Прогностические методы оценки политического риска. Политические риски - это что такое? Понятие, виды, примеры

В настоящее время такое словосочетание как "политический риск" встречается во всех СМИ, если публикация посвящена проблемам коммерческой деятельности. Сейчас каждый инвестор, размещающий капитал, имеет опыт работы на рынках, навыки взаимодействия с другими компаниями, а также знаком с прецедентами, которые случались с другими инвесторами. Например, после известного разбирательства с компанией "Юкос" предприниматели считают политический риск возросшим неоднократно.

Исследований на эту тему не слишком много, поскольку аналитики довольно редко затрагивают эту область. А недостаток информации влияет, к сожалению, на принимаемые инвестиционные решения. Поэтому и необходимо изучать проблему политического риска, создавать методики оценки и отбора, вырабатывать способы учета и инструменты для снижения рисков, когда организуется коммерческая деятельность.

Понятие интересов

Ключевое понятие, необходимое для того, чтобы рассмотреть феномен политического риска со всех сторон, - это понятие интересов. Субъект начинает действовать только после того, как осознает наличие тех или иных собственных интересов. Начинается этот процесс после принятия решений, которым предшествует анализ ситуации и выбор способов действия.

Политические и экономические риски просчитываются как раз на этом этапе. В чем же они заключаются? Нацеливаясь на удовлетворение интересов, при реализации собственных решений можно столкнуться с некоторыми препятствиями, которые вполне часто эту реализацию делают невозможной, а с вероятностью положительного исхода - практически нулевой. Именно в этих препятствиях и находятся источники политических и экономических рисков.

Характер их связан с продвижением интересов предпринимателя, факторов, которые влияют на деятельность в целом. Факторы политического риска субъекта определяются характером его интересов. То есть если у предпринимателя существуют политические интересы, то и риск, соответственно, тоже будет присутствовать. Круг интересов может быть в разной степени широким или узким, это никак не определяет присутствие или отсутствие факторов политического риска.

Понятие интересов традиционно отождествляется с политической составляющей инвестиционных рисков. Любая деятельность коммерческих структур может быть напрямую связана с последствиями политических рисков. Хотя компания, осуществляющая деятельность, - не единственный субъект, который рискует. Есть примеры, когда коммерческая деятельность приводит к угрозе отставки целых правительств. К политическим рискам относятся многие связанные с компанией субъекты - отдельные политики, партии, политические институты.

Анализ и прогноз

Политические риски примеры дают самые богатые, когда рассматриваются действия политических субъектов в контексте прогнозирования действий того или иного фактора, поскольку государственно-правовые факторы в своем поведении руководствуются не только формальными задачами, но и обеспечением политического будущего для своей компании. А в этих случаях всегда есть угроза качеству политической жизни конкретного субъекта.

Другие классификации факторов риска

В зависимости от интересов инвестора, его целей и характеристики деятельности определяется значимость тех или иных политических рисков. Многие интересуются только фоновыми факторами или регионального. Сюда можно отнести банки. Средний региональный бизнес выше ставит профильные показатели, потому что его деятельность сильно зависит от региональных властей и их конкретных решений. Помимо разделения факторов риска на профильные и фоновые, есть и другие классификации.

На Западе политические риски делятся на микро- и макрориски, экстра-легальные и легально-правительственные. В России для анализа рисков инвестиционного проекта лучше пользоваться базовой классификацией, которая основывается на критериях политической среды, объекта воздействия и происхождения компании. Выбор классификации, впрочем, более всего зависит от самого исследования и задач, им поставленных.

В России применяется следующая классификация рисков инвестиционных проектов. По объекту воздействия различают макро- и отраслевой микрориск, а также индивидуальный. По происхождению - риски для российских компаний и иностранных. По структуре среды - риск региональный и федеральный.

По инвестору - прежде всего, политические риски стран. Ведь от выбора государства зависит и риск, которому любой инвестор подвергается в первую очередь. Характерной особенностью политического риска в РФ является обозначение двух уровней, где он может возникнуть. Это уровни региональный и федеральный. Регионы страны сильно отличаются по уровню политических рисков.

В регионах

Сегодня уже не пользуются устаревшей трактовкой понятия "регион", потому что он является не только административной территориальной единицей с едиными природными, социально-экономическими, национальными и культурными условиями. Нужно рассматривать регион как район инвестиционной деятельности и приложением для капитала.

Российские и западные компании все чаще обращают внимание на изобилие новых вариантов расширения производства с использованием местных ресурсов той или иной области, края, республики. Последствием такого внимания инвесторов явилось образование нового понятия - инвестиционная привлекательность. В России очень своеобразная организация политического пространства, где отсутствует единое политическое, правовое и экономическое поле, а также не действуют общепринятые правила игры.

Даже сегодня значительно различаются зконодательная и правовая базы в регионах, и эти отличия многочисленны и разнообразны. Любая территория - это отдельная социальная, правовая, экономическая и политическая среда. Именно поэтому и инвестиционную привлекательность каждый регион имеет собственную, в прямой зависимости от инвестиционного климата и эффективности вложений.

Примеры

Региональная среда в России характеризуется особым социальным климатом, склонным к резким колебаниям, в результате которых вероятность форс-мажора возрастает, и тогда деятельности инвестора грозят негативные последствия. Здесь и риск трудовых конфликтов на фоне социальной напряженности, и демографический ресурс, и не слишком высокий уровень рыночности и открытости политической культуры, да и сама ментальность - все виды политических рисков в регионах присутствуют.

Регионы отличает и то, что на этом поле прекрасно сформировались местные политические интересы, и борьба будет вестись в абсолютно всех областях экономики, поскольку за обладание ресурсами (административными тоже) идет постоянная борьба разнообразных финансовых структур - с разной степенью конфликта.

Например, канадская компания Kinross Gold потерпела фиаско и свернула деятельность в Магадане и области, поскольку аукцион ею был проигран, и месторождение на сопке Кварцевой досталось А. Басанскому, местному предпринимателю, которого поддерживали местные власти. На распутье оказалась и японская Toyota в поисках региона, чтобы разместить капитал: ни Нижегородская, ни Московская область, ни Санкт-Петербург свободную от политических рисков территорию предоставить не смогли.

Репутации

Некоторые регионы могут послужить примерами в создании благоприятной инвестиционной обстановки, там проводится политика привлечения инвесторов. Это прежде всего Новгородская область. В Московской области тоже эти условия лучше, чем даже в Москве, но, тем не менее, далеко не всем инвесторам хватило их объема.

Здесь множество иностранных предприятий только пищевой промышленности. На территории Московской области расположились многие гипермаркеты иностранного происхождения, а также заводы Ehrmann, Campina, Danone, Mars. Хорошая репутация и у Липецка, его считают даже образцовым для российско-итальянских инвесторов. В Санкт-Петербурге благоприятный географический фактор, на топливный рынок пришли итальянская Enel, финская Fortum.

Взаимоотношения капитала и политической региональной среды зависят от потенциала и самой коммерческой структуры, ее ресурсной базы. Особо крупные промышленники из-за рубежа очень часто имеют возможность лоббировать собственные интересы даже на федеральном уровне, причем не подстраиваясь под среду, а меняя ее.

Имидж региона

Корякский автономный округ целиком и полностью поддался деятельности российской компании "Ренова", поскольку у нее есть возможность управлять собственными активами в металлургии, химической, горнодобывающей, строительной отраслях, в энергетике, на транспорте, в телекоммуникациях, ЖКХ и в высокотехнологичном машиностроении, в медицине и финансах не только округа, но и в России, и за рубежом. Успешность компании в регионе во многом определяет социальная обстановка.

Инвестиционная привлекательность все более зависит от имиджа, который приобрел регион. Имидж - это своего рода тоже ресурс, если создана конгруэнтность имиджа региона и компании (сочетаемость их). Если есть высокая конгруэнтность, то ниже меньше трудовых конфликтов. Например, компанию Knauf буквально выгнали из региона, потому что деятельностью ее было возмущено население. Даже местные казаки выступали очень громко. Очень влияет на имидж региона уровень коррупции, конфликтности на общем поле экономических интересов и многое другое.

Страхование политических рисков

В зонах рискованных инвестиций, где оценка экономических и политических условий неблагоприятна (Россия часто тоже фигурирует в этих списках), применимость страхования проблематична, поскольку вероятность наступления страхового случая велика. А это связано с опустошительным, катастрофическим ущербом.

Например, изменение политического режима, конвертируемости внутренней валюты, условий вывоза прибылей - риски непредсказуемые. Обычно это события непреодолимой силы, которые не зависят от сторон сделки. Но именно они и наносят самый большой имущественный ущерб. Обычный договор страхования обозначает такую ситуацию форс-мажором, оговаривая заранее, что данный перечень рисков не повлечет за собой компенсацию причиненного ущерба.

Но бывает форма договора, заключающегося на специальных условиях, где в страхование входят и случаи некоммерческих, то есть политических рисков. Это социальные беспорядки, гражданские волнения, военные действия, экспроприация, национализация или конфискация собственности инвестора из-за рубежа. Имущественные интересы иностранных инвесторов осуществляются специальными государственными агентствами, частными компаниями или международными организациями.

Обработка информации

Оценивать при анализе политических рисков нужно следующие факторы:

1. Характер политического режима в регионе: бюрократизацию, влияние на административные решения личностных факторов, коррумпированность, изолированность от общества властей в регионе, демократичность, преемственность власти, взаимосвязь политической и экономической жизни, гибкость институтов.

2. Политическую культуру: степень сформированности гражданского общества, вовлеченность в политические процессы, открытость и рыночность, религиозную, этнолингвистическую, классовую или племенную гетерогенность.

3. Социальные условия: степень социальной защищенности, фрустрацию населения, интенсивность и вектор социальных реформ, эмиграцию и иммиграцию.

4. Политическую и правовую обстановку: активность общества, легитимность власти, инвестиционную законодательную базу, уровень конфликтности и политических интересов, интенсивность и характер административных реформ, криминогенность обстановки, оппозицию, подверженность террористическим действиям.

Многолетнее становление и развитие методов и средств поддержки процессов принятия управленческих решений в крупных корпорациях (будь то промышленная корпорация, финансово-инвестиционная, политическое образование, или даже государство) привели к тому, что возник достаточно емкий рынок методических и инструментальных средств поддержки процесса принятия решений (включая системы оценки и управления рисками), а также консультационных, организационных, информационных, образовательных и прочих услуг со сложившейся инфраструктурой, культурой, конкуренцией...
Российский бизнес молод, заметно криминализован, испытывает инвестиционный голод. Для более активного привлечения внутренних и внешних инвестиций разворачивается работа по уменьшению неопределенности бизнеса, обеспечению относительно равных конкурентных условий для большинства участников рынка. На данном этапе, в основном, реализуются оргметоды снижения рисков деятельности - развитие служб безопасности, информационных предприятий, специализированных учебных и исследовательских центров. Методология и технологии оценки рисков деятельности в России, управления ими как одной из основных составляющих поддержки процессов принятия управленческих решений находятся в начале своего развития.
В этой связи внимательно изучался международный опыт в этой области. В результате пришли к некоторым выводам, которые кратко изложены в данной статье.

Внешний и внутренний риск в деятельности корпораций

Рассматривая риск в деятельности любой корпорации, надо исходить из предложенной классификации риска на внешний и внутренний.
Внешний риск не зависит непосредственно от деятельности компании. Он обусловлен уровнем политической стабильности в стране, финансово-экономической деятельностью государственных структур, состоянием социальной сферы и другими факторами.
Внутренний риск связан непосредственно с состоянием и деятельностью самой фирмы.

I. Внешний риск

Одним из видов внешнего риска является политический риск. Исследование политического риска представляет собой комплексную процедуру сбора социально-политической, экономической и другой информации, ее анализ, оценку.
Структура исследования политического риска включает четыре этапа:
1) комплексный анализ области исследования;
2) системная оценка факторов политического риска;
3) прогнозирование политического риска;
4) управление политическим риском.

Комплексный анализ области исследования включает подбор факторов в зависимости от поставленной цели, создание системы факторов.
На этапе системной оценки факторов политического риска определяется степень значимости отдельного фактора, его «вес» в структуре модели, корректность поступающей информации.
Прогнозирование политического риска включает разработку наиболее вероятных сценариев развития ситуации и ее последствия. Применяемые методы: статистическое моделирование, исторические и общие аналогии.
На этапе управления политическим риском планируются и осуществляются возможные превентивные меры против негативных тенденций или усиливаются позитивные - путем финансовой, политической поддержки и т.д.
Наиболее эффективно при анализе политических рисков применяются модели, основанные на экспертной оценке. К известным макроориентированным моделям, представляющим экспертную информацию в соответствующих периодических изданиях, относятся:
Модель BERI (Business Environment Risk Index) - предлагает ежеквартальные индексы риска по 50 странам, оцененным по 15 параметрам.
Модель WPRF (World Political Risk Forecasting) компании Frost & Sullivan - предоставляет ежемесячные доклады о политическом и экономическом риске на 18 месяцев по 80 странам.
Модель II (International Investor) - публикует рейтинг кредитоспособности более чем 116 стран.
Модель ICRG (International Country Risk Guide) - предлагает ежемесячный рейтинг более чем 100 стран по политическому, экономическому риску.
Модель Policon - модель принятия решений в различных странах, основанная на оценке предпочтений и относительного влияния различных политических групп в каждой стране.
Модель Control Risks - предлагает ежеквартальную оценку риска по 70 странам.
Модель Oxford Analytical Data - ежедневная оценка риска в 50 странах на базе модели «событие - комментарии».
Оценка расстановки и соотношения сил проводится по каждому из четырех факторов политического риска в отдельности.
Эконометрические модели. В последнее время наряду с экспертными оценками для оценки политического риска стало применяться эконометрическое моделирование, которое считается одним из наиболее эффективных методов анализа в экономике. Активно используются на практике эконометрические модели PSSI (Political System Stability Index), Ecological Approach, Euromoney.
Эконометрическое моделирование также применяется для исследования внутриполитической нестабильности в регионах, в стране в целом и в других государствах как ключевого фактора политического риска. При этом в аналитических разработках, в первую очередь, учитываются такие факторы, как деятельность политических (особенно направленных на деструктивные процессы в обществе), их потенциал, социальная ориентация, истинные цели и внешняя мотивация в работе. Все это касается организации исследования рисков в условиях общей политической нестабильности.
Известно, что политическая нестабильность понимается как такое явление политической жизни страны, которое характеризуется широким применением насилия против правительства в виде заговоров, государственных переворотов, гражданских войн, восстаний, выступлений сепаратистов, международных столкновений и т.п. При этом различались нестабильность в правящей верхушке и социальная нестабильность. Первая связывалась с борьбой за власть внутри правящего слоя, вторая - с активной деятельностью социально-политических сил, прежде всего оппозиционных. Согласитесь, что для условий работы в нашей стране, странах ближнего зарубежья и других регионов сегодня особенно важно ежедневно вести внимательное изучение проблем политических рисков. Это важно для любой крупной компании, тем более действующей в нетяном бизнесе.

Организация анализа политического риска

Самые первые отделы анализа политического риска начали создаваться американскими промышленными корпорациями с начала 60-х годов. Уже к 1980 году, по данным американской консультативной организации «Конференс Борд», из 193 ведущих ТНК США более половины имели в своем составе отделы АПР.
Разумеется, что при организации анализа политических рисков, который ведется в нашей компании, был использован богатый мировой опыт, накопленный в данной сфере.
Привлекаются следующие группы специалистов, которые могут предоставлять информацию, необходимую для анализа политического риска: собственные служащие, сотрудники государственных внешнеполитических и других ведомств, внештатные консультанты, лоббисты, советники - граждане иностранных государств.

Использование собственных служащих для сбора политической информации и ее последующего анализа является самым простым и доступным. При этом можно выделить несколько основных способов организации работы служащих.

  1. Анализ на месте. В данном случае анализ проводится силами отделений компании в различных регионах и странах. Руководство этих отделений непосредственно отвечает за качество периодически подготавливаемых прогнозов развития политической обстановки в данных странах.
  2. Специальные отделы при штаб-квартире корпорации. Работники таких отделов заняты исключительно проблематикой политических рисков и не участвуют в коммерческой деятельности корпорации. Штаты таких отделов комплектуются, как правило, из числа бывших сотрудников внешнеполитических и других государственных ведомств, имеющих значительный опыт анализа международных и социальных проблем.
  3. Системы слежения. В данном случае в корпорации используется система слежения за политико-экономической ситуацией в регионах и зарубежных странах с применением экспертных и математических методов.
  4. Неформальные или временные группы анализа политического риска. Руководство компании считает нецелесообразным держать у себя в штате специалистов по анализу риска и предпочитает пользоваться услугами формально независимых сторонних экспертов, получая от них аналитическую информацию на контрактной основе.
Внештатные консультанты используются независимо от наличия в структуре корпорации собственного отдела АПР. В основном это связано со стремлением руководства компании использовать аналитический потенциал внешних консультантов для уточнения и верификации оценок прогнозов, подготавливаемых внутри компании.

II. Внутренний риск

Внутренний риск связан непосредственно с состоянием и деятельностью самой корпорации.
Различают следующие виды внутреннего риска:

  • производственный риск (возможность невыполнения компанией своих обязательств по контракту или договору с заказчиком);
  • финансовый (кредитный) риск (возможность невыполнения компанией своих финансовых обязательств перед инвестором);
  • инвестиционный риск (возможность обесценивания инвестиционно-финансового портфеля);
  • рыночный риск (возможность колебания рыночных процентных ставок как собственной национальной денежной единицы, так и зарубежных курсов валют).
Существуют следующие методы анализа внутреннего риска:
1) статистический метод;
2) анализ целесообразности затрат;
3) метод экспертных оценок;
4) аналитический;
5) использование аналогов;
6) метод статистических испытаний.

Например, при принятии решений об инвестировании, когда предполагаются капитальные вложения с целью получения прибыли, неопределенность будущих событий создает инвестиционный риск в деятельности компании. Риск появляется в том случае, когда ключевые финансовые показатели деятельности фирмы, такие как прибыль, движение наличных средств (изменение сумм наличных средств на счетах фирмы) и другие. Поэтому для анализа риска, помимо двух измерений (величины и времени) необходимо ввести третье измерение - неопределенность. В результате такие показатели, как планируемый товарооборот, ожидаемый доход (в первый, второй и последующие годы после инвестирования) оцениваются не одним значением, а интервалом возможных значений.
В целом на практике используется целый ряд методов анализа и оценки риска. Так как различные методы анализа риска являются специализированными, то выбор и сравнение методов должны проводиться в зависимости от конкретных задач, стоящих перед корпорацией.
На различных уровнях деятельности корпорации (мировом, страновом, региональном, местном), кроме использования различных моделей оценки внешнего и внутреннего риска, может быть построена общая модель внешнего-внутреннего риска, специфицированная с учетом особенностей каждого уровня. Построение общей модели предполагает установление зависимостей между показателями внешнего и внутреннего риска. Так как основной целью деятельности компании является получение прибыли, то показатели внутреннего риска можно рассматривать в качестве основных и оценивать воздействие на них показателей внешнего риска. Например, такой показатель как период окупаемости, который рассматривается во многих моделях внутреннего риска, может зависеть также от различных показателей внешнего риска, таких как политическая стабильность, отношение к иностранным инвесторам, развитие инфраструктуры.
Наша компания уже не первый год ведет работу по организации изучения политических и экономических рисков для прикладных целей бизнеса. Материал этой статьи показывает, насколько это длительная и не простая работа. Тем более, что «подглядывать в шпаргалки» не приходится. И Россия у нас - одна и неповторимая. И условия работы не похожи ни на какие другие в мире. Но система, которую мы отлаживаем уже оправдывает все наши усилия.

Лекция 9. Анализ и оценка политических рисков

1 Сущность политического риска.

Политические риски в зависимости от возможного экономического результата относятся к чистым рискам. Политический риск - риск имущественных (финансовых) потерь в связи с изменением политической системы, расстановкой политических сил в обществе, политической нестабильностью.

Политический риск - один из элементов демократического процесса, связанный с оценкой и выбором альтернатив, а также с практическим воплощением принятого решения. Он характеризует политическую деятельность как тип предпринимательства с неполной предсказуемостью будущих результатов. Политический риск, с одной стороны, основан на возможности выбора, что является подтверждением свободы и самостоятельности политического субъекта, с другой стороны, сопряжен с политической ответственностью, т. е. должен не только опираться на реальные предпосылки, но и преследовать реальные цели.

Риск - неотъемлемый элемент принятия политического решения, а поскольку оно принимается субъектом, то его оформление и осуществление во многом зависят от социально-психологических характеристик последнего. Этот параметр отражается в таких понятиях, входящих в теорию принятия решений, как восприятие и анализ рисковых ситуаций, уровень риска, портфель риска, профиль риска, замыкающихся на фигуре риск-тейкера - человека (субъекта), берущего на себя ответственность за выработку, принятие и реализацию решения.

Политика - это цепь взаимопересекающихся и конфликтующих решений, что, безусловно, сопряжено с большей или меньшей степенью риска. Принятие решения как изменение позиции в оценке ситуации или в курсе намечаемых и осуществляемых действий, в смене приоритетов и т. п. всегда проводится субъектом политики, чаще всего политическим лидером. А поскольку данный субъект по-своему оценивает мир и свое место в нем, то в процессе принятия решения, определяемого и через просчитывание вариантов, и посредством интуиции, важную роль играют нравственные ценности, мировоззренческие установки и видение социального идеала.

Политические решения осложняются социально-экономическими факторами. Так, чреватой неоправданным риском и поэтому неприемлемой следует считать политику сверхэксплуатации как одного региона другим, так и одного социального слоя другим внутри отдельных стран. Содержат политическую угрозу и неурядицы экономического характера, «обвальные» социальные процессы, чрезмерный акцент на националистических, сепаратистских и иных притязаниях. Риск при этом явно не просчитывается. Но даже в стабильных странах Запада одна из основных сложностей в принятии решений заключается в том, что они отдаются на откуп элите, а издержки риска падают на широкие массы, и даже выходят за рамки страны или региона. Проблема решается созданием новых возможностей демократического контроля или принятием решений и рассредоточением ответственности. Это требует высокого уровня образованности, социальной вовлеченности, цивилизованности, устранения моментов эйфории и «фобий» при принятии и осуществлении решений, отказа от неоправданной осторожности как тормоза социальных преобразований, «синдрома нерешительности».

Только к настоящему времени выявляется вся серьезность рискового решения, связанного с отказом от устоявшейся политической системы в условиях СССР. Но в любом случае это решение привело к появлению новых образцов политической активности на уровне руководства и на уровне массового политического поведения. По-новому начинают трактоваться проблемы социальной несправедливости как побудителя рисковых ситуаций, роль средств массовой информации, влияние новых приоритетов, обостряющих степень риска. Во весь рост встает проблема совмещения национально-психологических и этнокультурных образцов рискового поведения, соответствующих «профилей риска». Усиление дивергентных процессов в современной политике ставит на повестку дня вопрос о создании «центров редукции риска» на местном, региональном и глобальном уровнях.

Значимость поиска новых средств регуляции риска не отменяет той истины, что рисковые решения - залог устойчивости политической системы.

Политический риск проявляется в форме неожиданного, обусловленного политическими соображениями и событиями изменения условий хозяйственной деятельности, создающего и неблагоприятный для предпринимателя фон и тем самым способного привести к повышенным затратам ресурсов и потере прибыли.

Типичные источники такого риска - увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение договорных условий, трансформация форм и отношений собственности, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам. Величину возможных потерь и определяемую ими степень риска в этом случае очень трудно предвидеть.

До XVII в. не существовало общего понятия для обозначения риска: удача и несчастье предопределялись роком и фортуной. Новая эпоха, трансформировав представления о судьбе, идеалах и целях, принесла осознание риска как ключевого фактора человеческой деятельности и одно из условий достижения успехов. «Понятие риска становится центральным в обществе, которое прощается с прошлым, с традиционными способами деятельности и которое открывается для неизведанного будущего... В среде, где нет больше рока, любая деятельность, даже строго увязанная с установленными образцами, в принципе исчисляется в понятиях риска, т. е. поддается своего рода общей оценке степени ее рискованности с точки зрения возможных результатов».

В современных условиях оценка риска является теоретической базой для принятия решений в политике и экономике. Для преодоления неопределенности, с которой сталкиваются инвесторы за рубежом, проводится анализ странового риска, определяющего «вероятность того, что суверенное государство или независимые кредиторы в определенной стране не будут иметь возможности или желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам и/или инвесторам».

В рамках общего странового риска различают некоммерческий, или политический, и коммерческий риски. Последний в зависимости от уровня своего влияния может быть:

на уровне государства - риск неплатежеспособности, ассоциирующийся с предоставлением займов иностранным правительствам;

на уровне компаний - трансфертный риск, риск того, что при проведении экономической политики отдельная страна может наложить ограничения на перевод капитала, дивидендов и процентов иностранным кредиторам и инвесторам.

Успех деловых операций в зарубежной стране в той степени, в какой он определяется политическими факторами, не зависит исключительно от рисков, которые могут разрушить или нанести тяжелый ущерб чьим-либо ожиданиям. Крупные успехи в бизнесе достигнуты благодаря не только предвидению и избежанию риска, но также благодаря предвидению и использованию политических возможностей (например, Н. Ротшильд использовал информацию о битве при Ватерлоо для успешной операции на Лондонской фондовой бирже). Для инвесторов, решающих размещать или нет инвестиции в какой-либо стране, перспектива политической стабильности, способствующей экономическому росту, так же важна, как и вероятность политической нестабильности, которая может сделать инвестиции крайне невыгодными.

Значительная часть специалистов по политическому риску придерживается мнения, что политические события необязательно несут риск для бизнеса, но могут также означать новые возможности. Они предлагают понимать под термином «политический риск» неопределенность среды, в которой действуют все нерыночные силы. Это означает, что при прогнозировании данного риска необходимо учитывать не только негативные изменения, но и позитивные, представляющие дополнительные возможности для бизнеса. При этом в финансовом анализе базовый риск является нейтральным, предполагающим как отрицательные, так и положительные отклонения.

Некоторые исследователи политического риска (С. Робок, С. Корбин, Дж. Саймон) выделяют макро- и микрориск в зависимости от уровня экономических субъектов, на который они распространяются. Макрориск ассоциируется с вероятностью политических событий, отражающихся на всех иностранных субъектах в стране размещения. К микрорискам относятся риски, специфичные для отрасли, фирмы.

Классификация политических рисков проводится на основе разделения событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе государственной политики, либо силами, находящимися вне контроля правительства. В соответствии с этим принципом Ч. Кеннеди предложил деление политического риска на экстралегальный и легально-правительственный. Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция. Легально-правительственный риск является прямым продуктом текущего политического процесса и включает такие события, как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающемся торговли, труда, совместных предприятий, денежной политики.

Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса, непосредственно не зависящего от хозяйствующего субъекта.

К политическим рискам ведут:

невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения политической ситуации в стране, национализации, конфискации товаров и предприятий, введение эмбарго из-за отказа нового правительства выполнять принятые обязательства;

введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война);

неблагоприятное изменение налогового законодательства;

запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа (в этом случае обязательства перед экспортерами стран может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную форму применения).

2 Факторы, определяющие политический риск.

Одним из важнейших условий укрепления позиций Украины на международной арене и ее интеграции в мировое хозяйство является нормализация политической обстановки. Для зарубежных политиков и бизнесменов наша страна представляется интересным и перспективным, но весьма рискованным партнером. Более того, политический фактор несет в себе потенциальную угрозу экономической стабилизации: долгосрочные инвестиции в украинскую экономику, являющиеся необходимым условием экономического подъема, становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, генерируемого политической средой.

Инвестор, работающий в стране с нестабильной политико-экономической системой, потребует дополнительную премию за политический риск, увеличивая требуемую ставку дохода. Снижение премии за данный риск и требуемой ставки дохода может быть достигнуто предоставлением инвестору правительственных гарантий.

Любой риск, в том числе и политический, не может возникнуть сам по себе. Существуют определенные факторы, прямо или косвенно воздействующие на данный вид риска (таблица 1).

Во всех развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов на доходы предпринимателей. Так, в США они составляют 34%, в Англии - 35, в Японии - 42, во Франции - 42, в Швеции - 52, в Германии - 53%. Общая сумма налогов в России, по различным оценкам, составляет 70-90% доходов предприятия, в результате чего в отечественной экономике происходит падение производства, наблюдается полное отсутствие интереса предпринимателей не только к его расширению, но и вообще к тому, чтобы им заниматься. Данная ситуация приводит к переливу капитала из производственной сферы в сферу торговли и посредничества. Небывалого уровня достигло укрывательство от уплаты налогов (30-40% всех налогов), что приводит к усилению уголовного риска.

Большое количество налогов - тяжелое бремя для любого предпринимателя, но особенно непосильно оно для малых фирм. Налоги съедают почти всю прибыль, в то время как мировой опыт показывает: абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критического уровня.

Постоянно вносимые поправки и дополнения существующего законодательства лишают предпринимателей уверенности в надежности своей деятельности. Таким образом, уровень предпринимательского риска увеличивают не только высокие ставки налогов, но и нестабильность налогового законодательства. В целях экономии налоговых платежей и избежания высокого уровня риска все больше предпринимателей принимают решение об открытии фирмы за рубежом.

На уровень политического риска оказывают влияние также законодательство и государственные органы. С одной стороны, они регулируют деятельность фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Для предпринимателя особенно важны акты и нормы, регулирующие налоговые и финансовые отношения. Без знания норм налогового и финансового права невозможно эффективно организовать и успешно реализовывать предпринимательскую деятельность. С другой стороны, законодательство характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного, определяемого политическими соображениями изменения условий хозяйствования, создающих неблагоприятную для предприятий среду, что увеличивает уровень риска.

Факторы косвенного воздействия обычно незаметно влияют на уровень риска, однако их влияние может быть значительным, и предпринимателю необходимо учитывать это в процессе деятельности. Рассмотрим такие факторы, определяющие политический риск.

1. Состояние экономики. На результаты предпринимательской деятельности оказывает влияние как экономическая ситуация в стране производства, так и экономическое положение отрасли. Конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию к периодам депрессии, когда предпринимателю становится трудно продавать произведенные продукты по приемлемым ценам. Многие фирмы очень чувствительны к спадам и подъемам, потому кризисы перепроизводства всегда приводят к увеличению степени предпринимательского риска.

Последнее десятилетие характеризуется нестабильностью международной торговли, вызванной неравномерностью инфляционных процессов в различных странах, колебаниями цен на энергоносители. В этих условиях отдельные страны ведут себя аналогично предприятиям со слабым финансированием и планированием. Они берут кредиты, часто поддерживая неэффективную структуру собственного производства. С ростом долговых обязательств условия займов ужесточаются, возможности защиты собственной промышленности и торговли слабеют, и ценовой шок, который приближает внутренние цены к мировым, ставит предприятие перед резким удорожанием производства. Отдельным фирмам не под силу бороться с кризисами, но в их возможностях проводить гибкую политику, способствовать снижению негативных последствий общего спада.

Значительное влияние оказывает уровень инфляции в стране. Инфляционные процессы подрывают стимулы экономического роста, повышают эффективность производства на базе научно-технического прогресса, ибо внедрение новой техники обходится все дороже; становится выгодным сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую трудоемкую технологию. Кроме того, инфляция обесценивает ресурсы амортизационных фондов фирм, и поэтому по закону изношенное оборудование не оснащается из-за недостатка средств. Инфляция искажает все экономические расчеты, делает неопределенными перспективы развития, усиливает риск, связанный с новыми инвестициями.

2. Политические условия. Политическая нестабильность вызывает повышенную неуверенность предпринимателя не только в успешности результатов деятельности, но и в возможности ведения дела. Она не позволяет наладить надежные и долговременные связи с партнерами, что является важнейшим условием успеха дела. Низкая договорная дисциплина, усиливаемая разрушением некогда единого экономического пространства, внутриреспубликанских и межрегиональных связей, приводит к возникновению рисков срыва договоров, нарушению сроков поставок, что в условиях недостаточности ресурсов ведет к нарушению циклов производства и к другим рискам.

Таким образом, политическая нестабильность усиливает общий уровень предпринимательского риска, причем как для отечественных предпринимателей, так и для партнеров за рубежом.

Потери под воздействием непредвиденных политических факторов проявляются в форме неожиданного изменения условий хозяйственной деятельности, что создает неблагоприятный для предпринимателя фон и тем самым способно привести к повышенным затратам ресурсов и потере прибыли. Типичными источниками такого риска являются:

увеличение налоговых ставок, введение принудительных отчислений, изменение договорных условий, отчуждение имущества и денежных средств по политическим мотивам;

потери, вызванные несовершенством методов и некомпетентностью лиц, формирующих бизнес-план и осуществляющих расчет прибыли и доходов;

потери предпринимателя, обусловленные недобросовестностью или несостоятельностью компонентов.

3. Региональные конфликты. Они оказывают как прямое воздействие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению социальных расходов (следовательно, возрастанию социальной напряженности), увеличению размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т. е. к ухудшению политического и инвестиционного климата в стране.

Политический риск наряду с другими рисками порождает последствия, носящие, как правило, негативный характер. Часто из него вытекают следующие события:

забастовки и рабочие волнения;

рост транспортных тарифов и пошлин;

рост цен на энергоносители;

изменение системы налогообложения;

официальное разрешение или запрещение движения капиталов;

отношения с полномочными органами.

Государство не может решить возникшие проблемы в считанные минуты, так же как и предприниматель. Необходим определенный промежуток времени для принятия правильного решения и предотвращения всевозможных убытков, потерь и даже конфликтов.

3 Методы анализа политического риска.

До конца 70-х годов большинство международных фирм ограничивали анализ политического климата в стране качественными оценками с использованием методов «старых знакомств» и «больших туров». Анализ проводился не регулярно, а лишь в тех случаях, когда решался вопрос о новых инвестициях. Если политический риск представлялся слишком высоким, то инвестиции либо не размещались, либо к стоимости проекта добавлялась «премия за риск» для учета высокой вероятности потерь. До тех пор пока не происходило крупной катастрофы, политический рейтинг страны не переоценивался.

Оценки политического риска по методу «старых знакомств» представляют собой традиционные отчеты, составленные специалистами, обладающими знаниями о соответствующей стране и поддерживающими контакты с влиятельными и хорошо информированными лицами - учеными, дипломатами, журналистами, бизнесменами. Главным недостатком данного метода является то, что компании в большей степени приходится полагаться на суждения аутсайдеров.

Метод «больших туров» предполагает посещение группой экспертов исследуемой страны и налаживание там контактов с местными лидерами, правительственными чиновниками и бизнесменами. Отрицательной чертой этого метода является возможное приукрашивание собираемой информации и излишне оптимистичный прогноз.

Наиболее качественным систематичным методом является метод Дельфи, согласно которому на первом этапе аналитики компании разрабатывают систему переменных для конкретного случая, а затем привлекают широкий круг экспертов, определяющих вес каждой переменной по рассматриваемой стране. Качественный подход позволяет оценить специфику каждой конкретной ситуации. В некоторых случаях внимательное исследование различных специфических элементов, определяющих ситуацию, может быть более важным, чем проведение систематической количественной оценки. Большим недостатком данного метода является чрезмерная субъективность оценок. При принятии решений старые стереотипы иностранного общества могут сыграть роковую роль. Дж. Саймон оценил этот подход как «спорадический, основанный на селективном, неконтролируемом восприятии или идеологических и личностных пристрастиях».

Р. Руммель и Д. Хинен обосновали необходимость комбинированного подхода, который позволил бы соединить субъективное восприятие иностранной среды с количественным анализом объективных данных для формирования общего восприятия странового риска. В настоящее время комбинированный подход к оценке странового риска использует большинство фирм.

Формализация и моделирование макрополитических и экономических рисков начали широко развиваться в середине 70-х годов. Рост задолженности развивающихся стран вызвал повышенный интерес к так называемым рискам неплатежеспособности. Специфическая природа таких рисков привела к необходимости систематического анализа макроэкономических данных, хотя при этом признавалась необходимость вовлечения в количественный анализ некоторых субъективных элементов.

Количественный подход к оценке странового риска позволяет сравнивать разные страны по степени риска, используя единый числовой фактор риска, который суммирует относительное влияние определенного количества социально-политических факторов посредством различных политических и социальных индикаторов. Главным недостатком количественных методов являются использование узкого определения политического риска и концентрация на ограниченном количестве подвидов риска, таких, как политическая нестабильность, валютный контроль и экспроприация. Полный список возможных рисков с разной степенью потенциального влияния на иностранные инвестиции гораздо шире и включает несколько сотен политических, экономических и социально-культурных факторов. Выбор факторов и определение их относительного веса остаются основной проблемой количественного метода.

Другая проблема заключается в том, что попытка использовать количественную шкалу рисков для международных сравнений наталкивается на отраслевую (проектную) ориентированность большинства страновых рисков. Так, добывающие отрасли больше подвержены экспроприации, чем высокотехнологичные производственные отрасли. Более того, то, что рассматривается как фактор риска для большинства отраслей (политическая нестабильность), вполне может быть фактором дополнительных возможностей для других отраслей (например, для военно-промышленного комплекса). Поскольку разные страны обладают различным относительным уровнем риска для разных инвесторов, сфера применения количественной шкалы странового риска сужается.

Для раннего обнаружения благоприятных или неблагоприятных тенденций в стране применяется метод агрегированных статистических данных. На этой основе в 70-е годы были разработаны две модели - PSSI и Ecological Approach, основанные на точных причинных взаимосвязях и опирающиеся на эконометрические и другие объективные данные.

Следует упомянуть две финансово-ориентированные рейтинговые системы: Institutional Investor"s Country Credit и Rating Euromoney"s Country Risk Index, охватывающие 109 и 116 стран соответственно. В последней системе рейтинг страхового риска составляется путем комбинирования набора индикаторов типа Лондонской ставки предложений по межбанковским кредитам (LIBOR), первичного ценообразования, межбанковских кредитов и т. д. Для характеристики общих экономических и политических тенденций, таких, как степень национального контроля над ключевыми секторами экономики, политическая нестабильность, международный статус страны, изменения в торговом балансе правительства и фирм, применяются целые группы переменных.

Количественные параметры используемых индикаторов обычно комбинируются с мнениями экспертов и формируют сложную динамическую модель, позволяющую прогнозировать развитие национальной и международной экономики. Преимущество индикаторов - в их объективности и (в большинстве случаев) изменяемости, что позволяет быстро создавать точные отчеты о событиях. Однако крупной проблемой остается теоретическая обоснованность индикаторов. Другой проблемой является статичность рейтингов по определению: они рассматривают прошедшие события и условия, которые могут не иметь никакой связи с будущим.

Наряду с экспертными оценками для исследования внутриполитической нестабильности как ключевого фактора политического риска применяется эконометрическое моделирование. В основе эконометрической модели, разработанной профессорами Сиракузского университета В. Коплином и М. О"Лири и получившей наибольшую известность, лежат уравнения множественной регрессии. В их модели политическая нестабильность рассматривается как явление политической жизни определенной страны, характеризующееся широким применением насилия против правительства в виде заговоров, государственных переворотов, гражданских войн, межнациональных конфликтов и т. п. При этом различаются нестабильность в правящей верхушке, связанная с борьбой за власть внутри правящего слоя, и социальная нестабильность, возникающая в результате активной деятельности оппозиционных социально-политических сил.

На уровне корпораций заключения об уровне риска в стране часто являются нечем иным, как количественным описанием политической среды, включенным в инвестиционное предложение.

Примером экстенсивной встроенной модели служит Economic, Social and Political system (ESP), разработанная фирмой Dow Chemical для своих операций в Латинской Америке. Использование данной модели предполагает предварительный сбор информации по определенной стране, посещение этой страны экспертами, верификацию информации посредством интервью с сотрудниками фирмы и местными лидерами, окончательный анализ информации группой экспертов, составление сценариев возможного развития событий. Преимущество такого подхода состоит в том, что он специально разработан для конкретных потребностей компании и привлекает к анализу как рядовых членов компании, так и ее высший руководящий состав, гарантируя тем самым, что отношение к результатам оценки будет серьезным. Однако этот метод достаточно Дорог и требует много времени.

Другим методом анализа и оценки политического риска является составление рейтинга стран по уровню риска на основе структурированного и стандартизированного списка вопросов.

До 80-х годов в широком контексте сканирования внешней среды экономические и технологические области рассматривались как более важные и имеющие большее влияние на бизнес, чем политические и социальные, которые, как считалось, не только более сложны и неструктурированны, но и более неопределенны и менее предсказуемы. Тенденция относится к социально-политическому развитию как к действию провидения, которым невозможно управлять и на который можно реагировать только тогда, когда действия уже становятся видимыми, определила недостаточную разработанность аналитических инструментов в данной области.

К пересмотру этой тенденции привели активные исследования по разработке подходящих социальных индикаторов, которые могли бы использоваться наряду с такими широко распространенными экономическими индикаторами, как валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс потребительских цен. Социальные индикаторы, например объективные, такие, как статистически выраженные демографические сдвиги, или перцептуальные (поведенческие) типы изменения отношения к работе, обработанные и стандартизированные для международных сравнений, несомненно, станут важной составляющей количественных и качественных методов оценки политического риска. В некоторых методиках оценки страново-го риска селективные социально-политические индикаторы применяются в качестве указателей политической стабильности. Р. Руммель и Д. Хинен используют такие индикаторы, как степень авторитаризма, переходные этапы экономики, уровень образования по отношению к безработице, баланс силы между военными и гражданскими властями.

Для оценки личностного фактора при анализе политического риска М. О"Лири и В. Коплиным была разработана модель под названием Primce model. Анализируя твердость позитивной, нейтральной или негативной позиций конкретного лица, степень его влияния и значение для него данного вопроса (каждый критерий оценивается по пятибалльной шкале, затем перемножается и суммируется по всем участникам), эта модель позволяет количественно (долей положительных баллов в общем количестве) рассчитывать вероятность принятия правительством того или иного решения.

Б. Ливи разработал аналитическую сеть, интегрирующую социально-культурные переменные наряду со всеми неэкономическими факторами в количественный структурированный подход к оценке странового риска.

Общую схему взаимодействия политических, социальных и экономических факторов, определяющих уровень риска в стране, представил Ч. Кеннеди в своей книге «Управление политическим риском».

Под социальной неоднородностью понимаются количество и численность различных этнических, племенных, религиозных и региональных групп. Расслоение общества происходит в том случае, когда указанные группы в значительной степени представляют нижний, или беднейший, класс, что резко усиливает политическую нестабильность. Распределение дохода показывает степень неравенства экономических групп в обществе. Чем выше это неравенство, тем вероятнее политическая нестабильность.

Ч. Кеннеди выделяет четыре основных типа политических систем:

либерально-демократическую (парламентская или президентская);

новую независимую (бывшие колонии).

Наиболее стабильными он считает вторую и третью системы, относительно стабильной - первую и наименее стабильной - четвертую. Как крайне нестабильная рассматривается политическая система в случае, когда военные имеют возможность и желание изменить правительство.

Наличие в недавнем прошлом страны гражданской войны, революции, военных переворотов, включаемых в показатель «последняя внутренняя война», считается прецедентом для возможного решения будущих конфликтов. Легитимность правящей элиты означает соблюдение большей частью населения правительственных распоряжений. Появление противоположных тенденций, а также высокая степень государственного насилия над гражданами (репрессии) усиливают вероятность политической нестабильности. Прогрессивные программы земельных реформ необходимы для устойчивого перехода от преимущественно аграрного к индустриальному обществу.

Множество подходов анализа риска, описанных выше, выявляет сложность и многоразмерность проблемы анализа и оценки политического риска. Все рассмотренные модели имеют определенные преимущества и недостатки. Экспертные системы критикуются за то, что в них не всегда четко прослеживаются причинные отношения. Эконометрические модели зачастую страдают сложностью обеспечения текущими источниками данных большинства независимых переменных, необходимых для анализа. Встроенные модели могут быть дороги, продолжительны во времени и географически ограничены. Из этого следует, что оптимальный подход должен сочетать лучшие стороны каждого из методов и давать возможность измерять макрориски и интерпретировать их применительно к проектно-специфическим условиям.

Анализ политического риска в Украине имеет некоторую специфику. Прежде всего, политическая традиция, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому при оценке политического риска необходимо уделять дополнительное внимание.

Как правило, избежать политического риска практически нельзя (особенно в Украине - стране, где нестабильность присутствует почти во всех сферах общественной жизни) и трудно его предугадать, так как все зависит от государственной стабильности и от экономики. В этих условиях, стремясь избежать потерь, предприниматель способен снизить их угрозу и уменьшить действие неблагоприятных факторов, а также постараться контролировать свою деятельность и держать «ухо востро».


Статья посвящена вопросам оценки политического риска в процессе взаимодействия государства и бизнеса в условиях риска и принятия инвестиционных решений. Существует множество альтернативных методов оценки политического риска, среди которых трудно выделить приемлемые и объективные методы решения этого вопроса. Если экономические риски в той или иной степени подлежат количественному анализу и, соответственно, поддаются прогнозированию, то политические риски требуют помимо количественной, качественной оценки и экспертного заключения. На сегодняшний день на практике не существует универсального метода принятия инвестиционного решения в условиях риска: все расчеты по оценке вероятности риска и степени его влияния на ко- нечный результат носят прогнозный и вероятностный характер. Автором дается краткий обзор наиболее известных корпораций и аналитических центров, занимающихся оценкой политических рисков. Рассматривается инструментарий исследователя - основные модели оценки политического риска, которые они предлагают. Краткое описание основных моделей анализа и оценки политического риска показывает сложность и многоразмерность проблемы подбора критериев оценки политической среды и перспектив развития деловой среды в разных странах. Все рассмотренные модели имеют определенные преимущества и недостатки. Из этого следует, что оптимальный подход - сочетание лучших сторон каждого из методов, что позволит дать возможность измерения макрорисков и интерпретации их применительно к конкретным условиям.

Рассмотрены основы теории и практики проведения операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Для студентов, бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Финансы и кредит».

Кирюшин С. А. В кн.: Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов «Строительный комплекс-96». Тезисы докладов. Часть 4: Исследования по технологии, организации, экономике и управлению строительством. Ч. 4. Н. Новгород: Нижегородская государственная архитектурно-строительная академия, 1996. С. 57-57.

В работе излагается экономическая сущность критериев инвестиционной привлекательности, характеризуется возможность выражения данных критериев через количественные показатели, подчеркивается необходимость управления конкурентоспособностью в предпринимательской деятельности.

В учебном пособии рассматриваются актуальные проблемы оценки финансовой устойчивости банков в условиях кризиса. Рассмотрены основные методы оценки финансовой устойчивости. Предложен эконометрический подход, построена модель оценки вероятности ухудшения финансовой устойчивости банка. Анализируются новации в области банковского надзора на основе международных рекомендаций. Пособие содержит учебные задания (тесты, задачи, контрольные вопросы) и имеет практическую направленность.

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.

Трунин П. В. , Дробышевский С. М. , Евдокимова Т. В. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы - эмпирической - описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

Данная работа посвящена критическому анализу института минимальной заработной платы в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, а также в некоторых развивающихся странах. Рассматриваются институциональные особенности минимальной оплаты труда в отдельных странах: процедура установления, региональные особенности, роль профсоюзов. В специальном разделе анализируется динамика абсолютного и относительного размера МЗП, выявляются те общественные группы, которые выигрывают и проигрывают от пересмотра минимальной оплаты. Особое внимание уделено воздействию института МЗП на рынок труда. Автор рассматривает механизм трансляции повышения минимальной оплаты труда на динамику занятости и безработицы, приводит результаты эмпирических исследований. Опыт многих стран свидетельствует, что «скачкообразное» повышение МЗП приводит к стагнации и даже сокращению занятости, в первую очередь среди социально не защищенных слоев. Особенно негативный эффект фиксируется для компаний с высокой долей трудовых издержек и широким применением неквалифицированного труда, т.е. прежде всего для малого предпринимательства и предприятий аграрного сектора. Один из выводов работы состоит в том, что увеличение МЗП не является эффективным средством решения проблемы бедности, так как большинство ее получателей сосредоточены в домохозяйствах со средним и выше среднего уровнем дохода.

В 1980-90-е гг. была разработана и развита количественная методика оценки политического риска страны. В ее основе лежит набор критериев, показанный в табл. 9.4. Экспертам предлагается формат для риска по каждому критерию, а затем вычисляется показатель, ранжирующий данную страну в ряду других. Рейтинг по каждому критерию органичен значениями минимума и максимума. Этот показатель позволяет сравнить политическую рискованность ведения бизнеса в разных странах. Некоторые авторитетные деловые журналы, такие как Euromoney , Economist , Fortune , Business Week , Standard & Poors , регулярно публикуют страновые рейтинги текущей политической рискованности ведения бизнеса во всех странах мира. Существуют и компьютерные программы для оценки рисков макросреды. Например, компания American Сап с середины 1980-х гг. использует программу PRISM (Primary risk investment screening matrix), которая обрабатывает информацию от экспертов со всего мира по 200 параметрам, сводя их к индексу экономической благоприятности и индексу стабильности. Понятно, что качество результатов применения таких программ - лишь отражение качества информации, получаемой от экспертов.

Таблица 9.4

Формат оценки политического риска - страна XXX

Критерий

А. Политиче- ская и эко- номическая среда

1. Стабильность политической системы

2. Постоянные внутренние конфликты

3. Угрозы стабильности извне

4. Степень контроля за экономической системой

5. Надежность страны как торгового партнера

6. Конституционные гарантии

7. Эффективность государственной администрации

8. Трудовые отношения и социальный мир

В. Местные экономиче- ские условия

9. Численность населения

10. Доход на душу населения

11. Экономический рост за 5 лет

12. Ожидаемый рост на 3 года

13. Инфляция в предыдущие 2 года

14. Доступность местного рынка капитала для иностранцев

15. Наличие высококвалифицированной рабочей силы

16. Возможность предоставлять работу иностранцам

17. Наличие энергоресурсов

18. Юридическая система защиты природной среды

19. Транспортная и коммуникационная системы

С. Внешние экономиче- ские связи

20. Ограничения на импорт

21. Ограничения на экспорт

22. Ограничения на иностранные инвестиции

23. Свобода создания или вступления в партнерства

24. Юридическая защита торговой марки и продукции

Источник". Dichtl Е. у Koglmayr Н. G. Country Risk Ratings // Management International Review. 26. 1986. № 4.

Одна из наиболее известных и популярных в среде крупных инвесторов систем экспертной оценки проектных рисков используется уже упоминавшимся авторитетным бюро Standard & Poor"s.

Существует методика «симптомов раннего оповещения о проблемах политического характера» (см. приложение). В ней используются признаки возможных политических опасностей, такие как нарастание насилия и беспорядков, рост давления на иностранные компании с целью заставить их нанимать местную рабочую силу, усиление экспортно-импортных ограничений, стремление превратить местные отделения иностранных компаний в самодостаточные и способные к автономному существованию.

Соотношение сил между производящими фирмами отрасли, их поставщиками и покупателями, консолидированность каждой из этих групп, т.е. их относительная рыночная мощность, способны оказать давление на контрагента в процессе торга. На зрелых, устоявшихся рынках эти контрагенты и их группы действуют здраво и взаимоуважительно. На рынках новых, в странах только что перешедших к рынку этого здравомыслия зачастую не хватает. Эгоистичные, близорукие действия могут разрушить рынок, привести к кризису, который не всегда можно предотвратить, но можно предвидеть. Для этого риск-менеджмент должен внимательно относиться к доминирующему характеру сделок в своей рыночной нише. Если в основном это сделки типа win-win (взаимовыгодные), то положение более-менее устойчиво. Если же появляется сила, которая систематически заставляет какую-то из групп идти на сделки в ущерб своим интересам, т.е. если начинают доминировать сделки типа win-lose (выгодные только одной стороне), рынок в близком будущем может дестабилизироваться. Это серьезный стратегический риск.

Главный вывод из вышесказанного в параграфе состоит в том, что свои внешнее окружение, рыночную нишу и ауру необходимо знать. Одна из задач инженерных служб любой фирмы при лидировании службы риск- менеджмента - постоянное профессиональное сканирование, мониторинг, прогнозирование и опенка внешней среды, снабжение административной системы своевременной информацией для принятия соответствующих решений. Выявление состава и мощности участников конкурентного сосуществования, структура производственных мощностей, механизмы взаимодействия, технологический прогресс в смежных областях, экономические тренды и законодательные течения, а также многое другое в том же роде могут стать серьезными опасностями, если не взять их под контроль еще на уровне риска. Кроме того, следует стараться снижать для себя выходные барьеры своих рыночных ниш, чтобы быть способным легко и без сокрушительных потерь уйти с определенного рынка. Вовремя уйти - большое искусство и трудная задача стратегического менеджмента, а вовремя и в полной мере вооружить руководство данными и критериями для принятия таких судьбоносных решений - большое искусство и трудная задача риск-менеджмента.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...