Как заполнить европротокол о дтп. Оформление ДТП по европротоколу: подробная инструкция

С недавних пор российские водители получили возможность оформлять мелкие ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Документ, который при этом составляют, называется европротоколом. Рассмотрим разные нюансы, которые с этим связаны, в том числе и то, как оформить и получить возмещение по европротоколу.

Понятие

Европротокол — документ, позволяющий разобраться с ситуацией мелкого ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Таким образом, ускоряется процесс оформления, после чего участники ДТП могут спокойно продолжить путь. Его внедрили, чтобы облегчить жизнь участникам аварии и водителям других автомобилей, проезжающих по дороге.
Чтобы воспользоваться этим правом, нужно предварительно изучить информацию об этом вопросе. Тогда ошибки в действиях и составлении документа минимизируются, а поэтому и возмещение по европротоколу получают без проблем.

Рассмотрим сначала нюансы, связанные с оформлением. Итак, если произошло столкновение, следует:

  • остановить транспортное средство и выставить специальный знак, оповещающий об этом других участников движения;
  • сфотографировать аварию, описать и зафиксировать повреждения, по возможности оценить, во сколько обойдется ремонт;
  • получить информацию об участниках ДТП и найти свидетелей, если удастся.

С первым действием - остановкой - все ясно. А вот с фотографиями могут возникнуть вопросы.

Фото, видео и другие действия, которые могут помочь

Чтобы снимки пригодились в страховой компании, их нужно делать правильно. Изучим это подробнее.

  1. Сначала делают несколько фото общей картины ДТП, фиксируя с разных ракурсов.
  2. Затем снимают следы от торможения ближним планом.
  3. После этого фотографируют повреждения.
  4. В кадры должны попасть государственные номера другого участника аварии.
  5. Перед тем, как оформить ДТП по европротоколу, звонят в страховую компанию и извещают о происшествии. При этом, если рассчитывают получить максимальную сумму 400 000 рублей или близкую к ней, то аппаратура, при помощи которой делались фото и видеозаписи, должна соответствовать установленным правительством требованиям. ДТП, в свою очередь, должно быть зафиксировано спутниковой навигационной системой.
  6. Если при столкновении имелись свидетели, постарайтесь собрать у них контактные данные. Показания понадобятся, если придется отстаивать произошедшее. Но это не является необходимостью.

Обязательные условия

Европротокол разрешено оформлять далеко не во всех случаях. В законе прописаны конкретные условия, при которых такой порядок действий допускается. Возмещение по европротоколу получают тогда, когда имеются в совокупности все обязательные условия. Перечислим их вкратце.

  1. В ДТП никто не должен пострадать.
  2. Столкновение произошло только между двумя транспортными средствами.
  3. Водители согласны со всеми условиями и претензиями, выдвинутыми друг другу.
  4. Они покинули место аварии после того, как оформление европротокола завершено и подписи в документе проставлены.

Если хоть один из приведенных пунктов не совпадает с вашей ситуацией, вызывайте сотрудников ГИБДД, иначе получить страховку вы не сможете. Кроме того, нужно помнить и о том, что возмещение по европротоколу имеет лимиты.

Порядок действий

Представим ситуацию, которая удовлетворяет всем условиям для самостоятельного оформления. Перед нами документ, который нужно заполнить.
Рассмотрим сначала общие моменты по нему.

  1. Оформление европротокола возможно только шариковой ручкой.
  2. Его составляет один из участников, но в специальных колонках вносят записи оба водителя.
  3. Обратная сторона заполняется каждым отдельно.
  4. После составления бланк разрезается, и каждый из участников получает свой экземпляр.
  5. В каждом из них водители расписываются.
  6. Любые исправления после отделения являются недопустимыми.
  7. Для извещения страховой компании участнику ДТП дается три дня с момента совершения ДТП.
  8. Также нужно сделать фото и видео. Эти материалы записывают в течение часа после происшествия. Такое правило входит в оформление по КАСКО в текущем году.

Применение

Вкратце мы уже рассмотрели условия, при которых оформляется европротокол при ДТП. Выделим их особенности.

  1. Никто из людей при аварии пострадать не должен. Причем это касается не только водителей и пассажиров автомобилей, участвующих в аварии, но и пешеходов.
  2. Только при столкновении двух автомобилей составляется документ без вызова ГИБДД. Если в аварии участвовало три автомобиля или, наоборот, только один, то необходимо вызывать инспектора. То же касается и случая, если один из двух автомобилей имеется с прицепом.
  3. Еще одним важным условием является то, что и один, и другой участник аварии должны иметь полис ОСАГО. Причем следует проверить, чтобы у другого водителя он был действующим.
  4. У участников ДТП не должно оставаться разногласий по обстоятельствам случившегося. Поэтому желательно проверить, не дописал ли один из них в европротоколе нечто, о чем не договаривались.
  5. Вред причинен только автотранспортным средствам. Если пострадало общественное имущество, то самостоятельное невозможно.
  6. Все повреждения, которые нанесены автомобилю, вы должны подробно описать. Именно исходя из этой записи, страховая компания рассчитывает выплату.
  7. Кроме того, один из участников аварии должен признать вину безоговорочно. То есть не должно быть никаких приписок и двусмысленных высказываний.

Нужно понимать, что любые, даже незначительные ошибки при заполнении могут вызвать отказы по европротоколу со стороны страховых компаний. Поэтому если у вас есть сомнения, лучше вызвать сотрудников автоинспекции.

Составление

Бланки извещения выдаются в страховой компании, где оформляется договор об ОСАГО. Если же по каким-то причинам их у вас не осталось, можно обратиться к страховщику, чтобы он выдал новый комплект.

Бланки являются двусторонними. Они разделены на две колонки, которые заполняют в обязательном порядке. На одной стороне вносят информацию об участниках ДТП, свидетелях, месте и обстоятельствах случившегося, причинах, повреждениях автомобилей и иное. Затем бланк раскрепляют, и по отдельности заполняют обратную сторону.

Лицевая сторона

Перейдем непосредственно к заполнению. Пункты на лицевой стороне заполняют особенно внимательно. Должны быть указаны все необходимые данные, сведения о страховке и подробно описаны повреждения. Рассмотрим, как составлять те пункты, в которых участники аварии допускают максимальное количество ошибок.

  1. В 13 пункте отображают схему случившегося. Здесь должны быть не только нарисованы транспортные средства на момент аварии, но и указаны названия улиц и дорог, отображены близлежащие неподвижные объекты, светофоры, дорожные знаки и прочее.
  2. Повреждения фиксируют в 14 пункте. Пишут все, что видно невооруженным глазом. Здесь следует проследить, чтобы другой водитель не приписал детали, которые сломались до ДТП. Если повреждения не видны, их установят после аварии при осмотре специалистами на СТО.
  3. В 16 пункте описывают обстоятельства, при которых случилось столкновение. В этой графе отмечают все подробности. Ситуацию при этом анализируют и описывают предельно четко.
  4. В 17 пункте рисуют схему случившегося.
  5. В 18 пункте стороны подписывают документ.

После этого бланк разделяют на части и заполняют обратную сторону.

Обратная сторона

Все, что описывают с обратной стороны, не показывают друг другу. Эта часть заполняется каждым из водителей самостоятельно. Если бланк портят, берут другой, и заполняют заново. Как уже отмечалось, исправлений на нем быть не должно. Если другой участник не желает заполнить европротокол при ДТП должным образом, сразу же вызывайте сотрудников ГИБДД, потому что такие действия являются недопустимыми.

У всех водителей, имеющих полис ОСАГО, должен быть в наличии и бланк европротокола, который выдают в страховой компании. Кроме этого, желательно, чтобы водители распечатали для себя европротокол-образец. Тогда, если произойдет чрезвычайная ситуация, легче сориентироваться и заполнить документ с первого раза без ошибок.

Размер ущерба

В настоящее время законодателем зафиксирована максимальная сумма возмещения по европротоколу. Это, в общем случае, 50 000 рублей. Однако есть некоторые исключения.

  1. Так, сумма составит всего 25 000 рублей, если хотя бы у одного из участников ДТП страховой полис ОСАГО заключен до 2 августа 2014 года.
  2. Но если авария произошла в Москве, Санкт-Петербурге или их областях, лимит по европротоколу становится больше, и составляет 400 000 тысяч рублей. Однако это станет возможным лишь в том случае, когда в автомобилях внедрена система Если этого нет, то ждать компенсацию более пятидесяти тысяч рублей не приходится.

Бывают случаи, когда при осмотре выясняется, что ущерб, причиненный при ДТП, превышает сумму страховки. Тогда водитель, являющийся виновником аварии, выплачивает оставшуюся сумму из собственного кармана. Это самый неприятный момент. Поставив подпись на документе, он фактически признает такую возможность.

Особенно следует быть внимательным с машинами китайского производства. Именно с ними нередко случается, когда даже после небольшого столкновения на малой скорости ущерб автомобилю причиняется нешуточный. Зачастую это проявляется не сразу. Таким образом, мало знать, как себя вести в данной ситуации, и какие правила европротокола существуют. Важно понимать возможный ущерб, который наносится автомобилю.

В чем могут быть проблемы

Рассмотрим некоторые нюансы, которые следует учитывать при составлении европротокола.

  1. Если виновник аварии зарегистрирован в другом государстве и имеет грин-карту, то европротокол оформляется в обычном порядке.
  2. Если в бланке содержится информация, что у участников ДТП имеются разногласия в случившемся, то страховой компанией документ будет признан недействительным. Тогда получить по европротоколу станет весьма проблематично.
  3. При наличии расхождений обязательно вызывают сотрудников ГИБДД.
  4. Выплату страховки не получат и в том случае, если в документе не укажут виновных лиц. Правда, фото и видео материалы могут спасти ситуацию.

Действия после оформления

После происшествия и составления европротокола действия участников ДТП следующие.

Потерпевший в течение пяти рабочих дней передает страховой компании пакет документов, чтобы получить возмещение по европротоколу. В него входит:

  • бланк извещения о ДТП;
  • заявление о компенсации, которое заполняется в произвольной форме (при необходимости можно воспользоваться образцом, предоставляемым непосредственно в страховой компании);
  • носитель с информацией о факте аварии (это может быть карта памяти с видео записью или фотографиями — тогда нужно отметить, что никаких изменений и редактирование данных не производилось).

Виновнику также следует посетить свою страховую компанию или выслать туда бланк извещения. Он не должен приступать к ремонту автомобиля в течение 15 дней после столкновения. Но если хочется сделать ремонт побыстрее, то перед этим автомобиль предоставляют на осмотр в страховую компанию другого участника ДТП или получают оттуда соответствующее разрешение на проведение ремонтных работ.

Проблемы с выплатой и уловки водителей

Если страховщик, рассмотрев материалы, предоставленные ему потерпевшей стороной, отказывается возместить ущерб, либо сумма на которую рассчитывала потерпевшая сторона, существенно ниже, он может предъявить иск на страховую компанию, обратившись в суд. Эта возможность зафиксирована в пункте 5 статьи 23 ГПК РФ. С таким иском обращаются к мировому судье.

Но бывает и так, когда участники дорожного движения идут на создание искусственных условий для оформления ДТП без вызова сотрудников ДТП. Если у кого-то имеются ссадины или другие повреждения тела, лучше не рисковать и вызывать инспектора, а при необходимости, и скорую помощь. Если этого не сделать, могут произойти крайне неприятные последствия.

Заключение

Таким образом, если вы стали участником аварии, и решается вопрос о выборе варианта оформления ДТП, делайте его осознанно. Учитывайте рекомендации, данные в статье.

Стоит добавить, что за период использования европротокола доля страховых выплат, полученных в результате оформления таким способом, составляет не более девяти процентов от всех случаев ДТП. Небольшое количество аварий, участники которых решились на составление документов без вызова сотрудников ГИБДД, объясняется тем, что при столкновении нечасто удается объективно оценить размер ущерба.
Виновная сторона всегда рискует, что окажется недостаточной для покрытия ущерба максимальная ДТП тогда станет разорительным, так как придется покрыть остальную сумму из своего кармана.

Инструкция 30.08.16 110 882 0

Как оформить аварию по европротоколу

Без полиции, волнения и ошибок

На светофоре в зад вашего автомобиля въехали.

Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается.

Евгений Попков

автолюбитель

С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня. И это не считая необходимости ехать в отделение за справкой о ДТП , без которой не получить выплату по ОСАГО .

Но можно уложиться в один час и не ездить за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.

Что такое европротокол

Европейский протокол - это процедура оформления аварии без вызова полиции. Водители на месте самостоятельно заполняют документы для получения выплаты по ОСАГО и спокойно разъезжаются.

Подобная практика давно и успешно применяется за рубежом. Отсюда и название.

Европротокол действует на всей территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы всё равно можете им воспользоваться.

За поврежденный автомобиль по европротоколу можно получить не более 100 тысяч рублей.

Основные положения Европейского протокола определены в законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Выплачивать возмещение по авариям, оформленным без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, обязаны все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО .

Более того, европротокол работает и по полисам добровольного автострахования - каско. Центральный банк РФ обязал страховые компании, работающие по каско, включить в правила страхования пункт об оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции. Если ДТП соответствует требованиям европротокола, клиент страховой может заявить убыток по каско без справок.

Шесть признаков того, что вам не нужно вызывать полицию

Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:

  1. В ДТП участвовали два автомобиля.
  2. Место аварии - Россия. Во многих зарубежных странах есть свой европротокол, но там не действует российский полис ОСАГО .
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет. Иное имущество - личные вещи пассажиров, фонарные столбы и дорожные ограждения - не пострадало.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей.
  5. У обоих водителей есть полисы ОСАГО . Если второй участник - иностранный гражданин, то у него должен быть полис страхования ответственности «Зеленая карта». Если это условие выполнено, то вы можете оформить документы по европротоколу, даже если у участников ДТП есть разногласия по обстоятельствам аварии и повреждениям машин.

Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.

Что нужно заполнить

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ - извещение о ДТП . Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО . Бланки извещения также можно распечатать на обычном принтере минимум в двух экземплярах. Шаблон можно скачать с официального сайта РСА .


В бардачке почти каждого автомобиля лежит один или два бланка извещения. Неважно, чей бланк будет заполняться: форма извещения стандартная у всех страховых компаний. Если ни у вас, ни у второго водителя бланка не оказалось, одолжите его у любого водителя, проезжающего мимо.

Проверьте, есть ли у вас в машине бланк извещения о ДТП . Не нашли? Обратитесь в офис любой страховой компании - вам выдадут его бесплатно.

Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность - книга, планшет или капот автомобиля. Извещение сделано из самокопирующейся бумаги, при его заполнении нужно посильнее нажимать на ручку, чтобы копия получилась читаемой. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдут.

Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но всё же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.

Как заполнить бланк европротокола

Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП .

На лицевой стороне

Сведения о своей машине заносите в левую графу «Транспортное средство „А“», а виновник пусть заполняет правую графу «Транспортное средство „В“».


Повреждения автомобиля. В пункте 14 опишите повреждения вашего автомобиля как можно подробнее. Чем конкретнее формулировки, тем лучше:

Поврежден бампер, номерной знак, противотуманный фонарь

Бампер задний - вмятина в центральной части размером 10×10см и глубиной 3 см. Номерной знак - помят по всей площади. Противотуманный фонарь - разбито наружное стекло

Помята боковая дверь

Передняя левая дверь - вмятина в нижней части размером 50х10 см и глубиной 1 см

Царапины на крыле и бампере

Бампер передний - глубокие царапины на краске в правой части. Крыло переднее правое - царапины до металла на арке длиной 10 см

Если на лицевой стороне не хватает места для всех повреждений, используйте оборотную сторону. В этом случае сделайте пометку «Подробные повреждения на оборотной стороне».

Для определения размера повреждений вместо линейки можно использовать кредитную карту. Ее стандартный размер - 54×86 мм.

Часто машина в аварии получает скрытые повреждения, которые не видно сразу. При малейшем подозрении на такие повреждения вызывайте сотрудников ГИБДД .

Замечания. В пункте 15 водитель, виновный в ДТП , обязательно должен написать фразу «Свою вину в ДТП признаю. Претензий не имею». Если этой фразы в извещении не будет, страховая компания откажет вам в приеме документов и выплате по европротоколу.

Обстоятельства ДТП . В пункте 16 ставьте галочки напротив тех позиций, которые относятся к вашей аварии. Допускается указать сразу несколько позиций и в конце указать их точное число.

В случае наезда сзади на светофоре следует выбрать:

10 - Столкнулся с ТС , двигавшимся в том же направлении по той же полосе

Подписи сторон. Перед тем как ставить подписи в пункте 18, разделите копии извещения. На каждом бланке распишитесь сами и попросите сделать это второго водителя.

После того как вы подписали копии извещения на лицевой стороне, приступайте к заполнению оборотной стороны.

На оборотной стороне

Каждый водитель заполняет свой экземпляр оборотной стороны. Перед этим нужно разделить извещение, иначе лицевая сторона станет нечитаемой.


На своем экземпляре извещения вы указываете обстоятельства ДТП . Описывайте аварию так, как считаете нужным, но не экономьте бумагу и пишите подробнее.

Если для вашей версии обстоятельств не хватает места на бланке, приложите чистый лист бумаги и опишите на нем все подробности. Вверху листа сделайте запись «Приложение к извещению о ДТП » и поставьте дату аварии. В самом бланке сделайте отметку «Подробные обстоятельства ДТП в Приложении».

Важно

Приложение должны подписать оба водителя.

Куда подавать документы на выплату

Если бланк извещения о ДТП заполнили и подписали оба водителя, можно разъезжаться.

Для выплаты по европротоколу привезите заполненное извещение в страховую компанию, где вы приобретали полис ОСАГО . Обращаться в компанию виновника ДТП не требуется. Такая процедура называется прямым возмещением убытков и действует с 2007 года.

В офисе компании вас попросят написать заявление об убытке по форме и образцу, принятому в компании, и снимут копии документов на автомобиль: паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации, полис ОСАГО .

Важный совет для тех, кто виноват: если вы виновник ДТП и оформили все по европротоколу, обязательно сообщите в течение пяти дней в свою страховую компанию о факте аварии. В противном случае компания может потребовать с вас компенсировать выплату пострадавшему.

Документы на выплату можно будет подать дистанционно, например, загрузить копии через личный кабинет. Оригиналы документов передаются при осмотре машины.

Если стоимость ущерба более 100 тысяч

Но по нему действует ограничения:

  1. Место аварии - Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области.
  2. Факт аварии должен быть зафиксирован одним из способов: либо в специальном мобильном приложении ДТП. Европротокол, либо с помощью технического устройства, которое работает на базе ГЛОНАСС и позволяет точно установить координаты и факт ДТП.

Запомнить

  1. Для небольших аварий с двумя участниками можно не вызывать полицию и оформить всё самим в рамках европротокола.
  2. По европротоколу заполняется всего один документ - извещение о ДТП .
  3. При оформлении ДТП без вызова полиции можно рассчитывать на выплату до 100 тысяч рублей.
  4. Документы по европротоколу нужно подавать в страховую компанию, где вы купили полис ОСАГО .

Все участники дорожного движения рискуют тем, что могут оказаться в дорожно-транспортном происшествии. Поэтому каждый из них должен знать, как действовать в сложившейся ситуации. Если еще несколько лет назад водители в любом случае должны были вызывать сотрудников ГИБДД, то сейчас правила изменились. Но далеко не все знают, как теперь действовать на дороге.

Я и сама недавно оказалась в ДТП в качестве водителя. Поэтому мне пришлось разобраться во всех тонкостях составления европротокола без вызова сотрудников ГИБДД. На самом деле все не так сложно, только надо знать основные правила, когда водители могут составить документы без вызова правоохранительных органов, а также требования к составлению самого европротокола. Об этом я и расскажу вам в этой статье.

Такое название позаимствовано из Европейских стран, так как там водители оформляют самостоятельно около 80 % дорожных происшествий. В России решили также облегчить ситуацию на дорогах тем, что теперь водители могут самостоятельно оформить ДТП и им не придется ждать несколько часов прибытия ГИБДД. Для этого участники происшествия должны использовать определенную форму извещения о случившемся.

Европротоколом в нашей стране называется обычный бланк извещения о произошедшем дорожном случае страховой компании, при котором были повреждены транспортные средства. Также в этом документе отражается и причинение вреда здоровью. Он всегда выдается при заключении ОСАГО каждой страховой компанией.

Но так как в последние годы большинство страховщиков оформляют электронные полисы через интернет, то данной формы к распечатанному полису не прилагается. Поэтому многие автовладельцы не знают, где получить нужный бланк.

Вы можете получить его:

  • в любом офисе вашей страховой компании;
  • скачать с любого проверенного правового ресурса;
  • в этой статье.

Форма бланка строго унифицирована. Поэтому использование другого формата извещения не допустимо. Страховая компания просто не примет от вас заявление и не будет компенсировать ваши убытки. Поэтому обязательно проверьте, есть ли у вас в машине бланк европротокола.

Условия оформления

По факту происшествия заполнять такой бланк надо всегда, если в дальнейшем один участник происшествия планирует обращаться к страховщику. Если водители урегулируют вопрос мирным путем без обращения к страховщику, то заполнять его не потребуется.

Однако законодательством установлены условия, при которых участники могут оформить происшествие самостоятельно, не вызывая представителей ГИБДД. А также есть условия, при которых вызов их на место обязателен. Эти правила необходимо знать, так как при несоблюдении их водителям грозит административная ответственность, вплоть до лишения водительских прав (за оставление места аварии).

Обойтись без вызова инспектора разрешается в следующих случаях:

  • когда участие приняли только 2 транспортных средства в произошедшей ситуации;
  • если каждый водитель имеет действующий полис ОСАГО;
  • вред причинен только этим транспортным средствам и не повреждена больше ничья собственность;
  • не нанесен вред здоровью ни одному участнику;
  • максимальный размер убытков не превышает 100 000 рублей (эта сумма была увеличена с 50 тысяч рублей с 1 июня);
  • между участниками происшествия нет спорных моментов относительно происшествия, и по поводу виновности одного из них.

Также надо знать, что запущен пилотный проект, в рамках которого жители Москвы и Санкт-Петербурга, а прилегающих к ним областей: Ленинградской и Московской, могут самостоятельно фиксировать суммы ущерба до 400 000 рублей при обязательно условии, что во время аварии водители зафиксируют это происшествие на устройства со спутником ГЛОНАСС. Таким образом, при возникновении сомнений страховщик может в любом момент проверить, где произошла авария, и какие части автомобилей в ней пострадали.

Во всех остальных случаях вызов ГИБДД обязателен. Но составлять данное извещение все равно придется для обращения к страховщику.

Порядок заполнения

Этот документ представляет собой 3 листа, где первые два – это бланки для каждого водителя, а последний лист – инструкция по заполнению. Если вы не знаете или не помните, как заполнять, рекомендую изначально ознакомиться с правилами, указанными в инструкции. Потому что если вы заполните документ неправильно, то страховщик имеет право отказать вам в компенсации ущерба.

Помните, что первая страница сделана самокопирующейся. Поэтому все, что вы напишите на первом бланке, будет отражаться на втором. А вот оборотная сторона каждой из этих страниц идет обычная. Она предназначена для заполнения индивидуально каждым водителем.

Но если вы распечатали бланк с интернета, то листы у вас будут обычными и копироваться ничего не будет. Для удобства вы можете положить копировальную бумагу между листами, либо заполнить бланк повторно. Но вся информация в нем должна совпадать с первым бланком.

Основные правила

Важно придерживаться установленных правил, для того чтобы в дальнейшем не пришлось переписывать извещение:

  1. Все сведения вносите шариковой ручкой, тогда они хорошо откопируются на втором листе. Не допускается использование маркеров, карандашей, ручек других цветов, кроме синего и черного.
  2. Все сведения должны быть написаны понятным почерком. Лучше заполнять печатными буквами, чтобы потом не возникло вопросов к написанному.
  3. Обязательно должны быть заполнены все поля и все страницы бланка. Там, где информацию предоставлять не требуется, надо ставить прочерк или большую Z.
  4. Бланк не должен быть мятым, рваным. Это документ, поэтому он должен быть надлежащего вида.
  5. Не допускается зачеркиваний, исправлений, помарок. Но если требуется внести корректировку, ее надо заверить подписью и фразой «Исправленному верить».

При составлении европротокола потребуется только один комплект европротокола. Поэтому не имеет значения, кто из участников происшествия его предоставит.

Пошаговая инструкция

Заполнять бланк надо обязательно в присутствии обоих водителей, так как потребуются сведения о каждом из них. Чтобы избежать дополнительных разногласий, лучше делать это вместе.

Порядок действий будет следующий:

  1. Место ДТП: прописываем город и адрес ближайшего здания. Если это трасса, то указываем ее название и примерный километр от крупного населенного пункта.
  2. Дата: вписываем не только день, но и время события поминутно.
  3. Количество ТС: их может быть только 2, если вы оформляете протокол без вызова ГИБДД.
  4. Количество раненых, погибших везде ставим прочерки, потому что при их наличии вы не имеет право оформить ДТП самостоятельно без правоохранительных органов. Но при заполнении этого документа при ГИБДД вы должны указывать фактические данные в документе.
  5. Освидетельствование , в нашем случае ставим крестик к слову «нет », так как направить на него имеют право только сотрудники правоохранительных служб.
  6. Материальный ущерб третьим ТС, имуществу: также ставим крестик к слову «нет », потому что в ином случае вызов ГИБДД будет обязательным.
  7. Свидетели: лучше всего будет, если вы сможете найти незаинтересованного свидетеля, находившегося рядом. Здесь надо указать ФИО, адрес, телефон человека.
  8. Оформление сотрудником ГИБДД: указываем, что не проводилось.
  9. С 9 до 15 пункта надо заполнять за обоих водителей. Один из них будет водителем автомобиля «А», другой водителем автомобиля «В». При этом в отношении виновности, неважно, кто будет под какой буквой. В п. 9 указываем сведения из СТС: марку автомобиля, VIN, государственный номер, реквизиты СТС .
  10. Собственник: также указываем из свидетельства о регистрации вашего автомобиля. Кроме ФИО надо указать еще и адрес регистрации .
  11. Водитель: он может быть владельцем авто или другим человеком. Здесь надо указать не только ФИО и адрес , но и телефон , номер водительского удостоверения , категорию прав и дату их выдачи , название документа, на основании чего этот человек управлял данным ТС .
  12. Страховщик: сюда вписываем его название из страхового полиса, далее реквизиты этого полиса, срок действия. Также надо сделать отметку, если ли страхование от ущерба (КАСКО).
  13. Место удара: здесь надо отметить то место, которым первоначально вы столкнулись с другим ТС. Будьте внимательны, так как там изображены 3 ТС: грузовик, легковой автомобиль и мотоцикл. Выбирайте ТС, соответствующее габаритам вашего.
  14. Перечень повреждения: здесь мы указываем только видимые повреждения деталей. Для этого надо внимательно осмотреть свой автомобиль на наличие сколов, царапин, трещин и прочих появившихся дефектов.
  15. Замечания: здесь надо указать, считаете ли вы себя виновным. Для обоюдного заполнения документа один из водителей должен написать, что признает себя виновным, а второй не признает себя виновным. На основании этого страховщик выплатит компенсацию невиновному и востребует ее со страховой компании виновного.
  16. Обстоятельства ДТП: этот пункт очень важен. Здесь надо быть очень внимательным, так как отметки и своих действиях должны поставить оба водителя. На практике при заполнении европротокола многие допускают здесь ошибки. Водитель ТС «А» должен сделать отметки с левой стороны, ближе к колонке, где он вносил сведения о себе. Водитель ТС «В» ставит отметки правее. Сначала прочитайте все возможные пункты и определите, что должен отметить каждый из водителей. Также внизу не забудьте поставить количество клеток, где вы сделали отметку.
  17. Схема: большинство водителей не любят именно этот пункт, потому что бывает иногда очень сложно изобразить понятную схему аварии. Вы должны изобразить схематично два прямоугольника «А» и «В» в момент столкновения на дороге. Кроме этого вокруг вы должны отметить расположение дорожной разметки, наличие полос, направление движения (стрелочками), а также указать номер дома или другого здания, чтобы понимать расположение машин относительно улицы. Помимо этого желательно отметить все дорожные знаки и светофоры.
  18. Подписи: их ставят оба участника, что является подтверждением правильности введенных данных и согласия с тем, что написано.

Рекомендую проверить действительность полиса ОСАГО второго водителя не только по распечатанному документу, так как он может оказаться поддельным, а также по электронной базе. Сделать это легко. Достаточно войти на сайт РСА и воспользоваться услугой проверки действительности полиса.

На оборотной стороне каждый водитель заполняет сведения самостоятельно:

  1. ТС: надо указать, водитель какого автомобиля заполняет эту сторону.
  2. Обстоятельства: Здесь вы должны кратко, но точно описать, при каких обстоятельствах произошло столкновение. Также вы должны указать все факты вашей невиновности и вины другого водителя. Здесь же указываете свидетеля аварии. После окончания текста поставьте Z, чтобы никто не смог за вас дописать лишнего.
  3. Водитель ТС: здесь надо указать, кто управлял автомобилем: владелец или иной человек.
  4. Сведения о других ТС: здесь ставим прочерки, так как составление этого документа без вызова сотрудников правоохранительных органов не допускает участие более 2 средств.
  5. Повреждения имущества: всегда будет прочерк, если пострадали только автомобили. Если ущерб был причинен другим материальных средствам, вызов ГИБДД будет обязательным.
  6. Возможность передвижения ТС своим ходом: отмечаем в соответствии с действительностью.
  7. Примечания: здесь можно указать все, что вы считаете нужным дополнительно сообщить страховой компании. Это могут быть сведения о том, что у вас есть запись видеорегистратора или запись на телефон последствий столкновения.
  8. Подпись, дата, расшифровка.

Посмотреть наглядный пример заполнения вы можете в этом видео.

Заполненные бланки необходимо предоставить страховщикам. Виновный участник должен направить его в течение 5 дней (однако страховой договор может предусматривать иной срок подачи), а невиновный в течение 15 дней. Если этот срок будет пропущен невиновным участником, то страховщик может отказать ему в компенсации ущерба. В этом случае он вправе через суд требовать компенсации ущерба с виновника происшествия. Аналогичный риск есть и в случае, если извещение будет составлено неправильно, и на этом основании страховщик откажет в выплате.

Все спорные вопросы со страховщиком в любом случае будут решаться через суд. И если невиновный водитель не сможет его выиграть, тогда он сможет взыскать свой ущерб с виновника, также через суд.

Если виновный водитель своевременно не известит своего страховщика о произошедшей аварии, то страховая компания вправе предъявить ему требование о компенсации ей выплаченного ущерба невиновному участнику.

Поэтому крайне важно сразу обращаться в страховую компанию для извещения ее о произошедшем. Потому что в противном случае последствия могут быть очень негативными. Будьте внимательны при составлении европротокола, а также удачи вам на дорогах!

Материал данной статьи опирается на следующие нормативно-правовые акты:

Пострадавшему

Что делать дальше потерпевшему, когда оформили протокол? После составления документа, потерпевшая сторона должна обратиться в страховую компанию не позднее пяти рабочих дней с момента произошедшего дорожно-транспортного происшествия, предоставив необходимый пакет документов, включая Европротокол.

Виновнику

Что нужно делать виновнику дальше, после того как заполнили документы? Виновная сторона подает в 5-тидневный срок копию Европротокола своему страховщику . При этом виновнику запрещено производить ремонт своего транспортного средства в течение 15 дней после аварии. Если проведение ремонта авто необходимо, то виновная сторона предоставляет свое транспортное средство в СК потерпевшего для проведения экспертизы, после чего ему будет выдано разрешение на проведение ремонта.

Если виновная сторона не представила в свою страховую компанию извещения о ДТП, то это не будет являться основанием отказа в выплате компенсации потерпевшей стороне (на основании статьи № 14.1 , пункта 25 статьи № 12 и пункта 2 статьи № 11.1 закона об ОСАГО).

Куда обращаться потерпевшему после оформления?

Куда же идти с европротоколом, чтобы сдать его? Потерпевшая сторона после обращается в свою страховую компанию , ту с которой у нее заключен договор страхования ( или ОСАГО). Как уже отмечалось, обратиться к страховщику нужно в течение 5 рабочих дней с момента аварии и написать заявление на получение компенсации ввиду наступления страхового случая.

После рассмотрения представленных документов и проведения экспертизы автомобиля страховщиком, последним рассчитывается сумма ущерба и выдается направление на ремонт транспортного средства в одном из автосервисов (с которым у СК заключен договор) или выдается денежная компенсация. Подробнее об особенностях страховых выплат по ОСАГО по Европротоколу узнайте .

Не рекомендуется эксплуатировать авто до проведения экспертизы СК, так как если транспортное средство получит дополнительные повреждения, которые не указаны в Европротоколе, то это будет расценено страховщиком как ошибка в извещении о ДТП.

Какие документы нужны для обращения в СК для получения выплаты?

Автолюбитель, помимо составленного Европротокола, должен представить страховщику следующий пакет документов :

  • полис страхования автогражданской ответственности;
  • составленное заявление на получение компенсации;
  • удостоверение личности заявителя (паспорт);
  • свидетельство о регистрации автомобиля или ПТС;
  • ВУ лица, находившегося за рулем авто в момент ДТП;
  • доверенность на право управления ТС, если водитель не является собственником;
  • электронный носитель информации, содержащий сведения о дорожно-транспортном происшествии (видео и фото материалы);
  • реквизиты счета для перечисления компенсации.

Представленные фото и видео материалы могут быть отправлены на экспертизу для установления их подлинности по инициативе участника ДТП.

Подробнее о том, какие документы нужны для страховой по Европротоколу после ДТП, можно узнать .

Нужно ли ехать в ГИБДД и там регистрировать?

Нет , регистрировать в Госавтоинспекции его не нужно, также как и уведомлять ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии, как при наличии ОСАГО, так и при КАСКО.

Как отдавать и можно ли отправить бумаги в СК?

Подать документацию страховщику по факту наступления страхового случая можно тремя способами :


При отправке по электронной почте, важно знать, что некоторые страховщики предъявляют требования предоставления некоторых документов в письменном виде, поэтому их нужно будет отправить в СК 1 или 2 способом, описанным выше.

Что будет, если пропустили срок на обращение и вовремя не отвезли документы в страховую?

Серьезных последствий за подачу документов по истечении установленного срока не влечет юридическом отношении). Страховая компания может отказать водителю в возмещении причиненного ущерба, если потерпевший не предоставил бумаги, ссылаясь на несоблюдение . В данном случае решение можно будет оспорить в судебном порядке.

Здесь важно помнить, что СК может отказать в выплате компенсации только виновнику аварии , данный факт должен быть зафиксирован в Европротоколе. Если страховщик отказывает потерпевшему, то подача искового заявления в судебную инстанцию – это единственный выход из данной ситуации.

Также стоит упомянуть о подаче не полного пакета документов . Если заявление о возмещении ущерба было подано в срок, а недостающие документы позднее, то нужно представить компании-страховщику объективные причины задержки. Это может быть справка из медицинского учреждения (при нахождении на лечении страхователя), командировочное удостоверение или билета (если ДТП произошло в другом городе). Любой документальный способ подтверждения увеличит шансы на положительное решение возникшего вопроса.

Составление – это обязательное условия при оформлении дорожно-транспортного происшествия и получения компенсации в страховой компании (если не вызывались сотрудники ГИБДД). После его составления нужно собрать полный пакет документов и вместе с Европротоколом и заявлением на возмещение ущерба подать в СК в установленный срок (5 дней). Подать документацию можно лично, отправив заказным письмом или через электронную почту (отсканированные копии).

Автомобилисты редко оформляют дорожно-транспортные происшествия без участия компетентных органов. «Европротокол» не сильно популярен ещё и потому, что страхователи не понимают, когда могут использовать данный инструмент. В каких случаях стоит оформлять происшествие без ГИБДД, а когда лучше не рисковать?

«Европротокол» возможен, если выполнены все пять условий:

  1. В столкновении участвовало только два автомобиля.
  2. Не причинён вред жизни и/или здоровью водителей, пассажиров или пешеходов.
  3. Отсутствуют разногласия касательно полученных повреждений и обстоятельств происшествия.
  4. Оба водителя застрахованы по ОСАГО и «вписаны» в свои полисы.
  5. Полученный ущерб не превышает пятидесяти тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей данный лимит увеличен до четырёхсот тысяч. Но чтобы воспользоваться этой «опцией», на момент ДТП автомобиль должен быть оборудован «глобальными навигационными спутниковыми системами» (ГЛОНАСС). Пока подобная практика не распространена.

Впрочем последний пункт не мешает упрощённому оформлению ДТП, а лишь ограничивает размер выплаты. Когда все перечисленные позиции соблюдаются, водители не обязаны сообщать о происшествии в ГИБДД. Они имеют право совместно заполнить бланк «Извещения о ДТП», и впоследствии каждый передаёт экземпляр этого документа своему страховщику.

Если водители не хотят использовать данный инструмент, без определённых самостоятельных действий всё равно не обойтись. Да, участники ДТП могут обратиться за оформлением дорожного инцидента в полицию, но для этого необходимо:

  • Зафиксировать обстоятельства ДТП на фото/видео: расположение транспортных средств и их повреждения, а так же следы и предметы, связанные с происшествием.
  • Прибыть на пост дорожно-патрульной службы или в подразделение полиции.

Вариант выезда сотрудников ГИБДД на место ДТП в рассматриваемой ситуации «Правилами дорожного движения» (ПДД) не предусмотрен. Причём, даже «надуманное» разногласие касательно происшествия не даёт соответствующей гарантии. При телефонном обращении в полицию водителям может быть вполне законно указан аналогичный алгоритм действий.

К тому же заполнять «Извещение о ДТП» в соответствии с «Правилами ОСАГО» придётся в любом случае. С той лишь альтернативной, что делать это можно отдельно друг от друга.

Например, если один из участников инцидента не хочет совместно оформлять документ. Также происходит при разногласиях относительно обстоятельств ДТП или участии в нём более двух авто. При этом в «Извещении» должна быть указана конкретная причина.

Оформление и использование Европротокола

Комплект «Извещения о ДТП» состоит из двух идентичных листов – лицевая сторона комплекта самокопирующаяся. Совместное оформление «Извещения» состоит из следующих этапов:

  1. Каждый водитель выбирает и заполняет свою колонку лицевой части (любую – слева или справа). Вносятся общие данные по дорожному происшествию и составляется схема ДТП:
    • Обозначаются улицы с названиями и прилегающие объекты.
    • Указываются знаки и светофоры, разметка.
    • Фиксируется расположение машин – «А» и «Б», в соответствии с выбранной колонкой.
    • Отмечаются направления движения автомобилей.

При этом желательно использовать типовые схемы . Далее листы разъединяются и подписываются водителями с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит в сумме четыре подписи: по две на каждом из разъединённых бланков.

  1. После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны. Основным разделом здесь остаётся описание обстоятельств происшествия. Также отмечается:
    • Кто из водителей заполняет оборотную сторону данного листа («А» или «Б»)?
    • Кто управлял авто – собственник или иное лицо?
    • Может ли машина двигаться самостоятельно? Если нет – то где она находится.

При «Европротоколе» заведомо не актуальны позиции относительно участия в ДТП более двух транспортных средств и повреждения иного имущества. В них ставятся прочерки как и в «Примечании», если оно остаётся не заполненным. Ставится дата, подпись, имя и фамилия.

Далее в течение пяти рабочих дней каждый водитель направляет своему страховщику оформленный экземпляр бланка «Извещения». Потерпевший делает это вместе с подачей заявления о выплате. Наглядная схема действий при «Европротоколе» размещена на профильной странице интернет-портала Российского союза автостраховщиков (РСА).

Страховая компания, желающая произвести осмотр повреждённого транспортного средства, обязана уведомить об этом собственника в 15-дневный срок. Данный период не учитывает выходные праздничные дни и исчисляется со дня ДТП.

Собственник в ответ должен предоставить автомобиль в течение пяти рабочих дней. Понятно, что до осмотра (или до истечения оговорённых пятнадцати дней) нельзя приступать к ремонту машины. Во всяком случае, без письменного согласия страховщика.

«За» и «против»

«Против»

В стрессовой ситуации после дорожного инцидента непросто заполнить бланк «Извещения» без ошибок. Тем более, если впервые с этим сталкиваешься. В числе наиболее распространённых недочётов оформления, в частности, отмечаются:

  • Отсутствие отметки об общем количестве заполненных полей (клеток) в п. 16 лицевой стороны бланка (обстоятельства ДТП).
  • Незаполнение п. 16 лицевой стороны бланка.
  • Неполный перечень внешних повреждений авто.
  • Отсутствие подписей, подтверждающих согласие участников с указанной информацией (п. 18 лицевой стороны).

Помимо этого, существуют и некоторые нормативные особенности, затрудняющие использование «Европротокола». К таковым, например, можно отнести:

  1. Отсутствие чётко регламентированного указания на виновность одной из сторон. На практике страховщики часто требуют соответствующую отметку от виновника в «Замечаниях» на лицевой стороне бланка или в «Обстоятельствах ДТП» (иногда в «Примечаниях») на оборотной. Хотя формально подобные требования ничем не подкреплены. Данная ситуация влечёт возможные злоупотребления как со стороны виновника ДТП, так и со стороны страховых компаний.
  2. При «Европротоколе» потерпевший не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении имущественного вреда после получения выплаты. Законодательно не оговаривается, относится ли это только к «неучтённым» первоначально повреждениям, или позиция фактически запрещает оспаривать размер возмещения. Наличие подобного «подводного камня» закономерно настораживает автолюбителей.

«За»

Тем не менее, самостоятельное оформление ДТП связано с двумя значительными преимуществами:

  • Экономия времени. Как правило, заполнить «Извещение» получается гораздо быстрее, чем оформить происшествие в ГИБДД.
  • Отсутствие санкций полиции. Для виновной стороны данный аспект может означать экономию заметной суммы денежных средств. А иногда позволяет избежать и более неприятных последствий нарушения.

Указанные обстоятельства порой оказываются весьма актуальны, «перевешивая» решение водителей в пользу «упрощёнки».

Обойтись без полиции

«Европротокол» – полезный инструмент по своей задумке. Но недостаточная степень его нормативной проработки, к сожалению, не позволяет популяризировать схему. Кроме того, практика применения «упрощёнки» вводит свои коррективы. На этом фоне самостоятельное оформление ДТП объективно сопряжено с определёнными рисками. Сложность системы становится причиной ошибок.

В то же время доля отказов в возмещении ущерба по «Европротоколу» из-за ошибок в оформлении колеблется в пределах одного-пяти процентов от общего числа обращений. А значит, в подавляющем большинстве случаев участники ДТП вполне справляются с задачей. Данная статистика является дополнительным аргументом в пользу «упрощёнки».



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...