Что такое семейное образование. Семейное обучение. Родитель в роли учителя. Система коллективного семейного образования

Семейное образование сегодня можно отнести к инновационным явлениям в российской педагогической практике, поэтому перед переходом к сути вопроса необходимо привести основные сведения о специфике семейного обучения.

В 1992 г. в России была официально разрешена семейная форма обучения. Родители получили право «дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье» (пункт 3 ст. 52 Закона РФ «Об образовании»). Это означает, что родители могут либо сами обучать детей на дому школьным предметам, либо воспользоваться для этого услугами репетиторов (последнее в силу экономических причин в России встречается несколько реже).

Отражение отношений между школой и семьей является фундаментальным элементом успеха процесса преподавания и обучения. В настоящее время они вкладывают значительные средства в изучение развития образования в условиях участия семьи в целях содействия качественному образованию. Это означает, что семья должна взять на себя ответственность в школе за академическую подготовку своих детей.

В настоящем документе основное внимание уделяется фундаментальным аспектам отношений между школой и семьей в поиске, чтобы представить важность этого партнерства. Одной из самых ценных перспектив в этих отношениях является качество школы и, как следствие, тот факт, что учащиеся получают лучшее образование. Как школа должна приблизить семью к успеху обучения студентов? Цель этого документа - признать важность отношений, которые школа должна развивать с семьей в пользу качественного образования.

В современном понимании, семейная форма обучения (юридический термин - «обучение в семье») представляет собой форму освоения учащимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье с периодической отчетностью перед общеобразовательным учреждением, в котором числится учащийся, и осуществляемое либо непосредственно родителями, либо лицами, выбираемыми и назначаемыми родители. Семьи, обучающие детей таким образом, часто называют домашними либо семейными школами. В данной статье мы будем использовать также термин «домашние» дети, подразумевая детей, получающих образование в семье.

Школа и семья играют важную роль в социальном формировании личности, беря на себя ответственность за построение человеческой личности в ее пространственной, временной и социально-культурной сферах. Процесс формирования идентичности происходит в индивидуальном, личном и культурном аспектах. Формирование личности человека происходит через такие учреждения, как семья, школа, а затем и мир труда.

Формы и широта отношений между школами и семьями различаются, поскольку они связаны с несколькими факторами, такими как школьное образование семей, социальный класс, городская или сельская среда, количество детей, доступное время и занятие родителей и другие.

В 1992 г. в России была официально разрешена семейная форма обучения. Родители получили право «дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье»

Семейную форму обучения не следует отождествлять с экстернатом. Экстернат - это самостоятельная, часто ускоренная форма получения образования. Ребенок, обучающийся в условиях экстерната, в списках школы не числится. Он не является учеником той или иной школы. Не следует также отождествлять семейное образование и обучение на дому (домашнее образование). Последнее возможно для детей, которые не могут учиться в общеобразовательной школе по состоянию здоровья. По приказу директора обучение таких детей осуществляется школьными учителями, приходящими к ребенку на дом. Оформляется оно на основании рекомендации медицинского учреждения.

Некоторые родители не имеют представления о том вреде, который они причиняют своим детям, когда они не устанавливают для них пределы, участвуя во всех своих желаниях, не спрашивая их, дети, которые не знают, как контролировать свою волю, вероятно, не смогут справиться с повседневными проблемами своей повседневной жизни.

Когда школа жалуется на неприемлемое поведение или недисциплинированность со стороны студентов, родители возлагают ответственность на школу. Раньше семья была соучастником школы. Сегодня она ставит свои обязанности и делегирует ей свои обязанности, но критику. Все больше и больше учеников приходят в школу с меньшим количеством ограничений, с которыми работает семья.

Семейное же образование радикально отличается от экстерната и домашнего обучения. Так, на семейной форме обучения ребенок формально числится в определенной школе (той, в которую его запишут родители). Поэтому «домашнему» ребенку, как и любому другому ученику, школа обязана выдать учебники и проводить его промежуточную и итоговую аттестацию. Ответственность за качество обучения несут родители. Перевод на семейное обучение возможен с любого класса, и при этом в любой момент можно вернуться к занятиям в школе. Отметим, что в США, Канаде и ряде стран Западной Европы семейное образование является очень распространенной формой обучения и в течение многих лет дает высокие результаты.

Влияние семейной жизни оказывает корректирующее влияние на школьную жизнь человека, поскольку оно вставляется в структуру семьи с динамикой, которая часто конфликтует, определяя их поведение и их способность учиться в школе. По словам автора, школа делится с семьей своими выводами и получает от нее, через своих студентов, динамику постоянно меняющегося мира в процессе совместной работы. Не существует разделения между школьной культурой и семейной жизнью, но расширение, в котором они сосуществуют и влияют друг на друга.

Чтобы понять, как институты, школы и семьи влияют на успех образовательного процесса в Бразилии, необходимо сначала рассмотреть исторические аспекты, которые составили траекторию школы и семьи от колониального периода до наших дней. С тех пор и более двухсот лет иезуитские священники были посвящены почти исключительно священникам Общества Иисуса в государственном образовании в нашей стране. Ввиду миссионерских целей Ордена иезуиты посвятили себя главным образом катехизации и обучению создание школ первых писем и создание колледжей для подготовки священников к миссионерской работе на новой земле.

Не хуже, чем учитель

Семейное образование, раньше мало распространенное в России, в настоящее время приобретает все большую популярность, особенно в крупных городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Омск и др. (с момента принятия действующего сегодня закона Российской Федерации «Об образовании» опыт семейного обучения получили в общей сложности более 1,5 млн россиян).

Учение, которое Помбал перестроило на руинах системы иезуитов, заняло много времени, чтобы организовать в Бразилии. В последующие годы после изгнания иезуитов в Кельне образовательная система не была создана, заменив то, что было. Когда королевская семья прибыла в Бразилию, были королевские классы со времен Помбала, что заставило короля создать школы, особенно для того, чтобы удовлетворить потребности момента. В дополнение к необходимым административным корректировкам произошло увеличение культурных мероприятий, ранее не существовавших.

Основными причинами, по которым родители отдают предпочтение семейному обучению, являются низкое качество школьного образования (обучения и воспитания), а также неблагоприятная психологическая обстановка во многих школах .

Людям, не осведомленным о семейном образовании, то, что родители могут сами обучать детей всем школьным предметам, причем нередко вплоть до 11-го класса, как правило, кажется невозможным. Однако анализ общемирового опыта в области семейного обучения позволяет утверждать, что родителям не обязательно иметь педагогическое образование, для того чтобы дать ребенку качественные знания: достаточно лишь обладать трудолюбием и располагать свободным временем.

Образование не происходило в школах, а на самом рабочем месте, таких как причалы, больницы, военные и военно-морские арсеналы. Только позже они также посвятили себя обучению первых латышей этим молодым людям. Эти школы выразили некоторую помощь, которая не была отделена от интереса к дисциплине в отношении популярных сегментов из-за того, что элита чувствовала себя на примере движений оппозиции политическому порядку, а затем была распространена в Европе.

Однако некоторые интеллектуалы, под влиянием европейских и американских идей, искали новые направления в области образования, разрабатывали законы, создавали школы и способствовали проведению широких открытых дискуссий для гражданского общества. Эта тенденция действий остается на протяжении периода империи. Однако, вопреки тому, что произошло с высшим образованием, другие уровни образования, особенно первичные и технические, были мало оценены и развиты после независимости.

Идея о том, что родители с помощью школьных учебников и методических пособий могут преподать своим детям большинство предметов на уровне, нередко более высоком, чем в школе, является новой для России, но ее справедливость подтверждается опытом семей, обучающих детей на дому, и соответствующими исследованиями. Так, дети, обучающиеся по семейной форме обучения, действительно обнаруживают более глубокие знания по сравнению с детьми, обучающимися в государственных школах. Указанный факт большинство исследователей объясняют очень высокой степенью индивидуализации и гуманизации семейного обучения по сравнению со школьным.

Последние десятилетия имперского периода были отмечены крупными преобразованиями, связанными с началом индустриализации, прибытием иммигрантов, постепенным прекращением рабства и урбанизации, что способствовало развитию наемного труда в стране, расширению производства кофе и для улучшения инфраструктуры для связи с транспортом.

Расширение образовательных дебатов в этот период обусловлено, в частности, новыми потребностями населения, возникающим в социальной, экономической и политической сферах, до реорганизации государства. Этот растущий спрос обусловлен, в частности, образованием, которое в этот момент должно быть понято как возможный способ занятости в административной структуре государства, который затем был усилен, то есть главной целью были бюрократические и интеллектуальные позиции, понимаемые как возможность социального восхождения со стороны среднего класса, который усилился.

анализ общемирового опыта в области семейного обучения позволяет утверждать, что родителям не обязательно иметь педагогическое образование, для того чтобы дать ребенку качественные знания: достаточно лишь обладать трудолюбием и располагать свободным временем

Так, организация процесса обучения в семье является значительно более гибкой по сравнению со школьной и лучше отвечает индивидуальным особенностям ребенка.

Эти факторы привели к усилению давления на народное образование против национальной структуры, в которой 75% населения было неграмотным. Ее последователями в стране были такие педагоги, как Анисио Тейшейра, Фернандо де Азеведо, Лоренсо Фильо и Франсиско Кампос.

В образовательной сфере образовательный спрос населения растет не только в Бразилии, но и в мире. Таким образом, мобильность и социальное восхождение, особенно для среднего класса, имеют место. Однако в любой момент дыхание этой возможности роста выпускников уменьшается даже в развитых странах, что подразумевает сокращение заработной платы. Для этой концепции образования, как формы демократизации общества, идеи Новой школы внесли большой вклад.

Родители имеют возможность организовать обучение в соответствии с индивидуальными особенностями своего ребенка, темпом его работы на уроке, степенью заинтересованности различными предметами и пр. Это дает, помимо прочего, возможность изучать более высокими темпами те предметы, которые не вызывают у ребенка трудностей, и больше времени посвятить тем, в процессе изучения которых возникают проблемы.

1920-е годы были отмечены в Бразилии широкими дебатами об образовании. Подойдя к концу своего срока и новых выборов Гетулио Варгас о государственном перевороте, поддерживающем власть. Действия, которые отмечают это правительство, заключались в исчезновении политических партий, установлении предварительной цензуры прессы и смертной казни.

Конституция по-прежнему устанавливает обязательство базового образования, не связывая его с конкретным возрастом, и устанавливает бюджетную связь с образованием, а также минимальную учебную программу, чтобы гарантировать общее базовое образование, учитывая, однако, региональные культурные особенности.

Семейное образование располагает и более широкими возможностями в выборе методов обучения. Так, в образовательный процесс могут быть включены прогулки на природе с образовательными целями, экскурсии, просмотр учебных фильмов. Иногда родители вводят в качестве дополнительного предмета знакомство с искусством, музыкой, классической литературой.

Статья 227 Федеральной конституции Бразилии в целом гласит, что: Семья, общество и государство обязаны обеспечивать ребенку и подростку абсолютное приоритетное право на жизнь, здоровье, питание, образование, досуга, профессионализма, культуры, достоинства, уважения, свободы и семейного и общинного сосуществования, а также для защиты их от всех форм пренебрежения, дискриминации, эксплуатации, насилия, жестокости и угнетения.

Обсуждение вопроса о детстве и семье в области педагогики является важной задачей, чтобы избежать использования жестких стандартов, которые рассматривают образование из универсальной и временной модели детства и семьи. В своих исторических аспектах семья является исторической сущностью, переплетающейся с направлениями и отклонениями истории, которые меняли свои структуры во времени. Поэтому есть пересмотр этого института и его долг перед людьми, которые его составляют.

Школьное образование, в силу своей специфики, определяющейся коллективным, массовым характером обучения, не располагает и десятой долей таких возможностей.

Каковы недостатки?

Однако именно индивидуализация как характерная черта семейного обучения позволила ряду исследователей (А. Томас, Р. Патрик) утверждать, что семейное образование не способствует социализации детей. Указанные исследователи отмечают, что при безусловном наличии весьма значимых компонентов - гуманизации и индивидуализации, семейное образование не отвечает принципу обучения и воспитания в коллективе.

Семья является важным примером в процессе социализации, а также в развитии автономной субъективности, неформально обучая тому, что дети должны делать, говорить или думать. Обучение, данное семьей, дает основание для того, чтобы человек мог действовать даже для того, чтобы в конечном итоге восстать против полученных ценностей: от этих ценностей, но всегда от них.

Когда семейные отношения нестабильны, это, безусловно, повлияет на социальные отношения его членов, особенно детей. Бедность, насилие в семье, алкоголизм, распад браков, наркотики, отсутствие ценностей, вседозволенность, увольнение родителей образования детей и т.д. они указаны как основные причины, которые подрывают привычную среду.

Так, по мнению Р. Патрика, к недостаткам семейной, как и любой другой индивидуальной формы обучения, можно отнести то, что «каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано».

Это то, что перестраивается в отсутствие того, что существует там. Это сложная задача, требующая осторожности и приверженности, чтобы избежать ностальгии по старой семье, где авторитет отца был бесспорным и не обвинять женщину в выходе на рынок труда как фактор дезагрегации.

Многие по-прежнему считают, что это расстройство в семье, когда они с подозрением видят разводы и последовательные браки, конституцию семей без официального брака, независимое производство варианта с одним родителем, то есть ребенка, живущего с отцом в одиночку или с материнства, детенышей пробирки, гомосексуального брака, включая предоставление детей, среди многих других форм формирования семьи.

Вообще говоря, практически все противники семейного образования утверждают, что проблема социализации является главным негативным аспектом семейной формы обучения. По их мнению, дети, обучающиеся в семье, нередко испытывают дискомфорт при общении со сверстниками. Как следствие, после окончания школы «домашние» дети с трудом адаптируются к жизни в обществе. (Отметим, что распространенность этого мнения в Скандинавских странах, где правительство особое внимание уделяет именно социализации, привело к проблемам в развитии там семейной формы обучения.)

Тем не менее, по мнению автора, беспорядки в семье не новы, хотя сегодня они беспрецедентны, но они не препятствуют тому, чтобы семья была в настоящее время заявлена ​​как единственная безопасная ценность, которую никто не хочет отказываться. Ее любят, мечтают и желают мужчины, женщины и дети всех возрастов, всех сексуальных ориентаций и всех условий.

В нынешней бразильской реальности школа стремилась установить отношения с семьями своих учеников, ориентируясь главным образом на личные и личные инвестиции каждого ученика в их школьное обучение. Однако не всегда удается достичь результатов. Это предмет, который заслуживает размышления и исчерпывающий поиск альтернатив, которые могут помочь, поскольку он напрямую влияет на обучение - обучение.

практически все противники семейного образования утверждают, что проблема социализации является главным негативным аспектом семейной формы обучения. По их мнению, дети, обучающиеся в семье, нередко испытывают дискомфорт при общении со сверстниками

Сторонники семейного образования категорически не согласны с подобным мнением. Так, Манфред Зиск (Manfred Zysk, США), автор статьи «Семейное образование и миф о социализации», утверждает, что проблема социализации представляет собой миф, созданный социологами, школьной администрацией и учителями. Их (учителей) мнение обусловлено как нежеланием расставаться с частью государственного бюджета, выделяемой на обучение каждого ребенка (в США родителям, выбравшим семейную форму получения образования несовершеннолетнего ребенка, из бюджета школы выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка - около 3000 долларов в год), так и тем, что «домашние» дети, как правило, привыкли мыслить самостоятельно, вследствие чего они труднее поддаются влиянию СМИ и воздействию общественной пропаганды, ими труднее управлять, поэтому государство не заинтересовано в развитии семейного обучения.

По мнению большинства родителей, обучающих детей в семье, одна из основных задач семейного образования - ни в коем случае не изоляция детей от общества, а лишь временное ограничение общения детей с некоторыми сверстниками, отличающимися асоциальным поведением, до тех пор пока ребенок по мере взросления не станет психологически устойчивым к негативному влиянию.

Таким образом, родители хотят не только уберечь детей от негативного влияния социума, но и привить им своеобразный «социопсихологический иммунитет», способный защитить их во взрослой жизни, что дает детям весьма существенные преимущества именно в социальном плане.

Анализ литературы

Анализ литературы, посвященной вопросам семейного образования, позволяет заключить, что «домашних» детей отличает от учащихся общеобразовательных школ более «взрослое» поведение. «Домашние» дети, как правило, меньше смотрят телевизор (если 38% учащихся государственных школ смотрят телевизор более трех часов в день, то среди обучающихся в семье их всего 3%), больше читают, у них складываются благоприятные отношения с родителями. «Домашние» дети являются более спокойными, дисциплинированными и вежливыми, трудолюбивыми в учебе, проявляют бoльшую самостоятельность в принятии решений, чем учащиеся государственных школ. Они, как правило, не склонны к соревновательности и меньше подвержены влиянию окружающих.

Исследования показывают, что «домашние» дети успешнее устанавливают психологический контакт и социальные связи со взрослыми людьми, становятся ответственными в социально-политическом плане гражданами и реже нарушают закон, чем выпускники государственных школ. По мнению психолога Ларри Шаерса (Larry Shyers), изучавшего эту проблему, причина данного феномена заключается в том, что дети на семейной форме обучения имеют в лице родителей более достойные образцы поведения, нежели их сверстники в школах.

«Домашние» дети являются более спокойными, дисциплинированными и вежливыми, трудолюбивыми в учебе, проявляют бoльшую самостоятельность в принятии решений, чем учащиеся государственных школ

«Домашние» дети подражают своим родителям (как правило, заняться семейным обучением решаются достаточно интеллигентные люди), а школьники - своим сверстникам, далеко не всегда демонстрирующим достойные образцы поведения. Иными словами, у «домашних» учеников происходит развитие ценностных отношений в процессе общения с родителями. Усвоению же этических норм учащимися государственных школ препятствует как нежелание отстать от коллектива, так и боязнь оказаться в изоляции, принимающей порой черты настоящей травли со стороны других учеников.

Уровень политической активности людей, окончивших «домашние» школы, также весьма высок. По данным исследования Национального научно-исследовательского института домашнего обучения (NHERI), проведенного в 2003 г., из опрошенных выпускников «домашних» школ в возрасте от 18 до 24 лет 76% в течение последних пяти лет участвовали в голосовании на выборах и лишь 29% их сверстников из группы выпускников-школьников. Разница еще значительнее в старших возрастных группах (95 и 53%).

Семейное образование также значительно уменьшает вероятность того, что ребенок попадет под асоциальное влияние улицы. На современном этапе данный фактор приобретает особое значение вследствие четко выраженной тенденции к распространению алкоголизма и наркомании среди школьников. То, что «домашние» дети более ответственны, воспитанны и самостоятельны в принятии решений, чем учащиеся государственных школ, позволило ряду ученых (А. Антонов, И. Чапковский, Р. Легъярди) утверждать, что учащиеся семейных школ в большей степени подготовлены к жизни в обществе, поскольку социализация заключается не столько в умении общаться со сверстниками, сколько в умении жить в обществе и быть достойным гражданином.

Семейное образование также значительно уменьшает вероятность того, что ребенок попадет под асоциальное влияние улицы. На современном этапе данный фактор приобретает особое значение вследствие четко выраженной тенденции к распространению алкоголизма и наркомании среди школьников

Таким образом, следует признать, что вопрос социализации «домашних» детей является достаточно спорным. Для того чтобы составить свое объективное мнение по данной проблеме, обратимся к определению социализации, его трактовке в современной психолого-педагогической науке и практике.

Порочный круг

Большинство ученых сходится во мнении, что «социализация - это стадиальный процесс освоения социально-культурного опыта индивидом, готовящимся к самостоятельной жизни в современном ему обществе, результаты которого позволяют активно, компетентно и ответственно участвовать и различных видах социальной деятельности. Социализация включает определенную систему ценностей, установок, знаний и умений, норм межличностного взаимодействия и правил поведения. В более узком понимании - это процесс формирования готовности к успешному исполнению комплекса социальных ролей, свойственных взрослому члену общества» (В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев) .

Опираясь на вышеприведенное определение, можно сделать вывод, что семейное образование действительно по многим параметрам лучше способствует социализации детей, нежели обучение в общеобразовательной школе, и обвинения семейного обучения в полном отсутствии социализации неправомерны, так как при этом социализация трактуется слишком узко - только как умение общаться со сверстниками.

Однако следует признать, что формирование навыка общения с другими детьми как необходимого компонента общей социализации в условиях семейного обучения действительно требует внимания со стороны родителей.

Так, многие дети, обучающиеся в семье, испытывают трудности (от небольших до довольно серьезных) в общении со сверстниками, что может снизить качество их жизни.

Анализ особенностей семейной формы обучения позволяет предположить, что причина возникновения данной проблемы заключается в том, что если в школе с одноклассниками является для ребенка ежедневным и естественным процессом, то «домашние» ученики общаются преимущественно с родителями, репетиторами и учителями, что мешает им приобрести необходимые навыки общения с другими детьми.

Дети, обучающиеся в семье, нередко застенчивы, теряются в присутствии незнакомых людей. Особенно острый характер проблема социализации может приобретать в семьях с одним ребенком (а количество таких семей увеличивается).

Развитие и усугубление проблем с социализацией у «домашних» детей может вызвать и то, что далеко не все родители считают застенчивость и наличие у ребенка проблем в общении со сверстниками отрицательным моментом. Так, согласно исследованиям, 57% родителей, обучающих детей в семье, считают застенчивость проявлением хорошего воспитания ребенка, послушания, вежливости, доброты, неконфликтности, ответственности.

Вследствие того что семейное образование у нас пока сравнительно мало распространено, а также из-за того, что «домашних» детей отличает серьезное, «взрослое» поведение, тем, кто обучается в школе, «домашние» дети могут казаться какими-то «не такими», не похожими на них. В итоге возникает ситуация, когда «домашние» дети не особенно хотят общаться с другими детьми и не встречают такого желания с их стороны. Нередко бывает и так, что «домашний» ребенок, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается показать свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии.

Однако этот порочный круг можно прервать и даже избежать его появления.

Способы социализации

Прежде чем переходить к общим рекомендациям, отметим, что ситуация в области семейногообразования совершенно различна в больших городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др., и в городах малых. Если в городахмиллионниках в семьях обучаются, как правило, сотни детей, то в малых городах количество «домашних» детей может не превышать пяти человек. Вследствие этого должны быть различны и способы социализации детей из мегаполисов и малых городов. В больших городах с успехом может быть применена приведенная ниже система социализации детей, уже зарекомендовавшая себя в США. Там семейное образование наиболее распространено и развито: в 2007–2008 гг. насчитывалось около 1,5 млн «домашних» детей, причем их число ежегодно увеличивается на 5–12%.

То, что в больших городах довольно много семей, обучающих детей на дому, дает ряд важных преимуществ для социализации. Так, становится возможным общение семей, практикующих семейное образование, появляются возможности для обмена информацией о семейном обучении (в том числе через Интернет).

Данный аспект имеет особое значение, ибо семейное образование в нашей стране является инновационной формой обучения и возможность получить какую-либо информацию о семейном образовании, обсудить с другими семьями проблемы, возникающие в процессе обучения, получить совет и, при необходимости, поддержку, очень важна.

Знакомство с другими семьями, обучающими детей на дому, способствует общению друг с другом и детей, причем желательно, чтобы это общение не ограничивалось компьютерной перепиской. Идеальна ситуация, когда семьи собираются вместе, организовывают экскурсии, что дает возможность детям общаться в естественной обстановке. В качестве примера приведем опыт объединения семейных школ «Аист» в г. Архангельске (под руководством Л. Корнеевой). Деятельность этого объединения заключается в основном в организации совместного досуга семей (с данной целью родители сняли специальное помещение). Таким образом, дети, обучающиеся в семьях указанного объединения, имеют возможность вместе заниматься спортом, отмечать праздники и просто общаться друг с другом в свободное время. Следствием явилось отсутствие проблем с дальнейшей социализацией у всех «домашних» детей объединения.

Конструктивным в плане социализации является и объединение семейных школ в группы. В этом случае каждый родитель преподает детям из семей данной группы предмет, в котором он наиболее компетентен, либо родители сообща нанимают детям репетитора по отдельным предметам. Главным условием при этом является сохранение малой численности «класса» и индивидуальный подход к детям. Конечно, последнее не означает, что нужно поощрять общение ребенка только с «домашними» детьми. Весьма важным представляется создание естественной обстановки для приобретения навыка общения и с детьми, обучающимися в школе. В противном случае социализация будет неполной. С указанной целью ребенка можно отправить, например, в летний лагерь. Конструктивным вариантом является и организация поездок ребенка на экскурсии, причем родителям не обязательно всегда его сопровождать. Это принесет пользу для умственного развития и создаст естественные условия для общения ребенка с другими детьми.

Конструктивным в плане социализации является и объединение семейных школ в группы. В этом случае каждый родитель преподает детям из семей данной группы предмет, в котором он наиболее компетентен, либо родители сообща нанимают детям репетитора по отдельным предметам

Некоторые родители в частном порядке договариваются с директором школы о посещении «домашним» ребенком уроков физкультуры. Помимо физического развития, посещение этих занятий косвенно будет способствовать и решению проблемы социализации. Так, известно, что многие «домашние» дети находят друзей среди одноклассников, вместе с которыми посещают уроки физкультуры. (Отметим, что блестящие перспективы в социализационном плане представляет семейно-школьная форма обучения, при которой ребенок по ряду предметов, выбранных родителями, обучается дома, а по остальным - в школе, однако несмотря на законодательное разрешение сочетания форм обучения, семейно-школьное обучение по ряду причин в нашей стране практически отсутствует.)

Другой (наиболее распространенный) способ социализации ребенка - определить его в кружок, секцию, музыкальную школу или клуб по интересам. Так как в больших городах существует множество подобных организаций, то почти для каждого ребенка можно найти подходящий вариант, что позволит заниматься любимым делом и одновременно общаться с товарищами по интересам. Отметим, что при этом внимание нужно уделять не успехам ребенка, например, в вышивании или музыке, а тому, улучшается ли его способность к общению, появились ли у него друзья и знакомые. Конечно, не стоит ожидать мгновенных результатов, но если сколько-нибудь заметная положительная динамика отсутствует в течение года, возможно, следует перейти в другой кружок или поменять музыкальную школу на спортивную и так далее.

Как уже упоминалось, в больших и малых городах сложилась различная ситуация в области семейного образования.

Так, в малом городе семья, обучающая детей на дому, может быть единственной. По указанной причине общение с другими семьями, практикующими семейную форму обучения, затруднено. Причем обмен информацией через Интернет также доступен не всем жителям малых городов. Однако это не означает, что семейные школы в условиях малого города находятся в изоляции. Им также вполне доступна организация эффективной системы социализации детей (записать ребенка в спортивную секцию, кружок, художественную школу, отправить на детскую экскурсию и так далее).

Итак, способов, позволяющих повысить умение «домашних» детей общаться со сверстниками, достаточно много. Главное - соблюдать при этом ряд общих правил.

Во-первых, развивать коммуникативную сферу ребенка следует тактично, в неявной для него форме. В противном случае можно получить результат, обратный ожидаемому.

Во-вторых, нужно помнить, что эффективность мер по социализации во многом зависит от их своевременности. Желательно начинать поощрение коммуникативной деятельности ребенка до того, как у него появятся трудности в общении.

О школьном коллективе

Резюмируя вышесказанное, отметим, что для того чтобы объективно оценить возможности социализации «домашних» детей, прежде всего необходимо подвергнуть критике распространенное, укоренившееся еще с советских времен мнение о том, что социализация ребенка возможна только в школьных условиях. В связи с вышесказанным приведем мнение признанного авторитета в вопросах школьного коллектива А.С. Макаренко, доказавшего, что только высокоразвитый коллектив способствует социализации личности. При этом под высокоразвитым коллективом Макаренко понимал такую группу детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения, при условии безусловного равенства всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доброжелательности, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина. Анализ данного утверждения позволил А.Н. Кузьмину, Е.Н. Азаровой и ряду других исследователей утверждать, что в большинстве классов общеобразовательных школ коллектив, выполняющий воспитательные функции, практически не представлен. Последний факт исследователи объясняют неспособностью большинства школьных учителей сформировать коллектив с необходимыми, по А.С. Макаренко, свойствами.

Другие опираются на то, что современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. Анализ данного утверждения, с учетом негативных изменений, происходящих в российском обществе (распространение жестокости, дегуманизация взаимоотношений, размывание моральных принципов, распространение алкоголизма и наркомании) приводит к выводу, что данные негативные тенденции определяют и отношения в школьном коллективе, что в значительной степени препятствует реализации его воспитательной и, следовательно, социализационной функции. Существует множество исследований, показывающих, что общение с одноклассниками далеко не всегда способствует развитию личности ребенка в социальном плане. Как правило, именно в школе, а не дома дети приобретают различные вредные привычки, то есть демонстрируют признаки как раз социальной деградации. На это можно возразить, что указанные негативные явления неизбежны и с ними приходится мириться, ведь только в школе, в коллективе ребенок сможет научиться общению с другими детьми. С этим можно согласиться при одним условии: для развития коммуникативной сферы ребенка действительно необходимо общение с другими детьми, с коллективом, однако вполне логично признать, что этот коллектив совершенно не обязательно должен быть школьным.

Вполне возможно, что процесс социализации будет протекать значительно эффективнее, если ребенок, например, на занятиях в спортивных секциях, в кружках, будет общаться с детьми, с которыми его связывают общие интересы. Последнее особенно актуально для замкнутых, неуверенных в себе детей, ведь ежедневный психологический дискомфорт, стресс, испытываемый в школе при общении с детьми, с которыми у ребенка отношения не складываются, могут вызвать у него чувство неполноценности, никчемности и даже стойкое отрицательное отношение к общению со сверстниками. Наиболее серьезный урон такая негативная обстановка наносит застенчивым, ранимым детям, которым и без того трудно наладить процесс общения со сверстниками. Таким образом, именно сложная психологическая обстановка в школе нередко мешает развитию у таких детей способности к дружескому общению.

В условиях же семейного образования, как правило, создаются условия для более спокойного, комфортного вхождения ребенка в мир человеческих взаимоотношений (разумеется, в том случае, если об этом позаботятся родители).

Задачи психолога

Таким образом, проблемы в общении со сверстниками у «домашних» детей носят не более серьезный характер, чем у школьников. Просто эти проблемы имеют особенности и соответственно требуют различных подходов к их решению.

Важно, чтобы рассмотрение вопроса социализации «домашних» детей не состояло лишь в констатации данной проблемы, как, к сожалению, сложилось в отечественной педагогической науке. Необходимо информировать родителей о возможности появления проблемы социализации, способах ее предупреждения и преодоления.

При этом школьному психологу необходимо понимать, что семья и образовательная среда в семье представляют собой сложные динамические системы, состоящие из множества различных, тесно связанных между собой явлений и процессов. При этом подавляющее большинство «домашних» школ можно отнести к благополучным семьям, педагогически грамотным и позитивно ориентированным на воспитание своих детей (другие семьи, как правило, не принимают решение об обучении ребенка на дому). По этим причинам для повышения эффективности своей деятельности психологу нельзя в декларативной, нетактичной форме выстраивать систему работы с семьей по социализации ребенка.

Весьма важной представляется также диагностическая деятельность с целью определения, существует ли проблема социализации в конкретной семейной школе, а также выработки индивидуальной траектории ее предупреждения и преодоления. С указанной целью можно применять материалы, представленные в приложении к данной статье.

Возможность домашнего обучения в России – законодательно закрепленное право каждого ребенка. Однако в реальности семейное образование остается для большей части населения чем-то необычным, странным и даже – что уж скрывать – диким.

Почему же некоторые родители все-таки выбирают такое обучение для собственных детей? Отзывов в Интернете на эту тему почти нет. Мы решили узнать о реальном опыте таких семей и задали несколько вопросов маме, практикующей семейное образование.

Мария Марголина – мама двоих детей, воспитывающая обоих дома. Ее старшей дочке уже 9 лет, и девочка получает образование в семейном кругу.

Мария, почему Вы решили не отдавать дочку в школу? Наверно, 99% знакомых и незнакомых считают такой выбор экстремальным. Каким был Ваш основной мотив?

Мотивов было много, и трудно выделить из них главный. Да, большинство людей на такую форму обучения реагируют крайне негативно. Но почему? Давайте вспомним немного историю. В досоветский период особенно сильное влияние на нравственное становление ребенка и его интеграцию в общество оказывали семья и религия. И никто не впадал в панику, если ребенка не отдавали в школу, а учили дома. И этот период был довольно продолжительным, ведь кроме царской России была еще и Святая Русь, дохристианская эпоха, когда воспитанием и образованием детей занимались семьи, и главная ответственность лежала именно на семье.

На втором этапе – советский период – возрастает роль образования и конкретно школ. Усиление значимости общественных приоритетов по сравнению с семейными переместило центр тяжести воспитания с семьи на школу. Детей будет воспитывать общество – вот лозунг советского этапа, общественное важнее личного. Литература, кино, живопись, музыка целенаправленно выполняли социально значимые задачи пропаганды и формирования у детей и молодежи коммунистического идеала.

Советские годы остались позади, а люди по инерции и привычке по-прежнему отводят главную роль образованию в социализации ребенка, забывая о важной роли и месте семьи в развитии личности. Зато сейчас значительно изменяется роль и уровень культуры, деидеологизация которой привела к тому, что ее воздействие на личность ребенка стало приобретать в большей степени стихийный, спонтанный характер, прививающий зачастую нездоровые идеалы и образы. К тому же система современного образования очень далека от совершенства.

Обучая ребенка дома, я увидела, как много в школе лишнего и как много школе не хватает. Но благо, что государство предоставило родителям выбирать, как обучать своих детей – в школе или в семье. И наш выбор – это обучение в семье, так как это наши дети, наша ответственность. В школе ребенок не столько получает предметные знания, сколько подвергается глубокому формированию личности, смещению приоритетов. А мы не можем доверить детские души и умы людям, чье мировоззрение и образ жизни кардинально расходятся с мировоззрением и образом жизни нашей семьи. А мы мечтаем не просто быть семьей в общепринятом смысле слова, но и передать детям в полной мере свои принципы и взгляды на жизнь.

А когда вообще возникли мысли о том, что детей можно обучать дома?

Это возникло постепенно. Поскольку дочь не ходила в детский сад, мы много проводили времени вместе, много ездили по стране, знакомились с разными людьми, в том числе и с семьями, где дети обучались дома родителями. Невольно я сравнивала их и обычные семьи. Общение с этими детьми мне очень нравилось – дети разных возрастов, открытые, вдумчивые, позитивные, всесторонне развитые, знающие и умеющие больше своих сверстников, посещающих школу ежедневно, но еще более нравилось то, как общаются между собой эти дети (многие уже были подростками) и их родители. Это был союз единомышленников, близких друзей, уважающих друг друга и искренне друг другу доверяющих, неравнодушных друг к другу людей...

Потом я увидела как- то фильм о семье, где мальчик тоже обучался дома: о том как проходит его день, интервью с мальчиком (ему было уже лет 13). Увиденное меня очень обрадовало и вдохновило, т.к. перекликалось с моим представлением о семье и жизни в целом. Поэтому уже к 6 дочкиным годам мы знали, что другого пути мы не хотим. Мнение дочери мы тоже учитывали. Рассказали, как проходит день школьника, от и до, и как проходит день ученика на семейном образовании. Она выбрала второе.

Инициатива о семейном образовании была Вашей или муж тоже склонялся к такой форме обучения? Насколько он вообще поддерживает данное решение (или, может быть, Вы просто его убедили)?

Инициатива была моей. Но муж меня поддержал, он мне доверяет полностью в вопросах воспитания детей, так же, как я полностью доверяю ему другие аспекты нашей жизни. Вспоминая свои школьные годы, он пришел к выводу, что школа в том виде и в той форме, что существует сейчас, – это потеря времени.

Как отнеслись родственники к вашему выбору?

Моя мама меня поддержала, она сама настрадалась в школе, будучи ребенком и намучилась со мной и братом, будучи мамой школьников. Отец мужа не высказывает своего мнения на этот счет, просто принимает как данность, а вот свекровь была категорически против. Она сама проработала всю жизнь преподавателем в институте, но после успешной аттестации дочери в конце первого класса она тоже смогла это принять.

А сама дочка никогда не проявляла желания ходить в школу вместе со сверстниками?

У нее всегда есть такая возможность, т.к. семейное обучение можно построить по-разному, с разным режимом пребывания в школе. В первом классе она очень хотела походить зимой перед аттестацией в класс. Две недели она ходила на занятия. Но на 4ый день ей надоело, и она потеряла интерес к подобному времяпрепровождению. Общение на переменах никак не могло скомпенсировать ей ранние утренние каждодневные подъемы. Да и дорога в школу, уроки, возвращение домой только к 13 часам, а потом еще трата большого количества времени на домашнее задание сыграли свою роль.

Как Вы считаете, не страдает ли коммуникабельность ребенка от обучения дома? Есть ли у Вашей дочери друзья?

Я считаю, что это зависит от личных качеств человека, а также от атмосферы в семье и внимательности родителей. Дочь очень коммуникабельна, отчасти сама по себе, отчасти потому, что мы постоянно были рядом, видели ее трудности характера при общении и могли спокойно влиять на нее и направлять, научить. В первый же день в школе она передружилась со всем классом, стала лидером в играх и общении. Дети ей звонили и звали ее в школу.

В любом малознакомом обществе она легко и по своей инициативе знакомится с людьми и находит себе общение, если захочет. К слову, мой муж ходил и в школу и в садик, но никогда не умел общаться. Ни родители, ни учителя не учили его этому, он был замкнут и одинок, не мог найти себе друзей. Общался, только если с ним кто-то общался. Так что, повторюсь, но коммуникабельность – это лишь воспитание и личные качества человека, которые не особо зависят от школы или садика.

Друзья у дочери есть. Это дети, с которыми мы познакомились, когда ей еще и года не было. С тех пор вот уже почти 9 лет они тесно дружат. Плюс еще и дети наших друзей. И еще у нее есть подруга на 2 года старше ее, из другого города. Они познакомились на море, когда ей было 5 лет, с тех пор они переписываются по почте России и 2 раза в год встречаются, зимой и летом, ездим к друг другу в гости. Все лето с нами живут по очереди друзья нашей дочери, в доме всегда много детей. В учебный год общения чуть меньше, т.к. другие дети посещают школу и времени у них очень мало на общение вне школы. Но это с лихвой компенсируется летом. Кроме того, дочь занимается спортивным ориентированием и 3 раза в неделю у нее есть общение, построенное на общем деле и на общих интересах.

Мария, расскажите, пожалуйста, как проходит ваш с детьми обычный день. Вам нужно и дочку обучать, и о младшем сыне заботиться: хватает ли времени на всё?

Каждый день проходит по-разному, т.к. это зависит и от моего расписания тоже. Я работаю в театре, и у меня бывают репетиции и график их нестабильный. Три раза в неделю у дочери тренировки, в 13 ч она уходит и в 17 ч возвращается домой. Я делаю обычные домашние дела. В эти дни мы не занимаемся школьной программой, это время спорта и отдыха. Если у меня репетиция, то я даю ей задания и уезжаю. Когда возвращаюсь, то укладываю малыша спать, потом готовлю обед и ужин. Обедаем, проверяю задания, идем гулять. В выходные мы всей семьей уезжаем на природу. А с мая каждый год живем за городом до осени. Осенью уезжаем до декабря жить на берег Черного моря, там немного другой режим. Еще дочь играет в спектакле у нас в театре, у нее тоже бывают там репетиции и спектакли соответственно.

Вы занимаетесь по какой-то школьной программе? В какой форме происходит домашнее обучение? Сдает ли дочка какие-то итоговые экзамены по окончании учебного года?

Да, мы обучаемся в основном по программе «Планета знаний». Это школьная программа по которой обучаются дети в той школе, в которой мы аттестовываемся. Но кроме этой программы, дополнительно я использую материалы школьной программы «Школа России».

Для обучения использую различные методики. Например, метод погружения в изучаемый предмет. Т.е. 2 недели занимаемся только одним предметом, потом другим. Годовой курс предмета «Окружающий мир» мы проходим за месяц легко и без напряжения. Годовой курс «литературного чтения» – за 2 месяца. Дочка очень любит читать.

Когда мы живем у моря, то в хорошую погоду просто выходим заниматься на улицу. Все учебники у меня в электронном виде на планшете – очень удобно, не надо ничего таскать с собой. Бывает, занимаемся в машине в дороге. Часто играем с ней в школу, где она учитель, а ее любимые игрушки – ученики, и она с ними занимается. Но пишет все задания, конечно, сама за них, ей очень нравится такая игра.

Если в первом классе мы занимались каждый день, кроме выходных, и я сама проводила рядом с ней много времени, то сейчас мы занимаемся 3 раза в неделю. Она сама изучает новый материал, ищет информацию. Если что-то непонятно, я всегда рядом и помогу, объясню. Я даю ей объем работы, и она его делает. Я проверяю задания и контрольные работы, разбираем ошибки вместе, провожу диктанты, изложения и т.п. Но основную работу она проводит сама.

В первом классе у нас было 2 аттестации, в конце первого полугодия и в конце учебного года. Экзамены сданы успешно. Во втором классе была одна аттестация в школе в конце первого полугодия, тоже успешно. Следующая теперь в конце начальной школы. Но дома сами тоже будем аттестовываться. По закону о семейном образовании обязательных аттестаций в школе только 3, в конце начальной школы, после 9 класса и после 11класса, остальные по желанию родителей.

Поддерживаете ли Вы отношения с семьями, которые тоже обучают детей дома?

Да, конечно. У нас уже 9 знакомых семей, которые обучают детей сами. В этом году моя подруга забирает сына из школы и переводит его на семейное образование, сын ее очень рад этому. Кстати, все дети, с которыми дочь знакомится или общается, когда узнают о форме ее обучения, с тоской говорят: «А почему я так не могу? Вот здорово! Я тоже так хочу!»

И, пожалуй, последний вопрос. Вы уверены, что Ваше решение не изменится через несколько лет? И если да, то почему – замечаете положительные отличия развития дочери от других детей-школьников?

Я не загадываю так далеко вперед, и соответственно не планирую ничего конкретно, поживем-увидим. Но у меня есть образ семьи, образ отношений, образ тех качеств, которые я хочу видеть в своих детях, представление об образовании для детей и определенное мировозрение. Вот от этого всего я отталкиваюсь сейчас и буду в дальнейшем принимать решения, исходя из этих принципов и жизненных обстоятельств.

Что касается сравнения с другими школьниками, не думаю, что оно уместно, т.к. это просто сравнивание образа жизни других семей. Мы, например, вегетерианцы, не выпиваем даже на праздниках, имеем определенные духовные практики, муж работает дома и много времени проводит с детьми, не смотрим телевизор, дочь не играет в компьютерные игры, увлекаемся туризмом, отсюда и интересы нашего ребенка другие, чем у большинства детей.

Если сравнивать с себе подобными, то разница одна – моя дочь очень веселая, она полна сил, энергии, не устает и редко болеет. Что касается учебы, она сама способна заниматься и замотивирована к поиску новых знаний, понимает свою личную ответственность, что это надо только ей для будущей жизни. Она с удовольствием выполняет домашние дела по хозяйству, понимает ценность времени, успевает насладиться детскими играми и детством, которое так скоротечно.

Спасибо, Мария, за интересный диалог. Вы очень смелый и неординарный человек. Желаем Вам успехов в дальнейшем воспитании и обучении детей!



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...