Группы граждан, относящиеся к социально незащищенным слоям населения и методы государственной поддержки в сфере занятости данной категории граждан. Незащищенные категории населения как основные потребители услуг государственной поддержки

Научные доклады и сообщения

О ЛЕГАЛЬНОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН»

АСАЧЁВА Мария Владимировна,

аспирантка кафедры конституционного и муниципального права филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС-СибАГС) (Новосибирск). E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: на основе анализа действующего российского законодательства рассмотрена дефиниция социально незащищенные категории граждан, понимаемая как группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния. Сделан вывод о некорректности данного понятия точки зрения ст. 2 и 7 Конституции РФ и его идентичности понятию малоимущие граждане.

Based on the analysis of the Russian legislation considered by definition socially vulnerable groups, understood as a group of people who, because of age, health, etc. unable to provide themselves (their families) a decent standard of living standards. It is concluded that this notion is incorrect in terms of Articles 2 and 7 of the Constitution and it is identical to low income.

Ключевые слова: социальная защита; право социальной защиты; малоимущие граждане.

Social security; the right to social protection; low income.

Понятие социально незащищенные категории граждан в правовой литературе имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.

Конкретизация, уточнение и нормативное закрепление понятий необходимы потому, что численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет. В правовой литературе применительно к анализируемой категории используются весьма неопределенные и расплывчатые определения, касающиеся форм взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, системы государственной поддержки, которая выражается в «целенаправленной деятельности государства по гармонизации социальных отношений в обществе» и работает «на повышение качества и условий жизни каж-

дого индивида» .

В федеральном законодательстве используются, но не конкретизируются понятия социальных групп (ст. 29 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 5.62. КоАП РФ2, социально-демографических групп населения. Аналогичные понятия использованы и в региональном законодательстве, где также отсутствует конкретизация4.

В российском законодательстве используется широкая формулировка - «малоимущие

1 Акатнова М.И. Право человека на социальное обеспечение международных актах, законодательстве зарубежных стран и России: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2009. С. 5.

2 О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3 О потребительской корзине в целом по Российской Федерации. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6950.

4 О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 6 декабря 2001 г. (в ред. от 6 июня 2012 г.) № 812106 // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2002. 23 января. № 1.

и социально незащищенные категории граждан» (п. 8 ст. 217, п. 14 ст. 251 НК РФ)1. При этом ни один федеральный закон или нормативный акт органа исполнительной власти в полном объеме не приводит перечня указанных категорий, везде присутствуют бланкетные и ссылочные нормы. Так в соответствии с п. 2. ст. 98 ЖК РФ категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ. Конкретизировано лишь понятие малоимущие граждане. К категории малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан относят лиц в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья2.

Критерии определения статуса малоимущих граждан, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи»3 и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 1Э4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» 4 определены в Федеральном законе «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»5.

В совокупности к малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума,

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2). Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.).

2 Кожевников Д. Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. С. 13-14.

3 О государственной социальной помощи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.) // СЗ РФ.1999. № 29. Ст. 3699.

4 О прожиточном минимуме в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

5 О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода

семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для призна-

ния их малоимущими и оказания им государственной социальной

установленного в субъекте РФ. Малоимущие граждане и семьи во всех случаях относятся к социально незащищенной категории граждан, которая таким образом, является собирательным понятием и определяется в совокупности различных норм как федерального, так и регионального законодательства.

В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» к данной категории по признаку права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, можно отнести: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»6, военнослужащих, блокадников и др. Отдельные социально незащищенные категории граждан указаны и в других федеральных законах7.

В проекте Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ», внесенного в Государственную Думу Минздравом РФ, социальные услуги предоставляются гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (основание получения помощи), под которой понимается не только ситуация, которая нарушает жизнедеятельность гражданина, но и ситуация, которая создает риск для такого нарушения8. Неопределенность понятия трудная жизненная ситуация уже давно является предметом обоснованной критики9, но, тем не менее, разработчики законопроекта решили его оставить, лишь

6 О ветеранах. Федеральный закон от 12 января 1995 г. (в ред. от 16 октября 2012 г.) № 5-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

7 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 29 февраля 2012 г.) // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880; Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 23 ноября 2011 г. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»; Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г.) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.

8 Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Росс. газ. (Федеральный выпуск). 2012. 5 сентября.

Левина М.И. Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? Трансформация социальной

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2014. № 6(114)

немного модернизировав.

В законодательстве субъектов Российской Федерации категория социально незащищенные категории граждан применяется неоднозначно. В актах Мэра и Правительства Москвы используется понятие социально незащищенные семьи1, это семьи с детьми -инвалидами, сироты, дети военнослужащих по призыву и погибших при исполнении служебных обязанностей, безработные, ликвидаторы и др. Понятие социально незащищенные категории населения также применяется в законодательстве регионов РФ в сфере поддержки малого предпринимательства, предоставления субсидий предприятиям организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи2 (безработные, работники под угрозой увольнения (по справке от работодателя), инвалиды, многодетные родители, члены неполных семей, имеющие иждивенцев, военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетель­ствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций при­влечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необхо­димости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизио­логическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классичес­кий подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполно­ценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.

Иными словами, инвалидность - это проблема не одного чело­века, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, произ­водственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствую­щим развитием экономических возможностей и уровнем социаль­ной зрелости различных исторических эпох.

«Инвалид, - говорится в Законе «О социальной защите инвали­дов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обуслов­ленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, при­водящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необ­ходимость его социальной защиты»*.

«Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью»**.

Слепые, глухие,немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. при­знаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются такжелица, которыене имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в _

*, ** Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»). – стр. 196.

разно­образных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятель­ность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту - дети-инвалиды,инвалиды-взрослые.

2. По про­исхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени тру­доспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные),инвалиды II группы (вре­менно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сфе­рах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе ре­шаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с по­мощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых из­делий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техни­ческое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, при­кованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специаль­ные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовы­вать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обес­печением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними полу­чают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотвори­тельными организациями работники.

ПРАВОВЫЕОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

ИНВАЛИДОВ

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомст­венные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инва­лидов». Вот несколько выдержек из этого правового международ­ного документа:

- «Инвалиды имеют право на уважение их чело­веческого достоинства»;

- «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;

- «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приоб­рести как можно большую самостоятельность»;

-«Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включаяпротезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;

- «Инвалиды должны быть защищеныот какой бы то ни было эксплуатации».

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных органи­заций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.).

Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и ин­валидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополни­тельных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятель­ности».

К социально незащищенным слоям населения относятся:

Престарелые граждане (лица, достигшие 70 лет);

Инвалиды;

Пенсионеры;

Ветераны;

Воины-интернационалисты;

Учащиеся общеобразовательных учреждений;

Студенты;

Молодые семьи;

Неполные семьи;

Многодетные семьи;

Иные лица, которые в наибольшей степени нуждаются в социальной помощи и поддержке со стороны государства.

В соответствии с законодательством (Постановлением КМ Украины от 17.08.98 г. № 1303), существуют определенные категории граждан, в которых льготы на получение лекарств колеблются в пределах от 50% или 100%, в зависимости от категории.

При этом отпускаться могут только лекарства, отмеченные в Перечне лекарственных средств отечественного и иностранного производства, утвержденном постановлением КМУ от 1.09.1996 г. № 1071, с учетом ежегодных изменений, которые вносятся МОЗ Украины по согласованию с Минфином Украины.

Право на бесплатное получение лекарств имеют:

а) группы населения в случае амбулаторного лечения:

1. Лица, которым предусмотрен бесплатный отпуск лекарственных средств по ЗУ "О статусе ветеранов войны, гарантии их, социальной защиты":

* Инвалиды ВОВ, инвалиды, приравненные к ним.

* Участники ВОВ.

* Прежние несовершеннолетние узники фашистских концлагерей в возрасте до 16 лет на время освобождения.

* Граждане из числа прежних военнослужащих, которые принимали участие в боевых действиях в Афганистане и других странах.

*Родители и жены военнослужащих, которые погибли в результате ранения, контузии, полученных при защите страны или при выполнении других обязанностей военной службы или в результате заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

2. Лица, которые имеют особенные трудовые заслуги перед Родиной в соответствии с Законом Украины "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонных лет Украины".

3. Лица, которым предусмотрен бесплатный отпуск лекарственных средств по закону Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы".

4. Пенсионеры, которые получают пенсию по возрасту, по инвалидности и в случае потери кормильца - в минимальных размерах (за исключением лиц, которые получают пенсию на детей в случае потери кормильца);

5. Дети в возрасте до 3-х годов.

6. Дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

7. Девушки-подростки и женщины с противопоказаниями беремен-ности, а также женщины, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, обеспечивается безвозмездно средствами контрацепции.

(I и II типа), ревматизм, ревматоидный артрит, системная острая волчанка, системные, хронические и тяжелые заболевания кожи, сифилис, лепра, туберкулез, болезнь Аддисона, гепатоцеребральная дистрофия, фенилкетонурия, шизофрения и эпилепсия, психические болезни (инвалиды I и II групп, а также больные, которые работают в лечебно производственных мастерских психоневрологических и психи-атрических заведений), состояние, послеоперационного протезиро-вания клапанов сердца, острая перемежающаяся порфирия, муковисцидоз, тяжелые формы бруцеллеза, дизентерия, гипофизарный нанизм, состояние после пересадки органов и тканей, бронхиальная астма, болезнь Бехтерева, миастения, миопатия, мозжечковая атаксия, болезнь Паркинсона, инфаркт миокарда (первые 6 месяцев), детский церебральный паралич, СПИД, ВИЧ-инфекция, гипопаратиреоз, врожденная дисфункция коры надпочечников.

Право на льготное получение лекарств при амбулаторном лечении, то есть с оплатой 50 % их стоимости, имеют такие группы больных:

1. Инвалиды I и II групп в результате трудового увечья, профессионального или общего заболевания.

2. Инвалиды с детства I и II группы возрастом после 16 годов.

3. Дети в возрасте от трех до шести лет.

4. Реабилитированные граждане, которые в результате репрессий стали инвалидами или является пенсионерами.

5. Лица, награжденные знаком "Почетный донор Украины" и "Почетный донор СССР" .

План

1. Социально-уязвимые группы населения

2. Основные цели социальной работы

3. Бездомные, молодежь, пожилые, ветераны, женщины

4. Формы и методы оказания медико-социальной помощи населению

5. Государственная социальная помощь в связи с бедностью: виды и формы помощи

Социально-уязвимые группы населения – социально незащищенные слои населения, граждане, семьи, обладающие низким уровнем дохода и накопленного богатства. К ним относятся преимущественным образом пожилые одинокие люди, инвалиды, многодетные и неполные семьи, а также семьи, потерявшие кормильца, лица, имеющие доходы ниже прожиточного минимума.

Социально – уязвимые группы

    престарелые, пожилые люди, нуждающиеся в помощи

    инвалиды

    дезадаптированные дети и подростки

    наркоманы, алкоголики и другие опустившиеся люди

    безработные

    бездомные

    переселенцы и беженцы, покинувшие свой дом

Социальные технологии:

    Простые (доступные неспециалистам

    Сложные, (требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области)

    Комплексные,(требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях).

Пожилые и престарелые

    Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа 1995 г.,

    Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995

    Постановление Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам

    пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г.

Технологии социальной работы с пожилыми людьми

    На макроуровне государство осуществляет: формирование социальной политики с учетом интересов стариков, создание пенсионных и других фондов их поддержки, формирование комплексной системы социального страхования, а также системы медицинского, психологического, консультационного обслуживания этих граждан. Для проведения такой работы необходима подготовка специальных работников.

    На микроуровне изучаются условия жизни стариков, получают ли они социальную помощь и какую, досуговая деятельность, духовная и культурная жизнь.

Инвалиды

    Декларация ООН «О правах инвалидов»

    в июле 1992 г., Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов».

    В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»,

    «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»

    законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.),

Дезадаптированные дети и подростки

    профилактика безнадзорности,

    бродяжничества, дезадаптации;

    психолого-медицинская помощь;

    формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

    попечительство по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

    психологическая и педагогическая поддержка

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Основная цель – социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация.

Основными принципами социальной защиты являются гуманизм, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности;

Безработный - трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрированный в службах

Бездомные лица с психической патологией, больные алкоголизмом или

    наркоманией, не желающие лечиться, потерявшие связь с семьей и вынужденные скитаться; жертвы мошенничества с жильем;

    бывшие осужденные, утратившие социальные связи и не имеющие возможности реализовать конституционное право на жилище;

    лица, уклоняющиеся от исполнения возложенных судом обязанностей или совершившие преступление и вынужденные скрываться;

    лица, выселенные по решению суда с занимаемой ими служебной жилплощади вследствие прекращения трудовых отношений с предприятием, предоставившим жилую площадь;

    беженцы, вынужденные переселенцы, незаконно въехавшие в РФ из других стран.

Беженцы - В соответствии с Конвенцией ООН о статусе беженца беженцем является «любой человек, находящийся за пределами какой бы то ни было страны, гражданином которой он является, или, в случае отсутствия у него гражданства, за пределами любой страны, которая была последним местом проживания такого человека, и который не может или не желает возвращаться туда и не может или не желает воспользоваться защитой той страны из-за преследований или вполне обоснованного опасения преследований по соображениям расового, религиозного, национального, политического характера или принадлежности к определенной общественной группе».

Социальная помощь женщинам

    экстренная социальная помощь - разовое, единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей;

    адресная социальная помощь - оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно.

В современных условиях малообеспеченными оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, прежде считавшиеся благополучными.

К малообеспеченным категориям, то есть нуждающихся в поддержке государства, относятся инвалиды I и II групп, престарелые граждане (80 лет и старше), пенсионеры, многодетные семьи, неполные семьи, семьи с детьми - инвалидами, студенческие семьи, семьи безработных, семьи с малолетними детьми, лица, попавшие в экстремальные ситуации (вынужденные переселенцы; люди, пострадавшие в результате стихийных бедствий; беженцы, бомжи) и девиантные семьи (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей).

Определяющее значение в поддержке малообеспеченных категорий населения имеет государственная экономическая и социальная политика. Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Индексация - механизм автоматической корректировки доходов. Обычно индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных.

Помимо индексации существует Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам

Государственная социальная помощь - система мер по оказанию действительно нуждающимся лицам (малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в виде услуг и льгот, для преодоления или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности, а также адресного и рационального использования бюджетных средств.

К основным целям социальной работы можно отнести:

    увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

    создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону

    адаптация или реадаптация людей в обществе;

    создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства.

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.)

Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, семьям из групп “риска”, лицам с девиантным поведением.

Социальная помощь также необходима людям пожилого возраста. В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, геронтологов, гериатров. Цивилизованность общества определяется, в частности, и тем, насколько широка сеть специальных поликлиник, больниц, домов отдыха и санаториев для пожилых людей.

Большинство бездомных – одинокие мужчины. Женщины среди бездомных составляют около 10%. Это алкоголички, женщины, вернувшиеся из мест заключения (последняя группа составляет около 1 / 5 от всей численности бездомных женщин). К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на “дно”).

От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.

В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.

Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим, состоянием общества.

Падение рождаемости в Российской Федерации привело к “старению” молодежи: увеличилась доля 25 – 29-летних.

Пожилые люди.

Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.

Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном уровне осуществляется по трем основным направлениям:

    социальная защита (предоставление старым людям льгот и преимуществ),

    социальное обслуживание,

    организация пенсионного обеспечения.

Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях.

Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидами возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей потребности населения – одна из важнейших задач государства.

Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и социальная политика нашего государства, в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том, или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - геронтологической политики, касающейся благосостояния и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.

Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период предоставляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

Кроме того, к пенсиям определенным категориям ветеранов с учетом их боевых и других заслуг установлены дополнительные выплаты. К этим категориям ветеранов относятся: женщины-инвалиды и участницы ВОВ, инвалиды ВОВ, не выработавшие вследствие тяжелого ранения требуемый стаж для назначения трудовой пенсии, инвалиды с детства вследствие ранения в годы ВОВ, родители военнослужащих, погибших в армии в мирное время, почетные доноры СССР, сдававшие кровь в годы ВОВ.

Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.

В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность приобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным ценам. Основной целью этой программы является создание единой системы торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан, консолидация для этого различных финансовых ресурсов, привлечение внимания благотворительных и ветеранских организаций. Одним из путей реализации данной программы является организация выездной торговли и предоставление бытовых услуг в центрах социального обслуживания, социальных жилых домах и других учреждениях социальной защиты. Программой предусматривается снижение цен на товары и услуги не менее чем на 15% от средних цен или указанных в прейскурантах.

Инвалиды .

Декларация прав инвалидов (ООН, 1975 г) – было дано первое определение понятия «инвалид». В Рекомендациях 1185 года к реабилитационным программам 44-ой сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992г. были уточнения определения инвалидности Поставлена задача комплексного решения вопросов социальной, медицинской, профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов. Начиная с 1995 года, в бюджетных показателях ежегодно предусматриваются средства на реализацию

Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов, которая включает в себя широкий перечень мероприятий по реабилитации и социально-бытовой адаптации инвалидов. Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Социальному работнику необходимо знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов»(1975г). Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от24.11. 1995г. № 181 ФЗ). Еще раньше, в июле 1992 г., Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»).

Реабилитация инвалидов – это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов, вызванных нарушением здоровья. Цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Состоит из трех видов реабилитации: медицинская, профессиональная, социальная реабилитация.

Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

    соблюдение прав человека и гражданина;

    предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

    равные возможности в получении социальных услуг;

    преемственность всех видов социального обслуживания;

    ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

    ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 Закона).

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания; срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т. п.); социально-консультационная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, оказываются гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Ветераны.

С 1 июля 1998г. введены 50 % скидки по оплате жилья и коммунальных услуг одиноко проживающим ветеранам труда; ветеранам труда, проживающим в семьях, состоящих из пенсионеров, а также ветеранам труда, проживающим с нетрудоспособными членами семьи, находящимися на их иждивении.

Сегодня на реализацию социально-бытовых льгот, предусмотренных Законом РФ "О ветеранах", расходуется более 3 млрд. руб. в год.

Вместе с тем, до настоящего времени остаются не реализованными льготы для 530 тыс. ветеранов труда, проживающих в семьях, а также льготы по оплате за телеантенну, радиоточку и льготы по оплате за пользование телефоном для отдельных категорий ветеранов. Нельзя забывать и о том, что процесс старения у отдельных групп населения и индивидов происходит далеко неодинаково. Таким образом, характеризуя категорию пожилых людей как социальную или вернее, как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности внутри смой группы людей.

Женщина

В Конституции РФ (1993 г.), в статье 37, записано: «Труд свободен: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду - выбирать род деятельности и профессии». Каждый имеет право на труд. Казалось бы, есть возможности приложения труда для каждого человека, однако в реальной жизни женщин они остаются пока нереализованными. Основные функции женщины – репродуктивная и воспитательная.

Современный рынок в РФ выявил резко выраженную тендерную направленность изменения структуры занятости на рынке труда: сокращение женщин во всех отраслях экономики, их доли на рабочих местах, требующих высокого профессионального мастерства и знаний, особенно в сфере интеллектуального труда, сосредоточение женщин в отраслях с нестабильной и законодательно незащищенной занятостью, в том числе и в неформальной экономике. Женщины оказались неконкурентоспособными, социально более уязвимыми, а мужчины проявили особую жесткость в бизнесе. Среди работодателей женщин всего 30%, причем в основном они представлены в малом бизнесе.

В реформированной России женщины были вытеснены в первую очередь из сферы квалифицированного труда – управления, приборостроения, электроники. Даже в традиционно «женских» отраслях, где удельный вес женщин всегда был велик, таких как финансы, связь, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, начался процесс замещения женщин мужчинами.

Современная женщина столкнулась с нарушением принципа оплаты труда за счет сокращения женского труда в высокооплачиваемых отраслях. Значительно сократились производства, где женщины в советский период составляли почти 50% (машиностроение, инженерный корпус и др.). Легкая промышленность, где женщины составляют 80% работающих, только начинает возрождаться после тяжелого кризиса. Аппарат управления в этой отрасли, состоявший на 100% из женщин, также подвергся существенной реорганизации. Более благоприятные условия для деятельности женщин остались в учебных заведениях, медицине, сфере обслуживания, при использовании тяжелого физического труда, а также в социальной сфере.

Особенности социальной работы среди женщин

Поскольку социальные проблемы женщин ассоциированы с проблемами их семьи, детей; тесно переплетены с социальными проблемами других социально-демографических категорий населения, всего общества в целом, то они не могут быть решены в отрыве от них.

Решение социальных проблем женщин, как правило, выполняется социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса – правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.

Активно развивается система центров социального обслуживания. Наиболее распространенными их типами являются центры социального обслуживания населения, а также центры социальной помощи семье и детям. Эти организации специализируются по оказанию женщинам:

    экстренной социальной помощи - разовое, единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей;

    адресной социальной помощи - оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно.

Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница – учреждения социальной помощи стационарного типа, в которых лицам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию (в первую очередь детям и женщинам), предоставляется возможность временного пребывания. Оказание женщинам содействия в планировании семьи – это многосторонняя деятельность ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации.

Социально-трудовая реабилитация в условиях безработицы или угрозы безработицы – это оказание социально-психологической поддержки женщине в ситуации нарастающей безработицы. Кроме того, ей оказывается информационная и порой организационная помощь в поисках нового места работы.

Содействие в самопомощи и самозанятости женщин – это создание в ряде центров социального обслуживания цехов, мастерских, участков трудотерапии, в которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям; продукция этих цехов поступает в продажу, а вырученные средства используются на улучшение жизни клиентов. Несмотря на разнообразие технологий, методик и форм социальной работы с женщинами, к сожалению, нельзя констатировать позитивные изменения их социальной ситуации.

Формы и методы оказания медико-социальной помощи населению

Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) медико-социальная помощь – это профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

Цель медико-социальной работы – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

Объекты медико-социальной работы – различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, многодетные и асоциальные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.), решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.

Особенность медико-социальной работы состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения.

Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую.

Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность – это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья. А также формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Пути реабилитации дезадаптированных детей и подростков

Беспризорность – это дисфункция в системе агентов первичной социализации. Социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

Социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

В силу того что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков в России начала создаваться с 1992 г.

Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:

    профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

    психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;

    формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

    выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

    психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

    содействие возвращению в семью;

    обеспечение возможности получить образование;

    забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений - социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении

Государственная социальная помощь в связи с бедностью: виды и формы помощи. Государственная социальная помощь – новый вид материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан. Иначе подобную помощь можно назвать помощью в связи с бедностью (по бедности). Такая помощь введена в России Федеральным законом «О государственной социальной помощи», принятым 17 июля 1999 г.

Цель оказания государственной социальной помощи – поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Эта помощь адресная, она обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности. Государственная социальная помощь оказывается за счет федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. При этом ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае недостаточности средств бюджетов нижестоящего уровня.

В Законе «О государственной социальной помощи» указано, что он вступает в силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, устанавливается федеральным законом. Такой закон принят 20 ноября 1999г. Что касается величины прожиточного минимума, т. е. денежной оценки потребительской корзины (включая обязательные платежи и сборы) на душу населения по основным группам населения, то она в целом по России определяется ежеквартально Правительством РФ, а в субъектах РФ – их органами исполнительной власти.

Законом «О государственной социальной помощи» 1999 г. установлены два вида (формы) государственной социальной помощи:

    денежные выплаты – социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

    натуральная помощь – топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина. Решение о ее назначении принимает орган социальной защиты населения. Она может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев.

Социальные льготы – это система общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения.. К ним относятся

    гарантированное бесплатное медицинское обслуживание

    общедоступность и бесплатность образования

    минимальный размер оплаты труда и пенсии

    социальная пенсия

    пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет

    ритуальное пособие на погребение и др.

Социальные гарантии – это социальные блага и услуги гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

учебное пособие

Невьянцева Надежда Николаевна

В каждой стране есть свои льготные категории граждан. Они имеют особые права на поддержку от государства. Например, на бесплатное обеспечение лекарствами или дополнительные денежные выплаты. Что можно сказать о России в отношении данного вопроса? Кого относят к льготным категориям населения? Какой тип поддержки можно получить в том или ином случае? Где и как оформляются льготы? На самом деле разобраться во всем этом не так уж и трудно. Сложнее запомнить, какие бонусы положены льготникам. Очень часто список оных огромен.

Полный перечень

На самом деле льготников в России больше, чем может показаться. Далеко не всем известно, в каких случаях у граждан есть особые права на социальную поддержку. Сейчас вниманию будет представлен приблизительный перечень льготных категорий граждан. Иногда следует учитывать регион проживания человека - где-то бонусы от государства тем или иным слоям населения даются, где-то нет. Поэтому вопрос требует досконального изучения.

  • детей до 3 лет;
  • детей-инвалидов;
  • взрослых-инвалидов;
  • пенсионеров;
  • военных;
  • многодетные семьи;
  • нуждающихся;
  • безработных;
  • молодые семьи;
  • доноры;
  • ВОВ).

Также к льготникам часто относят нетрудоспособных граждан, иждивенцев, потерявших кормильца, вдов военных. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за малышом, а также беременные тоже иногда имеют особые права.

Дети

Социальная защита населения - это ответственность, которая числится за каждым государством. Оно должно как-то помогать тем, кто живет в пределах той или иной территории. Уже было сказано, что у каждой категории лиц есть свои собственные льготы и бонусы от государства. Но какие именно? Обо всех немного по порядку.

Маленькие дети имеют особые права в России. Они могут ездить бесплатно на общественном транспорте, если не занимают отдельного места. Школьники при наличии соответствующего удостоверения способны покупать билеты по заниженной цене.

Также в России предусмотрено льготных категорий граждан. Дети до трех лет включены в этот список. Правда, далеко не все лекарства выдаются бесплатно. Точный перечень рекомендуется узнавать в поликлинике по месту жительства, в которой прикреплен ребенок. По определенному рецепту многие лекарства детям выдаются бесплатно. Либо продаются со скидкой в той или иной степени.

Дети-инвалиды могут получить специальную пенсию. Для этого достаточно родителям обратиться в так называемую социальную службу с определенным перечнем бумаг. А именно с:

  • заявлением;
  • паспортом законного представителя;
  • реквизитами банковского счета;
  • свидетельством о рождении ребенка и о заключении брака, если есть;
  • справками о здоровье несовершеннолетнего;
  • СНИЛСами законного представителя и малыша.

Ветераны

Социальная защита населения крайне важна. Следующая категория граждан, которым в России положены определенные льготы, - ветераны. Причем любые. Основной перечень льгот и социальной поддержки, как и в большинстве случаев, регулируется на региональном уровне. Поэтому точный список возможностей тех или иных льготников нужно уточнять в каждом городе.

Ветераны имеют право на:

  • лекарственное обеспечение;
  • получение протезов (за исключением зубных);
  • медицинское обслуживание без очереди (бесплатное);
  • дополнительные надбавки к пенсии;
  • налоговые вычеты;
  • освобождение от уплаты налогов на имущество и транспорт (не всегда);
  • бесплатный проезд на общественном транспорте (не на всем и не везде);
  • скидки на лекарства в аптеках;
  • скидку на услуги ЖКХ в 50%;
  • установку домашнего телефона вне очереди;
  • компенсацию затрат на ритуальные услуги (выплачивается близким).

Некоторые ветераны имеют право на получение бесплатного жилья или участка. Например, такая возможность числится за гражданами-героями РФ и СССР. Остальным ветеранам придется обеспечивать себе жилье на общих условиях. Вот такая социальная защита населения предусмотрена в России. Но это еще не все!

Многодетные

Дело все в том, что у каждой категории населения есть свои собственные бонусы от правительства. Что положено многодетным? Такие люди долгое время могут получать разнообразные типы поддержки. Начиная с пособий и выплат и заканчивая обеспечением жилья.

Многодетностью считается наличие в семье от трех несовершеннолетних детей. Причем неважно, усыновленных или родных. Главное, что в ячейке общества на законных основаниях воспитываются несовершеннолетние.

Граждан в основном везде имеют разные бонусы. У многодетных их практически столько же, сколько у ветеранов. Причем они везде одинаковые. Независимо от региона проживания многодетные семьи имеют право на:

  • обеспечение лекарствами;
  • выплаты, положенные на детей до 16 лет;
  • все стандартные пособия за рождение малышей;
  • бесплатные места в детских садах;
  • бесплатное питание в учебных заведениях;
  • обеспечение школьной формой и некоторыми школьными принадлежностями;
  • получение материнского капитала (Федерального и регионального);
  • бесплатное обеспечение жильем;
  • получение земельного участка в регионе проживания на бесплатной основе в собственность;
  • пособия к 1 сентября;
  • возможность посещения детьми бесплатно музеев раз в месяц (иногда больше).

Вообще сейчас в России стараются как можно больше поддерживать многодетные семьи. Поэтому таким гражданам выплачивают пособия, зависящие от количества несовершеннолетних в ячейке общества. Также все семьи с детьми могут получать налоговые вычеты.

Взрослые инвалиды

На что могут претендовать инвалиды, которым уже есть 18 лет? Многое зависит от группы инвалидности. Но в целом социальная защита населения, относящегося к данной категории, схожа.

Совершеннолетние инвалиды получают льготы при поступлении в вузы. Также им могут назначать повышенные стипендии. У данной категории населения в обязательном порядке предусматривается выплата пенсии. Размер ее зависит от группы инвалидности.

При необходимости гражданам предоставляют бесплатное лечение, лекарства, реабилитационные приспособления, протезы. Либо предлагается выплатить компенсацию за все перечисленные ранее покупки.

На работе инвалидам обязаны предоставить подходящие условия труда, работать в ночные смены им нельзя, сверхурочно - только по личному согласию. Сокращенная рабочая неделя и тоже предусматриваются законом.

Зачастую граждан льготных категорий предусматривает предоставление жилья или участка. Инвалиды тоже относятся к основным претендентам.

Безработные и нуждающиеся

Льготные категории граждан в Москве и других городах зачастую получают определенные пособия и выплаты. Они положены также безработным и нуждающимся людям. Только первой категории лиц - определенное время. А именно около 12 месяцев. Все зависит от ситуации.

Чтобы получать денежные средства, безработные должны встать на учет в центре занятости населения. При этом они будут получать А вот нуждающиеся на данную выплату не претендуют, если у них есть работа. Зато можно обратиться в службу социальной поддержки населения и получать пособия и надбавки. Также нуждающимся будут помогать в Достаточно собрать определенный перечень документов, который доказывает нужду.

Безработные не могут получать бесплатно землю, зато им помогают с поиском работы - центр занятости будет предлагать разнообразные вакансии тем, кто числится как человек, не выполняющий трудовые обязательства.

Пенсионеры

Льготные категории граждан везде разнообразны. В России вечными льготниками считаются пенсионеры. Зачастую они сочетают еще статус инвалидов, а также нуждающихся. Какие меры социальной поддержки к ним применяются?

В основном от государства людям, достигшим пенсионного возраста, полагаются:

  • пенсионные выплаты (даже работающим гражданам);
  • возможность бесплатного проезда на общественном транспорте или приобретение билета со скидкой;
  • льготная оплата коммунальных услуг (в отдельных случаях);
  • право бронирования билетов на электричке (льготные категории граждан в Москве, особенно пенсионеры, имеют возможность заказа билета за 10 суток);
  • освобождение от имущественных налогов;
  • снижение транспортного налога или полное его отсутствие;
  • установку телефона в доме (стационарного);
  • бесплатное обеспечение лекарствами (в некоторых случаях).

Военнослужащим положены выплаты за выслугу лет. Вдовам военных (даже не пенсионного возраста) до вступления в новые официально зарегистрированные отношения - пенсия.

Беременные

Что получают дети льготной категории населения, понятно. А как быть беременным и матерям с малышами? Это тоже своеобразные льготники, хоть и в меньшей степени.

Среди возможностей, предоставляемых девушкам в "интересном" положении, выделяют право беспрепятственного трудоустройства с отсутствием испытательного срока. Работодатели не имеют никакого права на увольнение таких женщин.

Социальная поддержка населения в отношении беременных выражается в виде разнообразных выплат и пособий, как и в большинстве случаев. Здесь неработающие женщины обращаются в социальные службы за:

  • пособием по уходу за малышом до полутора лет;
  • единовременной выплатой за рождение;
  • пособие до 3-летнего возраста ребенка (не везде);
  • губернаторские и региональные выплаты.

Куда обращаться за льготами

Список льготных категорий граждан уже известен. Некоторые бонусы от государства для тех или иных случаев - тоже. А где их получать? Основным обеспечением социальной поддержкой занимается так называемая социальная служба. В ней каждый может узнать о положенных льготах и получить некоторые выплаты.

Но не все бонусы оформляются здесь. Сейчас их можно получить в:

  • больницах;
  • школах;
  • садиках;
  • городской администрации (обычно по вопросам обеспечения землей или жильем);
  • пенсионном фонде (оформляются пенсии);
  • службе одного окна или в МФЦ;
  • через сайт "Госуслуги".

Заключение

Теперь понятно, какие есть льготные категории граждан в России. На самом деле все просто - точная информация о льготниках и бонусах, которые им положены, уточняется в социальной службе. Здесь, как уже было сказано, оформляются некоторые пособия и денежные выплаты.

Льготников в России много. Но всем предоставляется помощь в тех или иных размерах. Чаще всего люди не подозревают о положенных им льготах. Следует помнить, что социальная поддержка населения - это ответственность государства, которую правительство взяло на себя.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...