Как пропускать пешеходов на пешеходном переходе. Можно ли добиться установки зебры

Данная серия статей рассмотрит плюсы и минусы различных пешеходных переходов в городских условиях. Вся информация получена из отечественных нормативных и методических документов и из зарубежных источников (нормативы и исследования в Германии).

Все пешеходные переходы разделим на следующие типы:

  1. Нерегулируемые пешеходные переходы
  2. Регулируемые пешеходные переходы
  3. Регулируемые диагональные пешеходные переходы
  4. Пешеходные переходы в разных уровнях: надземные и подземные пешеходные переходы (внеуличные пешеходные переходы)
  5. Пешеходные зоны

В данной статье рассмотрим нормативные документы в России для проектирования нерегулируемых пешеходных переходах.

Отечественные нормативные документы о нерегулируемых пешеходных переходах

Основной неприятный момент состоит в том, что нет единого современного норматива, который бы полностью охватывал принципы проектирования нерегулируемых пешеходных переходов. Все условия разнесены по нескольким документам.

Основной документ в РФ, регламентирующий проектирование транспортной инфраструктуры в городах СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указывает в п. 11.9, что видимость для условий «транспорт-пешеход» должна быть обеспечена для одного из двух случаев — для скорости транспорта 25 км/ч или 40 км/ч. 60 км/ч в этом пункте отсутствует. Не смотря на это на практике существуют нерегулируемые пешеходные переходы без ограничения скорости 25 или 40 км/ч. А какие условия видимости при этом должны быть обеспечены — не ясно.

Требование ГОСТ Р 52289-2004 в п. 8.2.6. исключено :

Островки безопасности, выделенные на проезжей части разметкой или бордюрным камнем, устраивают на наземных пешеходных переходах при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части и на расстоянии между тротуаром и краем островка не менее 10,5 м.

Требования ГОСТ Р 52766-2007:

4.2.5 Островки безопасности
4.2.5.1 При интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части на наземных пешеходных переходах устраивают островки безопасности, которые размещают на проезжей части или разделительной полосе, при этом расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 м .
4.2.5.2 Ширина островка должна быть не менее ширины пешеходного перехода, а длина — не менее 1,5 м.
4.2.5.3 Границу островка безопасности обозначают при помощи разметки и/или бордюра. Приподнятые островки с бордюрами на проезжей части устраивают при наличии стационарного электрического освещения. Высота бордюра должна быть (10 ± 1) см.
При разделении встречных транспортных потоков путем установки ограждений по оси проезжей части приподнятые островки безопасности с бордюрами не применяют.
4.2.5.4 (Исключен. Изм. № 1 ). Расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 метров для островков, обозначенных разметкой по ГОСТ Р 52289, а для приподнятых островков с бордюрами — не менее 10,5 метров
4.2.5.5 Центр островка на проезжей части должен находиться в створе линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Допускается использование направляющего островка в качестве островка безопасности . (см. рис. ниже)
4.2.5.6 При размещении островка на проезжей части перед ним с двух сторон наносят сплошную наклонную линию разметки 1.1 по ГОСТ Р 51256, отводящую транспортные потоки от островка (переходная линия), с наклоном к оси дороги 1:20 (1:50)1).
4.5.2.4 Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
На дорогах с шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности по 4.2.5.


Использование направляющего островка в качестве островка безопасности для перехода через одну полосу движения. Москва. Площадь Никитских Ворот. (Фото: Аркадий Гершман, http://gre4ark.livejournal.com/)

Кроме того в ГОСТ Р 52289-2004 в п. 7.2.14 указаны условия установки светофоров на пешеходных переходах.

  1. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой — 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.В населенных пунктах с числом жителей менее 10 000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов составляют 70% от указанных.
  2. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условию 1 одновременно составляют 80% или более от указанных.
  3. На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условие 1 должно выполняться на 80% или более.

И пункт 7.3.4. ГОСТ Р 52289-2004

Светофоры П.1 и П.2 (пешеходные) устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности — и на них, если число полос движения в одном направлении более двух

Если условия, приведенные выше, не соблюдаются, имеем нерегулируемый пешеходный переход.

Ходят легенды, что после 3 смертей ставят светофор. Но судя по третьему пункту условий минимальная интенсивность пешеходов должна составлять при этом 120 человек в час в одном направлении. Иначе светофор имеют право не ставить.

В «Рекомендациях по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений» в п. 4.41 также можно найти несколько слов о островках безопасности: «Островки, обеспечивающие безопасность пешеходного движения, устраиваются при ширине проезжей части более 15 м, равными ширине центральной разделительной полосы. При отсутствии разделительной полосы островки безопасности шириной не менее 2 м могут устраиваться за счет уменьшения полосы движения до 3,25 м на магистральных улицах и дорогах общегородского значения и до 3 м на магистральных улицах и дорогах районного значения, а также за счет полос озеленения и тротуаров.»

Ширина разметки пешеходного перехода выбирается из расчета 500 пешеходов в час на 1 метр ширины. Но в любом случае пешеходный переход не может быть уже 4 метров. (ГОСТ Р 52289-2004 п. 6.2.17).

Для загородных дорог нерегулируемые пешеходные переходы следует устанавливать в соответствии с СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги.

Пункт 6.6 указывает, что нерегулируемые пешеходные переходы недопустимо устраивать на дорогах первой категории. Пункт 6.7 определяет границы использования пешеходных переходов различного типа в зависимости от интенсивности пешеходного движения (чел/час — по вертикали) и интенсивности автомобильного движения (авто/час — по горизонтали). Область I — это нерегулируемый пешеходный переход, II — регулируемый пешеходный переход, III — пешеходный переход в разных уровнях (подземный или надземный).


Области применения пешеходных переходов различных типов: I — нерегулируемые переходы; II — переходы со светофорным регулированием; III — пешеходные переходы в разных уровнях (надземные и подземные). (

Пешеходным переходом называют специальное место на дорожном полотне, которое служит для перехода пешеходами на другую сторону улицы.

Выполнена зебра может быть, как наземным методом, с соответствующими знаками, дорожной разметкой, иметь светофор либо конструкцию над проезжей частью, либо подземным.

Мэр сделал пешеходный переход из отписок чиновников. Респект!

Как правило, пешеходные переходы устанавливают перед перекрестками, в непосредственной близости к остановкам автобусов, маршрутных такси и троллейбусов, а также на других участках, где поток пешеходов требует регулирования дорожного движения: в районе школ, спортивных площадок, поликлиник, развлекательных центров и т.д.

Наземные пешеходные переходы могут быть:

  • регулируемые;
  • нерегулируемые.

Наземные переходы, как правило, обозначаются разметкой «зебра», при этом, в зависимости от интенсивности автомобильного движения она может перемежаться с полосами красного или желтого цвета, дополнительно должны быть установлены дорожные знаки и светофор.

Нерегулируемые «зебры»

Нерегулируемые пешеходные переходы – наиболее просты в установке и очень дешевые. На этих участках дорожного полотна водители автотранспортных средств обязаны уступать дорогу прохожим.

Как правило, такие зебры устанавливаются на проезжей части, имеющей не более двух полос в одну сторону, а поток автомобилей не слишком большой. Обозначаются они предписывающими знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход».

Также, этот участок может быть оборудован светофором, однако, он будет нерегулируемым по причине того, что он выключен либо постоянно включен мигающий желтый сигнал.

В мегаполисах, начиная с 2010 года на улицах и проспектах с интенсивным движением, довольно часто применяются и дополнительные средства для того, чтобы пешеходный переход был более заметен.

К таким средствам относятся:

  • светоотражающие окантовки вокруг дорожного знака «Пешеходный переход» желтого или зеленого цвета;
  • установка дубликата знаков 5.19 над дорожным полотном;
  • анимированные знаки;
  • дополнительное освещение зоны «зебры»;
  • искусственные неровности перед «зеброй» в виде лежачих полицейских;
  • желтые мигающие сигналы или светофор Т7;
  • дополнительные полосы на зебре красного или оранжевого цвета.

К сожалению, все эти методы не могут гарантировать полной безопасности для пешеходов.

Причин для этого несколько:

  • невнимательность пешеходов и несоблюдение правил дорожного движения;
  • нарушение скоростного режима водителями автотранспортных средств.

Регулируемые переходы

Основным средством, регулирующим пешеходные переходы является исправный, работающий в обычном режиме, светофор. Регулируемые зебры, как правило, устанавливаются в районах перекрестков улиц.

Также, регулируемые пешеходные дорожки устанавливают и вне этих участков, тогда светофоры оборудуются кнопками включения зеленого света по требованию прохожего.

Правила перехода и проезда

Правила дорожного движения России регламентируют права и обязанности водителей и пешеходов, касательно перехода через дорогу на участке с «зеброй».

Проезжая нерегулируемый пешеходный переход, а также, если светофор на данном участке не работает, водитель обязан дать преимущество пешеходу.

Если пешеходный переход оснащен светофорами для пешеходов и для водителей, то переход можно осуществлять только на зеленый сигнал.

Водитель обязан уступить дорогу проходящим через него людям, при осуществлении поворота на дорожное полотно, где включен зеленый сигнал светофора.

Стандарты пешеходных переходов

Сегодня существует свод требований, применяемых к размещению переходов, а также к оснащению этих участков дорожными знаками на улице, разметкой, средствами ограничения скорости и светофорами.

На автомобильных дорогах в черте города или населенного пункта «зебры» должны располагаться через каждые 200-300 метров. При протяженности дорожного полотна до 500 метров, должно быть установлено не более двух переходов с интервалом 150-200 метров.

В черте города зебры для пешеходов должны обустраиваться в местах размещения точек торговли и общепита, в районе медицинских учреждений, а также напротив тротуаров и дорожек для пешеходов, ведущих к этим учреждениям.

За городом либо населенным пунктом, места перехода должны хорошо просматриваться с обеих стороны трассы или дороги для автомобилей, на расстоянии не меньше 150 метров.

Если дорога имеет ширину проезжей части свыше 15 метров, то наземные «зебры» оборудуются специальными участками, именуемыми «островок безопасности». Кроме того, такие широкие дороги должны иметь рядом светофор с кнопкой включения зеленого света по требованию.

Оборудование предписывающими знаками

Знак «Пешеходный переход» должен устанавливаться перед всеми наземными зебрами, не оборудованными светофорами, а также, в населенных пунктах, перед участками, расстояние видимости которых меньше 150 метров.

Существует 2 вида знаков: 5.19.1 должен устанавливаться справа от дорожного полотна, а 5.19.12 – слева. Если дорога имеет разделительную полосу в виде проспекта или бульвара, то знаки должны быть соответственно установлены с каждой части полотна для движения автомобилей.

Установка знака должна осуществляться на расстоянии не больше 100 см от границы зебры.

Оборудование разметки

Для обозначения места пешеходного перехода используют дорожную разметку 1.14.1 и 1.14.2. В народе её называют зеброй.

При ширине дорожного покрытия, не превышающую 6 метров, часть дороги оборудуется разметкой 1.14.1, а если более 6 метров 1.14.2. Линии должны быть нанесены параллельно оси полотна дороги.

Оборудование светофором

Пешеходные переходы в местах интенсивного автомобильного движения должны оборудоваться светофорами. Существует несколько видов этого средства регулирования.

Светофор Т.7 применяется для того, чтобы обозначить нерегулируемые перекрестки и места для пересечения улицы пешеходами, тогда, как модели П1 и П2 предназначены для регулирования движения прохожих на перекрестках.

С 2004 года согласна ГОСТу Р 52289 эти устройства предусматривают применение звукового сопровождения для людей с ограниченными физическими возможностями.

Оборудование искусственными неровностями

Нерегулируемые пешеходные переходы могут оснащаться искусственными неровностями, вынуждающими водителей снижать скорость.

Согласно ГОСТа их следует устанавливать перед детскими учебными заведениями, площадками, местами общественного отдыха, стадионами, вокзалами, супермаркетами и другими объектами массового скопления людей.

Также, согласно ГОСТа, данная консутрукция должна сопровождаться дорожным знаком 3.24 и 5.3.1.

Куда обращаться для установки

К сожалению, на сегодня все нормы и стандарты соблюдаются не в полной мере. И если для жителей крупных городов, а также в столице, создаются максимально комфортные условия для перехода улиц, то в провинциальных населенных пунктах существует серьезная проблема.

Статистика показывает, что в львиной доле ДТП со смертельным исходом в мегаполисе, как правило, виноваты пешеходы, так как они осуществляют пересечение улицы в неположенном месте, тогда, как большинство аналогичных происшествий в небольших городках происходит по вине автомобилистов и несоответствию требований ПДД дорожной разметки.

Сегодня добиться установки зебры достаточно сложно, однако, как показывает практика, это возможно. Решает такие вопросы Государственная Автоинспекция, поэтому запросы с просьбой установить светофор, дорожный знак, переход, а также усовершенствовать разметку, нужно направлять именно к ним.

Сложности в решении этого вопроса возникают чаще всего по причине принадлежности того или иного отрезка дороги. Поэтому, схема действий должна быть следующей.

Обращение в районное ГИБДД, куда подается заявление с свободной форме, с просьбой установить пешеходный переход или светофор на том или ином участке дороге.

В заявлении необходимо изложить всю суть вопроса, обязательно ссылаясь на нормы и стандарты обустройства зебры. Также, к заявке необходимо приложить фотографии участка дорожного полотна с учетом привязок к местности.

Заявка должна быть написана собственноручно, подана в районное управление ГИБДД и зарегистрирована. По закону в течение 10 рабочих дней, вам должны дать развернутый ответ.

В случае, если ГИБДД игнорирует вашу просьбу, можно написать жалобу в прокуратуру на бездействие работников дорожно-патрульной службы. Не исключается и «политический» способ организации дорожного движения. Можно обратиться к депутатам местного совета с просьбой рассмотреть данный вопрос.

Вопрос безопасности дорожного движения – это прерогатива и водителей, и пешеходов. Тем не менее, случаются нелепые аварии в результате объективных причин, когда никто не виноват. Виновата плохая погода, неправильная разметка, просто банальное стечение обстоятельств.

Становится грустно, когда единственный виновник произошедшего остается в стороне, тогда, когда можно было предотвратить трагедию заранее, установив все необходимые конструкции.

Будьте внимательны!

Для того чтобы регулировать движение на автомобильных дорогах, используются специальные знаки. Они рассчитаны на всех водителей и пешеходов. Для возможности пересечения дороги пешеходами предусмотрен знак пешеходный переход. Это самый хорошо знакомый всем пешеходам и водителям знак среди остальных дорожных обозначений. Он создаёт условия для безопасного перемещения людей через любые дороги. Все водители обязаны остановиться и пропустить пешеходов при его наличии.

Знак пешеходного перехода: как выглядит и виды

Переходы для пешеходов известны в нескольких вариантах. Их выбор определяется обычно особенностями местности. Также на это влияют развязки существующих автодорог. Переходы можно условно разделить на следующие виды:

  • наземные;
  • подземные;
  • надземные в виде мостов.

Самыми распространёнными являются пешеходные переходы наземного типа. Они имеют знаки и разметку на самом дорожном покрытии, бывают регулируемыми и нерегулируемыми.

Порядок движения пешеходов регулируется с помощью светофоров, расположенных на перекрёстках. Между ними устанавливаются специальные светофоры с кнопками. Если их нажать, сразу загорается зелёный свет. Он даёт право пешеходам переходить улицу. Также эти устройства могут работать в автоматическом режиме. Это удобно как для водителей, так и для пешеходов.

Пешеходный переход отмечается разметкой и знаками сразу или по отдельности. На нерегулируемых светофорами переходах используется 5.19.1. Также может быть установлен дорожный знак 5.19.2.

Отличие знаков 5.19.1 и 5.19.2 состоит лишь в направлении движения

В первом случае переход будет иметь левое направление, а во втором случае направлен вправо.

Большие автомагистрали с сильным движением автомобилей и несколькими полосами движения оборудуют надземными устройствами для пешеходов . Они имеют вид мостов над проезжей частью. Эти достаточно узкие конструкции приспособлены только для передвижения людей. В данном случае пешеходам не придётся во время пересечения автодороги выходить на ту часть, по которой движутся автомобили. Само по себе это исключает вероятность любых происшествий. Все надземные переходы оборудуются специальным знаком 6.7.

Обычно подобные переходы размещают над железнодорожными путями. В этом случае их оснащают выходами к платформам, куда приезжают поезда

Это изображение представляет собой человека, который поднимается вверх по лестнице. Но недостатком подобных пешеходных переходов является громоздкая конструкция. Также при обустройстве таких переходов важно иметь свободное пространство на краях дороги.

В крупных городах самыми популярными у пешеходов являются подземные переходы, так как они не предполагают выхода на проезжую часть. Это обеспечивает безопасное перемещение людей даже через оживлённые автомагистрали. В переходах, которые находятся под землёй, устанавливается знак под номером 6.6.

Такие переходы можно встретить также в местах спуска в метро

Он показывает человека, спускающегося вниз по лестнице. Подземные переходы имеют много достоинств, но их недостатком является довольно высокая стоимость строительства. При этом надземный переход для движения пешеходов по расходам обойдётся намного дешевле.

Какое правило отражает

Водитель обязан пропустить пешехода, переходящего дорогу по обозначенному переходу

При проезде на автомобиле через пешеходный переход наземного типа каждый водитель должен строго соблюдать ПДД. Причём это требование касается всех транспортных средств без исключения.

Знак показывает водителям о начале движения по важному участку дороги. В этой части дорожного полотна происходит передвижение людей.

Этим знаком всем водителям предписано в обязательном порядке пропустить переходящих улицу пешеходов. При этом наличие пешеходного перехода даёт каждому пешеходу некоторое преимущество перед автомобилем.

Приближаясь к переходу, водитель любого транспортного средства должен остановиться или существенно уменьшить скорость. Таким образом, он предоставляет возможность всем пешеходам безопасно пройти проезжую часть дороги.

По новым правилам участок трамвайных путей также может быть пешеходным переходом. На нём наносится разметка и устанавливаются дорожные знаки, которые определяют место перехода. В результате не только водители автомобилей, но и вагоновожатые на таких участках должны пропускать переходящих дорогу людей.

Правила дорожного движения на переходе для пешеходов запрещают следующие действия водителей:

  • выполнять любые виды разворотов;
  • передвигаться с помощью заднего хода;
  • обгонять, если на переходе находятся люди;
  • парковаться непосредственно на самом переходе;
  • заезжать на зебру;
  • парковаться в зоне действия 5.19.

Зона действия знака и где он устанавливается

Зебра позволяет привлечь ещё большее внимание к пешеходному переходу

Пешеходные переходы с регулировкой знаками 5.19.1 и 5.19.2 часто можно встретить на городских улицах. Между ними перпендикулярно основному движению наносится специальная разметка, которая представляет собой чередование белых и жёлтых полос. Называется такая разметка «зебра». Она позволяет привлечь к себе внимание водителей и пешеходов.

Если на дороге просто установлены два знака 5.19,1 на двух сторонах дороги, значит длина перехода - это расстояние от одного до другого.

Все знаки должны быть заметны для водителей и пешеходов с дальнего расстояния, поэтому они выполняются на жёлтом фоне и хорошо освещаются. Иногда для выделения знаков на дороге применяют мигающие фонари.

Особенности парковки и стоянки, штрафы за нарушение

Парковать автомобиль необходимо на определённом расстоянии до пешеходного перехода, которое не может быть больше 5 метров. Как исключение из этого правила можно рассматривать ДТП или поломку автомобиля. Таким образом, парковка автомобиля допускается только за ним. Расстояние 5 метров необходимо считать от дорожного знака до автомобиля или при отсутствии такого знака от нанесённой на дорожное покрытие зебры.

Также при парковке рядом с переходами необходимо соблюдать следующее правило: до перекрёстка от машины должно быть расстояние, которое составляет не больше 5 метров.

За нарушение правил парковки по закону на водителя накладывается штраф, который составляет тысячу рублей. При отсутствии водителя в машине её эвакуируют на стоянку ГИБДД. При этом водителю придётся оплатить штраф в размере тысячи рублей за транспортировку на эвакуаторе и стоянку.

При нарушении установленных ПДД на пешеходном переходе водителя обязательно остановит инспектор ГИБДД. Он должен будет по закону составить протокол об имеющемся нарушении и наложить достаточно большой административный штраф. И такая мера вполне оправдана и объяснима.

В результате несоблюдения правил проезда на переходе могут пострадать взрослые и дети. За нарушение пропуска пешехода по пешеходному переходу сумма штрафа может составить 1, 5 тысячи. За проезд перехода на красный свет - до тысячи рублей.

Любой водитель должен хорошо представлять себе, как правильно ездить по самым опасным участкам дороги. Кроме того, он должен в обязательном порядке соблюдать правила проезда пешеходного перехода. Каждый пешеход является таким участником в дорожном движении, который может больше всех пострадать. Самым грубым нарушением ПДД является наезд на пешеходов.

Я понимаю, что некоторым проще перебежать дорогу в неположенном месте и рискнуть собственным здоровьем, поскольку проезжающие машины могут попросту вас не заметить или не успеть затормозить. Но существует ПДД и есть специальный знак пешеходный переход.

Казалось бы, поскольку это предупреждающий знак для пешеходов, то они и должны о нем знать. Но нет, этот дорожный указатель обязаны знать все участники дорожного движения. Даже дети изучают его в виде игр на уроках в школе. Это важно для их безопасности. Просто взгляните на фото, и вы сразу поймете, о чем речь.

Важные особенности

Когда перед пешеходным переходом есть светофор, проблем с тем, как и когда переходить дорогу, не возникает.

При этом существуют определенные правила установки этого знака и несколько разновидностей. К примеру, указатель 5,19 ставят на нерегулируемый перекресток, где поток автомобилей незначительный. Иногда знак дополняет светофор, который просто мигает оранжевым или выключен совсем.


С 2010 года начали действовать новые правила, согласно которым зона действия знака на каждом пешеходном переходе обязана соответствовать некоторым дополнительным требованиям:

  • знаки должны дополнять световой понятной анимацией;
  • полосы такого «животного» под названием зебра рисуют белым и дополняют оранжевым;
  • в некоторых случаях возможно наличие шумовых полос;
  • на расстоянии от знаков ставят лежачих полицейских;
  • знак находится в желтой рамке со светоотражающим элементом — это специальный указатель на желтом фоне с флуоресцентным покрытием, которое светится ночью от фар автомобилей;
  • желтые мигающие огни являются теперь обязательными;
  • как минимум один лежачий полицейский устанавливается перед переходами для пеших участников движения;
  • в зоне перехода обеспечивается яркое освещение.

Если этот участок регулируемого типа, тогда установка работающего светофора обязательная.


Даже сам знак может быть светодиодный. Но ПДД насчет этого пункта ничего не говорит, поскольку технология современная, а перечень правил далеко не новый. Но всему свое время.

Зона действия

Настоятельно советуют купить себе книжечку ПДД и постепенно изучать, какие знаки что означают. Это вам пригодится как пешеходу и как будущему водителю. Как правило, люди без машин редко изучают правила дорожного движения, но активно обвиняют в безграмотности водителей. Обидненько, честно говоря. Это я вам как автомобилист со стажем говорю.

Если вы встретили пешеходную зону без знака, то это явное нарушение. То ли не закончили, то ли знак сперли, а может и вовсе работники сочли, что и так нормально.

В любом случае, все размеры, обозначения, раскраска, зебра и прочие нюансы пешеходного перехода регламентируются по ГОСТ. Потому в каждом населенном пункте и на любом участке дороги обязаны следовать государственным стандартам.


Это же распространяется на установку знаков специального пешеходного перехода. Их бывает два. Причем они прописаны как 5.19.1 и 5.19.2. Какая между ними разница? А разная картинка. В первом случае (5.19.1) пешеход движется справа налево, а во втором (5.19.2) наоборот, то есть слева направо. Их устанавливают на соответствующей стороне дороги, чтобы показывать направление движения пешеходов по этой зоне.

Теперь о зоне действия.

  • Зона действия указателя ограничивается расстоянием между двумя противоположно расположенными знаками. Если вы замечали, указатели стоят не строго друг напротив друга, а со смещением. Именно это расстояние визуально формирует прямоугольник, являющийся пределами зоны;
  • Такой принцип действует, если отсутствует зебра. Наличие зебры предполагает, что зона ограничивается этой разметкой;
  • Не пытайтесь обвинять в чем-либо водителя, если вы перешли дорогу в районе указателя, но при этом вышли за пределы зоны. За такое водителей не штрафуют, а нарушителем уже считается пешеход;
  • Стоять и останавливаться в зоне действия знака и в диапазоне 5 метров каждую сторону запрещено. Так что, уважаемые водители, уважайте себя и пешеходов.


Действия участников движения

Каждый участник дорожного движения имеет свои права и обязанности. Их нужно придерживаться с целью недопущения аварийных ситуаций, ДТП, наездов на пешеходов и пр.

Используемая в школах наглядная картинка для детей позволяет понять, почему важно уважать друг друга и как действовать той или иной стороне.


Относительно людей, передвигающихся пешком, действуют следующие правила:

  • не переходить дорогу в неположенных и непредназначенных для этого местах;
  • идти строго на зеленый свет светофора;
  • посмотреть налево-направо перед началом движения;
  • не бежать на мигающий зеленый;
  • не идти слишком медленно (давайте уважать водителей тоже) при отсутствии каких-то причин так передвигаться.

Теперь что касается автомобилистов.

  • Самое главное правило — пропускайте людей, которые идут или начали движение по переходу;
  • Перед такими зонами притормаживайте или останавливайтесь;
  • Не едьте на красный и оранжевый свет, поскольку люди уже могли начать движение;
  • Водителям нельзя разворачиваться и совершать движение задним ходом;
  • Категорически нельзя совершать обгонные маневры, если там идут люди (выскочив из-за другого авто, вы можете совершить наезд на человека);
  • Стоять и парковаться в зоне действия указателя плюс 5 метров в каждую сторону.


Увы, даже знание всех правил порой не может уберечь от случайных столкновений, наездов. Водитель должен быть готов к тому, что пешеходы все же будут нарушать правила, выбегать на красный или перебегать в неположенном месте дорогу. Причем самому водителю обычно сложно доказать, что виноват не он, а пешеход.

Подземные и надземные переходы

Тоже пешеходный переход, который проходит под землей и обычно над оживленной дорогой. Наличие таких переходов, перед входом в которые висит знак с изображением человека, идущего по ступенькам, существенно повышает уровень безопасности.


То же самое можно сказать про надземные переходы, предназначенные для пешеходов. Обычно их устанавливают над железнодорожными путями.

Такие переходы появились во время СССР. Их использовали для соединения и обеспечения более безопасного движения людей. Согласитесь, проще пройти 10-20 метров под землей, чем переходить дорогу, где за секунду проезжает несколько десятков машин.


После внесения изменений в ПДД практически в каждом месте о пешеходном переходе добавлен текст о трамвайных путях. Тем самым, законодатель устранил спорную ситуацию предыдущей редакции Правил. Ведь, раньше участок трамвайных путей, который пересекался с пешеходным переходом через проезжую часть дороги, не давал преимущества движения пешеходу.

Из этого следовало, что автолюбитель мог, объезжая транспортные средства, которые остановились перед зеброй, по трамвайным путям, смело не уступать дорогу людям, переходящим дорогу. Такая ситуация создавала реальную угрозу жизни людей, а также возможность найти лазейку в законе провинившимся водителям.

В новой редакции Правил, эта лазейка закрыта. Ведь, участок трамвайных путей отнесли к пешеходному переходу. Согласно, новой редакции Правил пешеходный переход – это участок проезжей части дороги, в том числе, трамвайных путей обозначенный соответствующими знаками и разметкой которую принято называть «зебра».

Пешеходные переходы бывают, как на участках дороги, так на перекрестках. Ширина перехода определяется шириной разметки «зебра». Если разметка на дорогу не нанесена, то ширина перехода обозначена установленными с двух сторон специальными знаками – синий прямоугольник, на котором выделен белый треугольник с изображенным черным цветом схематическим человечком, шагающим по зебре.

С 25.11.2014 года пунктом 11.4 ПДД установлено, что совершать обгон на пешеходных переходах, включая участок с трамвайными путями, категорически запрещено. Причем, независимо от того есть люди или нет.

Такое ограничение обусловлено «печальной» статистикой. Очень часто в потоке машин находился «хитрец», который старался совершить обгон на переходе с выездом на встречную полосу, и тем самым, создавал аварийную ситуацию.

Как правильно перейти регулируемый переход

Неизменным осталось главное правило движения пешеходов по регулируемому переходу – если работает светофор и регулировщик, то приоритетным сигналом для переходящего дорогу человека будут жесты, регулирующего сотрудника ГИБДД. Поэтому, очень важно освоить значение жестов регулировщика и неукоснительно следовать им.

Пунктом 6.10 Правил дорожного движения определены следующие жесты для пешеходов:

  1. Если правая рука поднята над головой, то людям категорически запрещается перемещаться по пешеходному переходу.
  2. Когда правая рука вытянута вперед, то разрешается перемещаться только за спиной регулировщика.
  3. При вытянутых руках в разные стороны, когда регулировщик похож на букву «Т», то можно переходить через проезжую часть дороги.
  4. У сотрудника полиции обе руки опущены, то нельзя двигаться со стороны спины и груди регулировщика.

Таким образом, пешеходам нужно освоить всего четыре жеста сотрудника ГИБДД, который регулирует перемещение на переходе. Правилами дорожного движения предусмотрено, что регулировщик может использовать, также, другие жесты и подавать сигналы при помощи жезла, но только они должны быть понятными, как пешеходам, так водителям.

В случае отсутствия регулировщика переходящий дорогу человек должен ориентироваться на работающий светофор. Переходить дорогу можно только на зеленый свет.

Когда светофор, установленный для пешеходов, постоянно мигает одним цветом, то он находится в нерабочем состоянии. Людям необходимо ориентироваться на сигналы светофора для водителей.

Как перейти в нерегулируемых местах

На нерегулируемых переходах, согласно пункту 4.5 ПДД – люди сами несут ответственность за свою безопасность. Пешеход обязан выходить на проезжую часть дороги, в том числе, трамвайные пути, только после того, как оценил расстояние до движущихся машин и уверен, что сможет перейти дорогу без угрозы для своего здоровья и жизни.

Правила дорожного движения запрещают пешеходам выбегать внезапно на проезжую часть или появляться из-за какого-то препятствия. К примеру, машины, столба, рекламного щита и пр. Такой запрет связан с тем, что автолюбители не смогут вовремя увидеть человека и, соответственно притормозить, чтобы его пропустить.

Также, предусмотрено, что переходить проезжую часть необходимо только под прямым углом. Во-первых, такой путь самый короткий, по сравнению с другими вариантами. Во-вторых, пешеход не будет создавать никаких дополнительных помех водителям, двигающимся на этом участке дороги.

Уступить дорогу или пропустить пешехода

В новой редакции Правил изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2, которые касаются движения по нерегулируемым переходам. В старой редакции была формулировка «пропустить пешехода», а в новой – «уступить дорогу». На первый взгляд, кажется, что смысл одинаковый, но на самом деле кардинально изменился подход.

Как правильно пропустить пешехода на пешеходном переходе?

Под «пропустить пешехода» в старых ПДД, подразумевались следующие действия – как только человек вступил на разметку зебры, то все автолюбители должны остановиться и пропускать, другими словами, ждать пока он полностью не пройдет переход.

«Уступить дорогу» значит, что водитель может проезжать через пешеходный переход пока гражданин находится далеко от машины.

В новой редакции Правил предусмотрена обязанность автовладельца остановиться и уступить дорогу человеку только, когда тот находится на близком расстоянии и движущаяся машина может помешать ему перейти дорогу. Если автомобиль не остановится, то пешеход будет вынужден изменить траекторию или скорость своего движения.

Новые правила

Согласно п. 14.1 водитель, который приближается к переходу, обязан уступить дорогу людям, которые уже переходят дорогу или вступили на нее для того, чтобы перейти. Автовладелец при подъезде к знаку дорожный переход должен снизить скорость до такой отметки, которая позволит ему остановиться и уступить дорогу человеку, находящемуся на проезжей части.

Пункт 14.3 Правил определяет поведение автовладельцев на регулируемых пешеходных переходах. В том случае, когда человек начал двигаться по проезжей части дороги на зеленый цвет, но не успел перейти дорогу до того момента, как загорелся красный цвет, то водители должны дать ему возможность спокойно дойти до тротуара.

Такая норма предписана не только для тех владельцев транспортных средств, которые стоят перед пешеходным переходом, а также приближаются я к нему. Подъезжающий к переходу водитель, несмотря на зеленый цвет своего светофора, должен остановиться и дать возможность человеку закончить переходить дорогу.

Таким образом, раньше пешеход имел преимущество на дороге, как только его нога ступала на зебру. В новой редакции Правил законодатель предусмотрел, что человеку необходимо доказать свое преимущество решительным движением по переходу, в том числе трамвайных путях. Как только он вышел на переход и начал свое движение – его необходимо пропустить.

Когда человек стоит на тротуаре и болтает по телефону, не продолжая своего движения, то водитель не обязан его пропускать. По задумке законодателей, такой подход будет стимулировать пешеходов быстро переходить переход, и тем самым не создавать заторы и увеличивать пропускную способность дорог. Это особенно актуально для мегаполисов.

Какое предусмотрено наказание

Какой будет иметь штраф водитель, не пропустивший пешехода? С сентября 2013 года вступили в силу изменения статьи 12.18 КоАП РФ, которая предусматривает административное наказание водителям транспортных средств, которые не пропустили пешеходов, имеющих преимущество в движении по дороге. Санкция по этой статье – 1500 рублей административного штрафа.

Как обеспечить безопасность движения пешехода

Вопрос безопасности пешехода раскрывает пункт 14.2 ПДД. Все водители обязаны снижать скорость перед пешеходным переходом для того чтобы при необходимости пропускать пешеходов. Если соседняя машина притормаживает перед переходом, то автолюбитель по Правилам также обязан снизить скорость и остановиться.

Новые Правила вводят с первого июля 2017 года обязанность для людей, которые идут по обочине загородной трассы, либо переходят ее в вечернее или ночное время, а также во время снегопада или тумана иметь на одежде светоотражающие элементы. Эти элементы должны быть расположены так, чтобы хорошо отражали свет фар.

Во многих Европейских странах уже давно эффективно существует такая практика. Люди, которые вечером гуляют или совершают велосипедные прогулки, одевают специальные жилеты с нанесенными светоотражающими полосами. По сути, у каждого, кто собрался загород есть в рюкзаке такой жилет. Он позволяет водителям вовремя заметить велосипедиста или пешехода.

Конечно, не приходится надеяться, что все сельское население нашей страны с ажиотажем начнет приобретать светоотражающие элементы для одежды или специальные жилеты. Но инициатива хорошая. Всем любителям походов загород, велотуризма желательно побеспокоиться о соответствующей одежде, а особенно для детей.

Итог

Подводя короткий итог, хочется сказать, что новая редакция Правил дорожного движения имеет ряд изменений, которые повлияли на взаимоотношения между водителем и пешеходом. Если раньше пешеход имел преимущество, как только вступил на зебру, то теперь ему необходимо продемонстрировать автовладельцу свое преимущество решительным движением по переходу.

Автолюбителю следует знать, что:

  • совершать обгон на переходе, включая трамвайные пути запрещено, не зависимо от того есть или нет люди;
  • формулировка «пропустить пешехода» в новой редакции Правил заменена на «уступить дорогу»;
  • «уступить дорогу» предполагает, что водитель может проехать через переход пока человек находится далеко от автомобиля;
  • автолюбитель обязан остановиться, если он мешает перейти дорогу человеку, в частности принуждает его изменить скорость или траекторию движения;
  • когда пешеход начал переходить дорогу на зеленый цвет светофора, но загорелся красный цвет, то водители должны его пропустить;
  • если человек стоит на тротуаре, то автолюбитель не обязан его пропускать.

Когда у пешехода было преимущество в движении, а водитель его не пропустил, то его накажут наложением административного штрафа в размере 1500 рублей.

Удачи вам на дороге!



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...