Что означает обет безбрачия. Важность правильного питания. Целибат и долголетие

Глава 8 ОБЕТ БЕЗБРАЧИЯ

Все великие религии, за исключением некоторых примитивных культов, провозглашают целибат высшей ступенью в посвященной Господу жизни. С позиции проблемы сублимации жизненных сил нам необходимо рассмотреть вопрос ведущего к целибату идеала, а также соображения целесообразности и стечения обстоятельств в качестве обычно встречающихся мотивов безбрачия.

Я предполагаю, что существует определенное недопонимание того, что представляет собой этот обет.

Я никогда не думала, что истинное воздержание подразумевает всего лишь отказ от проявления настоятельных позывов естества.

«Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».

Сенситивные люди чутко улавливают направленные в их адрес желания, даже если желания эти не находят выражения в слове или действии. По моему мнению, истинное, подвижническое воздержание настолько мощно по воле Господа, что всякая меньшая любовь в нем растворяется и забывается.

Не могу поверить, что Бог особенно обрадуется принесению в жертву инстинктов, которыми Он наградил нас, ибо они не могут быть дурными по сути своей.

Но ведь у того же домовладельца, к примеру, есть свои, сугубо земные обязанности, а если человек желает полностью посвятить себя служению Богу, то ему приходится отбирать для этого время у требующих своего выполнения повседневных дел, вне зависимости от важности этих дел для тех, на кого они возложены. Поэтому человек отказывается от суеты обыденности, и, не будучи связан семейными узами, естественно стремится жить в общине с единомышленниками, и жизнь эта, созданная для освобождения от мирских забот, естественно будет предельно простой.

Так возникает монашеское братство и монастырь, которые становятся естественным следствием поглощенности делами Царствия Небесного, идет ли здесь речь о посвящении себя Богу, или о служении человечеству. Принцип целибата заключается во всеобъемлющей любви Бога, а не в том, что секс нечист.

И все же иногда в плоти стремящихся к божественному служению всплывают потребность в удовлетворении инстинкта и сформированные поколениями физические привычки. В этом случае очень пригодится описанный мною метод – в особенности, для тех, кто по роду деятельности связан с проблемой чистоты в других людях и кто, следовательно, не может уберечь свой разум от мыслей, связанных с сексом.

Изъявившие желание жить высшей жизнью не должны допускать отграничения от низшей части собственного «Я», они должны «перенести свою мужественность вверх, к престолу Господню» с помощью описанного мной процесса сублимации, посвятив таким образом свои жизненные силы избранному служению.

Во многих случаях душа человека приходит к этому методу самостоятельно – экспериментальным или интуитивным путем, но не менее часто этого не происходит, и тогда попытки удержаться от проявления сексуального влечения за счет прямого волевого воздействия приводят лишь к усилению этого проявления вследствие концентрации на нем внимания – так же, как страх покраснеть неизбежно заставляет человека залиться краской.

Механизм в обоих случаях один и тот же.

Рассуждая о мудрости избрания обета безбрачия, необходимо рассмотреть приводящие к этому мотивы. Многие стремятся к этому, но крайне мало среди них избранных, и Бог принимает далеко не каждый подобный дар. Необходимо удостовериться, что причиной выбора не послужила патология, основанная на потрясении и возникшем в результате неприятии секса; что это произошло благодаря притягательной любви Бога, а не вследствие отвращения к отталкивающим свойствам человека.

В последнем случае разрешить сексуальную проблему возможно, только обнажив ее первопричину, а избавление от угнетающего комплекса ведет скорее к восстановлению возможности и желания совокупляться, чем к сознательному углублению в аскезу.

Любой мужчина, любая женщина могут стремиться к абсолютной самоотдаче в служении Господу как к высшему идеалу, но далеко не каждый готов к такому самоотречению, и отнюдь не всякий характер окажется подходящим для Совершенной Чистоты.

В нашей повседневной жизни, в обычных состояниях сознания, мы можем подчас подходить достаточно близко к Богу, хотя и не готовы к заключению Божественного Союза, и для многих наиболее подходящим обучением является работа по созданию домашнего очага.

Мы нуждаемся в ясном видении и совершенном самоконтроле, чтобы уберечься от возникновения навязчивых, неотступных желаний.

Навязчивый идеал чистоты представляет собой такую же часть сексуального комплекса, как и одержимость страстями – они вместе произрастают из общего корня в подсознании, с той лишь разницей, что последняя есть действие, тогда как первая – реакция на действие.

В случае, когда мысль постоянно возвращается к отрицанию секса, мы оказываемся такими же рабами навязчивых сексуальных идей, как и тогда, когда единственной мыслью является удовлетворение похоти.

Свободно подвешенный маятник беспрепятственно описывает дугу и не останавливается в крайних положениях. Но когда маятник замирает в одной из точек своей траектории, часы останавливаются.

Не приносите в дар Господу ущербность, но посвящайте Ему облагороженную человеческую жизнь во всей полноте и целостности – бытие, в котором Божественные Жизненные Силы мощно и свободно струятся на высших духовных уровнях. Жизнь, в которой нет ощущения незавершенности или нехватки обета безбрачия, так как она находится в постоянном соприкосновении с Божественной Жизнью.

Если принявшие целибат в силу обстоятельств поднимутся в высокие сферы духовной деятельности вместо того, чтобы дрожать за прутьями решетки – они почувствуют, что достигли внутреннего завершения и, став звеном вселенской цепи, никогда не испытают вновь чувства собственной неполноценности.

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Обет молчания Многие колдуньи после инициации или самостоятельного посвящения дают обет молчания. Означает ли это, что они не вправе рассказывать кому-либо о своем искусстве? Очевидно, нет, поскольку я рассказываю вам самые разные вещи, не нарушая своей клятвы. Так что же

Из книги Заговоры печорской целительницы Марии Федоровской на любовь нерушимую и верность голубиную автора Смородова Ирина

ВЕНЕЦ БЕЗБРАЧИЯ Венец безбрачия - это тоже порча, которую делают лютые враги и завистники. Это когда какая любовь ни случается, до венца дело никак не доходит. Обычно делают женщине, и она, бедная, мыкается, все не может найти свою половинку и с ней соединиться. Бывает

Из книги Заговоры уральской целительницы против порчи и сглаза автора Баженова Мария

Венец безбрачия Это очень распространенная порча, и делают ее только девушкам. Похожа она на вековуху. Но венец безбрачия отвращает девушку от брака, а вековуха, наоборот, нежелание выйти замуж оставляет, а возможности не дает. С венцом безбрачия девушка будет люто

Из книги Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп автора Кваша Григорий Семенович

Венец безбрачия Существует ли пресловутый венец безбрачия, по крайней мере в гороскопическом выражении, - вопрос не праздный. Человека волнует собственная судьба. Все мы по молодости стремимся в брак, а потом с ужасом обнаруживаем, что брак нам просто не интересен.Во

Из книги Мир тонких энергий. Послание непроявленного мира автора Киврин Владимир

«Венец безбрачия» Довольно редкое проклятие. Для того чтобы определить, есть ли оно, надо посмотреть на левую ладонь – на ней не будет «линий брака». Если «венец безбрачия» поставили недавно, то линий брака не будет на правой руке, но на левой руке они будут. «Венец

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Проблема аскетизма, безбрачия 18.04.35 Аскетизм, вернее, воздержание, который указывался иногда в Учениях, был вызван также как противовес тому страшному разврату, которому начало предаваться человечество. Кроме того, несомненно, для лиц, посвятивших себя практическому

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 03 автора Степанова Наталья Ивановна

Как снять венец безбрачия Снимается он очень трудно, но если уж к вам обратились с такой проблемой, то помочь нужно обязательно. Больно смотреть на несчастную женщину, на ее слезы, когда она рассказывает о своем одиночестве, о том, как приходит каждый вечер в пустую

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Как снять венец безбрачия Очень тяжело, но обязательно нужно помочь. Представить больно женщину, которой 40 лет, да хотя бы и 28, которая не была замужем. Больно смотреть на ее слезы, когда она говорит, что, приходя в пустую квартиру, не может найти себе места от тоски. Вроде и

Из книги Свами Вивекананда: вибрации высокой частоты автора Николаева Мария Владимировна

Узы братства и обет непривязанности Принятие санньясы включает в себя три основных обета: бедности, послушания и безбрачия, – и к моменту ухода учителя жизнь Вивекананды на самом деле уже отвечала всем этим требованиям, оставалось только провести формальные ритуалы

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Порча на венец безбрачия «Красив хорек, шерстинка к шерстинке, пушок к пушку, да нутро с гнилинкой. Как хорек на птицу вонь напускает, так и тебе, раб Божий (имя), для своих зазноб вечно воньким быть, не любить, не блудить, не гулять, одному сидеть да локти кусать. Чтоб ни с кем

Из книги Сокровище чаши автора Александров Глеб Юрьевич

Обет Наврунга Атланты мало верили аналитическим способностям ума, но всегда пользовались древним чутьём и представлениями, намагниченными объектом их познания.Происходило это так.Великан становился перед треногой, на которой помещался магический амулет (терафим),

Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

Врожденный венец безбрачия Посмотрите на свои ладони, по ним можно четко определить, есть ли у вас венец безбрачия, о котором так много говорится в последнее время. Вы уже знаете, что среди многочисленных линий на ладонях человека располагаются линии брака: они могут

Из книги Глубочайшее доверие к жизни автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 10 Обет милосердия бодхисаттвы Ум, который не привязан Ни к чему на свете, Не думает и не чувствует, - Гибок и текуч. Все будды и бодхисаттвы Достигают состояния Будды и нирваны, Дав обет милосердия. Природа будды означает Не-рождение и не-умирание. Так знайте, что

Из книги Опыт прошлых жизней. Как узнать о собственных ошибках и исправить их автора Линн Дениз

Обет бедности в прошлой жизни влияет на вашу сегодняшнюю жизнь Позднее я познакомилась с еще одной прошлой жизнью, которая оказывала значительное влияние на мое финансовое состояние в настоящем. Большую часть взрослой жизни я сражалась с финансами и собственностью. Как

Из книги Ваши защитные силы. Защитная магия от сглаза, порчи, проклятия автора Кашин Сергей Павлович

Венец безбрачия Венец безбрачия считается одной из самых сложных кармических проблем: женщина, на которую он «надет», не может найти себе мужа.Она не способна даже жить с мужчиной. Конечно, они в ее жизни периодически появляются, но надолго не задерживаются и исчезают без

Из книги Тайна женского имени автора Хигир Борис Юрьевич

Елизавета (библ. «Божья клятва, обет Богу, почитающая Бога») В детстве шаловливое и непоседливое существо, шустрый и милый чертенок, чье послушание исчисляется минутами. Все ей нужно, все она должна знать! В школе ее любят за веселый нрав и умение дружить. Вместе с

Безбрачие (или целибат от лат. caelibatus - "безбрачие мужчины," от caelebs - "неженатый") - образ жизни отличающийся отказом от брака . Как термин гражданского и канонического права, различают безбрачие добровольное, обязательное и принудительное.

Ветхозаветные времена и древний мир

Однако, и в языческом мире понятие о безбрачии как составной части возвышенной духовной жизни появилось в буддизме . Его основатель, Гаутама Шакьямуни , сам оставил жену и детей для отречения от мира и наставлял своих учеников пребывать в безбрачии.

Православие в Новозаветную эпоху

Понятие о безбрачии как проявлении целомудрия проявилось в Новом Завете . Так, Христос говорит что те, кому это дано, делаются "скопцами для Царства Небесного" (Мф 19, 11 -12). Хотя многие из апостолов были женаты (1 Кор 9, 5), апостол Павел оставался безбрачным и из его слов в I Послании к Коринфянам видно, что он склонялся на сторону безбрачия главным образом в силу того, что оно позволяет всецело предаваться духовной жизни, не нуждаясь заботиться о делах мира сего с целью угодить мужу или жене. Однако, он проповедует лишь такое безбрачие, которое предполагает наличие духовного целомудрия, лишенного чувственных похотей; тем, которые разжигаются страстью, он сам советует вступить в брак; наконец, целомудренное безбрачие представляется особой Божьей благодатью, которой одарены лишь некоторые (1 Кор 7, 1 -2; -9; -34; ). Исходя из этого учения о высоте безбрачия, в первые времена Христианства немалое число верующих посвятили себя воздержанию. В письме Игнатия к Поликарпу первый хвалит целомудренных, предписывая им, однако, не ставить себя поэтому выше своего епископа, который, по всему вероятию, имел жену. Афинагор в своей Πρεςβεία περι τών χριςτιανών (написанной в конце года) говорит о тех, которые старятся в безбрачии с целью жить в более тесном общении с Богом. Силу учения о богоугодности безбрачной жизни можно видеть в самооскоплении Оригена и в похвале девственности в диалоге Convivium inter decem Virgines Мефодия Патарского , самого ярого противника Оригена. С течением времени и укреплением Христианства учение о безбрачии получало все большее распространение. Было много женщин, которые, посвящая себя девственной жизни, считали себя обрученными Господу. Безбрачие, как средство и следствие отречения от мира и борьбы со страстями, сделалось необходимыми признаком монашества .

С первых лет Христианства появился запрет на брак после вступления в духовенство . Это запрещение основывается на 25 каноне апостольском , который разрешает заключение брака после вступления в клир лишь певчим и причетникам . Неокесарийский Собор года грозит лишением сана нарушителю этого правила, а Анкирский Собор года разрешает диакону объявлять перед чиноположением о намерении вступить в брак, следовательно, и осуществить свое намерение после чиноположения. Церковные правила предоставляют лицам, принятым в клир безбрачными, жениться по их желанию во время прохождения низших церковнослужительских должностей, а от нежелающих требуют обета целомудрия перед вступлением в лик священнослужителей . Многочисленные примеры из истории и церковные правила говорят также о том, что Церковь всегда позволяла духовенству оставаться вовсе безбрачным, если это делалось ради подвига воздержания.

Однако, Церковь не сочла безбрачие обязательным для духовенства . Наоборот, апостол Павел указывает что епископом должен быть человек семейный, муж одной жены, умеющий руководить своей семьей, а потому способный руководить и паствой (1 Тим 3, 2 , 4-5). В первые века Христианства упоминается много примеров женатых епископов, не говоря о священниках и диаконах . Уже с первых столетий Христианства Церкви пришлось бороться не только со древним презрением безбрачия, но и с другой крайностью презрения брака, связанной с дуалистическим учением гностиков об отрицании плоти. Апостольские правила указывают на совместимость святости священного служения и супружеской жизни, запрещая священнослужителям оставлять под предлогом благочестия своих жен. На I Вселенском Соборе многочисленные сторонники безбрачия, предположили воспретить поставленным в священнослужители продолжить брачное сожитие с женами, но Пафнутий , епископ Верхней Фиваиды, великий подвижник и девственник, убедил отцов Собора не налагать на посвященных столь тяжелого ига, могущего принести ужасный вред нравственности как самих священослужителей, так и оставленных ими жен. Гангрский Собор в середине века изрекает проклятие как хулителям Богом установленного брака всем тем, которые, подобно сторонникам Евграфия , епископа Севасты, не признавали силы священнодействий, совершаемых женатыми пресвитерами.

Высокое понятие о девственной жизни, позволяющей всецело посвятить себя духовной жизни и заботе о пастве, а также становление монашества , приобретшего высокое уважение в обществе и громадное влияние на церковные дела, обусловили с конца века ограничение на принятие епископского сана женатыми. Так установился обычай избирать только безбрачных епископов. В году, будучи избран епископом Птолемаидским, Синесий специально оговаривал себе возможность продолжать брачное сожительство. С века этот обычай стал обязательным правилом первоначально в государственном, а затем в церковным законодательстве. Царь Иустиниан Великий предписал, чтобы в епископы поставлялись лица монашествующие или же не имеющие жен, либо разлучившиеся с ними. Трулльский Собор в году постановил, чтобы жена возводимого в епископское достоинство, предварительно разлучившись с мужем своим по общему согласию, по рукоположению его в епископы вступала в монастырь , далеко отстоящий от места пребывания сего епископа, который, однако, обязан давать ей содержание. Кроме того, этот же Собор подтвердил разрешение иподиаконам, диаконам и пресвитерам, женившимся перед рукоположением, продолжать брачное сожитие с женами, угрожая вместе с тем священнослужителям, вступившим в брак после принятия священства, и епископам, продолжающим брачное сожитие, лишением сана. Таким образом в пределах Восточной Римской империи закрепилось разделение в среде духовенства на безбрачных архиереев и монахов и женатых священников и диаконов, вступающих в брак до рукоположения . Хотя это и не является требованием, мало-помалу на Востоке стали избирать епископов исключительно из монахов, вероятно ввиду убеждения, что монашеская дисциплина хорошо готовит к исполнению высоких обязанностей епископского сана.

На Западе, в Римской Церкви , тенденция к ограничению духовенства только кругом безбрачных оказалась сильней чем в пределах Восточной Римской империи. Первоначальные меры, направленные против брачной жизни духовенства, были приняты в Испании на Эльвирском Соборе или года, постановлениями которого было воспрещено диаконам, пресвитерам и епископам брачное сожитие с их женами. Отождествление безбрачия с целомудрием священнослужителей позволяет указывать на целый ряд папских посланий с порицанием нарушений последнего. Так, в письме папы Сирикия к Емерию , епископу Таррагонскому от года, являющемся первой декреталией , подлинность которой не подлежит сомнению, указано, что епископы, священники и диаконы, не соблюдающие целомудрия, не заслуживают никакого снисхождения, так как необходимо лечить железом (ножом) раны, не поддающиеся другим лекарствам. В двух декреталиях к епископам Руанскому Виктрикию и Тулузскому Екссуперию от года папа Иннокентий I возобновил вышеприведенное запрещение, угрожая за нарушение его лишением сана. Святители Лев I () и Григорий I ( -) продолжали проводить взгляды своих предшественников. Соборы Аравсионский (441) , Арелатский или ), Турский (), Толедский ( и ) установили каноны, утверждающие несовместимость брачной жизни со святостью духовного сана. Наконец, обет целомудрия стал формально обязательным для священников, диаконов и даже иподиаконов почти для всех Церквей Запада. Лишь Миланская Церковь в Ломбардии , опираясь на авторитет святителя Амвросия , до конца века держалась тех же правил что установились в Восточной Церкви. В других частях Римской Церкви старые обычаи брачной жизни держались не смотря на запреты. Много священников вступало в брак, иные открыто имели наложниц. В - веках были женатые священники и даже епископы в Италии , Испании , Германии , Франции и Англии . Дунстан , архиепископ Кентерберийский (961-968), приказал женатым священникам разлучиться с женами и заместил монахами должности тех из них, которые отказались исполнить это приказание; но мера эта недолго имела влияние и вскоре другой Кентерберийский архиепископ, Ансельм , должен был снова предписать безбрачие священникам всей Англии на местном Соборе в Вестминстере в году. В году папа Венедикт VIII добился на Павийском Соборе постановления, по которому дети духовных, рожденные свободными женщинами, становились церковными рабами без права быть когда-либо отпущенными; в году Буржский Собор выработал в том же духе целый ряд канонов, отличающихся чрезвычайной строгостью. Того же взгляда на брак духовных лиц держался и Гильдебрандт , сумевший склонить на свою сторону и в этом отношении тех пап, которыми он так искусно руководил. После вышеуказанных мер, направленных против детей духовенства, последовали не менее строгие распоряжения относительно жен клириков. Лев IX (1048-1054) издал Constitutum de castitate clericorum (Положение о целомудрии клириков ), по которому женщины, живущие с духовными лицами, признавались рабынями. Таким образом, ко времени разрыва Римской Церкви в году с Православием , на Западе уже несколько сот лет делались попытки абсолютизировать безбрачие духовенства.

Православная Церковь продолжала придерживаться устоявшего в Восточной империи порядка безбрачия для монашествующих (включая епископов) и брака для священников и диаконов. В русском языке первые получили название "черного ," а вторые - "белого " духовенства. На Руси долгое время брак был обязательным требованием к желающему принять священство. Из-за нечистой жизни многих вдовых священнослужителей святитель Московский Петр уже в XIV веке обязал овдовевших священников или диаконов постригаться в монахи, иначе ему запрещалось священнослужение. Это правило было повторено святителем Фотием в начале века и рядом Соборов (Московским , Стоглавым и др.). Московский Собор года, хотя и признал это постановление практически полезным, однако отменил его как не согласующееся с канонами Вселенской Церкви. Впрочем, и после того овдовевшие священнослужители должны были иметь от своего архиерея особое разрешение на служение, а именно: священники - епитрахильные грамоты, а диаконы - орарные или постихарные. Правила эти были отменены в году. Однако и после этого неженатый, назначавшийся на приходское священнослужительское место, обязательно должен быть вступить в брак перед рукоположением, а вдовцы совсем не могли быть поставляемы; как неимение жены, так и второбрачие одинаково преграждали им доступ к священству. Лишь с года законом было разрешено поставлять в белом духовенстве на священнослужительские степени и безженных лиц (т. е. холостых и вдовых после первого брака), если они совершенно известны епархиальному архиерею своим усердием к церкви и вполне безукоризненной жизнью, притом имеют от роду не менее 40 лет.

Римо-католицизм

В пору отпадения от Православия , в Римской Церкви борьба с браком духовенства привела к тому, что нарушение обета безбрачия духовенства было объявлено ересью , а виновные назывались "николаитами ", будучи приравнены к сектантам, анафематствованным в веке. Папе Николаю II с помощью возбужденной монахами толпы удалось смирить упорство Миланской Церкви, ранее сохранявшей обычай брачного клира - на духовенство Церкви наложены были епитимии , а архиепископ же в знак своего смирения в году должен был принять участие в Соборе в Риме , на котором было запрещено мирянам слушать литургию , если ее служил священник, имеющий в доме своем женщину. Постановления эти были подтверждены папой Александром II (1059-1063), но на практике не имели большого значения, так как они не приводились в исполнение с надлежащей строгостью.

Утверждение полного безбрачия духовенства на законодательном уровне в Римской Церкви связано с деятельностью папы Григория VII (1073-1085), активного проводника Клюнийских реформ . В году он созвал в Риме Собор , на котором прежние постановления, касающиеся безбрачия духовенства, были подтверждены и дополнены запрещением входить в церковь священникам, виновным в "блудодеянии" (fornicatio), каковым термином одинаково обозначали как наложничество, так и брак. Григорий энергично взялся за приведение в исполнение этих правил и с целью побороть всякое противодействие созвал соборы в Эрфурте , Париже () и Майнце (), которым поручил заставить священников немедленно разлучиться с их женами и наложницами. Эрфуртский и Майнцкий Соборы кончились замешательством, на Парижском Соборе все участвовавшие в нем формально отвергли папские распоряжения, признав их безрассудными, как требующие подвига, превышающего человеческие силы, наконец в иных местностях епископы прямо отказались объявить папские распоряжения пастве и подчиненному им духовенству. Но Григорий разослал повсюду легатов, снабженных обширными полномочиями, которые сумели возбудить народ против упорствующих священников. От многих епископов стали поступать жалобы на небывалые до тех пор обиды, наносимые народом духовенству, но папа остался непоколебим. С помощью монашеских орденов ему вскоре удалось побороть всякое сопротивление и заставить духовенство большинства Западно-Европейских государств подчиниться его решению. Этой победе папства немало способствовали в Германии феодальные князья и епископы, которые, находясь в постоянной борьбе с императорской властью, искали поддержки в папах.

Безбрачие духовенства, окончательно возведенное Григорием VII в церковный закон, долгое время не могло фактически установиться. После его смерти нередко еще встречаются на практике женатые священники, как об этом можно судить из распоряжения папы Урбана II () и постановлений Соборов Реймсского () и двух Латеранских ( и ). Кроме того, в различных местностях от времени до времени возобновлялось сопротивление духовенства в исполнении правил целибата, нередко вызывавшее даже вооруженные столкновения. Лишь в XII веке безбрачие клира утвердилось на Западе, а в более отдаленных от Рима государствах, как например в Венгрии и Польше , еще в XIII веке духовенство не подчинялось этому распоряжению римского престола. В Венгрии в кардинал Гвидон требовал, чтобы священники состояли в законном браке, хотя на будущее время вовсе запрещал им вступать в брак. В Польше заявленное кардиналом Петром в году на синоде гнезненского архиепископства папское распоряжение о безбрачии крайне возмутило участвовавшее в нем духовенство, которое чуть не убило представителя Рима. Князь Владислав Лясконский , побуждаемый буллами Иннокентия III , стал подвергать заключению и всячески угнетать непокорное духовенство в году. В последующей польской истории встречается немало примеров вступления в брак лиц духовных.

Хотя внешне главными мотивами полного безбрачия зачастую выставлялись нравственные и религиозные, сам папа Григорий VII сформулировал цель этой реформы в следующем положении: "Non liberari potest Ecclesia a servitute laicorum, nisi liberentur clerici ab uxoribus " ("Церковь не может освободиться от подчинения мирянам, если клирики не освободятся от своих жен ."). Порвав узы духовенства с семьей, а через нее с государством, папство могло установить полную независимость от государства. При этом никто из римо-католических богословов не считает обязательного безбрачия духовенства ни Божественным установлением, ни догматом Церкви, и римо-католицизм неизменно позволял существование брачного духовенства среди униатов . Установление безбрачия духовенства на Западе, имевшее видимой целью поднятие всего духовенства до высоты идеала девственности, мало способствовало улучшению нравственности духовенства, которое, будучи лишено законных жен, во множестве скатилось к наложничеству или противоестественным связям. Известная распущенность нравах римо-католического духовенства XIV и веков, начиная с жизни пап тех лет, даже вызывала предложения открыто установить конкубинат для священников.

Ввиду этих нестроений, попытки сохранить унаследованные из прежней православной традиции порядки смыкаются с началом Реформации в среде римо-католицизма. Так, протесты против безбрачия римо-католического духовенства высказываются уже с начала XIV века; в конце его и в начале века чешские богословы во главе Матвеем Яновым , проникнутые Виклифовым учением, резко порицают обязательное безбрачие духовенства. В гуситском движении вопрос о целибате играл немаловажную роль, и, наконец, Пражскими компактами духовенству чешских утраквистов было предоставлено в виде исключения право вступать в брак; но Римская курия не признавала законной эту уступку, сделанную Базельским Собором . В Польше в XVI веке под влиянием из среды духовенства выступает немало противников безбрачия, между которыми первое место принадлежит " (Interim, римского обряда позволяют женатым лицам быть посвященным в священнослужительские степени лишь в том случае, если их жены произнесут торжественный обет целомудрия; иподьяконы, дьяконы, священники и епископы, которые вступят в брак после рукоположения, лишаются должности и сана, брак же их признается недействительным; напротив, браки, заключенные церковнослужителями, считаются действительными если жены не были вдовами или разведенными.

Попытки добиться отмены этих правил были энергично отклонены папами Григорием XVI и Пием IX . Отрицание обязательного безбрачия стало одной из причин отложения от римо-католицизма старокатоликов . На Аугсбургское исповедание рыцарским орденам , а первоначально и к членам Ганзейского союза . Оно также соблюдалось запорожскими казаками.

Принудительное безбрачие

Безбрачие может быть формой наказания для одного или обоих супругов. В значении карательной меры безбрачие известно римскому праву, по которому в тех случаях, когда брак расторгался за прелюбодеяние, виновному запрещалось вступать в брак с лицом, участвовавшим в прелюбодеянии. Восточно-римское законодательство допускало различие между мужем и женой: неверная жена по расторжении брака осуждалась на безбрачие, а неверный муж не подвергался этому наказанию.

Каноническое право Православной Церкви запрещает брак между участниками в прелюбодеянии лишь в том случае, если последнее учинено было по предварительному соглашению виновных с той именно целью, чтобы расторгнуть прежний брак одного из них и получить возможность соединиться между собой новым браком. По церковному праву Русской Православной Церкви при расторжении брака по причине прелюбодеяния виновный в нем супруг осуждается на безбрачие. У лютеран существовало временное принудительное безбрачие, соблюдаемое после смерти супруга.

В конце XIX века Россия и ряд западных государств в некоторых случаях предписывали карательное безбрачие. В России был также запрещен брак после 80 лет, а также 4-й брак.

Литература

  • Мэ (Мау), Э., Elements du droit romain .
  • Аккариа (Accarias), Pr é cis du droit romain .
  • Гейнекциус, Ad legem Juliam et Papiam .
  • Ривиер, Des successions en droit romain .
  • Шавар (Chavard), аббат, Le c élibat des prètres et ses consé quances , Женева, 1874.
  • Смит (Smith) и Читман (Cheetman), "Celibacy," Dictionary of Christian antiquities , Лондон, 1875.
  • Шмидт, Histoire de l"Eglise d"Occident pendant le moyen âgê , Париж, 1885.
  • Августин Тейнер (Theiner), Die Einf ührung d er erzwungenen Ehelosigkeit bei den christlichen Geistlichen und ihre Folgen , 2 тт., Альтенбург, 1828 (2-е изд. 1845).
  • Lanrin, Der Celibat der Gelistlichen nach kanonischen Recht , Вена, 1880.
  • Lea, Henry, An historical sketch of sacerdotal celibacy in the christian church , Бостон, 1884.
  • Фон Шульте, Der Coelibatzwang und dessen Aufhebung , Бонн, 1876.
  • Holtzendorf, Der Priestercoelibat , Берлин, 1875.

Использованные материалы

  • "Безбрачие," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
  • "Целибат," Большая советская энциклопедия :

Ses. XXIV, Cap. X

Напр. Первое Гельветское исповедание, арт. 37; Второе Гельветское исповедание, арт. 29

Обет безбрачия (чаще употребляется слово «целибат» ) обычно дают по религиозным причинам. Кстати, слово «безбрачие» тут неверно, поскольку подразумевает лишь невступление в брак, а не запрет сексуальных отношений. Но поскольку сексуальные отношения вне брака после появления основных религий считались чем-то противоестественным, то под обетом безбрачия подразумевалось именно полное воздержание от сексуальных контактов.

Корни этого постыдного (почему постыдного, расскажем дальше) явления растут из больших пыльных книжек, которые называют Библиями. Кроме христианства, целибат практикуется как добровольное отречение от секса, с целью самоосознания в буддизме и индуизме. В мусульманстве, наоборот, поощрялось многоженство. В протестантизме к браку относятся нормально.

О воздержании в Библии

Обет безбрачия обычно ассоциируется с мужским воздержанием. Потому что женщина по Библии не может быть священником.

По поводу обета безбрачия писал апостол Павел:

Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене…Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. 1 Кор.7:32,37

Забавно, но по определенным данным сам Павел был женат. В этом вся религия…

Причины обета безбрачия в христианства

Чтобы не цитировать пространные цитаты из Библии кратко опишем причины отказа от сексуальных отношений:

  • Желание угодить богу. Кто-то спит с женщиной, кто-то — с богом. В сердце.
  • Испытание силы воли и духа. Весьма сомнительное испытание, но ладно.
  • Отказ от «греха», которым считаются сексуальные отношения в религии, даже в браке.

На самом деле, в Библии нет однозначного указания соблюдать целибат. «Мода» на целибат целиком и полностью придумана Церковью в средние века.

Жизнь после обета безбрачия

Так как после принятия целибата становится много нерастраченной сексуальной энергии, она тратится на молитвы, аскетизм, богослужение и прочие бесполезные вещи. Впрочем, так как большинство принявших обет безбрачия — люди священного сана, больше ничего другого им не остается.

В православии целибат обязателен для епископов (третья, высшая степень священства) и необязателен для диаконов (первая, низшая степень священства) и священников (вторая).

В католицизме целибат обязателен для священников, епископов и большинства диаконов. Впрочем, в обеих религиях известны случаи епископов-вдовцов и даже женатых! Что еще раз доказывает то, что Церковь трактует свои же правила, как себе удобно.

Обет безбрачия для НЕ священнослужителей

Некоторые люди дают обет безбрачия, хотя и не являются служителями Церкви. Зачастую они это делают по религиозным причинам («хочу посвятить жизнь богу»). Но есть и другие случаи. Например, известный эрудит Анатолий Вассерман дал обет безбрачия добровольно, в возрасте 17 лет , хотя является убежденным атеистом. Сделал он это «по глупости» и «чтобы не мешать изучению науки». Также невольный обет безбрачия соблюдают асексуалы — люди с редким психическим расстройством, которые не испытывают сексуального влечения.

Но обет Вассермана можно назвать скорее обетом целомудрия, поскольку целибат предполагает полное воздержание не только от секса, но и от мастурбации, которая в религии считается аутосексом (с самим собой). А он, согласно заявлением в интервью, держит огромную коллекцию п0рн0.

Женский обет безбрачия встречается очень редко. Чаще встречается женский обет целомудрия, который часто дают себе не только фанатички религии, но и убежденные феминистки.

В Албании одно время была распространена (да и сейчас встречается) «клятва безбрачия». Девушка, которая дала эту клятву, обязывается быть «клятвенной девственницей» до конца жизни, носить мужскую одежду и вести себя как мужчина. Данный обряд связан не сколько с религией, столько с «отсутствием мужчины в доме». «Раз мужиков вокруг нет, я сама стану мужиком» — рассуждает женщина. И в некотором смысле она права.

Мотивы добровольного целибата

Зачастую они связаны с психологическими комплексами, у которых растут ноги из неудач в личной жизни. Во многих странах мира отсутствует сексуальное воспитание детей, следовательно они были вынуждены узнавать всю необходимую информацию сначала из папиных видеокассет, а потом на улице.

Потерпев парочку/десятку неудач в отношениях с противоположным полом в возрасте 15-25 лет, люди иногда полностью разочаровываются в этой сфере и вынуждены искать замену невыплеснутой сексуальной энергии в другой деятельности. Если этой деятельностью станет религия, с большой вероятностью все закончится воздержанием, а потом целибатом.

Вред целибата

  • Секс необходим мужчинам, как психологически, так и физиологически. Отсутствие психологической разрядки ведет к появлению сложных комплексов, которые могут закончится чем угодно, даже преступлениями на сексуальной почве. Физиологически, воздержание может привести к простатиту, опусканию мочевого пузыря, атрофии мышц тазового дна и даже раку предстательной железы. Для женщин потребность в сексе меньше, но все равно, его отсутствие ничего хорошего не несет, как минимум в психологическом смысле.
  • Как утверждает Джон Васс, профессор-эндокринолог из Оксфордского университета, 80-90% мужчин при отсутствии половой жизни регулярно мастурбируют. И священники скорее всего относятся к их числу. А так, как мы помним, мастурбация обетом безбрачия запрещена, то получается, что большинство священнослужителей зря называют себя священнослужителями:)
  • Многие из них идут еще дальше, трактуя правила своей Церкви как заправские юристы. В догме сказано, что заниматься сексом с женщинами нельзя. Но ничего не сказано о мужчинах и детях… Поэтому так часты случаи педофилии и гомосексуализма среди католических священников. Их обычно тщательно скрывают, но в прессу инциденты все равно просачиваются. Достаточно лишь вспомнить католического священника Доменико Пеццини , который обвинялся в половом акте с 13-летним мальчиком. Так как в православии целибат обязателен только для епископов (а их не так и много), то тут случаи извращений среди священнослужителей встречаются намного реже.

___
На этом пожалуй все:) Если хотите дать обет безбрачия, подумайте, а как же продолжение рода? Когда-то на Руси была секта скопцов , которые зашли в своих обетах так далеко, что делали себе оскопление (кастрацию) , чтобы никакой зов плоти уже точно их не тревожил. Было их изначально несколько тысяч.

Знаете что с ними случилось?

Они вымерли.

Обет безбрачия — Онотоле Вассерман

Обет безбрачия принимают адепты большинства существующих мировых . Но целибат также существовал и в языческих уверованиях. Он был одним из обязательных условий служения весталок еще в Древнем Риме. Если они нарушали обет безбрачия, их наказывали особым способом - закапывали заживо.

В предпосылкой к возникновению целибата послужили слова апостола Павла. В своей речи он упомянул о том, что женатый человек скорее будет служить собственной жене, нежели богу.

В Римско-Католической целибат был узаконен во второй половине VI века, а в Византийской – в конце VII века. Но обет безбрачия смог прижиться в верующих слоях лишь к XII веку.

Целибат в европейских религиях

В нынешнее время все католические священнослужители, кроме диаконов, обязаны принимать целибат. Определенные поблажки возможны лишь для священников, которые пришли из англиканства. В данном случае они могут беспрепятственно продолжать свои семейные отношения.

В православной вере служителям бога вступать в брак разрешено, но епископами могут стать лишь безбрачные или монашествующие священники.

В отличие от и католичества, и протестанты наоборот чествуют женатых священников.

Целибат в восточных религиях

В индуизме целибат носит название брахмачария. Он подразумевает под собой воздержание от контактов с женщиной и должен соблюдаться на последних стадиях жизни - отшельничестве и аскетизме. Только в одной Индии на данный момент существует около 5 млн монахов, которые придерживаются целибата. Интересным является тот факт, что вместо наслаждения от сексуальной близости монахи желают получить взамен сверхспособности, к примеру, уметь летать, по воде или становиться невидимыми для человеческого взора.

Точно также обет безбрачия соблюдается и . Но в некоторых его ответвлениях монахам дается право ходить в публичные дома.

Религии без целибата

Две мировые религии не приемлют воздержания и безбрачия. Речь идет о и . Пророк Мухаммед пропагандировал сексуальные отношения, а вот евреи не могут воздерживаться от половых связей по определению, поскольку богоизбранный народ должен приумножаться.

Целибата могут придерживаться не только по мотивам религии. Перед соревнованиями некоторые спортсмены специально воздерживаются, чтобы сохранить силы. Еще в Древней Греции обет воздержания был обязательным для атлетов.

В католицизме все гораздо сложнее и строже. Обязательное безбрачие пасторов было возведено в ранг закона при Папе Григории (VII век). Целибат был тогда признан абсолютно необходимой мерой. Считается, что только неженатый мужчина не отвлекается на мирские дела и полностью посвящает себя Богу. Он не делит свою любовь между Господом и женщиной.

Целибат - не просто запрет на брачные отношения и рождение детей. Это полный отказ от каких бы то ни было половых контактов. Католический пастор не имеет права заводить романтические отношения или с вожделением смотреть на женщину. Претендент, ранее состоявший в браке, не получит священнического сана.

Вопросам безбрачия полностью посвящен 16-ый пункт Ватиканского Собора, который проходил в 1962-1965 годах. Интересно, что до узаконения целибата малым чинам (диаконам и пр.) католической церкви жениться разрешалось, но практически этого никто не делал, ведь любой такой чин - это всего лишь одна из ступеней на пути посвящения в пасторы. В католицизме значение имеет не только духовное самосовершенствование, но и определенный «карьерный» рост священников.

В XX веке учредили институт так называемых «постоянных диаконов». Те могут заключать брачные узы, но получать сан священника - нет. В очень редких случаях может быть рукоположен женатый пастор, перешедший в католичество из протестантизма. В последние десятилетия вопрос необходимости целибата активно обсуждается, но изменений в законах церкви пока не было.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...