.2 следующего содержания:
"Статья 9.5.2 Выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности без свидетельства о допуске
1. Выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности без свидетельства о допуске к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности выдаваемом саморегулируемой организацией, если такое свидетельство является обязательным, - влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности выдаваемом саморегулируемой организацией, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
3. Повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности выдаваемом саморегулируемой организацией, - влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.";
2) часть 2 статьи 23.1 после слов "частью 3 статьи 9.5.1" дополнить словами "частью 3 статьи 9.5.2";
3) часть 1 статьи 23.34 после слов "предусмотренных " дополнить словами "9.5.2,".
Статья 4
Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4012; 2008, N 30, ст. 3604) следующие изменения:
1) в части 2 статьи 47 слова "саморегулируемой организацией" заменить словами "саморегулируемыми организациями в области инженерных изысканий, пожарной безопасности";
2) в части 4 статьи 48 слова "саморегулируемой организацией" заменить словами "саморегулируемыми организациями в области проектирования, пожарной безопасности";
3) в части 2 статьи 52 слова "саморегулируемой организацией" заменить словами "саморегулируемыми организациями в области строительства, пожарной безопасности".
Статья 5
Свидетельство о допуске к работам и оказанию услуг, выданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действует до наступления обстоятельств, предусмотренных частью седьмой статьи 39_5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции настоящего Федерального закона)".
Статья 6
Абзац сорок первый подпункта "а" пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 27, ст. 2719) признать утратившим силу.
Статья 7
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 2 и статьи 6 настоящего Федерального закона.
2. Пункт 1 статьи 2 и статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.
Президент
Российской Федерации
Д. Медведев
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности", вносимый депутатами Государственной Думы В.А.Востротиным, М.И.Гришанковым, Г.В.Гудковым, В.И.Колесниковым, А.Д.Куликовым, В.С.Плескачевским, А.М.Розуваном
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
В связи с отсутствием в законопроекте положений, затрагивающих вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации , направляется официальный отзыв.
Законопроектом предлагается внести в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменения, предусматривающие в области обеспечения пожарной безопасности замену лицензирования системой саморегулирования.
Согласно законопроекту Федеральный закон "О пожарной безопасности" дополняется новыми статьями 39_1 - 39_6, устанавливающими требования по созданию и организации деятельности саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области пожарной безопасности.
Одним из устанавливаемых законопроектом (абзац третий статьи 39_3) требований к некоммерческим организациям является обязательное страхование гражданской ответственности членов СРО.
В связи с этим проект необходимо дополнить положениями, определяющими условия осуществления обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" .
Законопроектом также устанавливаются (новые статьи 39_4 и 39_5) требования о получении членами СРО допусков к работам (услугам), выполняемым (оказываемым) в области пожарной безопасности.
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" хозяйствующий субъект, вступающий в члены СРО, обладает правоспособностью и может осуществлять свою деятельность без дополнительных разрешений (допусков).
В связи с этим требование о получении членами СРО допусков к выполняемым (оказываемым) ими работам (услугам) представляется избыточным.
Законопроектом предлагается внести в статьи 47 , и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменения, также предусматривающие получение членами СРО допусков к выполняемым работам в области пожарной безопасности при осуществлении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Указанные изменения представляются необоснованными, поскольку вопросы регулирования деятельности СРО в области пожарной безопасности не являются предметом регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации .
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект федерального закона при условии его доработки.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности"
Одним из приоритетных направлений экономического развития Российской Федерации является снятие избыточных административных барьеров на пути предпринимательской активности. В частности в настоящее время производится замена регулятивных функций со стороны государства по лицензированию отдельных видов деятельности и оказания услуг на механизм саморегулирования.
Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 315 "О саморегулируемых организациях" определены основные правовые формы создания и деятельности саморегулируемых организаций, а также установление особенностей, при создании саморегулируемых организаций определенных видов работ и оказания услуг, федеральными законами.
Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69 "О пожарной безопасности" определен перечень работ и услуг в области пожарной безопасности, которые самым непосредственным образом влияют на безопасность зданий и сооружений.
Создание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности позволит исключить действующий порядок лицензирования в области пожарной безопасности, установленный Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" , и передать эти функции саморегулируемым организациям (СРО), а также определить четкие стандарты и правила ведения предпринимательской деятельности, осуществление контроля и надзора за своими членами и их ответственности.
На данном этапе система лицензирования выполнила свою функцию, что подтверждается успешным функционированием автоматических систем противопожарной защиты на объектах реального сектора экономики и способствовало увеличению количества обнаружений пожаров в начальной стадии с 36,7% в 2000 году до 42,1% в 2007 году, при этом стоимость спасенных материальных ценностей на пожарах за аналогичный период выросла в 2,6 раза. В Российской Федерации зарегистрировано более 37 тысяч организаций, получивших лицензии в этой сфере деятельности. Это около 300 тысяч рабочих мест. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса. Ими, по оценке экспертов, выполняются работы на сумму, превышающую 90 млрд. рублей в год.
С целью сохранения эффективной работы субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности возможна передача данного вида услуг под ответственность саморегулируемых организаций, которые могли бы функционировать на объектах, независимо от стадии их жизненного цикла.
Необходимость введения института саморегулирования в противопожарной отрасли обусловлена в первую очередь прямой зависимостью жизни людей от качества работ (услуг) в области пожарной безопасности.
Стоимость работ на проектирование и строительство в области безопасности во многих развитых странах мира достигает до 15% от общей стоимости строительства. У нас в стране этот показатель гораздо ниже, но тем не менее услуги в области пожарной безопасности, особенно в последние годы, занимают все более приоритетное положение при функционировании любого здания или сооружения. Особое значение имеет уровень противопожарной защиты для зданий высотой более 50 метров, подземных сооружений, зданий с массовым пребыванием людей. Для данной категории строений практически от состояния систем автоматической пожарной защиты зависит безопасность людей. Естественно, от качества смонтированного противопожарного оборудования и используемых материалов, уровня выполнения проектных и монтажных работ непосредственно зависит защищенность людей и имущества в случае чрезвычайной ситуации, прежде всего связанной с пожаром. Поэтому необходимо достаточно жестко регулировать качество произведенной пожарно-технической продукции и выполнения работ в области пожарной безопасности. Эта задача реально решается через систему саморегулируемых организаций.
Также важным аргументом введения системы саморегулирования в области пожарной безопасности является более строгий, одновременно открытый контроль за деятельностью предприятий, являющихся членами СРО. На рынке противопожарных услуг, как и в любой отрасли, существуют организации, работающие на низком профессиональном уровне, со слабой профессиональный подготовкой сотрудников. В работе используется не профессиональное оснащение, допускаются случаи неправильного монтажа, установка оборудования с отступлениями от проекта, нарушаются сроки гарантийного обслуживания. Система планирования и контроля производства на ряде предприятий находится на крайне низком организационном и практическом уровне.
Демпинг цен при борьбе за получение заказа на соответствующий объем работы, откровенно заниженные сметы на подрядные услуги порождают брак, отсутствие соблюдения элементарной производственной этики. В конечном итоге все это может привести к непоправимым последствиям при чрезвычайной ситуации.
В рамках саморегулирования многие проблемы, особенно в области повышения результативности и качества выполнения работ можно решить более эффективно.
Важно правильно и очень ответственно сформировать порядок формирования состава СРО с учетом непосредственно определенных видов работ. Разработать и установить простые, одновременно жесткие и очень конкретные требования на виды услуг. Во многом, приоритетным направлением деятельности СРО должно быть расширение и дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, возможность поддержки бизнеса в достаточно непростой экономической обстановке. Одновременно необходимо построить механизм допуска организаций способных эффективно и качественно оказывать услуги в представляемой области, а также производить продукцию современного уровня.
Вместе с тем приобретение статуса саморегулируемой организации в области пожарной безопасности возможно только после внесения соответствующих сведений в реестр саморегулируемых организаций, что требует определения органа, ведущего реестр саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности и выполняющий функции надзора.
Преимущество саморегулирования заключается в повышении конкурентоспособности членов саморегулируемой организации на рынке за счет новых инструментов ответственности, в том числе:
- субсидиарная материальная ответственность членов СРО за счет формирования компенсационного фонда;
- страхование ответственности и иных связанных с выполнением работ и оказанием услуг рисков;
- использование добровольной сертификации как гаранта надежности и качества выполненных услуг.
Члены СРО получат больше подрядов за счет избавления от так называемых портфельных фирм, демпинг на аукционах которых приводит к незавершенному строительству, авариям и низкому качеству работ, а главное лишает подрядов добропорядочные фирмы. В результате строгого отбора в члены СРО комплекс услуг в этой области должен стать более ответственным и "прозрачным".
В свою очередь все это обеспечит заказчикам гарантии, что члены саморегулируемой организации выполнят работы, предусмотренные контрактом, качественно и в срок за счет повышенной ответственности, предусмотренной правилами саморегулирования, а в случае причинения вреда, вследствие недостатков работ, выполненных членом саморегулируемой организации, заказчик получит полное возмещение ущерба за счет страховой компании и компенсационного фонда.
В связи с этим, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности", в котором, задача создания саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности определена отдельной целью.
Законопроект вносит изменения в следующие федеральные законы:
"О пожарной безопасности" ;
"О лицензировании отдельных видов деятельности" ;
"О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ;
Градостроительный кодекс Российской Федерации .
Вносимые законопроектом изменения, без ущерба для системной взаимосвязи, позволяют дополнить понятийный аппарат, привести в соответствие с законодательством Российской Федерации основные задачи по организации саморегулирования в области пожарной безопасности, а также их права и обязанности.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных средств федерального бюджета, а его реализация позволит повысить эффективность государственной политики в сфере саморегулирования в области пожарной безопасности.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка
Введение института саморегулирования, предусматривающего выдачу допусков на проведение определенных работ по пожарной безопасности (ПБ), должно было заменить лицензирование. Но до сих пор этого не произошло, поскольку законопроект № 305620-5 был принят лишь в первом чтении и находится на доработке. В настоящий момент вступление в пожарное СРО остается делом добровольным. Лицензия МЧС по прежнему является главным разрешительным документом для всех юридических лиц и ИП, ведущих деятельность по предупреждению, профилактике и тушению пожаров. Но с принятием указанного федерального закона предусмотрена их отмена с 1 января 2018 года.
Виды лицензий МЧС
На сегодняшний день уже начали создаваться и приступили к работе 38 некоммерческих профессиональных объединений для юрлиц и ИП, занятых в сфере обеспечения ПБ. Создана Национальная ассоциация пожарной безопасности, призванная контролировать работу саморегулируемых организаций. Пожарное СРО сегодня выдает допуски свои членам на выполнение работ, предусматривающих:
- проектирование, монтаж и обслуживание пожарной сигнализации и систем пожаротушения;
- выпуск пожарно-технической продукции;
- сервисное обслуживание первичных средств по тушению пожаров;
- проведение мероприятий по обучению ПБ и профилактике пожаров;
- выполнение экспертиз, связанных с оценкой пожарных рисков;
- проведение трубо-печных работ и деятельности, связанной с огнезащитой.
Однако для легального занятия перечисленной деятельностью каждый член организации обязан иметь лицензию МЧС. СРО в области пожарной безопасности могут предложить сегодня своим членам всестороннюю информационную поддержку, касающуюся нормативов профессиональной деятельности и новшеств в законодательстве, регулирующих работы по предупреждению и тушению пожаров, а также защиту прав своих членов в государственных органах.
Чтобы стать членом СРО предприятие любой формы собственности или индивидуальный предприниматель обязаны:
- иметь в штате специалистов со специальным техническим или высшим профильным образованием и не менее, чем трехлетним стажем работы по специальности;
- обладать соответствующей материально-технической базой для выполнения своих профессиональных обязанностей;
- иметь нормативную документацию по обеспечению контроля над качеством выполняемых работ;
- иметь страховку гражданской ответственности исполнителя работ;
- уплатить взнос в компенсационный фонд и другие взносы, предусмотренные уставом организации.
Сегодня вступить в СРО пожарной безопасности можно только при условии наличия лицензии МЧС и уплаты в организации суммы от 3 тысяч рублей. Новым же законом, который уже передан на второе чтение в Госдуму в декабре 2016 года, минимальный взнос в фонд компенсации предусмотрен уже в размере 50000 при наличии страховки или 200 тысяч рублей при её отсутствии.
Устранить административные барьеры для предпринимателей - главная задача правительства Российской Федерации. Было решено, в связи с этим, внедрить саморегулирование в основные сферы деятельности. В результате появились СРО строителей, СРО арбитражных управляющих, СРО изыскателей и т.д. Естественно, сфера пожарной безопасности не могла остаться в стороне.
Для введения саморегулирования в эту область был разработан законопроект No305620-5, который должен заменить лицензирование на механизм саморегулирования.
Что такое СРО
Саморегулируемая организация (СРО) в области пожарной безопасности – это некоммерческая организация, которая создана для осуществления регулирования и контроля деятельности компаний и предпринимателей, занимающихся проведением работ и оказанием услуг в сфере пожарной безопасности, в том числе монтажом средств и систем предупреждения и предотвращения пожара, а также пожарно-технических средств.
Зачем нужна СРО
Создание в противопожарной отрасли института СРО обусловлено зависимостью потребителей от качества предоставляемых компаниями услуг в данной области. От грамотного монтажа противопожарных систем зависит безопасность людей, поэтому данной проблеме стали уделять особое внимание. Важным является и правильное составление проекта систем, обеспечивающих пожарную безопасность, и качество используемого при этом оборудования, и уровень выполняющих его установку работников.
Таким образом, сфера пожарной безопасности должна жестко регулироваться. Добиться положительного результата в современных условиях возможно только с помощью саморегулируемых организаций пожарной безопасности.
Контроль качества в противопожарной сфере
Так, за членами СРО пожарников устанавливается строгий, но в тоже время открытый контроль. Создание СРО противопожарной безопасности будут решены следующие проблемы:
- недобросовестный монтаж
- низкий уровень квалификации работников-
- слабая профподготовка персонала
- отступление от проекта во время проведения работ-
- нарушение сроков гарантии
- отсутствие четкого планирования и должного уровня контроля
При наличии СРО пожарной безопасности все вышеперечисленные проблемы можно легко решить, а кроме того повысить эффективность и результативность выполняемых на объекте работ.
Для достижения этой цели важно:
- правильно сформировать требования к потенциальным членам СРО, чтобы в его состав могли войти достойные представители рынка пожарной безопасности, а недобросовестные компании могли бы при этом отсеяться.
- построить механизм получения допуска исключительно для тех организаций, вступивших в СРО пожарной безопасности, которые способны предоставлять высококачественные услуги, нести ответственность за свою работу, производить товары на современном уровне технологического развития.
Стоимость вступления в СРО пожарной безопасности
Перед вступлением в объединение пожарных организаций нужно запланировать следующие траты:
- Единоразовый взнос в компенсационный фонд – от 10000р;
- Вступительный взнос может составлять от 10000р;
- Членский взнос платится ежемесячно, его сумма зависит от конкретного СРО;
- Страховка гражданской ответственности в зависимости от региона может составлять от 0 до 10 тысяч рублей;
Перед оплатой необходимо удостовериться что все взносы и платежи являются официальными платежами и перечисляются на расчетные счета саморегулируемой организации (пожарное СРО).