Ответственность организаций добровольной пожарной охраны. Добровольная пожарная охрана. Финансовая поддержка ДПО

Нормальные герои всегда идут в обход

«Айболит-66», слова из песни

Подаренные нам В.В. Путиным майские каникулы подходят к концу. Некоторые, видимо, уже устали отдыхать.

Вот и сегодня мне задали вопрос: «Нужно ли при наличии на предприятии подразделения пожарной охраны обязательно предусматривать добровольную пожарную дружину? Есть такой документ ППБО-85 „Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности“. База „Norma CS“ определяет его, как действующий. Цитата из ППБО-85 „1.8. Руководители объединений, предприятий и организаций обязаны... организовывать на объекте добровольную пожарную дружину (ДПД) и пожарно-техническую комиссию“.»

Речь шла о нефтеперерабатывающем предприятии. Применительно к таким предприятиям, в первую очередь, я и хочу высказать свое мнение по поводу. Однако, большинство из сказанного ниже можно отнести и на счет других промышленных объектов.

В этой статье речь пойдет не о том «как создать?», а о том «нужно ли создавать?».

Формально ППБО-85 «Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности» действующий, т.к. не отменен, но:
— к нефтеперерабатывающим заводам он не имеет никакого отношения и распространяется на предприятия нефтедобывающей отрасли;
— правовой статус его то ли «сомнительный», то ли «ниже плинтуса».

По моему скромному мнению правовые нормы, содержащиеся в нем, следует попросту игнорировать. Технические требования целесообразно исполнять на стадии проектирования на добровольной основе (в части, не противоречащей Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности).

Требования пожарной безопасности к нефтеперерабатывающим предприятия установлены «Правилами пожарной безопасности при эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий» (ППБ-79) и «Ведомственными указаниями по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности» (ВУПП-88). Их статус такой же, как и ППБО-85.

Что касается добровольной пожарной охраны и ее подразделений (дружин, команд), то ее создание регламентируется . Его реализация — это право, а не обязанность руководителей предприятий.

Я лично довольно скептически отношусь к необходимости создания добровольных пожарных дружин и команд на производственных объектах. Дело, собственно говоря, в следующем...

1. Ни один из действующих законодательных и других нормативных правовых актов не обязывает предприятия создавать добровольную пожарную охрану, тем более «независимо от наличия профессиональных подразделений пожарной охраны».

Обязанности и права руководителей организаций по созданию подразделений пожарной охраны определены статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»: — руководители организаций, включенных в «Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана», обязаны создавать подразделения пожарной охраны; — в других случаях (на объектах, не вошедших в соответствующие Перечни) руководители организаций создавать подразделения пожарной охраны имеют право. Вид пожарной охраны руководитель (или собственник) организации определяет самостоятельно.

Для примера возьмем предприятие, вошедшее в «Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана». На этом предприятии создано подразделение пожарной охраны (профессиональное: ведомственной, частной или Федеральной противопожарной службы). Следовательно, руководитель (собственник) организации обязанность, возложенную на него абзацем четырнадцатым части второй статьи 37 Федерального закона 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, выполнил. Другой пример – промышленное предприятие, не являющееся критически важным объектом. На нем руководитель (собственник) также создал подразделение пожарной охраны (профессиональное), которое он содержит за счет собственных средств (и такое бывает) – реализовал свое право, данное ему абзацем вторым части первой статьи 37 Федерального закона 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ.

Казалось бы: вопросов не должно быть ни к одной из этих организаций. Но не тут-то было: чиновники от пожарной безопасности требуют создания на этих предприятиях еще и добровольной пожарной охраны; этого же требуют работники профильных управлений и департаментов обеих организаций.

Зачем на предприятии два вида пожарной охраны? Руководители обоих этих предприятий могли ограничиться созданием лишь добровольной пожарной охраны (право определять вид создаваемой пожарной охраны предоставлено собственнику или руководителю организации), а руководитель второго предприятия – вообще не обязан создавать пожарную охрану и, с точки зрения закона, к ним опять нет претензий.

2. Создание добровольных противопожарных формирований во всех случаях, независимо от наличия профессиональных подразделений пожарной охраны объективно не обосновано и не разумно.

Это особенно показательно на примере нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий, в которых созданы профессиональные подразделения пожарной охраны: — во-первых, пожарная охрана в соответствии с требованием закона на этих предприятии создана; — во-вторых: большая часть таких предприятий являются опасными производственными объектами. В них разработаны Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций (а также планы тушения пожаров), оперативной частью которых предусмотрены действия работников при возникновении аварий и пожаров, в т.ч. действия по тушению пожара первичными средствами пожаротушения и введению в действие стационарных систем противопожарной защиты. Обязанность всех работников «участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте» закреплена частью второй статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также должностными инструкциями работников. Обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, «обучать работников действиям в случае аварии или инцидента» закреплена статьей 10 того же Федерального закона. Принимать «меры по обучению персонала действиям при пожаре» руководители опасных (взрывопожароопасных) производственных объектов вынуждены также в силу положений пункта 3 статьи 93 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Это даже больше, чем добровольная пожарная охрана. Это значит, что все работники (а не только члены ДПО) участвуют в ликвидации аварий, в т.ч. связанных с пожаром, на таких объектах.

В связи со сказанным выше, нужно сделать вывод, что какое-либо непрофессиональное пожарное формирование нужно в одном случае - когда профессиональное (специальное, воинское, договорное, ведомственное, частное) подразделение пожарной охраны на предприятии отсутствует, либо численность его и, одновременно, дислокация (количество, численность боевых расчетов и техническое оснащение) подразделений пожарной охраны населенного пункта не позволяют обеспечить локализацию и (или) ликвидацию пожара.

Задача таких пожарных формирований также одна - тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ с помощью передвижной пожарной техники.

3. Добровольная пожарная охрана, по сути своей, не эффективна ввиду добровольного принципа ее комплектования.

Зачисление в ряды членов ДПД осуществляется на основании добровольных личных заявлений кандидатов. А это значит, что если не будет желающих, то и не будет пожарных формирований. А желающих не будет, если меры стимулирования членов ДПД окажутся недостаточными. Единственный объективно и безоговорочно эффективный способ стимулирования – материальный.

4. Федеральный закон от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» содержит в себе столько правовых коллизий, что лучше держаться от него подальше, чем пытаться реализовать его положения.

Перечисление и обсуждение их не является предметом настоящей статьи, поэтому не буду на этом останавливаться.

В свете обозначенных выше проблем предлагаю следующий способ их решения:

При создании на предприятии подразделений пожарной охраны на непрофессиональной основе, нужно создавать не добровольную, а нештатную пожарную охрану. Это большая разница и из нее вытекает масса последствий. И пусть в законе «О пожарной безопасности» нет такого вида пожарной охраны, зато разом снимаются все вышеозначенные проблемы. А собственник вправе создать хоть подводно-космическую триждыпожарную охрану.

Принципиальные отличия нештатного формирования от добровольного:

— ее существование и деятельность не зависит от чьего-то желания или нежелания; раз определив, что работник состоящей на конкретной штатной должности будет нештатным пожарным, он им будет всегда, даже если сам работник сменится и на эту должность будет принят другой человек;

— все дополнительные обязанности, обусловленные членством в нештатном формировании могут быть включены в должностную инструкцию или оформлены дополнительным соглашением к трудовому договору; — отсутствует необходимость имитировать нематериальное стимулирование работников; можно хоть установить надбавку к должностному окладу;

— ни у кого не останется иллюзий что такое подразделение пожарной охраны бесплатное, а следовательно они не будут насаждаться повсеместно; а будут в каждом случае обосновываться и просчитываться.

Стоимость формирования ДПО - договорная.

Время прибытия на место ЧС: Москва - от 5 минут, Московская область - от 10 минут.

Время прибытия указана исходя из действующих нормативов, учитывая размещение боевого расчета в непосредственной близости от охраняемого объекта, либо прямо на его территории. В случае размещения подразделения на удалении от охраняемого объекта, время прибытия может быть увеличено. Заключение договора на обслуживание возможно на некоммерческой основе, все действия и условия сотрудничества обсуждаются индивидуально.

Вам также может быть интересно:

Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях, на основании Федеральных законов «О пожарной безопасности», «О добровольной пожарной охране», руководствуясь Уставом, формирует подразделения ДПО, ДПК и ДПД. Данные формирования создаются из числа добровольцев и осуществляют свою деятельность на общественных началах (безвозмездно), при этом, в соответствии с Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» могут вести коммерческую деятельность и получать прибыль лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых созданы указанные организации и соответствующие этим целым. Добровольная пожарная команда не может выполнять боевые задачи при отсутствии минимального финансирования. Поэтому мы выполняем свою работу в обмен на материальную помощь, покупку за счет заказчика необходимого оборудования, автомобилей и пожарно-технического вооружения, необходимого для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Добровольная пожарная дружина (ДПД)

Небольшое пожарное формирование, в задачи которого помимо тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, входи также предупреждение и профилактика пожаров. Дружины создаются на общественных началах в небольших организациях, на предприятиях в образовательных учреждениях, школах, ДОУ. Как правило, дружины не используют спецтехнику и вооружение, а занимаются выставлением пожарных постов, мониторингом состояния стационарных средств пожаротушения и проведением учебных занятий и тренировок. В обязанности также может входить обучение пожарно-техническому минимуму руководителей и сотрудников организаций.

Добровольная пожарная команда (ДПК)

Более крупное, по сравнению с пожарной дружиной подразделение, имеющие средства для доставки огнетушаших веществ к месту возгорания и необходимое пожарно-техническое вооружение. ДПК создаются в населенных пунктах, вне населенных пунктов, на крупных производственных и опасных объектах. Правовой основой создания и деятельности добровольной пожарной команды являются Устав создавшей ее Организации, Федеральное законодательство и Конституция Российской Федерации. ДПК приступает к тушению очага возгорания немедленно, не дожидаясь прибытия профессиональных подразделений МЧС России, что очень востребовано в труднодоступной местности, на опасных производствах, местах большого скопления людей.

Пожарно-технические комиссии

Для привлечения работников предприятий к работам по предупреждению и борьбе с пожарами на производственных и складских объектах с численностью 50 чел. и более руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию (п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).

В состав пожарно-технической комиссии (ПТК) входят начальники производств, руководители подразделений, служб, специалисты различных профилей, инженер по охране труда, начальник добровольной пожарной дружины. Состав комиссии руководитель организации утверждает своим приказом (распоряжением). Он определяет ее полномочия, основные задачи, программу и порядок работы. Руководство комиссией, как правило, возлагают на главного инженера предприятия.

Пожарно-техническая комиссия осуществляет контроль за состоянием пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, машин, оборудования, выполнении производственных процессов. Для этой цели члены ПТК периодически обследуют все подразделения предприятия, фиксируют выявленные нарушения, разрабатывают проект мероприятий по их устранению и доводят его до сведения администрации предприятия, затем при необходимости осуществляют контроль за его выполнением. Как показала практика, ПТК, там где они созданы, оказывают существенную помощь руководителям организаций но обеспечению пожарной безопасности на предприятии.

Добровольная пожарная охрана. Добровольные пожарные дружины и команды предприятий

В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" в целях участия в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, оказании первой помощи пострадавшим на пожаре добровольную пожарную охрану (ДПО) создают физические и юридические лица (предприятия), а так же их объединения.

Личный состав ДПО включает в себя работников, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ДПО осуществляют их учредители за счет собственных средств, а так же органы государственной власти и местного самоуправления. Они имеют право передавать ДПО свое имущество, в том числе здания, служебные помещения, средства связи, автотранспортные средства, оргтехнику и т.п. во владение, аренду или в безвозмездное пользование на долгосрочной основе.

В составе ДПО учредители могут создавать добровольные пожарные команды (ДНК) и добровольные пожарные дружины (ДПД), действующие на территории городских и сельских поселений (территориальные ДПК или территориальные ДПД) или в организациях (объектовые ДПК или ДПД).

Добровольная пожарная дружина (ДПД) – подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения.

Добровольная пожарная команда (ДПК) в отличие от ДПД имеет на вооружении мобильные средства пожаротушения.

Участниками территориальной ДПК или ДПД являются добровольные пожарные , проживающие на обслуживаемых территориях, достигшие возраста 18 лет, занесенные в реестр добровольных пожарных и способные по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. Для них учредители могут устанавливать знаки отличия, свою форму одежды, удостоверения (членские билеты).

Объектовые ДПК и ДПД создают на предприятиях. Их учредителями могут быть работники, в том числе руководитель организации, а участниками – добровольные пожарные из числа работников организации.

Учредители назначают руководителей ДПК и ДПД. На должности бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов) работников нанимают на условиях трудового договора.

Работники ДПО, добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе ДПК или ДПД:

  • обязаны во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации;
  • участвовать в тушении пожара и проведении аварийно- спасательных работ, оказывать первую помощь пострадавшим, а так же нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства;
  • имеют право на возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного им при исполнении своих обязанностей;
  • по месту работы могут пользоваться ежегодным дополнительным отпуском без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней;
  • в обязательном порядке проходят обучение по специальным программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки;
  • для поддержания профессионализма и постоянной готовности периодически проходят учения, на которых проверяют скорость сбора работников ДПО по тревоге, знание ими своих обязанностей на случай пожара, расположения источников водоснабжения и первичных средств тушения пожаров, умение ими пользоваться, умение организовывать эвакуацию людей и имущества из зданий, тушить оборудование, находящееся под напряжением и т.д.;
  • на время участия в тушении пожаров или несения дежурства, прохождения профессиональной подготовки освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы. Руководители ДПК или ДПД на условиях гражданско-правового договора выплачивают им за счет средств, предусмотренных на содержание своих подразделений, соответствующую компенсацию;
  • при участии в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действиях в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождаются от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательством РФ.

Государственной Думой

Советом Федерации

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2717) и подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51 (ч. III), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643), приказываю.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...