Занимательная криминалистика. Занимательная криминалистика Занимательная криминалистика

Наверное, вы уже знаете, что популярные изображения судебной экспертизы являются абсолютно неточными, и правда заключается в том, что большинство следователей на месте преступления выполняют намного больше бумажной работы и намного меньше принимают участие в перестрелках. Тем не менее, в своём стремлении спустить наши ожидания с небес на землю, большинство разрушителей мифов забывают о том факте, что судебно-медицинская экспертиза всё-таки является очень, очень крутой.

10. Люминол (Luminol)

Фотография: Дэвид Мьюэльхаймс (David Muelheims)

В то время как такие ТВ-шоу, как «Кости» и «C.S.I.: Место преступления» часто полагаются на нереально передовые технологии к большому огорчению настоящих следователей, работающих на месте преступления, существует одно вещество, которое настолько же футуристично, как его изображают: люминол.

Люминол представляет собой порошок, состоящий из кислорода, азота, водорода и углерода, который светится голубым, когда он вступает в контакт с гемоглобинами в крови. Эта хемилюминесценция является тем же самым процессом, который позволяет светлячкам светиться. Люминол может обнаружить незначительное количество крови даже после того, как поверхность была вымыта, даже годы спустя. Свечение продолжается приблизительно 30 секунд, но его можно запечатлеть с помощью фотографии с длинной экспозицией.

Он часто используется в качестве крайней меры, так как химическая реакция может уничтожить само доказательство, которое она открывает взору, тем не менее, люминол может оказаться невероятно полезным. Например, он может выявить отпечатки обуви нападавшего человека, или показать следователям, в каком месте стоит искать более внимательно. Кровь на ковре, которая может быть невидимой для невооруженного глаза может быть выявлена с его помощью, что поможет следователям искать более крупные видимые пятна на деревянном полу под ним. Тем не менее, те, кто работают с люминолом, должны опасаться ложных свечений, поскольку это вещество также реагирует на присутствие мочи, меди и соуса из хрена.

9. «Записки о смытии обиды» (Washing Away Of Wrongs)


Первая известная книга по судебно-медицинской экспертизе была озаглавлена как «Собрание случаев исправления несправедливости» (Collected Cases of Injustice Rectified) или «Записки о смытии обиды» (The Washing Away of Wrongs). Труд был написан в 13 веке весьма добросовестным китайским судьёй по имени Сун Цы (Song Ci). Он изложил строгие правила для того, чтобы следователи не были подкуплены, например, настаивая на том, чтобы все посмертные эпикризы были написаны собственной рукой патологоанатома, и никогда не были написаны его ассистентом. Он подчеркнул важность проведения точного вскрытия, не только для жертвы и её семьи, но и потому что, если правосудие не правильно направлено, оно вызовет постоянные распри и циклы мести, разрушающие сообщество.

«Записки о смытии обиды» объясняют то, как отличить жертву утопления и жертву удушения, и включают в себя первое известное использование судебной энтомологии, или изучение насекомых. В этом случае сельский житель был найден зарубленным насмерть. Сначала Сун Цы сделал порезы на трупе животного при помощи широкого спектра орудий и сравнил эти порезы с ранами на теле сельского жителя, определив, что они были вызваны серпом. Затем он попросил каждого жителя достать свои серпы и выложить их на городской площади. Дело происходило в середине лета, поэтому мухи собрались и роились почти исключительно на одном конкретном серпом. Исходя из этого, Сун Цы заключил, что это и было орудие убийства, и его владелец быстро сознался.

8. Накопление незавершённых работ по анализу биологических доказательств полового акта (Rape Kit Backlog)


В случаях сексуального насилия тело жертвы является частью места совершения преступления. Судебно-медицинский эксперт проводит четыре-шесть часов за регистрацией всех отметок и рваных ран на теле жертвы, забирая на анализ образцы любых подозрительных волокон, биологического материала под ногтями, и, конечно, делая мазки с ротовой полости и половых органов жертвы. Все материалы упаковываются в набор биологических доказательств полового акта и отправляются на анализ. Эта процедура очень часто бывает травматичной для жертвы, но доказательства, собранные в ходе неё могут иметь решающее значение в судебном преследовании, если набор на самом деле будет должным образом проанализирован.

По оценкам, в США существует накопление незавершённых работ по анализу биологических доказательств полового акта. В судебной системе есть 400 000 необработанных наборов, каждый из которых представляет жертву, которая не получает огромной помощи в своей борьбе за справедливость. Из-за того, что насильники часто также являются серийными преступниками, анализ этих наборов может не только помочь жертвам добиться справедливости, но и предотвратит большое количество будущих нападений. В 2003 году Нью-Йорк окончательно ликвидировал своё накопление, и процент арестов за сексуальные нападения вырос с 40 до 70 процентов. Анализ всего лишь 1100 наборов в Детройте привёл к аресту 46 серийных насильников. Анализ каждого набора стоит от 500 до 1500 долларов, однако, финансирование этих анализов довольно трудно найти.

Технология анализа биологических доказательств полового акта даже улучшается. Часть медицинского освидетельствования в случаях сексуального нападения включает в себя нанесение тёмно-синего красителя на тело жертвы, что заставляет повреждённые области «засветиться» - но это на белых людях. Этот порошок не в состоянии выявить ранения на тёмной коже, однако в 2013 году Кэтрин Логон (Kathryn Laughon) разработала флуоресцентный краситель, который показывает раны на всех типах кожи, что является невероятно полезным для жертв нападений с тёмным цветом кожи.

7. Фантом из Хайльбронна (Phantom Of Heilbronn)


В течение 16 лет наиболее искомый серийный убийца в Германии ускользал от полиции. Начав с убийства 22-летнего полицейского в Хайльбронне, Фантом начал совершать приводящий в замешательство хаотичный ряд преступлений, которые включали в себя шесть убийств, ограбление некоторых вьетнамских торговцев драгоценными камнями и вереницу краж мотоциклов. Хотя ей удавалось оставаться незамеченной, она не была достаточно внимательной, чтобы не допустить оставления следов ДНК на более чем 40 местах совершения преступлений.

В марте 2009 года полиция расследовала смерть мужчины, принесённого в жертву, который искал убежища, когда обычный тест судебно-медицинской экспертизы вернулся с довольно странными результатами. Когда они проанализировали его ДНК, они получили два результата: его собственный, и Фантома из Хайльбронна. Это было настолько маловероятно, что они провели тесты на всём оборудовании, используемом для анализа ДНК. Конечно же, анализ каждой ватной палочки дал положительный результат на ДНК предполагаемого Призрака. Она оказалась не выдающимся преступником, а просто рабочей на линии завода по производству товаров медицинского назначения в Баварии.

По словам специалиста судебно-медицинской экспертизы Майка Сильвермана (Mike Silverman), «анализ ДНК стал жертвой своего собственного успеха». Улучшения в технологии, которые означают то, что ДНК могут быть получены даже от самых кратких контактов, делают анализ невероятно подверженным загрязнению. Это плохая новость, потому что преступнику не нужно доказывать загрязнение анализа, чтобы избежать правосудия, ему всего лишь нужно заявить о «разумном сомнении».

6. Эдмон Локар (Edmond Locard), отец судебной медицины


Эдмон Локар, наряду с коллегой из Франции Альфонсом Бертильоном (Alphonse Bertillon), был пионером в переходе от уголовных расследований, основанных в первую очередь на показаниях очевидцев к расследованиям, основанным на строгом научном анализе вещественных доказательств. Большое влияние оказал на него Шерлок Холмс (Sherlock Holmes) и он работал в качестве медицинского эксперта во время Первой мировой войны, определяя причину и место гибели солдат, изучая пятна и повреждения их униформы. В 1910 году он создал первую в мире лабораторию судебной экспертизы.

Локар лучше всего известен за изобретение «Принципа обмена Локарда» (Locard’s principle of exchange), который до сих пор является основой всех уголовных экспертиз. В нём говорится, что каждый преступник приносит что-то на место преступления и забирает что-то с собой, или, в целом, «каждый контакт оставляет след». Его уверенность в важности вещественных доказательств граничит с верованием. Его взгляды были обобщены Полом Кирком (Paul Kirk), который сказал: «Доказательство не забывает. Его не смущает волнение момента. Оно не отсутствует из-за отсутствия человеческих свидетелей. Оно является фактическим доказательством. Физические доказательства не могут быть неверными, они не могут оговорить самих себя, они не могут полностью отсутствовать. Лишь человеческая неспособность их обнаружить, изучить и понять, может уменьшить их значимость».

5. Блеск является идеальным трассеологическим доказательством


Идеальная трасологическая улика легко передаётся от одного человека другому, но нелегко удаляется с этого второго человека. Она должна быть, казалось бы, безобидной и трудно замечаемой для преступника, чтобы в отличие от крови, преступник не уделял столько же внимания её удалению. Она также не должна быть слишком сложной для обнаружения следователем, например, она может светиться при наведении на неё света фонарика. Она не должна исчезать со временем, так как со временем её не смогут найти следователи. Лучше всего, если на преступнике присутствует очень маленькая её доля - даже один фрагмент, который будет достаточен для того, чтобы её с уверенностью идентифицировать. У неё должны быть весьма определённые, особые характеристики. К счастью, всеми этими свойствами обладает блеск.

Некоторые волокна встречаются настолько часто, что они не могут использоваться в качестве доказательств, преступник может утверждать, что они могли появиться на нем откуда угодно, в то время как каждый производитель блеска штампует свою продукцию из фольги различной формы, толщины и преломления. Поскольку блеск производится на заводе, эти свойства можно занести в базу данных, что позволяет почти мгновенно найти соответствия. Блеск часто оказывается в косметике или на предметах одежды, в частности на клубной и детской одежде. Конечно, на большинстве мест преступлений никогда не будет обнаружен блеск, но когда следователи его находят, соответствие между блеском, найденным на преступнике, потерпевшем, или на месте преступления будет очень сложно объяснить.

4. Безоперационные вскрытия


Вскрытие проводится в первую очередь для определения причины смерти лишь в незначительном числе случаев, когда причина оказывается неестественной, и требуется более обширный и тщательный анализ. Некоторые культуры и религии ставят явные запреты на вскрытие, но даже в тех, которые этого не делают, вскрытие может быть очень травматичным для семьи погибшего. Как Рамзан Мохайюддин (Ramzan Mohayuddin) описал своё горе при виде тела своего сына, Саада (Saad): «Его зашили. . . как мешок. . . не так мы должны относиться к нашим близким».

Университет Лестера (University of Leicester) в Великобритании предложил более достойную альтернативу с помощью цифрового вскрытия. Оно работает путём введения красителя через небольшой разрез в области шеи, а затем проведения сканирования с помощью электронно-лучевой трубки всего тела, отмечая все кровеносные сосуды. Этот метод обладает 80-процентным успехом в определении причины смерти, и если убийство не подозревается, то не требуется рассечение тела. Он также несёт в себе меньше риска для медицинского эксперта, так как эксперт не находится в контакте с потенциально инфекционным материалом. Приблизительно за 850 долларов можно сделать ещё более подробную 3D визуализацию. Мохайюддин основал Фонд Саада в честь своего сына, чтобы собрать деньги на цифровые вскрытия для скорбящих семей.

3. Экологическая криминалистика (Eco-Forensics)


Судебная медицина используется не только в мелких уголовных делах, но и для раскрытия преступлений против окружающей среды. Например, если рыба в ограниченной зоне вымирает или проявляет мутации, судебно-медицинская экспертиза может определить причину. В то время как причина может оказаться естественной, ситуация вполне может быть результатом незаконного загрязнения окружающей среды или сброса промышленных отходов. Возможно самый известный случай эко-экспертизы был описан в фильме «Эрин Брокович», в котором судебные токсикологи обнаружили, что кластер раковых диагнозов в Хинкли (Hinkley), штат Калифорния вызван компанией «Pacific Gas & Electric Company», позволявшей сточным водам, содержавшим шестивалентный хром впадать в необлицованные бассейны и загрязнять подземные воды города.

2. Собаки-детекторы


Несмотря на то, что мы обычно ассоциируем полицейских собак с обнаружением наркотиков или другой контрабанды, они могут быть обучены широкому спектру криминалистического определения. Существует подразделение собак, которые обучаются находить разлагающиеся тела при помощи синтезированного химического вещества, имитирующего их аромат. В 2010 году эта процедура была дополнена разработкой портативного электронного «сниффер» под названием «Легкий анализатор погребённых останков и распознаватель запахов разложения» (Light-weight Analyzer for Buried Remains And Decomposition Odor Recognition). Он особенно полезен в нахождении останков в ситуациях, когда поисковые собаки отсутствуют или их применение непрактично в таких местах как поля сражений.

Собаки компаньоны также играют ключевую роль в расследованиях поджогов, где их чувствительные носы могут различать широкий спектр катализаторов, таких как керосин, бензин и жидкость для зажигалок. Они способны обнаруживать даже незначительные количества, и, хотя собачьи доказательства не принимаются в суде, они могут послужить причиной начала расследования и указать следователям наилучшие места для взятия образцов для анализа. Если они не обнаруживают никаких катализаторов, поджог может быть исключён, таким образом они экономят ценное время полиции и ресурсы. Собаки, определяющие поджог, часто выбираются из тех, которые не совсем проходят школу собак-поводырей, но, несмотря на это обладают целым рядом навыков.

1. Конец эры мышьяка


На протяжении веков двумя наиболее распространенными ядами были цианид и мышьяк. В то время как цианид оставляет хорошо различимый запах миндаля на теле жертвы, мышьяк было невозможно обнаружить на протяжении большей части человеческой истории. Его симптомы напоминали симптомы холеры, и поскольку многие распространенные бытовые изделия содержали мышьяк, достать его было очень легко. Во Франции, он был известен как «poudre de succession», или «порошок наследования».

В 1775 году был разработан первый метод обнаружения мышьяка, при помощи добавления азотной кислоты и цинка в жидкости, полученные из тела отравленного человека. Если в организме присутствовал мышьяк, полученный раствор испускал газ, который обладал запахом чеснока. Тем не менее, этот метод был ненадёжным и просуществовал недолго.

Следующий прорыв произошёл в 1832 году, когда Джон Бодл (John Bodle) был отдан под суд за отравление кофе своего деда. Химика по имени Джеймс Марш (James Marsh) попросили протестировать кофе на наличие мышьяка, но присяжных не убедили его методы. Бодл позже сознался, и вспыльчивый Марш решил разработать более ошибкоустойчивый тест. «Проба Марша» (Marsh Test), как она стала известна, создавала серебристо-чёрный осадок, когда мышьяк присутствовал в организме, что было гораздо более убедительно, чем запах чеснока. Метод был простым и дешёвым, и с его помощью можно было обнаружить даже небольшое количество мышьяка в организме жертвы, кроме того, он не давал ложных результатов. Умышленное отравление мышьяком вскоре сошло на нет.

Ведущий предлагает детям поиграть в детективов и выполнить ряд интересных, в основном шуточных, заданий на развитие внимания, нестандартного мышления.

Участвуют две команды с любым количеством игроков. Побеждает та, которая наберет наибольшее количество жетонов за правильные ответы.

Мероприятие рассчитано на учащихся 3 — 4 классов.

Ведущий. Давайте поиграем в детективов. Приглашаю вас на стажировку в детективное агентство. Основными качествами хорошего детектива являются наблюдательность, нестандартное мышление, решительность. Какая команда в большей степени обладает этими качествами, мы узнаем в конце игры.

Первый конкурс называется «Разминка».

Кто совершил первое в истории человечества правонарушение? (Ева)

Наука о приемах и средствах раскрытия преступления. (Криминалистика)

Популярный советский детективный сериал называется «Следствие ведут...» (знатоки).

Кто придумал знаменитого Шерлока Холмса? (Артур Конан Дойл)

Дактилоскопия — наука, изучающая... (отпечатки пальцев).

Знаменитая писательница, придумавшая Эркюля Пуаро и мисс Марпл. (Агата Кристи)

Киллер — это... (убийца).

Киднепинг — это... (похищение детей).

Самая знаменитая собака, соучастница преступления, совершенного на торфяных болотах. (Собака Баскервилей)

Вещественное доказательство, оставленное на месте преступления. (Улика)

Кто ведет дело по раскрытию преступления? (Следователь)

Как называется преступник, неоднократно совершивший преступления? (Рецидивист)

Как называется процедура получения у правонарушителя сведений по делу, происходящая в кабинете следователя? (Допрос)

Кто определяет степень вины обвиняемого? (Суд)

Второй конкурс называется «Следствием установлено...». О ком идет речь?

1. Некая особа, используя свой опыт и знания, принуждала недавно появившегося на свет при странных обстоятельствах мальчика заниматься не свойственным для ребенка первого года жизни делом, а именно — обучением школьным наукам. Особые приметы. Она: имеет волосы голубого цвета. Он: выдающийся нос. (Мальвина и Буратино)

2. Лицо восточной национальности, чей возраст исчисляется тысячелетиями, занималось умышленным обманом несовершеннолетнего по фамилии Костыльков, что выражается в предоставлении ему ложных сведений о том, что земля имеет форму плоского диска, стоит на шести слонах, а те, в свою очередь, — на черепахе. Особые приметы пожилого человека: длинная седая борода; носит чалму. (Хоттабыч и Волька Костыльков)

3. Три злоумышленницы, находясь на государственной службе, ввели в заблуждение царя относительно появления на свет наследника, а также совершили подлог документов, следствием которого явился распад семьи, а также нависла угроза жизни и здоровью матери и ребенка. (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)

4. Могущественная особа женского пола, владеющая силами магии и чародейства, была уличена в киднепинге, т. е. похищении ребенка, и совращении малолетнего посредством поцелуев, в результате которых он стал холодным и бесчувственным. (Снежная Королева и Кай)

5. Задержанный, уроженец Дании, по прозвищу «Закрой глазки», занимался проникновением по ночам в чужие квартиры, а именно — в спальни детей, раскрывал над юными гражданами магические зонтики и посредством гипноза внушал им сновидения, которые они, по его мнению, заслуживали. (Оле-Лукойе)

6. Существо, чьей средой обитания является водная стихия, замечено в превышении своих служебных полномочий, что послужило необоснованному продвижению по социальной лестнице пожилой женщины, от крестьянки до вольной царицы, что, в свою очередь, повлекло за собой избиение данной властолюбивой особой своего супруга в присутствии свидетелей». (Золотая рыбка, старуха)

7. В результате природных катаклизмов фургон, являющийся местом проживания американской семьи из штата Канзас, рухнул вместе с его обитателями — несовершеннолетней девочкой и собакой — на постоянное местожительство чародейки, что привело к смертельному исходу последней. В данном деле преступных действий не усматривается». (Элли, Тотошка, Гингема)

8. Двое представителей животного мира подозреваются в мошенничестве с целью завладения чужим имуществом, а именно — пятью золотыми монетами. Особые приметы подозреваемых. Она: рыжий хвост. Он: в черных очках, при ходьбе пользуется тростью. (Лиса Алиса, кот Базилио)

Третий конкурс называется «Специализация преступников».

Как правило, преступники имеют свою специализацию и придерживаются ее всю жизнь. Так, например, мошенник специализируется на подлоге документов, подкупе, но никогда не убивает. Шантажист добывает компрометирующие человека сведения и, спекулируя на этом, заставляет платить.

Подберите код и расшифруйте специализацию преступника, который...

♦ взламывает сейфы

МОЕОДОВОЕОЖОАОТОНОИОКО

♦ грабит квартиры

ДУОУМУУУШУНУИУКУ

♦ вытаскивает ценности из карманов и сумочек граждан

КИАИРИМИАИНИНИИИКИ

Ответы: медвежатник, домушник, карманник.

Четвертый конкурс называется «Загадочные истории» . (Ведущий читает текст.)

У одного короля было три дочери — Мария, Елена и Анна. Все три — красавицы, глаз не отведешь. Одна белокурая, волосы до колен волнами спадают, у другой — глаза зеленые, сияют ярче изумрудов, у третьей — талия тонкая, тоньше самой тонкой березки в королевском саду. И еще: одна из сестер пела лучше всех в королевстве, другая — лучше всех танцевала, а третья умела такие загадки загадывать, что их никто отгадать не мог!

Целыми днями король искал для своих дочерей достойных женихов.

Приезжали королевичи из заморских стран, и даже из тридевятых царств и тридесятых государств, но никто не подходил, по мнению короля, его дочерям: одни были слишком бедные, другие — недостаточно умные. Поэтому приезжих королевичей дочерям даже и не показывали.

Но вот, наконец, нашелся достойный жених для принцессы Анны — королевич Обжорий Первый. Жених он был видный, очень даже заметный.

— Завтра свадьба! — объявил король свою королевскую волю и приказал на всякий случай до завтрашнего дня не выпускать Анну из королевского дворца.

— Что же мне делать? — заламывала руки принцесса Анна, обливаясь слезами. (Дело в том, что ее сердцу был мил молодой лесник, который жил в королевском лесу — ему-то и обещала Анна свою руку.)

— Погоди реветь! — сказала сестра, которая умела загадки загадывать. — Надо предупредить твоего лесника, и вы сегодня же обвенчаетесь в церкви, что в соседнем городке!

— Сейчас предупредим! — поддержала ее Елена.

Она взяла лук и стрелу, подошла к окну, которое выходило в королевский сад, прицелилась и выстрелила.

Стрела со звоном вонзилась в большой дуб, который рос возле домика лесника. Тот, конечно, сразу догадался, что это означает, и дал знак своему верному псу. Заливистый лай наполнил весь лес.

— Пора! — сказала Елена. — Лесник ждет тебя.

— Но как же я выйду из дворца? — спросила Анна, осушив слезы и деловито осматриваясь. — Кругом королевская стража!

— Кажется, я что-то придумала! — воскликнула, сверкнув зелеными глазами, Мария. — Где белый парик? И давай сюда свой плащ!

Через несколько минут Мария, надев парик и накинув плащ сестры, уже мчалась на лошади по королевскому парку.

— Держи ее! Держи! Вот она! — закричали стражники, приняв ее за Анну, и устремились в погоню.

Теперь путь был свободен, и через несколько минут Елена проводила свою сестру до маленькой потайной калитки в королевском саду.

— Желаю удачи! — сказала Елена, целуя сестру и закрывая за ней калитку. — Завидую твоему будущему мужу: никто в нашем королевстве не сможет петь ему лучше, чем ты!

Вскоре Анна была уже у домика лесника. Рядом со счастливым лесником стояла сестра Анны, которая благополучно ушла от погони.

— Твой жених чуть не повел к венцу меня! — смеясь, сообщила сестра, возвращая Анне плащ и снимая парик. — С тобой от волнения перепутал!

Через пару часов принцесса Анна под руку с лесником предстала перед отцом. На пальце у Анны блестело обручальное кольцо.

Король сначала рассердился, но, увидев, как вытянулось прежде круглое лицо Обжория Первого, захохотал.

Вот и конец нашей истории.

Команды получают по 9 табличек с надписями: «Елена», «Анна», «Мария», «Зеленые глаза», «Тонкая талия», «Белокурые волосы», «Поет», «Танцует», «Загадки загадывает».

Задание: в ходе повторного чтения выложить данные таблички в три столбика так, чтобы было понятно, кто есть кто.

Примечание: повторное чтение ведущий осуществляет с небольшими паузами в соответствующих местах, чтобы игроки успели положить таблички.

Ведущий. И еще одна загадочная история.

Шел Иван по лесу — вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках, а из окна выглядывает любопытная Баба Яга. Его, видать, поджидает.

— Здравствуй, бабушка! — поклонился Иван.

— Да уж стараюсь, здравствую пока, — проскрипела в ответ Баба Яга. — Вот только с каждой новой сотней лет здоровья не прибавляется... А ты куда путь держишь, добрый молодец?

— Кто ж расспросами гостей встречает? — упрекнул ее Иван. — Сначала накорми, напои, баньку истопи, отдохнуть уложи, а уж потом и расспрашивай!

— Твоя правда, — согласилась Баба Яга. Сделала она все, как Иван велел, а потом села с ним рядом и просит:

— Ну, давай, рассказывай скорее!

— Похитил Кащей мою невесту, Василису Прекрасную, — вздохнул Иван. — Вот иду в Кащеево царство невесту вызволять. Знаешь туда дорогу?

— А то как же! — охотно отозвалась Баба Яга.

— Как выйдешь из моей избушки, иди прямо на север! Где север, знаешь?

— Сейчас узнаем! — сказал Иван, вытаскивая компас из дорожной сумки. — А сколько идти- то?

— Ровно один день, — ответила Баба Яга. — А потом повернешь налево. Запомнил?

— Запомнил, — кивнул Иван и на компас взглянул. — На запад, значит. А сколько идти?

— Еще один денечек.

— И я попаду в Кащеево царство? — недоверчиво спросил Иван.

— Еще нет, — сказала Баба Яга. — Повернешь снова налево и пройдешь еще столько же, сколько прошел за эти два дня...

— На юг, значит, идти буду, — заметил Иван.

— А потом?

— Еще раз повернешь налево...

— На восток, получается, пойду. Странно... И сколько идти-то?

— Как раз еще денечек! — радостно сообщила Баба Яга. — А потом еще раз налево повернешь и всего один денечек пройдешь...

— Ну что ж, бабушка, считай, что все эти денечки я уже прошел! — рассердился вдруг Иван. — А теперь правду говори, старая, — как идти к Кащею?!

Вопрос : как вы думаете, почему Иван так невежливо обошелся с Бабой Ягой? Что случилось бы, если бы он последовал ее советам? (Иван снова вернулся бы к ее избушке на курьих ножках, так как Баба Яга его специально запутала.)

Ведущий . А сейчас мы поиграем. Игра называется «Детектив» (пятый конкурс). Я попрошу выйти по одному человеку от команды. Повернитесь, пожалуйста, спиной друг к другу. Детектив, или сыщик, должен быть очень внимателен. По команде повернитесь лицом друг к другу и в течение пяти секунд постарайтесь запомнить внешность визави. Затем по команде встаньте вновь спинами друг к другу и по очереди опишите внешний вид соперника.

Шестой конкурс — «Из задачника Григория Остера».

Задание: решить задачи. (Ответ записывается, затем озвучивается.)

Преступники провели в банке всего 13 минут. Из них 2 минуты пошло на привязывание директора банка к стулу, 3 минуты на взлом сейфа и 7 минут на складывание денег в мешок. Сколько минут

пошло на то, чтобы сдаться подоспевшей милиции и выйти из банка с поднятыми руками? (1)

В одной квартире преступники украли 3 тапочки, а в другой 1 тапочку. Сколько пар тапочек украли преступники в обеих квартирах? (2)

Шерлок Холмс на каждых 12 страницах разоблачает трех преступников. Сколько преступников разоблачит он на 48 страницах? (12)

Длина канализационной трубы от входа до выхода 96 метров. Спасаясь от милиционеров, преступник прополз по трубе 27 метров. Сколько метров осталось ползти преступнику до выхода, у которого его ждет другой милиционер? (69)

Один преступник собрался ограбить собственную бабушку и направил на нее два пистолета. Но бабушка сама была старая преступница и направила на внука в два раза больше пистолетов. Сколько всего пистолетов направили друг на друга внук и бабушка? (6)

Одна маленькая служебная милицейская собака получила в награду за храбрость 9 вкусных косточек. 3 косточки она сразу сгрызла, а остальные зарыла во дворе милиции. Ночью преступники перелезли через забор и украли половину косточек. Сколько косточек осталось храброй собаке на завтрак? (3)

Седьмой конкурс — «Гастролер».

Ведущий . Гастролер — преступник, который совершает свои преступления, каждый раз переезжая в другие места, таким образом скрываясь от правоохранительных органов. В руки милиции попал саквояж «гастролера». Догадайтесь по наклейкам, из какого города начал свое путешествие преступник и где он сейчас находится. (См. приложение)

Ответ . Начал путешествие в Токио, а закончил в Киеве.

Конкурс восьмой — «Внимание: розыск!»

Разыскивается опасная преступница преклонного возраста, неприятной внешности, одета неряшливо. Возможно, скрывается в лесу. Имеет в своем распоряжении личный воздушный транспорт. Кличка — Костяная Нога. (Баба Яга)

Разыскивается бывший продюсер кукольного театра. Отличается особой жестокостью в обращении с детьми. Особые приметы: длинная борода; всегда носит при себе плетку. (Карабас Барабас)

Разыскивается мальчик, потерянный в джунглях. (Маугли)

Разыскиваются четверо домашних животных, ушедших от жестоких хозяев. (Бременские музыканты)

Разыскивается женщина восточной национальности, знатного происхождения. Обладает искусством очарования мужчин. Место проживания непостоянное, имеет привычку жить в шатре. (Шамаханская царица)

Разыскивается мальчик, ушедший из дома вместе с котом. Возможное место пребывания — сельская местность. (Дядя Федор)

Ведущий. А теперь подведем итоги...

Подсчет количества жетонов. Награждение победителей.


М. М. Малашкина

Я познаю мир. Криминалистика

Введение

Что такое криминалистика? И чем занимаются криминалисты? Изучают следы на месте преступления? Да, но не только это… На первый взгляд современный криминалист больше похож на волшебника, чем на ученого. По одной пылинке, кусочку краски или единственной нитке он доказывает вину преступника. Его главное оружие – логический анализ, схожий с «дедуктивным методом» Шерлока Холмса. Но на этом сходство современного криминалиста с Шерлоком Холмсом и заканчивается.

Многих криминалистов называют «детективами в белых халатах». Они разгадывают загадки таинственных преступлений в научных лабораториях с помощью последних достижений химии, физики, генетики и даже антропологии.

Криминалистика – это поиск истины, восстановление целой картины по разрозненным кускам. Она помогает успешно работать не только детективам или разведчикам. С ее помощью современные археологи узнали, чем болел первобытный человек, отчего вымерли динозавры и был ли фальшивомонетчиком император Нерон.

«Детективы в белых халатах» ищут затонувшие сокровища и изучают дно океана. Бывает, что золото пиратов рассыпается в пыль… Прочитав эту книгу, вы узнаете, в каких «сундуках» с ЭВМ перевозят сокровища подводные лодки. Вы узнаете, как животные – собаки, коты и даже пауки – помогают криминалистам в их серьезной работе.

Спешим предупредить – в этой книге не будет крови, насилия и мрачных преступлений. Зато вы сможете посмеяться, читая о казусах и судебных ошибках, поудивляться чудесам техники 21 века, поразмышлять, каким будет полицейский будущего^ стати, первый робот-полицейский уже принят на службу.

Эта книга даст вам возможность немного «поиграть» в детектива и разведчика; научиться шифровать записки, прятать сообщения в хитроумные тайники, правильно вести слежку и маскироваться. Так что скорее переворачивайте страницу…

История криминалистики

Индиец идет по следу

Первобытные охотники считали, что выслеживать зверей – настоящее искусство. А в индийской «Книге законов Ману» расследование преступления сравнивается с охотой. Поэтому титулом «самый первый криминалист» можно наградить того, кто первым научился распознавать следы. Возможно, это был один из индийских следопытов.

В древней Индии существовала особая каста признанных следопытов-мастеров, умеющих распознавать следы людей и животных. Свои секреты – сохранившиеся до конца XX века! – они передавали по наследству, от отца к сыну. Известен случай, когда наш современник, индиец из племени кхойя, шел по следу преступника 300 километров и настиг убийцу.

Другой индиец из того же племени по отпечаткам ног рассказал, как именно совершал кражу преступник – перепрыгнул через забор, схватил белье, сохнувшее на веревке, и спокойно вышел через калитку. Следопыт внимательно изучил отпечатки ног у изгороди и вскоре уже стоял у дома вора…

Кстати, современный индийский суд относится серьезно к знаниям следопытов из племен кхойя и пагги и признает результаты их расследований в качестве доказательств. Для следопытов отпечатки ног отличаются не только по размеру. Одни люди имеют ступни с высоким подъемом, другие – с низким, одни люди косолапят, другие, как балерины, ходят носками наружу. Отпечатки босых ступней рассказывают индийским следопытам не меньше, чем отпечатки пальцев – ученым-криминалистам.

Попробуем понаблюдать за работой следопыта из Австралии и зададимся вопросом – нужно ли включать методы следопытов в арсенал современной криминалистики?

Австралийские аборигены-следопыты

В австралийской деревне вышла погулять и не вернулась домой девочка четырех лет. Для ее поисков приглашают следопыта из племени австралийских аборигенов. Следопыт неспешно обходит дом и сад несколько раз, останавливается… и вдруг быстрым шагом направляется прочь от деревни. Несколько часов он идет по следу, невидимому для других людей, чуть не сбивается со следа, когда почва становится каменистой, и следы практически исчезают… Ему приходится несколько раз возвращаться назад, но поиски заканчиваются успешно. Девочка, живая и невредимая, нашлась в семи милях от родной деревни. Разве это не похоже на чудо, а способности следопытов «читать следы» – на необыкновенное искусство, постичь которое могут лишь избранные?

Аборигены-следопыты «читают следы»

Много веков раскрытие преступления было искусством. Не наука, а наблюдательность, память, случай помогали в розыске преступника. Было трудно найти и опознать виновного, поэтому возникла необходимость каким–то образом «метить» преступников, и вплоть до XIX века сохранялся варварский метод клеймить воров, грабителей, убийц. Возможно, этой же причиной можно объяснить суровость наказаний, которым подвергали преступников в средние века.

Когда появились первые полицейские – люди, для которых находить и наказывать преступников стало профессией? Какие наказания существовали в разные исторические эпохи и почему?

Милиционеры на улицах древнего рима

Первые полицейские появились в странах Древнего Востока. В Египте они не только следили за рабами и охраняли гробницы фараонов, но и поддерживали порядок на улицах и рынках. Египетская полиция преследовала и наказывала фальшивомонетчиков, а также тех, кто подделывал письма и обвешивал на рынке.

А на улицах Древней Греции и Древнего Рима можно было увидеть самых настоящих… работников службы безопасности движения. Они следили, чтобы колесницы не сталкивались. Если же столкновение произошло, расцепляли колеса и растаскивали колесницы друг от друга.

Многие методы римской полиции тех времен до сих пор использует современная итальянская полиция. В Древнем Риме ввели в практику ордеры на аресты и обыски. Этим занимались высшие полицейские чины – консулы, которых выбирали из римских патрициев, богатых граждан Рима.

Стражи порядка

При Цезаре существовала специальная «полиция нравов». Такие полицейские следили, в частности, чтобы знатные римляне не носили слишком роскошную одежду и не устраивали пышных пиров. Можно сказать, что в Древнем Риме появились зачатки и «тайной полиции». Правда, тайные агенты использовались от случая к случаю.

Консулам подчинялись цензоры, которые занимались переписью населения, следили за состоянием дорог и общественными работами. Если вы житель Древнего Рима и громко ссоритесь с соседом, то к вам заглянет суровый полицейский, вооруженный мечом, щитом и плеткой. Отряды полицейских находились под управлением консулов и следили за нравами жителей Рима. Полицейские следили за исполнением закона, а создавали эти законы древнеримские юристы.

«семичленная римская формула»

Немногие знают, что современные следователи и криминалисты продолжают пользоваться схемой вопросов, которую придумали юристы Древнего Рима. Она дошла до наших дней под названием «семичленная римская формула».

Вот эти вопросы: «Кто – что – где – с чьей помощью – для чего – каким образом – когда?». Юристы Древнего Рима совершенно правильно считали, что пока не получены ответы на эти вопросы, преступление не может считаться раскрытым.

Но не всегда законам и методам поиска преступника суждена долгая жизнь. Бывает и так, что вовремя не исправленные старинные законы становятся мишенью для шуток и больше похожи на курьезы, чем на законы…

Современный англичанин никогда не будет поливать свой сад во время дождя или дремать в публичной библиотеке над книгой. Потому что в английском законодательстве конца XX века сохранился закон, по которому за такие «проступки» штрафуют. Штраф увеличивается, если в читальном зале раздастся храп. Мало того, ни один англичанин не имеет права появляться в театре, держа в руке… кинжал длиннее двух футов.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации г.Иркутска

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Качугская средняя общеобразовательная школа № 1

Программа элективного курса

для обучающихся 9-х классов

«Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики».

(адаптационная, комбинаторная, радикальная )

заместитель директора школы

по УВР

Качуг - 2012г.

Пояснительная записка.

Одна из целей российской школы - развить у обучающегося доступную ему готовность к соответствующему уровню и форме непрерывного образования, отвечающего его внутренней потребности. Для этого школьник в ходе УП осознанно воспринимает и запоминает систему знаний о природе (обществе), учится пользоваться этими знаниями как способами деятельности по образцу (в знакомой ситуации) и творчески (в незнакомой ситуации).

В современном мире огромное количество профессий. Каждый обучающийся мечтает овладеть той или иной специальностью. На его выбор влияют несколько факторов: мнение семьи, династии, осуществление детской мечты, востребованность на рынке труда определенных профессий и другое. Но и школа должна помочь ребенку определиться с выбором будущей профессии и соответственно с профилем обучения в старших классах. С помощью занятий курса обучающиеся смогут познакомиться со многими специфическими понятиями и представить, что включает в себя работа следователя и эксперта- криминалиста.

Элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» направлен на воспитание социально активного законопослушного гражданина демократичного общества; на развитие логического мышления, наблюдательности, позволит применить полученные теоретические знания на практике; поможет подросткам активизировать процесс личностного, жизненного и профессионального самоопределения.

Выбирая данную тему, автор ориентировался на её вчерашнюю, сегодняшнюю и очевидно завтрашнюю актуальность. Преступность была всегда и везде. Всегда и везде преступность отражала в себе какие-то социальные проблемы общества. Меняется общество - меняется преступность. Между тем методы изучения преступности, как и методы реагирования на преступность остались прежними. Экскурсия в криминалистическую лабораторию, круглый стол со специалистами, теоретические знания и практические занятия - все это будет способствовать выбору профиля обучения, а в дальнейшем и приобретению соответствующей профессии, в этом и состоит актуальность данного элективного курса.

Элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» построен на межпредметных связях биологии, химии, физики и обществознания (правоведение). Автором было изучено большое количество пособий и элективных курсов, но практически нигде данный вопрос не освещается. Эти два аспекта придают новизну данному элективному курсу.

ЦЕЛЬ :

Мотивировать обучающихся 9-х классов на выбор естественного профиля обучения.

ЗАДАЧИ:

    1. Установить и показать межпредметные связи между биологией, химией, физикой и обществознанием (правоведением).

      Развивать способности логически мыслить, наблюдать, анализировать полученную информацию и результаты.

      Способствовать самостоятельности обучающихся при прохождении элективного курса.

4. Способствовать осмыслению теоретического материала посредством

применения активных методов взаимодействия с личностью с позиции

нравственности и морали.

При изучении этого курса формируется понятие о науке криминалистике, ее задачах, о видах оружия, приобретаются навыки снятия отпечатков рук, описывания следов ног, зубов, изготовления их слепков, определения принадлежности предмета к холодному оружию.

Программа курса предусматривает различные виды деятельности: решение логических задач, поиск информации, проведение не сложных исследований, творческая работа - написание сочинения-рассуждения, написание докладов, публичная их защита.

Критерии, позволяющие оценить освоения программы курса следующие:

      1. Критерий образовательности: тестирование обучающихся по пройденным темам;

        Критерий профессиональных склонностей обучающихся : опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной для обучающихся в начале и в конце курса.

Оценка знаний обучающихся предполагается по десятибалльной системе, во-первых, чтобы повысить заинтересованность обучающихся, во-вторых, автор считает, что, используя данную шкалу оценки, можно более объективно оценить знания и участие в работе каждого ученика.

Конечным образовательным продуктом обучающихся будут:

        1. Урок - «Мастер-класс». Данная форма проведения занятия подразумевает выступление каждого ученика по выбранной им теме, с целью демонстрации самостоятельно добытых знаний и если технически возможно умений.

          «Круглый стол». Занятие такого рода подразумевает, активное участие в беседе со специалистами: следователем, экспертом-криминалистиктом.

          Творческая работа - написание сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

    Роль данного курса для моего дальнейшего профессионального выбора.

    При изучении элективного курса «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» меня увлекло...

Элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» составлен на основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего обучения образования», рассчитан на 14 часов и предназначен для обучающихся 9 классов.

Блочное планирование.

    Блок. «Криминалистика и экспертиза» (3 ч).

    Блок. «Трасология» (4ч.).

    Блок. «Баллистика» (2ч.).

    Блок. «Описание внешности человека» (2ч).

    Блок. «Ожидаемые результаты» (Зч).

    1. Блок. Криминалистика и экспертиза (3 ч).

Данный блок знакомит обучающихся с наукой криминалистикой, основными её задачами и видами экспертизы, а также со структурой курса. С помощью экскурсии в криминалистическую лабораторию ребята смогут сформировать первое мнение о профессии эксперта-криминалиста

    1. Блок. Трасология (4ч.)

Тема 1:Следы рук человека (2ч.).

На занятиях данного блока обучающиеся познакомятся со следами рук человека, со способами обнаружения их, применят полученные знания на практике. Изучат, что такое папиллярные узоры, узнают, на какие вопросы может ответить дактилоскопическая экспертиза.

Тема 2: Следы ног и зубов человека (2ч).

Обучающиеся узнают криминалистическое значение следов ног и зубов, их виды. Поиск следов ног и их описание. Познакомятся со способами фиксации данных следов. Применят полученные знания для изготовления слепков на практическом занятии.

    1. Блок. Баллистика (2ч.).

Тема 1:Огнестрельное оружиеП ч.).

Материал этого блока познакомит учеников с родами, видами и системами огнестрельного оружия, со способами идентификации огнестрельного оружия по выстрелянному снаряду и по стреляным гильзам. С помощью заданий на логическое мышление познакомятся с определением дистанции, направления и места выстрела.

Тема 2: Холодное оружие (1ч).

Обучающиеся у знают критерии относимости объектов к холодному оружию, его общие конструктивные признаки. Изучат виды классификаций холодного оружия. Познакомятся с задачами криминалистического исследования. Решат задачу на принадлежность объекта к холодному оружию по изученным критериям.

IV Блок. Описание внешности человека (2ч).

Обучающиеся на занятиях научатся отличать элементы внешности от признаков. Познакомятся с системами описания анатомических и функциональных данных внешности человека. Работая в группах, составят описание внешности определенного человека, по описанию внешности определят, кто из группы был зашифрован.

V Блок. Ожидаемые результаты (Зч).

Занятие 1. Мастер-класс (1ч).

Данный вид работы предусматривает домашнюю подготовку обучающихся, которая заключается в написании доклада с творческим оформлением по изученным темам. Доклад должен содержать конкретную методику криминалистического исследования любого рассмотренного объекта, которую обучающийся сможет реализовать на этом занятии.

Занятие 2. Круглый стол со специалистами (1ч).

Ребята смогут задать интересующие их вопросы следователю и эксперту-криминалисту.

Занятие 3. Творческая работа (1ч).

Ребята пишут сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

    • Что я узнал нового на данном элективном курсе.

      Роль данного элективного курса для моего дальнейшего профессионального выбора.

      При изучении элективного курса «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» меня увлекло …

Рассмотреть сочинения-рассуждения ребят как результаты выходного теста.

Учебно-тематическии план.

№ п/п

Название темы

Ко-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

лекций

практи ка

I

Блок:«Криминалистика и экспертиза»

3

2

1

1

Предмет и понятие криминалистика

1

Лекция-беседа

Эссе «Для чего мне нужен элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» , конспект.

Задачи и виды исследований в криминалистике.

1

Лекция- беседа, групповая работа.

Конспект, письменная групповая работа.

Экскурсия в

криминалистическую

лабораторию.

1

Экскурсия

Домашнее сочинение.

II

Блок: «Трасология»

4

2

2

Следы рук человека.

1

Самостоятель ная работа с литературой с обсуждением темы. Решение логических задач.

Результаты проверочного теста. Ответы задач.

Обнаружение и снятие

следов рук

1

Практическая

работа

Отчет



6

Следы ног и зубов человека.

1

Лекция- беседа.

Результаты

проверочного

теста.

7

Обнаружение, описания и фиксация следов ног и зубов.

1

Практическая работа.

Отчет.

III

Блок: «Баллистика»

2

2

8

Огнестрельное оружие.

1

Лекция-

беседа,

решение

логических

задач.

Конспект, ответы задач.

9

Холодное оружие. Признаки принадлежности объекта к холодному оружию.

1

Лекция-беседа с элементами самостоятельн ой

практической работы в группах.

Письменная

групповая

работа.

IV

Блок: «Описание внешности человека».

2

1

1

10

Основы описания внешности человека.

1

Лекция. Самостоятель ная работа.

Результаты письменной исследовательско й работы.

11

Составление «словесного портрета».

1

Практическая работа в группах.

«Словесный портрет»

V

Блок «Ожидаемые результаты».

3

1

2

12

«Мастер-класс»

1

Выступление учащихся.

Доклад (с

методикой),

результат

13

«Круглый стол»

1

Беседа.

Формирование

собственного

мнения о

профессии

следователя и

эксперта-

криминалиста.

14

Творческая работа.

1

Сочинение- рассуждение.

Рассмотреть работы, как результаты выходного теста.



Список литературы для преподавателя.

1.Нормативный материал. Официальные документы.

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001. № 174-ФЗ (в ред. от 29.12.2009 г.) – Яндекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.

    Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. № 63-ФЗ (в ред. от 29.12.2009 г.) – Яндекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.

    Федеральный закон от 18.04.1991. № 1026-1-ФЗ (в ред. от 29.12.2009 г.) «О милиции» – Яндекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.

    Федеральный закон от 31.05.2001. №73-ФЗ (в ред. от 28.06.2009г.) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» – Яндекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.

    Федеральный закон от 25.07.1998. № 128-ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» – Яндекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.consultant.ru, свободный.

Учебники, учебные пособия

    Криминалистика: учеб. для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. / Т.В. Аверьянова и др. – М. : Норма, 2007. – 994 с.

    Криминалистика: учеб. / под ред. Р. С. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2006. – 992 с.

    Криминалистика: учеб. / под общей ред. А. Г. Филиппова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, 2009. – 835 с.

    Криминалистика: учеб. для студ. вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 943 с.

    Криминалистика: учеб. / отв. ред. Н.П. Яблоков. – М. : Юристъ, 2007. – 781 с.

    Криминалистика: учеб. В 2 т. Т. 1. / под ред. В.П. Сальникова, И.А. Возгрина. - СПб. : Фонд «Университет», 2008. - 208 с.

    Криминалистика: учебник. В 2 т. Т. 2 / под ред. В.П. Сальникова, И.А. Возгрина. - СПб. : Фонд «Университет», 2008. – 288 с.

    Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессах. / Е.Р. Россинская. - М. : НОРМА, 2006. – 656 с.

    Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: определения, схемы, таблицы, диаграммы, рекомендации: учеб. пособ. для студентов юрид. вузов / Н.Г. Шурухнов. – М. : Эксмо, 2008 – 352 с.

    Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: учеб. пособие. / Н.Г. Шурухнов. – М. : Юристъ, 2005. – 639 с.

Список литературы для обучающихся.

    Голдованский Ю.П. Следы ног. М.: ВЮЗИ, 1980.

    Голдованский Ю.П. Следы рук. М.: ВЮЗИ, 1981.

    Герваков В.Д. Судебная баллистика. М., 1977 .

    Гранович Г.И. Основы криминалистической техники. Минск: Высш. шк., 1981.

    Дулов А.В. Судебная фотография. Минск: Высш. шк., 1979.

    Зуев Е.И. Трасологическая экспертиза следов обуви. М., 1964.

    Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. М., 1993.

    Криминалистика: Учебник / Рук. авт. кол. Н.П. Яблоков. М., 1995.

    Криминалистика: Учебник / Под ред. В.А. Образцова. М., 1995.

    Криминалистика: Учебник / Под ред. В.А. Образцова. М., 1997.

    Самсонов Г.А. Судебная баллистика. М.: ВЮЗИ, 1975.

Модификация известной технологии

Данная игра проводилась воспитанниками специализированного клуба «ФЕМИДА» Дворца творчества детей и молодежи г. Кирова.

Цели: расширить представление подростков о профессии юриста; активизировать познавательный интерес к данному роду деятельности.

Возраст: 13–15 лет.

Время проведения: 2 часа.

Материалы: карточки к заданиям; листы бумаги формата А4, цветные карандаши, краски, фломастеры, маркеры; перечень символов юридической деятельности; бланки с кроссвордами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Участники игры делятся на две (или более) команды «сыщиков» и дают им названия.

Ведущий. Представьте, что вы - знаменитые, самые умные и находчивые сыщики, детективы. Целый год вы трудились без устали: за вами гнались, вы кого-то преследовали, выслеживали преступников и выполняли другие виды вашей нелегкой деятельности. Но вот пришло долгожданное лето, и вы устремились на юг, где каждый год собирается коллегия криминалистов. Представьте, что вы приехали на один из таких фестивалей.

Задание 1. «Встреча»

Участникам предлагается назвать себя именами знаменитых сыщиков (представиться) и рассказать о себе (чем занимаются, какие вели «дела»).

Задание 2. «Истории из жизни знаменитых детективов»

Ведущий. Попытайтесь предположить, как поступить в весьма трудном положении. Выигрывает тот, кто правильно сумеет ответить, а также тот, кто предложит оригинальный выход из ситуаций (предлагаются готовые ситуации, см. приложение 1).

Задание 3. «Пауза»

Задание зрителям.

Ведущий. Чтобы помочь своей команде, назовите как можно больше кинофильмов (отечественных и зарубежных), в которых принимают участие известные детективы, которые прославились на весь мир.

Задание 4. «Подозреваемые»

Ведущий. Вы, господа детективы, наверное, бывали в таких ситуациях, когда по малейшим признакам подозреваемого вам необходимо его найти. И на этот раз злая судьба настигла вас: вам опять нужно поймать преступника, но никаких четких примет нет, известны лишь род его деятельности, возраст, преступление, которое он совершил (карточки с описанием подозреваемых см. в приложении 1). На основании этих данных необходимо составить фоторобот. Здесь учитывается точность воспроизведения, оригинальность рисунка.

3адание 5. «Пойми меня»

Для данного задания необходимо выбрать по два представителя от каждой команды. Ведущий показывает картинки или карточки (cм. приложение 2) с названиями атрибутов юридической деятельности одному из них, для того чтобы тот с помощью невербальных средств общения объяснил своему товарищу, который сидит к ведущему спиной, что на них нарисовано. Другой участник должен догадаться, о чем идет речь.

Задание 6. «Кроссворд»

(См. приложение 3.)

По итогам игры подсчитываются баллы команд. Победители получают памятные подарки и по традиции клуба «ФЕМИДА» облачаются в мантии и конфедератки для фотографий на память.

ЛИТЕРАТУРА

Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 1996.

Драхлер А.Б. Обществоведение. Граждановедение. - М.: Владос-Пресс, 2001.

Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. Практикум по юридической психологии. Учеб. пособие. - М., 1988.

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8–9 класс. - М.: Русское слово, 2000.

Занимательная криминалистика / Под ред. В. Гитина. - Харьков: Паритет, 1994.

Екатерина ТУПИЦЫНА,
педагог-психолог ГОУ ДОД
«Дворец творчества детей и молодежи»,
г. Киров

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

К заданию 2

Получив сообщение, что серый «шевроле» с номером, начинающимся на 6, сбил женщину и скрылся, детективы выехали к вилле г. Нилендера, машина которого как будто соответствовала описанию. Не прошло и получаса, как они были на месте.

Серый «шевроле» стоял перед домом. Увидев полицейских, хозяин спустился к ним прямо в пижаме.

Я никуда не выезжал сегодня, - заявил он, выслушав инспектора. - Да и не мог бы: вчера я потерял ключ от зажигания, а новый будет готов только в пятницу.

Детектив, облокотясь на капот автомобиля, отвечал:

Ваше алиби кажется нам чрезвычайно подозрительным.

Почему же все-таки заподозрили г. Нилендера?

Июльский жаркий день, печет солнышко. Недалеко от шоссе располагается небольшой ресторанчик «Виноградная лоза». Дело в том, что владелец ресторана располагает собственными виноградниками и изготовляет вино двух сортов. Этот ресторанчик - место бесконечных пари.

Однажды два приятеля, тихонько потягивая вино одного из двух сортов, в разговоре все время возвращались к одной и той же теме: как эти вина различить?

Я не сомневаюсь, что смогу различить вина, - вдруг заявил незнакомец, обращаясь к хозяину заведения. - Пусть мне принесут из погреба бутылку вина другого сорта. Завяжите мне глаза, налейте в один бокал из бутылки, из которой пьют эти два джентльмена, а в другой - из той, что принесена, я тотчас же определю, какое вино я пью.

Конечно, тут же заключается пари, и, ко всеобщему удивлению, незнакомец его выигрывает. Не случись здесь наших знаменитых детективов, хозяину пришлось бы раскошелиться. Но…

Нет, нет, это пари не может идти в счет, - сказали они. - Это игра нечестная.

Почему они так решили?

К заданию 4

1-й подозреваемый: на вид 35–40 лет, крупного телосложения. не имеет образования и профессии, так как постоянно попадает в тюрьму (рецидивист). Кличка Хамелеон.

2-й подозреваемый: возраст 40–45 лет. Приятен в общении. Художник-любитель, в прошлом - дизайнер. Разведен. Занимается скупкой краденого.

3-й подозреваемый: на вид 25–35 лет, грубые черты лица. Закончил ПТУ и работал слесарем. Занимается мелкими кражами. Кличка Студент.

Приложение 2

К заданию 5

Приложение 3

К заданию 6

По горизонтали: 1. Излюбленный головной убор комиссара Мегрэ. 5. Психическое отношение обвиняемого к своему противоправному поведению. 6. Сильное и глубокое переживание. 7. Одна из форм расследования. 9. Запрет. 10. Знаменитый сыщик. 12. Способность предвидения. 14. Адвокат в судебном процессе. 15. Сподвижник Эркюля Пуаро. 16. Оптический прибор. 18. Сыщик-священнослужитель. 19. Похищение имущества без применения насилия. 20. Эквивалент товара. 21. Система револьвера.

По вертикали: 2. Предъявление объекта свидетелю в ходе следствия. 3. Транспортное средство в старой Англии. 4. Автор детективных романов. 6. Мера пресечения. 8. Обстоятельство, исключающее пребывание подозреваемого на месте преступления. 9. Предположение о наличии события преступления. 11. Незаконное перемещение товаров через государственную границу. 13. Наука о преступности. 17. Механический прибор сыщика. 20. Раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров рук. 22. Один из помощников комиссара Мегрэ.

ОТВЕТЫ

По горизонтали: 1. Котелок. 5. Вина. 6. Аффект. 7. Дознание. 9. Вето. 10. Пинкертон. 12. Интуиция. 14. Защитник. 15. Хастингс. 16. Лупа. 18. Браун. 19. Грабеж. 20. Деньги. 21. Кольт.

По вертикали: 2. Опознание. 3. Кэб. 4. Сименон. 6. Арест. 8. Алиби. 9. Версия. 11. Контрабанда. 13. Криминология. 17. Наручники. 20. Дактилоскопия. 22. Лапуэнт.

Приложение 4



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...