Независимая экспертиза после дтп по осаго. Как делать независимую экспертизу по осаго после дтп Право на осаго независимая экспертиза

Независимая экспертиза (далее по тексту НЭ) - вынужденная процедура, к которой прибегают автовладельцы, недовольные суммой выплаты по ОСАГО. Учитывая, что страховые компании практически всегда занижают объем компенсации, НЭ, чаще всего, приводит выплату к стоимости ущерба. По данным РСА, правозащитники и независимые эксперты отсудили в 2016 году свыше 10 млрд руб.

Важно понимать: страховщики и рекомендованные ими техники-эксперты действуют в рамках договорных отношений, и их общая задача - снизить сумму выплаты. А поскольку сотрудники НЭ, действуя в интересах автовладельца, сумму стремятся повысить, возникает конфликт интересов. Дошло до того, что члены Российского союза автостраховщиков называют независимые структуры мошенниками!

Условия применения НЭ

Суть, цели и задачи независимой экспертизы указаны в ст. 12.1 Федерального закона № 40 от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности, НЭ ведется для объективного расчета стоимости полученных повреждений, и проводят ее незаинтересованные специалисты. В своей работе они исследуют:

  • стоимость материалов, работ и запчастей;
  • износ комплектующих и деталей;
  • среднегодовой пробег машин по региону;
  • повышающий или понижающий региональный коэффициент;
  • цену остатков при гибели ТС.

Подход к НЭ между сотрудниками, рекомендованными СК и сторонними, кардинально различается. В первом случае техники сознательно занижают сумму выплаты, поскольку экономят деньги СК, во втором - целенаправленно завышают, поскольку действуют в интересах автовладельца. Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, белых пятен в законодательстве много.

Какими законами регулируется НЭ?

Порядок и методика проведения независимой экспертизы после ДТП регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом № 40 от 25 апреля 2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» («Об ОСАГО»);
  • Положением Банка России № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19 сентября 2014 года;
  • Положением Банка России № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» от 19 сентября 2014 года;
  • Приказом Минтранса России № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования» от 22 сентября 2016 года.

Когда нужна НЭ после ДТП по ОСАГО

Считается, что независимая экспертиза применяется только для определения стоимости ущерба с целью рассчитать размер выплаты. Однако специалисты, в чьем распоряжении есть методика трасологических, динамических, баллистических исследований, нередко привлекаются для подготовки заключения в суд, Российский союз автостраховщиков, в рамках гражданского производства.

Если между участниками ДТП нет согласия об обстоятельствах аварии, и каждый озвучивает версию невиновности (стоял, двигался по правилам, не превышал скорость), специалист установит реального виновника. Во внимание примут размер повреждений, их глубину, остатки краски и грунта от другой машины, возможность получения ущерба при конкретной скорости и направлении движения. В этом случае эксперт даст заключение о:

  • динамике движения обоих транспортных средств;
  • направлении движения на момент ДТП;
  • степени вины каждого участника аварии;
  • возможности избежания аварии;
  • скрытых повреждениях и их тяжести.

В Екатеринбурге один из скандальных правозащитников, допустивший наезд на впереди идущее транспортное средство, подал в суд на его водителя. Невиновному вменили нарушение п. 8 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД», касающегося знака «Шипы». Проведенная параллельно независимая экспертиза показала: если бы на передней машине стояла «липучка» (с более длинным тормозным путем), аварии удалось бы избежать.

Отметим, что осмотр поврежденного транспортного средства, фотографирование и видеосъемка – это лишь часть работы независимого эксперта. Его главная задача и цель – подготовить документы, которые объективно отразят стоимость ремонта и приведения автомобиля к первозданному виду. Для этих целей специалист обратится к открытой информации по:

  • стоимости автомобиля на момент ДТП;
  • цене деталей с учетом износа или без него;
  • объему и уровню работ по восстановлению авто;
  • стоимости среднестатистических деталей в вашем регионе.

Итогом экспертизы является конкретика в том, как много денег необходимо потратить на восстановление транспортного средства, либо, если оно конструктивно погибло, можно выручить за товарные остатки. Это особо важно, когда автомобиль очень редок в нынешних широтах, и заказ запчастей из-за границы сопряжен с серьезными временными и финансовыми затратами.

Если в ДТП попадет, скажем, очень редкий автомобиль, которых нет в России, СК попытается выплатить сумму, сопоставимую с другими моделями этой же марки. То, что цена запчастей эксклюзива в десятки раз превышает доступные модификации, СК вряд ли заинтересует. Независимый представитель может помочь хотя бы тем, что сумеет найти реальную стоимость элемента, где бы он ни продавался – в США, Японии или Европе.

Требования, предъявляемые к экспертам-техникам

Вот перечень основных требований, которые предъявляются к независимым экспертам:

  • прохождение регулярной аттестации МАК Министерства транспорта РФ;
  • знание методик, требований и иных законодательных актов;
  • проведение всех действий, связанных с экспертизой – осмотр, фиксация, составление отчетов;
  • профильное высшее образование и дополнительное профессиональное образование;
  • обязательное включение в государственный реестр.

Исходя из вышесказанного, специалист должен не только иметь профильное образование, но и пройти аттестацию. Этим подтверждается его профессионализм, актуальность и адекватность проводимых расчетов. Обращаясь в любую НЭ и познакомившись со «своим» мастером, обязательно следует проверить информацию о нем на сайте государственного реестра. В противном случае результаты его экспертизы могут быть признаны ничтожными.

Договор на проведение независимой экспертизы

Составляя договор на проведение НЭ, специалисту необходимо передать следующую информацию:

  • документы на транспортное средство;
  • документы, подтверждающие права на ТС;
  • материалы, относящиеся к ДТП;
  • акт калькуляции повреждений, выданный СК;
  • акт о страховом случае, выданный СК.

Обратите внимание! Вся процедура ведется в рамках Положения ЦБ РФ «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», устанавливающего очень жесткие требования. В частности, и заявитель, и СК обязаны быть уведомлены письмом о проведении мероприятия с указанием даты и времени. Кроме того, лицо, проводящее НЭ, имеет право запрашивать у сторон объяснения и сведения.

При заказе независимой экспертизы чрезвычайно важно самому присутствовать на ней и постараться привлечь виновника аварии и представителя СК. Поскольку результаты скрепляются синей печатью, прошиваются и подписываются всеми сторонами, и присутствие, и отсутствие сотрудника СК является согласием с результатами исследования.

В договоре на оказание услуг указывается место и время проведения экспертизы, порядковый номер, основание к проведению (включая реквизиты актов калькуляции и о страховом случае), характеристики транспортного средства, описание ДТП и способствовавших ему условий, личности участников, компания, реализовавшая «автогражданку» и стоимость услуги.

Шаги независимой экспертизы по ОСАГО

Проведение независимой экспертизы техником состоит из следующих шагов:

  • осмотр поврежденных элементов;
  • проведение фото- и видеофиксации с описанием;
  • подготовка калькуляции восстановительного ремонта;
  • написание экспертного заключения по проведенной НЭ;
  • подготовка иных сопутствующих документов.

В приведенном перечне стоит обратить внимание на фразу «иные сопутствующие документы». Дело в том, что СК, пытаясь оспорить результаты, требуют акт независимой экспертизы и калькуляцию. Однако приведенное выше Положение ЦБ РФ четко оговаривает: по результатам НЭ готовится только экспертное заключение, полностью описывающее процесс в форме «вопрос-ответ»!

Поскольку в законодательство введена норма досудебного порядка урегулирования спора, сразу после получения на руки всех документов из экспертной организации необходимо обратиться в компанию с требованием доплаты. Если в течение 20 дней с момента получения заявления она отказывается от возмещения, можно подавать в суд в порядке гражданского производства.

Автомобиль пострадал в ДТП? Считаете, что сумма, в которую оценён ущерб, не покроет стоимость восстановления?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Согласно законодательству в спорных ситуациях страховщик обязан за свой счёт привлекать к исследованиям квалифицированных специалистов, прошедших профессиональную аттестацию и числящихся в государственном реестре.

Нормативная база

Чтобы установить наличие оснований для осуществления страхового возмещения и его размер нужно провести независимую экспертизу.

ОСАГО ставит несколько задач, которые должны быть решены с помощью этого мероприятия:

  • выявление факторов причинения вреда ТС и наличие непосредственной связи устройства с происшествием;
  • обнаружение повреждений автомобиля;
  • объяснение причин возникновения неисправностей;
  • выбор технологии восстановительного ремонта;
  • расчёт стоимости приведения объекта в доаварийное состояние.

В процессе обследования специалист выполняет действия согласно списку, приведённому ниже:

  • анализирует сведения из документов о ДТП ( , протоколов, объяснительных записок) и сравнивает их с дефектами, зафиксированными при осмотре машины;
  • сопоставляет повреждения ТС потерпевшего с изъянами автомобилей других участников, причём, если это нельзя сделать в действительности, помогут компьютерные технологии построения графических моделей;
  • в некоторых случаях проводятся дополнительные исследования, например, пожаротехническое, металловедческое, экспертиза лакокрасочного покрытия и другие комплексные мероприятия;
  • осуществляет проверку на скрытые дефекты деталей, узлов и агрегатов с использованием средств технического диагностирования;
  • устанавливает обстоятельства, которые помогают идентифицировать транспортное средство, попавшее в аварию.

Связь повреждения и рассматриваемого происшествия подтверждает:

  • изменение первоначальной формы отдельных деталей, наличие вмятин, направленных внутрь, образовавшихся в местах приложения усилий;
  • сквозное разрушение поверхности (пробоина, царапина), характеризующееся сосредоточением следообразующей силы на небольшой площади;
  • отпечаток на корпусе одного ТС, оставленный выступающими деталями другого;
  • вторичная деформация, например, когда поломка лонжеронов приводит к перекосу кузова.

Восстановление автомобиля после ДТП должно производиться с учётом следующих правил:

  • необходимо строгое соблюдение технологии завода-производителя;
  • для каждого вида работ составляется технологическая карта с указанием названия операции, перечня манипуляций, инструментов, трудоёмкости, исполнителей, очерёдности и места проведения.

Ремонт транспортного средства включает приведённые ниже действия:

  • уборочные;
  • диагностические;
  • крепёжные;
  • регулировочные;
  • разборочно-сборочные;
  • шиномонтажные;
  • медницкие;
  • жестяницкие;
  • сварочные;
  • кузнечные;
  • слесарные;
  • электромонтажные;
  • столярные;
  • арматурные;
  • молярные;
  • обойные.

Кроме того, восстановительные мероприятия делятся на три класса:

  • текущий (только замена деталей);
  • средний (предполагающий частичную разборку устройства);
  • капитальный (включающий полный демонтаж и ротацию всех изношенных элементов).

Для расчёта объёма денежных средств, необходимого, чтобы привести пострадавший автомобиль к доаварийному виду, учитывают стоимость услуг и материалов, согласно списку:

  • восстановление;
  • окраска,
  • контроль;
  • диагностика;
  • регулировка;
  • сопутствующие работы;
  • детали;
  • узлы;
  • агрегаты.

Определяя порядок расходов, опираются на нормы, установленные законом:

  • размер привязывается к дате происшествия;
  • учитывается конъюнктура и рамки региональных рынков запчастей в регионе, где произошло ДТП;
  • принимается во внимание факт износа деталей, подлежащих замене;
  • в общую сумму не включаются затраты на модернизацию, временный или вспомогательный ремонт.

Обзор практики

В июне 2020 года принят новый закон, который изменил действующие акты, в том числе, относительно независимой экспертизы. В частности если потерпевшему пришлось лично организовать оценку ущерба, несмотря на то, что это обязанность страховщика, затраты должны быть компенсированы в составе убытков.

Приведённую норму одобряют и судебные власти, указывая порядок возмещения в соответствии с положениями ГК РФ. Компания несёт расходы на проведение исследований в процессе своей хозяйственной деятельности. А неисполнение возложенных на неё функций создаёт препятствия для реализации прав клиента и финансовым потерям с его стороны.

Иное толкование новшеств 40-ФЗ ведёт к тому, что сумма страховой выплаты, направленная на ремонт повреждённого ТС, будет уменьшена на стоимость услуг независимого специалиста.

А между тем должнику предписывается осуществить покрытие обязательств в полном объёме, если законом не оговорено обратное, и компенсировать потери, причинённые посредством своей халатности.

Кроме того, существует ряд устойчивых позиций судебных властей в отношении некоторых особенностей проведения рассматриваемого мероприятия:

  • запрещается использовать сведения о скрытых повреждениях из акта осмотра без экспертизы объекта;
  • отсутствие технологической карты, которая предусматривает определённый вид восстановительных действий, даёт основания для оспаривания правомерности покрытия таких затрат.

Правила проведения независимой экспертизы по ОСАГО

Выполнение процедуры независимого исследования осуществляется в соответствии с Положением, утверждённым ЦБ РФ.

В большинстве случаев, для организации таких работ придерживаются следующего алгоритма:

  • заказчик передаёт исполнителю заявку;
  • стороны заключают договор на оказание услуги;
  • выполняются обязательства по соглашению;
  • составляется экспертное заключение, которое подписывается непосредственным исполнителем, его руководителем и заверяется печатью, затем оно прошивается и вручается инициатору под расписку либо отправляется по почте с уведомлением.

В качестве объекта экспертизы может быть представлено:

  • ТС пострадавшего или остатки автомобиля;
  • иные устройства и предметы, причастные к аварии.

Основанием для выполнения работ являются:

  • регистрационные бумаги на машину;
  • документы о происшествии, переданные компании потерпевшим;
  • справка о ДТП;
  • направление на экспертизу (если заключён долгосрочный контракт).

Можно выделить несколько видов оценки:

  • первичная - проводится аккредитованным специалистом по заявлению одной из сторон;
  • повторная - осуществляется другим экспертом-техником, не задействованным в первой процедуре, если один из участников не согласен с полученными результатами;
  • дополнительная, то есть необходимая для изучения обстоятельств, не рассмотренных изначально.

Установление наличия и характера повреждений включает осмотр ТС, по результату которого составляется акт, а также ознакомление с фотоматериалами, видеосъёмкой.

При этом обследование автомобиля состоит из нескольких этапов:

  • визуальная идентификация с установлением модели;
  • определение индивидуальных признаков;
  • оценка внешнего состояния, технических параметров и функциональных характеристик;
  • выяснение вида, особенности, объёма и местоположения каждого дефекта (для вывода о рентабельности ремонта либо замены отдельных узлов).


Обычно результаты фиксируются без проведения демонтажа. Вместе с тем при необходимости используют инструментальные и технические средства измерения, диагностическое оборудование и осуществляют разборку объекта исследований. Если осмотр невозможен по объективным причинам, то с письменного разрешения обеих сторон, заключение выдаётся на основании представленных материалов с указанием способа принятия решения.

В отношении заказчика эксперт-техник наделён следующими правами:

  • запрашивать необходимую информацию;
  • получать разъяснения и дополнительные сведения;
  • привлекать других специалистов.

Обязанности независимого оценщика включают:

  • своевременное извещение заказчика о возникновении обстоятельств, препятствующих осуществлению процедуры, например, личная заинтересованность в её результатах;
  • обеспечение сохранности представленных бумаг и устройств;
  • соблюдение правил работы с информацией личного характера.

Порядок расчёта страховки и суммы, необходимой на оплату ремонта

Нормативными актами зафиксировано право потерпевшего на выбор способа компенсации. Это может быть натуральная форма либо денежный эквивалент. Чтобы вычислить сумму покрытия используют Единую методику, разработанную Банком России.

Она включает способы расчёта затрат в отношении:

  • материалов;
  • запасных частей;
  • восстановительных мероприятий.

Кроме того, рассматриваемый документ содержит формулы для вычислений некоторых вспомогательных значений, таких как уровень износа комплектующих деталей, который уменьшает цену ремонта, и стоимость исправных, годных к дальнейшему использованию агрегатов, оставшихся после полной гибели ТС.

Методика включает справочную информацию следующего вида:

  • данные о среднегодовых пробегах различных марок автомобилей;
  • порядок формирования справочников стоимости запчастей, материалов и нормо-часа восстановительных процедур.

Требования к эксперту-технику

Исследование машины невозможно без профильных знаний. В связи с этим его вправе проводить физическое лицо, прошедшее аттестацию либо организация, в составе которой есть хотя бы один такой сотрудник.

Законом определено, что специалист должен быть компетентен в перечисленных ниже сферах:

  • нормативные акты по ОСАГО;
  • исследовательская деятельность на транспорте;
  • методы, устанавливающие наличие, происхождение, вид дефекта ТС;
  • расчёт стоимости ремонта с помощью программно-технических комплексов;
  • типы, классификация, особенности конструкции автомобилей, способы их идентификации;
  • группы повреждений, полученных в ДТП;
  • санитарные нормы;
  • правила охраны труда и техники безопасности;
  • противопожарная защита.

Ответственность

Оценка ущерба причиненного автомобилю у независимого эксперта – это определение суммы , которую придется потратить на восстановительный ремонт ТС после аварии (о том, как правильно рассчитать стоимость ремонта после ДТП, мы уже рассказывали в ). Проводиться данная экспертиза с целью последующего взыскания с СК или виновника аварии денежных средств на ремонт авто.

Однако у независимой экспертизы есть еще одно важное направление, а именно установление виновности водителя. Специалист при помощи специальных знаний может достаточно точно определить имелось ли в действиях водителя нарушении ПДД, мог ли пешеход или водитель избежать аварийной ситуации, на какой сигнал светофора двигался виновник в момент аварии и т.д. (о том, может ли рассчитывать на компенсацию по ОСАГО виновник ДТП, мы рассказывали в ).

Внимание! Адвокат может оспорить в суде виновность водителя, обосновывая свои доводы выводами эксперта.

И это не маловажный момент, так как очень часто объективные и правильно оформленные выводы эксперта позволяют избежать уголовной ответственности , а потерпевшему причиненного ему ущерба в полном объеме.

Когда нужна профессиональная оценка, стоит ли делать?

Многие собственники авто считают, что проведение экспертизы у независимого эксперта после аварии – это лишь лишние расходы, саму же процедуру многие считают простой формальностью. Но как показывает практика, дело обстоит несколько иначе.

Экспертиза, проведенная у независимого специалиста, позволит не только оценить реально причиненный ущерб потерпевшему, но также послужит подтверждением суммы причиненного ущерба для суда.

Проведение независимой оценки полученных автомобилем повреждений необходимо в следующих случаях:

  1. Когда суммы на восстановительный ремонт насчитанной экспертами СК недостаточно.
  2. В случае, если у виновного в ДТП нет действующего полиса автогражданской ответственности (ознакомиться с ситуациями, в которых участник происшествия оказывается без полиса ОСАГО, можно ).
  3. В том случае, если причиненный ущерб выше максимально возможной суммы по ОСАГО.
  4. В случае, если необходимо провести оценку утраты товарной стоимости (подробно о стоимости страховки при УТС автомобиля после ДТП, мы рассказывали в ).
  5. В других случаях, которые могут быть инициированы самим клиентом.

То есть у эксперта, у которого вы проводите оценку повреждений, не должно быть личной заинтересованности в уменьшении суммы компенсации и на него не должно быть давления со стороны третьих лиц. Именно поэтому многие владельцы авто все чаще отказываются от услуг экспертов, которых им предлагает страховая организация и предпочитают проводить оценку у специалистов, которые никак не связаны с СК.

Ведь специалисты, которых предлагают СК имеют договорные отношения со страховой организацией и имеют личную заинтересованность в уменьшении суммы компенсации (о том, сколько обычно выплачивают СК при ДТП по ОСАГО, читайте ).

Оценка ущерба у независимого эксперта позволяет точно установить правильный финансовый эквивалент тех последствий, которые возникли в результате и дает потерпевшему основания на взыскание компенсации с виновника или же со страховой организации.

Чаще всего к независимой экспертизе прибегают владельцы авто в случае:

  • Оценки ущерба после аварии.
  • При оценке ущерба причиненного ТС погодными условиями и стихийными бедствиями.
  • При оценке годных остатков ТС и утере товарной стоимости.
  • Оценку производят также с целью страхования на рынке услуг.
  • Независимую оценку также проводят при оформлении авто в наследство.

Варианты экспертиз:

  • Регион РФ, в котором осуществляется данное исследование.
  • Вид ТС (легковушка, грузовое авто, внедорожник и т.д.).
  • Степень тяжести причиненных в ДТП повреждений (тяжелая, средняя, легкая).
  • Характеристики исследуемого ТС (марка, стоимость, год выпуска и т.д.).

Важно! Самые высокие тарифы на данную услугу в центральном регионе нашей страны.

Если произвести анализ стоимости исследования на легковое ТС, то в зависимости от тяжести полученных в аварии повреждений для центрального региона нашей страны вы получите следующую шкалу цен :

  • Легкая степень повреждений (ущерб около 30-60 тысяч рублей) будет стоить порядка 2.5 тыс.руб.
  • При средней тяжести (ущерб от 60-150 тысяч рублей) порядка 4000 рублей.
  • Тяжелая степень тяжести вреда (свыше 150000 рублей) порядка 5000 рублей.

При расчете стоимости исследования специалисты экспертной организации учитывают множество факторов, таких как год выпуска авто, марка ТС и т.д.

Ведь любой владелец авто не станет спорить с тем, что дорогая иномарка, будет стоить дороже и работы с такой машиной у эксперта будет больше. Для того чтобы провести оценку ущерба такого авто понадобиться не только высококлассный эксперт, но и дорогостоящее оборудование.

Экспертизу у независимого специалиста всегда оплачивает гражданин, заказавший данный вид услуги. Но сумму, потраченную на проведение экспертизы, водитель может взыскать с СК , в том случае, если экспертиза проводилась для установления фактической стоимости ремонта авто.

Правила проведения

Экспертиза авто по оценке ущерба происходит в следующем порядке:

  1. Клиент обращается в независимую экспертную организацию.
  2. Сотрудник организации согласовывает с водителем стоимость данной услуги, а также место и время проведения данного мероприятия.

Если есть заинтересованные стороны (виновник, страховщик), то потерпевший должен оповестить их о времени и месте проведения данного мероприятия.

Оповещение нужно делать заказным письмом с уведомлением о вручении . Сделать это следует в обязательном порядке, так как это юридический аспект проведения оценки полученного в ДТП ущерба.

В том случае, если второй участник ДТП проживает в вашем городе, то послать ему заказное письмо следует не позднее, чем за 3 (не считая дня проведения и дня отправки письма) дня до проведения оценочной экспертизы.

Если же виновник аварии проживает в другом населенном пункте, то заказное письмо вы обязаны отправить не позднее, чем за 6 рабочих дней до проведения данного мероприятия.

Задать вопрос эксперту

Без прохождения этапа оценивания повреждений в машине после ее столкновения с другим автомобилем не проходит ни одна процедура оформления страхового случая по ОСАГО.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При этом оценку провести может как эксперт, присланный страховщиком, так и вызванный потерпевшим.

Если потерпевшему в ДТП нужно доказать свою правоту или же он сомневается в результатах экспертной оценки проведенной специалистом из страховой фирмы, тогда обычно и пользуются услугами независимой оценки.

Но перед этим следует изучить все тонкости такой процедуры, защищает ли закон интересы водителей и какие цены встречаются на рынке подобных услуг за оказанную экспертную услугу.

Что это такое

Независимая экспертиза для страхового случая – это результаты оценивания специалистом реального ущерба, причиненного машине в аварии, который складывается из обобщающей стоимости поврежденных деталей, которые следует отремонтировать или заменить новыми элементами.

Как только произошло ДТП, так сразу же страховая компания присылает своего экспертного оценщика для установления цены реального ущерба.

При помощи таких услуг, как независимая экспертиза ОСАГО, замена или ремонт можно выбрать по усмотрению клиента или рекомендации страховщика.

Страховая выплата рассчитывается на основания результатов оценки в любом случае, но на эту сумму можно просто выбрать, ремонтировать автомобиль или получить деньги и на них самому произвести ремонт, найдя свой автосервис.

Как прописано в законе

Каждый независимый экспертный оценщик должен подходить по всем параметрам, утвержденным на уровне законодательных норм и требований к данной профессии.

Требования к страховым и прочим экспертам прописаны в специально созданном , находящемся и по сей день в действующей редакции.

Основными положениями такого закона являются следующие постулаты:

  1. Эксперт обязан состоять в специальном совете – быть членом экспертного совета, организации, которая может саморегулироваться ().
  2. Эксперты должны следовать своей профессиональной типовой этике ().
  3. Каждый эксперт должен иметь соответствующую квалификацию ().
  4. Деятельность эксперта, его ответственность в обязательном порядке должна быть застрахована ().
  5. По итогам проведения оценки эксперт обязан выдать отчет () и акт.
  6. Права заказчика-водителя, а также и его обязанности по договору с экспертным оценщиком прописаны в .
  7. А все требования к договору, заключенному между водителем и оценщиком, указаны в статье закона .

Акт и отчет по итогам оценки может составлять только такой специалист, у которого есть образование по следующим специализациям:

  • эксперт-техник по страхованию ОСАГО;
  • экспертиза по техконтролю, диагностированию автомобилей, машин или мототранспортных средств;
  • эксперт по проведению расследований ДТП.

Весь закон, конечно же, касается и других направлений в проведении экспертизы, например, при оценке недвижимости. Но он касается также и оценщиков в автомобильной сфере.

Кроме этого законодательного положения эксперты еще могут руководствоваться также и закона «Об ОСАГО» от 25.04.02 г., в редакции от 03.07.16 г.

Такая экспертиза обычно сонастраивается с «Правилами проведения экспертизы независимыми оценщиками ТС», утвержденными Банком России, а также Приказом Минтранса России.

К правилам проведения осмотра в таком Приказе относятся следующие:

  • полный осмотр автомобиля;
  • нахождение настоящих причин, повлекших за собой аварию;
  • какие методы и технологии по ремонту авто рекомендованы;
  • определение степени трудоемкости восстановительных работ.
  • нахождение предварительной стоимости ремонтных работ.

У каждого эксперта должно быть высшее образование, подтверждающее право проводить его оценочную деятельность.

Могут быть подтверждением также и другие, дополнительные документы, так или иначе связанные с деятельностью экспертного оценщика.

Стоит ли делать

Несмотря на изменения в законодательстве в отношении законного непринятия отчетов независимых экспертов страховыми организациями, тем не менее, независимая оценка авто, попавшее в аварию, нужно для иных целей.

Например, при помощи такой оценки можно доказать утрату товарной стоимости восстановленного после ДТП авто по полису ОСАГО, и отсудить ее после досудебной претензии у страховой компании через заседание суда.

Как бы там ни было, но без независимой экспертизы сегодня не обходится практически ни одно решение страховой компании по выплате премий на основании полиса ОСАГО.

Кроме того, если возникнут споры со страховой компанией, которая вообще отказывается платить, то при досудебном урегулировании результаты независимой экспертизы можно приложить к претензии, а потом и к судебному иску, если страховщик будет продолжать отказывать в начислении страховой премии.

Если водитель торопиться и хочет получить страховку от компании, где он покупал полис ОСАГО, побыстрее, то тогда для него нет никакого смысла дополнительно приглашать еще и независимую сторону для проведения оценки повреждений.

Но тогда он должен понимать, что рискует получить страховку в неполном объеме. Заниженную, чем при честной экспертизе. В любом случае, право на независимую экспертизу по ОСАГО имеет любой водитель, любой автовладелец.

После выплаты страховки, в принципе, также можно проводить независимую экспертизу, но тогда машина должна быть предоставлена на осмотр в неотремонтированном виде.

Это значит, что страховку лучше тогда получать в денежном выражении, а машину пока не спешить ремонтировать, если вы сомневаетесь в страховой компании.

Кто является независимым оценщиком

Любой экспертный оценщик, который не трудится на благо страховой организации, называется независимым.

И даже, если страховщик перед подписанием договора ОСАГО с клиентом убеждает его, что готов будет предоставить услуги независимого оценщика в случае ДТП, то это неправда.

Любой оценщик, присланный страховой всегда будет заинтересован в выгоде для своего косвенного работодателя, страховой компании, а не в выгоде клиента. А страховой выгодно, как можно меньше заплатить клиенту компенсирующих страховых выплат по полису ОСАГО.

Вот почему их эксперты (а для страховых организаций это «свои» эксперты) зачастую занижают убытки, причиненные в результате аварии, в результате чего происходит недоплата страховки.

Влияние зависимого эксперта на страховку заключается в следующем:

  1. Искусственное снижение стоимости деталей, которые необходимо заменить или отремонтировать.
  2. Исключение из ремонтных работ некоторые виды восстановления деталей.
  3. «Ошибочное» заключение эксперта о том, что повреждения были уже до аварии на машине.
  4. Те детали, что не подлежат замене, включает в перечень конструктивов, которые нужно заменить.
  5. Снижение одного часа работы ремонтной мастерской.

Ни для кого не секрет, что всю процедуру независимые эксперты проведут как надо, без какого-либо искусственного снижения тех или иных параметров.

Ориентируясь на вышеприведенные хитрости можно внимательно изучить отчет после проведения, чтобы понять, стоит ли нанимать независимого специалиста, или страховой агент сделал все правильно.

Независимый эксперт сможет предоставить следующие виды услуг:

  1. Определение точного объема стоимости поврежденных конструктивов и деталей.
  2. Установление характера и величины повреждений для определения объема работ для СТО.
  3. Окончательное выявление виновной стороны.
  4. Расчет УТС – утраты товарной стоимости автомобиля после аварии.
  5. Нахождение и выставление оснований для обращения в судебную инстанцию.

На рынке юридических и прочих услуг для автомобилистов существует очень много независимых фирм, где аварийные комиссары, страховые или автоюристы, экспертные оценщики, адвокаты и прочие специалисты готовы предоставить свои услуги за умеренную цену и без вовлечения в интересы страховых служб.

И зачастую на практике выходит так, что именно результаты независимых специалистов отличаются на порядок от результатов оценки, произведенной специалистами, присланными страховыми компаниями.

Правила проведения

Самое главное правило для каждого автомобилиста – это присутствие на самой экспертизе, чтобы весь процесс прошел правильно, без каких-либо махинаций и манипулирования данными по побитой машине.

Нужно понимать также, что независимая экспертиза после выплаты ОСАГО может проводиться до того, как машину отвезут на ремонт.

Точно также касается и того времени, когда страховка еще не выплачена – не стоит торопиться с ремонтом машины, пока вы не взыщите со страховой компании всех выплат, которые причитаются по расчетам независимого оценщика.

К общему порядку проведения независимой оценки относятся следующие шаги:

  1. Сначала нужно выбрать подходящую юридическую или экспертную компанию.
  2. При обращении подается заявление и обговаривается дата и время встречи для проведения осмотра побитого авто.
  3. Страховщик и виновник аварии всегда предупреждаются заранее о том, что будет проводиться независимая оценка автомобиля.
  4. После подачи заявления и обсуждения цены за экспертные услуги заключается между экспертом и заявителем договор.
  5. Перед сдачей в осмотр автомобиль должен быть хорошо вымыт, все из багажника убрать. Если, вдруг, капот, багажник не открыть, то нужно заранее об этом предупредить исследователя.
  6. Подготовка всех документов, касающихся самой машины или, если есть – документы на повреждения по машине.
  7. Проведение осмотра машины.
  8. Составление акта и отчета с указанием окончательной цены убытков, определение перечня ремонтных работ и прочие пункты, связанные с восстановлением машины.
  9. Расчет стоимости работ по ремонту авто с составлением сметы, и включением стоимости тех деталей, которые следует заменить.
  10. Определение уровня износа на основании нормативов, указанных в законе «Об ОСАГО» №40-фз от 25.04.02 г., в окончательной редакции на сегодня от 03.07.16 г. (ст. 12.1).
  11. Определение УТС – потери рыночной стоимости автотранспортного средства. Не во всех случаях может потребоваться, но все, же проводится.
  12. Нахождение рыночной стоимости в среднем значения стоимости машины незадолго до аварии. Делается это для того, чтобы определить годные остатки.
  13. Рассчитывается стоимость годных остатков в том случае, если автомобиль поврежден настолько, что восстановлению не подлежит.

Процедура оценки, как правило, быстро не происходит. Для нее следует выделить стандартно как минимум 5 дней, и как максимум – 7 дней.

Так долго исследуются повреждения потому, что нужно определить не только внешние разрушения элементов машины, но и провести диагностику внутренних агрегатов и конструктивов.

На процедуре проведения оценки имеют право присутствовать не только автовладелец, но также и представитель от страховой компании, и виновник ДТП.

Цена и оплата независимой экспертизы по ОСАГО

Если на расчеты страховой премии влияют параметры ущерба, а также самой машины, то на услугу независимой экспертизы влияют другие факторы.

К ним будут относить:

  • регион РФ;
  • компания юридических услуг;
  • объем и количество тех повреждений, что получились при столкновении автомобиля с другим участником ДТП;
  • наличие или отсутствие дополнительных услуг – например, это может быть, выезд на место эксперта, оценка УТС как вторичная услуга, или помощь правовая.

В среднем по регионам или крупнейшим городам России можно отметить цены независимых экспертов в среднем значении и в диапазоне максимума и минимума тарифов.

Удобнее всего будет изучить цены экспертов при оценке ущерба по ОСАГО в специальной таблице.

Стоимость услуг независимых экспертных оценщиков по регионам и городам России:

Название города или региона Стоимость услуг экспертов по минимуму Стоимость услуг экспертов по максимуму
Москва 3000-3500 12000-15000
Московская область 2500-3000 10000-12000
Санкт-Петербург 2500-3000 10000-13000
Ленинградская область 2050-2500 7000-10000
Архангельск 1500 5500
Челябинск 3000 12000
Пермь 1500-1800 4000-5000
Иркутск 2000 9000
Новосибирск 2000-3500 14500-15000
Тверь 1200-1000 5500-6000
Екатеринбург 3000 14000
Казань 1000 5500
Тюмень 2500 7000-8000
Волгоград 1500-2000 6000-7000
Псков 2000 12000
Владивосток 3000 13000-15000
Омск 1000 5000
Нальчик 2500 10000
Симферополь 1000-2000 6000-10000
Краснодар 2500 8000

В целом можно сделать вывод, что по крупным административным округам и центрам минимальный размер стоимости услуг фирм, предоставляющих услуги независимых экспертов, составляет около 3000-3500 рублей .

А максимальные показатели по крупным городам14000-15000 рублей . Конечно же, на размер будет влиять не только сложность экспертизы, но еще и возможность предоставить клиенту самое обширный пакет услуг.

Все оплаты за такие услуги сначала проводить сам потерпевший, но после того, как судебным решением удовлетворится его иск, ему эти суммы возместит страховщик, правда, после предварительного проведение еще и судебной экспертизы.

Потому как по судопроизводству полагается, чтобы все издержки, затраченные на юристов, экспертных оценщиков, оплату госпошлины, судебные издержки и прочие затраты, были погашены ответчиком.

Выплаты

Независимая экспертиза на величину страховых выплат существенно повлияет, но только лишь через судебное разбирательство.

Очень часто страховщики не принимают оценку независимой экспертизы, а только лишь оценку «своего» эксперта. Тогда нужно просто подать сначала претензию, получить отказ также в письменном виде.

А потом уже подается иск в суд на страховую компанию. И тогда есть все шансы получить недостающие выплаты, но уже согласно решению суда.

Важные факты из статьи

  1. Необходимость независимой экспертизы диктуется только недостаточностью страхового возмещения по ОСАГО.
  2. Ответ на вопрос, когда её проводить, логично вытекает на основании вышеуказанного – когда Вы узнаете, что Вам насчитали мало, тогда и решать, делать её или нет – после выплаты или выдачи направления на ремонт либо получения акта расчёта.
  3. У независимой оценки есть свои плюсы при наличии объективной необходимости в её проведении.

Независимая экспертиза автомобиля по ОСАГО после ДТП в 2020 году проводится для оценки стоимости причинённого машине ущерба. Но для того, чтобы понимать, нужна ли она в Вашем конкретном случае, когда и в каких случаях её делать, нужно понять, в каких целях она проводится и для чего вообще требуется.

Зачем нужна независимая экспертиза?

Как мы уже указали выше, для оценки стоимости причинённого материального ущерба транспортному средству. Но не просто оценки, а расчёта. Причём, она может быть инициирована не только самим владельцем автомобиля, но и страховой компанией.

По закону страховая по ОСАГО для определения, сколько нужно возместить в виде выплаты или ремонта, может провести 2 процедуры у автомобиля:

  • простую оценку повреждений,
  • более сложную независимую техническую экспертизу.

По существу эти 2 процедуры отличаются мало по порядку проведения. Но цель у них одна – получение калькуляции и итоговой суммы для возмещения. Независимая проводится по утверждённой законом Единой методике расчёта .

Несмотря на то, что экспертиза от страховой называется независимой, в том числе и по закону (ФЗ Об ОСАГО), она таковой по сути не является, так как проводится по инициативе и выбору страховой, хотя и делает её сторонняя организация.

А инициированная Вами отдельная экспертиза потребуется для противостояния против расчёта страховой – в суде или в досудебном порядке. Так, суд вообще не примет Ваш иск о недостаточности выплаты, если Вы не подкрепите его проведённым расчётом.

Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?

Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.

Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты , чтобы ожидания подтвердились... Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.

Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо .

Когда делать?

Как мы уже указали выше, проводить независимую оценку ущерба рационально после того, как Вы узнали сумму ущерба. Сделать это можно сразу же после получения недостаточной выплаты.

Чтобы Вам проще было понять, как именно проводится экспертиза, предлагаем сравнить порядок выплаты страховой с дальнейшим ремонтом на эти деньги автомобиля и оспариванием выплаты, когда суммы недостаточно на полное восстановление машины.

Итак, если обычный порядок выплаты выглядит следующим образом:

  1. страховой случай – ДТП,
  2. выплата или направление на ремонт,

То правильный порядок, когда требуется независимая экспертиза, будет выглядеть так:

  1. страховой случай – ДТП,
  2. обращение потерпевшего в страховую,
  3. осмотр автомобиля и калькуляция суммы возмещения,
  4. выплата или направление на ремонт, при этом, потерпевший выясняет, что выплаченной суммы недостаточно для проведения ремонта,
  5. назначение независимой экспертизы, инициированное потерпевшим (поиск подходящей организации и оплата услуг), с приглашением на неё представителя страховой компании,
  6. проведение экспертизы и новая калькуляция суммы ущерба,
  7. досудебное требование на основании калькуляции независимой экспертизы,
  8. в случае отказа страховщика урегулирования спора в досудебном порядке подача иска в суд,
  9. выигрыш суда, выдача последним исполнительного листа, по которому страховая обязана выплатить присуждённую сумму,
  10. ещё одна выплата от страховой по суду (как правило, разница между выплаченным и оценённым независимой экспертизой, а также "бонусы", о которых мы поговорим ниже),
  11. восстановление транспортного средства потерпевшим или сервисом от страховой в случае направления на ремонт.

Сколько стоит?

Стоимость такой экспертизы колеблется в зависимости от ряда факторов:

  • степени повреждения автомобиля,
  • необходимости проведения оценки товарной стоимости,
  • региона обращения.

В среднем, независимая оценка в Москве и Петербурге стоит в пределах 8-20 тысяч рублей в зависимости от вышеперечисленных факторов. В регионах цена может колебаться от 5 до 15 тысяч рублей.

Главное понимать, что уплаченная за это сумма возмещается в случае выигрыша суда или в досудебном порядке истребуется со страховщика.

Утеря товарной стоимости (УТС) проводится с целью дополнительной выплаты за то, что при продаже автомобиля после ДТП он немного теряет в цене. Возмещение УТС составляет по расчёту независимых контор в среднем 7-11% от всей суммы насчитанного ущерба.

Как правильно обращаться?

  1. Сначала Вам необходимо найти подходящую экспертную организацию. У неё должна быть соответствующая лицензия на осуществление такой деятельности.
  2. Далее Вы обращаетесь в выбранную организацию, где грамотный эксперт сначала просто посмотрит на автомобиль и скажет ещё до оплаты, стоит или не стоит делать независимую экспертизу на основании того, насколько по предварительной оценке можно насчитать с учётом повреждения машины.
  3. Следующим этапом будет назначение даты и времени проведения экспертизы. На неё Вам нужно будет пригласить представителя страховщика. Для этого правильно будет отправить на юридический адрес страховой компании телеграмму с указанием места, даты и времени проведения. Страховые редко направляют своих представителей на экспертизы, но иногда он присутствует.
  4. В "час пик" эксперт осматривает Ваш автомобиль, и затем ему потребуется около недели (может быть и меньше) для составления документов с расчётом. Вам нужно будет получить эти документы и ещё один их дубликат.
  5. Теперь необходимо направить страховщику досудебное требование, где своими словами указать все обстоятельства ситуации: что Вам была произведена выплата, её оказалось недостаточно, в связи с чем была инициирована независимая экспертиза, которая насчитала столько-то, потребовать возместить недостающую сумму денег, а также расходы на телеграмму и стоимость экспертизы, указать разумный срок (10-20 дней) для выплаты и написать свои банковские реквизиты либо желание получить наличными. К досудебному требованию приложить оригинал документов расчёта, кассовый чек на проведение экспертизы и квитанцию оплаты телеграммы.
  6. По прошествии этого срока плюс 3 банковских дня, если требуемая сумма не поступила на счёт, следует подавать иск в суд, куда уже приложить дубликат документов экспертизы. В этом случае лучше всего обратиться к автоюристу, проверенному по отзывам либо Вашими знакомыми/друзьями/родственниками, так как это дело уже немного сложнее досудебного требования, а расходы на юриста Вам тоже возместят в случае выигрыша суда, вероятность которого повышается при ведении дела хорошим и грамотным юристом. Впрочем, ничего не мешает обратиться к автоюристу ещё на этапе досудебного требования.

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность "выбить" через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2020 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).

На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...