Взаимосвязь мышления и интеллекта у подростков. Мышление. Мышление как познавательный процесс

Ум, разум, здравый смысл, интеллект, креативность, мышление, сообразительность – очень часто простые смертные и ученые-психологи вкладывают в эти понятия разный смысл. Исследователи же работают прежде всего с интеллектом человека.

Определение интеллекта как способности учиться и размышлять было сформулировано еще в первой половине XX столетия известным русским психологом Львом Выготским. Он предложил перестать рассматривать человеческий интеллект в виде какой-то «фиксированной величины», которую можно измерить в лабораторных условиях. Согласно Выготскому, наилучшим показателем интеллекта является то, как люди усваивают новое, а не уровень знаний, который они накопили к определенному моменту времени. Такой подход не удивляет, поскольку Выготский работал в послереволюционные годы и ему приходилось иметь дело с людьми, исходный культурный уровень которых был невысок.

Существует так же много принципов, позволяющих определить, на чем основывается интеллект, и способов выявления его составляющих, как и определений самого понятия «интеллект». Британские психологи Сирил Бёрт и К.Е. Спиерман выдвигают на первый план два основных принципа, утверждая, что интеллект, во-первых, является единичным измеряемым объектом, а во-вторых, он врожденный и неизменный.

Психолог из Чикагского университета Л.Л. Тёрстон не согласен с ними, заявляя, что существует семь первичных умственных способностей:

понимание речи,

речевые способности,

способность к исчислению,

восприятие пространства,

ассоциативная память,

скорость восприятия,

логическое мышление.

Другой психолог, Джой П. Гилфорд, выявляет не менее 120 типов умственных способностей. А Стивен Дж. Гулд, современный специалист из Гарварда и выдающийся исследователь, вообще полагает, что интеллект не может быть адекватно измерен. Сам факт, что количество умственных способностей колеблется между семью у Тёрстона и 120 у Гилфорда, показывает, что наличие какого-то конкретного круга базовых свойств ума вообще является предметом воображения.

Одна из современных точек зрения на интеллект такова: интеллект не является единой унитарной конструкцией. Скорее, он состоит из отдельных компонентов. Стернберг (Sternberg) предположил, что их три. Свою гипотезу он назвал трехкомпонентной теорией интеллекта: Согласно этой идее, интеллект включает в себя: а) метакомпоненты, которые используются нами для планирования, оценки и наблюдения за тем, как мы думаем; б) компоненты усвоения знания, которые заключают в себе способность обработать информацию, хранящуюся в нашей памяти или приходящую к нам извне; в) исполняющие компоненты, представляющие собой навыки мышления, которыми мы пользуемся, читая эту книгу. Все эти компоненты можно изучить, развить и улучшить. Три данных компонента определяют то, в какой степени человек способен справляться с новой для него задачей.

Интеллект остается неопределенным. Уже в 1990-х годах Джон Б. Кэрролл предложил список из более чем 70 различных способностей, которые могут быть определены с помощью те­стов на IQ.

Если вообще существует некий взгляд, присущий большинству, можно принять в этом качестве мнение 52 ведущих психологов, опубликованное в Wall Street Journal в декабре 1994 г. Их коллективный текст гласил следующее :

Интеллект существует как наиболее общая умственная способность, включающая способности к логическому мышлению, планированию, решению проблем, абстрактному мышлению, восприятию сложных идей, быстрому обучению и обучению на основе опыта.

Интеллект может быть измерен в частности с помощью теста на IQ. Невербальные тесты должны использоваться в тех случаях, когда конкретные навыки не связаны с языком.

Тесты на IQ не являются культурно обусловленными.

IQ, более чем другие системы измерений, связан со сферами образования, экономического положения, вида деятельности и социальной средой, но тем не менее тесты на IQ представляют важную шкалу измерений.

Наследственность играет в формировании интеллекта роль более существенную, чем окружение, но и среда оказывает сильное влияние.

Личности не рождаются с неизменным уровнем развития интеллекта (показателем IQ), но он частично стабилизируется в период детства, а впоследствии меняется незначительно.

Здесь уместно отметить несостоятельность последних заключений. Ведь если определяющую роль в формировании интеллекта играет наследственность, то, как можно объяснить «комплекс Маугли» – ребенок, в раннем возрасте попавший «на воспитание» к зверям, не обладает интеллектом человека и практически не способен к развитию интеллекта. Приведем некоторые определения интеллекта .

Врожденное или унаследованное качество, в отличие от способностей, приобретенных с помощью индивидуального опыта.

Британская энциклопедия

Врожденное качество, в отличие от способностей, приобретенных в процессе обучения.

Герберт Спенсер

Общие врожденные познавательные способности.

Сирил Бёрт

… способность, действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающей Среды.

Д. Векслер

Интеллект – это способность решать проблемы незапрограммированным (творческим) образом.

Стивен Дж. Гулд

… способность к абстрактному мышлению.

Л. М. Терман

Свидетельство первоклассного интеллекта – способность удержать в сознании две противоположные идеи одновременно и при этом сохранять способность действовать.

Ф. Скотт Фитцджеральд

… способность найти адекватный способ реагирования на си­туацию, связанную с окружающей средой.

Роберт Франклин

Интеллект – это способность приобретать необходимые знания для решения новых проблем; уровень интеллекта измеряется скоростью, с которой агент решает проблемы.

Дональд Штернер

Большинство людей связывают развитый интеллект с объёмом специальных знаний и умением анализировать и решать творческие задачи. Поэтому можно дать следующие определения:

Интеллект – это объём знаний, которыми владеет человек, и его способность к творческому мышлению.

Творческое мышление – это процесс преобразования вновь поступающей и имеющейся у субъекта информации, который приводит к получению неизвестного ранее результата.

Процесс преобразования информации – это решение задачи.

Если этот результат не был известен только самому субъекту, то задача чаще всего не являлась следствием какого-то противоречия. Творческая задача всегда возникает в результате необходимости устранить возникшее или обострившееся противоречие.

Приведенные определения имеют два достоинства. Во-первых, они не противоречат всему спектру мнений об интеллекте и, во-вторых, что для нас очень важно, из этих определений понятно, что именно следует улучшить, если хочешь стать умнее. Тем не менее, следует отметить, что интеллект и мышление зависят также от работы всех психических систем, включая подсознательные механизмы.

Необходимо дать краткое пояснение, почему мы постоянно обращаем­ся к творческому мышлению, почему для реализации творческого процесса недостаточно следовать формальной логике.

В философской литературе издавна имелись разные понимания того, в чем состоит значение формальной логики для науки и какова ценность ее предписаний для процесса человеческого познания. Наряду с энтузиазмом, который высказывали в этом вопросе сами логики, существовала и противоположная точка зрения, с классической определенностью высказанная еще Джоном Локком, утверждавшим, что "правильное рассуждение покоится не на предикаментах и предикабилиях, а на чем-то другом и заключается вовсе не в том, чтобы говорить по модусам и фигурам" . Философ предостерегал молодых людей, чтобы они не тратили много времени на чисто логические исследования.


«Это все равно, — писал он, — как если бы человек, который намерен сделаться живописцем, тратил все свое время на изучение ниток различных тканей, на которых он собирается рисовать, и на пересчитывание волосков каждой кисти или щеточки, которыми он намерен пользоваться для накладывания своих красок» . Локк отрицал за логическими понятиями статус реального и существенного знания, которое связывал лишь с содержательными истинами, и видел в занятиях логикой совершенно неправильное употребление разума «на профессиональном пути к знанию».

Согласно прежней методологической парадигме в точной науке, которой признаются в первую очередь математика и физика, сами методы исследования также должны быть точными, то есть подчиненными жестким правилам формального вывода и осуществляемыми по непреложным образцам логики.

Дело, однако, оборачивается не совсем так. Чем более гладко, логически безупречно проходит рассуждение, тем меньше шансов добыть на этом пути по-настоящему крупный результат. Ибо логика способна обслуживать ход мышления лишь в пределах заданного, уже разведанного, может только подтвердить (или, наоборот, опровергнуть) открытие, но не привести к нему. Поэтому при встрече с принципиально новым явлением опираться на логические правила с целью объяснить его бесполезно. Более того, как замечает известный советский физик, академик П. Капица, «острое логическое мышление, которое свойственно математикам, при построении новых основ скорее мешает, поскольку оно сковывает воображение» .

П. Капица считал, что острое логическое мышление порой мешает ученому, поскольку окончательная ясность может закрыть выходы к новым проблемам и нестандартным поворотам ищущей мысли. Известный советский физик, академик Л. Мандельштам заметил: «Если бы науку с самого начала развивали такие строгие и тонкие умы, какими обладают некоторые современные математики, которых я очень уважаю, точность не позволила бы двигаться вперед» .

Выходит, что там, где исследователь делает крутой поворот от устоявшихся положений, точность в размышлениях не помощник. Наоборот, здесь лучше сбиться с проезжей колеи, пойти по бездорожью, поплутать. Фактически своим наиболее значительным подъемам по ступеням прогресса наука как раз обязана отступничеству от четких норм всемогущей научной парадигмы, от дисциплинарного логического мышления, которое не в силах одарить оригинальной идеей.

Отец диалектического метода (диалектической логики) Гегель писал: «Сравнение образцов, до которых поднялись дух практического и религиозного миров и научный дух во всякого рода реальном и идеальном сознании, с образом, который носит логика (его сознание о своей чистой сущности), являет столь огромное различие, что даже при самом поверхностном рассмотрении не может не бросаться тотчас в глаза, что это последнее сознание совершенно не соответствует тем взлетам и не достойно их» (цит. по ).

Итак, наличные логические теории не соответствуют действительной практике мышления. Следовательно, мышление о мышлении (т.е. логика) отстало от мышления обо всем прочем, от мышления, которое реализуется как наука о внешнем мире, как сознание, зафиксированное в виде знания и вещей, созданных силою знания, в виде всего организма цивилизации. Выступая как мышление о мире, мышление достигло таких успехов, что рядом с ним мышление о мышлении оказывается чем-то совершенно несоизмеримым, убогим, ущербным и бедным. Если принять на веру, что человеческое мышление и в самом деле руководилось и руководится теми правилами, законами и основоположениями, совокупность которых со­ставляет традиционную логику, то все успехи науки и практики становятся попросту необъяснимыми.

Касаясь вопроса возникновения антиномий, Гегель полагал: противоречие должно быть не только выявлено, но и разрешено. Для того чтобы мышление могло его разрешить, оно предварительно должно остро и четко его зафиксировать именно как антиномию, как логическое противоречие, как действительное, а не мнимое противоречие в определениях.

А вот этому-то традиционная логика не только не учит, но и прямо мешает научиться. Поэтому она делает мышление, доверившееся ее рецептам, слепым и несамокритичным, приучая его упорствовать на догмах, на абстрактных "непротиворечивых" тезисах. Так что Гегель с полным правом определяет прежнюю формальную логику как логику догматизма, как логику конструирования догматически непротиворечивых внутри себя систем определений .

Можно утверждать, что для плодотворной творческой деятельности не обязательно специально изучать формальную логику. Достаточно владеть ею на том уровне, который принято называть здравым смыслом. Каким же должно быть мышление человека? Оно должно быть творческим.

Разговор о творческом мышлении невозможно вести без уточнения самих понятий «творчество» и «мышление». Здесь также не наблюдается единодушия, и разные авторы в своих работах обязательно дают свое видение этой категории. «Творчество – создание новых культурных и материальных ценностей» . «Деятельность людей, создающих качественно новые материальные и духовные ценности» . Автор об

ширного труда по творческому мышлению, содержащему анализ 548 научных работ, определяет творчество через творческие способности человека. «Творчество» (креативность) – это трудное для определения слово. Мы говорим: «это творчество», если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным. Таким образом, творчество определяется через последствие процесса, а ни как сам процесс" .

Выделим общие компоненты, характерные в определении творчества, как в приведенных выше монографиях, так и в специальных словарях . Во-первых, понятие "творчество" связывается непосредственно с че­ловеком, однако при этом полностью игнорируется творческое начало Природы. Во-вторых, к творчеству относят только создание новых не­обычных, значимых ценностей. Следовательно, всю остальную деятельность человека нельзя отнести к творческой, что категорически неверно. Ведь пик творческой деятельности для каждого человека приходится на детский возраст, когда (летучая фраза) ребенок открывает для себя мир. Следовательно, в определении творческого акта нужно учитывать его принадлежность к субъекту творчества. И, в-третьих, творчество нельзя изолировать от мышления. Ведь любая творческая деятельность начинается с мыслительного процесса.

Следовательно, мышление и творчество составляют две фазы одного целого. Еще Гегель рассматривал всю историю человечества как процесс "внешнего обнаружения" силы мысли, как процесс реализации идей, понятий, представлений, планов, замыслов и целей человека, как процесс опредмечивания логики, т.е. тех схем, которым подчиняется целенаправленная деятельность людей.

В гегелевское понимание мышления, таким образом, с необходимостью включается также и процесс “опредмечивания мышления”, т.е. его чувственно-предметной, практической реализации через действие, в чувственно-природном материале, в мире чувственно созерцаемых вещей. Практика — процесс чувственно-предметной деятельности, изменяющей вещи в согласии с понятием, с планами, вызревшими в лоне субъективного мышления, – здесь начинает рассматриваться как столь же важная ступень развития мышления и познания, как и субъективно-психический акт рассуждения по правилам, выражающийся в виде речи.

Гегель тем самым прямо вводит практику в логику, делая колоссальный шаг вперед в понимании мышления и науки о нем.

Поскольку мышление внешне выражает себя не только в виде речи, но и в реальных действиях, в поступках людей, постольку о мышлении гораздо вернее можно судить "по плодам его", чем по тем представлениям, которые оно само о себе создает. Поэтому мышление, реализующее себя в реальных действиях людей, и оказывается подлинным критерием правильности тех субъективно-психических актов, которые внешне выражают себя только в словах, в речах и книгах .

Мышление отождествляется с размышлением, с рефлексией, т.е. с психической деятельностью, в ходе которой человек отдает себе полный отчет в том, что и как он делает, осознает все те схемы и правила, по кото­рым он действует.

На нынешнем уровне наших знаний о мыслительном процессе появилось информационное определение мышления. Так, английский кибернетик У. Росс Эшби рассматривает мышление как процесс обработки информации по некоторой программе, предполагающей отбор, по крайней мере, на порядок выше случайного.

Разумеется, нельзя отождествлять человеческое мышление лишь с процессом обработки информации: оно ведь имеет и биологический, и социальный аспекты. Но познавательная сторона мышления заключается в активном извлечении информации из внешнего мира и ее обработке. Когда говорят, что мышление есть обработка информа

ции, то не столько определяют мышление, сколько указывают на одно из его свойств .

Известно, что творческая личность обладает целым рядом незаурядных качеств, к которым можно отнести следующие: установка на творчество, преданность науке, страсть к познанию неизведанного, чувство удивления, чувство новизны, творческое воображение, любознательность, целеустремленность, оригинальность, независимость, склонность к риску, гибкость, критичность и дивергентность мышления, трезвый скептицизм, чувствительность к проблемам, открытость к новому опыту, объективность суждений, способность к сотрудничеству в современном научном коллективе, стремление к интеллектуальному успеху, жажда признания, способность генерировать идеи, способность долго удерживать внимание на определенном объекте, склонность к игре, чувствительность к юмору, готовность памяти, смелость ума и духа, скромность, наблюдательность, трудолюбие, способность к эвристическим процессам, настойчивость, выдержка, способность доводить начатое дело до конца, вера в свое высокое предназначение . Но главное, конечно, особый тип мышления, который называют обычно творческим. По поводу того, как формируется и развивается творческое мышление, до сих пор нет единого мнения, как нет его в определении таких категорий, как «творчество», «мышление», «система», «информация» и даже «природа». Поэтому разговор о творчестве уместно вести в рамках основных дефиниций, приведенных в словаре.


Наличие у высших животных элементов разума в настоящее время не вызывает сомнения ни у кого из ученых. Интеллектуальное поведение представляет собой вершину психического развития животных. Вместе с тем, как отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений сложных форм поведения с их врожденными и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения. Оно дает наибольший приспособительный эффект и способствует выживанию особей и продолжению рода при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания. В то же время интеллект даже самых высших животных находится, несомненно, на более низкой ступени развития, чем интеллект человека, поэтому более корректным будет называть его элементарным мышлением, или зачатками мышления. Биологическое изучение данной проблемы прошло длинный путь, к ней неизменно возвращались все крупнейшие ученые. Об истории изучения элементарного мышления животных уже говорилось в первых разделах настоящего пособия, поэтому в данной главе мы лишь постараемся систематизировать результаты его экспериментального изучения.

Определение мышления и интеллекта человека

Прежде чем говорить об элементарном мышлении животных, необходимо уточнить, как психологи определяют мышление и интеллект человека. В настоящее время в психологии существует несколько определений этих сложнейших явлений, однако, поскольку данная проблема выходит за рамки нашего учебного курса, мы ограничимся самыми общими сведениями.

Согласно точке зрения А.Р. Лурия, "акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий задачу актуальной, а решение ее необходимым, и когда субъект оказывается в ситуации, относительно выхода из которой у него нет готового решения - привычного (т.е. приобретенного в процессе обучения) или врожденного".

Мышление представляет собой самую сложную форму психической деятельности человека, вершину ее эволюционного развития. Очень важным аппаратом мышления человека, существенно усложняющим его структуру, является речь, которая позволяет кодировать информацию с помощью абстрактных символов.

Термин "интеллект" используется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида, от ощущения и восприятия до мышления и воображения, в более узком смысле интеллект - это собственно мышление.

В процессе познания человеком действительности психологи отмечают три основные функции интеллекта:

Способность к обучению;

Оперирование символами;

Способность к активному овладению закономерностями окружающей среды.

Психологи выделяют следующие формы мышления человека:

● наглядно-действенное, базирующееся на непосредственном восприятии предметов в процессе действий с ними;

● образное, опирающееся на представления и образы;

● индуктивное, опирающееся на логический вывод "от частного к общему" (построение аналогий);

● дедуктивное, опирающееся на логический вывод "от общего к частному" или "от частного к частному", сделанный в соответствии с правилами логики;

● абстрактно-логическое, или вербальное, мышление, представляющее собой наиболее сложную форму.

Вербальное мышление человека неразрывно связано с речью. Именно благодаря речи, т.е. второй сигнальной системе, мышление человека становится обобщенным и опосредованным.

Принято считать, что процесс мышления осуществляется с помощью следующих мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования. Результатом процесса мышления у человека являются понятия, суждения и умозаключения.

Мышление человека и рассудочная деятельность животных

Как утверждают ведущие российские психологи, критериями наличия у животных зачатков мышления могут быть следующие признаки:

"экстренное появление ответа в отсутствии готового решения" (Лурия);

"познавательное выделение объективных условий, существенных для действия" (Рубинштейн);

"обобщенный, опосредованный характер отражения действительности; отыскание и открытие существенно нового" (Брушлинский);

"наличие и выполнение промежуточных целей" (Леонтьев).

Мышление человека имеет целый ряд синонимов, как то: "разум", "интеллект", "рассудок" и т.п. Однако при употреблении этих терминов для описания мышления животных необходимо иметь в виду, что, как бы сложно ни было их поведение, речь может идти лишь об элементах и зачатках соответствующих мыслительных функций человека.

Наиболее корректным является предложенный Л.В. Крушинским термин рассудочная деятельность. Он позволяет избежать отождествления мыслительных процессов у животных и человека. Наиболее характерное свойство рассудочной деятельности животных - их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.

Рассудочная деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма адаптивного поведения может осуществляться при первой встрече организма с необычной ситуацией, создавшейся в среде его обитания. В том, что животное сразу, без специального обучения, может принять решение к адекватному выполнению поведенческого акта, и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности как приспособительного механизма в многообразных, постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Рассудочная деятельность позволяет рассматривать приспособительные функции организма не только в качестве саморегулирующихся, но и самоселекционирующихся систем. Под этим подразумевается способность организма производить адекватный выбор биологически наиболее адекватных форм поведения в новых ситуациях. По определению Л.В. Крушинского, рассудочная деятельность - это выполнение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации. Этот уникальный способ приспособления организма в среде возможен у животных с хорошо развитой нервной системой.



Филогенетический аспект (или филогенез мышления ) предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Вфилогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

Социогенез в психологии - происхождение и развитие сознания , личности , межличностных отношений , обусловленное особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.

В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза - главная задача детской психологии.

По стадия развития в онтогенезе:

    Наглядно-действенное мышление (первая генетич.ступень развития мыслительной деятельности. Ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия);

    Наглядно-образное мышление (вторая генетич.ступень мышления. Поиск неизвестного осуществляется через выявление скрытых связей, свойств и возможных преобразований элементов образа объекта);

    Словесно-логическое мышление (Человек оперирует понятиями и логическими конструкциями, функционирующими на базе языка).

44.Мышление и интеллект

Интеллект - совокупность умственных способностей человека , обеспечивающих успех его познавательной деятельности. В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком - его мыслительные способности1. В психологии существует понятие структуры интеллекта, однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости

Мышление и интеллект - близкие по содержанию термины. Родство их стано­вится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индиви­дуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что «ум ребенка с воз­растом развивается», - этим передается проблематика развития интеллекта. Терми­ну «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» - процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наде­ленный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - это способность к мышлению, а мышление - процесс реализации интеллекта.

В психологии существует понятие структуры интеллекта , однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую - «текучую» (fluid), и статическую - «кристаллизованную» (crystallized). Согласно его концепции «текучий интеллект» проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. «Кристаллизованный интеллект» больше зависит от социальной среды и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

    способность к обучению (быстрому освоению новых знаний, умений и навыков);

    способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;

    способность к решению практических задач и проблемных ситуаций;

    объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области; тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом; тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого, существуют и специальные тесты. Например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр.

К наиболее известным тестам такого вида относятся:

    тест Стенфорда-Бине - оценивает интеллектуальное развитие ребенка;

    тест Векслера - оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта;

    тест Равена - невербальный интеллект;

    тест Айзенка (IQ) - определяет общий уровень развития интеллекта.

Мышление и интеллект


Введение


Мир становится все сложнее, и, чтобы быстрее адаптироваться к новым условиям, каждому из нас нужно научиться полнее использовать свой мозг.

Но много ли мы знаем о взаимодействии этого удивительного органа с окружающей действительностью? Пробуждаетесь ли Вы ото сна, усваиваете информацию, планируете будущее, любите или страдаете - все это происходит в вашей голове.

Человеческий мозг - удивительный орган, но, увы, почти половина населения развитых стран жалуется на ухудшение его работы. А вы ничего не замечаете? Вы помните, что делали в прошлую субботу? Вы знаете наизусть дни рождения всех ваших родных? И - что очень важно - вы делаете что-нибудь для развития своих творческих способностей?

Наш головной мозг состоит примерно из 100 миллиардов нервных клеток, между которыми каждую миллисекунду (1/1000 с) проскакивают буквально сотни тысяч электрических импульсов. Вопреки распространенному мнению нет абсолютно никаких причин для постепенного ухудшения их работы с возрастом.

Что происходит в головном мозге человека, когда он решает сложную задачу? Правда ли, что умные люди достигают в жизни большего, чем глупые?

Не так давно биологи, медики и психологи развернули новое наступление на тайны мозга.


1.Что такое интеллект? О чем говорит IQ?


Интеллект - это совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности.

Десятки лет главной мерой способностей считается коэффициент интеллекта - IQ. Однако сейчас известно, что для решения сложных задач важнее упорство, самодисциплина и эмоциональная стабильность.

Эти особенности отчисти врожденные, но их можно развить воспитанием.

Человеческий разум, - бесспорно, удивительнейшее достижение эволюции, продукт миллионов лет развития мозга.

Его уникальные свойства проявляются не только в изобретении машин и создании литературных, музыкальных и других шедевров.

Не менее поразительны признаки ума, не требующие от нас ни усилий, ни подготовки - например, смех в ответ на шутку.

«Хотел бы я взглянуть на компьютерную программу для чувства юмора, - иронизирует Дуглас Хофстадтер, американский психолог и автор популярно книги «Гедель, Эшер, Бах: вечное золотое плетение». - Это было бы серьезной заявкой на интеллект».

Каждому хочется прослыть умным и услышать то же самое о своих детях.

Однако интеллект не передается по наследству, то есть не зависит, скажем, от IQ родителей.

Генетики полагают, что хромосомы определяют наш разум процентов на 30; остальное - влияние среды. Впрочем, спор о соотношении в человеке врожденного и приобретенного - пустая трата времени, напоминающая диспут о том, что важнее для дерева - климат или почва.

Никто не знает, какие факторы и каким путем формируют сознание человека.

Никто не может объяснить, что такое интеллект: ученые предлагают различные определения и критерии. Тем не менее на практике эта уникальная человеческая черта оценивается количественно, причем несколькими способами.

Испытуемым предлагают продолжить цифровой ряд, завершить фигуру, сравнить рисунки, сделать логический вывод и тому подобное.

По специальным формулам и таблицам результаты этих тестов сводятся в единый показатель - коэффициент интеллекта, или IQ.

Но можно ли измерить то, что не определено? И, что важно, насколько универсален IQ? Позволяет ли он сравнить разных людей? Ведь для многих из нас абстрактная логика - далеко не главное в жизни.

Какой процент такого сложного явления, как интеллект, измеряет IQ?

Он, например, ничего не говорит о нашей обучаемости. Это плохо, ведь от потенциала человека порой зависит больше, чем от достигнутого им уровня.

Следовательно, высокий IQ, вопреки сложившемуся мнению, не гарантирует успехов в учебе или профессиональной деятельности.

Признавая, что IQ малоинформативен, многие крупные фирмы тестируют своих сотрудников в особых центрах, где им предлагается решить ряд поведенческих задач, имитирующих рабочие ситуации.

Обычно такая проверка длится два дня и отнимает массу сил. Речь идет в основном о ролевых играх, в которых испытуемый выступает в качестве начальника или подчиненного и должен о чем-то договариваться, быстро решать вопросы, находить общий язык с коллегами и даже делать с ними бумажные модели машин.

Жюри оценивает его способности по разным критериям, включая понятливость, стиль руководства, самодисциплину, уверенность в себе («ассертивность»).


2. Путь к успеху, творческий подход

интеллект мышление мозговой дивергентный

Такие черты, как самодисциплина, усидчивость или амбициозность, IQ не оценивает, а они зачастую важнее для жизненного успеха, чем ум «в чистом виде».

Вспомните школьных или институтских знакомых. У всех найдутся примеры того, как круглый отличник и лидер класса стал незаметным служащим, а двоечник и тугодум, мучительно преодолевавший годы учебы, превратился в преуспевающего бизнесмена, политика, а то и ученого.

Разве любой из нас не назовет человека, который отнюдь не блещет умом, зато великолепно устроился в жизни - приличная работа, счастливый брак, многочисленные друзья, послушные дети, полезные знакомства? Почему такие ситуации - почти правило?

Исследователь интеллекта Роберт Стернберг попробовал ответить на этот вопрос, использовав притчу о двух школьных друзьях, очень разных по характеру и темпераменту.

Одного родители, учителя и друзья считают умным, и для этого есть все основания. Его отличные отметки и прекрасные рекомендации - путь к успешной карьере. У второго паренька голова далеко не такая светлая. Отметки средненькие, однако у него хватает здравого смысла и вообще он «себе на уме»

Вот гуляют как-то друзья по лесу и вдруг замечают рядом очень голодного и злого медведя. Первый мальчик быстро прикидывает, что зверь настигнет их максимум за минуту, и впадает в панику. А второй спокойно снимает резиновые сапоги и надевает кроссовки. «Какой же ты дурак, - отчаянно кричит первый. - Человек бегает медленнее медведя». - «Знаю, - отвечает второй. - Но мне главное бежать быстрее тебя».

Первый мальчик способен быстро проанализировать проблему, но его интеллект на этом останавливается. Второй мыслит не столько вглубь, сколько вширь - принимает творческое решение, адекватно реагируя на непривычную ситуацию. Он демонстрирует так называемый практический ум (сообразительность, хитрость), то есть помогающее достичь цели сочетание рассудительности и воображения.

Способность к творчеству, оформлению фантазии в логические конструкции, очевидно, зависит от сенсорного опыта.

Взаимодействие индивидуальных переживаний с тем, что принято называть интеллектом, интереснее всего изучать на примере гениев, то есть в высшей степени одаренных личностей.

Например, испанский сюрреалист Сальвадор Дали (1904-1989), прославившийся бредовыми образами, выполненными в детальном «фотографическом» стиле, порой вдохновлялся изменчивыми формами облаков.

Даже нобелевский лауреат, великий физик Альберт Эйнштейн (1879-1955) признавался, что не любит формул. Для него решающее значение имели фантастические идеи типа путешествия верхом на луче света.


3. Эмоции и мысли


Мыслей без эмоций не бывает. Они неразрывны, как две стороны медали. Это позволило Жану Пиаже (1896-1980), швейцарскому психологу и пионеру изучения интеллектуального развития детей, говорить о «логике эмоций».

По его мнению, они служат двигателем и проводником наших мыслительных процессов, ощущений и действий.

Именно они оценивают происходящее в голове и отбирают, что именно сохранить в памяти.

События, связанные с сильными чувствами или сенсорными впечатлениями, запоминаются легче.

Вот почему мы «живем» главным образом эмоционально окрашенными моментами своего прошлого.

Эта избирательная память формируется очень рано. Между 6-м и 20-м месяцами жизни у ребенка возникают сильные эмоциональные связи с родителями и другими важными для него людьми. Если этого не произойдет, человек рискует до конца своих дней остаться одиноким. Любви, как известно, не научишься по книжкам - ее надо пережить.

Для младенца она равносильна уверенности в любой момент присосаться к материнской груди. Потом она начинает ассоциироваться с ласками и поцелуями.

Со временем человек включает в ее определение такие понятия, как восхищение, гордость, снисходительность, дружба.


4. Сколько у нас умов?


У нас есть второй тип интеллекта, который не оценивается тестами на IQ. Немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) писал о «воспитании сердца».

Сейчас принято говорить об эмоциональном интеллекте (ЕQ). К нему относят такие человеческие качества, как эмпатию (умение понять состояние другого), уверенность в себе, эмоциональный самоконтроль, характер, такт, восприимчивость.

При этом IQ и ЕQ не пропорциональны друг другу - одним всего хватает, другим недостает одного типа интеллекта, третьим - сразу обоих.

Главное свойство ЕQ - способность оценивать собственное эмоциональное состояние, «заглядывать внутрь себя». Это тесно связано с понимание и контролем своего поведения.

Развитый ЕQ можно назвать «холодной головой при горячем сердце»: даже сильно волнуясь, человек не дает чувствам влиять на качество своих решений.

Такое свойство жизненно необходим психотерапевтам и философам, которые по роду занятий должны бесстрастно интерпретировать свои и чужие переживания.

Особый тип ЕQ важен для политиков, религиозных лидеров и педагогов. Чтобы работать с людьми, им постоянно надо ставить себя на их место - улавливать настроение, темперамент, мотивы и цели окружающих, сопоставлять их эмоции с собственными.

Другими словами, «взгляд внутрь» должен сочетаться со «взглядом наружу» - это качество иногда называют социальным интеллектом.

По мнению американского профессора психологии Хауарда Гарднера, у человека как минимум семь типов «умственных способностей».

Выше уже говорилось о двух аспектах социального интеллекта. К ним можно добавить следующие «таланты».

Речевые способности - универсальный признак, характеризующий людей любой культуры, независимо от уровня их развития. Лингвистический интеллект особенно важен для поэтов, сценаристов, издателей и ораторов.

Человек отличается от других животных способностью говорить, выражать свои мысли. По тому, что и как сказано, можно судить о чувствах говорящего. Мышление невозможно без речи, но неразрывно связано и с эмоциями.

Логически-математический аппарат тоже свойствен всем нам, даже не умеющим считать.

Пространственная ориентация - еще одна интеллектуальная способность, очень важная в любом обществе. Без нее люди не только заблудились бы в открытом море, но и не добрались бы домой с работы. Это качество особенно развито у скульпторов, архитекторов, картографов.

Физико-кинестетический интеллект - особый тип ума. Он позволяет нам усваивать разнообразнейшие движения. Умение ездить на велосипеде или вязать крючком остается с человеком до конца жизни.

Наконец есть Музыкальный интеллект. В каждом из нас живет музыкант - мы легко превращаем звуки и ритмы в мелодии. Особо одаренные могут использовать для этого специальные инструменты.


5. Мышление, борьба с хаосом


У вас никогда не было такого: не знаешь, с какого конца взяться за дело?

Если да, значит пора подумать о более эффективнх стратегиях решения проблем. Научиться смотреть им в корень.

Маргарита живет с семьей в пригороде мегаполиса. По будням она должна всех поднять, накормить завтраком, подвести мужа Антона на работу, старшую дочку Марину в школу, младшую Арину в садик и быть к 9.00 в своем офисе. Разве может человек столько успевать? Один только завтрак отнимает уйму времени, особенно, если у членов семьи разные потребности: Антон требует кофе, Марина любит яичницу, а Арина хочет шоколадный завтрак.

В общем, это вопрос организации: действуя по плану, Маргарита держит все под контролем. Однако каждый вечер она внимательно продумывает следующий день. Если утром планировать на ходу, проблемы просто захлестнут бурным потоком, не оставляя времени на раздумья.

Придется переключаться на режим чрезвычайной ситуации, то есть выбирать не оптимальный вариант, а меньшее из зол.

Что конкретно делает Маргарита? Во-первых, все, что можно, готовит с вечера. Во-вторых, кое-что делается одновременно: пока закипает вода - жарится яичница и подогревается молоко. Пока кофе и яйца остывают - смешивается готовый завтрак и режется колбаса. В-третьих, действует система приоритетов. Сначала завозится младшая в садик, так детей принимают очень рано, потом старшая в школу, потом муж на работу.

Весь свой график Маргарита держит в голове. Она отлично помнит, что важно, что может подождать, а что вообще не обязательно.

В своем распорядке она выделила постоянные и переменные величины, не забыв оставить «резерв» для непредвиденных обстоятельств.

Маргарита упрощает себе жизнь, не только избавляясь от лишних повседневных хлопот, но и постоянно совершенствуя и распространяя на окружающих выигрышную стратегию, которая годится для любых, в том числе гораздо более напряженных ситуаций.

Без того или иного «менеджмента» трудно справиться даже с житейскими делами, не говоря уже о семейных праздниках или поездках.

Специалисты считают, что организация шумного дня рождения со множеством гостей по сложности сопоставима с работой директора крупной фирмы.


6. Монахи из Варанаси


Согласно этой легенде, в храме североиндийского города Варанаси монахи с незапамятных времен возятся с пирамидой из 64 золотых пластин, сложенных по убыванию размера - самая крупная внизу, самая мелкая - на вершине.

Они должны перенести это сооружение в другое место, но с условием - за один прием можно тащить только одну пластину. Правда, в качестве перевалочного пункта разрешено использовать третью точку. Однако в любом случае пластины должны укладываться друг на друга по убыванию размеров, то есть меньшая поверх большей, и сниматься, естественно, только сверху.

Древнее пророчество говорит, что, когда монахи завершат этот труд, их храм обратится в прах, а Земля растворится в небытии. Но когда же наступит конец света?

Этот вопрос заинтересовал французского математика Эдуарда Люка, он провел соответствующие расчеты и получил точный результат. Если на один перенос каждой пластины отводить всего по секунде, от начала до конца судьбоносных манипуляций должно уйти примерно 580 миллионов лет.

Около 100 лет назад легенда о золотых пластинах монахов из Варанаси дала начало до сих пор популярной настольной игре, получившей название «Ханойская башня».

Она существует в разных вариантах, но суть у них одна. И вывод тоже однозначен: неподъемная на первый взгляд проблема в конце концов разрешается, причем делается это не сразу, а постепенно, шаг за шагом.

Если число пластин сократить до двух, задачка предельно упрощается. любой сможет решить ее в три хода - если, конечно, правильно сделает первый из них.

Игровые ситуации во многом похожи на реальные. Прежде всего надо всегда четко отделять главное от второстепенного. Поскольку каждая мелочь часто тянет за собой новую задачу, то в поисках все прибывающих побочных решений есть опасность настолько уклониться от цели, что она совсем исчезнет из виду.

Наш мозг автоматически вырабатывает оптимальную стратегию решения проблемы, учитывая запасные варианты. Обычно люди использую схемы, уже принесшие успех в сходных ситуациях. Зачастую мы даже не осознаем стереотипности своего выбора.

Однако чем активнее человек вспоминает прошлый опыт, тем лучше он понимает, что делать в той или иной обстановке, поскольку проблемы в нашей жизни, как ни крути, довольно однотипные.

Если как следует не продумать первый шаг, вас ждет лишняя головная боль. К сожалению, идеального рецепта от всех болезней нет. У каждого из нас свои подходы к решению сложных проблем.

В зависимости от ситуации успех приносят различные стратегии.

Вывод очевиден: чем больше их вариантов приготовлено про запас, тем выше шансы оптимальным способом выкрутиться из непростой ситуации


7. Нестандартное мышление. Новый взгляд на старые проблемы


Изобретение велосипеда было, несомненно, крупным техническим достижением. Однако у ранних моделей педали крепились прямо к оси, и приходилось слишком быстро крутить ногами.

Выход нашли в сильном увеличении переднего колеса, что подняло седока высоко над землей. Скорость движения, естественно, возросла, но машина стала слишком громоздкой и небезопасной для массового использования.

Появление в конце ХIХ века цепной передачи решило проблему. С такой «революцией в сознании» каждый из нас то и дело сталкивается в собственной жизни.

Накатанные схемы далеко не всегда позволяют достигнуть намеченной цели. Применяя их, все больше запутываешься в сложностях и уже готов признать задачу неразрешимой. Однако рано или поздно в голову приходит совершенно новый выход. Зачастую решение у нас перед носом, но мы его просто не замечаем.

Не заводится автомобиль, чудит компьютер, настырный клиент не дает нормально работать. Рассчитывать на помощь не приходится, а надо как можно быстрее решить проблему. Как часто в таких ситуациях мы не замечаем за деревьями леса: выход очевиден, но мы настолько привыкли к старой двери, что даже не смотрим в другом направлении.

Так было и с мастерами велосипедных дел. По счастливой случайности, огромные колеса делали в тех же слесарных мастерских, что и приводные цепи. Наконец, один из рабочих предложил очевидное: цепную передачу с особой шестерни перенести на ось колеса, при чем - для удобства - заднего. Результат мы видим на наших улицах.

Прикиньте, например, склонны ли вы для пользы дела отступать от служебных или технических инструкций. Если да, значит, зеведете машину, заменив сгоревший предохранитель скрепкой для бумаг; укротите компьютер, несколько раз подряд «неправильно» перезагрузив его; утихомирите зануду клиента подарком от фирмы.

Как говорится, вашу голову посетила очередная вспышка вдохновения. Такие «эврики» обычно случаются, когда их меньше всего ждешь.

Исследователи подсчитали, что лишь 4 процента блестящих идей, изменяющих политику фирмы, возникают непосредственно в кабинетах ее руководства.

Вдохновение гораздо чаще озаряет менеджеров, когда они принимают душ, завтракают, прогуливаются, застревают в автомобильной пробке, трясутся в автобусе или наслаждаются концертом.

По-гречески «Эврика!» значит «Нашел!» (в смысле - решение). Так, согласно легенде, воскликнул великий греческий ученый Архимед (около 287 - 212 до н.э.), выскочив голым из ванны, когда открыл свой известный закон: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной им жидкости.

С тех пор для изобретателей и первооткрывателей слово «эврика» является синонимом гениального творческого озарения.

Великий физик Исаак Ньютон (1642-1727) сформулировал закон всемирного тяготения, увидев, как на землю упало яблоко.

Знаменитый нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн (1879-1955) говорил, что лучшие идеи посещают его во время бритья.

Французский математик Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912) нашел изящное решение сложнейшей задачи, садясь в автобус. «Я направлялся в Кутанс, - вспоминал он, - совершенно не думая о работе, и когда ставил ногу на ступеньку, внезапно четко представил себе эту формулу».

Вдохновение испытывает большинство людей. Можно назвать эти моменты неожиданным приведение мыслей в порядок.

Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) говорил об ощущении «чудесной ясности», охватившем его при открытии законов движения планет.

Даже если вспышка вдохновения и не проясняет всех деталей решения, вы интуитивно чувствуете, что оно найдено.


8. Нестандартное мышление. Извилистый путь


Вдохновение связано практически со всеми сторонами человеческой жизни. Однако, в отличие от математических выкладок, этот феномен уходит корнями в подсознание.

Объяснить окружающим то, что предельно ясно тебе самому, зачастую сложно. Вот почему кругом столько экстрасенсов и пророков, утверждающих, что тайное знание дано им «свыше».

Большинство озарений подобно давно зреющим нарывам - это результат неоднократных бесплотных поисков ответа на волнующий вопрос. В среднем для формулировки новой мысли необходимо 65 вполне очевидных соображений.

Обычно свежая идея незаметно развивается в глубинах мозга. Ученые называют это «внутренним инкубационным периодом»: пока одна часть психики занимается текущими вопросами, другая экспериментирует с накопленным материалом, пытаясь использовать его по максимуму.

Однако большинству из нас, чтобы крикнуть «Эврика!», надо немного подготовиться, о точнее, оторваться от автоматического и монотонного выполнения повседневных дел. Рутина убивает вдохновение.

Мы слишком редко задумываемся над простыми вещами и забываем, что любые целенаправленные действия - решение уравнений, езда на велосипеде - подразумевают не только стереотипные движения, но и работу мозга.

В то же время именно рутина содержит в себе решение большинства проблем. Парадоксально, но факт: сутью гениального изобретения всегда становится саамы обычный процесс.

Открытие лежит перед нами - надо лишь «отсечь от него все лишнее».

Наглядный пример - лучевая терапия раковых опухолей.

В первые годы ее применения врачи столкнулись с серьезной проблемой: радиация не только подавляла злокачественный рост, но и поражала здоровые ткани, получавшие слишком высокую дозу облучения.

Решение было найдено неожиданное, но удивительно простое.

Источник радиации стали вращать вокруг больного так, чтобы лучи постоянно оставались сфокусированными на опухоли. В результате она разрушается, а окружающие ткани облучаются намного слабее и серьезно не страдают.


9. Мозговая атака. Дивергентное мышление


Один из самых эффективных методов творчества - мозговой штурм, предложенный в 1948 г. Алексом Осборном, который определил четыре правила этого процесса: высказывается любая идея; чем больше идей, тем лучше; все идеи обсуждаются; приветствуются любые комбинации, модификации или уточнения высказанных идей.

На сколько эффективен этот метод, демонстрирует пример американского космического агентства - НАСА.

Проектировщики, размышляя, чем бы заменить молнию в скафандре астронавтов, опробовали метод максимально свободных ассоциаций.

Из словаря наугад бралось слово, и все фантазировали, как связать его с застежкой.

Образ «леса» вызвал у кого-то мысль о шипах, цепляющихся за одежду. Так появился новый тип застежки, известный нам как «липучка».

Новые решения обычно рождаются тогда, когда ваши мысли не скованы никакими рамками. Оптимальный результат дает не только сосредоточенность, но и максимальная открытость впечатлениям - использование одновременно мозга и органов чувств.

Психологи определяют такой свободный поиск ассоциаций «дивергентным» (расходящимся) мышлением.

Оно противоположно «конвергентному» (сходящемуся), когда у разных объектов ищут общие черты.

Этот метод типичен для тестов на IQ и обычно предполагает единственный ответ.


10 Тренировка интеллекта и мышления


Вставание со стула кажется простым делом, но речь идет о согласованной последовательности множества движений. Работа двух с лишним десятков мышц контролируется тысячами сигналов, которые идут к ним и от них по нервам, спинному и головному мозгу.

Одновременно другие системы непрерывно следят за равновесием тела, обеспечивая его мгновенную корректировку. Последняя задача требует взаимодействия вестибулярного аппарата (во внутреннем ухе), глаз, мозжечка и коры больших полушарий - ее двигательной области.

То, что кажется простым и естественным, на самом деле является высоким мастерством, приобретенным нами в раннем детстве. Причем активируются все нужные системы автоматически за доли секунды.

«Что делает этот старик в моей спальне?» - кричала пожилая женщина, требуя вызвать полицию. Она не узнала в спящем мужчине собственного мужа. Это симптом особой формы слабоумия (обычно возрастного), описанного немецким врачом Алоисом Альцгеймером (1864-1915). Болезнь характеризуется худшим типом забывчивости: люди помнят то, что было десятки лет назад, но текущие события полностью выветриваются из их головы за каких-нибудь полчаса.

Недавно ученые установили, что к болезни Альцгеймера существует наследственная предрасположенность.

Нервные клетки не восстанавливаются. Их у человека примерно 100 миллиардов, и все уже на месте к моменту рождения. Потом между ними устанавливаются все новые связи, но одновременно происходит и отмирание. А новых клеток, увы, уже не образуется.

Однако молодость - понятие относительное. Многие люди до преклонных лет сохраняют удивительную бодрость тела и духа. Это в первую очередь относится к натурам творческим, нередко продолжающим работать буквально до последнего вздоха.

Французская писательница Симона де Бовуар (1908-1950) занималась беллетристикой до 85 лет.

Английский драматург, нобелевский лауреат Джордж Бернард Шоу (1856-1950) сочинял до 93 лет.

Немецкий философ Ханс Георг Гадамер (1900-2002) в свои 98 лет читал лекции, удивляя студентов живостью ума.

Эти и многие другие примеры показывают, что, непрерывно тренируя мозг, можно до глубокой старости компенсировать неизбежное отмирание нервных клеток - видимо, качеством работы оставшихся.

Более того, интеллектуальная активность, похоже, продлевает человеку жизнь.

Связь высокоразвитого интеллекта с долголетием обнаружилась у монахинь. Все они ведут здоровую жизнь, поэтому обычно достигают солидного возраста. У них оценили уровень интеллекта. Оказалось, что самые «одаренные» из них доживают в среднем до 88 лет, тогда как прочие - всего лишь до 81.

Высокообразованные люди в четыре раза реже страдают от атрофии мозга, чем малообразованные, без особых интересов.

Другими словами, мозг, как и мышцы, для развития и сохранения сил требует регулярных нагрузок.

Следя за своим душевным здоровьем, большинство из нас может противостоять возрастному ослаблению мыслительных способностей.


11. По ту сторону мышления


Наш мозг анализирует объекты, то есть раскладывает их на множество составляющих и хранит их порознь. Например, зрительные образы и названия находятся в «разных углах» памяти. Как правило, с каждым из них сразу ассоциируется определенное понятие: «стул - сидеть», «поэт - Пушкин»… Обычно таких простейших связей нам хватает, однако некоторые задачи требуют проведения других, менее очевидных параллелей. Воображение - это в принципе синтез новых сочетаний из далеко разбросанных по памяти фрагментов разных понятий.

В результате использования метода свободных ассоциаций стул, который одновременно деревянный, высокий, красивый и так далее, может стать топливом (+ печка), лестницей (+ люстра), произведением искусства (+музей).

Этот же метод уже больше века применяют психоаналитики: чтобы выяснить подсознательный конфликт, мучающий пациента, они просят его называть любые понятия, всплывающие в голове в связи с предлагаемым словом. (Пушкин - поэт, бакенбарды, дуэль, Дантес…)


12. Путешествие по сонному царству


Не признающая никаких границ фантазия порой подсказывает решение сложнейших научных проблем.

Знаменитый немецкий химик Фридрих Август Кекуле фон Штрадониц (1829-1896) увидел во сне обезьян, которые водят хоровод, а потом змею, кусающую себя за хвост. Как и все органики той эпохи, он пытался понять структуру бензольной молекулы. Сны подсказали ответ: это кольцо.

Сновидения вдохновляли многих писателей и художников.

Например, шотландец Роберт Луис Стивенсон (1850-1894) сочинил свои самые знаменитые романы, в том числе «Остров сокровищ» на основе образов и сюжетов, явившихся ему во сне.

Обычно мы не влияем на то, что нам снится. Однако специалисты различают особый «интерактивный» тип сновидений, в которых вы играете не привычную роль пассивного зрителя в ночном кинотеатре, а являетесь одновременно главным героем и сценаристом.

По мнению психологов, такому сну можно научиться с помощью специальной программы тренировок. Его интерактивный сюжет лучше запоминается, и в результате вы получаете дополнительный источник достаточно неординарных данных для своего творческого потенциала.


13. Секрет слепого пятна


Всем нам свойственно присутствие слепого пятна в отношении определенных людей, занятий, событий.

Это значит, что мы не принимаем всерьез, а то и вовсе не замечаем чего-то важного и даже потенциально опасного для нас.

Например, ведя автомобиль, мы по понятным причинам не видим многого сзади и сбоку от нас - а ведь оттуда в принципе грозят любые неожиданности.

Слепым пятном называют так же особый участок поля зрения.

Проведем опыт.

Закройте левый глаз, а правым пристально смотрите на первую букву в этой строчке. Теперь ведите пальцем по строчке вправо. Следите за ним «краем глаза», продолжая смотреть на букву. К середине страницы палец «исчезнет», а потом снова появится.

Этот феномен известен давным-давно и объясняется отсутствием световоспринимающих рецепторов сетчатки в месте отхода от глазного яблока зрительного нерва. Там в нашем поле зрения небольшой пробел.

Однако интересно не само присутствие этого слепого пятна, а то, что мы его не замечаем. Обычно мы смотрим вокруг обоими глазами, которые к тому же непрерывно движутся, меняя угол зрения на окружающее, а в результате один компенсирует пропускаемое другим.

Однако, глядя даже одним глазом, мы не заметим слепого пятна. Объясняется это особенностями обработки информации нашим мозгом.

Обрабатывая сигналы от сетчатки, мозг, пользуясь накопленной информацией, просто «дорисовывает» пустую часть нашего поля зрения так, чтобы она соответствовала своему окружению.

Например, читая строчки, мы не видим сразу всех букв, но уверены в их наличии. Такие пропуски бывают и в мыслительном процессе.

Быстрое и простое решение буквально перед носом, но мы его не замечаем, а потом удивляемся: «Как же я не сообразил?» или «Вертелось ведь в голове».


14. Пища для ума


На головной мозг приходится всего 2 процента массы тела, но он потребляет 20 процентов нашей энергии - почти исключительно в форме глюкозы.

Чтобы дать мозгу достаточное количество топлива, мы должны съедать как можно больше «сложных углеводов» (полисахаридов).

Вероятно, лучшие их источники - рис, хлеб, картофель и цельнозерновые продукты, которые должны давать нам около 410 процентов калорий.

Для оптимальной работы мозга необходим нормальный обмен веществ, а для его реакций - все известные науке витамины.

Недостаток хотя бы одного ведет к рассеянности, забывчивости, быстрой утомляемости, депрессии.

Например, витамин С сейчас называют «интеллектыальным» - установлена корреляция его уровня в организме с показателем IQ.

Один плод киви или стакан грейпфрутового сока обеспечивает нас аскорбинкой на целые сутки.

Для нервов полезны витамины В, особенно В12, которого много в печени и яйцах.

Те же источники богаты фолиевой кислотой, поддерживающей, как считается, вкус к жизни.

Минеральные вещества необходимы для разнообразных реакций, включая проведение электрических импульсов нервами.

Особенно опасен дефицит кальция, калия или натрия. Он сразу приведет к резкому снижению нашей работоспособности.

Среди миктроэлементов чаще всего недостает железа, необходимого для снабжения кислородом всех тканей.

К симптомам этого дефицита относятся утомляемость, беспокойство и рассеянность.


15. Физическая природа мышления


Какова физическая природа мышления? Тут много неясного, но, очевидно, сначала объект воспринимается как обобщенное целое. То есть мы понимаем, что видим дерево, даже если не различаем, сосна это, дуб или береза.

Аналогично выделяется образ лиственного (или хвойного) дерева, а потом уже обращается внимание на листья, цветки, форму роста.

Поиск объяснения этого феномена - одна из главных задач когнитивной психологии. Она выделяет, например, проблему «объекта-фона», пытаясь определить, по каким признакам различные, заполняющие поле зрения элементы, например мазки на картине (естественно, реалистической), мы распределяем между значимыми для нас образами.

Возможный подход к решению этой проблемы наметился в конце 1980 гг. Нейробиологи обнаружили, что реакция на объект возбуждает нейроны в самых разных участках головного мозга (кошки).

Очевидно, они совместными усилиями обрабатывают получаемую информацию, а говоря конкретно, - некоторое время дают по 40 импульсов в секунду.

Это открытие взволновало исследователей.

Не найдена ли физическая основа сознания или хотя бы распознания объектов? Может это значит, что мы осознаем их, когда спонтанно возникает группа нейронов с импульсацией, частота которой равна 40 герц.


16. Мышление, интеллект, речь


После тяжелой травмы головы француз по фамилии Леборнь произносил только одно слово «Тан» и получил прозвище Тан-Тан.

Остаток жизни он провел в сумасшедшем доме. Мозг пациента после его смерти изучил французский хирург Поль Брока (1824-1880). Он подтвердил свою догадку: у Тан-Тана был поврежден определенный участок левого полушария - так называемая моторная речевая зона, или центр Брока.

В 1874 г. молодой немецкий психиатр Карл Вернике (1848-1905) изучил группу пациентов со странным симптомом. Они могли связно говорить, но часто употребляли слова, выпадающие из контекста.

И, в отличие от Тан-Тана, не понимали чужую речь. Несмотря на нормальный слух, они не могли «расшифровать» смысла фраз, на каком бы языке те ни звучали.

В результате стало ясно: нормальная речь требует понимания других. Услышанные или прочитанные фразы сначала обрабатываются сенсорной речевой зоной (центром Вернике), обычно находящейся в левом полушарии. Здесь речь наполняется смыслом.

Однако, чтобы говорить самому, нам нужен двигательный центр Брока, расположенный в другом месте.

Появление членораздельной речи было, несомненно, решающим шагом в эволюции человека. Это сказалось на всех сторонах жизни наших предков - усложнились орудия, возникли новые общественные отношения, пронизанные ритуалами, зачатками мифологии и религии - того, что мы называем духовной культурой.

Заметно увеличился головной мозг. Видимо, это хотя бы отчасти потребовалось для обработки нового типа информации, объем которой стал постоянно возрастать, накапливаясь в каждом поколении.

Формирование современной речи шло рука об руку с развитием понятийной структуры нашего сознания.

Умение называть объекты означает способность абстрагироваться от них, классифицировать окружающую действительность.

Однако связь между речью и логическим мышлением очень сложна.

Утратив в результате травмы речевые центры головного мозга, люди не обязательно становятся круглыми идиотами.

Более того, способность сравнивать и систематизировать понятия возникает даже у тех, кто никогда в жизни не говорил.

Мышление развивается независимо от речи, хотя и под ее влиянием.

Заключение


Допустим, мы максимально развили свою эмоциональность. Означает ли это счастье? Исследования показывают, что личная удовлетворенность не зависит от уровня тех или иных интеллектуальных способностей.

Адекватное поведение обеспечивается только взаимодействием всех проявлений интеллекта. И в этом смысле обществу полезно умственное развитие всех его членов.

Игнорирование каких-либо сторон интеллекта, скажем школьными программами, чревато появлением личностных «перекосов» с роковыми последствиями для отдельных индивидов и популяции в целом.

Итак, интеллект и мышление - две стороны одной медали.

Уже не первый год нейробиологи изучают механизмы мыслительных процессов. Они выделили в головном мозгу части, специализированные на различных видах интеллектуальных задач - типа «формулировки», «распознавания», «выслушивания». По мнению нейробиологов, такие мыслительные структуры формируются в первые годы жизни.

Если дети растут в среде с дефицитом стимулов, их умственное развитие отстает от нормы.

При полном отсутствии внешних раздражителей нервные связи в мозгу вообще не образуются.

Хотя основы интеллекта заложены в генах и формируются в первые годы жизни, ум человека, безусловно, развивается в течение всей жизни.

Прекратив думать, мозг начинает деградировать. Регулярная его тренировка позволяет сохранить удивительную ясность ума даже в глубокой старости.


Список литературы


1. Шеппах Д., «Мысль, разум, интеллект», 2003, «Ридерз Дайджест»

Величковский Б.М., Капица М.С., Психологические проблемы изучения интеллекта. М.: Наука, 1987

Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. М.: Прогресс, 1965

Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. Киев: НИИ психологии, 1992

Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии. 1980. №2.

Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» Психологический журнал. 1998. Т. 19. №2.

Карпов Ю.В., Талызина Н.Р. Критерий интеллектуального развития детей // Вопросы психологии. 1985. №2.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2000

Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мышление и интеллект - близкие по содержанию термины. Родство их стано­вится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индиви­дуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что «ум ребенка с воз­растом развивается», - этим передается проблематика развития интеллекта. Терми­ну «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» - процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наде­ленный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - это способность к мышлению, а мышление - процесс реализации интеллекта.

· Интеллект - способность к мышлению.

Мышление - опосредо­ванное и обобщенное познание объективной реальности.

Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека использу­ется термин Homo sapiens - человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух или способность к движению, конечно, несет тяжелую утрату, но не перестает быть человеком. Ведь оглохший Бетховен или ослепший Гомер не перестали для нас быть великими. Тот же, кто совершенно потерял разум, кажется нам пораженным в самой своей человеческой сути.

Прежде всего мышление рассматривается как вид позна­ния. С психологической точки зрения познание выступает как создание представлений внешнего мира, его моделей, или образов. Для того чтобы добраться на работу, нам нуж­на некоторая пространственная модель дороги между домом и работой. Чтобы по­нять то, что нам рассказывают на лекции о войнах Александра Македонского, нам нужно создать некоторую внутреннюю модель, изображающую победы великого пол­ководца. Однако мышление - это не любое познание. Познанием является, напри­мер, и восприятие. Матрос, с мачты корабля увидевший на горизонте парусник, так­же создает определенную умственную модель, представление увиденного. Однако это представление является результатом не мышления, а восприятия. Поэтому мышление определяется как опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.

Например, выглянув на улицу, человек видит, что крыша соседнего дома мокрая. Это акт восприятия. Если же человек по виду мокрой крыши заключает, что прошел дождь, то мы имеем дело с актом мышления, хотя и очень простым. Мышление явля­ется опосредованным в том смысле, что оно выходит за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заключение о другом. В случае мышления мы имеем дело не просто с созданием умственной модели на основании наблюдения внешнего мира. Процесс мышления значительно сложнее: вначале создается модель внешних условий, а затем из нее выводится следующая модель. Так, в нашем приме­ре человек создает вначале первую модель, относящуюся к сфере восприятия, - об­раз мокрой крыши, а затем выводит из нее вторую модель, согласно которой недавно прошел дождь.

Мышление как познание, выходящее за пределы непосредственно данного, явля­ется могучим средством биологической адаптации. Животное, которое может по кос­венным признакам заключить, где находится его жертва или где больше пищи, соби­рается ли на него нападать хищник или более сильный сородич, имеет значительно больше шансов выжить, чем животное, не имеющее такой способности. Именно бла­годаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил до­полнительные средства для биологического выживания. Однако в то же время чело­веческий интеллект создал и колоссальные разрушительные силы.

С индивидуальной точки зрения, между интеллектом и успехом в деятельности существуют в основном пороговые отношения. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимум интеллекта, который обеспечива­ет возможность успешно заниматься этой деятельностью. Для некоторых видов дея­тельности (например, математика) этот минимум весьма высок, для других (напри­мер, работа курьера) - значительно ниже.

Однако возможно и «горе от ума». Чрезмерный интеллект может отрицательно отражаться на отношениях человека с другими людьми. Так, данные ряда американ­ских исследователей показывают, что очень высокий интеллект может вредить поли­тикам. Для них существует определенный оптимум интеллекта, отклонение от которо­го как в верхнюю, так и в нижнюю сторону ведет к снижению успехов. Если интеллект политика ниже оптимума, то снижается способность разбираться в ситуации, предсказывать развитие событий и т. д. При значительном превышении оптимума поли­тик становится непонятным для той группы, которой он должен руководить. Чем выше интеллектуальный уровень группы, тем выше оптимум интеллекта для лидера этой группы.

Очень высокий уровень интеллекта (превышающий 155 баллов по тестам IQ ) от­рицательно сказывается и на адаптации детей, обладающих им. Они опережают сво­их сверстников в умственном развитии более чем на 4 года и становятся чужими в своих коллективах.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...