Обязательственное право древнего востока. Контрольная работа Законы Хаммурапи. Общая характеристика. Социально-политические воззрения древней индии: общая характеристика

Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд особенных черт.

Древнейшим способом развития права было акционирование государством сложившихся в процессе длительной совместной жизнедеятельности людей обычаев и традиций, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Поэтому наиболее распространённым источником права являлся правовой обычай. С появлением письменности начинают создаваться своды законов, где закрепляются сложившиеся нормативные системы. Поэтому все древнейшие нормативные акты являются записью обычного права (т.е. правовых обычаев).

До нас дошли отдельные правовые памятники, которые позволяют получить представление о правовых системах древневосточных государств. Самым древним из них являются Законы из Эшнуны (Законы царя Билаламы), которые датируются концом III тыс. до н.э. и сохранились лишь фрагментарно. Законы царя Хаммурапи, созданные в XVIII в. до н.э., сохранились практически полностью, и поэтому являются важнейшим источником для изучения древневосточного права.

К числу правовых памятников этой эпохи относятся и Законы царства Вэй (Древний Китай, II тыс. до н.э.). Законы Ману (Манавадхармашастра), оказавшие огромнейшее влияние на правовую систему Индии, были созданы в период между I - II вв. до н.э. и II в. н.э.

Отличительной чертой права всех древневосточных государств была слабо развитая законодательная техника . Законодатель не формулировал правовые нормы обобщенно, абстрактно, а фиксировал в каждой отдельной статье нормативного акта отдельный типичный жизненный случай - казус. Поэтому право носило казуистический характер.

Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью . Религиозное сознание преобладало над правовым, поэтому правовая норма здесь имела религиозное обоснование. Наиболее выраженный религиозный характер имело право Древней Индии, где, по-существу, религия была возведена в ранг права. Поэтому нарушение религиозной нормы влекло за собой не только религиозные санкции, но и правовые. Показательно, что в тексте Законов Ману мы обнаруживаем такую санкцию, как «после смерти отправление в ад».

В древневосточном праве нельзя обнаружить представлений об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне, в Древнем Китае, или религиозной концепцией миросоздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.

Охарактеризуем гражданское право государств Древнего Востока.

Гражданское право, в целом, развивалось значительно медленнее, чем уголовное и процессуальное. Все древнейшие своды законов представляют собой типичные судебники, т.е., по существу, инструкции судьям, как рассматривать типичные случаи судебной практики.

ВЕЩНОЕ право. Институт собственности уже закреплён в законодательстве древневосточных стран, причём в разных формах. Однако неразвитость гражданского права проявляется в преобладании не частной формы собственности, а общинной формы, что является одним из проявлений пережитков родоплеменных отношений. Законодательно закреплены государственная и храмовая формы собственности, защита которых является одной из важнейших задач права. В то же время о развитии частной собственности свидетельствует анализ текстов древнейших правовых памятников, в которых детально закреплены наказания за различные покушения на институт собственности, в том числе и частной. Законодатель различает уже такие институты, как собственность и владение, давность владения, способы приобретения собственности.

ДОГОВОРНОЕ право в странах Древнего Востока развивалось достаточно активно, что являлось следствием развития товарно-денежных отношений. Уже известны большинство видов сделок, в частности: мена, купля-продажа, аренда, ссуда, залог, дарение, хранение, наймы. Государство прибегает к суровым методам обеспечения договорных обязательств. За нарушение договора, как правило, применяется долговая кабала - ответственность личностью должника, т.е. продажа его в рабство или смертная казнь. Таким образом, одним из древнейших принципов договорного права является принцип незыблемости договорных обязательств.

СЕМЕЙНОЕ право носило ярко выраженный патриархальный характер. Прежде всего, это проявлялось в неравенстве прав женщин и мужчинам. Женщина выступала не как субъект гражданских правоотношений, а как его объект. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного права прослеживаются такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин и детей в патриархальной семье. Брак совершался в форме сделки купли-продажи между женихом и семьёй невесты, что и становилось основанием для ограничения прав женщин: она не могла совершать самостоятельно какие-либо гражданские сделки.

Лишь в Древневавилонском обществе положение женщины отличалось сохранении ряда гражданских прав, что было проявлением сохранившихся пережитков матриархата.

НАСЛЕДСТВЕННОЕ право характеризовалось также сохранением патриархальных черт. Наследование осуществлялось по мужской линии. Женщина, как правило, не могла выступать в качестве самостоятельного наследодателя и наследника.

Правителя того или иного царства.

Причины появления писаного законодательного акта в государствах Месопотамии:

    1. особые условия становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний (складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя-гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса);
    2. относительно раннее развитие товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли (Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире).

Подробнее

Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д. К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые "реформы" Уруингины, правителя царства Лагаша, относящиеся к 2400 году до н.э. Основная цель Уруингины - оставить память о себе грядущим поколениям как о радетеле "старых порядков", "старых обычаев", в чем сказалось влияние общинной идеологии. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова.

Таким действующим законодательным актом был и дошедший до нас самый значительный правовой документ Месопотамии -Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья.

Законы включали преамбулу и изложение действующих правовых положений. Главная цель пышных прологов (особенно это характерно для -Законов царя Хаммурапи), гласящих о справедливости, великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти.

Примечательно и меняющееся содержание этих обоснований, отражающее укрепление государственных порядков, степень могущества того или иного правителя. Несмотря на сходство (иногда текстуальное), совпадение ряда норм, все эти законы не могли не содержать и глубоких расхождений, так как каждый правовой акт отражал реалии своего времени, особенности своего государства и пр.

Источники права Древней Индии

К важнейшим источникам права Др. Индии относятся:

    • дхармашастры - ─ сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм);
    • артхашастры ─ трактаты о политике и праве;
    • обычай (ачара, адачара);
    • царское узаконение, повеление (эдикт ).

Причины одновременного появления двух традиционных жанров (дхармашастр и артхашастр) в правовой литературе Древней Индии:

    1. исторические особенностями развития Древней Индии;
    2. слабость государственной власти,
    3. автономность общин,
    4. особое положение в социальной структуре варны брахманов.

Оно демонстрирует развитие права в Древней Индии как бы двух уровней: государственного (артхашастра) и общинного (дхармашастра). Сами же юридические трактаты, развивающиеся в одной и той же культурной среде, за счет отбора и включения в свои тексты многочисленных обычаев тесно взаимодействовали друг с другом, о чем свидетельствует сходство их многих положений.

Подробнее о дхармашастрах

Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие "нъяя", сходное с европейским - закон, более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

Дхармашастры , составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка.

Эти брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра, комментирующей священные книги индусов ─ веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.

Старейшие дхармашастры появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр:

    1. Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.) - среди других дхармашастр занимают особое место;
    2. джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.);
    3. Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.).

Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии , которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения.

При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное ─ единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления.

К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники права Древней Индии, согласно которому все его содержание, границы действия норм предопределены ведами - священными источниками "всех знаний". Отсюда делается вывод, что между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же они выявляются, а их в действительности было множество, то они должны быть разрешены соответствующим .

Подробнее об артхашастрах

Особое место среди источников права Древней Индии на определенном этапе ее истории занимала литература чисто светского жанра, относящаяся к науке политики , ─ артхашастры .

Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, предписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н.э.). В этом произведении (по уточненным данным относящемся к рубежу I тысячелетия до н.э. - I тысячелетия н.э.) содержатся обширные сведения, имеющие прикладной, деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Эта кшатрийская литература опиралась, видимо, на другую предшествующую ей литературу практического характера, а также на нормы царского законодательства. Здесь в логико-тематической последовательности рассматриваются вопросы, касающиеся судебного процесса, брака, собственности, обязательственного права и пр.

Дхармашастры признают неортодоксальную артхашастру в качестве источника права. Вместе с тем подчеркивается, "что дхармашастра имеет большее значение, чем артхашастра ". Эти процессы привели, видимо, в начале I тысячелетия н.э. к прекращению дальнейшего развития литературного жанра артхашастр.

Подробнее об обычае

Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным .

Обычай (ачара, адачара и пр.) трактовался в плане поведения "добрых, благоразумных людей" в соответствии с моралью, общественной пользой. Постепенно под влиянием ряда факторов, в частности непрекращающегося воздействия на общинно-кастовую систему соседствующего с индийскими общинами первобытного окружения, установилась практика, что не только одобренный брахманом обычай, но и всякий другой (в том числе обычай шудр и лиц, имеющих смешанное происхождение, а также жителей завоеванных стран) мог признаваться в царских судах.

Подробнее о царском узаконении (эдикте)

На отдельных этапах эволюции Древней Индии менялось отношение к царскому узаконению, повелению (эдикту) как источнику права. В Нараде (поздней из дхармашастр) указано, что по мере возможности эдикты царя не должны нарушать фундаментальных принципов и правил, которые содержатся в дхармашастрах.

Источники права Древнего Китая

Причины появления писаных законов в Древнем Китае:

    1. усиление социального расслоения китайского общества;
    2. необходимость использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой.

Подробнее

Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI-V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон о поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения.

Усиление законодательной деятельности в период "Воюющих царств", в V-III вв. до н.э., было связано также с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях изнурительной, непрекращающейся борьбы отдельных китайских княжеств между собой.

Источники права Древнего Китая:

    1. текст "Обозрения законов" (536 году до н.э.), включавший главы:
      • законы о ворах,
      • о разбойниках,
      • о заключении в темницу,
      • о поимке преступников,
      • об орудиях казни и пытки.
    2. свод законов "Книга законов царства Вэй" (III - II вв. до н.э.).

Подробнее

Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом "Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э. Лишь на рубеже V - IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков.

Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в III - II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. "Книга законов царства Вэй" была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.

Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлении Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности поземельных.

(Подробнее см.: История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М..- Изд. НОРМА, 1996. - 480 с.)

Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах.

Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы религии и морали. Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Ссылки на древних мудрецов, обладающих священным авторитетом, хранителей обычаев, можно найти почти во всех памятниках древневосточного права, в чем сказался его традиционный характер. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентировались на них. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр. Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. С этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, их казуистический характер, ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая. В правовых системах, которые формировались в медленно эволюционирующих древневосточных обществах, нашли отражение нормы старого родового строя, например, предусматривающие коллективную ответственность членов семьи или даже всех членов соседской общины за проступки, совершенные одним из них, кровную месть, самосуд, талион. На примере таких универсальных обычаев, как кровная месть и талион, в которых нашел отражение принцип равного воздаяния родового строя (око за око, зуб за зуб), по памятникам древневосточного права можно проследить, как эти старые обычаи наполнялись новым содержанием. Появление имущественных, сословных, профессиональных и других различий привело к прямому извращению в нормах древневосточного права идеи первобытнообщинного строя о равном воздаянии. Эти нормы стали исходить из того, что цена крови знатного, богатого выше цены крови бедного, незнатного. Общие традиционные черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких социальных форм, как община, большая патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр. В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, сословно-варнового деления в Древней Индии. Говоря об общих элементах правовых систем стран Древнего Востока, нельзя не видеть и специфических черт их правовых принципов, институтов и норм, связанных с особенностями духовной культуры, религии, той или иной системы ценностей. Так, в Древнем Египте, стране "поголовного рабства", в условиях засилия административно-командного царского аппарата, с его гипертрофированными контрольно-регулирующими функциями, не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности, правовом статусе личности. В древнем конфуцианском Китае и религия, и право изначально отвергали идею равенства людей, исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское традиционное право - это прежде всего уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание. В отличие от Китая, где теология как таковая не играла существенной роли (конфуцианство лишь условно можно назвать религией, это скорее этико-политическое учение), индийская цивилизация имеет ярко выраженный религиозный характер. Все стороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайше разработанными этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения, различными для разных социальных групп и ашрам (стадия жизни человека), выполнение которых приносило религиозную заслугу, нарушение же вело к религиозной и социальной деградации. В древнеиндийском обществе особую ценность в связи с этим имел ученый брахман, выполняющий функции воспитания людей в духе неукоснительного следования дхарме, правилам поведения религиозного индуса, кастовым нормам и ритуалу. Этим во многом объясняется как специфика источников права в Древней Индии, среди которых особое место занимали брахманские поучительные произведения - дхармашастры, так и другие особенности традиционного права индусов, пережившего века.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Право стран Древнего Востока

Право в Древней Индии Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви. Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами. Наиболее известный из них сборник - Законы Ману (II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы: религиозные предписания брахманов; нормы, регулирующие организацию государственной власти; нормы гражданского и уголовного законодательства. Сборник делится на 12глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок). Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом. При Ашоке (272--232гг. до нашей эры) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания "прародителя людей Ману". Сборник законов "Нарада" составлен в более позднее время, чем Законы Ману - представляет собой трактат о праве. Внем нашли отражение процессуальные вопросы, нормы уголовного и гражданского права, содержащих элементы нового феодального права. Артхашастра ("Наука о политике")- древнеиндийский сборник Законов, относящихся к периоду существования империи Маурьев (III век до нашей эры - II век нашей эры) содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права. Правовые положения населения были изложены в разделе лекции "Общественный строй".

Право собственности Основной отраслью экономики Индии являлось сельское хозяйство. Формально земля считалась собственностью царя. Судя по источникам права, можно выделить две категории земель: общинная; принадлежащая царскому дому. Но существовали и земли, принадлежащие брахманам, хотя в памятниках они не упоминаются. Что касается движимого имущества, то оно находилось в полной частной собственности. Свобода распоряжения движимым имуществом была широкой, что обусловило разнообразие сделки. Праву Древней Индии были известны следующие 7правомерных способов приобретения собственности: получение наследства; находка; покупка; добыча; ссуда под проценты; исполнение работы; получение подарка. 1--3 - законы для всех варн; 4 - только для кшатриев; 5--6 - для вайшьев, 7- только для брахманов. Право собственности приобреталось также в результате давности владения (10 лет). Выморочное имущество представителей 3-х низших варн переходило к царю. Главным охранителем собственности считался царь.

Обязательственное право В Законах не сказано о формах заключения сделок. Но Законы Ману предписывают при решении споров привлекать свидетелей, а при их отсутствии, прибегать к клятвам и ордалиям. Следует полагать, что сделки в Индии совершались устно, в присутствии свидетелей. а) Обязательство из договоров. Объектами договора купли-продажи могли быть движимые вещи, надлежащего качества, веса и объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Договор займа имел широкое распространение. Обеспечением займа служила личность должника, его родственников, имущество (в т. ч. скот и земля). В случае не уплаты долга предполагалась отработка. Но низшие касты не могли заставить должника высшей касты отработать долг. б) Поклажа (хранение). На хранение в Древней Индии могли отдавать разнообразные движимые вещи. Договор поклажи был безвозмездным. В случае если поклажеприниматель отказывался возвращать вещь, то он допрашивался судьей, который проверял его честность (Например: ответчику под каким-либо предлогом подкладывали золото. Если он возвращал золото, то дело его прекращалось. Если нет - считался виновным. Он был обязан вернуть золото вещь, подвергался испытаниям и наказывался). Поклажеприниматель не отвечал за сохранность вещи при форс-мажорных обстоятельствах. Древнеиндийский закон четко устанавливал причины недействительности договоров. Недействительными считались договора: заключенные пьяным, безумным или рабом; заключенные вопреки обычаю или закону; заключенные путем обмана. в) Обязательства из причинения вреда. Они возникали из причинения вреда имуществу другого (пастух был обязан потерю животного, если не мог доказать, что старался предупредить потерю. За потраву он отвечал только в случае, если участок был огорожен) и из причинения вреда другому лицу (За вред, причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки тоже).

Семейное право. Правовое положение женщин зависело от формы заключения брака, но в любом случае женщина не имела полной правоспособности. Поучению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке. В детстве она должна была подчиняться своему отцу, в молодости - своему мужу, по смерти мужа своим сыновьям. Развод допускался в исключительных случаях: бесплодие супругов; прелюбодеяние; постыдном поведении; безвестном отсутствием; дурное обращение. В случае если имелось несколько жен, старшинство в доме принадлежало жене из высшей касты. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24года, для женщин с 8лет.

Наследственное право Известно наследование по закону и по завещанию. По смерти отца его имущество делилось поровну между сыновьями. Старший сын получал добавочную часть в размере 1/20имущества. Девушки устранялись от участия в разделе наследства, но братья были обязаны выделить им из своего имущества 1/4часть. Последователь мог завещать часть имущества сыну дочери. При отсутствии детей, к наследованию призывались родственники умершего до 6-го колена.

Преступления и наказания Право в Индии представляло собой право-привилегию. Это с особой силой проявлялось в нормах уголовного права. В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие, как: ответственность общины за преступления совершенные на ее территории; изгнание преступника. Праву Древней Индии были известны преступления против государства, личности, имущественные преступления и преступления против чести и другие. За государственные преступления виновные подвергались смертной казне. а) Преступления против личности. Об убийствах и наказаниях в Законах Ману говорится очень мало. Убийство человека считалось религиозным преступлением, за это полагалась эпитафия. Но за убийство брахмана назначалась смертная казнь. Необходимая оборона исключала ответственность причинившего смерть нападающему. Сословная, кастовая сущность древнеиндийского права прослеживается при рассмотрении ответственности за преступления против личности. Тот, кто поднял руку или палку против представителя высшей варны - лишался руки, а кто в гневе ударял ногой - терял ногу. Если человек низшей варны плевал на представителя высшей варны- то по приказу царя ему отрезали губы. В том случае, если преступник и потерпевший принадлежали к одной варне, то предусматривалось за нанесение ранений - денежное взыскание, за увечье или перелом кости -- изгнание. б) Преступления против собственности. За преступления против собственности предполагались суровые наказания. Вор, пойманный на месте преступления, предавался смерти. Кража из царских кладовых, арсеналов, храмов, а также слонов и колесниц каралась смертью. Жестоко каралась кража, совершенная ночью. Вору, ворвавшемуся в дом ночью, отрубали сначала руку, затем казнили сажанием* на кол. Кража зерна, скота, стоимостью свыше 50 пан влекла за собой возмещение похищенного в 11кратном размере. Насилие и повторность рассматривались отягчающими вину обстоятельствами. За преступления против чести и достоинства высших варн следовало более суровое наказание: за оклеветание брахмана кшатрий платил 100пан, вайшья 150-200 пан, шудра подвергался телесному наказанию; за оклеветание кшатрия брахман платил 50пан, вайшья, 25пан, шудра 12пан. Шудре, поносившему представителя высшей варны, отрезали язык. в) Преступления против семьи: беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом); встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию); связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100пан); неверность жены (виновная затравливалась собаками); связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне).

Наказания Законы Ману не содержат упоминания о кровной мести. Она была вытеснена системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства. Основные виды наказаний: тюремные заключения; заковывание в кандалы; разного вида телесные наказания; денежные взыскания. Эти взыскания дополнялись другими мерами воздействия. Смертная казнь применялась к государственным преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и причинившим умышленно вред имуществу других. Видами смертной казни могли быть утопление, сажание на кол, сожжение на кровати или на костре, растаптывание слонами и др. К членовредительным наказаниям относились отрезание пальцев, рук, ног, губ. Этот вид применялся к преступникам, совершившим преступление против представителей высшей варны. Тюремное наказание применялось в сочетании с другими видами наказания, например, с конфискацией имущества. Тюрьмы строились на обозреваемом с дороги месте. Денежные взыскания назначались за небольшие проступки и преступления, и были самой распространенной формой.

Процессуальное право В Древней Индии не было различия между гражданским и уголовным процессом. Суд не был отделен от администрации. Судебную власть осуществляли брахманы. Высшая судебная власть принадлежала царю, который разбирал дела с учеными брахманами. Суд был апелляционным. Разбирательство гражданских уголовных дел могло начинаться только по требованию истца или потерпевшего. Сторона, обратившаяся в суд, поддерживала обвинение.

Доказательствами были показания свидетелей или ордалии. Ценность показаний зависела от принадлежности к варне. В Индии существовало 5 видов ордалий: испытание весами (обвиняемые взвешивались дважды, вероятно до и после допроса, если во второй раз он был легче - считался не виновным); испытание огнем (обвиняемый брал раскаленный предмет в руку и при отсутствии следов ожога считался невиновным); испытание водой; испытание ядом; клятва (если после клятвы с обвиняемым происходила какая то неприятность, то вина его считалась доказанной).

Право Древнего Египта Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря. ВVIII веке до нашей эры появился т. н. "Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)". Но кодекс выходит за пределы хронологической рамки Нового царства и не является типичным для древнеегипетского права. Что касается правового положения различных категорий населения, то следует выделить деление на свободных (жречество, чиновники, военная знать, крестьяне и ремесленники) и несвободных (рабов).

Вещное право Древний Египет не знает частной собственности на землю. Вся земля принадлежит фараону, верховному собственнику. Фактически большая часть земли находилась в общинном владении. Передача земли из одних рук в другие, имевшая место в отдельных случаях, была обставлена сложными формальностями. Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества.

Семейное право Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями. Египетское право знало институт завещания.

Уголовное право. В области уголовного права кровная месть исчезла, как и денежные выкупы. Наказания, применяемые государством, отличались жестокостью. Применялась смертная казнь, членовредительские и телесные наказания. Сурово карались преступления против веры (колдовство, убийство животных, почитаемых священными).

Процессуальное право Суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти был фараон, высшая судебная власть принадлежала и визирю. Высшим судебным учреждением со времен Древнего царства были т.н. "шесть палат", главой которых называют визиря. В чрезвычайных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть осуществляется особыми коллегиями - кентетами: центральной, состоящей из 30человек, окружными, городскими. Существовали и комовые суды. Наряду с государственными судами, существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался "жрецом богини Истины" и символ ее носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате.

Право Древнего Вавилона

Правовое положение отдельных категорий населения Свободное население Вавилона было неоднородным. Рабовладельцев можно разделить на две группы: авилум и мушкену. Авилум означает "муж" или "человек". Мушкену по оккадски означает "мелкий люд". Последняя категория рабовладельцев занимала более низкое положение по сравнению с авилум. Предположительно мушкену были выходцы из южных частей страны, "подданные" царя. Ряд ученых считает, что мушкену условно владел участком царской земли за службу или повинности. а) Обладатель имущества илку обязан был лично выполнять военную службу в пользу Государства. В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, то имущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни (ст.26). Если воин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну под условием несения службы. Если сын малолетен, то матери передавалось 1/3поля и сада, чтобы она могла воспитать сына. б) Общинная собственность на землю. Земля была разделена между селениями (общинами). Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителям данной местности - "соседями" во временное пользование по жребию. в) Частная собственность на землю. Земля приобреталась без особых формальностей, составлялся документ, к которому продавец прилагал свою печать. Закон решительно защищал частную собственность: Вору грозила смертная казнь, если он не в состоянии был уплатить установленные законом огромные штрафы. Собственнику представлялось востребовать свою вещь у любого лица; в случае отказа владельца вернуть вещь, первый привлекал свидетелей. Если владелец не мог доказать добросовестность приобретения вещи, то подлежал смертной казни, как и продавец вещи. Если же истец не сумел доказать свое право собственности, он придавался смерти как клеветник. Рабы-вердум составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Если в Египте основным источником права являлся военный плен, то в Вавилоне рабами становились не только чужеземцы, но и при определенных условиях и жители Вавилона. Правда, ст. 117 говорит о том, что рабство по задолженности - это срочное рабство, которое не может продолжаться более 3-х лет. В Вавилоне рабу было предоставлено право владеть имуществом, а также совершать сделки в отношении своего имущества. Но после смерти раба имущество переходило хозяину. Допускалось отпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.

Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права -- закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина. Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи. С именем Хаммурапи (1792--1750гг. до нашей эры) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как: объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство; усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы-реформа административного аппарата; упорядочение правосудия в стране. Законы Хаммурапи представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Эламского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия -- в Московском музее им. А.С. Пушкина). Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений. Первые 5статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6--126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26--39говорят о земельных наделах воинов. Следующий раздел, включающий статьи 127--195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196--214содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215--282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Право собственности . В Вавилоне земля находилась в собственности государства, общины или частного лица. До нас дошли много документов о продаже домов, полей, садов, рабов и т. д. Государственные земли принадлежали дворцу. Часть этих земель царь передавал мелким землевладельцам за плату натурой (иногда даже с инвентарем), другую часть - представляет должностным лицам и воинам в вознаграждение за службу (иногда с жителями, домом и инвентарем) как имущество Илку. Имущество Илку было изъято из оборота. В соответствии со статьей 40 кодекса Хаммурапи устанавливалось два исключения: его можно было продавать, во-первых, тамкарам; во-вторых, другим покупателям с тем, что покупатель принимает на себя уплату в казну сборов.

Обязательственное право Обязательственное право знает: а) договорные обязательства; б) обязательства из причинения вреда. Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку. Известны договоры: купли продажи и межличный и имущественный наем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (денежных людей -- с торговыми агентами). Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение причиненного вреда в случаях: нанесения ущерба ирригационным сооружениям; неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом поле; порубке дерева в чужом лесу; столкновения судов (отвечал плавающий вверх по реке); ранение в драке; нечаянного убийства раба или рабыни. Брак в Вавилоне заключался по договору, без которого он считался недействительным.

Уголовное право Вавилона . В Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам. Вместе с тем, закон сохраняет немало пережитков первобытных отношений: а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24); б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230); в) изгнание преступника из данной местности или "из дома"; г) сохранение в ряде случаев принципа талиона "Равное за равное" (ст. ст. 196, 197). Заодно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер. Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний: смертная казнь (более чем в 30случаях); членовредительские наказания; телесные наказания (удары плетью); наложение знака бесчестил; изгнание из родной местности или дома; денежные взыскания; увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем. Система преступлений содержит: должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем); ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью); преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол); ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона; похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14); преступления против собственности: а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью); б) кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты - смертная казнь) (ст. 8); в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены); г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь). преступления против семьи и половые преступления: а) нарушение супружеской верности; б) половая связь с близкими родственниками (связь матери и сына наказать, отца с дочерью - изгнанием отца); в) сын, ударивший отца, лишался руки.

право индия египет вавилон

Заключение

Право стран Древнего Востока формируется как право-привилегия, с явно выраженной сословной сущностью. Уголовное право носит карательно-террористический характер, направлено на подавление выступлений против монарха и господствующего сословия.

Список литературы

1. История Европы. М. 1988 г., т. I. М. 1992 г., т.II. М. 1993 г., т. III.

2. Майоров Н. И. Введение в историю Древнего Востока: Учебное пособие / Н. И. Майоров. - Томск, 2003.

3. Тесля А. А. Древний Восток. Учебное пособие по истории государства и права зарубежных стран /А. А. Тесля.

4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т.1. / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М., 2002.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. Т.2 / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М., 2002.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. Т.1. Древний мир и Средние века / под ред. Н. А. Крашенинниковой. - М., 2004.

7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. Т.2. Современное государство и право / под ред. Н. А. Крашенинниковой. - М., 2004.

8. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права: учебник для ВУЗов / З. М. Черниловский. - М., 2008.

9. Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность / Н. А. Крашенинникова. - М., 1982.

10. Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1988.

11. Законы Ману. М. 1960 г.

12. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М. 1994 г

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Источники права стран Древнего Востока. Характеристика "Законов Хаммурапи". Социальная структура и правовое положение основных групп населения по ним. Брачно-семейное право, преступления, наказания, суд и процесс. Золотая булла 1356 г. Саксонское зерцало.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2016

    Социально-политический строй Древне-Вавилонского государства. Текст Законов Хаммурапи. Право собственности, обязательственное и гражданское право. Семейное право, семейно-брачные отношения и наследование. Уголовное право и процесс по Законам Хаммурапи.

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Теоретический анализ важнейших памятников права стран Древнего Востока. Характеристика социальных и брачных отношений, указанных в Законах Хаммурапи. Изучение свода законов Ману, как произведения древнеиндийского права. Демократия и право античной Греции.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    Власть фараона в Древнем Египте и состав совета военной демократии в Греции. Наследственное право императорского Рима и характеристика Закона Хаммурапи и XII таблиц. Виды наказаний за криминальные преступления. Определение понятия "салическая правда".

    контрольная работа , добавлен 25.03.2011

    Изучение правовой системы восточных стран. Государственно-общественный строй и уголовное судопроизводство Древней Индии по Законам Ману. Аксиологические особенности религиозных и этических норм, закрепленных в законах в контексте теории "чистого права".

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    История государства и права Древнего Египта. Общественный строй, вооруженные силы. Вещное, уголовное, семейное и процессуальное право. Основные черты права Древнего Вавилона. Судебная система в Древней Индии. Шань-Инское государство и его право.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    История Вавилона того времени. История нахождения "Кодекса Хаммурапи". Судебники - первые законы. Законы Хаммурапи - шестого царя первой вавилонской династии. Структура судебника. Брачно-семейное право. Наследственное право.

    реферат , добавлен 07.12.2006

    Общая характеристика законника Хаммурапи и законов Ману. Изучение норм Законника, регулирующих отношения собственности, брачно-семейные и обязательственные отношения. Уголовное право и уголовный процесс, преступление и гражданское правонарушение.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Особенности общественного и государственного строя в Древней Индии. Кастовое деление общества. Нормы гражданского законодательства в Индии. Право собственности и основания его возникновения по Законам Ману. Уголовное право и процесс по Законам Ману.

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Роль и место Законов Ману среди источников права Индии. Общая характеристика варнового строя. Религиозно-правовые предписания, свидетельствующие о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.

ВВЕДЕНИЕ

Важное место в системе юридического образования имеет такая наука , как история государства и права зарубежных стран. Она имеет предметом своего исследования и изучения процесс развития государства в ряде стран Европы, Азии и Африки, а также соответствующих им систем права в исторической последовательности.

Периодизация курса истории государства и права зарубежных стран в различное время производилась по-разному. Наиболее распространенной схемой деления всемирной истории является трехзвенное: древняя, средневековая и новая (новейшая) история. Вполне справедливо будет, если периодизацию истории государства и права зарубежных стран осуществить по этойсхеме.

Следует помнить, что курс истории государства и права вовсе не преследует цель изучения всех когда-либо существовавших древних государств. Достаточно обратиться лишь к типичным для определенной эпохи государствам, оставившим заметный след в общечеловеческой истории, оказавшим влияние на последующее государственно-правовое развитие.

I. Государство и право Древнего Египта

В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало.

Уже на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры в Египте существовало около 40 отдельных областей - "номов", т.е. самостоятельных, малосвязанных друг с другом общин, из которых каждая занимала территорию, достаточную для того, чтобы вести самостоятельное ирригационное хозяйство.

Каждый из номов имел свое божество, свой храм, своих рабов. Последние содержались при храмах в работных домах и историко-правовые источники часто называют их "рабами храма".

Благодаря торговле и морскому грабежу, в северных номах сравнительно быстро возникли торговые центры, такие как Бусирас, Буто, Метелис и др. Со временем северные номы объединились и образовали Нижний Египет. Позже объединились и южные номы в Верхний Египет.

История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Позднее царства.

В период т.н. Раннего царства произошло насильственное объединение всего Египта (предположительно в 3200 г. до нашей эры) фараоном Нармером (Менесом). Столицей объединенного Египта стал г. Тенис.

С 3200 г по 2800 г. до нашей эры страной правили цари первых двух династий (1-я и 2-я династии- 48 царей). Но только к началу правления 3-й династии объединение севера и юга приобрело реальный характер.

Период с 2700 г. по 2400г. до нашей эры (3-я и 4-я династии) принято называть Древним царством.

В этот период сложилась централизованная бюрократическая монархия, которая вела войны с соседними странами.

Создается всеегипетская ирригационная система, воздвигаются пирамиды и храмы. После 6-ой-1-ой династии начинается распад Египта.

С фиванской династии начинается период Среднего царства (2160-1750 гг. до нашей эры). Египет снова стал централизованным государством.

В середине 17 века до нашей эры Египет потрясло восстание крестьян и рабов, в результате которого царская власть и его управление было ликвидировано.

Около 1730 г. до нашей эры Египет завоевали гиксоны - воинственные племена с севера, владычество которых продолжалось около 150 лет.

После изгнания гиксонов сложилось Новое царство (18-20 династии), просуществовавшее с 1580 г. по 1100 г. до нашей эры, была восстановлена былая мощь Египта.

Но внутриусобица привела к тому, что в 523 г. Египетское государство было завоевано Персией. В 322 г. до нашей эры он был включен в состав Монархии А. Македонского, а в 30 г. до нашей эры присоединен к Риму в качестве одной из провинций. Иногда этот период 322г. до нашей эры называют Греко-Римским. С X династии царствование становится наследственным.

Общественный строй

Господствующий класс древнеегипетского общества составляет рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определяется 3-мя условиями:

  • древностью рода;
  • величиной землевладения;
  • и занимаемой должностью.

В период Древнего царства светская (комовая) аристократия занимает независимое положение.

В период Среднего царства она упрочивает свои "отцовские" (т.е. наследственные, независимые от правителя) привилегии.

В период Нового царства положение светской аристократии меняется, она вынуждена, с одой стороны, примириться с деспотизмом фараона и его правительства, и выдвижением жречества- с другой.

Бюрократия в Древнем Египте была огромной силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной.

Основная масса сельского населения сохраняет личную свободу, жила в деревнях (сельских общинах).

Возрастает значение рабского труда. Источниками рабов были военнопленные, кабальные договоры.

Государственный строй

Государственный строй в Древнем Египте имел форму деспотии. Правительственный аппарат в Древнем Египте во все периоды истории Египта возглавлял фараон, т. е. царь, монарх, "сын бога". Высшее связующее единство, реализованное в лице фараона, необходимо было для обеспечения проведения гигантских ирригационных работ во все египетском масштабе, осуществления завоевательной политики, эксплуатации общины, сбора податей, даней и повинностей.

Главой правительственного аппарата был визирь (джати). Являясь вторым лицом в государстве после фараона, он не претендовал на божественную власть, но в памятниках именуется правителем всей страны, как Севера, так и Юга.

Функции визиря были сложны и многочисленны:

1. Он глава финансового ведомства. В его ведении находится "золотая палата", которая была государственным казначейством и царской сокровищницей, государственными житницами. Он управлял имениями, принадлежащими дворцу.

2. Он являлся руководителем публичных работ.

3. Важная функция государственного канцлера - это хранение государственной печати. В его кабинете хранились все правительственные и частные акты, регистрировались различные пожалования землей, имуществом и титулами.

4. Он градоправитель столицы. В резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть.

5. Визирь обладал широкими полномочиями в области правосудия. Он возглавлял высшую судебную инстанцию страны - шесть судебных палат ("шесть великих домов").

Кроме визиря источники называют:

  • главного казначея ("заведующего всем, что дает земля, небо, воздух");
  • начальника работ по сооружению и содержанию оросительных систем;
  • сановника, управляющего "домом оружия" (представитель высшей чиновной знати или член царской фамилии).

Вооруженные силы

Широкая завоевательная политика опиралась на вооруженные силы.

Основное ядро армии со времен Древнего Царства составляли профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами набирали ополченцев. Существовала полиция (в т.ч. тайная), пограничная стража, специальные охранные отряды каналов и сооружений, служба охраны фараона и других высших сановников. Комплектовалась армия из населения Египта, а также покоренных стран (Нубия, Ливия).

Право Древнего Египта

Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря.

В VIII веке до нашей эры появился т. н. "Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)". Но кодекс выходит за пределы хронологической рамки Нового царства и не является типичным для древнеегипетского права.

Что касается правового положения различных категорий населения, то следует выделить деление на свободных (жречество, чиновники, военная знать, крестьяне и ремесленники) и несвободных (рабов).

Вещное право

Древний Египет не знает частной собственности на землю. Вся земля принадлежит фараону, верховному собственнику. Фактически большая часть земли находилась в общинном владении. Передача земли из одних рук в другие, имевшая место в отдельных случаях, была обставлена сложными формальностями.

Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества.

Семейное право

Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями. Египетское право знало институт завещания.

Уголовное право

В области уголовного права кровная месть исчезла, как и денежные выкупы. Наказания, применяемые государством, отличались жестокостью. Применялась смертная казнь, членовредительские и телесные наказания. Сурово карались преступления против веры (колдовство

, убийство животных, почитаемых священными).

Процессуальное право

Суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти был фараон, высшая судебная власть принадлежала и визирю. Высшим судебным учреждением со времен Древнего царства были т.н. "шесть палат", главой которых называют визиря. В чрезвычайных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть осуществляется особыми коллегиями - кентетами: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и комовые суды. Наряду с государственными судами, существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался "жрецом богини Истины" и символ ее носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате.

2. Государство и право Древнего Вавилона

Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895 года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии "патеси" подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.

Одним из наиболее выдающихся представителей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии.

Общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.

Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались "сынками мужа" авиации (или "сынами человека"), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась "мушкену" (вероятно производное от слова "шукену" - бить челом"), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.

В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.

Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175-176 З. Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.

Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

Государственный строй

Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества.

Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

При царе появляется и другой правитель-наместник - ИСАККУ - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.

С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патеси их светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей - шакканакку.

Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.

Судебная система

Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.

Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.

Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума" - председателей судебных коллегий.

В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а под председательствованием "рабианума" заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.

В больших городах судебные функции выполняли специальные "царские судьи", подчиненные непосредственно царю.

Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.

Вооруженные силы

В период раздробленности Двуречья основным видом Вооруженных Сил являлось ополчение крестьян-общинников, которые по призыву правителя прибывали в войска со своим вооружением и снаряжением.

Впервые во всемирной истории аккадский царь Саргон (2316-2261 гг. до нашей эры) создал постоянную армию для выполнения внешних и внутренних задач. Воины, как явствует из законов Хаммурапи, находились на царском содержании, получая за службу земельные наделы с домом, садом, а также скот (ст. 30-36). Это имущество было изъято из гражданского оборота.

Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту.

В случае смерти воина или его пленения, имущество переходило его сыну под условием несения военной службы. В случае малолетства сына 1/3 участка отдавалась матери для воспитания сына.

В случае возвращения воина из плена, ему возвращалось имущество, отданное другому воину.

Если плененного воина выкупил купец (тамкар), то после возвращения на родину воин должен был выкупить себя, а если из-за отсутствия средств он не мог этого сделать, то за него платил храм или дворец. Вместе с тем, земельный участок и дом не могли идти в уплату "выкупа".

Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их к царю.

В период военных походов созывалось и ополчение крестьян-общинников.

Основные черты права Древнего Вавилона

Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права - закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.

Одним из наиболее значительных этапов в развитии права следует рассматривать появление кодекса Хаммурапи. С именем Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры) связаны такие крупные мероприятия в государстве, как:

  • объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство;
  • усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы- реформа административного аппарата;
  • упорядочение правосудия в стране.

Законы Хаммурапи

Представляют собой обширный законодательный памятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория современного Ирана). (Столб хранится в Лувре, копия - в Московском музее им. А. С. Пушкина).

Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследователям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.

Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных решений.

Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.

Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о

найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.

Вопросы для самопроверки



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...