О.Н. Береговой. Льготное исчисление срока военной службы в Чеченской Республике. Гарантии тем, кто рискует собой Постановление правительства 930 54 от 20.08 1999

ДОКУМЕНТЫ СУДА

решение по гражданскому делу, возбужденному по иску бывшего военнослужащего военного комиссариата Республики запаса Корявцева Ю.И., оспаривающего расчет выслуги лет истца на пенсию

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Екатеринбургский гарнизонный военный суд под председательством судьи Баскакова К.Л., при секретаре Пономаревой Е.Ю., с участием представителя должностного лица, чьи действия оспариваются Нестерова А.И., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев в порядке главы 25 ГПК РФ исковое заявление бывшего военнослужащего военного комиссариата Республики запаса Корявцева Ю.И., оспаривающего расчет выслуги лет истца на пенсию от 4 августа 2010 года, -

УСТАНОВИЛ:

Корявцев обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ”, в котором требовал:

Признать незаконным и необоснованным расчет выслуги лет на пенсию истца от 4 августа 2010 года;

Обязать ответчика произвести перерасчет и назначить пенсию по выслуге лет истца с 1 августа 2010 года;

Взыскать с ответчика в пользу истца понесенные им судебные издержки по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей и государственную пошлину в размере 200 рублей.

Обосновывая эти требования, в своем иске Корявцев указал, что на основании приказа командующего войсками военного округа от 24 июня 2010 года № 27-ПМ он был уволен с военной службы и с 31 июля 2010 года исключен из списков личного состава военного комиссариата Республики.

После увольнения, он обратился в отдел социального обеспечения военного комиссариата Республики за назначением пенсии.

Между тем, эта пенсия истцу не назначена, поскольку начальником отдела социальных гарантий ФЭУ военного округа (в настоящее время Федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ”) 4 августа 2010 года был произведен расчет выслуги лет истца на пенсию, которая составляет 19 лет 10 месяцев и 29 дней.

Как указал истец в своем иске, решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2003 года на военного коменданта района г. Грозный была возложена обязанность выплатить истцу денежные средства за непосредственное его участие в боевых действиях за период с 29 ноября 2001 года по 31 января 2003 года, а также за истцом признано право на исчисление выслуги лет дающей право на пенсию и присвоение очередного воинского звания, за время участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в периоды, определенные приказами военного коменданта Заводского района г. Грозный, в льготном порядке – 1 день военной службы, за 3 дня военной службы.

При производстве расчета выслуги лет истцу, незаконно и необоснованно произведен названный расчет в льготном исчислении, только за период с 29 ноября 2001 года по 31 января 2003 года. Период же с 1 февраля по 13 августа 2003 года в льготном исчислении из такого же расчета, истцу не засчитан. Изложенное свидетельствует о том, что при расчете вышеуказанный период времени зачтен истцу исходя из судебного решения. Между тем, при производстве расчета выслуги лет истца не учтено то обстоятельство, что военная комендатура района г. Грозный входила в состав сил, привлекаемых к выполнению задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в соответствии с приложением к директиве Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 15 июля 2001 года № 314/12/0451 и на момент вынесения вышеназванного судебного решения от 24 апреля 2003 года оставалась таковой.

В тоже время, в судебном решении период военной службы истца с 29 ноября 2001 года по 31 января 2003 года определен только для выплаты денежных средств, но не для зачисления выслуги лет.

Ссылаясь в иске на ст. 22 Федерального закона "О борьбе с терроризмом”, Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 года № 1054, Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 года № 535, пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 1999 года № 930-54, Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1999 года № 1197-68, пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2001 года № 135-9, и анализируя эти нормы, истец делает вывод о том, что произведенный ему расчет выслуги лет на пенсию от 4 августа 2010 года является неверным, подлежащим перерасчету, с зачетом ему на льготных условиях периода военной службы - один месяц за три месяца, с 1 февраля по 13 августа 2003 года.

В судебное заседание истец не прибыл. Уведомленный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просил суд рассмотреть его иск без его участия, о чем представил письменное заявление.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело без участия истца, надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель начальника отдела подсчета выслуги лет и контроля за назначением пенсий Федерального бюджетного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ” Нестеров, требований истца не признал. Суду он пояснил, что расчет выслуги лет Корявцеву Ю.И. на пенсию от 4 августа 2010 года был произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. В частности, при исчислении выслуги лет истца были применены положения ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах”, а также положения Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 и от 27 февраля 2001 года № 135-6.

Согласно этим нормам, истцу засчитано в выслугу лет один месяц военной службы за три месяца период его непосредственного участия в боевых действиях, с 29 ноября 2001 года по 31 января 2003 года.

Этот период времени указан в судебном решении Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2003 года. Кроме того, этот же период времени, подлежащий зачету в льготном исчислении один месяц военной службы за три месяца, подтвержден записью на 9 листе послужного списка истца. Эта запись заверена подписью начальника отделения кадров группировки войск в горной части Чеченской Республики и гербовой печатью Управления группировки войск в горной части ЧР.

Между тем, кроме указанных выше доказательств непосредственного участия истца в контртеррористических операциях, иных доказательств в его личном деле не имеется. Более того, сама по себе запись на 9 листе послужного списка истца, еще не является основанием для зачета ему в выслугу лет на льготных условиях - один месяц военной службы за три месяца. Факт прохождения военной службы истцом на территории Чеченской Республики, при отсутствии в личном деле выписок из суточных боевых приказов, а также приказов командиров о производстве ему выплат, утвержденных руководителем, либо начальником штаба войск (сил) сил Объединенной группировки, не является основанием к зачету истцу выслуги лет на льготных условиях, из расчета один месяц военной службы за три месяца. Таковой расчет истцу был произведен лишь в силу требований 13 ГПК РФ, поскольку вступившее в законную силу решение суда от 24 апреля 2003 года подлежит исполнению.

Прохождение же истцом военной службы в военной комендатуре района г. Грозный в период с 1 февраля 2003 года по 13 августа 2003 года, также исчислен истцу в льготном исчислении, из расчета один месяц военной службы за полтора месяца.

Такой расчет истцу за этот период времени был произведен исходя из имеющейся в личном деле истца информации о прохождении им военной службы в военной комендатуре района г. Грозный, того же судебного решения, выписки из приказа военного коменданта района г. Грозный об исключении истца из списков личного состава этой военной комендатуры, отметки, содержащейся на 9 листе его послужного списка.

Кроме того, этот период времени зачтен на льготных условиях еще и потому, что в решении Владикавказского гарнизонного военного суда четко указано о признании за Корявцевым права на льготное исчисление выслуги лет, из расчета один день военной службы за три дня только в те периоды, которые определены приказами военного коменданта района г. Грозный.

Между тем, таковых выписок из приказов военного коменданта района г. Грозный, где истцу определены периоды времени его непосредственного участия в боевых действиях, в личном деле истца, представленного для подсчета выслуги лет, не имелось и не имеется по настоящее время. Именно поэтому, заключил представитель Нестеров, истцу в удовлетворении требований, надлежит отказать.

Заслушав объяснения Нестерова, тщательно исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, военный суд приходит к выводу о необходимости признания искового заявления Корявцева удовлетворению не подлежащим.

К этому выводу военный суд приходит по следующим основаниям.

Основы правового регулирования отношений, связанных с предоставлением государством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, установлены на законодательном уровне.

В ст. 25 Федерального закона "О статусе военнослужащих” закреплены общие положения о том, что таким военнослужащим должны предоставляться дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Между тем, назначение военнослужащим пенсий регулируется законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”.

В соответствии со ст. 18 этого закона, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим, в льготном исчислении. Порядок же исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством Российской Федерации.

Между тем, исчисление льготной выслуги лет военной службы для назначения пенсии определяется законом Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах”.

На основании ст. 2 этого закона, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

В тоже время, военнослужащим, которые выполняли задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Исходя из требований ст. 7 этого же закона, именно Правительство Российской Федерации определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Во исполнение предписаний этого закона, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 31 марта 1994 года № 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций”.

Исходя из требований пункта 1 названного Постановления, гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение; в местностях, отведенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

Как следует из пункта 2 этого Постановления, военнослужащим дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на указанной выше территории.

Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

В дополнение в вышеуказанному Постановлению, Правительством Российской Федерации 27 февраля 2001 года было издано Постановление "О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона” за № 135-9.

Подпунктом "а” пункта 2 Постановления определено понятие о специальных силах и силах Объединенной группировки, дано понятие о проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, а также указано, какие конкретно задачи должны выполнять эти специальные силы.

Подпунктом "б” пункта 2 Постановления определено ежедневное количество человек, привлекаемых для выполнения задач, указанных в вышеуказанном подпункте "а”.

Кроме того, подпунктами "в” и "г” пункта 2 Постановления четко регламентировано, что состав специальных сил, порядок и условия производства им денежных выплат, установленных пунктом 3 этого же Постановления, определяются приказом руководителя Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северокавказского региона по представлению руководителя Регионального оперативного штаба.

Состав специальных сил и сил Объединенной группировки, привлекаемых для проведения каждой конкретной контртеррористической операции, границы зоны её проведения определяются только руководителем Регионального оперативного штаба.

Как следует из абзаца седьмого пункта 3 этого Постановления, время участия военнослужащих и сотрудников в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц военной службы за три месяца.

Таким образом, анализируя вышеуказанные нормы, военный суд приходит к выводу о том, что исчисление выслуги лет, из расчета один день за три дня, производится только за периоды времени фактического, непосредственного выполнения военнослужащими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта. Прохождение же военной службы в такой местности, без фактического, непосредственного выполнения вышеуказанных задач, исчисляется из расчета один день военной службы за полтора дня.

Из записей на 5 листе послужного списка истца усматривается, что в период с 28 ноября 2001 года по 24 марта 2003 года он проходил военную службу в воинской должности командира взвода охраны комендантской роты военного округа, согласно приказу Командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 28 ноября 2001 года № 0133-ПМ.

Как следует из решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2003 года, вступившего в законную силу 6 мая 2003 года, заявление военнослужащего военной комендатуры Заводского района г. Грозный Корявцева Ю.И. удовлетворено. На военного коменданта района г. Грозный возложена обязанность издать дополнительные приказы "О выплате денежного вознаграждения военнослужащим, принимавшим участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ и зачете выслуги лет в льготном исчислении”, указав конкретное количество дней, в которые Корявцев фактически участвовал в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.

На помощника военного коменданта района г. Грозный по финансово-экономической работе была возложена обязанность выплатить Корявцеву денежное вознаграждение за участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, за исключением реально выплаченных денежных средств, за период с 29 ноября 2001 года по 31 января 2003 года, в сумме 161891 рубль 68 копеек.

Этим же судебным решением за Корявцевым признано право на исчисление выслуги летдающей право на пенсию и присвоение очередного воинского звания, за время участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, в льготном порядке, - один день военной службы за три дня, в периоды, определенные приказами военного коменданта района г. Грозный.

Из копии выписки из приказа военного коменданта района г. Грозный по строевой части от 10 мая 2003 года № 137 усматривается, что с 12 июня 2003 года предписано полагать его сдавшим дела и должность и убывшим в реабилитационный отпуск в количестве 30 суток. Этим же приказом истцу предоставлены сутки отдыха, а с 13 августа 2003 года его предписано исключить из списков личного состава и всех видов обеспечения.

Из копии оспариваемого расчета выслуги лет истца на пенсию от 4 августа 2010 года следует, что период военной службы с 29 ноября 2001 года по 31 января 2003 года зачтен на льготных условиях, один месяц военной службы за три.

Период же военной службы истца с 1 февраля по 13 августа 2003 года, также исчислен на льготных условиях, из расчета один месяц военной службы за полтора.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, военный суд полагает, что расчет названных периодов военной службы был произведен правильно.

Зачет периода военной службы истца с 29 ноября 2001 года по 31 января 2003 года произведен исходя из вступившего в законную силу решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2003 года, в силу требований ст. 13 ГПК РФ.

Довод же истца о том, что расчет выслуги лет в льготном исчислении произведен неверно, только исходя из решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2003 года, которым определено выплатить денежные средства, но не расчет выслуги лет, а также довод истца о том, что военная комендатура района г. Грозный входила в состав сил Объединенной группировки на основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 15 июля 2001 года № 314/12/0451 и на момент вынесения вышеназванного судебного решения от 24 апреля 2003 года оставалась таковой, не колеблет вывода суда о законности и обоснованности произведенного расчета.

Представитель Нестеров в суде не оспаривал факта, что военная комендатура района г. Грозный входила в состав сил Объединенной группировки, на основании вышеуказанной директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Между тем, как было указано в мотивировочной части вступившего в законную силу решения Владикавказского гарнизонного военного суда от 24 апреля 2003 года, правом на получение дополнительных денежных выплат пользуются военнослужащие при одновременном совпадении трех обстоятельств: они должны выполнять определенные задачи (перечень которых указан в подпункте "а” пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2001 года № 135-9) на территории Чеченской Республики; воинская часть, где проходит военную службу военнослужащий, должна быть включена в состав сил (подпункты "б” и "в” этого же Постановления); эти военнослужащие должны быть включены в приказ командира части с указанием количества дней в месяц выполнения ими этих задач (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 года № 315-22).

Такие выписки из приказов военного коменданта района г. Грозный, о выполнении истцом боевых задач, Владикавказский гарнизонный военный суд исследовал в судебном заседании и приобщил к материалам дела.

Выписки из приказов военного коменданта района г. Грозный о включении истца в состав сил, с указанием количества дней в месяц выполнения истцом боевых задач, явились, в числе других доказательств, основанием к принятию такого судебного решения.

Эти же выписки из приказов военного коменданта района г. Грозный свидетельствуют о фактическом, непосредственном участии истца в боевых действиях, подлежащих зачету в выслугу лет военной службы на льготных основаниях, из расчета один день военной службы за три дня.

Именно поэтому в пункте пятом резолютивной части этого решения указано о признании за Корявцевым права на исчисление выслуги лет, дающей право на пенсию, присвоение очередного воинского звания, за время участия в контртеррористической операции в периоды, определенные приказами военного коменданта района г. Грозный, в льготном порядке.

Таким образом, периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, как указано в вышеприведенных нормах, а также непосредственного участия в выполнении задач по ликвидации последствий вооруженных конфликтов, оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Между тем, таких выписок из приказов военного коменданта района г. Грозный за период прохождения им военной службы с 1 февраля по 13 августа 2003 года, в личном деле № 2273 старшего прапорщика запаса Корявцева Юрия Ивановича не имеется, о чем свидетельствует сообщение военного комиссара Чувашской Республики от 16 мая 2011 года № ОСО/564.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2001 N 315-22)

В целях упорядочения дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, других войск, воинских формирований и органов, входящих в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить с 1 марта 2001 г. выплату ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 50 процентов, с 1 мая 2001 г. в размере 100 процентов от должностного оклада (оклада по воинской должности), с учетом его повышения, военнослужащим и сотрудникам:

воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных ил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, подразделений и учреждений уголовно-исполнительной системы, дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики (далее именуются - воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики);

командированным в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;

направленным в составе воинских частей, подразделений, групп и органов в Чеченскую Республику для выполнения задач, в том числе по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, а также выполняющим служебно-боевые задачи на административной границе с Чеченской Республикой.

Выплачивать указанным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам полевые (суточные) деньги в двукратном размере.

Выплачивать до 30 апреля 2001 г. указанным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам полевые (суточные) деньги в двукратном размере, а с 1 мая 2001 г. военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - в одинарном размере, другим категориям военнослужащих и сотрудников - в трехкратном размере.

2. Установить, что:

а) контртеррористические операции на территории Северо-Кавказского региона (далее именуются контртеррористические операции) непосредственно проводят специальные силы по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона (далее именуются - специальные силы) и силы Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, выделяемые Региональному оперативному штабу (далее именуются - силы Объединенной группировки);

б) к участию в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в составе специальных сил и сил Объединенной группировки привлекаются ежемесячно в среднем до 8000 человек в день.

в) состав специальных сил, порядок и условия производства денежных выплат, установленных пунктом 3 настоящего постановления, определяются приказом руководителя Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона по представлению руководителя Регионального оперативного штаба;

г) состав специальных сил и сил Объединенной группировки, привлекаемых для проведения каждой конкретной контртеррористической операции, границы зоны ее проведения определяются приказом руководителя Регионального оперативного штаба.

3. Ввести с 1 марта 2001 г. до 30 апреля 2001 г. для военнослужащих и сотрудников специальных сил и сил Объединенной группировки денежные выплаты за каждый день фактического участия при проведении контртеррористических операций в следующих размерах:

850 рублей - военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов, лицам рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы;

950 рублей - военнослужащим, проходящим военную службу на должностях офицерского состава и лицам начальствующего состава органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.

военнослужащим и сотрудникам специальных сил в размере не более 20000 рублей в месяц за участие в проведении контртеррористических операций по определению руководителя Регионального оперативного штаба;

военнослужащим и сотрудникам из состава сил Объединенной группировки, привлекаемым по приказу руководителя Регионального оперативного штаба к участию в проведении контртеррористических операций, за участие в проведении этих мероприятий исходя из суммы 20000 рублей в месяц пропорционально количеству дней их участия в этих операциях.

Время участия военнослужащих и сотрудников в составе сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц военной службы (службы) за 3 месяца.

При этом с 1 мая 2001 г. за время фактического участия в проведении контртеррористических операций военнослужащим и сотрудникам выплата полевых (суточных) денег в двукратном размере не производится.

4. Установить, что время непрерывного нахождения военнослужащих и сотрудников на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в связи с непосредственным участием в составе сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц за 3 месяца.

5. В связи с сокращением численности Объединенной группировки Министерству обороны Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 1999 г. N 1966-рс.

6. Министерству финансов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации предложения по обеспечению финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением.

постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 1999 г. N 930-54 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан";

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



"Красная звезда" уже не раз рассказывала о дополнительных гарантиях и компенсациях, предоставляемых участникам контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Но в редакцию продолжают поступать письма с вопросами, а также просьбами изложить информацию об этих льготах в систематизированном виде. Мы попросили это сделать начальника управления воинской дисциплины и военно-социальной работы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-майора Виктора КЛЮЧНИКОВА.

С началом контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 года возникла настоятельная потребность в принятии нормативных правовых актов, регулирующих дополнительные гарантии и компенсации, предоставляемые их участникам. Это обусловлено тем, что впервые после принятия Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" были развернуты предусмотренные данным законом контртеррористические операции. В связи с этим нормативные правовые акты в сфере социальной защиты участников боевых действий и вооруженных конфликтов, принятые ранее, в том числе и в отношении участников боевых действий в Чеченской Республике в 1994 - 1996 годах, не могли быть применимы к участникам принципиально нового способа применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

В целях социальной защиты участников контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона и членов их семей с 1 августа 1999 г. по настоящее время приняты следующие нормативные правовые акты в данной сфере:

постановление Правительства РФ от 20 августа 1999 г. № 930-54 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и обеспечению безопасности в Республике Дагестан";

постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 г. № 936 "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей" (приказ министра обороны РФ от 26 января 2000 г. № 44);

постановление Правительства РФ от 28 октября 1999 г. № 1197-68 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона";

постановление Правительства РФ от 15 января 2000 г. № 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе" (приказ министра обороны РФ от 18 февраля 2000 г.

постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 160 "О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей" (приказ министра обороны РФ от 7 июля 2000 г. № 355);

постановление Правительства РФ от 31 мая 2000 г. № 424 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона" (приказ министра обороны РФ от 6 июня 2000 г. № 289);

постановление Правительства РФ от 2 июня 2000 г. № 432 "О Правилах расходования денежных средств на оказание единовременной материальной помощи пострадавшим участникам контртеррористических мероприятий, проводимых на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей за счет добровольных пожертвований" (приказ министра обороны РФ от 17 августа 2000 г. № 430);

Указ Президента РФ от 7 июня 2000 г. № 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях";

Указ Президента РФ от 7 июля 2000 г. № 1271 "О сроках непрерывного прохождения военной службы по контракту на территории Чеченской Республики";

постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 621 "О максимальном сроке непрерывного прохождения военной службы на территории Чеченской Республики";

постановление Правительства РФ от 6 февраля 2001 г. № 90 "О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции";

№ 135-9 "О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона";

постановление Правительства РФ от 26 апреля 2001 г. № 135-22 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации".

Комментарий указанных нормативных правовых актов приводится в настоящей статье.

I. Льготные условия прохождения военной службы

1. В целях комплектования личным составом соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов п.7 ст.38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена возможность заключения контракта о прохождении военной службы на срок от 6 месяцев до одного года с гражданином, состоящим в запасе, а также с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, за один месяц до истечения срока военной службы по призыву и изъявившими желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка, участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности и иные чрезвычайные ситуации).

2. В соответствии с п. 3 ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее шести месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям.

3. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 июля 2000 г. № 1271 "О сроках непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территории Чеченской Республики", постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 г.

№ 621 максимальный срок непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территории Чеченской Республики составляет 2 года.

Перевод военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы по контракту на территории Чеченской Республики, для дальнейшего прохождения военной службы производится в порядке плановой замены. Ее порядок установлен Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.

Согласно статье 16 Положения о порядке прохождения военной службы замена военнослужащих, проходящих военную службу в местностях, где установлен срок военной службы, производится не позднее истечения срока, установленного для службы в указанных местностях. Указанным военнослужащим право выбора места дальнейшего прохождения военной службы не предоставляется. По решению соответствующего должностного лица военнослужащий может быть назначен на равную или высшую воинскую должность.

Военнослужащий, проходящий военную службу на территории Чеченской Республики, может отказаться от плановой замены и продолжить службу в указанной местности. В этом случае дополнительный срок прохождения военной службы должен устанавливаться по согласованию с военнослужащим и составлять не менее одного года.

Военнослужащий с его согласия может быть переведен из местности, где установлен меньший срок военной службы, в местность, где установлен больший срок военной службы. Перевод военнослужащих в порядке плановой замены на территорию Чеченской Республики производится: на высшие воинские должности - с их согласия, на равные воинские должности - без их согласия, за исключением следующих случаев:

а) при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

б) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

в) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Перевод военнослужащих для прохождения военной службы на территорию Чеченской Республики производится не менее чем за один год до истечения срока их военной службы (срока контракта), а также (без их согласия) не менее чем за три года до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.

Без согласия военнослужащих их повторное направление для прохождения военной службы на территории Чеченской Республики ранее, чем через три года, не допускается.

4. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 535 "О дополнительных гарантиях и компенсациях, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона" сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается:

1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;

в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в выполнении задач в составе Временной оперативной группировки - время их непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях из расчета 1 месяц за 1,5 месяца.

№ 930-54, от 31 октября 1999 г. № 1197-68 и от 27 февраля 2001 г. № 135-9 военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвующим в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона после 1 августа 1999 г., установлено льготное исчисление выслуги лет (трудового стажа) для назначение пенсий:

1 день службы (военной службы) за 3 дня;

в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в боевых действиях - время их непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях из расчета 1 день за 3 дня.

Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел и органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона оформляются приказами командиров воинских частей, оперативных и иных групп с последующим утверждением командующим Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ. В учетно-послужные документы указанных лиц вносятся соответствующие записи.

Остальным военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и органов и учреждений уголовно-исполнительной системы время прохождения военной службы (службы) в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) из расчета 1 месяц за 1,5 месяца. В таком же порядке засчитывается и время непрерывного нахождения этих военнослужащих на излечении в случае получения ими ранений, контузий, увечий или заболеваний в период прохождения военной службы на территории Чеченской Республики.

5. В целях усиления социальной защиты военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, непосредственно участвовавших (участвующих) в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, Указом Президента РФ от 7 июля 2000 г. № 1054 данным военнослужащим и сотрудникам время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона засчитывается в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.

В соответствии с п.2 ст.22 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, сроки военной службы военнослужащих для получения очередного воинского звания составляют: рядовой, матрос - пять месяцев; младший сержант, старшина 2-й статьи - три месяца; сержант, старшина 1-й статьи - три месяца; старший сержант, главный старшина - три месяца; прапорщик, мичман - три года; младший лейтенант - один год; лейтенант - два года; старший лейтенант - два года; капитан, капитан-лейтенант - три года; майор, капитан 3 ранга - три года; подполковник, капитан 2 ранга - четыре года.

6. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях, а также один день нахождения в лечебном учреждении вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного во время участия в указанных действиях, засчитывается за два дня военной службы по призыву (п. 2 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 8 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237).

7. В соответствии со ст. 105 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30, увольнение с военной службы военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы по призыву, в подразделениях, воинских частях и соединениях, выполнявших задачи в условиях вооруженных конфликтов, организуется из пунктов постоянной дислокации воинских частей, в которых военнослужащие проходили военную службу до откомандирования в районы вооруженных конфликтов.

При этом в военных билетах увольняемых военнослужащих производится запись в пункте 17 раздела "Общие сведения" следующего содержания: "В период с "___" _______ 200_ г. по "___" _______ 200_ г. проходил военную службу в составе (наименование соединения (воинской части), выполнявшего задачи в условиях вооруженного конфликта). При этом в течение __ дней фактически участвовал в боевых действиях в составе действующей армии". Данная запись заверяется командиром воинской части и заверяется подписью командира воинской части и гербовой печатью.

Применительно к участникам контртеррористических операций указанная запись с 1 марта 2001 г. имеет следующий вид:

"В период с "___" _______ 200_ г. по "___" _______ 200_ г. в должности ________ проходил военную службу в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, который в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 535 и от 28 октября 1999 г. № 1197-68 подлежит зачету в выслугу лет (трудовой стаж) из расчета 1 месяц военной службы за 1,5 месяца. При этом в течение __ дней принимал фактическое участие при проведении контртеррористических операций, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2001 г. № 139-5 подлежат зачету в выслугу лет (трудовой стаж) из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца".

8. Кроме того, увольняемым военнослужащим выдается справка о времени прохождения военной службы в составе соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов, и о времени фактического участия в боевых действиях по форме (см. образец):

На оборотной стороне данной справки финансовый орган воинской части должен делать запись о произведенных расчетах с военнослужащим на день его увольнения, в том числе - за периоды фактического участия при проведении контртеррористических операций.

Для осуществления контроля за выдачей справок в штабах воинских частей имеются отдельные журналы их выдачи. Выдача других, не установленного образца справок запрещена.

9. В соответствии со ст. 106 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил РФ солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30, увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и находящихся на излечении в военно-медицинских учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в период прохождения военной службы в составе соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов, организуется непосредственно из военно-медицинских учреждений.

При увольнении вышеуказанных военнослужащих в трехдневный срок в воинскую часть по месту постоянного прохождения ими военной службы направляются выписки из приказов об увольнении, на основании которых эти военнослужащие должны исключаться из списков личного состава воинской части.

В случае необходимости на указанных военнослужащих командиры воинских частей по месту прохождения ими военной службы высылают в трехдневный срок по запросам соответствующих начальников военно-медицинских учреждений военные билеты, учетно-послужные карточки, продовольственные, вещевые и денежные аттестаты, а также справки о времени прохождения военной службы в составе соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов, и о времени фактического участия в боевых действиях.

При утрате военных билетов указанными военнослужащими их дубликаты оформляются соответствующими военными комиссариатами по заявкам начальников военно-лечебных учреждений в установленном порядке.

Записи в военных билетах производятся по установленной форме в военно-медицинском учреждении с отметкой: "...при этом в течение __ дней фактически участвовал в боевых действиях и находился на излечении в военно-медицинских учреждениях вследствие военной травмы".

Увольнение с военной службы солдат (матросов) и сержантов (старшин), выслуживших установленный срок военной службы по контракту, не желающих его продлить и находящихся на излечении в военно-медицинских учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в период прохождения военной службы в составе соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов, организуется по прибытии их после излечения в пункты постоянной дислокации своих воинских частей.

10. В соответствии с Инструкцией о порядке увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и находящихся на излечении в военно-лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время прохождения военной службы в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона, утвержденной 12 декабря 1999 г. начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением.

Военнослужащие, направленные в военно-лечебные учреждения на срок свыше одного месяца, по их желанию зачисляются на денежное довольствие в этих военно-лечебных учреждениях на основании денежных аттестатов (до 1 января 2000 г. - денежный аттестат военнослужащего срочной службы (форма № 19).

Начальники военно-лечебных учреждений обязаны о прибытии военнослужащих на лечение, а также о зачислении их на денежное довольствие в трехдневный срок телеграммой сообщать в воинские части и в финансово-экономические управления военных округов по месту их постоянного прохождения военной службы. На военнослужащих, прибывших без денежных аттестатов, направляются в трехдневный срок в воинские части запросы (телеграммы) о высылке денежных аттестатов.

Военнослужащим, прибывшим на лечение без денежных аттестатов, с первого числа месяца, следующего за месяцем, по который они удовлетворены денежным довольствием по месту постоянного прохождения военной службы на основании их рапорта и военного билета, выплачиваются (до поступления из воинских частей этих документов) оклады по последним воинским должностям, занимаемым по месту постоянной военной службы. В необходимых случаях о размерах окладов по воинским должностям высылается запрос от довольствующего финансового органа военно-лечебного учреждения. При получении соответствующих документов производятся перерасчеты по денежному довольствию, выплаченному военнослужащим.

Военнослужащим, прибывшим без документов, удостоверяющих личность, денежное довольствие до получения этих документов выплате не подлежит.

Военнослужащим, убывающим из военно-лечебных учреждений для дальнейшего прохождения военной службы в воинские части, в том числе для прохождения лечения в другие военно-лечебные учреждения, выдаются денежные аттестаты (форма № 19).

Начальники военно-лечебных учреждений обязаны обеспечить своевременную выплату денежного довольствия при увольнении с военной службы военнослужащим, находящимся на лечении и увольняемым непосредственно из этих военно-лечебных учреждений.

По желанию военнослужащих, увольняемых из военно-лечебных учреждений, дислоцированных за пределами Северо-Кавказского региона, при невозможности обеспечения их выплатами, причитающимися им, эти выплаты разрешается производить в военно-лечебных учреждениях только после перечисления причитающихся сумм на расчетный счет этих учреждений с указанием в банковских платежных документах номера приказа командира воинской части (подразделения, группы), периода и количества дней участия в боевых действиях военнослужащего и сумм, причитающихся ему к выплате.

В случае необходимости на подлежащих увольнению военнослужащих заблаговременно направляются командирам воинских частей по месту их постоянного прохождения военной службы запросы о высылке в адрес военно-лечебного учреждения военного билета, учетно-послужной карточки (форма № 6), продовольственного, вещевого аттестата, сведений об использовании основного отпуска и справки установленного образца о времени прохождения военной службы в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона и о времени фактического участия в боевых действиях. На оборотной стороне справки финансовый орган военно-лечебного учреждения должен делать запись о произведенных расчетах с военнослужащим по денежному довольствию на день его увольнения, в том числе за период фактического участия в боевых действиях.

Увольняемые военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом согласно Перечню предметов вещевого имущества (приложение № 6 к приказу министра обороны РФ 1996 г. № 340). При этом костюмы летние и зимние камуфлированного цвета и обувь выдаются 1-й категории, а другие предметы вещевого имущества - 2-й категории (находящиеся в пользовании военнослужащего) или новые за счет созданных запасов (300 комплектов на военно-лечебное учреждение).

Жетоны с личными номерами военнослужащих при увольнении изымаются, о чем делается отметка в военном билете, учетно-послужной карточке, и в трехдневный срок направляются в войсковую часть по месту постоянной военной службы уволенных военнослужащих совместно с выписками из приказов об их увольнении.

II. Денежное

довольствие,

дополнительные

денежные выплаты

1. Размеры и порядок обеспечения денежным довольствием и дополнительными денежными выплатами военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, установлены постановлениями Правительства РФ от 20 августа 1999 г.

№ 315-32, а также изданными во исполнение указанных постановлений Правительства РФ нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба.

№ 930-54 и от 28 октября 1999 г. № 1197-68 на военнослужащих Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации в полном объеме распространены дополнительные гарантии и компенсации, установленные постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 535 "О дополнительных гарантиях и компенсациях, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона".

Пунктом 1 данного постановления установлено, что сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона, выплачиваются 1,5 должностного оклада (оклада по воинской должности) и 1,5 оклада по специальному (воинскому) званию.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и привлекаемым к выполнению задач в составе Объединенной группировки, установлены оклады по воинским должностям по

1 - 4 тарифным разрядам, а также ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами. При увольнении указанных военнослужащих с военной службы им подлежит выплате единовременное пособие в размере 2 окладов по воинской должности.

2. За сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, командированными из отдаленных местностей и местностей с тяжелыми климатическими условиями для выполнения задач в составе Объединенной группировки, сохраняются установленные для них законодательством Российской Федерации повышенные должностные оклады и применение коэффициентов (районных, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях), а также сохраняется выплата процентных надбавок за службу в этих местностях.

3. Постановлениями Правительства РФ от 20 августа 1999 г. № 930-54 и от 28 октября 1999 г. № 1197-68 установлен принципиально новый вид дополнительных выплат военнослужащим, непосредственно участвующим в боевых действиях, в размере 810 - 950 рублей (в зависимости от того, к какой категории военнослужащий относится) за каждый день участия в боях. Порядок учета времени непосредственного участия военнослужащих в боевых действиях определен руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят военную службу.

4. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 января 2000 г. № 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации" гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти за время этой работы начиная со 2 августа 1999 г. установлены следующие выплаты:

а) выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторакратном размере;

б) выплачиваются суточные в двукратном размере установленной нормы;

в) сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Гарантии и компенсации, предусмотренные данным постановлением, предоставляются по основному месту работы лиц гражданского персонала. В соответствии с приказом министра обороны РФ от 18 февраля 2000 г.

№ 90 указанные выплаты производятся на основании приказов командиров воинских частей, подразделений и групп, которыми должны оформляться периоды работы лиц гражданского персонала, привлекаемых к выполнению данных задач.

5. В связи с завершением масштабных войсковых действий при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, выполнением мероприятий по обустройству воинских частей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, подразделений и учреждений уголовно-исполнительной системы, дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики, Правительство РФ издало постановление от 31 мая 2000 г. № 424 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона".

Данным постановлением действие постановления Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 535 распространено на военнослужащих и сотрудников:

а) воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики;

б) командированных в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;

в) направленных в составе воинских частей, подразделений и групп в Чеченскую Республику для выполнения восстановительных мероприятий, в том числе по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики.

Указанным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, полевые (суточные) деньги выплачиваются в двукратном размере.

2000 г. № 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе" распространено на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, на период:

а) работы в воинских частях и органах, дислоцированных на территории Чеченской Республики;

б) командирования в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;

в) участия в выполнении восстановительных мероприятий, в том числе по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики.

В случае привлечения военнослужащих и сотрудников воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, к выполнению задач в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации им выплачиваются дополнительные денежные выплаты за участие в боевых действиях в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 г. № 1197-68. При этом на время выполнения указанных задач выплата полевых (суточных) денег в двукратном размере не производится.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. № 424 установлено, что с 1 июня 2000 г. денежные выплаты в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 28 октября 1999 г. № 1197-68 (810 - 950 рублей за каждый день участия в боях) военнослужащим и сотрудникам, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона, прилегающей к Чеченской Республике, и северной части территории этой республики (до реки Терек) в составе воинских частей, подразделений и групп Объединенной группировки, не производятся. Указанным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам со дня прекращения им выплаты этих средств производится выплата в двукратном размере полевых (суточных) денег.

Возмещение командировочных расходов (выплата полевых денег) за период нахождения в командировках военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников и гражданского персонала воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, а также за период выполнения ими задач в составе этих воинских частей и органов вне пунктов постоянной дислокации осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, дополнительно к выплатам, предусмотренным постановлениями Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 535 и от 15 января 2000 г. № 38.

6. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2001 г. № 135-9 военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, дислоцированных на территории Чеченской Республики, военнослужащим, командированным в указанные воинские части, а также направленным в составе воинских частей в Чеченскую Республику для выполнения задач, в том числе по обустройству воинских частей, с 1 марта 2001 г. установлены:

а) выплата ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 50 процентов от должностного оклада с учетом его повышения;

б) выплата в двукратном размере полевых (суточных) денег военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

в) выплата за каждый день фактического участия при проведении контртеррористических операций в размере 850 рублей военнослужащим, проходящим военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин; при этом выплата в двукратном размере полевых (суточных) денег за это время не производится.

При этом солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по контракту в воинских частях Объединенной группировки, сохраняются:

выплата окладов по воинским должностям и воинским званиям в полуторном размере;

возмещение полевых (суточных) денег за период нахождения военнослужащих воинских частей, дислоцированных на территории Чеченской Республики, в командировках, а также за период выполнения ими задач в составе этих воинских частей вне пунктов постоянной дислокации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, дополнительно к указанным выплатам;

выплата военнослужащим, направленным в составе воинских частей, подразделений и групп в Чеченскую Республику для выполнения задач, и командированным из отдаленных местностей и местностей с неблагоприятными климатическими условиями, повышенных окладов по воинским должностям и процентных надбавок за службу в этих местностях.

7. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2001 г. № 315-32 военнослужащим, проходящим военную службу в составе Объединенной группировки в воинских частях, дислоцированных на территории Чеченской Республики, военнослужащим, командированным в указанные воинские части, а также направленным в составе воинских частей в Чеченскую Республику для выполнения задач, в том числе по обустройству воинских частей, с 1 мая 2001 г.;

установлена выплата ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 100 процентов от оклада по воинской должности (вместо выплачиваемой с 1 марта 2001 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2001 г. № 135-9 надбавки в размере 50 процентов);

введена выплата указанной надбавки военнослужащим воинских частей, подразделений и групп, выполняющих боевые задачи на административной границе с Чеченской Республикой;

установлена выплата полевых (суточных) денег военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в трехкратном размере установленной нормы, а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - в однократном размере установленной нормы;

введена выплата денежного вознаграждения военнослужащим специальных сил в размере не более 20.000 рублей в месяц за участие в проведении контртеррористических операций (с одновременной отменой выплат за непосредственное участие в этих операциях, установленных постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2001 г. № 135-9);

введена выплата военнослужащим из состава Объединенной группировки, привлекаемым к участию в проведении контртеррористических операций, исходя из суммы 20.000 рублей в месяц пропорционально количеству дней их участия в этих операциях (с одновременной отменой выплат за непосредственное участие в контртеррористических операциях, установленных постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2001 г. № 135-9).

III. Льготы

по медицинскому

и санаторно-курортному обеспечению

1. Дополнительные льготы по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению участников контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации регламентируются постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 160 "О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и обеспечению общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей", а также приказом министра обороны РФ от 7 июля 2000 г. № 355 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 160".

Указанными нормативными актами установлено, что дети (до 18 лет) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, обеспечиваются ежегодно бесплатными путевками в детские оздоровительные учреждения и бесплатным проездом (к месту отдыха и обратно) соответствующими федеральными органами исполнительной власти, выплачивающими пенсию. В случае непредоставления указанных путевок выплачивается денежная компенсация по месту получения пенсии по случаю потери кормильца или по месту получения пенсии родителем, ставшим инвалидом.

Государственному комитету Российской Федерации по молодежной политике поручено ежегодно выделять соответствующим федеральным органам исполнительной власти (по их заявкам) путевки во всероссийские детские центры "Орленок" и "Океан" для бесплатного обеспечения ими детей военнослужащих, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач на территории Северо-Кавказского региона.

№ 160 утверждено Положение о предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей.

В соответствии с данным Положением военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи на территории Северо-Кавказского региона, путевки в лечебно-оздоровительные учреждения при наличии медицинских показаний предоставляются в первоочередном порядке один раз в год медицинским управлением (службой) соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Дети указанных военнослужащих в возрасте до 18 лет обеспечиваются ежегодно бесплатными путевками в детские оздоровительные учреждения и бесплатным проездом (к месту отдыха и обратно) соответствующими федеральными органами исполнительной власти по месту получения пенсии по случаю потери кормильца или по месту получения пенсии родителем, ставшим инвалидом.

3. Для получения путевки в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащие представляют следующие документы:

а) рапорт о предоставлении путевки;

б) справку о выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона;

в) справку о наличии медицинских показаний для направления в лечебно-оздоровительное учреждение.

Если путевки отсутствуют или военнослужащий не обращается за их получением, денежная компенсация в размере средней стоимости путевки в лечебно-оздоровительные учреждения выдается органами, выплачивающими указанным военнослужащим денежное содержание.

Для получения денежной компенсации военнослужащие представляют:

а) рапорт о выплате денежной компенсации;

б) выданную медицинским управлением (службой) соответствующего федерального органа исполнительной власти справку о наличии медицинских показаний для лечения в лечебно-оздоровительном учреждении и о непредоставлении путевки.

Денежная компенсация за неиспользованное право на получение путевки выплачивается в размере ее средней стоимости. Средняя стоимость путевки для выплаты денежной компенсации определяется исходя из действующих цен на путевки в лечебно-оздоровительные учреждения медицинским управлением (службой) соответствующего федерального органа исполнительной власти.

4. Для получения путевки в детские оздоровительные учреждения в орган, выплачивающий пенсию, соответствующего федерального органа исполнительной власти представляются следующие документы:

а) заявление на получение путевки;

б) копия извещения о гибели (смерти), пропаже без вести военнослужащего или справка медико-социальной экспертизы об установлении военнослужащему инвалидности в связи с выполнением задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона;

в) копия свидетельства о рождении.

В случае непредоставления путевок в детские оздоровительные учреждения денежная компенсация в размере средней стоимости путевки выплачивается соответствующим федеральным органом исполнительной власти по месту получения пенсии по случаю потери кормильца или по месту получения пенсии родителем, ставшим инвалидом.

Для получения денежной компенсации в орган, выплачивающий пенсию, представляются: заявление на получение компенсации и справка о непредоставлении путевки в детские оздоровительные учреждения.

Денежная компенсация выплачивается единовременно в I квартале года, следующего за календарным годом, в течение которого не предоставлялись путевки соответственно в лечебно-оздоровительные учреждения или детские оздоровительные учреждения.

Денежная компенсация за неиспользованное право на получение путевки выплачивается в размере ее средней стоимости. Средняя стоимость путевки для выплаты денежной компенсации определяется исходя из действующих цен на путевки в детские оздоровительные учреждения Государственным комитетом Российской Федерации по молодежной политике.

IV. Прочие льготы,

гарантии

и компенсации

1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 мая 2000 г. № 424 и постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. № 135-9 за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и сотрудниками воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, на весь период службы на этой территории сохраняются занимаемые ими жилые помещения, а за не имеющими жилья - очередность на получение жилья по прежнему месту службы и выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания членов их семей в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания членов их семей в порядке и размерах, установленных постановлением Правительства РФ 1995 г. № 604.

2. В соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 535 "О дополнительных гарантиях и компенсациях, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона" и постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. № 135-9 военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, проходящие военную службу по контракту, выполняющих задачи по поддержанию общественной безопасности в данном регионе, обеспечиваются бесплатным питанием по установленным нормам с сохранением на это время действующего порядка обеспечения их продовольственными пайками по месту постоянной службы.

Приказом министра обороны РФ от 17 ноября 1999 г. № 545 "Об установлении временной нормы выдачи дополнительных продуктов для военнослужащих" для военнослужащих Вооруженных Сил РФ Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации установлена временная норма выдачи дополнительных продуктов на одного человека в сутки: мясо или сало шпик - 100 г; масло коровье - 10 г; консервы рыбные - 50 г; молоко цельное сгущенное с сахаром - 20 г; сахар - 30 г, печенье - 50 г, чай - 1 г; поливитаминный препарат "Гексавит" - 1 драже.

Выдача указанных продуктов производится дополнительно к положенным нормам продовольственных пайков, кроме сухих пайков рационов питания.

Курящим военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, взамен печенья и сахара, положенных по данной норме, разрешается выдавать по одной пачке сигарет 5-7 класса.

№ 3266-1 "Об образовании" участники боевых действий и инвалиды боевых действий пользуются правом внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Данное право закреплено также в п.95 Положения об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны РФ, утвержденного приказом министра обороны РФ от 28 июля 2000 г. № 345.

В соответствии с п.4 Инструкции по организации и проведению приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские (морские кадетские, музыкальные кадетские) корпуса, утвержденной приказом министра обороны РФ от 15 января 2001 г. № 25, дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах вооруженных конфликтов, зачисляются в указанные учебные заведения вне конкурса при условии положительной сдачи ими вступительных экзаменов.

Фото Дмитрия ДЕБАБОВА,"Красная звезда".

Постановление Правительства РФ от 25.12.2007 N 930 (ред. от 04.09.2012) "Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 25.12.2007 N 930 (ред. от 04.09.2012) "Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. N 930 "Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 53, ст. 6626) приказываю.




Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...