Неконтролируемая массовая миграция как глобальная проблема XXI века. Миграционный кризис в европе в цифрах и графиках

Миграция населения Европы в эпоху Нового времени

Рост миграционных процессов в странах Западной Европы в эпоху Нового времени был обусловлен:

  • становлением капиталистических отношений;
  • развитием мануфактурного и фабричного способа производства;
  • утверждение частной собственности на землю.

Все эти факторы значительно повысили спрос на рабочую силу.

Начиная с XVI века в некоторых странах Европы (Италия, Франция, Англия и др.). идет процесс развития буржуазных отношений. Переход от феодальных отношений к капиталистическим в Англии происходил через «огораживание», когда крестьян сгоняли с земель феодала. В результате появилось множество обнищавших и разорившихся собственников - пауперов, переходивших в поисках работы из одного поселения в другое, перемещающихся в города.

Переход к буржуазным отношениям сопровождался массовым обнищанием населения и, как следствие, бродяжничеством. Для борьбы с этим явлением государство решило высылать бродяг и нищих из страны.

Наибольшего развития такая практика получила в Англии на стыке XVI-XVII вв. Посредством таких мероприятий власть способствовала заселению своих многочисленных колоний.

Миграционные процессы XIX-XX вв.

Миграционные процессы XIX-XX вв. значительно активизировались. На протяжении XIX века на другие континенты переместилось более 50 млн человек.

Замечание 1

Основными причинами миграционных процессов являлись экономические причины. Нехватка земли в местах постоянного места жительства европейцев, дешевая земля в местах иммиграции – все это способствовало миграции, особенно в сельскую местность.

В конце XIX века основные миграционные потоки перемещаются в направлении промышленных центров. Так, из Европы в США в период с 1846 г. по 1939 г. выехало 38 млн человек, в Аргентину и Канаду – по 7 млн, в Бразилию – 4,6 млн, а в Австралию – более 2 млн человек.

Миграционные потоки неоднократно меняли свою интенсивность и направление:

  • до кон. XIX века больше всего человек эмигрировало из Северо-Западной Европы, перед Первой мировой войной усилилась эмиграция из восточных и юго-восточных районов Европы;
  • до Первой мировой войны 40 млн человек переехало за океан;
  • от 5 до 10 млн иммигрировали в страны Европы;
  • в 20-е гг. XX века в США уехало 6-7 млн человек (до 600 тыс. человек в год);
  • 30-е гг. XX века число мигрантов за океан резко сокращается (до 140 тыс. человек в год);
  • кон. 30-х гг. характеризуется крупной политической миграцией, максимум которой приходится на годы Второй мировой войны и послевоенные годы;
  • период Второй мировой войны – эмиграция в США почти полностью остановилась;
  • 40-60-е гг. XX века – число переселенцев возрастает до 585 тыс. человек в год;
  • начало XXI века - огромное число эмигрантов в страны Европейского Союза из стран Ближнего Востока, Африки, Азии.

Более всего европейцы эмигрировали в США из Англии, Испании, Италии, Германии. Жители этих стран составляли от 70 до 85% (в разные годы) всех эмигрировавших европейцев. Значительными направлениями для миграции стали: Канада, Новая Зеландия, Латинская Америка, Южная Африка.

В миграционных процессах Европы выделяют следующие основные периоды:

  • I период - кон. XIX нач. XX вв. Характеризуется свободным перемещением людей между странами Европы (искл. составляла Россия) без паспортов и разрешений. К 1900 г. Европу покинуло 12% населения. Накануне Первой мировой войны широкие масштабы приобрела внутриевропейская миграция. Около 5 млн человек жили за пределами своих родных стран.
  • II период – 1914 - 1945 гг. Характеризуется принятием законов, которые ограничивали въезд иностранцев в Европу, тем самым защищая в условиях роста безработицы и массовой демобилизации ранки труда. Так как в США в 1921, 1924 гг. были приняты акты о квоте мигрантов и ограничении миграции соответственно. В результате европейцы стали переезжать в Латинскую Америку, в большая часть англичан – в собственные колонии. Англичанам, переселяющимся в доминионы, предоставлялась финансовая поддержка. Экономический кризис 1920-1930 гг., последовавшая за ним депрессия привели к массовой безработице и сопровождались ограничением въезда в страны Европы. В 30-х гг. распространена внутриевропейская миграция, затронувшая порядка 11 млн. человек. В 30-е гг. возросли процессы реэмиграции – встречный поток мигрантов из США, Австралии, Канады в Великобританию, Швецию, Испанию, Нидерланды и Бельгию.
  • III период – 1945 г. – сер. 70-х гг. Последствия Второй мировой войны, нефтяной кризис оказали значительное влияние на миграционные процессы. Множество людей возвращались в родные места из плена, немцы-эмигранты ехали обратно в Германию. Послевоенное развитие экономики и восстановление требовало много рабочей силы. Многие законы, ограничивающие миграцию, отменили. С 1946 по 1963 гг. из Европы в США переехало 2,9 млн человек. В Западную Европу в период с 1950 по1979 гг. переселилось около 10 млн человек.
  • IV период – с сер. 70-х гг. по настоящее время. В сторону ужесточения изменяется миграционное законодательство.

Миграция населения Европы на современном этапе

Массовое переселение в страны Европы жителей Ближнего Востока, Азии и Африки началось примерно 50 лет назад, когда рабочих приглашали на временные работы.

Замечание 2

В настоящее время миграция населения в страны Европы обусловлена поиском более комфортного места жительства, высоких источников дохода и получения квалифицированного образования. Преобладают переезды всей семьей.

С 2015 года вследствие военных действий ряда регионов Азии и Африки наблюдается массовое переселение беженцев из этих стран. В Европу мигранты попадают через Грецию, Италию и Испанию.

Данный процесс трудно контролируем. Он опасен увеличением населения в странах Европы, ростом преступлений (изнасилований, убийств), терактами.

Резко сокращается объем рабочих мест. Большая доля среди беженцев приходится на женщин и детей, которым оказывается экономическая поддержка, которая может негативно сказаться на бюджете государства и возможно, даже, привести к кризису.

По мере роста числа мигрантов возникают трудности с их адаптацией. Сталкиваются разные культуры, что несет определенные этнические риски для местного населения.

Замечание 3

Миграционные процессы в Европе – это острая проблема многих стран. Растет недоверие к иммигрантам, в повседневной жизни европейцев все чаще проявляется ксенофобия. Развитию напряженности способствует формирование в среде мигрантов крайне правых, с террористическими взглядами организаций.

Представители некоторых профессий в России полагают, что их труд несправедливо низко ценится. По этой причине они иммигрируют в Европу, где работа врача, педагога, дальнобойщика, и многие другие профессии, ценится значительно выше.

Однако у процедуры трудовой миграции в Европу имеется ряд особенностей, с которыми необходимо предварительно ознакомиться потенциальному мигранту.

Что такое трудовая миграция?

Само понятие трудовой миграции означает смену места проживания граждан, с целью более выгодного трудоустройства, как в плане внутренних показателей (размер заработной платы, условия труда, коллектив и т.д.), так и касательно внешних факторов (климатические условия, удаленность от места проживания и т.д.).

Различают два основных вида трудовой миграции:

  • Внутренняя — в пределах одной страны;
  • Внешняя (международная) — с переездом в другую страну.

В случае трудовой эмиграции из России в Европу речь идет о внешнем (международном) типе.

Также, каждый из перечисленных видов подразделяется на следующие категории, зависящие от длительности трудовой миграции:

  • Постоянная. Подразумевает трудоустройство в другой стране на постоянной основе. Разницы нет, планируют ли трудовые мигранты оформлять гражданство и получать паспорт государства переезда, или ограничатся ВНЖ или ПМЖ с разрешением на осуществление трудовой деятельности;
  • Временно-постоянная. Если срок переезда с целью работы ограничен периодом от одного до шести лет, то он попадает под эту категорию. Такой вид трудовой миграции в Европу из России чаще всего и называют «временными заработками»;
  • Сезонная. Наиболее распространенная категория трудовой миграции, когда граждане переезжают с целью участия в сезонных работах, среди которых - следующие:
    • Сельское хозяйство;
    • Рыбная ловля;
    • Строительство;
    • Сфера услуг;
  • Приграничная. В определенных случаях, гражданам России приходится регулярно пересекать границу государства, для осуществления трудовой деятельности. Поэтому были разработаны законы, упрощающие данную процедуру;
  • “Утечка мозгов”. Миграция, в ходе которой за границу переезжают специалисты, занимающиеся интеллектуальным трудом: ученые, педагоги, IT специалисты.

Участники процесса трудовой миграции в Европу из России - это мигранты различных типов. Среди них:

  • Переселенцы . Люди, которые намерены переехать в другое государство с целью получения ПМЖ или гражданства, за счет трудоустройства. Иногда они переезжают с семьями, иногда сами;
  • Работники по контракту (как правило, с низким или средним уровнем квалификации). Обычно такие рабочие отправляются с целью участия в сезонных работах, не требующих специальных навыков и знаний;
  • Специалисты высокого класса . Представители интеллектуальных профессий часто мигрируют, что приводит к процессу “утечки мозгов”;
  • Нелегалы . От этой проблемы страдает практически вся международная трудовая миграция. Лица, пересекающие границу или устраивающиеся на работу нелегально, часто лишают таким образом законных граждан рабочих мест;
  • Беженцы . Граждане, ищущие политического убежища или бежавшие от войн, бегут за границу в поисках нового места проживания и работы. В некоторых случаях такие мигранты пересекают границу нелегально и, в порядке трудовой миграции, устраиваются на специальности, не требующие особенных навыков и знаний.

Люди каких профессий в первую очередь могут эмигрировать из России?

Если россиянин собирается переехать в Европу в порядке трудовой иммиграции, ему необходимо знать, какие профессии там востребованы.

Список наиболее перспективных вариантов для трудовой миграции в Европу из России включает:

  • Специалист сферы IT . В России программисты и системные администраторы тоже ценятся, однако за границей их заработная плата, как правило, выше, и составляет от 50 тысяч долларов в год;
  • Инженер . Специалисты, связанные с аэрокосмической сферой, автомобилестроением и нефтедобычей в Европе ценятся высоко, и могут рассчитывать на оклад около 40-45 тысяч долларов в год;
  • Врач . Одна из наиболее незаслуженно обделенных стран на территории России. В Европе ситуация совершенно иная, и там представители некоторых врачебных специальностей могут зарабатывать от 40-50 тысяч долларов в год;
  • Медсестра . Хотя по всему миру люди пренебрежительно относятся к этой профессии, работодатели ценят квалифицированных медсестер не меньше врачей, что выражается в зарплатах от 44 тысяч долларов в год;
  • Учитель . К педагогам в России отношение в последние годы значительно ухудшилось, что привело и к снижению заработных плат. В Европе квалифицированный педагог может рассчитывать на оклад около 12-15 тысяч евро в год;
  • Аниматор . Одна из немногих “профессий”, для которой не нужно образование, кроме свободного владения языком страны переезда. Правда, зарплата у этих рабочих сравнительно небольшая, но стабильная. и составляет от 8 до 20 тысяч евро в год. Россияне без высшего образования или востребованной специальности часто выбирают такой вариант трудовой миграции в Европу из России;
  • Дальнобойщик . Водитель с правами на категорию “Е”, свободным знанием английского языка и прошедший 2 месяца стажировки в порядке трудовой миграции может получить право на трудоустройство в Европе и на среднюю заработную плату от 12 до 24 тысяч долларов в год;
  • Юрист . Специалистов в этой области в России довольно много. Из этого вытекает высокая конкуренция и низкая заработная плата юристов. За рубежом ситуация отличается, особенно в отношении Италии, где представитель этой профессии может зарабатывать от 90 тысяч евро в год.

Разумеется, в разных странах ситуация может различаться, поэтому рекомендуется провести “разведку”, посредством туристической поездки перед полноценной трудовой миграцией в Европу из России.

Требования и нюансы переезда

При трудовой эмиграции из России в Европу ко всем мигрантам предъявляются определенные требования. В первую очередь это включает знание языка страны переезда, подготовка и подача всех необходимых документов и оплата всех полагающихся сборов. Кроме того, иммигрант должен доказать отсутствие судимостей, налоговых и кредитных задолженностей на родине.

Наконец, трудовая миграция в Европу из России подразумевает поиск россиянином работы за границей. Следовательно, он должен обладать определенными знаниями и навыками, соответствующими выбранной специальности. Хотя, если цель трудовой миграции - исключительно заработки, можно пойти разнорабочим и за год-два заработать вполне приличную сумму, по российским меркам.

Необходимые документы

Вся процедура трудовой миграции требует от россиянина подготовки и предоставления целого ряда документов, в том числе и для оформления трудовой визы.

Перечень документов для шенгенской визы при трудовой миграции в Европу из России включает:

  • Заполненную ;
  • Оригинал загранпаспорта;
  • Ксерокопию определенных страниц загранпаспорта, где имеются:
  • фотография заявителя;
  • персональные данные;
  • другие Шенгены;
  • Фотографию заявителя, соответствующую следующим требованиям:
    • цветное, чистое и контрастное изображение;
    • ширина — 3,5 см, высота — 4,5 см;
    • фон изображения — светлый, нейтрального тона, не дающий бликов;
    • заявитель на снимке должен быть изображен без головного убора или очков, если те не нужны в соответствии с религиозными/медицинскими требованиями (в любом случае, лицо они не должны закрывать);
    • выражение лица на снимке — нейтральное, глаза открыты, рот закрыт;
  • Медицинскую страховку. Сумма покрытия должна составлять минимум 30000 евро, а действовать полис россиянина должен на всей территории Евросоюза, охватывая весь период поездки;
  • Подтверждение финансовой состоятельности заявителя, в роли которого может выступать:
    • выписка с банковского счета;
    • пенсионное удостоверение;
    • стипендия;
    • справка с места работы, где указывается месячная заработная плата заявителя;
    • справка о доходах, для частных предпринимателей;
    • спонсорское письмо, если поездку финансирует третья сторона, с подтверждением платежеспособности спонсора;
  • В случае, если заявителем на получение шенгенской визы для трудовой миграции в Европу из России является ребенок (в возрасте от 16 лет, для участия в сезонных работах), который выезжает в сопровождении только одного из родителей или доверенного лица, к вышеприведенному списку документов добавляются следующие документы:
    • оформленное в письменном виде и нотариально заверенное разрешение на выезд за границу;
    • если ребенок едет без родителей — доверенность на сопровождающего, за подписью родителей.
  • Квитанция об оплате консульского и сервисного сборов.

После того, как россиянин получил долгосрочную визу (краткосрочная не подходит для эмиграции), он через определенное время, может претендовать на получение ВНЖ. Тут список документов слишком изменчив, все зависит от ситуации. Главное, что должен доказать заявитель — право на получение вида на жительство. Какие справки и удостоверения нужны для этого — ему скажут в соответствующем миграционном органе страны переезда.

В случае с ПМЖ (третий этап трудовой миграции в Европу из России) ситуация почти такая же. За исключением того, что россиянин обязан доказать свободное владение государственным языком и предоставить документы, подтверждающие его продолжительное пребывание в стране без долговременных выездов (более 90 календарных дней).

Наконец, чтобы оформить гражданство страны, куда россиянин переехал из России в порядке трудовой миграции в Европу, он должен подать соответствующее заявление, доказать отсутствие судимостей и кредитных долгов, а также еще раз подтвердить уровень владения государственным языком. В среднем, на получение гражданства посредством трудовой миграции, можно рассчитывать через 10 лет пребывания на территории выбранного государства.

Стоимость

Основная часть расходов при трудовой миграции приходится на начало процедуры — оформление долгосрочной шенгенской визы.

Суммы выплат составляют при трудовой миграции в Европу из России:

  • 21 евро — сервисный сбор, в случае обращения в визовый центр. Оплата проводится в рублях, поэтому сумма может изменяться;
  • От 60 евро и больше — консульский сбор, за саму визу категории “D” (национальная, долгосрочная).

Затем, на этапах оформления ВНЖ и ПМЖ может потребоваться изготовление копий определенных документов, или запрос на получение справок из России (например, для подтверждения гражданского статуса россиянина). Но здесь суммы слишком сильно различаются и указать точный размер расходов почти невозможно.

Так или иначе, но вся процедура трудовой миграции в Европу из России, от оформления шенгенской визы до получения гражданства страны переезда может занять от 7 до 12 лет. Не все готовы ждать так долго.

Другой способ переезда в Европу

К счастью, для россиян есть и альтернативный вариант, как стать гражданами ЕС в порядке трудовой миграции — оформить гражданство Румынии. Миграционное законодательство этой страны значительно менее строго к заявителям, чем большинство других членов Евросоюза, и получить ее паспорт сравнительно просто. В частности — свободное владение языком — хоть и полезно, но не обязательно. Даже для гражданства хватит и поверхностных знаний.

В среднем, стоимость оформления румынского паспорта для граждан РФ составляет от 1000 до 1800 евро, если они лично подавали все документы и были в Румынии минимум 3 раза. Цена возрастает примерно до 2200 евро, если документы для трудовой миграции подавались через почту, и заявитель посещал страну 2 раза.

В любом случае, на процедуру оформления румынского гражданства уходит не более 1,5 лет. Чтобы начать оформление документов прямо сейчас, заполните заявку.

Договоренностей по миграционной проблеме. В частности, ими было принято решение о добровольном приеме беженцев странами сообщества и о выделении Турции второго транша в размере €3 млрд в рамках соглашения по беженцам, а также организации вне ЕС центров для нелегальных мигрантов.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о миграционной проблеме в Европе.

Статистика

В 2014-2015 годах Европа столкнулась с наиболее серьезным за последние десятилетия миграционным кризисом. Европейские страны захлестнула волна нелегальных мигрантов из государств Африки и Ближнего Востока. Если в 2000-2010 годах в Европу нелегально приезжало по 20-25 тыс. человек в год, то в 2014 году, по данным МОМ, в Европу прибыли 900 тыс. человек, в 2015 году - 1,048 млн человек (по данным Агентства ЕС по контролю границ Frontex, 1,8 млн).

Основной поток шел из Сирии и Афганистана, значительную долю составили выходцы из Ирака и Ливии. Примерно 25% прибыли из африканских стран (Эритрея, Судан, Южный Судан, ДР Конго, Сомали, Мавритания, Марокко, Тунис, Алжир, Мали, Нигерия, Камерун, Габон). В 2016 году количество прибывших на континент мигрантов и беженцев сократилось до 390 тыс., в 2017 году в Европу прибыли 186 тыс. 768 мигрантов и беженцев, с начала 2018 года - 56 тыс. 309 (по морю - 44 тыс. 957, по суше - 11 тыс. 352).

В целом, по данным Европейской комиссии (ЕК), с 2015 по июнь 2018 года в страны ЕС прибыло более 1,6 млн нелегальных мигрантов.

Основные причины

Причинами увеличения миграционного потока в Европу стали события в арабском мире в 2010-2011 годах ("арабская весна") и последовавшая за ними внутриполитическая дестабилизация в ряде стран Северной Африки, Аравийского полуострова и Ближнего Востока. Прежде всего это войны в Сирии и Ливии, расширение деятельности террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ) в Сирии и Ираке, осложнение ситуации с обеспечением безопасности в Афганистане вследствие активизации талибов (двжиение "Талибан" запрещено в РФ), а также усугубление социально-экономической условий в ряде стран южнее Сахары.

Другой причиной увеличения масштабов миграции стало расширение сети криминальных организаций, занимающихся контрабандой людей. Только в 2015 году, по оценкам Европола, услугами контрабандистов воспользовалось более 90% нелегальных мигрантов, прибывших в Европу, прибыль криминальной сети составила от €3 млрд до €6 млрд. Основным плацдармом для переправки нелегальных иммигрантов в ЕС является Ливия.

Основные маршруты нелегальной миграции

По данным миграционных служб европейских стран, часть иммигрантов прибывает в Европу по туристическим визам или поддельным документам, другая - через нелегальные каналы, пересекая границы без документов. Они перебираются в Европу несколькими путями, в основном через Средиземное море. Один из них - из Северной Африки на Пиренейский полуостров - в Испанию, затем во Францию и Италию (западно-средиземноморский маршрут), второй - в Италию и на Мальту (центрально-средиземноморский маршрут).

Еще один путь - из Турции в Грецию и Болгарию, оттуда по западно-балканскому коридору (через Албанию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Сербию и Македонию) в Словению и Венгрию, а затем в Германию, Австрию и Швецию (восточно-средиземноморский). Наибольшее количество нелегалов, прибывающих на континент, скапливаются на территории Италии и Греции.

Трагедии и операции по спасению

Эксперты затрудняются назвать точное число погибших при попытках добраться до Европы. О первых жертвах средиземноморского трафика мигрантов заговорили еще в 2000 году. В 2012 году в Средиземном море утонули около 500 человек, в 2013 году - 600 человек, в 2014 году эта цифра увеличилась до 1,5 тыс., в 2015 году - до 3,8 тыс. человек. В 2016 гожу, по данным МОМ, при попытке проникнуть на территорию Европы через Средиземное море погибли или пропали без вести 5 тыс. 143 человека, в 2017 году - 3 тыс. 116, с начала 2018 года - 972 человека.

Для предотвращения гибели людей в Средиземном море итальянское правительство еще в 2013 году запустило программу Mare Nostrum, в которой были задействованы итальянские военные корабли и авиация. В 2014 году на смену ей пришли общеевропейские программы "Тритон" и "Посейдон".

В июне 2015 года стартовала военно-морская операция по спасению мигрантов EUNAVFOR Med, в сентябре того же года она получила название "София". 7 октября 2015 году по решению ЕС начался ее второй этап, который предполагает задержание и проверку подозрительных судов. В августе 2016 года сообщалось, что за время ее действия были спасены более 25 тыс. человек (в том числе 1,2 тыс. детей) и нейтрализованы более 180 судов. 25 июля 2017 года Совет ЕС продлил мандат операции до 31 декабря 2018 года.

План расселения беженцев

В мае 2015 года ЕК предложила ввести квоты на прием мигрантов для всех 28 стран Евросоюза. В июне страны сообщества договорились добровольно разместить 40 тыс. беженцев. А в сентябре ЕС принял план расселения в течение двух лет еще 120 тыс. человек из лагерей беженцев в Италии и Греции. Однако впоследствии Чехия, Венгрия, Румыния и Словакия отказались от приема беженцев. В связи с этим в сентябре 2017 года ЕК предложила новую схему распределения - 50 тыс. человек в течение двух лет - до октября 2019 года. На эти цели ЕС выделил €500 млн.

В настоящее время по квотным схемам из средиземноморских стран по территории остальных участников сообщества расселено только около 35 тыс. человек, то есть около 2% из 1,6 млн нелегальных мигрантов, прибывших в страны ЕС с 2015 по июнь 2018 года.

Сотрудничество ЕС и Турции

В ноябре 2015 и марте 2016 года ЕС достиг соглашения по проблемам мигрантов с Турцией, где скапливается основной поток направляющихся в Европу беженцев. Оно предусматривает обмен нелегальных мигрантов на сирийских беженцев, получивших статус в Турции, по принципу один на одного: нелегальные мигранты будут возвращены в Турцию, а легальные сирийские беженцы будут переселены в ЕС. Нелегалов-несирийцев Турция должна возвращать в их страны.

В соответствии с договоренностями ЕС пообещал Турции €6 млрд - двумя частями по €3 млрд - финансовой помощи и активизацию переговоров о вступлении в ЕС. В середине июня 2017 года еврокомиссар по миграции, внутренним делам и гражданству Димитрис Аврамопулос заявил, что Брюссель в полном объеме выполняет свои обязательства перед Анкарой, которой он уже перевел в рамках миграционной сделки €2,9 млрд из обещанных до €3 млрд (€1,57 млрд уже освоены - на эту сумму подписаны контракты, направленные на оказание помощи сирийским беженцам на территории Турции). На территории Турции в настоящее время находятся более 3,5 млн беженцев.

Меры по сдерживанию миграционного потока в странах ЕС

В ответ на кризис правительства практически всех европейских стран ужесточили миграционные нормы - сократили сроки пребывания кандидатов на получение статуса беженцев, снизили размеры пособий, усилили карательные механизмы по выдворению нелегальных иммигрантов за пределы единых европейских границ. Наплыв переселенцев поставил под угрозу соглашение о свободном передвижении в пределах Шенгенской зоны.

В связи с обострением миграционной обстановки в 2015-2016 годах контроль на отдельных границах временно вводили восемь стран - Германия, Австрия, Словения, Венгрия, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия. В марте 2016 года Словения и Хорватия в координации с Сербией и Македонией (не входят в ЕС) закрыли для беженцев проходящий через них балканский маршрут. Ранее власти этих государств неоднократно объявляли о сокращении квот на предоставление убежища.

— Известно ли вам, как рядовые европейские граждане относятся к миграционной политике и в целом к тому, что сейчас происходит в Европе?

— Общественное мнение в Европе сильно политизировано. Мнения разные: кто-то мигрантов приветствует, кто-то считает, что происходит постепенный закат Европы в результате увеличения доли выходцев из неевропейских регионов. Однако сейчас мы отчетливо наблюдаем, что ксенофобские, расистские, антимигрантские настроения в Европе растут.

В результате антимигрантских настроений праворадикальные партии набирают популярность, а евроскептицизм становится все более сильным. И, судя по всему, ситуация будет усугубляться, так как неконтролируемая миграция продолжится в этом и следующем году.

Насколько сильно, на ваш взгляд, изменился облик Европы?

— На самом деле, ничего нового не произошло, и водораздела никакого нет, ведь в Европе и до 2014 года проживали десятки миллионов мигрантов. Во всех европейских странах, начиная с России и заканчивая Великобританией, значительный процент населения составляют мигранты. Только в XX и XIX веке миграция приобрела другие формы.

Проблемы возникают, когда миграция становится неконтролируемой. Причиной недовольства в Европе стала не сама миграция, а ее неконтролируемый и массовый характер.

Но все же нельзя отрицать, что многие европейцы воспринимают произошедшее, как трагедию? Может ли ситуация настолько усугубиться, что граждане европейских стран потребуют, чтобы некоторые политики ответили за свои действия?

— Это трагедия для тех, чья жизнь изменилась в негативную сторону. Это те люди, которые непосредственно сталкиваются с негативными сторонами миграции: преступностью и террористическими проявлениями. Но их не так много.

В Европе лагеря мигрантов не располагаются во всех городах и деревнях, во всех лесах и полях. Шесть европейских стран приняли 80% всех мигрантов, а остальных миграция почти не коснулась. Поэтому лучше не обобщать.

Количество мигрантов, например, в Ирландии, Великобритании, Финляндии или Португалии не представляет никакой угрозы для государства и общества. Но в странах, где сконцентрирована неконтролируемая миграция, безусловно, миграционные процессы влияют на обыденную жизнь людей, в том числе негативно.

Происходят точечные террористические акты, гибель людей — это всегда трагедия. Но европейская цивилизация выжила в двух мировых войнах. Поэтому сравнивать нынешнюю ситуацию с потенциальным крахом, перед которым Европа стояла в первой половине XX века, конечно, нет никаких оснований.

Вы считаете, что миграционная проблема в Европе преувеличена?

— Европа и сейчас, при всех уже случившихся трагедиях, остается одним из самых благополучных для проживания человека мест на земле. Да, жизнь Европы меняется не в лучшую сторону, но я бы не преувеличивал трагизм этой ситуации. Многое зависит от того, как в последующие несколько лет европейские государства справятся с этим вызовом.

Европа в состоянии выйти из миграционного кризиса? От каких факторов будет зависеть удачное разрешение сложившийся ситуации?

— Главная проблема — дестабилизация во многих странах вокруг Европы, откуда поступают беженцы. Но даже если ситуация в этих странах нормализуется, глобализация в любом случае ведет к увеличению диспропорций и социально-экономических диспаритетов.

Важно понять, что миграция в Европу нарастала бы в любом случае.

Другое дело, что миграция могла бы быть контролируемой и регулируемой, но случилось то, что случилось, и сейчас перед Евросоюзом стоит задача в 2017 году выйти на механизмы, которые возьмут миграцию под контроль.

Миграцию в целом остановить нельзя, потому что история человечества — это история миграции, которая всегда носила стихийный характер. Конечно, миграционные процессы можно регулировать, как Европа это делала всю вторую половину прошлого столетия. Но для этого необходима общая политика в сфере миграции.

Как вы считаете, европейские политики пожалели, что так охотно принимали беженцев?

— Изначально европейские политики опирались на общественное мнение. Была мощная общественная поддержка. Меркель объявила, что Германия справится с наплывом мигрантов, и граждане с большим перевесом ее поддержали. Сейчас Германия принимает мигрантов и помогает беженцам из гуманитарных соображений.

В каждой стране была своя мотивация. Германия, например, в общественном сознании до сих пор несет комплекс вины за события XX века. Безусловно, когда выпал шанс стать пристанищем для сотен тысяч людей, бегущих от войны, многие правозащитники и либерально настроенные граждане посчитали, что нельзя его упустить. Посчитали, что это шанс показать, насколько Германия изменилась.

Сейчас ситуация вышла из-под контроля, и, естественно, ставятся уже другие вопросы: не сколько еще людей мы можем принять, а что делать с теми, кого мы уже приняли, и как сделать так, чтобы минимизировать в текущем и следующем году приток новых беженцев или скрытых экономических мигрантов.

Давайте в завершении нашего разговора отвлечемся от сугубо европейской темы. Хотелось бы узнать ваше компетентное мнение о взаимоотношениях ЕС с Россией и другими постсоветскими государствами. Как они будут развиваться в долгосрочной перспективе?

— Отношения России и ЕС — процесс сложный, со взлетами и падениями, но нетрудно спрогнозировать, что рано или поздно нынешний период охлаждения будет пройден. Мы найдем решения проблем, если не всеохватывающие, то секторальные.

Россия и ЕС будут сосуществовать и в XXI веке, и после. Отношения будут развиваться так же, как развивались многие столетия — достаточно неоднозначно. Некоторые страны Европы продолжат заявлять о готовности к сотрудничеству, нормализовывать конфликты и решать вопросы в конструктивном плане. Другие страны продолжат занимать жесткие позиции вплоть до антироссийских.

Россия никуда не денется из Европы, и западные европейские страны также, учитывая, что Евросоюз не находится в преддверии своего краха или распада, и будет существовать все обозримое будущее.

Для России это один из самых значимых регионов планеты. Для России ЕС — крупнейший торговый партнер. Около 44% товарооборота РФ с зарубежными партнерами приходится на Евросоюз. Поэтому с уверенностью можно сказать, что отношения будут развиваться так же, как это происходило до сих пор.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...