Кто может быть принят на муниципальную службу. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. Особенности статуса главы местной администрации

Органы публичной власти не могут функционировать без сотрудников, обеспечивающих их деятельность, иначе говоря, без чиновников. В органах государственной власти это государственные служащие, в местных органах власти (если говорить юридическим языком - органах местного самоуправления) - муниципальные служащие. Характер работы муниципальных служащих имеет публичное значение, и регулирование их трудовой деятельности отличается определенной спецификой. Об этих особенностях мы расскажем в нашей статье.

Определение понятия муниципальной службы дано в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ). Это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нередко к муниципальным служащим относят депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Однако непосредственно в Законе № 25-ФЗ установлено, что эти лица не являются муниципальными служащими, они относятся к лицам, замещающим муниципальные должности, и действие указанного Закона на них не распространяется.

Должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий данных органов, аппарате избирательной комиссии муниципального образования. А муниципальный служащий - это гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Следует отметить, что зачастую к муниципальным служащим относят работников муниципальных учреждений (школ, детских садов, поликлиник и т. д.), а также муниципальных предприятий. Однако названные организации не являются органами местного самоуправления, поэтому указанные лица не считаются муниципальными служащими и к ним не применяются положения Закона № 25-ФЗ.

Сохраняется ли статус муниципальных служащих у сотрудников местной администрации при наделении администрации правами юридического лица и придании ей организационно-правовой формы муниципального казенного учреждения?

Необходимо исходить из того, что наделение местной администрации правами юридического лица осуществляется во исполнение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) и не изменяет статус местной администрации как органа местного самоуправления. Следовательно, данный фактор не влияет на статус сотрудников, обеспечивающих деятельность местной администрации.

Сотрудник местной администрации исполняет обязанности, связанные с выполнением администрацией переданных государственных полномочий (ведение воинского учета). Считается ли он муниципальным служащим?

Как уже указывалось, должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления. Она создается с целью обеспечения исполнения всего объема полномочий органа местного самоуправления (в рассматриваемом случае - местной администрации), т. е. как полномочий по решению вопросов местного значения, так и полномочий по реализации переданных государственных полномочий. Поэтому лицо, замещающее должность в местной администрации и исполняющее обязанности, связанные с осуществлением местной администрацией переданных государственных полномочий, является муниципальным служащим.

Распространяются ли на муниципальных служащих нормы трудового законодательства?

Основное правило, которым следует руководствоваться в отношении муниципальных служащих, заключается в том, что на них распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ.?

Так, ТК РФ установлено, что продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска по общему правилу составляет 28 календарных дней. Для муниципальных служащих в этом отношении действуют специальные нормы Закона № 25-ФЗ, устанавливающие продолжительность отпуска 30 календарных дней.

А вот порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, поскольку в этом случае особенности Законом № 25-ФЗ не предусмотрены.

СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Начальник отдела администрации сельского поселения оформила отпуск по уходу за ребенком. Можно ли в этой ситуации заключить срочный трудовой договор для исполнения обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего?

Законом № 25-ФЗ установлены особенности срочного замещения должностей муниципальной службы, учреждаемых для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности. В остальных случаях применяются общие нормы ст. 59 ТК РФ, согласно которой возможно заключение срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Обратите внимание! В отношении каждого кадрового вопроса на муниципальной службе следует определить, установлена ли Законом № 25-ФЗ специфика его решения. При отсутствии таковой нужно руководствоваться нормами трудового законодательства

Штатное расписание в органе местного самоуправления утверждается на основе реестра должностей муниципальной службы, который предусматривается каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно. В реестр могут быть включены должности муниципальной службы, которые учреждаются для непосредственного исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления). Эти должности замещаются на срок полномочий данных лиц, соответственно, с данной категорией муниципальных служащих заключаются срочные трудовые договоры. К этой группе муниципальных служащих относятся, например, помощники депутатов.

В практике часто приходится сталкиваться с неверным применением положения о срочном трудовом договоре.

Так, при замещении должности главы местной администрации по контракту, заключаемому на срок полномочий представительного органа муниципального образования (но не менее чем на два года), с его заместителем также заключают срочный трудовой договор на такой же срок. Это ошибка, поскольку заместитель главы местной администрации обеспечивает деятельность местной администрации как органа местного самоуправления, а не руководителя данного органа. Поэтому с заместителем должен заключаться трудовой договор на неопределенный срок.

ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Законом № 25-ФЗ для гражданина, который претендует на замещение должности муниципальной службы, а также в отношении муниципального служащего установлены определенные ограничения.

Среди таких ограничений в ст. 13 Закона № 25-ФЗ указывается наличие заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы. Перечень таких заболеваний утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». Названный документ содержит перечень врачей-специалистов, осмотр которыми обязателен при прохождении диспансеризации, и перечень лабораторных и функциональных обследований.

В перечне заболеваний, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу либо продолжать ее, предусмотрены, например, психические заболевания, расстройства поведения и эпилепсия.

Какие медицинские документы представляет гражданин при поступлении на муниципальную службу?

При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет в орган муниципального образования Заключение по форме № 001-ГС/у (приложение ), выданное медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям «психиатрия» и «психиатрия-наркология».

Возможно ли поступление на муниципальную службу иностранных граждан?

Поступление на муниципальную службу, а также ее прохождение иностранными гражданами возможно только в том случае, если с соответствующим государством Российская Федерация заключила договор, предусматривающий право граждан этой страны находиться на муниципальной службе.

В администрации сельского поселения начальником отдела образования работает женщина, сын который претендует на замещение в этой администрации должности муниципальной службы специалиста 1 категории юридического отдела. Можно ли принять его на службу? Какие ограничения существуют для принятия на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы для лиц, находящихся в родственных отношениях, и кто из родственников подпадает под это ограничение?

Закон № 25-ФЗ содержит закрытый перечень таких лиц. К ним относятся: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. При этом предусматривается два случая, когда нельзя принять гражданина на муниципальную службу, а муниципальному служащему находиться на муниципальной службе.

Первый случай. Наличие указанных отношений с главой муниципального образования, но только если он осуществляет полномочия руководителя местной администрации.

Второй случай. Наличие близкого родства или свойства между двумя муниципальными служащими. При этом ограничение действует только тогда, когда между указанными лицами имеет место непосредственная подчиненность или подконтрольность.

На рассматриваемую ситуацию указанные ограничения не распространяются.

Что понимается под непосредственной подчиненностью?

Непосредственная подчиненность существует, когда муниципальный служащий в соответствии с документами, определяющими его должностной статус, подчинен главе муниципального образования.

Например, супруг избран главой муниципального образования и исполняет полномочия руководителя местной администрации. В такой ситуации супруга не может замещать должность заместителя главы местной администрации.

Другой вариант. Глава местной администрации замещает должность по контракту, т. е. является муниципальным служащим, так же как и его заместитель. И в этой ситуации супруга главы не может замещать должность его заместителя. Вместе с тем она может замещать иную должность муниципальной службы в местной администрации при условии, что отсутствует непосредственная подчиненность.

Как определить непосредственную подконтрольность?

Наличие таковой следует определять опять же исходя из документов, которые устанавливают статус муниципальных служащих, право одного из них контролировать другого.

ЗАПРЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОХОЖДЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Федеральный законодатель установил для муниципальных служащих определенный перечень запретов. Рассмотрим некоторые из них.

Запрет 1. Муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность (напоминаем, это означает избрание депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления). При этом следует обратить внимание, что запрет не зависит то того, на какой основе - постоянной или непостоянной - исполняются полномочия.

Запрет 2. Муниципальному служащему запрещено замещение должности муниципальной службы в случае избрания на государственную должность как федеральную, так и субъекта РФ.

Вопросы возникают на региональном уровне и касаются, как правило, ситуации, когда муниципальный служащий избран депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (областной думы, областного совета депутатов и т. д.) и осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2009 № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» депутат указанных региональных органов государственной власти отнесен к лицам, замещающим государственные должности субъектов РФ. Как и в отношении муниципального уровня, в данном случае запрет действует независимо от того, что полномочия депутата исполняются на непостоянной основе.

Запрет 3. Муниципальный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав органа управления коммерческой организации (за исключением случаев, когда ему это поручено в соответствии с законодательством), в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, а также заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством.

При соблюдении каких условий муниципальный служащий может заниматься «иной оплачиваемой деятельностью»?

Закон № 25-ФЗ разрешает муниципальному служащему заниматься иной оплачиваемой деятельностью, но при этом должны соблюдаться два условия.

Первое условие заключается в том, что конкретный вид деятельности не указан в качестве запрещенного для муниципального служащего, второе - в том, что деятельность не должна приводить к конфликту интересов, т. е. не должна влиять на объективность исполнения муниципальным служащим своих обязанностей.

Муниципальный служащий занимается иной оплачиваемой деятельностью, не имея разрешения представителя нанимателя (работодателя). Правомерно ли это?

Законом № 25-ФЗ установлено, что представитель нанимателя (работодатель) должен быть только уведомлен муниципальным служащим, разрешения не требуется. Естественно, что занятие иной оплачиваемой деятельностью возможно только за пределами рабочего времени.

Представителю нанимателя (работодателю) стало известно, что занятие муниципальным служащим иной деятельностью приводит к конфликту интересов. Каковы его полномочия в создавшейся ситуации?

Представитель нанимателя (работодатель) обязан принять меры по урегулированию конфликта интересов. Для этого он должен предупредить муниципального служащего о необходимости прекратить занятия оплачиваемой деятельностью, установив разумный срок, до истечения которого муниципальный служащий обязан выполнить требование представителя нанимателя (работодателя).

Представитель нанимателя (работодатель) вправе отстранить муниципального служащего от замещаемой должности до того момента, пока он не представит документальное подтверждение того, что им прекращена указанная деятельность. Если же муниципальный служащий этого не сделает, представитель нанимателя (работодатель) обязан его уволить за нарушение требований закона. Следует иметь в виду, что на период отстранения от должности за муниципальным служащим сохраняется денежное содержание.

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ

В отличие от общего положения, согласно которому допускается заключение трудового договора с лицами, достигшими 16 лет, трудовой договор при замещении должности муниципальной службы может быть заключен только с гражданами, достигшими возраста 18 лет. При этом гражданин обязан владеть государственным языком РФ, соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к определенной должности, а также не должно быть обстоятельств, служащих ограничениями для приема на муниципальную службу.

Что включают в себя квалификационные требования и кем они утверждаются?

Квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Данные требования устанавливаются принимаемым уполномоченным органом местного самоуправления правовым актом на основе типовых квалификационных требований, которые, в свою очередь, устанавливает закон субъекта РФ.

При подсчете стажа работы по специальности следует обратить внимание на следующую позицию Верховного Суда Российской Федерации: чтобы стаж работы по специальности мог быть включен в стаж, дающий право на замещение должности муниципальной службы, он должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении (определение ВС РФ от 25.06.2010 № 56-В10-2).

Гражданин претендует на замещение должности муниципальной службы, требующей не менее четырех лет муниципальной (государственной) службы или пяти лет работы по специальности. Он имеет высшее образование по специальности «учитель математики» и второе высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление». Три года гражданин работал учителем в школе и пять лет руководил муниципальной организацией, при этом диплом об образовании по второй специальности был получен в тот период, когда гражданин уже в течение одного года являлся руководителем указанной организации. В стаж работы по специальности включаются период работы преподавателем, поскольку в это время гражданин имел соответствующее высшее профессиональное образование, и период работы директором организации, но только с момента получения диплома о втором высшем образовании по специальности «государственное и муниципальное образование». Последний период составил четыре года (пять лет минус один год). Рассматриваемые периоды работы - три и четыре года - суммируются. В результате общий стаж по специальности составил семь лет при требуемых пяти.

При поступлении на муниципальную службу, помимо тех документов, которые должны быть представлены в соответствии с ТК РФ, гражданин предъявляет:

  • собственноручно заполненную анкету по форме, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р;
  • свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе;
  • заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.

При поступлении гражданина на муниципальную должность, которая включена в перечень, установленный правовым актом РФ, представляются также сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина. Указанные сведения представляются в том же порядке и по такой же форме, которые в субъекте РФ утверждены для государственных гражданских служащих.

Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

Хотелось бы обратить внимание на допускаемую на практике ошибку, когда в качестве нанимателя для муниципального служащего рассматривается орган местного самоуправления. Следует иметь в виду, что нанимателем для муниципального служащего будет муниципальное образование (городское, сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а в отношения с гражданами, поступающими на муниципальную службу, так же как с муниципальными служащими, вступает не муниципальное образование, а его представитель. И он уже осуществляет те же действия, которые совершает работодатель. Однако в ТК РФ термины «наниматель» и «представитель нанимателя» не употребляются. Поэтому, чтобы обеспечить возможность применения положений ТК РФ к муниципальным служащим, Закон № 25-ФЗ использует не просто термин «представитель нанимателя», а дает его расшифровку, указывая «представитель нанимателя (работодатель)». Кто будет исполнять полномочия работодателя в отношении муниципального служащего, определяется в каждом муниципальном образовании самостоятельно.

Гражданин поступил на муниципальную службу в аппарат городского Совета без проведения конкурса. Не считается ли это нарушением законодательства?

Закон № 25-ФЗ не предусматривает обязательное проведение конкурса для замещения должности муниципальной службы. Данный вопрос решается в каждом муниципальном образовании по-своему. При этом может быть принято решение о том, чтобы поступление на все должности муниципальной службы проходило без конкурса (за исключением главы местной администрации), либо может быть предусмотрен перечень отдельных должностей, замещение которых возможно только по итогам конкурса.

Вместе с тем хотелось отметить позицию Верховного Суда РФ, выраженную в определении от 19.11.2008 № 78-Г08-36. Рассматривался вопрос о праве органов государственной власти Санкт-Петербурга установить в законе обязательность проведения конкурса для замещения должностей муниципальных служащих, в обязанности которых вменено выполнение отдельных переданных государственных полномочий. Суд указал на то, что «нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации, являются специальными нормами, регулирующими спорные правоотношения по наделению органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга». Основываясь на этом выводе, Верховный Суд РФ признал право органов государственной власти субъекта РФ предусмотреть обязательное проведение конкурса в данном случае.

ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Здесь мы будем рассматривать ситуацию, когда местную администрацию возглавляет не глава муниципального образования, а глава, замещающий должность по контракту (далее - глава местной администрации). В этом случае он является муниципальным служащим, соответственно, на него распространяется действие Закона № 25-ФЗ, но с определенными изъятиями и дополнениями.

Законом № 25-ФЗ установлено, что порядок поступления на должность главы местной администрации по контракту определяетсяЗаконом № 131-ФЗ. Замещение указанной должности проходит исключительно на конкурсной основе. Решение о назначении лица на должность главы местной администрации принимается представительным органом муниципального образования (далее - представительный орган).

Следует обратить внимание на то, что согласно Закону № 131-ФЗ лицо назначается из числа кандидатов, т. е. у представительного органа должен быть выбор минимум из двух кандидатов. В противном случае результаты конкурса могут быть оспорены в суде как проведенные с нарушением требований Закона № 131-ФЗ.

Срок контракта определяется уставом муниципального образования и должен соответствовать сроку полномочий представительного органа, но при этом не может быть менее двух лет. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

В каких случаях возможно заключение контракта не на срок полномочий представительного органа?

Такая возможность возникает, например, при досрочном прекращении полномочий главы местной администрации. В этой ситуации часть срока полномочий представительного органа уже истекла и тогда контракт заключается на оставшийся срок. Если он составляет более двух лет, то контракт должен заключаться на этот период. Если же оставшийся срок полномочий составляет менее двух лет, то контракт заключается на два года.

Помимо ограничений, предусмотренных Законом № 25-ФЗ для поступления на муниципальную службу в отношении всех лиц, для кандидатов на должность главы местной администрации установлено дополнительное ограничение, которое заключается в том, что гражданин не может быть назначен на эту должность в случае, если он находится в отношениях близкого родства или свойства с главой муниципального образования. В перечне указаны родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов.

На главу местной администрации распространяются ограничения, предусмотренные для муниципальных служащих. Но при этом глава местной администрации (в отличие от других муниципальных служащих) не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая, однако, не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут до истечения его срока. Основания для досрочного расторжения контракта установлены Законом № 131-ФЗ. Необходимо особо отметить, что установленный перечень данных оснований имеет закрытый характер, т. е. никаких иных причин для досрочного расторжения контракта быть не может.

УВОЛЬНЕНИЕ С МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Муниципальный служащий может быть уволен по основаниям, предусмотренным ТК РФ, а также по дополнительным основаниям, которые установлены Законом № 25-ФЗ.

Первое основание. Достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, - 65 лет. Но следует иметь в виду, что Закон № 25-ФЗ допускает продление срока нахождения на муниципальной службе.

До какого возраста допускается продление срока муниципальной И службы?

Продолжительность однократного продления составляет не более одного года. По истечении этого срока возможно продление трудового договора, но также не более чем на один год. Никакого возрастного ограничения на заключение данного вида трудового договора Закон № 25-ФЗ не устанавливает.

Второе основание. Оно связано с требованием в части гражданства, т. е. прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства либо вида на жительство.

Третье основание. С муниципальным служащим также расторгается договор в случае несоблюдения им ограничений и запретов, а с муниципальным служащим, замещающим должность, включенную в перечень, и в случае непредставления предусмотренных Законом № 25-ФЗ сведений о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.

Четвертое основание. Еще одно основание для расторжения трудового договора с муниципальным служащим - дисквалификация, которая является административным наказанием и назначается судьей.

Приложение

Форма заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению

Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 08.01.2013, Год: 2013, Номер: №2

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, изложены в статьях 13 и 14 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

2) замещать должность муниципальной службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;

б) избрания или назначения на муниципальную должность;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2.1. В случае, если владение муниципальным служащим, замещающим должность главы местной администрации по контракту, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

3. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Запреты и ограничения, связанные с муниципальной службой

Выдержки из Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями от 23 июля, 27 октября, 25 ноября, 22, 25 декабря 2008 г., 17 июля 2009 г., 3 мая, 21 октября, 21 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 22 октября, 25 ноября 2013 г., 4 марта 2014 г. 22 декабря 2014)

Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

10) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

1.1. Гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.

2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой

1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

2) замещать должность муниципальной службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;

б) избрания или назначения на муниципальную должность;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2.1. Утратила силу.

3. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

4. Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Статья 14.1. Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

2. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

2.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

2.2. В случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2.3. Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

3. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.

3.1. Непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы.

4. Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Статья 14.2. Требования к служебному поведению муниципального служащего

1. Муниципальный служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан;

3) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

4) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций;

5) проявлять корректность в обращении с гражданами;

6) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

7) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

8) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

9) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

2. Муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.

7. Федеративное устройство России - форма государственного устройства России

Составная часть государствав России называетсясубъектом Российской Федерации или сокращённосубъектом Федерации . СогласноКонституции, принятой в1993 году, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Право выхода из федерации не предусмотрено.

Проблемы совершенствования муниципальной службы в России Братановский Сергей Николаевич

§ 1. Особенности поступления на муниципальную службу

Муниципальная служба обладает рядом особенностей по сравнению с иными видами профессиональной деятельности, которые, как мы уже говорили выше, обусловлены ее публичным характером. В этой связи действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, поступающим на муниципальную службу.

Прежде всего, согласно статье 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает следующие условия, необходимые для поступления на муниципальную службу:

достижение возраста 18 лет;

владение государственным языком РФ;

соответствие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы;

отсутствие обстоятельств, исключающих возможность быть принятым на муниципальную службу.

В указанной статье речь идет исключительно о гражданах Российской Федерации. Поступление на муниципальную службу и ее прохождение (как и государственной службы) традиционно связано с наличием у лица российского гражданства. Утрата гражданства Российской Федерации является безусловным основанием к прекращению служебных отношений. Однако, по смыслу статей 13 («ограничения, связанные с муниципальной службой») и 19 («основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим») Закона правом поступления на муниципальную службу также обладают граждане иностранных государств – участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе. Некоторые авторы, анализируя аналогичное условие поступления на муниципальную службу отмечают, что указанным международным договором должно быть предусмотрено не только признание двойного гражданства, но и возможность доступа к государственной службе договаривающихся государств.

Законом о муниципальной службе установлен повышенный по сравнению с трудовым законодательством возраст поступления на муниципальную службу – 18 лет (по Трудовому кодексу полная трудовая дееспособность наступает с 16 лет). Как отмечают некоторые авторы, это связано с высокой ответственностью муниципальных служащих за выполнение должностных обязанностей по обеспечению полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность, особыми требованиями, предъявляемыми к муниципальным служащим.

Новым требованием, которое ранее не было предусмотрено Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", является владение гражданином, поступающим на муниципальную службу, государственным языком Российской Федерации. Более того, ст. 3 этого Закона закрепляла право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе в том числе и независимо от языка. Как отмечается в литературе, в новой транскрипции аналогичная норма ст. 4 нового закона такой законодательной формулы не содержит. Согласно ст. 68 Конституции РФ и Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский. Соответственно лицо, претендующее на замещение должности муниципальной службы, должно владеть русским языком.

Кроме того, лицо, поступающее на муниципальную службу, должно соответствовать определенным квалификационным требованиям. Эти квалификационные требования предъявляются:

к уровню профессионального образования;

стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности;

профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для выполнения должностных обязанностей.

Нужно заметить, что ст. 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, что обеспечивается, в том числе, посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.

Указанные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (ст. 9 Закона).

Нужно сказать, что до принятия Закона о муниципальной службе квалификационные требования, как правило, устанавливались законами субъектов Российской Федерации. В большинстве субъектов РФ это было сделано в законах о муниципальной службе. В качестве примера можно привести Закон Москвы от 24 марта 2004 г. N 15 «О муниципальной службе в городе Москве», Закон Самарской области от 16 июля 1998 года N 16-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» и т. п. В некоторых регионах были приняты самостоятельные законодательные акты, устанавливающие квалификационные требования к замещению должностей муниципальной службы. Например, Закон Амурской области от 24 ноября 2000 г. N 271-ОЗ «О квалификационных требованиях к муниципальным служащим Амурской области», Закон Волгоградской области от 27 мая 1998 г. N 178-ОД «О квалификационных требованиях к муниципальным должностям муниципальной службы Волгоградской области». В настоящее время указанные нормативные акты подлежат отмене, поскольку в компетенцию субъекта входит принятие лишь типовых положений. Непосредственно же квалификационные требования должны утверждаться актами органов местного самоуправления. В качестве примера можно привести Положение о квалификационных требованиях для замещения должности муниципальной службы в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы администрации города Нижневартовска, которое было утверждено постановлением Главы города от 06.09.2007 N 784 в соответствии с действующим Законом о муниципальной службе.

Гражданам, претендующим на должность муниципальной службы в администрации города Нижневартовска, необходимо иметь:

1) для должности муниципальной службы высшей группы:

стаж муниципальной службы не менее пяти лет или стаж работы по специальности не менее семи лет;

2) для должностей муниципальной службы главной группы:

высшее профессиональное образование;

стаж муниципальной службы не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее шести лет;

3) для должностей муниципальной службы ведущей группы:

высшее профессиональное образование;

стаж муниципальной службы не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;

4) для должностей муниципальной службы старшей группы:

стаж работы по специальности не менее трех лет и при этом среднее профессиональное образование по специализации должности муниципальной службы или образование, считающееся равноценным;

без предъявления требований к стажу и при этом высшее профессиональное образование по специализации должности муниципальной службы или образование, считающееся равноценным;

5) для должностей муниципальной службы младшей группы:

среднее профессиональное образование по специализации должности муниципальной службы или образование, считающееся равноценным;

без предъявления требований к стажу.

Наконец, для поступления на муниципальную службу необходимо отсутствие обстоятельств, исключающих возможность быть принятым на муниципальную службу. Эти обстоятельства названы в ст. 13 Закона о муниципальной службе и представляют собой ограничения, связанные с муниципальной службой.

Собственно и прежний Закон об основах муниципальной службы в Российской Федерации устанавливал ограничения в связи с прохождением муниципальной службы, однако их характер и предназначение были существенно иными. Так, согласно ст. 11 упомянутого закона муниципальный служащий был не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально – технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

10) принимать участие в забастовках;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

Обратим внимание, что все эти ограничения связаны с запретом определенных действий при прохождении муниципальной службы. В новом законе (по аналогии с Законом о государственной гражданской службе) аналогичные ограничения называются запретами, связанными с муниципальной службой. В качестве же собственно ограничений новый Закон закрепляет обстоятельства в силу которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе. Так, согласно ст. 13 к таким обстоятельствам относятся:

1) признание недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличие гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В данном случае нас интересует даже не существо этих ограничений (это предмет отдельного разговора), а их принципиальное отличие от запретов, связанных с прохождением муниципальной службы, которые предусмотрены в ст. 14 указанного Закона.

На наш взгляд, указанные ограничения, в отличии от запретов, представляют собой условия, которым должен удовлетворять гражданин для того, чтобы находиться на муниципальной службе. Запреты же включают в себя действия, от которых гражданин должен воздерживаться при прохождении муниципальной службы. От сюда – и различия в последствиях нарушения соответственно запретов и ограничений.

Образно выражаясь, запреты «вступают в силу» после назначения лица на должность муниципальной службы. Например, Законом установлен в отношении муниципального служащего запрет заниматься предпринимательской деятельностью. Означает ли это, что лицо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя не вправе поступать на муниципальную службу? Как нам представляется, такой вывод не соответствует требованиям закона. Такому лицу нельзя отказать в приеме документов для участия в конкурсе. Только после того как гражданин будет назначен на должность муниципальной службы он должен будет прекратить свою предпринимательскую деятельность.

Наличие же ограничений, предусмотренных ст. 13, является препятствием не только для прохождения муниципальной службы, но и для поступления на службу (например, – для участия в конкурсе).

В качестве еще одного аргумента в пользу высказанной точки зрения можно провести параллель с законодательством о государственной гражданской службе. Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации также закрепляет и ограничения и запреты, связанные с государственной службой (в целом они аналогичны). Однако в Указе Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 01.02.2005 N 112 в качестве оснований для отказа в участии в конкурсе называются лишь ограничения, но не запреты, связанные с муниципальной службой.

Рассмотрим указанные ограничения по существу.

Так, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на службе в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан судом недееспособным, если вследствие психического расстройства он не может понимать значения своих действий или руководить ими.

Ограниченно дееспособными, согласно ст. 30 ГК РФ, могут быть признаны судом лица, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.

Другим основанием для отказа в приеме на муниципальную службу (либо увольнения с муниципальной службы) является осуждение лица к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу. Интересно, что в отношении гражданской службы аналогичное ограничение предполагает еще и наличие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Как нам представляется, законодатель вполне обоснованно отказался от такой жесткой нормы. Нужно сказать, что аналогичное положение ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отношении глав местных администраций вызвало неоднозначное отношение со стороны специалистов. В частности, в качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации указанным выше законом было названо вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда (п. 6 ч. 6. ст. 36). В этой связи некоторые авторы отмечали, что данная норма должна учитывать тяжесть совершенного деяния, поскольку преступления, предусмотренные УК РФ, сильно различаются по степени общественно опасности. Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по ст. 285 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями) или по ст. 159 (мошенничество), не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования.

Еще одним ограничением является отказ гражданина от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, режимом их использования и защиты, урегулированы Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне». Перечень сведений составляющих государственную тайну был утвержден Президентом РФ (Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (ред. от 11.02.2006)). Порядок оформления допуска к государственной тайне урегулирован Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

Сложнее обстоит дело с иными видами охраняемой законом тайны. Как отмечается в литературе, законодательство Российской Федерации предусматривает около 20 видов охраняемых законом тайн.

В настоящее время действует Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. (с послед. изм.), который устанавливает порядок допуска работника к сведениям представляющим коммерческую тайну. Коммерческая тайна тесно пересекается со служебной. Большинство ученых в настоящее время склонно придерживаться мнения, что к служебной тайне относятся те сведения о физических лицах и юридических лицах, которые становятся известными различным должностным лицам по роду их служебной деятельности, однако в силу своего особого характера не могут свободно распространяться. В силу этого к служебной тайне относят тайну следствия, врачебную тайну, налоговую тайну, адвокатскую тайну и др.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе при наличии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Закон о муниципальной службе предусматривает, что Правительством Российской Федерации должен быть установлен порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения. Нужно заметить, что аналогичная норма закрепляется в отношении гражданских служащих Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Однако в настоящее время перечень заболеваний, препятствующих прохождению как гражданской так и муниципальной службы отсутствует. По нашему мнению такой перечень вряд ли может быть утвержден по всем должностям государственной или муниципальной службы. Так, в настоящее время подобные перечни устанавливаются в отношении узких категорий работников или служащих. В качестве примера можно привести Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49). Приказом Минздрава РФ от 16 марта 1999 был установлен Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Основанием для отказа в приеме на муниципальную службу (увольнения с муниципальной службы) является наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение соответствующей должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Ранее такое правило закреплялось и КЗоТ РФ в отношении совместной службы родственников на любом государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации. Действующий Трудовой кодекс подобного ограничения не содержит и на сегодняшний день оно характерно только для законодательства о государственной службе.

В целом с позиции целей и задач муниципальной службы данное ограничение представляется нам вполне оправданным. Однако, как отмечается в специальной литературе, на практике данная норма иногда вызывает сложности в правоприменении. Например, нередкой является ситуация, когда муниципальные служащие, связанные непосредственной соподчиненностью вступают в брак и соответственно уже не могут замещать прежние должности. Действующее законодательство не содержит правил разрешения данной ситуации. В описанной ситуации возникает вопрос: кого из таких муниципальных служащих следует уволить. Теоретически нужно расторгать трудовой договор с ними обоими, однако целесообразность такого решения весьма сомнительна. Кроме того, в ряде ситуаций существует возможность перевести муниципального служащего на иную должность, которая уже не будет связана с непосредственной соподчиненностью родственнику. Следует согласиться с теми авторами, которые считают, что эти и вопросы, связанные с данным ограничением должны получить правовую регламентацию в специальном подзаконном акте.

Следующие два ограничения, которые названы в статье 13 Закона о муниципальной службе (п. 6 и 7), по нашему мнению, являются взаимопроникающими. Так, например, п. 6 названной статьи в качестве ограничения называет (в том числе) приобретение гражданства иностранного государства, а в пункте 7 говорится о наличии гражданства иностранного государства. Если проанализировать обстоятельства, названные в п. 6 ст. 13 Закона, то напрашивается вывод, что они относятся скорее к запретам, чем к ограничениям. Действительно все указанные обстоятельства (приобретение гражданства иностранного государства, утрата российского гражданства, оформление вида на жительство и т. п.) относятся не к лицам, поступающим на муниципальную службу, а исключительно к муниципальным служащим. Выше мы уже указывали, что это принципиальное отличие запретов от ограничений. Кроме того, наличие данных обстоятельств статьей 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» прямо относится к дополнительным основаниям расторжения трудового договора с муниципальным служащим. Однако нарушение ограничений, установленных статьей 13, также представляет собой основание для увольнения с муниципальной службы. В этой связи на практике возникает проблема: по какому из этих оснований должен расторгаться трудовой договор с муниципальным служащим, например, в случае приобретения им гражданства иностранного государства? В этой связи мы предлагаем исключить из содержания статьи 13 пункт 6, поскольку предусмотренные им обстоятельства так или иначе будут являться основанием расторжения трудового договора с муниципальным служащим в силу указаний ст. 19 Закона.

Так же излишним (именно в качестве ограничения, связанного с прохождением муниципальной службы) нам представляется и п. 8 ст. 13 Закона о муниципальной службе, согласно которому гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Подобное мнение уже высказывалось в специальной литературе. Так, С.В. Наймушин указывает, что, при представлении подложных документов или ложных сведений, которые касаются возраста, наличия гражданства Российской Федерации, квалификационных требований отказ в поступлении на государственную гражданскую службу должен, в первую очередь, основываться на несоответствии квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на наличии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, объективно препятствующих поступлению на службу или нахождению на ней, и пр. Кроме того, предоставление подложных документов является основанием для расторжения трудового договора в силу ст. 81 Трудового кодекса.

Интересно, что в новой редакции Трудового кодекса (от 30.06.06.) законодатель отказался от такого основания расторжения трудового договора как предоставление заведомо ложных сведений. Как отмечают некоторые авторы, основным недостатком данной нормы является возможность ее широкой интерпретации: закон не указывает какие именно заведомо ложные сведения имеются ввиду. В том случае, когда речь идет о сведениях, влияющих на назначение лица на соответствующую должность, данное ограничение будет, безусловно, оправданным. Если же речь идет о малозначимой информации или информации, не имеющей значения для приема на муниципальную службу (наличие детей, место рождения и т. п.), отказ в приеме на службу по данному основанию вряд ли следует считать целесообразным.

Наконец, ограничением, связанным с муниципальной службой, является непредставление установленных законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Гражданин при поступлении на муниципальную службу и затем ежегодно обязан представлять представителю нанимателя указанные сведения.

Говоря об обстоятельствах, препятствующих поступлению на муниципальную службу, нельзя обойти вниманием установленный Законом о муниципальной службе предельный возраст для замещения должности муниципальной службы. В настоящее время он составляет 65 лет.

Нужно заметить, что в отличие от Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Закон о муниципальной службе допускает продление срока нахождения на муниципальной службе граждан, достигших предельного возраста. При этом хотя однократное продление срока нахождения на муниципальной службе допускается не более чем на один год, не устанавливается какого либо ограничения количества таких продлений. Поэтому, на наш взгляд, установленный Законом предельный возраст преимущественно касается лиц поступающих на муниципальную службу.

Заметим, что установление каких-либо ограничений при поступлении на муниципальную службу является прерогативой исключительно федерального законодателя. Известны решения высших судов Российской Федерации, которыми отменялись нормы региональных законов, устанавливающие ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, не предусмотренные федеральным законодательством.

Например, Определением Верховного Суда РФ признана недействующей норма подпункта 3 пункта 2 статьи 17 Закона Камчатской области «Об основах муниципальной службы Камчатской области» N 87 от 16 июня 1997 года. В частности эта норма устанавливала ограничение граждан при поступлении на муниципальную службу в Камчатской области в случае их близкого родства или свойства с муниципальным служащим, если их муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Между тем до принятия Закона о муниципальной службе такое ограничение в отношении муниципальных служащих на федеральном уровне не устанавливалось. Верховный Суд РФ указал, что в силу пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Поскольку федеральный закон, ограничивающий права близких родственников на совместную муниципальную службу, в то время отсутствовал, суд пришел к правильному выводу о противоречии оспариваемой нормы Закона Камчатской области федеральному законодательству.

Из книги Медиапланирование на 100 автора Назайкин Александр

Психографические особенности Другим сегментационным принципом является деление по психографическим признакам. Многие особенности в поведении людей нельзя объяснить демографическими «средствами». Например, любители рока или песен Высоцкого есть и среди молодых, и

Из книги Управление стрессом автора Кинан Кейт

Особенности характера Черты нашего характера задают стиль поведения на работе, влияют на все, что бы мы ни делали. Способ организации работы, время ее выполнения, отношения с коллегами – все это зависит от характера человека.В спокойной обстановке положительные черты

Из книги Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов автора Айзенберг Джеффри

Из книги Конкретный PR автора

Из книги Ты – суперличность. Остальных – к черту! автора Масленников Роман Михайлович

Особенности PR-поддержки IT Из особенностей профессии следуют характерные черты PR-обслуживания ИТ-компаний. Рассмотрим трудности, которые могут возникнуть у PR-специалиста при продвижении ИТ-заказчика. Также примем во внимание факты, влияющие на PR IT-компании извне.

Из книги Большая книга директора по персоналу автора Рудавина Елена Роленовна

Особенности PR-мышления А как понять, созрели ли вы для PR-профессии? На этот вопрос можно ответить утвердительно, если вы чувствуете, что уже обладаете особенным PR-мышлением. Назовем три признака такого мышления.1. Способность добавлять изюм. Можете ли вы в бизнес-задачу

Из книги Рекламное агентство: с чего начать, как преуспеть автора Голованов Василий Анатольевич

3. Создаем службу персонала: система управления персоналом в компании 3.1. «От простого к сложному»: формирование службы персонала3.2. «Зачем все эти люди?»: о ценности человеческого ресурса в компании3.3. «Менторы и Дементоры»: о наставниках и коучах3.4. «Дайте то, подайте это,

Из книги Управление персоналом. Шпаргалка автора Кошелев Антон Николаевич

Из книги Как подготовиться к переговорам, или всегда ли побеждает сильнейший? автора Мазилкина Елена Ивановна

Шаг 8. Организуем службу безопасности Какие функции мы можем возложить на эту службу безопасности?Например, следующие: проверка анкет соискателей; контроль сдачи залоговых документов; проверка персонала на лояльность; контроль честности менеджеров

Из книги Бери и делай! 77 максимально полезных инструментов маркетинга автора Ньюман Дэвид

1. Предмет и содержание дисциплины «Управление персоналом» Управление персоналом как область науки является совокупностью практических знаний, т. е. происходит своеобразное органическое восхождение от теории к практике. Возникновению дисциплины «Управление

Из книги Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту автора Никерсон Пэт

Конфликт и его особенности Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Статья 58 . Поступление на муниципальную службу и нахождение на муниципальной службе

1. Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Рязанской области и достигшие возраста 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено Федеральными законами , профессиональная подготовка которых отвечает квалификационным требованиям по соответствующей муниципальной должности.

2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу и находиться на ней в случаях:

а) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

б) лишения его права занимать должности муниципальной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

в) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

г) отказа прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

д) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

е) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к муниципальной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

ж) отказа от предоставления сведений о полученных им доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения, в органы государственной налоговой службы.

3. Предельный возраст нахождения на муниципальной службе муниципального служащего - 60 лет. Допускается продление нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие должности муниципальной службы и достигших предельного для муниципальной службы возраста, решением Главы района. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Продление нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в органах местного самоуправления на условиях срочного трудового договора.

4. Муниципальная служба на муниципальных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются лица, замещающие муниципальные должности категории "А".



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...