Что за организация роспотребнадзор. В ходе проверки инспекторы отмечают наличие. Документы для проверки

Роспотребнадзор всегда наслуху. Отчасти это заслуга его руководителя, «главного санитарного врача» господина Онищенко. Но истинная причина все же в том, что эта Служба выполняет действительно важные функции. В том числе в жилищно-коммунальной сфере.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (коротко – Роспотребнадзор) образована в 2004 году. Действует на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 г. №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и соответствующего Положения, утвержденного Правительством 30 июня 2004 г. Административно входит в Министерство здравоохранения (бывший Минздравсоцразвития).

Компетенция Роспотребнадзора – это надзор за исполнением обязательных требований российского законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Иными словами, контроль за выполнением предписаний двух законов, составляющих правовую основу деятельности Службы: ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999 г. и Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г.

В соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченным органами исполнительной власти субъектов. Такими органами являются региональные Государственные жилищные инспекции. Их деятельность координируется Правительством РФ.

Однако Роспотребнадзор так же обладает некоторыми полномочиями в жилищно-коммунальной сфере. Условно их можно разделить на полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического контроля и сфере защиты прав потребителей.


Санитарно-эпидемиологический контроль

Вы можете обратиться в Роспотребнадзор по таким санитарным вопросам, как:

  1. Нарушение правил вывоза и хранения ТБО. Любые действия с твердыми бытовыми отходами , а значит, входит в компетенцию Службы.
  2. Нарушение санитарно-гигиенических норм в местах проживания (плесень, шум и т.п.). Мы уже рассказывали, – одной из мер является обращение в Роспотребнадзор.
  3. Курение и вред табака (о том, как бороться с соседом, курящем в подъезде, мы также рассказывали в одном из ) и другим вопросам.

Что касается эпидемиологического контроля, Роспопотребнадзор поможет вам, если , а в .

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В общем виде полномочия Роспотребнадзора в этой сфере указаны в статье 40 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этой норме к компетенции Службы относятся:

1. Привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушение обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей. Чаще всего он выражается в оказании услуг ненадлежащего качества или не в полном объеме, а также взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В нередко указываются неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителях. Кроме того, часто управляющие компании не надлежаще исполняют свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

2. Обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

3. Вступление в рассмотрение судом дела по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей ЖКУ.

Кроме того, Роспотбернадзор оказывает правовую поддержку, консультирование по вопросам, входящим в его компетенцию. Иными словами, вам могут оказать практическую помощь в составлении претензии или искового заявления по тому или иному вопросу.

Обратиться в Роспотребнадзор можно:

  • Письменно по почте.
  • Через официальный сайт – rospotrebnadzor.ru, заполнив, специальную форму .
  • По телефону бесплатной горячей линии – 8-800-100-0004.

Роспотребнадзор является контролирующим государственным органом, основной функциональной обязанностью которого является защита прав потребителей продукции и получателей услуг, а также надзор за санитарным и эпидемиологическим благополучием всех проживающих на территории государства граждан.

Что входит в обязанности организации

Атрибуты Роспотребнадзора

Основными элементами функциональных возможностей службы являются:

  • осуществление надзора технологической и производственной деятельности частных и государственных организаций;
  • выдача заключений и разрешительной документации санитарно-эпидемиологического характера, оформленной на основании результатов проведённых проверок;
  • контроль соблюдения нормативно-правовых актов, действие которых распространяется на защиту потребительских прав;
  • аттестация работников, осуществляющих свою деятельность в сфере производства, хранения, реализации и транспортировки продуктов питания и воды;
  • сбор, учёт, составление статистики социально-гигиенических производственных параметров.

Кому грозит проверка

В своей деятельности контролирующий орган регламентируется законодательными нормами, в соответствии с которыми проверке могут быть подвергнуты субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в любой организационно-правовой форме.

Однако, с большей вероятностью можно ожидать представителей Роспотребнадзора в организациях, имеющих непосредственное отношение к оказанию бытовых услуг, продаже лекарственных препаратов и продуктов питания.

Статистика нарушений в потребительской сфере

На особом учёте в ведомстве находятся медицинские учреждения, а также дошкольные и школьные заведения.

Алгоритм проведения проверки

Перед тем как допустить специалиста контролирующего органа к проверке, представитель компании должен потребовать у сотрудника Роспотребнадзора удостоверение личности и распоряжение руководства ведомства о проведении проверки. В документе должна быть отражена информация о проверяемом объекте, сроках мероприятия и о данных, направляемого для осуществления мероприятия, инспектора.

Нюансы, касающиеся сроков проведения проверок

Сроки проведения мероприятия не должны превышать 20 дней.

Увеличение параметра может быть только по документально оформленному решению руководства ведомства в ситуациях злостного нарушения законодательства.

Документация, которую следует подготовить к проверке

Руководитель предприятия, получив уведомление о планируемой проверке, заранее должен привести в соответствие и подготовить документы для Роспотребнадзора:

  • учредительную и регистрационную документацию;
  • свидетельство о праве владения предметом недвижимости, в котором осуществляется деятельность или договор на его аренду;
  • подтверждающая документация о наличии договорных отношений с компаниями, берущими на себя ответственность по вывозу мусора, а также за дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные работы;
  • трудовые книжки;
  • договора, заключённые с работниками о трудовом найме;
  • медицинские книжки;
  • документация, подтверждающая соответствующий уровень квалификации работников;
  • журналы учёта проведения обязательных мероприятий в области охраны труда и санитарно-производственной гигиены;
  • разрешения на ведение деятельности;
  • сертификаты на продукцию;
  • акцизы на товар;
  • утверждённый руководителем компании прейскурант на продукцию или услуги.

Схема организации государственного контроля и надзора

Проверяющий, получив документацию, проводит аналитическую работу, целью которой является оценка её соответствия действующим законодательным нормам.

Проверяемые объекты

Проверяющие при проверке обязательно оценят соответствие санитарным нормам состояние помещения.

В данной статье мы затронем вопрос о проверках Роспотребнадзора в Москве: что проверяют сотрудники комиссии, какие документы должны быть в компании, какая ответственность регламентирована при выявлении нарушений.

Чем занимается Роспотребнадзор?

Деятельность государственной службы под названием Роспотребнадзор довольно разнообразна, так как она объединила в себе функции сразу нескольких министерств и ведомств. В частности Роспотребнадзор в Москве осуществляет:

  • санитарно-эпидемиологический надзор (например, в сфере общепита, в строительстве, на производстве и в других сферах);
  • контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей;
  • выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на основании проведенных проверок;
  • проведение социально-гигиенического мониторинга;
  • координацию деятельности территориальных подразделений;
  • аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды;
  • ведение учета, статистики и ряд других функций.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 322 от 30.06.2004.

Кого может проверить Роспотребнадзор в Москве?

Данное ведомство наделено широкими правами. По этой причине проверке Роспотребнадзора могут подвергнуться практически все организации, учреждения, компании, предприятия и предприниматели.

Наиболее часто с проверками данного ведомства сталкиваются те из них, кто находится в тесной связи с обслуживанием населения (оказанием ему услуг, в том числе бытовых, продажей лекарств, товаров продовольственного и промышленного назначения, общественным питанием и пр.). Помимо этого, проверке часто подвергаются дошкольные и школьные учреждения.

Как осуществляется проверка Роспотребнадзором в Москве?

До того как приступить к проверке, специалист Роспотребнадзора должен предъявить вам удостоверение вместе с распоряжением о ее проведении за подписью руководителя территориального отдела управления Роспотребнадзора . В распоряжении должны быть указаны все необходимые сведения о сроке проверки, адресе, по которому она будет проводиться, и данные инспекторов.

Кстати, что касается сроков, то проверка не должна быть продолжительнее 20 дней. Продолжительность может быть увеличена только в определенных случаях и по распоряжению руководства Роспотребнадзора. Уведомление об этом руководителя организации - обязательно.

При осуществлении выездных проверок малых предприятий инспекторам отводится и вовсе не более 50 часов в год, а если это микропредприятие - не более 15.

Для определения продолжительности проверки одного юридического лица предстоит сложить затраченное время на проверки, проведенные любыми надзорными органами в течение года

Что проверяет территориальный отдел управления Роспотребнадзора?

Зачастую проверки Роспотребнадзора проводятся по заявлениям населения относительно нарушений в работе предприятий торговли и общепита, по жалобам граждан относительно нарушений складирования мусора и отходов на прилегающих к предприятиям территориях, превышения ими допустимого уровня шума и т. д.

По всем обращениям территориальный контролирующий орган вправе организовать проверку:

  • правильности оформления трудовых книжек и договоров сотрудников;
  • наличия документации, подтверждающей квалификацию работников (копий документов об образовании);
  • наличия у сотрудников медкнижек;
  • наличия и ведения журналов, в которых ведется учет контрольных мероприятий в соответствии с российским законодательством (ст. 16 закона «О защите прав юрлиц…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ);
  • наличия сертификатов на товар, акцизов на нем;
  • проверку ККМ (контрольно-кассовых машин);
  • помещений и др.

Проверяющие вправе осуществлять и контрольные закупки товаров. В ходе проверки инспектор может брать пробы и образцы продукции для отправки их на исследование с обязательным составлением протокола. Ему должна предоставляться вся необходимая документация.

Если речь идет о проверке помещений, то чаще речь идет о визуальном осмотре. Помимо этого, проводятся необходимые замеры площадей, оконных и дверных проемов, которые должны соответствовать существующим стандартам.

Уделяется внимание наличию и исправности вентиляции, ее изоляции от воздуховодов жилых домов и помещений. Само помещение не должно иметь существенных отклонений от заявленного проекта, который составляется в том числе и с учетом штата предприятия. Например, СанПиН устанавливает норму площади на 1 сотрудника - и она должна быть соблюдена.

Документы, предоставляемые инспекторам Роспотребнадзора

В ходе проверки инспекторы отмечают наличие:

  • вывески в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  • уголков потребителей (клиентов, пациентов);
  • цен на товары или оказываемые услуги за подписью руководителя;
  • свидетельства о праве собственности на помещение или договора на его аренду;
  • договоров на вывоз мусора и проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
  • устава организации, свидетельства о присвоении ИНН;
  • журналов учета проверок санитарного состояния, санитарно-эпидемиологических и экспертных заключений;
  • лицензии на осуществление предпринимательской деятельности и прочих документов.

Следует сказать и о том, что возможны отличия предъявляемых к обязательной документации требований в зависимости от региона.

Инспекторы Роспотребнадзора оценивают всю предоставленную документацию с точки зрения законности, соответствия нормативным актам, положениям.

Полномочия Роспотребнадзора по итогам проверки

По результатам проведенных проверок Роспотребнадзором выдаются заключения с указанием выявленных нарушений, предлагаются мероприятия (даются рекомендации) по их устранению, а также выписываются предписания относительно наказания виновных лиц.

В случае неисполнения требований инспекторов руководители организаций (предприниматели) привлекаются к административной ответственности согласно нормам законодательства (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Эта норма предусматривает штраф, размеры которого для должностных лиц варьируются от 2 000 до 4 000 рублей.

Что находится вне компетенции Роспотребнадзора?

Полномочия Роспотребнадзора не безграничны. Так, например, инспекторы не вправе:

  • осуществлять плановую проверку без присутствия должностных лиц или лиц, являющихся представителями того юридического лица, в отношении которого она проводится (исключение составляют случаи, когда присутствует угроза здоровью и жизни граждан, представителям фауны и флоры, государственной безопасности или при техногенных катастрофах);
  • изымать оригиналы документации или требовать документы, информацию или образцы продукции, не являющейся объектами проверки;
  • превышать сроки проведения проверки, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • отбирать пробы (образцы) продукции для дальнейших исследований или проведения экспертизы сверх установленных стандартами норм и без оформления соответствующих документов (актов об отборе);
  • выдавать организациям и ИП предписаний относительно проведения за их счет контрольных мероприятий.

Контрольный орган Роспотребнадзор

Проверками документов и санитарно-гигиенического состояния занимается контрольный орган Роспотребнадзор. Прежде всего, заметим, что для каждого вида предприятия необходим свой список документов. Соответственно проверка продуктов Роспотребнадзора и проверка офиса юридической компании будет несколько различаться в плане предъявляемых требований к организации. Роспотребнадзор может проверить все, начиная от медкнижек персонала и заканчивая уставными документами.

Подготовка к проверкам Роспотребнадзора

ГУП МГЦД предлагает профессиональную помощь в подготовке комплекта необходимых документов для успешного прохождения проверок Роспотребнадзора для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц вне зависимости от характера деятельности. Мы проводим консультации по областям проверки Роспотребнадзора и аудит имеющихся документов для проверки Роспотребнадзора, а также оформление всей нужной документации.

Плановые проверки Роспотребнадзора

Плановая проверка Роспотребнадзора обычно проходит после уведомления компании о проверке с назначением конкретной даты. По графику проверок Роспотребнадзора 2017 года плановые проверки для компаний проводятся раз в 3 года (за исключением медицинских организаций) или в случае поступления уведомления о новом виде деятельности. Посмотреть, входит ли ваша компания в план проверок Роспотребнадзора на 2017 можно на официальном сайте.

Плановые проверки осуществляются на основании ежегодно составляемого плана (графика), ознакомиться с которым можно на официальных сайтах территориальных органов данного ведомства и прокуратур в регионах. В плане указаны следующие данные:

  • дата проверки;
  • ее продолжительность;
  • лица, в отношении которых будет проведена проверка;
  • предмет проверки.

В соответствии с законом о защите прав предпринимателей при проведении проверок, юридическое лицо должно быть извещено о планируемой проверке как минимум за 3 дня до ее начала. Проверяющий орган уведомляет юридические лица о планируемых действиях следующим образом:

Такие проверки проводятся не менее чем через 3 года:

  • после регистрации юрлица;
  • начала осуществления предпринимательской деятельности;
  • со дня окончания предыдущей проверки.

Внеплановые проверки Роспотребнадзора

Обратите внимание, что с 2015 года Роспотребнадзор вправе проводить проверку внепланово. Это касается организаций общепита, производителей и продавцов продовольственных товаров. Оснований для подобного рода проверок несколько:

В ходе такой проверки, как правило, доказываются или опровергаются поступившие сведения. Но и при внеплановых проверках руководителю предприятию сообщается не менее чем за сутки, если нет экстренного случая отравлений или серьезных инфекций.

Внеплановые проверки могут быть проведены:

  • по истечении сроков, установленных для исполнения ранее выданных предписаний;
  • при поступлении в территориальные органы Роспотребнадзора обращений, сообщающих о фактах, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан и окружающей среде;
  • в случаях нарушения прав потребителей.

Если в обращениях физических и юридических лиц не указываются конкретные факты нарушений или поданы они в анонимном порядке, то в проверке будет отказано. Следует упомянуть и о том, что проведение внеплановой проверки возможно лишь с согласия прокуратуры, являющейся надзорным органом. В противном случае ее результаты будут признаны недействительными.

Исключения допускаются в случаях поступления в Роспотребнадзор экстренных сообщений о ситуациях, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, животному и растительному миру, объектам, имеющим историческую ценность, или безопасности страны.

Уведомить юридическое лицо о предстоящей проверке следует не позднее чем за сутки до ее начала. В экстренных случаях данное требование может не соблюдаться.

Выездные и документарные проверки

Выездные и документарные проверки также могут быть плановыми и внеплановыми.

В первом случае помимо документации осуществляется проверка товаров, оборудования, помещений и территорий.

Во втором - проверка осуществляется без выезда на место, при этом необходимые документы в Роспотребнадзор предоставляются юридическим лицом. Если в ходе нее выявляются серьезные нарушения, тогда возможно назначение выездной проверки. В ходе документарной проверки допускается проведение исследования и документации, и образцов продукции.

Штрафные санкции Роспотребнадзора

Штрафы Роспотребнадзора могут вас коснуться при выявлении какого-либо нарушения. В зависимости от характера нарушения возможны предписания для исправления нарушений, денежный штраф, приостановление деятельности компании до 90 дней и даже уголовная ответственность в особо тяжких случаях. Полную таблицу штрафов Роспотребнадзора для юридических лиц вы можете посмотреть в интернете.

Советы по успешному прохождению проверок Роспотребнадзора

  • Представлять организацию при проверке Роспотребнадзора может только руководитель компании или доверенное лицо. Если на момент проверки руководитель или доверенное лицо отсутствуют, компания вправе отказать в проверке сотрудникам Роспотребнадзора. Однако злоупотреблять этим правилом не стоит.
  • Проверьте документы чиновников. Если в них есть какие-либо нарушения, то это также право для отказа в проверке вашей организации данными сотрудниками Роспотребнадзора.
  • Проверка Роспотребнадзора должна проходить четко по регламенту, где описано, какие действия вправе совершать комиссия, а какие нет. Ознакомьте с документом перед проверкой. Скачать регламент работы проверки Роспотребнадзора вы можете в интернете.
  • При проверке не волнуйтесь, ведите себя как и в обычный день. Не нужно представлять себе инспекцию Роспотребнадзора как жуткого монстра. Это обычные люди, которые хотят хорошо делать свою работу. К тому же все, что проверяет Ростпотебназдор – это, в первую очередь, для вашего блага и успешного развития вашего бизнеса.
  • Если вам известна дата проверки, подготовьтесь к ней заранее, проверьте все необходимые документы и санитарное состояние компании.
  • У вас должен иметься журнал для учета проверок Роспотребнадзора, в который заносятся все данные проверок. Это пригодится в случае свидетельствования о том, что проверка уже была.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)

С изменениями и дополнениями от:

23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта 2019 г.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 Положение дополнено подпунктом 5.1.8

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 744 Положение дополнено пунктом 5.1.9

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности , отнесенных к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 Положение дополнено подпунктом 5.2.3

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях , подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.6 с 4 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 24 апреля 2018 г. N 501

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.3.5

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 61 Положение дополнено подпунктом 5.7.1

5.7.1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8.1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 428 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.8.3 с 30 сентября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1129

5.8.3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов , государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.13.1

5.13.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 616 Положение дополнено подпунктом 6.9

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов - главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.8

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.9

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 9.10 с 5 апреля 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 313

9.10. представляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

Многим бизнесам приходится иметь дело с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека. Или, если проще, Роспотребнадзором. Ведомство может вынести предписание, оштрафовать. Однако у бизнесов есть шансы избежать возможных санкций со стороны ведомства. Как предпринимателю выстроить грамотную стратегию взаимодействия с Роспотребнадзором?

Полномочия Роспотребнадзора

Каковы полномочия этого ведомства? Что проверяет Роспотребнадзор? Данный орган работает на базе Положения, подписанного Правительством РФ в 2004 году. Его полномочия достаточно широки. Вот основные:

  • надзор над соблюдением относящихся к категории санитарных;
  • контроль над исполнением нормативных актов, направленных на защиту прав потребителей;
  • мониторинг деятельности предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги на предмет соответствия установленных законодательством правил;
  • осуществление карантинного контроля на границе РФ;
  • слежение за качеством и закупаемой для государственных нужд (например, муки, хлеба, макаронных изделий), а также с целью размещения ее в госрезерве;
  • мониторинг качества муки, хлебобулочных, а также макаронных изделий, ввозимых в РФ или вывозимых из страны.

Другой источник права, регулирующий работу ведомства, - Административный регламент, который отражает аспекты исполнения Роспотребнадзором государственной функции, связанной с проверкой деятельности организаций, предпринимателей и физических лиц на предмет исполнения предписаний санитарного законодательства и иных правовых актов, относящихся к сфере защиты прав потребителей, а также норм, присутствующих в законах, регулирующих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг. Данный документ особенно интересен тем, что в нем отражаются основные алгоритмы проведения проверок. Деятельность Роспотребнадзора также регулируется ФЗ "О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей", призванным помогать бизнесам реализовывать свои законные права в ходе проверок государственных и муниципальных органов контроля или же надзора.

Кого может проверить Роспотребнадзор

Какого рода предприятия могут подвергнуться проверке со стороны ведомства? Согласно текущим нормам закона, Роспотребнадзор вправе заявиться на практически любое предприятие, оказывающие услуги физлицам. Организационно-правовая форма бизнеса не имеет значения. Проверка Роспотребнадзора может коснуться ИП, небольшого ООО или масштабного ОАО. Сферы, которые могут заинтересовать ведомство с наибольшей вероятностью:

  • розничная торговля товарами, предназначенными для персонального пользования;
  • оказание услуг (включая такие как, например, кредитование, страхование, но не ограничиваясь ими - в расчет берутся все сервисы, подразумевающие возникновение потребительских правоотношений).

Проверки инициируются исходя из самых разных критериев. Всегда возможна плановая проверка Роспотребнадзора. Есть, в свою очередь, вероятность, что визит инспекторов ведомства не будет заранее афишироваться. Второй вариант может быть инициирован, к примеру, жалобой покупателя или клиента. Далее в статье мы изучим конкретные факторы, влияющие на возникновение повода для соответствующей проверки.

Поводы для проверки

Первый вариант, при котором возможна проверка Роспотребнадзора: организация занесена в список тех, кому ведомство собирается нанести визит по плану. Соответствующий документ можно найти на сайте органа. Как правило, запланированный визит инспекторов Роспотребнадзора сопровождается предварительной отправкой уведомления в адрес проверяемой компании.

В соответствии с нормами законодательства, Роспотребнадзор может проводить плановые проверки с периодичностью не чаще, чем раз в три года. При этом обязательно согласование данного типа процедур с органами прокуратуры. Сведения о том, что такие-то организации подлежат проверке, как мы уже сказали выше, должны вывешиваться на сайте ведомства. Или, как вариант, в СМИ.

Другое дело - внеплановые проверки. Как мы уже сказали выше, одним из поводов для их проведения может быть жалоба покупателя магазина или клиента какого-либо сервиса. Как правило, идет в территориальную структуру ведомства - Роспотребнадзор по Москве или по Санкт-Петербургу. Но жалобы клиентов не единственные факторы, которые могут повлиять на инициирование проверки. Есть и другие веские основания. Например, такие:

  • истек срок, в течение которого организация или предприниматель должны исполнить выданное Роспотребнадзором предписание о необходимости устранить нарушение требований, что определены на уровне релевантных правовых актов;
  • в ведомство обратились с заявлением другие индивидуальные предприниматели, должностные лица из структур государственных или муниципальных органов власти, и Роспотребнадзор счел их обращение соответствующим своей компетенции;
  • на предприятии произошел прецедент, связанный с чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, опасный для граждан.

Отметим, что те самые "релевантные правовые акты" могут отражать как федеральное, так и муниципальное законодательство. Если город, где прописано предприятие, которое проверяет Роспотребнадзор, - Санкт-Петербург, то в этом случае контрольно-надзорные процедуры будут учитывать местное законодательство северной столицы.

Внеплановая проверка также должна быть обговорена с органами прокуратуры населенного пункта. Если город, где будет проводить проверку Роспотребнадзор, - Санкт-Петербург, то согласование должно происходить именно с прокурорскими структурами северной столицы. В случае если основанием стала чрезвычайная ситуация, то ведомству достаточно уведомить соответствующую правоохранительную структуру в течение суток после проведения внеплановой проверки.

Предмет проверки

Предположим, в нашу компанию собирается нанести визит (в рамках такой процедуры, как плановая проверка) Роспотребнадзор. Что проверяют инспекторы чаще всего? Внимание специалистов может привлечь достаточно широкий спектр объектов - площадь помещения, уровень освещенности, расположение относительно жилых блоков здания (если бизнес расположен в таковом). Возможен вариант, при котором инспекторам не понравится тот факт, что какие-то входы в здание располагаются в непосредственной близости от частных квартир. Исследование бизнесов на предмет нарушений, как правило, сопровождается также изучением документов, которыми, исходя из законодательных предписаний, должна владеть компания, и последующим вынесением акта.

Требуемые документы

Итак, на носу - проверка, Роспотребнадзор. Что проверяют еще? Как мы уже сказали, заинтересовать сотрудников упомянутого ведомства могут документы. Какого рода? Это зависит от профиля деятельности организации. Чаще всего, документы представляют собой различного рода заключения, выписанные санитарно-эпидемиологическими службами. Также в некоторых случах может потребоваться оформление сертификатов соответствия для продаваемых товаров или выпускаемой продукции. В числе бумаг, которые также в ряде случаев потребует ведомство, - договор со специализированной организацией, занимающейся вывозом твердых отходов (на практике, вместе с тем, такие соглашения подписывает, как правило, собственник помещения - если предприниматель арендует цех или офис, то достаточно иметь копию документа).

Проверять инспекторы могут также сроки годности реализуемой продукции, то, как располагаются одни товары относительно других, температурный режим содержания продуктов и иного рода нормативы. Если у предпринимателя есть наемные сотрудники, то Роспотребнадзор, вероятно, попросит показать оформленные на них санитарные книжки (если законодательство предписывает их иметь, исходя из заниаемой специалистами должности) и сведения о медосмотре. Во многих случаях ведомство проверяет также качество спецодежды работников.

Важнейший документ - программа Он должен содержать ключевые положения, отражающие правила эксплуатации производственных ресурсов. Например, то, как контролируется уровень освещенности в помещении, температура в нем, насколько регулярно проходит стирку одежда специалистов. Эксперты полагают, что данный документ - один из тех, что запрашивает наиболее часто Роспотребнадзор. План проверок, составляемый ведомством, таким образом, может в значительной степени сводиться к мониторингу наличия у бизнесов программ производственного контроля.

Другой важный документ - журнал учета средств дезинфекции. Его особенность в том, что он подлежит предварительной регистрации в самом проверяющем ведомстве. То есть предприятию следует оформить его заранее. Штраф за его отсутствие довольно внушительный - 20 тыс. рублей.

Штрафные санкции

Основная мера реагирования ведомства на нарушения предприятиями санитарного и иного законодательства - штрафы. Одновременно с ними вручаются предписания, в соответствии с которыми бизнесу необходимо устранить нарушения. Штрафы Роспотребнадзора могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Принципы их определения излагаются в КоАП РФ. Вместе с тем, организация или предприниматель вправе обжаловать штрафы.

Стратегия реагирования

Что проверяет Роспотребнадзор, мы выяснили. В то же время полезно будет изучить алгоритм действий, на тот случай, если ведомство приходит в нашу компанию с проверкой. Что необходимо сделать в момент визита инспектора?

Прежде всего следует ознакомиться с содержанием его служебного удостоверения (а также аналогичных документов других сотрудников - если инспекторов несколько). Если все в порядке, то имеет смысл попросить показать приказ Роспотребнадзора о проведении соответствующего типа проверки. Данного рода документ должен содержать ряд обязательных сведений. А именно:

  • указание, какое именно территориальное управление Роспотребнадзора проводит проверку;
  • ФИО должностных лиц, которые соответствующим образом уполномочены на выполнение проверки;
  • ФИО экспертов и партнерских организаций, которые привлечены к работе инспекторов Роспотребнадзора;
  • название предприятия или же ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которых инициируется проверка;
  • информация о целях проверки, ее задачах, непосредственном предмете, а также сроках проведения;
  • перечень оснований для инициирования проверки со ссылкой на правовые акты;
  • список обязательных требований, установленных законодательством (включая муниципальное), исполнение которых организацией является предметом проверки;
  • информация о мероприятиях, которые связаны с контролем выполнения задач по достижению целей проверки - сроки и перечень;
  • список административных регламентов, релевантных процедурам проверки и контрольного типа мероприятий;
  • перечень документов, которые организации или индивидуальному предпринимателю необходимо иметь с тем, чтобы цели проверки были достигнуты;
  • дата начала проверки и ее окончания.

Инспекторы также обязаны отдать руководителю организации копию данного приказа. На ней соответствующее территориальное управление Роспотребнадзора должно поставить свою печать.

Нюансы проверки

Как мы уже сказали выше, инспекторы могут проверять достаточно широкий спектр элементов производственного процесса. Какие еще примечательные действия могут совершать специалисты ведомства?

Если к своей работе инспекторы в ходе ведомственного взаимодействия привлекли санитарных врачей, то в этом случае, вероятнее всего, будут проверяться те самые заключения, выданные санитарно-эпидемиологическими службами, а также сертификаты соответствия. Все зависит от профиля деятельности фирмы, а также от типов реализуемых товаров. В частности, та продукция, которую нужно в обязательном порядке сертифицировать, отражена в перечне, что прописан в Постановлении Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года. Как отмечают некоторые эксперты, отсутствие соответствующих документов для реализуемых товаров - одно из наиболее частых нарушений, что выявляют инспекторы Роспотребнадзора.

Специалисты ведомства также могут проверить организацию на предмет соблюдения СанПиН. Также, если говорить о документах, Роспотребнадзор может запросить договора, заключенные между бизнесом и организацией, оказывающей услуги по дезинсекции и дератизации. К тому же специалисты по эпидемиологии Роспотребнадзора могут проверить, в какой степени положения соответствующих соглашений реализуются на практике. То есть посмотреть, например, нет ли в помещении насекомых или грызунов.

Когда не все действия правомерны

Мы обсудили, что проверяет Роспотребнадзор, рассмотрели нюансы проведения соответствующих контрольно-надзорных мероприятий. Полезно будет узнать, какие действия ведомство проводить не вправе. К таковым относятся:

  • проверка инспекторами выполнения требований, которые назначены другими ведомствами, вне своей компетенции;
  • плановые проверки, если должностные лица организации или их представители, которые должны участвовать в мероприятии, отсутствуют на рабочем месте;
  • требовать документы, предоставления информации, образцов товаров, если они не входят в перечень тех, что составляют объект проверки;
  • изымать документы, что не могут быть отнесены к предмету контрольно-надзорного мероприятия;
  • требовать образцы товаров или продукции для того, чтобы исследовать их в порядке экспертизы, не оформив должным образом составленный акт о соответствующем отборе проб;
  • брать образцы товара сверх тех норм, что установлены в релевантных нормативных документах;
  • нарушать коммерческую тайну, разглашать сведения, что охраняются соответствующими нормами закона, если они получены в ходе проверки (если иное не предписано в правовых актах).

Что проверяет Роспотребнадзор, а также каковы ограничения его возможных действий, мы выяснили. Важнейший момент - документальная регистрация сведений о контрольно-надзорных мероприятий, проводимых ведомством. Организации и предприниматели должны завести специальный журнал учета, оформленный посредством прошивки, нумерации, а также заверенный печатью фирмы, в котором подлежит фиксации информация, отражающая действия проверяющего ведомства. Каждый раз, когда приходит с визитом территориальный Роспотребнадзор, в данном журнале нужно производить соответствующие записи. Они должны содержать следующие данные:

  • название органа надзора;
  • дата, время проверки;
  • правовые основания проведения контрольно-надзорного мероприятия;
  • цели, задачи проверки;
  • предмет проводимого ведомством мероприятия;
  • перечень нарушений;
  • информация о составленных инспекторами протоколах и предписаниях.

В журнале также следует указать ФИО, а также должность представителей Роспотребнадзора, которые непосредственно участвовали в проверке. Они же должны подписаться под сведениями, отражаемыми в документе, о котором идет речь.

Итоговые документы

После того как Роспотребнадзор проведет проверку, специалисты ведомства обязаны составить акт о соответствующем мероприятии. В нем должны отразиться результаты контрольно-надзорных процедур.

В двух экземплярах. Он должен содержать следующую информацию:

  • дату, время, адрес составления;
  • название структуры Роспотребнадзора, которая провела проверку;
  • дата, а также номер распоряжения, в соответствии с которым проведено контрольно-надзорное мероприятие;
  • ФИО и указание должностей специалистов ведомства, которые провели проверку;
  • название проверяемой организации, ФИО руководителя или его представителя, присутствовавших при контрольно-надзорных процедурах (а также аналогичного типа сведения об индивидуальном предпринимателе);
  • дата, время, длительность, адрес осуществления проверки;
  • сведения об итогах контрольно-надзорных мероприятий, о нарушениях, которые специалистам Роспотребнадзора удалось выявить (характер несоответствия правовым актам, лицах, кто их допустил и т. д.);
  • данные, отражающие факт ознакомления (или отказа от него) с текущим актом проверки руководителя компании (его представителя) либо индивидуального предпринимателя;
  • сведения о внесении в журнал учета (о котором мы говорили выше) записей о проведенном контрольно-надзорном мероприятии либо о невозможности фиксации соответствующей информации в связи с тем, что необходимый документ отсутствовал в распоряжении организации или ИП;
  • подписи специалистов Роспотребнадзора, которые провели проверку.

Не считая акта, который выдается в двух экзамплярах, может потребоваться оформление иных документов. Например, если эксперты ведомства осуществляли отбор товаров, обследовали помещения и иные объекты, релевантные предмету проверки, то должны составиться протоколы, заключения, объяснения, акты и иного рода бумаги, имеющие отношение к контрольно-надзорному мероприятию.

Куда направляются экземпляры базового документа, акта? Одна копия отдается руководителю организации (или предпринимателю), его представителю. Второй идет в соответствующий территориальный центр Роспотребнадзора для внесения в реестры. Возможен вариант передачи первой копии по почте письмом с уведомлением.

Если есть жалобы

Предприятия имеют полное право обжаловать итоги проверки Роспотребнадзором. Если сомнения есть, то выразить недовольство нужно как можно быстрее. Поскольку по умолчанию предписания ведомства подлежат немедленному исполнению. Если бизнес не устранит предписания, то, в соответствии с положениями КоАП РФ, предприятие будет привлечено к административной ответственности. Каким образом жаловаться? Несогласие с итогами проверки следует оформлять в виде жалобы. Направить ее можно сразу в суд или же в вышестоящую структуру ведомства. Например, если проверку проводил один из территориальных отделов столичной организации, то жалобу можно направить в московский Роспотребнадзор (Управление органа).

Что должен содержать документ? В жалобе нужно указать вероятные ошибки сотрудников ведомства процессуального характера (например, если не были соблюдены нормы, отражающие присутствие на рабочем месте руководителя или его представителя), неверное применение актуальных правовых актов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что порядок обжалования для разных документов, оформляемых Роспотребнадзором по факту проверки, не всегда одинаковый. Например, если предмет жалобы - составленное предписание, то порядок ее рассмотрения должен осуществляться в соответствии с 25-й главой ГПК. Если же ведомство вынесло постановление - то в силу вступает уже 30-я статья КоАП. Вместе с тем характер обжалуемого документа не определяет орган, куда направляется жалоба. То есть если неверные, по мнению предпринимателя, действия совершили столичные сотрудники ведомства - направляем документ в Роспотребнадзор по Москве, в Управление органа.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...