Разработка программы производственного контроля качества питьевой воды. О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды
Наша компания разработает для Вас в сжатые сроки Программу производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями:
- ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Правилами установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды;
- Методических рекомендаций по обеспечению выполнения требований санитарных правил и норм.
Рабочая программа составляется индивидуально для каждого пользователя недрами, который осуществляет добычу подземных вод для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения. Рабочая программа контроля качества питьевой воды представляется на согласование в территориальный отдел государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вашем городе или районе (по состоянию на 1 января 2016 года такие функции осуществляют территориальные отделы управления (ТОУ) Роспотребнадзора). Наши специалисты готовы взять на себя не только разработку рабочей программы производственного контроля качества, но и ее сопровождение при согласовании.
Программа производственного контроля служит для целей:
- Обеспечения безопасности питьевой воды в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредности воды по химическому составу и благоприятности органолептических свойств воды (вкус, запах, мутность) для человека.
- Соблюдения соответствия показателей нормативным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
- Предотвращения загрязнения подземных вод.
Реализация рабочей программы позволяет:
- Дать оценку состоянию подземных вод и контролировать соответствие показателей нормативным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
- Постоянно контролировать состав воды , который может изменяться в силу природных причин или вследствие влияния человеческой деятельности.
- Со временем оптимизировать перечень показателей (обобщенных, химических, радиологических и бактериологических) и периодичность отбора, что немаловажно для экономии бюджета предприятия.
Наличие и выполнение условий собственной Программы производственного контроля качества питьевой воды , а также соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1074-01 убережет пользователя недрами от штрафных санкций со стороны контролирующих органов .
Результатом реализации рабочей программы являются сведения о качестве питьевой воды.
Контроль качества питьевой воды должен выполняться параллельно с контролем количества подземной воды в водоносных пластах (горизонтах). С целью реализации такого контроля разрабатывается программа мониторинга подземных вод. Составлению таких программ посвящена отдельная статья на нашем сайте.
Основные разделы рабочей программы контроля качества питьевых вод:
- Характеристика хозяйственной деятельности пользователя недрами и водозаборного узла (далее ВЗУ), в т.ч. водозаборных скважин.
- Данные о нормативах контролируемых показателей (см. Табл.1.).
- Перечень показателей и периодичность отбора , которые должны быть определены с учетом санитарных требований: микробиологические показатели, органолептические показатели, обобщенные показатели, неорганические и органические вещества (природного и техногенного происхождения), показатели радиационной безопасности.
- Карта-схема точек отбора проб воды.
- Необходимый план по улучшению качества питьевых подземных вод (строительство или модернизация системы водоподготовки ).
- Описание и анализ фоновых значений химических показателей водоносных горизонтов, характерных для данного ВЗУ и близлежащих окрестностей.
- Список нормативных документов и методика определений показателей.
Грамотно составленная рабочая программа учитывает индивидуальные особенности хозяйственной деятельности недропользователя, информацию о химическом состоянии воды до и после прохождения водоподготовки (при ее наличии). Все это предопределяет перечень контролируемых показателей.
Программа утверждается на срок не более 5 лет. При этом в течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с ТОУ Роспотребнадзора.
Особенно важна реализация контроля качества питьевой воды при ее использовании для хозяйственно-питьевых нужд населения , а также в районах с развитой промышленностью, сельским хозяйством, вблизи свалок твердых бытовых отходов и на других территориях со сложной экологической обстановкой.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
2. Установить, что программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления, применяются до окончания срока их действия.
3. Реализация полномочий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 января 2015 года N 10
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями (далее соответственно - качество воды, организация, осуществляющая водоснабжение, производственный контроль).
Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, соответствуют значениям, определенным законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3. Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя:
а) отбор проб воды;
б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;
в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
4. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
5. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).
Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.
6. Программа производственного контроля включает в себя:
а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;
в) указание частоты отбора проб воды.
7. Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.
8. В программе производственного контроля в отношении каждого показателя, по которому осуществляется контроль, указывается методика определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения.
9. Территориальный орган вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и увеличить частоту отбора проб воды при наличии:
а) несоответствия качества воды требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;
б) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;
в) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;
г) изменения технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.
10. Программа производственного контроля в течение срока ее реализации может корректироваться по согласованию с территориальным органом в части изменения по эпидемиологическим показаниям перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и изменения частоты отбора проб воды.
Правопреемники организаций, осуществляющих водоснабжение, вправе осуществлять производственный контроль в соответствии с программой производственного контроля этой организации.
11. Для организаций, осуществляющих водоснабжение, имеющих несколько водозаборных сооружений, в том числе связанных с использованием подземных водных объектов, объединенных общей зоной санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и эксплуатирующих 1 водоносный горизонт, программа производственного контроля должна предусматривать отдельные разделы для каждого водозаборного сооружения с учетом его особенностей.
12. Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее представления).
Территориальный орган рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).
13. Основанием для принятия решения об отказе в согласовании программы производственного контроля является:
а) программа производственного контроля не соответствует всем требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил;
б) предусмотренные программой производственного контроля показатели, по которым осуществляется контроль, места отбора проб воды и частота отбора проб воды не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
14. В уведомлении территориального органа о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.
В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).
15. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).
16. Согласованная территориальным органом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.
17. Отбор проб воды осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией.
18. Отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:
а) из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;
в) в распределительной сети.
19. Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
20. Организация, осуществляющая водоснабжение, указывает данные, полученные по результатам лабораторных исследований и испытаний, проведенных в рамках производственного контроля, в журнале контроля качества воды, который ведется в бумажной форме или в электронном виде.
21. Оформленные результаты лабораторных исследований и испытаний являются документальным подтверждением соответствия либо несоответствия качества воды нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
22. Организация, осуществляющая водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направляет территориальному органу выписку из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом).
23. Организация, осуществляющая водоснабжение, обеспечивает:
а) для территориального органа - беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды;
б) для органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления - предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;
в) для иных лиц - предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 08.01.2015,
N 0001201501080013
Качество питьевой воды оценивается комплексом различных показателей, определяемых санитарно-химическим и гидробиологическим анализом.
Полный санитарно-химический анализ воды включает несколько десятков определений: температуры, запаха, цветности, мутности, взвешенных веществ и их зольности (для исходной воды); жесткости общей, карбонатной и некарбонатной; щелочности; содержания сульфатов, хлоридов, нитритов, нитратов, фосфатов, силикатов, аммиака солевого и альбуминоидного; ионов Са2+, Mg2+, Mn2+, Fe2+, Fe3+, А13+ (остаточный), Cu2+, Zn2+, F"; плотного остатка; углекислоты свободной и связанной; растворенного кислорода; окисляемости, БПК5 (для исходной ), рН, общего числа бактерий; числа бактерий группы кишечной палочки. Кроме перечисленных определений исходная вода не реже 1 раза в год анализируется на содержание радиоактивных веществ, соединений селена, стронция, ионов Мо2+, Ве2+, Pb2+, As3+, As5+, и в случае их постоянного обнаружения эти определения включаются в полный анализ.
Повседневный контроль качества воды обеспечивается значительно меньшим числом анализов. Характер и число показателей, по которым осуществляется повседневный контроль, могут значительно изменяться в зависимости от вида водоисточника, методов обработки воды и требований, предъявляемых к воде потребителем.
Требования к качеству воды, используемой для нужд промышленных и сельскохозяйственных предприятий или другими потребителями, в каждом конкретном случае обосновываются специалистами, отвечающими за качество производимой продукции или оказываемых услуг.
Для каждой централизованной системы питьевого водоснабжения эксплуатационной организацией разрабатывается специальная программа, в которой обосновывается перечень контролируемых показателей и регламент проведения контроля. Программа согласовывается с органами Госсанэпидемнадзора. Общие требования к организации и методам контроля качества воды определены в ГОСТ Р51232-98.
Необходимость и частота определения того или иного показателя зависят от цели, с которой выполняется анализ. Основные показатели, быстро изменяющиеся в процессе очистки, например мутность и цветность, по которым нормируется качество воды, определяются часто. Для их определения на крупных станциях применяют автоматические регистрирующие приборы. Если на очистной станции предусмотрено кондиционирование ионного состава воды, постоянно контролируется показатель, по которому осуществляется кондиционирование. Часто определяются и показатели, характеризующие санитарное состояние воды.
Часть технологических показателей определяют с целью контроля за условиями протекания процесса обработки воды. К их числу относятся, например, температура, рН, щелочность. Функцией температуры является вязкость воды, а следовательно, и силы сопротивления частицам в процессе их осаждения. От температуры зависит растворимость в воде газов и скорость окислительных процессов. Температура существенным образом влияет на скорость и глубину процесса умягчения. Резкие колебания температуры даже на 1-2°С осложняют работу осветлителей водоумягчитель - ных установок.
Активная реакция среды является технологическим параметром при процессах коагуляции, умягчения, обезжелезивания. Значением рН определяется состояние химических равновесий в воде, растворимость гидроксидов алюминия и железа. Величина рН - важнейший показатель при оценке коррозионных свойств воды и ее стабильности.
Определение щелочности является одним из вариантов технологического контроля некоторых процессов. От величины щелочности исходной воды зависят дозы реагентов.
При обработке воды ее качество зависит и от остаточных концентраций применяемых реагентов. Концентрации алюминия, полиакриламида, железа и других соединений строго нормируются в питьевой воде. Определение остаточных концентраций хлора и озона проводится непрерывно автоматическими регистрирующими приборами, а в случае невозможности такого контроля - 1 раз в час. Столь частое выполнение этих анализов диктуется необходимостью поддержания определенной остаточной концентрации окислителя для достижения требуемого бактерицидного эффекта. Кроме того, по этим показателям контролируется доза окислителя.
Однако для исходной воды данные полного санитарно-хими - ческого анализа еще не могут дать полного представления о свойствах воды.
В связи с этим в практике водоподготовки широко применяют технологические анализы воды, позволяющие оценить ее качество с точки зрения возможности обработки воды тем или иным методом и выбрать оптимальные дозы реагентов. К числу таких анализов относятся пробные коагулирование, углевание, хлорирование, обезжелезивание, стабилизация воды и т. д.
Как правило, качество воды контролируют на всех этапах ее обработки, поэтому перед каждым сооружением и после него должны быть предусмотрены приспособления для отбора проб. Качество воды контролируют не только на очистной станции, но и в распределительной сети. При этом места отбора проб выбирают с таким расчетом, чтобы можно было оценить качество воды во всех основных магистральных водопроводных линиях и в наиболее возвышенных и тупиковых участках уличной распределительной сети.
Общее число анализируемых проб должно быть при численности обслуживаемого населения: до 10 тыс. человек - не менее 2; до 20 тыс. человек - не менее 10; до 50 тыс. человек - не менее 30; до 100 тыс. человек - не менее 100 и при большей численности населения - не менее 200 анализов в месяц. Во всех отобранных пробах определяется общее микробное число, количество общих и термотолерантных колиформных бактерий, содержание колифагов, мутность, цветность, запах и привкус воды.
Контроль водоподготовки и водного режима в промышленности состоит:
Из текущего, осуществляемого обычно круглосуточно по приборам или упрощенными методами ручного анализа сменным персоналом лабораторий, аппаратчиками водоочистных установок, операторами котельных и тепловых пунктов;
Углубленного периодического, включающего полные анализы разовых или средних проб, в том числе приборные и ионито - вые методы контроля, анализ реагентов, отложений (накипи, продуктов коррозии и др.);
Специального, предусматривающего внутренние осмотры оборудования (баков, фильтров, осветлителей, деаэраторов и т. п.), контроля при очистках и промывках от отложений: парогенераторов, турбин, теплообменников (водных, щелочных и кислотных) и установки специальных индикаторов (рис. 1.3).
Трубчатые индикаторы устанавливают на байпасе к обследуемому трубопроводу для периодического контроля состояния его внутренней поверхности с возможностью их извлечения, осмотра и измерения без отключения трубопровода от сети.
Производственный контроль может быть местным и централизованным. Он должен обеспечивать нормальный ход технологического процесса и своевременно оповещать об изменениях качества исходной и обрабатываемой воды. Контроль осуществляют круглосуточно и его разделяют: на гидравлический, химико-бактериологический и гидробиологический, выполняемый лабораторией водоподготовительной станции (за проведение анализов отвечает заведующий лабораторией станции); технологический, производимый дежурным персоналом по станции под наблюдением главного инженера или начальника станции и включающий контроль за своевременной заготовкой растворов реагентов, их концентрацией и подачей в сооружения станции, а также за работой всех сооружений, включая хлора - торные и аммонизаторные.
Для этого на водоподготовительных станциях любого назначения необходимо предусматривать установку приборов с целью контроля:
Расхода воды, поступающей на станцию; чистой, подаваемой в резервуары; поступающей на каждое водоочистное сооружение и на промывку фильтров; подаваемой в сеть водопотребителей и на собственные нужды станции;
Уровня воды в отстойниках, фильтрах, а также резервуарах, промывных и реагентных баках; потерь напора в фильтрах и отдельных участках трубопроводов;
Давлений на всасывающих и напорных линиях трубопроводов;
Автоматического дозирования вводимых в воду реагентов;
Качества воды, поступающей на станцию, обработанной после сооружений и подаваемой потребителям.
Контрольные замеры, обходы и наблюдения за работой сооружений осуществляют в определенные сроки, устанавливаемые эксплуатационными инструкциями. О периодичности химического контроля можно судить на приведенном ниже примере производственного регламента взятия проб воды в схеме ее ионитового обессоливания (цифры указывают интервал в часах между взятием проб воды на анализ).
Для получения представительных результатов при проведении анализа необходимо, чтобы свойства воды в отобранной пробе не изменялись в промежутке времени от момента взятия пробы до ее поступления на анализ. В табл. 1.4 представлены некоторые приемы консервации проб воды.
Статья 25. Производственный контроль качества питьевой воды, качества горячей воды
1. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
2. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.
4. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
5. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
6. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя:
1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов;
3) указание частоты отбора проб воды.
7. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
8. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и увеличить частоту отбора проб воды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии:
1) несоответствия качества питьевой воды, горячей воды требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;
2) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;
3) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;
4) изменения технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.