Что относится к видам профессиональной деформации. Профессия и профессиональное самоопределение личности. Как меняется личность сотрудника ОВД

Большинство из нас основную часть жизни проводит на своём рабочем месте и волей-неволей мы начинаем переносить какие-либо профессиональные привычки в личную жизнь. Именно по этим признакам можно определить, в какой области трудится тот или иной человек. Например, знакомый, который постоянно пытается решить ваши личные проблемы, скорее всего, покажется вам психологом, а встретив на своём пути человека, дающего вам указания что и как делать, вы наверняка подумаете - это учитель. Каковы причины профессиональной деформации личности? Какие выделяются ее виды? Можно ли как-то избежать деформации?

Что такое профессиональная деформация личности?

Деформация личности представляет собой изменение личностных качеств (способов поведения и общения, характера, ценностных ориентиров, стереотипов восприятия), наступающее под влиянием продолжительного исполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональный тип личности формируется в результате неразрывного единства специфической деятельности и сознания человека. Больше всего от такой деформации страдают личностные особенности людей, чья деятельность связана с постоянным общением (психологи, педагоги, работники кадровых отделов, руководители, чиновники и т. д.).

Деформация в крайней форме у них выражена в сугубо функциональном, формальном отношении к окружающим. Повышенный уровень деформации личности наблюдается у сотрудников спецслужб, военнослужащих и медицинских работников.

Причины профессиональной деформации

Многолетняя деятельность в той или иной сфере сопровождается профессиональным развитием личности, однако, этот процесс не может быть непрерывным. Рано или поздно наступает период стабилизации, когда человек уже практически никуда не движется. Поначалу такие приостановки краткосрочны, но затем они становятся всё продолжительнее, достигая 12 месяцев и более. На языке психологов такое явление носит название периодов стагнации личности .

Наступление стагнации возможно даже в том случае, если уровень вашей профессиональной деятельности довольно высок, но ваша работа выполняется однообразно, с применением повторяющихся приёмов. Результатом продолжительной стагнации является профессиональная деформация личности: человек уже не в состоянии выбраться из своей профессии и вынужден исполнять в социуме только эту роль.

Выделяют следующие факторы, способствующие развитию профессиональной деформации :

Вышеперечисленные факторы представляют собой лишь предпосылки, которые на том или ином этапе трудовой деятельности могут привести к деформации. Среди основных причин развития профессиональной деформации необходимо отметить следующие:

Причины профессиональной деформации личности могут быть и другими. Ведь каждый человек индивидуален.

Виды профессиональной деформации личности

Различают несколько типов переноса профессиональных знаний, привычек и навыков в повседневную жизнь. Изменения личности условно можно разделить на следующие виды:

  • общепрофессиональные;
  • профессионально-топологические;
  • индивидуальные;
  • специальные.

Общепрофессиональный . Изменение личности такого типа характерно для работников определённых профессий. Например, у сотрудников полиции деформации личности проявляются синдромом асоциальной перпеции, развитие которого способствует восприятию любого гражданина как потенциального нарушителя.

У педагогов деформация проявляется синдромом назидательности (постоянное стремление воспитывать, поучать). У руководителей наблюдается синдром вседозволенности (нарушение этических и профессиональных норм).

Профессионально-типологические деформации обусловлены постепенным наложением определённых психологических особенностей на личностные качества. Например, способность к организации деятельности большого количества людей. К такому типу изменений можно отнести деформации личности руководителя, начальника.

Индивидуальные деформации присущи работникам различных профессий и зачастую бывают обусловлены чересчур обширным и активным развитием профессиональных навыков и качеств, которые приводят к появлению трудового фанатизма, а также усиленного чувства ответственности вплоть до одержимости.

Результатом всех видов профессиональной деформации являются следующие состояния психики:

  • Снижение результативности трудовой деятельности;
  • кризисы, конфликты, психологическая напряжённость;
  • неудовлетворённость социальным окружением и жизнью в целом.

Чем больше стаж работы, тем сильнее проявляется синдром эмоционального сгорания , в результате этого появляется чувство тревоги, усталость и нравственное истощение. Наблюдаются изменения эмоциональной сферы личности. Психологический дискомфорт приводит к снижению удовлетворённости от трудовой деятельности и провоцирует развитие различных заболеваний.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная деятельность оказывает огромное влияние на психику человека и способствует развитию личностных изменений, деструктивно влияющих на профессиональное поведение и трудовую деятельность.

Профессиональная деформация личности относится к одному из видов профзаболеваний, появление которых неизбежно, но одних она приводит к беспочвенной агрессивности и завышению самооценки, других - к равнодушию, а третьи при этом теряют квалификацию.

Однако, большинство людей, имеющих такие проблемы стараются найти средства профессиональной реабилитации.

Как определить приближение профессиональной деформации?

Приближение деформирующих изменений психики, связанных с трудовой деятельностью можно определить по следующим факторам:

Как проявляется профессиональная деформация?

Каждая профессия накладывает определённый отпечаток на характер и личностные качества работающего человека.

Педагог . Деформация личности учителя заключается в искусственном поиске ошибок в работах учеников, постоянных придирках. Даже находясь дома, педагог продолжает оценивать поведение родственников, членов семьи, знакомых, выставляя при этом каждому из них оценки (мысленно либо вслух). Доходит даже до абсурда, когда представитель этой профессии начинает давать оценку действиям совершенно посторонних людей, встретившихся ему на улице: оценивает допустимость их поведения, высказывает возмущение по поводу отсутствия воспитания.

Врач . Деформация медицинского работника проявляется в полном автоматизме его навыков и качеств. Врач автоматически оценивает здоровье человека даже при простом рукопожатии: он моментально отмечает температуру, пульс, влажность ладони. Обращает внимание на внешний вид человека и пытается найти связь с каким-либо заболеванием, при этом советуя собеседнику посетить клинику и пройти обследование (что-то ты плохо выглядишь, под глазами у тебя мешки и т. д.).

Менеджер турфирмы . У таких людей деформация проявляется в том, что при любом рассказе о совершённом путешествии или планируемой поездке, представитель этой профессии оживляется и проявляет чисто профессиональную заинтересованность, задавая соответствующие вопросы и давая рекомендации на тему туризма.

Подобным образом деформация проявляется и у представителей других профессий. Программист будет пытаться вывести определённые алгоритмы происходящих процессов (даже самых простых). Психолог будет стремиться вывести собеседника на откровенный разговор, чтобы покопаться в его психологических проблемах и постараться их решить (даже если собеседник в этом не нуждается).

Последствия профессиональной деформации

Последствия профессиональных изменений бывают различными: одни могут быть полезны для работника, другие же, наоборот, оказывают негативное влияние на черты характера и личностные качества человека.

Польза . В некоторых случаях деформация действительно может быть полезной. Например, медицинский работник, оказавшись поблизости с местом происшествия, знает как оказать пострадавшему экстренную помощь. Руководитель предприятия (фирмы, холдинга и пр.) способен квалифицированно подойти к организации какого-либо семейного торжества. Однако, следует помнить о разграничении работы и повседневно жизни и проявлять профессиональные качества только в случае необходимости и на короткий срок.

Среди негативных последствий деформации можно отметить следующие:

  • Управленческая эрозия. Под воздействием деформирующих изменений деятельность руководителя становится неэффективной, а сам он превращается в тирана.
  • Чувство административной значимости. Работник, получив даже самую мало-мальскую должность, начинает мнить себя большим начальником и смотреть на окружающих свысока.
  • Снижение уровня адаптивности. Человек уверен, что знает о своей профессии практически всё и прекращает поиски чего-либо нового, неизвестного.
  • Эмоциональное выгорание. Работа полностью поглощает человека, разрушая его защитный психологический барьер. В результате чего работник сгорает и не теряет смысл жизни.
  • Ухудшение отношений с окружающими людьми - шаблоны рабочих взаимоотношений переносятся на повседневную жизнь.

Во избежание таких последствий деформации, необходимо постараться вовремя заметить её признаки и приступить к их устранению.

Профессиональная деформация личности сопровождается конфликтами, состоянием постоянного напряжения, кризисами, психологическим дискомфортом. Результативное и своевременное разрешение возникших профессиональных трудностей позволит каждому из вас и в дальнейшем развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Помимо этого, не допустив проявления деформации, вы сможете избавиться от профессионального выгорания на рабочем месте.

Профессиональная реабилитация

Существует несколько возможных вариантов реабилитации, среди которых можно выделить следующие:

Профессиональная деформация - это деструкции, которые возникают в процессе выполнения трудовой деятельности и негативно влияют на ее продуктивность. Они порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное и личное поведение человека.

В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип отечественной психологии -принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности. Принято считать, что трудовая и социальная деятельность является ведущей характеристикой зрелой личности. В процессе трудовой деятельности человек развивает свои задатки, проявляет свойственные ему способности, формирует свои ценности, удовлетворяет свои потребности и интересы. Именно профессиональная деятельность накладывает отпечаток на личностные характеристики человека. Необходимо также учитывать, что, с одной стороны, особенности личности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, а с другой - само формирование человеческой личности происходит в ходе профессиональной деятельности и под се влиянием.

Одним из первых, кто обратил внимание па деформирующую роль профессиональной деятельности, был известный социолог П. А. Сорокин. Он начал с того, что успешно восполнил пробелы в изучении влияния профессий на поведение людей с психологической и медицинской точек зрения. Была осуществлена подробная разработка программы и методов исследования профессиональных групп, профессионального отбора и профессиональной деформации, что послужило дальнейшей отправной точкой в изучении проблем профессиональной деформации личности и поиске возможных путей преодоления и разрешения этих проблем.

Рассматривая профессиональную деформацию в общем плане, Э. Ф. Зеер отмечает: "Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности".

Деформация личности профессиональная - это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная деформация негативно сказывается как на производительности труда, так и на взаимоотношениях личности в профессиональной и личной сферах.

Овладеть мастерством означает достигнуть автоматизации типовых движений и их последовательной организации в пространстве и времени. Профессиональный разделенный труд не только формирует или переформирует личность специалиста, но и иногда, в наиболее крайних формах, деформирует личность.

Профессиональная деформация личности отличается по своей модальности, направленности. Она может носить положительный или отрицательный характер. Благотворное влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в навыках, умениях, знаниях, в углублении интересов, в творчестве и т.п. Например, работники правоохранительных органов очень тонко могут замечать признаки противоправного повеления людей, у них обостряется внимательность, бдительность, готовность противостоять уловкам и ухищрениям.

У человека, занимающимся профессиональной деятельностью, вырабатывается стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, который может отрицательно сказываться на его отношениях с окружающим миром. Формирование профессиональных стереотипов являются неизбежным атрибутом профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности. Решение типовых задач, с которыми сталкивается человек в ходе своей работы, совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стиль общения. Человек начинает планировать свою деятельность и строить свое поведение в соответствии с принятым решением, независимо от того, насколько эффективно это решение новым задачам.

Р. М. Грановская так отмечает влияние профессиональной роли на личность: "Па профессиональное общение существенное влияние оказывает самооценка человека. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установки и стереотипах поведения, затрудняя общение. Профессиональные стереотипы, вообще говоря, есть неотъемлемое отражение достигнутого высокого уровня мастерства, т.е. проявление не только знаний, но и вполне автоматизировавшихся умений и навыков, управляемых подсознательными установками и даже не загружающими сознание. Они развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях или эти специфические установки начинают распространяться на внепрофессиональные сферы, то это неблагоприятно влияет и на работу, и на общение в быту".

Сформированные упрощенные установки могут приводить к тому, что даже простое и очевидное решение новой задачи не замечается. Одна из форм профессиональной деформации проявляется в возникновении ложного представления, что и без новых знаний накопленные стереотипы обеспечивают необходимую скорость, точность, а главное - успешность деятельности. Ежедневно выполняя определенные задачи, специалист и не замечает, как начинает пользоваться стереотипными действиями. Закрепляется излишняя шаблонность в подходах, упрощенность во взглядах на рабочие проблемы, что приводит к снижению уровня специалиста, его деградации. Другая сторона деформации проявляется в перенесении профессиональных привычек, полезных в работе, на семейное и дружеское общение. Во время автоматизации действий образы, регулирующие процесс деятельности, становятся все более обобщенными, экономичными, быстрыми и бессознательными. Вместе с тем ежедневное выполнение стереотипных задач развивает ригидность мышления и поведения. Индивид не обращает внимание на отрицательные сигналы своего внепрофессионального окружения и, соответственно, не видит необходимости в изменении своего поведения. Ярким проявлением профессиональной деформации у военных служит развивающаяся со стажем работы ригидность поведения, мышления, ценностей и установок. Это приводит к затруднению установления и поддержания ими социальных связей, а их поведение характеризуется бедностью ролевого репертуара.

Со временем формируются и профессиональная усталость, обеднение репертуара способов выполнения деятельности, утрата профессиональных умений и навыков, снижение работоспособности. Изменения эмоционально-личностной сферы негативно сказываются на продуктивности труда, взаимодействии с другими людьми, а также на развитии самой личности. У человека вырабатывается стереотип поведения как в профессиональной деятельности, так и личной жизни.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи, социальные работники, полицейские). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям, равнодушии и безразличии.

Профессиональные деформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений, желании давать указания в любой ситуации; у психологов - в стремлении навязать определенную картину мира, не учитывая желания самого человека; у работников правоохранительных органов - в подозрительности и настороженности; у программистов - в склонности к алгоритмизации, в попытках искать ошибки в различных жизненных ситуациях; у управленцев - в росте агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций. Таким образом, профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на другие сферы жизни.

Необходимо отметить, что избыточно развитое профессионально важное качество превращается в профессионально нежелательное. Так, ответственность в принятии решений переходит в авторитарность, переоценку собственных возможностей, нетерпимость к критике, властность, потребность командовать другими людьми, грубость, отсутствие стремления учитывать чувства и интересы других людей, требование к безоговорочному подчинению, что в конечном счете приводит к деспотизму. Демонстративность становится не просто одной из личностных черт, а потребностью к постоянной самопрезентации, чрезмерной эмоциональности, расцвечивании своих внешних поступков, экзальтированностью. Именно демонстративность начинает определять стиль поведения, становясь средством самоутверждения.

Желание во всем соответствовать выбранной профессии проявляется в тотальной погруженности в профессиональную деятельность, в фиксации на собственных профессиональных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании назидательных и обвинительных высказываний, безапелляционных суждений, в речи появляется много профессиональных жаргонизмов, которые используются и в повседневной жизни. Овладев какой-либо технологией, индивид считает ее единственно верной и правильной. Профессиональное мировоззрение становится определяющим, вытесняя философское, гуманистическое мировоззрение, тем самым ограничивая способы реагирования на различные ситуации.

Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений, в лицемерную пропаганду моральных принципов и норм поведения. Потребность контролировать проявляется в сверхконтроле, потребности контролировать все свои эмоции, сдерживании чувств, чрезмерном контроле своей деятельности, скрупулезности следования инструкциям, подавление спонтанности. Умение грамотно и выразительно излагать свои мысли, способность донести важную информацию до аудитории переходит в монологизм речи, нежелание выслушивать мнение другого человека.

Профессиональное мышление становится ригидным, человек оказывается неспособным гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, принимать решения, соответствующие новым обстоятельствам, проявляет приверженность устоявшимся технологиям, отрицание любых инноваций. Ему становится комфортно лишь в тех ситуациях, где работают наработанные ранее методы и приемы, стереотипные приемы превращаются в штампы как в мышлении, так и в речи. Из богатого арсенала способов решения выбираются только какие-то одни трафаретные, шаблонные способы без учета особенностей ситуации и действующих лиц.

Противоположным ригидности можно считать так называемый инновационный невроз, когда повое становится не средством для улучшения жизни, а самоценностью: новации ради новаций. Человек любые традиции начинает воспринимать как отжившие, ненужные и требует их "отменить", искренне верит в любую появившуюся теорию и пытается сразу претворить ее в профессиональную деятельность.

Рефлексивность из механизмов развития личности и деятельности превращается в самоцель: человек постоянно возвращается к одним и тем же ситуациям, пытается постоянно анализировать их.

Деформированная деятельность характеризуется следующими изменениями в ее содержании. Во-первых, реализация привычных приемов работы снижает творческий уровень деятельности. Сотрудник реализует эти приемы без глубокого осмысления их соответствия новым условиям в развитии ситуации, без учета личностных особенностей участников совместной деятельности и других факторов. Во-вторых, при рутинном исполнении профессиональных действий или операций существенные изменения претерпевают цели и мотивы деятельности. Цель деятельности осознается менее четко, а в крайних случаях теряет свое самостоятельное значение, происходит замена цели деятельности на цель действия или операции, т.е. важным становится лишь совершение определенных действий. Например, у медицинского работника главным становится не лечение, а заполнение истории болезни.

Следствием профессионально-личностных деформаций являются психическая напряженность, конфликты, как в профессиональной, так и личностной среде, снижение продуктивности в профессиональной деятельности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Неизбежным атрибутом профессионализации специалиста является формирование стереотипов - образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности.

Стереотипизация является одним из достоинств нашей психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры. Помимо шаблонных действий профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции.

Стереотипы и стереотипные установки представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, перешедших в подсознательный план. Сотрудник пользуется этими знаниями, навыками, умениями и считает, что существующий когнитивный уровень сможет постоянно обеспечивать эффективность деятельности. В ряде профессий подобные стереотипы и установки очень опасны. Примером такой профессии может служить деятельность следователя. Подозрительность как вид деформации неизбежно приводит к предвзятости в следственной деятельности. Этот феномен получил название "обвинительный уклон" и представляет собой неосознаваемую установку на то, что человек, чья вина еще не доказана, определенно совершил преступление. В исследованиях было выявлено наличие установки на обвинение у всех специальностей юридической профессии, начиная с работников прокуратуры и заканчивая адвокатами.

Для обнаружения профессиональной деформации бывает вполне достаточно понаблюдать за человеком, анализируя его общение с другими людьми, стереотипность выполнения заданий. Профессиональная деформация личности может проявляться в употреблении профессионального жаргона в повседневной жизни, в манерах поведения, даже в физическом облике (например, искривление позвоночника и близорукость у служащих, проводящих свой день за компьютером).

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет сложную динамику и затрагивает различные стороны психики (мотивационную, когнитивную, эмоционально-личностную). Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Было выявлено, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем постепенно начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте утраченных положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника.

Вместе с тем в эмоционально-личностном отношении профессиональная деформация создает у человека чувство уверенности и непогрешимости в своих знаниях и оценках, тем самым ограничивая когнитивные функции. Продолжая заниматься профессиональной деятельностью, сотрудник не замечает, что и новые задачи старается выполнить привычным, но уже не эффективным способом (например, продолжает использовать бумажный, а не электронный документооборот).

Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен трудоголизма, когда человек большую часть времени проводит на рабочем месте, говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни, в том числе и к личной. В некоторых случаях человек настолько сосредоточен на своей деятельности, что на другие интересы и развлечения у него просто не остается времени. Иногда такой "уход" в профессию может быть следствием нерешенных семейных проблем. Кроме того, отдавая себя полностью работе, такие люди неосознанно рассчитывают на свое признание со стороны общества. Если внепрофессионального пространства не существует, то любые неудачи и проблемы в профессиональной сфере становятся жизненной трагедией, потерей смысла жизни.

Согласно концепции Э. Ф. Зеера профессиональная деформация личности может проявляться в трех видах:

  • 1) собственная профессиональная деформация. Под воздействием постоянных эмоциональных и нервных нагрузок на психику человек стремится отгородиться от них и избежать их, автоматически включая психологическую защиту от разного рода потрясений, и в определенной степени этим деформирует личность;
  • 2) приобретенная профессиональная деформация. Специалист в процессе своей профессиональной деятельности, направленной на преодоление отдельных проявлений отклоняющегося поведения, набирается негативного опыта;
  • 3) выработанная профессиональная деформация. Приобретенная профессиональная деформация под воздействием продолжающейся профессиональной деятельности и специфических особенностей личности специалиста трансформируется в иную форму, существенно отличную от приобретенной.

Э. Ф. Зеер выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформаций:

  • 1) общепрофессиональные деформации, типичные для работников определенной профессии, например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый индивид воспринимается как потенциальный нарушитель);
  • 2) специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации, например, в юридических и правозащитных профессиях - у следователя - правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора -обвинительность;
  • 3) профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности, когда происходит усиление отдельных черт характера - некоторые функционально нейтральные свойства личности трансформируются в профессионально отрицательные качества. В результате складываются профессиональные и личностно обусловленные комплексы:
    • - деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);
    • - деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);
    • - деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, ""должностная интервенция", доминантность, индифферентность);
  • 4) индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций, например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и др.

Сформированные у профессионалов стереотипы и установки могут мешать освоению новых профессий, что становится особенно актуальным в наши дни. Например, при происходящей демобилизации из армии множество бывших военных вынуждены искать новую работу. Однако их ригидность, жесткость позиции, труднокоррегируемость старых установок и стереотипов поведения не дает им возможность эффективно работать в новых условиях, вызывая конфликты в новых деятельностях.

Крайняя степень профессиональной деформации получила название профессиональной деградации. В этом случае происходит изменение ценностных ориентиров личности. Стереотипы профессиональной деятельности изменяются, личность начинает формально относиться к своим обязанностям, ее не интересует, насколько эффективна теперь ее деятельность.

Деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Изначально профессиональная деформации связывалась с распространением выработанных человеком профессиональных стереотипов - на другие сферы его жизни, включая вне-профессиональное поведение (поведение вне профессии) и общение .

Впервые термин «профессиональная деформация» ввёл Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие учёные, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003), С. П. Безносов (2004), Р. М. Грановская (2010), С. А. Дружилов (2013).

Исследователи выделяют профессиональную деформацию личности, профессиональную деформацию деятельности, профессиональную деформацию трудового поведения. Для обозначения негативных изменений в профессиональной деятельности используется также термин "профессиональные деструкции" (Э.Ф. Зеер, С.А. Дружилов)

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов , военные, руководители, депутаты , чиновники, социальные работники , педагоги , медики, продавцы, сами психологи . Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям . Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов - в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определённую картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов - в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.

    У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни .

    Проявления

    Частными случаями, способами проявления профессиональной деформации являются: административный восторг , синдром эмоционального «выгорания» , управленческая эрозия .

    Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности [ ] :

    Причины

    Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и всё более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

    В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

    Психологические механизмы профессиональных деформаций

    При рассмотрении профессиональных деформаций следует исходить из понимания того, что профессионал – это человек в целом. Соответственно, деформирующим изменениям в процессе длительного выполнения профессиональной деятельности могут подвергаться все его уровни (индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Проявляться эти деструктивные изменения будут в профессиональной деятельности , профессиональном поведении (при вхождении и выходе из профессиональной деятельности), а также в профессиональном и внепрофессиональном общении .

    Профессиональную деформацию рассматривается как «искажение» психологических моделей профессии и деятельности, либо их деструктивное построение .

    Профессиональные деструкции

    В первом приближении можно говорить о профессиональных деструкциях как крайней форме выражения профессиональных деформаций. Но дифференциация (различение) понятий "профессиональные деформации" и "профессиональные деструкции" - не в степени нарастания негативных проявлений. Здесь действуют разные психологические механизмы.

    При профессиональных деформациях происходят искажения , – структуры деятельности или свойств личности профессионала.

    А при профессиональных деструкциях происходит разрушение (либо деструктивное построение) – структуры выполняемой деятельности (изменение её направленности на иные цели и результаты ) или личности (её ориентация на противоположные ценности - трудовые и жизненные) профессионала.

    Стереотипы

    1. Стереотип «начальник должен быть жесткокожим, твёрдым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя её на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.
    2. Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
    3. Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведёт к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
    4. Стереотип «маленького человека» ведёт к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
    5. Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определённым служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.
    6. Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и её недостатки не вскрываются.

    В общем, не профессиональном, словоупотреблении термин профессиональная деформация используется в более слабом смысле, указывая (нередко с иронией) лишь на некое влияние профессиональных привычек на поведение людей в частной жизни, перенос специфически профессиональных стереотипов и установок на поведение вне работы.

    ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Кафедра социологии, психологии и права

    Профессиональная деформация личности

    Учебное пособие

    Томск - 2009

    ББК 88.37

    Профессиональная деформация личности. Учебное пособие. (Составители,). – Томск: Изд-во ТПУ, - 20с.

    Содержание учебного пособия посвящено рассмотрению актуальной проблемы воздействия профессиональной деятельности на личностные структуры человека, причинам появления профессиональных деформаций личности.

    Пособие ориентировано на студентов и слушателей всех специальностей и форм обучения.

    Тема 1. Теоретические обоснования профессиональной деятельности……………………………………………………………………..4

    1.1 Профессия и профессиональное самоопределение личности…………….4

    ……………………………………...9

    1.3. Профессионально значимые свойства личности и их динамика………..10

    Тема 2. Теоретические вопросы профессиональной деформации………….17

    2.1. Понятие и виды профессиональной деформации……………………17

    2.2. Профессиональные деструкции личности……………………………19

    2.3. Классификация признаков профессиональной деформации………...27

    2.4. Причины профессиональных деформаций личности………………..28

    Тема 3. Факторы формирования профессиональной деформации личности……34

    3.1. Психологические состояния человека в процессе труда……………….34

    3.2. Профессиональный кризис: проблема личного выбора………………..52

    3.3. Синдром эмоционального сгорания……………………………….54

    Тема 4. Факторы профессионального долголетия………………………………57

    Тема 5. Профессиональные деформации менеджеров…………………………. 62

    5.1. Современные условия деятельности менеджеров……………………...62

    5.2. Личностные ограничения современных менеджеров………………….74

    5.3. Профессиональные кризисы менеджеров……………………………...78

    Список использованной литературы……………………………………………..90

    Тема 1. Теоретические обоснования профессиональной деятельности

    1.1 Профессия и профессиональное самоопределение личности.

    1.2. Основы классификации профессий.

    1.1. Профессия и профессиональное самоопределение личности.

    При всей очевидной семантической близости понятие «профессия» в общем случае не совпадает с понятием «профессиональная деятельность».

    Здесь же сформулированы основные условия, (или признаки) при выполнении которых можно говорить о существовании специфи­ческого феномена, именуемого «профессия», а также о «профессионале» как носителе этих признаков. Приведем эти условия:

    1. Общественная необходимость данной профессии. Общество в целом, или какая-то его часть, нуждается в некоторой услуге и готова предоставить осуществляющим ее людям определенные жиз­ненные блага, т. е. оплатить ее. Иначе говоря, в основе профессии лежат услуги, оказываемые другим, удовлетворяющие их потреб­ности и, соответственно, имеющие определенную цену.

    2. Профессия - это нечто сложившееся исторически . Профессия предполагает, что: данный (исторически сложившийся) спо­соб удовлетворения общественной потребности:

    · действует (реализуется) на протяжении некоторого времени (протяжённость во времени);

    · осуществляется не одним человеком, а группой лиц - специалистов, владеющих данным способом удовлетворения обще­ственных потребностей;

    · в обязательном порядке воспроизводится во времени.

    3. В общественном сознании конкретная профессия представляется в качестве дискретной единицы мира профессий и носителя опре­деленного, только для нее характерного, набора свойств.

    (Например, при всей близости профессий «столяр-плотник», тем не менее, даже на бытовом уровне они представлены как разные, от­дельные профессии). В тоже время профессия как дискретная едини­ца и носитель конкретных свойств, взаимосвязана с другими про­фессиями. Само существование данной профессии является следствием существования других профессий и условием суще­ствования третьих профессий.

    4. Овладение профессией связано с процессом профессиональной подготовки. Любая профессия, - как это следует из определения, - это занятие, которому надо специально учиться, овладевая комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков. Любой труд, заниматься которым без подготовки или после кратковременной (от нескольких дней до нескольких месяцев) подготовки может любой здоровый, т. е. трудоспособный человек, должен быть отнесен к непрофессио­нальному труду, а значит, - это не профессия,

    В общем случае можно говорить о профессионализме как об интегральной характеристике деятельности, общения и личности человека. Профессионализм может быть описан через соотношение мотивационной сферы человека (профессиональные ценности, профессиональные притязания и моти­вы, профессиональное целеполагание и т. д.) и операциональной сферы (профессиональное самосознание, профессиональные способ­ности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профес­сионального мастерства и творчества и т. д.). Профессионализм соот­носится с различными аспектами зрелости работника, соответствен­но, выделяются следующие виды профессиональной компетент­ности:

    специальная или деятельностная профессиональная компетентность, - ха­рактеризует владение деятельностью на высоком профессио­нальном уровне;

    социальная профессиональная компетентность, - характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в сообществе приемами профессионального общения;

    личностная профессиональная компетентность, - характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации личности;

    индивидуальная профессиональная компетентность, - характеризует владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности и т. п.

    Наличие всех аспектов компетентности означает достижение че­ловеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризует становление личности и индивидуаль­ности профессионала. Отметим, что у человека могут быть представ­лены не все виды компетентности, что необходимо учитывать в его профессиональной характеристике.

    Уровни профессионализма, его этапы и ступени связаны следую­щим образом: они предъявляют неодинаковые требования к профес­сионально важным качествам (ПВК) личности.

    Например, на ступени «самодиагностики» необходимыми ка­чествами является самосознание, оптимизм, позитивная «Я-концепция». На ступени мастерства - профессиональное целеполагание, мышление, интуиция, импровизация, владение рациональными при­емами и технологиями.

    Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, рассматривается как основа самоутверждения человека в обществе. Выбор профессии, - это не одномоментный акт, а процесс, состоя­щий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей человека, осуществляющего такой выбор.

    Исходя из личностного подхода, исследователи выделяют четы­ре стадии процесса профессионального самоопределения:

    1. Возникновение и формирование профессиональных намере­ний и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст). К 14-15 годам у девушек и юношей уже сформированы определенные знания о профессиях, складывается избирательное отноше­ние к одной или нескольким из них. На этой стадии происходит переоценка учебной деятельности : в зависимости от профессиональных намерений ме­няется мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер. Есть основания считать, что на стадии профес­сионального становления происходит смена ведущей деятельности: учебно-познавательная деятельность сменяется учебно-профилированной.

    2. Профессиональное образование и подготовка как основа вы­ бранной профессии;

    3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся самостоятельной трудовой деятельностью, формированием индивидуального стиля дея­тельности (ИСД) и включением в систему производственных и социальных отношений;

    4. Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом. Четвертый период (самореализации человека в труде) в свою очередь может быть представлен как последовательность трех со­ставляющих его стадий:

    Стадия первичной профессионализации - характеризуется тем, что специалист осваивает и продуктивно выполняет нормативно одоб­ряемую деятельность, определяет свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений.

    Стадия Ее особенностью яв­ляется высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют от­четливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присуща социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка.

    Стадия профессионального мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосу­ществлении.

    Таким образом, профессиональное самоопределение рас­сматривается как процесс, охватывающий весь период профессио­нальной деятельности личности: от возникновения профессио­нальных намерений до выхода из трудовой деятельности.

    Выбор профессии связан с прошлым опытом лич­ности, и процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя, в конечном счете, течение жизни.

    Рассматривая профессиональное самоопределение как свойство личности, выделяют следующие его характеристики:

    Способность адекватно оценивать свои качества как факторы выбора профессии;

    Способность формировать адекватное представление о мире профессий и общественных потребностях в отдельных видах;

    Способность выделять для себя главное при выборе профессии.

    Таким образом, можно дать следующее определение профессии. Профессия – вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретическим знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки и опыта работы.

    Переход от одной стадии про­цесса профессионального становления к другой сопровождается опре­деленными кризисами. Рассмотрим кратко психологические особен­ности кризисов профессионального становления личности:

    1. На стадии формирования профессиональных намерений прояв­ляется столкновение желаемого будущего и реального настоящего, кото­рое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориента­ции.Старшеклассники, продолжившие учебу в 10-11 классах, отчетливо переживают этот кризис в 16-17 лет, перед завершением школьного об­разования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки. Исследователи подчеркивают, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированный на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профес­сию.

    2. На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возни­кает недовольство отдельными учебными дисциплинами , появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессиональ­ного обучения. В редких исключениях этот кризис преодолевается сме­ной учебной мотивации на социально-профессиональную. Усили­вающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией.

    Однако рассматриваемый кризис ревизии и коррекции профес­сионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Исследователи отмечают вялотеку­щий характер этого кризиса.

    3. После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Кардинально изменяется ситуа­ция профессионального развития: новый разновозрастный коллектив и социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и иерархическая система производственных отношений, принципиально новый вид деятельности - профессиональной. Несоответствие, несов­падение реальной профессиональной действительности со сформирован­ными ранее представлениями и ожиданиями молодого специалиста вызы­вает кризис профессиональных экспектаций.

    Этот кризис проявляется в неудовлетворенности человека уров­нем организации и содержанием труда, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Возможны два варианта разрешения кризиса:

    · конструктивный (активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы);

    · деструктивный (увольнение, смена специальности, неадекватное, непродуктивное выполнение профессиональных функций).

    4. Стадия первичной профессионализа­ции наступает после 3-5 лет работы. На этом этапе у человека возникает неудо­влетворенность профессиональной жизнью, протест против инерции его профессионального развития. Осознанно или неосознанно лич­ность начинает испытывать потребность в дальнейшем профессио­нальном росте. При отсутствии его перспектив у личности возникает внутренний дискомфорт, психическая напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.

    Возникший кризис профессионального роста может времен­но компенсироваться досуговыми видами деятельности, бытовыми за­ботами или же кардинально решаться путем ухода из своей профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным. Снять конфликт можно путем введения аттестации и присвоения исполнителю новой профес­сиональной категории.

    5. Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит к вторичной профессионализации. Кардинально перестраиваются соци­ально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной действи­тельности, и ведущей деятельности.

    Однако стабилизация всех сторон профессиональной жизни при­водит к профессиональной стагнации личности, смирению и про­фессиональной апатии. Профессиональная стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.

    С другой стороны, качественное и продуктивное выполнение дея­тельности во многих случаях приводит к тому, что личность как бы «перерастает» свою профессию. Усиливается неудовлетворенность со­бой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к это­му времени профессиональное самосознание подсказывает альтерна­тивные сценарии дальнейшей карьеры и не обязательно в рамках дан­ной профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее ре­альными перспективами приводят к развитию кризиса профес­сиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения.

    Возможные варианты выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более вы­сокую должность. Личность должна совершить профессиональный по­ступок, проявить сверхнормативную активность, которая может выра­зиться в переходе на новый образовательно-квалификационный, либо качественно новый, инновационный уровень выполнения деятель­ности. Один из продуктивных вариантов - переход на следующую ста­дию профессионального становления, стадию мастерства.

    6. На стадии мастерства возможно возникновение кризиса нереализованных возможностей или, точнее, кризиса социально - профессиональной самоактуализации, выражающегося в глубо­кой неудовлетворенности специалиста собой. Конструктивный вы­ ход из этого состояния - новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная деятельность. Деструктивные варианты разрешения кризиса - противоправные действия, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия, развитие про­фессиональной деформации.

    7. Последний кризис человека труда (в логической цепочке про­фессионального становления и жизни человека) обусловлен его уходом из профессиональной жизни. При достижении определенной возраст­ной границы человек уходит на пенсию и переживает кризис утра­ты профессии. Уже предпенсионный период для многих работников приобретает кризисный характер. Это связано с усвоением новой соци­альной роли и норм поведения. Уход на пенсию означает сужение со­циально-профессионального поля и контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здо­ровья.

    1.2. Основы классификации профессий.

    Следующим этапом психологического изучения профессиональ­ной деятельности является исследование системы «Человек - Профес­сиональная среда», в которой компонентами профессиональной среды являются предмет и средства труда, профессиональные задачи, физическая и социальная среда. Предмет труда - это система свойств и взаимоотношений ве­щей, явлений, процессов, которыми человек, работающий на опре­деленном трудовом посту, должен мысленно или практически опе­рировать (распознавать, учитывать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их).

    В соответствии с пятью основными типами предметов тру­да, предложена классификация типов профес­сий, приводимая в таблице 1.1.

    Таблица 1.1.

    Классификация типов профессий

    Однако при анализе трудовой дея­тельности следует всякий раз различать субъективные цели от так на­зываемых «объективных», заданных извне, где-то кем-то утвержден­ных, предписанных, но еще не «принятых» субъектом, не ставших его собственными целями - образами желаемого будущего. При таком подходе цель труда, рассматриваемая как некоторый объективный ре­зультат, которого требует или ожидает от человека общество, опреде­ляет соответствующие профессиональные задачи.

    Ниже приводится Таблица 1.2, в которой указаны связи между типами специальностей и профессиональными задачами.

    Орудиями труда предлагается считать не только обра­боточные инструменты, но и любые средства, усиливающие способности человека распознать особенности объекта труда и воздействовать на не­го. Поэтому к орудиям труда он относит измерительные инструменты и приборы, и так называемые «функциональные средства организма» (выразительные средства поведения, речи, правила решения теоретиче­ских и практических задач).

    Таблица 1.2

    Связь между типами специальностей и типами профессиональных задач

    В основе классификации, предложенной в годах, находится «преобладающее присутствие творческого нача­ла». В результате выделены три группы профессий:

    Профессии высшего типа по признаку «необходимости постоянной вне­урочной работы над предметом и над собой». К этой группе первона­чально были отнесены профессии, относящиеся к области искусств и просвещения; позднее в эту группу были добавлены врачи, инженеры, ответственные профсоюзные работники.

    Профессии среднего (ремесленного) типа, - подразумевают работу только над предметом.

    Профессии низшего типа, которые после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

    Подобное основание, пожалуй, в большей степени подходит для определения субъективного вклада человека в профессиональную дея­тельность в зависимости от того, работает он над собой и/или над предметом или нет, и тем самым - для психологической диагностики перспектив его продвижения в профессии.

    1.3. Профессионально значимые свойства личности и их динамика.

    Рассматривая каждое из профессионально значимых свойств, не­обходимо обращать внимание насколько стабильно это свойство, насколько оно поддается развитию и компенсации в процессе обу­чения и профессиональной деятельности. Основные характеристики нервных процессов (сила возбудитель­ного и тормозного процесса, подвижность, уравновешенность) накла­дывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы.

    Индивидуально-типологические свойства. Индивидуально-типологические особенности мало изменяются на протяжении профес­сионального пути и относятся к наиболее стабильным свойствам. При этом следует помнить, что одно и то же типологическое свойство мо­жет иметь как положительные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления. Например, слабость нерв­ных процессов определяет низкий предел работоспособности и в то же время высокую чувствительность (сензитивность). А инертность нерв­ных процессов проявляется в малых показателях скорости нервной си­стемы и в прочности временных связей и т. д. Таким образом, природ­ная недостаточность в области одной функции компенсируется пре­имуществом в области другой, не менее важной. А разные типы выс­шей нервной деятельности необходимо рассматривать не как разные степени совершенства, а как способы уравновешивания организма со средой.

    К числу индивидуально-типологических свойств, проявляющихся во всех видах активности субъекта, - деятельности, общения, поведения и т. д., - и поэтому оказывающих влияние на познавательные и эмоцио­нальные процессы, психические состояния и свойства, принадлежит темперамент как одно из важнейших свойств индивидуальности.

    Индивидуальный стиль деятельности – обусловленная типоло­гическими особенностями система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной дея­тельности, получила название индивидуального стиля деятель­ности (ИСД). Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) - это характерная для данного человека система навыков, методов, при­емов, способов решения задачи той или иной деятельности, обеспечи­вающая более или менее успешное ее выполнение.

    Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для данного вида работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению цели. В ре­зультате создается индивидуальный стиль деятельности - непо­вторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.

    В профессиографической литературе широко представлена точка зрения, который выделяет три типа профессий:

    1. Профессии, где каждый здоровый человек может достичь об­щественно приемлемой эффективной деятельности.

    2. Профессии, в которых далеко не каждый человек может до­биться нужного эффекта.

    3. Профессии, которые по своей сущности предполагают дости­жения высших ступеней мастерства.

    Профессии 3 типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека, которые в ряде случаев могут быть обусловлены генетически. Большинство же профессий не предъявляет столь жестких требований к субъекту деятельности (1 тип) или позволяет с помощью включения механизмов компенсации, вы­работки ИСД, скорректировать недостаток тех или иных профес­сионально важных качеств (2 тип профессий).

    ИСД может рассматриваться как способ адапта­ции носителей различных индивидуально-типологических качеств к условиям трудовой деятельности. Так, например, при изменении требований к темпу деятельности, человек с подвижным типом нерв­ной системы успешно решает задачи за счет использования своей рас­торопности, способности легко ускорять действия и переходить из одного состояния к другому.

    В тех же объективных условиях человек инертного типа пользу­ется совсем иными средствами. Он может избавить себя от необходи­мости быстро реагировать на сигналы за счет предусмотритель­ности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям. В процессе его работы вырабатывается склонность к систематич­ности, основательности в работе.

    Индивидуальный стиль деятельности какого-либо индивидуума не может быть принят за универсальный, «идеальный образец». Навя­зывание его «в порядке обмена опытом» другим (например, инерт­ного исполнителя побуждать работать в стиле подвижного) может привести к тому, что задачи деятельности станут для него невы­полнимыми.

    Одним из первых факторов, на который обращают внимание при изучении психологических особенностей той или иной профессии, яв­ляется психомоторика.

    Во всякую трудовую деятельность, так или иначе, включена си­стема действий. Анализируя общее строение деятельности, подчеркивал, что человеческая деятельность не су­ществует иначе, как в форме действия или цепи действий.

    В структуре действий человека, имеющего дело со сложными тех­ническими устройствами, большое значение имеют сенсомоторные реакции. С точки зрения общей характеристики психомоторики чело­века представляет интерес обнаружения тренируемости всех видов сенсомоторных реакций. Более того, имеются сведения о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точ­ностью до сотых долей секунды.

    В трудовой деятельности могут найти применение практически вся сенсорная организация человека. Несмотря на большое разнообразие видов, и уровней чувствительности у одного и того же человека, сенситивность является общей, относительно устойчивой особенностью личности, которая проявляется в разных условиях, при действии самых разных по природе внешних раздражите­лей.

    Тип нервной системы конкретного человека влияет на общий ха­рактер чувствительности всех его анализаторов. Скорость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равнове­сия. Устойчивость уровня чувстви­тельности зависит от того, какова сила нервных процессов, их подвиж­ность и равновесие. Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно сильно зависит от силы нервных про­цессов - большая у слабого типа, наименьшая - у инертного.

    Вследствие стабильности рассмотренной характеристики для профессий, предъявляющих повышенные требования к таким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувстви­тельности и т. п., реальным средством повышения эффективности дея­тельности специалистов является профессиональный отбор.

    Следующая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятель­ности, - уровень чувствительности анализаторов . Имеет место нерав­номерность развития разных видов чувствительности в общей сенсор­ной организации: у одного и того же человека может быть повышен­ная чувствительность в области пространственного различения или ре­чевого слуха и, - одновременно, пониженная чувствительность цвето­вого зрения и музыкального слуха. Эти особенности могут быть связа­ны либо: а) с природным преобладанием одного из анализаторов; либо б) с ведущей ролью данного анализатора, сформированной в резуль­тате длительного профессионального опыта. Указанные особен­ности определяются и индивидуальными особенностями приема ин­формации, и преобладанием того или иного вида представлений в во­ображении, памяти, образном мышлении.

    Многочисленные ис­следования свидетельствуют о том, что эффективность решения сен­сорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием социального опыта или специальной тренировки.

    Одним из важнейших компонентов сенсорной культуры является наблюдения - по­лианализаторная целенаправленная деятельность восприятия, опо­средованная знанием и мышлением. Профессиональное умение вести наблюдение связано с наблюдательностью личности: оно опирается на это свойство и в то же время развивает его.

    Память - один из важнейших психических процессов. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. В структуре памяти можно выделить три основных звена: 1) запоминание воспринятой информации; 2) сохранение информации; 3) извлечение того, что сохранилось.

    Для успешности трудовой деятельности имеют значение различ­ные мнемические свойства:

    объем памяти;

    скорость запоминания;

    прочность сохранения усвоенного материала;

    точность и скорость воспроизведения;

    готовность памяти к быстрому воспроизведению мате­риала в нужный момент.

    Профессиональная память может оперировать зрительными об­разами, слуховыми (у радиста, музыканта), двигательными (у механика - наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорож­ного вагона, педагога), на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане велики.

    Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти . Но в основном профессиональная деятельность опирается на опера­тивную память, которая органически включена в эту деятельность. Механизмами функционирования оперативной памяти являются пожизненно складывающиеся системы нервных связей, обслужи­вающих данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирова­ния этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и но­вый сдвиг в характеристиках оперативной памяти.

    Индивидуальные различия в характери­стиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажитивных свойств , изучены мало. Тем не менее, на основании накопленных психологи­ческой наукой материалов, можно отметить, что у школьников, имею­щих склонность к техническому творчеству, значительно меньше оши­бок при решении задач, требующих оперирования образами объектов сложной формы, чем у их сверстников, не посещающих технические кружки

    На основании указанных наблюдений напрашивается вывод о возможности формирования соответствующих навыков. По-видимому, для этого, во-первых, необходим какой-то фонд образов (не только зрительных, но и слуховых, двигательных и т. д.), который соз­дается в результате профессионального опыта, но может формировать­ся с помощью специальных приемов в процессе производственного об­учения, и, во-вторых, нужно вырабатывать навыки оперирования представлениями.

    В психологии существует понятие об­щего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невер­бального. Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект - инте­гральное образование, функционирование которого связано с разви­тием наглядно-образного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

    Под общим интеллектом понимается сложное интегральное каче­ство, определенный синтез психики, обеспечивающие в совокупности успешность любой деятельности. Уровень общего интеллекта часто измеряется через IQ - коэффициент интеллектуальности, который был предложен известным исследователем и автором специализированного теста на интеллект Д. Векслером. В шкале Векслера интеллект измеря­ется баллами по следующей шкале: свыше 135 баллов - гений, от 135 до 120 баллов - высокий уровень, от 120 до 100 - средний, от 100 до 80 -низкий, ниже 80 баллов - умственная отсталость.

    В частности, результаты исследований студентов с технической и гу­манитарной ориентацией выявили статистически значимое различие между двумя названными контингентами. Было обнаружено, что профиль интеллекта студентов технических специальностей сдвинут в сторону развития невербального интеллекта и несколько снижен по вербаль­ному. У студентов гуманитарных специальностей, напротив, более развит вербальный интеллект и снижен невербальный. Однако ре­зультаты исследования интеллекта, в частности, инженеров-электриков, показали, что наилучших успехов в работе достигли те спе­циалисты, которые обладали развитыми невербальным и вербальным интеллектом, т. е. общими и специальными способностями.

    Кроме того, различают так называемый профес­сиональный, а также социальный интеллект. Профессиональный интеллект ориентирован на специализацию в деятельности, социаль­ный - на решение проблем межличностных отношений, на нахождение рационального выхода из ситуации.

    Наряду с мыслительными свойствами, большое значение для профессиональной успешности имеют так назы­ваемые аттенционные свойства . К аттенционным свойствам отно­сят следующие характеристики внимания, которые могут быть опре­делены путем экспериментальных исследований: избиратель­ность внимания, объем внимания, устойчивость внимания, возможность распределения и переключения.

    Профессионально - значимые свойства внимания, такие как ин­тенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения – по-разному выступают в различных видах деятельности. Например, для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых является наблюдение и контроль (корректор, оператор непре­рывных прокатных станов и др.), наибольшее значение приобретает устойчивость (концентрация) внимания.

    Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и поэтому мало из­меняются. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов. Как известно, с возрастом подвижность их несколько сни­жается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внима­ния.

    Ни одно из профес­сионально значимых свойств не зависит в такой степени от внешних факторов, как свойство внимания. Монотония, например, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержательность и ответственность задачи повышают устойчивость внимания. Утомление, прежде всего, сказывается на внимании, проявляясь в ухудшении его характеристик.

    Никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характе­ристик внимания, т. к. лежащие в их основе особенности нервных про­цессов изменяются чрезвычайно медленно. Поэтому характеристики внимания, как и мыслительные свойства можно рассматривать как достаточно устойчивые диагностические индикаторы.

    Под работоспособностью понимается потенциальная возмож­ность человека выполнять трудовую деятельность в течение заданного времени с заданной эффективностью и качеством. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ре­сурсов индивида. По отношению к решаемой субъектом труда задаче можно выделить максимальную, оптимальную и пониженную работо­способность.

    Для продолжительной трудовой деятельности типичны следую­щие фазы, или периоды работоспособности:

    Фаза врабатываемости. Характеризуется повышением обмен­ных процессов организма. Длительность этого периода зависит от подготовленности, опыта работы и состояния человека. Сокра­щению времени врабатываемости способствует предварительное проведение инструктажа.

    Фаза компенсации. Характеризуется устойчивой деятель­ностью. Рабочие реакции точны, соответствуют требуемому ритму. Наблюдается стабильная мобилизация внимания, памяти, процессов переработки информации. Производительность труда и его качество на этом этапе максимальны.

    3. Фаза субкомпенсации. По истечении времени в неблагоприятных условиях наступает фаза субкомпенсации. Характеризуется некоторым снижением работоспособности вследствие развития утомления, а также снижением концентрации внимания. Производительность труда может оставаться высокой, но качество труда - снижается. Происходит активация , «форсировка» функциональных систем организма, вовлечение большей части его резервов. Физиологическая стойкость временно возрастает, но в дальнейшем наступа­ет истощение жизненных сил организма.

    4. Фаза декомпенсации. Характеризуется нарушением энергети­ческого обеспечения деятельности. Изменяются мотивационные характеристики. Значительно снижается эффективность труда, его качество и надежность. Ухудшаются социальные контакты в коллективе. Возрастает число ошибок. Трудовая дея­тельность приобретает изнурительный характер. Ведущая моти­вация направлена на прекращение деятельности. 5. Фаза срыва деятельности. Наступает при очень интенсив­ной или продолжительной работе.

    5. В процессе работы может появиться фаза конечного порыва. Ее суть в экстренной мобилизации функ­циональных резервов организма для обеспечения резкого повыше­ния работоспособности под действием соответствующей мотива­ции, связанной с близким завершением работы.

    Эффек­тивность деятельности часто определяется тем, насколько эффективно используется имеющийся у человека потенциал, - его работоспособ­ность в данных условиях. А в отдельных случаях внешние условия мо­гут быть настолько далеки от оптимальных, что не дадут возможность показать тот результат, к которому специалист готов, даже при мак­симальной отдаче духовных и физических сил.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Определите основное содержание феномена «профессия».

    3. Какие стадии проходит человек в течение своей профессиональной деятельности?

    4. Выделите наиболее значимые профессиональные личностные качества, необходимые для вашей профессии.

    Тема 2. Теоретические вопросы профессиональной деформации

    2.1. Понятие и виды профессиональной деформации.

    2.3. Классификация признаков профессиональной деформации.

    2.4. Причины профессиональных деформаций личности.

    2.1. Понятие и виды профессиональной деформации.

    Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.

    Рассматривая параметры профессиональной деформации лично­сти, предварительно можно выделить следующие характеристики. Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Известно, что сам по себе труд обладает нейтральными свойствами по отношению к результатам воспитания. Он способен оказывать благотворное, об­лагораживающее влияние на человека, формировать благородное от­ношение к труду, коллективу, воспитывать духовные потребности, мировоззрение, совершенствовать трудовые навыки, умения, опыт, в целом формировать особенности характера человека.

    Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и тре­бованиям труда. Известно, что в наибольшей степени профессио­нальная деформация проявляется у представителей тех специ­альностей, где работа связана с людьми, особенно с «ненормаль­ными» в каком-то отношении. Объективное разделение труда, различия между умственным и физическим трудом, дисгармония в развитии личности создают предпосылки для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения субъ­ектов в «узких специалистов».

    Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отме­тить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в пси­хологии академик отметил возможность несовпада­ющего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способ­ствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.

    Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. Таким образом, термин «профессиональная деформация» - это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

    На входе в этот процесс мы имеем материал определенной формы, который проходит через воздействие пресса и потому теряет свою старую форму (то есть деформируется). На выходе этот материал имеет новую форму, которая соответствует конфигурации пресса . Для того чтобы процесс деформации успешно состоялся, необходима достаточная сила пресса и подходящие свойства материала . В противном случае материал не изменит свою форму (если пресс не достаточно мощный) или через некоторое время он может принять первоначальную форму (если материал слишком упругий). Для того, чтобы этого не случилось в некоторых производственных процессах используются различные способы закрепления полученной формы (например, обжиг при изготовлении керамических изделий).

    Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе любого профессионала:

    · Свойства материала - это личностные особенности консультанта и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.

    · Конфигурация пресса - это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки , контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.

    · Сила пресса - это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.

    · «Обжиг» - это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих и пр.
    В результате, благодаря «успешному» сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного консультанта, который с трудом может «расправиться», то есть восстановить свою изначальную человеческую форму.

    Ниже представлены некоторые последствия, которые мы имеем благодаря воздействию профессиональной деятельности. Часть из них, действительно, можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста» , однако другую часть, на мой взгляд, надо отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что мы называем «профессиональной деформацией» .

    Таблица 2.1.

    Позитивные последствия
    (“личностный рост”)

    Негативные последствия
    (“профессиональная деформация”)

    1. Более глубокое осознание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. 2. Анализ жизненных ситуаций.
    3. Способность к рефлексии.
    4. Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций.
    5. Коммуникативные навыки.
    6. Противостояние чужому влиянию.
    7. Саморегуляция.
    8. Способность к принятию и эмпатии.
    9. Более широкий взгляд на мир, толерантность к “инакомыслящим”.
    10. Познавательный интерес.
    11. Появление новых форм самореализации.

    1. Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких.
    2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации).
    3. Консультирование окружающих.
    4. Принятие роли "учителя".
    5. Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности.
    6. Idea fixe - "работа над собой".
    7. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту.
    8. Пресыщение общением.
    9. Эмоциональная холодность.
    10. Цинизм.

    Кроме отмеченных выше более или менее универсальных последствий профессиональной деятельности можно попытаться выделить специфические проявления профессиональной деформации.

    2.2. Профессиональные деструкции личности.

    Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Наряду с этим существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например, монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и др.). Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции. Профессиональные деструкции - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...