храм это что такое храм: определение — история.нэс. Храм - что такое? Какими бывают храмы

Здание, предназначенное для богослужения. В христианской религии – церковь, собор, в мусульманской – мечеть, в иудейской – синагога. Православный храм – это модель Вселенной, соотнесенная со сторонами света. Так, алтарь храма всегда ориентирован на восток. Поэтому, войдя в храм, человек как бы четко определяет свое место в мире. Многие православные храмы представляют собой шедевры зодчества и живописи. Они вошли в сокровищницу не только русского, но и мирового искусства и составляют национальное достояние России.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ

культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Строительству храмов предшествовали алтари на от-крытом воздухе, где приносились жертвы богам. Древ-нейшие культовые постройки относятся к эпохе неоли-та. В IV тыс до н.э. появились первые храмы Месопотамии, а в III тыс. до н.э. - ранние египетские храмовые комплексы и зиккураты. Во II тыс. до н.э. были построены храмовые ансамбли Эгейского мира. В I тыс. до н.э. были возведены храм Соломона в Иеруса-лиме, ранние молельни Индии (чайтья) и китайские каменные залы при гробницах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ

собирательный термин для обозначения зданий, в которых происходит отправление религиозного культа. В каждой конкретной религии X. имеет особое наименование: в христианстве – собор, костел, кирха; в исламе – мечеть; в иудаизме – синагога; в буддизме нет единого термина и каждая страна имеет свой: тара в Японии, вихара в Шри-Ланке, хурэ в Монголии, дацан в Бурятии и т. д. Здание X. как места общения людей с Богом в любой религии полисемантично. Например, в христианстве и буддизме X. – это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света. Каждая его деталь – архитектурная, живописная и др. – строго регламентирована каноном данной религии. Несмотря на жесткость канона, храмовое зодчество любой страны имеет национальную специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ

культовое архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Обязательный признак храма – наличие святилища, в котором находится алтарь (у христиан), ступа (у буддистов), михраб (у мусульман) и т. п., а также особых мест для священнослужителей. Храмами являются языческие святилища (храм Зевса в Олимпии, Аполлона в Дельфах и др.), молитвенные залы, церкви, мечети, костелы, часовни и др.

Стремление создать особое ритуальное пространство для священнодействий наблюдалось уже в эпоху палеолита. Древнейшие святилища были построены в неолитическую эпоху (Чатал-Хююк в Малой Азии, Иерихон в Палестине; оба – 7–6-е тыс. до н. э.). Античный храм (сложился в 8–6 вв. до н. э.) мыслился жилищем божества (Зевса, Аполлона, Афины и др.), которому он был посвящен. Присутствие бога в храме олицетворяла его статуя, которую заботливо украшали, ткали для нее одежду и т. д. В храмовых зданиях находились сокровищницы, где хранились дары и пожертвования богам. Внутрь помещения входили только жрецы, совершавшие священные обряды перед изваянием божества. Алтари возводили на открытом воздухе, на них приносили жертвы и воскуривали благовония богам.

С распространением христианства назначение храма было переосмыслено. Он стал домом для совместных молитв и богослужений. Сначала строили базилики, позднее в Византии и на Руси получили распространение крестово-купольные храмы. Среди христианских культовых зданий различают соборы (главные епархиальные храмы), монастырские, приходские, кладбищенские церкви. Обязательная часть христианского храма – колокольня, возведенная как отдельное сооружение или включенная в объем церковного здания.

В 7–8 вв. появился специфический тип мусульманского храма – мечеть. Различают купольные (Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме, 687–91), колонные (в Кордове, начата в 785 г.), айванные – со сводчатыми нишами-айванами (Шахская мечеть в Исфахане, 1612–30) мечети.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Храм

евр. бейт-микдаш, т. е. дом святилища. Храм (лат. templum). Первоначально это слово обозначало отделенный круг для упражнения в искусстве гадания, затем вообще помещение, отделенное для религиозных целей, или здание, посвященное божеству. Этим словом в Библии иногда называются те капища, которые язычники строили для своих богов, например, храм (капище) Навуходоносора в Вавилоне (2 Пар. 36:7); храм Артемиды в Ефесе (Деян. 19:27), как и маленькие серебряные храмы, которые были копией главного (19:24). Однако же идольские храмы часто называются просто домами, например: «Дом Дагона» (1 Пар. 10:10). дом бога Нисроха (4 Цар. 19:13) и т. д. Этим же словом также назывались те помещения, которые израильтянами были посвящены Иегове. Скиния, например, называется домом Господним (1 Цар. 1:7) и храмом (ст. 9; 3:3), также и то святилище, которое было построено в Иерусалиме (3 Цар. 7:21; 4 Цар. 24:13). Иерусалимский храм (евр. хекал, т.е. чертог, как в Прит. 30:28) называется в Ветхом Завете часто домом Господним (3Цар. 8:10; 2 Пар. 3:1; 5:1), также домом Божиим (Езд. 1: 4; 3:8) и храмом Господним (Срав. Езд. 3:6,11; Агг. 1:2; 2:15). В Новом Завете также встречаются все эти три наименования Иерусалимского храма: «храм Божий» (Мат. 26:61); «храм Господень» (Лук. 1:9); и «дом Божий» (Мат. 12:4); «дом Отца Моего» (Иоан. 2:16) и также просто «храм» (Мат. 23:16; Лук. 11:51; греч. дом). Обыкновенное наименование храма в истории Иисуса и апостолов - «святилище», греч. иерон (Мат. 4:5; Деян. 2:46 и т.д.), изредка «храм Божий» (Мат. 21:12). В новозаветных оборотах речи подлинное (греч.) слово - храм (наос) обыкновенно обозначает самое здание храма (Мат. 23:35; 27: 51; Лук. 1:9) в то время, как более общее слово «хиерон» - святилище употребляется для обозначения принадлежащих к храму притворов; следовательно, повсюду, где говорится о том, что Иисус или апостолы (которые не были еврейскими священниками) входили в храм, учили в храме и т. д. (Мат. 21:12; Лук. 24:53; Деян. 21:26), в переводе это различие исчезает. Храм является символом 1) храма тела Иисуса Христа (Иоан. 2:19 и дал.), 2) тел и личностей христиан, как храма Божия и обители Святого Духа (1 Кор. 3:!6 и дал.; 6:19; 2 Кор. 6:16): 3) христианской церкви (Еф. 2:21; Отк. 3:12; 2 Фес. 2:4),4) неба- «храм Божий на небе» ((Отк 7:15; 11:19; 16:17; Срав. Пс. 10:4: Авв. 2:20). В Новом Иерусалиме св. Иоанн не видел храма, ибо Господь Бог Вседержитель- храм его, и Агнец» (Отк. 21:22).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Храм

культовое сооружение (не для собр. верующих), где в древности хран. статуя божества, почитаемая жрецами. По антич. представл. X. был моделью мира, воплощением X. небесного, где обитали боги; через него проходила мировая ось, земля соединялась с небом. Фасад X. разрабатывался в двух уровнях: верх - фронтон - мыслился как «небесный» мир богов, наос соответствовал «земному» уровню. Пространство X. имело свою структуру, в соответствии с ордером, в к-ром он был построен. Гл. часть X. - наос (целла ) - и ведущий в нее пронаос имели один вход, обычно с вост. За наосом находился сообщающийся с ним адитон . Отдельный вход имел опистодом. В наосе размещ. культов, статуя, в опистодоме часто хран. казна. С VI в. до н. э. X. мог иметь три нефа с двухъярусными колоннадами (X. Зевса в Олимпии, Афины на Эгине, Парфенон). В интерьере X. использовались занавесы (под потолком или за статуей божества: X. Зевса в Олимпии, Аполлона в Боссах), стены украшались дарами: боевыми щитами, сосудами, картинами. Снаружи X. представлял собой сооружение на ступенчатой платформе (стереобате), на верх, площадке к-рой стояли стены наоса, перекрытые двускатной кровлей, опирающейся на колонны. В зависимости от системы расположения колонн [на одном, на обоих фасадах или по периметру (перистасис)], выделяются осн. типы X.: в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер и псевдопериптер (с настенными колоннами). В рим. архитектуре в результате приспособления гр. периптера к местным (этрусским, италийским) типам X. получил распространение псевдопериптер, наиб, полно отвечавший идее максимального выделения главного фасада (X. Юпитера Капитолийского, Рим; Диоскуров, Рим). В архитектуре рим. провинций, наряду с классич. типами X., существовали местные, связанные с собств. культовыми традициями (башнеобразные святилища - Галлия, Британия, II в. н. э.; т. н. фана - Галлия, Германия, Британия; X. Дугги, III в.). Первые X. строили из дерева и глины (X. Аполлона в Термосе, VIII в. до н. э.) с завершающей стену против входа апсидой или сильно вытянутыми в плане, с рядом колонн посередине (Герайон на Самосе, VII в.). С VI в. преобладают каменные X., снач. из известняка, потом из мрамора. В Риме X. строили из необожженного кирпича и бетона с последующей облицовкой стен мрамором, порфиром, гранитом.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ

первонач. огранич., принес. в дар божеству участок земли, позже возвед. на этом участке архитект. постройка. Сначала в Х. хранились только культовые изображ., потом, особенно это хар-рно для римлян, они служили сокровищницами и для картин, и для др. произв. иск-ва. Но Х. не рассматр., как это было принято в христ. церквах, как место собрания верующих. Ранние Х. строились из глины и дерева, а начиная с 7 - 6 вв. до н.э., в период политич. консолидации полисов, у греков начинают появл. каменные Х. Строились они по типу мегаронов. В последующие времена они начинают отличаться от ранних построек более продуман. архитект. формой. Наряду с простыми Х. дорич. ордера в 6 в. до н.э. строятся величеств. Х. ионич. ордера (о. Самос, Эфес, Дидима), к-рые явились своеобразным выражением экономич. мощи малоазиатских полисов. И только в эпоху эллинизма удалось достичь и превзойти подобный размах стр-ва (напр., Х. Артемиды в Магнесии на р. Меандр). Этрусские Х., к-рые строились из дерева и облицовывались терракотовыми плитами, оставили свой след в архитект. оформлении рим. Х. позднего периода Республики, в равной степени это относится и к греко-эллинистич. постройкам. Рим. Х. из мрамора впервые стали появл. во времена Рим. империи как архитект. творения в высшей степени репрезентативного хар-ра и явл. воплощением власти господствующего класса. Со временем все богаче становится декоративный орнамент Х. (напр., Х. в Гелиополе). На многоступенч. цоколе (крепидома) возводился наос (собственно Х.), внутри к-рого находилась целла (внутр. помещение с изображ. божества или его символикой). Наос мог иметь колоннаду, располагавш. между двумя стенными торцами (антами), к-рые образовывали пронаос (передний вестибюль). Такой Х. получил назв. «Х. в антах». Если целла дополнялась опистодомом (задним вестибюлем) с аналогич. расстановкой колонн, то такой Х. назывался «Х. в двойных антах». Х. с колоннадой на фасаде имел назв. «простиль», а Х. с колоннами по торцам - «амфипростиль». Колоннада вокруг наоса - перистасис - создавала своеобразный коридор между собой и Х., такая постройка называлась периптер. Диптером назывался Х., окруж. двумя рядами колонн, а Х. с настенными колоннами получ. назв. «псевдодиптер». Поставл. на стилобат колонны внеш. строения поддерживают балочное перекрытие. Дерев. двускатная крыша состоит из конькового бруса и подпирающих его по бокам стропил с опорой, на к-рых параллельно коньку крыши лежат прогоны. Они покрыты кровельной черепицей, изготовл. из обожж. глины или мрамора, и часто украшены антефиксом на коньке и спуске кровли. На спуск кровли могла быть помещена сима с водосливными выпусками в виде фигурок, а углы конька и крыши могли быть украшены акротерием. Фронтон с венчающим карнизом также мог быть украшен рельефным изображ. на миф. темы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Храм

(лат. templum), первоначально огранич., принес, в дар божеству участок земли (греч. temenos), позже возвед. на этом участке архитектурная постройка (греч. naos). Сначала в X. хранились только культовые изображения, потом, особенно это характерно для римлян, они служили сокровищницами и для картин, и для других произведений искусства. Но X. не рассматривался, как это было принято в христианских церквах, как место собрания верующих. Ранние X. строились из глины и дерева, а начиная с 7 6 вв. до н. э., в период политич. консолидации полисов, у греков начинают появляться каменные X. Строились они по гипу мегаронов. В последующие времена они начинают отличаться от ранних построек более продуманной архитектурной формой. Наряду с простыми X. дорич. ордера в 6 в. до н. э. строятся величеств. X. ионич. ордера (о. Самос, Эфес, Дидима), которые явились своеобразным выражением экономич. мощи малоазиатских полисов. И только в эпоху эллинизма удалось достичь и превзойти подобный размах строительства (например, X. Артемиды в Магнесии на р. Меандр). Этрусские X., которые строились из дерева и облицовывались терракотовыми плитами, оставили свой след в архитектурном оформлении рим. X. позднею периода Республики, в равной степени это относится и к греко-эллинистич. постройкам. Рим. X. из мрамора впервые стали появляться во времена Римской империи как архитектурные творения в высшей степени репрезентативного характера и являлись воплощением власти господствующего класса. Со временем все ботаче становится декоративный орнамент X. (например, X. в Гелиоиоле). Типы X. На многоступенчатом цоколе (крепидома) возводился наос (собственно X.), внутри котоpoго находилась целла (внутр. помещение с изображением божества или его символикой). Наос мог иметь колоннаду, располагавшуюся между двумя стенными горцами (антами), которые образовывали пронаос (передний вестибюль). Такой X. получил назв «X. в антах». Если целла дополнялась опистодомом (задним вестибюлем) с аналогичной расстановкой колонн, то такой X. назывался «X. в двойных антах». X. с колоннадой на фасаде имел назв. «простиль» (prostylos), а X. с колоннами по торцам - «амфипростиль» (amphiprostylos). Колоннада вокруг наоса - перистасис - (peristasis) создавала своеобразный коридор между собой и X., такая постройка называлась периптер (peripteros). Диптером (dipteros) назывался X., окруж. двумя рядами колонн, а X. с настенными колоннами получил назв. «псевдодиптер» (pseudodipteros). Конструкция X. Поставл. на стилобат колонны внешнего строения поддерживают балочное перекрытие. Деревянная двускатная крыша состоит из конькового бруса и подпирающих его по бокам стропил с опорой, на которых параллельно коньку крыши лежат прогоны. Они покрыты кровельной черепицей, изготовл. из обожж. глины или мрамора, и часто украшены антефиксом на коньке и спуске кровли. На спуск кровли могла быть помещена сима с водосливными выпусками в виде фигурок, а углы конька и крыши могли быть украшены акротерием. Фронтон с венчающим карнизом также мог быть украшен рельефным изображением на мифологич. темы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ (Бейт hа-Микдаш)

Пишет Рамбам*: "Общепринята традиция, что Давид и Шломо построили алтарь [в разное время] на том месте, на котором Авраам построил жертвенник и на нем связал своего сына, Ицхака. На том же месте построил Hoax алтарь, когда вышел из ковчега, и там же стоял жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Гэвель(Авель), и там же принес жертву Адам, первый человек, и там же он был создан" (Рамбам, "Бейт hа-бхира", II). Царь Давид был воителем и пролил много крови, поэтому ему не было позволено строить Храм. Право это получил сын его Шломо (Соломон). Стены Храма были построены из цельных камней, которых не коснулось железо, и покрыты кедровым деревом, а пол - кипарисовым. Главное здание Храма было длиною - с востока на запад - в.0 локтей, шириной - в 20 локтей и высотой - в 30 локтей. Вход в Храм находился на восточной его стороне, и там же - "коридор Храма". С севера, запада и юга главное здание было окружено трехэтажным, более низким строением, вход в которое был с юга. В этом здании находились разные залы: для священников, для хранения посуды и даров, которые народ приносил в Храм, и прочее. Главное здание состояло из двух неравных частей: восточная часть, "Дом", длиной в сорок локтей; стены его были украшены резным, узорчатым деревом; и "внутренний дом" - с запада, стены которого были покрыты чистым золотом. Толстая стена, не доходившая до потолка, делила Храм надвое. Во "внутреннем доме" находился Двир - полутемный зал в форме куба в 20 локтей с каждой стороны. Двир считался Святою Святых Храма, ибо в нем пребывала Шехина*. Стены и потолок Двира были позолочены, а две его двери из масличного дерева - покрыты золочеными плетеными украшениями. В Двире поставил Шломо двух херувимов из масличного дерева, десяти локтей высотой каждый. Крылья херувимов были раскрыты и касались с одной стороны друг друга, а с другой - стен Двира. Херувимы должны были укрывать ковчег завета. Когда ковчег был внесен в Двир, шесты его были видны только изнутри, но не со стороны входа. Перед входом в Двир стоял малый жертвенник, сделанный из кедра и покрытый позолотой. Большой жертвенник, на котором приносили жертвы, был из меди и стоял во дворе Храма. Постройка Храма царя Шломо длилась семь лет и завершилась на одиннадцатый год его царствования. Царь Шломо повелел отлить для нужд Храма металлические столбы и сосуды. В зале Храма стояли два медных столба восемнадцати локтей высотой и двенадцати локтей в обхвате. Они были пустыми внутри и увенчаны медными украшениями в форме гранатовой грозди и венчиков роз. Эти столбы, названные "Яхин" и "Боаз", были поставлены по обе стороны входа в зал. По художественным достоинствам их превосходило только "медное море" - огромная ваза, покрытая двумя рядами дутых украшений и напоминающая видом венчик лилии. "Море" стояло на двенадцати волах, отлитых из меди, по три с каждой стороны. Шломо установил "море" в юго-восточной части Храма, между стеной Храма и жертвенником. Чтобы провести воду к "морю", отлили десять квадратных желобов с колесами, и над каждым из них помещалась медная раковина. Кроме того, мастер Хирам изготовил, по заказу Шломо, сосуды из полированной меди для жертвоприношений и отлил золотые украшения Храма. Перед Двиром с севера и юга стояли по пять золотых светильников. Все принадлежности светильников были из золота, а стол, на котором лежал "святой хлеб", - позолочен. Согласно традиции, с постройкой Первого Храма шатер собрания (скиния) был сокрыт в его подземелье (Сота IX). Храм служил местом, куда народ стекался для жертвоприношения, молитв и благодарения, в особенности в дни праздников. Право совершать службу в Храме принадлежало священникам-коганим, потомкам Агарона; им помогали левиты*. Пение хора левитов в Храме сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. В царствование Иошиягу Храм стал единственным священным местом для евреев, а все прочие жертвенники были упразднены. Однако величие Первого Храма было недолгим. Он стоял 410 лет. Вавилонский царь Невухаднецар, покоривший Иудею в VI в. до н. э., разрушил Храм и увез в Вавилон все храмовое золото, серебро и медь. Второй Храм был выстроен евреями, вернувшимися из вавилонского плена. Строительство Храма длилось четыре с половиной года и было закончено на шестом году царствования Дария. Среди бывших пленников нашлись старики, которые помнили величие Первого Храма, разрушенного семьдесят лет назад. Они плакали при виде нового Храма, который уступал прежнему размерами и великолепием. Пророк Хагай обещал, что дух Господа будет пребывать в Храме, который "величием превзойдет прежний Храм". Это пророчество сбылось лишь впоследствии. Постройка Ирода На восемнадцатом году своего царствования Ирод обратился к народу и объявил, что Второй Храм меньше Храма Шломо, и поэтому он, Ирод, задумал отстроить его заново и возвеличить. Дабы устранить опасения, что царь разрушит Храм и не построит нового, Ирод велел прежде заготовить материалы для постройки и обучить тысячу священников строительным работам, дабы не ступили недостойные на святое место. Ирод укрепил основание Храма и построил на нем новое здание из мрамора. Работа была совершена быстро, и вместе с тем не было перерыва в обычном богослужении. В Талмуде* сказано, что во время работы не шли дожди, которые могли бы задержать строительство. Через полтора года вместо бывшего Храма высилось новое величественное здание. Этот Храм стал символом красоты, и говорили: "Тот, кто не видел здания Ирода, не видел никогда красивого здания". Второй Храм пал, как и Первый Храм, в день Девятого Ава*. Его разрушили римские легионеры Тита Флавия. Храмовая утварь, уцелевшая от пожара, была разграблена римлянами. Часть утвари и храмовый светильник изображены на триумфальной арке Тита, построенной в Риме. От внешней стены, окружавшей Храмовую гору, осталась только Западная стена (Котел Маарави). Второй Храм стоял 420 лет.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХРАМ

культовое здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Здание, в котором происходило христианское богослужение, называлось церковью (греч. kiriake – Божий дом). В отличие от античных храмов, являвшихся местом пребывания божества, христианский храм предназначался для общины верующих, приобщавшихся к миру духовному, божественному. Поэтому византийские зодчие уделяли больше внимания не фасаду, а внутреннему пространству церкви, сделав его вместительным и удобным как для священнослужителей, так и для паствы. В восточной части храма, которая ассоциировалась с центром Земли и Иерусалимом, где на Голгофе был распят Христос и откуда он должен был прийти, чтобы судить людей, находился алтарь. В западной части, у входа в храм, была расположена крещальня – символ приобщения к христианству. С IV в. стали воздвигаться мартирии, имевшие центрическую форму и крестообразный план, и базилики (см. базилика) нередко на месте старых античных храмов, колонны которых использовались для членения здания на продольные нефы. Колонны разной высоты и толщины уравнивали с помощью баз (подножие, основание колонны) и импостов (в византийской архитектуре – каменная подушка между капителью и пятой арки). С появлением арки на колоннах возникла так называемая «кубоватая» капитель – сочетание куба и шара, – скошенная со всех сторон. В отличие от античной византийские колонны не имели каннелюр. К восточной стене храма пристраивалась полукруглая, прямоугольная или граненая апсида, в которой помещался алтарь, к западной стене примыкал атриум. Поперечный трансепт, пересекавший продольные нефы, придавал плану форму креста – главного символа христианства. Часто трехнефные или пятинефные базилики имели три апсиды. В южной апсиде обычно располагался диаконник – помещение, в котором хранились иконы, облачения и другие предметы, необходимые для богослужения. В северной апсиде находился жертвенник – помещение, где хранились предметы для подготовки и освящения святых даров (см. базилика Константина I в Вифлееме, базилика Иоанна Предтечи Студийского монастыря). В V в. сирийские архитекторы видоизменили план базилики, приблизив его к квадрату с вытянутым вширь помещением главного нефа, небольшим числом колонн и куполом на квадратном основании. По сторонам широкой входной арки (чаще всего на южном фасаде) были расположены две угловые башни, над аркой – лоджия с колоннами (см. церковь Симеона Столпника, базилика КальбЛузе). Сирийские храмы, сооруженные из крупных тесаных блоков белого камня, не имели атриума. Подобный тип здания с куполом, возведенным с помощью угловых ниш (тромпов), восходил к иранским дворцовым сооружениям Фирузабада (III в.). Он лег в основу квадратного в плане крестовокупольного храма, утвердившегося в восточных провинциях Византии. Византийские зодчие VI в. Исидор из Милета и Анфимий из Тралл соединили базилику с центрическим храмом, создав купольную базилику, символизировавшую мироздание. Ее центром стал купол, венчавший здание и воплощавший идею духовного единения с творцом (см. церковь св. Ирины, церковь св. мучеников Сергия и Вакха). Высшим достижением этих зодчих явилось сооружение храма св. Софии (см. храм св. Софии). Новый тип крестовокупольного храма с квадратной вимой, подкупольным пространством, где совершалось богослужение, жертвенником (помещение северной апсиды, где хранились предметы для освещения святых даров) и диаконником (помещение в южной апсиде для икон, облачения и других предметов) по сторонам алтаря, с которым они были соединены проходами, получили распространение в Константинополе, в греческих и восточных провинциях (Эфесе, Никее). В конце VI – начале VII вв. окончательно оформилась система символического толкования различных частей внутреннего пространства храма. Он уподоблялся космосу и делился сверху вниз на три зоны в соответствии с иерархическим строением мироздания и с образом тех мест, которые были связаны с земной историей Христа. В куполе – символе неба – изображался ХристосПантократор, реже – сцена «Вознесение» или «Сошествие св. Духа на апостолов». На стенах барабана, также символизировавшего небо, и на парусах размещались архангелы, ангелы, праотцы, ветхозаветные пророки и евангелисты, описавшие земную жизнь Спасителя, между окнами барабана – апостолы как распространители того света, который заключает в себе слово Христово. В верхней части апсиды, символического изображения пещеры – места рождения Христа, – помещалась фигура Богоматери, олицетворявшей «предстояние» земной церкви. На стенах храма изображались сцены, написанные на сюжеты священной истории (праздники: «Рождение Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Рождество Христово» и др.) и земной жизни Иисуса Христа. В нижней части стены находились изображения канонизированных святых, постигших божью «благодать», на столбахустоях – мучеников, пострадавших за христианскую веру. К IX в. крестовокупольный тип храма утвердился по всей империи, но со своими местными особенностями в каждой провинции. Масштабы церквей уменьшились, однако усилилась их устремленность ввысь. Части здания, примыкавшие к подкупольному пространству (средокрестью), образовали четыре рукава креста, перекрытые цилиндрическими сводами. Барабан купола стал более высоким, увеличилось число его граней. Входные проемы и удлиненные окна, нередко тройные, отличались более сложным обрамлением, что придавало зданию как бы пирамидальный характер. Этому способствовал и новый вариант кирпичной кладки («утопленный» ряд кирпичей: каждый второй ряд отступал от поверхности стены) с увеличившимися интервалами между рядами кирпича и широкими, более светлыми полосами раствора (Аттикджами, церковь монастыря Липса, надгробная церковь Романа Лакапина в Константинополе, церковь Богоматери Панагии в Фессалонике и др.). Зодчие палеологовской эпохи (1261 – 1453) усложнили план крестовокупольного храма: они увеличили и повысили подкупольное пространство за счет расширения купола на высоком барабане и сужения боковых частей храма; выработали новую систему каркаса, в основе которого было 16 столбовустоев, выступавших на фасаде в виде лопаток; увеличили количество оконных проемов (тройных, трехчастных), что придавало стенам ажурность, создавало впечатление перспективы и усиливало контрасты света и тени; умножили число граней барабана и апсид, сделав их более вытянутыми; использовали новые декоративные средства в украшении фасадов – цвет и узорчатую кирпичную кладку, в которой ряды красного кирпича чередовались с рядами белого камня или каменные блоки разделялись кирпичами; внесли вклад в разработку проблемы связи храма с окружающей средой (южная церковь монастыря Липса, церковь Богоматери Паммакаристы в Константинополе, церкви св. Феклы и Богоматери Панагии Мухлиотиссы во Влахернском дворце, церковь св. Апостолов в Фессалонике, церковь Периблентос в Мистре, церквиусыпальницы, построенные феодальной знатью в XIII – XIV вв. и др.). Церкви в Фокиде и в Аттике (Греция) испытали западноевропейское влияние. Их купола, охватывавшие весь наос и опиравшиеся на восемь устоев, образовывали восьмигранник. Ширина тромпов, служивших переходом к барабану купола, равнялась ширине ветвей креста, что придавало равновесие и гармоничность интерьеру. Однако процесс формирования нового стиля в храмовой архитектуре был насильственно прерван турецким завоеванием, но многие традиции византийского церковного зодчества продолжали использоваться в балканских странах и в Древней Руси.

Отличное определение

В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Ц 6.5,17,22; 2Пар 3.13) и все здание целиком (3Ц 6.10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лк 19.45,47), то имеются в виду только дворы (возможно, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лк 2.27,37; 18.10; Деян 3.1; 5.20,25; 21.26-30; 22.17; 24.18; 26.21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо внутрь здания (по размерам очень небольшого и темного-см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.

Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.

1. Храм Соломона.

Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Езд 3.12).

На храм было израсходовано (по 1Пар 22.14; 29.4,7): 3888,03т золота, 36612т серебра, много больше 648т меди и более 3600т железа (см. 3Ц 7.47; 1Пар 22.14; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней-см. 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг серебра в год (см. деньги). (См. также Соломон)

Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в 3Ц 6; 7.15-51; 2Пар 3.1-5.1. Он был длиною 35м шириною 10м и состоял из трех частей: притвора-глубиной 5м, средней части-глубиной 20м и дальней части (Святого-святых, давира)-глубиной и высотой 10м. Высота средней части была равна 15м. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар 3.4-60м).

Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9м (3Ц 7.15; 4Ц 25.17; Иер 52.21) или 17,5м (2Пар 3.15, но, может быть, здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.

С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.

Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3Ц 6.9,15).

На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3Ц 6.4).

Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.

Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Ц 6.22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть-«горницы») (2Пар 3.4,9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2мм (2,9г золота на кв. см.) (2Пар 3.8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Ц 6.29) и драгоценные камни (2Пар 3.6).

Непосредственно к храму прилегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» (2Пар 4.9), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего (3Ц 6.36; Иер 36.10).

В Библии упоминаются следующие ворота (см.) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:

Верхние (возможно, выходящие на север) (4Ц 15.35; 2Пар 23.20; 27.3; Иер 20.2; Иез 9.2) (в 4Ц 11.6 названы Сур, а во 2Пар 23.5-Иесод),

Внутренние (Иез 8.3,14) (возможно, предыдущие),

Восточные (Неем 3.29; Иез 8.16; 10.19; 11.1; 43.1; 46.1) (в 1Пар 9.18 названы царские, а в Иер 17.19-сынов народа),

Гаммифкад (Неем 3.31),

Жертвенника (Иез 8.5),

Новые (Иер 26.10; 36.10) (возможно, верхние),

Северные (Иер 8.14) (возможно, верхние),

Третий вход (Иер 38.14),

Шаллехет (1Пар 26.16).

Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5м и 10м х 10м в плане (2Пар 4.1).

Храм строился 7,5 лет (3Ц 6.1,38) и был освящен около 962 г. до РХ.

Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3Ц 14.26), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3Ц 15.18). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4Ц 14.14). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (4Ц 16.8), а за ним-Езекия (4Ц 18.15-16). Манассия окончательно осквернил храм (4Ц 21.5,7,11). И вот пришел суд. Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (4Ц 24.13), а при втором (в 586 г. до РХ)-полностью разрушил его и сжег (4Ц 25.9). После этого, как видно из Иер 41.5 богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (см. Массифа,в).

2. Храм Зоровавеля.

В 536 г. до РХ персидский царь Кир разрешил евреям, плененным Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановить свой храм (Езд 1.1-3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, по возвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (Езд 3.2), а затем приступил и к восстановлению храма (Езд 3.8). Однако, работы эти вскоре остановились (Езд 4.21), но, возможно, не полностью (Езд 5.16). Они возобновились только при Дарии Гистаспе (см. Персия) в 520 г. до РХ и были завершены через четыре года, то есть в 516 г. до РХ (Езд 6.15).

По повелению Кира храм мог быть размерами 30м высоты и 30м в ширину (по-видимому, в любом направлении) (Езд 6.3), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (Агг 2.3). В Мишне-одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нем не было и Самого Бога.

Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (Агг 2.9). И действительно, несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до РХ (см. обновления праздник), а затем почти полностью перестроен Иродом (см. ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.

После освобождения из вавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея 7 (181-146 гг. до РХ) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в котором регулярно проводились богослужения.

3. Храм Ирода.

Ирод Великий (см. Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20 г. до РХ) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.

Поскольку евреи не согласились целиком снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, он удалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностью закончено ко времени Христа (Ин 2.20), но завершилось только в 64 г., всего за шесть лет до полного разрушения храма.

По конструкции и внешнему виду храм был великолепен (Мк 13.1). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50м, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков-царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250м. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мф 4.5 «крыло храма».

Главными из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью и потому иногда назывались Красные (Деян 3.2,10).

Все дворы разделялись стенами. Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которую фанатичные евреи под страхом смертной казни никого из не евреев не пускали (Деян 21.27-29, ср. Еф 2.14).

Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (Мк 11.16), ходить в грязной обуви.

Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников (Мф 21.13) храм как и предсказал Господь (Лк 13.2) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 г.-мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (См. Иерусалим)

Неполное определение ↓

Что такое церковь. Определение.
Церковь (от греч. «Господу принадлежащее») - религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как в Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и ее Глава. В религиоведении под Церковью понимается сообщество христиан, объединённых на основании общего вероучения, как отдельная община, или как всемирное объединение христианских общин.
В Законе Божием говорится: «Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви.
В Церкви действует определенная система норм морали, канонического права и прочих ценностей, образцов и санкций.
(когда подразумевают Церковь как сообщество — то пишут с большой буквы).

Что такое Русская Православная Церковь как организация?

Официальное название Православной Церкви на государственном уровне — Русская Православная Церковь. Это государственная иерархическая структура (институт), систематизирующий и управляющий церковным имуществом и церковными служащими и чинами.

Что такое церковь как здание? Понимание церкви как строение.

Церковь (Православный храм) — помещение с освященным престолом, в котором проводятся богослужения. Считается, что в церкви действует особенная благодать.
Т.е церковь — это специальное строение (дом, здание) с освященным престолом где:
— проводятся служения Богу, евхаристия () и другие таинства: крещение, венчание, отпевание, покаяние, исповедь…
— происходит усиленная молитва Богу, так как стены церкви помогают настроится на особый лад для того, чтобы молитва не сбивалась и была сильнее.
— можно принести жертву (пожертвование) Богу: купить и поставить свечку, оставить украшение иконе, молитвы к которой избавили от несчастья и т.д..
— часто церковь как здание, является местом особого хранения и почитания святынь: мощей святых, предметов от святых отцов, чудотворных икон и т.д.

Православные храмы часто строят таким образом (), чтобы в плане они напоминали корабль, круг или крест. Первое символизирует, что храм является кораблем, на котором можно переплыть житейское море, круг символизирует вечность, а крест – воскресение. Над храмом возвышаются купола увенчивающиеся главами, на которые устанавливаются кресты. Кресты означают, что в этом месте прославляется Иисус Христос, распятый на кресте и воскресший.
Здание церкви строят так, чтобы алтарь был обязательно обращен к востоку, поскольку в Библии написано, что с востока пришло спасение. Кроме того, с востока приходит по утрам солнечный свет, неся животворное тепло.
Вывод: церковь - это место и средство общения человека с Богом через совокупность различных церковных практик: молитвы, таинств, аскезы, социальной деятельности и т. д.
В России насчитывается около 15 тыс. православных церквей.
(когда подразумевают церковь как здание — то пишут с большой буквы).

Что такое храм? Какая разница между храмом и церковью?

Храм - культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В православии храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия.
Храмы имеются в большинстве вероисповеданий (например: храмы древнего Рима, античные храмы Зевса и т.д.).
Церковь — это храм в христианстве (так же как и мечеть в мусульманстве , синагога в иудаизме и т. д.), т. е. храм — это более общее понятие, а церковь — применимое к христианству.

Чем часовня отличается от храма (церкви)?

Часовня — сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия (). Т.е. часовня это небольшая христианская культовая постройка без специального помещения для алтаря.

Чем собор отличается от храма (церкви)?

Собор — главная церковь страны, региона, города или монастыря, в которой совершает богослужение высшее духовное лицо. Считается, что собор рассчитан на 1000 человек и более.

Что такое приход церкви (церковный приход)?

Приход (от греч. - «близ» и «дом») - церковный округ населения, имеющий свой особый храм. Согласно Уставу Русской Православной Церкви от 2000 года (документ имеет внутренний характер и не обладает юридической силой), приход есть «община православных христиан, объединенных при храме».

Что такое домашняя церковь как институт семьи?

Церковь в доме так же понимается как семья верующих с соответствующим бытом и жизненными укладами.

Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») - архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) - (дом) Господа.

Фото – Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

История храма

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также “церковью,” слово, происшедшее от греческого “кириакон” что значит: “дом Господень”.

Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев “по домам” (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые “катакомбы Каллиста.” Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название “кубикул.” В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения “крипты” представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть “капеллами” или “церквами.” В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», - говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни,а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Устройство православного храма

Внутреннее расположение храмов определяется еще с глубокой древности целями христианского богослужения и символическим воззрением на их значение. Как всякое целесообразное здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался: во-первых, в нем должно было находиться удобное пространство для священнослужителей, совершавших богослужение, во-вторых, помещение, где стояли бы молящиеся верные, то есть уже крещеные христиане; и, в-третьих, должно было быть особое помещение для оглашенных, то есть еще не крещеных, а только готовившихся принять крещение, и кающихся. Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения «святое святых,» «святилище» и «двор,» так и христианский храм издревле разделялся на три части: алтарь, средняя часть храма, или собственно «церковь,» и притвор.

Алтарь

Важнейшая часть христианского храма есть алтарь. Наименование алтарь
происходит от латинского alta ara - возвышенный жертвенник. По обычаю древней
Церкви алтарь помещался всегда в полукружии на восточной стороне храма.
Христиане усвояли востоку высшее символическое значение. На востоке был рай, на
востоке соделано спасение наше. На востоке восходит вещественное солнце, дающее
жизнь всему живущему на земле, на востоке же взошло и Солнце Правды, дающее
вечную жизнь человечеству. Восток всегда признавался символом добра, в
противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых
духов. Сам Господь Иисус Христос олицетворяется под образом востока: «Восток имя
ему,» (Зах. 6:12; Пс. 67:34), «Восток с высоты» (Лук. 1:78), а св. пророк
Малахия называет Его «Солнцем правды» (4:2). Вот почему христиане в молитвах
всегда обращались и обращаются на восток (см. Св. Василия Великого 90 правило).
Обычай римо-католиков и протестантов обращать алтари к западу установился на
западе не ранее 13 века. Алтарь (по-гречески «вима,» или «иератион») означает высокое место, кроме того знаменует собою также земной рай,
где жили прародители, те места, откуда шествовал Господь на проповедь, Сионскую
горницу, где установил Господь Таинство Причащения.

Алтарь есть место одних
священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед
престолом Царя Славы. Мирянам вход в алтарь запрещается (69 прав., 6-го вселен.
собора, 44 пр. Лаод. собора). Могут входить в алтарь лишь причетники, помогающие
при совершении богослужения. Женскому полу вход в алтарь запрещается безусловно.
Только в женских монастырях разрешается входить в алтарь постриженной монахине
для уборки алтаря и прислуживания. Алтарь, как показывает самое его название (от
латинских слов alta ara, что значит «высокий жертвенник» (устраивается выше
других частей храма ступенью, двумя, а иногда и более. Таким образом, он
становится более видимым для молящихся и наглядно оправдывает свое символическое
значение «горнего мира.» Входящий в алтарь обязан положить три земных поклона в
будничные дни и богородичные праздники, а в воскресные дни и господские
праздники три поясных поклона.

Святой престол

Главную принадлежность алтаря составляет
святой престол, по-гречески «трапеза,» как он называется иногда и по
церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в
подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости
имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В
древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на
одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного
стола, но потом стали изготовляться из драгоценных металлов, иногда устраивались
престолы каменные, мраморные. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на
котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель.
Он именуется также
«жертвенником» (по-гречески «фисиастирион»), потому что на нем
приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов,
ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически
изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что
все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.

Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды,
нижнюю белую одежду, которая называется «срачицей» (по-гречески «катасаркион» «приплотие») и изображает собой плащаницу, коею было обвито Тело
Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого «эндио» «одеваю») из драгоценной
блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении
храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует
собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам
Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех
четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым
злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и
адом.

Антиминс

Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от
греческого «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или
«вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с
изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и
орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной
стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам
христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах
мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить
надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти
храмы из разных мест мощи св. мучеников. Но так как число храмов все
увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи. Тогда
стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей. Отсюда и ведет свое
начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом.
Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия,
императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны
были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы.
Ряд известий
об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами
антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12
столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из
холста, имели надпись и изображение креста. Надписи указывают, что антиминс
заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего
«сей престол,» место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах («тут
мощи»). С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как
положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком. Первоначально во всякий
престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце
под престолом или в углублении в верхней доске престола). Такие престолы не
нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались
чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами. Вследствие этого, одни храмы
имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без
св. мощей, но имели антиминсы. Так было и в Русской Церкви в первое время после
принятия христианства. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в
Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные
архиереями, но пока без св. мощей. С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай
возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями.
Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия
священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея,
выдавшего этот антиминс.

Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.
Внутри его полагается «губа,» или по-гречески «муса.» Она знаменует ту
губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на
кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь
святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании Литургии.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат,
который несколько больше его по размерам, и называется «илитоном» от греческого
«илэо,» что значит «обвертываю.» Илитон изображает собою те пелены, которыми
повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую
обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

Ковчег

Для хранения Св. Таин ныне ставится на самом престоле ковчег, или
кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня
или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. миро.

Киворий

Над престолом в древних храмах устраивался, как называют его латинские писатели
ciborium, по гречески киворий, или по-славянски сень, род балдахина,
поддерживаемого четырьмя колоннами. Сень бывала и в старых русских церквах. Она
символизирует собою, как бы небо, распростертое над землей, на которой
приносится жертва за грехи мира. Вместе с тем, сень обозначает «невещественную
Божию скинию,» то есть славу Божию и благодать, которой покрывается Он Сам,
одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей.

Под киворием над серединой престола висел перистерий сосуд в виде
голубя, в котором хранились запасные Св. Дары на случай причащения больных и для
Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где
сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь
этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св.
Духа.

Дискос

Дискос – (по-гречески «глубокое блюдо») это круглое металлическое блюдо, обычно золотое
или серебряное, на подставке, в виде ножки, на которое полагается «Агнец,» то
есть та часть просфоры, которая на Литургии претворяется в Тело Христово, а
также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале Литургии. Дискос
символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а
вместе с тем и гроб Христов.

Потир

Потир или чаша (от греческого «потирион» сосуд для пития). Это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале Литургии в эту чашу
вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на Литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также «чашу страданий» Спасителя.

До сих пор православные были мне знакомы по общинам, где люди живут единым духом, и по службам в храмах, где можно спокойно принимать выпады отдельных старушек (одна из них клюкой била по ногам женщин, у которых были видны брюки). Крестный ход, погружение в святой источник, праздничные песнопения, работа на восстановлении храмов… В общем, с православными христианами общения было много и разного. В основном — радостного.

Сегодня мы пришли на митинг в защиту нашей природоохранной зоны. Уже приходилось защищать разные пятачки московской природы, и этот случай отличался от предыдущих только тем, что необходимость отдать часть парка обосновывалась не соображениями общественной пользы, а заботой о душе.

Храм, говорят, должен быть недалеко от дома. Не очень-то понимаю, почему так, ведь в храме идешь только к тому священнику, с которым сложились доверительные отношения. Когда по какой-либо причине лишишься своего батюшки, начинается долгий поиск другого, родного по духу. Будь храм хоть прямо у подъезда, если служит в нем не тот человек, то и храм не храм. Даже в поликлинике у одного врача без лекарств выздоравливаешь, как будто он своим вниманием растворяет микробные токсины, а другой только ухудшает состояние, и назначения его не впрок.

Для меня очевидно, что храм заслуживает паломничества, и я хорошо понимаю тех, кто в наши храмы с другого конца Москвы едет, а то и с Украины, с Урала, есть такие люди. А тут, на митинге, не старые люди стали говорить, что они не могут ходить. Им, старым, во что бы то ни стало храм рядом с домом нужен. Маленький во дворе? Нет, в маленьком не намолено. Тогда почему бы не сесть в социальное такси и не доехать до ХХС? Нет, сил нет. Называю пару близких храмов. Нет. Просто нет. «Я хочу здесь и только здесь!» Слегка удивляет, что человек не стыдится выставлять на первый план свой каприз, но этот каприз удовлетворить проще простого, ведь мы стоим буквально возле храма. Да-да, речь идет не о том, что храма нет, а о том, что в нем иногда по праздникам тесно бывает, все одновременно с трудом помещаются. И это основание для того, чтобы уничтожить два гектара парка?

А вам что, оставшихся двух гектаров для ваших ублюдков не хватит?

Той даме, которая это сказала, другая делает замечание, но она не останавливается и продолжает говорить о том, что только у православных дети рождаются в нормальном браке у здоровых матерей, а у атеистов все женщины… (неприличное слово), и детей они сызмала к наркотикам приучают.

Ухожу от этого нелепого разговора, но тотчас натыкаюсь на сильно похожий:

Эти два гектара станут островком мира и покоя. Это вам же нужно, вы не понимаете. Вы в своем алкогольном угаре…

Этот глупый выпад прерывают, но в ответ несётся про наркотики и аборты. Да что же это такое? По какому праву на людей навешивают нелепые ярлыки? Прошу воздерживаться от безосновательных обвинений, но на меня набрасываются: «Вы, атеисты, вы всё порушили, вам ничего не надо, ни слова божьего, ни храма божьего». Тут уж мой голос крепнет. «Природа — храм божий, и „где двое или трое во имя моё, там Я“ — слова божьи. Знаете ли вы их? Почему вам мало собраться втроем в божьем храме природы? Почему других людей вам надо непременно либо в каменный мешок загнать, либо прочь прогнать?»

— Как смеешь ты на божий храм…

— А как смеете вы на божий храм…

— Атеисты проклятые слов нахватались…

Прошу обратить внимание на то, что не атеисты.

— Крест давай показывай. Крест напялила! На причастии когда была, кому исповедовалась? Ах, не скажешь, ну так молчи! Не может православный быть против храма, не бывает так. Раз против — атеистка. Думает, крест напялила, так вечная жизнь ей будет. Дьявола изгони сначала!

Ухожу, поскольку изгнать дьявола из этих людей не в моих силах, тут опытный экзорцист нужен.

Кто-то сбоку произносит: «Дурдом на выезде». Молодой симпатичный парень выглядит так, как, на мой взгляд, мог бы выглядеть настоящий христианин: милая спокойная улыбка и думающий взгляд. Спрашиваю, каков его взгляд на вещи. И он отвечает, что место благословенное, но шумное. Храм надо возносить к небу так, чтобы он поднялся над дорогой, защитив по обе стороны от нее лес от шума. Здесь нужен переход, и люди будут идти под сводами храма. И машины каждый день будут проезжать через храм. И спора за место нет. Современные технологии позволяют. Это даже не дороже, чем на земле ставить.

Кто-то стал слушать о городе с храмами над автострадами, потом повёл разговор о том, что не в храме дело, не в привлечении паствы, а в присвоении земли. Почти все 200 храмов расположили не где-нибудь, а в природоохранных зонах на больших площадях. Смысл в том, чтобы драгоценную столичную землю приватизировать, а дальше с нею ведь что угодно делать можно. Вспомнились рестораны быстрого питания, основатель которых говорил, что суть не в том, чтобы накормить, а в том, чтобы обладать землёй на самых людных перекрёстках.

Появились люди с иконами, которые стали говорить, что не нам судить церковь, не нам решать, и церковь никогда не ошибается, и надо стоять против безбожников, всех их ждёт кара небесная, когда подохнут как собаки. Произошёл жуткий переход от архитектуры к выгоде и от выгоды к злобным выпадам. Помечтать об ином облике города не удалось.

Когда все разошлись, возник вопрос о том, чего в итоге добились для наших парков. Законы есть, но бездействуют, и мы вряд ли на это повлияли. На другой высоте решения принимаются.

И почему каждый отдельный храм приходится с боем переносить на более скромное место, в то время как народ в общем и в целом против программы 200 храмов, и так по Москве 509 храмов не ведут регулярные богослужения? Почему в Москве лихо множится то, чего и так слишком много, а в деревнях стоят развалины, на которые денег нет, нет и нет?

Вы идёте не спеша… Именно идёте, любуясь сказочной красотой своего края. Множество звуков, порой забытых ранее, чаруют ваш слух. Мысли становятся спокойнее, движения - плавнее. Теплом и покоем заполняется душа, хочется петь. Дорога, по которой вы идёте, прыгает, извивается, то, поднимаясь вверх, то, стремглав падая вниз, обнажая новые горизонты с блёстками стремительных ручьёв и речушек, озерцов, прудов, разрытые карьеры, старинные погосты и церкви.

Неожиданно, что-то заставляет вздрогнуть, затем прислушаться. Что это? Тихий удар колокола, бархатное звучание разливается в пространство… Затем тишина…. Она становится звенящей… Удары повторяются с интервалами, известными только звонарю. Колокольный звон переходит в многоголосье, на все лады зазывая люд на богослужение.

Так куда же ведёт эта дорога? Она ведёт в Храм. И не возможно пройти мимо, или обойти. Ноги сами ускоряют шаг, сердце вот-вот вырвется из груди. Тревога, смятение, волнение сменяются желанием быть ТАМ, откуда разливаются эти божественные звуки.

Церковь видна не сразу. Её прячут холмы. Промелькнула речка Молодильня. Интересно, как холодна в ней вода? И много ли в ней ключей? Сразу вспоминаются герои сказок "Конёк-горбунок"... Последний взлёт на пригорок. Наконец, поворот, и Свято-Никольский храм, величественный и светлый, вырисовывается во всей своей красе. На душе - лёгкая тревога: как примет обитель нового человека? Вот они, ворота, и…

Храм встречает прихожан теплом, добром, исходящим отовсюду, мудрыми напутствиями и божественным озарением. Многие, именно здесь, заново обрели отеческую православную веру, познали истинного Бога, воцерковились… Под сводами Храма даже маленькие дети, сложив ручки, нежно шепчут не до конца понятные слова молитвы и становятся на коленки. Они верят всерьёз, глубоко… и полностью во власти Божьей. Они учат нас чистоте мыслей и смирению. Это место, где не болит душа, и хочется плакать не от горя, а от счастья, ибо ты жив, здоров, коль скоро смог оказаться здесь и сейчас; это прибежище, где люди приобретают уверенность и хоть на некоторое время становятся чище в помыслах и поступках своих.

Правда, сделать первый шаг к исцелению бывает далеко не просто, снять тягостное бремя грехов и ошибок со своих плеч и получить благословение бренной душе. Для каждого прихожанина - это свой путь.

За стенами Храма может бушевать метель, лить унылый дождь, падать пушистый снег, или гореть несказанно ярким жёлтым цветом поле одуванчиков, отчего небо становится синее, а солнечный свет проникает повсюду, внутри же - всегда покой, мир.

История храма во имя Святителя и чудотворца Николая в подмосковном селе Мансурове, может быть типична, но для его прихожан, для всех любящих этот храм, прикипевших к нему сердцем и душой, - она особенная, единственная и неповторимая…

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас на сайте х рама Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

села Мансурово Истринского района Московской области!



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...