Процедура назначения главы дипломатического представительства. Дипломатическое право. Порядок назначения и введения в должность главы представительства

§ 13. Назначение главы дипломатического представительства

При первичном установлении дипломатических отношений до приезда посла в страну его аккредитации направляется группа дипломатических и административно-технических работников, призванных подготовить посольство к нормальному функционированию. Об официальном открытии посольства сообщается циркулярной нотой, посылаемой в МИД и дипломатический корпус. В документе указываются официальный адрес посольства, телефоны его сотрудников, дни и часы работы. По согласованию со страной пребывания могут быть проведены некоторые протокольные мероприятия - торжественный подъем государственного флага над зданием посольства, коктейль и т.п., на которые приглашаются представители МИД, других органов страны, печати. Аналогичные мероприятия могут быть организованы и при переезде посольства в новое здание.

В международной практике принято до назначения главы дипломатического представительства в ту или иную страну, запросить агреман (l"agrement - французское слово, означающее согласие правительства принимающего государства) на его назначение. Эта практика отражена в Венской конвенции о дипломатических сношениях: "Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве". Если нет особых соображений о запросе агремана в центре, агреман целесообразнее запрашивать через дипломатического представителя, оставляющего пост, что дает ему возможность до своего отъезда на родину провести дополнительную полезную дипломатическую работу.

В зависимости от местной протокольной практики он наносит прощальные визиты главе государства, главе и членам правительства, своим коллегам по дипломатическому корпусу, политическим и общественным деятелям страны пребывания, посещает устраиваемые в его честь приемы. Это дает возможность подвести итог отношений между двумя странами за период деятельности, высказать пожелание относительно перспектив этих отношений и т.д. Иногда может быть предоставлена возможность выступить по радио и телевидению, чем, разумеется, следует воспользоваться.

Получив указание своего министерства иностранных дел, дипломатический представитель посещает министра иностранных дел страны пребывания или другое лицо (в зависимости от местной практики), которому в устной форме сообщает об оставлении своего поста в этой стране и о поручении запросить агреман на назначение дипломатическим представителем его страны другого лица. В дополнение к устному заявлению он вручает справку о лице, на которого запрашивается агреман (печатается на чистом листе бумаги без герба, без подписи, без даты и печати). В справке указываются фамилия, имя и отчество этого лица, его год рождения, образование, семейное положение и краткие сведения о предыдущей служебной деятельности.

В некоторых случаях запрос агремана производится путем направления министерством или посольством вербальной ноты, к которой прилагается краткая биографическая справка с послужным списком посла. Ответ на запрос агремана дается в адекватной форме (устно или письменно в виде ноты). При запросе на посла, впервые выезжающего в страну после установления с ней дипломатических отношений, запрос может быть сделан через посольства в третьих странах. В очень редких случаях, когда речь идет о широко известном государственном деятеле, назначаемом на должность посла, агреман может быть запрошен по телефону. На практике это должен сделать министр иностранных дел через посла страны предполагаемой аккредитации. Как правило, положительный в таких случаях ответ дается также по телефону (или во время личного визита) в максимально короткие сроки.

Факт запроса агремана разглашать не принято с тем, чтобы избежать возможных осложнений между государствами в случае отказа в предоставлении агремана и возможных комментариев третьих сторон. Венская конвенция 1961 года не обязывает государства мотивировать свои решения об отказе в агремане, и практике известно немало случаев применения этого правила на практике. На возможные вопросы дипломатов и журналистов относительно запроса агремана принято давать ответ в том духе, что дипломатическая традиция не разрешает сообщать что-либо по этому поводу; можно сослаться и на свою неосведомленность. Разглашение сведений о факте запроса агремана, отказе в его даче может повредить дипломатической карьере лица, которому не был предоставлен агреман при его назначении в другую страну.

Хотя запрос агремана и формальная сторона дела, тем не менее она имеет определенный смысл. Без запроса и получения агремана назначить дипломатического представителя нельзя, и в настоящее время необходимость этого никем не оспаривается. Кроме того, суверенным правом любого государства является предотвратить назначение дипломатическим представителем лица, нежелательного для правительства страны пребывания. Ясно, что ни одно правительство не примет в свою страну дипломатическим представителем лицо, которое выступало с враждебными заявлениями против даннойстраны или участвовало вакциях против нее, то есть если известно, что это лицо недружелюбно относится к стране и выражало это отношение в публичной форме. Любое правительство естественно, вправе рассчитывать на то, чтобы к нему прислали человека лояльного и объективного. Каждому дипломатическому работнику, понятно, крайне важно проявлять осторожность в суждениях о той или иной стране в приватных беседах, а тем более в выступлениях в печати, в публичных докладах и лекциях.

Ответ на запрос агремана принято давать в короткий срок, если не имеется соображений о затяжке ответа по политическим мотивам: срок ответа в этом плане является своего рода показателем состояния отношений между странами. Чем более дружественный характер имеют эти отношения, тем быстрее дается положительный ответ на запрос об агремане. Затягивание ответа всегда производит отрицательное впечатление. Не принято напоминать о запрошенном агремане и просить об ускорении ответа.

Дипломатический представитель, получивший агреман, равно как и любой другой дипломат, имеющий разрешение на въезд в страну (в виде въездной визы), считаются персоной грата, то есть желательным лицом.

Случаи отказа вполучении агремана редки, но тем не менее они бывают. Один такой пример из российской истории описан академиком Е.В.Тарле и касалсяотказа в даче агремана Николаем I в 1832 году на назначение английским послом в Петербург Стрэтфорда-Каннинга. В демонстративном поступке Николая I, по мнению ученою, немалую роль сыграли обильные сведения о деятельности и умело проводимых антирусских интригах талантливого английского дипломата в Константинополе и Греции. Британский Форин офис, продолжая настаивать на агремане, навел справку в Петербурге, не согласится ли царь принять Стрэтфорда-Каннинга с тем, что после приезда в Петербург он представится царю и затем немедленно уедет из Петербурга безвозвратно. Николай I на это ответил, что он обещает дать Стрэтфорду-Каннингу один из самых высоких русских орденов, лишь бы он только вовсе не приезжал в Петербург. По некоторым сведениям, Стрэтфорд-Каннинг, будучи впоследствии английским послом в Турции, во многом содействовал развязыванию Крымской войны 1854-1856 годов.

Советской практике также были известны случаи отказов в даче агремана.

Дипломат, не получивший агремана, считается персоной нон грата, то есть нежелательным лицом. Персоной нон грата считается также любой другой дипломатический работник, которому правительством страны пребывания не дано разрешение на въезд или предъявлено требование о выезде. Хотя причин объявления дипломатическогопредставителя или другого дипломатического работ-ника персоной нон грата не сообщается, ими могут быть: публичное отрицательное отношение к правительству страны пребывания, вмешательство в ее внутренние дела, неуважение к законам иобычаям, злоупотребление дипломатическими привилегиями, нарушение общепринятых норм поведения дипломата ит.п.

Делается это в полном соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, которая гласит: "Государство пребывания может влюбое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является персоной нон грата или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции впредставительстве. То или иное лицо может быть объявлено персоной нон грата или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания" (ст. 9, п. 1).

Дипломатической истории известно немало случаев объявления персоной нон грата глав дипломатических представительств и дипломатических работников представительств за выступления против страны своего пребывания, деятельность, несовместимую со статусом дипломата, вмешательство во внутренние дела страны, злоупотребление дипломатическими привилегиями и за другие нарушения.

Что же касается самого ответа на запрос об агремане, то здесь тоже немалосвоеобразия. В частности, не принято давать ответ в виде официального отказа. Сама длительность задержки с ответом расценивается как свидетельство нежелания принимать то или иное лицо в качестве посла, и его кандидатура, как правило, снимается. В этом случае правительство, делавшее запрос на получение агремана, может в порядке реторсии (меры воздействия, предпринимаемые одним государством против другого в ответ на "неосновательные меры, нарушающие интересы государства) оставить пост посла вакантным на длительный срок, и посольство будет соответственно возглавляться временным поверенным в делах, что, естественно, воспринимается как снижение уровня отношений между государствами. В свою очередь "пострадавшее" государство может в порядке взаимности потянуть со сроком дачи агремана новому послу страны-"обидчицы".

Как видим, запрос агремана - институт весьма деликатный и оружие, как и многое в дипломатии, обоюдоострое. Поэтому правительство, к которому обратились с запросом об агремане, обычно не затягивает с ответом, идя на отказ в крайне редких случаях, действительно вызываемых политической или иной необходимостью.

В Российской Федерации после получения агремана издается указ Президента о назначении дипломатического представителя. Одновременно издается указ об освобождении от обязанностей его предшественника.

На назначение временного поверенного в делах запрашивать агреман не требуется. При любом выезде из страны - временном или постоянном - глава дипломатического представительства направляет Министерству иностранных дел личную ноту, в которой сообщает о своем отъезде из страны и указывает, кто на время его отсутствия будет являться временным поверенным в делах. В современной дипломатической практике все большее распространение приобретает практика направления вербальных нот об отъезде главы дипломатического представительства и о назначении временного поверенного в делах. Министерство иностранных дел подтверждает получение такой ноты, и формальности с назначением временного поверенного в делах на этом заканчиваются.

В зависимости от местной протокольной практики ноты (личные или вербальные) об отъезде посла и о назначении временного поверенного в делах, а также о возвращении посла посылаются также дипломатическому корпусу (каждому посольству или миссии страны, с которой Российская Федерация имеет дипломатические отношения, а также дуайену дипкорпуса).

Правовой статус главы дипломатического представительства характеризуется двумя особенностями. Во-первых, глава дипломатического представительства является единственной официальной лицом государства, аккредитует, которая представляет ее по всем вопросам в государстве пребывания. Во-вторых, он также является старшим должностным лицом государства, аккредитует отношении всех других возможных представителей этого государства.

В международном праве утвердилась классификация старшинства (классы) дипломатических представителей (агентов). До XIX века такой стройной классификации не существовало, что нередко приводило по поводу старшинства к столкновениям и конфликтам во время проведения официальных мероприятий. Этот вопрос был урегулирован Венским протоколом 1815 года, установивший такие три класса дипломатических агентов:

I класс - посол и папский легат или нунций;

II класс - посланник, министр и другой уполномоченный при главе государства;

III класс - поверенный в делах, аккредитованный при министре иностранных дел.

Аахенский протокол 1918 дополнил эту классификацию классом министра-резидента, занял позицию между посланником и поверенным в делах. Но данная новация не прижилась и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года восприняла трех звеньевую классификацию. В соответствии со статьей 14 настоящего Конвенции главы представительств подразделяются на:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других главах представительств эквивалентного ранга;

б) класс посланников и интернунциив, аккредитуемых при министрах иностранных дел;

в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Следует отметить, что класс поверенного в делах нельзя путать с должностью временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы дипломатического представительства на период его отсутствия (болезнь, командировка, отпуск).

Венская конвенция закрепляет, что не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу, за исключением вопросов старшинства и этикета. Класс, к которому должны принадлежать глава представительств, определяется соглашениями между государствами.

От классов глав дипломатических представительств следует отличать дипломатические ранги. их основное отличие заключается в том, что классы дипломатических представителей находятся в сфере регулирования нормами международного права, а дипломатические ранги - Это служебные звания старшинства дипломатов, установленными в соответствии с внутригосударственного права государства, аккредитует. При этом каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов. Как правило, класс дипломатического представителя совпадает с его рангом.

В Украине согласно Постановления Верховной Рады Украины «О дипломатических рангах Украина »от 31 января 1992 года установлены следующие ранги:

Чрезвычайный и полномочный посол;

Чрезвычайный и полномочный посланник I и II классов

Советник I и II классов

Первый секретарь I и II классов

Второй секретарь I и II классов

Третий секретарь;

Высшие дипломатические ранги (посла и посланника) присваиваются конечно главой государства, остальные - министром иностранных дел. Ранг атташе, является первичным (самым младшим) дипломатическим рангом, присваивается, как правило, выпускникам институтов и факультетов международных отношений при поступлении на службу в ведомство внешних сношений (министерство иностранных дел). Этот ранг не следует путать с должности военного, морского и воздушного атташе, не является дипломатической должности, потому что ее занимают сотрудники военного ведомства государства, аккредитует, которые проходят военную службу на должностях офицерского состава (Обычно старшие офицеры и генералы различных родов войск). Эти лица при получении назначения на должность и прибытии к месту прохождения службы специально аккредитуются при военном ведомстве страны пребывания. Одновременно эти сотрудники выполняют функции военных советников главы дипломатического представительства.

Процедура назначения главы дипломатического представительства регламентируется как нормами международного, так и нормами национального (внутригосударственного) права.

Как уже отмечалось, дипломатические отношения устанавливаются между государствами результате признания de jure. Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного согласия государств на базе установления дипломатических отношений. Согласно статье 4 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года для того, чтобы конкретное лицо была назначена главой дипломатического представительства, государство, аккредитует, должна направить принимающем государстве, запрос о его согласии на назначение данного лица на эту должность. В запросе излагаются биографические данные лица, сведения о ее карьере и должность, которую занимает, семейное положение, причем эта информация должна быть изложена очень лаконично и быть абсолютно точной.

Положительный ответ принимающего государства, на запрос означает предоставление агремана (от француз, agrement - согласие) на принятие указанной в запросе лица в качестве главы дипломатического представительства. С этого момента кандидат считается persona grata - Желанной лицом в принимающем государстве. Отрицательный ответ на запрос означает отказ в агремане, а кандидат признается persona non grata - нежелательным лицом. При этом принимающее государство не обязано сообщать государству, аккредитующим мотивы отказа в агремане. Таким образом, отказ в предоставлении агремана не нуждается дополнительных разъяснений. Процедура получения агремана носит конфиденциальный характер.

После получения агремана начинается осуществление определенных процедурных форм, протекают в государстве, аккредитует. Во-первых, кандидат получает аудиенцию у главы государства. Потом выходит правоприменительный акт о назначении его в качестве дипломатического представителя. Этот акт публикуется не только в средствах массовой информации государства, аккредитует, но и в СМИ страны пребывания. В Украине такие назначения осуществляет Президент. Указ Президента Украины о назначении соответствующего лица Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в определенном государстве публикуется в газетах «Урядовый курьер» и «Голос Украины».

Перед выездом к месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту, является юридическим основанием для начала миссии дипломатического представителя в принимающем государстве. Документы посла подписывается главой государства, аккредитующим (в некоторых государствах, например в Российской Федерации, верительные грамоты подписывает министр иностранных дел), и адресуется главе принимающего государства. В документе содержится просьба «верить» ее обладателю как официальному лицу, что представляет свое государство во всех отношениях с государством пребывания. Таким образом, глава государства, аккредитует, легитимирует перед своим визави (главой другого государства) лицо, которому действительно поручено представлять представляемое государство в полном объеме. Глава

дипломатического представительства получает вместе с верительной грамотой и ее копию. После этого дипломатический представитель может следовать к месту начала миссии.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года устанавливает ординарный режим назначение дипломатических представителей из числа граждан государства, аккредитует (ч. 1 статьи 8). Время ею предполагается экстраординарный порядок назначение таких представителей - из числа граждан государства пребывания. Но это может быть сделано не иначе как с согласия этого государства, причем такое согласие может быть в любое время аннулировано. Кроме того, государство пребывания может оговорить за собой такое же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами государства, аккредитует (части 2, Из статьи 8).

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года связывает момент начала дипломатической миссии в государстве пребывания, т.е. начало выполнения главой дипломатического представительства своих функций с практикой, существующей в конкретной государстве, которая должна применяться единогласно, или:

а) с момента вручения своих верительных грамот, или

б) с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другого министерства, в отношении которого имеется договоренность (статья 13).

Большинство государств, включая Украину, придерживаются практики, что глава дипломатического представительства приступает к выполнению своих функций с момента вручения своих верительных грамот главе государства, принимающего или лицу, его заменяет.

Ряд государств с целью экономии средств используют практику кумуляции (Совмещение) дипломатического представительства, то есть аккредитация того же лица в качестве главы представительства в другом или нескольких государствах одновременно при отсутствии возражений против этого государства пребывания. Кроме того, одна и та

лицо может представлять два и более государства в одном государстве при соблюдении указанной выше условия. Такая возможность предусмотрена статьей 6 Венской конвенции 1961 года. Украина уже имеет в этом вопросе определенные практические наработки. Так, например, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Финляндии по кумуляцией выполняет функции главы дипломатического представительства Украины в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии; Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Бельгии за кумуляцией выполняет эти же обязанности в других государствах Бенилюкса - Нидерландах и Люксембурге. Очень часто практику кумуляции государства используют и в отношении международных организаций. Например, глава дипломатического представительства какой-то государства во Франции одновременно назначается официальным представителем этого государства при ЮНЕСКО, так как местонахождение этой организации - Париж; если дипломатический представитель выполняет свою миссию в Бельгии или в государствах Бенилюкса - То при НАТО (штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе / Бельгия /), как это имеет место в Украине. Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций. В международной практике и международном праве (статья 43 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года) сложились такие основания прекращении миссии дипломатического представителя:

а) отзыва его государством, аккредитует (например, с целью ротации);

б) объявления его persona non grata за деятельность, несовместимую со статусом дипломата;

в) разрыв дипломатических отношений между государствами;

г) война между государством, аккредитующим и принимающим государством;

д) прекращение существования государства, аккредитует и принимающего государства (или одной из них) как субъектов международного права (например, как это имело место в 1991 году с Союзом ССР и ГДР).

В ординарных условиях к основаниям могут быть также отнесены выполнения дипломатическим представителем порученной миссии (например, подписание мирного договора или значительного политического соглашения), смерть дипломатического представителя и инсурекция - отказ дипломата выполнять свои функции.

Причинами объявления дипломатического представителя persona non grata могут быть разнообразные действия, так или иначе связаны с поведением самого дипломатического агента - это: а) неуважение к законам и правилам, которые существуют в государстве пребывания; б) вмешательство в ее внутренние дела, в) злоупотребление дипломатическими привилегиями и иммунитетами г) заявления, расцениваемые как политически бестактные и оскорбительные для государства пребывания, наконец, д) совершение деяния, предусмотренного уголовным законом принимающего государства, и т.п. Следствием такого поведения является требование государства пребывания, которая выдвигается в государства, аккредитует, об отзыве данного дипломата или прекращения его функции в представительстве. В силу статьи 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года государство пребывания не обязана излагать мотивы, по которым он принял решение объявить того или иного дипломатического агента persona non grata, есть нежелательным лицом (если речь идет о сотруднике недипломатичного персонала, то применяется выражение «Неприемлемая лицо»).

Если лицо, объявлена persona non grata, не покидает государство пребывания в указанный ею срок, к ней может быть применен дисмисла - объявления дипломата частным лицом. Юридическим последствием дисмисла является распространение на соответствующее лицо юрисдикции государства пребывания в том же объеме, что и на обычных иностранных граждан, что может привести ее арест. Чаще всего прибегают не к дисмисла, а к угрозе его применения.

В ординарных условиях прекращение дипломатической миссии наступает следующим образом: правительство государства, аккредитует, посылает дипломатическим каналам отзывные грамоты, или эти грамоты привозит вновь назначен дипломатический представитель. Отзывные грамоты вручаются главе государства пребывания или же отозванным дипломатическим, представителем, или его наследником при вручении своих верительных грамот.

Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство располагает необходимый персонал. В соответствии статье 11 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала дипломатического представительства государство пребывания может предложить такую численность представительства, которую она считает разумным и нормальным, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Таким образом, оптимальным вариантом решения вопроса численности дипломатического персонала является заключение соглашения между государством, аккредитующим и принимающим государством. Исходя из дипломатической практики, конечно численность персонала зависит от уровня и интенсивности отношений между государствами и может колебаться от нескольких лиц до многих десятков сотрудников.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы:

1. Дипломатический персонал - это лица, имеющие дипломатические ранги (как правило, они являются гражданами государства, аккредитует, но в некоторых случаях на дипломатическую должность могут быть назначены граждане государства пребывания или третьего государства, но только с согласия властей принимающего государства).

2. Административно-технический персонал - к нему относятся экономисты, бухгалтеры, переводчики, шифровальщики, канцелярские работники, представители внутренней охраны безопасности посольства и другие сотрудники, выполняющие административную или техническую работу (в основном это граждане государства, аккредитует, но могут приниматься на определенные должности и граждане государства пребывания).

3. Вспомогательный персонал включает шоферов, садовников, уборщиков, лифтеров, горничных, курьеров и других лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию дипломатического представительства (он комплектуется из граждан государства, аккредитует и принимающего государства).

Ведомство иностранных дел принимающего государства, должно своевременно получать информацию о всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства.

В любом государстве пребывания находятся дипломатические представительства различных иностранных государств. Обычно они имеют свое местоположение в столице государства. Здесь главы дипломатических представительств, члены дипломатического персонала и члены их семей участвуют в различного рода официальных мероприятиях и церемониях, проведенных властями государства пребывания. С этих позиций на основе международного порядка в дипломатическом праве возник институт дипломатического корпуса. Именно понятие «дипломатический корпус» в международном праве используется как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле дипломатический корпус - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в стране пребывания. Совокупность всех лиц, имеющих дипломатические ранги, которые находятся в составе дипломатических представительств иностранных государств, а также членов их семей, составляет дипломатический корпус в широком смысле.

Следует отметить, что дипломатический корпус не признается в качестве самостоятельной юридического лица на территории страны пребывания, он не имеет каких-либо политических функций. Его основной задачей является участие в определенных протокольно-церемониальных мероприятиях: поздравлениях по случаю национального праздника государства пребывания; инаугурации (вступления в должность) нового главы государства; посещение исторических мест, промышленных и научных центров принимающей, участие в церемониях траурного характера и т.п.

Учитывая наличие в дипломатического корпуса коллективных интересов протокольного характера, из числа глав дипломатических представительств выделяется дуайен (в англоязычных странах он именуется старейшиной, деканом) дипломатического корпуса. Обычно им становится старший по классу и по времени аккредитации в государстве пребывания дипломат. В некоторых католических государствах, согласно сложившейся традиции, дуайена является папский нунций. Дуайена выступает от имени дипломатического корпуса йа разного рода протокольных мероприятиях и является своеобразным посредником между властями государства пребывания и дипломатическим корпусом по вопросам, касающихся статуса дипломатического корпуса. Одна из его основных функций заключается в консультировании вновь назначенных глав дипломатических представительств в отношении традиций, протокола и особенностей взаимоотношений с властями государства пребывания. Функции дуайена имеют чисто представительский характер, поэтому, выступая в этом качестве, он не должен делать политических заявлений.

Ведомство иностранных дел принимающего государства регулярно публикует список дипломатического корпуса, аккредитованного в данной стране. В государстве пребывания иностранным дипломатам выдаются дипломатические карточки, подтверждающие их правовой статус, а также специальные номерные знаки на автотранспортные средства.

Дипломатическое представительство (диппредставительство) - зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений .

Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень - посольство , во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия , возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции дипломатических представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях . «Конвенция о специальных миссиях» 1969 г. и «Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Право внешних сношений

    Право внешних сношений (интерактивная лекция).

    Дипломатические ранги и должности. Персонал дипломатического представительства.

    Субтитры

Порядок назначения и основания прекращения функций дипломатического представительства

  • «Положение о рангах дипломатических представителей» (Венский регламент) 1815 г.
  • Аахенский протокол 1818 г.

Полномочия дипломатических представителей

Функции дипломатического представительства:

  • представительство своего государства в стране пребывания;
  • защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующего государства и его граждан;
  • ведение переговоров с правительством принимающего государства;
  • поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания;
  • осуществление консульских функций;
  • выяснение всеми законными средствами событий и условий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства.

Порядок назначения и отзыва главы дипломатического представительства

Перед оформлением назначения какого-либо лица на пост дипломатического представителя в данном государстве у правительства последнего испрашивается согласие. В международном обиходе согласие обозначается словом «агреман ». Агреман запрашивается устно. Иногда этот запрос сопровождается представлением записки без подписи и на бумаге без бланка, с краткими биографическими данными будущего представителя. Ответ на запрос даётся обычно без задержки. Вопрос о том, обязано ли государство, отклоняющее кандидатуру представителя, сообщить мотивы отклонения, является спорным. Агреман для временных поверенных в делах не требуется. Эти лица вступают в исполнение своих обязанностей на основании письма дипломатического представителя, уведомляющего главу ведомства иностранных дел о своём отъезде или болезни и о возложении обязанностей временного поверенного в делах на того или иного члена представительства. В исключительных случаях (тяжёлая болезнь дипломатического представителя или его смерть) сам советник (или, при отсутствии такового, следующий за ним дипломатический чин представительства) отправляет указанное письмо за своей подписью. Агреман не требуется также для работников дипломатического представительства. Исключение составляют военные, морские и авиационные атташе, при назначении которых в международной практике принято предварительно извещать соответствующее правительство. После получения агремана назначение дипломатического представителя оформляется в виде постановления (указа, декрета), подписанного главой назначающего государства.

Дипломатическое право – совокупность установленных в результате соглашения принципов и норм, которые обеспечиваются международным правом, а также которые выражают волю субъектов международного права, принимающих участие в международном общении. Эти нормы призваны регулировать деятельность субъектов международного права на международной арене во имя поддержания и укрепления мира и мирного сосуществования.

Дипломатическое право представляет собой совокупность юридических норм, которые регулируют правовой статус и деятельность дипломатических представительств государств. Таким образом, дипломатические отношения можно охарактеризовать как наиболее стойкую и всеобъемлющую форму из всех существующих между государствами дипломатических контактов. Именно они создают юридическую базу для различных взаимных связей и сотрудничества между разными странами.

Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на международно-правовых обычаях. Попытка официальной кодификации дипломатического права впервые была предпринята в региональном масштабе в Латинской Америке (в 1928 г. принята Гавайская конвенция о дипломатических чиновниках).

К настоящему времени дипломатическое право в основном кодифицировано. Основным договорным актом в данной отрасли является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В соответствии со ст. 2 Конвенции установление дипломатических отношений между государствами и образование постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию.

Дипломатическое представительство – постоянный зарубежный орган внешних сношений государств-контрагентов, посредством которого они поддерживают постоянные дипломатические отношения. Возглавляется этот орган дипломатическим представителем государства, которое аккредитует. Основным условием дипломатического представительства является то, что оно находится на территории другого государства.

Существует два основных вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Посольствами считаются представительства более высокого класса, хотя принципиальной разницы между этими понятиями не существует. Поэтому государства, как правило, предпочитают устанавливать дипломатические связи на уровне посольств. К посольствам также приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры. Миссии, соответственно, следует относить к представительствам второго класса, к которым также относятся представительства Святейшего престола – интернунциа- туры.

Каждому уровню представительства соответствует определенный класс главы дипломатического представительства, соответственно, посол и нунций, посланник и интернунций, поверенный в делах. Разница между этими главами дипломатических представительств касается исключительно вопросов старшинства и этикета, но в правовом отношении они являются равными в соответствии со ст. 14 Венской конвенции 1961 г. Как правило, послы возглавляют посольства, а посланники – дипломатические миссии. Поверенные в делах могут руководить также работой посольства, но, как правило, возглавляют миссии.

Дипломатический корпус – в широком смысле – совокупность членов дипломатического персонала всех зарубежных посольств и миссий, аккредитованных в данном государстве, а также членов их семей. В узком смысле – только главы всех дипломатических представительств, аккредитованных в государстве пребывания.

Дуайен дипломатического корпуса (декан, старейшина, старшина) – лицо, которое возглавляет дипломатический корпус. По общему правилу, это наивысший но классу глава дипломатического представительства, который первым среди своих коллег по дипломатическому корпусу вручил свои верительные грамоты главе государства пребывания. Иногда дуайеном может становиться лицо, которое является наиболее старшим по возрасту среди представителей дипломатического корпуса. Таким образом, дуайен не избирается и не назначается, а становится таковым автоматически. Но в то же время в ряде стран (их несколько десятков) существует и другой порядок назначения дуайена – без учета времени пребывания на должности посла. Им автоматически является представитель Святого престола (государства-города Ватикан) – нунций, который приравнивается к послу.

После определения сторонами уровня дипломатического представительства и класса лиц, которые возглавляют данные представительства, наступает этап аккредитации – процесс назначения и вступления в должность посла, посланца или поверенного в делах.

Существует строгий порядок аккредитации соответствующих кандидатур: подбор кандидатуры посла; истребование агремана; выдача акта внутреннего права, которым оформляется назначение; выдача назначенному представителю верительных грамот; вручение во время официальной церемонии верительных грамот главе государства пребывания; официальное сообщение в прессе о факте вручения верительных грамот.

Послы и посланники аккредитуются при главах иностранных государств и, соответственно, верительные грамоты подписываются главами аккредитующих государств. Поверенные в делах аккредитуются при министрах иностранных дел и вместо верительных грамот вручают соответствующие письма от министров иностранных дел своего государства.

Назначению на должность главы дипломатического представительства предшествует процедура получения агремана. Агреман – запрос аккредитующего государства у государства пребывания согласия относительно назначения главой дипломатического представительства конкретной кандидатуры. С момента получения агремана кандидат считается persona grata – желанным лицом в государстве пребывания. И наоборот – негативный ответ означает отказ в агремане и, соответственно, признание лица persona non grata.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Венской конвенции 1961 г. государство пребывания имеет право отказать в агремане, при этом не обязано уведомлять о причинах подобного решения.

После получения согласия относительно назначения главы представительства открывается возможность его прибытия в государство пребывания. После прибытия на место службы глава представительства наносит необходимые визиты официальным лицам государства пребывания, в ходе которых определяется дата вручения им верительных грамот главе государства пребывания. Верительная грамота – документ, официально удостоверяющий статус главы дипломатического представительства, который аккредитующее государство выдает своему послу или посланнику для вручения главе государства пребывания.

Приостановление дипломатической миссии может произойти при следующих обстоятельствах:

  • 1) приостановление государствами поддержания официальных отношений без их разрыва;
  • 2) разрыв дипломатических отношений;
  • 3) вооруженный конфликт;
  • 4) исчезновение одной из сторон как субъекта международного права (например, в случае слияния с другим государством и т.д.);
  • 5) социальная революция в одной из государств-контрагентов;
  • 6) неконституционная смена правительства.

Функции члена дипломатического персонала могут быть

приостановлены в таких случаях:

  • – его отзыва по каким-либо причинам;
  • – оглашения его persona non grata ;
  • дисмысла – оглашения дипломата частным лицом;
  • инсуррекции – отказа дипломата исполнять свои функции.

Персонал дипломатических представительств подразделяется на:

  • – дипломатический (лица, имеющие дипломатические ранги);
  • – административно-технический, к которому относятся экономисты, бухгалтера, переводчики, шифровальщики, сотрудники канцелярии, представители внутренней охраны посольства и другие лица, выполняющие административную или техническую работу;
  • – обслуживающий (вспомогательный) – водители, садовники, уборщики, лифтеры, горничные, курьеры и другие лица, выполняющие обязанности по обслуживанию диппредставительства.

Последние две группы как правило комплектуются из числа граждан страны пребывания.

Функции дипломатического представительства перечислены, хотя и не в полном объеме, в ст. 3 Венской конвенции 1961 г.:

  • – представительская функция;
  • – защита в государстве пребывания интересов государства аккредитации;
  • – ведение переговоров с правительством государства пребывания;
  • – информационная функция;
  • – функция способствования дружеским отношениям между государством аккредитации и государством пребывания, а также развитие их взаимоотношений в сфере экономики, культуры, науки.

Для беспрепятственного осуществления функций дипломатическим представительством и его сотрудниками международное право наделяет их особыми правами и преимуществами, которые именуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Дипломатические привилегии и иммунитеты дипломатического представительства в целом;

  • – неприкосновенность помещений дипломатического представительства (п. 1, 2 Конвенции 1961 г.) – власть государства пребывания не имеет права доступа в эти помещения. Для получения такого доступа обязательным является согласие главы диппредставительства. Власть государства пребывания осуществляет все необходимые меры для защиты помещений представительства от какого бы то ни было вторжения или нанесения убытков, а также для предотвращения какого-либо нарушения покоя представительства или обиды его чести;
  • – неприкосновенность его архивов и документов;
  • – фискальные (таможенные) льготы;
  • – право представительства на флаг и иные символы суверенитета государства аккредитации;
  • – протокольные привилегии;
  • – право на беспрепятственные отношения представительства с другими представительствами своего государства.

Привилегии и иммунитеты членов персонала представительства (личные):

  • – неприкосновенность дипломатических агентов (Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, которые пользуются международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.);
  • – неприкосновенность их личной резиденции;
  • – иммунитет от юрисдикции государства пребывания;
  • налоговые льготы и исключения для дипломатических агентов.
  • – таможенные привилегии.

Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом относительно действий, осуществленных ими во время исполнения служебных обязанностей, и освобождаются от налогов и сборов на заработную плату, которая им начисляется в силу их служебных обязанностей при условии, что они не являются гражданами страны пребывания или не проживают в ней постоянно.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. иностранное дипломатическое представительство по отношению к стране пребывания обязано:

  • – использовать свои помещения только для официальных целей;
  • – вести все официальные отношения с государством пребывания посредством ведомства иностранных дел и других ведомств, в отношении которых будет достигнута определенное соглашение.

Обязанности сотрудников дипломатического представительства состоят в том, чтобы уважать законы государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела.

Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью с целью личной выгоды.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...