Обязательное безбрачие духовенства есть в. Целибат в раннем христианстве. Целибат – что это

Копірайт зображення Getty

После очередного секс-скандала, в котором оказался замешан один из католических священников высокого ранга, общество вновь заговорило о целибате. Насколько реально для человека постоянно воздерживаться от удовлетворения половых потребностей?

Целибат - от латинского слова "неженатый" - не тождественно воздержанию.

В точном смысле слова - это состояние, когда человек обходится без секса всю жизнь.

Возержание может быть временным. Кроме того, можно воздерживаться от секса, находясь в отношениях. Зато настоящий целибат - это отсутствие и половой жизни, и партнера. Хотя многие употребляет это слово в более мягком смысле.

Эта тема снова вернулась на страницы британских газет после того, как кардинал Кейт О"Брайен, обвиненный в "непристойном поведении", признал, что вел "половую жизнь", что шло вразрез с его саном.

Как священнослужитель он должен воздерживаться от секса и полностью посвятить себя Богу и своей пастве. Кстати, того же ждут и от буддистских монахов. В обеих религиях запрет распространяется также и на мастурбацию.

Нерелигиозным людям трудно понять это требование.

Все католические священнослужители - мужчины, и хотя некоторые женщины, преимущественно монахини, также дают обет безбрачия, предметом дискуссий является именно мужской целибат.

Возможен ли вообще целибат в строгом смысле?

Тестостерон заставляет мужчин хотеть секса, говорит Джон Васс, профессор-эндокринолог из Оксфордского университета. У женщин эта потребность выражена в меньшей степени из-за того, что тестостерон у них сбалансирован эстрогеном. "Поэтому я бы назвал целибат абсолютно ненормальным состоянием", - говорит профессор.

Около 80-90% мужчин мастурбируют, утверждает он, и священники, скорее всего, не исключение.

Данные исследований доказывают: мужчины, которые эякулируют чаще, менее подвержены заболеванию раком простаты. Следовательно, "целибат - не очень здоровая практика", - заключает Васс.

Многие на чисто физическом уровне не могут себе представить, как можно провести всю жизнь без секса.

Копірайт зображення BBC World Service Image caption Буддистские монахи должны соблюдать целибат

Джимми О"Брайен, который отказался от сана, чтобы жениться, вспоминает, как трудно было молодым священникам: "Приходилось бороться со своими влечениями. Для многих это была ежедневная битва, другим воздержание давалось легче".

Впрочем, физические желания можно преодолеть силой разума, утверждает буддист Вишвапани, ведущий Radio 4, например, посредством медитации: "Некоторые люди вполне успешно это практикуют. Иногда это требует определенных усилий. Но я не верю, что человек биологически не способен воздерживаться".

Отец Стивен Ванг, декан семинарии Аллен Холл, говорит, что большинство священников выдерживают целибат. "Это возможно, если человек имеет внутреннюю силу и веру, а также поддержку извне". Он сравнивает это с соблюдением супружеской верности.

Мастурбация - не выход для тех, кто дал обет, говорит Ванг. "Для каждого христианина мастурбация, секс до брака или вне брака - это грех. Католикам запрещено мастурбировать, потому что это делает человека эгоистичным, погруженным в себя и мешает ему впустить в свое сердце других людей".

Конечно, миллионы христиан с позицией отца Ванга бы не согласились.

Целибат трудно соблюдать не только из-за биологии, говорит Джимми О"Брайен. Он вспоминает, что когда был священником, женщины порой воспринимали его как "запретный плод" или "вызов". Но самым тяжелым для него было не иметь рядом близкого человека.

"Мы всего лишь люди, - говорит он, - и иногда чувствуем себя одинокими. Большинству хочется разделить жизнь с кем-то".

Западное общество придает поиску романтического партнера огромную важность. И пожертвовать этим - значит отказаться от чего-то очень важного.

"Ты теряешь возможность жить с человеком, которому доверяешь в главных вещах", - говорит Вишвапани. Он также женат, потому что хотел иметь такого человека в своей жизни.

Современная жизнь слишком сексуализирована и индивидуалистична, говорит он. Люди прошлых веков либо женились, либо не имели половой жизни. Нам же доступно гораздо больше вариантов.

Ганди и целибат

  • Индийский национальный лидер Махатма Ганди (1869-1948) в 1906 году дал обет воздерживаться от секса.
  • Он следовал практике брахмачарья - духовному пути, целью которого является достичь контроля над своими желаниями.
  • Чтобы проверить свою выдержку, Ганди часто спал рядом с обнаженными молодыми девушками. Таким образом воздержание от секса он называл "стоимостным экспериментом".

"В традиционном обществе одинокий человек просто не мог быть сексуально активным. Поэтому люди охотнее брали на себя роли, которые требовали воздержания, такие как роль священника". А сейчас количество людей на Западе, готовых дать обет безбрачия, радикально уменьшилось.

Многие католики, включая кардинала О"Брайена, призывали переосмыслить необходимость целибата.

Но для Вишвапани проблема не в самом этом явлении, а в требовании соблюдать его всю жизнь. "Проблемы возникают тогда, когда человек уже не может воздерживаться, но при этом не имеет никакой нравственной возможности удовлетворить свою сексуальность", - говорит он.

Кроме того, надо учитывать и то, почему некоторые люди выбирают целибат. В нетолерантных обществах геи могут становиться священниками, поскольку эта профессия позволяет спрятаться от секса.

Некоторые утверждают, что проблемы с целибатом начинаются тогда, когда он становится институционально закрепленным.

Не следует заставлять священников подавлять свои влечения или скрывать свою сексуальную жизнь, считает Элизабет Эбботт, автор труда "История целибата". "Уже тысячу лет мы видим, что это не работает. Целибат приводит к ужасным вещам", - говорит она.

По мнению Джимми О"Брайена, новый папа должен обязательно обратиться к вопросу целибата. Бывший священник женат уже 23 года и не сомневается, что сделал правильный выбор.

"Удовлетворив свою потребность в семье, я теперь могу больше давать Церкви, чем мог до этого", - говорит он.

Но отец Ванг утверждает, что люди просто неправильно понимают целибат. По его словам, такой обет позволяет священнику установить особые отношения с Богом и прихожанами.

"Это не угнетение. Целибат учит особой любви".

По его словам, воздерживаться должны не только священники, но и каждый, кто не состоит в браке. Кроме того, священник полностью отрицает связь между целибатом и скандалами, о которых часто пишут СМИ.

"Неправда, что целибат приводит к сексуальной дисфункции или домогательствам. К сожалению, сексуальные скандалы случаются в разных организациях, и в них замешаны женатые мужчины, не только те, кто придерживается целибата", - говорит он.

Целибат не является вопросом веры, добавляет доктор Сандра Белл, антрополог из Дургемского университета и автор труда "Целибат, культура и общество".

"Для католической церкви это просто один из законов. Если англиканец хочет перейти в католицизм, он не должен расставаться с женой, и это доказывает, что целибат не относится к области веры, это не религиозное убеждение".

Иеромонах Иов, отвечая на вопрос о протестантизме, пишет следующее: "Очевидно, что чем больше в человеке духовного и меньше плотского, тем больше в нем Божественного"."Монах должен влачить существование в бедности и целомудрии, как велит устав святого Августина." Почему это правило не распространяется на православных приходских священников? Для них что, личная святость второстепенна? Католические священники все, без исключения, дают обет безбрачия и должны соблюдать целибат. Почему православная церковь идет в этом случае на компромисс?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В отношении к браку священников Православная Церковь руководствуется 13-м правилом 6 Вселенского Собора: "Понеже мы уведали, что в Римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быть удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу Апостольскаго благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимнаго в приличное время соединения. И тако, кто явится достойным рукоположения во иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятсятвием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законнаго сообщения с женою своею; дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф.19:6). И Апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13:4)». Опыт показывает, что всё зависит от личного подвига и аскезы, а не от внешнего. Такие священники как св. Иоанн Кронштадтский, св. Алексий Мечев, протоиерей Валентин Амфитеатров и др. и в браке были высоко духовными людьми и достигли святости, а иные и в безбрачии полны земных пристрастий и много имеют в себе плотского.

В ответе, который цитируется в письме, говорилось не о внешнем положении христианина, а внутреннем отношении к духовной жизни: протестантизм, в противоположность святым отцам-подвижникам, движим мотивами "раскрепощения" земного человека.

Безбрачие (или целибат от лат. caelibatus - "безбрачие мужчины," от caelebs - "неженатый") - образ жизни отличающийся отказом от брака . Как термин гражданского и канонического права, различают безбрачие добровольное, обязательное и принудительное.

Ветхозаветные времена и древний мир

Однако, и в языческом мире понятие о безбрачии как составной части возвышенной духовной жизни появилось в буддизме . Его основатель, Гаутама Шакьямуни , сам оставил жену и детей для отречения от мира и наставлял своих учеников пребывать в безбрачии.

Православие в Новозаветную эпоху

Понятие о безбрачии как проявлении целомудрия проявилось в Новом Завете . Так, Христос говорит что те, кому это дано, делаются "скопцами для Царства Небесного" (Мф 19, 11 -12). Хотя многие из апостолов были женаты (1 Кор 9, 5), апостол Павел оставался безбрачным и из его слов в I Послании к Коринфянам видно, что он склонялся на сторону безбрачия главным образом в силу того, что оно позволяет всецело предаваться духовной жизни, не нуждаясь заботиться о делах мира сего с целью угодить мужу или жене. Однако, он проповедует лишь такое безбрачие, которое предполагает наличие духовного целомудрия, лишенного чувственных похотей; тем, которые разжигаются страстью, он сам советует вступить в брак; наконец, целомудренное безбрачие представляется особой Божьей благодатью, которой одарены лишь некоторые (1 Кор 7, 1 -2; -9; -34; ). Исходя из этого учения о высоте безбрачия, в первые времена Христианства немалое число верующих посвятили себя воздержанию. В письме Игнатия к Поликарпу первый хвалит целомудренных, предписывая им, однако, не ставить себя поэтому выше своего епископа, который, по всему вероятию, имел жену. Афинагор в своей Πρεςβεία περι τών χριςτιανών (написанной в конце года) говорит о тех, которые старятся в безбрачии с целью жить в более тесном общении с Богом. Силу учения о богоугодности безбрачной жизни можно видеть в самооскоплении Оригена и в похвале девственности в диалоге Convivium inter decem Virgines Мефодия Патарского , самого ярого противника Оригена. С течением времени и укреплением Христианства учение о безбрачии получало все большее распространение. Было много женщин, которые, посвящая себя девственной жизни, считали себя обрученными Господу. Безбрачие, как средство и следствие отречения от мира и борьбы со страстями, сделалось необходимыми признаком монашества .

С первых лет Христианства появился запрет на брак после вступления в духовенство . Это запрещение основывается на 25 каноне апостольском , который разрешает заключение брака после вступления в клир лишь певчим и причетникам . Неокесарийский Собор года грозит лишением сана нарушителю этого правила, а Анкирский Собор года разрешает диакону объявлять перед чиноположением о намерении вступить в брак, следовательно, и осуществить свое намерение после чиноположения. Церковные правила предоставляют лицам, принятым в клир безбрачными, жениться по их желанию во время прохождения низших церковнослужительских должностей, а от нежелающих требуют обета целомудрия перед вступлением в лик священнослужителей . Многочисленные примеры из истории и церковные правила говорят также о том, что Церковь всегда позволяла духовенству оставаться вовсе безбрачным, если это делалось ради подвига воздержания.

Однако, Церковь не сочла безбрачие обязательным для духовенства . Наоборот, апостол Павел указывает что епископом должен быть человек семейный, муж одной жены, умеющий руководить своей семьей, а потому способный руководить и паствой (1 Тим 3, 2 , 4-5). В первые века Христианства упоминается много примеров женатых епископов, не говоря о священниках и диаконах . Уже с первых столетий Христианства Церкви пришлось бороться не только со древним презрением безбрачия, но и с другой крайностью презрения брака, связанной с дуалистическим учением гностиков об отрицании плоти. Апостольские правила указывают на совместимость святости священного служения и супружеской жизни, запрещая священнослужителям оставлять под предлогом благочестия своих жен. На I Вселенском Соборе многочисленные сторонники безбрачия, предположили воспретить поставленным в священнослужители продолжить брачное сожитие с женами, но Пафнутий , епископ Верхней Фиваиды, великий подвижник и девственник, убедил отцов Собора не налагать на посвященных столь тяжелого ига, могущего принести ужасный вред нравственности как самих священослужителей, так и оставленных ими жен. Гангрский Собор в середине века изрекает проклятие как хулителям Богом установленного брака всем тем, которые, подобно сторонникам Евграфия , епископа Севасты, не признавали силы священнодействий, совершаемых женатыми пресвитерами.

Высокое понятие о девственной жизни, позволяющей всецело посвятить себя духовной жизни и заботе о пастве, а также становление монашества , приобретшего высокое уважение в обществе и громадное влияние на церковные дела, обусловили с конца века ограничение на принятие епископского сана женатыми. Так установился обычай избирать только безбрачных епископов. В году, будучи избран епископом Птолемаидским, Синесий специально оговаривал себе возможность продолжать брачное сожительство. С века этот обычай стал обязательным правилом первоначально в государственном, а затем в церковным законодательстве. Царь Иустиниан Великий предписал, чтобы в епископы поставлялись лица монашествующие или же не имеющие жен, либо разлучившиеся с ними. Трулльский Собор в году постановил, чтобы жена возводимого в епископское достоинство, предварительно разлучившись с мужем своим по общему согласию, по рукоположению его в епископы вступала в монастырь , далеко отстоящий от места пребывания сего епископа, который, однако, обязан давать ей содержание. Кроме того, этот же Собор подтвердил разрешение иподиаконам, диаконам и пресвитерам, женившимся перед рукоположением, продолжать брачное сожитие с женами, угрожая вместе с тем священнослужителям, вступившим в брак после принятия священства, и епископам, продолжающим брачное сожитие, лишением сана. Таким образом в пределах Восточной Римской империи закрепилось разделение в среде духовенства на безбрачных архиереев и монахов и женатых священников и диаконов, вступающих в брак до рукоположения . Хотя это и не является требованием, мало-помалу на Востоке стали избирать епископов исключительно из монахов, вероятно ввиду убеждения, что монашеская дисциплина хорошо готовит к исполнению высоких обязанностей епископского сана.

На Западе, в Римской Церкви , тенденция к ограничению духовенства только кругом безбрачных оказалась сильней чем в пределах Восточной Римской империи. Первоначальные меры, направленные против брачной жизни духовенства, были приняты в Испании на Эльвирском Соборе или года, постановлениями которого было воспрещено диаконам, пресвитерам и епископам брачное сожитие с их женами. Отождествление безбрачия с целомудрием священнослужителей позволяет указывать на целый ряд папских посланий с порицанием нарушений последнего. Так, в письме папы Сирикия к Емерию , епископу Таррагонскому от года, являющемся первой декреталией , подлинность которой не подлежит сомнению, указано, что епископы, священники и диаконы, не соблюдающие целомудрия, не заслуживают никакого снисхождения, так как необходимо лечить железом (ножом) раны, не поддающиеся другим лекарствам. В двух декреталиях к епископам Руанскому Виктрикию и Тулузскому Екссуперию от года папа Иннокентий I возобновил вышеприведенное запрещение, угрожая за нарушение его лишением сана. Святители Лев I () и Григорий I ( -) продолжали проводить взгляды своих предшественников. Соборы Аравсионский (441) , Арелатский или ), Турский (), Толедский ( и ) установили каноны, утверждающие несовместимость брачной жизни со святостью духовного сана. Наконец, обет целомудрия стал формально обязательным для священников, диаконов и даже иподиаконов почти для всех Церквей Запада. Лишь Миланская Церковь в Ломбардии , опираясь на авторитет святителя Амвросия , до конца века держалась тех же правил что установились в Восточной Церкви. В других частях Римской Церкви старые обычаи брачной жизни держались не смотря на запреты. Много священников вступало в брак, иные открыто имели наложниц. В - веках были женатые священники и даже епископы в Италии , Испании , Германии , Франции и Англии . Дунстан , архиепископ Кентерберийский (961-968), приказал женатым священникам разлучиться с женами и заместил монахами должности тех из них, которые отказались исполнить это приказание; но мера эта недолго имела влияние и вскоре другой Кентерберийский архиепископ, Ансельм , должен был снова предписать безбрачие священникам всей Англии на местном Соборе в Вестминстере в году. В году папа Венедикт VIII добился на Павийском Соборе постановления, по которому дети духовных, рожденные свободными женщинами, становились церковными рабами без права быть когда-либо отпущенными; в году Буржский Собор выработал в том же духе целый ряд канонов, отличающихся чрезвычайной строгостью. Того же взгляда на брак духовных лиц держался и Гильдебрандт , сумевший склонить на свою сторону и в этом отношении тех пап, которыми он так искусно руководил. После вышеуказанных мер, направленных против детей духовенства, последовали не менее строгие распоряжения относительно жен клириков. Лев IX (1048-1054) издал Constitutum de castitate clericorum (Положение о целомудрии клириков ), по которому женщины, живущие с духовными лицами, признавались рабынями. Таким образом, ко времени разрыва Римской Церкви в году с Православием , на Западе уже несколько сот лет делались попытки абсолютизировать безбрачие духовенства.

Православная Церковь продолжала придерживаться устоявшего в Восточной империи порядка безбрачия для монашествующих (включая епископов) и брака для священников и диаконов. В русском языке первые получили название "черного ," а вторые - "белого " духовенства. На Руси долгое время брак был обязательным требованием к желающему принять священство. Из-за нечистой жизни многих вдовых священнослужителей святитель Московский Петр уже в XIV веке обязал овдовевших священников или диаконов постригаться в монахи, иначе ему запрещалось священнослужение. Это правило было повторено святителем Фотием в начале века и рядом Соборов (Московским , Стоглавым и др.). Московский Собор года, хотя и признал это постановление практически полезным, однако отменил его как не согласующееся с канонами Вселенской Церкви. Впрочем, и после того овдовевшие священнослужители должны были иметь от своего архиерея особое разрешение на служение, а именно: священники - епитрахильные грамоты, а диаконы - орарные или постихарные. Правила эти были отменены в году. Однако и после этого неженатый, назначавшийся на приходское священнослужительское место, обязательно должен быть вступить в брак перед рукоположением, а вдовцы совсем не могли быть поставляемы; как неимение жены, так и второбрачие одинаково преграждали им доступ к священству. Лишь с года законом было разрешено поставлять в белом духовенстве на священнослужительские степени и безженных лиц (т. е. холостых и вдовых после первого брака), если они совершенно известны епархиальному архиерею своим усердием к церкви и вполне безукоризненной жизнью, притом имеют от роду не менее 40 лет.

Римо-католицизм

В пору отпадения от Православия , в Римской Церкви борьба с браком духовенства привела к тому, что нарушение обета безбрачия духовенства было объявлено ересью , а виновные назывались "николаитами ", будучи приравнены к сектантам, анафематствованным в веке. Папе Николаю II с помощью возбужденной монахами толпы удалось смирить упорство Миланской Церкви, ранее сохранявшей обычай брачного клира - на духовенство Церкви наложены были епитимии , а архиепископ же в знак своего смирения в году должен был принять участие в Соборе в Риме , на котором было запрещено мирянам слушать литургию , если ее служил священник, имеющий в доме своем женщину. Постановления эти были подтверждены папой Александром II (1059-1063), но на практике не имели большого значения, так как они не приводились в исполнение с надлежащей строгостью.

Утверждение полного безбрачия духовенства на законодательном уровне в Римской Церкви связано с деятельностью папы Григория VII (1073-1085), активного проводника Клюнийских реформ . В году он созвал в Риме Собор , на котором прежние постановления, касающиеся безбрачия духовенства, были подтверждены и дополнены запрещением входить в церковь священникам, виновным в "блудодеянии" (fornicatio), каковым термином одинаково обозначали как наложничество, так и брак. Григорий энергично взялся за приведение в исполнение этих правил и с целью побороть всякое противодействие созвал соборы в Эрфурте , Париже () и Майнце (), которым поручил заставить священников немедленно разлучиться с их женами и наложницами. Эрфуртский и Майнцкий Соборы кончились замешательством, на Парижском Соборе все участвовавшие в нем формально отвергли папские распоряжения, признав их безрассудными, как требующие подвига, превышающего человеческие силы, наконец в иных местностях епископы прямо отказались объявить папские распоряжения пастве и подчиненному им духовенству. Но Григорий разослал повсюду легатов, снабженных обширными полномочиями, которые сумели возбудить народ против упорствующих священников. От многих епископов стали поступать жалобы на небывалые до тех пор обиды, наносимые народом духовенству, но папа остался непоколебим. С помощью монашеских орденов ему вскоре удалось побороть всякое сопротивление и заставить духовенство большинства Западно-Европейских государств подчиниться его решению. Этой победе папства немало способствовали в Германии феодальные князья и епископы, которые, находясь в постоянной борьбе с императорской властью, искали поддержки в папах.

Безбрачие духовенства, окончательно возведенное Григорием VII в церковный закон, долгое время не могло фактически установиться. После его смерти нередко еще встречаются на практике женатые священники, как об этом можно судить из распоряжения папы Урбана II () и постановлений Соборов Реймсского () и двух Латеранских ( и ). Кроме того, в различных местностях от времени до времени возобновлялось сопротивление духовенства в исполнении правил целибата, нередко вызывавшее даже вооруженные столкновения. Лишь в XII веке безбрачие клира утвердилось на Западе, а в более отдаленных от Рима государствах, как например в Венгрии и Польше , еще в XIII веке духовенство не подчинялось этому распоряжению римского престола. В Венгрии в кардинал Гвидон требовал, чтобы священники состояли в законном браке, хотя на будущее время вовсе запрещал им вступать в брак. В Польше заявленное кардиналом Петром в году на синоде гнезненского архиепископства папское распоряжение о безбрачии крайне возмутило участвовавшее в нем духовенство, которое чуть не убило представителя Рима. Князь Владислав Лясконский , побуждаемый буллами Иннокентия III , стал подвергать заключению и всячески угнетать непокорное духовенство в году. В последующей польской истории встречается немало примеров вступления в брак лиц духовных.

Хотя внешне главными мотивами полного безбрачия зачастую выставлялись нравственные и религиозные, сам папа Григорий VII сформулировал цель этой реформы в следующем положении: "Non liberari potest Ecclesia a servitute laicorum, nisi liberentur clerici ab uxoribus " ("Церковь не может освободиться от подчинения мирянам, если клирики не освободятся от своих жен ."). Порвав узы духовенства с семьей, а через нее с государством, папство могло установить полную независимость от государства. При этом никто из римо-католических богословов не считает обязательного безбрачия духовенства ни Божественным установлением, ни догматом Церкви, и римо-католицизм неизменно позволял существование брачного духовенства среди униатов . Установление безбрачия духовенства на Западе, имевшее видимой целью поднятие всего духовенства до высоты идеала девственности, мало способствовало улучшению нравственности духовенства, которое, будучи лишено законных жен, во множестве скатилось к наложничеству или противоестественным связям. Известная распущенность нравах римо-католического духовенства XIV и веков, начиная с жизни пап тех лет, даже вызывала предложения открыто установить конкубинат для священников.

Ввиду этих нестроений, попытки сохранить унаследованные из прежней православной традиции порядки смыкаются с началом Реформации в среде римо-католицизма. Так, протесты против безбрачия римо-католического духовенства высказываются уже с начала XIV века; в конце его и в начале века чешские богословы во главе Матвеем Яновым , проникнутые Виклифовым учением, резко порицают обязательное безбрачие духовенства. В гуситском движении вопрос о целибате играл немаловажную роль, и, наконец, Пражскими компактами духовенству чешских утраквистов было предоставлено в виде исключения право вступать в брак; но Римская курия не признавала законной эту уступку, сделанную Базельским Собором . В Польше в XVI веке под влиянием из среды духовенства выступает немало противников безбрачия, между которыми первое место принадлежит " (Interim, римского обряда позволяют женатым лицам быть посвященным в священнослужительские степени лишь в том случае, если их жены произнесут торжественный обет целомудрия; иподьяконы, дьяконы, священники и епископы, которые вступят в брак после рукоположения, лишаются должности и сана, брак же их признается недействительным; напротив, браки, заключенные церковнослужителями, считаются действительными если жены не были вдовами или разведенными.

Попытки добиться отмены этих правил были энергично отклонены папами Григорием XVI и Пием IX . Отрицание обязательного безбрачия стало одной из причин отложения от римо-католицизма старокатоликов . На Аугсбургское исповедание рыцарским орденам , а первоначально и к членам Ганзейского союза . Оно также соблюдалось запорожскими казаками.

Принудительное безбрачие

Безбрачие может быть формой наказания для одного или обоих супругов. В значении карательной меры безбрачие известно римскому праву, по которому в тех случаях, когда брак расторгался за прелюбодеяние, виновному запрещалось вступать в брак с лицом, участвовавшим в прелюбодеянии. Восточно-римское законодательство допускало различие между мужем и женой: неверная жена по расторжении брака осуждалась на безбрачие, а неверный муж не подвергался этому наказанию.

Каноническое право Православной Церкви запрещает брак между участниками в прелюбодеянии лишь в том случае, если последнее учинено было по предварительному соглашению виновных с той именно целью, чтобы расторгнуть прежний брак одного из них и получить возможность соединиться между собой новым браком. По церковному праву Русской Православной Церкви при расторжении брака по причине прелюбодеяния виновный в нем супруг осуждается на безбрачие. У лютеран существовало временное принудительное безбрачие, соблюдаемое после смерти супруга.

В конце XIX века Россия и ряд западных государств в некоторых случаях предписывали карательное безбрачие. В России был также запрещен брак после 80 лет, а также 4-й брак.

Литература

  • Мэ (Мау), Э., Elements du droit romain .
  • Аккариа (Accarias), Pr é cis du droit romain .
  • Гейнекциус, Ad legem Juliam et Papiam .
  • Ривиер, Des successions en droit romain .
  • Шавар (Chavard), аббат, Le c élibat des prètres et ses consé quances , Женева, 1874.
  • Смит (Smith) и Читман (Cheetman), "Celibacy," Dictionary of Christian antiquities , Лондон, 1875.
  • Шмидт, Histoire de l"Eglise d"Occident pendant le moyen âgê , Париж, 1885.
  • Августин Тейнер (Theiner), Die Einf ührung d er erzwungenen Ehelosigkeit bei den christlichen Geistlichen und ihre Folgen , 2 тт., Альтенбург, 1828 (2-е изд. 1845).
  • Lanrin, Der Celibat der Gelistlichen nach kanonischen Recht , Вена, 1880.
  • Lea, Henry, An historical sketch of sacerdotal celibacy in the christian church , Бостон, 1884.
  • Фон Шульте, Der Coelibatzwang und dessen Aufhebung , Бонн, 1876.
  • Holtzendorf, Der Priestercoelibat , Берлин, 1875.

Использованные материалы

  • "Безбрачие," энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
  • "Целибат," Большая советская энциклопедия :

Ses. XXIV, Cap. X

Напр. Первое Гельветское исповедание, арт. 37; Второе Гельветское исповедание, арт. 29

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Считается [кем? ] , что обет безбрачия как таковой был распространён в Церкви , как на Западе, так и на Востоке, хотя документов об этом дошло немного. Апостол Павел писал, что в браке нет ничего плохого, но соблюдающий безбрачие поступает лучше:

    Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене...Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.1Кор.
    «Понеже мы уведали, что в Римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быть удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу Апостольскаго благоустройства и порядка , соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимнаго в приличное время соединения . И тако, кто явится достойным рукоположения во иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятсятвием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою ; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законнаго сообщения с женою своею ; дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак . Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф.19:6). И Апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13:4)».

    Практика же рукоположения безбрачного духовенства в Русской Православной, в Российской еще Церкви, имеет своё конкретное начало в лице А. В. Горского . Сподвиг его на этот совершенно новый тогда для Российской церкви шаг митрополит Филарет , написавший целый трактат о примерах целибатных рукоположений, которые были в Древней Церкви и в позднейшей церковной истории.

    В католицизме

    Целибат католических священников был узаконен в Западной Церкви в эпоху папы Григория Великого ( -), но утвердился де факто только к XI веку (в правление папы Григория VII) после Григорианских реформ . В Восточной Церкви целибат отверг Трулльский собор ( -), не признанный католицизмом.

    Обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство. Священникам запрещено вступать в брак или состоять в ранее заключённом браке. Недействительными объявляются также попытки заключения брака, предпринятые после посвящения в сан , начиная с диаконского.

    Безбрачию духовенства посвящён отдельный пункт (п. 16) декрета Второго Ватиканского Собора о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum ordinis ».

    Presbyterorum Ordinis, 16 (цитата)

    Совершенное и постоянное воздержание ради Царства Небесного, предлагаемое Христом Господом, на протяжении веков и даже в наши дни добровольно принимаемое и похвально соблюдаемое немалым числом верных Христу, Церковь всегда считала особенно важным для священнической жизни. Оно является знамением пастырской любви и в то же время побуждением к ней, особым источником духовной плодотворности в мире. Конечно, оно не требуется самой природой священства, как это видно из практики древней Церкви и традиции Восточных Церквей, где, кроме тех, кто по дару благодати вместе со всеми Епископами решает соблюдать безбрачие, есть также весьма достойные женатые Пресвитеры. Поэтому, когда Святейший Собор предлагает безбрачие для духовенства, он никоим образом не намеревается менять иную дисциплину, которая законным образом действует в Восточных Церквах. С любовью призывает он всех, кто принял священство, уже состоя в браке, оставаться в своём святом призвании, продолжая со щедрой полнотой посвящать свою жизнь вверенному им стаду.

    Однако безбрачие приличествует священству по многим соображениям. Ведь миссия священника целиком посвящена служению новому человечеству, которое Христос, Победитель смерти, пробуждает в этом мире Своим Духом и которое имеет свой источник «ни от крови, ни от хотения плоти, и ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин 1, 13). Соблюдая девственность или безбрачие ради Царства Небесного, Пресвитеры посвящают себя Христу в новом и возвышенном качестве, легче с нераздельным сердцем следуют Ему, свободнее посвящают себя в Нём и через Него на служение Богу и людям, успешнее служат Его Царству и делу благодатного нового рождения и таким образом оказываются способнее к принятию более широкого отцовства во Христе. Этим они свидетельствуют перед людьми, что хотят безраздельно посвятить себя порученному им служению, то есть обручать верных Единому Мужу и представить их Христу чистой девой, напоминая о таинственном брачном союзе, который основан Богом и в грядущие сроки явится во всей полноте - о том союзе, в силу которого Церковь имеет Единого Жениха: Христа. Наконец, они становятся живым знамением грядущего мира, уже присутствующего через веру и любовь, в котором чада воскресения не будут ни жениться, ни выходить замуж.

    Этими соображениями, основанными на тайне Христа и Его посланничества, безбрачие, которое прежде лишь рекомендовалось священникам, было впоследствии в Латинской Церкви предписано законом всем, кого возводят в священный сан. Сей Святейший Собор вновь одобряет и подтверждает это законодательство в отношении предназначаемых к Пресвитерату. Уповая на Дух, он верит, что дар безбрачия, столь подобающий священству Нового Завета, щедро даруется Отцом, если те, кто участвует в священстве Христа через таинство рукоположения, а также вся Церковь в целом, будут смиренно и настойчиво просить об этом. Священный Собор призывает также всех Пресвитеров, которые свободно и добровольно, уповая на благодать Божию, приняли святое безбрачие по примеру Христа, к тому, чтобы, всей душой и всем сердцем держась этого состояния и верно в нём пребывая, они признавали его преславным даром, который был дан им Отцом и так явно превозносится Господом, а также памятовать о великих тайнах, знаменуемых и осуществляемых в нём. И чем более в современном мире совершенное воздержание считается многим людьми невозможным, тем с бо́льшим смирением и постоянством Пресвитеры вместе с Церковью будут испрашивать благодать верности, в которой никогда не отказывается просящим о ней, употребляя одновременно сверхъестественные и естественные средства, имеющиеся в распоряжении у всех. Они должны прежде всего следовать тем аскетическим правилам, которые утверждены опытом Церкви и не менее необходимы в современном мире. Итак, сей Святейший Собор призывает не только священников, но и всех верных дорожить этим драгоценным даром безбрачия священников и просить Бога, чтобы Он всегда изобильно наделял этим даром Свою Церковь .

    В "Кратких Краковских анналах" (ANNALES CRACOVIENSES BREVES) содержится следующая запись: "1197. В Польшу пришёл кардинал Пётр Второй, который постановил заключать браки перед лицом церкви и запретил священникам иметь жён ".

    Решение оставаться холостяком может быть очень трудным, независимо от причин его принятия: вы вступаете в священный сан или это ваш личный выбор. Выполнение этих инструкций и поддержка со стороны окружающих (и, возможно, поддержка сверху), может помочь жить холостяцкой жизнью.


    Принятие обета безбрачия - это очень сложный процесс, и сделать такой выбор еще труднее, если близкие вам люди вас не поддержат. У такой жизни есть свои преимущества. Если вы найдете интересные занятия, то сможете избежать искушения нарушить свой обет.

    Шаги

      Убедитесь, что это то, к чему вы очень серьезно относитесь. Это может быть великим решением, если оно принято на правильных основаниях.

      Найдите друга или наставника, который пережил этот период в своей жизни, и расспросите его о причинах такого выбора.

      Старайтесь не слушать чужие мнения по поводу вашего решения, если они не совпадают с вашей точкой зрения. Это ваш выбор и только ваш. Вместо этого, общайтесь с друзьями и людьми, которые не будут осуждать вас или ваш выбор.

      Найдите для себя разные хобби. При этом, по возможности, лучше не находиться в окружении людей, которые могут быть сексуально привлекательными. Вместо этого вы можете найти увлечения, которые больше связанны с духовной или личной деятельностью.

      Попробуйте найти людей, которые, как вам кажется, относятся с пониманием к вам и к вашему выбору. Делать это в одиночку может быть очень сложным. Скажите им, что вам нужна моральная поддержка.

      Избегайте искушений, особенно в начале этого образа жизни. Не ставьте себя в ситуации, которые могут привести к сексуальной активности, такие как нахождение слишком близко к человеку, к которому вы испытываете физическое влечение. Не тратьте время в одиночестве и уединении, если вы абсолютно уверены, что можете себя контролировать в определенной ситуации. Вы можете быть на интимном расстоянии и рядом с ними, пока вы контролируете ситуацию (это также помогает им узнать о вашем отношении при таком образе жизни).

      Самое главное, продолжайте исключить из виду вещи, связанные с сексом или гормонами. Составьте список всего, что вы хотели бы сделать. Вас ничего не держит, так что отправьтесь в путешествие или напишите долгожданный рассказ.

      Действуя самостоятельно, вы сможете бросить себе вызов и задаться вопросом, какая основная причина вашего желания быть холостяком. Самостоятельное посвящение - это могущественная вещь при смиренном использовании.

      Если религия - это одна из причин вашего решения быть холостяком, читайте Библию или другие религиозные книги для руководства и вдохновения. В моменты слабости и при необходимости, обратитесь за помощью к священнику или религиозному сообществу.

      Безбрачие можно соблюдать и в паре, если оба партнера с этим согласны.

      Так вы можете проверить друг друга на прочность, и узнать что-то новое вместе, что поможет занять ваши мысли.

      Радость познания и сосредоточенность на участии в других жизненных мероприятиях поможет занять ваши мысли. Это вас также утомит и поспособствует крепкому сну.

      Целибат считается отличным способом улучшить умственные способности и концентрацию.

      Целибат позволяет строить романтические отношения, выращивать развивать нежность, зрелость и самоотдачу. Истинная любовь требует времени, и отсутствие секса делает отношения более устойчивыми, а не наоборот. Мужчина находится под впечатлением от женского сладкого и нежного «нет», если он ее отверг. Это увеличивает уважение и доверие к ней. Это заставляет его хотеть стать лучшим человеком, даже если в прошлом он был бабником. Восхитительное эротическое напряжение служит началом легендарной истории любви, которая станет основой хорошего брака.

      Прежде чем принять обет, осознайте, для чего вы это делаете. Есть много причин, почему люди берут на себя такое обязательство. Наиболее распространенным является желание избежать венерических заболеваний, и принять участие в интенсивных исследованиях, так как целибат освобождает огромное количество времени в вашем расписании. Это позволит вам сэкономить деньги, особенно студенческую стипендию.

      Медленно обдумывайте это решение и не будьте поспешным. Это пожизненное обязательство, которое вы собираетесь выполнить.

      Обязательно расскажите всем окружающим, что вы принимаете на себя обет безбрачия. Очень важно сообщить о таком решении самым близким вам людям, а также убедить их в том, чтобы они вас поддерживали на каждом шагу.

      Избегайте искушений и сосредоточьтесь на других важных вещах. Чтобы сохранить приверженность выбору, вернитесь к обучению, придумайте новое хобби или купите животное. Старайтесь быть максимально занятым.

    1. Пересматривайте свои обеты каждые четыре-шесть месяцев, чтобы убедиться, что вы хотите продолжать это делать. Если вы решили, что больше не хотите вести такой образ жизни, тогда идите и делайте то, что хотите.

      • Оставайтесь здоровым и подтянутым. Выполняйте упражнения вместе с партнером, друзьями или в одиночку.
      • То, что вы ни с кем не встречаетесь, не означает, что вы не должны хорошо выглядеть.
      • Продолжайте следить за собой, подбирая стрижку и хорошую одежду, и вы будете чувствовать себя хорошо.
      • То, что вы не хотите вступать в сексуальные отношения, не означает, что у вас не может быть интимных и близких отношений с людьми, которые вам кажутся сексуально привлекательными. Однако будьте осторожны, контролируя свое поведение, и убедитесь, что они знают, что вы не хотите никакого секса.
      • В целом, чем дольше вы холостяк, тем вы становитесь старше и чем более насыщенная ваша жизнь, тем легче направить сексуальную энергию (и разочарование) в здоровые увлечения. Ваше либидо также имеет тенденцию к снижению с возрастом (которая помогает).
      • С опытом вы сможете свободнее взаимодействовать с людьми, которых вы сексуально привлекаете. У вас нет никаких стандартов поведения в компании других людей, и, как следствие, нервозность или беспокойство могут значительно снизиться.
      • Осуществление этого требует времени и сосредоточенности. В итоге, это позволит вам чувствовать себя особенным.
      • Если вы потерпите неудачу, если вы боитесь провала или если вам трудно - не расстраивайтесь. Научитесь прощать себе. Вы аспирант, студент. Вам можно ошибаться столько раз, сколько потребуется, пока вы не найдете то, что вы считаете для себя правильным. Если вы верите в Бога, он будет прощать вашу временную слабость до тех пор, пока вы верны вашим убеждениям.
      • Постарайтесь занять себя как можно большим количеством дел.
      • Путешествия - это один из способов жить с обетом безбрачия.
      • Делайте. Действуйте. Занимайтесь волонтерской работой. Приносите пользу обществу, помогая своим друзьям, навещайте своих родителей. Кроме постоянной занятости, такие действия очистят вашу душу от ненужных мыслей.
      • Всегда помните, что человеческая жизнь связанна с отношениями, и что любые здоровые отношения и контакт должны нести дозу сочувствия и внимательности - качеств, без которых искажается наше воображение.
      • Диеты: определенные виды пищевых продуктов, таких как мясо, шоколад, кофе и чай, будят животные инстинкты, в то время как фрукты, овощи, орехи, рис, молочные продукты легко перевариваются и держат ум и тело сосредоточенными. В своей автобиографии Ганди заявил, что диета очень сильно повлияла на его обет безбрачия.
      • Йога исследует волны, которые воздействуют на разум. Эти волны будут отдалять вас от безбрачия. Вы можете научиться контролировать эти волны разными способами, но самое главное - это знать ваши настроения и что на них влияет. Вот некоторые советы для йоги:
      • Занятия йогой, как часть вашей повседневной жизни, могут очень сильно помочь, как при самостоятельных, так и при групповых занятиях. Если вы не боитесь искушения, присоединитесь к группе. В большинстве случаев ученики мало взаимодействуют между собой и у них не много общих интересов.


Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...