Экологическая функция государства на примере россии. Экологическая функция государства Экологическая функция государства относится к числу

Понятие и роль экологического права в правовой системе.

Экология – от греч. «дом» + «наука». Термин был введен в научный оборот в 1869 году немецким ученым Э. Геккелем. Экология как научное направление развивалась в рамках биологических наук достаточно долгое время. Наиболее активное развитие пришлось на вторую половину XIX века и последующее время. Со временем вопросами экологии стала заниматься не только биология, но и другие науки. Проблема сохранения природной среды стала очевидной к середине XX века, что повлекло за собой развитие исследований в области взаимодействия человека и природы, в том числе и социальными науками и юриспруденцией. Тенденция экологизации коснулась практически всех отраслей знаний, и это выразилось в становлении экологического права. Экологическое право развивалось в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Воздействовать экологическое право должно на хозяйственную деятельность на стадии, позволяющей обеспечить предотвращение вреда. По мнению Чугукова, основное назначение экологического права – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением. По мнению Боголюбова, регулируемые экологическим правом общественные отношения подразделяются на 3 части. Соответственно группируются правовые нормы. Части:

Природоохранное право – регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общества, решения концептуальных вопросов окружающей среды.

Природоресурсное право – регулирует отношения по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

Нормы других отраслей, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.



Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Налоговый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Основными его элементами являются экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование, экономические меры, сертификация, аудит, контроль, а также применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц и конкретных правоотношений в данных сферах.

(тут надо быть осторожнее, так как Мельниковой вроде не нравится мысль по поводу включения природоресурсного в ЭП)

Экологическая функция государства.

Вопрос о функциях Российского государства целесообразно рассматривать в контексте взаимоотношений человека, общества и государства, роли общества в функционировании государства и роли государства в общественном развитии. Взаимоотношения человека, общества и государства достаточно четко определены в Конституции РФ 1993 г., согласно которой высшей ценностью в российском демократическом федеративном правовом государстве являются человек, его права и свободы. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Единственным источником власти и носителем суверенитета, т.е. верховной власти в России является ее многонациональный народ (ст. 3). Подчеркнем положение о том, что не государство, а народ - источник и носитель верховной власти в России. Об этом следует помнить в процессе изучения всего курса экологического права.

Функции демократического государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, вызываемые потребностью решения некоторых общих для общества задач. Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамках функций могут решаться некоторые задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что для российского государства в прошлом было традиционным.

Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права как одна из основных и самостоятельных функций современного российского государства. В литературе по теории государства и права она иногда называется функцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды) <14>. Представляется, что содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетом сказанного экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. По степени эффективности реализации этой функции можно судить об истинном отношении государства к обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, человеку.

Осуществление функции есть не что иное, как практическая деятельность по решению определенных общих задач, стоящих перед обществом и государством. Однако задачи могут решаться эффективно и менее эффективно либо не решаться вовсе. Хотя природоохранительная функция российского государства характеризуется как основная и постоянная, но, судя по состоянию окружающей среды в стране, она чрезвычайно малоэффективна. Поэтому, наряду с выделением функции по охране природы в качестве самостоятельной и основной, для ее оценки с точки зрения эффективности важно выработать и использовать соответствующие критерии. Наиболее приемлемым представляется критерий обеспечения государством соблюдения, охраны и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осуществления. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы. К правовым методам относится принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права. Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

К организационным методам осуществления функции государства по природопользованию и охране окружающей среды относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. Хотя организационные методы не являются правовыми, но важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важных общественных отношений по поводу природы регулируется экологическим правом. Таким образом, признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от разнообразных вредных воздействий, по обеспечению соблюдения, охраны и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основных функций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формирования отрасли экологического права в системе российского права.

Чтобы та или иная совокупность правовых норм была признана как отрасль права, она должна отвечать определенным требованиям, критериям. В качестве таковых в российской правовой науке называют наличие круга однородных общественных отношений, регулируемых правом, особую заинтересованность государства в их регулировании, наличие метода правового регулирования соответствующих отношений и достаточно развитой нормативной правовой базы, то есть источников права. Обратимся к рассмотрению этих критериев.

Экологическая функция права (не факт что сюда):

Экологическая функция государства выполняется через соответствующие экономические, организационные, правовые (юридические) механизмы. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Экологическая функция права является новой, ранее не известной правовой функцией. Она осуществляется наряду с традиционными для права политическими, экономическими и культурно-воспитательными функциями и иными функциями, свойственными праву как инструменту управления обществом. Возникновение и развитие экологической функции права - результат развития и углубления общественных противоречий между обществом и природой, результат осознания потребности и необходимости значительного расширения юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

Основными объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.

В целях ее реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.

Важная роль принадлежит правоохранительным органам: прокуратуре, суду, милиции, осуществляющим применение мер воз­действия к правонарушителям в сфере экологии (штрафы, взыскание ущерба, изъятие орудий правонарушений, лишение свободы и т.д.).

Следует отметить, что появление экологической функции связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблем его существования.

У права в данном случае своя ниша решения этой важной задачи - юридическое, рамочное воздействие на экологическую сферу. Причем в условиях роста опасности экологической катастрофы значение правовой защиты населения будет неизменно возрастать.

Выделение видов функций экологического права зависит от классификации основных направлений воздействия этой отрасли права на общественные отношения, входящие в ее предмет, от выбора критерия их разграничения.

Функции экологического права должны подчеркивать специфику, проявлять свойства, присущие только данному явлению. Это, видимо, обусловлено их общими целями, задачами в правовом регулировании экологических отношений. Функциональное назначение правового опосредования общественных отношений в экологическом праве можно определить как внешнее проявление свойств, выражающихся в воздействии на поведение субъектов экологического права, с целью гармонизации отношений общества и природы.

Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, ха­рактерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические зако­номерности во взаимодействии общества и природы и закрепля­ющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания. Нормы права, служащие средством реализаций экологического права, называются эколого-правовыми нормами. Характерный признак эколого-правовых норм в том, что они отражают не только социальные закономерности общественного развития (как и другие нормы права), но и экологические закономерности, состав­ляющие основу системы "общество и природа". Иными словами, эколого-правовая норма представляет собой органическое единство социальных и экологических закономерностей.

Эк фун права заключается в реализации общ-х отношений в области охраны природы и рац-го природопользования в целях создания безопасных благоприятных условий жизни. Воздействие R на эк отношения проявляется следующим образом:

1.в нормах права закрепляются научно- обоснованные правила природопользования и охраны природы

2.в нормах права закрепляются ф и обязанности субъектов эк отношений

3.в нормах права закр-ся меры юр ответс-ти

В охране окружающей среды принимают участие почти все отрасли Рос-кого права (эк право -комплексная отрасль; эк-гия обеспечивается конституцией.)

Экологическая функция -- это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. В связи с тем, что в настоящее время перед человечеством встали задачи прекращения эксплуатации природных ресурсов Земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране природы, деятельность государства по охране природы можно охарактеризовать как одну из его важнейших функций, значение которой возрастает в процессе развития цивилизации. В учении о функциях государства функция по обеспечению экологической безопасности выдвигается на первый план как социальная, общечеловеческая и цивилизационная.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. В теории конституционного права традиционно принято относить субъективное право на окружающую среду к социальным правам. Существует мнение, что законодательное признание естественного права человека на благоприятную окружающую среду вряд ли стоит рассматривать, как вершину в развитии представлений о природе и сущности экологических интересов. Опыт учит, что экологические интересы человека в их глубинном смысле, с учетом отсроченных отрицательных результатов удовлетворения экологических прав, могут не совпадать в целях с этими правами.

Социальные права находятся в тесной зависимости от степени экономического развития государства, способности улучшить жизнь граждан, обеспечить ее достойный уровень, удовлетворить материальные и духовные потребности членов общества. Эта зависимость обнаруживается и в случае выполнения экологической функции. К сожалению, большинство экономически отсталых стран просто не могут самостоятельно выполнять эту функцию и наносят ущерб всей биосфере в целом.

Рассмотрим внутреннюю экологическую функцию государства на примере Российской Федерации. В настоящее время можно сформулировать государственную экологическую стратегию Российской Федерации: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Становление экологической функции в Российской Федерации началось с принятия нового экологического законодательства, в котором отразились происходящие в обществе изменения. Появились не просто новые законы, регулирующие отношение людей к природе, но и новые социальные институты: государственные экологические службы, экологическая прокуратура, экологическая полиция. Сформировались научные направления - экологическая философия, социальная экология, экологическая этика. Вхождение России в рыночные отношения потребовало создания новых принципов управления предприятиями - экологического менеджмента, экологического страхования, аудита, лицензирования, экологической сертификации.

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, принципами:

Приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

Рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

Соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

Гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:

Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Для полного разъяснения вопроса об экологических функциях государства необходимо ясно представить круг полномочий федерального правительства, отдельных краев и областей, а также граждан и общественных организаций. Вообще существует особая проблема централизации и децентрализации функций государства. В отличие от тоталитарного и унитарного государства, в условиях федеративного государства встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации.

В процессе обеспечения экологической безопасности возникает немало коллизий, а иногда прямое нарушение Конституции РФ нормативными актами регионов. Необходимо четкое разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере обеспечения экологической безопасности. В области охраны окружающей природной среды и природопользования Федерация должна явить свои преимущества и особую ценность при учете географических, климатических и природных, социально-экономических и иных действительных, а не мнимых особенностей субъектов Федерации при осознании того, что природа - общее благо, не имеющее административных и государственных границ. Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, политически и юридически самостоятельных (автономных) субъектов, предполагает сужение роли государства, в том числе сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений.

Таким образом, экологическая политика государственных органов должна опираться на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении правоохранительных задач.

Экологическая безопасность - феномен не национального, а международного масштаба, следовательно, экологическое законодательство Российской Федерации должно исходить, прежде всего, из роли России в международном сообществе, из состояния окружающей среды на ее территории. В сфере экологической безопасности велико и все продолжает возрастать значение международных договоров и соглашений, участницей многих из которых является Россия. Она должна отвечать перед международным сообществом за выполнение на всей территории взятых на себя природоохранных обязательств, в том числе перешедших к ней от СССР. Российская Федерация регулирует свои экологические отношения со всеми сопредельными государствами, прежде всего со странами - участницами СНГ.

Россия является участницей встреч на высшем уровне министров окружающей среды стран Большой восьмерки, с 1991 года сотрудничает с Организацией экономического сотрудничества и развития в рамках программы технической помощи странам с переходной экономикой. Бывшие союзные республики, за исключением стран Балтии и Украины, создали Межгосударственный экологический совет на основе Соглашения 1992 года «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды». Руководители природоохранных ведомств одиннадцати стран СНГ - членов Межгосударственного экологического совета - раз в год встречаются для обсуждения и координации действий по проблемам экологии. Созданы одиннадцать рабочих групп по выполнению соглашений о сотрудничестве в области экологической информации, мониторинга, трансграничных рек, по охране перелетных птиц, млекопитающих и мест их обитания, по трансграничным перевозкам опасных отходов. Россия выполняет роль координатора среди стран СНГ по ряду экологических вопросов, в том числе по вопросу создания Межгосударственного центра экологического мониторинга. Завершается работа над Красной книгой, охватывающей все страны СНГ.

В рамках Арктического Совета Россия участвует, наряду с другими семью арктическими странами, в реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики, предусматривающей мониторинг, сохранение фауны и флоры, охрану морской среды и готовность к чрезвычайным ситуациям. Результатом этой стратегии, принятой на встрече в 1991 году, явилось активное сотрудничество, свободный обмен информацией и публикациями научных исследований и оценок.

Вхождение России в международное экологическое правовое пространство стало еще одним мощным импульсом в развитии экологического сознания российских граждан. А ведь именно развитие экологического сознания населения является условием успешного осуществления экологической политики государства.

Несмотря на разделение экологической функции на внутреннюю и внешнюю, приведенные данные об участии Российской Федерации в международных проектах показывают, что нельзя четко выделить внешнюю или внутреннюю функции государства. Это связано с тем, что в конечном счете экологическая функция любого государства должна заключаться в сохранении биосферы Земли в целом. Большое количество глобальных экологических проблем (сохранение озонового слоя, глобальное потепление, кислотные дожди, загрязнение мирового океана) невозможно решить в рамках только внутренней государственной политики или только международных экологических проектов.

Таким образом, экологическая функция государства выражается большей частью в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной cреды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Нормативно-правовые акты природоохранной деятельности имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность заключается в том, что правовые нормы данной отрасли, как было отмечено выше, имеют прописку в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

К этому следует добавить, что экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные. правовые механизмы. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительные средства, государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения определенных корректив в экономическое развитие страны. Уже сегодня, например, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами выделяет «научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества». С учетом складывающиеся обстановки, возможно, в скором будущем придется сменить акценты в сторону повышения значимости экологических приоритетов.

Таким образом можно выделить следующие направления деятельности государства при выполнении экологической функции:

Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

Государство регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений.

Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства.

Особенно хочется отметить важную задачу государства - повышение уровня экологического сознания граждан. Это особенно актуально для нашей страны, в которой эффективность природоохранной деятельности государственных органов остается достаточно низкой и нам еще только предстоит совершенствовать механизмы выполнения экологической функции государства. Как показывает опыт других стран, формирование экологической политики государства зависит от деятельности общественных организаций.

Ключевые слова

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ECOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE / ECOLOGICAL SAFETY / ENVIRONMENT / RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES / ECOLOGICAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Кнац Юлия Алексеевна

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. Между тем в научной юридической литературе встречаются различные точки зрения в отношении содержания данной функции и ее значения. Во многом это обусловлено спецификой развития экологической функции. При этом важно заметить, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция, необходимость развития которой вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции и глобализационных процессов. Исследовано содержание и значение экологический функции российского государства. В рамках исследования раскрываются составляющие элементы экологической функции, дается их оценка, анализируется значение экологической функции. Сформулированы выводы о том, что экологическая функция современного российского государства включает направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей среды , рациональному использованию природных ресурсов , обеспечению экологической безопасности , охране и защите экологических прав и др.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Кнац Юлия Алексеевна

  • Основные этапы становления экологической функции российского государства

    2017 / Попов Александр Геннадьевич
  • Внешняя экологическая функция государства в условиях глобализации

    2015 / Кнац Юлия Алексеевна
  • Понятие экологоправовой политики в сфере автотранспортных отношений (природоохранный аспект)

    2014 / Ярославцев С. Ф.
  • Государственная политика в сфере обеспечения рационального природопользования

    2018 / Лунева Е.В.
  • Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству

    2012 / Захаров Александр Вячеславович
  • Обеспечение устойчивого развития как направление экологической функции государства

    2018 / Захаров Александр Вячеславович, Попов Александр Геннадьевич
  • Концепция устойчивого развития (международно-правовые аспекты)

    2017 / Кукушкина Анна Викторовна
  • К вопросу о понятии и содержании экологической функ- ции государства

    2007 / Миронов В. С.
  • Эволюция экологического предпринимательства в контексте социально-ориентированной экономики государства

    2017 / Михайлова Елена Владимировна
  • Особенности понятийного аппарата охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами в законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран

    2018 / Агафонов В.Б., Игнатьев Д.А.

One of the main functions of modern Russian state is Ecological function and moreover, it’s recognized as an independent function. Meanwhile, in the scientific legal literature there are various views on the contents of this function and its value. This is largely due to the specific development of ecological function. It is important to note that that the ecological function of the state is a relatively new feature, the necessity of development is caused by negative consequences of economic activity of the person on the nature, including consequences of scientific and technical revolution and globalization processes. It is devoted to research the content and the value of ecological function of the Russian state. Within research, the making elements of ecological function reveal, their assessment is given, the value of ecological function is analyzed. Сonclusion is made that the environmental function of the modern Russian state comprises activity state of conservation, reproduction and improvement of the environment , natural resources management, environmental safety, environmental protection and protection of human rights and etc.

Текст научной работы на тему «Содержание и значение экологической функции государства»

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 9 (149), 2015

УДК 340+504.06

© Юлия Алексеевна КНАЦ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и истории государства и права, e-mail: [email protected]

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. Между тем в научной юридической литературе встречаются различные точки зрения в отношении содержания данной функции и ее значения. Во многом это обусловлено спецификой развития экологической функции. При этом важно заметить, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция, необходимость развития которой вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции и глобализационных процессов. Исследовано содержание и значение экологический функции российского государства. В рамках исследования раскрываются составляющие элементы экологической функции, дается их оценка, анализируется значение экологической функции. Сформулированы выводы о том, что экологическая функция современного российского государства включает направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, охране и защите экологических прав и др.

Ключевые слова: экологическая функция государства; экологическая безопасность; окружающая среда; рациональное использование природных ресурсов; экологические права.

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. При этом справедливым видится мнение Н.Д. Вершило о том, что «экологическая функция должна быть не только одной из приоритетных функций, но и основополагающей, т. к. она призвана оказывать влияние на другие функции государства и в конечном итоге сохранить окружающую природную среду для настоящих и будущих поколений» .

Но заметим, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция. Ее становление и развитие обусловлено негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции, а также глобализационных процессов.

По справедливому замечанию А.В. Захарова: «создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах, ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации,

создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека» . Безусловно, в указанных условиях экологическая функция государства не просто развивается, но и выходит на первый план как в пределах страны, так и в международном масштабе - на уровне межгосударственного взаимодействия.

Изучение историко-правовых аспектов рационального природопользования и охраны природы позволяет рассмотреть процесс становления экологической функции как самостоятельной. Функции государства - это объективная категория как по своему содержанию, так и по методам осуществления. По справедливому замечанию Н.Д. Вершило, для своего эффективного развития государство должно осуществлять общественно значимую деятельность в конкретных направлениях . Потребность в реализации экологической функции государства возникает тогда, когда появляется общественная потребность в решении задач, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием. При этом содержание функции на разных этапах развития государства имеет существенное отличие. Оно определяется конкретными интересами государства на том или ином этапе. Вплоть до XX в. функция охра-

ны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, налоговых, военных интересов государства. Она не имела выраженных индивидуальных черт и особенностей и была второстепенной функцией.

Примерно с 70-х гг. прошлого столетия представители науки стали задумываться о выделении функции охраны природы в качестве самостоятельной функции. В ряде научных работ делались выводы, что «охрана окружающей природной среды в СССР представляет собой постоянную и основную самостоятельную функцию развитого общенародного социалистического государства» . Первоначально рассматриваемая функция имела название «охрана природы» или «охрана окружающей природной среды» . Но были и исключения. Так, Ю.И. Тютекин предлагал именовать данную функцию государства функцией по руководству рациональным природопользованием: «Было бы правильнее, на наш взгляд, именовать природоохранительную функцию функцией советского государства по руководству рациональным природопользованием». При этом важно отметить, что в своей работе он обращал внимание на то, что «рациональное использование природных ресурсов и охрана природы - неразрывно связанные стороны единого понятия «рациональное природопользование» .

Начиная с 1980-х гг., когда интерес к данному направлению государственной деятельности резко возрос, в российской научной среде начинает употребляться термин «экологическая функция государства».

Сегодня самостоятельность и значимость экологической функции государства не оспаривается. Более того, в юридической литературе все чаще обсуждается вопрос об особом правовом режиме природного достояния, что, разумеется, предполагает создание действенного механизма государственного регулирования в указанной сфере .

При этом экологическая функция государства имеет сложный, комплексный характер. Остановимся детальнее на содержании экологической функции государства, которое и обусловливает наличие столь противоречивых мнений в терминологическом ее понимании. Одна из позиций, главенствовавших на протяжении последних десятилетий и на

сегодняшний имеющая актуальность, заключается в том, что содержание экологической функции составляют два элемента: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В частности, А.И. Денисов и С.А. Раджабов выделяли функцию охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов . Так как эта позиция преобладала на протяжении многих лет, у нее и сейчас есть немало приверженцев .

Природоохранительный аспект, который является исторически первым, в настоящее время является актуальным. Он предполагает сохранение и восстановление окружающей природной среды. Еще один немаловажный аспект экологической функции государства -природоресурсный. Он выражается в рациональном использовании природных ресурсов, предполагает деятельность государства по удовлетворению потребностей общества природными богатствами с учетом их количественных и качественных характеристик. Учитывая, что большинство природных ресурсов являются исчерпаемыми, от их грамотного использования, сохранения и воспроизводства зависит благополучие государства. Поэтому нельзя допустить их потребление разрушительными, нерациональными методами. Полагаем, что для Российской Федерации природоресурсный аспект экологической функции особенно актуален, т. к. наша страна обладает внушительными природными богатствами, и в то же время не имеет большого опыта их рационального использования.

Как уже было отмечено выше, сегодня содержание экологической функции государства нельзя сводить лишь к охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Государство и общество заинтересованы в комплексном решении ряда важных задач, касающихся природы и ее ресурсов. В современных условиях само государство не будет развиваться, если не сможет выполнять все первостепенные экологические задачи, стоящие пред самим государством, участвовать в решении проблем, стоящих перед мировым сообществом, обеспечивать уровень такого экологического состояния в государстве, который соответствует международным стандартам.

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 9 (149), 2015

Так, М.М. Бринчук справедливо отмечает, что «экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц» . Обратим внимание, что в содержание функции М.М. Бринчук включает еще один крайне важный элемент - охрана и защита экологических прав. Ввиду того, что этот институт закреплен в Конституции Российской Федерации и других фундаментальных законах (в частности, в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), не возникает сомнений, что его необходимо выделять среди элементов содержания экологической функции.

Под экологическими правами граждан понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права физических лиц, обеспечивающие удовлетворение потребностей человека при взаимодействии с природой (право на благоприятную окружающую среду; на достоверную информацию о ее состоянии; на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия; на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением и др.).

Несколько аспектов экологической функции государства также выделяет А.О. Миняев: «Закрепляемые в законодательстве направления экологической деятельности государства по охране окружающей среды, рациональному использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека, общества и государства» . Такого же мнения в отношении элемента «обеспечения экологической безопасности» придерживается И.С. Уханов и другие исследователи .

Таким образом, еще одним элементом содержания экологической функции государства является обеспечение экологической безопасности. При этом важно понимать, что

экологическая безопасность является составной частью безопасности в целом.

Синтезируя имеющиеся знания науки государства, права и экологического права, можно утверждать, что экологическая функция государства должна включать все указанные выше аспекты. В этой связи, объективным представляется определение, предлагаемое В.С. Мироновым. В своей работе он отмечает, что экологическая функция государства - это «направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, находящихся в собственности государства, субъектов федерации, юридических и физических лиц, обеспечению экологической безопасности, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц» .

Резюмируя, отметим, что признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от загрязнения, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц необходимо рассматривать в качестве одной из основных функций современного государства.

При этом значение экологической функции государства выражается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное, эффективное и оптимальное соотношение экологических и экономических интересов общества для обеспечения устойчивого развития государства, что предполагает создание необходимых гарантий для реализации и защиты экологических прав граждан и юридических лиц, обеспечение должного уровня охраны окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и т. д.

1. Вершило Н.Д. Экологическая функция российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право. 2005. № 4.

2. Захаров А.В. Экологическая функция российского государства // Экологизация современного российского государства и права: монография / под ред. А.В. Захарова. М., 2015.

3. Колбасов О.С. Проблемы охраны окружающей среды в новой Конституции СССР // Советское государство и право. 1978. № 5. С. 21-29.

4. Миронов В.С. К вопросу о понятии и содержании экологической функции государства // ЮРИСТЪ - ПРАВОВЕДЪ. 2007. № 1. С. 120123.

5. Тютекин Ю.И. Природа. Общество. Закон. Руководство рациональным природопользованием как функция советского государства. Кишинев, 1976.

6. Бибаров-Государев А.П. Природные объекты как объекты национального достояния // Экологизация современного российского государства и права: монография / под ред. А.В. Захарова. М., 2015.

7. Денисов А.И., Раджабов С.А. Теория советского государства. Душанбе, 1978.

8. Казаков В.Н. Теория государства и права. Екатеринбург, 2002.

9. БринчукМ.М. Экологическое право. М., 2003.

10. Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы. М., 2004.

11. Уханов И.С. Экологическая функция современного российского государства (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.

1. Vershilo N.D. Ekologicheskaya funktsiya rossiyskogo gosudarstva v kontekste ustoychivogo razvitiya // Ekologicheskoe pravo. 2005. № 4.

2. Zakharov A.V. Ekologicheskaya funktsiya rossiyskogo gosudarstva // Ekologizatsiya

sovremennogo rossiyskogo gosudarstva i prava: monografiya / pod red. A.V. Zakharova. M., 2015.

3. Kolbasov O.S. Problemy okhrany okruzhayu-shchey sredy v novoy Konstitutsii SSSR // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1978. № 5. S. 21-29.

4. Mironov V.S. K voprosu o ponyatii i soderzhanii ekologicheskoy funktsii gosudarstva // YuRIST"" - PRAVOVED"". 2007. № 1. S. 120123.

5. Tyutekin Yu.I. Priroda. Obshchestvo. Zakon. Rukovodstvo ratsional"nym prirodopol"zovaniem kak funktsiya sovetskogo gosudarstva. Kishinev, 1976.

6. Bibarov-Gosudarev A.P. Prirodnye ob"ekty kak ob"ekty natsional"nogo dostoyaniya // Ekologizatsiya sovremennogo rossiyskogo gosudarstva i prava: monografiya / pod red. A.V. Zakharova. M., 2015.

7. Denisov A.I., Radzhabov S.A. Teoriya sovet-skogo gosudarstva. Dushanbe, 1978.

8. Kazakov V.N. Teoriya gosudarstva i prava. Ekaterinburg, 2002.

9. BrinchukM.M. Ekologicheskoe pravo. M., 2003.

10. Minyaev A.O. Ekologicheskoe pravo: konstitutsionnye osnovy. M., 2004.

11. Ukhanov I.S. Ekologicheskaya funktsiya sovremennogo rossiyskogo gosudarstva (teoretiko-pravovoy aspekt): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2000.

Поступила в редакцию 4.06.2015 г.

CONTENT AND MEANING OF ECOLOGICAL FUNCTION OF STATE

Yuliya Alekseevna KNATS, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and History of State and Law Department, e-mail: [email protected]

One of the main functions of modern Russian state is Ecological function and moreover, it"s recognized as an independent function. Meanwhile, in the scientific legal literature there are various views on the contents of this function and its value. This is largely due to the specific development of ecological function. It is important to note that that the ecological function of the state is a relatively new feature, the necessity of development is caused by negative consequences of economic activity of the person on the nature, including consequences of scientific and technical revolution and globalization processes. It is devoted to research the content and the value of ecological function of the Russian state. Within research, the making elements of ecological function reveal, their assessment is given, the value of ecological function is analyzed. Conclusion is made that the environmental function of the modern Russian state comprises activity state of conservation, reproduction and improvement of the environment, natural resources management, environmental safety, environmental protection and protection of human rights and etc.

Key words: ecological function of the state; ecological safety; environment; rational use of natural resources; ecological rights.

К.ю.н. Жусупбекова М.К., магистр права Жулдыбаева А.Р.

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата

Одной из самых актуальных проблем современного мира является экологическая проблема. Об экологических проблемах указывается в Концепции экологической безопасности РК, одобренной Указом Президента Рк 3 декабря 2003 года. В Концепции отмечается, что в стране сложилась неблагоприятная обстановка, а в ряде регионов и кризисная эколоическая обстановка. Это региональное техногенное опустынивание, деградация почв, истощение и загрязнение водных ресурсов , загрязнение атмосферы, обезлесение, необратимое сокращение биологического разнообразия и разрушение генетического фонда живой природы, активизация угрожающих жизни стихийных природных явлений и промышленных катастроф, накопление опасных и токсичных отходов . Нынешняя ситуация в стране такова, что ухудшение состояния окружающей среды грозит не только благополучию, но и самой жизни населения . Все это влияет и на здоровье населения.

Поэтому экологическая безопасность и охрана окружающей среды являются приоритетными направлениями национальной безопасности.

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности.

Рациональное природопользование - это система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды.

В соответсвии с Экологическим кодексом Республики Казахстан охрана окружающей среды - это система государственных и общественных мер, направленных на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В широком смысле под охраной окружающей среды понимается совокупность компонентов природной среды, природных и антропогенных обьектов, то есть обьектов, возникших в результате деятельности людей.

Под природной средой (природой) понимается совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) и природно-антропогенных объектов (природных объектов, используемых людьми) .

Значит, под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти , органов местного самоуправления , общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц , направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.

Если по Экологическому кодексу РК экологической безопасностью признается состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, то обеспечением экологической безопасности признается осуществление комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Обеспечение экологического правопорядка является самостоятельным элементом экологической функции государства и обеспечения экологической безопасности. Обеспечение экологического правопорядка - это комплекс правовых, организационных, экономических, политических, социальных, культурно-воспитательных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений , осуществляемых государственными органами и общественными организациями.

Экологический правопорядок - это состояние урегулированности как природоохранительных, так и природноресурсных общественных отношений правом. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности , обеспечению и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями в области охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

В этой связи нужно сказать, что соблюдая все эти основные напрвления экологической функции государства можно добиться улучшения экологической обстановки государства. А для этого необходимо, чтобы каждый гражданин государства активно участвовал в разрешение экологических проблем страны. Например, нужно, чтобы люди по-больше объединялись в экологические общественные объединения и организации, которые могли бы быстро реагировать на экологические проблемы. Во-вторых, нужно чтобы люди проявляли активность в участии в подготовке, обсуждений и принятий решений в области экологии и следили за реализацией этих экологических программ. Для этого необходимо, чтобы у людей было высокое экологическое сознание и экологическая культура.

Помимо этого, нельзя забывать, что человек, обладая определенными правами несет и определенные обязанности. Например, обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Именно при бережном отношении к природе обеспечивается ее сохранность, а значит и благоприятные условия для жизнедеятельности человека и общества в целом.

Поэтому каждый человек должен осознавать ценность окружающей природной среды и тем самым не нанося вреда окружающей природной среде, создавать для себя благоприятные условия проживания и уметь защитить свои нарушенные экологические права .

Литература:

1. Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года. Концепция экологической безопасности на 2004-2015 годы.

3. Бринчук М.М. Экологическое право России . – Москва, 2009.

Рассмотрим внутреннюю экологическую функцию государства на примере Российской Федерации. В настоящее время можно так сформулировать государственную экологическую стратегию Российской Федерации: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Становление экологической функции в Российской Федерации началось с принятия нового экологического законодательства, в котором отразились происходящие в обществе изменения. Появились не просто новые законы, регулирующие отношение людей к природе, но и новые социальные институты: государственные экологические службы, экологическая прокуратура, экологическая полиция. Сформировались научные направления - экологическая философия, социальная экология, экологическая этика. Вхождение России в рыночные отношения потребовало создания новых принципов управления предприятиями - экологического менеджмента, экологического страхования, аудита, лицензирования, экологической сертификации.

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, принципами:

  • - приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
  • - научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
  • - рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
  • - соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
  • - гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:

  • - естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
  • - земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Для полного разъяснения вопроса об экологических функциях государства необходимо ясно представить круг полномочий федерального правительства, отдельных краев и областей, а также граждан и общественных организаций. Вообще существует особая проблема централизации и децентрализации функций государства. В отличие от тоталитарного и унитарного государства, в условиях федеративного государства встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии (ст.114, Конституции РФ). К его полномочиям в области охраны окружающей природной среды относят регулирование наиболее важных вопросов в этой сфере. Так, Правительством РФ приняты Федеральные целевые программы по «сохранению нормальных условий проживания и труда» в Нижнем Тагиле, Чапаевске, Братске, Череповце, Самарской, Оренбургской, Кемеровской областях, Уральском районе и Тюменской области, на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна.

В процессе обеспечения экологической безопасности возникает немало коллизий, а иногда прямое нарушение Конституции РФ нормативными актами регионов. Необходимо четкое разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере обеспечения экологической безопасности . В области охраны окружающей природной среды и природопользования Федерация должна явить свои преимущества и особую ценность при учете географических, климатических и природных, социально-экономических и иных действительных, а не мнимых особенностей субъектов Федерации при осознании того, что природа - общее благо, не имеющее административных и государственных границ. Еще в Древнем Риме солнце, море и текущая вода не принадлежали никому .

Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, политически и юридически самостоятельных (автономных) субъектов, предполагает сужение роли государства, в том числе сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений.

Экологические и иные общественные объединения в странах Европы и США сыграли за последние 50 лет решающую роль в формировании так называемой экологической политики повседневности, которая в итоге стала государственной политикой. Именно в среде общественных движений формируются правила бережного отношения к природе, создается ориентационная модель - культурный код «человека, дружественного природе», который стремится жить в гармонии с природой, минимизируют свое воздействие на нее, снижает объем использования природных ресурсов. Глобальная цель таких движений - построение новых отношений человека и природы. Однако в России деятельность таких объединений достаточно ограничена. Многие авторы предлагают расширить деятельность общественных объединений в защите окружающей среды. Например, В.В. Вербицкий предлагает закрепить право общественных экологических объединений предъявлять в суды иски о признании действий загрезнителя окружающей среды, представляющих угрозу экологической безопасности, противоправными в отношении неопределенного круга лиц и прекращении их деятельности. Решение суда должно стать обязательным для дальнейшего рассмотрения заявлений граждан .

Таким образом, экологическая политика государственных органов должна опираться на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении правоохранительных задач.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...