Государственный строй византии в iv viii вв. Государственный строй византии. Привилегированные слои общества включали в себя

Началом Восточной Римской империи можно считать 330г., когда римский император Константин перенес свою столицу из Рима в Византий, незначитНачалом Восточной Римской империи можно
считать 330г., когда римский император
Константин перенес свою столицу из Рима в
Византий, незначительный город древней
босфорской колонии, который позже назвал
своим именем. Официальное разделение
империи на Западную и Восточную произвел
уже император Феодосий, в 395г.

Выделяют три этапа византийской государственности:

IV – VII вв. – позднеантичная (раннефеодальная)
централизованная монархия.
VIII – XII вв. – феодальное государство с сильной
церковной властью в форме абсолютной монархии.
XIII – XV вв. – кризис Восточной Римской империи.

Общественный строй

Для Византии характерна очень
медленная феодализация
До 11-12вв. существовали рабы. Они составляли
низшее сословие социальной иерархии, не
обладая правосубъектностью.

Немного выше рабов находились византийские крестьяне, податное сословие которое было весьма неоднородным. Крестьяне делились на:

Колоны – земельные арендаторы по срочным контрактам 1го
этапа византийской государственности, которые могли быть
как лично свободными так и приписанными к земле.
Элевтеры – были формально свободными крестьянами
общинниками, однако в последствии вынужденно заполняли
прекарные грамоты и становились крепостными.
Апорты – обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в
аренду своей земли более зажиточным соседям по общине.
Мортиты – брали землю в аренду, выплачивая арендодателю
«десятину» с вырощенного уражая.
Парики – крепостные крестьяне, которых относили к
казенным или частным в зависимости от принадлежности
тому либо иному господину.

Примерно на одном социальном уровне с крестьянами
находился городской плебс, который не обладал полной
правосубъектностью в отличии от знатных и почетных
горожан – судовладельцев, торговцев-ростовщиков,
обладавших почетными званиями, привилегиями,
ставившими их в ряд с высшими сословиями.

Привилегированные слои общества включали в себя:

Куриалы – сборщики налогов в Византии,
члены городских курий – совета
византийских городов.
Динаты – «могущественные», обладали
полным «налоговым иммунитетом». Также
не несли никаких трудовых повинностей в
пользу государства.

Высшее сословие Византии включало в себя:

Духовенство – не платило никаких налогов в казну, и это
делало привилегии церкви весьма ощутимыми
Сенаторы – подразделялись на 18 разрядов. Каждый из
этих разрядов относился к категории крупных
землевладельцев, пользовавшихся полной
имущественной правосубъектностью и свободных от
налогообложения. Сенаторы имели свои военные
отряды, свою систему штрафов по отношению к
крепостным и параллельно замещали высшие
государственные должности, составляя оплот
византийской бюрократии.

Государственный строй

Во главе Восточной Римской империи на всех этапах ее
развития находился император.
На первом этапе император формально избирался
«сенатом, армией и народом Византии», на
следующем этапе он был вправе выбирать себе
«соправителя-приемника», а с IX в. в Византии
формируется наследственно легитимная монархия,
где
император
уже
является
василевсом
(автократом)Из 107 византийских самодержавцев только 42
умерли своей смертью или отреклись от
престола.

В V – VI вв. сенат по западноримской традиции
еще играл важную роль в государстве (жители
Византии называли себя римлянами, хотя
официальным языком был греческий).
Впоследствии на смену сената приходит синклит
(совет) при василевсе, куда входят высшие
государственные чиновники:

Такие как:

Квестор – возглавлял синклит и выполнял
функции министра юстиций.
Префект столицы – управляющий
Константинополем.
Два префекта претория – один из которых
управлял восточной частью империи, а
другой – Балканами, и др.

На всех этапах для Византии характерно наличие
огромного бюрократического аппарата,
строгой иерархии: чиновники разделены на
ранги (в 10в. было 60 рангов)
Существовало около 60 государственных
министерств – секретов.
Для бюрократического аппарата Византии была
характерна развитая система коррупции.

Местное управление не было неизменным. В IV – VII вв. в
Византии сохранялась позднеримская административнотерриториальная система, когда во главе двух префектур
стояли префекты, входившие по должности в синклит.
Префектуры подразделялись на диоцезы, которых
насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы
подразделялись на 50 с лишним провинций во главе с
начальником провинции, а самым низшим звеном были
округа, также возглавляемые окружной администрацией.
Главы всех рангов сочетали в своих полномочиях судебную
власть, но были отделены от власти военной.

В VII в. в связи с необходимостью защиты государства от
арабов прежняя система управления уступила место
фемному строю (фема – военно-административный
округ), главой фемы был стратиг, который был
наделен всеми властными полномочиями, включая
судебные и военные.

В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.

Высшая судебная власть принадлежала императору. В силу своих верховных
полномочий, он мог принять к своему рассмотрению (не обязательно
личному, а проводившемуся в Государственном Совете) любое дело как
гражданской, так и церковной юрисдикции. Со временем установились
узаконенные ограничения поводов обращения к императорскому суду.
Здесь разбирались дела, представленные в порядке обращения
должностного лица высшей или провинциальной администрации,
оказавшегося в затруднении при решении дела из-за нехватки или
противоречий в законах. Здесь принимались апелляции на важнейшие
дела. Наконец, император принимал к собственному рассмотрению дела
лиц высших сословий в порядке особой их привилегии - общесословной
или даже персональной (такая практика прекратилась только в конце XI в.).

Церковные суды были строго централизованны: суду
патриарха Константинополя подчинялись суды
митрополитов. Ниже находились суды архиепископов,
еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась
к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в
брачно-семейной сфере. Также в сферу деятельности
попадали все дела с участием духовенства.

Еще при Константине Великом (306—337) было решено перенести столицу Римской империи в Константинополь — столицу Византийской империи (город был основан в 324—330 гг. на месте г. Византий).

В 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную Римскую империю (Рим, Равенна) и Восточную Римскую империю (Византия). В состав Византии вошли: Греция, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Балканский п-ов, часть Месопотамии, Армения, южное побережье Крыма и Кавказа (через эти страны Византия вела оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Северной Африкой, славянами и скандинавами). В последующие века на ее территории селились готы, славяне, арабы, печенеги, половцы. Однако доминирующую роль всегда играли греки.

В то время как Рим с IV в. стремительно терял свои позиции под напором варварских племен и внутренних противоречий, Византия приобретала могущество и влияние в своем регионе.

Консисторий (государственный совет) также был совещательным органом при императоре. Однако его функции были гораздо шире и реальнее. По сути, консисторий являлся центральным органом исполнительной власти , а также имел некоторые судебные функции. Важнейшими чиновниками в нем являлись префекты:

  • префект претория Востока (управлял территориями Малой Азии, Египтом и Фракией), префект претория Иллирии (руководил управлением владениями империи на Балканском п-ове);
  • префект Константинополя (эпарх) был председателем сената, заведовал высшей судебной властью в столице, обеспечивал ее продовольствием и разбирал дела ремесленных цехов и торговых коллегий, подчинялся лишь императору;
  • начальник дворца (ведал охраной императорских апартаментов и присутственных мест, полицейской и почтовой службами, дипломатическими отношениями);
  • квестор дворца (председательствовал в госсовете, ведал подготовкой законопроектов, разбирал дела по земельным спорам и завещаниям);
  • два комитета финансов (государственный, комит «священных щедрот») и комит частных дел (императорские имения, дворцы, конные заводы);
  • два магистра (пехоты и кавалерии).

В ходе административных реформ VII в. все чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие сановники — логофеты — руководили соответствующими канцеляриями (секретами), в которых работало остальное мелкое и низкооплачиваемое чиновничество. Все должностные лица назначались монархом. С конца IX в. установилась система, в соответствии с которой все государственные должности стали подразделяться на 18 последовательных разрядов.

Армия долгое время была сильной и организованной. Для обеспечения этих качеств в VII в. из общинников создано особое военное сословие — стратиотов (воинов), получавших земельный надел (один из сыновей обязательно служил в войске). С XI в. увеличивается число наемников, в армию вступают целые племена (например, готы).

Более того, Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития пошла еще дальше. Опираясь на положения древнеримского права, она создала свою, особую правовую систему — византийское право. Сложившееся в течении VI—XV вв. на основе адаптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и последующего законотворчества византийских императоров, оно оказало огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права. Эта особенность была воспринята возникающими государствами, где положения византийского права зачастую становились основой действующего законодательства. Не избежали этого и страны, оказавшиеся в лоне Римско-католической церкви.

Основные источники византийского права

После реформы Юстиниана пользование какими-либо иными источниками, кроме его Кодекса, а также его произвольное истолкование были категорически запрещены. Однако дальнейшее развитие общественных отношений, последовательная череда реформ требовали внесения соответствующих корректив в правовую систему . Особенности отдельных префектур также требовали определенной гибкости в использовании имперского законодательства. Так, появлялись эдикты префектов по вопросам налогов , пошлин, управления , действовавшие на территории префектур.

В самой Византии с IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и Свод Юстиниана, затем вновь начались периодические работы по систематизации и кодификации права . Наиболее значительными стали такие нормативно-правовые акты , как Эклога, Номоканоны, Земледельческий закон , Прохирон, Эпанагога, Базилики, Шестикнижие Арменопула и др.

Эклога (726) — сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов, созданный в Византии на основе обновленного свода Юстиниана, имевший целью облегчения восприятия правовых предписаний чиновниками и судьями , а также упрощения понимания для широких слоев населения. Эклога получила широкое распространение в некоторых славянских странах, а на Руси стала основой Кормчей книги.

Земледельческий закон (VIII в.) — памятник византийского обычного права, регламентировавший взаимоотношения людей, компактно проживающих в сельской общине. Также был распространен среди славянских народов. Его положения были посвящены установлению ответственности за некоторые, наиболее распространенные в сельской среде правонарушения (кража зерна, плодов, леса, потрава посевов и т.п.).

Номоканоны представляли собой общее название для сборников норм церковного и светского права — Номоканона Схоластика (VI в.) и Номоканона Фотия (IX в.). На Руси, где получили широкое распространение, были известны под именем Кормчих книг.

Прохирон (879), означающий «находящийся под рукой», был выполнен на основе греческих вариантов Свода Юстиниана. Он представлял любой консолидированный сборник норм гражданского, уголовного, судебного и церковного права и являлся обязательным руководством для судей. Он заменил собой Эклогу и впоследствии наряду с Эпанагогой был одним из источников норм право-славного церковного права.

Базилики (Василики, царские законы, ок. 888 г.) стали последним обновлением к тому времени уже строго кодифицированной и упрощенной редакции Свода Юстиниана. Кроме того, базилики содержали действующие положения церковного права и Прохирона в 60 книгах. После базиликов византийское право официально больше никогда не систематизировалось; на славянские языки они не переводились.

Эпанагога (возвращение) представляла собой сборник византийского права конца IX в., основой которого явились положения Свода Юстиниана, Прохирона и Эклоги, отразившие особенности и тенденции взаимоотношений феодального государства и церкви.

Книга Эпарха (Х в.) — это своеобразный консолидированный сборник специальных уставов различных корпораций и цехов, надзор за деятельностью которых был возложен на константинопольского эпарха.

Шестикнижие Арменопула (1345) стало последней систематизацией византийского права, предпринятой в частном порядке фессалоникским (г. Салоники) судьей Арменопуло в попытке дополнить действующий, но к тому времени уже устаревший Прохирон новыми нормами уголовного и гражданского права . Примечательно, что после падения Византии в 1354 г. Шестикнижие было распространено в Греции, Валахии, Бессарабии. С присоединением Бессарабии к России в 1812 г. продолжало действовать в местных

Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или «соправителя».

При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно‑гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управленияфемный строй Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.

Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

История государства и права зарубежных стран: шпаргалка

История государства и права зарубежных стран шпаргалка.. шпаргалки от риора..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Государственный строй древней вавилонии при хаммурапи
В Древней Вавилонии при известном царе‑законодателе Хаммурапи сохранился общинный строй, что было обусловлено ирригационной системой земледелия, поддержание к

Древнеиндийское государство
I период – разложение первобытно‑общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н. э.). II период – рабо

Древнекитайское государство
К концу третьего тысячелетия до н. э. население Китая перешло к оседлому образу жизни. Основными занятиями стали земледелие, скотоводство и ремесло. Выделяется родоплеменная и военн

Общие характеристики древневосточного права
Для древневосточного права характерны следующие особенности: 1. Сословное неравенство, т. е. неравный политико‑правовой статус лично

Древневавилонское право. Законы царя хаммурапи
Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Законнике Хаммурапи не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но перв

Традиционное право индии
Основным источником права Древней Индии являлись законы Ману, состоявшие из 12 глав, 2685 статей, написанных в форме двустиший. Этот законник приписывался мифическо

Древнегреческий полис
Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой циви

Этапы развития афинской демократии
Разрешение противоречий между эвпатридами (представителями родовой землевладельческой знати) и демосом в Древних Афинах было начато реформами Солона.

Система государственного управления в афинах
Принципами афинской государственно‑политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяж

Система государственного управления в спарте
Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиат

Принципат и доминат
После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо – принцепс. Он был наделен особой властью, надзирал за управлением прови


Этапы истории древнеримского права: 1 . Эпоха формирования и развития «цивильного» (квиритского) права. Характерные черты римского квиритс

Законы xii таблиц
Законы XII таблиц – основной источник римского права на раннем этапе его развития, первый древнеримский писаный правовой памятник, появившийся в результате сословной борьбы патрицие

Кодификация юстиниана
Кодификация – от латинского «codex», т. е. «книга, листы которой скреплены и разрезаны у корешка». Кодификация Юстиниана была проведена виднейшими юри

Становление и развитие средневековых европейских государств
Становление и развитие средневековых европейских государств проходило в эпоху формирования феодального строя. В условиях феодализма общество разделено на два основн

Раннефеодальное государство франков. Реформы карла мартелла
В V в. Галлия, бывшая римская провинция, атакованная варварами‑германцами, оказалась поделенной между вестготами, франками и бургундцами Наиболее сильными среди них оказались

Раннефеодальные англосаксонские государства. Норманнское завоевание XI в.
Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться в результате разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В течение IX–XI вв. в Англии окончател

Великая хартия вольностей 1215 г. И английский парламент
В начале XIII в. королевская власть потерпела неудачи во внешней политике (в частности, в крестовых походах), поэтому очень нуждалась в деньгах, которые пыталась получить от своих п

Особенности английского абсолютизма
Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма, возникновения и развития капиталистических производственных отношений. Вместе с тем

Право раннефеодальных государств европы. Салическая правда (V в.)
Протограф (первоначальный текст) Салической правды (Lex Salica) не сохранился, по‑видимому, он восходит к 60‑70‑м гг. V в. Древнейшие дошедшие до нас списки


В IX–XI вв. устанавливается принцип территориального действия права. Племенные обычаи заменяются местными – кугюмами. В период феодальной раздробле


В период X–XIII вв. Германия не знала единой правовой системы: на каждой территории со своей политической властью существовало свое право и отношения внутри каждого


К XII–XIII вв. в централизованной Англии сложилась единая правовая система, получившая впоследствии название «общего права» {«common law»), которое бы

Основные этапы развития японского феодального государства
В VI–VII вв. в Японии родовая община уступает место сельской общине, где происходят периодические переделы земли, на основе которых за каждой семьей закрепляется во временное пользо

Исламская теократическая монархия. Арабский халифат
Пророк Мухаммед, основавший в VII в. в Аравии первую мусульманскую общину, заложил основу для образования Арабского халифата. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепен


Важным источником права Японии в средневековый период оставался обычай. Другим источником права являлся «высочайший указ» японских императоров. С X

Мусульманское право
В Арабском халифате возникла и оформилась одна из наиболее значительных правовых систем средневекового Востока – мусульманское право (шариат). Действие шариата со в

Буржуазная революция в англии
Английская буржуазная революция началась в 1640 г. когда впервые собрался так называемый «Долгий парламент». Стадии революции: 1. Конституционная монархия (1640–164

Избирательные реформы в англии XIX в. И чартистское движение
После буржуазной революции в Англии активным избирательным правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности, по причине высокого имущественного избирательного ценза). От одн

Акт о парламенте 1911 г. Делегированное законодательство в англии в XX в.
К 40‑м гг. XIX в. значительная степень политического влияния в Великобритании переходит в руки промышленной буржуазии (это доказывает, например, принятие так называемых «хлебн

Периодизация
1. Период конституционной монархии (1789–1792). Главная движущая сила – крупная аристократическая буржуазия (представители – маркизы Мирабо и Лафайет), политической властью владеют

Влияние буржуазной революции XVIII в. На развитие французского права
Общая характеристика. Революционное право было формальным и светским, стремилось к избавлению от феодальной сословности общества. Однако на практике принцип равенст

Летом 1793 г. якобинцы отменили все оставшиеся феодальные повинности и феодальные связи
Франция стала мелкобуржуазной страной. Восторжествовал буржуазный принцип свободы договора, были ликвидированы феодальные монополии и откупа, цеховое устройство промышленности. Буржуазные

Государственный строй первой империи
В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 г. (18 брюмера VIII г. республики) во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапар

Вторая империя. Конституция 1852 г.
В соответствии с Конституцией в 1848 г. Президентом республики был избран политический авантюрист Луи Бонапарт. В Национальном собрании сильные позиции получили монархисты, которые

Конституционные законы третьей империи 1875 г.
Третья республика – наиболее бесцветный, но наиболее стабильный (и долговечный) политический режим в истории Франции. После свержения имперского режима в сентябре 1870 г. (после вое

Рейнский союз 1806 г. Германский союз 1815 г
В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз».

Франкфуртская конституция 1849 г. Конституция пруссии 1850 г.
В условиях революции, произошедшей в ряде европейских государств в 1848 г., во Франкфурте‑наМайне собралось общегерманское Национальное собрание, принявшее в 1849 г. К

Падение кайзеровской Германской империи в 1918 г.
Весной‑осенью 1918 г. в результате неудач на фронтах первой мировой войны и под влиянием падения монархии и социалистической революции в России, в Германии сложилась революцио

Веймарская конституция 1919 г.
Согласно Веймарской конституции 1919 г., Германия становилась буржуазной парламентской республикой во главе с президентом. Германия провозглашалась федерацией, состоящей из 18 земел

Образование ФРГ. Конституция 1949 г.
В 1949 г. для Западной Германии были приняты Оккупационный статут и Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ). «Боннская» конституция объявила Германию

Крах фашистской Германии. Потсдамские соглашения. ГДР и ФРГ
После победы стран‑союзников (во главе с СССР:США, Великобританией и Францией) над фашистской Германией в ходе второй мировой войны, 5 июня 1945 г. было принято реш

Развитие германского права в XX в. Объединение германии в 1990 г.
В ст. 14 Конституции ФРГ 1949 г., в традициях Германского гражданского уложения 1896 г., записано: «Собственность обязывает. Осуществление права собственности должно служить в то же

Объединение Италии в 1870 г.
В 1859 г. закончилась война между Пьемонтом и Австрией. Ее результатом стал вывод австрийских войск из Ломбардии. Именно на этой почве 6 мая 1860 г. «экспедиция тысячи», возглавляем

Итальянская фашистская диктатура и ее крах
Фашистское движение в Италии было порождено первой мировой войной и экономическим кризисом поразившим Италию. Первые военизированные отряды были созданы лидером фашистской партии Бе

Конституция Италии 1947 г.
22 декабря 1947 г. Учредительное собрание приняло новую Конституцию Италии, которая вступила в силу с 1 января 1948 г. Конституция объявила Италию демократической республикой.

Борьба североамериканских колоний против Англии и декларация независимости 1776 г.
Английские колонисты впервые высадились в Северной Америке в 20‑х гг. XVII в., здесь стали создаваться английские колонии, к середине XVIII в. их число достигло 13. Они были р

Американское право во второй половине XX в. Избирательное право. Антитрестовское и трудовое законодательство
В 1913 г. была принята XVII поправка к Конституции США, заменившая косвенные выборы сенаторов прямыми. Равенство мужчин и женщин в избирательных правах было утвержд

Капитуляция Японии. Конституция японии 1947 г.
На государственно‑правовое развитие Японии второй половины XX в. решающее значение оказали ее поражение и капитуляция во второй мировой войне. Оккупационный режим осуществлялс

Византийское государство IV-VII вв. унаследовало основные чпрты государственного строя поздней Римской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно Церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и Церкви, духовной и мирской власти (их симфонию) с явным приоритетом светской власти.

Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать «общим законам» Империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией.

Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из городских партий («голубые» и «зеленые»).

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса п!/ Византии.

Л С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-X вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на не! императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве Империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние в обществе повышаются. Она являлась единственным сдерживающим фактором во времена политической нестабильности, Византийская церковь предпринимала попытки подняться выше светской власти.

Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха. Но императоры практически не пользовались данным правом.

После периода политических потрясений наступило относительное спокойствие. Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Василеве издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

Начиная с IX столетия выборность императора сменяется его переходом по наследству (принцип легитимности).

ванной на труде зависимого крестьянства от земельных собственников при сохранении контроля со стороны государства.

Медленный характер развития феодальных отношений определил специфику социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Эта сила долгое время не была консолидирована и не складывалась в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньо- риальная система начинает складываться в Византии только к XI-XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству Империи, соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью.

На протяжении данного исторического периода сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев подданных. В Византии формирование класса зависимого крестьянства затягивалось из-за сохранения пережитков рабовладельческого строя.

Крестьяне эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы.

Крупные землевладельцы и военная знать (динаты - «сильные») захватывают крестьянские земли, подчиняют себе сельские общины, добиваются нового прикрепления крестьян к земле. С XI-XII вв. идет неуклонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.

С этого времени основная фигура в византийской деревне - феодально зависимый парик. Парики не имели права собственности на землю и были обязаны выплачивать господину ренту в натуральной и денежной формах, а также в форме отработки.

Население страны было пестрым в национальном составе. По подсчетам историков, его численность достигала 30-35 млн человек.

В истории Византии принято выделять несколько этапов.

Первый этап (IV-середина VII вв.) был периодом окончательного разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную ограниченную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом. Для данного исторического периода была характерна крайняя неустойчивость власти.

Второй этап (с конца VII в. до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы абсолютной монархии, причем механизмы властных отношений напоминают тип восточной деспотии. Императорская власть п3* в Византии достигает апогея. СО

На третьем этапе (XIII-XV вв.) происходит углубление политического и экономического кризиса Византийской империи, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением Византийского государства, децентрализацией и его фактическим распадом в XIII- XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.

Византия оказала значительное влияние на политическое и культурное развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была преемницей и проводником государственно-правового наследия античности. Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию.

Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.

Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.

Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость "согласия великого сената и народа". Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867-1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора "народом Константинополя" прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын ва-силевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.

Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными - динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили оба префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.

Право Византии. Общие положения

Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.

Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.

В IV--VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные -- в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, которые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.

Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...