Стихи А. А. Фета. Красота природы. «Весенний дождь. Весенний дождь

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

На этом уроке вы познакомитесь с особенностями творчества А.А Фета, проведёте анализ его стихотворения «Весенний дождь».

Вы видите старого человека, с лысой головой и бородой. Классиков мы привыкли видеть изображенными именно таким образом - в почтенном возрасте и когда их заслуги уже были признаны. Поэтому возникает мысль, что изображенный человек всегда был таким, как на портрете, как господь Бог, каким его изображают в церкви.

Фет не всегда был таким маститным старцем. Был он и мальчиком, и юношей. Более ранние его портреты показывают офицера с усами, примерно как и молодого Льва Толстого (рис. 2).

Рис. 2. Афанасий Фет ()

Афанасий Фет, как и многие русские дворяне, отдал дань военной службе. Он был гвардейским кавалеристом и вышел в отставку в чине штаб-ротмистра. Это приличное звание.

Фет вышел в отставку, женился и стал помещиком. Это, пожалуй, самая интересная его особенность как человека. Он был не простым помещиком, а активным, деятельным. Эта его черта поражала и поражает до сих пор. Принято было считать, что хозяйство и помещичьи дела - это нечто не поэтическое, это то, чем поэт не должен был бы интересоваться и заниматься всерьёз. В традиционном представлении, поэт - это дитя эфира, человек, который не привязан к материальному миру, не заботится о его устройстве. Конечно же, это представление несколько надуманное, преувеличенное, но что-то справедливое в нём есть.

Если рассмотреть биографии самых знаменитых, самых крупных поэтов XIX века (Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.), то хозяйственных пристрастий и интересов там нет. Как правило, эти люди действительно не слишком заботились о практической жизни, о её обустройстве и тому подобных непоэтических нуждах. А Фет заботился.

Он был очень успешным, деятельным помещиком, очень опытным. Отдавал этому делу очень много времени и сил.

Кроме того, что Фет сочинял стихи и был помещиком, он много переводил с латинского языка (с классиков древнеримской поэзии) и с немецкого языка, который был ему родной, как и русский. Фет был немцем по происхождению, но русским помещиком и русским поэтом.

Он переводил трагедию Гёте «Фауст» - крупнейшее произведение немецкого классика (рис. 3).

Рис. 3. Иоганн Гёте ()

И даже замахивался на перевод крупнейшего труда немецкого философа Иммануила Канта (рис. 4).

Рис. 4. Иммануил Кант ()

Фет был прекрасно образованным человеком, хорошо знал философию, и размах у него был эпический. Но, несмотря на то что он брался за переводы таких крупных, серьёзных творений, нам он прежде всего памятен как автор небольших лирических стихотворений. Крупных произведений он не писал, в отличие, например, от Пушкина (рис. 5), Некрасова и других своих старших современников.

Рис. 5. А.С. Пушкин ()

Фет - помещик и поэт

В школьном курсе литературы часто встречаются такие названия уроков, как «Красота родной природы» , «Родная природа» . Это не всегда бывает оправдано, потому что многие прекрасные стихи о природе написаны так, что неважно, русская она или нет. Например, Фёдор Тютчев (рис. 6) - современник и коллега Фета - много прожил в Германии, Италии и России. Он писал о природе. Как правило, невозможно сказать, какая природа у Тютчева - это природа вообще.

Рис. 6. Фёдор Иванович Тютчев ()

Что касается Афанасия Фета, это совершенно оправдано. Природа в его произведениях - русская. Этот немец как мало кто выразил особенности русского пейзажа. Наверное, так случилось потому, что он был помещиком - человеком, который имел с землёй конкретные отношения - трудовые, как крестьянин. Он, конечно, не сеял, не пахал, но лично занимался хозяйством (рис. 7).

Рис. 7. Афанасий Фет в своём поместье ()

Природа для него была не природой сада, в котором можно просто прогуливаться, не природой полей, по которым можно ездить на коне ради развлечения, ради крепости физической, как это любил делать Пушкин. Для Фета природа - это источник жизни, источник хлеба. Весенний дождь тоже имеет для автора двоякое значение. Для Фета, с одной стороны, небеса - это лейка для его полей, а с другой стороны, это некоторая красота, это то, что можно созерцать. Такая двойственность восприятия человека, который в природе одновременно и действует, и её созерцает, очень характерна. Может быть, поэтому пейзажи природы у Фета всегда такие конкретные, определённые, узнаваемо российские, русские.

Стихотворение «Весенний дождь» очень характерно для Фета потому, что он сам стоит на одном месте, как человек, который прирос к земле, это центр его мира. Из этого центра он смотрит. Он не путешественник, не турист в этой природе, в этом пейзаже, в этом ландшафте. Поэтому и пейзаж конкретен. Он носит национальные, местные, характерные черты. Фет является певцом родной природы.

«В разрывы облак солнце блещет…»

Часть неба уже затемнена облаками, но где-то сверкает солнце. Так любили изображать старые художники: золото и лазурь - всё рядом (рис. 9).

Рис. 9. Ф. Васильев. «Мокрый луг» ()

«И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет».

Все много раз видели в детской песочнице или на берегу реки, как воробьи купаются в реке. То есть человек, который стоит у окна, видит всё сразу: от неба до земли, от мелкого до большого. Это создаёт картину движения, размаха, масштаба, воздуха, света и ожидания чего-то.

Обратите внимание на рифму блещет - трепещет :

«Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет».

На первый взгляд, это простая рифма, но она неслучайна. И то, и другое - в движении: и воробей, и небо. Может быть, что-то общее заставляет их двигаться, блестеть и трепетать. Мы вправе сделать такое предположение.

«А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса…» (рис. 11)

Рис. 11. А. Горбов. «Будет дождь» ()

Идёт стена дождя. В городе это нечасто видно, но за городом, в путешествии из окна машины или поезда, во время прогулки по полю, когда приближается дождь или гроза, часто видно, как солнце ещё сияет и идёт действительно стена. Дождь видно как бы со стороны: он весь подсвечный, он переливается. Виден серый занавес от неба до земли. Автор стоит у окна и сквозь него видит панораму, весь мир предстаёт целиком. Это мир, охваченный одним взглядом, одним штрихом.

У завесы есть интересное свойство. Она существует, чтобы что-то скрывать. Предположим, что перед нами театр пейзажа, театр природы. На нас идёт, качаясь, занавес, за которым, наверное, что-то есть. Занавес прозрачный, и автор сразу сообщает, что за ним - лес. Этот лес, который скрыт за золотым двигающимся занавесом, становится чем-то таинственным, влекущим. Читатель, как и автор, стоит у окна (на месте), но перспектива углубляется: всё видится дальше и дальше: воробей - небо - завеса - лес. Становится интересно, что же в лесу, хочется посмотреть, что дальше, потому что опушка леса - это следующий занавес, следующая завеса.

Фет в этих нескольких строчках ставит перед нами целую цепь зрительных загадок. Мы видим планы, как будто это - театральная сцена. Автор приглашает нас задуматься, что ещё может быть в этом мире таинственного и интересного? И всё это в двух четверостишиях. Всё это необычайно лаконично.

В момент, когда читатель вместе со взглядом автора доходит до дальнего леса, Фет делает неожиданный кавалеристский манёвр. Он резко отступает назад:

«Две капли брызнули в стекло…» (рис. 12)

Мы опять видим стекло и две капли. Всё представлено очень конкретно (рис. 13).

Рис. 13. М. Горбань. «Натюрморт» ()

Две конкретные капли - это первые вестники. Это значит, что завеса подошла вплотную, она уже перед нами. Пространство снова сворачивается, стягивается.

«От лип душистым медом тянет…»

Речь идёт о садовых липах, которые помещик Фет высадил, а потом перенёс в стихи (рис. 14).

Рис. 14. А. Герасимов. «После дождя» ()

«…И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит».

Последние две строки произведения обладают уникальной особенностью, которая и делает Фета большим лирическим поэтом. Графоман (человек, который обладает склонностью к разного рода сочинительству) написал бы проще. Например, так: «дождь пришёл…» . Фет говорит: «что-то подошло» . Он намекает читателям на некую мысль. Мы знаем, что это дождь. Но автор не хочет назвать его своим именем, потому что, наверное, этот дождь не просто дождь. То есть, с одной стороны, это дождь, а, с другой стороны, это вся природа, душа этой природы, некто таинственный, кто стоит за ней. Он подошёл и стучится.

На этом всё заканчивается. Фет нам ничего не объясняет. Вот эта широкая природа, в которую он смотрел, придвинулась к нему, оно уже на грани того, что что-то произойдёт. Ожидание свершится. Но что именно свершается, остаётся непонятным. На самом деле, понятно - идёт обычный весенний дождь, но то, как Фет нас готовит к его приходу, то, что он предлагает нам пережить - это нечто большее, чем ожидание обычного весеннего дождя. Видимо, автор хочет сообщить, что у природы есть какая-то тайна, что в ней есть что-то такое, что не сводится к отдельным её явлениям. Фет передаёт читателям не какой-то перечень событий, не какой-то рассказ, а своё восприятие мира и природы в целом. Это довольно интересное восприятие.

Есть понятие мужские и женские стихи или проза. Если снова перечитать стихотворение и спросить себя, кто рассказчик, дать ответ будет сложно. Если прочитать это стихотворение в первый раз как неизвестное, без подписи, невозможно сказать, это мужчина или женщина, старый человек или молодой. Это неслучайно. Точка зрения Фета на мир в данном стихотворении предельно обобщённая, освобождённая от личного опыта человека, от его биографии. Это взгляд человека вообще. Взгляд человеческой души, очищенной от каких-то случайных событий.

Главное в этом стихотворении - настроение и переживание мира, которое похоже на состояние спокойного счастья. Кажется, что этот помещичий сад, который находится перед нашими глазами, это некоторый безмятежный мир. Это такая идеальная страна гармонии. Такую страну когда-то, ещё во времена Древней Греции, придумали поэты и назвали её Аркадией.

Аркадия - место, где беззаботно, счастливо живётся.

Это мир, в котором ничего не происходит, в котором нет бурь, столкновений, где никто ни с кем не спорит, не происходит потрясений и войн, а течёт спокойная, неторопливая, мирная жизнь на фоне деревенской природы. Там есть леса, пастухи и овцы. Но там нет ни государства, ни политики, ни раздоров, ни спор из-за имущества. Там есть её величество Природа и человек, который может этой природой наслаждаться, освобождаясь от своих дурных настроений, душевных смут, всяческих невзгод.

Такой условный, идеальный, поэтический мир Афанасий Фет показывает в своём маленьком стихотворении «Весенний дождь». Всего 12 строчек, в которых много всевозможных значений.

Список литературы

1. Учеб-ник-хре-сто-ма-тия для 5 клас-са / под ре-д. Ко-ро-ви-ной В.Я. - М. «Про-све-ще-ние», 2013.

2. Ахметзянов М.Г. Учебник-хрестоматия «Литература в 5 классе в 2-х частях» - Магариф, 2005.

3. Е.А. Самойлова, Ж.И. Критарова. Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях. - М. Ассоциация XXI век, 2013.

1. Интернет портал «Афанасий Афанасьевич Фет» ()

2. Интернет портал «Стихи великих русских поэтов» ()

Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь».

2. Каким представлен мир читателям в стихотворении «Весенний дождь»?

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Весенний дождь».

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

А.А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения. Как писал сам А.А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности.

Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» обычно датируется 1857 годом. Даже если есть какие-то спорные моменты в определении его даты, сразу ясно, что это шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно:

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости:

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли») производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести:

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Краски, звуки, запахи - все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

Читать стих «Весенний дождь» Фета Афанасия Афанасьевича правильнее со спокойными интонациями. Стихотворение, написанное предположительно в 1857 году, создано таким образом, что вызывает не чувство грусти, а умиротворение. В названной лирике определённо ощущается опыт и мастерство автора в передаче пейзажных зарисовок.

Произведение описывает обстановку перед самым началом дождя. Фет не стремился создать гнетущую атмосферу, предвещающую страшную грозу. Он предпочёл при помощи тонко подмеченных мельчайших деталей передать состояние природы в ожидании спокойного весеннего дождя. Автор обрисовал на первый взгляд повседневную картину немного пасмурного дня, когда солнце периодически выходит из-за облаков. Но, по известной многим народной примете о купающихся в пыли или песке воробьях, читатели могут догадаться, что приближается дождь. Именно это приближение во втором четверостишие описано уже не буднично, а очень поэтично. Льющаяся с неба вода для автора словно завеса, приближающаяся и укрывающая опушку леса «золотой пылью». В стихотворении поэт прямо не говорит о дожде, используя местоимение «что-то». Но на это природное явление чётко указывает название и вполне понятные красочные описания. Прочитав прекрасное стихотворение полностью, легко ощутить свежесть, которую приносит с собой начинающийся дождь, усиливающий окружающие запахи. Фет сравнивает аромат, исходящий от лип, с душистым мёдом. Гениальность авторского слова позволяет представить, как несколько капель быстро появляются на стекле, а затем дождь становится сильнее и начинает барабанить по листьям в саду.

Текст стихотворения Фета «Весенний дождь» принято рассматривать на уроке литературы (3-5 класс) в рамках пейзажной поэзии автора. Учить стихи онлайн или скачать можно на нашем сайте.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...