Скрылся с места дтп штраф. Штраф за оставление места дтп

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Сегодня довольно часто случаются, что водители покидают место ДТП. И здесь совершенно неважно, какой у нарушителя автомобиль – дешевые «Жигули» или дорогостоящая иномарка (в водительской среде почему-то полагают, что во втором случае можно запросто избежать наказания).

Что значит оставление места ДТП?

Согласно Федеральному законодательству ДТП – это такое событие, произошедшее в ходе движения автомобиля по проезжей части и с его участием, но при условии, что:

  • это привело к ранению или гибели людей;
  • были повреждены грузы, здания;
  • были повреждены транспортные средства;
  • это повлекло за собой материальный ущерб другого рода.

Поэтому даже если в аварию попала всего одна машина, но это привело к одному из описанных выше последствий, то это официально считается ДТП. Что же касается самого оставления, то оно предусматривает скрытие водителя с места происшествия (в нарушение действующих Правил и законов), который стал его участником.

Что нужно делать после аварии?

Став участником ДТП, вы обязаны совершить такие действия:

  • остановить авто (никуда ехать нельзя);
  • включить «аварийку»;
  • выставить специальный знак;
  • не трогать ничего, что может иметь отношение к происшествию;
  • вызвать «скорую» при наличии пострадавших;
  • если возникла крайняя необходимость, можно отвезти потерпевших в больницу на своей машине, однако потом необходимо в обязательном порядке вернуться обратно.

Если же вы или другой участник скрылись, то можно рассчитывать на достаточно серьезное наказание.

Наказание за оставление места дтп

Согласно 2-й части статьи №12.27 Кодекса административных правонарушений водителю может грозить арест на 15 суток либо, как вариант, лишение водительского удостоверения на срок до полутора лет.

На заметку! Срок давности за оставление места дтп в данном случае составляет всего 3 месяца.

Невзирая на это, многие все же предпочитают оставлять место инцидента в надежде избежать возможных последствий. И если это сделал виновник ДТП, в котором пришлось принять участие и вам, то следуйте приведенном ниже алгоритму действий.

Смотрите, что делать оба покинули место дтп:

Что делать, если другой участник аварии покинул место происшествия?

Вы должны успокоиться, паниковать вообще не нужно. Авария уже произошла, изменить ничего нельзя, однако можно сделать так, чтобы вы не оказались в «проигрыше» от происшествия, в котором нет вашей вины.

  1. Начните с обозначения места аварии . Выполните все действия, перечисленные в предыдущих пунктах материала. Ведь если будете игнорировать простейшие правила безопасности, то прибывшие сотрудники автоинспекции могут обвинить вас в административном правонарушении.
  2. Машину и остальные предметы, относящиеся к инциденту, передвигать нельзя . Составьте приблизительную схему аварии, по возможности сделайте несколько фотографий (можно даже на мобильный телефон).
  3. Найдите свидетелей происшествия . С целью доказательства вины скрывшегося с места участника потребуются не только ваши показания, но и показания свидетелей случившегося. Обменяйтесь контактными данными со всеми людьми, которые видели скрывшегося виновника. Очень пригодятся и записи с видеорегистраторов проезжающих мимом автомобилей.
  4. Да, поиском сбежавшего автовладельца должны заниматься, прежде всего, сотрудники ГИБДД, но, как известно, вам никто не поможет, кроме вас самих. По этой причине отметьте все детали на месте происшествия – они в дальнейшем могут пригодиться следствию.

Если я покинул место дтп: ответственность и правильные действия

Мы уже разобрались, что следует предпринять после дорожно-транспортного происшествия и что будет, если скрыться с места событий. Поэтому делать этого определенно не стоит. Однако существует ряд ситуаций, в которых законодательством разрешается покинуть место инцидента. Ознакомимся с ними.

Ситуация №1

Если пострадавшего срочно нужно доставить в больницу . В таком случае можете воспользоваться своим транспортным средством, но потом обязательно вернитесь.

Ситуация №2

Если необходимо освободить дорогу, потому что движение других автомобилей из-за аварии стало невозможным. Но перед этим вы обязаны (собственно, равно как и перед транспортировкой потерпевшего в больницу):

  • найти свидетелей, обменяться с ними контактными данными;
  • зафиксировать положение автомобиля (при этом тоже должны присутствовать свидетели) и составить примерную схему, в которой должны расписаться очевидцы; по возможности сделайте несколько фотографий или запишите все на видео;
  • вызвать наряд ГИБДД, ожидать его приезда (за исключением необходимости в срочной врачебной помощи потерпевшему).

Ситуация №3

Если участники ДТП сошлись во мнении относительно оценки ситуации (кто виноват, кто прав). В таком случае полицейских также ждать не нужно. Составьте вместе схему аварии, после чего отправляйтесь в ближайший пост ДПС, дабы сообщить о случившемся.

На заметку! Схема аварии должна быть максимально подробной, с указанием недвижимых ориентиров (номеров дорожных опор или домов), дорожной разметки и прочего.

Ситуация №4

Если в ДТП были задействованы всего два транспортных средства, а общая сумма нанесенного ущерба составляет не более 25-ти тысяч рублей, то ситуация может быть урегулирована на месте без привлечения работников автоинспекции.

Однако даже в подобного рода случае вы обязаны:

  • составить схему (нужны два экземпляра с подписями участников);
  • проверить, нет ли потерпевших;
  • проверить, не было ли повреждено третье транспортное средство (ведь если, к примеру, одна из машин ехала с прицепом, и тот в результате был поврежден, то формально в ДТП приняли участие уже три ТС);
  • проверить, есть ли у другого участника ОСАГО и допущен ли он к управлению автомобилем;
  • наконец, убедиться, что вы оба одинаково оцениваете степень и стоимость повреждений.

Что касается дальнейших ваших действий, то они будут предприниматься исключительно после обращения в страховую компанию.

В остальных же случаях покидать место аварии нельзя. Так, в данном случае не будет веской причиной то, что вы:

  • опаздываете на работу;
  • догоняете второго участника аварии, который скрылся;
  • не успеваете на какое-то мероприятие;
  • везете своего ребенка на вакцинацию (но лишь при условии, что его жизни ничто не угрожает).

На заметку! Нельзя покидать место ДТП даже пешком, оставив транспортное средство и объяснительную записку. За это вы также можете схлопотать описанное выше наказание.

Итог: как избежать ответственности за оставление места дтп

Вы не будете наказаны за скрытие с места аварии всего в двух случаях.

  1. Если вы на самом деле не заметили, что совершили ДТП . Здесь за то, что вы уехали, вам не грозит наказание, ведь вы не знали о случившемся. Но если вы сделали это умышленно, то ничего поделать уже нельзя.
  2. Если это было сделано по причине крайней необходимости .

Как видим, оставлять место ДТП все же не нужно, исключением могут быть разве что отдельные экстренные ситуации.

Скрытие с места аварии расценивается как преступление независимо от того, виноват водитель или нет. Ответственность за оставление места аварии в 2018 предусматривает лишение прав, арест или штраф.

Чтобы избежать наказания, водитель должен оставаться там, где произошел инцидент и ждать прибытия сотрудников правоохранительных органов.

Скрытие с места ДТП – наказание по статье 12.27 КоАП РФ

Штраф за оставление места ДТП без пострадавших не взимается. Наказание - до 15 суток административного ареста или изъятие прав сроком на полтора года.

Чтобы избежать такой ответственности, необходимо действовать согласно закону. В правилах дорожного движения в пункте 2.5 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (редакция 19.12.2014) сказано, что после совершения дорожного происшествия каждый из причастных должен остановить ТС, заглушить его, включить аварийную сигнализацию и выставить аварийный знак на расстоянии не менее 15 метров в населенных пунктах и 30 - вне черты города или поселка. Водитель вправе увеличить минимальное расстояние на то, которое считает нужным, чтобы обезопасить других участников дорожного движения.

Если эти обязанности выполнены не будут, водитель будет оштрафован на 1 000 рублей.

Извещение о ДТП

Извещением является акт, который содержит информацию об аварии, ответственности сопричастных. Он подтверждает невиновность или виновность водителя. Его заполнение сэкономит большое количество времени при попытке добиться привлечения к ответственности через страховую.

При отказе второго участника аварии заполнять бланк, Вы можете сделать это за него, указав в нем контакты свидетелей, марку автомобиля, номер, ФИО. Для требования компенсации в страховую отправляйте оба бланка. Если у Вас нет образца с актом, Вы имеете право воспользоваться бланком других водителей.

Лишение прав за скрытие с места ДТП в каких случая предусмотрено?

Если водитель скрылся после дорожного происшествия, возможность водить ТС отнимут на 1-1.5 года, если будет составлен протокол, Вас попросят посетить ГИБДД, прислав повестку или отправив участкового по адресу прописки.

Административное дело формируется, если один из соучастников или свидетелей даст против Вас показание. Для этого кто-то должен зафиксировать Ваш номер или описание автомобиля, которое будет пробиваться по базе ГИБДД. Далее дело будет передано в суд.

Если водителя-виновника нашли быстро (меньше, чем через 24 часа) и он отказался пройти экспертизу на выявление в крови превышающие допустимые дозы алкоголя или наркотических веществ, ему грозит ответственность в виде штрафа размером 30 тысяч рублей или лишение прав от 1.5 до 2 лет.

Любое ДТП должно быть рассмотрено в индивидуальном порядке, чтобы получить грамотную юридическую консультацию, проконсультируйтесь со специалистом. Подробный список юристов

Розыск автомобилей скрывшихся с места ДТП по базе ГИБДД

Розыск будет проводится только в том случае, если после дорожного происшествия один из ее участников вызвал инспектора, при нем была составлена и подписана карта аварии и опрошены свидетели. После этого в ГИБДД попробуют найти виновника, вручат ему повестку и попросят прийти в отделение.

Обязать это сделать они не имеют права, поэтому потерпевшей стороне остается два варианта:

  • Ждать и надеятся на благонадежность виноватой скрывающейся стороны;
  • Сразу обратится в суд;
  • Нанять юристов для работы со страховой по возмещению убытков.

Если инициатора аварии нашли, ему предъявят нарушение 12.27 КоАП РФ и временно лишат прав. Вопросы возмещения решаются в суде или мирным образом.

Если оба участника ДТП уехали с места ДТП, кто виноват?

Никто. Если водители покинули локацию дорожного происшествия, отстоять свою позицию в суде будет практически невозможно. Все, что Вам или другим причастным могут предъявить - это наказание за то, что скрылись и покинули локацию аварии.

В страховой по ОСАГО при таком варианте развития событий Вы можете рассчитывать не более чем на 25 тысяч рублей компенсации. Чтобы оформить и получить полное возмещение ущерба, нужно ждать сотрудников ГИБДД и составлять схему дорожной аварии.

Как избежать ответственности за оставление места ДТП?

Уходить от ответственности после дорожного происшествия нельзя, но если это уже произошло, у Вас есть три варианта развития событий:

  1. Подождать, пока закончится длительность рассмотрения дела;
  2. Добровольно явится в правоохранительные органы;
  3. Связаться с другим участником аварии и договорится о мирном решении проблемы.

Первый вариант - самый рискованный в плане ответственности. Нужно подождать год, пока не кончится длительность рассмотрения по делу об административной ответственности. Три года должно пройти, чтобы Вас не могли обязать выполнять исковое требование по возмещению вреда из-за дорожного происшествия.

Второй и третий вариант - самые оптимальные. Раскаяние и добровольное признание своей вины смягчает наказание. Чтобы понять, какой сценарий лучше для Вас, проконсультируйтесь с профессиональным юристом.

Помните, что оставление места ДТП, если не заметил, не отличается от осознанного ухода от ответственности.

Если виновник ДТП скрылся с места происшествия, как получить страховку?

Если виновник ДТП скрылся с места ДТП, шансов получить страховку мало, но они есть.

Для этого нужно:

  • Поставить машину на ручник, не передвигать ее, не собирать обломки;
  • Дождаться сотрудников и подписать составленную ими карту аварии;
  • Предоставить все данные, которые помогут найти виновника дорожно транспортного происшествия (номер, описание автомобиля, показания свидетелей, запись с регистратора);
  • Если скрывшегося найдут и его полис ОСАГО окажется активным, страховщики обязаны будут выплатить компенсацию. Если нет - идите в суд и требуйте привлечь виновника к ответственности.

Поцарапал чужую машину, но сам этого не заметил и покинул место ДТП, что будет?

Чаще всего, ответственность не наступает. Но если потерпевший водитель - принципиальный человек, он попробует найти автомобиль виновника с помощью ГИБДД или своими силами.

Если инициатор к тому моменту не избавится от следов преступления (следы от аварии), пострадавшая сторона вызовет наряд, сотрудники приедут и запретят ремонтировать автомобиль до экспертизы. После нее будет суд и решение о принуждении виновника выплатить компенсацию или отказ в таковом.

Если на Вас совершают наговор, ни в какое дорожное происшествие Вы не попадали, шансы проиграть в суде и нести ответственность крайне малы. Чтобы увеличить шансы отстоять свою позицию в суде, проконсультируйтесь с юристами.

предусмотрена ст. 12.27 КоАП РФ. Как следует из п. 2 этой статьи за оставление места ДТП предусмотрено наказание в виде лишения прав от года до полутора лет или административного ареста до 15 суток. Штраф за оставление места ДТП законом не предусмотрен.

Однако любое ли оставление места ДТП влечет ответственность? Ведь бывают ситуации, когда водитель опаздывал на самолет, повез пострадавших в больницу, просто отодвинул машину с проезжей части, да и вообще мог не заметить, что своим автомобилем шаркнул чью-то дверь. А как же оформление ДТП по Европротоколу, когда вообще можно не вызывать ГАИ?

Ответственность за оставление места ДТП возникает не в любом случае, а только если это запрещено правилами дорожного движения.

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

ст. 12.27 КоАП

Обратимся за разъяснениями к ПДД.

Ситуация первая, когда правила разрешают уехать с места ДТП.

Если в ДТП нет пострадавших, и у водителей нет разногласий о том, как произошло событие, кто виноват, то можно ДПС не вызывать, а составить схему ДТП, подписать ее обоим участникам и поехать на ближайший пост ДПС, чтобы оформить документы (п. 2.6 ПДД). Понятно, что если кто-то из водителей не согласен с оценкой обстоятельств, или кому причинен вред здоровью, то этим правом воспользоваться нельзя и оставление места ДТП повлечет наказание.

Ситуация вторая, когда разрешено уехать с места ДТП, не вызывая сотрудников полиции.

Законом об ОСАГО предусмотрено оформление ДТП по европротоколу, т.е. без вызова ДПС. При этом в обязательном порядке должны быть соблюдены 4 условия:

— в ДТП 2 участника - транспортных средства и не более,

— у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО на ТС, участвовавшее в ДТП,

— пострадало только имущество,

— нет разногласий в оценке обстоятельств, т.е. кто виновник и как произошло ДТП, а также оба согласны с перечнем и характером повреждений, полученных при этом событии.

Только при соблюдении всех четырех условий можно заполнить извещение о ДТП, которое будет являться подтверждением факта произошедшего для страховщика ОСАГО, подписать обоим водителям и разъехаться, не вызывая сотрудников полиции (п. 2.6.1 ПДД)

Ситуация третья, когда можно покинуть место ДТП без последствий.

Если при ДТП пострадали люди, и им требуется экстренная медицинская помощь, при этом невозможно отправить пострадавшего на попутном транспорте, тогда водителю разрешено оставить место ДТП для доставки человека в ближайшее лечебное учреждение. Однако он должен вернуться назад на место происшествия, а также до своего отъезда зафиксировать положение машины, следы и предметы в присутствии свидетелей, а также принять меры к их сохранению и организовать объезд места ДТП (п. 2.5. ПДД)

Ситуация четвертая, при которой не будет считаться, что водитель оставил место ДТП.

Водитель должен освободить проезжую часть, если невозможно проехать другим ТС. То есть если другим машинам не проехать, то свой автомобиль можно переставить, чтобы не мешал. При этом опять же, как в предыдущей ситуации, нужно при свидетелях зафиксировать положение машины, следов и предметов, принять меры к сохранению следов ДТП, организовать объезд (п. 2.5. ПДД)

Таким образом, если вы в связи с перечисленными случаями оставили место ДТП наказание вам не должно грозить, так как не будет состава правонарушения.

Все остальные случаи оставления места ДТП, которые не предусмотрены ПДД, будут считаться неправомерными, и при любом вашем отъезде, будь то билет на самолет или не заметили, или уехали, но оставили записку пострадавшему с вашими координатами, будут расцениваться, как оставление места ДТП, и вам придется отстаивать свои права в суде.

Чем еще грозит оставление места ДТП помимо административного наказания?

Даже если вы имеете полис ОСАГО, при оставлении места ДТП, вам придется раскошелиться на оплату ущерба потерпевшему. Почему?

Это предусмотрено законом об ОСАГО. Ст. 14 Закона, а также п.п. г) п. 76 Правил ОСАГО дают право страховщику после выплаты страхового возмещения пострадавшему предъявить регресс к виновнику ДТП, если он скрылся с места ДТП. Сумма, выплаченная страховой компанией, будет взыскиваться с вас.

Как увернуться от регресса и , читайте в одной из следующих статей. Можно подписаться на обновления и получать анонсы статей на электронную почту.

Незнание условий чревато последствиями.

2014 (порядок обращения к страховщику, неустойки, штраф и др.)

Условия

Каждый год в нашей стране происходит около 200 000 ДТП. К сожалению, примерно в 10% случаев виновник аварии, сбив человека или просто зацепив на небольшой скорости другой автомобиль, старается быстро уехать, дабы избежать ответственности. Кроме того, 5% скрывшихся, при сообщении о страховом случае, сообщают неправдивую информацию о причинах повреждения авто. Что же будет, если водитель скрылся с места ДТП? Наказание за такое деяние зависит от множества факторов, однако чаще всего административной ответственности не избежать.

Проблемный вопрос

Основная масса людей, задев чужое авто, скрывается с места происшествия. А если этого еще и никто не видел, тогда соблазн уехать очень возрастает. ГИБДД тоже не сильно заинтересована в поиске виновника, так как это практически невозможно.

Как отмечают юристы, гаишники будут активно искать водителя только в том случае, если пострадали люди или авария привела к смерти гражданина (граждан). Когда же вашу машину просто слегка помяли, шансы найти виновника почти равны нулю.

Рамки ответственности

Если водитель скрылся с места ДТП, ему грозит Однако понесет нарушитель наказание только, естественно, при условии установления его личности. Потерпевший все же может получить компенсацию за ущерб жизни и здоровью по полису ОСАГО и без привлечения виновника к суду.

ДТП - это происшествие, возникшее в процессе дорожного движения транспортного средства и с его участием, при котором ранены или убиты люди, повреждены автомобили, сооружения, грузы или есть другой материальный ущерб.

Часто случается и так, что водитель, став виновником аварии, нарушает требования Правил дорожного движения, в которых указано, что в таком случае необходимо остановиться и никуда не сдвигаться с места происшествия. Если же такие требования водитель не выполнит, тогда ему в лучшем случае грозит а в худшем - арест до 15 суток. Когда человек скрылся с места ДТП, наказание всегда будет жестче, чем в том случае, если бы он остался до приезда сотрудников ГИБДД.

Судебная практика

Довольно часто инспектор неверно квалифицирует совершенное водителем преступление и в связи с этим привлекает его к ответственности за более тяжкое правонарушение, нежели он совершил. Какие же это могут быть ситуации и как обжаловать его действия? Он, к примеру, может указать в протоколе, что водитель скрылся с места ДТП, но на самом деле далеко не во всех случаях его действия можно так квалифицировать.

Однако ошибку инспектора можно доказать и, таким образом, выиграть дело. Можно попробовать снизить размер штрафа или же даже добиться полного освобождения от ответственности. Бывает и так, что водители страдают не от инспектора, а от мошеннических действий других водителей, которые беспричинно обвиняют их в нанесении ущерба.

Алгоритм действий при ДТП

Как же себя вести себя случае аварии?

  • Необходимо немедленно остановиться, включить световую сигнализацию, поставить знак аварийной остановки и не перемещать вещи, которые имеют отношение к происшествию.
  • Если есть пострадавшие, необходимо оказать и срочно вызвать «скорую помощь», а в самых крайних случаях их необходимо довезти до больницы на своем авто (поймать попутку), а потом вернуться на место аварии.
  • При необходимости нужно освободить проезжую часть.
  • Записать адреса и фамилии очевидцев, зафиксировать следы и предметы, которые относятся к происшествию.
  • Позвонить в полицию и дождаться сотрудников правоохранительных органов.

Намного хуже, когда виновник скрылся с места ДТП. Уезжают после аварии, конечно же, по разным причинам: испуг, уверенность, что никто не видел этого и т. д. Однако в таком случае водитель лишает себя надежды на объективное и полное исследование всех подробностей аварии и возможности собрать доказательства на месте происшествия. Также есть риск, что случайные свидетели опишут ситуацию не так, как было на самом деле, исказят события. Но если водитель потом одумается и признается в своей вине, вероятность того, что он останется безнаказанным, очень мизерная.

Смягчение ответственности

Остаться на месте происшествия необходимо по двум причинам. Водитель своевременно окажет помощь потерпевшему (потерпевшим) и оперативно вызовет «скорую помощь». Доставка пострадавшего в больницу в дальнейшем будет иметь важное значение при установлении степени вины водителя. А вот если гражданин скрылся с места ДТП, наказание его ждет самое суровое.

В то же время не будет считаться скрытием с места аварии ситуация, когда ее виновник самостоятельно не может оказать помощь и оставляет место ДТП, чтобы вызвать полицию и медицинскую помощь. Большое значение при квалификации деяния имеет тяжесть телесных повреждений, которые получил потерпевший.

Уголовная ответственность

Привлечь виновника аварии к уголовной ответственности можно только в случае нанесения здоровью потерпевшего вреда средней тяжести, или тяжкого вреда, или его гибели. Если же все эти негативные последствия произошли именно в результате того, что водитель оставил место происшествия, то виновника могут приговорить к заключению до трех лет и лишить полномочий заниматься определенной деятельностью.

То есть уголовная ответственность возможна при таком стечении обстоятельств:

  • наличие вины;
  • причинение гражданину (гражданам) повреждения средней тяжести, тяжкого вреда или смерти.

Если человек скрылся с места ДТП, наказание за это будет зависеть от тяжести наступивших последствий. Когда действия водителя не подпадают под статью РФ, он будет нести административную ответственность. В таком случае вас могут лишить прав на срок от 1 до 1,5 года или арестовать на 15 суток.

Даже если виноваты в ДТП другие лица, а проезжающий мимо водитель это заметил, мог сообщить в полицию и оказать помощь, но этого не сделал, его тоже имеют право привлечь к ответственности в порядке административного производства.

На месте происшествия необходимо также остаться для содействия сотрудникам полиции при расследовании данного случая. Все ваши объяснения, действия по нахождению свидетелей, очевидцев, комментарии, участие при осмотре места аварии и при составлении процессуальных документов могут потом сыграть только в вашу пользу. Но если же нарушитель скрылся с места ДТП, то это все только лишь усложняет.

Как доказать свою невиновность?

При попадании в дорожно-транспортное происшествие, даже если все факты свидетельствуют о вашей причастности к случившемуся, дело в некоторых случаях можно выиграть. Для этого стоит попробовать доказать допущенные процессуальные нарушения при составлении бумаг.

Для чего это делается? Допущенные в документах нарушения могут повлечь исключение документов ИДПС из состава доказательств по вашему делу. К составлению подобных бумаг установлены довольно строгие правила. Если человек скрылся с места ДТП, ответственность можно смягчить при существенных ошибках и неточностях при оформлении протокола. При их выявлении документы ИДПС можно попробовать признать недопустимыми доказательствами и таким образом «развалить» дело.

В то же время необходимо опросить свидетелей, инспектора, понятых, обнаружить противоречия в их показаниях и указать на нарушение закона.

Обжалование проставления

Как мы уже упоминали, при данном нарушении не назначают штраф. Скрылся с места ДТП - будь готов лишиться прав или отсидеть 15 суток. Штраф до 1000 рублей положен только в том случае, если были установлены нарушения ПДД в связи с дорожным происшествием, но при этом водитель не уезжал после содеянного. Однако если вас лишили прав, можно обжаловать проставление суда.

Важные замечания

Следует отметить, что водителям запрещено пить спиртное (принимать наркотики и т. д.) после совершения ДТП. Если он проигнорирует такие требования, то ему, опять же, грозит наказание. На основании КоАП РФ вас могут обязать заплатить штраф до 30 000 рублей и лишить прав от 1,5 до 2 лет. Поэтому важно не только не уезжать с места происшествия, но и не употреблять спиртное, это только в ваших интересах.

Итоги

Если водитель скрылся с места ДТП, последствия могут быть самыми разными, но самый неблагоприятный исход - уголовная ответственность. При незначительном повреждении припаркованного авто вас, возможно, вряд ли найдут и назначат наказание, а вот если есть человеческие жертвы, тогда остаться незамеченным будет крайне сложно.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...