Современная российская многопартийность. История формирования многопартийности в россии

Официально в СССР была одна партия ВКП (б)-КПСС. В позднем СССР появилась такая шутка, что у нас не многопартийность, а многоподъездность. Ибо всякий «подъезд» дома на Старой Площади, где базировался аппарат ЦК КПСС, имел свои интересы.

Все это так и не так. Попытка Ленина вместо обычной демократии с ее многопартийностью создать нечто свое, особенное, провалилась фактически сразу после окончания гражданской войны. Уже тогда значительная часть коммунистов поддержала так называемую «рабочую оппозицию», которая требовала, чтобы рабочий класс не был ширмой для ленинцев, а получил бы через профсоюзы реальную власть на производстве. Оппозицию эту возглавил Шляпников, который был белой вороной среди руководителей партии большевиков, так как в отличие от них был настоящим рабочим от станка.

Эта оппозиция вызвала у Ленина бешенство, он даже в своей речи обронил фразу, что это враги и их надо расстреливать. В итоге соборными усилиями Ильича и Троцкого, рабочая оппозиция была разгромлена, в партии была объявлена чистка и из нее исключили почти треть коммунистов. Т.е. Ленин обошелся без расстрелов. Пока без расстрелов, ибо та ненормальная система, которую он создал, еще приведет к Большому террору, а потом и вообще распаду СССР.

Ленин создал эту систему под себя, он был абсолютно тоталитарен. Он единственный из крупных мировых политиков, которому в качестве образца для общества нравилась армия. Он восхищался, как огромная масса людей движется в колонах, но вот прозвучал приказ одного человека и вся эта масса роет окопы, занимает оборону, потом опять движется, куда скажут, без вопросов и протестов. Для Ленина – это идеал общества. Именно такое общество он и создавал.

Но насколько Ленин был психически здоров? Его безумие в явном виде проявилось в 1923 году, но это не значит, что если в 1917 году он не лаял на луну, то он был здоров, он и тогда был явно болен, только это было не очень заметно. Ведь все русские и мировые светила от медицины так и не смогли разобраться в причинах его психической болезни, отсюда версия, что это могло быть следствием сифилиса. Именно версия, потому ничто другое не объясняло того, что происходило с Лениным, ибо его психическая болезнь не была следствием атеросклероза или ранения.

И вот этот псих создал государство под себя, попирая очевидные всему человечеству истины, и пытаясь создать нечто свое, этакое, чтобы ему, Ленину, удобно и приятно было руководить обществом.

В России до 1917 года реально существовала многопартийность, и эта система очень хорошо себя проявила в Государственной Думе и вообще в политической жизни общества.

У нас ведь многие считают до сих пор, что многопартийность – это миф, что все это создается для того, чтобы дурить народ, что власть на самом деле едина во всех странах мира, а много партий это чтобы создать такую дымовую завесу над тайными делами «начальников».

Многопартийность, как часть демократии возникает в странах Европы часто еще при монархиях. Ибо если при ранних монархиях роль верховного арбитра в споре между разными социальными группами с разными интересами играет сам монарх, то со временем это становится делать все труднее. Отсюда чтобы избежать постоянных гражданских войн и мирно решать все вопросы, и возникает многопартийность. Когда арбитром становится не монарх, а сам народ. И при этих условиях гражданскую войну начинать не нужно, достаточно новых выборов.

Именно таким путем шла Россия и после февраля 1917 года, ибо самая массовая и самая социалистическая партия – эсеры, была партией демократов, которая не собиралась узурпировать власть и готова была решать все вопросы мирным путем, путем выборов. Ленин прекрасно понимал, что он никогда не сумеет выиграть у эсеров честным путем, отсюда он пошел на заговор, на силовой захват власти и установление господства своей партии, в которой он был фактически диктатором. Открытая диктатура ему была просто не нужна, он и так продавливал все решения, какие хотел.

И вот он создал эту свою Совдепию с одной партией, с монополией на мысль и что? Так тут же внутри его партии появилась рабочая оппозиция, по сути, партия в партии. Стоило ему заболеть, как тут же в партии возникли новые фракции. На самом деле внутри ВКП (б) возникли, по меньшей мере, две разные партии. Если бы это было в нормальной стране, то и «левые» и «правые» просто бы образовали свои партии и апеллировали бы к народу – чья программа лучше.

Ибо «левые» - Троцкий, Зиновьев, Каменев, и «правые» - Бухарин, Рыков, Томский предлагали совершенно разные пути развития общества и страны пусть формально и в рамках одной и той же идеологии. Спросят, а где тут Сталин был со своей программой, а не было у Сталина никакой своей программы, этот «гений» был слаб, чтоб выдвинуть свою программу, и чтобы иметь свою партию, он потом уже возьмет идеи и «левых» и «правых», когда получит власть, и его стиль - это коммунистическая эклектика.

Но в 20-е годы не голосовал народ, не участвовал в выборе реальной власти, но хотя бы голосовала партия, именно честным и демократическим путем «правые» победили «левых». Сталин эту малину поломал, он выиграл выборы на 17 съезде, но больше рисковать не хотел. Он не хотел зависеть от воли партии, он прекрасно понимал, что придет время и его не переизберут в качестве лидера.

А представим себе, что эти выборы в 1927 году состоялись бы как нормальные, т.е. народ выбирал между Бухариным и Троцким. Кто бы победил? Конечно, Бухарин. С разгромным счетом, Троцкий получил бы не более чем СПС и Яблоко на последних выборах. Ну и какой смысл был при таком раскладе изгонять Троцкого из страны? И вообще кого и зачем изгонять и расстреливать?

А затем, что проведи коммунисты реальные выборы в 1921 или даже в 1927 году и допусти до них эсеров и меньшевиков, то 80% крестьян проголосовали бы за эсеров, и 70% рабочих проголосовали бы за меньшевиков. Коммунисты прекрасно понимали, что они навязали себя обществу, победили за счет террора и держались у власти за счет него.

И вся их гнилая система отрицала демократию, причем любую даже внутрипартийную. Ну и хрен бы нам с ними, пусть бы они друг друга изгоняли и расстреливали, если бы эта система не принесла такие огромные издержки обществу, если бы эта система не отбросила общество назад, да мы и до сих пор не можем вылезти из лап этой системы.

Но многопартийность – это не миф, что мы можем видеть даже по истории партии коммунистов. В 1921 году появляется «рабочая оппозиция», которую Ленин, Троцкий, Бухарин и Сталин задавили. Потом в рамках ВКП (б) появляются две партии - «левые» и «правые», здесь победили «правые». Но мы видим, что проигравшие в отличие от нормальной Системы не уходят в оппозицию, они изгоняются из партии, преследуются.

Когда Сталин пришел к власти, он прекрасно понимал, что помимо его власти внутри советской машины есть другие центры власти. И все 20 с лишним лет, что он был у власти, он постоянно наносит удары по этим центрам силы.

Он физически уничтожает и «левых», и «правых» в партии, он понимает, что центром силы являются спецслужбы и начинает тотальное уничтожение руководителей спецслужб, он истребляет верхушку армии, как потенциальный центр силы.

После 1945 года его репрессии носят то же направление: удар по военным, точечные расстрелы среди самой верхушки армии, он постоянно тасует кадры спецслужб, постоянно кого-то сажает в тюрьму, включая самых высокопоставленных спецслужбистов, он наносит удар по партии («Ленинградское дело»).

Придурочные поклонники Сталина до сих пор говорят, что иначе было нельзя. Это в вашей системе, которую построили сумасшедшие, нельзя, а во всем мире почему-то можно.

Но с чем в итоге пришли к смерти Сталина? Как были эти центры силы, так они и остались. Борьба за власть разгорелась между спецслужбами, которые возглавил Берия, и которые вполне ощущали себя партией власти в стране и верхушкой КПСС. Лидер КПСС Хрущев объединил усилия КПСС с армией, и совместно они свалили спецслужбы.

На какой-то момент Хрущев объединяет общество за счет его однородности, ибо большая часть населения это уже родившиеся в СССР молодые люди с промытыми мозгами, но дальше борьба разгорается с новой силой.

Никиту Хрущева скидывает тогдашнее руководство страны, но при Брежневе начинает формироваться новый монстр – КГБ, как альтернатива партийной власти. Парадокс советской власти – КГБ становится… либеральной оппозицией режиму! И если говорить о брежневском времени, то сам черт ногу сломит разбираться во всех этих группировках, которые на самом деле вели себя как политические партии. Но если в нормальной системе арбитром выступает народ, то здесь такая апелляция к народу была невозможной, хотя проведи выборы в году 1979, и пойди КГБ на эти выборы как партия, кометчики бы победили.

Самый лучший вариант для СССР был бы, если бы КГБ сделал ставку на Косыгина, последнего крупного государственного деятеля России, после него фигур такого масштаба не было, но такой союз был не реален по многим причинам, в том числе, по причине отрицательного отношения Косыгина к КГБ.

Так сколько было реальных партий в СССР в период позднего Брежнева? Ну, во-первых, эти кретины в силу ленинской национальной политики умудрись создать только 14 больших партий по национальному признаку. Вдумайтесь в это! Всякая страна просто истерично избегает создания реальных партий власти по национальному признаку, здесь создали аж 14 таких партий, в конце к ним прибавилась и коммунистическая партия РСФСР, которая, кстати, могла спасти СССР, если бы была создана хотя бы в 1989 году.

Кроме этого было множество национальных партий в автономных республиках.

И это были действительно партии в полном смысле слова. Да, ими руководили из центра, но на местах-то власть была их. И они опирались на народы, чье национальное самосознание советская власть развивала зачем-то 70 лет. И в рамках СССР эти партии хорошо понимали интересы своих народов и защищали их. И в таком виде единый СССР в 21 веке существовать, бесспорно, не мог. Требовалась трансформация. И ее начал Горбачев.

Если исходить из того, что сто раз уже писалось, то вырисовывается поразительная картина. И сам Горбачев и все его Политбюро – это люди, которые выдвигались Андроповым и опирались потом на КГБ, а не КПСС. С одной стороны, вроде как опираться на КПСС в деле реформ было бессмысленно, но с другой стороны, Горбачев и попыток таких не делал. Ведь для того чтобы реально реформировать всю эту систему, Горбачев должен был ясно осознать чего он хочет и подбирать под эти цели людей, лет 10 расставлять их на ключевые позиции по всей стране и во всех структурах, а уж потом реформировать страну.

А так что получилось? Партия под названием «КГБ» объявила войну всем другим партиям. Лучше всего об этом рассказал Кравчук, он рассказал, что Горбачев приехал в Киев, выступил перед трудящимися с такой речью, что вы снизу на партократов давите, а мы будем сверху.

Ну не дурак?

И в СССР началась межпартийная борьба. Понятно, что местные элиты не хотели отдавать власть. Да и не понятно, кому ее отдавать?

Скажем, московская партийная организация была сопоставима по влиянию с республиканскими компартиями, не случайно, что Андропов после прихода к власти свалив министра МВД Щелокова, начал атаку на Гришина, главу московской партийной организации. Но тот устоял, уже при Горбачеве его сняли и поставили… Ельцина. Когда говорят, что тогда не знали, кто такой Ельцин, то врут, его и поставили, потому что хорошо знали, что он из себя представляет. Дуролом. Вот он и начал избиение кадров московской партийной организации. Но зачем? С какой целью? И ведь на место Гришина и Ельцина пришел потом Прокофьев, который был умнее их обоих раз в десять. И московская партийная организация наряду с питерской стала основной новой компартии РСФСР и оппозицией Горбачеву.

Горбачев нигде не добивался никаких успехов, на международной арене он чего-то добился только за счет односторонних уступок Западу. Компартии стран социалистического лагеря его ненавидели, тогда опора Горбачева КГБ стал готовить операции по свержению этих компартий, а так бы они держались и до сего дня в качестве влиятельных сил.

Против Горбачева тихой сапой восстали и все компартии в СССР, тогда КГБ стал приводить к власти «народные фронты», которые состояли из агентуры. Все эти нацмены, которые создали из республик СССР независимые государства, были агентами КГБ, о чем сто раз уже писали.

Т.е. КГБ работал на дурака, который сам не знал, что делает.

Кончилось это тем, что Горбачев подставил КГБ в Вильнюсе, и КГБ в целом в августе 1991 года за него не вписался, все они вместе с главой КГБ Крючковым понимали, что Горбачев откажется от них. Что он и их подставит.

В итоге Горбачев вернулся вроде победителем из Фороса, он был президентом СССР, а власти у него уже не было. КГБ уже не работал на него, эта организация была в состоянии хаоса. КПСС сам же Горбачев фактически запретил.

Вот тогда и развалился СССР, но кто его развалил?

Некоторые мерзавцы говорят, что это сделали русские националисты. И смех и грех. СССР распался из-за борьбы тех партий, которые реально существовали в его недрах. А главные виновники окончательного развала были хохлы. Ибо их партийная организация сохранила власть не только над местным КГБ, но и в значительной степени над армией, которая была на территории Украины. Они вывели Украину из состава СССР, чего не ждал от них ни Горбачев, ни Ельцин.

Тоже вот вопрос об аналитиках, которые тогда работали во всех центральных структурах, они явно не соображали, что происходит в стране.

Таким образом, мы приходим к простому выводу, что игнорировать демократию и многопартийность можно, но бесполезно. Эта самая многопартийность существовала в СССР, но не в том виде, когда она работает на благо обществу, а в виде бомбы замедленного действия.

В этом виде она существует и по сей день, увы. Все попытки перейти к цивилизованным формам демократии у нас пока не увенчались успехом.

Борьба за власть в России в 1917 году - это ключевое событие для истории государства, итогом которого было установление однопартийной системы в стране.

Во время событий в феврале 1917 года была свергнута абсолютная монархия, на смену ей пришло Временное правительство, которое по оценкам, было слабым и нерешительным, вследствие чего оно было свергнуто в Октябрьскую Революцию радикальными социалистами, большевистской фракцией социал-демократической партии, которые отделились и сформировали «Российскую коммунистическую партию (большевиков)». К лету 1918 года произошел окончательный этап формирования однопартийного правительства под предводительством В.И. Ленина. Стоит отметить, что большинство современных исследователей сходятся на том, что создание именно такой модели государства большевиками изначально не планировалось и стало чистой импровизацией в условиях жёсткой борьбы за власть.

После прихода к власти перед большевиками встали несколько альтернатив дальнейшего государственного строительства: власть Советов с образованием в них «однородного социалистического правительства» из разных социалистических партий, растворение Советов в партийной организации с передачей государственной власти непосредственно партии, сохранение Советов с подчинением их партии. Был избран третий вариант, и центр принятия решений перемещается из советских органов в партийные, из ВЦИК и СНК в ЦК РСДРП(б).

V Съезд Советов принимает Конституцию 1918 года. Конституция окончательно зафиксировала, что единственной властью в России являются Советы. Система Советов была унифицирована, также окончательно закреплено лишение избирательных прав бывших «цензовых элементов», круг которых был определён следующим образом:

1. лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

2. лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

3. частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

4. монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

5. служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; Протасов Л. Г. Всероссийское учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.

Также избирательных прав были лишены лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой: лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

В общей сложности избирательных прав было лишено около пяти миллионов человек.

Курс на утверждение однопартийной политической системы (такой системы, при которой сохраняется единственная и, следовательно, правящая партия) полностью соответствовал теоретическим представлениям о государстве диктатуры пролетариата. Власть, опирающаяся на прямое насилие и систематически применяющая его в отношении «враждебных классов», не допускала и мысли о возможности политического соперничества и оппозиции со стороны других партий. Столь же нетерпимым для данной системы было существование инакомыслия, альтернативных группировок внутри правящей партии. В 20-е гг. формирование однопартийной системы завершилось. Нэп, в экономической сфере допускавший элементы рынка, частной инициативы, предпринимательства, в сфере политической сохранил и даже ужесточил военно-коммунистическую нетерпимость к «врагам и колеблющимся».

К 1923 г. были ликвидированы остатки многопартийности. Состоявшийся в 1922 г. судебный процесс над эсерами, обвиненными в организации заговоров против советской власти и вождей коммунистической партии, поставил точку в более чем двадцатилетней истории партии. В 1923 г. затравленные и запуганные меньшевики объявили о самороспуске. Прекратил свое существование Бунд. Это были левые, социалистические партии; монархические и либеральные партии были ликвидированы в первые годы после Октябрьской революции 1917 г.

С политическими оппонентами, находившимися вне рядов коммунистической партии, было покончено. Оставалось добиться единства внутри партии. Вопрос о единстве партии В.И. Ленин после завершения Гражданской войны считал ключевым, «вопросом жизни и смерти». X съезд РКП(б) в 1921 г. принял по его настоянию знаменитую резолюцию «О единстве партии», запрещавшую любую фракционную деятельность. В не менее знаменитых последних работах 1922-1923 гг. тяжело болевший вождь призывал своих наследников хранить единство партии «как зеницу ока»: в расколе ее рядов он видел главную угрозу.

Между тем внутрипартийная борьба, обострившаяся еще при жизни Ленина, после его смерти (январь 1924) разгорелась с новой силой. Ее движущими силами были, с одной стороны, разногласия о том, в каком направлении и как двигаться дальше (что делать с нэпом; какую политику вести в деревне; как развивать промышленность; где взять деньги на модернизацию экономики и пр.), и личное соперничество в непримиримой схватке за абсолютную власть - с другой.

Основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.:

1923-1924 гг. - «триумвират» (И.В. Сталин, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев) против Л.Д. Троцкого. Идейное содержание: Троцкий требует прекратить отступление перед мелкобуржуазной стихией, «закрутить гайки», ужесточить командное руководство экономикой, обвиняет лидеров партии в перерождении. Итог: победа «триумвирата», личное уси^-ление Сталина.

1925 г. - Сталин, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский и др. против «новой оппозиции» Зиновьева и Каменева. Идейное содержание: Сталин выдвигает тезис о «возможности построения социализма в отдельно взятой стране»; оппозиция защищает старый лозунг «мировой революции» и критикует авторитарные методы руководства партией. Итог: победа Сталина, сближение «новой оппозиции» с Троцким.

1926-1927 гг. - Сталин, Бухарин, Рыков, Томский и др. против «объединенной оппозиции» Зиновьева, Каменева, Троцкого («троцкистско-зиновьевский блок»). Идейное содержание: продолжается борьба вокруг сталинского тезиса о строительстве социализма в отдельно взятой стране. Оппозиция требует форсировать развитие промышленности за счет «выкачивания» денег из деревни. Итог: победа Сталина, снятие лидеров оппозиции с руководящих постов в партии и государстве, ссылка, а затем изгнание из страны Троцкого.

1928-1929 гг. - Сталин против «правой оппозиции» (Бухарин, Рыков, Томский). Идейное содержание: Сталин выдвигает курс на форсированную индустриализацию, проводимую за счет крестьянства, говорит об усилении классовой борьбы; Бухарин и др. развивают теорию о «врастании» в социализм, о гражданском мире и поддержке крестьянства. Итог: победа Сталина, разгром «правой оппозиции». http://www.portal-slovo.ru/history/35430.php

Таким образом, внутрипартийная борьба в 20-е гг. завершилась личной победой Сталина, овладевшего к 1929 г. абсолютной властью в партии и государстве. Вместе с ним победил курс на отказ от нэпа, форсированную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, утверждение командной экономики.

С момента победы большевиков в ожесточенной борьбе за власть, прохождение через Гражданскую войну, уничтожение и подавление оппонирующих партии, можно говорить о том, что с 1920 года коммунистическая партия была единственной легальной в СССР.

В 30-е гг. ВКП(б) являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным механизмом. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло cocтояться без одобрения партийных ячеек.

Комсомол, профсоюзы и общественные организации в основном просто связывали партию к массами. Профсоюзы для рабочих, комсомол для молодежи, пионерская организация для детей и подростков, творческие союзы для интеллигенции), они, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы - «тройки», Главное управление лагерей - ГУЛАГ и др.), использование которого принесло миллионы жертв среди народа.

Итогом этого периода можно считать принятие конституции в 1936 году. Она гарантировала гражданам весь набор демократических прав и свобод. Другое дело, что большинства из них граждане были лишены. СССР характеризовался как социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция отмечала, что социализм в основном построен, утвердилась общественная социалистическая собственность на средства производства. Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, за ВКП(б) закреплялась роль руководящего ядра общества. Принцип разделения властей отсутствовал. Конституция СССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Данный период характеризуется большими изменениями в организации государственного единства. Заметно возрастает централизация: компетенция Союза расширяется, соответственно сужаются права союзных республик.

В период Великой Отечественной Войны в государстве происходит перестройка на военный лад, что выражалось в том, что 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа мероприятий Коммунистической партии и государства по борьбе с фашистским агрессором. Была проведена перестройка государственного аппарата. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов.

Начавшийся в середине 50-х гг. курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства, вследствие чего в 50-е гг. был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик. В 1954-1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. В результате удельный вес предприятий республиканского и местного подчинения повысился с 31% в 1953 г. до 47% в 1955 г. В период же 50-60 годов происходит изменение государственного аппарата с целью демократизировать государственную структуру и убрать централизм. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял Постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Можно сказать, что принятые меры не прошли даром, жизнь в Советах оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением. Также, стоит отметить, что в 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности. Были проведены меры по улучшению правопорядка и законопослушности, проведена реформа судебной системы. Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. - М., 1996.

С середины 60-х годов СССР входит в период замедления темпов общественного развития, проявляется тенденция к отказу от тех нововведений в государственном управлении, которые были проведены перед этим.

Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.

С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.

С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий, в конечном счете, по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.

Можно сказать, что реформирование дало результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70-80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню - ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.

Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, так как отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.

В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. - Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987.

Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70-80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В. Андроповым (1982-1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений. Все о КПСС // http://www.kpss.ru/

О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм - неподвижностью, преемственность - кризисом.

Таким образом, логичным завершением кризиса стал такой процесс как «перестройка», начиная с 1986 года и окончательный развал СССР. В «перестроечном» периоде выделяют три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987). Начальный период Перестройки характеризовался признанием отдельных недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») - антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А.Н. Яковлев, Е.Т. Лигачёв, Н.И. Рыжков, Б.Н. Ельцин, А.И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей». Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991гг. - М., 1992.

Второй этап (январь 1987 - июнь 1989). «Золотой век» Перестройки. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности - смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989-1991). Заключительный этап Перестройки, берущий своё начало от I Съезда народных депутатов СССР. В этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80-90-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы - начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

разновидность политической системы, в рамках которой существует конкуренция между несколькими партиями. «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность» (см. Конституция РФ. Ст. 13)

Отличное определение

Неполное определение ↓

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ

форма политического представительства различных классов и слоев общества в условиях демократии. Многопартийная форма политических отношений в обществе принципиально отличается от монопартийных систем, встречающихся в современном обществе достаточно редко в некоторых авторитарных и тоталитарных обществах. В условиях европейской, или западной, цивилизации после разложения феодализма монопартийные политические системы возникали в условиях диктатур, например фашистских, или при социалистическом тоталитаризме. В процессе революционных преобразований России большевики уничтожили под разными предлогами все остальные партии, обвинив как представителей партий, так и партии в целом в буржуазной принадлежности. Буржуазия и все отношения, связанные с частной собственностью, были поставлены вне закона. Поэтому все, что выходило за рамки большевизма, в партийном отношении, политически и граждански, а зачастую, и физически, уничтожалось. Поэтому для стран бывшего социализма явление многопартийности является очень актуальным.

Господство марксистско-ленинской идеологии в странах, которые несколько десятилетий жили в условиях недопущения даже мысли о возможности существования партий некоммунистического толка, многопартийность казалась основой для выхода из ситуации тоталитаризма. С другой стороны, проблема достаточно проста. До тех пор, пока существуют классы и слои населения, которые имеют разные политические интересы, в нормальном демократическом обществе будут существовать различные партии. Многопартийность сама по себе говорит лишь о формальном отсутствии тоталитаризма. Главное заключается в том, чтобы эти партии выражали интересы реальных социально-политических субъектов. Если в политическом пространстве нет реальных субъектов, которые могли бы в условиях демократии легально отстаивать свои законные интересы, то вместо политических партий действуют корпорации пассионариев, которые претендуют на роль новой элиты.

Подобная ситуация сложилась в пореформенной России. Субъекты - носители капитала находятся в стадии становления. Поскольку они тесно связаны с теневым капиталом, они не могут прокламировать в полной мере своих интересов. Это обстоятельство приводит к тому, что партийные интересы новых носителей капитала в России существуют в форме опосредствованной идеологии и отстаиваются политическими субъектами самых разных ориентаций. Связи между носителями капитала и субъектами власти не афишируются. Сами по себе политические позиции еще не сформировались.

Что же касается наемной рабочей силы, то ее маргинализированное положение не может быть ресоциализировано в ближайшем будущем. Поэтому в современной России кроме коммунистов нет реальной политической силы, которая бы в партийной форме боролась бы за преодоление сверхэксплуатации, которой подвергается наемная рабочая сила. Причем, коммунисты, являясь организаторами сверхэксплуатации при социализме, никак не признают этого обстоятельства. Возникает парадокс: они программно декларируют борьбу с тем социальным явлением, которое сами создавали на всем протяжении своего политического господства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Начальным этапом образования современных российских партийных структур считается период возникновения в советском обществе неформальных организаций, которые появились в стране во второй половине 80-х годов XX в., то есть в период горбачевской «перестройки».
В апреле 1985 г. в советском обществе «сверху» было положено начало преобразованию социально-политической и экономической системы СССР. В относительно короткий срок «демократизация» и «гласность» стали самыми популярными словами и приобрели большую известность.
Расширяющаяся гласность как проявление политического плюрализма в форме множественности точек зрения, мнений, взглядов, явилась важной предпосылкой формирования многопартийности.
В ходе постепенной поляризации социальных сил СМИ взяли на себя некоторые функции политических партий. Выражая точку зрения определённых социальных слоев и групп населения, они способствовали формулировке и пропаганде их программных целей и задач. Многие из них были формально партийными изданиями, некоторые именовали себя «независимыми», но на самом деле занимались пропагандой идей и программ определённых групп интересов и групп давления и стремились воздействовать на общественное сознание в нужном им направлении.
Надо признать, что деятельность СМИ была в высшей степени политически профессиональной. Они создавали эффект
выражения ими интересов достаточно широких слоев населения хотя за ними стояли относительно небольшие, но хорошо организованные, финансово состоятельные группы, способные в случае необходимости поддержать в материальном отношении соответствующую газету, еженедельник, программу или канал на телевидении или радио.
КПСС вынуждена была пойти на «внутреннюю перестройку», согласиться с рождением фракционности в КПСС. И хотя одни лидеры партии не хотели этого замечать, другие, опасаясь негативных последствий для себя, явно пытались принизить опасность для КПСС этого явления, остается фактом, что фракционеры, прикрываясь различной демократической фразеологией были выразителями интересов новых появившихся социальных групп в стране.
Поскольку ключевым фактором при образовании политических партий является социальный интерес, то необходимо согласиться с Б.Ф. Славиным, что «полный политический монизм вообще не возможен, если нет социальной однородности общества».
Не случайно поэтому, что в условиях практически социальной неоднородности общества именно в КПСС - правящей партии - стали образовываться так называемые разные платформы. Не находя возможности реализации своих социальных интересов в рамках КПСС, фракционеры искали другие пути. Поэтому важной особенностью процесса формирования многопартийности в России было то, что в 80-е гг. XX века в КПСС в условиях «перестройки» возникла «демократическая оппозиция» в самой КПСС как продукт реформизма, к которому призывал М.С. Горбачёв.
Появление платформ в КПСС привело к созданию политических структур разной ориентации, многие из которых впоследствии все более дистанцировались от нее и, в конечном итоге, заявили о полном идейном и организационном разрыве с компартией. В 1990 году в номинально единой КПСС уже были образованы разные Платформы, в том числе правая «Демократическая платформа в КПСС» (январь 1990 г.), левоцентристское «Движение коммунистической инициативы» (январь 1990 г.), центристская «Марксистская платформа в КПСС» (апрель 1990 г.),
крайне левая «Большевистская платформа в КПСС» (июль 1991 г.). Появление вышеназванных Платформ непосредственно привело к формированию «многопартийности» в КПСС, тем самым ускорив раскол КПСС.
В то же время внутри этих Платформ тоже существовало размежевание, которое, в конце концов, привело к их организационно расколу. Так, на основе раскола «Демократической платформы в КПСС» возникли «Демократическое движение коммунистов» (в ноябре 1990 г.) и «Республиканская партия Российской Федерации» (в ноябре 1990 г.). В 1991 г. в «Марксистской платформе в КПСС» произошел раскол, следствием которого явилось возникновение новых образований, в том числе «Союза коммунистов», «Российской партии коммунистов» А.В. Крючкова, «РКП КПСС» А.А. Пригарина и др.
Итак, новое социальное расслоение, появление новых социальных групп как внутри классов, так и вне их, а, следовательно, и новых социальных интересов - следующая важная предпосылка появления многопартийности в нашей стране. К концу 80-х гг. социологи выделяли как минимум одиннадцать социальных групп: передовой в профессионально-квалификационном и социально-политическом отношениях слой рабочих; основной (наиболее многочисленный) слой рабочих средней квалификации с обычной технической вооружённостью труда; слой рабочих, развращённый длительной практикой получения незаработанного дохода и привыкший давать обществу меньше, чем берёт от него; колхозное крестьянство; научно-техническая интеллигенция (специалисты народного хозяйства, учёные естественно-технического профиля); хозяйственные руководители сферы материального производства; ответственные работники торговли, бытового обслуживания населения; мелкие социалистические предприниматели; социальная и гуманитарная интеллигенция (педагоги, врачи, журналисты, писатели, художники, учёные общественного и гуманитарного профиля и т.д.); ответственные работники аппарата политического управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов; политические руководители общества.
Усложнение социальной структуры общества в 70-80-е годы, выделение различных, неравных по доходам, социальному стату-
су, образованию, стартовым возможностям и т.д. групп населения обусловили дифференциацию потребностей, интересов, стремление к формированию различных ценностных систем. Так, В.Ф. Левичева прямо указывает: «Причины возникновения и массовости подобных самодеятельных объединений следует искать в усложнении всей социальной структуры нашего общества, расширении реального многообразия интересов различных социальных групп».
Тенденция демократизации постепенно приводила к заметному повышению демократического сознания советского народа, к возникновению многочисленных самодеятельных формирований, которые в самом начале ставили целью углубление и поддержку «перестройки».
В то же время в публицистике, прессе, научной литературе их называли по-разному: неформальные, самодеятельные организации, молодежные группы и объединения, инициативные организации и т.д. Наиболее частыми были словосочетания, содержащие в себе определение «неформальные». Это организации «Клуб социальных инициатив», «Демократия и гуманизм», «Гражданское достоинство», «Демократическая перестройка», «Народное действие», «Мемориал», «Перестройка», «Дельта», «Земля и вселенная» и другие.
Возникновение и развитие "неформального общественного движения" было обусловлено глубинными сдвигами в общественно-политической жизни. Оно явилось соответствующей реакцией общества на инициированные "сверху" руководством КПСС перемены. Неформальные движения поначалу вели работу в русле официальной политики. Тогда в их действиях не было явных признаков организованного протеста против существующей политической системы. Они протекали в таких формах, как Движение молодежной контркультуры, национально-культурные, экологические объединения и т.п. Своеобразными предтечами новых партий, как бы "инкубаторами" будущих политических лидеров стали разного рода общественно-политические кружки и дискуссионные клубы: "Община", "Мемориал", "Память" и др.
Надо отметить, однако, что на базе этих объединений в дальнейшем не возникло ни одной партии. Это свидетельствовало не только об идеологической расплывчатости их программных установок, но и о крайне низком уровне организационной культуры их членов. К тому же у участников этих движений не было особого желания строить свои отношения на основе жесткой партийной дисциплины. Считалось достаточным ограничиться атмосферой товарищества.
Тем не менее, появление во второй половине 80-х гг. большого количества так называемых «неформальных» объединений, организаций и движений, которые ставили перед собой задачи, связанные с решением социальных, экологических и национальных проблем, - является важнейшей предпосылкой формирования многопартийности.
Необходимо отметить, что первоначально властные структуры КПСС не собирались мешать деятельности неформалов, поскольку были «уверены в своей способности направить активность масс в русло, подконтрольное КПСС». Более того, сами правящие круги были рады видеть и открыто одобряли возникновение и деятельность неформалов. В 1986 году на одной из встреч с работниками средств массовой информации М.С. Горбачев указал, что «многие из наших консервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли и действия и в партии, и в государстве, связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок». Затем М.С. Горбачев даже назвал их «социалистическим плюрализмом».
Так, при поддержке высшего руководства, количество неформальных организаций быстро возрастало. По оценке экспертов, во второй половине 80-х гг. XX века на территории СССР существовала достаточно разветвленная сеть неформальных организаций: около 100 всесоюзных, более 200 республиканских и около 800 местных общественных организаций.
Страну буквально захлестнула волна всевозможных общественных самодеятельных организаций и движений, способных к массовым действиям: рабочие комитеты, Ассоциации крестьянских хозяйств России, Союз трудящихся Кузбасса, Союз арен-
даторов СССР, союзы кооператоров, профсоюзы кооперативов и другие. Активно развивались комитеты общественного самоуправления по месту жительства.
Авторы вступительной статьи к сборнику "Новейшие политические партии и течения в СССР", доктора философских наук Б.Ф. Славин и В.П. Давыдов утверждают, что "к концу 80-х годов в стране насчитывалось более 60 тысяч различного рода неформальных образований, объединений, находившихся в постоянном движении, изменении". Эти объединения имели периодические издания, которые на 1 ноября 1989 года включали ежегодно 540550 единиц; под их влиянием находилось не менее 20 миллионов человек взрослого населения страны.
Постепенно всевозможные общественные самодеятельные организации и движения политизировались; официальные власти и партаппарат встретили их без понимания, что подтолкнуло неформалов к политизации, а затем и формированию на этой основе политических партий.
Одна из предпосылок формирования многопартийности - диссидентское движение. Хотя оно вначале не рассматривало себя в качестве политической оппозиции или партии, исповедовало принципы непартийности, неполитичности, неидеологичности, постепенно диссидентская интеллигенция стала втягиваться в политическую деятельность. Поэтому вполне естественным было то, что немало представителей этой категории лиц оказалось в органах государственной власти различных уровней, возглавляя массовые движения и партии.
Следующая предпосылка формирования многопартийности кроется в многонациональном факторе страны. Нерешённость некоторых проблем национального характера способствовала интенсивному процессу формирования политизированных объединений, организаций и движений. Новые политические партии, фронты, движения превратились в существенный фактор в политической жизни общества в национальных регионах страны.
С лета 1987 года в стране формируются «народные фронты», многочисленные клубы и ассоциации. Появляются первые организованные массовые движения под названием "Народный

Фронт" в Эстонии, Молдавии, Азербайджане, Москве, Ярославле. В пределах РСФСР в октябре 1989 г. была предпринята попытка создать "Народный фронт России".
Таким образом, во второй половине 80-х годов XX в. сложились политические, социально-экономические и социально-психологические предпосылки для быстрого и широкого формирования и развития политизированных групп, клубов, ассоциаций движений, на основе которых происходило образование партий самых различных политических и идеологических оттенков.
В резолюции XIX партконференции «О демократизации советского общества и реформе политической системы» была дана положительная оценка факту возникновения новых общественных движений. В ней, в частности, отмечалось: «Как позитивное явление следует рассматривать возникновение в последнее время ряда новых общественных ассоциаций и объединений, ставящих своей целью содействие делу социалистического обновления».
В то же время, конференция не высказала своего отношения к необходимости создания в советском обществе многопартийной системы. И все же, именно после конференции ускорился процесс создания «протопартий». Эти политические формирования включали в себя группу идеологов и организаторов, несколько представителей в парламенте и собственное информационное издание. Именно тогда, как свидетельствует анализ материалов о деятельности 362 политизированных групп и объединений, содержащийся в работе В.Н. Березовского и И.Н. Кротова, образовалось большинство новых организаций, состоялись их учредительные собрания, были приняты программные и другие документы, определяющие направления их работы.
При этом надо заметить, что рейтинг КПСС, как показывали результаты социологических исследований, в то время оставался еще достаточно высоким. Отмечая общее для страны тяготение к многопартийности, следует обратить внимание на тот факт, что даже к середине 1990 г. новые политические институты не обрели в глазах населения признаков полноценных политических партий, отвечающих идеалу многопартийности. Лишь 2,4% респондентов социологического опроса, проведенного Л. Седовым,
заявляло о своем полном доверии политическим движениям и 10% - о частичном; соответственно 25% выражало частичное и 36% полное недоверие.
За 1988-1989 гг. выросла политизация самодеятельного движения и на этой основе началось образование политических партий. В мае 1988 г. Демократический союз (ДС) провозгласил себя первой партией, оппозиционной КПСС. В своем программном заявлении ДС отмечал, что «осуждает систему политического правления, возникшего в октябре 1917 г., отвергает не только сталинизм, но и культ Ленина, идеологию ленинизма как фундамент тоталитарного строя». На первом съезде (в мае 1988 г.) ДС сформулировал первоначальные задачи, включавшие защиту права человека, создание представительной демократии на всех уровнях, радикальное преобразование экономики на основе свободной конкуренции различных форм собственности и т.п. Своим политическим принципом ДС считал «изменение существовавшего государственного строя революционным, но мирным путем». Но на пятом съезде ДС некоторые лидеры выдвинули идею «вооруженного сопротивления массовым убийствам в республиках, где происходит национально-демократическая революция».
В противовес "Демократическому союзу" во главе с небезызвестной В. Новодворской происходит образование организаций, которые были привержены ортодоксальной коммунистической идеологии. В июле 1989 г. был создан "Объединенный фронт трудящихся" во главе с народным депутатом СССР В. Яриным. Он занял резко негативную позицию по отношению к политическим и экономическим реформам высшего партийного руководства во главе с Горбачевым, нацеленным на ослабление единого социалистического государства.
В период борьбы за демонтаж коммунистического строя термин «либерализм» часто использовали новообразованные политические силы либеральной ориентации как синоним для обозначения принадлежности к антикоммунистическим силам. Одновременно в качестве идеологии либерализм с его ярко выраженной антикоммунистической ориентацией стал базой, на которой консолидировались оппозиционные КПСС политические

Силы российского общества. В мае 1989 г. была учреждена «Либерально-демократическая партия Советского Союза» (ЛДПСС).
В 1989 году либеральное направление пополнили «Союз конституционных демократов», «Демократическая партия», «Либерально-христианская партия», «Христианско-демократический союз России», союз «Щит», общество «Мемориал».
В 1990 году организационно оформились наиболее заметные представители либерального движения - «Партия конституционных демократов», «Конституционно-демократическая партия», «Российское христианско-демократическое движение», «Российская христианско-демократическая партия», «Свободная демократическая партия России», «Партия свободного труда».
Роль координирующего центра либеральной демократии стала играть Демократическая партия России (ДПР). На учредительной конференции этой партии (в мае 1990 г.) и на I съезде (в декабре 1990 г.) подчеркивалась антикоммунистическая направленность, а, значит, радикальная оппозиционность ее деятельности. Понятно, что в период «перестройки» лозунг «борьба с КПСС» объединял все партии и организации демократического крыла в их стремлении к власти - несмотря на множество различий по другим вопросам.
Еще в процессе выработки программных документов ДПР пережила ряд расколов: первый привел к отделению Свободной демократической партии, второй - к образованию фракции свободных демократов, с последующим выходом ее из ДПР.
Оба размежевания произошли в процессе выработки идеологических и организационных принципов деятельности партийных образований. В принятых, в конечном итоге, программных документах подчеркивалось, что ДПР создана для активного противодействия попыткам «реставрации прежних порядков». Вместе с тем, прогнозируя социальные преобразования в обществе, партия ориентировала своих членов на обеспечение ненасильственного процесса модернизации России.
1990 год стал годом активного создания политических партий в стране. Состоялись учредительные съезды социал-демократической партии, ЛДПР, христианско-демократической, конститу-
ционно-демократической, социалистической, республиканской, монархической партий и других организаций, объявивших о создании на всесоюзном или российском уровне политических партий соответствующего направления. Наличие у них программных документов, уставов, центральных органов и первичных организаций на местах, фиксированное членство, издание газет, активная пропагандистская деятельность позволяют сделать вывод о перерастании в 1989-1990 годах политизированных общественных объединений в партии. Объединение нескольких политических организаций в единую партию считалось эффективным способом создания партийной структуры.
В июне 1990 г. образовался «Центристский умеренно-радикальный блок» на основе нескольких партий и организаций, включающих в себя «Либерально-демократическую партию Советского Союза» - ЛДПСС, «Российский демократический форум», «Конституционно-демократическую партию», «Партию конституционных демократов», «Союз демократических сил им. А.Д. Сахарова», «Демократическую партию РФ» (фракцию Каспарова), «Российский народный фронт» (фракцию Иванова), «Партию мира» и «Партию городских и сельских хозяйств».
В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Кроме того, в новой редакции ст. 51 Конституции СССР была закреплена возможность образования и других политических партий в стране. «Граждане СССР, - говорилось в ней, - имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов». Тем самым была заложена конституционная основа для формирования легальной многопартийности в СССР.
В июне 1990 г. заявляет о своем образовании Коммунистическая партия РСФСР. Параллельно развивается процесс выделения и последующего преобразования различных структур из состава КПСС. Так, возникла Демократическая платформа КПСС,

На основе которой затем образовались Демократическая партия России во главе с Н. Травкиным, Республиканская партия Рф (В. Лысенко, С. Сулакшин, В. Шостаковский), Движение демократических реформ (А. Вольский, Г. Попов, А. Собчак, С. Шаталин, Э. Шеварднадзе, А. Яковлев), Демократическая партия коммунистов России (лидер - А. Руцкой).
Рост многопартийности заставил законодателя принять меры к тому, чтобы как-то упорядочить этот процесс, поставить его в определенные правовые рамки. В октябре 1990 г. принимается Закон СССР «Об общественных объединениях». По существу, это была вторая в российской истории попытка модернизировать форму политического правления в условиях острого системного кризиса, когда правящий режим оказался перед лицом стихийно нарастающего потока общественно-политической активности, угрожавшей самому его существованию. Первая такая попытка в начале века, как известно, закончилась неудачей. Царский режим не захотел тогда довести до конца демократическую трансформацию централизованной монархической власти по примеру западных государств, что привело к углублению пропасти между самодержавием и обществом и, в конечном счете, к краху режима. Спустя почти сто лет, предпринималась новая попытка создать условия для формирования в России представительной, партийной демократии как института гражданского общества.
Многопартийность стала новым явлением в политической жизни советского общества. С 1 января 1991 года, когда вступил в силу Закон Верховного Совета СССР «Об общественных объединениях», альтернативные КПСС политические партии получили право на свое существование. Министерство юстиции СССР приступило к юридической регистрации политических партий. 11 апреля 1991 года на основе нового закона была зарегистрирована КПСС, 12 апреля - Либерально-Демократическая партия СССР
Нельзя не сказать о роли российского депутатского корпуса и Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина в утверждении реальной многопартийности и преодолении всевластия коммунистической партии.
На первом Съезде народных депутатов РСФСР был принят и ряд решений, важных для последующего развития многопар-
тийности. В постановлении первого Съезда народных депутатов РСФСР "О механизме народовластия в РСФСР" вводился запрет на "совмещение должности руководителя государственного органа власти и управления с любой другой должностью, в том числе в политических и общественно-политических организациях", а в принятом за основу на Съезде Декрете о власти, кроме того, устанавливалось, что "всякое противоправное вмешательство политических партий, партийно-политических органов и иных общественных организаций в деятельность государственных предприятий, учреждений и организаций должно пресекаться незамедлительно и со всей решительностью".
12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации, а уже 20 июля 1991 г., опираясь на решения первого Съезда народных депутатов РСФСР, он издал Указ "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР".
Деятельность Коммунистической партии РСФСР, поддержавшей прямо или косвенно действия ГКЧП, была приостановлена Указом Президента РСФСР от 23 августа 1991 г. до "окончательного разрешения в судебном порядке вопроса о неконституционности действий Компартии РСФСР". Далее события шли по нарастающей. Практически одновременно выходят Указ Президента СССР "Об имуществе Коммунистической партии Советского Союза", предписывающий Советам народных депутатов взять под охрану имущество КПСС, и Указ Президента РСФСР "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР", объявляющий государственной собственностью РСФСР все имущество, принадлежащее КПСС и КП РСФСР.
Через несколько дней (29 августа) Президент СССР издает Указ "Об упразднении военно-политических органов в Вооруженных Силах СССР, войсках Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войсках Министерства внутренних дел и железнодорожных войсках". А вскоре после этого он слагает с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и призывает ЦК КПСС принять решение о самороспуске. Завершающую
точку в этой серии нормативных актов поставил Указ Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. "О деятельности КПСС и КП РСФСР", предписывающий прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС и КП РСФСР.
Новая волна партиообразования началась после августовских событий 1991 года. Тогда все сферы российского общества были поражены глубоким кризисом, ослабла политическая система. О выборе путей развития развернулись жесточайшие дискуссии споры, противопоставлявшие разные альтернативы. Это было похоже на 1917 год, правда, тогда боролись несколько политических лагерей - феодализм-капитализм-социализм.
В 80-90-е годы противостояли два направления - социализм и капитализм. Шаги перестройки 1985-1990 годов, развитие многоукладности в экономике, свободного товарного рынка способствовали поляризации социальных групп в обществе. И эти группы с неистовой целеустремленностью стали создавать свои политические партии.
В ноябре 1991 г. на основе движения «Коммунистической инициативы» была создана «Российская коммунистическая рабочая партия» (РКРП). Первоначально эта партия казалась крепкой и сплоченной. Но РКРП тоже не выдержала испытания на организационную прочность.
В ноябре 1991 г. «Демократическая партия России» (ДПР) и «Российская христианско-демократическая партия» (РХДД), «Конституционно-демократическая партия - Партия народной свободы» (КДП-ПНС) вместе вышли из ДР и в феврале создали новое общественное движение - «Российское Народное собрание» (РоНС).
При этом надо заметить, что не все новые российские партии и движения имели достаточно прочную и постоянную социальную базу; во многих случаях они создавались под конкретных лидеров, не пользовались должным авторитетом в обществе и в большинстве своем не являлись массовыми.


Одним из условий существования демократического общества является развитие в стране многопартийной системы. Многопартийная система - это совокупность 3-х и более партий, имеющих реальные возможности участвовать в формировании государственных органов и воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Критерии многопартийной системы.

Равноправие партий - основополагающий принцип действия многопартийности. При невыполнении данного условия преобладающие позиции занимают одна или несколько партий, а, следовательно, остальные не могут влиять на политическую ситуацию в стране. Порой это чревато узурпацией власти со стороны одной политической группы;

Выборность - для эффективности своих действий партии должны иметь равные возможности избираться в государственные органы;

Прозрачность (гласность) их деятельности - избиратели должны иметь возможность контролировать реальные действия политических партий;

Четкие принципы взаимодействия между партиями, а также между партиями и властью (государством).

Выработка данных принципов необходима для эффективного функционирования партийной системы, ибо без этого нельзя считать партийную систему сложившейся, а отношения между партиями нормальными и устоявшимися.

Как известно, для Советского Союза долгое время была характерна однопартийная система, в которой главенствующая роль принадлежала единственной легитимной партии - Коммунистической. Появление иных политических организаций и складывание многопартийной системы началось в период перестроечных процессов, когда на фоне различных экономических и социально-политических реформ произошла достаточно быстрая либерализация режима в целом. Условно этот процесс можно разделить на несколько этапов.

Этапы складывания многопартийной системы в СССР:

Первоначальный период возникновения многопартийности - это 1986-1987 гг. - время массового образования различных неформальных объединений. Эти организации назывались по разному: клубы, союзы, комитеты, советы, фонды, движения, ассоциации, общества. Задачей, которую они в то время выполняли, было дать людям с похожими взглядами найти друг друга и выговориться. То есть главной социальной функцией этих организаций было общение членов клубов друг с другом.

В конце 1987 - середине 1988 гг. стали создаваться народные фронты в поддержку перестройки, союзы, демократические движения, ставившие своей целью повышение эффективности проводимых реформ (Демократическая перестройка, Пере- стройка-88, Народное действие, Социалистическая инициатива, Московский народный фронт и другие). Особенностью этих объединений являлось то, что они были образованы реформаторами-коммунистами (Ю. Афанасьев, С. Станкевич, Т. Гдлян и другие), недовольными темпами проводимых реформ.

Следующий этап - это 1988-1990 гг. Он был связан с выборами, которые впервые в СССР проводились на альтернативной основе и которые постепенно становились всё более свободными: например, выборы делегатов на XIX конференцию КПСС в 1988 г. и выборы народных депутатов СССР в 1989 г.

В период избирательных компаний стали образовываться клубы избирателей, группы поддержки и другие объединения избирателей, как демократической ориентации, так и на базе коммунистической идеологии. Особой популярностью в период данных избирательных кампаний пользовались негативные лозунги (агитация не за, а против того или иного делегата, организации, акции). Именно тогда впервые в Советском Союзе проявился «феномен негативного голосования», характерный для мирового сообщества.

В целом, выборы способствовали значительной политизации населения, возрос интерес к политике, в мае - июне 1988 г. прошли первые массовые митинги и демонстрации.

Важным шагом на пути к многопартийности стала отмена 111 Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. конституционного положения о руководящей роли КПСС (6 статья Конституции СССР) и легализация, таким образом, принципа политического плюрализма.

На следующем этапе под деятельность новых партий была подведена правовая основа - в октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях» . В нем законодательно были закреплены порядок образования, права и принципы деятельности общественных организаций и объединений. На основе этого Закона создавались и функционировали первые политические партии в СССР. А уже в марте 1991 г. началась официальная регистрация партий.

После запрета деятельности КПСС (6 ноября 1991 г.) и распада Советского Союза (8 декабря 1991 г.) начался новый период в формировании многопартийности, который проходил уже в рамках новых суверенных государств - бывших советских республик.

Таковы первоначальные этапы складывания многопартийности в Советском Союзе.

Таким образом, в период перестройки (1985 - 1991 гг.) в советском обществе была разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма и постепенное складывание легальной многопартийности в СССР, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако вслед за очищением социализма от проявлений тоталитаризма последовал крах Советского Союза и самой социалистической системы.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...