Показатели эффективности логистической системы основные подходы оценки. Показатели эффективности логистической системы

Экономические параметры логистической системы (на уровне микрологистики) определяются рыночными и внутрипроизводственными экономическими отношениями. Они возникают в ходе организации и логистического управления информационными и материальными, товарными и финансовыми потоками в процессе материального обеспечения производства, изготовления и реализации продукции.

Эти параметры зависят от ряда факторов и отражаются в показателях экономической деятельности предприятий (рис. 6.1).

Критерием экономической эффективности логистической системы служит достижение наилучших результатов при наименьших затратах ресурсов. Общий критерий эффективности логистической системы дополняется частными критериями : научно-технической (обновление технической базы), социальной (жизнеобеспечение и охрана здоровья) и экологической (охрана окружающей среды) эффективности. Показателями экономической эффективности подсистем ЛС (снабженческой, производственной и сбытовой логистики) могут быть ускорение , при прочих равных условиях, движения материальных и товарных потоков, сокращение продолжительности производственных циклов, объема материальных и товарных запасов, управленческих расходов в логистической системе в целом. На практике для отражения результативности системы чаще всего используют такие взаимосвязанные критериальные показатели, как: рентабельность; фондоотдача; производительность труда.

В условиях рыночной экономики в качестве конечных экономических результатов ЛС выступает чистая прибыль от реализации продукции и услуг за вычетом налогов, платежей и отчислений. В условиях акционерной формы хозяйствования в качестве экономического результата может выступать также чистый доход , включающий чистую прибыль от реализации, оплату труда, социальное страхование и дивиденды.

Рис. 6.1.

Единовременные затраты, обеспечивающие эти результаты, относятся к капитальным вложениям, т.е. к инвестициям - финансовым ресурсам, направляемым в капитальные вложения (см. п. 5.1). Следовательно, экономическая эффективность, когда речь идет об эффективности мероприятий, направленных на повышение рентабельности логистической системы, может определяться как отношение чистой прибыли (или чистого дохода) к единовременным затратам (капитальными вложениям).

Уменьшение ресурсоемкости продукции является главным источником повышения экономической эффективности логистической системы, поскольку охватывает все три вида ресурсов.

Она отражается в таких показателях, как: материалоемкость, фондоемкость, капиталоемкость и трудоемкость продукции .

Эффективность использования основных производственных фондов и капитальных вложений получает экономическую оценку с помощью показателей фондоотдачи и капиталоотдачи, рентабельности фондов и экономической эффективности единовременных капитальных затрат.

Снижение материале-, фондо- и трудоемкости продукции приводит к снижению себестоимости продукции, а следовательно, к росту прибыли. Если в это же время происходит увеличение в пределах рыночного спроса физического объема выпуска и реализации продукции и обеспечивается повышение качества и договорной цены, то данные факторы существенно повлияют на изменение прибыли от реализации.

Эффективность логистической системы достигается путем максимизации результатов труда (максимум продукции/услуг при неизменном расходе ресурсов), минимизации ресурсов (минимум ресурсов при неизменном объеме производства) и оптимизации результатов, когда обеспечивается максимизация объема реализации продукции и прибыли при минимизации текущих и единовременных затрат. При оценке эффективности ЛС необходимо оценивать возможности и резервы повышения результативности ЛС от использования как оборотных, так и основных фондов.

Оборотные средства представляют один из трех элементов производства. Предметы труда получают стоимостную оценку и в обороте представляют денежные средства, которые вещественно не входят в продукцию. Как известно, свою стоимость они переносят на себестоимость продукции полностью и обеспечивают непрерывность изготовления и реализации продукции и услуг.

Экономическое значение улучшения использования оборотных производственных фондов и средств обращения заключается в том, что становится возможным: высвободить оборотные средства; повысить объем реализации продукции (если есть рыночный спрос); увеличить дивиденды - при увеличении прибыли от реализации, а также использовать высвобожденные оборотные средства в других сферах, что дает дополнительный экономический эффект.

Улучшение использования оборотных средств в логистической системе достигается за счет повышения коэффициента оборачиваемости, длительных хозяйственных связей, сокращения радиусов поставки материальных ресурсов и отгрузки готовой продукции, улучшения организации и управления снабженческой, складской и сбытовой деятельностью, нормирования, учета и контроля за использованием материальных ресурсов, рационального их потребления и экономии, ускорения документооборота по отгруженной готовой продукции и по оплаченным счетам.

При анализе использования основных фондов необходимо учитывать не только традиционные положения, касающиеся всех систем, но и специфику ЛС.

Основные производственные фонды, являясь частью основных фондов и одним из трех элементов производства, составляют 60-70% уставного капитала предприятия, являются технической базой производства и в процессе эксплуатации не меняют своей натуральной формы. Эти фонды изнашиваются физически (износ устраняется ремонтом), морально (устраняется путем комплексной модернизации) и экономически (устраняется посредством замены). Кроме того, они обладают стоимостью (первоначальной балансовой, восстановительной балансовой, остаточной, ликвидационной, залоговой, биржевой) и переносят свою стоимость на готовый продукт по мере экономического изнашивания в течение срока службы путем амортизации (по нормам).

Уровень использования активной части основных фондов (парка машин и оборудования) характеризуется несколькими показателями (коэффициентами сменности и внутрисменного использования, показателями фондоотдачи и рентабельности). Эффективность использования парка технологического оборудования (ПТО) зависит от многих факторов, важнейшим из которых является сбалансированность. Степень сбалансированности парка технологического оборудования определяется с учетом его соответствия требованиям производства, сопряженности и пропорциональности.

Коэффициент сбалансированности ПТО в машиностроении не превышает 0,33. Это означает, что две трети мощности предприятия в настоящее время не загружены из-за несбалансированности парка технологического оборудования и транспортно-погрузочных средств. В целом ПТО машиностроения необоронного назначения имеет среднюю загрузку по прямому назначению 25%, а с учетом его сбалансированности не более 10-15%.

Экономия капитальных вложений связана с фондоотдачей и повышением производительности труда. В свою очередь, экономия условно-постоянных расходов также связана с повышением производительности труда, а следовательно, увеличением объема выпуска и реализации продукции.

Источником экономии в сфере основных фондов служат амортизационные отчисления и рациональная техническая политика. Более половины резервов по объему затрат на производство составляют материальные ресурсы, потоки которых проходят через все сферы снабженческой и производственной логистических подсистем. Эти резервы (экономия) возникают за счет обоснованного нормирования, изменения договорных цен и уменьшения фактических затрат.

Экономия ресурсов может быть количественно оценена и по отдельным сферам и подсистемам ЛС, а также по отдельным факторам, влияющим на конечные результаты деятельности предприятия. При этом однородные факторы должны быть объединены в группы с позиций их влияния на себестоимость продукции. Среди них можно выделить четыре группы.

Первая группа факторов - внедрение достижений науки и техники и повышение технического уровня производства - позволяет снизить себестоимость за счет повышения производительности труда. Вторая группа связана с повышением уровня организации производства , труда и управления. Эти факторы способствуют снижению себестоимости в результате увеличения объема производства продукции и услуг. Третья группа - рациональное использование и экономия материальных ресурсов в материальном потоке логистической системы, что достигается за счет применения более прогрессивных и дешевых материальных ресурсов. Наконец, четвертая группа факторов включает внешние факторы , такие, как структурные сдвиги в ассортименте продукции и услуг, изменение рыночных цен, рыночного спроса и т.д.

Рассмотрим особенности расчета основных показателей, которые непосредственно подвергаются анализу при оценке эффективности деятельности предприятия в целом. К таким показателям мировая практика относит рентабельность и затратоемкость, финансовое состояние, а также управление финансами и ресурсами.

Показатели рентабельности демонстрируют отношение прибыли к затратам, вложениям, инвестиционным затратам, т.е. характеризуют долю прибыли на единицу вкладываемых затрат:

рентабельность продукции (услуг) R npj , т.е. отношение прибыли изделия (П;) к себестоимости (С) выпускаемой единицы продукции, %:

Этот показатель используется для выявления наиболее рентабельной продукции (в том числе логистических услуг);

экономическая рентабельность активов фирмы (R ф), т.е. отношение величины годовой прибыли (П год) к активам предприятия (К а) или сумме основного (К осн) и оборотного (К об т) капитала, %:

Уровень Я ф характеризует эффективность деятельности фирмы (использования активов), т.е. показывает долю прибыли, приходящейся на 1 долл, активов. П год включает балансовую прибыль (П ба11) плюс проценты за кредит, относимые на себестоимость;

рентабельность собственного капитала фирмы (Я ск ), т.е. отношение величины чистой годовой прибыли фирмы (после налогообложения) к величине собственного капитала на конец отчетного периода (К соб), %:

рентабельность используемого капитала (/? , %) характеризует эффективность как собственного, так и привлеченного капитала (кредиты, займы, ссуды) фирмы и рассчитывается по формуле:

По этим же показателям можно определять рентабельность логистической деятельности фирмы и эффективность использования ресурсов в Л С. Однако приходится принимать во внимание изменения в составе фондов, которые происходят в динамике. В балансе предприятия на начало и конец каждого отчетного периода отражаются стоимостные данные об основных средствах - первоначальная стоимость, величина износа (амортизация), остаточная стоимость.

В течение года происходит движение основных средств (выбытие или поступление), поэтому их наличие в бухгалтерском учете показывается ежемесячно. Стоимость основных фондов на конец периода (К оф к) определяется по балансовой схеме:

где К 0 ф нач - стоимость основных фондов на начало периода; к 0ф п - стоимость приобретенных основных фондов; к 0ф в - стоимость выбывших основных фондов.

В стоимость приобретенного оборудования включаются: покупная стоимость, расходы на транспортировку, страхование, монтаж, установка, наладка.

Для оценки уровня использования основных средств необходимо иметь информацию о среднегодовой стоимости основных фондов (К сроф).

где К о ф нач - стоимость основных фондов на начало года; к 0ф к - стоимость основных фондов на конец года.

В процессе ведения бизнеса (в том числе в сфере логистики) необходимо регулярно оценивать уровень использования оборудования с помощью показателя фондоотдачи (? фот).

Фондоотдача характеризуется отношением годового объема реализованной продукции (выручкой 0 год) к среднегодовой стоимости основных фондов (К), т.е.

Каждая фирма, исходя их своих особенностей, устанавливает приемлемый уровень фондоотдачи (ориентир) и в процессе деятельности стремится к его повышению.

Важными характеристиками эксплуатации оборудования как активной части основных фондов являются коэффициенты экстенсивного (А, „) и интенсивного использования „„„„).

к характеризует загрузку оборудования по времени:

где Тф акт - фактическое время работы оборудования;

Т мах - максимально возможное (нормативное) время работы оборудования.

к ннтенс характеризует уровень достижения проектной производительности оборудования:

где б факт - фактически достигнутая производительность (выпуск продукции в единицу времени);

Q nrinev , - проектная (паспортная) производительность обору-

Важнейшей составляющей основных средств ЛС являются производственные площади. Для оценки уровня использования площадей используются показатели съема продукции (услуг) с 1 м 2 площади.

Важным элементом анализа ЛС является определение затра- тоемкости (к с), которая показывает долю элемента затрат (С (.) в выручке (В), т.е.

Например, к показателям затратоемкости относится арендоем- кость (в том числе и складов):

Аналогично определяются и такие коэффициенты, как зарплате- и затратоемкость сбытовых операций, доля общефирменных (общефирменная затратоемкость) и логистических издержек.

Важным показателем является норма (коэффициент) прибыли, или коммерческая маржа (р), который отражает уровень конкуренции, ценовую тактику, рыночную стратегию, эффективность. Он определяется как отношение годовой (валовой) прибыли к выручке (объему реализации), выраженное в процентах, т.е.

Прибыль (П „) равна сумме выручки от реализации (() „) за

вычетом себестоимости реализованной продукции (С) без процентов за кредит, относимых в себестоимость.

Норма прибыли позволяет определить соотношение между затратами и выручкой. Стабильность нормы прибыли обуславливается следующими факторами:

  • отсутствием конкурентного давления;
  • поддержанием производственных и общефирменных издержек

в заданном диапазоне значений;

  • постоянством среднего уровня цен поставщиков;
  • изменением норм прибыли по отдельным видам продукции (услуг), которые не влияют на средний уровень нормы прибыли по фирме в целом, т.е. по всей совокупности реализуемых товаров.

Для оценки финансового состояния фирмы определяются возможности компании за короткий период погасить свои текущие обязательства (долги). Погашение текущих обязательств (краткосрочной кредиторской задолженности, обязательных платежей и т.п.) осуществляется из оборотных средств предприятия (наличных денежных средств, остатков товарной продукции, запасов материалов и т.д.). На практике используются три основных показателя финансового состояния. Способность фирмы платить по своим краткосрочным обязательствам, связана с ликвидностью. Предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнять свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы (оборотные средства).

К показателям ликвидности относятся:

- коэффициент общей ликвидности (& об л), т.е. коэффициент покрытия, который выражает соотношение между оборотными (текущими) активами фирмы (W Q ^ и краткосрочными (текущими) обязательствами (К обяз), т.е.

В мировой практике нормативный диапазон покрытия составляет 2-2,5, однако отраслевые особенности бизнеса могут влиять на эту величину. Так, если объем незавершенного производства незначителен (или отсутствует), то коэффициент общей ликвидности может быть меньше 2,0. В то же время минимально необходимый коэффициент покрытия должен быть не менее 1,0 - иначе фирма будет признана неплатежеспособной.

Этот коэффициент необходим для планирования общего финансового состояния фирмы на предстоящий период, а также для определения рациональных (экономически целесообразных) абсолютных величин оборотных средств и краткосрочных обязательств.

Как известно, оборотные средства могут быть быстро реализуемые - высоколиквидные (денежные средства, ценные бумаги, дебиторская задолженность) и трудно реализуемые - низколиквидные (запасы товарно-материальных ценностей, незавершен-

ное производство и др.), поэтому кроме показателя общей ликвидности используется коэффициент быстрой ликвидности (& бл).

Он аналогичен коэффициенту общей ликвидности, однако характеризует способность компании компенсировать краткосрочные задолженности за счет высоколиквидных составляющих оборотных средств, т.е.

Рекомендуемым уровнем коэффициента быстрой ликвидности, исходя их мировой и отечественной практики, считается величина больше или равная единице, т.е. К бл > 1,0. Однако каждая фирма устанавливает нормативный диапазон К бл, исходя из особенностей и состояния своего бизнеса. Финансовое состояние фирмы характеризуется ее способностью немедленно оплатить краткосрочные обязательства. Такую платежеспособность отражает показатель абсолютной ликвидности (^ абсл), который представляет собой отношение величины денежных средств фирмы к краткосрочным обязательствам, т.е.

Рекомендуемый нормативный диапазон для финансово устойчивых предприятий составляет 0,2 - 0,3. В отечественной практике диапазон реальных коэффициентов абсолютной ликвидности значительно ниже. Необходимо также учитывать, что низкие значение коэффициентов ликвидности могут быть обусловлены динамичным развитием компании.

Соотношение между собственными средствами и привлеченным (заемным) капиталом устанавливается с помощью показателя «процент собственного капитала в общем капитале {имуществе) фирмы», или «коэффициент концентрации собственного капи- тала» (? собств), %:

Чем выше доля собственного капитала в балансе предприятия, тем больше финансовая независимость фирмы от заемного капитала. Рекомендуемый диапазон составляет от 0,5 до 0,7. Однако

если фирма финансово надежна и имеет хороший имидж, это соотношение может быть значительно ниже.

Для оценки эффективности управления финансовыми средствами используются показатели, характеризующие оборачиваемость оборотных средств (запасов), сроки погашения дебиторской и кредиторской задолженности, а также финансовый поток. Показатель оборачиваемости оборотных средств особенно важен для ЛС. Он представляет собой соотношение между величиной продаж (выручкой) и уровнем оборотных средств, которые обеспечили получение этой выручки. Эффективность использования оборотных ресурсов характеризуется либо числом оборотов (п о6) оборотных средств (W q6) в заданный период (обычно - год), либо средней длительностью одного оборота (Т об) оборотных средств:

где бр еал - годовой объем реализованной продукции (выручка);

fr cp об - средняя величина оборотных средств за определенный период.

Более значимые для ЛС составляющие оборотных ресурсов - это производственные запасы (материально-товарные запасы) и дебиторская задолженность.

Число оборотов запасов (п) за годовой период представляет собой отношение годовой суммы переменных затрат на выпуск и реализацию продукции, т.е. прямых производственных затрат к средней величине запасов за тот же период:

Данный показатель характеризует среднюю длительность периода от покупки ресурсов до продажи готовой продукции в планируемый период. Большое число оборотов (малый период оборачиваемости) свидетельствует об эффективном использовании материальных ресурсов, противоположная тенденция свидетельствует об излишках запасов, замораживании оборотных средств,

снижении ликвидности фирмы, неэффективной торговой политике и др.

Важным показателем движения денежных средств является длительность периода погашения дебиторской задолженности (Г дб), который характеризует средний срок оплаты счетов-фактур заказчиками (потребителями) и прямо влияет не величину наличных денежных средств. Для того чтобы определить средний период возврата долгов по дебиторским задолженностям (количество оборотов долгов), необходимо знать величину дневных продаж (Q) и среднюю дебиторскую задолженность (JV б) за год или планируемый период, т.е.

Длительность периода погашения дебиторской задолженности и время оборачиваемости (оборота) запасов характеризуют длительность замораживания денежных средств и составляют операционный цикл (Т’цщщ), т.е. количество дней, необходимых для превращения материально-товарных (производственных) запасов и дебиторской задолженности в денежные средства:

Срок погашения кредиторской задолженности составляет время, необходимое фирме для своевременной оплаты полученных кредитов и других краткосрочных обязательств, т.е. период погашения (7^^) - отношение средней величины кредиторской задолженности (Д кред) на конец года (планируемого периода) к сумме однодневного объема реализации товаров за этот же период :

Чем больше доля долговых обязательств, тем выше риск для инвесторов, поставщиков, кредиторов фирмы.

Степень использования имеющихся трудовых и материально- технических ресурсов, оценивается уровнем отдачи с помощью показателя реализации (выработки) продукции на одного работа

ющего (# реал), т.е. выручки, приходящейся на одного работника, 4 р еал определяется как соотношение

где (? еал - суммарная выручка за определенный период;

Чраб - число работающих на фирме (весь персонал полностью или частично занятый в определенный период времени).

Этот показатель характеризует валовую отдачу (производительность) работника и позволяет управлять соотношением между выручкой и численностью работающих. Увеличение численности работников без повышения объема продаж (выручки) приведет к уменьшению отдачи. Кроме данного показателя, для этих же целей рекомендуется использовать показатель прибыли, приходящейся на одного работающего за этот же период (П уд), т.е.

где П бш[ - общая (балансовая) прибыль фирмы за определенный период (до налогообложения).

Позитивная тенденция (рост) выручки и прибыли на одного работника свидетельствует об эффективном использовании персонала.

Снижение себестоимости продукции и услуг (удельный вес которой в рыночных ценах доходит часто до 80%), является основным источником увеличения прибыли и повышения рентабельности ЛС в целом и ее элементов. Логистическим издержкам в формировании себестоимости продукции и услуг принадлежит немаловажная роль. Способы снижения этого вида затрат рассмотрены в гл. 3 и 4.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Оценка логистических систем»

Введение

Глава 1. Существующие критерии и методы оценки логистических систем

1.1 Анализ полной стоимости

1.2 Экспертные системы

1.3 Системный подход

1.4 Анализ ABC

1.5 Анализ XYZ

1.6 Оценка натуральных показателей логистической эффективности системы

Глава 2. Обоснование и выбор критериев оценки логистических систем

2.1 Обоснование и синтез метода оценки логистических систем

Заключение

Список литературы

Введение

В сложившихся рыночных условиях главным направлением развития и совершенствования обслуживания, распределения и потребления продукции на транспортных предприятиях является логистика.

Логистика - новое направление научно-практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно-аналитическая оптимизация экономических потоков процессов.

Логистика как наука еще достаточно молода и становится все более популярной в различных отраслях. В РФ большое распространение в сфере методологии и применения логистических систем стали предприятия нефтегазового комплекса, осуществляющие транспортировку нефти и газа.

Обычно эффективность деятельности логистической системы, как и предприятия, оценивается многими частными показателями, причем меняющееся значение каждого из них весьма трудно использовать на практике управления системой. Перед руководителями и менеджерами формируется сложная картина, состоящая из множества взаимосвязанных показателей. Ее много размерность не позволяет получить объективную общую оценку эффективности логистической системы и выбрать адекватные этой оценке решения при управлении потоковыми процессами. Для оценки эффективности функционирования логистической системы в зависимости от целей исследования обычно применяется один из следующих методов 1) анализ полной стоимости; 2) экспертные системы; 3) анализ АВС; 4) анализ XYZ; 5) оценка натуральных показателей эффективности логистической системы, которые не учитывают все необходимые технико-экономические параметры логистической системы.

В ходе разработки метода рассмотрены существующие методы оценки и возможность их применения на предприятиях нефтегазового комплекса, наиболее важные критерии оценки логистических систем, которые позволяют получить четкое представление об эффективности работы предприятия как логистического центра. На их основе разработан метод оценки логистических систем, опирающийся на интегральный критерий, который учитывает максимальность соответствия показателей работы системы идеальным при существующем уровне затрат.

На основе анализа существующих методов оценки логистических систем предложена система критериев, характеризующих работу предприятия как логистического центра. Разработан метод интегрального критерия на основе приведенных критериев, который даст возможность принять решение о целесообразности пересмотра работающей логистической системы.

Глава 1. Существующие критерии и методы оценки логистических систем

оценка стоимость эффективность логистическая система

При анализе эффективности деятельности любого предприятия необходима определенная система показателей, в первую очередь показателей прибыли и рентабельности, какой-либо отдельной составляющей на общий результат, но для определения эффективности организации следует разрабатывать и применять не только экономические, но и технические, финансовые и другие характеристики, конкретный выбор которых основывается на всей доступной фирме информации.

Измерение результатов организации как логистической системы должно отражать следующие ключевые факторы:

удовлетворение потребителей;

использование инвестиций;

логистические издержки;

качество обслуживания;

время циклов;

производительность.

Таким образом, для разработки методов оценки эффективности работы компания, исходя из своих возможностей и технического оснащения, выделяет ряд количественных и качественных показателей, по которым проводится полный анализ. Результаты заносятся в специальную отчетную форму.

Для повышения точности и достоверности анализа используется большое количество различных математических и экономико-математических методов и моделей. Среди наиболее распространенных методов и технических приемов анализа деятельности можно отметить:

элементарные методы (сравнение, исчисление разниц, процентные соотношения);

методы математической статистики (факторный, индексный, дисперсионный анализ, корреляционно-регрессионные модели и др.);

системные подходы оценки;

методы экспертных оценок или применение экспертных систем;

функционально-стоимостной анализ (анализ полной стоимости);

эконометрические методы и модели (анализ ABC, анализ XYZ);

метод оценки натуральных показателей.

Применяемые приемы характерны для общего технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности. Чтобы получить полную и разностороннюю оценку эффективности логистических систем, при выборе оптимальных методов и проведении расчетов необходимо использовать такие принципы, как научность, динамичность, системный подход, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы.

1.1 Анализ полной стоимости

Эффективным методом оценки логистической системы в сфере транспортировки является анализ полной стоимости. Анализ полной стоимости означает учет всех экономических изменений, возникающих при каких-либо изменениях в логистической системе.

Применение анализа полной стоимости означает идентификацию всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволяет снизить материальные затраты. Предполагается возможность варьировать ценой при поиске решения - повышение затрат в одной области может привести к их уменьшению в системе в целом.

Полные затраты, связанные с логистической системой, включают не только четко просматриваемую цену системы, но и "скрытые" затраты. Основные трудности, возникающие при применении этого метода и не позволяющие просчитать "скрытую" стоимость логистической системы, - необходимость в специальных знаниях и необходимость учета факторов, связанных с косвенными затратами. Однако логистическая система, внедренная без учета "скрытых" затрат, будет, скорее всего, убыточной или, по крайней мере, нерентабельной.

1.2 Экспертные системы

Экспертные системы - это специальные компьютерные программы, разработанные с использованием методов решений неструктурированных проблем, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением информационно-грузовыми потоками.

Экспертные системы применяются на различных стадиях создания логистической системы и облегчают оценку систем, требующих значительного опыта и затрат времени. Использование этих систем эффективно в случае, когда необходимо оценить большой объем разнообразной информации.

Применение экспертных систем позволяет:

Принимать быстрые и качественные решения в области внедрения и функционирования логистических систем;

Готовить опытных специалистов за более короткий период времени;

Сохранять "ноу-хау" компании, так как пользователи экспертной системы не могут вынести за пределы компании опыт и знания, содержащиеся в этой системе;

Использовать опыт и знания высококвалифицированных специалистов на непрестижных, опасных, рутинных, низкооплачиваемых рабочих местах.

Однако анализ функционирования логистической системы включает множество операций, процессов с разнообразными участниками, и учесть все эти особенности в экспертной программе проблематично. Поэтому пользователь системы должен дополнять ее собственными эвристиками, что приводит к потере точности. Во многих случаях пользователь сам становится "экспертом" в областях, в которых не обладает достаточными знаниями, что ведет к недостоверности результата работы экспертной системы.

1.3 Системный подход

В концепции логистики на первое место поставлен системный подход, являющийся методологической основой сквозного управления материальным и информационными потоками.

Системный подход - это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдаемые свойства и отношения объектов.

В рамках системного подхода:

Каждая система является интегрированным целым, даже когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем.

Изучаемый объект воспринимается как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, что позволяет раскрыть его интегрированные свойства, внутренние и внешние связи.

Функционирование реальных логистических систем характеризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в отношениях с окружающей средой. Для принятия частных решений необходимо учитывать общие цели функционирования системы.

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, однако можно выделить принципы системного подхода при формировании логистических систем:

Принцип последовательности продвижения по этапам создания системы: система сначала должна исследоваться на макроуровне, т.е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, т.е. внутри своей структуры;

Принцип согласования информационных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;

Принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

В отличие от классического подхода, который означает переход от частного к общему, формирование системы путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно, системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному.

Последовательность формирования и оценка логистической системы при системном подходе включают следующие этапы:

Этап 1: определяются и формулируются цели функционирования системы.

Этап 2: на основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.

Этап 3: на базе этих требований ориентировочно формируются некоторые подсистемы.

Этап 4:наиболее сложный этап синтеза системы -- анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем -- моделирование.

Данный метод хорош для проектирования логистических систем, при котором важна обобщающая эффективность. Однако метод не позволяет конкретизировать показатели эффективности и дать четкую картину, не позволяет получить точного представления в сравнении двух систем, показать в конкретных числах работу предприятия как логистического центра.

1.4 Анализ АВС

Логистическая система включает большое количество управляемых объектов.

В процессе работы с каждым объектом получается часть намеченного результата. При этом вклад в общий результат не равноценен.

В транспортной логистике АВС-анализ применяют, ставя цель сокращения величины издержек на транспортировку, увеличения количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли предприятия и т.д.

Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. В дальнейшем именно на этих объектах сосредоточиваются усилия.

Согласно методу Парето, лишь пятая часть всех объектов дает примерно 80 % результатов общего дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Например, в торговле 20% наименований товаров дают 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара -- обязательный ассортимент.

Таким образом, согласно методу Парето, наиболее рационально разделить множество управляемых объектов на две неодинаковые части и уделить внимание ряду объектов, образующих наибольшую часть вклада. Метод АВС предполагает более глубокое разделение -- на три части. Объекты разделяются в соответствии со степенью этого вклада в результат деятельности.

Рассмотрим пример.

Мы имеем 20 объектов. Стоимость управления одним объектом составляет 5 условных единиц. Общая стоимость управления в условиях равномерного распределения между всеми объектами вне зависимости от их вкладов составляет 100 условных единиц. Определим для каждого объекта степень его вклада и распределим их по уменьшению этого вклада. Допустим, первые 10 % объектов (группа А) дали 75 % результата, следующие 25 % (группа В) -- 20%, последние 65 % (группа С) -- 5 % общего результата. Увеличим стоимость управления объектами группы А в 2 раза, группы С -- уменьшим в 2 раза, а группу В оставим без изменений. Общая стоимость управления составит 2·10+5·5+13·2,5=77,5 условной единицы. При этом уменьшение затрат на управление группой С не окажет значимого влияния на общий результат, так как роль этой группы незначительна. В то же время улучшение управления группой А существенно улучшает результат.

В качества возможного алгоритма разделения всего множества объектов на группы А, В и С можно применять следующий (рассмотрим на примере разновидностей грузов, выделенных в условные группы по тарифным и временным признакам):

подсчитывается общее количество заявок, поступивших за определенный период;

вычисляется среднее количество заявок Р на одну условную группу грузов -- общее количество заявок делится на общее количество групп грузов;

в группу А включаются все группы грузов, количество заявок на которые в 6 и более раз превышает Р;

в группу С включаются группы грузов, количество заявок на которые в 2 и более раз меньше Р;

5)группу В составляют все остальные группы грузов. Графически метод АВС можно представить в виде рис. 1.

Рис. 1. Графическое представление метода АВС

Общий алгоритм проведения анализа АВС:

формирование цели анализа;

идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС;

выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления;

оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку;

группировка объектов управления в порядке убывания значения признака;

разделение совокупности объектов управления на три группы: А, В и С;

построение кривой АВС. Метод АВС хорош для небольших предприятий в принятии текущего управленческого

решения и на кратковременный срок.

1.5 Анализ XYZ

В процессе анализа XYZ весь перечень условных групп (номенклатура ресурсов, ассортимент услуг), так же как и при анализе АВС, делится на три группы, но критерием выступают зависимость от степени равномерности спроса и точность прогнозирования.

В группу X включаются транспортные услуги, спрос на которые равномерен либо подвержен незначительным колебаниям. Объем услуг данной группы хорошо предсказуем.

В группу Y включаются транспортные услуги, которые выполняются в колеблющихся объемах, например услуги с сезонным характером спроса. Возможность прогнозирования в этом случае средняя.

В группу Z включаются транспортные услуги, спрос на которые возникает эпизодически. Прогнозировать объемы реализации сложно.

Распределение видов транспортных услуг по условным группам осуществляется на основании коэффициента вариации спроса v . Если оценка производится за период n , x c - среднее значение спроса по оцениваемой позиции за этот период, x i -- i -е значение спроса по оцениваемой позиции:

Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Разделение на группы может быть осуществлено по следующему принципу:

Метод ХYZ дает возможность оценить лишь группу конкретных транспортных услуг, подобно методу АВС, но в целом не дает картины эффективности работы логистической системы, включающей данный перечень услуг. Метод хорош для анализа номенклатуры услуг и определения сокращения или увеличения определенного вида транспортных услуг. Однако он не позволяет оценить затраты и чистую прибыль работы логистической системы и показать, насколько она эффективна.

1.6 Оценка натуральных показателей эффективности логистической системы

Натуральными показателями эффективности логистики, в частности транспортной логистики, являются:

Уровень запасов и сокращение потребности в складском хранении;

Время прохождения материальных потоков в логистической системе;

Продолжительность цикла обслуживания заказа, качество и уровень сервиса;

Качество транспортных услуг при доставке и таможенном оформлении;

Размеры партий грузов (степень дискретизации материальных потоков);

Уровень использования производственных мощностей;

Производительность, адаптивность, надежность и устойчивость работы.

Наиболее существенными затратами в логистической системе (которые, по зарубежному опыту, составляют от 10 до 30 %) являются перевозки магистральными видами транспорта (20-48%); складские, перегрузочные операции и хранение грузов (25-46%); упаковка (5-18%); управление (4-15%); прочие, включая обработку заказов (5-17%).

Рассмотрим методику расчета составляющих экономической эффективности для транспортно-логистических систем. В общем случае эффект определяется как экономия денежных средств, получаемая в результате достижения в логистической системе заданных значений перечисленных натуральных показателей.

1.Экономия затрат (приведенных или дисконтированных) на строительство складов снабжения, сбыта, комплектации и т.п. в результате сокращения уровня запасов:

где п -- число складов в логистической системе; ? Е t -- сокращение уровня запасов на i-м складе, Ki -- удельная площадь, необходимая для хранения грузовой единицы (контейнера, пакета, тонны груза) на i-м складе; K t -- стоимость строительства 1 кв. м площади i -го склада с учетом технического оснащения; з t -- коэффициент дисконтирования затрат или коэффициент эффективности капитальных вложений.

2.Экономия за счет уменьшения затрат на хранение и учет запасов:

где т -- число опозданий, задержек в доставке (отправлении) грузов и подаче подвижного состава, а также количество поставок (уборок) с опережением установленного графика; N xi -- удельная стоимость хранения груза на i-м складе; q t -- интенсивность потребления или пополнения запасов на i-м складе; ? t ri -- величина j-й задержки (опережения) подачи (уборки) грузов или подвижного состава под погрузку на i-м складе.

3.Эффект за счет сокращения объема погрузочно-разгрузочных операций при поступлении сырья и материалов в переработку непосредственно "с колес" в течение планового периода:

где N ai -- стоимость (затраты) выполнения одной грузовой операции на i-м складе; n ai -- уменьшение количества грузовых операций на i-м складе в результате своевременных подач-уборок грузов или подвижного состава под погрузку.

4.Эффект от сокращения потерь грузов вследствие уменьшения времени на их транспортирование и хранение (величина этих потерь, особенно для скоропортящихся грузов, какправило, нелинейно зависит от времени транспортирования и требует дополнительных исследований):

где N ni - потери, связанные с увеличением времени транспортирования груза, хранящегося на i-м складе. Эти потери являются функцией от времени транспортирования.

5. Так как реализация принципа доставки "точно в срок" сопровождается повышением скорости движения материальных потоков, экономический эффект в результате ускорения оборота подвижного состава способствует сокращению времени его обслуживания на всех фазах перевозки. Конкретным итогом ускорения оборота подвижного состава является получение прибыли или дохода транспортным элементом при освоении дополнительного объема перевозок в течение планового периода, если ощущается дефицит подвижного состава:

где t 1 i -- среднее время оборота единицы подвижного состава при доставке груза i-го склада по принципу "точно в срок"; t 2 i -- среднее время оборота единицы подвижного состава при доставке груза i-го склада по традиционной технологии; с di -- доходные ставки при перевозке груза i-го склада; с pi --расходные ставки при перевозке груза i-го склада.

Рассмотрение и анализ существующих критериев эффективности и методов оценки логистических систем позволили выявить их недостатки и узкие места и определить направление синтеза метода оценки логистических систем. Каждый рассмотренный метод обособлено не дает полноценной оценочной картины для транспортных логистических систем. Для получения наиболее достоверной информации о дальнейшем функционировании логистической системы, ее управленческой, экономической эффективности необходимо оценивать ее по максимально возможному количеству параметров, что не позволяет сделать ни один из существующих методов оценки.

Глава 2 . Обоснование и выбор критериев оценки логистических систем

Эффективность функционирования системы транспортно-логистического обслуживания в значительной мере зависит от способности наметить на ранних стадиях процесса обслуживания потенциальные результаты.

К настоящему времени накоплено большое количество примеров негативных последствий применения системы показателей, приведенных в вышеизложенных методах. Они связаны с возможностью локальной субоптимизации функционирования отдельных логистических элементов в ущерб эффективности системы как целого. Это привело к попыткам поиска альтернативных подходов, таких как директ-костинг, система учета трансакционных затрат. Существенное, качественное продвижение в направлении разработки системы показателей, позволяющих обеспечить системную оптимизацию, было достигнуто в работах И. Голдратта. Он предложил отказаться от использования показателя себестоимости, заменив его системой глобальных операционных критериев.

В существующих методах неплохо анализируются системы транспортировки груза, но не уделяется внимание процессу таможенного оформления грузов. Для получения конкретного показателя, удобного для сравнения и всеобъемлющего, необходимо оценивать все составляющие логистической системы. Следует заострить внимание на показателях эффективности работы подсистемы оформления грузов, которая может быть хорошо скоординирована и отрегулирована, что значительно повысит эффективность работы предприятия в целом.

Сформируем оптимальную систему критериев, позволяющих охарактеризовать наибольшее число показателей работы логистической системы. Для удобства обозначим их К 1 К 2 , К 3 , К 4 и так далее.

Скорость генерации прибыли:

К 1 = S - M - ES ,

где S -- объем оказанных услуг по транспортировке (таможенному оформлению) в стоимостном выражении за некоторый календарный период времени; М -- стоимость постоянных затрат в оказанных услугах; ES -- другие составляющие цены, которые оплачиваются пропорционально единице оказанных услуг (комиссионные расходы, плата за услуги, оказываемые вне предприятия и т.д.)

Операционные расходы определяются как сумма всех видов расходов, связанных с превращением инвестиций в прибыль:

где N -- количество всех типов расходов логистической системы в рассматриваемом деловом цикле BS .

В эту категорию входят все расходы, которые несет логистическая система за календарный период времени (заработная плата, налоги, оплата энергоносителей и пр.) в связи с процессом переработки и продвижением материально-информационного потока.

Средний уровень капитала, связываемого в системе за время делового цикла BS:

где (I V (t ) + I F (t ))dt -- зависящие от времени составляющие инвентории, характеризующие соответственно основные и оборотные фонды. Связанный капитал, инвентории I, определяется как объем денежных средств, связываемых в результате закупки оборудования, материалов, строительства производственных помещений и т.п. Понятие "инвентория" в значительной мере совпадает с широко используемым в финансовом анализе понятием "актив".

Рассмотренные операционные критерии К 1 , К 2 , К 3 связаны с интегральными критериями экономической эффективности -- чистой прибылью (П=К 4) и рентабельностью вложенного капитала (РК=К 5):

Они могут также быть использованы для оценки другой широко распространенной пары обобщенных критериев экономической эффективности -- ПР (К 6) -- производительности логистической системы и ОБ (К 7) - оборачиваемости средств: К 6 =К 1 / К 2 ,; К 7 = К 2 / К 3 .

В современном мире большую роль играют временные критерии. Пропускная способность логистической системы, т.е. количество завершенных технологических (производственных) процессов в единицу времени t (день, неделя, месяц, квартал и т.д.),

где k fn -- время, затраченное на n -ю определенную стадию технологического процесса.

Приведем ряд обобщенных критериев, определяемых экспертным путем.

Гибкость логистической системы К 9 определяется на основе содержащихся в ней составляющих, их приспособленности к изменениями на микроуровне (реорганизации предприятия, слияния департаментов, изменения функциональных нагрузок на определенное рабочее место). Определяется в диапазоне от 1 до 10 по возрастающей, т.е. 10 -- максимальный балл.

Перенастраиваемость системы К 10 -- возможность качественно и в короткие сроки наладить работу при внесении изменений на макроуровне: изменения в законодательстве, налогообложении, тарифном плане и т.д. Определяется экспертом аналогично гибкости.

Надежность системы К 11 -- критерий, характеризующий уровень сохранности информации, конфиденциальности передачи данных, сохранность коммерческой тайны, защищенность от проникновений извне (взломов системы). Определяется группой экспертов по двадцатибалльной шкале, конечный результат дается как арифметическая сумма оценок всех экспертов.

Техническая надежность К 12 -- определяется соотношением количества сбоев, произошедших во время проведения полных циклов обслуживания, и количества этих циклов. Для удобства рекомендуется количество циклов брать равным 100, а результат умножать на 100 %, что дает возможность получения данного критерия в процентном соотношении.

2.1 Обоснование и синтез метода оценки логистических систем

Стремление обеспечить эффективное управление логистической системой обычно вступает в противоречие со стремлением к обеспечению надежности системы и к минимизации общих затрат.

Уменьшении размерности аналитической модели функционирования системы с целью увеличения наглядности получаемого результата возможно путем интеграции частных критериев в один обобщающий критерий. Прогноз принимаемых им значений определяется на основе варьирования значений частных критериев. После этого каждое из существующих и спрогнозированных значений обобщающего показателя оценивается по критерию "эффект/стоимость". Под эффектом понимается значение обобщающего показателя, а под стоимостью - затраты, требуемые для достижения этого значения.

Окончательное решение следует принимать по максимальной величине рассматриваемого критерия. Другими словами, на достижение этой величины должны быть нацелены конкретные решения по оптимизации управления логистической системой. Необходимо стремиться к обеспечению постоянного соответствия принимаемых решений максимальной величине критерия. Ниже приведены основные требованияк обобщающему критерию.

Он должен отображать в себе все многообразие параметров и переменных, характеризующих стратегические и тактические цели создания логистической системы, ресурсное обеспечение его потоковых подсистем, факторы вариабельности внешней среды.

Величина критерия должна реагировать на изменения внутренней и внешней среды и отражать степень достижения логистической системой намеченной цели.

Все частные первичные критерии, используемые при формировании обобщающего критерия должны быть количественно определимы.

В обобщающем критерии необходимо учитывать характеристики ликвидности, деловой активности и рентабельности предприятия.

Важнейшее условие оптимизации -- соблюдение организационного, технологического, экономического и информационного единства потоковых процессов.

Анализу и синтезу должны подвергаться в комплексе все образующие логистическую систему взаимосвязанные потоковые процессы.

Управление потоковыми процессами происходит в условиях нечеткости исходной информации, когда некоторые частные критерии определены лишь приближенно.

Предлагаемый синтез существующих методов оценки на базе совокупного анализа частных критериев позволяет не только учесть основные требования, предъявляемые к обобщающему показателю, избежать указанных недостатков, но и повысить точность анализа транспортных логистических систем. Проведенные исследования показали, что полученный аналитический интегральный критерий позволяет оценить рентабельность работы систем, сопоставляя затраты на их создание с эффектом внедрения с наибольшей по сравнению с существующими методами точностью.

Расчет интегрального критерия:

где К - общающий критерий эффективности логистической системы, Z -затраты, n - количество частных показателей, принятых для расчета, i -наименование транспортных операций, образующих логистические потоки, j - наименование критерия, виртуальные (нормативные) и фактические значения критериев, принятых при расчетах.

По сути обобщающий критерий является своеобразным коэффициентом адекватности локальных логистических потоков заданным виртуальным значениям эффективности логистической системы.

На базе разработанного метода с применением интегрального критерия создана информационная система анализа эффективности логистических систем.

Заключение

Подробное рассмотрение логистических методов позволяет проанализировать существующие на предприятии системы организации грузоперевозок и дает возможность изыскивать возможные пути их совершенствования. Рассмотрение и анализ критериев эффективности и методов оценки логистических систем позволили выявить их недостатки и узкие места, а также направление синтеза метода оценки логистических систем. Каждый рассмотренный метод в отдельности не дает полноценной оценочной картины для транспортных логистических систем. Для получения наиболее достоверной информации о дальнейшем функционировании логистической системы, ее управленческой, экономической эффективности необходимо оценивать ее по максимально возможному количеству критериев, что не позволяет сделать ни один из существующих методов оценки. Экономическая ситуация, сложившаяся на рынке РФ не позволяет транспортной компании принимать неверные управленческие решения, следовательно, любая логистическая система, внедряемая вновь, или усовершенствованная старая должны быть оценены с максимальной точностью. Только синтез существующих методов оценки позволил разработать для дальнейшего применения методику наиболее достоверного анализа транспортных логистических систем.

Список литературы

1. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учебное пособие / Под ред. проф. Л.Б. Миротина. М., 2002.

2. Еловой И.А. Эффективность логистических систем (теория и методы расчетов). В 2 ч. Гомель, 2000.

3. Транспортная логистика: Учебник / Под ред. проф. Л.Б. Миротина. М., 2002.

4. Курганов В.М. Логистические транспортные потоки. М., 2003.

5. Интегрированная логистика. М., 2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и содержание оптимизации логистических процессов, методик их оценки. Особенности складской логистики в системе. Анализ системы управления логистикой и эффективности функционирования логистических процессов. Внедрение механизма аутсорсинга.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2014

    Автоматизация процесса управления материальными потоками. Обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Принципы построения и функционирования логистических информационных систем. Разработка системы критериев оценки и мотиваций действий.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2014

    Понятие логистических систем, их функции и задачи. Управление запасами и конфликт функциональных отделов ОАО "Абсолют". Организационные границы проекта логистической системы предприятия. Возможности и недостатки существующих логистических комплексов.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Понятие логистической системы, ее основные свойства, звенья, показатели качества и разновидности. Принципы построения логистических систем. Сравнительная характеристика классического и системного подхода в формировании современных логистических систем.

    презентация , добавлен 11.10.2013

    Создание логистических информационных систем. Их виды. Принципы построения логистических информационных систем. Информационные потоки в логистике. Дистанционная передача данных. Практические основы построения логистических цепей.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2005

    Освоение логистики как научного способа организации бизнес-процессов. Классификация логистических затрат, анализ их структуры. Учет логистических издержек по видам деятельности, система проведения их оценки. Основные методы учета логистических затрат.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Теоретические аспекты развития логистических систем. Практическое использование, эффективность и перспективы развития логистических систем. Значение логистических систем на предприятии. Транспортно-логистическая система как одна из разновидностей.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2008

    Обзор системы управления логистическими потоками, как процессами преобразования составляющих элементов. Рассмотрение классификации логистических систем по специфическим показателям. Определение видов логистических систем в составе товаропроводящей сети.

    реферат , добавлен 03.07.2017

    Роль и значение терминально-складского обеспечения в логистике. Варианты продвижения товарных потоков от производителей к потребителям. Организационное, экспедиторское (операторское) обеспечение. Методы оценки логистических издержек и пути их оптимизации.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2011

    Выбор производителем оптимальных каналов сбыта. Тактические задачи и анализ системы распределения продукции. Этапы проектирования логистических систем, методы исследования операций. Содержание процессов упорядоченного поиска, системотехники, ранжирования.

Развитие логистических систем осуществляется в взаимосвязи с эволюцией концепции логистики. В соответствии с этапами развития и внедрения логистики (см. Раздел 1) выделяют стадии развития логистических систем. На первой стадии развития логистическое управление связано только с выполнением отдельных задач в сферах снабжения или сбыта (складирование, транспортировка), на последующих стадиях системы логистики охватывают функциональные области логистической деятельности, затем их контроль распространяется на все логистические процессы предприятия от закупки материальных ресурсов к обслуживания потребителей, создается локальная Микрологистическая система, адаптируется к динамичной внешней среды. Также выделяют стадию развития логистических систем предприятий, осуществляющих деятельность на глобальном уровне и соответственно создают глобальные логистические сети. Характерной тенденцией развития логистических систем является передача части функций специализированным фирмам (логистическим провайдерам).

В практической деятельности системы логистики отдельных предприятий находятся на разных стадиях развития. Переход к более высокой стадии развития может проходить от нескольких месяцев до нескольких лет. С целью внедрения логистики и ее совершенствования в хозяйственной практике на фирмах промышленно развитых стран организуют консультативные отделы. Они проводят диагностику состояния логистики на предприятии, исследования в области логистики, разрабатывают предложения по ее совершенствованию, проводят занятия по изучению проблем логистики, опыта других фирм.

На сегодня отсутствует единый взгляд ученых и практиков по критериев оценки продуктивности деятельности логистической системы и эффективности обслуживания потребителей.

Рассмотрим более подробно основные подходы к оценке эффективности логистических систем ведущими специалистами по логистике.

Крикавский Е.В. оценки эффективности логистических систем видит в определении уровня производительности интегрированного цепи поставок через качественные и количественные характеристики. К качественным характеристикам он относит: удовлетворение клиента (уровень удовлетворения клиента); эластичность (уровень реакции цепи поставок на изменения спроса); уровень интеграции перемещения информации и сырья; эффективное управление риском (степень минимизации риска); эффективность поставщика (процент своевременных поставок и качество поставок), а к количественным характеристикам: производительность (максимизация производительности, максимизация привлечения средств); расходы (уменьшение расходов); возможности реагирования (уровень реализованных заказов, частота несрочных поставок, время реализации заказа, уменьшение дублирования функций, частота возвратов, рентабельность логистических затрат); максимизация продаж; максимизация прибыли; возврат от инвестиций.

Джонсон Д. указывает на то, что практически невозможно оценить все аспекты функционирования логистической системы, а потому предлагает осуществлять системный анализ на основе:

Анализа выгодности потребителя как системного анализа маршрутов, позволяет проанализировать выгодность каждой остановки на маршрутах и эффективно перераспределить время;

Анализа эффективности товарных составов, определяется их основными функциями, а также показателями эффективности и производительности, которые затем сопоставляются с расходами на зарплату, оборудование, складской пространство и с финансовыми инвестициями. Эти сопоставления проводятся как отдельно по функциям, так и для всех функций вместе;

Анализа транспортных расходов;

Анализа консолидации грузов, проявляется в определении транспортных расходов и объединении малых партий груза в большие;

Анализа доходности продукта как расчета "реальных затрат и доходности для производителя от распределения каждого отдельного наименования продукта вдоль всего цепи распределения (транспортировка, обработка, хранение, обработка заказов и т.п.) до конечного потребителя";

Определение эталона, который предусматривает анализ показателей эффективности от четырех до шести конкурирующих фирм с целью определения метода сравнения фирм при выполнении ими различных задач и / или процессов;

Анализа нормативной базы и отраслевых стандартов.

В работе известных американских исследователей в области логистики Бауэрсокс Д. и Клоса Д. измерения эффективности логистической системы ориентируется на определении двух групп логистических показателей: внутренних и внешних. Внутренние показатели они делятся на следующие категории: расходы, обслуживание потребителей, производительность, управление активами, качество. Эти показатели должны отразить эффективность осуществления основных логистических операций внутренних процессов. То есть они нужны для управленческого контроля за всеми аспектами деятельности предприятия. Потребность во внешних показателях видят в выявлении и реализации ожиданий потребителей, как основного ориентира логистической системы.

Основными инструментами анализа эффективности логистических процессов Сковронек Ч. и Сариуш-Вольский С. считают методы экономического анализа, позволяющие: оценивать фактическое состояние логистических явлений и процессов; устанавливать и выявлять источники и причины проблем; уточнить краткосрочные прогнозы развития конкретных явлений и процессов; формулировать выводы и предложения, которые обеспечат рост эффективности хозяйствования. Экономический анализ логистических процессов они предлагают осуществлять по трем тематическим блокам: анализ материальных и информационных процессов (анализ процесса закупки, анализ запасов, анализ складских процессов, анализ процессов продаж); управленческий анализ логистических процессов (собственное производство или закупка, источников закупок, эффективность транспортного обслуживания, эффективность складских инвестиций, выбор каналов дистрибуции) анализ логистических затрат (анализ затрат на продвижение, анализ затрат на запасы, анализ затрат на информационные процедуры) .

Веселовский М. вопрос эффективности рыночно-экономической деятельности предприятия предлагает рассматривать на основе формулировки положений и основ формулы эффективности системного логистически-маркетингового управления. В рамках системы эффективности он выделяет пять компонентов структуры эффективности, которые являются одновременно основными элементами системы управления, то есть подсистему целей, подсистему расходов, подсистему средств, подсистему эффектов и подсистему стоимости для клиента. Основными детерминантами системной формулы эффективности логистически-маркетингового управления предприятием он определяет:

Комплексность потребностей покупателей и многомерные стратегические эффекты (ориентация на создание преференций клиентов, рост адаптацийности деятельности, на процессы, на взаимодействие, на инновации, на качество, на время, на место, на готовность и надежность системы);

Предпосылки развития интеграции в системе маркетинга и логистики;

Процесс формирования эффективности (процессы трансформации, координации, интеграции и создания стоимости).

Эффективность логистически-маркетингового управления предприятием Веселовский М. выражает в виде следующей формулы:

где S - эффективность логистически-маркетингового управления:

SWD - стратегическая добавленная стоимость при логистически-маркетингового управления;

kZL _M - расходы логистически-маркетингового управления .

Мейер С. предложил характеристику и идентификацию целевых критериев эффективности и успеха логистически-маркетинговых систем, выделяя классические и новые критерии оценки и управления системами. Как классические критерии называет: расходы, время и качество, а как новые критерии, принимает такие категории как: готовность и скорость приспособления ("Agilität») - скорость с которой предприятие может приспосабливаться к оптимальной структуры затрат, способность реакции - то есть скорость, с которой предприятие может реагировать на неплановые требования со стороны потребителей, а также "схудлисть" (исключение ненужных расходов) - исключение всех ненужных расходов относительно всех существенных средств.

Миротин Л.Б. важнейшим показателем оценки эффективности функционирования логистических систем считает прибыль, который, по его мнению способен отобразить результаты всей логистической деятельности. Саму эффективность логистической системы он рассматривает как показатель (или система показателей), характеризующих уровень качества функционирования системы при заданном уровне общих логистических затрат. Она должна определить: границы логистической системы, ее звенья, основные ресурсы, используемые, основные виды продукции логистической системы, ожидаемые или желаемые результаты, критерии результативности системы, процесс оценивания, регулирования обратной связи и планирования улучшения. Ученый выделяет основные факторы и показатели, отражающие эффективность функционирования логистических систем по логистическими функциями, которые представлены в таблице 3.3.

Таким образом, единого мнения у ученых по решению вопроса оценки логистических систем нет, однако можно выделить ряд критериев эффективности, получили наибольшее распространение. Основным среди этих критериев является уровень логистических затрат, однако не менее важным является ориентация предприятия на потребителя и достижения необходимого уровня логистического сервиса. Наибольшее распространение получили такие критерии оценки как: расходы, удовлетворение потребителей / качество, время и активы. Факторы или показатели их оценки представим в таблице 3.4.

Таблица 3.3. Основные факторы и показатели, отражающие эффективность функционирования логистических систем по логистическими функциями

Логистическая функция

Фактор и показатель

Логистическое администрирование

Выработка на одного работника. Трудоемкость и зарплатомисткисть. Уровень квалификации персонала

Обработка

и оформления

Продолжительность оформления заказа.

Качество обслуживания заказу потребителя.

Расходы на принятие заказа.

Ассортимент услуг.

Количество отказов.

Уровень удовлетворения заявок

Планирование производства

Объем расходов сырья и материала. Объем производимой продукции. Производительность. Себестоимость продукции

Закупка продукции

Оптимальный размер закупки. Объем заказываемой. Периодичность размещения заказов. Срок выполнения заказа. Количество поставщиков. Расходы на закупку

Поставка продукции

Время поставки. Частота поставок. Безотказность поставок. Интервал поставок

Складирования и хранения продукции

Складировании. Количество поставок на склад. Запасы в пути.

Уровень механизации складских работ. Коэффициент оборота продукции на складе. Коэффициент использования площади складов. Затраты на складирование и хранение

Сбыт продукции

Объем реализованной продукции. Скорость товарооборота. Количество потребителей. Коэффициент реализации

Доставка заказа

Выполнение заказов.

Применение транспортных концепций.

Унификация и стандартизация тары.

Коэффициент использования транспортных средств.

Суммарные простой транспортных средств.

Объем перевозок.

Время доставки.

Тарифы транспортировки.

Потери груза

Таблица 3.4. Факторы (показатели) оценки наиболее распространенных критериев оценки

эффективности логистических систем

Критерий оценки эффективности

Фактор (показатель) оценки

Отражают общей денежной суммой расходов, денежной суммой в расчете на единицу продукции, или долей в объеме продаж. Стремятся к снижению их уровня

Удовлетворение потребителей / качества

Оценивается длиной функционального цикла, уровнем совершенства выполнения заказа и способности предприятия реагировать на претензии, предъявляемые потребителем. Важным показателем является доставка до назначенного срока, расходы гарантийного обслуживания, время реакции на претензии потребителей и их удовлетворение

Есть степени способности предприятия быстро реагировать на претензии потребителей. Ключевыми показателями продолжительности выполнения заказа являются: длительность производственного цикла, продолжительность внесения соответствующих корректировок в оперативные планы; продолжительность выполнения производственного плана и степень соблюдения календарных планов выпуска продукции

Предметом их оценки является эффективность использования капитала вложенного в сооружения и оборудование, а также оборотный капитал. Ключевыми показателями использования активов является точность прогнозов, старения запасов, загрузки мощностей и т.д.

Необходимо отметить, что оценка логистической системы проводится как на стадии ее проектирования, планирования, а также оцениваются и уже действующие системы. В процессе оценки необходимо сравнивать потенциальные или полученные выгоды с затратами на реализацию проекта. Выгоды выражаются в совершенствовании обслуживания, снижении издержек, улучшения использования активов и т. Под совершенствованием обслуживания понимают увеличение доступности и повышение качества услуг, развитие сервисных возможностей, способствует привлечению потребителей. Снижение затрат возможно как разовое сокращение капитала (например, распродажа излишних складских помещений, грузоперерабатывающие, транспортного и другого оборудования) и снижение текущих расходов благодаря новым технологиям грузопереработки, снижению затрат на хранение, содержание и эксплуатацию транспорта и др. Полученные значения сравниваются с критериями (нормативными значениями) эффективности логистической системы. Например, трогов уровень обслуживания определяют нормативами продолжительности функционального цикла, доступность запасов, ассортимента дополнительных услуг. Особое внимание в последнее время уделяется времени реагирования на запросы потребителей, полноте выполнения заказов, точности отгрузки и состояния грузов. Критерии должны охватывать всю логистическую процесс, а не только отдельные логистические функции.

С целью оптимизации логистической системы и согласования интересов участников логистических цепей разных уровней часто в качестве показателя ее эффективности рассматривают соотношение между совокупными логистическими затратами и уровнем обслуживания (выполнения заказа).

Рассмотрим другие подходы к оценке эффективности логистических систем. Для этого объединим в три группы показатели, используют разные авторы:

1. Показатели, характеризующие функционирование логистических систем :

- Коэффициент связи "поставщик - потребитель" (КПС) - отображает эффективность связи данного потребителя с тем или иным поставщиком. Вычисляется как отношение количества ресурсов (сырья, материалов и др.), Поступивших к потребителю за отчетный период от данного поставщика (0г), к общему количеству ресурсов, поступивших к потребителю (0: Кпс = 0г- / 0

- Коэффициент готовности к поставке (К "г") - определяется как отношение (в процентах) количества выполненных заказов данным предприятием (Зе) с количеством заказов, поступивших на данное предприятие (3), или как отношение объема поставляемого в объема заказываемой со стороны потребителей: Кгп = 3/3. Увеличение коэффициента готовности к поставке до величины, приближается к единице в некоторых случаях является экономически нецелесообразным для предприятия-поставщика, так как затраты растут быстрее, чем доходы (рис.3.12).

Объем и расходы

Рис. 3.12. Влияние коэффициента готовности к поставке на прибыль предприятия

- Показатель количества звеньев логистической системы - среднее количество торговых звеньев (посредников), через которые проходит материальный поток от производителя до конечного потребителя ресурсов (готовой продукции).

2. Показатели эффективности логистической системы с точки зрения потребителя:

1) качество обслуживания;

2) цена обслуживания.

Также используется итоговый показатель, характеризующий способность фирмы достичь полного удовлетворения потребителей, он называется "совершенное заказ". Этот показатель характеризует, насколько равномерно и бесперебойно происходит выполнение заказа на всех этапах, при этом организация логистической деятельности должен соответствовать следующим нормативам :

Полная доставка всех товаров по всем заказными товарным позициям;

Доставка в необходимый потребителю срок с допустимым отклонением 1 день:

Полное и аккуратное ведение документации по заказу;

Безупречное соблюдение согласованных условий поставки (установка, комплектация, отсутствие повреждений).

3. Показатель эффективности логистической системы с точки зрения ее участников (поставщика, посредника, производителя). В этом случае критерием эффективности логистической системы является максимизация прибыли на единицу логистических затрат при условии обеспечения требуемого качества сервиса. На основе предложенного критерия используется агрегированный показатель эффективности функционирования логистической системы - рентабельность логистических затрат :

где П - годовая прибыль; влоги - логистические расходы.

Уровень развития (совершенства) логистических систем можно оценивать по степени интеграции логистических процессов, а именно:

Фрагментарный уровень (интеграция на уровне отдельных логистических процессов, функций);

Функциональный (интеграция охватывает отдельные функциональные области);

Системный (интеграция охватывает логистическую деятельность предприятия);

Интеграция на уровне цепи поставок (с охватом всех участников логистической сети).

Для абсолютной и сравнительной оценки системы принимаются критерии, т.е. признаки, по которым оценивается функционирование системы. В глобальном масштабе развитие логистики, или так называемый уровень логистизации экономики страны, рассматривается как один из критериев их развития. Уровень логистизации экономики индустриальных стран колеблется от 1 до 11% ВВП. Размер этого критерия показывает эффективность и синергетическое взаимодействие элементов логистического комплекса страны в осуществлении товародвижения.

В основе оценки эффективности логистических систем лежат два подхода - рыночный и традиционный. При рыночном подходе оцениваются действия и затраты, обеспечивающие интерес клиентов. В традиционном подходе эффективность измеряется соотношением эффектов (результатов) и затрат.

Оценки эффективности логистических систем осуществляется в двух направлениях. Первое - определяется необходимостью инвестирования средств в создание и развитие логистической системы. Для этого разрабатываются инвестиционные проекты и соответствующие бизнес-планы. В этом случае оценка эффективности осуществляется по принятым в мировой практике методикам, позволяющим определить:

Срок окупаемости инвестиций;

Внутренняя норма доходности;

Индекс доходности (рентабельности) инвестиций;

Второе направление оценки эффективности связано с логистическими процессами, независимо от вложения инвестиций. В этом случае могут выступать натуральные критерии: производительность, трудоёмкость, энергозатраты и т.п. Для траснпортно-логистической системы важнейшим натуральным критерием является время.

При оценке эффективности инвестиционного проекта по созданию транспортно-логистической системы рассчитываются четыре основных критерия:

Чистый дисконтированный доход;

Срок окупаемости инвестиций;

Внутренняя норма доходности;

Годовой денежный поток наличности.

Чистый дисконтированный доход (NPV) представляет собой сумму дискон- тированного потока чистого дохода за период Т, получаемого как разница между результатами и затратами за этот период.

Срок окупаемости - это период, который требуется для того, чтобы окупить все капитальные вложения.

Внутренняя норма доходности - это значение нормы, при которой чистый дисконтированный доход будет равен 0.

Годовой денежный поток наличности, который характеризует, с одной стороны, приток всех видов денежных средств, а с другой стороны - отток всех денежных средств. Эффективность достигается, если приток денежных средств будет не меньше его оттока.

Страница 1 из 3

Логистическая система предприятия обеспечивает необходимый набор услуг при максимально возможном уменьшении ассоциированных расходов, обусловленных выполнением логистических операций. Из-за этого логистическая политика разрабатывается с учетом двух факторов – желаемого уровня логистического сервиса и минимальной величины логистических расходов на его достижение, а цель логистического менеджмента состоит в установлении баланса между этими двумя составляющими, выгодного как потребителю, так и генератору материального потока.

Эффективность логистической системы – это показатель (или система показателей), который характеризует уровень качества функционирования логистической системы при заданном уровне общих логистических расходов.

С точки зрения потребителя, который является конечным звеном логистической цепи , эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслуживания его заказа.

Возрастающая заинтересованность в повышении эффективности всей логистической цепи выдвигает повышенные требования и к системе оценочных показателей, которая в данном случае должна обеспечивать интегральную оценку логистических процессов.

Следует отметить, что в специальной литературе нет единого мнения по вопросу определения эффективности функционирования логистической системы. Чаще всего основным критерием такой эффективности считают минимизацию логистических расходов. Без сомнения, ориентация на минимизацию расходов является актуальной, но при условии достижения необходимого уровня логистического сервиса. Из-за этого распространенной стала многокритериальная оценка эффективности функционирования логистической системы.

Наиболее распространены следующие критерии оценки: расходы, удовлетворение потребителей/качество, время, активы.

Расходы. Фактическая величина расходов, связанных с выполнением определенных логистических операций в наибольшей мере отражает результаты логистической деятельности. Размер затрат, как правило, выражают или общей денежной суммой расходов, или денежной суммой в расчете на единицу продукции (удельные расходы), или удельным весом в объеме продаж. За границей анализ логистических расходов обычно осуществляется в процентном соотношении к ВНП (для страны в целом) или объему продаж готовой продукции фирмы (отрасли).

Удовлетворение потребителей/качество. Следующая группа логистических показателей относится к обслуживанию потребителей. Эти показатели характеризуют способность фирмы достичь полного удовлетворения запросов своих клиентов.

К итоговым показателям этой группы относятся совершенный заказ, удовлетворение потребителей и качество продукции.

Среди современных подходов к оценке совокупной эффективности всех операций, направленных на удовлетворение потребителей, все больший интерес вызывает концепция совершенного заказа. Совершенный заказ – это самый высокий критерий качества логистических операций, поскольку «совершенный заказ» выступает мерилом общей эффективности всей интегрированной деятельности фирмы, а не отдельных функций. Этот показатель характеризует, насколько равномерно и бесперебойно происходит выполнение заказа на всех этапах, т.е. насколько налажен весь многоэтапный процесс управления заказом и не возникают ли в нем сбои.

Совершенный заказ – это организация работы, которая отвечает следующим нормативам:

1) полная доставка всех изделий по всем заказанным товарным позициям;

2) доставка в необходимый потребителям срок с допустимым отклонением ±1 день;

3) полное и аккуратное ведение документации по заказам;

4) идеальное соблюдение согласованных условий поставок (качественная установка, правильная комплектация, готовность к использованию и отсутствие повреждений).

Сегодня наилучшие логистические организации демонстрируют уровень совершенного заказа в 55-60% всех своих операций, тогда как большинству других не удается достичь и 20%.

Удовлетворение потребителя оценивается его восприятием сроков выполнения заказа (длительности функционального цикла), элементов совершенного выполнения заказа и способности фирмы реагировать на состояние заказа и выдвигаемые запросы (претензии). Важными показателями удовлетворения потребителей являются:

– доставка к назначенному сроку – доля заказов, выполненных к назначенному сроку или раньше;

– расходы гарантийного обслуживания – уровень средних фактических расходов на гарантийное обслуживание в доходе;

– время реакции на претензии потребителей и их удовлетворения: время реакции на претензии – средний срок между поступлением заявки от клиента и его контактом с соответствующим представителем компании; время удовлетворения претензий – средний срок до полного удовлетворения требований клиента.

Качество продукции характеризуют: частота повреждений продуктов, стоимость поврежденных продуктов, количество претензий, количество возвратов товаров от потребителей, стоимость возвращенных товаров.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...