Основные направления предупреждения экономических преступлений. Предупреждение преступности в сфере экономики. Профессиональный институт юрисприденции

Экономические преступления - противоправные действия, наносящие финансовый ущерб, снижающие экономическую эффективность процесса производства и сбыта товаров.

Экономические преступления спланированы и направлены на подрыв репутации, ухудшение экономического положения отдельных организаций или отраслей производства. Предметом (объектом) экономических преступлений может стать отдельная компания, сегмент рынка, отрасль промышленности, взаимодействие экономических агентов, деятельность надзорных органов.

Результат экономических преступлений — незаконное обогащение правонарушителей, уход от налогов, завоевание лидирующего положения на рынке, выпуск некачественных товаров.

Разновидности экономических преступлений

Правонарушения в сфере экономики различаются в зависимости от статей УК РФ, которые рассматривают каждый случай.

  • Правонарушения в сфере частной коммерческой деятельности, которые регулирует ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». Преступники нарушают порядок регистрации юридического лица, затрудняют выход нового производителя на рынок с помощью демпинга, подделки документов, недобросовестной конкуренции, мошеннических схем налогообложения.
  • Различные действия по сговору группы лиц, которые регулирует ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Нарушители создают и регистрируют подставные фирмы, фальсифицируют отчеты для налоговой инспекции, укрывают доходы, проводят рейдерские захваты бизнеса.
  • Недобросовестные и мошеннические схемы в сфере кредитования частных лиц и бизнеса, которые регулирует ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе)». Различные микрофинансовые организации, банки-«однодневки», предоставляющие займы под неоправданно высокие проценты, использующие подлог документов и фальсификацию для взыскания долгов.
  • Мошеннические схемы, направленные на достижение лидирующего положения на рынке. Такие действия регулирует ФЗ № 135 «О защите конкуренции». Действия крупных компаний, государственных корпораций, и надзорных органов, приводящие к демпингу, искусственному завышению прибыли компаний, вытеснению отдельных производителей с рынка.
  • Незаконные способы снижения таможенных платежей, которые описаны в ФЗ № 114 «О таможенном регулировании в РФ». Подделка документов, сговор с иностранными производителями, сотрудниками таможенных служб и надзорных органов, приводящий к поставке некачественных товаров, опасных для потребителей.
  • Изготовление, приобретение, продажа и посредническая деятельность в отношении поддельных документов, товаров и услуг, добытых преступным путем. Такие действия регулирует статья 175 ФЗ № 162 «О стандартизации в РФ». Под действие закона попадает контрафактная продукция, наркотические и взрывчатые вещества, бактериологическое оружие и все организации, занятые производством и сбытом подобных вещей.

Последствия любых экономических преступлений — нарушение естественного развития рыночной инфраструктуры, стагнация, снижение уровня конкуренции, неравномерное распределение доходов и ресурсов. Ответственность за экономические преступления зависит от размера нанесенного ущерба и величины самой компании. Ответчик может выплатить штраф или подвергнуться уголовному наказанию.

Борьба с преступлениями в сфере экономики

Наиболее тщательной проверке и жесткому преследованию подвергаются крупные коммерческие организации в сфере экспорта, импорта, таможенной очистки товаров, создания новых технологий, защиты информации. Для противодействия экономическим преступлениям применяют следующие механизмы.

Комплекс мер по предотвращению правонарушений, связанных с подрывом экономики подразумевает качественную стабилизацию финансово-экономического рынка, восстановление социальной несправедливости и укрепление морально-этических принципов народа. Все специальные меры, разработанные государством для быстрого и эффективного предотвращения экономических преступлений, опытные эксперты предпочитают делить на две группы:

1. Общесоциальные меры.

Общесоциальные меры предупреждения преступлений в сфере экономики выстраиваются на основе проведения государством эффективной экономической политики, подразумевающей устранение влияния «теневой» экономики на финансово-экономический рынок. Такой подход позволяет существенно снизить уровень риска возникновения экономических проблем и предотвратить распространение преступности, связанной с денежными махинациями.

В основе комплекса общесоциальных мер лежит качественный криминологический прогноз, использование результатов которого помогает предсказывать возможные криминогенные последствия той или иной области экономической политики, а также вырабатывать тактику и стратегию нейтрализации «теневого» рынка. Опытными экспертами разрабатываются нормативные правовые акты выступающие в роли способов борьбы с преступлениями в сфере экономики, что позволяет предотвратить возникновение очагов деятельности незаконно организованных предприятий и компаний.

Немаловажное значение для предотвращения экономических преступлений имеет и виктимологический аспект профилактической деятельности. Поскольку большая часть граждан не имеет достаточных знаний в области совершения финансово-экономических сделок, крайне важно вовремя донести до них важную информацию о существующих способах финансово-экономического мошенничества и помочь избежать различных неприятностей при подписании договоров, заключении контрактов купли/продажи и т.д.

На сегодняшний день опытными специалистами разработано большое количество общесоциальных мер, позволяющих предотвращать практически все виды экономических преступлений, однако нестабильное состояние современной экономики пока не позволяет использовать их в полном объеме. Тем не менее, активная работа в этом направлении продолжается, поэтому не исключено, что положительные результаты появятся уже в самое ближайшее время.

2. Криминологические меры

Использование криминологических мер направлено на частичную или полную нейтрализацию тех условий, которые способствуют возникновению незаконных формирований, занимающихся финансово-экономическими махинациями. Как правило, в криминологическую разработку берутся сомнительные предприятия и компании, а также граждане, профессиональная деятельность которых вызывает подозрение у сотрудников отдела борьбы с экономическими преступлениями.

Криминологические меры предотвращений экономических преступлений применяются только на законных основаниях. Любой обыск, изъятие финансовой документации или налоговая проверка может быть проведена лишь при условии наличия разрешительных документов и в строго установленное время. Криминологические методы предотвращения считаются более эффективными, нежели общесоциальные и позволяют добиться качественных результатов в максимально сжатые сроки.

Заключение

Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности - укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

В настоящее время эта преступность приобретает все большую общественную опасность, поскольку именно сфера экономики испытывает сегодня настоящий "шквал атак" со стороны представителей криминала.

Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

Список литературы

1. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2008.

2. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.Н. Криминология. Учебник. .М. 1998 г.

3. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997, с.136.

4. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 1997. - С.257.

5. Мартиросян Н. О. Современные проблемы экономических преступлений // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 4(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.

6. Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С.134.

7. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 1995. - С.126.

8. Савин Ю.А. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997. - С.160.

9. Форензик - финансовые расследования. Экономические преступления: люди, культура и механизмы контроля // Четвёртый всемирный обзор экономических преступлений - Россия. 2007, с.12.

10. Справочная правовая система «Гарант»

11. Справочная правовая система «Консультант плюс»


Похожая информация.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЮРИСПРИДЕНЦИИ

Факультет: Юриспруденция

Специальность: Юриспруденция

Курс: Третий

Дисциплина: Криминология

Реферат на тему:

«Преступления в сфере экономической деятельности и их предупреждение»

Студента: Кашиной Наталии Александровны

Группа: ЮЮШЗ-11/7-СВ-4

Научный руководитель: Зубач А.В.________

Оплачено до 02.05.2010г.

Москва-2010

Введение_______________________________________________________________3

Криминологическая характеристика преступлений

в сфере экономической деятельности_______________________________________4

Основные причины и условия совершения преступлений

В сфере экономической деятельности_______________________________________6

Предупреждение преступлений в сфере

экономической деятельности______________________________________________7

Заключение____________________________________________________________15

Список литературы_____________________________________________________16

Введение

Экономическая преступность, иными словами, преступность экономической направленности представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных, причиняющих существенный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права, и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.

Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Преступления, совершаемые в сфере экономики, одна из составных частей преступных деяний, выделяемых при их криминалистической классификации. В эту группу включаются преступления, подпадающие при уголовно-правовой квалификации под признаки самых различных статей УК (приписки, должностные хищения, выпуск недоброкачественной продукции и т. д.). Однако сходство по ряду признаков, существенных с точки зрения методики расследования, позволяет рассматривать все их множество в качестве криминалистически однородной группы преступлений. Имеются в виду следующие признаки: 1) субъектами рассматриваемых преступлений являются работники управленческих, производственных, коммерческих и иных структур, реализующие свои функции в сфере экономики (прежде всего - это должностные и материально-ответственные лица); 2) преступления ими совершаются в связи с выполнением своих профессиональных функций в процессе производства, хранения, сбыта, обеспечения сохранности изготовляемой и выпускаемой продукции, осуществления контроля за ее качеством, правильностью финансовых операций, оказания материальных и иных услуг населению и других видов деятельности; 3) в основе преступлений лежит нарушение правил нормативного характера, определяющих направленность, регулирующих порядок и условия осуществления соответствующей деятельности, регламентирующих права и обязанности ее участников (законов, инструкций, приказов и т. д.). Сказанному не противоречит то, что в ряде диспозиций статей УК, применяемых при их уголовно-правовой квалификации, непосредственного указания на нарушение тех или иных правил не содержится. В таких случаях указанное обстоятельство предполагается в качестве необходимого элемента преступного деяния. Так, например загрязнения водоемов и воздуха, ядовитыми промышленными стоками и выбросами, - нарушение законов об охране атмосферного воздуха, природы, Основ законодательства о здравоохранении, ведомственных нормативных актов и т. д.Учет всей совокупности вышеуказанных признаков позволяет отграничивать данные преступления от сходных с ними по отдельным признакам, но не входящих в рассматриваемую группу деяний (например, от преступлений, совершаемых членами трудовых коллективов в сфере быта: от преступлений, которые совершаются в сфере экономики, но не в связи с выполнением профессиональных обязанностей). Важное значение для выявления и раскрытия экономических преступлений имеет учет того, что все они сходны в основных принципиальных чертах и с точки зрения механизма следообразования, круга и характера носителей и источников информации, необходимой для установления истины по уголовным делам. Это сходство обусловлено в первую очередь таким фактором, как закономерная связь преступлений с профессиональной деятельностью, а также теми закономерностями, которые лежат в ее основе: она возникает, осуществляется, изменяется и прекращается на нормативной основе. Данное обстоятельство выступает в качестве важнейшей из детерминант этой деятельности, предопределяющих ее стабильность, устойчивость, необходимость, повторяемость всех основных ее сторон. Функционирование в процессе профессиональной деятельности орудий труда, средств производства, контрольной аппаратуры, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, других предметов, отражение этой деятельности в специальных финансовых, технологических, бухгалтерских и иных документах также оказывают существенное влияние на механизм отражения преступлений и формирование информации, как о самой деятельности, так и о преступлениях, связанных с ней. Не случайно, поэтому типичными носителями и источниками информации, собираемой при выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, являются: 1) финансовая, оперативная, техническая, технологическая и иная документация предприятий организаций, учреждений, а также предприятий, состоящих с ними в договорных отношениях, документы их вышестоящих организаций, государственных и общественных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции на предприятиях, в организациях, учреждениях; 2) субъекты всех видов указанной деятельности; 3) различные материальные объекты, функционирующие в ходе подготовки и осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности (орудия труда, технические средства, продукты деятельности и т. д.), реализации ее результатов, контроля качества, проверки ее правильности и эффективности. С точки зрения мотивов одна часть рассматриваемых преступлений характеризуется корыстными побуждениями (должностные хищения, взяточничество и т. д.), другая - мотивами иного плана: карьеристскими соображениями, нежеланием перетруждать себя излишними, с точки зрения преступников, заботами и т.п. Последняя группа преступлений (преступная халатность, нарушение правил техники безопасности и т. д.) являет собой пример уголовно наказуемого, небрежного, безответственного, недобросовестного поведения субъектов в сфере их трудовой деятельности. Преступления того и другого плана совершаются в сфере производства (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.), а также в сфере обслуживания населения. В свою очередь, в каждой из таких подсистем преступлений (например, преступлений, совершаемых в сфере промышленного производства) могут быть выделены их составные части, исходя из учета отдельных видов преступлений, характера нарушенных правил (например, преступления в сфере экономики, связанные с нарушением правил техники безопасности, преступления, связанные с нарушением правил торговли), внутривидовой специфики профессиональной деятельности, своеобразия предмета, способов преступных посягательств, характера и особенностей, обусловленных преступными действиями (бездействием), наступлением тех или иных вредных последствий. Основная цель таких классификаций - получение и использование в научных и практических целях дополнительных знаний о специфике соответствующих подгрупп, видов и разновидностей преступлений, совершаемых в сфере экономики.

Основные причины и условия совершения преступлений

в сфере экономической деятельности

Экономическая преступность все больше и больше заявляет о себе, становясь распространенным и надежно скрываемым источником обогащения. Эволюционный процесс смены социально-экономической формации в республике, осуществляемый фактически при отсутствии правовой основы или при значительном запаздывании принятия законодательства, регулирующего переход к рыночным отношениям, вызвал активизацию криминального элемента, направленную, прежде всего на изыскание надежных возможностей беспрепятственного обогащения. Этому способствовал и процесс расслоения общества по имущественному положению, разделения его на бедных и богатых. Не последним фактором в появлении целого ряда экономических преступлений явилось тяжелое материальное положение, в котором оказалось большинство граждан, отсутствие перспектив его улучшения. Как следствие экономической неустроенности стала формироваться криминальная идеология с лозунгом "богатство любым путем". Все это не могло не вызвать многообразия криминальной деятельности определенной категории лиц, использующих сложившуюся обстановку в своих целях. Все более квалифицированными становятся способы уклонения от налогов, извлечения незаконных доходов в банковской системе, развивается подпольное предпринимательство, базирующееся на незаконной деятельности, под прицел преступного элемента все более попадает природное богатство страны, осваивается компьютерная техника в преступных целях и т.д.

Наконец, участились самые типичные формы корыстных посягательств на собственность, стимулируемые неэффективной деятельностью правоохранительных органов по ее защите. Резко увеличилось количество и корыстно-насильственных преступлений, объект посягательства которых расширяется за счет жизни и здоровья людей. Такие преступления составляют особую группу и выходят за рамки понятия экономического преступления.

Управленческие просчеты повлияли на “вектор”, направленность стратегии экономических реформа породили их криминальный характер. К числу наиболее крупных управленческих ошибок можно отнести:

а) отсутствие четкой концепции экономических реформ;

б) стремительность реформирования собственности еще до создания необходимых концептуальных, психологических; правовых и иных общественных предпосылок;

в) наделение широкими; почти не контролируемыми полномочиями должностных лиц; иных служащих государственного управления при приватизации собственности; иных видов экономической “реформаторской” деятельности.

Нормативно-правовые просчеты повлияли на тактику экономических реформ; они не позволили создать эффективный правовой механизм реформированиям В России с большим опозданием сформировалась потребность отлаженного правового механизма реформ; только недавно приступили к разработке целого ряда “рыночных” отраслей права: финансового; банковского; страхового; таможенного; налогового и ряда других. В правовой сфере общества продолжают иметь место старые традиции “фискального фундамента реформ”; возлагаются излишние надежды на уголовную политику; уголовное и административное право; которые носят при реформировании экономических отношении вспомогательную (охранительную; превентивную; карательную); а отнюдь не созидательную роль.

Указанные и иные предпосылки существенно влияют на состояние; структуру; динамику современной экономической преступности в России.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности

В предупреждении экономической преступности основная роль принадлежит системе мер общесоциального уровня: стабилизация экономики, рост производства, обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения ее эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определенных слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно координально улучшить ситуацию.

Специальные меры предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономики, подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики.

Специальные меры – это профилактические мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий преступлений. Однако, следует отметить, что специальные меры тесно связаны с общесоциальными. Эффективное осуществление общесоциальных мер создает более благоприятные возможности применения специальных мер и, наоборот, применение специальных мер, направленных на предупреждение этих категорий преступлений, создает условия для осуществления общесоциальных мер.

Специальные меры профилактики этих преступлений условно можно разделить на три группы:

а) организационно-технические;

б) административно-правовые и криминологические;

в) информационно-воспитательные и виктимологические.

К организационно-техническим мерам, прежде всего, относятся:

– внедрение охранной сигнализации в местах хранения денег, ценных бумаг и товароматериальных ценностей, в торговых точках, в квартирах;

– техническое укрепление дверных коробок и дверей, выпуск замков с усиленными индивидуально-потаенными охранными свойствами;

– оборудование подъездов кодовыми запорами;

– совершенствование организации патрульно-постовой службы полиции с обязательным учетом особенностей криминогенной обстановки в местах хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей, на рынках, в торговых центрах, жилых массивах и микрорайонах;

– организация дежурств жителей в районах со сложной криминогенной обстановкой;

– организация охраняемых стоянок для автотранспорта на рынках, торговых центрах, микрорайонах;

– надлежащее освещение улиц, дворов, парков, скверов, зданий, рынков, автостоянок;

– своевременное оборудование мест хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей охранно-пожарной сигнализацией.

К административно-правовым и криминологическим мерам относятся:

– систематическое удаление с улиц, парков, скверов, рынков и мест массового скопления народа лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

– своевременное реагирование на мелкие правонарушения, совершаемые в общественных местах, на факты побоев, издевательств, угроз;

– выявление правоохранительными органами и должностными лицами фактов незаконного хранения, изготовления оружия и его изъятие;

– проведение на определенной территории рейдов по выявлению бродяг, алкоголиков, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;

– выявление и постановка на учет лиц с психическими аномалиями, склонных к совершению преступлений;

– выявление и пресечение формирования преступных групп;

– организация индивидуально-профилактической работы с ранее судимыми;

– трудоустройство лиц, вернувшихся из мест лишения сво-боды;

– установление и осуществление административного надзора в случаях, предусмотренных законом;

– выявление лиц, склонных к вовлечению несовершеннолетних к правонарушениям и пресечению их деятельности;

– пресечение фактов показа запрещенных фильмов, распространения порнографической и иной литературы, журналов, пропагандирующих культ жестокости, психологии корыстолюбия, проституции, наркомании и иных аморальных явлений;

– выявление притонов для проституции, организации азартных игр, употребления наркотических средств и пресечение их деятельности;

К мерам информационного-воспитательного и виктимологического характера относятся:

– своевременное проведение криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств и использование его результатов в разработке и осуществлении мер по их предупреждению;

– информирование населения о появлении случаев краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств в определенных местах, в определенное время и определенными категориями лиц;

– разъяснение населению способов защиты собственности от воров, грабителей, разбойников, вымогателей и мошенников;

– информирование граждан, предпринимателей и руководителей фирм, предприятий о вымогательствах и вымогателях с объяснением необходимости обращаться в правоохранительные органы при предъявлении ими противоправных требований;

– проведение бесед с населением, особенно с молодежью, о последствиях аморального, противоправного образа жизни;

– оздоровление среды в неблагополучных семьях, учебных классах, группах и неформальных молодежных группах;

– предупреждение становления на преступный путь лиц, склонных к совершению малозначительных нарушений, а также неработающих и неучащихся;

– активное воздействие на лиц, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, демонстрировать культ насилия (беседы, обсуждение поведения по месту жительства, учебы, контроль за поведением, вовлечение в учебу, спорт и др.).

Предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

Как показывают криминологические исследования, в предупреждении этой группы преступлений важнейшее значение имеют, прежде всего, общесоциальные меры. В период перехода к рыночной экономике осуществляемые социальные меры направлены, прежде всего, на: создание свободной экономической деятельности, условий для реализации творческого потенциала личности в сфере экономических отношений на основе любой формы собственности; раскрепощение и развитие предпринимательской деятельности; обеспечение равных условий для всех форм собственности и равной правовой защиты в сфере экономики; создание условий для реальной конкуренции во всех отраслях экономики; формирование необходимой рыночной инфраструктуры.

К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в сфере экономики, относятся:

– совершенствование системы управления экономикой;

– техническое перевооружение промышленности, переход на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии;

– увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях;

– реконструкции предприятий, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

Специальные меры, направленные на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений против основ экономики и в хозяйственной деятельности, условно можно разделить на пять групп:

а) экономические;

б) организационные;

в) технические;

г) правовые;

д) воспитательные.

Следует отметить, что эти меры тесно взаимосвязаны и должны осуществляться комплексно.

К экономическим мерам можно отнести реализацию следующих мероприятий:

– приватизация и разгосударствление собственности;

– развитие предпринимательства, особенно малого и среднего;

– ограничение монополистической деятельности государственных предприятий и создание условий для добросовестной конкуренции;

– реформа банковской системы и совершенствование взаиморасчетов между субъектами экономических отношений;

– реформирование ценообразования;

– земельная реформа и развитие предпринимательства в сельском хозяйстве;

– развитие рынка ценных бумаг;

– создание информационной, консультативной, посреднической сетей для товаропроизводителей и потребителей сырья;

– формирование экономического механизма, обеспечивающего государственные гарантии на невмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность трудовых коллективов и собственников, а также на свободное распоряжение доходами, полученными после выполнения обязательств перед государством;

– обеспечение реальной возможности каждому собственнику свободно выбирать партнеров и заключать с ними взаимовыгодные договоры;

– совершенствование внешнеэкономической деятельности и создание механизма регулирования внешнеэкономических операций для выполнения договорных обязательств и государственных заказов, государственного регулирования системы квотирования основных видов вывозимого сырья, лицензирования определенных сфер деятельности.

Организационные меры предупреждения хищений путем присвоения и растраты, преступлений против основ экономики и в хозяйственной деятельности прежде всего направлены на создание системы противовесов злоупотреблениям в предпринимательской сфере.

К организационным мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:

– совершенствование деятельности органов управления и контроля, призванных осуществлять финансовый, налоговый, таможенный и иные виды государственного контроля;

– повышение уровня профессиональной подготовки и подбора кадров для органов, осуществляющих финансовый, налоговый, таможенный и другие виды контроля;

– создание условий и механизма функционирования общественных формирований, призванных защищать права и интересы потребителей от различных противоправных действий субъектов экономических отношений;

– запрещение в законодательном порядке заниматься определенными видами деятельности негосударственным предприятиям, организациям;

– установление ограничений для коммерческой деятельности определенным категориям лиц, работающих в государственных органах управления и контроля;

– методы учета и государственного контроля за достоверностью получаемых доходов и расчетных операций;

– совершенствование взаимодействий государственных органов управления и контроля, призванных заниматься предупреждением противоправных деяний против основы экономики и в хозяйственной деятельности.

К техническим мерам предупреждения рассматриваемых преступлений относятся разработка и внедрение:

– наиболее совершенных средств транспортировки товаров, сырья и т.д.;

– надежных запорных устройств в местах складирования особо ценных сырьевых и товарных ресурсов;

– эффективных методов обнаружения поддельных ценных бумаг и фальшивых денежных купюр, а также дефектных, подложных документов, позволяющих изымать товары и иные ценности из государственных общественных фондов;

– экспресс-методов обнаружения фальсифицированных продуктов;

– безотходных технологий в производство;

– методов быстрого обнаружения доходов, скрываемых от налогообложения.

К правовым мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:

– разработка на законодательном уровне общеобязательных правил поведения на рынке для всех субъектов экономических отношений;

– выработка системы материальных санкций к юридическим и физическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность за нарушения законодательства, причиняющие ущерб интересам потребителей;

– введение административной и уголовной ответственности за злостное неисполнение общеобязательных правил хозяйственной деятельности, посягающее на общественные интересы;

– совершенствование законодательных норм, регулирующих запреты на определенные виды деятельности;

– проведение финансово-экономической, организационно-экономической, криминологической, экологической и психологической экспертиз принимаемых законов, направленных на урегулирование экономических отношений;

– совершенствование законодательных норм, регулирующих правоприменительную деятельность органов, осуществляющих финансовый, налоговый, таможенный контроль за хозяйственными субъектами;

– четкое законодательное разграничение функций контролирующих и правоохранительных органов, призванных выявлять рассматриваемые преступления, а также их причины и условия;

законодательное обеспечение правовой защищенности экономических субъектов от таких посягательств, как разглашение и хищение информации, подлог в информации, неправомерное закрытие информации, утрата и порча информации, нарушение работы системы обработки данных и др.

К воспитательным мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:

– создание системы экономического обучения, направленного на возвышение в общественном сознании и в сознании каждого субъекта экономических отношений идеи консолидации, построения общества с высокоэффективной экономикой, способной создать людям достойные условия жизни и вызвать чувство гордости за принадлежность к такому обществу;

– формирование у субъектов экономических отношений мышления, проповедующего умеренность и воздержание, сознательное согласие на ограничение, когда это представляется целесообразным для достижения общего блага;

– пропаганда среди населения, особенно среди лиц, занимающихся коммерческой и иной экономической деятельностью, правовых знаний, необходимых для добросовестного и правомерного поведения в сфере экономических отношений;

– пропаганда успехов предпринимателей, предприятий, трудовых коллективов и других субъектов экономических отношений, добившихся их правомерным путем;

– пропаганда зарубежного опыта деловой этики в осуществлении экономических отношений;

Выделяются два комплекса проблем, связанных с борьбой с экономической преступностью. С одной стороны, бизнес сам нуждается в защите как от преступных посягательств, так и от неразумной (с правовой и экономической точек зрения) деятельности государственных институтов, с другой стороны, – государство, общество в целом и отдельные граждане нуждаются в защите от бизнеса как неэффективного, так и от криминализированного. Затягивание в решение этой ситуации приводит к тому, что само состояние экономической деятельности, ее эффективность, способы осуществления и правового регулирования начинают угрожать экономической и национальной безопасности Казахстана.

В общем комплексе этих мер, ведущая роль принадлежит разработке и созданию экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, поскольку без решения этой проблемы невозможно обеспечить такой уровень экономических процессов, который гарантировал бы нормальное функционирование рыночной экономики, как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Заключение

Из вышеизложенного материала следует вывод о том, что под экономической преступностью следует понимать совокупность преступных посягательств, причиняющих вред охраняемым законом экономическим интересам общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений. В заключении рассмотрим некоторые отличия экономической преступности от преступности традиционной имущественной (кражи, грабежи, разбои и т.д.). Экономическая преступность отличается следующими особенностями:

При совершении традиционного преступления есть преступник, который должен быть пойман, а факт самого преступления в большинстве случаев очевиден. В экономическом преступлении сам факт совершения преступления сомнителен либо труднодоказуем. При этом используются изощренные способы сокрытия следов, исполнителей, преступно полученных средств.

Если традиционный преступник приговаривается к лишению свободы, то для него сдерживающий эффект этого наказания в большинстве случаев мал. Применение же этой меры в отношении экономического преступника более эффективно, поскольку он, прежде всего, боится потерять свой социальный статус и респектабельность, без чего он не сможет выступать как деловой партнер.

Большинство членов общества относятся безразлично к экономической преступности. Основанием такого безразличия может служить то обстоятельство, что факт причинения ущерба обществу трудно установить, а также то, что экономический преступник не соответствует сложившемуся стереотипу традиционного преступника.

Классификация экономических преступлений. Многообразие уголовно наказуемых деяний, относимых к экономическим преступлениям, предполагает в качестве первого шага их анализа составление их классификации. Преступления группируются либо по законодательному основанию, то есть по тем законам, которые нарушаются при совершении преступных деяний, либо по объекту посягательства, либо просто дается перечень деяний, которые могут быть отнесены к экономическим преступлениям.

Список литературы

1. Конституция РФ

2. Уголовный кодекс РФ

3. Гражданский кодекс РФ

4. Войтенко С.Г. Криминология. Особенная часть. Тезисы лекций. М.: 2000 г.

5. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 2005 г.

6. Малков В.Д. Криминология. - ЮСТИЦИНФОРМ 2006 г.

  • ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  • Предмет, система, задачи и функции криминологии
    • Общая характеристика криминологии
    • Цели, задачи, функции криминологии и их реализация
    • Место криминологии в системе наук. Междисциплинарный характер криминологии
  • История криминологии. Современные криминологические теории
    • Становление криминологии как науки. Основные направления изучения причин преступности
    • Зарождение и развитие зарубежных криминологических теорий
    • Развитие криминологии в России
    • Современное состояние криминологии
  • Преступность и ее основные характеристики
    • Понятие «преступность». Соотношение преступности и преступлений
    • Основные показатели преступности
    • Латентная преступность и методы ее оценки
    • Социальные последствия преступности
    • Характеристика современной преступности, ее оценка и анализ
  • Детерминанты преступности
    • Понятие «детерминизма»
    • Теория причинности
    • Понятие «детерминант» в криминологии
    • Причины и условия преступлений
  • Личность преступника и ее криминологическая характеристика
    • Сущность и содержание понятия «личность преступника» и его соотношение с другими смежными понятиями
    • Структура и основные черты криминологической характеристики личности преступника
    • Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника
    • Классификация и типология личности преступника
    • Значение, объем, способы и основные направления изучения личности преступника в деятельности ОВД
  • Механизм индивидуального преступного поведения
    • Причинность как взаимодействие социального и биологического
    • Психологический механизм поведения личности
    • Роль конкретной ситуации в совершении преступления
    • Роль потерпевшего в генезисе преступного поведения
  • Основы виктимологии
    • История возникновения и развития учения о жертве
    • Основные положения виктимологии. Виктимность и виктимизация
    • «Жертва преступления» и «личность потерпевшего»: понятия и их соотношение
  • Организация и проведение криминологического исследования
    • Понятие «криминологическое исследование» и «криминологическая информация»
    • Организация и основные этапы криминологического исследования
    • Методы криминологического исследования
    • Методы уголовной статистики и их использование в криминологическом исследовании
  • Предупреждение преступлений
    • Понятие «предупреждение преступлений»
    • Виды и этапы предупредительной деятельности
    • Индивидуальная профилактика
    • Классификация мер предупреждения
    • Система предупреждения преступлений
  • Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности
    • Понятия «криминологический прогноз» и «криминологическое прогнозирование», их научно-практическое значение
    • Виды и масштабы криминологического прогноза. Субъекты криминологического прогнозирования
    • Методы и организация криминологического прогнозирования
    • Прогнозирование индивидуального преступного поведения
    • Планирование и программирование предупреждения преступности
  • ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
  • Правовые, организационные и тактические основы деятельности ОВД по предупреждению преступлений
    • Роль и основные задачи органов внутренних дел в предупреждении преступлений
    • Правовое обеспечение профилактики преступлений
    • Информационное обеспечение профилактики преступлений и планирование профилактических мероприятий
    • Методы проведения общей профилактики преступлений
    • Методы проведения индивидуальной профилактики преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних
    • Основные показатели преступности несовершеннолетних
    • Личность несовершеннолетних преступников
    • Причины и условия преступности несовершеннолетних
    • Организация профилактики правонарушений несовершеннолетних
  • Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности
    • Понятие, признаки и виды преступного рецидива и профессионализма. Понятие рецидивной и профессиональной преступности
    • Социально-правовая характеристика рецидивной и профессиональной преступности
    • Криминологическая характеристика и типология личности преступников - рецидивистов и профессионалов
    • Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности
    • Особенности детерминации профессиональной преступности
    • Основные направления предупреждения рецидивной и профессиональной преступности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности
    • Понятие и признаки групповой и организованной преступности
    • Криминологическая характеристика групповой и организованной преступности
    • Предупреждение групповой и организованной преступности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений
    • Тяжкие преступления против личности как социально-правовая проблема
    • Современное состояние и тенденции тяжких насильственных преступлений против личности
    • Характеристики лиц, совершающих тяжкие насильственные преступления
    • Детерминанты насильственных преступлений против личности
    • Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против собственности
    • Криминологическая характеристика преступлений против собственности
    • Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности, и их типология
    • Детерминанты преступлений против собственности
    • Основные направления предупреждения преступлений против собственности. Особенности деятельности ОВД по профилактике этих преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности
    • Понятие и современное состояние преступлений в сфере экономической деятельности
    • Характеристика факторов, обусловливающих преступность в сфере экономической деятельности
    • Характеристика личности преступника, совершающего преступления в сфере экономической деятельности
    • Основные направления профилактики преступлений в сфере экономической деятельности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
    • Понятие и социально-правовая оценка преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики терроризма (ст. 205 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики захвата заложников (ст. 206 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики хулиганства (ст. 213 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики экологических преступлений (ст. 246-262 УК РФ)
    • Компьютерные преступления и их криминологическая характеристика
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности
    • Понятие, виды и криминологические особенности преступлений, совершаемых по неосторожности
    • Криминологическая характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления
    • Причины и условия неосторожных преступлений
    • Предупреждение неосторожных преступлений
    • Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение социально-негативных явлений, связанных с преступностью
    • Понятие «социально-негативные явления» и их связь с преступностью
    • Криминологическая характеристика и профилактика наркотизма
    • Криминологическая характеристика и профилактика пьянства и алкоголизма
    • Криминологическая характеристика и профилактика проституции
    • Маргинальность и преступность
  • Международное сотрудничество в предупреждении преступности
    • Понятие и значение международного сотрудничества в противодействии преступности
    • Правовые и организационные формы взаимодействия государственных органов различных стран в изучении преступности и ее предупреждении
    • Основные направления и формы международного сотрудничества в противодействии преступности
    • Международное сотрудничество в противодействии отдельным видам преступлений: незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

Основные направления профилактики преступлений в сфере экономической деятельности

Профилактика преступлений в сфере экономической деятельности - система скоординированных международных, межгосударственных, национальных государственных и корпоративных мер. направленных на предотвращение проникновения доходов от преступной деятельности в финансовую систему и экономику страны через соответствующие институты.

Профилактическая деятельность подобного рода может осуществляться в различных масштабах; она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на индивидуальном (отдельном предприятии, учреждении, организации или в отношении отдельного индивида). Различают общие (общесоциальные) и специальные меры такой профилактики.

К числу общесоциальных профилактических мер в сфере экономической деятельности следует отнести комплексные мероприятия, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в государстве, - оздоровление экономики, упорядочивание отношений между субъектами хозяйственных отношений, функционирующих в сфере экономической деятельности, обеспечение экономической и правовой защищенности граждан, организаций и эффективного функционирования всех механизмов рынка.

Данные меры носят долгосрочный характер и определяют основные направления контроля за преступностью в целом, и в частности за преступностью в сфере экономической деятельности.

Специально-криминологическая профилактика охватывает комплекс социально-экономических, политических, правовых, организационных, культурно-воспитательных и других мер, направленных на профилактику преступлений в сфере экономической деятельности. Специфика специальных мероприятий по профилактике преступлений состоит в том, что они порождены наличием самих преступных действий и существованием конкретных причин и условий, способствующих их совершению, и предназначаются специально для устранения или нейтрализации этих причин и условий.

В профилактике преступлений в сфере экономической деятельности существует несколько основных групп субъектов, способных оказать профилактическое воздействие на криминальную ситуацию, складывающуюся в данном секторе экономических отношений. Среди данного круга субъектов можно выделить в самостоятельные группы: органы государственной власти, банковские структуры, правоохранительные органы, контрольные органы, различные коммерческие структуры. К данным субъектам отнесем: Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации (являются субъектами общесоциальных мер). Министерство по налогам и сборам. Министерство по антимонопольной политике, Министерство внутренних дел, соответствующие подразделения органов внутренних дел. Государственный таможенный комитет. Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Центральный банк Российской Федерации, банковские и иные кредитные организации, государственные налоговые инспекции, органы валютного и экспортного контроля, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (являются субъектами специально-криминологической профилактики) и другие субъекты профилактики.

1. Меры социально-экономического характера .

  • Оздоровление экономики и повышение эффективности использования ее ресурсного потенциала.
  • Повышение инвестиционной активности, связанной с предпринимательской деятельностью.
  • Обеспечение социальной, экономической и правовой защищенности российских граждан и организаций.
  • Обеспечение функционирования важнейших рыночных составляющих: свобода предпринимательства, честная, добросовестная конкуренция, защита частной собственности, согласование частных и публичных экономических интересов, соответствующее регулирование денежного и кредитного обращения, жесткий контроль за соблюдением валютного, налогового законодательства.

2. Меры правового характера .

Построение правовых основ организации противодействия указанным преступлениям заключается в:

  • обновлении правовой базы правоохранительной деятельности;
  • устранении пробелов, коллизий и противоречий;
  • согласовании с федеральным законодательством правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • создании юридических механизмов исполнения правовых решений;
  • приоритете закона при сведении до минимума ведомственных нормативных предписаний;
  • формировании правовых предписаний в соответствии с международными стандартами и международными обязательствами России.

Среди данного круга мер мы особо выделяем меры уголовно-правового характера. Уголовно-правовое регулирование отношений в сфере экономической деятельности должно включать следующие направления:

  • минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечение реализации гарантий экономической деятельности, в том числе защита всех участников экономической деятельности от проявления монополизма, недобросовестной конкуренции и т.д.;
  • противодействие криминальным проявлениям в сфере экономической деятельности.

В рамках данных направлений должны решаться следующие задачи:

  • найти наиболее приемлемые варианты уголовно-правовых решений о квалификации преступлений;
  • решить вопросы, связанные с освобождением от уголовной ответственности, с учетом обстоятельств, исключающих общественную опасность и противоправность деяния, и другие важные вопросы, возникающие в процессе реализации уголовно-правового закона;
  • обеспечить минимальное вмешательство государства в экономическую деятельность как хозяйствующих субъектов, так и индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечить реализацию гарантий экономической деятельности, в том числе защиту всех участников экономической деятельности от монополизма, конкуренции;
  • повысить охрану субъектов экономических отношений административно-правовыми средствами независимо от формы собственности;
  • решить вопрос о регулировании отдельных экономических отношений посредством гражданского законодательства;
  • обеспечить неотвратимость ответственности.

Но возможность реализации указанных целей уголовной политики зависит в первую очередь от того, насколько правильно сформулирована уголовно-правовая норма.

Особенности воздействия уголовно-правовых мер обусловлены характером преступлений в сфере экономической деятельности, их структурой и динамикой, степенью общественной опасности, поскольку в результате проводимых государством реформ они претерпевают существенные изменения. Именно в такой ситуации правоприменителем на основе анализа должна быть сделана оценка сложившейся уголовно-правовой ситуации, приняты правовые меры для защиты экономических отношений от преступных посягательств.

Оценка уголовно-правовой ситуации в сфере экономической деятельности является задачей первостепенной важности, так как от ее решения зависит правовое, ресурсное и иное обеспечение противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности. Она складывается из анализа правовых, информационных и ресурсных сведений, а также сведений о кадровом обеспечении такой деятельности. От того, насколько правильно проведен мониторинг динамических изменений в правоприменительной практике, будет зависеть полнота и своевременность воздействия на экономическую преступность.

3. Меры организационного характера .

  • Совершенствование общей стратегии и тактики противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности.
  • Необходимость хорошо отработанной координации и взаимодействия подразделений правоохранительных органов.
  • Обеспечение высокопрофессионального решения задач через продуманную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.
  • Организация взаимодействия государственных органов с целью координации деятельности по противодействию.
  • Конструктивное взаимодействие и сотрудничество с правоохранительными и контролирующими органами государств - участников СНГ и других стран.
  • Разработка и реализация специальных федеральных программ.

Проблемам предотвращению экономических преступлений и их профилактики уделялось значительное внимание в отечественной криминологической литературе". Меры общесоциального и специально-криминологического предупреждения экономической преступности должны разрабатываться и осуществляться в рамках единой стратегии. В то же время общесоциальные меры по масштабам своего профилактического воздействия являются определяющими, поскольку направлены на четкое определение функций государства как регулятора экономических отношений по формированию ее эконом и ко-правовой политики, распределения полномочий между центральными и местными органами власти, создание соответствующих условий для надлежащего правового поведения субъектов экономической деятельности, обеспечение равного правовой защиты государственного и негосударственного секторов экономики, создание такой рыночной инфраструктуры, которая бы обеспечила равные возможности для реализации творческого потенциала субъектов хозяйствования, налаживание демократических принципов контроля за экономической деятельностью.

Общесоциальный уровень профилактики преступности включает деятельность государства и общества, направленную на разрешение противоречий в политической, экономической, социальной, нравственно-духовной, организационно-управленческой и других сферах жизнедеятельности. Общесоциальная основой предотвращения экономической преступности и максимального ограничения возможностей ее функционирования и воспроизводства является преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии, социальной сфере, правоохранительной деятельности. Этот уровень профилактики преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры и нравственности, укрепления законности, социальной защиты населения.

Проведение общесоциальных профилактических мероприятий, связано с:

Надлежащими организационно-управленческими мерами предупреждения преступности, направленными на устранение ошибок и недостатков в управлении экономикой, политикой, социальной сферой, а также правоохранительной деятельностью, поскольку эти ошибки и недостатки являются криминогенными факторами. Сюда включаются, например, мероприятия, связанные с оптимизацией процессов урбанизации и миграции, трудоустройства, демократизации, социальной адаптации и т.п.; в правоохранительной сфере - со стимулированием полноты выявления и раскрытия преступлений, преодолением "ножницы" между тенденциями преступности и практикой выбора мер предотвращения и применения наказаний и т.п.;

Устранением или ограничением криминогенных факторов путем и в результате формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности: мероприятия, которые формируют в общественном сознании нетерпимость к преступлений и других правонарушений; меры повышения общей, бытовой, правовой культуры людей. Особого внимания в этом плане требует молодежь, которая через недостаточную сформированность мировоззрения и навыков социальной жизнедеятельности, резкой смены идеологических ценностей в обществе, подвергается негативным воздействиям, склонна к подражанию негативных стандартов поведения, которые заполняют вакуум социальных ориентаций, что образовался;

Совершенствованием правовых мер профилактики экономической преступности, например, мероприятия по воспитанию правосознания с тем, чтобы достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению, усовершенствованию и внедрению норм, поощряющих прекращении действий преступников и самозащиты от них, воспитание профилактической активности личности, совершенствованию уголовно-правовых норм борьбы с отдельными формами современной экономической преступности и т.д.

Специально-криминологический уровень профилактики преступлений включает целенаправленное воздействие на преступность в целом, на отдельные ее виды и группы преступного поведения. На этом уровне профилактическая деятельность осуществляется преимущественно лицами, для которых предупреждение экономической преступности является профессиональной функцией.

Можно выделить следующие направления профилактической деятельности по уровням воздействия на экономическую преступность.

Установление причин конкретного преступления и принятия мер по их устранению. Это направление в профилактике преступлений обеспечивается соответствующей деятельностью органов дознания, следователя, прокурора по конкретному уголовному делу и заключается в изучении личности обвиняемого, поскольку задача заключается в установлении его психологических и социальных характеристик, а также мотивации его преступной деятельности. Именно определенные негативные черты лица является непосредственной причиной совершения ею преступления. Информацию о личности обвиняемого составляют социально-демографические и психолого-психиатрические сведения, источником которых могут быть официальные документы, показания свидетелей, заключения соответствующих экспертиз. Кроме того, большое значение в этом плане имеет информация о поведении лица во время совершения преступления, сразу после него и во время проведения досудебного расследования. Эта информация аккумулируется в материалах уголовного дела, в частности в документах, которые привлекаются к уголовной дела в подлинниках или в копиях. Кроме них, сведения о личности обвиняемого могут содержаться в протоколах допросов и других следственных действий. Большое значение имеют выводы судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз обвиняемого.

Устранение причин конкретного преступления заключается в воздействии на личность обвиняемого с целью нейтрализации ее негативных черт и установок, что отражается в таких терминах, как "исправления" и "перевоспитание". Средствами такого воздействия является сам процесс расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, а также наказания лица, виновного в совершении преступления. Главная же роль в устранении выявленных причин преступления принадлежит суду, который определяет вид и меру уголовного наказания, а также учреждениям, которые ведают его выполнением.

Установление условий, способствовавших совершению конкретного преступления и принятия мер по их устранению. Этот аспект деятельности связан с изучением внешних обстоятельств совершения преступления (конкретной жизненной криминогенной ситуации).. Выполнение этого задания предполагает установление обстоятельств, которые облегчили преступнику достижение поставленной цели.

Экономический преступник имеет возможность сам активно создавать благоприятные субъективные условия. Такая деятельность может заключаться, например, в знакомстве и установлении "дружественных" (коррумпированных) связей с должностными лицами и служащими определенных предприятий и банков, государственных органов управления, контролирующих и правоохранительных органов (путем предоставления различных услуг, подарков и др.). Цель создания благоприятных условий для преступления может иметь и предыдущая рекламная компания для привлечения потенциальных жертв преступления. Такую же цель могут иметь действия преступника, "вплетенные" в механизм совершения преступления.

Устранение выявленных субъективных условий, способствовавших совершению экономического преступления, обеспечивается привлечением к юридической ответственности должностных лиц и служащих предприятий и банков, государственных органов управления, контролирующих и правоохранительных органов, в действиях которых содержатся признаки служебного преступления, административного проступка или иного правонарушения. Чаще всего во время расследования уголовных дел данной категории обстоятельствами, способствовавшими совершению хищения, оказываются: злоупотребление властью или должностным положением, халатность, получение взятки, должностной подлог. В случае достаточности признаков этих преступлений следователем возбуждается уголовное дело по признакам соответствующей статьи Уголовного кодекса Украины, которая выделяется в отдельное производство.

Обобщение криминогенных факторов, установленных при расследовании экономических преступлений определенной направленности и представления предложений по их устранению в соответствующие органы и учреждения. Это направление деятельности выходит за рамки конкретного уголовного дела и предусматривает проведение определенной аналитической работы по обобщению причин преступлений определенного вида (группы, подгруппы) и условий, способствовавших их совершению. Непосредственной основой для такого обобщения являются материалы однородных уголовных дел, расследованных в городе, районе, области или страны в целом. Такими однородными делами могут быть: уголовные дела о преступлениях в кредитно-финансовой сфере, сфере приватизации, бюджетной сфере, сфере страхования, в сфере социальной защиты населения и т.д.

Обобщение криминогенных факторов, установленных в ходе расследования аналогичных уголовных дел, имеющая своей целью определение, прежде всего, объективных и субъективных условий совершения экономических преступлений и дальнейшую разработку комплексных мер, направленных на их устранение, через:

1) установление недостатков правового регулирования финансово-хозяйственных отношений, с использованием которых совершаются хищения имущества и другие экономические преступления (недостатки законодательства о предпринимательской деятельности, законодательства о банках и банковской деятельности, законодательства о деятельности небанковских финансовых учреждений и т.д.);

2) установление пробелов и недостатков в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве и неоднозначное толкование его отдельных положений правоохранительными органами и судами;

3) установление недостатков в функционировании системы контролирующих органов и их взаимодействия с правоохранительными во время выявления и расследования экономических преступлений;

4) установление существования определенной части населения ошибочных представлений о возможности получения больших доходов в том или ином виде предпринимательской деятельности, которые эксплуатируются мошенниками.

Организационные профилактические мероприятия должны быть направлены на совершенствование деятельности государственного управленческого персонала на принципах экономической рациональности, повышение эффективности работы контрольно-ревизионных органов, совершенствование систем экономического учета и отчетности. Сюда следует отнести мероприятия по отбору и профессиональной подготовки руководящих кадров для работы в местных и центральных органах управления экономической сферой и отдельными отраслями хозяйствования.

В системе мер профилактики экономической преступности действенным мероприятием является организационно-правовой контроль, содержащий различные виды контроля: парламентский, ведомственный, конституционный, общественный корпоративный, контроль партий, трудовых коллективов, а также отдельных граждан. В специализированных видов контроля относится: контроль правоохранительных органов, судебный контроль, прокурорский надзор.

Нормативно-правовые мероприятия вместе с другими имеют решающее значение в профилактике экономической преступности. Идеологию противодействия экономической преступности следует перевести из применения репрессивных мер на плоскость совершенствования регулятивного законодательства (гражданского, административного, хозяйственного, финансового), что создавало бы прозрачные механизмы деятельности хозяйствующих субъектов и исключало саму возможность противоправной хозяйственной деятельности. Кроме того, назрела необходимость распространения системы упрощенного налогообложения для средних и крупных хозяйствующих субъектов путем установления фиксированного максимального размера всех возможных отчислений в пользу государства и органов местного самоуправления, а также максимального размера финансовых санкций за несвоевременную уплату налогов, сборов, других обязательных платежей.

Совершенствование действующего законодательства с учетом этих обстоятельств должно быть направлено на: обеспечение экономических прав человека и субъектов хозяйствования; установление общеобязательных правил поведения на рынке для всех хозяйственных и управленческих структур; внедрение четкой системы экономических санкций для органов государственного управления, юридических и физических лиц за нарушение законодательства; привлечение к уголовной ответственности служебных лиц, которые наносят значительный вред общественным интересам; законодательное упорядочение оснований для предоставления соответствующих льгот отдельным субъектам предпринимательской деятельности и установления уголовной ответственности за незаконное предоставление таких льгот; установление повышенной уголовной ответственности за наиболее общественно опасные формы экономического поведения, которые приводят к подрыву экономической безопасности страны; внедрение независимой криминологической экспертизы проектов законодательных актов коллективами юристов, экономистов, психологов и практических работников.

Уголовно-правовые меры профилактического воздействия должны быть направлены, прежде всего, на следующее: установление уголовной ответственности за экономические преступления (криминализация), что призвано удерживать граждан от совершения противоправных действий (общая превенция); установление вида и размера наказания за соответствующие деяния; совершенствование уголовно-правовых норм, определяющих ответственность за экономические преступления.

Довольно часто преступном поведении предшествует совершение менее общественно опасных деяний, среди которых с преступлениями всего связаны административные проступки. Причем, иногда отличить преступление от административного деликта бывает довольно трудно, поскольку некоторые признаки, в частности объекты посягательства, отдельные элементы объективной стороны обоих видов противоправного поведения практически совпадают.

Административно-правовое предупреждение деликтов составляет отдельный блок в общей системе предупредительного воздействия на преступность. Другими словами, профилактику административных проступков рассматривают как раннюю профилактику преступности, в том числе экономической. Причем, профилактическую роль выполняют все виды административно-правовых средств. Как юридический инструментарий административно-правовые средства являются способами воздействия на общественные отношения с целью достижения определенного результата.

С помощью закрепления и практической реализации разнообразных административно-правовых средств создаются условия для формирования и поддержания надлежащего экономического порядка, предупреждение и пресечение правонарушений, которые на него посягают, что в конечном итоге способствует также профилактике экономической преступности. Административно-правовые средства профилактики правонарушений отмечаются разносторонним характером, при этом все они взаимосвязаны и взаимозависимы, составляют целостную систему, пересекаются с уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, экономическими мероприятиями, разнообразными формами и методами организационно-массовой и воспитательной деятельности государственных органов, общественных формирований и трудовых коллективов. Только рациональное использование разнообразных средств во взаимосвязи, обоснован выбор основных из них, умелое сочетание способствуют достижению намеченных результатов. Выбор конкретного административно-правового средства, целесообразность его применения в той или иной ситуации определяются условиями, которые сложились, наличием определенных обстоятельств, задачами и компетенцией органа (должностного лица), который действует в данной ситуации.

Анализ действующего административного законодательства и практики его применения дает основания прийти к выводу, что в административно-правовых средств, которые направлены на профилактику экономической преступности, относятся следующие:

1. Средства определение системы субъектов исполнительной власти, на которые возлагается борьба с административными проступками в сфере экономики, закрепления их правового статуса, в том числе контрольных и юрисдикционных полномочий. Деятельность органов исполнительной власти по профилактике преступности, по большому счету, также является предметом административно-правового регулирования.

2. Средства убеждения (положительного стимулирования или поощрительные средства), которые способствуют повышению творческой активности участников правоотношений, основанные на их стремлении к положительным результатам своего труда, к реализации общественных и личных интересов. Большинство субъектов выполняет общеобязательные правила осуществления экономической деятельности добровольно. Естественно, что деятельность, которая осуществляется правомерно и добросовестно, должен получать государственную поддержку и охрану. В юриспруденции такая реакция государства на правомерное поведение получило название позитивной (перспективной, активной) юридической ответственности.

3. Меры административного принуждения, применяемые с целью предупреждения, пресечения правонарушений, обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и привлечении нарушителей к административной ответственности. Меры административного принуждения в профилактике экономической преступности играют важнейшую роль, по крайней мере эту роль легче всего проследить, поскольку применение указанных мер непосредственно связано с правонарушениями, причем, не только административными.

Меры специального предупреждения должны, прежде всего, учитывать вопросы совершенствования координации и взаимодействия правоохранительных, контролирующих органов, банков, органов местной власти и ряда негосударственных организаций, осуществляющих функции контроля и надзора в различных отраслях экономики.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...