Декларация пожарной безопасности учреждения культуры. Декларация пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности организации: образец. Структура декларации пожарной безопасности

Впервые требование о наличии на каждое здание или сооружение такого документа, как декларация пожарной безопасности, появилось в августе 2008 году, с принятием Федерального закона .

Появилось много вопросов как у собственников, так и у сотрудников пожарного надзора, связанных как с оформлением, так и с содержанием. В феврале 2009 года МЧС России определило форму и порядок регистрации, но вопросов не стало меньше. В этой статье постараюсь дать некоторые пояснения по таким вопросам.

Зачем нужна и что это такое

– это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (федеральный закон “Технический регламент о требованиях ПБ”).

Исходя из определения, следует, что декларация ПБ это официальное заявление собственника объекта о его действиях по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ своего объекта, для обеспечения допустимого риска исходя из социально-экономических условий, который может привести к гибели человека в результате пожара.

Изначально планировалась как документ, содержащий перечень требований, которые собственник объекта должен соблюдать при эксплуатации здания или сооружения. Тем самым у собственника под рукой всегда была как бы “шпаргалка” по пожарной безопасности конкретного объекта. Мысль светлая, но на деле все обстоит совсем не так.

Начну с истории. С 2007 года в МЧС России исключена функция по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности. Это повлекло за собой сложности в учете вновь построенных объектов в органах государственного пожарного надзора, так как сведения для взятия на учет и дальнейшего планирования надзорной работы было просто не где взять.

Структурные подразделения органов строительного надзора и Росреестра не были обязаны передавать такие сведения в МЧС России. Так или иначе декларация пожарной безопасности являлась хорошим подспорьем в деле по учету вновь введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. Немаловажно то, что декларация содержит полную информацию о самом объекте с указанием адреса, а также всю необходимую информацию о собственнике объекта, включая его контактные данные. Эта информация в первую очередь используется органами пожарного надзора для организации проведения проверок объектов.

Наказание за отсутствие

За отсутствие ввели административное наказание в виде предупреждения или штрафа, как и за другие нарушения требований ПБ а именно:

  • от 1 000 до 1 500 рублей – на граждан;
  • от 6 000 до 15 000 рублей – на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 150 000 до 200 000 тысяч рублей на юридических лиц.

Суммы штрафов как за нарушение требований ПБ, хотя декларация не имеет отношения к обеспечению пожарной безопасности. Отсутствие этого документа правильнее было бы классифицировать как непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Штрафы за такие нарушения на порядок ниже:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.

Но здесь есть сложность. Нигде не упоминается о том, что декларация ПБ нужна для осуществления органами государственного пожарного надзора его законной деятельности. Хотя как изложено выше, другой цели для регистрации декларации в органах пожарного надзора не наблюдается.

Разработка

Вопрос: В каких случаях необходимо разрабатывать?

Отмечу, что наличие требуется не для всех зданий и сооружений.

Не требуется разрабатывать для:

  • гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строений и сооружений вспомогательного использования;
  • отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

При этом есть исключения. Декларация пожарной безопасности подготавливается в любом случае если:

  • проводится расчет для оценки пожарного риска;
  • проводится оценка возможного ущерба третьим лицам от воздействия пожара, например при добровольном страховании ответственности.

Стоит упомянуть о том, что может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования ПБ.

То есть, если вы являетесь собственником нескольких объектов, то имеете полное право подготовить одну декларацию на все свои объекты. Рекомендую выбрать другой вариант, так как объекты в большинстве случаев отличаются друг от друга и соответственно требования пожарной безопасности к ним предъявляются тоже разные.

Вопрос: Кто может разрабатывать?

Из официальных разъяснений МЧС России следует, что необходимо сначала определить, на какой объект необходимо разработать: проектируемый или существующий.

На проектируемый объект, в том числе при проведении расчетов по оценке пожарного риска, разработка производится застройщиком либо проектной организацией. Отмечу, что расчеты пожарных рисков, равно как и разработка декларации о ПБ с такими расчетами, могут проводить только аккредитованные в МЧС России организации.

На существующий объект – собственником, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

Вот здесь стоит задуматься, о том является застройщик или собственник, которые к примеру являются физическими лицами, специалистами пожарной безопасности. В подавляющем большинстве случаев – нет. Следовательно, этим будут заниматься специализирующиеся в этой области люди и организации, но при этом ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений будут нести собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.

Использование

Вопрос: Куда и кому нужно предоставлять декларацию пожарной безопасности?

Чтобы получить правильный ответ гораздо проще проконсультироваться по этому вопросу в ближайшем подразделении государственного пожарного надзора лично или про телефону, так как необходимо узнать адрес, время приема граждан или как это сделать используя сеть Интернет. Если такой возможности нет или вы хотите узнать больше о структуре органов государственного пожарного надзора МЧС России, а может по другой причине, попробуйте разобраться в следующем:

  • при расположении объектов на территории закрытого административно-территориального образования, особо важных и режимных организаций – в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения;
  • при расположении объекта, на территории двух и более федеральных округов – в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
  • при расположении объекта, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН регионального центра МЧС России;
  • при расположении объекта, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • при расположении объекта защиты, в пределах территории одного муниципального образования – в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Представление декларации в органы ГПН

Вам предоставляется выбор из двух вариантов:

В электронном виде можно направить через федеральную государственную информационную системуЕдиный портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или в сканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения.

В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.

Сроки представления

Для объектов, эксплуатирующихся на 1 мая 2009 года, должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.

Для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений после 1 мая 2009 года должна предоставляться в органы государственного пожарного надзора в течение одного года.

Для проектируемых объектов после 1 мая 2009 года представляется застройщиком или заказчиком до ввода их в эксплуатацию.

Изменение или обновление документа

Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:

  • В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
  • в случае изменения требований ПБ.

С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.

Резюмируя изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Документ, который ни как не влияет на обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения.
  2. Не нужна в практической деятельности и не интересна собственникам объекта.
  3. Нужна органам государственного пожарного надзора для учета объектов и планирования своей работы по их проверке, но при этом это ни как не афишируется.
  4. Документ который правильно может разработать не каждый, что дает постоянную возможность зарабатывать организациям, осуществляющем свою деятельность в области ПБ.
  5. Документ, наличие которого уже предусматривает административную ответственность, так как он чаще всего будет содержать требования пожарной безопасности, которые уже к моменту проверки изменились.

P.S. Не могу удержаться от комментариев относительно заявления отдельных должностных лиц государственного пожарного надзора относительно того, что декларации пожарной безопасности разработаны на 100% объектов. Тут ложь и правда “в одном флаконе”.

Огромные сомнения, что все собственники, в том числе проживающие за границей, подали декларации. Ложь заключается в том, что ряд деклараций пожарной безопасности были возвращены собственникам объектов без регистрации по причине того, что указаны не все (или не те) пункты нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности. Но де-факто, декларации были составлены по установленной форме и направлены в органы государственного пожарного надзора в установленные сроки, а проверять должностным лицам государственного пожарного надзора полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, разрешено только в период проверки самого объекта, но ни как не при регистрации декларации. Собственники этих объектов не стали направлять декларации повторно, а просто сохранили письменные отказы в регистрации деклараций, которые подтверждают, что требование закона они выполнили.

Что такое декларация пожарной безопасности?

Какую информацию включают в декларацию?

Кто оформляет декларацию?

Что будет, если не оформить декларацию?

Что такое декларация пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности (далее - декларация) - это документ, который подтверждает соблюдение норм пожарной безопасности на объекте. Ее составляют как на предприятие в целом, так и на его отдельные части: здания, сооружения, помещения.

Декларация обязательно нужна для ввода в эксплуатацию всех объектов капитального строительства, кроме:

  • зданий детских дошкольных образовательных учреждений и их спальных корпусов;
  • больниц, домов престарелых и инвалидов;
  • жилых домов высотой до трех этажей;
  • нежилых объектов высотой до трех этажей и площадью до 1500 кв. метров, которые не относятся к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Объект капитального строительства

Это любое недостроенное здание, сооружение, объект, за исключением временных построек, киосков, навесов и т. п.

Какую информацию включают в декларацию

Декларация состоит из титульного листа, на котором указывают информацию о декларируемой организации, и трех разделов:

Раздел 1. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.

Здесь указывают значения пожарного риска и перечисляют фактические мероприятия по пожарной безопасности. Оценка пожарного риска достаточно сложный процесс, при котором необходимо:

  • рассчитать вероятность пожара;
  • рассчитать вероятность успешной эвакуации людей из здания;
  • оценить воздействие на людей поражающих факторов пожара;
  • оценить меры, которые приняты для снижения частоты пожаров и их последствий.

Индивидуальный пожарный риск для человека, который находится в наиболее удаленной от выхода части здания, не должен быть больше одной миллионной в год (Статья 79 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Заполнять раздел 1 не всегда необходимо. Рассчитывать пожарный риск не нужно, если:

  • объект введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
  • на объекте выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании») и другими нормативными документами, о которых будет сказано ниже.

Советует

Александр МАКУШКИН,

начальник отдела независимой оценки риска и экспертизы пожарной безопасности ООО «Серконс» (Москва)

В разделе 3 декларации перечисляют не только те требования по пожарной безопасности, которые выполнены в вашей организации, но и те, которые должны выполняться согласно нормативным документам. Здесь указывают также мероприятия, обеспечивающие безопасность людей: пути эвакуации, наличие систем обнаружения и оповещения о пожаре и т. д. Консультацию по этим вопросам можно получить в отделениях Государственного пожарного надзора.

Раздел 2. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

Ответственность от возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара можно застраховать. Тогда в разделе 2 указывают реквизиты документов страхования. Когда ответственность не застрахована, то предполагаемый ущерб оценивают самостоятельно и указывают его размер в рублях. Если на вашем объекте нет арендаторов, чужого имущества и соблюдены нормативные противопожарные расстояния между зданиями, смело пишите, что возможный ущерб исключен. В противном случае поставьте примерную стоимость такого имущества.

Раздел 3. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.

Это самый объемный и самый полезный раздел, в котором собраны все требования по пожарной безопасности к конкретному объекту. Их выбирают из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правил противопожарного режима в Российской Федерации (Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390);
  • свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (Утвержден приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/14);
  • СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (Утверждены постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78);
  • СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений (Приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 г. № 18-7);
  • СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (Введены в действие постановлением Минстроя России от 2 августа 1995 г. № 18-78.);
  • СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 г. № 115.);
  • ГОСТ 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 г. № 387-ст.);
  • Правил устройства электроустановок;
  • свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171.);
  • свода правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (Утвержден приказом МЧС России от 21 ноября 2012 г. № 693);
  • свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 173);
  • свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (Утвержден приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288);
  • свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175);
  • свода правил СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 115);
  • свода правил СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 116);
  • свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178);
  • свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179);
  • свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный трубопровод. Требования пожарной безопасности» (Утвержден приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 180);

Окончательный перечень документов будет зависеть от многих факторов, таких как характер деятельности декларируемой организации, количество людей на территории, архитектурные и территориальные особенности объекта.

Кто оформляет декларацию

Обычно декларацию составляет застройщик, если это проектируемый объект, или собственник, если это существующий объект. Самой трудной будет процедура оценки пожарных рисков. Чтобы ее провести, нужно иметь довольно глубокие знания по пожарной безопасности.

Есть две методики, по которым определяют пожарный риск:

  • для производственных объектов используют методику, утвержденную приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404;
  • для остальных зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности применяют методику, утвержденную приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.

Функциональная пожарная опасность

По пожарной опасности здания разделяют на следующие классы:

Ф1 - здания для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

  • Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • Ф1.3 - многоквартирные жилые дома;
  • Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
  • Ф2 - здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:
  • Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным числом посадочных мест в закрытых помещениях;
  • Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
  • Ф2.3 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест на открытом воздухе;
  • Ф2.4 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
  • Ф3 - здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:
  • Ф3.1 - здания организаций торговли;
  • Ф3.2 - здания организаций общественного питания;
  • Ф3.3 - вокзалы;
  • Ф3.4 - поликлиники и амбулатории;
  • Ф3.5 - помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
  • Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
  • Ф4 - здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления, в том числе:
  • Ф4.1 - здания общеобразовательных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • Ф4.2 - здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов;
  • Ф4.4 - здания пожарных депо;
  • Ф5 - пожарные отсеки производственного или складского назначения, входящие в состав зданий с классами Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, в том числе:
  • - Ф5.1 - производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские;
  • Ф5.2 - стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта;
  • Ф5.3 - сельскохозяйственные здания.

Оценкой пожарных рисков занимаются специализированные организации. Стоимость такой услуги начинается от 50 000 рублей по московским расценкам и зависит от площади предприятия.

Предупреждает

Алексей АНДРЕЕВ,

генеральный директор ООО «ЭАЦ «Технологии труда» (Москва)

При подаче декларации не забудьте приложить к ней расчеты по оценке пожарного риска (если он проводился) и копию страхового полиса (если объект застрахован). Иначе в пожарном надзоре МЧС России откажутся регистрировать документ.

Как самостоятельно оформить декларацию

Если оценивать пожарные риски не требуется (Для предприятий, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), то декларацию вполне можно разработать самостоятельно. В организации этим может заняться специалист по пожарной безопасности или сотрудник, ответственный за пожарную безопасность. Для этого не нужно никаких лицензий или аккредитаций. Главное - соблюдать форму документа, которая установлена приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91.

Что будет, если не оформить декларацию

Если при проверке обнаруживается отсутствие декларации пожарной безопасности, то владелец объекта может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20.4 КоАП РФ. За это и иные нарушения должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 6 до 15 тысяч рублей, юридическому лицу придется заплатить от 150 до 200 тысяч рублей. Разумеется, документ составляется в том случае, если категория помещения по взрывопожарной опасности того требует.

В случае отсутствия декларации при проверке на объекте в рамках особого противопожарного режима виновные могут быть подвержены административному штрафу в следующих размерах: должностные лица от 15 до 30 тысяч рублей; юридические лица — от 400 до 500 тысяч рублей.

Если из-за этого человек получит тяжелое повреждение здоровья, нарушителю грозит:

  • штраф до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за шесть месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 219 УК РФ).
  • Если человек погибнет, нарушителю грозит:
  • ограничение свободы на срок до пяти лет;
  • или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 219 УК РФ).

Ответы на ваши вопросы

На какой срок разрабатывается декларация?

Правда ли, что декларация имеет ограниченный срок действия? Тогда как часто нужно ее сдавать?

Нет, это неправда. У декларации нет срока действия, ее нужно сдать один раз за все время существования объекта. Переработать документ и сдать повторно придется, если:

  • изменятся сведения об объекте, в том числе его функция (например, магазин решат переоборудовать под ресторан);
  • изменятся требования пожарной безопасности.

Нужно ли согласовывать декларацию?

С кем нужно согласовать декларацию и где ее зарегистрировать? Могут ли отказать в регистрации? Что делать в такой ситуации?

Декларацию не нужно согласовывать, а только зарегистрировать в территориальном органе государственного пожарного надзора МЧС России. Есть несколько основных причин для отказа в регистрации декларации:

  • документ не соответствует форме, установленной приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91;
  • не заполнен первый раздел декларации без обоснования причины;
  • не приложен отчет по оценке пожарного риска (в случае указания величины риска) или копия договора страхования (в случае если объект застрахован);
  • декларация не подписана разработчиком;
  • некорректные сведения на титульном листе;
  • документ не прошит и не скреплен печатью.

При отказе вам вернут декларацию с письменным перечнем ее недостатков. Документ нужно будет переделать и подать на регистрацию повторно.

Кто проверяет наличие декларации?

Кто может проверить наличие у организации декларации пожарной безопасности?

Проверить наличие зарегистрированной декларации, а также правильность ее заполнения мож ет только сотрудник государственного пожарного надзора МЧС России во время плановой или внеплановой инспекции.

Декларация пожарной безопасности - образец является инструментом декларирования соответствия требованиям пожарной безопасности. Расскажем, в каких случаях нужна декларация и как она оформляется.

Декларация пожарной безопасности: кому нужна в 2018 — 2019 году

Декларирование, в соответствии со ст. 144 закона «Технический регламент…» от 22.07.2008 № 123 (далее — Техрегламент), является формой оценки соответствия характеристик объектов требованиям данного закона. Форма декларации утверждена приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91 (далее — приказ № 91). Основные правила декларирования закреплены в приложении 2 к приказу № 91 (далее — приложение 2).

Итак, кому нужна декларация пожарной безопасности? В соответствии с п. 1 приложения 2 пожарная декларация составляется в отношении следующих объектов защиты:

  • объектов капитального строительства;
  • зданий, где располагаются детские, дошкольные, образовательные учреждения;
  • зданий, где располагаются дома инвалидов или престарелых;
  • зданий больниц;
  • спальных частей зданий образовательных учреждений типа интернатов, а также детских учреждений.

Декларировать можно характеристики как целого здания или комплекса зданий, так и отдельных частей, корпусов, помещений, которые входят состав одного здания. При этом декларантами могут выступать следующие категории лиц:

  • владельцы соответствующих объектов;
  • застройщики проектируемых объектов.

Лицо, являющееся декларантом, в соответствии с п. 9 приложения 2 несет ответственности за полноту представленной в декларации информации, а также ее достоверность.

Кроме того, если характеристики, указанные в декларации либо оказывающие влияние на сведения, приводимые в ней, изменяются, необходимо представить уточнения. Также уточнения вносятся в случае, когда меняются технические требования к противопожарной безопасности.

Исключения

В п. 1 приложения 2 приводится перечень объектов, подлежащих декларации, со ссылкой на нормы Техрегламента и Градостроительного кодекса РФ (далее — ГК РФ). Декларировать следует объекты, подлежащие обязательной экспертизе.

П. 1.1 приложения 2 содержит исключения. Декларированию не подлежат:

  • обособленные жилые дома, высота которых составляет не более 3 этажей, предназначенные для одной семьи;
  • жилые застройки блокированного типа высотой не больше 3 этажей, состоящие из не более чем 10 блоков;
  • многоквартирные дома высотой не больше 3 этажей, состоящие из не более чем 4 секций с обособленными выходами;
  • обособленные объекты нежилого и непроизводственного назначения, площадь которых не больше 1 500 квадратных метров, высотой не больше 2 этажей;
  • обособленные объекты производственного назначения высотой не больше 2 этажей, для которых не требуется оборудование санитарно-защитных зон либо которые оснащены такими зонами.

Отдельно выделяются объекты, признанные особо опасными, уникальными или сложно-техническими. Для них декларирование является обязательным.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ экспертиза не проводится:

  • если на реконструкцию либо строительство не требуется разрешение;
  • в отношении модифицированной проектной документации;
  • в отношении проектной документации капитального ремонта.

П. 2 ст. 64 Техрегламента закрепляет, что собственники вправе задекларировать соответствие требованиям противопожарной безопасности добровольно.

Декларация пожарной безопасности: приказ № 91 МЧС с изменениями

С момента принятия в приказ № 91 были дважды внесены изменения и дополнения. Первый раз изменения, дополнения были внесены 26.03.2010 и затронули следующие моменты:

  • форму декларации;
  • п. 2 о декларации объекта целиком и частично;
  • п. 11 об органах, ведущих перечни деклараций;
  • п. 12 о должностных лицах, ведущих перечни деклараций:
  • п. 13 о возврате декларации при несоответствии заполнения;
  • п. 15 о структуре регистрационного номера декларации.

Во второй раз изменения были внесены 21.06.2012 и коснулись следующих пунктов:

  • п. 10 о порядке подачи декларации в уполномоченные органы;
  • п. 14 о направлении экземпляра декларации декларанту.

Стоит отметить органы, куда подается декларация:

  • если объект, который принадлежит одному собственнику, расположен на территории 2 и более федеральных округов, декларация подается в ГПН МЧС России;
  • если объект расположен в пределах 2 и более субъектов РФ из одного федерального округа, декларация подается в региональный центр ГПН МЧС России;
  • если объект расположен в пределах 2 и более муниципалитетов одного субъекта РФ, имеет особое значение для нацбезопасности, особый пожароопасный статус, декларация подается в ГПН ГУ МЧС России субъекта РФ;
  • декларации по объектам, расположенным в пределах одного муниципального образования, подаются в территориальное подразделение ГПН ГУ МЧС России;
  • декларации по объектам, находящимся на территории режимных и военных образований, подаются в ГПН специального и воинского образования.

Разработка декларации пожарной безопасности: порядок заполнения

Действующий в 2018 — 2019 году образец заполнения пожарной декларации, приведенный в приложении 1 к приказу № 91, состоит из шапки и технической части. В шапке декларации необходимо указать:

  • наименование соответствующего органа;
  • данные декларанта;
  • сведения об объекте;
  • контактные сведения о декларанте.

В соответствии с п. 3 приказа № 91 разработка и составление декларации осуществляется следующими лицами:

  • собственниками объектов;
  • лицами, в чьем пожизненном наследуемом владении находится объект;
  • лицами, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении находится объект;
  • лицами, осуществляющими застройку вновь проектируемых и возводимых объектов.

ВАЖНО! Декларации в отношении зданий и сооружений, вновь возводимых, проектируемых зданий должны быть поданы до момента их ввода в эксплуатацию. Для всех остальных зданий был определен годичный срок для представления декларации с момента принятия Техрегламента от 22.07.2008.

В части разработки декларации в соответствии с формой, приведенной в приложении 1 к приказу № 91, декларанту необходимо:

  • рассчитать пожарный риск;
  • оценить ущерб от возможного пожара, нанесенный имуществу третьих лиц;
  • перечислить статьи, пункты статей федеральных законов, НПА по пожарной безопасности, под действие которых подпадает объект.

Расчеты пожарного риска, а также страховой полис прилагаются к декларации. Если же здание находилось в эксплуатации до момента вступления в силу Техрегламента, то осуществлять расчет пожарного риска не требуется.

Оценка пожарного риска и ущерба

МЧС России 01.01.2013 выпустило методические рекомендации по поводу заполнения деклараций. В данных рекомендациях особо отмечается, что основной целью декларирования является предоставление собственникам возможности самостоятельно оценить риски, степень опасности собственного производства и т. д., а также разобраться в требованиях противопожарной безопасности.

В свою очередь, собственники вправе самостоятельно рассчитать пожарный риск. Наличие особой аккредитации для этого не требуется. Так, пожарный риск не должен превышать 0,0000001, а при специфических видах производства — 0,00001. Основные правила определения пожарного риска установлены в следующих НПА:

  • постановлении Правительства РФ от 31.03.2009 № 272;
  • приказе МЧС России от 30.06.2009 № 382;
  • приказе МЧС России от 10.07.2009 № 404.

В свою очередь, возможный ущерб имуществу третьих лиц оценивается исключительно самими декларантами. Так, оценка ущерба может иметь как количественное, так и стоимостное выражение.

Вместе с тем оценка ущерба может быть осуществлена во время страхования ответственности декларанта. При этом копии страхового полиса и оценочного заключения представляются в уполномоченный орган вместе с декларацией.

***

Таким образом, образец декларации пожарной безопасности утвержден отдельным приказом МЧС России и является обязательным. Декларанты не могут подавать декларации в свободной форме. Не соответствующие установленной форме декларации не принимаются.


Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты

1. Административное здание – II степени огнестойкости, трехэтажное. Класс функциональной пожарной опасности – Ф 4.3., что соответствует требованиям Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*) и Строительных норм и правил «Общественные здания административного назначения» (СНиП 31-05-2003).

2. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03):

Приказом установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим;

Приказом назначены лица ответственные за обеспечение пожарной безопасности;

Разработана инструкция о мерах пожарной безопасности;

На каждом этаже на видных местах вывешены планы эвакуации людей, разработанные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002;

С работниками проводится противопожарный инструктаж при приеме на работу, а также 2 раза в год;

Ответственные за обеспечение пожарной безопасности прошли обучение по программе пожарно-технического минимума;

Не реже 1 раза в полугодие проводятся практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников;

Чердак, венткамеры и другие технические помещения не используются для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

Изменений объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией) не производилось;

На окнах и приямках у окон подвалов отсутствуют глухие решетки (на окнах кабинетов 1-го этажа установлены распашные решетки);

В лестничных клетках и поэтажных коридорах отсутствуют кладовые, под лестничными маршами и на лестничных площадках не хранятся вещи, мебель и другие горючие материалы;

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крыше здания содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаются эксплуатационным испытаниям;

Двери чердачных помещений и подвала, закрыты на замок. На дверях указанных помещений имеется информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, и подвалов остеклены и постоянно закрыты;

Деревянные конструкции чердака обработаны огнезащитным составом. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) проверятся два раза в год с составлением акта.

3. Места размещения средств пожарной безопасности, специально оборудованные места для курения, эвакуационные выходы обозначены знаками пожарной безопасности в соответствии Нормами пожарной безопасности «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» (НПБ 160-97) и ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

4. Административное здание оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) и Нормами пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (НПБ 88-2001). Сигнал о пожаре выведен в помещение с круглосуточным пребыванием людей.

5. Административное здание оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 3-го типа в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03*).

6. В соответствии с ППБ 01-03 заключен договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт АУПС и СОУЭ с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

7. Здание обеспечено первичными средствами пожаротушения в соответствии с ППБ 01-03. Огнетушители содержаться в соответствии и Нормами пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (НПБ 166-97). Огнетушители промаркированы, на них заведены паспорта, заведён журнал учёта наличия, проверки и состояния первичных средств пожаротушения.

8. Наружное противопожарное водоснабжение здания обеспечивается от двух пожарных гидрантов, установленных на кольцевой водопроводной сети диаметром 150 мм по ул. Солнечной на расстоянии 25 м и 60 м от здания.

9. Здание оборудовано внутренним противопожарным водопроводом в соответствии со Строительными нормами и правилами «Внутренний водопровод и канализация зданий» (СНиП 2.04.01-85*). Число струй и минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение на одну струю приняты: 1 струя с расходом 2,5 л/сек. Количество пожарных кранов в здании 6 шт. Противопожарный водопровод проверяется на работоспособность не реже 2-х раз в год организацией, имеющей лицензию. Водопровод находится в исправном состоянии и обеспечивает требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения в соответствии со СНиП 2.04.01-85*.

10. Противопожарные расстояния до соседних зданий и сооружений соответствуют требованиям Строительных норм и правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СНиП 2.07.01-89*).

В соответствии с ППБ 01-03 территория здания, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п. Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями не используются под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений. Дороги, проезды и подъезды к зданию, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, всегда содержаться свободными для проезда пожарной техники, в исправном состоянии, а зимой очищаются от снега и льда.

11. Отопление здания центральное водяное. Вентиляция механическая, приточно-вытяжная, а также вытяжная с естественным побуждением. Принятые решения соответствуют СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». Системы отопления и вентиляции содержаться в соответствии с ППБ 01-03.

12. Объемно-планировочные и конструктивные решения, количество и размеры эвакуационных выходов соответствуют требованиям Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*) и Строительных норм и правил «Общественные здания административного назначения» (СНиП 31-05-2003). В соответствии с п. 6.13* СНиП 21-01-97* с каждого этажа имеется два эвакуационных выхода. В соответствии с п. 6.16 СНиП 21-01-97* ширина каждого эвакуационного выхода в свету составляет 1,2 м и высота каждого эвакуационного выхода в свету составляет 1,9 м. Двери эвакуационных выходов открываются по направлению выхода из здания. Двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах.

Мероприятия по ограничению распространения пожара за пределы очага соответствуют требованиям СНиП 21-01-97*.

13. Пути эвакуации, эвакуационные выходы содержаться в соответствии с ППБ 01-03 и СНиП 21-01-97*. Эвакуационные пути и выходы не загромождаются. Эвакуационные выходы, при нахождении людей в здании, закрываются на запоры, обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для отделки стен, потолка, пола на путях эвакуации применены материалы, которые соответствуют требованиям ППБ 01-03 и СНиП 21-01-97*, а именно:


  • для отделки стен в общих коридорах, лестничных клетках применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки потолка в общих коридорах, лестничных клетках применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки пола в общих коридорах применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки стен актового зала применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки потолка в актовом зале применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………);

  • для отделки пола в актовом зале применены следующие материалы …………….(в сертификате пожарной безопасности указаны следующие показатели ………………).
14. Монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (ПУЭ, ПТЭЭП).

Замеры сопротивления изоляции электропроводки проводятся 1 раз в 3 года.

В соответствии с п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации электроустановок используются приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей. Запрещено использовать приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями.

Светильники эксплуатируются с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Не используются электроутюги, электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройства тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара.

Не применяются нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, не используются некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

У электрощитов и пусковой аппаратуры не складируются горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

15. На объекте имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

………………….

………………….

(В разделе указывается перечень выполняемых требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных

документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты)

В соответствии с Федеральным Законом №123 от 22.07.2008, декларация пожарной безопасности должна оформляться на все объекты капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе. Это могут быть детские сады, школы, спортивные комплексы, жилые дома, склады и т. д. Также такой документ составляется и в отношении проектируемых и реконструируемых зданий. В этом случае оформлением занимается застройщик или проектная организация.

Таким образом, заполнение и предоставление декларации – это форма проведения оценки на соответствие объектов капитального строительства регламентным требованиям закона «О пожарной безопасности».

Документ оформляется согласно унифицированным формам, которые содержатся в Приложениях к Приказу №91 МЧС РФ. Для каждого объекта капитального строительства предусмотрен свой образец заполнения, в зависимости от того, к какому классу пожароопасности отнесено здание.

Данная декларация – это многостраничный документ, который должен обязательно содержать:

  • титульный лист;
  • данные об организации, которая предоставляет декларацию;
  • оглавление с указанием страниц разделов и подразделов;
  • 1 раздел: «Оценка пожарных рисков»;
  • 2 раздел: «Оценка возможного ущерба от пожара третьим лицам»;
  • 3 раздел: «Обеспечение требований пожарной безопасности».

Порядок составления

Составление и предварительная разработка декларации – это сложный процесс, к которому могут привлекаться и сторонние организации, специализирующиеся на оформлении подобных документов. Поэтому, если в разработке участвовало несколько предприятий, то информация должна предоставляться о каждом из них.

  • На титульном листе указывается территориальный отдел ГПН МЧС РФ, присвоенный документу номер и дата регистрации. Далее прописываются реквизиты и контактные данные компании, сфера деятельности предприятия, правовое основание для декларирования.
  • В разделе «Оценка пожарных рисков» предоставляются данные о допустимых значениях уровня пожароопасности для данного объекта капитального строительства. Эта часть документа не составляется, если строение было возведено с учётом всех требований проектной декларации. Обязательное заполнение этого раздела предусмотрено для производственных зданий, а также строений, где есть несоответствие стандартным нормам безопасности. Аудит пожарной безопасности может проводиться специализированными организациями, а заключение с расчётами прилагается вместе с декларацией.
  • Второй раздел заполняется, если на территории декларируемого объекта есть имущество третьих лиц или организаций, которое может пострадать от возможного пожара. Здесь указывается предполагаемая сумма ущерба и перечень страховых документов, если таковые имеются. Этот пункт не заполняется, если все требования безопасности соблюдаются.
  • Третий раздел самый объёмный. В нём содержится список всех законов и нормативных актов, требования которых полностью соблюдаются на данном объекте капитального строительства.

В каких случаях она оформляется

Декларация обязательно должна оформляться в отношении зданий и помещений, которые подлежат государственному контролю соблюдения норм безопасности. Документ подаётся собственниками строения или же его арендаторами.

Непредставление этой формы в надзорные органы рассматривается как административное правонарушение. Для физических и юридических лиц это влечёт выплату штрафа. А в отношении предприятий или предпринимателей судом может быть принято решение о приостановлении их хозяйственной деятельности.

Декларированию подлежат любые объекты капитального строительства, кроме:

  • объектов индивидуальной застройки;
  • нежилых зданий до 2-х этажей и площадью менее 1500 кв. м.;
  • многоквартирных домов высотой менее 3-х этажей.

Обязаны иметь декларацию : учреждения для детей дошкольного возраста, интернаты и дома престарелых, больницы, гостиницы, театры, дома отдыха, складские и производственные помещения, торговые и административные здания.

Во время разработки этого документа необходимо изучить все нормативные требования к данному типу зданий и проверить степень их соблюдения. Это требует определённых навыков и знания соответствующей законодательной базы. Поэтому в некоторых случаях составление документа поручают специальным организациям. Обращение к экспертам актуально, когда необходимо просчитать точную страховую сумму возмещения ущерба в случае возникновения пожара.

Процедура подачи и срок её действия

После составления декларация обязательно подписывается первым руководителем и в двух экземплярах предоставляется в орган Госпожарнадзора МЧС РФ. Затем она в течение пяти дней рассматривается на предмет соответствия утверждённым формам. После чего принимается решение о соответствии всем требованиям с последующим присвоением регистрационного номера, или же форма возвращается составителю с указанием причины возврата.

Зарегистрированный экземпляр отсылается составителю на протяжении трёх дней после утверждения надзорным органом МЧС.

Все объекты кап. строительства, подлежащие декларированию, которые были построены и сданы после принятия закона №123 от 22.07.2008, должны предоставить соответствующую форму в течение первого года эксплуатации.

Этот документ является бессрочным, за исключением случаев, когда производится смена собственника здания, капитальный ремонт строений или их перепланировка, меняется их функциональное назначение. Тогда в форму вносятся изменения, добавляются приложения, или же разрабатывается новый документ. Если на здание или помещение имеется декларация, то государственная инспекция проводится не реже одного раза в год.

О том, как грамотно представить документ, вы можете узнать из следующего видео:



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...