Продовольственная безопасность страны считается обеспеченной если. Продовольственная безопасность страны и пути ее обеспечения. Продовольственная безопасность населения

По образному выражению ряда экспертов, мировой рынок продовольствия попал «в ловушку»: богатеющее население готово потреблять все больше и больше продуктов питания, тогда как природных ресурсов для этого уже не хватает. В ближайшее десятилетие массовый голод на планете не прогнозируют, но рост численности населения с ограниченным доступом к еде и чистой воде будет продолжаться. Уже сегодня он составляет около 1 млрд человек.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Продовольственной и Сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) опубликовала прогнозы сельскохозяйственного развития (Agricultural Outlook-2012-2021), которые свидетельствуют о том,что рост выпуска сельхозпродукции в ближайшие 10 лет замедлится до 1,7% против 2% в прошедшем десятилетии.

Еще больший удар по рынку нанесет изменение климата и потеря продовольственных площадей - 25% используемых сейчас сельскохозяйственных угодий заметно деградировали. Рост спроса на продовольствие опережает его предложение.

Зарубежное экспертное сообщество, отмечает, что рост мирового населения замедлится до 1,2% в год. Однако к 2021 году на планете появится 680 млн человек, которым будут нужны еда, одежда и топливо. Быстрее всех будет расти бедное население Африки - на 2% в год. Чтобы удовлетворить запросы растущего и богатеющего населения земли, к 2050 году производство сельхозпродукции должно вырасти на 60%. Если у человечества получится это сделать, среднее потребление пищи вырастет до 3 070 ккал в день на человека. Это примерно соответствует 940 млн злаковых и 200 млн т мяса, которые население Земли будут съедать ежедневно Планету ждет 10 лет дорогой еды.

Традиционные приемы земледелия и растениеводства уже не спасают, потому и появились генно-мо- дифицированные продукты питания. Например, рост посевных площадей, по расчетам специалистов, к 2050 году обеспечит всего лишь 10% прироста мирового урожая. Земель, пригодных для сельского хозяйства, остается все меньше. Часть используемых земель истощается. Следовательно, предложение продовольствия будет возрастать очень медленно, несмотря на рост цен.

Цены на продовольствие будут продолжать расти, в том числе и по причине увеличения количества погодных аномалий, скачков цен на энергоресурсы и общей кризисной неопределенности в мировой экономике Бурдуков П. Продовольственная безопасность - насущная проблема России.

Инвестиции в сельское хозяйство помогут немного сгладить ценовой шок. Прибыли аграриев последних лет частично инвестированы в увеличение производительности труда и новые технологии. Но это лишь временно увеличит предложение и снизит волатильность цен.

Быстрее всех будут расти цены на говядину и подсолнечник (рис. 2.1).

Рис. 1.1 Рост цен на говядину и зерновые культуры (2011-2021 гг.) Источник информации: http://www. interfax.by/article/93226.

Рыба и рыбопродукты также будут быстро дорожать (рис. 1.2).


Рис. 2.2.

Скажется на ценах и рост стоимости нефти. В ОЭСР предполагают, что цены вырастут к 2021 году до $142 за баррель. Дорогая энергия и удобрения увеличат издержки аграриев по всему миру.

В течение последних 50 лет средние темпы роста производства в сельском хозяйстве держались на уровне 2,3% в год. Рынок вел себя в строгом соответствии с классическими законами экономики - рост спроса вел к росту предложения. Но теперь этот нормальный экономический механизм дал сбой. За последние 10 лет цены на продовольствие выросли более чем в два раза, но это не привело к росту предложения. Некоторые производители наоборот сократили выпуск сельскохозяйственной продукции и продовольствия Планету ждет 10 лет дорогой еды.

Главными поставщиками агропродукции в мире становятся развивающиеся страны, активно инвестирующие в этот сектор. Страны ОЭСР (34 страны мира) пока сохраняют лидерство в производстве некоторых сельхозпродуктов: сыра, молочных продуктов, биото плива и рыбьего жира.

Одним из немногих продуктов, чье производство будет действительно быстро расширяться, станет сахар (рис 3). Производство будет расти, примерно, на 1,9% по сравнению с 1,7% в прошлом десятилетии.


Рис. 2.3

Производство животноводческой продукции будет расти заметно быстрее. Здесь лидером станет птицеводство - выпуск продукции увеличится к 2021 году на 29% по сравнению с уровнем 2009-2011 годов (рис 2.4).


Рис. 2.4

Предполагается, что основной причиной роста цен станет увеличение доходов населения, особенно жителей развивающихся стран. В этих странах постепенно образовывается средний класс - это меняет объемы и структуру потребления. Жители Юго-Восточной Азии, например, уже переходят от риса к белому хлебу, мясу и молочным продуктам.

В развитых странах структура потребления тоже изменится - стареющее население все чаще выбирает «здоровый» рацион питания. Это значит, что потребление, например, свинины и жирных молочных продуктов будет расти медленно, а спрос на мясо птицы, рыбу и диетические молочные продукты - наоборот, быстро. По прогнозам FAO, развивающимся странам нужно все больше жиров и сахара.

Эксперты FAO не без оснований считают, что главным продуктом планеты станет мясо птицы (рис. 2.5). Буквально за 8-10 лет потребление такого мяса в развивающихся странах увеличится на 40%.


Рис. 2.5.

По прогнозам исследователей проблем мировой экономики, развивающиеся страны в ближайшее время будут главенствовать на продовольственном рынке. Объемы торговли пшеницей и фуражом вырастут соответственно на 17% и 20% к 2021 году. А объемы торговли рисом на 30%. Мировой экспорт мяса к 2021 году вырастет на 19%, а среднегодовые темпы роста составят 1,5% Планету ждет 10 лет дорогой еды.

Страны Азии и Океании к 2021 году нарастят импорт и потребление сельскохозяйственной продукции. Они же вместе с Латинской Америкой станут и ее главными экспортерами.

А как же при этом выглядит Россия? Российская Федерация по глобальному индексу продовольственной безопасности, к сожалению, не входит в первую десятку, а занимает 29 место в мире. Хотя заметно опережает страны СНГ (табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Распределение некоторых стран СНГ по глобальному индексу продовольственной безопасности

В сравнении с США и странами ЕС российские аграрии имеют меньшую в разы государственную поддержку, несмотря на более низкий биоклиматический потенциал (табл. 2.2).

Таблица 2.2 - Уровень государственной поддержки сельского хозяйства в США, странах ЕС и Российской Федерации Ушачев И.Г. Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (доклад на Общем собрании Россельхозакадемии 14 февраля 2013 года). М.: Россельхозакадемия, 2013. 48 с

Так, субсидии на 1 денежную единицу произведенной продукции в России составляют 7,2 коп., тогда как в США - 30-35 центов. Сократился удельный вес сельского хозяйства России в валовом внутреннем продукте и инвестициях в основной капитал в сравнении с 1990 годом в 4,4 и 5,5 раза, соответственно.

Уровень оплаты труда работников сельского хозяйства по отношению к среднероссийскому уровню составляет всего лишь 52,2%. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2013 году - 15 637 рублей Статистические материалы развития агропромышленного производства России. М.: Россельхозакадемия, 2014. 35 с. .

Россия пока не вышла на заданный уровень рациональных норм потребления на душу населения продовольствия по отдельным его видам. Так, потребление к рациональной норме по молоку и молокопродуктам составляет 75,5%; по овощам и бахчевым - 84%; по рыбе и рыбопродуктам - 85,5%. В сельской местности на душу населения потребляется в год больше хлеба - на 24,7 кг и картофеля - на 15,7 кг, чем городскими жителями. Сегодня в сельской местности доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (уровня бедности) достигает 16,9%.

Для достижения рациональных норм питания необходимо довести ежегодное производство зерна в стране до 120 млн т; мяса и мясопродуктов - 9,6 Российский рынок мяса и мясопродуктов 2013 г. ; молока - 64; овощей и бахчевых культур до 21 млн т в год Сёмин А.Н., Савицкая Е.А., Мальцев Н.В., Шарапова В.М., Михайлюк О.Н. Продовольственная безопасность: угрозы и возможности. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2012. - 77 с. .

А пока импорт продовольствия нарастает. В 2012 году зарубежного продовольствия было поставлено на внутренний рынок Росси на сумму в 40 млрд долл. США, при 10-ти кратной меньшей государственной поддержке отечественных аграриев. Так, мяса свежего и мороженого было поставлено на 863 тыс. т больше, чем в 2000 году; молока и сливок на - 63 тыс. т; сливочного масла - на 39 тыс. т, аналогичное положение и по другим позициям Статистические материалы развития агропромышленного производства России. М.: Россельхозакадемия, 2014. 35 с. .

К сожалению, меры, принимаемые исполнительной и законодательной ветвями власти, сформировать гармоничный единый внутренний агропродовольственный рынок пока не дали ожидаемых результатов. Многие механизмы не работают с должной полнотой (по-прежнему, наблюдается диспаритет цен, проявляется монополизм перерабатывающих предприятий и торговых сетей, оставляет желать лучшего кредитно- финансовая политика и др.).

Реальная емкость российского потребительского рынка заметно ниже его потенциала. Например, насыщенность рынка по мясу и мясопродуктам составляет 67%, растительному маслу - 48%; по овощам и бахчевым культурам - только 43%. В Уральском федеральном округе насыщенность внутреннего потребительского рынка по мясу и мясопродуктам отечественного производства составляет 46,1%; по цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) - лишь 18,3%. Вот какие серьезные резервы еще имеются для отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Развитие АПК России входит в число приоритетных направлений современной экономики страны. В последние годы приняты многие законодательные акты, направленные на повышение эффективности и управляемости базовых отраслей агропромышленного комплекса. Это и Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства», и Доктрина продовольственной безопасности нашего государства, и вторая программа, теперь уже восьмилетняя, направленная на развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., реализуется программа социального развития села и концепция устойчивого развития сельских территорий.

Вместе с тем отечественное агропроизводство остается низкодоходной отраслью и малопривлекательной для инвесторов. Положение также усугубляется вступлением России в ВТО. Для российских аграриев это означает снижение размеров прямой государственной поддержки, снятие административных барьеров на доступ иностранных компаний на отечественные агропродовольственные рынки, полный запрет на использование экспортных субсидий.

Наиболее значимыми в обязательствах по регулированию доступа на внутренний рынок являются изменения таможенно-тарифного регулирования. В целом, по тарифу на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие средневзвешенная ставка будет снижена на треть от ее текущего уровня (с 15,6% до 11,3% на конец переходного периода), а по отдельным позициям произойдет более сильное сокращение. Например, в соответствии с протоколом вступления России в ВТО пришлось снизить таможенный тариф на живых свиней с нынешних 40% до 5%; на свежемороженые туши свиней внутри квоты пошлина снижается с 15% до 0, а сверх квоты - с 75% до 65%.

Серьезная угроза молочной отрасли возникла со стороны импорта пальмового масла, которое широко используется в маргариновой и масло-жировой промышленности, кондитерской и хлебопекарной отраслях пищевой промышленности. При старой ставке на пальмовое масло импортная пошлина была фиксированной, т.е. не была зависимой от его стоимости и составляла 0,4 Евро/кг (17,1 руб.), по условиям ВТО она снижена до 0,12 Евро/кг (5,1 руб.). Введенная при ВТО дополнительная 5,0% импортная пошлина (до ВТО ее не было), начинает действовать при условии, если цена этого масла будет выше 102,4 руб. Сейчас же оптовая цена рафинированного пальмового масла составляет от 90 руб./кг. В настоящее время импорт пальмового масла в Россию резко увеличился. По данным Росстата, только в январе-апреле 2013 г. импорт пальмового масла по сравнению с этим же периодом 2012 г. увеличился на 20,3%. Это, по оценкам специалистов Института экономика УРО РАН, позволяет заменить в пищевой и кондитерской промышленности масло и другие молочные жиры в объеме, на производство которого потребовалось бы около 4 млн т. молока (т.е. более 10% всего молочного производства России).

Дальнейшее конкурентное развитие отечественного агропромышленного комплекса возможно при условии устранения допущенных макроэкономических просчетов. Одним из наиболее явных просчетов стало технико-технологическое обновление сельского хозяйства. Так, при парке в 500 тыс. тракторов, ежегодно поступает лишь около 20 тыс., что в 2 раза меньше параметров нормативного обновления техники. Следующий просчет связан с регулированием рынка зерна - главного стратегического ресурса системы продовольственной безопасности. Этот рынок серьезно влияет на другие сегменты агропродовольственного рынка. В настоящее время закупочные и товарные интервенции не решают проблему формирования эффективного механизма ценообразования, они не способны существенно влиять на динамику цен. Этот рыночный механизм в России до сих пор не работает. В прошлом сезоне (2012г.) аграрии реализовали 44 млн тонн зерна, в то время как на интервенциях было продано всего около 3 млн тонн или почти в 15 раз меньше Ушачев И.Г. Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (доклад на Общем собрании Россельхозакадемии 14 февраля 2013 года). М.: Россельхозакадемия, 2013. 48 с. .

Что касается внешнего рынка, то российские производители и переработчики теряют на каждой тоне зерна при экспорте 1,5 тыс. рублей, но если бы они перешли к глубокой переработке, то могли бы дополнительно зарабатывать по 15 тыс. рублей на каждой тонне. США, например, чтобы не деформировать мировой рынок ежегодно стимулируют отправку 150 млн тонн кукурузы на глубокую переработку. Канада сдерживает производство качественной пшеницы с этой же целью. У нас об этом еще только думают.

Еще один серьезный просчет - это социальное развитие села. В социальной сфере сохраняется низкий уровень оплаты труда - 53% к среднему по экономике страны. Так, настроение уехать из села, согласно данным социологических обследований Центра социальной политики и мониторинга сельского развития ВНИЭСХ, имеет более 25% селян, а среди молодежи - около 50%. Идет недофинансирование программы социального развития села Ушачев И.Г. Научное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (доклад на Общем собрании Россельхозакадемии 14 февраля 2013 года). М.: Россельхозакадемия, 2013. 48 с. .

В сельских территориях по-прежнему наблюдаются депопуляционные процессы. Сокращение сельского населения произошло во всех федеральных округах, за исключением Северо-Кавказского и Южного, особенно значительное - в Центральном.

Опираться необходимо на научно обоснованные стратегии инновационного развития в сочетании с внятной протекционистской аграрной политикой. Проведены прогнозные расчеты с использованием методов имитационного моделирования на период до 2030 г., которые свидетельствуют о том, что при инновационном варианте развития вполне возможно достичь уровня продовольственной безопасности, установленного российской Доктриной. Другими словами - это такое состояние экономики агропродовольственного сектора, при котором самообеспечение основными видами продовольствия достигает 80 процентов и более (табл. 2.4).

Таблица 2.4 - Среднегодовые темпы роста продукции сельского хозяйства на долгосрочный период, % (инерционный и инновационный варианты, в сопоставимых ценах) Сёмин А.Н., Савицкая Е.А., Мальцев Н.В., Шарапова В.М., Михайлюк О.Н. Продовольственная безопасность: угрозы и возможности. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2012. - 77 с.

Рост в 2008-2020 гг.

Рост в 2008-2030 гг.

Инерционный вариант

Российская Федерация

Инновационный вариант

Российская Федерация

Инерционный вариант

Уральский Федеральный округ

Инновационный вариант

Уральский Федеральный округ

Обеспечение продовольственной безопасности в регионах Урала достигается через программно целевой подход. В субъектах Уральского федерального округа реализуется целая серия региональных программ, направленных на достижение устойчивого экономического роста во всех сферах агропромышленного комплекса и, в первую очередь, в его центральном звене - сельском хозяйстве. Особое внимание сосредоточено на развитии сельских территорий, социальной инфраструктуры села, закреплении молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях.

Из года в год увеличивается государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет бюджетных средств, осуществляется модернизация аграрного производства, растет производительность труда.

Преодолевая макроэкономические просчеты, формируя единый отечественный агропродовольственный рынок, задействовав все внутренние резервы хозяйствующих субъектов АПК, повышая активность отраслевых союзов - с большей уверенностью можно говорить о достижении устойчивого и конкурентоспособного аграрного производства - основы системы продовольственной безопасности государства.

Свою стать мы решили закончить высказыванием великого ученого и философа Жан Жака Руссо, которое сегодня звучит особенно актуально: «Единственное средство удержать государство в состоянии независимости от кого-либо - это сельское хозяйство. Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться - вы зависите от других... Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу».

Изучив материал данной главы, студент должен:

знать

  • основные показатели сельскохозяйственного производства и потребления продовольствия;
  • положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;

уметь

  • анализировать проблемы обеспечения продовольственной безопасности России, в том числе используя статистические данные;
  • распознавать потенциальные и реальные угрозы в сфере продовольственной безопасности и предлагать решения для их предотвращения и нейтрализации;

владеть

  • методикой анализа системы показателей, обеспечивающих продовольственную безопасность страны;
  • научным представлением о путях, способах и методах формирования основ продовольственной безопасности.

Понятие продовольственной безопасности: международный и российский подходы

В международно-правовом, экономическом и политическом аспектах проблема продовольственной безопасности в мире была сформулирована в 1974 г в Риме на Всемирной продовольственной конференции, организованной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФЛО, англ. Food and Agriculture Organization). Это было связано с двумя факторами: с одной стороны, происходило формирование глобального рынка продовольствия, укрепление на нем позиции развитых стран в качестве основных экспортеров продовольствия, создавших его абсолютное перепроизводство, а с другой - возникновение на этом фоне острейших проблем с обеспечением продовольствием в ряде развивающихся стран «третьего мира», в которых фактически был массовый голод, сопровождающийся многочисленной гибелью людей. Для разрешения этого противоречия в условиях формирования (существования) единой мировой глобальной экономической модели в рамках ФАО был создан Комитет по проблемам продовольственной безопасности, и разработаны Международные обязательства но обеспечению продовольственной безопасности в мире .

Особо важным этапом в осмыслении мировой общественностью проблем продовольственной безопасности и путей ее решения стала Всемирная конференция но продовольствию, состоявшаяся в Риме в 1996 г. На ней была принята Римская декларация всемирной продовольственной безопасности, которая, по сути, превратила проблему продовольственной безопасности в норму международного права, т.е. придала ей международный характер. В результате обеспечение продовольственной безопасности стало не только внутренней компетенцией каждой отдельной страны, но и международным обязательством ее правительства.

В связи с этим Римская декларация - это юридически зафиксированная система добровольно принятых правительствами почти всех стран мира мер по созданию условий выявления и путей решения проблем продовольственной безопасности как важнейшей составляющей мирового социально-экономического развития. Во Всемирной конференции в Риме приняло участие 173 страны, в том числе и Россия.

В Римской декларации имеется следующее определение продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность - состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другими пищевыми продуктами в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны.

При этом отмечено, что одним из основных источников продовольственной нестабильности выступает бедность.

Обеспечение продовольственной безопасности строится на ее стандартах, имеющих соответствующие качественные и количественные показатели. Римская декларация 1966 г. к качественным показателям стандартов продовольственной безопасности относит:

  • физическую доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной нищи;
  • экономическую доступность продовольствия должного объема и качества для всех социальных групп населения;
  • автономность и экономическую самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственную безопасность);
  • надежность, т.е. способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных погодных колебаний на снабжение продовольствием населения всех регионов страны;
  • устойчивость, означающую, что национальная продовольственная система функционирует в режиме, не уступающем темпам изменения численности населения страны.

В связи с этим количественные стандарты обеспечения продовольственной безопасности могут быть дифференцированы но следующим параметрам :

  • производственные, связанные с характером необходимых объемов и ассортимента продовольственных товаров конечному потребителю;
  • логистические, связанные с хранением и доставкой необходимых объемов и ассортимента продовольственных товаров конечному потребителю;
  • потребительские, связанные с изменением ассортимента и объемов потребления населением продовольственных товаров.

Несмотря на принимаемые международным сообществом меры в области продовольственной безопасности, положение с обеспечением сельскохозяйственной продукцией в мире остается напряженным. Так, к началу 2013 г. около 925 млн чел. не имели возможности доступа к полноценному питанию. Из них более 50% (578 млн чел.) - проживающие в Азиатско- Тихоокеанском регионе. При этом голод представляет главную угрозу здоровью человечества, ежегодно убивая больше людей, чем туберкулез, малярия и СПИД вместе взятые (по данным конца 2010-х гг.). С недоеданием связана смерть более трети детей, умерших в развивающихся странах в возрасте до 5 лет (по данным 2006 г.). По прогнозам, к 2050 г. негативные изменения климата могут привести к увеличению числа голодающих детей еще на 24 миллиона. При этом почти половина этих детей будут жить в районе пустыни Сахары 1 .

За 2001-2012 гг. объем мирового рынка сельскохозяйственной продукции в ценах 2013 г. увеличивался ежегодно в среднем на 10,7%. Размер рынка вырос за этот период с 551 млрд долл, до 1857 млрд долл. При этом около двух третей этого роста пришлось на инфляционное повышение цен (ежегодно в среднем около 4-5%) и увеличение курсовых разниц (2-3% в год). Собственно продовольственные товары составили в 2012 г. 1083 млрд долл., что представляло около 70% всего сельскохозяйственного рынка. Остальные продажи приходились на технические культуры (в том числе различные виды биотоплива) и другое сельскохозяйственное сырье .

Биотопливо - вид альтернативного топлива, производимый из сырья животного или растительного происхождения. Наиболее распространенные виды биотоплива - биодизель, биоэтанол и биогаз.

По прогнозу ФАО, в 2020 г. в области продовольственной безопасности будут следующие условия:

  • численность населения Земли достигнет 7,6 млрд чел. (прирост 10%);
  • для удовлетворения потребностей взрослого населения потребуется 2-кратное увеличение мирового экспорта продуктов питания;
  • в связи с увеличением представителей среднего класса с 1,8 до 3,2 млрд чел. произойдет существенный рост спроса на мясо, птицу, молочные продукты, яйца и другие органические продукты питания;
  • количество голодающих в мире увеличится на 12%;
  • в развитых странах произойдет рост потребления биотоплива (этанола и биодизеля).

В зависимости от уровня экономического развития состав экспортируемых продуктов на рынки стран будут существенно отличаться:

  • в развитых странах - в основном экспорт биотоплива и сырья для его производства;
  • в развивающихся странах - экспорт мяса, птицы, дорогих овощей, зерна и продуктов его переработки.

В табл. 5.1. и 5.2 представлены ретроспектива и перспектива изменения численности населения и сельскохозяйственного производства в мире.

Таблица 5.1

Численность населения и некоторые сельскохозяйственные показатели

в прошлом и будущем 1

Показатель

2050 г. (прогноз)

Весь мир

Население, млн чел.

Зерновые, млн т

Производство мяса, млн т

Развивающиеся страны

Население, млн чел.

Зерновые, млн т

Производство мяса, млн т

Развитые страны

Население, млн чел.

Зерновые, млн т

Производство мяса, млн т

Таблица 5.2

Соотношение показателей продовольственной безопасности в прошлом и будущем

Показатель

Отношение, %

2005-2007 гг. к 1961-1963 гг.

2050 г. (прогноз) к 2005-2007 гг.

Зерновые

Животноводство

Производство мяса

Развивающиеся страны

Население

Растениеводство

Зерновые

Животноводство

Производство мяса

Развитые страны

Население

Общее сельскохозяйственное производство

Растениеводство

Зерновые

Животноводство

Производство мяса

Одна из самых сложнопрогнозируемых мировых проблем - определение масштабов производства и потребления биотоплива. Продовольствие и энергия выступаеют тесно взаимосвязанными сферами экономики. При этом если длительное время значительное количество энергии (прежде всего - нефтепродукты) шло из сферы энергетики в сельское хозяйство, то в последнее десятилетие наблюдается все более расширяющийся обратный процесс - сельское хозяйство становится нс только потребителем, но и источником энергии. Например, в СССР сельское хозяйство было крупнейшим потребителем нефтепродуктов - 42% от всего внутреннего потребления. В условиях нехватки моторного топлива в послевоенный период существовали планы переоснащения части двигателей внутреннего сгорания для работы на спирте, производимом из картофеля. Однако неэффективность таких планов и последующее открытие новых месторождений нефти привели к закрытию подобного проекта. В отличие от СССР (а потом Российской Федерации), в ряде других стран такие планы не только были сохранены, но и в конце XX - начале XXI в. стали активно реализовываться.

В настоящее время биотопливо удовлетворяет порядка 10% общемировой потребности в энергии, превосходя в 2 раза по этому значению атомную энергию и немногим более чем в 3 раза отставая от нефти. В отличие от большинства других источников энергии, биотопливо - возобновляемый источник энергии, и в этом его несомненный плюс. Минусом же биотоплива выступает то, что переработка продуктов сельского хозяйства в моторное топливо происходит за счет изъятия соответствующих объемов продовольственных ресурсов, что, в свою очередь, приводит к увеличению голодающего населения в бедных странах. Таким образом, возникает дилемма между энергетической и продовольственной безопасностью.

Если использование в качестве биотоплива сахарного тростника может быть относительно легко компенсировано расширением его производства в тропических странах (классический пример - Бразилия), то употребление зерна в качестве источника топлива вызывает большие проблемы, поскольку зерно служит важнейшим продовольственным и кормовым продуктом. Кроме зерна на энергетические цели расходуются и значительные объемы растительного масла.

При прогнозировании тенденций использования зерновых и растительного масла на производство моторного топлива за базовый вариант обычно принимается сценарий ФАО, который достаточно консервативен: он весьма ограничивает использование на топливные цели сельскохозяйственного сырья и предлагает достаточно упрощенный линейный подход к выстраиванию этих тенденций . В разработке же прогнозов, представляемых Международным энергетическим агентством, предполагаются гораздо более значительные объемы переработки в биотопливо зерна и растительного масла. Сценарии подобных прогнозов представлены в табл. 5.3.

Таблица 53

Использование зерновых и растительного масла для производства биотоплива в перспективе по различным сценариям 2

Сценарии

Зерновые, млн т

Растительное масло, млн т

Базовый сценарий ФАО

Сценарии Международного Энергетического агентства: базовый

вариант 1

вариант 2

вариант 3

В соответствии с различным соотношением производственных, логистических и потребительских механизмов исторически возникают и разные модели продовольственной безопасности, основные из которых можно представить в виде четырех базовых моделей .

  • Автаркическая модель - почти полная продовольственная независимость и самостоятельность общества. Характерна для стран, специализирующихся исключительно в аграрной сфере и в основном встречалась во времена феодального строя.
  • Имперская модель основана на разнице в ценах на дорогие товары промышленности, вводимые метрополиями колонии и более низкими ценами на продовольственные товары, которые ввозятся из колонии и зависимых стран. Эта модель в основном функционировала в 1770-1930 гг.
  • Динамическая модель - массовое внедрение высокоэффективных технологий, в том числе создание и применение новых видов неорганических удобрений, резко повысивших производительность сельскохозяйственного труда и приведших к глобальной дифференциации производства продовольствия. Была выражена в период 1930-2010 гг.
  • Инновационная модель - формируется в настоящее время на основе новейших достижений в генно-инженерных и других биотехнологиях, которые должны к 2025-2030 гг. обеспечить свыше 50% экологически чистого мирового производства продовольствия.
  • Сост. по: Agricultural outlook 2010-2019. URL: https://www.fao.org.br/download/OECDFAO_AgriculturalOutlook20102019.pdf.
  • Сост. по: Agricultural outlook 2010-2019.
  • 2 Назаренко В. И. Продовольственная безопасность... С. 59.
  • Сост. по: Назаренко В. И. Продовольственная безопасность... С. 59.
  • О продовольственной безопасности России... С. 45.

Каждое государство заботится о своей безопасности. Что нужно для оптимальной жизнедеятельности населения страны? Это защита от угроз, удовлетворение и лишь потом ряд духовных и культурных нужд. Никто не будет отрицать, что одной из первичных потребностей любого человека является необходимость в пище. Государство должно заботиться о продовольственной безопасности своих жителей. Это одна из главных целей экономической и аграрной политики. О том, что же представляет собой продовольственная безопасность России, будет подробно рассказано в нашей статье.

Охрана продовольственной среды

Первый документ, свидетельствующий о необходимости продовольственной безопасности, появился еще в Римской империи. То была специальная декларация, в которой указывалась обязанность любого властителя защищать право людей на доступ к безопасным для жизни и здоровья продуктам питания. Провозглашалось право на свободу от голода.

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации нет столь пафосных определений, как в документе древнего Рима. Зато есть четкие указания на элементы безопасности, существующие проблемы и угрозы, способы защиты населения от голода и многое другое. Помимо этого, дается четкое определение продовольственной безопасности: это экономическое состояние страны, при котором защищается социальная независимость России, гарантируется экономическая доступность пищевых продуктов по доступным ценам и в необходимых количествах.

Безопасность в сфере обеспечения продовольствием необходимо поддерживать для социально-экономической стабильности в стране и в целях ведения активного и здорового образа жизни.

Роль продовольственной безопасности

Продовольствие является базовым показателем уровня жизни человека. То, как питается население, указывает на степень его экономического развития. Продовольствие было и будет основным критерием, по которому можно оценивать уровень социально-экономического благополучия в стране. Нужно обосновать, почему именно продовольствие является основополагающим фактором в развитии того или иного государства.

Недостаток воды и пищи возникает чаще всего из-за стихийных бедствий, которые могут быть вызваны войной, природными катаклизмами, экономическими кризисами, радикальными политическими или социальными изменениями и т. д. В то же время именно ограниченное наличие продовольственных товаров приводит к тем же войнам, кризисам, революциям и т. д. Таким образом, на пищевой продукции все завязано изначально.

Продовольственная безопасность России является центральной проблемой в системе национального благополучия. Именно от нее зависит экономическая и в стране. Существует несколько критериев, по которым можно оценить состояние продовольственной безопасности в государстве:

  • уровень экономической и физической доступности пищевых продуктов;
  • уровень потребления основных видов продовольствия в расчете на душу населения;
  • объемы производства в сельскохозяйственной, морской и прочих сферах по добыче продуктов питания;
  • объемы государственных резервных фондов и многое другое.

Социологи уже давно высчитали уровень продовольственной безопасности в российском государстве. Речь идет о состоянии "чуть выше среднего". Скорее всего, оценка уже могла поменяться, ведь в конце 2017 года власти заявили об истощении резервного фонда.

Система национальной безопасности

Что следует понимать под системой национальной безопасности? Во-первых, это понятие социально-политического характера. Оно включает в себя элементы безопасности общества, государства или отдельно взятой личности в самых разных сферах: экономике, экологии, информации и т. д.

Для удовлетворения потребностей граждан в различных сферах необходимо много трудиться. Более того, следует понимать приоритетный порядок потребностей. Здесь нужно обратиться к знаменитой пирамиде социальных требований, разработанной Абрахамом Маслоу. Психолог утверждал, что первичной потребностью является защита от разного рода угроз. Человек должен чувствовать себя в покое и безопасности, и лишь тогда у него возникнут другие требования. Это как раз нужда в питье и пище. Если и в этом человек себя удовлетворит, то возникнут духовные потребности: в общении, любви, уважении и т. д.

О пирамиде Маслоу обязано помнить государство. Именно поэтому Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации хоть и неформально, но важнее, например, "Основ законодательства о культуре".

От того, насколько удовлетворены потребности населения в продовольствии, можно делать выводы о его благополучии. В свою очередь, уровень благополучия населения влияет на социальное спокойствие. Вряд ли народ, удовлетворенный хотя бы в первичных потребностях, задумается о насильственном свержении власти, революции и прочих радикальных способах борьбы с государством.

Стратегия национальной безопасности

Проблема продовольственной безопасности остро проявлялась в 90-е годы прошлого века. Тогда российские власти не способны были хоть как-то наладить обстановку в стране. Социальная поддержка населения была нулевая, а потому народу приходилось действовать самостоятельно.

Значительным шагом, который предприняла власть в 90-е годы, была разработка и внедрение Доктрины продовольственной безопасности. В документе говорилось о существующем положении в стране и о целях на ближайшие несколько лет. Впоследствии Доктрина несколько раз менялась. Последняя версия документа была принята в 2010 году, а ее положения были взяты за основу для разработки Стратегии национальной безопасности до 2020 года. Это документ 2015 года, который немного дополнил Доктрину. Так, в Стратегии говорится о поддержке продовольственной сферы путем искусственного создания конкуренции в самых разных сферах.

Стратегической целью системы продовольственной безопасности является непрерывное и полное обеспечение российских граждан качественной сельскохозяйственной и рыбной продукцией. Гарантией безопасности является стабильность внутреннего производства и наличие необходимых запасов и резервов.

В Стратегии национальной безопасности прописаны меры, реализация которых поможет развитию продовольственной безопасности в стране. Вот что здесь следует выделить:

  • реализация политики бюджетного субсидирования продовольственной сферы;
  • оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования цен;
  • регулирование объема импорта по вопросам продовольственной стратегии;
  • регулирование уровня и структуры розничных цен на продовольствие.

Таким образом, целью государственной Стратегии национальной безопасности является поддержка оптимального уровня производства в стране.

Статистика

Доктрина, направленная на обеспечение безопасности в сфере продовольствия, рассчитана на период 2013-2020 гг. В документе есть много цифр - желательных показателей и пороговых значений. Так, за обозначенный период в общем объеме товарных ресурсов необходимо достигнуть следующих пороговых показателей:

  • зерно - не менее 95%;
  • рыбная продукция - от 80%;
  • молочная продукция - не менее 90%;
  • мясопродукты - от 85% и т. д.

Удовлетворены ли обозначенные требования? Согласно заявлениям социологов, план выполнен лишь на одну треть. Отсюда можно сделать вывод о неудовлетворительной оценке существующей продовольственной безопасности.

Для лучшего понимания ситуации, сложившейся в России, следует взглянуть на мировые показатели. По заверению экспертов, уже 1 млрд жителей планеты имеют ограниченный доступ к пище и чистой воде. Сельскохозяйственный комитет ООН прогнозирует замедление роста в продовольственной сфере на 0,3% в ближайшие 10 лет. Наносят удар по рынку и сильные климатические изменения. На данный момент можно говорить о четверти стремительно деградирующих сельскохозяйственных угодий.

Российская Федерация на общем фоне выглядит вполне прилично. Она не входит в десятку стран в рейтинге продовольственной безопасности, но занимает 29 место. Сказывается биоклиматический потенциал. Однако есть и тормозящие факторы - например, низкая государственная поддержка.

Влияние санкций

За последние три года показатели продовольственной безопасности России резко понизились. Несложно догадаться, с чем это может быть связано: немалую роль в социально-экономической деградации страны сыграли зарубежные санкции. Действительно ли они оказали столь пагубное влияние на экономику страны либо это обычный миф? Попробуем разобраться.

Стоит ли говорить, как сильно зависит национальная безопасность страны от собственной внешней политики? Связь этих двух факторов неоспорима. Некоторые российские политики, однако, предпочитают эту связь отрицать. По их мнению, продовольственная и иная безопасность никак не изменится при возложении на страну зарубежных санкций. Есть ли в этом логика? Ответ уже дали многие эксперты. По их мнению, санкции влекут за собой следующие проблемы:

  • необходимость импортозамещения - процедуры довольно сложной и затратной;
  • появление негативных процессов и дополнительных рисков при выступлении России на мировой арене (членство России в ВТО уже находится под вопросом);
  • активизация проблем государственного субсидирования сферы сельского хозяйства;
  • реализация Госпрограммы (Доктрины) в условиях замедления экономического роста в России, следовательно, отход от многих целей и требований, поставленных ранее;
  • появление сложных макроэкономических условий и системных проблем в аграрной сфере;
  • дифференциация участия российских регионов по вопросам обеспечения продовольственной безопасности;
  • усиление монополизма во многих сферах экономики;
  • падение рубля относительно мирового курса валюты и т. д.

Всех перечисленных проблем более чем достаточно, чтобы резко и вынужденно сменить действующий экономический курс. Вывод может быть только один: нельзя недооценивать влияние санкций, возложенных на Россию иностранными партнерами. Из-за само понятие продовольственной безопасности резко приобрело иное значение. Теперь это не модернизация отдельной отрасли экономической сферы, а лишь сохранение стабильности.

Проблемы в области обеспечения продовольствием

Доктрина продовольственной безопасности базируется на принципах социально-экономической независимости государства, обеспечении гарантии доступности продуктов для каждого гражданина и соответствия достижений установленным в документах минимальным нормам. Если три этих принципа соблюдаются, то положение с продовольствием в стране можно назвать оптимальным. Как обстоит ситуация в России на данный момент?

Страна обладает крепким национальным суверенитетом. В вопросах социально-экономического характера она действительно ни от кого не зависит. Также для каждого проживающего в России гражданина в полной мере доступны все необходимые продовольственные товары - здесь проблем не возникает. А вот с последним критерием в последние годы есть много трудностей. Статистика показывает, что минимальный порог, установленный в Доктрине продовольственной безопасности, не остался недосягаем.

Сохраняется ли основной принцип - обеспечение продовольственной независимости страны? Здесь ответить можно положительно. Несмотря на трудности с выполнением плана, российской власти все же удалось сохранить относительно нормальный уровень продовольственной безопасности в стране.

Импортозамещение

В последние годы власть только и говорит о способах замещения процедуры импорта. По ее мнению, это единственно возможный способ сохранить оптимальный уровень экономического развития в стране в кризисный период. Соответственно, импортозамещение может повлиять и на состояние продовольственной безопасности. Так ли это на самом деле, или государство в очередной раз создало мифический способ решения проблемы?

Сразу следует отметить, что замена импортных потоков в одной лишь сельскохозяйственной сфере - это очень долгая и сложная процедура. Она займет не один и не два года, а потому особых надежд на импортозамещение возлагать не стоит. Единственно возможный вариант быстрого разрешения проблемы, а именно компромисс с западными партнерами, власть не приемлет. А потому и остается рассказывать о способах замены импорта как о "спасительной" процедуре.

Импортозамещение не поможет восстановить аграрную сферу в ближайшие сроки. На то есть несколько причин:

  • Неразвитость кооперативного движения в России. Для примера, в европейских государствах именно кооперативы являются своеобразным катализатором всей аграрной сферы.
  • Проблемы с аграрнопродовольственной инфраструктурой. Большая часть производителей попросту не имеет к ней доступа.
  • Постоянный дефицит новой техники и оборудования. Причины понятны - отсутствие должной государственной поддержки аграриев, хотя бы в виде предоставления рассрочек или кредитов с невысокой ставкой.
  • Дефицит производственных и финансовых ресурсов.
  • Высокая зависимость отдельных отраслей сельского хозяйства от импортных поставок. В страну поступают семена, техника, генетический материал, некоторые животные и многое другое.

Таким образом, проблем в аграрной сфере России невероятно много, и одно лишь импортозамещение здесь не поможет. Тем более, если речь идет о ближайших сроках.

Продовольственная зависимость

Несмотря на постоянные разговоры о важности импортозамещения, сегодня Россия имеет реальный шанс потерять свою продовольственную независимость. Причины на то имеются.

Эксперты говорят о заметном обострении ценовых диспропорций между сельским хозяйством и промышленностью. Это вызвано отказом от разумного патернализма в отношении отечественных производителей, а также практически полным открытием внутреннего рынка для импорта продовольствия. Все это, безусловно, подрывает базу для самообеспечения.

Власти впадают из крайности в крайность. Уже сегодня они задумываются о том, чтобы оборвать все связи с внешним рынком. Поднимается вопрос о выходе страны из ВТО, а также о введении новых требований к продовольственной безопасности. Все это, безусловно, лишь усугубит ситуацию.

Для продовольственной сферы России уготовано немало опасностей и угроз. Об этом знают и власти, и эксперты, и простой народ. Власть старается решать проблемы, но делает это не всегда правильно. Эксперты всячески помогают государству. Так, социологи классифицировали все потенциальные угрозы на две группы. Первый блок проблем именуется внутренним.

Никто не будет отрицать, что сельское хозяйство в нашей стране очень специфическое. Суровый климат и сложные природные условия дают о себе знать. Так, с одного гектара можно собрать меньше урожая зерна, чем в Соединенных Штатах Америки. При этом человеческого и машинного труда будет задействовано гораздо больше. То же касается и животноводства. Содержание и развитие одного лишь скота обходится россиянам очень дорого. Из всего этого можно сделать один лишь вывод: сельское хозяйство в стране крайне ненадежное, а все из-за сложных природных условий. Это является первой внутренней проблемой.

Вторая опасность, таящаяся внутри страны, заключается в действиях государственной власти. Именно власть поступает порой не очень мудро, создавая тем самым настоящую угрозу для продовольственной сферы. Государственная поддержка хозяйственников почти нулевая. В этом можно убедиться, изучив бюджет страны на 2018 год. Недовольны и сами аграрии. Из-за монопольной политики уничтожается фермерский скот, и разрушаются частные хозяйства. Сюда же следует отнести чрезмерно высокие налоги.

Единственной внешней проблемой для продовольственной сферы России является санкционная политика западных государств. Как бы ни убеждали в обратном власти, санкции наносят громадный ущерб действующей экономике.

Таким образом, сельскохозяйственная сфера России нуждается в реформации. Доктрина, утвержденная в 2011 году, отражает лишь малую часть требований. Национальная и продовольственная безопасность будет достигнута лишь при проведении осмысленной и грамотной политики.

Вопрос 113

Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединённых наций (ФАО) определяют понятие «международной продовольственной безопасности», как обеспечение гарантированного доступа всех жителей в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни.

В РФ «продовольственная безопасность» - это способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. При этом продовольственная безопасность предполагает физическую и экономическую доступность необходимых продуктов питания в требуемом количестве и ассортименте.

Физическая доступность продовольствия заключается в бесперебойной поставке его на рынок в объёмах и ассортименте, удовлетворяющих платёжеспособный спрос населения.

Экономическая доступность зависит от платёжеспособного спроса, уровень которого определяется доходами населения. Это высокая заработная плата работающего населения, достойные выплаты социального характера (пенсии, пособия, стипендии).

Первым показателем продовольственной независимости страны является доля импортных товаров в общей структуре потребляемых населением товаров . В мировой практике принято, что доля импорта не должна превышать 20%. Однако, сегодня его доля в общей структуре потребления в России достигла 40%, А потребность крупных городов удовлетворяется за счёт импорта на 70 – 80%.

Вторым важнейшим показателей состояния продовольственной безопасности страны является динамика среднедушевого производства зерна . Снижение его уровня ниже 600 кг в год считается общим предельным нижним показателем продовольственной безопасности страны. В странах с развитым зерновым хозяйством (США, Канада, Франция) этот показатель составляет 900 – 1000 кг.

В настоящее время Россия ежегодно закупает продовольствия примерно на 7 – 10 млрд. долл. Если бы эти средства шли не западному, а отечественному товаропроизводителю, то проблем с обеспечением россиян продуктами питания не было бы. Фактически же государственная поддержка отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей сократилась за годы реформ в несколько раз.

При этом практика многих стран мира свидетельствует, что солидная государственная поддержка АПК способствует росту отечественного производства и обеспечению страны собственным продовольствием. Именно с этой целью федеральные органы США с 1933 года целенаправленно проводят политику поддержки фермерства. В последние годы с целью поддержки сельского хозяйства в США ежегодно выделяется до 67 млрд. долл. в год, принимаются жёсткие меры для самообеспечения продовольствием. Например, в США производство собственного сахара обходится в 2 раза дороже, чем его импорт, однако страна отнюдь не собирается сворачивать его производство. Япония закупает у своих крестьян рис по цене в 6 – 8 раз выше мировой. Аналогичные по сути позиции занимают страны ЕС. В Германии аграрная политика официально объявлена важнейшей составной частью государственной политики, и её цели рассматриваются как приоритетные.


Таким образом, приоритетное направление достижения продовольственной безопасности большинства стран - стимулирование развития национального сельского хозяйства и принятие для этого соот­ветствующих мер его поддержки, повышение конкурентоспо­собности на внутреннем и внешнем рынке, защита от продо­вольственной экспансии стран-экспортеров, стимулирование экспорта и т.д.

Достижение продовольственной безопасности в России обусловлено достаточностью размеров земельных ре­сурсов сельского хозяйства и биоклиматического потенциала для производства в необходимых размерах основных продуктов питания. При этом следует соблюдать главное условие - раци­ональное использование производственного потенциала.

Важнейшая цель развития АПК - повышение эффектив­ности его функционирования, рост благосостояния его работников и на этой основе наращивание объемов сельскохозяйствен­ной продукции и продовольственных товаров до уровня, обеспе­чивающего продовольственную безопасность государства и эк­спортную ориентацию непосредственно самой аграрной сферы.

Устойчивое развитие АПК требует отношения к нему госу­дарства как к приоритетной экономической системе, обеспечи­вающей продовольственную безопасность. Поэтому способство­вать достижению стратегической цели должны правовое обес­печение и все элементы экономического механизма, призванные создавать благоприятные условия для его функционирования.

В системе АПК, в свою очередь, могут быть собственные приоритеты. Важнейшей сферой является сельскохозяйствен­ное производство, развитие которого должно задавать направ­ления функционирования другим сферам (материально-техни­ческому снабжению, агросервису, переработке и др.). Что каса­ется структуры и объемов производства, то они определяются емкостью рынков и конкурентоспособностью продукции.

Сельскохозяйственные предприятия как главнейший эле­мент в системе АПК требуют необходимого воспроизводства своего потенциала (земельного плодородия, основных и оборот­ных фондов, качества и количества труда, научно-техническо­го), а следовательно, и приоритета в инвестировании.

Важнейшими направлениями, выступающими в качестве первоочередных на различных этапах развития АПК, являются:

Научное обеспечение аграрного комплекса, использованию ресурсосберегающих технологий;

Ресурсное обеспечение сельского хозяйства исходя из це­левых программ и создание рациональной системы сервисного обслуживания, в связи с чем необходимо расширенное воспро­изводство почвенного плодородия, усиление модернизации ос­новных средств и увеличение фондооснащенности предприя­тий;

Создание механизма оптимизации трудового потенциала (приведение затрат труда к обоснованным нормативам) и усиле­ние стимулирования качества и интенсивности труда;

Расширение сферы и видов агросервиса АПК;

Достижение сбалансированности производственных ре­сурсов и услуг;

Усиление государственного экономического воздействия на аграрную экономику, в связи с чем важно расширение возможностей централизованного субсидирования сельскохозяйственного производства, льготного кредитования основных программ и налогообложения предприятий;

Достижение объемов и структуры производства, позволя­ющих обеспечить полную сбалансированность спроса и предло­жения в основных продуктах питания, загруженность перера­батывающих мощностей, увеличение экспорта продовольс­твия;

Развертывание сети снабженческо-обслуживающих пред­приятий и приближение их непосредственно к сельскохозяй­ственному производству, формирование сбалансированного и доступного рынка средств производства и услуг;

Создание многообразных форм переработки и сбыта сельс­кохозяйственной продукции;

Формирование благоприятных условий для реализации принципов кооперации и сохранения крупного товарного про­изводства как наиболее конкурентоспособного и производи­тельного;

Поддержание и развитие социальной инфраструктуры се­ла.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Продовольственная безопасность как элемент национальной безопасности страны

1.1 Понятие продовольственной безопасности

1.2 Продовольственная безопасность населения

1.3 Опасность утраты продовольственной независимости страны

2.Продовольственная безопасность в системе мировой торговли

2.1 Продовольственная безопасность России на мировом рынке

Заключение

Библиографический список

Введение

Степень продовольственной безопасности государства зависит от базового потенциала сельскохозяйственного производства.

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка рассматривается как важнейшее условие политической стабильности, как показатель национальной независимости и поэтому соответствующим образом регулируется. Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших. Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства. Что касается критериев, то для того, чтобы была обеспечена продовольственная безопасность граждан России, 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором. Реальное же состояние дел на сегодня свидетельствует о полной утрате нашей страной продовольственной безопасности.

Цель работы - рассмотреть продовольственную безопасность как важнейшую характеристику экономической безопасности.

Для достижения поставленной цели важно выполнение нескольких промежуточных задач, таких как: изучить понятие продовольственной безопасности, рассмотреть опасность утраты продовольственной независимости страны и продовольственную безопасность России на мировом рынке.

1. Продовольственная безопасность как элемент национальной безопасности страны

продовольственный безопасность мировой торговля

1.1 Понятие продовольственной безопасности

На фоне стремительно меняющегося мира развитие несет нам не только определенные блага, но в соответствии с диалектикой развития, и различные новые угрозы. Человечество подошло к такой черте, что продолжать игнорировать новые и старые угрозы становится невозможным и проблема обеспечения безопасного развития в современном мире выходит на первый план, и в том числе проблема продовольственной безопасности. Без решения проблемы продовольственной безопасности представляется затруднительным решение других острых экономических и социальных проблем. Ее необходимо рассматривать на разных уровнях: мировом, национальном, региональном, уровне домохозяйств и отдельной личности. Значимость данной проблемы определяется, прежде всего, тем, что в структуре потребностей человека, потребность в пище относится к первой группе, а степень ее удовлетворения недостаточна. Кроме того, из-за тесной связи производства продовольствия и природной среды неэкологическое сельское хозяйство может привести к возникновению опасных факторов, влекущих за собой процессы, связанные с уменьшением количества и ухудшением качества природных ресурсов, от которых прямо или косвенно зависит производство продовольствия, а, следовательно, и продовольственная безопасность.

К определению категории «продовольственная безопасность» существуют различные подходы, ориентирующиеся либо на импорт продуктов питания, либо на самообеспечение ими, либо на сочетание импорта и собственного производства продовольствия. Согласно наиболее распространенному в мире определению, продовольственная безопасность достигается путем обеспечения физического и экономического доступа к безопасному и достаточному продовольствию. Балабанов В.С. , Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты). - Москва: экономика, 2012. 35 с.

Продовольственная безопасность предусматривает: Физическую доступность продовольствия. Продукты питания должны быть в наличии на территории страны в необходимом объеме и ассортименте (в соответствии с принятыми нормами потребления), их поступление должно быть бесперебойным. Достижение этого условия обеспечивается за счет государственного контроля за внешними и внутренними поставками, а также имеющимися запасами продуктов питания; Экономическую доступность продовольствия.

Каждый гражданин страны независимо от возраста, имущественного и должностного положения должен иметь достаточный уровень доходов для приобретения минимального набора продуктов питания. Достижение этого условия обеспечивается как за счет поддержания достаточного уровня доходов населения, так и за счет контроля за уровнем цен на продукты питания. Должна существовать также возможность самообеспечения населения продовольствием за счет личных подсобных хозяйств и дачных участков; Безопасность питания.

Качество сырья и продуктов питания должно соответствовать установленным требованиям и гарантировать безопасное потребление. Человек должен получать с пищей весь комплекс необходимых для нормального развития организма веществ и в то же время быть уверенным в ее безопасности, т.е. в отсутствии вредных для здоровья и окружающей среды веществ. Повышение интереса к безопасности продуктов питания в мире объясняется ростом числа заболеваний, связанных с пищевыми отравлениями. К тому же болезни, вызванные некачественным продовольствием, способны оказать негативное воздействие на состояние внутренней и внешней торговли, а также на доходы и занятость отдельных категорий населения.

В последнее время особое внимание уделяется праву на питание, т.е. праву иметь регулярный и свободный доступ к безопасному и полноценному питанию в достаточном объеме в мирное время и в условиях войны. Обязательство осуществлять право на питание означает, что правительство должно выявлять уязвимые группы населения и улучшать их доступ к адекватному питанию путем трудоустройства, улучшения питания, предоставления помощи и т.д..

Неправомерно говорить о достижении продовольственной безопасности страны, когда потребительский рынок заполнен импортными продуктами питания, а отечественные предприятия работают нестабильно из-за недостатка сырья для производства или жесткой конкуренции. В современных условиях для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимы поддержка и развитие собственного производства пищевого сырья и продуктов питания, сокращение их импорта. Такой политики придерживаются многие страны: так, например, высокий уровень самообеспечения продовольствием характерен для США и Франции - более 100%, Германии - 93%, Италии - 78%; для бедной плодородными почвами Японии он составляет 50%.

1.2 Продовольственная безопасность населения

Одной из наиболее серьезных проблем, является проблема продовольственной безопасности. Поскольку обеспечение населения продовольствием - это в физическом смысле обеспечение его жизнедеятельности, то продовольственная безопасность является доминирующим объектом анализа ученых-экономистов. Встает теоретическая задача определения стратегии обеспечения продовольственной безопасности - через внутренние или внешние механизмы.

В последние годы потребность населения России в продовольственных товарах удовлетворяется отечественными производителями примерно на 50% с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на продовольственных рынках. Граница продовольственной безопасности находится, по разным оценкам, на уровне импорта продовольствия в размере 18 - 35% потребности. Существенное превышение критической точки, даже по самым низким оценкам, в России обусловлено прежде всего кризисным положением отечественного сельского хозяйства, производство в котором составляет около 60% от среднегодового уровня за 1986 - 90гг. Такое падение производства обусловлено как трансформационным спадом, так и неэффективными способами проведения в целом экономической реформы и аграрной, в частности. Рогов И.А. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов. - Новосибирск: Эономика, 2011. 220 с.

Существенное сокращение государственной поддержки сельского хозяйства, которая уменьшилась с трети огромного государственного бюджета до 2,7% ВВП в бюджете на 1998г., оставило крестьянство один на один со множеством проблем. Однако несмотря на общий упадок сельского хозяйства, полки магазинов остаются переполненными. Это происходит, во-первых, из-за снижения потребления населением продуктов питания почти в 1,5 раза (исключениями являются такие малоценные продукты питания, как хлебные изделия и картофель, потребление которых несколько выросло, несмотря на существенный рост цен). Во-вторых, наиболее важной причиной данной ситуации является все более возрастающий импорт сельскохозяйственной продукции, объемы которого превысили все допустимые нормы и уже напрямую угрожают безопасности страны. Ибрагимов К.Х. Правовые меры обеспечения продовольственной безопасности России. - СПб.: Аграрное и земельное право, 2013. 78 с.

Доля импорта в общем объеме продовольствия по разным оценкам составляет от 30 до 50%. Это неудивительно, поскольку сейчас на душу населения в России производится за год 43 кг мяса и 194 кг молока. При этом физиологически обоснованная норма потребления на одного человека составляет 81 кг мяса и 392 кг молока. Нехватка продовольствия покрывается за счет импорта, но далеко не полностью.

В России необходимо переходить от жесткой протекционистской политики к адресной поддержке отечественных сельхозпроизводителей через субсидирование доходов и поддержание общего уровня цен в условиях их резкого колебания. В обеспечении продовольственной безопасности надо перестраиваться с внешних, чисто фискальных способов (таможенных пошлин), на поддержание отечественного сельскохозяйственного производства.

Рассматривая проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку, нельзя не отметить следующие явления, которые напрямую связаны с нанесением ущерба экономической безопасности нашему государству:

Резкое ухудшение демографической ситуации;

Криминализация экономики;

Разрушение науки и технологического потенциала;

Разрушение финансово-кредитной сферы.

1.3 Опасность утраты продовольственной независимости страны

Обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием. Но это не означает проведение курса на полную изоляцию страны от мирового рынка. Мировая практика выработала ряд важных и надежных подходов к решению данной проблемы, среди них - гибкая и эффективная защита отечественных производителей, регулирование соотношений, позволяющих весь импорт продуктов питания покрывать экспортом также продуктов питания, производство которых более эффективно.

Сейчас создается угроза потери продовольственной независимости страны, которая станет свершившимся фактом, если опасность не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикальные меры по ее отражению.

Продукты питания в жизнедеятельности человека, а если говорить в мировом масштабе - человечества, играют особую роль. Эксперты считают, что уже при жизни нынешнего поколения продовольственная проблема может перерасти в глубокий международный кризис. 17 процентов населения Земли сегодня испытывает голод и в ближайшее десятилетие это число может увеличиться в полтора раза. Ушачев И.Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России. - Москва: Продовольственная безопасность России, 2012. 69 с.

В 26 развитых капиталистических странах проживает четверть населения Земли. Но их народы потребляют 75 процентов всей производимой на планете энергии, почти 80 процентов ископаемого топлива, 85 - продукции зернообработки, более 70 - производства стали. США со своими тремястами миллионами человек используют такое количество сырья, энергии, топлива, пищи, которое могло бы обеспечить жизнь трехсот миллиардов человек - на нынешнем уровне потребления населения Индии. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность как фактор социально-экономического развития страны. - Москва: экономист, 2012. 33-43 с.

Чтобы решить проблему питания, говорилось в материалах конференции, необходимо в ближайшее десятилетие увеличить производство продуктов питания как минимум на 75 процентов. Ученые, экономисты, организаторы производства видят хотя бы частичное решение продовольственных проблем в интенсификации производства, в бережном отношении к земле, в правильном расходовании энергоресурсов, запасов пресной воды.

Кстати сказать, некоторые ученые советуют не очень увлекаться генной инженерией, так как изменения таким путем структуры растений может привести к непредсказуемым последствиям для животного мира, а затем и человека. Ученые говорят: не надо вторгаться в пределы, созданные Богом. Первоочередными задачами правительств и руководителей государств они считают заботу о земле, о сельскохозяйственном производстве, содействие его развитию, приоритетное его финансирование. Вот краткий перечень путей увеличения производства продуктов питания.

Возникает вполне закономерный вопрос: а как же у нас, в России, обстоят дела с продовольственной безопасностью? Если определять суть момента, то она заключается в следующем: тяжелый недуг поразил Державу. Сегодня более половины населения живет за чертой бедности. Положение России не только сложное, но и опасное. В ходе реформ сельское хозяйство получило удар, сравнимый по результатам с ядерной войной, и отброшено в хвост цивилизации. Особенно пострадала основа всего сельского хозяйства - утрачивается плодородие почвы, не получающей удобрений. Вырезана половина поголовья крупного рогатого скота, птицы и почти все овцы, свиньи. Капиталовложения в село уменьшились примерно в 200 раз.

2. Продовольственная безопасность в системе мировой торговли

2.1 Продовольственная безопасность России на мировом рынке

Продовольственная безопасность страны - неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.

Степень продовольственной безопасности государства зависит от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма.

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка рассматривается как важнейшее условие политической стабильности, как показатель национальной независимости и поэтому соответствующим образом регулируется. Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших. Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства. Сейчас сформулирована концепция государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности, которая выстраивается на строго правовой основе. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев, то для того, чтобы была обеспечена продовольственная безопасность граждан России, 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором. Реальное же состояние дел на сегодня свидетельствует о полной утрате нашей страной продовольственной безопасности. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации от 12 мая 2009 г №537 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

В России уровень продовольственной безопасности в настоящее время по разным оценкам составляет от 65-75% (импорт продовольствия 25-35%). При этом доля импорта в крупных мегаполисах страны достигает примерно 50-60%. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает достаточно широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.

В сфере продовольственной безопасности объединяются проблемы проведения экономической и агропромышленной реформ, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах России. Из всех проблем, влияющих на экономику России, самой существенной и обременительной явилось снижение производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания населения страны.

Обеспечение продовольственной безопасности достигается снабжением страны собственными ресурсами, обоснованным объемом импортных поставок, уровнем и темпами развития отраслей агропромышленного комплекса, размерами стратегических и оперативных продовольственных запасов и стабильностью продовольственного комплекса страны. В экономике существуют два ключевых понятия «самообеспечение продовольствием» и «продовольственная независимость», а также несколько точек зрения на способы достижения продовольственной безопасности. К первой можно отнести теорию о том, что для достижения продовольственной безопасности необходимо полностью обеспечивать себя всем спектром необходимых продуктов питания, требующихся для полноценного воспроизводства населения. При этом безусловным считается, что государство должно обеспечить себе независимость от импорта продовольствия вне зависимости от конкретных природных условий и эффективности разделения труда в рамках сельскохозяйственного производства. Стуканова И. П. Продовольственная безопасность. - Москва: Стандарты и качество, 2013. 90-94 с.

Другая точка зрения, которая представляется наиболее взвешенной, говорит о необходимости смены основной парадигмы обеспечения продовольственной безопасности посредством сбалансированности экспортно-импортных операций по различным товарно-сырьевым группам и за счет этого обеспечение населения не только собственными, но и импортными продуктами питания. В условиях существенного международного разделения труда и возрастания влияния транснациональных корпораций (ТНК) найдется немного стран, которые полностью обеспечивали бы себя всем набором необходимых продуктов питания, требующихся для полноценного воспроизводства населения. В целом степень их вовлеченности в товарообмен, в том числе, различными продуктами питания достаточно высока. Сегодня это вполне нормальное положение на международных рынках и в определенной степени прогрессивное явление, поскольку при правильной специализации сельскохозяйственного производства страны должны в значительной степени ориентироваться на наиболее высокоэффективные отрасли и специализироваться именно в них с учетом климатических и ресурсных условий. В этом контексте наиболее важным становится именно фактор эффективности использования ресурсов, а не требование обязательного самообеспечения страны продовольствием для формирования условий продовольственной безопасности. При рациональном международном взаимодействии ключевым становится не «натуральное хозяйство» на уровне страны, а степень включенности в систему международного разделение труда на наиболее выгодных для каждого региона и государства условиях. Только в этом случае гарантируется возможность с помощью импорта обеспечить конечное потребление населением всего необходимого «продуктового набора».

Таким образом, можно заключить, что оптимальный подход к пониманию проблемы обеспечения продовольственной безопасности, должен строиться не только на создании базы для собственного производства продуктов питания на территории страны, сколько на формировании такого баланса собственных и импортных продовольственных ресурсов, который обеспечивал бы постоянный уровень социальной стабильности в обществе. Тогда степень рациональной вовлеченности страны в международное разделение труда можно рассматривать как один из критериев продовольственной безопасности.

Баланс продовольственных ресурсов, достаточный для обеспечения продовольственной безопасности России и оптимального экспорта в энергетических единицах по направлениям их формирования и использования должен выглядеть следующим образом: производство на продовольственные цели - 70%, импорт - 15%, экспорт - 15%.

В перспективе государственная политика России в области сельского хозяйства должна быть социально ориентированной, обеспечивать продовольственную безопасность государства, удовлетворять потребительский спрос, и при этом быть включенной в международное разделение труда, привлекать необходимые валютные средства и капиталы для дальнейшего наращивания производственного потенциала. Важнейшим элементом проведения государственной политики, служащим обеспечению продовольственную безопасность, является регулирование продовольственных рынков путем закупок продукции и продовольственных интервенций, осуществляемых через специализированное Федеральное агентство.

Заключение

Таким образом, продовольственная безопасность - это такое состояние экономики страны, при котором гарантируется стабильное обеспечение перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем, населения - достаточным количеством безопасных и полноценных продуктов питания с учетом получаемых доходов, а также относительная независимость от импорта сырья и продовольствия. Последнее означает, что по основным группам продовольственных товаров (мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, яйца, хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и фрукты, масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты) объемы импорта не должны превышать 30% объемов их внутреннего потребления.

Мировой банк выделяет хроническую и временную продовольственную небезопасность. Страна, отдельный район, группа населения, семья, отдельный индивид испытывают хроническую продовольственную небезопасность, когда потребление пищевых продуктов постоянно в течение года оказывается невозможным из-за невозможности приобрести (нехватка денежных доходов) или произвести необходимое количество продовольствия.

Временная продовольственная небезопасность наступает периодически при нарушениях стабильности доступа к продовольствию по причинам роста цен на продукты питания, неурожаев или падения уровня доходов. Прежде всего, люди реализуют свои права на питание через обменные операции, которые в упрощенном виде можно представить как отношения между производителем (предприятиями) и потребителем (домашними хозяйствами). Здесь мы сталкиваемся с классическим законом спроса и предложения. При этом необходимо отметить, что спрос должен быть платежеспособным, т.е. в соответствии с законами рынка производители будут производить только те товары, которые пользуются спросом, а так как на продовольствие спрос существует всегда, то проблема продовольственной безопасности сталкивается с возможностями населения по приобретению необходимого продовольствия. Если у людей есть необходимые средства для приобретения продовольствия, то можно было бы сказать, что продовольственной безопасности ничего не угрожает, но необходимо отметить, что производство продовольствия зависит не только от спроса на него, но и от возможностей воспроизводства продовольствия.

Увеличение платежеспособности населения без соответствующего развития производственной базы может привести к двум возможным последствиям: увеличению цен на продовольствие, что соответственно уменьшит благосостояние малоимущих слоев населения и может служить угрозой продовольственной безопасности; замещению отечественных продуктов питания импортными, что также является нежелательным явлением в плане продовольственной безопасности, так как окончательно подрывается воспроизводственные возможности отечественных производителей

Библиографический список

1) Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 537 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

2) Алтухов А.И Продовольственная безопасность как фактор социально-экономического развития страны. - Москва: экономист, 2012. 33-43 с.

3) Балабанов В.С., Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность (международные и внутренние аспекты). - Москва: экономика, 2012. 35 с.

4) Ибрагимов К.Х. Правовые меры обеспечения продовольственной безопасности России. - СПб.: Аграрное и земельное право, 2013. 78 с.

5) Рогов И.А. Безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов. - Новосибирск: Эономика, 2011. 220 с.

6) Стуканова И.П. Продовольственная безопасность. - Москва: Стандарты и качество, 2013. 90-94 с.

7) Ушачев И.Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России. - Москва: Продовольственная безопасность России, 2012. 69 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Продовольственная безопасность-доступ всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровой и активной жизни. Россия-государство, которое утратило свою продовольственную независимость. Продовольственная безопасность Челябинской области.

    реферат , добавлен 17.12.2007

    Степень продовольственной безопасности государства - неотъемлемой части национальной безопасности. Характеристика экономической безопасности и экономического ущерба. Продовольственная зависимость и независимость. Стратегия продовольственной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2010

    Продовольственная безопасность как часть экономической безопасности государства. Анализ основных угроз продовольственной безопасности. Меры, принимаемые органами власти Волгоградской области с целью упрочения продовольственной безопасности региона.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2013

    Обеспечение продовольственной безопасности как одна из главных задач политики страны. Влияние экономических санкций западных стран на уровень продовольственной безопасности в России. Разработка ресурсов и использование основных видов пищевой продукции.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2015

    Сущность продовольственной проблемы, ее региональный аспект, тенденции и перспективы решения. Декларация всемирной продовольственной безопасности. Качество и безопасность продуктов питания в Российской Федерации, их доступность и доходы населения.

    презентация , добавлен 07.08.2013

    Характеристика продовольственной безопасности и анализ ее влияния на макроэкономическую стабилизацию в Республике Беларусь. Определение роли государства в обеспечении продовольственной безопасности стран с трансформационной экономикой на примере Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2012

    Показатели состояния и уровня продовольственной ситуации в стране. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности в сфере повышения доступности продовольствия. Анализ развития аграрной сферы экономики РФ. Разработка мероприятий по импортозамещению.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

    Анализ экономико-правовых механизмов в области обеспечения и поддержания продовольственной безопасности Российской Федерации на современном этапе и обобщение массива действующей нормативно-правовой базы системы продовольственной независимости России.

    реферат , добавлен 19.11.2012

    Краткий анализ основных показателей продовольственной безопасности государства, основные критерии и угрозы. Особенности развития агропромышленного комплекса на примере одного региона и его роль в обеспечении продовольственной безопасности России.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Анализ угроз экономической безопасности России в области продовольствия. Международный опыт обеспечения продовольственной безопасности государства. Принципы и механизмы обеспечения продовольственной безопасности в России, оценка ее современного состояния.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...