Органы государственной власти субъектов РФ. Система органов государственной власти субъекта российской федерации Органы власти в субъектах рф

Во всех субъектах региональные органы разные.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6.10.99 г. № 184-ФЗ.

Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (далее - конституция (устав) субъекта РФ), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ формируются в соответствии с принципами осуществления прав граждан на участие в государственном управлении посредством их участия в выборах. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Система органов государственной власти субъекта Федерации формируется самостоятельно в соответствии с конституциями (уставами).

Закон предусматривает две схемы организации власти в субъектах РФ. Согласно первой субъект Федерации может иметь институт «высшего должностного лица» (президента или главы администрации), согласно второй такого института может не быть. В результате на региональном уровне складывается несколько моделей организации государственной власти по выбору субъектов Федерации.

Законодательные, представительные органы власти субъектов РФ являются постоянно действующими органами государственной власти. Структура их, официальное название и численность депутатов определяются самими субъектами с учетом местных, национальных и иных исторических особенностей.

Федеральный закон определяет полномочия регионального законодательного представительного органа власти по 29 основным позициям. Наиболее важные их них: принятие конституции (устава) субъекта РФ, соответствующих законов и иных правовых актов; утверждение бюджета, схемы управления и в соответствии с ней структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, программ и планов социально-экономического развития; установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления, налогов, сборов, пошлин, тарифов, платежей и порядка их взимания, общего порядка управления и распоряжения собственностью, утверждение договоров; толкование конституции (устава) и законов, осуществление контроля за их соблюдением, а также за исполнением бюджета и программ социально-экономического развития.

Виды региональных представительных законодательных органов власти имеют своеобразные отличия. Среди них можно выделить институты с разными правовыми статусами:

Республиканские парламенты;

Краевые законодательные собрания;

Областные думы;

Городские думы (Москва, Санкт-Петербург);

Представительные органы власти автономных округов и области.

По структуре большинство региональных парламентов - однопалатные и только четыре имеют двухпалатную структуру: парламенты Республики Саха (Якутия), Карельской республики, Кабардино-Балкарской республики, Башкортостана.

Парламенты в большинстве своем состоят из комитетов и комиссий. Так, Государственное Собрание Алтайского края состоит из семи комиссий: по законодательству, по местному самоуправлению, по экономической политике, по социальной защите, по экологии, по аграрным вопросам, по культуре и образованию. Верховный Совет Хакасии состоит из восьми комиссий, парламент Чувашской Республики - из семи комитетов. Сложную структуру имеет парламент Башкортостана. Он состоит из двух палат: Палаты представителей и Законодательной палаты с равным количеством комитетов (по семь).

Характерным отличием региональных представительных органов власти является их огромное разнообразие, они отличаются по структуре, размерам, по выполняемым ими функциям. В целом можно отметить, что региональные законодательные представительные органы власти прошли стадию своего организационного и правового становления и оформились как полноценные органы государственной власти.

Органы исполнительной власти и высшее должностное лицо субъекта Федерации

На основе сложившихся конституционных схем можно выделить несколько видов правовых статусов высшего должностного лица в субъектах РФ .

В республиках высшее должностное лицо субъекта РФ является:

1) главой республики, избирается всенародно и одновременно главой исполнительной власти, возглавляет правительство и всю систему исполнительных органов власти. Это характеризует систему органов власти президентских республик: Коми, Бурятии, Чувашской Республики и др.;

2) главой субъекта Федерации и главой исполнительной власти, при этом имеется должность председателя правительства, которого высшее должностное лицо назначает с предварительного согласия парламента; высшее должностное лицо назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов. Такая модель характерна для Республики Саха (Якутия);

3) главой субъекта Федерации (республики), гарантом конституции, но не главой исполнительной власти непосредственно. Имеется должность председателя правительства, который назначается с согласия парламента; правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом. Такая схема характерна для республик Башкортостан, Татарстан и др.

Правовое положение высшего должностного лица в краях, областях и городах федерального значения также различается:

Глава администрации (губернатор) избирается всенародно и одновременно является главой правительства (администрации). Это характерно для большинства областей и краев;

Глава администрации (губернатор) не является одновременно главой правительства (администрации), т.е. не возглавляет непосредственно исполнительную власть (например, в Свердловской области).

Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами; во-вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти. С одной стороны, субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. С другой - федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в РФ. В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта Федерации, а также муниципальные органы местного самоуправления. Следует отметить, что пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов власти всех уровней.

Органы исполнительной власти в республиках РФ функционируют, как правило, на основе одного из нижеперечисленных вариантов:

1. Высший орган исполнительной власти республики возглавляет и формирует высшее должностное лицо самостоятельно. В этом случае высший орган исполнительной власти (правительство) полностью ответственно перед высшим должностным лицом субъекта Федерации. Это характеризует систему органов исполнительной власти президентских республик.

2. Высший орган исполнительной власти имеет «двойную ответственность»: перед высшим должностным лицом субъекта РФ и законодательным органом субъекта Федерации. Высшее должностное лицо не является главой исполнительной власти непосредственно, поскольку имеется должность председателя правительства. Это характерно для смешанных, полупрезидентских республик и большинства краев и областей.

3. При коллегиальной системе формирования и организации исполнительной власти в парламентских республиках исполнительная власть (правительство) формируется представительным законодательным органом власти. Это имеет место в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.

Система органов исполнительной власти краев, областей, автономных округов и городов федерального значения формируется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации власти в субъектах РФ и имеет некоторые особенности по сравнению с республиками. Для организации органов исполнительной власти краев, округов, областей и городов федерального значения характерна двухуровневая система правового регулирования.

Возглавляет систему органов исполнительной власти на уровне края, области, автономного округа, автономной области администрация. Она обладает собственной компетенцией для самостоятельного решения задач социально-экономического развития всей территории и использования для этих целей всех имеющихся ресурсов. Наименования органам исполнительной власти (администрация, правительство и т.п.) и их главам даются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующими органами субъекта РФ.

Систему органов исполнительной власти края, области, автономного округа и т.п. образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации; 2) управления, комитеты, отделы и другие службы краевой, областной администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения главе администрации; 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, также входящие в систему областных, краевых органов исполнительной власти, но имеющие ярко выраженное вертикальное подчинение.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения: комитеты, управления, отделы краевой (областной) администрации. Они непосредственно осуществляют управление соответствующими отраслями экономической, социально-культурной и административно-политической сфер государственного управления, что на федеральном и республиканском уровнях соответствует работе министерств.

Президент РФ Указом от 13 мая 2000 г. создал семь федеральных округов , каждый из которых охватывает территории нескольких субъектов РФ: Дальневосточный (с центром в Хабаровске), Приволжский (Нижний Новгород), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону), который вскоре был переименован в Южный, Сибирский (Новосибирск), Уральский (Екатеринбург), Центральный (Москва). В соответствии с этим был преобразован институт президентских представителей, которые до этого были во всех 89 субъектах Федерации. Теперь полномочные представители Президента РФ назначаются в федеральные округа и наделяются значительно более широкими полномочиями. Они должны информировать Президента РФ о состоянии дел в регионах, входящих в соответствующий федеральный округ, вносить предложения о кадровых назначениях, координировать согласованное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти на территории федерального округа, осуществлять контрольные функции.


План
Понятие и система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: порядок формирования, структура, виды, основные полномочия.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации: понятие и виды.
Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: понятие, порядок формирования, полномочия.
Методические рекомендации по изучению темы
Вначале следует отметить, что данная тема не всегда раскрывается в учебниках по конституционному праву России. Для того чтобы восполнить этот пробел, рекомендуется воспользоваться учебным пособием «Конституционное право субъектов Российской Федерации», подготовленным группой известных специалистов под руководством профессора В. А. Кряжкова.
Обсуждение вопросов данной темы должно строиться на основе ст. 77, 78 Конституции Российской Федерации и федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». При этом надо иметь в виду, что субъекты федерации имеют свою систему органов государственной власти, которая устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации государственной власти, установленными указанным федеральным законом.
При характеристике системы органов государственной власти (государственных органов) субъектов Российской Федерации студенты нередко допускают методологическую ошибку. Они называют в числе таких органов:
высшее должностное лицо субъекта федерации;
высший исполнительный орган государственной власти субъекта и
законодательный (представительный) орган государственной власти данного субъекта.
При этом не упоминаются:
194
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации специальной компетенции (департаменты, комитеты, службы, агентства, инспекции и т. д.);
специализированные контрольные органы, формируемые законодательным (представительным) органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
конституционные (уставные) суды субъектов Российской Феде-рации.
При подготовке ответа на второй вопрос темы надо обратить внимание на то, что не менее половины состава законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются с использованием пропорциональной избирательной системы.
Содержание третьего вопроса составляет общая характеристика всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Студенты должны знать, что во главе исполнительной власти субъекта федерации стоит высшее должностное лицо, которое, как правило, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации.
Основное внимание при подготовке четвертого вопроса темы надо уделить анализу порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В региональном законодательстве закреплены следующие наименования данной должности:
губернатор;
президент республики;
глава республики;
глава администрации;
мэр;
председатель правительства.
Далее необходимо проанализировать основные функции, полномочия и акты высшего должностного лица субъекта федерации.
Начиная подготовку по последнему вопросу темы, надо учитывать, что высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов федерации определены в указанном выше федеральном законе и конкретизированы в региональном законодательстве.

Еще по теме Тема 22. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

  1. Вопросы формирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. ГЛАВА 1.ВЫБОРЫ И РЕФЕРЕНДУМЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. § 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  4. 3. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений

Федеративный характер Российской Федерации предполагает наличие в каждом субъекте собственных органов, призванных осуществлять государственную власть с учетом региональных особенностей и принципа разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Законом № 184-ФЗ.

Система органов государственной власти субъекта РФ, в основе которой лежит конституционный принцип разделения властей, представлена законодательными (представительными), исполнительными и иными органами.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти в субъекте РФ. Орган законодательной (представительной) власти разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, осуществляет контроль за их реализацией.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти в разных субъектах РФ различается: это может быть Дума (Сахалинская область), Парламент (Чеченская Республика), Собрание депутатов (Архангельская область), Законодательное Собрание (г. Санкт-Петербург), Государственный Совет (Республика Крым), Государственное Собрание (Республика Башкортостан).

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ состоит из депутатов, число которых определяется исходя из численности избирателей, зарегистрированных в соответствующем субъекте:

  • ? не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тыс. человек;
  • ? не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн человек;
  • ? не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 млн до 2 млн человек;
  • ? не менее 45 и не более 100 депутатов - при численности избирателей свыше 2 млн человек.

Состав законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считается правомочным, если в него избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. При этом заседание органа считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50% от числа избранных депутатов.

Депутаты избираются на срок, установленный в конституции (уставе) субъекта РФ, однако такой срок не может превышать пяти лет.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. В одних субъектах РФ таким органом является Правительство (г. Севастополь), в других - Администрация (Волгоградская область), в третьих - Совет министров или Кабинет министров (Республика Крым, Республика Татарстан).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативных правовых актов на территории субъекта РФ, а также разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Состав, структура исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также порядок его формирования и деятельности определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъектов РФ и схожа со структурой Правительства РФ.

Высший исполнительный орган власти субъекта РФ, как правило, формируется главой субъекта с согласия законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ. В отдельных регионах может быть предусмотрен иной порядок. Например, Правительство Республики Дагестан формируется законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

Высший исполнительный орган власти субъекта РФ действует в пределах срока полномочий главы субъекта РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным главой субъекта РФ, продолжая выполнять свои обязанности до сформирования нового высшего исполнительного органа власти субъекта РФ.

Наличие законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов в субъектах РФ является обязательным. Указанные органы взаимодействуют между собой в целях обеспечения эффективности реализации возложенных на них полномочий и удовлетворения интересов населения, проживающего на территории субъекта РФ.

Иные органы государственной власти образуются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

На территории субъекта РФ действуют отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъекта РФ, к которым относятся департаменты, комитеты, комиссии, главные управления, управления, инспекции, отделы и др.

На территории субъекта РФ действуют также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, образованные ими для осуществления своих полномочий. Органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К иным органам государственной власти субъектов РФ можно отнести также судебные органы - конституционные (уставные) суды и мировых судей, которые в конституциях (уставах) большинства субъектов РФ (г. Санкт-Петербург, Свердловская область) указываются в качестве составной части государственной власти на их территории.

В конституции (уставе) субъекта РФ может быть предусмотрена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Его правовое положение определяется субъектом РФ самостоятельно: высшее должностное лицо либо является обособленным органом государственной власти (Саратовская область, Республика Татарстан), либо одновременно замещает должность руководителя высшего исполнительного органа (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ставропольский край).

Наименование должности высшего должностного лица - Мэр, Губернатор, Президент - устанавливается исходя из исторических, национальных и иных региональных традиций конституцией (уставом) данного субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается либо населением субъекта РФ, либо депутатами представительного органа государственной власти субъекта РФ, если это предусмотрено конституцией (уставом) данного субъекта РФ. В случае избрания депутатами кандидаты для избрания на должность высшего должностного лица представляются Президентом РФ по предложениям политических партий.

Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ определяется конституцией (уставом) субъекта РФ и исчисляется со дня его вступления в должность. Срок полномочий не может быть более пяти лет; высшее должностное лицо субъекта РФ не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения, обязательные к исполнению на территории соответствующего субъекта РФ.

Система органов государственной власти субъекта РФ является элементом системы органов государственной власти РФ, при этом каждый уровень государственной власти обладает самостоятельностью в пределах ведения и полномочий.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

Иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Система органов гос. власти основана не только на принципе разделения власти по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали - разграничение предметов ведения и полномочий различных видов органов РФ и её субъектов. Так, КРФ определяет перечень вопросов, которые полномочны, решать только федеральные органы гос. власти; предметы совместного ведения РФ и её субъектов; закрепляет полноту власти субъектов Федер по вопросам, находящимся вне ведения и вне пределов совместного РФ и её субъектов.

В пределах своей компетенции и Федер, и субъекты Федер принимают правовые акты, решают вопросы гос. и общественной жизни. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами гос. власти её субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.

В соответствии со ст.3 КРФ, единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (абз.1), осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (абз.2). Таким образом, органы государственной власти – один из способов осуществления народом РФ своего конституционного права на власть, которое гарантируется правовой системой РФ, а также ее субъектов, ответственностью органов государственной власти и государственных должностных лиц.

Основанием для создания и действия органов государственной власти субъектов РФ служит ст.11 КРФ, где сказано, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (абз.2). Федеральные органы государственной власти, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта федерации (прокуратура, федеральные суды и др.) не входят в систему органов государственной власти субъектов федерации, хоть и взаимодействуют с ней.

В соответствии со ст.77 КРФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (абз.1).

84. Порядок формирования органов гос.Власти субъектов рф их компетенция.

Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. в связи с тем, что РФ является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 КРФ государственную власть в РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ .

Государственную власть (ГВ) в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы ГВ. Субъектам РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать систему органов ГВ, порядок их организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов ГВ, устанавливаемыми федеральным законом.

Взаимодействие федеральных органов и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 КРФ. При этом федеральным органам исполнительной власти разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции РФ, и обеспечивать их исполнение с помощью органов ГВ субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы ГВ РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.

Солирующую роль в согласованном взаимодействии всех компонентов механизма РФ играют федеральные органы. Особое значение имеет деятельность Президента РФ.

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Осуществление государственным органом полномочий может проходить в порядке, установленным Конституцией, либо законами. Органу предоставляется право 1) принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых актов или индивидуальных актов применения права, 2) проводить организационную, контрольную или иную властную деятельность, 3) применять государственное принуждение к лицам и организациям, не выполняющим общеобязательные решения данного органа, либо иных органов государства. Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.

Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоятельным субъектом и в пределах компетенции принимает решения, не нуждающиеся в каком либо предварительном или последующем одобрении другими органами или должностными лицами. Исключение возможны лишь в случае осуществления одной функции государства несколькими его органами, когда для совершения определенных действий или для принятия решения требуется согласие других органов. Например, законы, принимаемые представительным органом государства, должны быть подписаны президентом.

Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. в связи с тем, сто РФ является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, порядок их организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом.

Взаимодействие федеральных органов и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органам исполнительной власти разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции РФ, и обеспечивать их исполнение с помощью органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной власти РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.

Солирующую роль в согласованном взаимодействии всех компонентов механизма РФ играют федеральные органы. Особое значение имеет деятельность Президента РФ.

Местное самоуправление в нашей стране за длительный период с 1917 по 1990 гг. не получило закрепления в правовых актах. Принятая в декабре 1993 года Конституция РФ пополнила нормативную базу о местном самоуправлении. Органы местного самоуправления – это органы самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. Им принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством, и оно определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. С помощью органов местного самоуправления осуществляется организация власти на местах, обеспечивается самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационно обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Но это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от действующих в стране законов и других актов органов государственной власти. К органам местного самоуправления относятся: а) представительные органы местного самоуправления; б) иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным (ст.14) органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Муниципальные должности подразделяются на выборные, а также занимаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты.

По наименованию органы местного самоуправления субъектов РФ имеют различия. Представительные органы названы, как правило, думами, собраниями представителей, собраниями граждан, сходами граждан, советами депутатов, собраниями старост, муниципалитетами, земскими собраниями. В основном это администрации, возглавляемые главой администрации. В Конституциях отдельных республик местные исполнительные органы выступают в двух значениях: и как органы гос. власти, и как органы местного самоуправления(Саха Якутия, Татарстан, Республика Коми)

В поселках и селах органом местной исполнительной власти является выборный глава администрации, осуществляющий функции органа местного самоуправления. В городах и районах действует государственное управление, составляющее основу государственной власти края. Практика свидетельствует, что самоуправление в России больше склонно к государственной теории. Своеобразием отличается и порядок формирования представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Что касается представительных органов, то здесь обозначилось три направления:

Представительные органы избираются непосредственно населением при прямом, равном, тайном голосовании;

- Представительные органы формируются из числа глав администраций, избранных населением.

- В качестве представительного органа выступает сход или собрание граждан.

Одной из основополагающих проблем является установление соотношения полномочий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления. Основной объем полномочий сосредоточен в исполнительных органах, т.е. в руках глав администраций.

Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 12 августа 1995 года установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребности населения муниципального образования. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органа местного самоуправления.

Компетенция местного самоуправления в общем плане определена ст. 130,131,132 Конституции РФ. При этом она разделена на компетенцию муниципального образования как такового и компетенцию органов местного самоуправления.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

· Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

· Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

· Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

· Установление местных налогов и сборов;

· Установление порядка управления и распоряжение муниципальной собственностью;

· Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренный уставом муниципального образования.

Закон наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. (ст.45).

Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право муниципальных образований в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов создавать объединения в форме ассоциаций и союзов (ст.10). объединения муниципальных образований принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, участвуют в парламентских слушаниях.

В нашей стране реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности своей составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...