Соотношение муниципальной должности должность муниципальной службы. Муниципальная служба и муниципальная должность: описание, особенности и функции. муниципальной службы и муниципальным должностям

В ст. 1 ФЗ «О системе государственной службы РФ» под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ;

Органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

Лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Аналогично в ст. 2 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в РФ» под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на профессиональной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Необходимо различать и разграничивать понятия «государственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ -должности, устанавливаемыеКонституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, а должности федеральной и субъектов Федерации государственной гражданской службы учреждаются ФЗ или указом Президента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно. Государственные должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в социальном Реестре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов её построения и функционирования.

Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом.

Должности гражданской службы можно классифицировать по критериям и группам.

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочий;


2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определённый срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

К группам должностей гражданской службы относятся:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» классифицируются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» законодатель разделяет на главную, ведущую, старшую и младшую должности гражданской службы.

Классные чины гражданской службы установлены ст. 11 указанного ФЗ. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с занимаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационного экзамена.

Законом предусматриваются следующие классные чины гражданской службы:

1) действительный государственный советник РФ 1,2 или 3 класса;

2) государственный советник РФ 1,2 или 3 класса;

3) советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса;

4) референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса;

5) секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса.

Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов федеральным гражданским служащим утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113. Классный чин гражданской службы - действительной государственный советник РФ 1, 2 или 3 класса - присваивается Президентом РФ.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ определяется указом Президента РФ.

Для других видов государственной службы в соответствии ФЗ вводятся воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т. д.

Государственные должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.

Одним из важнейших правовых источников развития и конкретизации конституционных основ государственной службы является принятый Президентом РФ Указ «О государственных должностях РФ», который устанавливает сводный перечень государственных должностей РФ. В нём содержится перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Выделяются, например, государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Федерального министра, Председателя Совета Федерации и Председателя государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченного по правам человека, Генерального прокурора РФ, Председателя Счётной палаты, Председателя ЦИК РФ, председателя федерального суда, судьи федерального суда.

Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» (ст. 9) устанавливает, что утверждаемый Президентом РФ реестр должностей федеральной государственной службы включает в себя перечни:

1) должностей федеральной государственной гражданской службы;

2) типовых воинских должностей;

3) типовых должностей правоохранительной службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается либо законом, либо иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Оба указанных реестра (реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ) составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ.

В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. Пункт 6 ФЗ «О системе государственной службы РФ» определяет, что в федеральном государственном органе субъекта РФ могут предусматриваться должности, которые не являются должностями государственной службы. Такие должности учреждаются практически в каждом государственном органе как федеральной, так и региональной государственной власти. Регламентирует трудовую деятельность работников, замещающих эти должности законодательство РФ о труде.

Муниципальная служба - согласно ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ», - это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Понятия «муниципальная служба» и «муниципальный служащий» были введены в оборот в связи с развитием законодательства о местном самоуправлении и разработкой теории муниципального права в РФ.

Представляется, что по своему правовому статусу муниципальные служащие не отличаются от государственных служащих, т.к. со статусно-функциональной точки зрения одинаковы их права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и т.д., т.е. традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттестация и т.д. Разумеется, для муниципальных служащих действуют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления; они-то и определяют специфический уровень компетенции и должностной статус муниципальных служащих.

Можно выделить следующие основные признаки муниципальной службы:

1) это особый вид публичной службы, т.е. в органах публичной власти, муниципального образования;

2) замещение муниципальным служащим муниципальной должности, которая не является выборной должностью;

3) это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, осуществляемая за денежное вознаграждение; муниципальные служащие - это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления;

4) это деятельность по исполнению полномочий соответствующих органов, т.е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования;

5) это деятельность, организуемая на постоянной основе.

Органы местного самоуправления, реализуя законодательство о муниципальной службе и принимая соответствующие нормативные правовые акты в этой сфере, должны руководствоваться федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ о муниципальной службе определяет предметы ведения муниципального образования в сфере муниципальной службы.

Муниципальная должность - это должность предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления. образуемых согласно уставу муниципального образования, с установленным кругом обязанностей и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установил три группы должностных лиц, работающих в органах местного самоуправления:

1) выборные должностные местного самоуправления;

2) должностные лица местного самоуправления;

3) член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Они различаются главным образом по способу замещения должностей и характеру административных полномочий.

В этой связи все муниципальные должности подразделяются на две группы:

1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления; члены иного выборного органа местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления) и пр.

2) иные муниципальные должности, замещаемые путём заключения контракта; законы субъектов РФ о муниципальной службе называют их муниципальными должностями муниципальной службы.

К муниципальным должностям муниципальной службы относятся все муниципальные должности, не являющиеся выборными. Следовательно, главы муниципальных образований, депутаты и иные выборные должностные лица местного самоуправления не относятся к муниципальным служащим. Муниципальными служащими также не являются лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению органов местного самоуправления. Правовой статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, законодательством о муниципальной службе не регулируется.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. На выборные му-ниципальные должности действие закона об основах муниципальной службы не распространяется. К выборным муниципальным должностям относятся должности, замещаемые в результате муни-ципальных выборов, а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов.
Муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудового договора, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Муниципальные должности включаются в штатное расписание должностей муниципальной службы в соответствии со структурой управления, закрепляемой в уставе муниципального образования. Каждая должность в органах местного самоуправления имеет установленный круг обязанностей, прав и ответственности по исполнению и обеспечению полномочий соответствующего органа местного самоуправления.
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учи-тываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов.
Муниципальная служба выполняет связующую роль между государством и местным сообществом. Основная задача муниципальной службы состоит в профессиональном выполнении функции государственного управления по отношению к населению и хозяйствующим субъектам муниципального образования.
Муниципальная служба реализует различные общественно-полезные цели и задачи в интересах местного сообщества и вместе с тем обеспечивает исполнение и реализацию функций государственной власти.
Муниципальная служба призвана выполнять функции:
- мониторинга общественных потребностей и интересов;
- выявления и анализа негативных и положительных тенденций в социально-экономической сфере;
- обеспечения эффективного функционирования муниципальных организаций и иных общественно-полезных служб;
- долгосрочного и текущего планирования, прогнозирования;
- организации, координации, информирования общества и социальной коммуникации;
- контроля выполнения нормативных актов органов местного самоуправления и управленческих решений.
Муниципальными служащими могут являться граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, исполняющие в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, муниципальными служащими не являются.
На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом ФЗ «Об основах муни-ципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г.
Законами субъекта Российской Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы. Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.
Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
Законодательством установлено, что муниципальный служащий, также как государственный служащий, не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного ор-гана местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии, с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
- использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
- получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением им должностных обязанностей;
- выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, За исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного само-управления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
- принимать участие в забастовках;
- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений;
- образовывать в органах местного самоуправления, структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Данные ограничения обусловлены статусом муниципального служащего и необходимы для того, чтобы избежать предпосылок для создания личной заинтересованности муниципальных служащих в принятии того или иного решения. Муниципальные служащие должны руководствоваться прежде всего должностными инструкциями и интересами местного сообщества. В качестве контрольной меры законом предусмотрено, что муниципальные служащие, а также граждане, поступающие на муниципальную службу, обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.
Назначение на должность муниципальной службы может состояться различными способами:
- прямым набором;
- должностным перемещением;
- внутрислужебным перемещением;
- конкурсом.
Прямой набор обычно применяется в отношении технических должностей, назначение на которые не приводит к их интеграции в состав муниципальных чиновников. При этом должен соблю-даться принцип равенства в доступе любых лиц к занятию муниципальных должностей, и назначение должно осуществляться на постоянный срок, так как набор внештатных сотрудников производится только в случаях временной замены отсутствующих работников или временного занятия вакантных должностей на ограниченный срок, для сезонных или внезапных нужд, а также при необходимости исполнения специальных работ, требующих высокой квалификации. В случае невыполнения этих требований назначение соответствующим судебным решением теряет законную силу, вследствие чего лицо, назначенное на соответствующую должность, более таковым не считается. Данное требование распространяется на все муниципальные должности. Любой муниципальный служащий, обладающий категорией должностных кадров, при соблюдении всех необходимых условий может в определенный местным органом власти срок выдвинуть свою кандидатуру на занятие должности.
Местный орган власти оказывается перед выбором: либо отказать всем из кандидатов списка в замещении должности, либо назначить одного из них на вакантную должность. Выбор осуществляется свободно, в порядке рассмотрения вопросов в данном органе местного самоуправления.
Местный орган власти может назначить и одного из служащих в порядке должностного перемещения или внутрислужебного продвижения. Данные процедуры используется в отношении муниципальных служащих, уже занимающих должности в данном органе местного самоуправления.
В любом случае местный орган власти должен в течение определенного срока принять решение и обнародовать это. Если в течение срока, установленного местным органом власти должность не замещена, она замещается в конкурсном порядке.
Конкурсная процедура назначения обеспечивает соблюдение принципа равного доступа граждан к публичной службе и является эффективным способом отбора, т.к. ставит успешный результат в зависимость от получения наилучших оценок. Однако конкурс позволяет отобрать кандидатов, обладающих определенными знаниями, но не обязательно наиболее пригодных к исполнению обя-занностей в данном муниципальном образовании. Поэтому конкурсный способ назначения на публичную должность для муниципальных служащих является вспомогательным способом назна-чения.
Победа на конкурсе означает не автоматическое включение в штат, а лишь внесение в список служебной годности. Муниципальные органы свободны в выборе из списка служебной годности любого кандидата, и вправе отказаться от выбора по списку служебной годности, если ни один из них не подходит. Лицо, назначенное на должность, проходит испытательный срок. По истечении этого срока местный орган власти может ввести стажера в штат, продлить стажировку или уволить после заключения административной комиссии.
Назначение муниципального служащего на должность означает его включение в систему должностных кадров муниципальной службы. Процедура введения в систему должностных кадров му-ниципальной службы называется введением в штат. Введение в штат представляет собой акт, посредством которого муниципальному служащему присваивается категория должностных кадров - квалификационный разряд. Чаще всего введение в штат затрагивает стажеров, но может применяться и к временно нанятым сотрудникам.
Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы и других видов надбавок и выплат, предусмотренных законодательством, актами местного самоуправления.
Повышение денежного содержания муниципальных служащих выражается в повышении оклада в зависимости от присвоения более высокой категории и назначения на новую должность. Соот-ветствующее решение принимается органом местного самоуправления в соответствии с процедурой повышения по службе в пределах средств, предусмотренных бюджетом.
Оплата лиц наемного труда регулируется в тарифных соглашениях. Она строится по принципиально иной схеме, чем в отношении чиновников. Базисная заработная плата служащих и рабочих ориентирована на ту деятельность, которая поручается им в рамках трудового договора работодателем, в зависимости от образования, профессиональной квалификации, возраста и стажа. Для низкоквалифицированного персонала основным критерием для ставки их тарифа является трудовой стаж.
Как чиновники, так и наемные служащие при выполнении особых функций или при работе, связанной с особыми трудностями или опасностью, в дополнение к своему денежному содержанию имеют право на получение дополнительных местных надбавок. Например, такие надбавки могут применяться в отношении муниципальной милиции.
Для отдельных служащих при особо высокой производительности и особой надежности, а также для лиц, добившихся особых коммерческих результатов в пользу муниципального образования, может применяться механизм оплаты, непосредственно ориентирующийся на выполненную работу.
Помимо стандартных социальных льгот и гарантий муниципальному служащему гарантируются ряд льгот, связанных с его статусом:
- пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
- защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
В стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и госу-дарственных должностях. При этом стаж муниципальной службы приравнивается к стажу государственной службы, а время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий законодательством о государственной службе.
Федеральное законодательство устанавливает лишь общие нормы о муниципальной службе и муниципальных должностях. Порядок прохождения муниципальной службы, управление муни-ципальной службой, требования к муниципальным должностям муниципальной службы, размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. Каждое муниципальное образование принимает свой устав, в котором закрепляются условия и порядок организации муниципальной службы. Помимо норм, определяющих общее правовое положение муниципального служащего, нормативными актами органов местного самоуправления регулируются полномочия должностных лиц в системе местного самоуправления.
Муниципальный служащий может привлекаться к ответственности по отношению как к третьим лицам, так и к административному органу. По общему правилу чиновник не должен нести от-ветственность за ущерб, нанесенный службой в целом. Если чиновник преследуется в судебном порядке лицом, требующим возмещения ущерба, нанесенного администрацией, то муниципальный служащий не может быть осужден в том случае, если ущерб связан со служебной ошибкой. Чиновник может быть наказан только в том случае, если ошибка, повлекшая ущерб, носит личный характер и не связана со службой, т.е. должна быть допущена во внеслужебное время, вне служебного помещения и без применения служебных средств.
Если ошибка, причинившая ущерб, приписывается службе, то административный орган, в котором служит чиновник, должен защитить своего служащего от любого наказания. Если чиновник был приговорен судом к возмещению ущерба, административный орган должен избавить его от выплаты, взяв на себя покрытие расходов в счет потерпевшего.
Ответственность чиновника по отношению к третьим лицам может принимать форму уголовной. В этом случае применяются нормы уголовного права, которые содержат специфические для чиновников составы преступления: взяточничество, коррупция, подлог, превышение власти и т.д.
По преступлениям в отношении административного органа чиновник привлекается к уголовной ответственности на тех же основаниях, что и в отношении третьих лиц. Материальная ответственность чиновника по отношению к нанявшему его административному органу наступает, если административный орган предлагает чиновнику частично или полностью возместить средства, ко-торые этот орган выплатил по судебному решению жертве ущерба, нанесенного чиновником. Административный орган также может требовать от чиновника возвратить незаконно полученные им средства.
Как показывает практика, чиновник редко подвергается материальной ответственности, так как обычно существует серьезная диспропорция между размером ущерба и возможностями чиновника возместить его, кроме того администрация часто не желает парализовать инициативу своих служащих слишком суровыми мерами ответственности.
Хотя депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не являются муниципальными служащими, их правовой статус имеет свои особенности.
Выборным должностным лицам, членам представительного органа власти местного самоуправления федеральным законодательством гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. Сроки полномочий таких лиц не могут составлять меньше двух лет. При этом установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий на постоянной основе.
Вопросы отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления регулируются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Каждый российский город имеет свой орган местного самоуправления. Именно там и находятся Что именно представляет собой муниципальная служба? Об этом будет рассказано в данной статье.

- что это такое?

Муниципальная служба осуществляется в а конкретнее, в аппаратах исполнительных или Любая муниципальная должность имеет несколько подвидов.

Стоит выделить основные признаки рассматриваемой трудовой деятельности. К ним относятся:

  • Публичность. Это один из основных и известнейших признаков службы в муниципальных органах. Каждый человек способен в любое время наблюдать за работой рассматриваемых служащих.
  • Политика замещения не являющихся выборными.
  • Подчинение муниципальному образованию.
  • Деятельность осуществляется на постоянной основе.

Положение о муниципальной должности

Любая муниципальная должность основывается на так называемом положении о муниципальных должностях (точнее - "Положение о муниципальной службе").

Именно в этом документе прописаны все основные моменты, необходимые для качественного осуществления трудовой деятельности. Здесь закрепляются следующие принципы:

  • в приоритете права и свободы человека и гражданина;
  • все граждане РФ имеют абсолютно равный доступ к службе, являющейся муниципальной;
  • закрепляются понятия стабильности, профессионализма, доступности, компетентности и внепартийности;
  • гарантирована правовая защита всех служащих в муниципальных органах.

Таким образом, положение о муниципальных должностях содержит в себе все основные рабочие моменты. Их вполне достаточно для грамотного и качественного осуществления своих рабочих функций рассматриваемыми служащими.

О социальных функциях муниципальной службы

Построить более целостную картину о муниципальной службе невозможно без рассказа о ее основных социальных функциях.

Выделить здесь можно следующее:

  • постоянная поддержка слоев и групп населения, считающихся в обществе социально незащищенными;
  • своевременное осуществление социального прогнозирования;
  • работы по снятию любой формы напряженности в обществе;
  • работы по поддержанию стабильности в разных общественных сферах;
  • работы по профессиональному управлению разного рода ресурсами.

Муниципальная должность не может быть получена просто так. Более того, не так просто на этой должности удержаться. Необходимо постоянно совершенствоваться и усиленно работать. В частности, муниципальный служащий обязан:

  • постоянно осваивать технологии управления;
  • уметь грамотно сотрудничать с разными государственными и негосударственными органами;
  • подтверждать или повышать уровень своей квалификации.

Классификация муниципальных должностей

Названное выше положение закрепляет в муниципальной службе определенную градацию должностей.

Что это за система, чем отличается эта квалификация? Об этом и будет рассказано далее.

В основу муниципальной службы положен очень важный принцип: служащий в рассматриваемой сфере замещает муниципальные должности, не являющиеся выборными. При этом все имеющиеся должности подразделяются на те, которые:

  • замещаются путем оформления трудового договора;
  • замещаются путем принятия решения выборным органом местного самоуправления в отношении служащих, избранных в данный орган выборным путем;
  • замещаются путем муниципальных выборов.

Стоит рассказать и об иной квалификации. Так, все муниципальные должности делятся на:

  • младшие;
  • старшие;
  • ведущие;
  • главные;
  • высшие.

Что запрещено муниципальному служащему?

Муниципальная должность всегда считалась невероятно сложной, трудной, а потому и очень ответственной. Поэтому существует ряд запретов для людей, которые трудятся в рассматриваемой сфере. Что это за запреты?

Муниципальному служащему запрещено:

  • вести любую форму предпринимательской деятельности;
  • действовать от имени третьих лиц в органах местного самоуправления;
  • принимать, будучи в служебном положении, различные подарки или вознаграждения от любых физических или юридических лиц;
  • использовать казенное имущество, производить с ним различные действия (за исключением случаев, связанных с исполнением служебных обязанностей);
  • разглашать посторонним лицам служебные тайны, ценные рабочие сведения и т. д.;
  • допускать в отношении рабочего места публичные оценки, высказывания, суждения и т. д.

Из вышеперечисленных пунктов становится ясно, что муниципальный служащий должен быть честным, трудолюбивым и очень спокойным человеком. Именно поэтому далеко не каждый сможет трудиться в рассматриваемой сфере.

Обязанности муниципального служащего

Все они прописаны в специальном трудовом положении. Вот лишь некоторые, самые основные обязанности представителей рассматриваемой сферы:

  • добросовестное и качественное исполнение всех необходимых функций;
  • обеспечение абсолютно беспристрастного и равного отношения к любым физическим или юридическим лицам; бесконфликтность и уравновешенность в разного рода отношениях;
  • соблюдение не собственных личных интересов, а интересов организации;
  • проявление корректности и уважения в обращении с любыми лицами;
  • проявление уважения и толерантности к традициям, обычаям и культурным элементам народов России;
  • недопущение конфликтных ситуаций, обязательное принятие мер по их устранению.

Должности муниципальных служащих бывают самыми различными. Каждый представитель рассматриваемой сферы наделен рядом индивидуальных функций. Однако все обязанности, представленные выше, распространяются абсолютно на всех лиц, задействованных в сфере муниципального управления.

О правах муниципального служащего

Любое работающее лицо имеет ряд профессиональных прав. Не исключением являются и лица, трудящиеся в муниципальных органах.

Какими именно правами обладают люди, занимающие муниципальные государственные должности? Специальное положение, о котором речь шла выше, прописывает, что рассматриваемые лица имеют право:

  • знакомиться с любыми видами документации, так или иначе регулирующими работу, права и ответственность рассматриваемых служащих;
  • на своевременную, соответствующую всем нормам оплату труда;
  • на обеспечение комфортных условий труда (согласно Трудовому законодательству и иным нормативно-правовым актам);
  • на полный оплачиваемый отдых;
  • на получение всей необходимой информации, документации или других элементов, необходимых для качественного осуществления трудовой деятельности;
  • на повышение рабочей квалификации;
  • на создание профсоюзов;
  • на социальные гарантии.

Таким образом, права муниципальных служащих практически ничем не отличаются от прав обычных рабочих. По сути, представители рассматриваемой сферы и есть самые обыкновенные рабочие лица, трудящиеся на благо общества. Они наделены таким же спектром прав, как и все остальные работающие граждане.

Об ответственности муниципального служащего

Права муниципальных служащих мало чем отличаются от прав обычных трудящихся лиц. А что можно сказать об ответственности? В этом случае все куда сложнее и даже интереснее. Ведь представители рассматриваемой сферы несут куда большую ответственность за все свои действия.

Зависит здесь все и от уровня квалификации и возложенных на человека полномочий. Немаловажную роль играет и стаж. В целом любые должности муниципального образования не так уж и просто занять, а тем более удержать. На простого служащего оказывает давление как простой народ, так и начальство. Работа в самоуправления является невероятно сложной и ответственной.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...