Как возможна всеобщая теория развития. А как же ископаемый обезьянообразный человек? Проблема познания в философии

В течение полуторавекового развития диалектический материализм создал хорошо разработанную теорию развития, основными разделами которой выступают общая концепция диалектики и ее структуры, основные принципы диалектики (всеобщей связи и развития), основные законы развития (перехода количества в качество и качества в количество, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания), группа категорий (общее, особенное и единичное, необходимость и случайность, сущность и явление и др.). Разработке этой теории посвящена огромная философская литература, включающая многие тысячи монографий л статей. Хорошее изложение содержания этой теории в ее разнообразных вариантах можно найти в многочисленных учебниках по философии, изданных в 80-е гг., многотомных монографиях по материалистической диалектике (40).

Вместе с тем по мере развития вширь детальных исследований по традиционной диалектике с 60-х гг. возникает ощущение, что эти исследования связаны с уже в основном выработанным пластом философской проблематики. Это впечатление настойчиво появлялось в ходе дискуссий о материи, развитии, противоречий, между “онтологами” и “гносеологами” и др. Исследования в советской философской науке 70-80-х гг., как мы неоднократно писали, во многом теряют свой фундаментальный характер и все более концентрируются вокруг деталей или частностей философской проблематики. Философская мысль этого времени все более развивается вширь, а не вглубь. Это породило сильную “подземную” тенденцию выхода за пределы диалектико-материалистической концепции, хотя последняя при этом толковалась


упрощено. Нередко такой выход подавался как “истинно марксистский”.

Примечательно, что такого рода выходы за пределы диалектико-материалистического способа мышления осуществлялись преимущественно в сторону давно пройденного, простого и по-своему притягательного типа интеллекта - кантианского - и, на этой основе - к Феноменологии и неопозитивизму, замешанным на препарированном кантианстве, из которого выбрасывались остатки материализма.

Характерно также, что среди этих романтических увлечений не было тяги к гегельянству, требовавшему несомненно больших интеллектуальных усилий, чем кантианство. Эта подростковая философская тенденция (сочетавшаяся с подростковой политической и реформаторской) представляла собой запоздалую корь интеллекта. Научный тип интеллекта, основанный на современном материализме и диалектике, нередко “прививался” на базе простого здравого смысла, не опосредованного высокой философской культурой, в частности культурой критического (Кант) и объективно-идеалистического (Гегель) типов интеллекта. Интеллектуальная корь, пока еще задержавшаяся, может быть полностью преодолена на основе глубокого осмысления, интеллектуального освоения и преодоления Гегелева типа интеллекта, освоения современного типа интеллекта, связанного с современным материализмом и диалектикой.


Наряду с отмеченной тенденцией в отечественной философии развивается и другое направление мысли. Далее мы изложим авторскую трактовку этого направления философских исследований.

Разрабатывавшаяся в течение полутора сотен лет теория диалектики, диалектического материализма в целом может быть определена как абстрактно-всеобщая теория развития, диалектического материализма. Традиционная теория диалектики основана на предельно общих абстракциях материи вообще, развития вообще, законов развития вообще. Создание предельно общих абстракций является важнейшей целью каждой науки. Так, большим достижением физики было открытие закона сохранения энергии, который абсолютно применим ко всем без исключения физическим процессам. Поэтому основополагающей тенденцией всякого научного интеллекта является создание таких абстракций, которые охватывали бы всю изучаемую область явлений, а не ее часть. Очищение абстракций от частностей, затуманивающих и вуалирующих общее, - важнейшая цель научного интеллекта. Так, биология коренным образом заинтересована в формировании предельно общего и универсального понятия жизни, или жизненности, которое не включало бы частных признаков, относящихся только к некоторой части


живых существ.

Однако эта кажущаяся бесспорной тенденция научного интеллекта с некоторого момента приводит к неожиданному результату - омертвлению интеллекта. Абстрактно-всеобщие понятия становятся неподвижными и безжизненными.

Всеобщий признак живой материи можно определить как жизненность. Рассматривая это свойство в предельно общем виде, мы получаем понятие жизненности как свойства, одинаково присущего всем живым организмам - от амебы до человека, лишенного каких-либо черт особенного, конкретных биологических видов и особей. Абстрактно-всеобщее свойство жизненности становится некой пассивной, инертной и неподвижной общностью живого, из которой никоим образом не следует развитие от простейших форм жизни до человека. Эта особенность основных понятий биологии является, на наш взгляд, причиной кризиса современной теоретической биологии, оказавшейся неспособной объяснить поступательное развитие живой материи. “Прогресс - у Дарвина чисто случайный” (К. Маркс).

Одна из крупнейших заслуг Гегеля перед человеческим интеллектом состоит в том, что немецкий философ понял коренной порок абстрактно-всеобщих понятий, которые, по его мысли, должны быть сняты конкретно-всеобщими понятиями. Последние, с точки зрения Гегеля, должны включать в себя, наряду с абстрактно-всеобщим, также особенное. Гегель определил, в рамках введенной им системы понятий и языка, характер включения особенного во всеобщее: всеобщее включает особенное не в его развитой и полной форме, а “в себе”, в неразвитом виде.

Понятие конкретно-всеобщего получило дальнейшее развитие в научной философии. Маркс, Энгельс и Ленин высоко оценили Гегелеву идею конкретно-всеобщего, отметив в то же время ее крупный порок: у Гегеля всеобщее порождает из себя все богатство особенного и единичного (“тайна спекулятивной конструкции”), что неверно. Однако в разработке теории диалектики понятие конкретно-всеобщего получило свою реализацию и развитие далеко не сразу.

Традиционное в советской философской литературе изложение теории развития, диалектического материализма в целом имеет абстрактно-всеобщий характер: оно основано на понятиях материи вообще, развития вообще законов развития вообще и т.д. Это изложение теории развития, диалектического материализма представляет собой, по нашему мнению, лишь первый, относительно простой “школьный” уровень теории научной философии, в принципе исчерпанный уже в 60-х гг. нашего века.


В состав законов диалектики как науки входят только абстрактно-всеобщие понятия качества вообще, количества вообще, противоречия вообще и т.д. Согласно этим законам развитие везде и всюду происходит одинаково - от количественных изменений к качественным, путем отрицания отрицания и т.д. Вместе с тем в составе законов нет ни одного реального особенного - жизни, человека, общества. Таким обрезом, объяснение “развития вообще” не дает ничего для объяснения возникновения наиболее крупных форм материи или событий - жизни, человека и т.д. Традиционные законы диалектики безразличны, равнодушны к реальным ступеням развития материального мира. Они в одинаковой мере применимы и к объяснению возникновения жизни или человека, и к возникновения амебы или дождевого червя, ибо везде действуют одни и те же законы развития. Равнодушный характер законов развития резко контрастирует с основным вопросом философии, суть которого в отношении особого особенного - человеческого сознания - к материи как единству всеобщего, особенного и единичного. Традиционная диалектика, таким образом, не связана органически с основным вопросом философии. Вопреки распространенному мнению, в советской философской науке 50-60-х гг. единство материализма и диалектики еще не имело проработанного вглубь характера. Ленин в свое время хорошо понимал, что соединение научного материализма и диалектики -исключительно сложная задача, которую еще предстоит глубоко решать. В конспектах "Лекций по истории философии" Гегеля Ленин писал поэтому о необходимости соединить всеобщий принцип развития с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи и т.д. (41).

Абстрактно-всеобщий вариант диалектического материализма все более обнаруживал свою недостаточную связь с конкретными науками -физикой, химией, биологией, социальными науками. По сути дела, объяснение физической, химической, биологической и социальной реальности оставалось всецело делом частных наук, в то время как философской теории оставалось каждый раз констатировать, что возникновение химического, биологического и социального происходило по законам диалектики. Все более выявлялся своеобразный параллелизм двух рядов мысли - конкретно-научной и философской, в котором абстрактная философская теория мало что давала для объяснения основных ступеней развития материи. Следствием такого параллелизма явились большие теоретические трудности, нередко - кризисы, в области физической, химической, биологической, социальной теории, с одной стороны, состояние застоя философской мысли - с другой.


Поскольку реальное развитие состоит именно в последовательности особенных - физического, химического, биологического и социального, а философская теория практически ничего не давала для объяснения именно особенного, с определенного момента теоретического мышления возникала ситуация, когда законы диалектики оказывались не законами развития, а законами повторения одних и тех же абстрактно-диалектических моментов - количества, качества, меры, противоречий и т.д. Абстрактно-всеобщая диалектика, не включавшая в себя особенного, становилась мертвой наукой, констатирующей лишь формальный факт, что развитие везде есть повторение одних и тех же неизменных форм -качества, количества, противоречий и т.д.

Гегель обнаружил огромную проницательность, уловив в абстрактно-всеобщих понятиях дух неподвижности и неизменности.

В советской философской науке первые серьезные выходы за рамки абстрактно-всеобщих понятий были намечены Э.В. Ильенковым и А.А. Зиновьевым. Однако они не пошли достаточно далеко, к созданию развернутой конкретно-всеобщей теории диалектики.

Далее мы изложим концепцию конкретно-всеобщей теории развития, диалектического материализма в целом в том наиболее явном и развернутом виде, в каком она разработана группой исследователей, работающих на кафедре философии Пермского университета, в которую имеет честь входить автор настоящих строк.

Конкретно-всеобщая теория научной философии, как современного этапа или формы диалектического материализма, изложена в трех десятках монографий и учебных пособий, трех сериях межвузовских сборников статей: “Философия пограничных проблем науки” (1967-1975), “Фундаментальные проблемы философии” (1977-1990), “Новые идеи в философии” (с 1992 г.).

В основу исследований положено понятие конкретно-всеобщего, которое в отличие от абстрактно-всеобщего, “не замутненного” особенным, включает в себя как абстрактно-всеобщее (в определенном смысле ослабленное), так и особенное. При этом включение особенного во всеобщее определяется рядом понятий, которые в философии Гегеля были только намечены. Конкретно-всеобщее включает в себя особенное в зачатке, в тенденции, в зародыше. Так, жизненность, как всеобщее свойство живого, следует трактовать не как абсолютно равное себе и неподвижное свойство, а как имеющее внутри себя определенную степень, тенденцию, концентрацию. Многообразие форм живого характеризуется не некой абстрактной жизненностью, а жизненностью в определенной степени или концентрации. По сути дела, это было отмечено крупными


отечественными биологами. Развитие живого, считал известный советский биолог Н. Бауэр, есть повышение интенсивности всех свойств живого. Продолжая эту мысль, М.М. Камшилов отметил, что в процессе эволюции живое становится все более живым. Биологи-теоретики, таким образом, фактически обнаружили феномен конкретно-всеобщего, который в явной теоретической форме объясняется лишь научной философией.

Под конкретно-всеобщим (К/Вс) понимается всеобщее, включающее в себя элементы особенного. Оно не полностью абстрагировано от содержания особенного. Если говорить о развитии, то это в конечном счете - некоторый всеобщий закон развития, определяющий характер ступеней мирового процесса и даже требующий определённой цепочки. В принципе развития как раз это и заложено - мировой процесс есть закономерная последовательность ступеней.

К/Вс теория развития имеет большое значение для частных наук, потому как частные науки изучают развитие особенного, а раз философия располагает К/Вс пониманием развития, то получаем возможность участия в развитии конкретные механизмов, частной науки, отталкиваясь от общего понимания.

К/Вс теория развития включает в себя дополнительные закономерности.

Развитие - восхождение от низшего к высшему. Элементарный акт этого процесса - возникновение высшей формы материи из низшей. Поскольку низшее не исчезает с появлением высшего, то между высшим и низшим устанавливаются определенные связи, отношения. Потому развитие - это процесс, идущий благодаря отношениям высшего и низшего. Отсюда и идея противоречия низшего и высшего как фундаментального противоречия мира.

Высшее, возникая, включает в себя разновидность низшего (включённое низшее) - перенимает результаты собственного развития. Но часть низшего остаётся свободным - внешняя среда. Между всеми тремя есть определённые отношения и закономерности. Высшее зависит от низшего, имеет дополнительную сложность, относительно самостоятельно (не сводится к включённому низшему). В то же время низшее оказывается отчасти зависящим, а точнее, подчинённым высшему.

Разберём смысл этого подчинения. В частности, обычно думается и говорится, будто человек подчинил себе природу, но здесь лишь неглубокое понимание.

Смысл на самом деле в следующим. Низшее имеет свои законы, и высшее не в силах эти законы нарушить. Результат действия любого закона природы определяется двумя обстоятельствами: характером самого закона и условиями при которых этот закон действует (начальные, граничные, т.п.). Изменить результат действия закона можно, не затрагивая самого закона, а лишь подправляя условия, в которых он действует. Для естествознания вполне обычна ситуация, когда условия не определяются законом. В таком смысле высшее становится некоторым новым условием, а подчинение низшему нужно понимать спокойно: выражается оно в том, что низшее по своим неизменным законам приобретает новые свойства, функции, формы такие, в которых оно без высшего как условия быть не может. Именно в этом смысле низшее подчиняется высшему.

Подчинение и включенного низшего, и свободного низшего в качестве конечного результата имеет некоторое усложнение, доразвитие низшего.

Конкретно-всеобщая концепция развития открывает некоторые закономерности, дополнительные к основным законам диалектики. Развитие имеет характер:

аккумулятивный

универсализации

конвергентный

Все эти три закономености обнаруживаются как аспекты единого мирового развития. Существует всеобщий закон развития материи, который определяет характер крупных ступеней этого процесса. Как уже говорилось ранее, этот всеобщий закон одной из ступеней в развитии природы содержит человека, который сам по себе становится решающим фактором для дальнейшего развития.

Аккумуляция

Здесь имеется ввиду, что случающиеся в мире новообразования не исчезают бесследно, а частично сохраняются в нём. Это означает, что содержание объективной реальности усложняется, накапливается, и это накапливание имеет несколько способов. Можно говорить, что аккумуляция может идти путём объединения новых предметов в целостные структуры (например, химическая эволюция с образванием новых соединений, которые аккумулируются во вселенной в виде комплексных объектов, а последние сами являются генераторами к дальнейшего разнообразия). Можно говорить и ещё об одном способе акуумуляции, который работает при переходе от низшей формы к высшей - высшее аккумулирует результаты предшествующего развития, включая в себя низшее. На человек аккумулирует основное содержание физической реальности, химической реальности и т.п., причем в виде внутренней организации себя как целого. В пространстве и времени эти уровни неотделимы. Человек аккумулирует содержание всех уровней материи, предшествующих его появлению, и именно поэтому способен взаимодействовать со всеми уровнями.

Универсализация

Закономерность универсализации состоит в том, что высшее включает в себя не просто самую сложную разновидность низшего, а некоторую универсальную систему низшей формы материи. Универсальное это объект, который имеет все основные свойства и функции, отдельно или в сочетаниях, принадлежащие всем остальным формам. Именно универсализация обеспечивает передачу предшествующей формы. Таким образом, можно говорить, что человек - универсальное существо.

Конвергенция

Конвергентый характер - факт, который нам известен относительно развития природы. Конвергенция имеет количественный и качественный аспекты. Качественный аспект заключается в том, что вновь возникающее содержание неравномерно распределено по Вселенной, а сконцентрировано в некоторых её областях. В этом смысле конвергенция выражается в том, что новообразования нагнетаются в миниатюрной области Вселенной. В этом смысле живая материя - небольшая область Вселенной, в которую "напихано" универсальное содержание.

Обратная сторона заключается количественном преобладании низшего, что несмотря на наличие универсальной формы материи. Физическая форма - больше всего распространена, химическая - меньше, и т.д., пока не приходим к социальной форме материи, самой немногочисленной. В этом смысле восхождение от низшего к высшему имеет характер уменьшения числа форм.

Иногда считается, что это - результат случайного усложнения. Действительно, случайное восхождение должно иметь конвергентный характер, но оно слишком маловероятно. Объяснение конвергенции может быть и более правдоподобным: низшее более миниатюрно (по размеру) хотя бы потому, что должно включиться в высшее, в том числе в качестве условий.

В конвергенции обнаруживается парадокс: конвергентное восхождение от низшего к высшему - явно ограниченный процесс, и не может происходить бесконечно. Уменьшение размеров высшей формы не может сопрождаться усложнением её. Если допускать восхождение такое восхождение как способ существования субстанции, то оно должно быть процессом, который никогда не прекращался и не возникал.

Парадокс заключается в том, что конвергентное восхождение, характерное для природы, должно быть закономерно направлено к появлению новой формы материи - социальной -, способной развиваться без конвергенции и обеспечивать бесконвергентное восхождение (низшее->высшее). Парадокс снимается признанием того, что конвергентый процесс не является единственным для усложнения материи (развития). Т.е. существует и некоторый бесконвергентный процесс, способный усложнять материю.

Бесконвергентность социальной формы заключается в следующем. Способ существования человека - преобразование прочих форм материи. Чем человек больше знает о законах природы, тем более масштабные системы он может привлечь в свою деятельность - экспансия. Человечество имеет бесконечный предмет преобразования, реализует возможности, которые не реализуются в природе непосредственно.

Может возникнуть вопрос - а где доказательство, что мы можем знать о бесконечном мировом процессе, если знаем всего четыре ступени? На каком основании мы можем говорить, что он предполагает ступени развития?

Данная проблема сводится к вопросу о познаваемости - как конечный человек на основании знаний о конечной части мира способен судить о бесконечности. Идея здесь простая. Бесконечность в науке всегда рассматривается как бесконечность чего-то определённого, потому так или иначе - это организованная бесконечность. Технически представить её невозможно, но мы можем знать принцип организации бесконечного ряда, множества и др.

Это возможно по причине наличия у упорядоченной бесконечности репрезентативной области, в которой выражен принцип организации всего ряда. Если найдём эту область, то сможем говорить, что знаем принцип развития всего ряда. Например, характер геометрической прогресии можно установить по трём ближайшим членам ряда - они образуют репрезентативную область. Говоря о мировом процессе, репрезенативную область следует представлять в качестве некоторых условий.

Репрезентативная область мирового процесса может быть охарактеризована так: мировой процесс состоит из отдельных событий. Эти события составляют ступеньки развития, которые создают этапы. В конечном счёте мировой процесс может иметь два крупных этапа. Один из них никогда не начинался, а второй не имеет предела развитию. Это значит, что ступени одного такого мегаэтапа должны по-разному относиться к ступеням второго мегаэтапа, иметь общие черты отличия от ступеней другого мегаэтапа. И репрезентативной областью мирового процесса должна быть та, где эти два мегаэтапа стыкуются. По-видимому, мы и находимся в данной области.

Управление качеством является основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия/организации.

Наиболее популярное и методологически сильное направление в управлении качеством – Всеобщее Управление Качеством - Total Quality Management (далее TQM) имеет социальную направленность и предполагает, что в создании качественного продукта принимают участие все сотрудники фирмы, весь персонал.

Излагая основы TotalQualityManagement(TQM), необходимо начать с определения этого понятия.

Total quality management ( TQM ) – это система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные подходы и меньшие затраты.

Как видно, это и есть главные цели бизнеса.

Посмотрим, как определяется содержание современного менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9000:2008.

Всеобщее руководство качеством – подход к управлению организацией, нацеленной на качество, основанный на участии всех членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

Примечания:

    Все члены означает персонал во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры.

    Сильное и настойчивое лидерство – руководство со стороны высшей администрации, обучение и подготовка всех членов организации являются существенными моментом успешной реализации приведенного подхода.

    При всеобщем руководстве качеством концепция качества имеет отношение к достижению всех целей управления.

    «Выгоды для общества» подразумевают выполнение требований общества.

    Total Quality Management (TQM ) (всеобщее руководство качеством) или его составные части иногда называют «totalquality» («всеобщее качество»), «CWQC» (companywidequalitycontrol) («управление качеством в масштабах компании»), «TQC» (totalqualitycontrol) (всеобщее управление качеством и т.д.)

Из определения видно, как увязываются в одно целое успех предпринимателя, выгоды для сотрудников предприятия – наемных работников, не являющихся собственниками, - и выгоды для общества в целом.

TQM является всеобъемлющей, целостной концепцией менеджмента, которая выходит за рамки систем менеджмента качества, и охватывает предприятие полностью.

Мировая практика показывает, что только при таком гармоничном согласовании интересов всех участников предпринимательской деятельности достигается устойчивый долговременный успех.

1. Развитие теории Всеобщего Управления Качеством

В данном учебном разделе мы ознакомимся с концепцией всеобщего руководства качеством и кратко определим этапы эволюционного развития ВУК; рассмотрим основной вклад американских, японских и русских «патриархов» качества в теорию ВУК.

1.1. Эволюция теории Всеобщего Управления Качеством

Теория Всеобщего Управления Качеством возникла не на пустом месте. Ее появлению предшествовали работы многих ученых, включая экономистов, социологов, психологов, и конечно, специалистов в области математической статистики. Эволюция учений управления (менеджмента) показана на рис. 1.1.

Рис.1.1. Этапы эволюционного развития менеджмента

Историю создания всеобщего управления качеством составляют четыре группы учений:

    научный менеджмент (1900 - 1930 гг. - Вебер, Файолъ, Тейлор и др.);

    человеческие ресурсы, бихевиористские (поведенческие) науки (1930 -1960 гг. - Маслоу, Мак - Грегор и др.);

    системные подходы (1960-1970 гг. - Берталанфи и др.);

    Всеобщее Управление Качеством (ВУК) (1980-1990 гг. - Деминг, Кросби, Джуран, Исикава и др.).

Научный менеджмент. Основателями научного менеджмента считают Вебера, Файоля, Тейлора каждый из которых внес свой вклад в научное управление.

Вклад Вебера:

    ввел понятие «идеальный тип действий» и выделил четыре таких типа:

    традиционный;

    аффективный;

    ценностно-рациональный;

    целерациональный.

    создал теорию бюрократии – административный аппарат, который осуществлял рациональную организацию труда, Вебер назвал бюрократией. Он определил характерные черты бюрократических предприятий:

    высокая степень специализации служащих;

    иерархическая структура власти, имеющая форму пирамиды;

    система правил и инструкций для эффективного достижения целей предприятий;

    отбор, назначение и расстановка кадров, основанные на заслугах и личных достижениях кандидатов;

    безличная ориентация служащих в контактах с клиентами и коллегами.

Вебер отмечал и негативные последствия бюрократической организации предприятий:

    угроза индивидуальной свободе работника и подавление его развития;

    выработка негибкого поведения персонала;

    рост в геометрической прогрессии числа бюрократов (закон С. Паркинсона);

    увеличение уровня некомпетентности бюрократов (принцип Л. Питера).

Вклад Файоля :

    рассматривал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций:

    планирование;

    организация;

    мотивация;

    контроль.

    утверждал, что компания должна иметь план действий, основанный:

    на ресурсах фирмы;

    на учете состава и значимости незавершенного производства;

    будущих тенденциях, зависящих от технических, финансовых, коммерческих и др. условий.

    организация деятельности должна:

    обеспечивать тщательную разработку и строгое выполнение плана;

    следить за тем, чтобы кадровая и материальная составляющие предприятия соответствовали целям, ресурсам и потребностям фирмы.

Файоль сформулировал четырнадцать принципов управления:

    дисциплина;

    вознаграждение персонала, в том числе справедливая зарплата;

    справедливость: сочетание доброты и правосудия;

    корпоративный дух, т.е. гармония персонала, его сплочение;

    подчиненность личных интересов общим;

    разделение труда, т.е. специализация;

    полномочия и ответственность;

    единоначалие;

    единство направления;

    централизация;

    скалярная цепь;

  1. стабильность рабочего места для персонала;

    инициатива.

Вклад Тейлора :

    разделение ответственности на разработку проекта и его выполнение;

    разделение сложных операций на простые повторяющиеся действия;

    неквалифицированные необученные рабочие (как и несовершенное оборудование) являются основными источниками брака.

Тейлор ввел три принципа научной организации производства:

    принцип функциональной дифференциации, который заключается в группировке задач для формирования индивидуальных рабочих мест;

    принцип специализации, обосновывающий идею о том, что работа каждого человека должна быть по возможности ограничена выполнением одной ведущей функции;

    принцип материальной заинтересованности.

Эмерсон разработал систему повышения производительности, которую назвал «системой целесообразностей». Она включает двенадцать принципов производительности:

    четко поставленные цели производства и четко обозначенные задачи персонала

    здравый смысл;

    компетентная консультация;

    дисциплина;

    справедливое отношение к персоналу, выражающееся в идее «Лучше работаешь – лучше живешь»;

    обратная связь;

    порядок и планирование работы;

    нормы и расписания;

    нормализация условий;

    нормирование операций;

    письменные стандартные инструкции;

    вознаграждение за производительность.

Человеческие ресурсы, бихевиористские (behavior – поведенческие) науки. В этой области выделяются работы Маслоу и Мак-Грегора. Так как в теории управления качеством акцент делается на удовлетворение потребностей, то важно знать, какой характер носят эти потребности. Заслуга Маслоу в том, что он не только выявил эти потребности, но и создал их иерархию, проранжировав в следующем порядке (рис.1.2): физиологические потребности, потребности в безопасности, в общественном положении, в самоуважении и в самореализации.

Физиологические потребности человека включают потребности в еде, питье, сне, тепле, приюте (жилье) и т.п.

Безопасность подразумевает потребность человека в обеспечении его уверенности и защите от опасности, которая обычно достигается принадлежностью человека либо к семье, либо к группе единомышленников, либо к рабочей группе, либо к обществу, т.е. принадлежностью к той совокупности людей, которые обеспечивают ему требуемую безопасность.

Потребность в общении необходима человеку для того, чтобы иметь теплые связи с людьми, позволяющие исключить чувство одиночества, отчужденности, отстраненности.

Признание и уважение является более высокой эволюционной потребностью человека, обеспечивающей ему уверенность в себе и чувство самоуважения. Эта потребность человека обусловлена его естественным желанием:

    достичь определенного мастерства, быть более сильным, компетентным в определенной области (признание вызывает чувство независимости и свободы);

    получить более престижное положение, признанное коллективом или обществом, членом которого он является и обеспечивающее ему влияние, славу, признание, чувство собственного достоинства, высокую оценку.

Самореализация – стремление реализовать все то, на что потенциально способен человек, вызванное желанием самоутверждения. Эта потребность, в отличие от предыдущих, по Маслоу, движет человеком в результате избытка мотиваций, а не недостатка.

Все эти потребности Маслоу рассматривает как динамическую модель потребностей, которая может изменяться и совершенствоваться применительно к конкретному человеку в зависимости от его особенностей и окружающих условий. Основываясь на элементарных потребностях, можно стимулировать развитие и реализацию более высоких его потребностей. Задача руководителя состоит в том, чтобы не только удовлетворить минимальные потребности членов коллектива, обеспечивающие их работоспособность, но и стимулировать наибольшую эффективность каждого из них, переходя от низкого к более высокому уровню иерархии потребностей человека.

Теория Маслоу позволила по-новому взглянуть как на потребителя, так и на рабочего и тем самым изменить систему управления фирмой.

Рис. 1.2. Пирамида потребностей Маслоу

Мак-Грегором было предложено две противоположных теории: «теория X» и «теория Y».

«Теория X » Мак-Грегора:

    Средний человек инертен, не любит работать и по возможности избегает работы.

    Поэтому нужно заставлять большинство людей работать, контролировать их, угрожать наказанием, заставлять прилагать соответствующие усилия для достижения необходимых результатов.

    Средний человек предпочитает быть ведомым, желает избежать ответственности, он не честолюбив, стремится к безопасности.

В соответствии с этим Мак-Грегор формулирует и соответствующие принципы:

    жесткое и непосредственное управление организацией;

    централизация официальных законных полномочий;

    минимальное участие работников в процессе принятия решений.

«Теория Y » Мак-Грегора:

    Прилагать максимум физических и умственных усилий для выполнения работы также естественно для человека, как играть или отдыхать. Средний человек не может не любить работу.

    Наличие внешнего контроля и угроза наказания не означают, что усилия работающего человека будут направлены к нужной цели.

    Вознаграждением для человека является сам факт достижения цели.

    Средний человек честолюбив, ищет ответственности и принимает ее.

    Способности к творчеству и новаторству при решении организационных проблем присущи не узкому кругу людей, а большому числу работников.

С учетом этого Мак-Грегор трактует и сами принципы теории Y:

    свободное и более общее руководство организацией;

    децентрализация официальных полномочий;

    меньший расчет на принуждение и контроль, больший акцент на индивидуальную активность и самоконтроль;

    демократический стиль руководства;

    более активное участие рядовых работников в процессе принятия решений.

Мак-Грегор считал, что в основе практики американского менеджмента лежит теории X, а японского – Y.

Теории Маслоу и Мак-Грегора, дополняя друг друга, позволяют создать две совершенно противоположные формы управления организацией. Всеобщему управлению качеством (TQM) импонирует «теория Y» Мак-Грегора и теория Маслоу, основанные на системных подходах.

Системные подходы предусматривают:

    Компанию, организованную с учетом внутренних и внешних особенностей, составляющими которых являются: технология, окружающая среда, сектор рынка, культура и мастерство.

    Повышение роли организационных моделей для соответствия компании особенностям рынка: функциональные модели, дивизионные модели, матричные модели, холдинговые модели.

Теория случайностей берет начало (с позиций TQM) от статистического управления качеством, появление которого обязано Вальтеру Шухарту. Он применил статистические методы к производственному процессу предложил статистическое объяснение поведения производственного процесса во времени, которое позже было названо контрольными картами . В своей книге он впервые фокусирует внимание на потребителя . Главной темой его публикаций является наблюдение за производственным процессом и уменьшение его изменений с использованием анализа экспериментальных данных, нанесенных на контрольную карту. Шухарт может быть отнесен к современным патриархам качества, т.к. основная его идея – принятие решений на основе фактов , лежит в основе TQM.

Вопросы качества стали наиболее актуальны во время Второй мировой войны при выпуске различных видов вооружения. В это время методы статистической обработки и анализа экспериментальных данных были усовершенствованы. Большую роль при этом сыграли работы Харольда Ф. Доджа (1893-1976), Харри Ж. Роминга (1900-1989) и Абрахама Уолда (1902-1950), который внес большой вклад в оценку испытаний готовой продукции. Его результаты были настолько важны для оборонной промышленности, что не публиковались до конца войны. Большая часть его разработок легла в основу действующих стандартов по выборочному контролю готовой продукции на соответствие требуемому качеству.

Огромную роль в вопросах оценки качества готовой продукции и вероятности появления бракованных изделий сыграли работы У. Вейбулла (1887-1979), профессора инженерной механики в Королевском Технологическом Институте в Стокгольме. В 1951 г. он предложил распределение непрерывной случайной величины, номиналом которой является время безотказной работы готового изделия. Это распределение получило название распределение Вейбулла или закон Вейбулла.

Важную роль в оценке результатов эксперимента и планировании эксперимента сыграли работы английского ученого Рональда А. Фишера (1880-1962) и предложенный им критерий для оценки выборочных дисперсий.

Теория управления качеством и TQM

Современная история качества подразделяется чаще всего на четыре главные периода: создание основ, создание новых методов, техник и технологий, введение современной теории качества, возникновение и применение в мировом масштабе Модели управления качеством.

Первый период развития качества - создание основ, охватывает время с конца 40-х до конца 50-х гг. XX в., отмечен исследованиями первопроходцев, трое из которых: Эдварде У. Деминг, Джозеф М. Джуран, Арманд В. Фейгенбаум.

Второй период развития качества - создание новых методов, техник и технологий приходится на 60-е и начало 70-х гг. XX в. и характеризуется тем, что благодаря японским экспертам создавались и развивались методы, техники и технологии высокой степени сложности для достижения качества. Яркими представителями этого периода были Каору Исикава, Генити Тагути и Сигео Синго.

Третий период развития качества - введение современной теории качества начался в конце 70-х гг. XX в. и длился до 1987 г. Главные направления философии качества в этот период можно понять посредством идей и постулатов представителей так называемой «Западной школы». Здесь можно выделить таких авторов, как Филипп Кросби, Том Петере, Клаус Меллер.

Четвертый период развития качества - применение Модели управления качеством отмечен появлением стандартов ИСО серии 9000, в которых была представлена новая модель Всеобщего управления качеством (Total Quality Management). Теория и практика качества стали заботой всего человечества, и в их дальнейшем развитии принимают участие десятки тысяч специалистов высшего класса в целом ряде государственных, военных и научных институтов по всему миру. Будущие исследователи и историки качества когда-нибудь назовут великие имена этого периода развития - нам остается только ждать. Выделение первых трех периодов в современной истории качества принадлежит английскому ученому профессору Тони Бенделиз (доклад The Quality gurus: help or hype for British Industry, 1998 г. или в свободном переводе «Гуру качества: помощь или тенденция в британской промышленности»). В литературе существует ряд других идей и классификаций. Но все они тем или иным образом подтверждают существование перечисленных периодов, так и этапов, называемых: «Раннее» американцы, Японцы, Западная школа и Модели управления качеством

Развитие основных подходов и принципов менеджмента качества показано на рис.1.3.

Рис. 1.3. Развитие основных подходов и принципов менеджмента качества.

ТЕОРИИ1) Эволюционная теорияЭволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, бихевиорных, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Тем не менее, ниже я более полно рассмотрю именно эту теорию, несмотря на то, что гораздо приятнее осознавать, что ты произошел от Бога, в крайнем случае, от "залетного гуманоида", чем то, что твоим предком было нечто, что и сейчас раскачивается на лианах, жует бананы и корчит рожи.… Но вернемся к теориям…2) Теория творения (креационизм)Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.3) Теория внешнего вмешательстваСогласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.Более сложные варианты ТВВ предполагают:а) скрещивание иномирян с предками людей;б) порождение человека разумного методами генной инженерии;в) создание первых людей гомункулярным способом;г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.4) Теория пространственных аномалийПоследователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя-Энергия-Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.Итак, вернемся к первой теории, по которой антропогенез - процесс выделения человека из мира животных - прошел, по мнению большинства исследователей, четыре основные стадии.


101. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» И. Кант впервые выдвинул:

а. теорию подлунного неба

б. небулярную теорию

в. теорию предустановленной гармонии

г. теорию множественности миров

102. Какое утверждение справедливо для гносеологии И. Канта?

а. все наше познание начинается с чувственного опыта

б. познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом

в. познание – это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств

г. познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта

103. Что означает понятие «вещь в себе» у И. Канта:

а. закрытую для других личность

б. скрытый смысл вещи

г. сущность

104. Закончите формулировку категорического императива И. Канта:

«Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»:

а. привычной формой твоего поведения

б. принципом инстинкта самосохранения

в. общим «естественным» законом

г. примером для подражания других

105. По И. Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а. соответствует действующему закону

б. доставляет личное удовлетворение

в. подчинен абстрактному чувству долга

г. связан с гуманными или дружескими чувствами

106. В критической философии И. Канта последовательно различаются такие подходы к миру:

а. практический – «незаинтересованный» - синтетический

б. созерцательный – эстетический – практический

в. созерцательный – практический – эстетический

г. незаинтересованный – созерцательный – синтетический

107. По мнению Г.В.Ф. Гегеля, развитое общество – это:

а. нравственная реальность

б. общество всеобщего благоденствия

в. царство божие

г. правовое государство

108. В «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегель рассматривает различные религии как формы:

а. поклонения человека божеству

б. самосознание абсолюта

В. возвышения человека до уровня божества

г. абсолютного подчинения человека природе

109. Что такое «истинная бесконечность» в концепции Г.В.Ф. Гегеля?

а. бесконечность бесконечного прогресса

б. ряд естественных чисел

в. выражение определенной структуры целого

г. бесконечный прогресс количества, не содержащий качества

110. Какой тезис обосновывает Г.В.Ф. Гегель?

а. все, что существует – разумно

б. все, что существует – действительно

в. разумное тождественно действительному

г. все, что разумно – действительно

111. Как рассматривал Г.В.Ф. Гегель историю в работе «Философия истории»?

а. как становление свободного человека

б. как самоцельное становление свободы

в. как развитие мирового духа во времени

г. как развитие мирового духа в пространстве

112. Чем отличается человек от животного по мнению И. Фихте?

а. тем, что удовлетворяет инстинктивное влечение с необходимостью

б. тем, что осознает инстинктивное влечение ка инстинктивное

в. тем, что противопоставляет одному инстинктивному влечению другое

г. тем, что удовлетворяет инстинктивное влечение или не удовлетворяет его по собственной воле

113. По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает:

а. величие

г. бессмертие

114. Как Л.Фейербах называл способ иллюзорного удовлетворения человеком своих потребностей?

а. политикой

б. философией

в. наукой

г. религией

а. мышление

б. любовь

в. самосознание нации

VIII. Западно-европейская философия XIX – XX вв.

116. Кто из философов не был представителем направления «философия жизни»?

а. Л. Витгенштейн

б. Ф. Ницше

в. А. Бергсон

г. В. Дильтей

117. На какой проблеме сосредоточено направление «философия жизни»?

а. создание научных теорий и систем

б. формулирование основных нравственных законов

в. полнота переживаний в духовной внутренней жизни человека

г. созерцание бесконечных изменений в природе и обществе

118. Гравитация, магнетизм, стремление животных к самосохранению, половой инстинкт и аффекты людей – все это, по А. Шопенгауэру, есть проявление…

а. природы

в. воли

г. разума

119. А. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе – это:

а. совокупность удовольствий

б. цепь тревог, разочарований и мучений

в. подобие маятника – от безмятежного счастья к горю и страданиям и наоборот

г. серая и безликая жизнь «насекомых»

120. Чем является человеческая история, по мнению А. Шопенгауэра?

а. прогрессивным движением к обществу всеобщего благоденствия

б. неизбежным приближением Страшного Суда

в. бессмысленным сплетением событий

г. непредсказуемой игрой случайностей, отражающей внутреннюю закономерность

121. Какое понятие является основным в философии Ф. Ницше?

а. воля к жизни

б. безосновная воля

в. воля к власти

г. воля как «жизненный порыв»

122. Укажите девиз провозглашенной Ф. Ницше «переоценки ценностей»:

а. «Человек – это звучит гордо!»

б. «Горе слабому»!

в. «Человек человеку – бог»

г. «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи»

123. По отношению к себе подобным он снисходителен, сдержан, нежен, горд и дружелюбен. В отношении чужих – хищный зверь. Так Ф. Ницше характеризовал:

а. человека

б. сверхчеловека

в. богочеловека

г. человекобога

124. Центром мировоззрения К. Маркса является:

а. материалистическое понимание истории

в. диалектика абсолютного духа

г. правовые взаимоотношения

125. По К. Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а. сознания

б. производительных сил

в. мирового исторического процесса

г. взаимодействия бога и природы

126. Какие стадии проходит в своем развитии человеческое общество согласно учению О.Конта?

а. мифологическую – философскую – позитивную

б. теологическую – метафизическую – позитивную

в. религиозную – позитивную – натуралистическую

г. философскую – позитивную – религиозную

127. О. Конт был убежден, что во всех научных исследованиях необходимо стремиться к замене слова «почему» словом…

в. сколько

г. как

128. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а. стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты

б. уменьшении чувства вины человека

в. снижении тревожности индивида

г. сублимации первичных комплексов

129. Какого инстинкта нет в психоанализе среди скрытых основ души человека7

а. агрессии

б. смерти

в. либидо

г. социальности

130. Какое понятие является базовым в философии прагматизма?

а. убежденность

б. полезность

в. сомнение

г. рассудочность

131. Чем определяется сущность человека согласно экзистенциализму?

а. совокупность производственных отношений

б. божественным предопределением

в. собственным выбором своей цели

г. непостижимой судьбой

132. К так называемому атеистическому экзистенциализму относились те философы, которые не признавали:

а. трансцендентность

б. положения «бог умер»

в. конечность жизни

г. возможность жить без бога

133. По мнению Ж.-П. Сартра, свобода для человека – это:

а. завоевание цивилизации

б. великое счастье

в. неизбежное тяжкое бремя

г. утопичная идея

134. Какое понятие во многом определило философию С. Кьеркегора?

а. любовь

б. страх

в. зависть

а. М. Хайдеггер

б. Ж.-П. Сартр

в. М. Фуко

г. Г.Г. Гадамер

136. Кто является основателем феноменологии?

а. Г. Гегель

б. Ф. Ницше

в. К. Ясперс

г. Э. Гуссерль

137. Укажите одно из основных понятий феноменологии и дайте его определение:

а. мимесис_______________________________________________________

(греческое mimesis подражание), термин древнегреческой философии, характеризующий сущность человеческого творчества как подражание (музыка гармонии небесных сфер; искусство реальности)

б. субстанция_____________________________________________________

(лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) - то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое .

в. интенциональность_ (от лат. intentio - стремление) - в феноменологии - первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету, предметная интерпретация ощущений,существенное свойство всех актов сознания, направленность, сознания на объект, находящийся вне самого сознания ;

г. либидо________________________________________________________

(лат. libido - похоть, желание, страсть, стремление) - одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт.

138. С каким мифологическим персонажем связано происхождение термина «герменевтика»?

а. шумеро-вавилонским Энки

б. греческим Гермесом(египетским Тотом)

в. индийским Ганешей

г. древнееврейским Хокма

139. Основным содержанием герменевтики является:

а. разработка методологии познания

б. толкование и осмысление текстов

в. анализ тенденций общественного развития

г. изучение человека

140. Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:

а. предрассудок

б. познание

в. понимание



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...