Страницы истории. Летоисчисление по скалигеру

А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский обнаружили хронологические сдвиги: события истории повторяются через 1800 лет, 1053 года, 360 лет, 333 года. К сожалению, в последних своих книгах ученые округляют полученные ими числа до 1050, или до 330; очевидно, сами не поняли их мистики. А все эти числа имеют магический смысл.

Создатели и сторонники Новой хронологии считают, что повторы в нашей истории возникли в результате ошибки Скалигера. Я покажу, что они «сконструированы» им искусственно. Он положил в основу своих расчетов так называемую нумерологию, философскую систему, согласно которой все тайны мира сокрыты в числах.

В ходе эволюции люди, когда им не хватало знаний, всегда искали причины событий, пытались вывести закономерности. Нумерологию придумали оккультисты, и она так их удивляла, что со временем они начали видеть за гармонией чисел высший космический смысл, развивали теорию, шифровали ее.

А. Т. Манн пишет в книге «Божественная архитектура»:

«Символическая математика была сердцевиной древних тайных школ и определяла священные принципы, регулировавшие веру и жизнь людей… Платоники, герметики, розенкрейцеры, христианские гностики, масоны, члены рыцарских орденов и многие другие пользовались этим священным тайным языком».

И это отражено в нашей традиционной истории. Если вдуматься в числа годов, через которые повторяются многие события, становится ясно, что перед нами - чистейшей воды оккультизм! Могли ли бы сроки «повторов» столь точно соответствовать «магическим» числам 333 и 360, если наша «традиционная история» имела естественный ход?.. Судите сами, события от древности до средневековья повторяются со следующей периодичностью:

333 года (половина от 666).

360 лет (половина от 720).

693 года (360 + 333), «арабский» повтор.

999 лет (333 + 333 + 333).

1026 лет (360 + 333 + 333).

1053 года (360 ? 2 + 333), «христианский» повтор.

1413 лет (360 ? 3 + 333), «римский» повтор.

1773 года (360 ? 4 + 333) и

1800 лет (360 ? 5), «греческие» повторы.

2133 года (360 ? 5 + 333), «еврейский» повтор.

2466 лет (360 ? 5 + 333 ? 2), «вавилонский» повтор.

2799 лет (360 ? 5 + 333 ? 3), «египетский» повтор.

3132 года (360 ? 5 + 333 ? 4).

3465 лет (360 ? 5 + 333 ? 5).

В любом случае присутствуют числа 360 и 333. Число 360 мы встречали в разговоре о прецессионном круге. Оно может быть сочтено за число божественное, положенное Богом в основу вращения земли. А число 333 - дьявольское, половина от 666, числа зверя. Не скажу, почему взята половина, но факт остается фактом: в основе истории Скалигера число «божье» и число «зверя».

Пример - история Константинополя времен Крестовых походов.

В 1204 году Константинополь («Второй Рим»), завоевали крестоносцы. За 999 лет до этого, около 200-го года, Византий был покорен Септимием Севером. А через 333 года после Севера, и за 666 лет до захвата Константинополя крестоносцами, в 538 году Рим завоевал полководец Велизарий. В 1261 православные отбили Константинополь. За 693 года до этого (360 + 333), в 568 году, началось завоевание Рима лангобардами. В 1453 году Константинополь завоевали турки. За 999 лет до этого, в 455 году, Рим завоеван вандалами.

Люди, интересующиеся нумерологией, знают, что «священным» магическим числом в ней является девятка. И вот, изучая исторические повторы, мы обнаруживаем феноменальное изобилие девяток:

333; 3 + 3 + 3 = 9.

360 – 333 = 27; 2 + 7 = 9.

360 + 333 = 693; 6 + 9 + 3 = 9 + 9.

360 ? 333 = 119 880; 1 + 1 + 9 + 8 + 8 = 9 + 9 + 9.

360: 333 = 1,08108108108…; 1 + 8 + 1 + 8 + 1 + 8 + 1 + 8 = 9 + 9 + 9 + 9…

Дальнейшие «игры» с цифрами, из которых составлена мировая хронология, неизменно выводят к трем шестеркам:

(360 + 360 + 360 + 360 + 360) : (360–333) = 1800: 27 = 66,6666666…

360: (360–333) х 2 = 360: 54 = 6,66666666…

Случайности в образовании таких «исторических повторов» быть не может. Они сконструированы специально. Однако, мы должны учитывать, что каббалистическая хронология должна была возникнуть задолго до Скалигера, и он стал всего лишь завершителем определенной традиции. Н. А. Морозов писал:

«Значит, при нужде, старинному историку приходилось восстановлять число лет царствования древних властелинов какими-либо каббалистическими действиями над буквами их имен, то есть все равно, что разгадывать по картам, тоже имеющим непосредственную связь с каббалистикой… На этой почве неизбежно должны были возникать попытки каббалистического определения всех исторических событий, - попытки создания каббалистической хронологии , начиная от определения времени сотворения мира».

Та традиционная хронология, которую мы имеем в качестве «учебника» - лишь остаток первоначальной задумки. Труды нашего основного хронолога дополнялись и изменялись стараниями его последователей, самым крупным из которых был Дионисий Петавиус . Скалигеры же, отец и сын, судя по всему, были представителями философской концепции, согласно которой этот несовершенный мир создан Богом, а руководит им дьявол, а потому и в основу своей хронологии положили Число зверя из Апокалипсиса - 666.

Они тут в точности следуют учению «александрийцев», о которых Л. Н. Гумилев пишет:

«Александрийские гностики представляли Бога высочайшим существом, заключенном в самом себе, и источником всякого бытия. Из него, подобно солнечным лучам, истекли божеские существа - эоны. Чем более отдалялись эоны от своего источника, тем слабее они становились… Самый крайний из эонов по слабости своей упал в материю и одушевил ее, благодаря чему образовался видимый мир… Эона, из-за которого возник мир, гностики называли Демиургом и приравнивали к богу Ветхого завета. Они полагали, что он сделал мир неряшливо и был бы рад освободить дух из рук материи, но сделать этого не умеет… Высочайшее Божество постоянно заботится о жертвах Демиурга - людских душах. Для этой цели оно и послало на Землю первого эона в призрачном теле. Этот эон соединился при крещении с человеком Иисусом… Раздраженный этим Демиург, а по другим представлениям - Сатана, довел Иисуса до распятия».

Хронологами, людьми, умеющими «рассчитать» историю, сплошь становились оккультисты и каббалисты. Астролог Мишель Нострадамус был хронологом Екатерины Медичи. Автор «Оккультной философии» Корнелиус Агриппа был придворным хронологом Карла V. Джон Ди, написавший книгу о магии чисел «Монас Иероглифика» был хронологом Елизаветы Тюдор. Еще аббат Тритемий, учитель Парацельса, писал историю для Максимилиана I.

Как видим, хронологией занимались маги. И что же такое «хронология», спросим мы сами себя? Неужели всего лишь «наука об измерении времени», как сообщают нам Энциклопедические словари? Или, в точном значении, это философия о времени, равно как и теология есть философия о Боге, и астрология - философия о звездах?

Можно сказать, что наука шла бок о бок с оккультизмом вплоть до XVIII века. Само имя Люцифер переводится как «несущий свет» (знания). Но к истории человечества философия этих магов может иметь отношение, только как факт этой истории, и не более. Например, биология учит, что может родиться человек с хвостом. А если может один, то может и два, и три. Но вот если мы с вами обнаружим, что согласно «истории» человеки с хвостом рождаются с периодичностью в 666 лет, и непременно в ночь на Ивана Купалу, то мы, если мы серьезные ученые, ОБЯЗАНЫ усомниться - не в человеке, и не в хвосте, а в такой истории. Но ведь именно ТАКУЮ историю уже несколько столетий преподают в школах!

Наш основной хронолог Скалигер составил не свод знаний о прошлом человечества, а магическую причуду. И вот ее-то вся научная общественность России яростно спасает от «терминатора мировой истории» А. Т. Фоменко, который доказывает недостоверность скалигеровских построений. Невозможно поверить, но Российская Академия наук в 1999 году создала в этих целях комиссию для борьбы «с лженаукой и фальсификацией научных исследований», а, по сути, с Новой хронологией. На специально созываемых совещаниях ученые мужи запугивают друг друга «опасностью мифологизации истории». Спрашивается, там ли они ищут мифы? Им бы лучше перечитать собственные книги!

Числовые значения «хронологических сдвигов», сконструированных Скалигером, легко найти в любых оккультных трудах. В диалоге «Тимей» Платон так излагает историю сотворения «души мира»:

«В начале он (демиург, - Авт.) отделил от хаоса некую часть; потом он взял другую часть, вдвое большую первой; затем - третью часть, равную трем первым; четвертую, которая была удвоена второй; пятую, которая была утроена третьей; шестую, равную восьмикратно повторенной первой; седьмую, равную двадцатисемикратно повторенной первой».

Как ни шифруй тайное «знание», получишь: 1+2+3+4+9+8+27=54.

В 36 главе Пятой книги (36 ? 5 = 180) «Гаргантюа и Пантагрюэль» масон Франсуа Рабле вкладывает в уста Пантагрюэля слова:

«Это есть настоящая психогония Платона, превознесенная академиками, но только дурно ими понятая: половина ее состоит из единицы, двух следующих чисел, двух чисел квадратных и двух кубических».

Перед нами та же самая формула: 1 + 2 + 3 + 22 + 32 + 23 + 33 = 54, это половина, а целое - 54 ? 2 = 108.

Чем же занимались платоновские академики якобы в IV веке до н. э.? Они играли с Числом зверя:

54 + 666 = 720; 720: 108 = 360: 54 = 6,66666666.

Скалигер РАССЧИТАЛ циклическую, повторяющуюся историю человечества, взяв за основу Число Зверя , 666. И наполнил эти циклы словесным мусором средних веков. Вот и вся традиционная история.

В 36 катрене V центурии (36 х 5 = 180) астролог Нострадамус, коллега Скалигера, написал, полагаю, по этому поводу (перевод Авт. ):

Брат твоей сестры - это ты.

Ты сам приготовишь яд:

Родится обман, подобный смерти -

Такой же простой и грубый.

Соответствует ли это словам тех, кто воюет с Фоменко: «Скалигеровская хронология - это простая истина, сама по себе никаких духовных или научных глубин не несущая, а потому Новая Хронология - ложь» ? Историкам стоит помнить, что проблема здесь есть.

Отказаться от скалигеровской «научной» хронологии - значит, прекратить многовековое отравление самих себя грубым обманом. Если в хронологии земной цивилизации не будет наведен порядок в ближайшем будущем, историкам предстоит еще не раз повторять слова гуманиста XVI века Себастьяна Кастеллио: «Потомки не смогут постичь, почему нам снова пришлось жить в такой густой тьме, после того как однажды уже настал свет».


Библия, между прочим, говорит, что с момента сотворения мира прошло
7 тысяч лет. Поэтому хронология - очень даже непостоянная вещь. И если
человек "играется" даже со временем, что же он сможет сделать с историей?
Все что угодно! Многие события, произошедшие еще при жизни наших
современников, уже сейчас имеют разные трактовки. Мало того, события,
происходящие у нас на глазах, и то оцениваются по-разному. Какой вид они
приобретут через 100-150 лет? Поэтому вполне возможно, что события, о
которых мы с детства "всё знаем", очевидцами оценивались совершенно иначе.

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
К истории накопилось немало претензии,
и речь идет уже не о частностях вроде Сусанина» а о
покушении на незыблемые основы - под вопросом летоисчисление. Например -
был ли античный мир, в том виде, который известен? Все «древнегреческие» и
«древнеримские рукописи известны лишь в поздних копиях, составленных как
минимум через 800-900 лет после смерти их «авторов». Оригиналов не
сохранилось. Ни единого!

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Но даже это не главное.
Если смотреть на мир прагматично, без слепого преклонения перед
всем, что нам преподносят с умным видом на первое место выходит экономика.
В любое время, в любой стране она играла первую и решающую роль. Ее законы
незыблемы и нарушить их не в состоянии ни один тиран, деспот, султан или
император, как бы ему этого ни хотелось. Но практически вся "античная**
история находится в остром противоречии с экономикой. По всем законам
экономики Древняя Греция и Древний Рим, какими их представляет
"классическая" история, попросту не могли существовать.

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
В их изложении все выглядело просто:
император повелел - и вырос огромный Колизей. Император
ведь повелел. Повелеть он, конечно мог, но уровень тогдашних строительных
технологий, да и технологий более поздних столетий категорически не
позволял подобных забав. Как ни бушевал бы император, как ни рубил головы,
ничего бы не вышло. Это относится и к огромным амфитеатрам, и к
водопроводу, сработанному рабами Рима. Строительство во времена
"античности" больших сооружений попросту нереально с точки зрения
обыкновенной экономики.

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Всякий раз, когда идет речь о грандиозных сооружениях,
перед глазами сразу же возникает
картина, как многие тысячи рабов трудятся на стройке -об этом нам
рассказывали и школьные учебники, и художественные книги, и фильмы, в том
числе документальные. Однако никто не задумывается над простым вопросом:
кто их обеспечивал хоть каким-то питанием? В древние времена люди без еды
жить не могли. Другие рабы? Возникает заколдованный круг. Откуда великий
Древний Рим взял свои богатства? Покорил полмира и собрал огромные трофеи.
Каким образом римлянам удалось покорить полмира? Не имея необходимой
материальной базы? Ответ, в принципе, имеется - благодаря упорству и
природной смекалке. Но это на уровне анекдота. Без развитой индустрии, без
промышленности никакой боевой дух не поможет. Римлянам попросту неоткуда
было взять развитую индустрию, потому что неоткуда было взять на нее
денег, «Просто нетая рабов», еще можно прокормиться - но полмира завоевать
нельзя! Тем более, если столичный город расположен в столь неудобном
месте, что финансовые и торговые потоки идут где-то в стороне - посмотрите
карту.

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Есть четкая закономерность:
росли, крепли и становились столицами только те города,
которые были расположены удобно. На судоходных реках, на морском побережье
либо на суше, где проходили постоянные торговые пути, где регулярно
проходят купцы с товарами, где регулярно устраивают ярмарки и строят
постоянные склады, что влечет приток средств в городскую казну (Киев,
Константинополь, Вена, Париж, Лондон). Рим, расположенный вдали от
торговых путей, в своеобразном "аппендиксе", с точки зрения экономики,
никогда не мог стать центром "древней* империи. Зачем торговым караванам
делать крюк? Столицей империи Рим мог стать только в более поздние,
христианские времена, когда превратился в духовный центр, когда тысячи
паломников оставляли там груды монет - и на эти монеты средневековые
ремесленники (не рабы) и возвели все великолепие, что приписывается
"античности".

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
В начале XX века в Южной Америке вспыхнул каучуковый бум.
На каучуковом соке росли громадные
состояния - на месте глухих джунглей выросли самые настоящие города.
Одуревшие от шальных доходов «каучуковые бароны» строили себе особняки
каким позавидовали бы лорды и герцоги, пароходами везли из Европы лучший
мрамор, воздвигали театры, по роскоши превосходившие лучшие европейские,
исполнять арии и играть спектакли выписывали звезд с мировыми именами.
Потом все кончилось - каучук стали получать искусственно. Денежные потоки
иссякли. Выросшие, словно на дрожжах, города обезлюдели и опустели,
Экономика...

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Рабский труд еще способен помочь,
когда не думают о рентабельности, а "Древний Рим",
каким-то чудом ухитрился совершить нереальное: с помощью принудительного
рабского труда вести грандиозные строительства. Так не бывает.

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Вообще, гигантомания- необходимая часть рукописей,
представленных в качестве «древних
источников», Геродот говорит о легендарных спартанцах, которые, собираясь
на войну, выставили 75000 тяжеловооруженных воинов-гоплитов. Греция начала
XX в, могла выставить армию в 82 000человек. Вся. В XX веке! Крохотный
городишко Спарта, чья экономика зависела исключительно от оливок, свиней и
коз, выставляет 75000 бойцов. Доспех каждого гоплита, согласно
классической истории, весил около 20 кг меди, выходит, что для этого
войска требуется полтора миллиона тонн меди! Между прочим, даже е XI в.
рубились каменными топорами - и дешево, и эффективно. Не каждый мог себе
позволить металлический топор.

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
А миллионное войско,которое персидский царь Ксеркс послал на греков?
В годы Екатерины II все
пехотные части Российской империи составляли около двухсот тысяч человек.
Каким образом живший в V в, до Р.Х. царь сумел кормить свою миллионную
армию хотя бы день, историки благоразумно умалчивают. Главное - царь
повелел, значит и проблем быть не может.

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Что характерно, в Средневековье ситуация меняется кардинально.
Климат тот же, население
растет, техника и ремесла усовершенствуются, но средневековые короли, как
ни "повелевали", не смогли собрать хотя бы отдаленное подобие "античных"
армад. Пять-шесть тысяч пехотинцев и сотня-другая конников - вот примерный
состав средневековой армии. Ситуация не менялась столетиями. Лишь в 1812
г, Бонапарт захватил практически всю Европу, но более шестисот тысяч
человек у него никогда не было. Зато "татары" в 1237 году имели 500 тысяч
конников..

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Кроме экономических соображений существует и множество
документальных нестыковок. Французский
поэт Гугон Орлеанский (1093-1160) написал "Стих о татарском нашествии где
упоминается страна Мидия, Согласно "классической" истории, она перестала
существовать за 1,5 тысячи лет до Р.Х. а поэт, живший в XII в., считает ее
реально опустошенной татарами.

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Средневековые авторы твердят, что готы ("исчезнувшие" в VII в.)
обитают в Европе, Об этом
говорит и "Великопольская хроника", где готы - это пруссы, живущие на
Балтике. Однако это не сочетается с "классикой", и потому летописцы
прошлого "заблуждались" в массовом порядке. Возникают парадоксы: готы
исчезли в VII в., но спустя четыреста лет пышно расцвел готический стиль.
Много ли сейчас направлений в культуре, имеющих название четырехсотлетней
давности?

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Итальянский поэт Петрарка, живший в XIV ст.,
говорит о «подложности привилегий, которые
Нерон и Цезарь выдали»,. Габсбургскому дому. Какой смысл спорить о
подлинности привилегий, если Габсбурги появились через тысячу с лишним лет
после Нерона и Цезаря? Однако Петрарка ничуть не сомневается, что Нерон и
Цезарь могли выдавать жалованные грамоты дому Габсбургов - вот только эта5
конкретная, оказалась подделкой, Петрарка уверен, что Габсбурги -
современники Нерона и Цеза¬ря. Между прочим, немецкий город Нюрнберг
известен с XI в и означает "город Нерона"! Никакого тысячелетнего
интервала - кто же называет города в честь умершего тысячу лет назад
владыки, когда живущих "богов на земле" и сейчас достаточно?

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Калюжный и Жабинский:
"Правивший в XIII веке император Священной Римской империи Фридрих II
Гогеиштауфен именовался Цезарем Августом; на золотых монетах он изображен
в лавровом венке и одеянии "римских цезарей*, на обороте - римский орел и
надпись: "Римский император Цезарь Август”. Никакого тысячелетнего
разрыва!

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Средневековый историк Воден:
"...от северян пришли механические изобретения - все, что связано с
обработкой металла, Агрикол упрекал Аристотеля в незнании этих вещей".
Между прочим, Георг Агрикол (Бауэр), физик, химик и минералог, родился в
1494 г; Когда же жил "античный" Аристотель? Какой смысл упрекать Г,
Сковороду, жившего в XVIII ст. в незнании компьютеров?

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Есть и материальные свидетельства,
В конце XX ст, германские ученые обнаружили в
"древнеегипетских" мумиях кокаин и эвкалиптовяе масло. Кокаин добывают из
листьев коки, которая растет исключительно в Южной Америке, а эвкалипты -
в Австралии. Обнаружена "древнеримская" мозаика с изображением ананаса -
сугубо американского фрукта, По ту сторону Атлантики находили
"древнеримские" монеты. Кстати, найденные в Трое каменные топоры - из
китайского нефрита, А ведь первые контакты европейцев с Китаем были в XV
ст, спустя две тысячи лет! Получается либо Троянская война была в
Средневековье, либо контакты с Китаем были еще во времена античной Греции.
Но оба эти варианта остро противоречат классической истории, В начале XX
ст. югославский ученый Жуйкович утверждал, что расшифровал славянские руны
обнаруженные в Италии. Научный мир его расшифровку отверг, потому что
Жуйкович доказывал, что в надписи присутствовало слово "краль" король. А
это противоречит "обпринятой" теории согласно к торой слово "король" вошло
европейские языки лишь послое смерти Карла Великого в X веке, А между тем,
рядом с рунами изображены древнеримские легионеры.

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Дело в том, что нынешнюю историю,
какой мы ее знаем - писали в кабинетах. Писали люди
образованные и неглупые, но сами в жизни не забившие ни единого гвоздя, не
вскопавшие ни единой сотки, не срубившие ни единого дерева. Они подгоняли
ее под хронологию, придуманную ранее. Именно так - придуманную. «Отцы»
современной хронологии Скалигер и Петавиус в XVII ст. высчитывали даты
событий, пользуясь сугубо оккультными методиками – «нумерологией». Как это
происходило, понятно из книги французского историка XVI века Бодена "Метод
легкого познания истории" - событие имело место не потому, что есть
письменные сообщения, которые следует привнести в систему, а потому что
полученная дата должна соответствовать, числу «значимому» либо «великому».
Свидетельства очевидцев, если они не подпадали под это "великое число",
просто не учитывались,..

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
До XVIII ст, когда окончательно утвердилась
скалигеровская хронология, существовала
совершенно другая концепция всеобщей истории, хронологии, политической
географии. Где не было, в частности, никаких "темных веков", никакого
тысячелетнего разрыва меж "античностью" и средневековьем, О "странностях"
скалигеровской хронологии начали говорить еще тогда - это не модное нынче
увлечение оспаривать все и вся. В середине XVI ст. профессор университета
н Саламанке Д"Арсилла Высказал мнение, что вся древняя история сочинена,
Веком спустя, историк и археолог Жан Гардуин к этому мнению присоединился,
В XVII ст. Исаак Ньютон более двадцати лет посвятил историческим
исследованиям, в результате чего "передвинул" даты многих событий ближе к
нашим временам» где на триста-пятьсот, а где и на две тысячи лет.

Изыскания Ньютона продолжил в XIX веке Джордж Грот (Гроте), в свое время
авторитетный историк, почетный доктор Оксфорда и Кембриджа, вице-канцлер
Лондонского университета. Он "ужимал" классическую историю и считал, что
реальная история Древней Греиии начинается лишь с 776 г. до Р.Х. В начале
XX ст. немецкий ученый Роберт Балдауф считал всю древнюю историю
фальсификацией эпохи Возрождения. То же говорил и его коллега Т. Моммзен,
столкнувшийся с серьезнейшими проблемами при написании древнеримской
истории. Конечно же, с этим можно спорить и не соглашаться, но
познакомиться с информацией лежащей за пределами "нашего круга знаний",
все же стоит. Хотя бы для расширения кругозора и выработки умений смотреть
на привычные вещи под другим углом. Тем более, что действительно "наша
история" полна откровенных мифов. И многие из них рождаются прямо сегодня.

СКАЛИГЕРОВСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ - ИСТОРИЯ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ!
Подготовил Виталий Ерофеев
Газета Эхо Таврии
Подробнее.

Жозе́ф Жюст (Иосиф Юстус) Скалиге́р (фр. Joseph Juste Scaliger , лат. Josephus Justus Scaliger ; 5 августа -21 января ) - французский гуманист-филолог, историк и воин, итальянец по происхождению, один из основателей современной научной исторической хронологии , издатель и комментатор античных текстов. Сын Жюля Сезара Скалигера , внук картографа Бенедетто Бордоне .

Биография

Скалигер предложил простую погодную хронологическую шкалу, к которой можно было бы приводить все исторические даты - юлианский период. Она основана на цикле длительностью 7980 лет, который получается перемножением трех характерных для юлианского календаря периодов - 28-летнего (период повторения дней недели), 19-летнего (период повторения пасхального лунного цикла) и 15-летнего цикла индиктов с началом отсчета 1 января 4713 до н. э., когда совпадают первые годы всех этих циклов. Эта система в дальнейшем была адаптирована для удобства астрономических расчётов Гершелем , который предложил все даты выражать через число дней, прошедших от указанного начала цикла Скалигера (Юлианский день).

До Скалигера историки пользовались теми хронологическими системами, которые находили в источниках: например для описания событий античности - по олимпиадам, по консулам, от основания Рима, а при сравнении дат полагались на некоторые известные синхронизмы. Скалигер первым поставил задачу систематического исследования соотношения различных календарных систем и хронологических эр.

В основу своей версии хронологии Жозеф Скалигер положил восстановленные им на основании обширных цитат у византийских историков хронологические сочинения Евсевия Кесарийского и его предшественника Секста Юлия Африкана , а также труды их продолжателей Иеронима Стридонского и Идация . Скалигер написал подробные комментарии и примечания к Хронике Евсевия . За «Примечаниями» следует систематическое изложение начал хронологии, с таблицами вычислений, ссылками на древние документы и т. п. Гуманитарная учёность Иосифа Скалигера превосходила собой знания и методы его предшественников. В сочинении «О монетном деле» («De re nummaria», Лейден , ) Скалигер первым из историков оценил важность изучения древних монет. Немецкий реформатор Гутер по инициативе Скалигера издал свод античных надписей (), к которому Скалигер составил целую сеть указателей, которые являлись образцом для будущих работ этого типа. Работы Скалигера получили развитие в исследованиях по хронологии иезуитов Дионисия Петавиуса и Джованни Баттиста Риччиоли , ирландского епископа Джеймса Ашшера .

Вместе с тем математические познания Жозефа Скалигера были не столь значительными. Известно, что он считал себя автором истинной квадратуры круга , которую опубликовал в 1594 году в книге «Cyclometrica elementa duo». Хотя его метод оспаривался современными ему геометрами (Франсуа Виетом , Христофором Клавием , Адрианом ван Рооменом и Лудольфом ван Кёленом), Жозеф Скалигер настаивал на своей правоте: согласно его ошибочным рассуждениям, \pi равнялось бы корню из 10 (примерно 3,16…), что являлось менее точным значением, чем даже у Архимеда (22/7 = 3,142…).

Важный вклад внёс Скалигер в лингвистику . В написанном им в 1599 году труде «Рассуждение о языках европейцев» («Opuscula varia antehac non edita»; опубликован в , посмертно), Скалигер фактически впервые сформулировал понятие «языковой группы », или, в его терминологии, «матрицы» (matrix), разделив все известные ему европейские языки на 11 групп, произошедших от 11 праязыков-матриц (linguae matrix). Эти матрицы суть: греческая, латинская (в современной терминологии - романские языки), тевтонская (германские языки), славянская, эпирская (албанский язык), татарская (тюркские языки), венгерская, финская (к ней Скалигер отнёс финский и саамский языки), ирландская (кельтский язык Ирландии), британская (кельтские языки Британских островов и французской Бретани), кантабрская (баскский). Однако факта родства между самими «языками-матрицами» Скалигер не заметил (этот шаг сделал 100 лет спустя Лейбниц); по мнению Скалигера, все 11 праязыков произошли от иврита после Вавилонского столпотворения.

Составленный и изданный им в 1572 г. словарь древнегреческого языка «Сокровищница греческого языка» («Thesarus linguae Graecae») пользовался наибольшей известностью среди подобных и неоднократно переиздавался с различными дополнениями и изменениями (последний раз в 1865 г.) .

Память

Сочинения

  • Thesaurus temporum (Сокровищница времён, Лейден, 1606)
  • De re nummaria (О монетном деле, Лейден, 1606)
  • Lettres françaises inédites de Joseph Scaliger (Подлинные французские письма Жозефа Скалигера)
  • Opuscula varia antehac non edita (Париж, 1610)

Напишите отзыв о статье "Скалигер, Жозеф Жюст"

Примечания

Литература

  • Jacob Bernays . Joseph Justus Scaliger. Biography & Autobiography. - Berlin , 1855.
  • Anthony T. Grafton . Joseph Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship, 2 vol. - Oxford : Oxford University Press , 1983, 1993.
  • Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. - М.-Л.: Наука , 1964.
  • Краткая литературная энциклопедия . Т. 6. - М.: Советская энциклопедия , 1971. - С. 883.
  • Олдос Хаксли . Луденские бесы. - М.: Терра , 2000. - С. 62-63. - ISBN 5-273-00065-3
  • Ф. Мищенко . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Скалигер, Жозеф Жюст

– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?
– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.
На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
– Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.
– Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет?

История под знаком вопроса Габович Евгений Яковлевич

Скалигер и другие о Скалигере

Скалигер и другие о Скалигере

Впрочем, на создании хронологии и восстановлении исторических источников силой воображения не заканчивается список заслуг Скалигера перед историей: в 1606 году он издал сочинение «О монетном деле», в котором «оценил важность монет для исторической науки» [Аноним]. Важно отметить следующий удивительный факт: несмотря на не оспариваемую никем - но крепко подзабытую современными нам историками - роль основоположника хронологии мировой истории, труды этого основоположника - причем именно самые главные его труды - ни на один современный язык не переводились.

Единственное исключение - это его автобиография и отдельные письма, причем большая часть автобиофафии была переведена на французский в 1873 году. Письма Скалигера были опубликованы на следующий год после его смерти. Особенно полное их издание вышло в свет в 1627 году и было переиздано годом позже. В последующие два века в разных изданиях публиковались письма, не вошедшие в эту коллекцию.

Конечно, люди, интересующиеся истоками хронологии должны знать языки. В том числе и мертвый ныне язык латынь, на котором в основном писал Скалигер. Но ведь и «римских» классиков лучше читать в «подлиннике». Однако практически все ведущие авторы «древнего» Рима и даже эпохи Средневековья, писавшие на латыни, переведены на ведущие языки мира: пусть образованный человек читает их, даже если он не знает латыни.

А вот Скалигера пусть он лучше не читает! Интересно, почему? Может быть, при чтении его работ по хронологии у читателя возникнет слишком много «неправильных» представлений о началах этой науки, может быть он начнет сомневаться в обоснованности рассуждений и результатов великого хронографа? Или заметит с удивлением, что в большинстве случаев вообще никаких рассуждений и никакого критического анализа исторических дат у Скалигера нет, а присутствуют только ссылки на дивинаторски подправленных им «древних» авторов, т. е. на авторитеты.

Интересно, что в книге «История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения», написанной под редакцией Л. М. Брагиной и рекомендованной соответствующим российским министерством в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям имя Скалигера вообще не упоминается. И хотя в главе «Культура Франции в конце XV - начале XVII века» есть раздел «Рождение истории», о рождении хронологии - ах да, к этому времени Скалигер уже перебрался в Лейден - в ней ни слова. Нет упоминания о нем и в соответствующей главе о гуманизме в Нидерландах, ни в разделе о Юсте Липсии, ни в разделах «Наука» и «Литература».

В случае гениального ученого, основателя нескольких новых научных дисциплин и самого блистательного гуманиста своей эпохи такое умолчание более чем выразительно. Впрочем, при сравнении этой книги с книгой Вайнштейна я обратил внимание на то, что практически все указания на разоблачения исторических подделок и фальшивок, которыми пестрит вторая книга, у Брагиной найти невозможно. Данная тема активно замалчивается. Редким исключением из этого правила является краткая заметка о хронике польского автора М. Стрыйковского (1582 год), в которой сказано, что в случае исторического незнания в ход пускалась буйная фантазия (не вижу основания относить это замечание только к Стрыйковскому: не было ли это характерной чертой всей исторической работы эпохи гуманизма?). Не является ли данная вопиющая формула умолчания о Скалигере своеобразной - и беспомощной - идеологической реакцией на возникновение новой хронологии в России?

Авторов, писавших на латыни, переводят, конечно, и на русский. Вот совсем недавно перевели и опубликовали «Жизнь Карла Великого» его якобы современника Эйнхарда (Айнхарда; а что, Карла уже при жизни именовали Великим?) и вообще под общим названием «Историки эпохи Каролингов» несколько весьма сомнительных исторических работ (М., 1999). Сомнительны они и в том смысле, что описываемая в них эпоха, скорее всего, никогда не существовала (выдуманная эпоха Каролингов), так же как и «историки», которым приписаны переведенные хроники. А что же с работами Скалигера? Ведь он, по крайней мере, реально существовал когда-то! Недавно перевели на русский «Метод легкого познания истории» (М.: Наука, 2000) Жана Бодена (якобы 1539–1596), вклад которого в создание хронологии явно меньше, чем Скалигера. Посмотрим, переведут ли в ближайшие годы хотя бы два основных хронологических труда Скалигера.

Биография Скалигера была в какой-то мере известна как его современникам, так и последующим поколениям. Он оставил краткую, но вполне информативную автобиографию (см. [СкалигерЗ]), не охватывающую, правда, последних 15 лет его жизни. Кроме того, известно его завещание и две речи, прочитанные его учениками и коллегами по поводу его похорон. Правда, все эти тексты существовали сотни лет только на латыни и впервые их английские переводы были опубликованы в 1927 году [Робинсон].

В предисловии к этой книге составителя и переводчика Джорджа Робинсона Скалигер характеризуется как величайший ученый всех времен и ставится вопрос о том, должен ли он делить пальму первенства с Аристотелем или нет. В любом случае, считает Робинсон, никто из ученых нового времени (смысл этого понятия не уточняется, но речь, кажется, идет о последних 5–6 веках) не может с ним конкурировать. Феникс Европы, светоч мира, безбрежный океан науки, бездонная глубина эрудиции, неутомимый диктовалыцик писем, величайший труд и чудо природы, победитель времени - вот некоторые из эпитетов и характеристик, которыми награждали Скалигера при жизни и после смерти.

Пытаясь объяснить, почему тем не менее никто всерьез не брался - до выхода в свет его книги с автобиографией Скалигера - написать подробную биографию великого ученого, Робинсон выдвигает тезис о том, что такая задача по плечу только второму Скалигеру. Марк Паттисон попытался реализовать этот грандиозный замысел, написал подробный английский отклик на книгу [Бернайс], но умер, не доведя начатого дела до конца. В полном объеме, считает Робинсон, замысел сей вряд ли осуществим и посему следует быть счастливым, что, по крайней мере, относительно краткая книга [Бернайс] в какой-то мере дает представление о жизни и творчестве Скалигера. Кроме того, Робинсон называет несколько статей про Скалигера, опубликованных в энциклопедиях и специализированных сборниках.

Так как Скалигер скромно написал свою автобиографию за 15 лет до своей смерти (мудро решив, что после оной он вряд ли сможет справиться с этой почетной задачей), и опубликовал ее в 1594 году как раз в том году, когда он приступил к руководству кафедрой в Лейдене, перед Робинсоном стояла нелегкая задача выбрать из бесчисленного количества писем Скалигера небольшое число таких, которые лучше всего характеризуют последний период его жизни.

Книг посвященных Скалигеру немного. Это тем более удивительно, если мы имеем дело с личностью, оставивший в истории след, вполне сравнимый с таковым Мартина Лютера или Эразма Роттердамского. В конце концов, созданная усилиями последних религия (евангелизм, протестантизм, лютеранство) овладела умами всего лишь нескольких сот миллионов человек. А традиционная хронология, чисто религиозный характер которой делает сравнение Скалигера именно с основателями одной из христианских религий вполне оправданным, сегодня является обязательной для всех шести миллиардов жителей нашей планеты.

Рис.?10.2. Духовным отцом Реформации во Франции был Жан Кальвин (1509–1564), который превратил франкоязычную швейцарскую Женеву в духовный центр Реформации (а была ли Реформация реформацией? Не была ли она процессом становления одной из форм христианства там, где идеи католицизма никогда не были приняты?). Сторонников обосновавшегося в Швейцарии Кальвина обозначали словом «швейцарец» (Eidgenosse). Потом из этого немецкого слова французы сделали новое слово «гугенот».

Наполовину по-латыни написана и первая книга о Скалигере, его биография [Бернайс], вторая половина которой представляет собой набор цитат из его произведений и писем с краткими немецкими пояснениями. Судя по ее введению, имеющему форму письма к учителю, профессору из Бонна, книга эта была составлена на основе довольно ограниченного биографического материала. Рукописное наследство Скалигера было разбросано по многим библиотекам, хотя многие его письма и были опубликованы. Но, главное, по мнению автора Бернайса, наличный материал был непонятным образом недооценен (т. е. никто не писал о Скалигере книг на основе этого материала).

Это названному автору тем более непонятно, что он крайне высоко оценивает личность Скалигера. Правда, он видит его в роли великого писателя, а не историка (в середине XIX века история еще рассматривалась - и вполне заслуженно - как часть литературы, как ее специфический жанр и лишь в XX веке историки попытались отвоевать себе ранг представителей некой «исторической науки») и пишет о нем следующее: «Никто не заслужил более достойного внимания со стороны современной немецкой филологии».

Литература о Скалигере на русском столь бедна, что я не смог отказать себе в удовольствии процитировать без сокращений посвященные Скалигеру страницы из книги [Вайнштейн]. Его оценка полностью укладывается в абсолютно позитивное - но не афишируемое в новейшее время - видение деятельности Скалигера в рамках ТИ и находится в этом плане в соответствии с книгой Бернайса, хотя о самой этой книге Вайнштейн написал в сноске к приводимой в рамке информации о Скалигере следующее:

«в этой превосходной книге, однако, чрезмерно принижаются достижения итальянских гуманистов, Л. Валла неверно рассматривается как «одиночка», не имевший последователей, а заслуги соперника Скалигера и его предшественника на кафедре Лейденского университета Юста Липсия (Justus Lipsius, 1547–1606) значительно умалены».

Впрочем, ничего конкретного об этих заслугах Вайнштейн не сообщает. Очевидно, они все-таки лежали не в области историографии, а филологии, философии и политической мысли, хотя этот наиболее известный из голландских гуманистов после Эразма ученый (якобы 1547–1606) и был профессором истории в Йене (Германия), Лувене (сегодня Бельгия, в то время - духовный центр Нидерландов благодаря основанному в 1425 году католическому университету), Лейдене (Голландия, протестантский университет, основанный Вильгельмом Оранским в 1575 году) и в конце жизни снова в Лувене. Не удивительно поэтому, что Липсию, сторонившемуся межконфессиональных споров, неоднократно приходилось менять вероисповедование. Его главной духовной силой было блестящее знание «древней» литературы и латинской стилистики. Подражавшие его стилю современники гордо именовали себя липсианцами. Его издания латинских авторов, от Тацита до Сенеки, считаются эпохальными. В политической философии его называют обоснователем идеи абсолютизма. Не удивительно поэтому, что Скалигера, занявшего кафедру Липсиуса в Дейдене после возвращения последнего в более тогда знаменитый университет в Лувене, рассматривали как соперника знаменитого нидерландца. Лично они ни разу не встретились, хотя Лейден и Лувен расположены довольно близко друг от друга, но в течение 30 лет до самой смерти Липсия состояли в переписке.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

7 Насколько виновны Скалигер и Петавиус? Из сказанного вытекает важный вывод.Скалигер и Петавиус в XVI-XVII веках лишь завершили написание глобальной искаженной истории мира.Но не они были первыми.Работа по искусственному удлинению истории была начата лет за сто-двести до

Из книги Ракеты и люди автора Черток Борис Евсеевич

НИИ– 885, НИИ-88, ОКБ-1 и другие Головной институт по системам управления баллистических ракет дальнего действия и зенитных управляемых ракет – НИИ-885 – создавался по тому же постановлению, что и НИИ-88.Из Германии НИИ-885 получил свою порцию немецких специалистов, которые

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

6. Почему Геродот представлял себе хронологию Египта существенно по-другому, чем Скалигер Нам возможно скажут: Бругш перенял такой «метод датирования» у Геродота.Действительно, как отмечает Г. К. Властов: «Бругш… считает (Как Геродот) по три поколения на 100 лет» , с.69,

Из книги 400 лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое автора Носовский Глеб Владимирович

2. Скалигер и Петавиус. Создание в XVI–XVII веках общепринятой ныне версии хронологии и истории древности и Средневековья Хронология древней и средневековой истории в том виде, в каком мы имеем ее сейчас, создана и в значительной мере завершена в серии фундаментальных

автора Носовский Глеб Владимирович

2. Скалигер, Петавиус, другие церковные хронологи Создание в XVI–XVII веках н. э. принятой сегодня версии хронологии древности Хронология древней и средневековой истории в том виде, в каком мы ее имеем сейчас, создана и в значительной мере завершена в серии фундаментальных

Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

11. Скалигер и Тридентский собор Создание скалигеровской хронологам древности в XVI–XVII веках Выше мы отметили, что фантомные дубликаты на глобальной хронологической карте обнаружены только ранее «эпохи Скалигера», но не позднее. Таким образом, мы снова столкнулись с тем,

Из книги Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона» автора Каспи Андре

Другие виды спорта, другие герои Наряду с этими тремя необычайно популярными видами спорта следует упомянуть также теннис и гольф, баскетбол, велосипедный спорт, плавание, хоккей на льду (родина его - Канада). Звездой среди пловцов был Джонни Вейсмюллер, завоевавший

автора Носовский Глеб Владимирович

2. Скалигер, Петавиус, другие церковные хронологи Создание в XVI–XVIII веках н. э. современной версии хронологии древности Хронология древней и средневековой истории в том виде, в каком мы ее имеем сейчас, создана и в значительной мере завершена в серии фундаментальных

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

11.3. Скалигер и Тридентский собор Создание скалигеровской хронологии древности в XV–XVI веках Выше было отмечено, что фантомные дубликаты на глобальной хронологической карте обнаружены только ранее «эпохи Скалигера», но - не позднее. Таким образом, снова обнаруживается,

Из книги Апокалипсис в мировой истории. Календарь майя и судьба России автора Шумейко Игорь Николаевич

автора Габович Евгений Яковлевич

ГЛАВА 10 ГЕНИАЛЬНЫЙ ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВРЕМЕННОЙ ХРОНОЛОГИИ ЖОЗЕФ ЖЮСТ СКАЛИГЕР Если бы хронологии не было, ее следовало бы придумать. Карл Маркс. «История - героин для народа». (Полное собрание сочинений. Т. 128. С. 27.) Историки любят рассказывать о якобы спорадических

Из книги История под знаком вопроса автора Габович Евгений Яковлевич

Родоначальник хронологии дивинатор Скалигер У истоков современной хронологии стоял не некий малоизвестный современникам схоласт, а ведущий ученый конца XVI - начала XVII века. Жозеф (Йозеф) Жюст (Юстус) Скалигер (якобы 1540–1609), последний великий представитель эпохи

Из книги История под знаком вопроса автора Габович Евгений Яковлевич

Эрудит Скалигер (Вайнштейн, стр. 375–377) Солидность критического метода, богатство используемых источников, научная и сравнительно полная картина ранних периодов истории Франции - все эти черты исследований Фоше и Пакье уже предвещают новаторские труды самого

Из книги Врать или не врать? – II автора Швецов Михаил Валентинович

автора

2. Скалигер, Петавиус, другие церковные хронологи Создание в XVI–XVII веках н. э. современной версии хронологии древности Хронология древней и средневековой истории в том виде, в каком мы ее имеем сейчас, создана и в значительной мере завершена в серии фундаментальных

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

16. Скалигер и Тридентский собор Создание скалигеровской хронологии древности в XVI–XVII веках Выше мы отметили, что фантомные дубликаты на глобальной хронологической карте обнаружены только ранее «эпохи Скалигера», но не позднее. Мы снова столкнулись с тем, что время

Сенсационная гипотеза мировой истории

Предисловие

В предлагаемом вниманию читателей четырехтомном издании «Русь и Рим», существенно дополненном и переработанном, популярно изложены результаты многолетних научных исследований группы ученых под руководством академика РАН А.Т. Фоменко и канд. физ. мат. наук Г.В. Носовского, работающих в Московском государственном университете. Авторы рассказывают о новом научном направлении - реконструкции исторической хронологии Древнего мира и Средневековья на основе математических методов исследования.

Выражая благодарность редактору Л.Б. Ястребову, приблизившему научные тексты к широкой читательской аудитории, предлагаем тем, кто пожелает подробнее разобраться в данной проблеме, обратиться к научным публикациям авторов, список которых приведен в конце предисловия.


Общепринятая историко-хронологическая версия Скалигера-Петавиуса

В XV–XVI веках хронология рассматривалась как раздел математики, а затем полностью перешла в ведение историков. Мы намерены возродить старую добрую традицию, призвать историков к плодотворному сотрудничеству и показать, что математическая наука нередко помогает восстановить подлинные даты древних событий.

Принятая сегодня версия хронологии древности сложилась в XIV–XVII веках и была завершена в основных чертах средневековыми историками-хронологами И. Скалигером (1540–1609) и Д. Петавиусом (1583–1652). Однако, по нашему мнению, эта версия хронологии ошибочна. В настоящей книге авторы условно называют эту хронологию скалигеровской, подчеркивая тем самым, что она является творением нескольких лиц, из которых наиболее известен Скалигер.

Следует предупредить, что скалигеровская (общепринятая сегодня) версия древней и средневековой истории - вещь далеко не самоочевидная. Она явилась результатом кропотливой работы средневековых историков-схоластов, пытавшихся восстановить подлинную картину прошлого. Однако созданная ими схема отнюдь не бесспорна. В то же время большинство наших современников, воспитанных на школьных и вузовских курсах истории, убеждены, что восстановление событий прошлого - дело в принципе несложное. Достаточно, мол, прочесть летопись и пересказать ее современным языком. А сложности могут возникнуть только при желании уточнить те или иные детали. Однако это неверное мнение глубоко ошибочно.

«Известная» нам сегодня древняя история - это письменная история, то есть опирающаяся в основном на письменные источники. Конечно, кое-что написано на камнях, но эти свидетельства приобретают смысл лишь после того, как в целом здание хронологии и истории уже построено на основании письменных текстов, то есть летописей и т. д.

Когда нам говорят, что Чингисхан в таком то году завоевал полмира, это означает лишь, что так написано в дошедших до нас письменных источниках. Вопрос же о том, когда эти источники были написаны и насколько правильно отразили реальные события, весьма сложен и нуждается в специальном исследовании. Читатель обычно полагает, будто мы имеем дело с летописью, составленной современниками Чингисхана и очевидцами событий. Это не так. Чаще всего мы имеем лишь весьма поздние версии летописей, созданные спустя сотни лет после событий.

Безусловно, в основе письменных документов лежит какая-то реальность. Однако одно и то же реальное событие могло отразиться в нескольких разных источниках существенно по-разному. Иногда настолько по-разному, что на первый взгляд невозможно поверить, что перед нами два разных описания одного и того же события. Поэтому, когда читатель прочтет в нашей книге фразу вроде: «такой то исторический деятель является дубликатом или отражением другого исторического персонажа», это вовсе не означает, что один реальный человек в прошлом был «отражением» или «дубликатом» другого реального человека (что было бы бессмыслицей).

Речь о другом. О том, что в современном «учебнике по древней истории» один и тот же реальный человек, например тот же Чингисхан, представлен (описан) несколько раз. Под разными именами и даже отнесен в различные эпохи! Но нужно понимать, что эта реальная личность размножилась лишь на бумаге, но не в действительности. Вопрос же о том, когда и где этот человек жил «на самом деле», должен быть изучен специально.

Не менее сложен и другой вопрос: как его звали «на самом деле»? В древности у людей часто было по многу имен-прозвищ. Более того, попадая на страницы разных летописей, реальные люди иногда приобретали и новые «имена», под которыми они современникам не были известны. Это могло быть - и случалось неоднократно! - следствием ошибок, путаницы, неправильных переводов текстов и т. п.

Наконец, изучая письменную историю, нужно постоянно помнить о том, что слова, имена, географические названия могли со временем менять свой смысл. Одно и то же слово могло обозначать в разные исторические эпохи совсем разные понятия. Кроме того, многие географические названия «перемещались» по карте с течением веков. Географические карты и названия на них «застыли» лишь с началом книгопечатания, когда появилась возможность печатать и распространять множество одинаковых экземпляров одной и той же карты для практических целей мореплавания, обучения и т. п. А до этого момента каждая из карт была уникальна, и в них царил пестрый разнобой.


О Новой хронологии

Созданная окончательно в XVII веке н. э. и принятая сегодня хронология истории древнего и средневекового мира, по-видимому, неверна. Это понимали многие выдающиеся ученые. Но построить новую, непротиворечивую концепцию истории оказалось очень сложной задачей.

Данную проблему разрабатывают в своих трудах и авторы настоящей книги. Окончательная в целом версия хронологии древней и средневековой истории была предложена А.Т. Фоменко в 1979 году. В дальнейшем исследованием вопроса занималась группа математиков под руководством А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, в основном в Московском государственном университете. Подчеркнем, что новая концепция основывается, прежде всего, на анализе исторических источников методами современной математики и обширных компьютерных расчетах. Сейчас мы надеемся, что находимся на завершающем этапе долгого пути.

В 1995 году вышла наша книга «Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима», где подробно обоснован сформулированный нами в 1993 году новый взгляд на историю «Монгольской» империи. Это слово берется в кавычки потому, что, как мы считаем, знаменитая средневековая «Монгольская» империя не имеет отношения к современной Монголии, а само слово «Монголия» происходит от слов «много», «множество», «мощь», легким искажением которых является греческое «Мегалион», то есть «Великий».

Исследуя русскую историю, мы обнаружили, что принятая сегодня ее версия, по-видимому, сильно искажена. Оказалось, что в действительности средневековая Русь и Великая «Монгольская» орда - это одно и то же. Конечно, это пока всего лишь наша гипотеза. Но появляющиеся новые данные не только подтверждают, но и все более усиливают ее значение.

Основанное на этой гипотезе новое и, по-видимому, правильное понимание русской истории оказалось тем ключом ко всей средневековой истории, которого недоставало нашим предшественникам.

Ниже приводится список наших основных работ по хронологии.

Фоменко А.Т. Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии: Распознавание и датировка зависимых текстов, статистическая древняя хронология, статистика древних астрономических сообщений. М.: Изд-во МГУ, 1990. 440 с.

Критикуется принятая сегодня версия хронологии древности, обоснованы новые эмпирико-статистические методы исследования летописей, обнаружены три основных хронологических сдвига. Предложена схема новой, существенно более короткой хронологии древнего мира. Впервые предложена новая датировка Рождества Христова XI веком н. э., то есть на 1000 лет позднее общепринятой.

Фоменко А.Т. Глобальная хронология: Исследования по истории древнего мира и средних веков. Математические методы анализа источников.

Глобальная хронология. М.: Изд-во механико-математического ф-та МГУ, 1993. 408 с.

Выявлен поразительный параллелизм между событиями, описанными в Библии, и событиями истории средневековой Европы X–XVI веков н. э.; рассказано о передатировках многих астрономических явлений, ранее относившихся к глубокой древности.

Расширенное переиздание этих двух книг вышло под названием «Методы статистического анализа исторических текстов». Приложения к хронологии. Т. 1.2 (М.: Крафт+Леан, 1999).

Калашников В.В., Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Датировка звездного каталога «Альмагеста»: Статистический и геометрический анализ. М.: Факториал, 1995. 286 с. Второе дополненное издание вышло под названием «Астрономический анализ хронологии» (М.: Финансово-издательский дом «Деловой экспресс», 2000).



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...