Контент-анализ в социальных исследованияхпреимущества и недостатки контент-анализа

Анализ документов. Этот метод широко применяется в социальных исследованиях. В его основе лежит соответствующее использование информации, которая представлена в каком-либо тексте (рукописном или печатном), на фото или кинопленке, магнитной ленте и т. д.

В качестве объекта исследовательского анализа могут выступать как официальные, так и неофициальные документы. Это деление обусловлено статусом источника документации. В первом случае речь идет о материалах, полученных из официальных организаций. К ним относятся документы государственных органов, хозяйственных и финансовых учреждений, данные государственной и ведомственной статистики, материалы судебных дел, протоколы и решения тех или иных партий. Неофициальные документы составлены по личному поводу или на основе задания и не имеют официального подтверждения их правильности. Это деловые записи, проекты решений, научные труды, описание событий в литературе, личные письма, дневники, автобиографии, мемуары.

Некоторые исследователи подчеркивают особую значимость официальной документации, поскольку она подлежит определенному контролю» и часто имеет более высокую степень обобщения, нежели неофициальная. Преимущество использования неофициальных документов состоит в том, что они дают информацию об интересах, потребностях, мотивах, ценностях и других проявлениях психики индивидов и социальных групп. Нередко исследователи сопоставляют официальные и неофициальные материалы, относящиеся к одним и тем же социально-психологическим явлениям, что позволяет обогащать понимание изучаемой проблематики и осуществлять взаимный контроль этих данных. И официальные, и неофициальные документы дают исследователю возможность получить информацию как об объективных условиях социальной среды, так и о мнениях, отношениях, настроениях, других субъективных проявлениях отдельных индивидов и групп людей.

По степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные (Ядов). К личным относят карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные какому-либо лицу, заявления, а также неофициальные документы, упомянутые выше - письма, дневники, мемуары и т. п. Безличные документы - это статистические материалы, протоколы собраний, данные прессы, которые не выражают мнения конкретного человека.

Ряд социальных исследователей скептически относятся к личным неофициальным документам, отмечая, что мотивы, побуждающие людей составлять эти документы, отражаются на достоверности информации. К таким мотивам можно отнести самооправдание своих поступков, стремление продемонстрировать особенности собственного внутреннего мира, снятие личной психологической напряженности, стремление исповедоваться перед авторитетом.

Американский историк Готтшальк выделяет следующие условия доверия личным документам.

2. Когда свидетельство наносит определенный ущерб автору и сама запись носит характер исповеди.

3. Если данные, сообщаемые в этих документах, являлись в момент записи всеобщим достоянием и автор сообщает, следовательно, нечто общеизвестное.

4. Когда сообщение или его часть представляют интерес для исследователя и вместе с тем оказывается не соответствующим точке зрения основного содержания текста личного документа. Например, в письме может подробно излагаться содержание встречи нескольких человек с упоминанием имен участников. Можно отнестись с сомнением к передаче содержания разговора, но сделать заключение о том, что встреча между определенными лицами имела место.

Заслуживает доверия также сообщение, которое находится в противоречии с предполагаемыми исследователем установками автора.

Классификация документов подразделяется по их целевому назначению. Так, выделяют документы, которые были созданы независимо от исследователя, и документы, называемые «целевыми». Они готовятся людьми по заданию исследователя в соответствии с его научным замыслом. Сюда можно отнести ответы на открытые вопросы интервью и анкет, автобиографии, сочинения на определенную тему, написанные по заказу исследователей. К особой категории документов многие исследователи относят также разнообразные материалы средств массовой информации - газет, журналов, телевидения, кино.

Первым и ярким примером широкого использования разнообразных документов в целях научного анализа было исследование, которое провели в начале XX в. американский социальный психолог Томас и польский - Знанецкий. Их совместная работа длилась более десяти лет и была посвящена приспособлению польских крестьян, эмигрировавших в Америку, к новым условиям жизни. Эмпирической основой исследования служили документы различного рода - личные и официальные. Это была переписка 50 семей эмигрантов с родными, оставшимися в Польше (всего 754 документа), письма, направленные в «Общество защиты эмигрантов», архивы польской эмигрантской газеты, материалы церковно-приходских общин, землячеств, судебные отчеты, документы благотворительных обществ. По просьбе исследователей один из молодых поляков написал подробную автобиографию на 300 страницах. Знанецкий был настолько увлечен анализом личных документов, что считал его основным в социальных науках. Итогом указанного исследования стала работа Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Их произведение состояло из пяти томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 гг. в США. Исследовательский анализ обнаружил сильное влияние социальной группы на поведение ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как «научное исследование установок». С тех пор изучение установок прочно вошло в основную проблематику западной социальной психологии.

В течение последних десятилетий большое распространение получил метод изучения документов, получивший название контент-анализ (или анализ содержания). Суть этого метода состоит в выделении сравнительно постоянных элементов текста, затем систематической фиксации данных элементов (единиц изучаемого содержания) с последующей квантификацией, то есть количественным выражением качественных признаков. В итоге выявляется частота использования данных элементов в тексте, что в сочетании с качественным анализом позволяет делать соответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять его цели, направленность на ту или иную аудиторию и т. д.

Необходимой предпосылкой количественного анализа документов является анализ качественный. Исследователь выделяет единицы анализа в соответствии с целями исследования. При этом необходимо различать единицу счета, то есть элементы текста, которые подлежат подсчету (количественные) и смысловые единицы, или категории анализа (качественные). Так, если объектом анализа является текст, то единицей счета может быть слово, предложение, параграф, тема. Выбор соответствующих категорий анализа также обусловлен замыслом исследователя». При анализе текста это могут быть, например, категории «за», «против», «нейтрально», «выгодно - невыгодно», «хорошо - плохо», различные ценности. Единица анализа может совпадать или не совпадать с единицей счета. Очень важно определить категории анализа как можно более точно, так как в случае, если в анализе документов занято несколько человек, это минимизирует возможные искажения, обусловленные их субъективизмом.

Основы контент-анализа были разработаны американскими социологами Лассуэллом и Берельсоном. В качестве метода социальных наук контент-анализ начинает широко использоваться с 20-30-х гг. XX века в США. Первоначально этот метод получил распространение в сферах журналистики и литературоведения. Подсчитывалась и анализировалась частота употребления определенных слов, терминов, частей речи. Особенно широкое применение получил контент-анализ в США при изучении различных сторон массовой коммуникации, в частности, с целью выяснения эффективности пропаганды. Так, Лассуэлл предложил ставшую классической при анализе массовых коммуникаций формулировку, согласно которой «акт коммуникации» рассматривается по мере ответа на вопросы: «Кто говорит? Что говорит? Кому? Как? С каким результатом?» В период Второй мировой войны контент-анализ на Западе стал использоваться в разведывательных и пропагандистских целях. Так, эксперты Би-Би-Си (Лондонского радио) обрабатывали сообщения нацистской пропаганды и предсказывали развитие событий, как в области внутренней, так и внешней политики на основе анализа данных сообщений. Лассуэлл произвел контент-анализ текстов газеты «Истинный американец», выходившей в то время в США, и убедительно доказал, что, судя по содержанию ее материалов, эта газета является профашистской. Заключение исследователя послужило основанием для ее запрещения.

У нас контент-анализ получил распространение с конца 60-х гг. XX века. В качестве примеров можно привести анализ материалов газеты «Известия», проведенный Барановым, с целью выявления «доли» апелляции к субъективным интересам; исследования Алексеева, также посвященные анализу содержания массовой периодической печати; изучение Грушиным уровня информированности населения по проблемам, выявленным путем анализа сообщений, передаваемых через газеты и другие средства массовой коммуникации.

Исследования содержания различных произведений литературы и искусства, проведенные Семеновым, показали возможности использования метода контент-анализа при изучении эстетической коммуникации для получения данных об авторах художественных произведений как представителях определенных социально-профессиональных и демографических групп (прежде всего в плане социальной перцепции). Результаты анализа содержания художественной прозы показывают, что подобный анализ может использоваться с целью формулирования гипотез о различных социально-психологических явлениях. Так, изучая образы брака и любви в прозе молодежных журналов, Семенов выявил различные типы совместимости и несовместимости супругов, которые могут быть использованы в качестве гипотетических в исследованиях успешности брака. При этом писатели могут квалифицироваться как специфически одаренные наблюдатели и эксперты в сфере интуитивного познания социально-психологических явлений.

Учитывая опыт многочисленных исследований, можно отметить следующие основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях (Семенов).

1. Изучение социально-психологических особенностей коммуникаторов (лиц, передающих сообщения, авторов) через содержание их сообщений. Одним из видов подобного изучения являются сравнительные исследования типов личности и ценностей в различных обществах и культурах.

2. Изучение реальных социально-психологических явлений объекта, которые отражены в содержании сообщений (включая явления, имевшие место в прошлом и недоступные для исследования другими методами). Особый интерес в этом плане представляет анализ произведений литературы и искусства, а также публицистики.

3. Изучение различных средств коммуникации через содержание сообщений, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в том числе пропагандистских.

4. Изучение социально-психологических особенностей реципиентов (адресатов коммуникации, аудитории). Это имеет смысл только тогда, когда известно, что коммуникатор (автор сообщения) достаточно верно представляет реципиента.

5. Изучение социально-психологических аспектов воздействия эффектов коммуникации на реципиентов через содержание сообщений.

Кроме того, можно выделить следующие виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

а) для обработки открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик;

б) специальное (науковедческое) употребление для изучения научной литературы по социальной психологии - эволюция интересов ученых по различным проблемам в разное время, анализ цитирований и ссылок.

Завершая рассмотрение метода анализа документов (в том числе контент-анализа), отметим, что он используется на разных стадиях социально-психологического исследования. Так, на начальном этапе работы при составлении программы исследования к этому методу порой обращаются с целью уточнения изучаемой проблематики и окончательного формулирования гипотез. Анализ документов может выступать также как основной метод сбора первичной информации. Наконец, анализ документов иногда применяется с целью дополнения информации, полученной другими методами социальной психологии.

Главные достоинства метода анализа документов заключаются в возможности избежать влияния исследователя на изучаемый объект и достижения сравнительно высокой степени надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для перепроверки. Кроме того, этот метод позволяет получать информацию, которую не удается выявить посредством других методов. Недостатком метода анализа документов (особенно контент-анализа) является значительная сложность всей процедуры, необходимость высокого уровня квалификации аналитиков. Не переоценивая возможностей этого метода, отметим, что ему отводится незаменимая роль при выявлении широкого круга социально-психологических явлений, объективированных в различных документах.

Анализ документов по сравнению с другими методами сбора информации имеет свои плюсы и минусы.

Достоинства анализа документов:

Наиболее экономичен с точки зрения трудозатрат и финансов.

Позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его служащих и рабочих.

Полученная информация носит объективный характер.

Можно получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

Исследовательский процесс не оказывает существенного влияния на объект исследования. Обычная для других методов исследования проблема возмущающего влияния субъекта на объект при проведении данного вида социологического исследования фактически снимается. Для его проведения никто не подвергается эксперименту, анкетированию или интервьюированию.

Официальные материалы для контент-анализа легкодоступны, так как многие официальные общественные документы опубликованы в газетах, журналах, и т.п. и получить их в библиотеке не представляет особой трудности.

Проведение контент-аналитического исследования аудиовизуальных средств массовой информации облегчает современное записывающее видео- и аудиооборудование.

Используя анализ документов, исследователь может дать верную оценку событий и процессов, происходящих в социальных группах, которые он не может наблюдать лично, но информацию о которых он может получить из разного рода документов.

Документы в отличие от респондента не имеют никакой возможности "приспосабливаться" к исследователю, ведь основная масса документов, подвергающихся анализу, бывает создана ранее и не по воле исследователя, а значит, независимо от его интересов. В редких случаях при создании документа автор может заранее предполагать, что данный документ будет подвергнут специальному исследованию.

Недостатки анализа документов:

1. Часто количество сообщений, относящихся к изучаемой теме, очень ограничено.

2. Не всегда регулярно в доступных средствах массовой информации освещаются некоторые темы.

3. Часть информации, содержащейся в документах, устаревает.

4. Качество учетной и отчетной информации не всегда бывает достоверным, поэтому иногда требуется проводить контроль с помощью опросов и наблюдения.

5. В основной массе ведомственной документации не содержится информация о состоянии сознания работников.

6. Часто цели создания документов не совпадают с задачами, которые собирается решить социолог в своем исследовании, поэтому ему приходится содержащуюся в документах информацию перерабатывать и переосмысливать.

7. Для проведения контент-анализа от исследователя требуется гораздо больше воображения и изобретательности, чем для проведения других методов социологического исследования.

8. Проведение анализа документа достаточно только в том случае, если для решения задач достаточно фактографической документации.

9. Часть официальных документов носит конфиденциальный характер, вплоть до полной секретности, что затрудняет ознакомление с такими документами и их социологическую оценку. Проведение социологического исследования оказывается возможным только в том случае, если данные исследования полностью или частично будут засекречены в той же степени, что и используемые материалы.

10. К письменному документу нельзя ничего добавить, а так как автор при составлении документа может забыть или не видеть значимости того или другого факта, то исследователю приходится довольствоваться тем, что есть. В отличие от этого при проведении интервью по неясным для исследователя пунктам, он может задать новые вопросы и таким образом дополнить информацию.

11. Так как в документах фиксируются социальные явления, которые уже произошли, то полученные социальные данные должны быть отнесены лишь к тому периоду времени, когда они собирались.

12. Статистические документы в значительной степени абстрактны. Изложенные в них обстоятельства абстрагируются от многих событий, условий, явлений, которые сопутствовали зафиксированному процессу. Это, естественно, ведет к существенным потерям информации о совокупности обусловливающих связей и сопутствующего им фона. Обычно бывает возможно определить только те их них, которые автор описал, так как считал их существенными в связи с другими целями и задачами.

Особо следует отметить недостатки, присущие неофициальным, личным документам :

Малая объективность, отображение реальных данных всегда субъективно окрашено;

На изложение фактов часто влияют ситуационно возникающие аффекты и эмоции;

При описании мотивов и импульсов своего поведения часто свойственен самообман;

Оптимистическая оценка описываемых событий, которая увеличивается по мере увеличения промежутка времени между событием и его отображением;

Затруднения вызывает сбор личных документов, особенно неофициальных, так как в этом случае необходим личный контакт с автором, собственником или распорядителем личных документов, чтобы убедить его выдать интересующую исследователя документацию и получить разрешение на проведение научного анализа ее;

При изучении личных документов (письма, биографии) невозможно составить репрезентативную выборку, так как людей, которые не могут выражать свои мысли в письменной форме, гораздо больше людей, стесняющихся отвечать устно;

Часто возникают трудности при анализе и кодификации письменных биографий. Эта проблема возникает и при открытых вопросах в анкетировании и интервью, но в данном случае она увеличивается благодаря тому, что отсутствуют четко поставленные вопросы. Поэтому каждый автор дает определенное количество информации, очень интересной, но трудно сопоставимой с другими данными. Исследователю очень сложно классифицировать, а тем более обобщать имеющуюся информацию.

Благодаря появлению звукозаписи и кинолентам представилась возможность не только сохранять, но и воспроизводить и наблюдать много раз определенную документацию. Возможность снова пересмотреть интересующий исследователя фильм или вновь прослушать какую-либо запись является очень ценной. Подобным образом сохраненная документация имеет ряд преимуществ:

Ею могут пользоваться разные исследователи;

С помощью кино можно произвести глобальное наблюдение, что не под силу осуществить отдельным лицам. Например, в области политических наук, при исследовании демонстрации или митинга наблюдатель-одиночка чисто физически не в состоянии увидеть все.

Необходимо отметить и недостатки:

Получаемые с помощью данных инструментов материалы такие же сырые, как и сама жизнь;

Хотя людям на экране нельзя задавать вопросы, зато их можно наблюдать непосредственно в их действительной жизни.

Разработка инструментария

Необходимым условием контент-аналитического исследования является разработка соответствующего инструментария (таблицы, бланки кодировки). Таблицы контент-анализа - это основной рабочий документ, с помощью которого оно проводится. Тип таблицы зависит от этапа исследования. При разработке категориального аппарата исследователь составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Таблица такого типа внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), благодаря чему становится возможным количественное выражение качественных признаков, содержащихся в тексте.

Для регистрации единиц анализа исследователь составляет уже другого типа таблицу - кодировальную матрицу (см. табл. 3) (37, с. 77).

Для регистрации единиц счета, в зависимости от характера исследования, четкости его задач и гипотез, разрабатывается определенный рабочий документ, с помощью которого проводится контент-анализ. Это могут быть специально разработанные макеты таблиц (в клетках которых отмечается встречаемость определенных единиц), перфокарты, карточки или специальные кодировальные матрицы.

Тип рабочего документа определяется этапом исследования. Если исследование носит поисковый характер и приходится собирать избыточную первичную информацию, то чаще всего используются кодировальные матрицы (определенный тип таблицы, составленный для регистрации единиц анализа). Столбцы такой матрицы означают отдельные документы (сообщения), а строки - классификационные единицы соответствующих единиц анализа (перечень тем, персонажей и т.п.). В результате этого в каждом столбце оказывается закодированным по интересующим нас признакам отдельное сообщение (табл. 4).

Таблица 4

Признак Текст
... n Zn
A +
В + +
С + +
...
n
Zn

Подобного рода таблица-анкета может быть достаточно объемной. Например, в проводимом в Белорусской ССР исследовании эффективности функционирования республиканских средств массовой информации каждый текст анализировался по 248 признакам (37, с.77).

Если выборка невелика (до 100 классификационных единиц), то кодировальная матрица может быть отдельным листом и можно проводить двумерный или даже многомерный анализ, а если объем выборки достаточно велик (свыше 100 сообщений и единиц), то кодировщик, как правило, работает с целой тетрадью таких матричных листов.

Таблица может быть использована и на этапе количественной обработки данных. Наиболее важными в контент-анализе являются способы расчета совместной встречаемости, т.е. связанности, зависимости различных элементов содержания в сообщениях. Начало разработки этих способов было положено американским психологом А. Болдуином в 1942 г., и продолжено его последователем, известным психологом и психолингвистом Чарльзом Осгудом в конце 50-х гг. По мнению Ч. Осгуда, неслучайные зависимости элементов содержания в сообщениях указывают на определенные ассоциации в мышлении коммуникатора, а наличие случайных зависимостей указывает на процессы диссоциации. Процедура методики Ч. Осгуда состоит в том, что в сообщениях (частях текста) регистрируется наличие или отсутствие интересующих исследователя единиц содержания, после чего осуществляется подсчет совместной встречаемости этих единиц и определяется случайность или неслучайность их совместного появления. Для этого анализируемые единицы фиксируются в специально созданной матрице, с помощью которой выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными (см. табл. 5) (25, с. 56-57; 37, с. 78).

Таблица 5

Реальное совпадение Ожидаемое совпадение
А В С ... n Zn
А - 0,10
В 0,06 - 0,02
С 0,08 -
... -
n -
Zn

Например, единица А встречается в 20% анализируемых текстов (P a =0,2), а единица В в 50% текстов (P в =0,5), тогда, по теореме умножения вероятностей, ожидаемая частота совместного появления этих единиц будет равна 0,10
(Р ав = Р а х Р в = 0,2 х 0,5 = 0,10). Полученное число записывается в соответствующую верхнюю от матричной диагонали клетку. После этого подсчитывается, сколько раз на самом деле единицы А и В совместно встречались в текстах. В действительности оказалось, что они совместно встречались только в 6% сообщений (f ав =0,06). Это число записывается в соответствующую нижнюю от диагонали клетку.

Подобным образом продолжаем рассчитывать дальше вероятность и частоту совместного появления всех остальных единиц анализа. В конечном итоге, сравнивая полученные фактические и вероятностные величины, можно определить, какие фактические зависимости оказались неслучайными (например, из приведенной выше таблицы видно, что совместное появление единиц А и В - случайно, так как фактическая величина ниже вероятностной, т.е. реальное совпадение ниже ожидаемого; а единиц А и С - неслучайно, так как фактическая величина больше вероятностной). Можно также рассчитать уровень значимости неслучайных зависимостей, выделить группы взаимосвязанных единиц и т.д.

При количественном контент-анализе проведение подсчета в общем виде аналогично стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Применительно к контент-анализу существуют даже специальные процедуры подсчета, например формула коэффициента Яниса (с), для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) суждений, оценок, аргументов. Если число положительных суждений превышает число отрицательных, то коэффициент Яниса находится по формуле

где f - число положительных оценок; n - число отрицательных оценок; r - объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t - общий объем анализируемого теста.

А если число положительных суждений меньше отрицательных, то коэффициент Яниса подсчитывается по формуле

Существуют и более простые способы измерения. Например, удельный вес той или иной категории можно определить с помощью следующей формулы (37, с.79)

На первом этапе необходимо также провести пробный (пилотажный) анализ документов, который обычно позволяет выявить имеющиеся недостатки методики. После необходимых доработок исследователю остается только проверить надежность разработанной методики, т.е. испытать ее на обоснованность (соответствие задачам и теоретическим понятиям исследования) и устойчивость (воспроизводимость результатов).

Обоснованность (validity - валидность) обычно проверяют при помощи экспертов (специалистов по проблематике проводимого исследования) или посредством получения аналогичных данных другими методами.

Устойчивость (consistency) (иногда ее отождествляют с надежностью (relibility) и объективностью (objectivity) анализа документов) можно определить при помощи повторного кодирования одних и тех же документов по единой инструкции одним и тем же кодировщиком ("устойчивость во времени") или кодированием одних и тех же документов по единой инструкции разными кодировщиками ("устойчивость среди аналитиков"). Для этого можно взять наугад только часть документов из выборки (например, 30 или 50 единиц). Если данные разных кодировщиков будут в достаточной степени соответствовать друг другу (например, расхождение не выше 5% или коэффициент корреляции на уровне значимости 0,05), то можно вполне уверенно считать, что разработанная методика позволяет получать устойчивые результаты.

Если исследователю необходимо проанализировать очень много материалов и процесс кодирования растягивается на недели, следует проводить выборочную проверку устойчивости получаемых данных, для этого процесс кодирования целесообразно проводить параллельно несколькими кодировщиками.

Контент-анализ имеет ряд преимуществ. Это очень «прозрачный» метод исследования. Схема кодирования и процедуры формирования выборки могут быть четко сформулированы, следовательно, появляется возможность для воспроизведения конкретного эксперимента и проведения дальнейших исследований. Именно эта ясность зачастую позволяет считать контент-анализ объективным методом анализа.

Он позволяет довольно легко включить в исследование элемент лонгитюдного анализа . Некоторые исследования позволяют проследить за изменением частоты встречаемости определенных единиц анализа с течением времени. Например, в своем исследовании Кабанофф и его коллеги анализировали организационные ценности с интервалом в 4 года. Аналогично, в случае судебных разбирательств по трудовому праву, в которых рассматривались случаи дискриминации по гендерному, расовому или физическому признаку, временной анализ можно было провести, сравнив отчеты о судебных разбирательствах, опубликованные в газетах в течение двух периодов времени - 1960-е и 1990-е годы. Таким образом, появляется возможность исследовать изменения в расстановке акцентов.

Контент-анализ часто называют ненавязчивым методом. Этот термин ввел Вебб и его коллеги для описания метода, предполагающего, что участники эксперимента не должны принимать во внимание присутствие исследователя. Следовательно, это не-реактивный метод. Хотя к этому утверждению все же следует относиться с некоторой опаской. Несомненно то, что когда объектом контент-анализа становятся газетные статьи или телевизионные программы, реактивный эффект отсутствует.

Газетные статьи, понятно, не пишут с мыслью о том, что когда-нибудь они будут включены в контент-анализ. Следовательно, как предполагает Гаррис, контент-анализ вторичных данных, например, газетных статей, особенно актуален в случае, если исследуются деликатные вопросы, такие, как этическое поведение. С помощью этого метода появляется возможность преодолеть тенденцию людей отрицать в себе социально нежелательные черты, а признавать только желательные. С другой стороны, если контент-анализ основывается на таких документах, как расшифровки интервью или на этнографии, то, хотя сам процесс контент-анализа и не производит реактивного эффекта, все же, этому влиянию могут подвергаться сами документы, как минимум отчасти.

Контент-анализ - это очень гибкий по своей природе метод. Его можно применять к широкому спектру разнообразных типов неструктурированной информации.

Хотя контент-анализ в социальных науках, как правило, связывают с анализом «продуктов» СМИ, он имеет более широкое применение в исследованиях менеджмента и организаций.

Недостатки контент-анализа

Как и все техники исследования, контент-анализ имеет ряд ограничений.

Контент-анализ может быть хорошим лишь настолько, насколько хороши документы, над которыми работает исследователь. Рекомендуют оценивать документы в терминах таких критериев, как: аутентичность (действительно ли речь в документе идет о том, о чем заявлено в названии документа); надежность (есть ли основания полагать, что содержание документа было искажено каким-либо образом); и репрезентативность (репрезентирует ли исследуемый документ все возможные релевантные документы, как если бы обобщаемость определенных документов, которые недоступны или больше не существуют, находилась под угрозой). Эти замечания особенно важно иметь в виду, когда контент-анализ применяют для исследования таких документов, как отчеты компаний или внутренние меморандумы.

Почти невозможно составить руководство по кодированию, которое не включало бы определенную долю интерпретацию со стороны кодировщиков. Кодировщики должны опираться на свой повседневный опыт и знания как представители их культуры, чтобы быть способными кодировать материал, с которым они сталкиваются.

Спорным остается вопрос, оправдано ли предположение о существовании согласия между людьми, ответственными за составление анализируемых документов, и людьми, их кодирующими.

Посредством контент-анализа сложно получить ответы на вопрос «почему?». Например, исследователи обнаружили, что на протяжении почти десятилетия, академически-ориентированные статьи на тему организационной культуры постепенно адаптировались и переняли подход практиков. Почему? Хотя авторы предлагают ряд гипотетических ответов на этот вопрос, сам контент-анализ не может предоставить ответ. Как утверждается, «конвергенция - принятие теоретиками более практичного подхода - могла возникнуть из-за того, что они хотели обезопасить ценные ресурсы и сохранить большую аудиторию для своих работ, но, учитывая природу данных, в равной степени возможны и другие объяснения». Следовательно, утверждают теоретики, определение мотивов этой конвергенции потребует проведения интервью с авторами работ «и исследования набора цитат с целью - выяснить, кто же и на кого повлиял».

Исследования, в которых применяют контент-анализ, часто обвиняют в том, что они атеоретичны. Несложно понять, почему мог возникнуть атеоретичный подход. Тот акцент, который в контент-анализе делают на метрике, может легко и непреднамеренно трансформироваться в акцент, который делают на том, что можно измерить, а не на том, что теоретически значимо или важно. Однако контент-анализ не обязательно атеоретичен.

Понимание языковых категорий - это важная составляющая исследований, в особенности во включенном наблюдении. Это важно потому, что знание способов употребления значения специфических слов и специфических терминов в местном жаргоне часто считают решающим фактором для оценки того, как изучаемый социальный мир воспринимают его участники.

По материалам A. Bryman, E. Bell. Business Research Methods. Oxford, 2003.

Метод анализа документов имеет специфические особенности, свои плюсы и минусы, которые должен учитывать каждый социолог при его использовании в своих исследованиях. К основным достоинствам метода анализа документов относятся:

1. Высокая экономичность по трудозатратам и финансам.

2. Использование официальных документов позволяет получить объективную информацию

3. Высокая оперативность метода, позволяющая быстро получать фактографические сведения о событиях и явлениях в общественной жизни

4. Имеет возможность получения информации о прошедших событиях, не поддающихся наблюдению и другим методам.

5. Процесс исследования существенно не влияет на объект исследования. Таким образом, снимается проблема, актуальная для других методов исследования - возмущающего влияния субъекта на объект.

6. Официальные документы для традиционного и контент-анализа легкодоступны, т. к. официальная общественная документациячасто публикуется в газетах, журналах, также доступ к ней можно получить в библиотеках, архивах и др.

7. Процесс проведение контент-анализа аудиовизуальных средств массовой информации облегчается с помощью современных средств записывающего аудио- и видеооборудования.

8. Документы, в отличие от респондентов, не могут «приспосабливаться» к социологу. Большинство документов, которые подвергаются анализу создаются заранее и не по воле социолога, следовательнонезависимо от его интересов. Лишь в редких случаях автор документа может заранее предполагать, что данный документ будет подвергаться специальному анализу .

К недостаткам анализа документов относятся:

1. Зачастую количество информации, касающейся изучаемой проблемы весьма ограничено.Некоторые темы недостаточно освещаются в средствах массовой информации.

2. Часть информации, которая содержится в документах становится устаревшей на момент исследования

3. Не всегда можно удостовериться в качестве учетной и отчетной информации, что требует проводить контроль с помощью опросов и наблюдения.

4. Зачастую цель создания документа не совпадают с задачами, решаемыми исследователем в своей работе. Это приводит к тому, что содержащиеся в документах сведения социологу должен перерабатывать и переосмысливать.

5. Проведение контент-анализа требует от социолога гораздо больше изобретательности и воображения, чем другие методы социологического исследования.

6. Часть официальной документации является конфиденциальной, вплоть до полной секретности, что затрудняет работу с данной информацией.

7. К письменному документу нельзя ничего добавить, а так как автор при составлении документа может забыть или не видеть значимости того или другого факта, то исследователю приходится довольствоваться тем, что есть.

8. В связи с тем, что в документальных источниках зафиксирована информация о социальных явлениях, которые уже произошли, то полученные данные могут быть отнесены лишь к тому периоду времени, когда они были собраны.

9. Статистические документы часто носят абстрактный характер. Поэтому изложенные в них обстоятельства рассматриваются вне зависимости от многих условий,событий, явлений, которые сопутствовали зафиксированному процессу.

Достоверность. Документы могут стать источником получения необходимых сведений об изучаемом объекте только тогда, когда социологами оценена надежность имеющейся в их распоряжении документальной информации. При оценке надежности документальных данных необходимо учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, официальные документы, как правило, более надежные, чем неофициальные. Во-вторых, личные документы (характеристики, карточки индивидуального учета, анкеты и др.) обладают большей степенью надежно­сти, чем безличные (данные прессы, протоколы собраний, заседаний и др.). В-третьих, повышенной надежностью обладают документы юридического характера (постановление суда, нотариально заверен­ные данные и др.), а также те документы, которые подвергаются финансовому контролю (сведения об изготовленной продукции, о заработной плате и т. п.). В-четвертых, необходимо учитывать, что некоторые личные документы - автобиографии, воспоминания и др. - имеют тенденциозный характер и в силу этого позволяют оце­нить некоторые личностные качества их авторов - одаренность, скромность, либо самовлюбленность, заносчивость и т. п. Следует выяснить, каким намерением руководствовался составитель документа, что поможет выявить умышленные или непроизвольные искажения.

С позиции методологии количественного подхода этот вид анализа недостаточно хорош, т. к. «страдает» субъективизмом исследователя, а значит, и возможностью смещения информации, отклонением от «истинного положения дел». В самом деле, понимание текста зависит не только от степени владения исследователем мыслительными операциями, но и от его психофизиологических особенностей: утомляемости, способности концентрировать внимание, памяти и т. д. На восприятие текста большое влияние оказывают и неосознаваемые психические феномены, в частности механизм психологической защиты, когда неприятные для исследователя моменты «сами собой» пропускаются в тексте, а, напротив, приятные сразу бросаются в глаза. Существенна здесь и роль интуиции, знания предмета изучения, а также ценностных ориентаций, мировоззрения исследователя, выступающих своеобразной базой оценки, платформой, с позиции которой и воспринимается анализируемый текст .

К операционализации любой переменной подходить следует с осторожностью и тщательностью. Удостоверьтесь в том, что все значения сформулированы ясно и по возможности недвусмысленно. На деле такая мера поможет формированию общих критериев оценки, которую можно последовательно использовать при классификации и измерении содержания.

Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц осуществлять методом "снежного кома". Это делается следующим способом. Первоначально выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, далее из второго текста-те же плюс дополнительные, ранее не встречающиеся, из третьего документа-те же, что уже встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные и т.д. После изучения 3-5 текстов, в которых уже не попадается ни одной новой единицы, ранее фиксированной в предыдущих документах, можно полагать что "поле" смысловых единиц из изучаемого массива исчерпано.

Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц необходимо проводить с помощью судей. Специалисты в этой области обсуждают, насколько предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам.

Обоснованность проверять по независимому критерию. Например, данные контент-анализа дневников или сочинений учащихся с целью выявить их профессиональную склонность выборочно проверяются путем опросов, или по данным наблюдений, или тестом по известной группе

Контент-анализ

Это первая статья на моём блоге о контент-анализе, и она даёт общее представление о методе контент-анализа. Перевод с английского мой. Приятного прочтения.

Бернард Р Берелсон (1912-1979)

Контент-анализ – это детище эры электроники. Вместе с тем контент-анализ регулярно проводился уже в 1940-е года и ещё стал более часто используемым и пользующимся доверием методов с середины 1950-х годов, когда исследователи стали опираться не на слова, а на оперирование отдельными тематико-семантическими структурами, их стали интересовать связи между этими смыслами [корреляции], а не простое присутствие слов в массивах текстов.

Области использования контент-анализа.

Благодаря тому, что контент-анализ может быть использован для изучения любого по содержанию и форме текста или массива текстов или другой форме записи коммуникации, метод применяется в самых разных областях, например в сфере маркетинга и области изучения СМИ, литературе и риторике, этнографии и культурологи, в дисциплинах, изучающих гендерн и возраст, социологии и политологии, психологии и когнитивных науках и в других исследовательских областях знания и науках. Также контент-анализ тесно связан с социо- и психолингвистикой, он играет ключевую интегральную роль в системах разработки искусственного интеллекта. Нижеследующий список, опирающийся на труды Берелсона, описывает и другие категории сфер применения контент-анализа:

  • Даёт возможность понять интернациональные различия в коммуникациях
  • Определяет присутствие материалов пропагандистского характера
  • Идентифицирует намерения и тенденции в индивидуальной или групповой коммуникации
  • Описывает поведенческие реакции в рамках коммуникаций
  • Определяет психологический и эмоциональный фон отдельных индивидов и групп

Типы контент-анализа

Существуют две основные категории контент-анализа: концептуальный (понятийный) [в русскоязычных материалах его принято называть количественным, независимо от семантического неравенства терминов] и корреляционный. Концептуальный ориентирован на идентификацию присутствия и частоту появления этих концептуальных единиц [единиц счёта]. Корреляционный анализ ориентирован на идентификацию связей между отдельными единицами счёта в рамках текста.

Концептуальный контент-анализ

Традиционно контент-анализ рассматривался только в качестве концептуального его варианта. В концептуальном анализе концепция [единица счёта] выбрана как средство изучения текста с помощью подсчёта частоты её появления в тексте. Поскольку единицы счёта могут проявляться как эксплицитно так и имплицитно перед началом квантификации единиц важно заранее чётко определить и зафиксировать варианты имплицитного проявления единиц счёта. Для того чтобы избежать субъективности в определении объектов в качестве единиц счёта на данном этапе принято использовать специальные словари контент-анализа [тезаурусы].

Как и во многих других методах, концептуальный контент-анализ начинается с определения ключевых вопросов исследования и выборки или выборок. Будучи выбранным для анализа текст должен быть закодирован в рамках установленной исследователем системы категорий. Процесс кодирования представляет собой процесс сокращения объёма материала, являющийся основной идеей контент-анализа. Разделение массива текста на отдельные тематически целостные и релевантные категориальному аппарату единицы информации позволяет идентифицировать определённые характеристики материала, анализировать и интерпретировать их.

Примером концептуального анализа может являться изучение текста посредством подсчёта встречаемости кодов входящих в словарь контент-анализа кодов. В рамках анализа исследователь должен, например, ставить вопрос о том, как часто в тексте встречаются слова, подтверждающие ту или иную позицию, и как часто встречаются слова, её опровергающие. Исследователь должен быть заинтересован только лишь в подсчёте этих слов, но не в идентификации семантических и тематических связей между ними, что характерно для корреляционного анализа. В концептуальном анализе исследователь изучает только присутствие объектов релевантных вопросам исследования, то есть определяет – что в большей мере представлено в тексте – подтверждение той или иной гипотезы или гипотез или её (их) опровержение.

Корреляционный контент-анализ

Как уже было сказано выше, корреляционный контент-анализ базируется на принципах концептуального контент-анализа, изучая связи между единицами счёта (концепциями, позициями). И как в случае с другими типами исследований, данный подход базируется на определении выборки и категорий анализа, операционализированных словарём контент-анализа, что и определяет дальнейших ход исследования. Для корреляционного контент-анализа определить какие типы позиций (единиц счёта) будут эксплуатироваться в рамках исследования. Проводились исследования с использованием всего нескольких таких позиций (concepts) и проводились с использованием более 500 категорий концепций. Очевидно, что слишком большое число категорий может дать некорректные результаты исследования, так как с увеличением числа категорий и единиц счёта растёт и сложность анализа. Такое же утверждение характерно и для слишком маленьких категориальных аппаратов и словарей, дающих при использовании ненадёжные и потенциально некорректные результаты. Таким образом, при создании словарей и категориальных аппаратов важно опираться на особенности анализируемого массива и на конкретные задачи замера.

Существует большое количество методик проведения корреляционного контент-анализа, что определяет гибкость и популярность метода. Исследователи могут самостоятельно разрабатывать собственные методики проведения корреляционного контент-анализа в соответствии с задачами конкретного исследования. Когда разработанная процедура в достаточной мере доказала свою эффективность и объективность, она может быть принята и распространена среди других исследователей. Процесс проведения корреляционного контент-анализа достиг высокого уровня развития в компьютерной среде – среде автоматизации расчетов, но, даже не зависимо от этого, как и многие другие методы исследований, он является весьма длительным, требующим массу времени на реализацию. Вероятно, самым серьёзным требованием к этом методу является необходимость соответствия строгим статистическим нормам при условии сохранения богатства материала, выраженного в отдельных деталях, требующих качественного подхода для анализа.

Вопросы надёжности и верификации

Вопросы надёжности и верификации актуальны и в рамках данного метода. Надёжность результатов контент-анализа опирается на однородность процесса изучения, его стабильность (stability), умении кодировщиков и интерпретаторов оперировать данными единым образом на протяжении всего исследования; воспроизводимость или умение группы кодировщиков классифицировать материал в соответствии с заданным категориальным аппаратом единым образом; высокая статистическая точность классификации материала в соответствии с заданными категориями.

Ключевой проблемой концептуального контент-анализа является проблема получения спорных, сомнительных результатов, что является следствием использования самих процедур метода. Главный вопрос в данном контексте – какой объём и уровень заложенного в тексты смысла объективно доступен для идентификации, или, другими словами, являются ли полученные данные результатом использования исключительно введённого инструментария либо они получены и при участии других факторов, повлиявших на результаты исследования? При этом едва ли можно представить себе различные варианты толкования, например, числа 99 в точных науках. Объективные результаты исследования можно получить при использовании только основных [репрезентативных тематически, релевантных теме замера] материалов, массивов текстов, но и при этом, вопрос об объективности и возможности верификации и обоснования результатов остаётся открытым и злободневным.

Обобщения, заключения исследователей во многом зависимы от того, как конкретно исследователь определяет для себя значение той или иной категории, равно как актуальна и надёжность самого категориального аппарата. Исследователь обязательно должен точно определить категории и единицы счёте которые позволят объективно замерить исследуемый объект. Аналогично, точнейшим образом необходимо создать объективную системы правил и инструкция для исследования. Разработка правил, которые позволят всем кодировщикам и интерпретаторам следовать единым стандартам в работе, одинаковым образом кодировать материал, жизненно важна для успеха в проведении концептуального контент-анализа. Воспроизводимость [объективный выбор инструментов анализа, в случае необходимости выбранный идентично в рамках аналогичного исследования] и точность, не только категорий анализа и единиц счёта, но и ключевых подходов к анализу материала, позволяют получать более корректные и надёжные результаты.

Один из первых трудов по контент-анализу: Б.Берелсон "Формирование политических предпочтенией на президенских выборах"

Преимущества контент-анализа

Контент-анализ имеет ряд серьёзных преимуществ перед другими методами и просто очевидных достоинств. Среди них стоит выделить:

  • Изучает непосредственно саму коммуникацию через анализ текстов, что позволяет исследователю взаимодействовать с первичным средством коммуникаций в социуме
  • Работает как с качественными, так и с количественными данными
  • Может дать ценную историческую/культурологическую информацию, описывающую разные исторические периоды, опираясь только на анализ текста
  • Позволяет получать информацию близкую по форме изложения [текст], хотя степень такой близости варьируется в зависимости от используемого инструментария
  • Может быть использован для анализа материала, необходимого как средства развития тех или иных систем
  • «Ненавязчивый» способ анализа коммуникаций [участники коммуникации в данном случае не испытывают при анализе никакого дискомфорта, так как метод не вмешивается непосредственно в коммуникации]
  • Комплексно, интегрально и вдумчиво, глубинно подходит к изучению моделей человеческих мыслей и языка
  • Если метод используется корректно, то он расценивается в качестве объективного (базируется на реальных фактах, в отличие от дискурсивного анализа)

Недостатки контент-анализа

  • Контент-анализ также имеет и ряд недостатков, как теоретического так и прикладного характера:
  • Может потребовать очень много времени на проведение замера
  • Потенциально опасный для допущения ошибки, в особенности если используется корреляционный анализ, ориентированный на идентификацию глубинных данных
  • Часто не имеет теоретической базы в рамках различных методик проведения, либо, ради достижения важных для исследования результатов, может игнорировать теоретические научные ориентиры
  • По своей природе – редуктивен, то есть ориентирован на игнорирование слабо проявленной информации, в особенности, если производится анализ сложных по содержанию текстов
  • Часто ориентирован на упрощение результатов, так как опирается на простой подсчёт слов
  • Нередко игнорируется контекст содержания единиц счёта (слов), либо нивелируется значимость последующих слов
  • Может быть непрост для применения компьютерных технологий и автоматизации исследования

Оригинал статьи находится по следующему адресу: http://www.gslis.utexas.edu/~palmquis/courses/content.html

(перевод Алексея Рюмина)



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...